Взаимодействие религиозных организаций и государства в современной России: на примере Русской православной церкви тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат наук Зенков, Алексей Рудольфович

  • Зенков, Алексей Рудольфович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 167
Зенков, Алексей Рудольфович. Взаимодействие религиозных организаций и государства в современной России: на примере Русской православной церкви: дис. кандидат наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Москва. 2013. 167 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Зенков, Алексей Рудольфович

СОДЕРЖАНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

Глава 1. Теоретико-методологические и прикладные аспекты политологического анализа взаимодействия религиозных организаций и Российского государства

1.1 Религиозные организации и их политико-правовое положение в

Российском государстве (на примере Русской православной церкви)

1.2 Особенности взаимосвязи светской и церковной власти в православии.

Глава 2. Механизмы взаимодействия Российского государства и Русской православной церкви в современных условиях

2.1 Русская православная церковь в контексте развития гражданского

общества в России

2.2 Механизмы обеспечения отношений между РПЦ и государством

Глава 3. Роль РПЦ в духовно-политической консолидации современного общества

3.1 Роль РПЦ в налаживании межрелигиозного диалога

3.2 Традиционные и инновационные тенденции эволюции Русской

православной церкви

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Взаимодействие религиозных организаций и государства в современной России: на примере Русской православной церкви»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы диссертационного исследования. В ходе произошедшей в России в 90-х гг. XX века серьезной социально-политической трансформации на сегодняшний день в стране сложились особые условия организации деятельности религиозных институтов. Эти условия определяют как их нормативно-правовой статус, так и оценку места и роли религиозного фактора в жизни общества и государства, включая его политическую систему.

По нашему мнению, можно говорить о том, что сегодня в обществе в целом возрастает роль религиозных институтов и, прежде всего, традиционных для Российской Федерации конфессий. Русская православная церковь, Совет муфтиев России, Конгресс еврейских религиозных общин и организаций России, а также некоторые другие крупные конфессиональные блоки в значительной степени интегрировались в процессы оценки явлений политического, экономического и социального характера.

Однако, принимая во внимание историческую и основополагающую роль православия для российской государственности, провести анализ указанных процессов представляется целесообразным на примере одной из крупнейших как по числу последователей, так и по масштабам влияния религиозных организаций, действующих на территории Российской Федерации, - Русской православной церкви Московского патриархата (РПЦ).

За последние два десятилетия степень участия РПЦ в развитии российского общества существенно возросла. Религиозный институт не только дает собственную оценку процессов, происходящих в стране, но и предлагает свои сценарии развития государственно-религиозных отношений, выдвигает инициативы в рамках решения широкого круга общественно значимых вопросов.

Однако, исследователи по-разному оценивают процесс возвращения религиозной составляющей в светское социально-политическое пространство

страны. В частности, нет единого мнения о том являются ли религиозные организации институтами гражданского общества, способствует ли их участие политической социализации граждан, не нарушает ли общественная деятельность религиозных объединений принципов светскости государства.

Для поиска ответов на поставленные вопросы представляется необходимым обратиться к исследованию характера и содержания деятельности религиозных организаций в сфере общественно-политических отношений в России на современном этапе.

По нашему мнению, на сегодняшний день уже назрела необходимость поиска новых инструментов реализации светского устройства политических отношений в стране, светскости, не подразумевающей отказа от религии и религиозных проявлений в общественной жизни.

При этом проведение политологического анализа указанных вопросов обусловлено не только его теоретической значимостью. По нашему мнению перед российским политологическим сообществом стоит задача углубленного исследования места и роли религии в сфере общественно-политических отношений на современном этапе.

Еще одним фактором, побудившим нас к исследованию сформулированной темы, стали подчас полярные подходы к пониманию происходящего в современном российском обществе процесса десекуляризации социально-политической жизни и, прежде всего, тех явлений, которые его сопровождают.

Очевидно, что обращение к политологическому анализу указанной проблематики представляется актуальным и своевременным. Требуется углубленное исследование, в рамках которого могли бы быть учтены самые последние тенденции в контексте анализируемых изменений. В этом отношении немаловажным представляется и то, что проведение подобного анализа может способствовать формированию универсальных методологических подходов и принципов к исследованию феномена участия религиозных институтов в общественно значимых процессах, нахождению

новых прикладных методов регулирования государственно-религиозных отношений, что в свою очередь указывает на практическую значимость данного исследования.

Степень научной разработанности темы. Следует подчеркнуть, что, несмотря на обширное количество фундаментальных работ и исследований, затрагивающих различные аспекты деятельности религиозных институтов в целом и Русской православной церкви в частности, специальных, политологических исследований, непосредственно посвященных проблеме взаимодействия религиозных организаций с представительствами светских государственных органов, крайне мало. По этой причине в первую очередь выделим наиболее близкие по содержанию и проблематике исследования работы.

Среди трудов, посвященных концептуальным политологическим основам, следует, прежде всего, выделить основателей политической науки Платона, Аристотеля, Полибия и Цицерона,1 которые смогли обобщить и систематизировать доступную на тот момент информацию, что и составило фундамент для последующего развития политики как системы научного знания. Среди трудов, рассматривающих политику на основе цивилизационного фактора развития, следует выделить специальные исследования, предпринятые в древнеиндийском обществе, — Артхашастра Каутилья,2 памятники политической мысли древнекитайской культуры -

1Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / Под общ. ред. А.Ф. Лосева, В.Ф. Асмуса, A.A. Тахо-Годи. Серия «Философское наследие». М.: Мысль. 1990—1994., Аристотель. Сочинения. В 4 т, Серия «Философское наследие». М.: Мысль, 1975—1983., Фриц К. фон. Теория смешанной конституции в античности: критический анализ политических взглядов Полибия. / Пер. с англ., Серия «Профессорская библиотека». СПб: Издательство СПбГУ, 2007., Марк Туллий Цицерон. Речи. В 2 т. / Пер. В. О. Горенштейна. Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек. Серия «Литературные памятники». М.Л., 1962.

2Артхашастра или Наука о политике: Перевод с санскрита и издание подготовил В. И. Кальянов. М., 1993; Вигасин A.A., Самозванцев A.M. Артхашастра. Проблемы социальной структуры и права. М, 1984., Sharma R.Sh. Indian Feudalism. Calcutta, 1965; Шарма Р.Ш. Древнеиндийское общество. M., 1987; Sharma Ruben W. Die Entwicklung von Staat und Rechtim Alten Indien. Berlin, 1968; Государство в истории общества (к проблеме критериев государственности). 2-е издание, исправленное и дополненное. Вступ. ст. Д.Н. Лелюхина и Ю.В. Любимова. М.: Институт востоковедения РАН, 1999.

Чжуан-цзы и Хуайнань-цзы. Некоторые аспекты фундаментальных проблем политологии, такие, например, как природа возникновения государства и государственности рассматривались и раннехристианскими авторами, в частности, Иоанн Златоуст4 сформулировал теорию разделения властей, позднее указанного вопроса касался Иоанн Дамаскин. Однако в наибольшей степени на выработку доктрины, впоследствии получившей название «двух мечей» в Новом времени повлияли работы Августина Аврелия.5

Позднее Н. Макиавелли6 систематизировал раннее сформулированные концепции античных «политиков». Однако уже в эпоху Нового времени появляется большое количество работ, затрагивающих проблемы политического, институционального устройства общества, в которых рассматриваются вопросы соотношения светского и религиозного как в жизни индивида, так и в сфере социально-политических отношений. Так, например, Т. Гоббс,7 определяя роль государства как абсолютного суверена, признавал необходимость существования религиозного института, но в качестве одного из инструментов реализации и контроля государственной

о

власти. Позднее Д. Локк, развивая данную мысль, настоятельно поддерживал идею разделения религиозных и политических институтов, обосновывал невозможность установления государством законов в религиозной сфере и невозможность вмешательства церкви в действия гражданских властей. В качестве одного из условий эффективного функционирования системы гражданского общества (политического устройства) Локк выделял необходимость проведения политики поликонфессионализма, равенства всех, несмотря на идейные и религиозные воззрения. Вместе с тем, следует отметить, что в указанных произведениях

3 Малявин В.В. Чжуан-цзы. М., 1985; Roth Н. The Textual History of the Huainan Tzu. Ann Arbor: AAS Monograph Series, 1992.

4Иоанн Златоуст. Творения в русском переводе. В 12 т. СПб., СПб Дух. Акад. 1895— 1906.

5Deane H.A. The political and social ideas of St. Augustine. N.Y. - L., 1963.

6 Макиавелли H. Сочинения и письма. M.: «ACT», 2004.

7 Гоббс Т., Избранные произведения, т. 1-2., Философское наследие. М., 1964.

8 Locke J. A Letter Concerning Toleration (1689). L., 1800.

6

Нового времени в известной степени еще используется «античная» методология анализа социальных трансформаций, однако уже в более поздних трудах Ж.-Ж. Руссо,9 А. Фергюсона,10 проблемы социально-политического устройства рассматриваются кардинально иначе. Г. Гегель11 рассматривает христианство как «абсолютную и бесконечную» традицию. Государство он рассматривает не только как правовое сообщество, инструмент организации власти, но и как духовный институт и нравственный союз, при этом проявлением нравственности в рамках государства является религия. Очевидно, что в целом на протяжении периода с античности и до Нового времени религиозное в сфере политического осмысливается с достаточной степенью важности и не выносится за скобки социального сознания и политической мысли, вне зависимости от того, как можно трактовать указанное явление.

Исторические аспекты государственно-религиозных отношений достаточно детально представлены в работах Болотова В.В., Голубинского Е.Е., Татищева В.Н., Карамзина Н.М., Карташева A.B., Ключевского В.О., Соловьева С.М., Бердяева H.A., Булгакова С.Н., Маритена Ж.,12 крупных

9 Руссо Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты. М., 1998.Длугач Т. Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества). М.: Изд-во Института философии РАН (ИФРАН), 2006.

10 Фергюсон А. Опыт истории гражданского общества / Пер. с англ. И.И. Мюрберг; Под ред. М.А. Абрамова. М., 2000.

Гегель Г. Философия религии: в 2 т., Философское наследие. М.: Мысль, 1975-1977.

12Болотов В.В., Лекции по истории Древней Церкви: Посмертн. изд. / Под ред. [и с предисл.] проф. А. Бриллиантова. СПб.: Тип. Меркушева, 1907; Булгаков С.Н., протоиер. Православие и государство, Очерки учения православной церкви. 3-е издание; YMCA-PRESS, 11, rue de la Montagne St. Genevieve, Paris 5e, 1989; Голубинский E.E. История Русской Церкви. M., 1900; История Русской Церкви. M.: Общество любителей церковной истории, в 2-т., 2002; Татищев В.Н. История Российская. М.: Изд-во АН СССР. 1962-1968; Карамзин Н.М. История Государства Российского. М.: ЭКСМО-Пресс, 2002; Карташев A.B. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 2. М., 1992; Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 1993; Маритен Ж. Человек и государство. М.: Идея-Пресс, 2000.

церковных исследователей истории Церкви и государства Левшина П., Булгакова М.13

Из современных исследователей следует отметить труды Баглая М.В., Богданова А.П., Богуславского С.А., Кедрова Н.И., Князького И.О., Малинина В.Н., Самарина Ю.Ф., Топорова В.Н., Флоровского Г., Цыпина В.А.14

Непосредственно вопросы соотношения светского и церковного в политическом пространстве в своих работах рассматривают: Андреева JI.A., Василенко И.А., Гордиенко Н.С., Дугин А.Г., Зызыкин М.В., Каневский К.Г., Кайшаури Н.И., Козин A.A., Колеченко А. К., Колосова Е.В., Костюк К.Н., Лобачев А.Е., Лукин П.В., Мигович И.И., Мчедлов М.П., Панарин A.C., Полосин В.С, Расторгуев В.Н., Оврах Н.К., Трофимчук H.A., Филиппов Б.А., Филимонов Э.Г., Хилл К.15

13 Булгаков М., митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви 12 томов. СПб, 1883; Преосвященный Платон (Левшин), Митрополит Московский. Краткая Церковная Российская История. М.: Синодальная типография, 1805.

14 Баглай М.В. Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2007; Богданов А.П. Русские патриархи (1589-1700): В 2 т. М.: ТЕРРА; Республика, 1999; Богуславский С.А. Текстология Древней Руси. Том 1. Повесть временных лет// Языки славянских культур. М., 2006; Кедров Н.И. Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого. М.: 1886; Князъкий И.О. Император Диоклетиан и закат античного мира. СПб.: Алетейя, 2010; Малинин В.Н. История русской литературы. Изд. АН СССР, М., 1945; Самарин Ю.Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович. М., 1880; Топоров В.Н. Язык и культура: об одном слове-символе // Балто-славянские исследования. М.: Наука, 1988; Флоровский Г. протоиерей. Пути русского богословия. Париж: YMCA-Press, 1983; Цыпин В.А. История русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды / 4-е изд. М.: Изд-во Сретенского Монастыря, 2010; Цыпин В.А. Церковное право. М., 1996.

15 Андреева JI.A. Религия и власть в России. Ладомир, 2001; Василенко И.А. Политическая глобалистика. М.: Логос, 2000; Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л., 1987; Гордиенко Н.С. Русская православная церковь в постсоветской России // Актуальные проблемы философии, социологии и культурологии: Учен. зап. Т. V. (Вып. 2). СПб., 2000; Дугин А.Г., Социология русского общества. Россия между Хаосом и Логосом. М.: Академический проект, 2010; Зызыкин М.В. Царская власть и Закон о престолонаследии в России. София, 1924; Патриарх Никон — его государственные и канонические идеи. Варшава, 1931-1939; Каневский КГ. Правовой и фактический статус традиционных конфессий в Российской Федерации Религия и право, 2002; Кайшаури Н.И. Концепция государственной власти в сочинениях Кирилла Белозерского// Кириллов: Краеведч. альманах. Вып. 3. Вологда, 1998; Козин A.A. Принцип разделения светской и духовной власти как явление православного мировоззрения // Учен. зап. Орлов, гос. ун-та. Религиоведение. Орел, 2006; Колеченко А.К. Взаимодействие православного христианина

Отдельно следует отметить исследования, посвященные осмыслению роли религиозного в системе политических отношений, предпринятые религиозными мыслителями современности. Так, следует отметить многочисленные выступления, интервью, проповеди Патриарха Московского и всея Руси Кирилла, Митрополита Волоколамского Илариона (Алфеева), Кураева A.B., Чаплина В.А.16

К этому перечню необходимо отнести разработанные аппаратом РПЦ доктринальные документы «Основы социальной концепции Русской Православной Церкви» и «Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека», материалы Архиерейских и

и власти // Православие и власть: Традиция и современность. СПб., 2007; Колосова Е.В. Православные основы монархической власти в России // Личность, общество, государство. СПб., 2000; Лобачев А.Е. Власть как духовное служение в общественных взглядах П.А. Флоренского // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических дисциплин: Всерос. науч. -практ. конф. М., 2007; Мигович И.И., Трофимчук H.A. Развитие взаимоотношений государства и церкви в контексте нового политического мышления. М., 1990; Мчедлов М.П., Филимонов Э.Г. Социально-политические позиции верующих в России // Социологические исследования. 1999. № 3; Мчедлов М.П., Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России // Вопросы философии, 2006. № 4; Мчедлов М.П. Религиозная идентичность. О новых проблемах в межцивилизационных контактах // Социологические исследования. 2006. № 10; Панарин A.C. Православная цивилизация в глобальном мире. М., 2002; Панарин A.C. Искушение глобализмом. М., 2002; Панарин A.C. Глобальное политическое прогнозирование. М., 2001; Полосин В. Государство и религиозные объединения в современной России // Наука и религия. 1992. № 5; Расторгуев В.Н. Природа самоидентификации: русская культура, славянский мир и стратегия непрерывного образования. М.: ГАСК, 2004; Культурообразующие конфессии -гарант мира в эпоху межцивилизационных конфликтов // Православная Византия и латинский Запад (к 950-летию разделения Церквей и 800-летию захвата Константинополя крестоносцами). М.: Паломн. центр Московской Патриархии, 2005; Филиппов Б.А., Государство и церковь: детерминанты и политика. М.: СТБИ, РХГИ, 1997; Хилл К. Православная церковь и плюралистическое общество // Религия и демократия. М., 1993.

16 Кирилл, патриарх. Свобода и ответственность: в поисках гармонии: права человека и достоинство личности / митрополит Кирилл. М.: ОВЦС МП, 2008; Святая Русь — вместе или врозь?: Патриарх Кирилл на Украине. М.: Данилов мужской монастырь, Даниловский благовестник, 2009; Алфеев И. митрополит, Православие. Том I: История, каноническое устройство и вероучение Православной Церкви. М: Сретенский монастырь, 2008; Кураев A.B. Православие и право: Церковь в свет, государстве / Диакон Андрей Кураев. М: Срет. монастырь, 1997; Кураев A.B. Церковь в мире людей / Диакон Андрей Кураев. М.: Изд. Срет. монастыря, 2006.

Поместных Соборов РПЦ. Периодические издания журналов «Журнал Московской Патриархии», «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», «Церковь и время», ряд Интернет-изданий, посвященных вопросам государственно-религиозной проблематике и др.

К наиболее близким по тематике и содержанию настоящей работы могут быть отнесены диссертационные исследования Потаповой Г.А., Заярного В.В., Цыганова М.Е., Третьякова A.B., Рымкевича Я.А., Рябых Ю.А., Гостюхина A.B., Логинова A.B., Матвиенко В.А., Донцева С.П., Степаковой И.В., Мерзлякова И.Л., Агеева Г.В., Исаева A.B. и Таранюк Ж.П.18

17 Основы социальной концепции Русской Православной Церкви. М., 2000., Основы учения Русской Православной Церкви о достоинстве, свободе и правах человека [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://www.patriarchia.ru/db/text/428616.html.

Потапова Г.А. Историко-политологическое исследование взаимоотношений государства и Русской Православной Церкви, 1917-1999 гг. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Нижний Новгород, 2000; Заярный В.В. Русская Православная Церковь в современном политическом процессе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Ростов-на-Дону, 2003; Цыганов М.Е. Религиозная политика и ее роль в формировании социальной среды. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2003; Третьяков A.B. Политико-правовые отношения Российского государства и Русской Православной Церкви. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2004; Рымкевич Я.А. Место православия в формировании политической культуры российского общества. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. СПб., 2005; Рябых Ю.А. Участие Русской Православной Церкви в политическом процессе в современной России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2005; Гостюхин A.B. Взаимоотношения государства и Русской Православной Церкви как элементов политической системы российского общества: на современном этапе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Чита, 2006; Логинов A.B. Государственно-церковные отношения: политологический анализ. Диссертация на соискание ученой степени доктора политических наук. М., 2006; Матвиенко В.А. Государственно-конфессиональная политика в современной России: приоритеты, особенности, тенденции. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Орел, 2006', Донцев С.П. Русская православная церковь и государственные институты РФ: механизмы политического взаимодействия. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2007; Степакова КВ. Государство и координация межконфессиональных отношений в современной России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. СПб., 2007; Мерзляков И.Л. Государственно-конфессиональные отношения в современном российском политическом процессе. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Саратов, 2008; Агеев Г.В. Трансформация политической системы Российской Федерации в современных условиях. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. М., 2009; Исаев A.B. Социально-политическое партнерство органов государственной власти и Русской Православной

Вместе с тем, несмотря на столь широкий перечень тем и авторов, прямо или косвенно затрагивающих проблемы взаимодействия религиозных институтов и органов государства на современном этапе, целостных политологических исследований, учитывающих новейшие тенденции и изменения в рамках сформулированной темы, еще не проводилось. В совокупности указанные факты свидетельствуют о необходимости глубокого изучения указанного вопроса в рамках предметного поля политологической науки.

Объектом диссертационного исследования являются религиозные организации, их роль в современной российской политике.

Предметом диссертационного исследования являются особенности взаимодействия Русской православной церкви и Российского государства в современных условиях.

Цель исследования - определить роль и место Русской православной церкви в политическом процессе современной России.

Достижение поставленной цели потребовало решения следующих исследовательских задач:

определить политико-правовое положение религиозных организаций в современном Российском государстве;

выявить особенности понимания Русской православной церковью проблемы взаимосвязи светской и церковной властей;

рассмотреть положение религиозных организаций и РПЦ в частности в контексте развития гражданского общества в России;

проанализировать существующие и перспективные механизмы политического взаимодействия между РПЦ и Российским государством;

определить роль РПЦ в процессе налаживания межрелигиозного диалога;

Церкви в современной России. Диссертация на соискание ученой степени кандидата политических наук. Орел, 2011.

выявить традиционные и обосновать необходимость инновационных форм эволюции Русской православной церкви в контексте государственно-религиозных и общественных отношений.

Теоретико-методологические основы исследования. В ходе исследования использовались как общенаучные теоретические методы (системный, гипотетико-дедуктивный, формационный, цивилизационный), так и непосредственно политологические методы (теория политических систем, структурно-функциональный, сравнительный анализ, нормативно-ценностный анализ). При рассмотрении концептуальных основ взаимодействия религиозных организаций и органов государства автор придерживался системного анализа, что позволило выявить роль и место религиозных организаций, их политико-правовое положение в современной России. Обращаясь к изучению особенностей взаимосвязи разных форм власти в православии, диссертант использовал как общенаучный исторический метод, так и специальные политологические методы — нормативно-ценностный, компаративный. Это позволило выявить ряд общих тенденций и причин формирования определенных моделей государственно-религиозного взаимодействия в Российском государстве.

Во второй части исследования изучая практику взаимодействия Российского государства и Русской православной церкви автор придерживался системного подхода. Для определения роли РПЦ в развитии российского гражданского общества автором был применен исторический подход и метод сравнительного анализа, частично, для обоснования необходимости устройства российской модели гражданского общества был использован цивилизационный метод, а также структурно-функциональный анализ. Исследование существующих и перспективных механизмов обеспечения отношений между РПЦ и Российским государством стало возможным благодаря использованию контент-анализа.

Путем анализа политической информации автор смог обосновать возможность участия Русской православной церкви в процессах

противодействия политико-религиозному экстремизму и иным формам экстремистской деятельности. Также путем анализа политической информации автор смог определить тенденции эволюции РПЦ в условиях социально-политической трансформации современного российского общества.

Теоретическими источниками исследования стали выше обозначенные научные труды и публикации отечественных и зарубежных авторов, материалы тематических конференций, круглых столов, дискуссий, посвященные исследованию государственно-религиозных отношений в целом и взаимодействию между РПЦ и институтами государства, в частности.

Эмпирическую базу исследованию составляют международные и российские законодательные и нормативно-правовые акты, материалы российской и иностранной периодики, справочной литературы, материалы ФОМ, ВЦИОМ, Левада-центра, материалы Архиерейских и Поместных Соборов РПЦ, института Межсоборного Присутствия Русской православной церкви, материалы официального сайта РПЦ, а также интернет-сайтов отдельных Синодальных учреждений РПЦ.

Основные положения выносимые на защиту.

1. В рамках современной политологии феномен участия религиозных организаций в светском пространстве требует иного рассмотрения по сравнению с прежними научными традициями и подходами. Это во многом объясняется кардинальным переосмыслением места и роли религиозных организаций как акторов социально-политических процессов в контексте существования различных форм «светскости» государственной организации. Например, если в СССР «принцип светскости» в значительной степени базировался на неприятии религиозных аспектов в сфере общественно-политических отношений, то в современной российской практике указанный принцип не устанавливает в качестве обязательного условия полную элиминацию религиозных проявлений в обществе.

2. Методологическая проблема взаимосвязи светской и церковной власти в православии, сложившаяся в ходе длительного исторического развития, к настоящему времени может быть частично разрешена с помощью использования подхода, основанного на представлении о существовании трех измерений власти — представительского, институционального и «технологического». В сфере социально-политических отношений у церкви посредством функции «представительства» возникает возможность консолидации общественных групп, создания и воспроизводства образцов социально-политического поведения. Благодаря «институциональной» функции - возможность взаимодействия с субъектами политической системы, социальными институтами и гражданскими объединениями. С помощью «технологической» функции религиозные организации могут выступать в качестве одного из вспомогательных инструментов решения некоторых социальных проблем, при этом сами религиозные организации в этом случае частично выполняют социально-инжиниринговые функции.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Зенков, Алексей Рудольфович, 2013 год

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

Документы и нормативные материалы

1. Конституция Российской Федерации. Изд. «Виктория Плюс», 2006.

2. Федеральный закон от 12.01.96 №7-ФЗ (ред. от 29.12.2010) «О Некоммерческих организациях». [Электронный ресурс].: http ://www.zakonprost.ru/zakony/ o-nekommercheskih-organizaciyah/

3. Федеральный закон от 25 июля 2002 г. №114-ФЗ «О противодействии экстремистской деятельности», «Российская газета» от 30 июля 2002 г., №138-139 (3006-3007).

4. Федеральный закон от 26.09.1997. №125-ФЗ «О свободе совести и религиозных объединениях». [Электронный ресурс].: http://www.consultant.ru/document/cons_doc_LAW_149069/

5. Законопроект «О социальном партнерстве государства и традиционных религиозных организаций в Российской Федерации», [Электронный ресурс].: http://www.chuev.org/documents/36/

6. Текст проекта закона РФ «О традиционных религиозных организациях в Российской Федерации», [Электронный ресурс].: http://www.atheism.ru/archive/archive.phtml?id=340

7. Белая книга по межкультурному диалогу. «Жить вместе в равном достоинстве». МИД РФ. М. 2009.

8. Всеобщая декларация прав человека от 10 декабря 1948 года. [Электронный ресурс]. :http:// www.un.org/ru/documents/decl_conv/declarations/declhr.shtml

9. Декларация независимости в переводе О. А. Жидкова, изд. Московского Университета. Электронная библиотека Исторического факультета МГУ им. М. В. Ломоносова. [Электронный ресурс].: http://www.hist.msu.ru/ER/Etext/indpndnc.htm

10. «Шанхайская конвенция о борьбе с терроризмом, сепаратизмом и экстремизмом» от 15.06.2001 г., ШОС, [Электронный ресурс].: http://infoshos.ru/ru/7icH86

11. Заявление Архиерейского Собора Русской Православной Церкви о противодействии экстремизму и терроризму. Архиерейский Собор 2004 г., Материалы Соборов [Электронный ресурс].: http://www.patriarchia.ru/db/text/418910.html

12.0сновы социальной концепции Русской Православной Церкви, М.: Изд-во Московской Патриархии, 2000.

13.Основные положения социальной программы российских мусульман., М. Духов, упр. мусульман Европ. части России, 2001.

14.Основы социальной концепции Иудаизма. [Электронный ресурс]: http://www.archipelag.ru/agenda/strateg/konfess/conception/judaism/.

15. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Архиерейский Собор 2011 г. [Электронный ресурс].: http://www.patriarchia.ni/db/text/l 402551 .html

16. Социальная позиция протестантских церквей России. М. 2003.

17. English Bill of Rights 1689. Yale Law School. Lillian Goldman Law Library. [Электронный ресурс].: http://avalon.law.yale.edu/17th_century/england.asp

18. Clause 3, Threat posed to democracy by extremist parties and movements in Europe, Resolution 1344 (2003) (Assembly debate on 29 September 2003, 9890Doc.) Parliamentary Assembly [Электронный ресурс].: http://assembly.coe.int/ASP/Doc/XrefViewPDF.asp?FileID=17142&Langua ge=EN

19. Montevideo Convention on the Rights and Duties of States. [Электронный ресурс].: http://www.taiwandocuments.org/montevideoO 1 .htm

20.0riginal Declaration of the Rights of Man and of the Citizen (1789-1791). UNESCO Memory of the World Programme, [Электронный ресурс].: http://www.unesco.org/new/en/communication-and-information/flagship-proiect-activities/memory-of-the-world/homepage/

Справочная литература

1. Барсенков А.С. и др. Политическая Россия сегодня. Справочник. М., 1993.

2. Большой энциклопедический словарь. М.СПб., 1997.

3. Брокгауз-Ефрон. Философский словарь логики, психологии, этики, эстетики и истории философии под редакцией Э. JI. Радлова. С.Петербург, 1911.

4. Даль В. И. Толковый словарь живого великорусского языка. Современное написание в 4-х томах. М.: ACT, 2007.

5. Правовое государство. Толковый политический словарь, 2005.

6. Сухарев. А. Большой юридический словарь, 2005.

7. Ушаков Д.Н. Толковый словарь современного русского языка. М.: Альта-принт, 2005.

8. Concise Oxford English Dictionary (9th éd.). Oxford University Press. 1995.

9. The American Heritage Dictionary of the English Language, Fourth Edition, 2010.

Монографии и учебные пособия на русском языке

1. Алфеев И., митрополит, Православие. Том I: История, каноническое устройство и вероучение Православной Церкви. М: Сретенский монастырь, 2008.

2. Амброджо Д. У истоков христианства (от зарождения до Юстиниана); Пер. с итал. / Под общ. редакцией проф. И. С. Свенцицкой. М., 1979.

3. Андреева Л.А., Религия и власть в России. Ладомир, 2001.

4. Антология мировой политической мысли: В 5 т. M., T. II., 1997.

5. Аристотель. Сочинения. В 4 т, Серия «Философское наследие». М.: Мысль, 1975 - 1983.

6. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., 1993.

7. Артхашастра или Наука о политике: Перевод с санскрита и издание подготовил В. И. Кальянов. М., 1993.

8. Афанасьева В. К. Фрагменты Законов Ур-Намму. Хрестоматия по истории Древнего Востока. М., 1963.

9. Бабурин С.Н. Российский путь. Становление российской геополитики начала XXI века. М., 1995.

Ю.Баглай М.В., Конституционное право Российской Федерации. М.: Норма, 2007.

П.Барис В.В. Геополитические контуры России: Монография. М.: АТиСО, 2002.

12.Барис В.В. Политология. Актуальные теоретико-прикладные проблемы. Учебное пособие. М., 2000.

13.Богатуров А.Д., Косолапое H.A., Хрусталев М.А. Очерки теории и политического анализа международных отношений. М., 2002.

14.Богданов А.П. Русские патриархи (1589-1700): В 2 т. М.: ТЕРРА; Республика, 1999.

15.Богуславский С.А., Текстология Древней Руси. Том 1. Повесть временных лет// Языки славянских культур. М., 2006.

16. Бжезинский 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические императивы. М., 1999.

17.Болотов В. В. Лекции по истории Древней Церкви. Т. 2. М., 1994.

18. Булгаков М., митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви 12 томов. СПб, 1883., Преосвященный Платон (Левшин), Митрополит Московский. Краткая Церковная Российская История. М.: Синодальная типография, 1805.

19. Булгаков С., протоиер. Православие и государство, Очерки учения православной церкви. 3-е издание; YMCA-PRESS, 11, rue de la Montagne Ste Genevieve, Paris 5e, 1989.

20.Бурлацкий Ф.М. Русские государи. Эпоха реформации. Никита Смелый, Михаил Блаженный, Борис Крутой. М., 1996.

21.Бутенко А.П., Миронов A.B. Сравнительная политология в терминах и понятиях. Учеб, пособие. М.: НОУ, 1998.

22. Василенко И.А., Политическая глобалистика. М.: Логос, 2000.

23. Васильев Л.С. История Востока: В 2 т. Т. 1. М., 1994.

24. Вебер М. Избранное. Образ общества. М., 1994.

25. Вебер М. Избранные произведения. М., 1990.

26. Вебер М. Политические работы. М., 2003.

27. Волков Ю.Г., Добреньков В.И., Нечипуренко В.Н., Попов A.B. Социология: Учебник / под ред. проф. Ю.Г. Волкова. М., 2000.

28.Вигасин A.A., Самозванцев A.M. Артхашастра. Проблемы социальной структуры и права. М, 1984.

29. Всеобщая история государства и права. Т. 3. М., 1947.

30. Гегель Г.В.Ф. Философия истории // Гегель Г.В.Ф. Соч. T. VIII. М.-Л. 1935.

31. Гегель Г.В.Ф. Философия права. М., 1990.

32. Гегель. Философия религии: в 2 т., Философское наследие. М.: Мысль, 1975-1977.

33.Геллнер Э. Нации и национализм / Пер. с англ. М.: Прогресс. 1991.

34. Гоббс Т., Избранные произведения, т. 1-2.,Философское наследие. М., 1964.

35. Гордиенко Н.С. Современное русское православие. Л., 1987.

36. Голубинский Е. Е. История Русской Церкви. М., 1900; История Русской Церкви. М.: Общество любителей церковной истории, 2 т. 2002.

37. Государство в истории общества (к проблеме критериев

>

государственности). 2-е издание, исправленное и дополненное. М.: Институт востоковедения РАН, 2001.

38.Гундяев К., патриарх. Свобода и ответственность: в поисках гармонии: права человека и достоинство личности / митрополит Кирилл. М.: ОВЦС МП, 2008.

39. Дан. 2. Библия. Книги Священного Писания Ветхого и Нового Завета. М.: Издание Московской Патриархии. 1988 г.

40. Давид Р. Основные правовые системы современности. М., 1988.

41.Дибиров А.-Н.З., Сафаралиев Г.К., Современный политический экстремизм: понятие, истоки, причины, идеология, организация, практика, профилактика и противодействие. Махачкала, 2009.

42. Дозорцев П.Н. Развитие светской государственности в России: история и современность. Спб.: Санкт-Петербургская академия МВД России, 1998.

43.Длугач Т. Б. Три портрета эпохи Просвещения. Монтескье. Вольтер. Руссо (от концепции просвещенного абсолютизма к теориям гражданского общества).М.: Изд-во Института философии РАН (ИФРАН), 2006.

44. Дугин А.Г. Геополитика России. М.: Акад. проект, 2012.

45. Дугин А.Г. Социология русского общества. Россия между Хаосом и Логосом. М.: Акад. проект, 2011.

46. Ж.-Ж. Руссо: Pro et Contra Автор: Златопольская А. А. и др. -Издательство: Русской Христианской гуманитарной академии, 2005.

47.3ызыкин М.В. Царская власть и Закон о престолонаследии в России. София, 1924.

48. Иловайский Д.И. Древняя история. Средние века. Новая история. М., 1997.

49. Иоанн Златоуст. Полное собрание творений: в 12 т. Т. 10, кн.1, Изд. «Радонеж: Православное братство»,2004.

50. История Древнего Востока. Зарождение древнейших классовых обществ и первые очаги рабовладельческой цивилизации. Часть 1. Месопотамия/под ред. И. М. Дьяконова. М.: Главная редакция восточной литературы издательства «Наука», 1983.

51. История Русской Церкви. М.: Общество любителей церковной истории, в 2-т., 2002.

52. История теоретической социологии / Отв. ред. и сост. Ю.Н. Давыдов. В 5-ти т. М., 1997.

53. Карамзин Н. М. История Государства Российского. М.:ЭКСМО-Пресс, 2002.

54. Кара-Мурза С.Г. Евроцентризм. Скрытая идеология перестройки. М., 1998.

55. Кара-Мурза С.Г. Советская цивилизация. В 2-х кн. М., 2001.

56.Карташев A.B. Очерки по истории Русской Церкви. Т. 2. М., 1992.

57. Кедров Н. И. Духовный регламент в связи с преобразовательной деятельностью Петра Великого. М.: 1886.

58.Князький И. О. Император Диоклетиан и закат античного мира. СПб.: Алетейя, 2010.

59. Климент Александрийский. Строматы 7,17.

60. Ключевский В.О. Русская история. Полный курс лекций. М., 1993.

61. Кирилл Александрийский. Толкование на Ин.11,11.

62. Кожокин Е. М. Государство и народ: от Фронды до Великой французской революции. М., 1989.

63. Кураев, А. В. Православие и право: Церковь в свет, государстве / Диакон Андрей Кураев. М: Срет. монастырь, 1997.

64. Кураев, А. В. Церковь в мире людей / Диакон Андрей Кураев. М.: Изд. Срет. монастыря, 2006.

65. Лейст О.Э. История политических и правовых учений: Учебник. М.: Юридическая литература, 1997.

66. Ленин В. И., Полное собрание сочинений, 5 изд., т.39.

67. Малинин В. Н. История русской литературы. Изд. АН СССР, т. II, М.;Л. 1945.

68. Малявин В. В. Чжуан-цзы. М., 1985.

69.Макарий (Булгаков), митрополит Московский и Коломенский. История Русской церкви 12 томов. СПб, 1883.

70. Макиавелли Н. Государь. М., 1990.

71. Макиавелли Н., Сочинения и письма. М.: «ACT», 2004.

72. Марк Туллий Цицерон. Речи. В 2 т. / Пер. В. О. Горенштейна. Отв. ред. М. Е. Грабарь-Пассек. Серия «Литературные памятники». М.-Л., 1962.

73. Маритен, Ж. Человек и государство. М.: Идея-Пресс, 2000.

74. Марченко М.Н., Проблемы теории государства и права. М.: изд-во «Проспект», 2001.

75. Мигович И.И., Трофимчук H.A. Развитие взаимоотношений государства и церкви в контексте нового политического мышления. М., 1990.

76. Миллс Р. Властвующая элита. М., 1959.

77. Мощелков E.H. Переходные процессы в России. Опыт ретроспективно-компаративного анализа социальной и политической динамики. М., 1996.

78. Общая теория права и государства: Учебник под ред. В.В. Лазарева. -3-е изд., перераб. и доп. М.: Юристъ, 2001.

79. Панарин A.C. Глобальное политическое прогнозирование, 2001.

80. Панарин A.C. Искушение глобализмом. Эксмо-Пресс, 2002.

81. Панарин А. С., Православная цивилизация в глобальном мире. Алгоритм, 2002.

82. Патриарх Никон - его государственные и канонические идеи. Варшава, 1931-1939.

83. Платон. Собрание сочинений. В 4 т. / Под общ. ред. А. Ф. Лосева, В. Ф. Асмуса, Тахо-Годи А. А. Серия «Философское наследие».М.: Мысль. 1990—1994.

84. Платон. Государство // Собрание сочинений в 4-х т. Т. 3. М., 1994.

85.Плиний Младший; Письма, 97.

86. Победоносцев К.П. Государство и церковь, в 2 т., М.: Ин-т русской цивилизации.2011.

87. Победоносцев К.П. Сочинения. СПб. 1996.

88.Полибий. Всеобщая история. М., 2004.

89. Понкин И.В. Светскость государства. М.: Издательство Учебно-научного центра довузовского образования, 2004.

90.Правила Православной Церкви с толкованиями Никодима, епископа Далматинско-Истрийского. т. 1. СПб., 1911.

91.Преосвященный Платон (Левшин), Митрополит Московский. Краткая Церковная Российская История. М.: Синодальная типография, 1805.

92. Рассел Б. История западной философии. В 2-х тт. М., 1993.

93. Растор1уев С.П. Философия информационной войны. М.: Вузов, кн., 2001.

94. Руссо Ж.-Ж. Трактаты. М., 1969.

95.Самарин Ю. Ф. Стефан Яворский и Феофан Прокопович. М.: 1880.

96. Соловьев А.И. Политология. Политическая теория и политические технологии. М., 2000.

97. Соловьев С.М. Петровские чтения.

98. Соловьев Э. Ю. Категорический императив нравственности и права. Прогресс-Традиция, 2005.

99. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

100. Сторчак В. М., Элбакян Е. С. Социология религии: учебное пособие. М.: АТИСО. 2012.

101. Татищев, В. Н. , История Российская. М.: Изд-во Акад. наук СССР. 1962-1968.

102. Тойнби А.Дж. Постижение истории. М., 1991.

103. Томсинов В. А. Славная революция 1688-1689 годов в Англии и Билль о правах. М.: Зерцало-М, 2010.

104. Ферпосон А. Опыт истории гражданского общества / Пер. с англ. И.И. Мюрберг; Под ред. М.А. Абрамова. М., 2000.

105. Флоровский Георгий, протоиерей. Пути русского богословия. Париж: YMCA-Press, 1983.

106. Филиппов Б. А., Государство и церковь: детерминанты и политика. Москва, СТБИ, РХГИ, 1997.

107. Фромм Э. Душа человека. М.: «Республика», 1992.

108. Цыпин В. История Русской Церкви 1917—1997. М., 2000.

109. Цыпин В. История русской Православной Церкви: Синодальный и новейший периоды / 4-е изд. М.: Изд-во Сретенского Монастыря, 2010.

110. Цыпин В. А. Церковное право. М., 1996.

111. Ханбабаев K.M., Якубов М.Г. Религиозно-политический экстремизм в мире, России: сущность и опыт противодействия. Махачкала, 2008.

112. Хилл К. Православная церковь и плюралистическое общество. Религия и демократия. М., 1993.

113. Хрестоматия по истории государства и права зарубежных стран / Сост. В.Н. Садиков. М., 2006.

114. Хрестоматия по отечественной истории (1946-1995 гг.) / Под ред. А.Ф. Киселева, Э.М. Щагина. М, 1996.

115. Шарма Р.Ш. Древнеиндийское общество. М., 1987.

116. Элбакян Е.С., Обзор религиозно-конфессиональной ситуации в странах постсоветского пространства и Восточной Европы, В 2 т., ИД «АТИСО», М., 2012.

Сборники статей и периодические издания на русском языке

1. Алмонд Г. А., Верба С. Гражданская культура и стабильная демократия // Политические исследования. 1992. № 4.

2. Баренбойм П. Д. Правовое государство как партнер гражданского общества: К 150-летию опубликования концепции «Государство как произведение искусства» // Законодательство и экономика. № 9, 2010.

3. Безбородое М.И. Изменение в России: политические повестки и стратегии. Международная научная конференция. Тезисы докладов. Москва, 25-26 ноября 2010 г. М.: Российская ассоциация политической науки, 2010.

4. Государство в истории общества (к проблеме критериев государственности). 2-е издание, исправленное и дополненное. Вступ. ст. Д.Н. Лелюхина и Ю.В. Любимова. М.: Институт востоковедения РАН, 1999.

5. Гринин Л. Е. Формации и цивилизации: социально-политические, этнические и духовные аспекты социологии истории // Философия и общество. № 5. 1997.

6. Захаров В. Ю. Абсолютизм и самодержавие: соотношение понятий // Знание. Понимание. Умение. № 6, 2008.

7. Зуев Ю.П. «Социальные концепции религиозных объединений России: первый опыт самоопределения». // Государство, религия, церковь в России и за рубежом. № 4/2010.

8. Каневский К.Г. Правовой и фактический статус традиционных конфессий в Российской Федерации Религия и право, 2002.

9. Кайшаури Н.И. Концепция государственной власти в сочинениях Кирилла Белозерского// Кириллов: Краеведч. альманах. Вып.З. Вологда, 1998.

Ю.Козин А.А.Принцип разделения светской и духовной власти как явление православного мировоззрения // Учен. зап. Орлов, гос. ун-та. Религиоведение. Орел, 2006.

11.Колеченко А.К. Взаимодействие православного христианина и власти // Православие и власть: Традиция и современность. СПб., 2007.

12.Колосова E.B. Православные основы монархической власти в России // Личность, общество, государство. СПб., 2000.

13. Куликов В., «Работа по душе»., 10.07.2012., «Российская газета» -Федеральный выпуск №5828 (155).

14. Культурообразующие конфессии - гарант мира в эпоху межцивилизационных конфликтов // Православная Византия и латинский Запад (к 950-летию разделения Церквей и 800-летию захвата Константинополя крестоносцами). М., Паломн. центр Московской Патриархии, 2005.

15. Лобачев А.Е. Власть как духовное служение в общественных взглядах П. А. Флоренского // Актуальные проблемы гуманитарных и социально-экономических дисциплин : Всерос. науч. -практ. конф. М., 2007.

16. Мирошникова Е.М. Религиозное образование как социально-политический фактор. Москва, Узкое, сентябрь 2011.

17. Михалков Н., Право и Правда. Манифест Просвещенного Консерватизма. М., 2012.

18. Мощелков E.H. Парадигмальные модели социальной динамики в общественной науке XVIII-XIX вв. // Вестник МГУ им. М.В. Ломоносова Сер. 12. «Политические науки». 1999. № 1.

19. Мощелков E.H. Преобразовательные процессы в истории России (XVIII — нач. XX в.): Социально-политический аспект // Вестник МГУ им. М.В. Ломоносова Сер.12. «Политические науки». 2000. № 4.

20. Муравьева М. Веротерпимая императрица //Независимая газета от 03.11.2004.

21.Мчедлов М. П., Филимонов Э.Г. Социально-политические позиции верующих в России, Социологические исследования, №3,1999.

22. Мчедлов М. П., Религиоведческие очерки. Религия в духовной и общественно-политической жизни современной России. Вопросы философии, 2006.

23. Мчедлов М.П., Религиозная идентичность. О новых проблемах в межцивилизационных контактах. Социологические исследования, №10, 2006.

24. Полосин В. Государство и религиозные объединения в современной России. Наука и религия. 1992.

25. Преображение и модернизация: духовные начала, цели, риски и шансы. М.: Институт экономических стратегий, 2011.

26. Примаков Е.М. Россия и международные отношения в условиях глобализации // Международная жизнь. 2001. № 3.

27. Путин В.В., Новый интеграционный проект для Евразии - будущее, которое рождается сегодня, «Известия», 03.10.2011.

28. Расторгуев В.Н., Природа самоидентификации: русская культура, славянский мир и стратегия непрерывного образования. М.: ГАСК, 2004.

29. Святая Русь — вместе или врозь?: Патриарх Кирилл на Украине. М.: Данилов мужской монастырь, Даниловский благовестник, 2009.

30. Топоров В. Н. Язык и культура: об одном слове-символе // Балто-славянские исследования. М.: Наука, 1988.

31. Философия права в начале XXI столетия через призму конституционализма и конституционной экономики / Московско-Петербургский философский клуб. М.: Летний сад, 2010.

32. Хорошо воспитанное и нецерковное, «НГ-Религии», 2001.

33. Чиркин В.Ч. Политическая система общества. Марксистко-ленинская и буржуазные концепции // Советское государство и право, № 8, 1985.

Литература, опубликованная в Интернете

1. Алфеев И., Митрополит Волоколамский, Православие и секуляризм., -Церковь и Время, №51, ISSN 2221-8246, [Электронный ресурс: http://www.mospat.ru/church-and-time/426].

2. Булеков Ф., игумен. О политике межкультурного и межрелигиозного диалога, предложенном государствам и обществу Советом Европы. Церковь и время №46.[Электронный ресурс]:, http ://www.mospat.ru/church-and-time/426

3. Васильева О. Сокрушение совести. Из истории церковно-государственных отношений в 1917 г., [Электронный ресурс].: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/973.htm

4. Дворкин А.Л., Движение объединения Сан Мен Муна., Сектоведение. Тоталитарные секты. Опыт систематического исследования [Электронный ресурс].: http ://azbyka.ru/reli gii/sektovedenie/dvorkin totalitarnye sekty 079-all.shtml

5. Дугин А.Г. Десекуляризация: вторжение теологии в политику. Видеозапись семинара. [Электронный ресурс].: http://www.evrazia.tv/content/ceminar-tradiciva-ii-desekulvarizaciya-vtorzhenie-teologii-v-politiku

6. Заявление Святейшего Патриарха Алексия и Священного Синода Русской Церкви в связи с террористическими актами в Америке. Интернет-журнал Сретенского монастыря. [Электронный ресурс].: http://www.pravoslavie.ru/iurnal/societv/usaterror.htm

7. Институты власти теряют доверие граждан. Пресс-выпуск ЛЕВАДА-ЦЕНТР от 26.06.2012. [Электронный ресурс].: http://www.levada.ru/26-06-2012/instituty-vlasti-tervayut-doverie-grazhdan

8. Июньские рейтинги одобрения, доверия и положения дел в стране. Пресс-выпуск ЛЕВАДА-ЦЕНТР от 27.06.2012. [Электронный ресурс].: http://www.levada.ru/27-06-2012/iyunskie-reitingi-odobreniya-doveriya-i-polozheniya-del-v-strane

9. Карташев A.B. Церковь и государство. [Электронный ресурс].: http://www.golubinski.ru/ecclesia/kartashev/cerk gos.htm

10. Ключевский В. О. Курс русской истории, ХРОНОС - всемирная история в интернете [Электронный ресурс].: http://www.hrono.info

11. Кырлежев А. РПЦ и СМИ: проблемы взаимодействия // Религия и СМИ. 11.12.2003.[Электронный ресурс].: http://www.religare.ru/article7607.htm

12.Модернизация России: развитие на основе традиций, Материалы к заседанию государственно-патриотического клуба партии «Единая Россия», [Электронный ресурс].: http://www.nirsi.mfldeology/n55/Modernizaciya i Tradicii.pdf

13. Мчедлова М.М., Гаврилов Ю.А., Шевченков А.Г. Религия и общество в России: межконфессиональные отношения и противодействие экстремизму. Перепечатка с сайта ИС РАН [Электронный ресурс].: http://www.civisbook.ru/files/File/Mchedlova.pdf

14. Общественный совет при Минобрнауки России обсудил итоги апробации учебного курса «Основы религиозных культур и светской этики», [Электронный ресурс].: ЬЦр://минобрнауки.рф/пресс-центр/15

15. Определение Освященного Архиерейского Собора Русской Православной Церкви «О вопросах внутренней жизни и внешней деятельности Русской Православной Церкви». Архиерейский Собор 2011 г. [Электронный ресурс].: http://www.patriarchia.ru/db/text/1402551 .html

16. Отчеты о поступлении и расходовании средств на помощь нуждающимся в Греции. База данных по социальному служению РПЦ. [Электронный ресурс].: http://diaconia.miloserdie.ru/report/otchetv-o-postuplenii-i-raskhodovanii-sredstv-na-pomoshh-nuzhdaiushhimsia-v-gretsii/

17. Отчеты о поступлении и расходовании средств на помощь пострадавшим от стихийных бедствий в Японии. База данных по социальному служению РПЦ. [Электронный ресурс]. :http://diaconia.miloserdie.ru/report/otchetv-o-postuplenii-i-

raskhodovanii-sredstv-na-pomoshh-postradavshim-ot-stikhiiinykh-bedstviii-у-iaponii/

18. Отчеты о поступлении средств на помощь пострадавшим от наводнения в Таиланде. База данных по социальному служению РПЦ. [Электронный ресурс].: http://diaconia.miloserdie.ru/report/otchety-o-postuplenii-sredstv-na-pomöshh-postradavshim-ot-navodneniia-v-taiilande/

19,Отчет о расходовании средств, собранных для пострадавших от пожаров по данным на 22.11.2011. База данных по социальному служению РПЦ. [Электронный ресурс].:

http://diaconia.miloserdie.ru/report/expense/

20. Отчет о сборе и расходовании пожертвований для пострадавших от наводнения в Краснодарском крае. База данных по социальному служению РПЦ. [Электронный ресурс].: http://diaconia.miloserdie.ru/report/otchet-o-sbore-i-rashodovanii-pozhertvovanii j -dlj a-postradavshikh-ot-navodnenii a-v-krasnodarskom-krae/

21. Патриарх Иов от 10.03.04, документальный архив [Электронный ресурс].: www.pravoslavie.ru

22. Петрушко В. Установление Патриаршества в Русской Церкви. Святой

23. Религиозные организации России и Китая налаживают сотрудничество. Исламские новости. 09.06.2011. [Электронный ресурс].: http://islamrf.net/?p=7879

24. РПЦ и ее предстоятель: общественная оценка. Пресс-выпуск №2058. Еженедельный опрос «Омнибус ВЦИОМ». [Электронный ресурс].: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=l 12864

25. Самсонова О. Протоирей Чаплин: РПЦ увеличит общественно-политическую активность // РИА Новости. 24.01.2012. [Электронный ресурс].: http://ria.ru/societv/20120124/547754875.html

26. Софронов В.Ю. «Сибирская симфония: государство и церковь как союзники в процессе освоения Сибири». История Сибири в научных

публикациях. [Электронный ресурс]:. http://zaimka.ru/sofronov-sibirskaya-simfoniya/

27. Хэдли С., прот., Религиозное образование в европейских государственных школах, [Электронный ресурс].: http://www.pravoslavie.ru/jurnal/1214.htm

28. Церковь и государство: вместе или порознь? Пресс-выпуск №2086. Еженедельный опрос «Омнибус ВЦИОМ». [Электронный ресурс].: http://wciom.ru/index.php?id=459&uid=112956

29. Чепуров В.М. Институт военного духовенства в России, Синодальный Отдел Московского Патриархата по взаимодействию с Вооруженными Силами и правоохранительными учреждениями. [Электронный ресурс].: http://www.pobeda.ru/content/view/l 1246/312/

30. Шестой Вселенский Собор - Константинопольский. Свод законов православной церкви. [Электронный ресурс].: www.agioskanon.ru/vsobor/006.htm

31. Theodosius, Metropolitan and the Holy Synod of bishops of the Orthodox Church in America on the tragic terrorist attacks on New York and Washington, DC, [Электронный ресурс]. :http://www.pravoslavie.ru/english/news010911 .htm

32. Элбакян E.C. Секуляризация и десекуляризация в эпоху модерна и постмодерна. Всероссийская конференция «Секуляризм и религиозная свобода: противостояние или партнерство», ИЕ РАН, Москва, 13.12.2012. [Электронный ресурс].: http://www.religiopolis.org/religiovedenie/5593-sekuliarizatsija-i-desekuliarizatsiia-v-epohu-moderna-i-postmoderna.html

33. Элбакян Е.С. Симптомы клерикализации. 11е%юРоН8.[Электронный ресурс].: http://www.religiopolis.org/religiovedenie

Литература на иностранных языках

1. Almond G. Comparative Politics: Development approach. Little, 1963.

2. Berger P. The Desecularization of the World. Resurgent Religion and World Politics // ed. by Berger P. Grand Rapids, Mich.: William B. Erdmans Publishing Co., 1999.

3. Claessen H. J. M. 1996. State // Encyclopedia of Cultural Anthropology. Vol. IV. New York. P. 1255

4. Cudworth et al, 2007: p. 95, Salmon, 2008.

5. Deane H. A. The political and social ideas of St. Augustine. N.Y. L., 1963.

6. Frend W. H. C. Persecutions: genesis and legacy // The Cambridge History of Christianity. Cambridge: Cambridge University Press, 2008.

7. Gordon, Scott. Controlling the State: Constitutionalism from Ancient Athens to Today. Harvard University Press. 2002.

8. Gurney 0. R, Cramer S. N. Two Fragments of Sumerian Laws. Assyriological Studies, N 16, 1965.

9. Kramer, Hans Joachim, and Catan, John R., Plato and the Foundations of Metaphysics: A Work on the Theory of the Principles and Unwritten Doctrines of Plato with a Collection of the Fundamental Documents, (Translated by John R. Catan), SUNY Press, 1990.

10. Locke J. A Letter Concerning Toleration (1689). L., 1800.

11.Madeley, John T. S. and Zsolt Enyedi, Church and state in contemporary Europe: the chimera of neutrality, 2003 Routledge.

12. Roth, Harold, The Textual History of the Huai-nan Tzu. Ann Arbor: AAS Monograph Series. 1992.

13.Sharma Ruben. Die Entwicklung von Staat und Rechtim Alten Indien.

Berlin, 1968. 14.Sharma R. Indian Feudalism. Calcutta, 1965.

15.Shaw, Martin. War and genocide: organized killing in modern society. Wiley-Blackwell. 2003.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.