Жанр плакатного лозунга и рекламы в творчестве Владимира Маяковского 1920-х годов тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат наук Рябиничева Дарья Викторовна

  • Рябиничева Дарья Викторовна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов»
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 188
Рябиничева Дарья Викторовна. Жанр плакатного лозунга и рекламы в творчестве Владимира Маяковского 1920-х годов: дис. кандидат наук: 10.01.01 - Русская литература. ФГАОУ ВО «Российский университет дружбы народов». 2017. 188 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Рябиничева Дарья Викторовна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ВОПРОСЫ ТЕОРИИ РЕКЛАМЫ И ПЛАКАТНОГО ЛОЗУНГА В СВЕТЕ КОММУНИКАТИВНЫХ УСТАНОВОК В.В. МАЯКОВСКОГО

1.1. Вопросы теории и истории жанра рекламы в современной науке и коммуникативные установки Владимира Маяковского

1.2. Актуальное состояние рекламного дела в России и типологизация рекламы Маяковского

1.3. Формы функционирования вербального ряда в современной рекламе и рекламе Маяковского

1.4. Плакат как жанровая единица и форма рекламной деятельности 52 ГЛАВА 2. ПРОПАГАНДИСТСКИЕ СТРАТЕГИИ В. МАЯКОВСКОГО

И ИХ РЕАЛИЗАЦИЯ В ЖАНРАХ ПЛАКАТНОГО ЛОЗУНГА И РЕКЛАМЫ ПЕРИОДА РАБОТЫ В «ОКНАХ РОСТА»

2.1. «Окна РОСТА» как учебный плацдарм агитационной политики Маяковского

2.2. Коммуникативные задачи плакатов в «ОКНАХ РОСТА»

2.3. «Объекты соглашения» в плакатных лозунгах и рекламах В.В. Маяковского: облик потенциальной аудитории в представлении автора

ГЛАВА 3. ПОЭТИКА КОММЕРЧЕСКОЙ РЕКЛАМЫ И ПЛАКАТНОГО ЛОЗУНГА МАЯКОВСКОГО ПЕРИОДА НЭПА: АДРЕСАТ

И АДРЕСАНТ

3.1.Задачи и искусство плаката периода НЭПа

3.2 Риторические стратегии в лирике Владимира Маяковского,

воспринятые рекламным текстом

3.3. Коммуникативная модальность рекламного обращения и речевые средства активизации внимания адресата

3.4. Способы организации дополнительных смыслов в рекламном тексте

Маяковского

3.5. Структура рекламного текста Владимира Маяковского

3.6. Модальность высказывания в послереволюционной лирике В.В. Маяковского

3.7. Средства суггестивного воздействия в малых агитационных жанрах В.В. Маяковского: поэтика и риторика

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Теоретические источники

Историко-литературные источники

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Жанр плакатного лозунга и рекламы в творчестве Владимира Маяковского 1920-х годов»

ВВЕДЕНИЕ

Обоснование выбора темы и хронологических рамок исследования. Диссертационное исследование посвящено рекламным и агитационным произведениям в творчестве В.В. Маяковского. Реклама как одна из форм коммуникации в современном мире становится все более распространенным способом воздействия на потенциального потребителя, и в последние десятилетия наблюдается экспоненциальный рост количества рекламных обращений, получаемых одним человеком в течение дня. Фактически, ни одно обращение к средствам массовой коммуникации не обходится без рекламных вставок: телевидение, радио и интернет постоянно транслируют рекламный контент. Помимо этого, рекламные обращения сопровождают человека в виде уличных билбордов, плакатов, объявлений в общественном транспорте и пр. У современного человека вырабатывается своего рода «усталость» от рекламных объявлений, они воспринимаются как «белый шум», и создатели реклам, как социальных, политических, так и коммерческих, используют все более сложные приемы, чтобы достичь поставленной цели и обосновать мотивацию для освоения идеи или приобретения продукта.

Именно поэтому сейчас чрезвычайно важно обратиться к истокам рекламы как жанра, рассмотреть образцы рекламных объявлений того времени, когда реклама еще не была агрессивной и навязанной формой коммуникации, а представляла собой произведение искусства, индивидуальное обращение, над которым работали талантливые художники и авторы текстов.

Одним из первых создателей рекламного текста (часто сопровождающего рисунки самого поэта и художников-плакатистов) в России был Владимир Маяковский. Он работал над рекламными

объявлениями для различных товаров, агитационными обращениями, плакатами и текстами для социальной рекламы. Рекламные и пропагандистские жанры - достаточно большая часть его творческого наследия. Так, в 1919 - 1922 гг. поэт практически полностью посвятил себя работе над «Окнами Российского Телеграфного Агентства» и плакатами Главполитпросвета. Всего Маяковским в соавторстве или единолично было создано более 900 «Окон РОСТА» и более 400 плакатов Главполитпросвета. Следует отметить, что поэт со всей серьезностью подходил к созданию этих произведений, опираясь на нужды и потребности целевой аудитории; и, как свидетельствуют современники, его произведения были близки и понятны тем, для кого они предназначались.

В период принятия новой экономической политики Маяковский обратился к коммерческой рекламе. Результат его сотрудничества с Моссельпромом, Мосрезинотрестом, Мосполиграфом и другими коммерческими компаниями заслуживает пристального внимания в свете сегодняшних достижений рекламы. Поэт, склонный к словотворчеству, созданию неологизмов и окказионализмов, старался минимизировать количество этих приемов в рекламе, при этом широко пользуясь интонационным разделением текста на синтагмы и приемами суггестивного воздействия. Поскольку теория суггестии и практика применения ее в рекламе возникли значительно позже, следует предположить, что Маяковский обратился к этим приёмам, опираясь на лучшие образцы известной ему зарубежной рекламы (о чём он упоминал в своих статьях и очерках) и потребности потенциального покупателя товаров и услуг.

В период «свертывания» НЭПа, когда коммерческая реклама перестала быть актуальной, В.В. Маяковский начал создавать социальную рекламу: краткие агитационные стихотворения для плакатов Санпросвета, призывающие соблюдать гигиену, убирать свое жилье и пр., -а также более развернутые тексты, убеждающие во вредности курения, алкоголизма и пр.

В этих рекламах Маяковский также использовал приемы воздействия на аудиторию, основанные на закономерностях рецепции текста, позволяющих минимизировать негативное впечатление от рекламы. Чтобы у адресата не возникло ощущения, что его «поучают», используется особая композиция текста, когда тема раскрывается только в самом конце, и автор как бы подготавливает к ее восприятию потенциального реципиента.

Таким образом, изучение рекламы и пропагандистских произведений Маяковского позволит использовать его опыт в организации современных рекламных обращений. В связи с изобилием рекламы в современном мире первая задача, которую необходимо решить создателям коммерческой или социальной рекламы, - это задача «пробиться» к пользователю, создать рекламу, которая не вызовет отторжения и будет воспринята. В.В. Маяковскому удалось справиться с этой задачей почти столетие назад: узнаваемый стиль его рекламы до сих пор часто копируется и стилизуется рекламщиками.

Степень разработанности темы. Творчество В.В. Маяковского широко изучалось на протяжении ХХ и XXI столетия1, и многие литературоведы и библиографы занимались рекламными и пропагандистскими произведениями. Прежде всего, в книгах А.М. Абрамца, В.А. Бакинского, С. Величко, М. Горба, А.А. Касьяненко, А.В. Ковалевой,

Л

А.Е. Снопкова, А. Субботина и других рекламы и агитационные

1 Назовем, в частности, резонансные исследовательские труды: Н. Харджиев, Тренин В.В. Поэтическая культура Маяковского. - М.: Искусство, 1970. 328 с.; Михайлов А.А. Маяковский. М.: Молодая гвардия, 1988. 560 с.; Кацис Л.Ф. Владимир Маяковский: Поэт в интеллектуальном контексте эпохи. Изд. 2. - М.: РГГУ, 2004. 830 с.; Карабчиевский Ю.А. Воскресение Маяковского. М.: ЭНАС, 2008. 320 с.; Янгфельдт Б. Ставка - жизнь: Владимир Маяковский и его круг / Пер. со швед. - М.: АСТ; Corpus, 2016. 528 c.

2 Абрамец А.М. Образ В.И. Ленина в творчестве В.В. Маяковского. - М.: Знание, 1970. Бакинский В.А. Маяковский в борьбе за социалистический реализм Л.: Советский писатель, 1952. Величко С. Памятник Моссельпрому // Наука и жизнь - 2002. - №8 // http://www.nkj.ru/archive/articles/4593/ Горб М. Шут у трона революции. - М.: Улисс-медиа, 2001. Касьяненко А.А. Советская реклама как социокультурный феномен. -Кемерово, 2004. Ковалёва А.В. Социальная реклама в России: состояние, проблемы и

стихотворения Маяковского рассмотрены в контексте советской рекламы и всего творчества поэта. При этом исследователи исходят из убеждения, что Маяковский никогда не считал рекламу и «агитки» низким жанром, он вкладывал все свои силы и время в создание этих небольших по объему, но очень важных с точки зрения воздействия на аудиторию произведений.

Вопросы рекламных и агитационных текстов также затрагиваются в исследованиях, посвященных литературному творчеству Маяковского вообще: Г.П. Бердникова, В.А. Щербиной и Е.А. Исаева, О. Брика, М. Вайскопфа, Б.П. Веревкина, Г.О. Винокура, С.В. Владимирова, Е. Добренко, В. Дувакина, Б.С. Земенкова, Д.Д. Ивлева, Ю.А. Карабчиевского, В.А. Катаняна, Л.Ф. Кациса, П.И. Лавута, И.М. Машбица-Верова, С.М. Мельниковой, А.А. Михайлова, Е.И. Наумова, З.С. Паперного, В.О. Перцова, Р.В. Райт, В.В. Тимофеевой, И. Эвентова и других3.

решения. - Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2006. Снопков А.Е. Реклама в плакате. Русский торгово-промышленный плакат за 1000 лет. - М.: Контакт-Культура, 2007. Субботин А. Маяковский сквозь призму жанра. - М.: Советский писатель, 1986.

3 Бердников Г.П., Щербина В.А., Исаев Е.А. и др. Маяковский и современность. - М.: Наука, 1985. Брик О. Маяковский-художник // Маяковский В.В. Альбом. - М.: Государственное издательство изобразительных искусств, 1944. Вайскопф М. Во весь логос: Религия Маяковского. - Иерусалим: Саламандра, 1997. Веревкин Б.П. Маяковский в газете. - М.: Мысль, 1986. Винокур Г.О. Маяковский новатор языка. - М.: Советский писатель, 1943. Владимиров С.В. Об эстетических взглядах Маяковского. - Л.: Советский писатель, 1959. Добренко Е. Метафора власти. Литература сталинской эпохи в историческом освещение. - Мюнхен: Загнер, 1993. Дувакин В. Радость, мастером кованная. - М.: Советский писатель, 1964. Земенков Б.С. Ударное искусство Окон сатиры. - М.: Художественное издательство, 1930. Ивлев Д.Д. Поэма В.В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин». - М.: Высшая школа, 1980. Катанян В.А. Маяковский. Литературная хроника, изд. 3-е. - М.: Гослитиздат, 1956. Катанян В.А. Неизданные выступления Маяковского 1920—1930 гг. — М.: Изд-во АН СССР, 1958. Лавут П.И. Маяковский едет по Союзу. - М.: Советская Россия, 1978. Машбиц-Веров И.М. Поэма Маяковского «Владимир Ильич Ленин». - М.: Просвещение, 1986. Машбиц-Веров И.М. Поэмы Маяковского. - Куйбышев: Просвещение, 1960. Мельникова С.М. Маяковский и эго эпоха: Портреты. Иллюстрации. Документы. Иллюстрированные материалы. - М.: Айрис-пресс, 2006. Михайлов А.А. Мир Маяковского: Взгляд из восьмидесятых. - М.: Современник, 1990. Наумов Е.И. Семинарий по Маяковскому. - Ленинград: Учпедгиз, 1955. Паперный З.С. Маяковский и советская литература: статьи, публикации, материалы и сообщения. - М.: Наука, 1964. Паперный З.С. Поэтический образ у Маяковского. - М.: Изд-во АН СССР, 1961. Перцов В.О. Маяковский: Жизнь и творчество. - М.: Наука, 1971. Райт Р. В. Маяковский в воспоминаниях родных и друзей. - М.: Московский рабочий,

В современной гуманитарной науке достаточно убедительно разработаны проблемы теории рекламных обращений, агитации и пропаганды. В частности, этим вопросам посвящены труды М. Айзенберга4, Л.В. Азаровой5, И.В. Алешиной6, Б.Л. Борисова7, И.Л. Викентьева8, П.А. Гольмана9, К.Л. Бове и У. Аренса10, Д. Огилви11 и др.12

Рекламные обращения исследуются теоретиками в различных аспектах, изучая лингвистические приемы, использующиеся в слоганах и текстах, приемы построения композиции текста, различные визуальные и стилистические способы привлечения внимания и пр. При этом рекламные обращения В.В. Маяковского становятся неким эталоном ранней российской рекламы, что показывается в трудах В.А. Козленкова13, Т.С. Кругловой14,

1963. Тимофеева В.В. Маяковский в современном мире. Статьи, исследования, материалы и воспоминания. - Л.: Лениздат, 1984. Эвентов И. Маяковский-сатирик. - Л., Гослитиздат, 1941.

4 Айзенберг М. Менеджмент рекламы. - М. Айзенберг. - М.: АСТ, 2003.

5 Азарова Л.В. Ситуационный анализ в связях с общественностью. - СПб: УРСС, 2009.

6 Алёшина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. - М.: АСТ, 2003.

7 Борисов Б.Л. Технология рекламы и PR. - М.: ФЛИНТА, 2001.

о

Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. - СПб.: Речь, 2002. - 432 с.

9 Гольман И.А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности. - М.: ФЛИНТА, 2009.

10 Бове Л., Аренс Ф. Современная реклама. - Тольятти: Прис, 1995.

11 Огилви Д. О рекламе. - М.: АСТ, 2007.

12

Джером Джулер А., Бонни Дрюани Л. Креативные стратегии в рекламе. - СПб: УРСС, 2002. Золотова Н.О. Рекламный текст как вид речевого воздействия. - Тверь: Кумм, 1995. Песоцкий Е.А. Реклама и мотивация потребителей. - М.: ФЛИНТА, 2008. Серегина Т.К., Титкова Л.М. Рекламная деятельность. - М.: АСТ, 2008. Ученова В.В. Реклама и массовая культура. - М.: АСТ, 2008. Уэллс У., Бернет Д., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. - М.: ФЛИНТА, 2001. Борисов Б.Л. Технология рекламы и PR. - М.: ФЛИНТА, 2001. Денисон Д., Тоби Л. Учебник по рекламе.- М.: АСТ, 1991. Кузнецов П. А. Социальная реклама. Теория и практика. - М.: ФЛИНТА, 2007. Мандель Б.Р. Социальная реклама. - М.: ФЛИНТА, 2012. Медведева Е.В. Рекламная коммуникация. - М.: ФЛИНТА, 2004. Растягаев А.В. Реклама и связи с общественностью: методология исследования, подготовка, оформление, защита: Учебно-методическое пособие.- Самара: Ноус, 2012. Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. - М.: АСТ,1999. Шарков Ф.И., Гостенина В.И. Технологии рекламы. - М.: Флинта, 2006. Самарина С., Калугина С. Реклама в коммерческой деятельности // Маркетинг. № 4. 1999. С. 65 - 71.

13

Козлёнков В.А. Рекламно-агитационные стратегии Владимира Маяковского на рубеже 1910-х - 20-х годов: «Окна РОСТА» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2011. Т. 17, № 1. - С. 139 - 142. Козлёнков В.А. Поэтика

Д.Л. Быкова15 и др. Необходимо отметить, что основное внимание исследователи обращают на художественную, а не собственно рекламную специфику текстов поэта. Это обусловливает необходимость исследования рекламы Маяковского именно с точки зрения рекламных приемов, учитывая, что поэт тщательно вникал в теорию рекламы, доступную ему в начале ХХ века, напряженно трудился над каждой фразой и скрупулезно подбирал средства выразительности для убедительного воздействия на аудиторию.

Актуальность исследования приемов и методов конструирования рекламы, использованных В.В. Маяковским, таким образом, обусловлена уникальностью его методики, которая может найти применение и на современном этапе развития рекламы и пропаганды.

В.В. Маяковский был не только практиком, но и теоретиком рекламы и агитации, и в своих статьях он особенно настаивал на том, что реклама должна быть эффективной, завлекающей, буквально заставляющей приобрести данный товар. Его знакомство с лучшими образцами рекламной продукции Европы и США и умение учитывать нужды и потребности целевой аудитории позволяли ему создавать эффективные рекламные обращения, которые не просто реализовали функцию привлечения внимания к товару, но были и подлинными произведениями искусства.

При этом Маяковский занимался агитацией и рекламой на высоком профессиональном уровне, придавая им статус части политики жизнестроительства. В первые послереволюционные годы поэт ставил задачу поддержания идеи революционных преобразований нового молодого государства, нового строя; он стремился в стихотворной плакатной форме объяснить преимущества власти Советов для каждого простого человека,

агитационного плаката: фольклорные элементы в «Окнах РОСТА» Владимира Маяковского // Вестник КГУ им. Некрасова. 2011. №3. - С.116-120.

14 Круглова Т.С. Специфика адресации в творчестве раннего Маяковского: поэтика лирических инвектив // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. - № 3 (19). - С. 79 - 81.

15 Быков Д.Л. Тринадцатый апостол. - М.: Молодая гвардия, 2016.

призывая к борьбе за неё , к преодолению временных трудностей. Затем, когда были решены первоочередные задачи строительства нового государства - агитация за помощь фронту, высмеивание Антанты и пр. -Маяковский начал помогать экономике молодой страны, обеспечивая ее развитие. Его рекламы для Моссельпрома, Мосрезинотреста и других предприятий - это тоже поддержка государственной программы, поэтому государственные организации рекламировались впротивовес «нэпачам». Адресат пропагандистских плакатов «Окон РОСТА» и Главполитпросвета призывался к отказу от лишнего куска хлеба в пользу фронта и голодающих детей, страдающих цингой, так как это была среди прочих актуальная задачи эпохи.

Затем, когда в мирное время люди получили возможность покупать потребительские товары, вектор работы Маяковского сменился: теперь того же самого человека, которого он ранее призывал экономить, помогая фронту, необходимо было проинформировать о том, что есть возможность покупать товары, произведенные новым государством. Рекламы Маяковского реализовали, прежде всего, информационную функцию, и он придавал первостепенное значение идее наступающего благополучия: «все благополучно, после войны и разрухи наконец-то появилась возможность покупать обои, носить новые галоши, заказывать обеды на дом, покупать ковры и пр». Кроме того в рекламах Маяковского имплицитно присутствует пафос противопоставления старому: новая карамель, печенье, папиросы и другие товары ничем не хуже, а более того - лучше дореволюционных. Часть целевой аудитории Маяковского имела представление о товарах царской России и о рекламных объявлениях, которые использовались ранее. Текстовым рекламам с художественными фотографиями и замысловатыми виньетками тандем Маяковский-Родченко противопоставил плакаты с крупными изображениями и фотографиями, «разрывающими» текст. В рекламе нашла свое применение и «рубленая

строка» Маяковского: разделение текста на смысловые синтагмы, которые воспроизводят интонацию устной речи.

Впоследствии, когда НЭП получил необходимую поддержку и коммерческая реклама перестала быть актуальной, В.В. Маяковский переключился на создание социальных реклам под демонстративным лозунгом: «мелких проблем не бывает», - и начал создавать лозунги, призывающие соблюдать чистоту в быту и на производстве, получать образование, отказываться от алкоголя и курения и пр.

Исходя из заявленной научной проблемы и описанной выше степени ее исследованности, представляется актуальным изучение рекламного наследия поэта: «Жанр плакатного лозунга и рекламы в творчестве В. Маяковского 1920-х гг.». Недостаточная разработанность прблемы, необходимость решения теоретических, методологических и практических вопросов определили предмет, цели и задачи диссертационного исследования.

Объект исследования - жанровые особенности плакатных лозунгов и рекламы в творчестве В.В. Маяковского, их специфика на фоне коммерческих реклам начала ХХ века и современности.

Предмет исследования - способы и приемы коммерческой и социальной рекламы и политической агитации и пропаганды в творчестве В.В. Маяковского.

Цель исследования заключается в рассмотрении совокупности средств и приемов рекламы, агитации и пропаганды, выработанных В.В. Маяковским на основании анализа потребностей целевой аудитории, ее нужд и особенностей восприятия, в соотнесении с лучшими образцами российских, европейских и американских рекламных обращений.

Исходя из цели исследования, автором поставлены и решаются следующие задачи:

1. Рассмотреть особенности рекламы и плакатного лозунга как жанра современной коммуникации.

2. Выявить специфические особенности рекламных обращений в ту эпоху, когда рекламистам были доступны только вербальные и визуальные средства воздействия, и реклама существовала, главным образом, в виде плакатов и объявлений в прессе.

3. Дать характеристику агитационному и рекламному творчеству В.В. Маяковского, выделить модальную составляющую двух этапов его рекламной деятельности, показать источники используемых им образов и приемов.

4. Провести анализ структуры социальных и коммерческих рекламных обращений В.В. Маяковского и его пропагандистских текстов и лозунгов, акцентируя внимание на вербальных средствах воздействия на потенциальную аудиторию.

5. Выделить «объекты соглашения», используемые В.В. Маяковским для воздействия на потенциальную аудиторию, Предварительный анализ теоретических исследований в области рекламы, агитации и пропаганды, а также методологических разработок современных учёных по вопросам особенностей творчества В.В. Маяковского и его сотрудничества с художниками начала ХХ века позволили сформулировать основную гипотезу исследования: рекламные и агитационные тексты В.В. Маяковского реализуют политику «жизнестроительства» и в представлении автора способствуют укреплению молодого советского государства.

Теоретической базой диссертационного исследования послужили труды видных отечественных и зарубежных авторов в области анализа рекламы и агитации: А. Абрамовой, Н.П. Андреевой, Е.В. Максименко, И.С. Строевой, О.С. Макаровой, С.Н. Усачевой, Д.Р. Теркуловой, Г.Д.

Гриллихеса, Д.В. Ильяшенко, М.В. Смеловой16. В исследовании объектов соглашения, позволяющих сформулировать рекламные и пропагандистские тексты для конкретной аудитории, были использованы труды Ю.В. Рождественского, А.А. Волкова, Е.Н. Зарецкой, А.К. Михальской, Ю.В.

17

Шуйской и Х. Перельмана . Также мы обращались к работам

18

исследователей творчества В.В. Маяковского и его биографов .

16 Абрамова Г.А. Метафора в тексте англоязычной рекламы. Автореф. Дисс. канд. филол. наук. - Киев: Слово, 1980. Андреева Н.П. Лингвистические и стилистические особенности английской терминологии рекламы и рекламных текстов: на материале английских и американских реклам. Автореф. Дисс. канд. филол. наук. - Омск: ТИР, 2007. Максименко Е.В. Прагмастилистические аспекты рекламного дискурса: На материале текстов русской и английской коммерческой и научно-технической рекламы. Автореф. Дисс. канд. филол. наук. - Краснодар, 2007. Макарова О.С. Функционально-семантическое описание рекламных коммуникативных актов: На материале рекламных текстов лекарственных препаратов. - Автореф. Дисс. канд. филол. наук. - Великий Новгород, 2006. Строева И.С. Прагматические и когнитивные особенности текстов английской и русской классифицированной рекламы (сравнительно-сопоставительный анализ). Автореф. Дисс. канд. филол. наук. - Пятигорск, 2009. Теркулова Д.Р. Лингвостилистические и коммуникативно-прагматические особенности английского рекламного текста: На материале текстов рекламы деловых услуг. - Автореф. Дисс. канд. филол. наук. - М.: филологический факультет МГУ, 2004. Усачева С.Н. Семантическая организация рекламных текстов в коммуникативном и культурологическом аспектах. - Автореф. Дисс. канд. филол. наук. - Челябинск, 2005. Гриллихес Г.Д. Прагматические и лексико-семантические особенности рекламных текстов (на материале английского языка). -Автореф. дисс. канд. филол. наук. - Киев: КГУ, 1978. Ильяшенко Д.В. Основные тенденции современного российского рынка рекламы. // Реклама и современный мир. -Тверь.: Твер. Гос. Ун-т, 2006. С. 144-147. Смелова М.В. Миф и идеология рекламы.// Понимание в коммуникации. 2007. Язык. Человек. Концепция. Текст: Тезисы докладов Международной научной конференции (28 февраля - 1 марта 2007 г., Москва). С.118-120. // http://uni-persona.srcc.msu.su/conf/thesis-07.htm, Смелова М.В. Коммуникация в рекламном тексте.// Вестник ТвГУ. № 28 (56), 2007. Серия Филология. Вып.10, 2007. С. 141-146. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. -М.: Юнити, 2004. Касьяненко А.А. Советская реклама как социокультурный феномен. -Кемерово, 2004.

17

Рождественский Ю.В. Теория риторики. - М.: Добросвет, 1997. Волков А.А. Курс русской риторики. - М.: издательство храма св. муч. Татианы, 2001. Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. - М.: Дело, 1999. Михальская А.К. Русский Сократ. - М.: Academia, 1996. Шуйская Ю.В. Композиция и структура речи. - М.: издательство РУДН, 2015. Perelman, Ch., Olbrechts-Tyteca L. The New Rhetoric. A Treatise On Argumentation. Translated by John Wilkinson & Purcell Weaver, Center for the Study of

Democratic Institution. London, Notre Dame Press, 1958.

18

Абрамец А.М. Образ В.И. Ленина в творчестве В.В. Маяковского. - М.: Знание, 1970. Бакинский В.А. Маяковский в борьбе за социалистический реализм - Л.: Советский писатель, 1952. Величко С. Памятник Моссельпрому // Наука и жизнь - 2002. - №8. Веревкин Б.П. Маяковский в газете. - М.: Мысль, 1986. Есаулов И.А. Мистика в русской

Эмпирическая база диссертационного исследования -

агитационное, пропагандистское и рекламное творчество В.В. Маяковского: в частности, его работы для «Окон РОСТА», плакаты Главполитпросвета и Санпросвета, коммерческие рекламы для Моссельпрома, Мосрезинотреста, Моссукна, Мосполиграфа и других предприятий, созданные Маяковским самостоятельно либо в соавторстве в период с 1920 по 1929 гг.

Методологическую основу диссертационного исследования составил диалектический подход к изучению предмета исследования, который предполагает изучение приемов воздействия на целевую аудиторию в развитии и изменении основной проблематики: от государственной агитации к коммерческой, а впоследствии - социальной рекламе. Приемы, используемые В.В. Маяковским, развивались и росли вместе с его аудиторией: изменения в истории государства предопределили изменения нужд аудитории, а соответственно, и тех приемов, на которые опирался В.В. Маяковский как автор рекламных обращений.

Методическую основу исследования составляет совокупность научных методов и методик исследования, к которым относятся:

- общенаучные методы (анализ и синтез, индукция и дедукция, дифференциация и интеграция);

- системно-типологический метод;

литературе советского периода. - Тверь: Тверской университет, 2002. Кацис Л.Ф. Владимир Маяковский. Поэт в интеллектуальном контексте эпохи. Изд.2. - М.: РГГУ, 2004. Михайлов Ал. Маяковский. - М.: Молодая гвардия, 1988. Паперный З.С. Если я чего написал // Знамя - 1988. - №6. Родченко А.М. Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма. - М.: Советский художник, 1982. Субботин А. Маяковский сквозь призму жанра. - М.: Советский писатель, 1986. Тумаркин Н. Ленин жив! Культ Ленина в советской России. - СПб: Академ. Проект, 1997. Черемных М. Маяковский в РОСТА // Искусство. - 1940. - №4. Шатин Ю.В. Эстетика агиографического дискурса в поэме В.В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин» // Дискурс. - Новосибирск, 1996. - №2. Эвентов И. Маяковский-плакатист. - М.-Л., 1940. Ягенфельдт Б. Любовь - это сердце всего. - М.: Книга, 1991. Якобсон Р.О. О поколении, растратившем своих поэтов // http://avantgarde .narod. ru/beitraege/ff/rja_o_pokolenii.htm

- литературоведческие и междисциплинарные методы (сравнительно-исторический, культурно-исторический, социологический методы).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в обосновании важных теоретико-методических вопросов и решении практических задач описания изменений в области социальных плакатов и лозунгов и коммерческой рекламы. Новизна проведенного анализа обусловлена рассмотрением специфических приемов В.В. Маяковского, который относился к рекламе как к серьезному искусству, тщательно разрабатывал лозунги и рекламные стихотворения и выступал за всестороннее развитие рекламного жанра в России. Исследование уникального опыта Маяковского позволяет систематизировать совокупность приемов создания рекламных обращений, рассчитанных на меняющуюся, развивающуюся в соответствии с изменениями социальных и исторических условий аудиторию, потребности которой эволюционируют от преодоления разрухи через покупку потребительских товаров к избавлению от вредных привычек.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Рябиничева Дарья Викторовна, 2017 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

Теоретические источники

1. Coulson J. The Pocket Oxford Russian Dictionary. - NY, 2001.

2. Elliot B.A. History of English Advertising. - London, 1962.

3. Perelman, Ch., Olbrechts-Tyteca L. The New Rhetoric. A Treatise On Argumentation. Translated by John Wilkinson & Purcell Weaver, Center for the Study of Democratic Institution. London, Notre Dame Press, 1958.

4. Абрамова Г.А. Метафора в тексте англоязычной рекламы. Автореф. Дисс. канд. филол. наук. - Киев: Слово, 1980.

5. Азарова Л.В. Ситуационный анализ в связях с общественностью. -СПб: УРСС, 2009.

6. Айзенберг М. Менеджмент рекламы. - М. Айзенберг. - М.: АСТ, 2003.

7. Алёшина И.В. Паблик рилейшнз для менеджеров. - М.: АСТ, 2003.

8. Андреева Н.П. Лингвистические и стилистические особенности английской терминологии рекламы и рекламных текстов: на материале английских и американских реклам. Автореф. дисс. канд. филол. наук. - Омск: ТИР, 2007.

9. Антонюк Е. Назойливый двигатель торговли // http://www.semlot.ru/informatsionnaya-bezopasnost/6963-nazojlivyj-dvigatel-torgovli

10.Апресян Ю.Д. Лексическая семантика // http : //genhis.philol.msu.ru/article_67.shtml

11. Аристотель Риторика. - Спб.: Классика, 2000.

12.Бернадская Ю.С. Текст в рекламе. М., 2008.

13.Бердышев С.Н. Рекламный текст. Методика составления и оформления. // http://lib.rus.ec/b/154582/read

14.Бове Л., Аренс Ф. Современная реклама. - Тольятти: Прис, 1995.

15. Борисов Б.Л. Технология рекламы и PR. - М.: ФЛИНТА, 2001.

16.Вашик К., Бабурина Н.И. Реальность утопии. Искусство русского плаката ХХ века - М.: Прогресс-Традиция, 2004.

17.Викентьев И.Л. Приемы рекламы и Public Relations. - СПб.: Речь, 2002.

- 432 с.

18.Волков А.А. Курс русской риторики. - М.: издательство храма св. муч. Татианы, 2001.

19.Гирин Ю.Н. Картина мира эпохи авангарда. Авангард как системная целостность. - М.: ИМЛИ РАН, 2013. - 400 с.

20.Гольман И.А. Рекламное планирование. Рекламные технологии. Организация рекламной деятельности. - М.: ФЛИНТА, 2009.

21.Гриллихес Г.Д. Прагматические и лексико-семантические особенности рекламных текстов (на материале английского языка). - Автореф. дисс. канд. филол. наук. - Киев: КГУ, 1978.

22.Денисон Д., Тоби Л. Учебник по рекламе.- М.: АСТ, 1991.

23.Джей Э. Эффективная презентация. - Минск: Амалфея, 2003.

24. Джером Джулер А., Бонни Дрюани Л. Креативные стратегии в рекламе.

- СПб: УРСС, 2002.

25.Дон-Аминадо Наша маленькая жизнь. - М.: Терра, 1994.

26. Дюбуа Ж., Эделин Ф., Клинкенберг Ж.-М., Мэнге Ф., Пир Ф., Тринон А. Общая риторика. - М.: Наука, 1986.

27.Зарецкая Е.Н. Риторика. Теория и практика речевой коммуникации. -М.: Дело, 1999.

28.Золотова Н.О. Рекламный текст как вид речевого воздействия. - Тверь: Кумм, 1995.

29.Иванов Вяч. Легион и соборность//Вячеслав Иванов. Собрание сочинений/ под ред. Д.В. Иванова и О. Демарт. Брюссель, 1979. Т. III. С.254-261.

30.Ильяшенко Д.В. Основные тенденции современного российского рынка рекламы. // Реклама и современный мир. - Тверь.: Твер. Гос. Унт, 2006. С. 144-147.

31.Калугина С. Реклама в коммерческой деятельности // Маркетинг. № 4. 1999. С. 65 - 71.

32.Кандыба В.А. Цыганский гипноз // http://psyfactor.org/lib/zelinski2-09.htm

33.Касьяненко А.А. Советская реклама как социокультурный феномен. -Кемерово, 2004.

34.Кафтанджиев Х. Тексты печатной рекламы. - М.: Смысл, 1995.

35.Киселев А.П. История оформления русской газеты (1702 - 1917). - М., 1990.

36.Кихней Л.Г., Меркель Е.В. Поэт и язык: к вопросу о поэтологических стратегиях О. Мандельштама и М. Цветаевой // Вестник Костромского университета им. Н.А. Некрасова. 2012. Т. 18. № 3. С. 103-106.

37.Клюев Е.В. Риторика. - М.: ПРИОР, 2005.

38.Клюев Е.В. Риторика. Инвенция. Диспозиция. Элокуция. - М.: ПРИОР, 1999.

39.Ковалев Г.Ф. Имя собственное как прецедент в рекламе // http://www.all-agency.ru/articles/imya-sobstvennoe-kak-pretsedent-v-гек1ате/

40.Костина А.В., Макаревич Э.Ф., Карпухин О.И. Основы рекламы. - М.: КноРус, 2012.

41.Котлячков А.М., Горин С.А. Оружие - слово. - М.: КСП+, 2001.

42.Красных В. В. Этнопсихолингвистика и лингвокультурология : курс лекций. - М., 2002.

43.Кузнецов П. А. Социальная реклама. Теория и практика. - М.: ФЛИНТА, 2007.

44.Куманецкий К. История культуры Древней Греции и Рима. М.: Высшая школа, 1990.

45.Кушнерук С.Л. Вербально-знаковые средства презентации адресанта текстовых миров русскоязычной и англоязычной рекламы // Вестник Красноярского Государственного Педагогического Университета имени В.П. Астафьева. 2011, № 3 (17).

46.Лаврентьев А.Н. В.А. Родченко, В. Степанова - Мюнхен: Престель, 1991.

47.Макарова О.С. Функционально-семантическое описание рекламных коммуникативных актов: На материале рекламных текстов лекарственных препаратов. - Автореф. дисс. канд. филол. наук. -Великий Новгород, 2006.

48.Максименко Е.В. Прагмастилистические аспекты рекламного дискурса: На материале текстов русской и английской коммерческой и научно-технической рекламы. Автореф. Дисс. канд. филол. наук. -Краснодар, 2007.

49. Максимова А. Синтаксис рекламы // http://pr.a42.ru/lenta/show/sintaksis-reklamyi.html

50.Мандель Б.Р. Социальная реклама. - М.: ФЛИНТА, 2012.

51.Медведева Е.В. Рекламная коммуникация. - М.: Высшая школа, 2004.

52.Михальская А.К. Русский Сократ. - М.: Academia, 1996.

53.Морозова И. Слагая слоганы. - М.: РИП-Холдинг, 2007.

54.Николаева Т.М. Семантика акцентного выделения. - М.: Наука, 1982.

55.Огилви Д. О рекламе. - М.: АСТ, 2007.

56.Огилви Д. Откровения рекламного агента. - пер. Н. Яцюк. - М.: Манн, Иванов и Фербер, 2012.

57.Песоцкий Е.А. Реклама и мотивация потребителей. - М.: ФЛИНТА, 2008.

58.Растягаев А.В. Реклама и связи с общественностью: методология исследования, подготовка, оформление, защита: Учебно-методическое пособие.- Самара: Ноус, 2012.

59. Рождественский Ю.В. Теория риторики. - М.: Добросвет, 1997.

60.Руднев В. Модернистская и авангардная личность как культурно психологический феномен // Русский авангард в кругу европейской культуры. М.: РАН, 1993.

61.Рюмшина Л.И. Манипулятивные приемы в рекламе. - М.: Март, 2004.

62.Савельева О.О. Человек. Иллюстрированный научно-популярный журнал. №5, 2002.

63.Серегина Т.К., Титкова Л.М. Рекламная деятельность. - М.: АСТ, 2008.

64.Серль Дж. Косвенные речевые акты. // Новое в зарубежной лингвистике. Вып. 17. Теория речевых актов. - М., 1986.

65.Смелова М.В. Коммуникация в рекламном тексте.// Вестник ТвГУ. № 28 (56), 2007. Серия Филология. Вып.10, 2007. С. 141-146. Гермогенова Л.Ю. Эффективная реклама в России. Практика и рекомендации. - М.: Юнити, 2004.

66.Смелова М.В. Миф и идеология рекламы.// Понимание в коммуникации. 2007. Язык. Человек. Концепция. Текст: Тезисы докладов Международной научной конференции (28 февраля - 1 марта 2007 г., Москва). С.118-120. // http://uni-persona.srcc.msu.su/conf/thesis-07.htm

67.Строева И.С. Прагматические и когнитивные особенности текстов английской и русской классифицированной рекламы (сравнительно-

сопоставительный анализ). Автореф. дисс. канд. филол. наук. -Пятигорск, 2009.

68.Страшкова О.К. Феномен театрализации в жизни и искусстве как форма воплощения концепции жизнетворчества в эстетике модернистов. Вестник Ставропольского государственного университета. Научный журнал. Выпуск 39/2004. Ставрополь: СГУ, 2004. С.154-160.

69. Суггестия как средство управления людьми // http://free-psycho.ru/suggestiya-sredstvo-upravleniya-lyud-mi/

70.Сэндидж Ч., Фрайбургер В., Ротцолл К. Реклама: теория и практика. -М.: Прогресс, 1989.

71.Тартаковский М.С. В поисках здравого смысла. - М.: Московский рабочий, 1991.

72.Теркулова Д.Р. Лингвостилистические и коммуникативно-прагматические особенности английского рекламного текста: На материале текстов рекламы деловых услуг. - Автореф. дисс. канд. филол. наук. - М.: филологический факультет МГУ, 2004.

73.Торсуева И.Г. Интонация и смысл высказывания. - М.: Наука, 1979. -С. 36.

74. Тэффи Когда рак свистнул URL: http : //az.lib. ru/t/teffi/text_1911 _kogda_rak_svistnul. shtml

75.Усачева С.Н. Семантическая организация рекламных текстов в коммуникативном и культурологическом аспектах. - Автореф. дисс. канд. филол. наук. - Челябинск, 2005.

76.Учёнова В.В. История отечественной рекламы. 1917-1990. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004.

77.Ученова В.В. Реклама и массовая культура. - М.: АСТ, 2008.

78.Ученова В.В., Старых Н.В. История рекламы. - М.: Рабочий,1999.

79.Уэллс У., Бернет Д., Мориарти С. Реклама: принципы и практика. - М.: ФЛИНТА, 2001.

80.Хазагеров Г.Г. Политическая риторика. - М.: Никколо-Медиа, 2002.

81.Шалимова А.Э. Выражение звука в рекламном сообщении. Дипломная работа. - М.: МГУ, ФИЯ, кафедра теории и практики речевой коммуникации, 2001.

82.Шарков Ф.И., Гостенина В.И., Технологии рекламы. - М.: Дашков и Ко, 2006.

83.Шуйская Ю.В. Композиция и структура речи. - М.: издательство РУДН, 2015.

84.Шуйская Ю.В. Топика и аргументация в различных теориях риторики. - Дисс. ... к.ф.н. - М.: МГУ, 2005.

85.Эко Умберто. Заметки на полях «Имени розы» // Иностранная литература. 1988. №10. С. 88-104.

86.Эко Умберто. Открытое произведение. Форма и неопределённость в современной поэтике. - Санкт-Петербург: SYMPOSIUM, 2006.

87.Язык рекламы // http://www.stilistika.by.ru/34.shtm

Историко-литературные источники

88.Абрамец А.М. Образ В.И. Ленина в творчестве В.В. Маяковского. - М.: Знание, 1970.

89. Бакинский В.А. Маяковский в борьбе за социалистический реализм -Л.: Советский писатель, 1952.

90.Бердников Г.П., Щербина В.А., Исаев Е.А. и др. Маяковский и современность. - М.: Наука, 1985.

91.Брик О. Маяковский-художник // Маяковский В.В. Альбом. - М.: Государственное издательство изобразительных искусств, 1944.

92.Быков Д.Л. Тринадцатый апостол. - М.: Молодая гвардия, 2016.

93.Вайскопф М. Во весь логос: Религия Маяковского. - Иерусалим: Саламандра, 1997.

94.Величко С. Памятник Моссельпрому // Наука и жизнь - 2002. - №8 // http://www.nkj ^^^^^1^^/4593/

95.Веревкин Б.П. Маяковский в газете. - М.: Мысль, 1986.

96.Винокур Г.О. Маяковский новатор языка. - М.: Советский писатель, 1943.

97.Владимиров С. Об эстетических взглядах Маяковского. - Л.: Советский писатель, 1959.

98.Гаспаров М.Л. Владимир Маяковский // Очерки истории языка русской поэзии ХХ века:

99.Гинзбург Л.Я. О лирике. - М.: Интрада, 1997.

100. Горб М. Шут у трона революции. - М.: Улисс-медиа, 2001.

101. Добренко Е. Метафора власти. Литература сталинской эпохи в историческом освещение. - Мюнхен: Загнер, 1993.

102. Дувакин В. Радость, мастером кованная. - М.: Советский писатель, 1964.

103. Есаулов И.А. Мистика в русской литературе советского периода. - Тверь: Тверской университет, 2002.

104. Земенков Б.С. Ударное искусство Окон сатиры. - М.: Художественное издательство, 1930.

105. Ивлев Д.Д. Поэма В.В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин». -М.: Высшая школа, 1980.

106. Касьяненко А.А. Советская реклама как социокультурный феномен. - Кемерово, 2004.

107. Катанян В.А. Маяковский. Литературная хроника, изд. 3-е. - М.: Гослитиздат, 1956.

108. Катанян В.А. Неизданные выступления Маяковского 1920—1930 гг. — М.: Изд-во АН СССР, 1958.

109. Кацис Л.Ф. Владимир Маяковский. Поэт в интеллектуальном контексте эпохи. Изд.2. - М.: РГГУ, 2004.

110. Ковалёва А.В. Социальная реклама в России: состояние, проблемы и решения. - Барнаул: Издательство Алтайского университета, 2006.

111. Козлёнков В.А. Поэтика агитационного плаката: фольклорные элементы в «Окнах РОСТА» Владимира Маяковского // Вестник КГУ им. Некрасова. 2011. №3. - С.116-120.

112. Козлёнков В.А. Реклама и пропагандистский лозунг в творчестве В.В. Маяковского // Сборник студенческих статей по материалам Всероссийской научной конференции студентов и аспирантов «Российская Федерация и современный мир: пути и перспективы развития». - М: МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2009.

113. Козлёнков В.А. Рекламно-агитационные стратегии Владимира Маяковского на рубеже 1910-х - 20-х годов: «Окна РОСТА» // Вестник Костромского государственного университета им. Н.А. Некрасова, 2011. Т. 17, № 1. - С. 139 - 142.

114. Круглова Т.С. Специфика адресации в творчестве раннего Маяковского: поэтика лирических инвектив // Известия высших учебных заведений. Поволжский регион. Гуманитарные науки. - 2011. - № 3 (19). - С. 79 - 81.

115. Лавут П.И. Маяковский едет по Союзу. - М.: Советская Россия, 1978.

116. Малахов С.А. Маяковский сражается, Маяковский смеется, Маяковский издевается. // Русская литература, № 3, 1993. - СПб, Наука. - С. 180 - 182.

117. Машбиц-Веров И.М. Поэма Маяковского «Владимир Ильич Ленин». - М.: Просвещение, 1986.

118. Машбиц-Веров И.М. Поэмы Маяковского. - Куйбышев: Просвещение, 1960.

119. Маяковский В.В. Агитация и реклама // http://az.lib.ru/rn/maj akowskij_w_w/text_0840.shtml

120. Маяковский В.В. Альбом. - М.: Государственное издательство изобразительных искусств, 1944.

121. Маяковский В. Выступления на втором расширенном пленуме правления РАПП 23 и 26 сентября 1929 года// Владимир Маяковский. Собр. соч. В 12тт. М.: Правда, 1978. Т. 12. С. 42-55.

122. Маяковский В. Выступления на пленуме РЕФ 16 января 1930 года// Маяковский В. Собр. соч.: В 12 т. М.: Правда, 1978. Т. 12. С. 7479.

123. Маяковский В.В. Грозный смех. - М.-Л.: ГИХЛ, 1938.

124. Маяковский В.В. Как делать стихи // http://az.lib.ru/rn/maj akowskij_w_w/text_0840.shtml

125. Маяковский В.В. Полное собрание сочинений в 13 т. - М.: Государственное издательство художественной литературы, 1957.

126. Маяковский В.В. Сочинения в двух томах. - М.: Правда, 1988. Т. 2.

127. Маяковский В.В. Стихи // http://rupoem.ru/mayakovskij/all.aspx

128. Маяковский и реклама // http://topru.org/23230/mayakovskij-i-reklama/

129. Маяковский В.В. Реклама папирос «Ира» // http://www.kulturologia.ru/blogs/160715/25341/

130. Маяковский и реклама // http://topru.org/23230/mayakovskij-i-гек1ата/

131. Мельникова С.М. Маяковский и эго эпоха: Портреты. Иллюстрации. Документы. Иллюстрированные материалы. - М.: Айрис-пресс, 2006.

132. Михайлов А.А. Мир Маяковского: Взгляд из восьмидесятых. -М.: Современник, 1990.

133. Михайлов А.А. Маяковский. М.: Молодая гвардия, 1988. 560 с.; Кацис Л.Ф. Владимир Маяковский: Поэт в интеллектуальном контексте эпохи. Изд. 2. - М.: РГГУ, 2004. 830 с. Карабчиевский Ю.А. Воскресение Маяковского. М.: ЭНАС, 2008. 320 с.

134. Михайлов Ал. Маяковский. - М.: Молодая гвардия, 1988.

135. Наумов Е.И. Семинарий по Маяковскому. - Ленинград: Учпедгиз, 1955.

136. Опыты описания идиостилей. - М.: Наследие, 1995.

137. Паперный З. О мастерстве Маяковского. - М.: Советский писатель, 1953.

138. Паперный З.С. Если я чего написал // Знамя - 1988. - №6.

139. Паперный З.С. Маяковский и советская литература: статьи, публикации, материалы и сообщения. - М.: Наука, 1964.

140. Паперный З.С. Поэтический образ у Маяковского. - М.: Изд-во АН СССР, 1961.

141. Перцов В.О. Маяковский: Жизнь и творчество. - М.: Наука, 1971.

142. Подарок любителям пения. - М., 1877. - № 230 // Ьйр://а-pesni.org/popular20/chtozatuman.htm

143. Правдина И.С. Спор поэтов (Блок и Маяковский) // Маяковский и советская литература. - М., Наука, 1964.

144. Райт Р. В. Маяковский в воспоминаниях родных и друзей. - М.: Московский рабочий, 1963.

145. Родченко А.М. Статьи. Воспоминания. Автобиографические записки. Письма. - М.: Советский художник, 1982.

146. Снопков А.Е. Реклама в плакате. Русский торгово-промышленный плакат за 1000 лет. - М.: Контакт-Культура, 2007.

147. Сталин И.В. Полное собрание сочинений в 16 томах. - М.: Государственное издательство политической литературы, 1946 - 1951. - Т.4.

148. Субботин А. Маяковский сквозь призму жанра. - М.: Советский писатель, 1986.

149. Тимофеева В.В. Маяковский в современном мире. Статьи, исследования, материалы и воспоминания. - Л.: Лениздат, 1984.

150. Тугенхольд Я. Искусство октябрьской эпохи. - Л.: Academia, 1930.

151. Тумаркин Н. Ленин жив! Культ Ленина в советской России. -СПб: Академ. Проект, 1997. Черемных М. Маяковский в РОСТА // Искусство. - 1940. - №4.

152. Харджиев Н., Тренин В.В. Поэтическая культура Маяковского. -М.: Искусство, 1970. 328 с.

153. Ходасевич В.Ф. О Маяковском // Возрождение. 1930. 24 апреля. С.10-11.

154. Черемных М. Маяковский в РОСТА // Искусство. - 1940, №4. -С. 40.

155. Шатин Ю.В. Эстетика агиографического дискурса в поэме В.В. Маяковского «Владимир Ильич Ленин» // Дискурс.- Новосибирск, 1996. - №2.

156. Шафир Я. Газета и деревня. М.-Л.: Красная Новь, 1923, С. 51.

157. Эвентов И. Маяковский-плакатист. - М.-Л., 1940.

158. Эвентов И. Маяковский-сатирик. - Л., Гослитиздат, 1941.

159. Янгфельдт Б. Любовь - это сердце всего. - М.: Книга, 1991.

160. Янгфельдт Б. Ставка - жизнь: Владимир Маяковский и его круг / Пер. со швед. - М.: АСТ; Corpus, 2016. 528 c.

161. Якобсон Р.О. О поколении, растратившем своих поэтов // http: //avantgarde. narod.ru/beitraege/ff/rj a_o_pokolenii. htm

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.