Плакат времен мировой войны: жанровые разновидности, композиция, язык тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Спешилова, Анастасия Юрьевна

  • Спешилова, Анастасия Юрьевна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2008, Тверь
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 179
Спешилова, Анастасия Юрьевна. Плакат времен мировой войны: жанровые разновидности, композиция, язык: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Тверь. 2008. 179 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Спешилова, Анастасия Юрьевна

Введение

Глава 1. Жанр плаката второй мировой войны

§ 1. Особенности восприятия плаката и его воздействия на целевую аудиторию

§ 2. Жанровая специфика плаката

§3. Основные жанровые разновиднострт плакатов

Глава 2. Композиция плаката времен второй мировой войны

§ 1. Теоретические основы композиции плаката

§ 2. Композиция советских плакатов времен Великой Отечественной войны

§ 3. Проблемы композиции американских плакатов времен второй мировой войны

§ 4. Структура текста плакатов времен второй мировой войны

Глава 3. Язык плаката второй мировой войны

§ 1. Плакат как вид креолизованного текста. Типы взаимодействия его вербальной и визуальной составляющих

§ 2. Семантические соотношение изображения и слова на плакатах второй, мировой войны

§ 3. Лексические средства создания контраста в плакатах времен второй мировой войны

§ 4. Особенности функционирования текстовых категорий целостности, связности, модальности, темпоральности и локативности в плакатном тексте

§5. Функции плакатного текста

§ 6. Функции паралингвистических средств в сочетании с вербальным компонентом в плакатном тексте

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Плакат времен мировой войны: жанровые разновидности, композиция, язык»

Общение между людьми с целью обмена информацией появилось еще на заре человечества: это было необходимо для формирования социальных общностей. Огромную роль в этом сыграла возможность обмена между двумя индивидуумами необходимыми сведениями, сначала в форме знаков, потом, с появлением речи, в форме осмысленных сообщений, задействовавших уже два канала восприятия: зрение и слух. Осмысленный обмен информацией стал мощным фактором, объединяющим человечество духовной и организующей связью, формирующим даже на таком этапе первое общественное мнение. С усложнением строя стали усложняться и разворачиваться информационные потоки, направленные на создание, поддержание и активизацию уже имеющихся и вновь возникающих суждений, представлений, способов воздействия на' людей как членов определенных групп. Все эти формы общественной коммуникации, активно используемые и сейчас, возникли в древности как формы пражурналисткой деятельности. Первым и до сих пор очень эффективным способом донести до окружающих свои оценки происходящих событий или мнения по случаю происходящего являлись личные выступления, успех которых всецело зависел от мастерства оратора.

Одновременно с устными развивались и письменные формы информационной деятельности: руководители государств и церкви рассылали различные письменные документы с целью информирования обывателей о происходящих событиях. Позднее на их основе и сформировались жанры публицистики.

Предметом нашего исследования является такой древнейший жанр, как плакат, известный человечеству с давних времен. Еще в Древнем Египте, Греции и Риме можно было встретить так называемые «alba» (объявления или извещения в виде столбов или экранов), широко используемые для сообщений о спектаклях и коммерческих сделках. Однако все эти явления носили непостоянный характер, так как в то время отсутствовала необходимая печатная техника, позволяющая быстро тиражировать имеющиеся произведения.

Периодические издания получили массовое распространение только после изобретения книгопечатания. Так и плакат обрел его лишь после изобретения Г. Гуттенбергом печатного станка, когда появилась возможность быстро воспроизводить и широко распространять слово, игравшее первостепенную роль, и рисунок. Таким образом, печатники и книготорговцы извещали своих покупателей о поступлении в продажу книжных новинок. Представители духовенства и продавцы индульгенций продолжали прибегать к иллюстрированным плакатам. К прототипам современного плаката можно отнести широко использовавшиеся в то время королевские указы, выставленные для широкого ознакомления, различного рода прокламации, объявления о розыске преступников, а также сатирические листки-гравюры. Еще позднее, уже в 30-е годы XIX века, способ литографического печатания сделал технически возможным увеличение размера плаката, а еще некоторое время спустя, после изобретения хромолитографии, он обрел цвет.

Решающим фактором для возникновения журналистики стало возникновение рыночных отношений и роста международной торговли. После возникновения крупных государств Европы, с развитием науки и культуры распространяется грамотность, растет количество образованных людей, расширяется читательская аудитория, возникает почтовая служба. Все это в совокупности дает толчок для более широкого и регулярного распространения коммерческой, научной, культурной и политической информации. Возможность тиражирования способствует развитию международных связей. В этот момент на мировую авансцену выходит буржуазия с ее экономическими интересами и косвенно содействует становлению и развитию журналистики. Это поддерживают и господствующие классы, осознающие значение прессы для политической и идеологической борьбы, активно используя для достижения своих целей и плакат.

В виде, близком к современному, иллюстрированный плакат появился в 1830 г. и вначале чаще всего был черно-белым и оставался монохромным до 1860-х годов. Только в последние годы XIX века появился плакат, отличающийся от других видов иллюстраций. «Отцом» плаката в современном его виде считается француз Жюль Шере, график и декоратор сцены, основавший в 1866 г. в Париже небольшую литографию. Именно он сформулировал основные принципы современного плаката - броскость (в первую очередь, за счет контрастных и ярких цветов), возможность воспринять изображение и текст «на ходу», лаконичность, концентрацию внимания на одной главной фигуре. Ж. Шере создал больше тысячи плакатов — в основном это реклама кафешантанов, маскарадов, выставок. «Их (плакатов. — А.С.,) динамика линий и пятен словно продолжает динамику самой улицы, а воздушная вибрация их палитры словно сливается с вибрацией городской туманной атмосферы, пронизывая ее в то же время яркой праздничной нотой», - писал о своих впечатлениях от рекламного творчества Ж. Шере Я. А. Тугендхольд1. Есть версия, что к специфическому плакатному стилю концентрированного лаконизма изображения, к «ударности» цветовой гаммы его подтолкнула экономия красок, существенная для небогатого хозяина скромного предприятия. В результате он стал ограничиваться одной главной фигурой, упростив все детали, давая их только в виде теней, впервые введя вместо длинного текста лишь немногие необходимые слова, исполненные четким, крупным шрифтом, составляющим одно гармоничное целое со всем рисунком. Первые настоящие образцы плакатного искусства, появившиеся в конце XIX века во Франции и Германии, использовались в чисто рекламных целях и были в своей массе лишены идеологической основы. Другими словами,

1 Тугендхольд Я. А. Плакат на Западе // Тугендхольд Я. А Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. М., 1987. С. 158-159. как и первые газеты, первые плакаты были рассчитаны, прежде всего, на торговцев и горожан, содержали различную рекламную информацию, важную для потенциального потребителя.

В конце XIX Россия выступила инициатором того, что рекламный плакат был официально признан фактом культуры. В 1897 г. в Петербурге под покровительством «Общества поощрения художеств» открылась Международная выставка афиш, которая собрала около 700 произведений из 13 стран.

Необходимо отметить, что для России плакат не был искусственно привнесенным жанром. У нас его предшественником являлись и лубочные картинки, приобретавшие в периоды социальных потрясений острый публицистический характер, и своеобразные «летучие издания» (рукописные или печатные листки с текстом, а иногда и изображением агитационно-политического или информационного характера, отличавшиеся актуальностью содержания, оперативностью выпуска и распространения, кратковременностью пользования). Также можно отметить, что в петровское время в форме плаката было издано множество указов, распоряжений, постановлений, и т.п. Первыми русскими изобразительными плакатами считается серия «Ростопчинских афиш» - листов героического и сатирического содержания, выпущенная в 1812 году московским главнокомандующим графом Ф.В. Ростопчиным.

В целом русский плакат, формируясь как художественное явление, самостоятельный вид графического искусства на рубеже XIX-XX веков, до начала первой мировой войны выполнял преимущественно рекламную функцию, развиваясь в основном в стиле «модерн». Этот стиль проявлялся как в характере изображения, специфике образно-пластических средств, цветовом решении, так и в целевом назначении. Эстетический уровень дореволюционного плаката очень неоднороден: от дешевых, примитивных и безвкусных изображений лубочного типа до причудливых и изысканных композиций - настоящих шедевров графики.

Позднее в России плакат развивался в русле конструктивизма, стилевого направления, возникшего в мировом искусстве первой трети XX века в поисках новых эстетических идеалов, соответствующих эпохе индустриального и технического прогресса, мощный толчок развитию которого дала революция

1917 года.

В первые послереволюционные годы искусство плаката как наиболее массовое, яркое, убедительное средство вовлечения трудящихся в общественную жизнь переживает небывалый подъем: резко возрастают тиражи, расширяется тематика, складывается круг художников-плакатистов новой эпохи (Д.С. Моор, М.М. Черемных, В.Н. Дени, Н.М. Кочергин и др.), над созданием плаката работают многие известные графики, в том числе Б.М. Кустодиев, Н.Н. Купреянов и др., формируются специфические приемы плакатного искусства: лаконичность формы, экономность выразительных средств, динамизм и экспрессия.

В условиях кардинальных социальных сдвигов художники левого направления видели свою задачу в непосредственном участии в построении коммунистического общества - в решительном разрушении буржуазной и построении новой пролетарской культуры, преобразующей общество, производство, быт. Лозунг «Художники - в производство», провозглашенный в

1918 году, определял характер деятельности художников-производственников», творчество которых заложило фундамент советского дизайна. Конструктивизм, на первых порах тесно связанный с производственным искусством, организационно оформился в 1921 году, когда А. Родченко, В. и Г. Стенберги, В. Степанова, А. Ган, К. Медунецкий, К. Иогансон объединились в рабочую группу конструктивистов Инхука (Института художественной культуры). В следующем году был опубликован «Манифест конструктивизма», составленный Стенбергами и Медунецким, а также книга А. Гана «Конструктивизм»1.

1 См. подробнее: Великая утопия. Русский и советски» авангард 1915-1932. Берлин-Москва, 1993.; Голомшток

Конструктивизм нашел наиболее полное и яркое выражение в архитектуре, дизайне, полиграфии. Строгий рационализм, отказ от декоративных элементов и акцентирование плоскости листа были характерны как для конструктивистской книжной графики, так и для плаката. Изображение предельно обобщалось, сводилось к простейшим геометрическим формам или заменялось фотографией, лист конструировался как система геометрических плоскостей. Особое значение получал текст, который помимо основной информационной функции выступал в качестве ведущего конструктивного и эстетического элемента плакатной формы. Текст позволял предельно обнажить и подчеркнуть «производственный» характер произведения, его связь с полиграфией, с наборной кассой. Шрифт был строгим и хорошо читаемым. Буква, строка, блок строк образовывали единую визуальную форму, и принципиальный характер приобретал рисунок шрифта, вычерченный, с буквами без засечек1.

В манифестах 1923 года рядом конструктивизм был провозглашён и как течение в литературе (прежде всего в поэзии), создан «Литературный центр конструктивистов». В нём участвовали поэты И. Сельвинский, В. Инбер, В. Луговской, Б. Агапов, литературоведы К. Зелинский, А. Квятковский и др. Эти литераторы также провозглашали близость поэзии «производственной» тематике (характерные названия сборников: «Госплан литературы», «Бизнес»), очеркизм, широкое применение «прозаизмов», использование особого размера — тактовика , эксперименты с декламацией. Конструктивизм первоначально был узко формальным направлением, выдвигающим на первый план понимание литературного произведения как конструкции. В дальнейшем конструктивисты

И. Тоталитарное искусство. M., 1994.

1 См. подробнее: Конструктивизм. // http://wwvv.russianposter.ru/object.php7ricN31050427900004; Конструктивизм. // http://visagimrt.nm.ru/MOD/kon.litm; Тимофеев Л. Конструктивизм. // hltp://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le5/le5-4532.htm; Шклярук А. Конструктивнзм в советском плакате. // http://www.plakat.ru/Info/pr01.htm; Турбина А. Конструктивизм. // http://www.countries.ru/library/art/konstrukt.htm.

2 Тактови'к — стихотворный тонический размер, допускающий интервал между ударениями в пределах одпого-трех слогов (в отличие от дольника, где интервал не превосходит двух слогов, и акцентного стиха, где междуударный интервал не ограничен. освободились от этого узко эстетического и формального уклона и выдвинули значительно более широкое обоснование своей творческой платформы. Конструктивизм был своеобразным «советским западничеством», ориентированным на освоение технической культуры Запада. Произведение искусства должно быть строго функциональным, никакой «слякоти лирических эмоций». Во многом программа конструктивистов напоминала программу Лефа1.

Конструктивистский плакат впервые мощно вышел на арену художественной жизни в начале 20-х годов, когда в условиях новой экономической политики и конкурентной борьбы между государственным и частным капиталом возникает необходимость пропаганды продуктов и изделий государственных предприятий. Рекламную кампанию возглавили А. Родченко и В. Маяковский, объединившиеся в творческое содружество «реклам-конструкторов». Рядом с ними работали В. Степанова, А. Лавинский, А. Левин и другие мастера. Усилиями конструктивистов был создан фирменный стиль ряда государственных фирм - Моссельпрома, Резинотреста, Чаеуправления, Госиздата.

В конце 20-х и начале 30-х годов главным выразительным средством конструктивистского плаката становится фотомонтаж. Фотомонтажный политический плакат своими высшими достижениями обязан, прежде всего, творчеству Г. Клуциса, который пришел к монументальной плакатной форме, имея опыт работы в книге, в искусстве оформления. В 1931 году он теоретически обосновывал своевременность фотомонтажа как нового современного вида агитационного искусства, обладающего богатейшими техническими приемами выразительности. Вместе с Г. Клуцисом приемы фотомонтажа разрабатывали С. Сенькин, В. Елкин, Н. Пинус. Ведущим мастером конструктивистского, в том числе и фотомонтажного плаката в

1 См. подробнее: Джимбинов С. Литературные манифесты от символизма до наших дней. Москва: Издательский дом Согласие, 2000.; Тимофеев Л. Конструктивизм. // http://feb-web.iu/feb/Iitenc/ericyclop/le5/le5-4532.htm.

Ленинграде был Д. Буланов.

Само слово «плакат» появилось в XIX веке. Согласно первой и наиболее вероятной версии, зафиксированной в Большой Советской энциклопедии (1975) и Словаре иностранных слов1, русский вариант является калькой с немецкого слова «das Plakat», заимствованного из французского (фр. «placard» -объявление, афиша от фр. «plaquer» - налеплять, приклеивать, накладывать), и пришел в русский язык в конце XIX - начале XX веков уже в том значении, в котором мы его употребляем.

По другим сведениям, слово «плакат» имеет латинские корни (лат. «placatum» - свидетельство ). Это слово существовало в русском языке с XVIII века в значении «паспорт для людей податного сословия, годовой плакатный л паспорт» . Плакат в данном значении может быть осмыслен как свидетель и участник наиболее важных социально-политических событий эпохи потому, что ему присуще сопоставление с документом, отражающим дух времени через непосредственную вовлеченность в решение конкретных социальных проблем. Следовательно, согласно этой версии, слово «плакат» было известно в России до того, как этот жанр возник. Появившееся в русском языке в конце XIX века название нового явления в искусстве унаследовало некоторые смысловые оттенки «старого» плаката: документальность, достоверность, подлинность, что не могло не способствовать доверию к новому жанру.

В Англии и США использовалось название «poster», происходящее от слова «post» - «почта». Считается, что в этих странах подобные листы вывешивали прежде всего около многолюдных почтовых станций. Согласно сведениям из словаря современного английского языка4, слово «poster» означает большое отпечатанное объявление, изображение или фотографию, предназначенную для размещения в публичном месте часто с целью

1 Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1984. С. 423.

2 Толковый словарь русского языка. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1994. С. 613.; Краткий словарь терминов изобразительного искусства. / Под общ. ред. Г.Г. Обухова. М.: Советский художник, 1959. С. 380-381.

3 Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М: Цидадель, 1998. С. 527.

4 Longman dictionary of contemporary English. 2-nd edition. M.: Русский язык, 1992. Т. 2. С. 804, украшения. Во Франции прижилось слово «affich» - афиша. Обращение к словарям в'данном случае не проясняет картины, но еще раз обратим внимание на то, что афиша — это объявление о событии, действии, о чем-то, что должно совершиться. Любопытно также отметить, что во французский язык слово «poster» перешло для обозначения плакатов, выполняющих декоративную функцию.

В специальной литературе понятия «плакат» и «афиша» тоже четко не разграничиваются. Так, в книгах самой авторитетной исследовательницы русского плаката Н.И. Бабуриной определения этих терминов не приводятся, а в ее книге «Русский плакат. Вторая половина XIX — начало XX в.» одни и те же рекламно-художественные произведения попеременно называются то афишами, то плакатами. Как правило, плакат определяют через перечисление некоторых внешних признаков и указание одной или нескольких функций. Различная последовательность перечисления показывает, какое свойство плаката автор считает главным, но указываемые черты не дают цельной исчерпывающей характеристики жанра. Самая широкая трактовка представляется в словаре Д.Н. Ушакова: «Плакат - большой цветной рисунок с кратким текстом. Агитационный рисунок с кратким текстом. Вообще большое объявление о чем-либо»1.

И все же профессионалы должны иметь в виду, что афиша — это, по преимуществу, вербальное настенное развернутое сообщение об общественно значимом событии или зрелище. Плакат же — настенное изобразительное произведение на общественно значимую тему, снабженное кратким вербальным текстом. Другими словами, плакат - листовое издание в виде одного или нескольких листов печатного материала любого формата, отпечатанное с одной стороны и предназначенное для экспонирования.

Именно это различие подчеркивает российский искусствовед Я.А. Тугендхольд, анализируя истоки жанра: «Первые литографированные плакаты

1 Толковый словарь русского языка. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1994. С. 613.

Деверна, Нантейля, Гранвиля, Гаварни и других были скорее иллюстрированными афишами, и текст играл в них большую роль»1. В общем и целом плакаты, наряду с афишами, листовыми календарями, учебными наглядными пособиями, открытками, репродукциями и эстампами, относятся к листовым изобразительным изданиям. Утверждение нового жанра происходит в 60-е годы XIX века с приходом в творческую жизнь мастеров, перевернувших соотношение вербального и изобразительного компонента в многоцветных «уличных» литографиях.

Известная исследовательница российского плаката Н. И. Бабурина, составитель нескольких альбомов с образцами данного вида творчества и автор интересной монографии, обнаруживает его связь с лубочными традициями и с книжно-журнальной профессиональной графикой. Эстетика плаката прокладывала себе дорогу, осваивая,- с одной стороны, красочный мир живописной вывески, а с другой стороны, содержательность, информационную отточенность литографических афиш. Н.И. Бабурина пишет: «Собственно история, активное развитие плаката в России и превращение его в особый вид графического искусства начинается так же, как в Западной Европе, в последней четверти XIX века. На это время падает широкое распространение рекламного плаката, внедрение его в быт и в облик города»2. Таким образом, все исследователи соглашаются в том, что плакат - это разновидность графики, единичное произведение искусства; лаконичное, броское (обычно цветное) изображение с кратким текстом (как • правило, на большом листе бумаги), выполненное в агитационных, рекламных, информационных или учебных целях.

В данной работе мы предлагаем несколько расширить это определение в связи с тем, что на современном этапе развития филологической науки нельзя определять исследуемый жанр столь узко, принимая во внимание только его

1 Тугендхольд Я. А. Указ. соч. С. 156.

2 Бабурина Н. И. Русский плакат. Вторая половина XIX — начало XX века. Л., 1988. С. 8-9. художественную составляющую. Необходимо уточнить это определение, добавив в него функции, выполняемые плакатом в современном обществе, которые роднят его с другими журналистскими жанрами. Как отмечают С.Г.

1 2 Корконосенко и Е.В. Черникова, в современной российской журналистике понятие «жанр» значительно потеснило понятие «текст», так как вместе со старой' системой организации СМИ рухнула и прежняя жанровая классификация. Таким образом, как отмечает В.В. Ворошилов, «в современной журналистике наблюдается плюрализм мнений, . исследователь творит собственную теорию жанров» . На наш взгляд, это положительный процесс, позволяющий авторам адекватно реагировать на создавшуюся ситуацию, не зажимая себя в рамки существующих категорий, а создавать новые, гибридные формы с жанрами смежных категорий знаний. Что касается плаката, то родство с журналистскими жанрами проявляется через общие выполняемые функции.

Исследователи указывают на различные функции журналистики. Среди них: коммуникативные, идеологические, непосредственно-организаторские, культурно-формирующие, рекламно-справочные, рекреативные. В этом перечне отражены реально выполняемые журналистикой задачи. Но здесь необходимо отметить и то, что все это одновременно решается не во всех журналистских материалах. Доминирующей функцией становится коммуникативная, так как «предварительным и обязательным условием информационного взаимодействия в сфере журналистики является установление контакта с «контрагентом», т.е. налаживание связи с массовой аудиторией и социальными институтами»4. Таким образом происходит их знакомство с прессой как с носителем информации, занимающей определенную позицию и стремящейся проводить информационную политику, устраивающую или нет) целевую аудиторию. Прочный контакт устанавливается в том случае,

1 Основы творческой деятельности журналиста: Учебник для студ. вузов по спец. «Журналистика» / Ред.-сост. С.Г. Корконосенко. СПб.: Знание, 2000. С. 130. Черникова Е.В. Основы творческой деятельности журналиста: Учебное пособие. M.: Гардарики, 2005. С.57.

3 Ворошилов B.B. Журналистика. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2002. С. 211.

4 Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Изд-во Московского ун-та, 2005. С. 55. когда издание начинает пользоваться доверием и авторитетом у своей публики. В этот момент аудитория начинает «видеть» окружающий мир «глазами» своего издания, т.е. оно становится своеобразным проводником человека в мире всего происходящего.

Функцию коммуникативности мы также обнаруживаем и у жанра плаката. А фактор сформированного доверия может быть доказан на примере выбранного для исследования материала: во время Великой Отечественной войны советские люди смотрели на происходящие события в том числе и через плакаты, которые служили своеобразными «окнами» в недоступный им мир. Информации, содержащейся в «Окнах ТАСС», придавали большое значение, на нее ориентировались в момент совершения того или иного поступка. Этим можно объяснить и примеры массового героизма, и листы плакатов на передовой, и увеличенные во много раз, их копии на улицах городов.

Наглядно видна роль журналистики в формировании общественного мнения через суждения и оценки, которые она дает происходящим событиям. Издания пропагандируют свое мнение, и, хотя они не являются обязательными для рассмотрения, формируют аналогичную оценку у лояльной аудитории. Публикации авторитетных СМИ оказывают мощное давление на общество и могут вызвать серьезные перемены в его настроениях. Но для большинства массовой аудитории имеет значение собственно ее информирование о фактах действительности. От того, насколько точна и полна эта информация, будет зависеть и отношение к ней читателя. Диапазон может быть велик: от простого сообщения фактов до стремления оказать глубокое воздействие на мировоззренческие основы и ценностные ориентации аудитории, включающие мотивационные и поведенческие факторы. Это уже идеологическая функция плакатов, которые с момента своего появления в современной истории стремятся сформировать определенное отношение к происходящему. Это одновременно можно отнести и к социального плакату времен второй войны, и к рекламному плакату XIX века, и к политическому плакату XXI века.

Формированием культуры поведения, пропагандой медицинских знаний, физической культуры, культуры досуга занимается культуроформирующая функция журналистики. Она напрямую связана с современным рекламным процессом, когда посредством различных рекламных жанров популяризируется мода на здоровый образ жизни и тому подобное. Плакаты, популязирующие правила гигиены, можно было всегда встретить во всех медицинских учреждениях. Сюда часто примыкает и рекламно-справочная функция, удовлетворяющая запросы целевой аудитории в связи с различными хобби.

К рекреативной функции относятся материалы, основной целью которых является развлечение читателя, стремление снять его напряжение, накопившееся за рабочий день, дать ему возможность получить некое удовольствие. Что ж, встречаются и такие плакаты, где эта функция может даже доминировать. Это произведения, созданные из любви к прекрасному, ради чистого искусства. Их немного, и в изучаемый период они не наблюдались, что связывается нами с особой общественной напряженностью, которую создает военное время.

Последовательность выполнения жанром своей задачи предполагает органическое единство всех функций в соотношении, необходимом для достижения поставленной цели на основании выбранной позиции. И хотя социальная направленность журналистики требует как можно более полно информировать свою аудиторию обо всем происходящем, нужно помнить, что тут действуют люди, имеющие свои собственные взгляды, пристрастия, и они стремятся повлиять на аудиторию в соответствии с ними. Поэтому в нашем обществе существует возможность придерживаться различных взглядов и трактовать факты объективной действительности сообразно им. Таким образом, всем СМИ свойственны единые функции, но реально они выполняют их своеобразно, в зависимости от социальной позиции конкретного издания и его журналистов. Аналогичные функции наблюдаются и у плаката, поэтому нам кажется целесообразно исследовать плакат с точки зрения филологической науки, вписав его в систему журналистских жанров.

Тут необходимо отметить, что современный плакат является обычно полиграфически размноженным воспроизведением созданного художником оригинала, который должен восприниматься на большом расстоянии, выделяясь среди других источников информации. При этом выпущенный в военное время плакат имеет своей целью оказания воздействие на массового адресата - гражданское население и вооруженные силы государств, в первую очередь — собственной страны. Именно первая мировая война, по свидетельству очевидцев, способствовала активному вовлечению плаката в сферу военной пропаганды: стены зданий и временных построек были повсеместно оклеены плакатами, призывающими граждан вступить в ряды вооруженных сил или способствовать 'победе над врагом другими доступными средствами. В то время, когда пресса и кинематограф еще не получили широкого распространения, плакат по сути дела явился едва ли не главным средством массовой коммуникации, ответственным за внедрение соответствующих идей в сознание.

Чтобы привлечь внимание и интерес зрителя, активизировать его восприятие, художники-плакатисты используют ряд специфических художественных средств: обобщение форм предметов, силуэтные изображения, общепринятые, легко понимаемые символы, сопоставление разномасштабных изображений, яркие краски. Важную роль в плакате играет расположение сопровождающего текста, размер и начертание шрифта.

Как издание плакат недолговечен и рассчитан на мгновенное воздействие, что объясняется его целевым и читательским назначением, а также подчиненной этому назначению внешней формой - хрупкая бумага, непрочные краски и т.п. В силу этого плакаты, часто выпускаемые огромными тиражами, редко попадают в букинистическую сеть, о чем свидетельствует и практика антикварной книжной торговли. Между тем каждый плакат, как и любое другое издание, есть памятник своей эпохи. Причем в искусстве плаката, массовом и оперативно реагирующем на важнейшие события современной жизни, эта связь с эпохой проявляется наиболее сильно. К тому же плакат является своеобразным произведением графического искусства, рисунком, композиция которого не только разрабатывалась художником, но часто собственноручно воспроизводилась им на камне (автолитография). Однако следует помнить о том, что подобные плакаты встречаются даже реже, чем станковая автолитография или литографированная книжная иллюстрация.

Таким образом, можно сделать вывод, что на протяжении всей истории цивилизации плакат сопровождал человека. Его широкое использование было отмечено во времена античности, в Средневековье он тоже нашел поле для деятельности, которое, по мере технологического совершенствования, все ширилось от века к веку. В настоящее время сложно представить человеческую жизнь без плакатов. Они окружают нас повсюду как дома, так и на улице. Влияние плаката на нашу жизнь усиливалось в переломные моменты истории, достаточно лишь вспомнить первую и вторую мировые войны, где он использовался наравне с оружием в борьбе за умы людей.

Плакат до недавнего времени изучался преимущественно в искусствоведении как вид художественной графики, в историографии как документ, отражающий события и умонастроения определенной эпохи, и в теории пропаганды как средство наглядной агитации. Лишь в последнее десятилетие плакат как особый тип текста начинает привлекать внимание филологической науки и пристальному изучению подвергаются самые разнообразные сто аспекты.

Актуальность филологического изучения плакатного текста определяется тенденциями развития современной науки, уделяющей большое внимание процессам речевого воздействия и связанной с этим потребностью исследования самых разных типов текста, в которых реализуется целевая установка на воздействие. В последнее время наметилась тенденция к анализу текстов малых форм, различных по содержанию, однако такие микротексты, как плакаты второй мировой войны, еще не становились предметом комплексного изучения. Работы, посвященные всестороннему изучению плаката на русскоязычном материале, весьма немногочисленны1, в то время как прагматическая ориентация плакатного текста диктует необходимость детального рассмотрения многообразия языковых и неязыковых средств, ориентированных на достижение прагматического эффекта в плакате. Исследование также проводится в условиях возросшего интереса к семиотически осложненным типам текста.

В настоящей работе плакатный текст определяется как текст плаката, состоящий из двух неравных составляющих — вербальной (текстовой) и иконической (визуальной). В качестве объекта изучения выступает сам плакат во всём своём жанровом многообразии, а также вербальные и визуальные средства, реализуемые в плакате на грамматическом, лексическом и графическом уровнях для актуализации общей стратегии воздействия на массового адресата (зрителя).

Предметом исследования является анализ разноуровневых языковых средств плаката в русле коммуникативно-прагматического подхода.

Теоретическую базу исследования составляют общепризнанные работы по данной теме. Особый интерес представляют труды, авторы которых стремятся к целостному охвату плаката как явления культуры в единстве всех

2 1 его жанров и функций (В.К. Охочинский , Б.С. Бутник-Сиверский , Н.И.

Бабурина4). В одной из самых ранних работ по истории плаката В.К.

Охочинского анализируются характерные особенности и тенденции развития русского и зарубежного плакатного искусства до и после 1917г. Автор касается вопросов специфики разных плакатных жанров, материал излагается предельно

1 Важнейшими пособиями для изучения плаката, его различных жанров, видов, его истории и художественно! о своеобразия являются работы Н.И. Бабуриной. Отдельным жанрам плаката, историческим периодам его развития посвящены работы В.В. Полонского, Б.С. Бутника-Северского, Г.Л.Демосфеновой и В.Н. Ляхова.

2 Охочинский В.К. Плакат. М.: Изд-во Академии Художеств, 1928.

3 Бутник-Сиверский Б.С. Советский плакат гражданской войны 1918-1921. М.: Всесоюзная книжная палата, I960.

4 Бабурина Н.И. Русский плакат. Вторая половина XIX — начало XX века. Л., 1988. лаконично и рассчитан на массового читателя.

В книге Б.С. Бутника-Сиверского изучается становление советского плаката в 1918 -1921 гг. В рамках указанной темы автор рассматривает параллельное развитие всех основных жанров плаката, их взаимодействие и взаимовлияние.

История становления русского плаката обстоятельно излагается в монографии Н.И. Бабуриной. Автор затрагивает вопросы формирования языка плаката, показывает путь постепенного осмысления выразительных возможностей этого языка и рост социальной значимости плаката в России на рубеже XIX — XX веков. Большим достоинство данной работы является то, что плакат осмысляется в контексте культуры того времени.

Другую, гораздо более обширную, группу работ по истории плаката составляют труды, посвященные рассмотрению отдельных видов. Значительное место в этом ряду занимают работы по политическому (военному) плакату (Н.Н. Ватолина1, Г.Л. Демосфенова2, М. Иоффе3, Е.С. Поволоцкая4, И.А. Свиридова5, Л. Колесникова). Такое усиленное внимание к этому жанру объясняется тем, что именно он играл большую роль в жизни нашей страны и развитии ее идеологии. Особое место в этом ряду занимает работа В.М. Полевого «Двадцать лет французской графики. 1920-1930»6, посвященная становлению французского политического плаката. Зарубежный плакат очень скупо представлен в русскоязычных исследованиях, и данная работа в какой-то мере отвечает потребностям в расширении географии вопроса. Помимо подробного исторического анализа, автор касается проблем природы плаката и специфики восприятия художественного образа в нем.

Интересное исследование предлагает широкому читателю Л.Е.

1 Ватолина Н.Н. Мы — плакатисты. М. 1969; Ватолина H.H. Наброски по памяти. М. 1992.

2 Демосфенова Г.Л. Кукрыниксы. Иллюстраторы. М., 1956; Демосфенова Г.Л. Советские плакатисты - фронту. М., 1983.; ДемосфеноваГ.Л., Нурок А., Шантыко Н. Советский политический плакат. М, 1962 г.

3 Иоффе М. Десять очерков о художниках-сатириках. М., 1971 г.

4 Поволоцкая Е.С., Иоффе М. Тридцать лет Советского плаката. М.-Л. 1948.;

5 Свиридова И.А. Советский политический плакат: Некоторые тенденции развития плаката на современном этапе. М., 1975.

6 Полевой В.М. Двадцать лет французской графики. 1920-1930. М.: Искусство, 1981.

Колесникова1. Оно повествует о героической работе художников и поэтов военной поры, создавших за эти годы целую галерею плакатов «Окна ТАСС», в которых отражены все периоды истории Великой Отечественной войны. Автору удалось найти множество ранее неизвестных или малоизвестных данных о лицах, в большей или меньшей степени принимавших участие в создании плакатов. Безусловной заслугой исследователя является именно введение в общее употребление новых неизвестных фактов.

Первое последовательное и системное исследование русского театрального плаката проведено А.Д. Боровским". В этой работе рассматриваются проблемы типологии и эволюции жанра, его функционирование в системе отечественной культуры на разных её этапах, его взаимоотношения с другими жанрами искусства. о

В работах В.Н. Ляхова исследуется советский рекламный плакат. Автор рассматривает взаимосвязи рекламного плаката со сферой государственной идеологии и отмечает проблемный характер этих отношений. Фиксируется важный момент, связанный с осознанием в конце 50-х культурно-воспитательной роли рекламного плаката.

В результате того, что плакат неразрывно связан с социально-политическими процессами, его история отражает историю общества. Степень художёствённости плакатов, форма лозунгов, образный строй могут служить индикатором общего уровня духовного развития общества. Подобное уникальное качество жанра послужило поводом для появления ряда альбомов, в которых эволюция плаката рассматривается во взаимосвязи с социально-экономическими и политическими факторами4.

1 Колесникова Л.Е. «Окна ТАСС — 1941/1945 оружие победы». М.: Тактика, 2005.

2 Боровский А.Д. Русский театральный плакат 1870-1970 гг. Становление, основные тенденции, современная проблематика. Дисс. канд. искусствоведческих наук.М., 1987.

3 Ляхов В.Н. Советский рекламный плакат 1917 -1932 гг. М. 1972; Ляхов В.Н. Советский рекламный плакат и рекламная графика: Альбом. М., Советский художник, 1977.

4 Бабурина Н.И. Русский плакат первой мировой войны. М., 1992; Бабурина Н.И. Россия XX век. История страны в плакате. М., 1993; Советский зрелищный плакат 1917 - 1987 гг. М, 1990; Русский плакат. XX век. Шедевры. М., 2000.; Женщины в русском плакате. М.; 2001; Русский рекламный плакат. М., 2001; Русский плакат. 100 шедевров за 100 лет. M., 2001; Русский киноплакат. М., 2002 г.; Шестьсот плакатов. М., 2004;

Для анализа особенностей восприятия плаката важное значение имеет исследование П.А. Кудина, Б.Ф. Ломова и А.А. Митькина1. Авторы ставят задачу определить возможности повышения эффективности плаката путём целенаправленного использования психологических закономерностей зрительного восприятия и законов композиции. Существенной особенностью данной работы является то, что художественные и функциональные аспекты рассматриваются в единстве и взаимопроникновении. Подробный разбор особенностей композиции плаката: композиционных законов, принципов и средств - по существу является целостным системным исследованиям композиции в современном искусстве.

Несколько иной подход и одну из самых ранних попыток поставить создание плакатов на рациональную научную базу представляет собой работа i.i немецкого исследователя Т. Кёнинга". Она посвящена изучению закономерностей зрительного восприятия рекламного плаката. Автор использует сугубо функциональный подход и не рассматривает плакат как жанр изобразительного искусства. На основе экспериментальных исследований определяются визуальные характеристики плаката, наиболее благоприятные для восприятия и способствующие наибольшей эффективности воздействия.

Е.В. Черневич в своей работе анализирует особенности визуального языка плаката, основываясь на семиотическом подходе. Процесс восприятия представлен как чтение и интерпретация визуального текста, материалом для которого послужил современный рекламный плакат и произведения графического дизайна. Работа ориентирована на рассмотрение профессиональных вопросов графического дизайна и имеет методический уклон.

В работах по проблемам художественного восприятия предлагаются

Плакаты войны и победы. 1941 - 1945. М.: Контакт-Кулыура, 2005.

1 Кудин П.А. Ломов Б.Ф., Митькин Л.А. Психология восприятия н искусство плаката. М.: Плакат, 1987.

2 Кёнинг Т. Реклама и плакат как орудие пропаганды. Л.: Время, 1925.

J Черневич Е.В. Язык графического дизайна. Материалы к методике художественного конструирования. М., 1975. различные схемы, отражающие процесс взаимодействия искусства и личности (Г.И. Панкевич, А.Ф. Еремеев, С.Х. Раппопорт)1. Эти схемы достаточно полно описывают процесс художественного восприятия, но, вместе с тем, можно отметить, что сами психологические механизмы взаимодействия называются, но не объясняются. Д.А. Леонтьев указывает на то, что «общим недостатком этих моделей является их неспособность охватить весь спектр различных видов деятельности»2, и предлагает свою схему взаимодействия факторов и процессов в ситуации взаимодействия искусства и личности. Подход, предлагаемый автором, помогает выявить особенности восприятия этого искусства, обусловленные его художественно-утилитарной природой.

Итак, обзор научно-критической литературы доказывает, что изучение плаката до сих пор велось в направлении осмысления данного феномена как изобразительно-агитационного средства коммуникации. Жанровая природа плаката, его вербальный и визуальный компоненты пока не привлекали пристального внимания исследователей:

Поэтому целью нашего исследования является именно всестороннее изучение плаката как жанра журналистики, его вербального и визуального компонентов и их соотношения. Многоаспектность исследования обеспечивается привлечением данных из других отраслей знаний (социальной и когнитивной психологии, социологии, политологии и др.).

В соответствии с поставленной целью в работе ставятся и решаются следующие задачи:

1. Изучить жанровую природу плаката, создать типологию жанров и классифицировать плакаты времён второй мировой войны по этим жанрам.

2. Изучить композиционную структуру плаката, включая текст, особенности его восприятия и воздействия на целевую аудиторию, создать

1 См. подробнее: Панкевич Г.И. О природе художественного восприятия. Афтореф. дне. .канд. философ, наук. М. 1969.; Еремеев А.Ф. Границы искусства. М., 1987.; Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Как построено и функционирует произведение искусства. М.: Советский художник, 1978.

2 Леонтьев Д.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия. // Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991. С. 118. классификацию плакатов времён второй мировой войны относительно их композиции.

3. Описать плакатный текст в русле когнитивно-психологического подхода, исследовать его природу как средства массовой коммуникации, определить области взаимодействия и семантические отношения вербального и иконического текста на материале плакатов времён второй мировой войны, определить особенности функционирования текстовых категорий целостности, связности, модальности, темпоральности и локативности в плакатном тексте, определить функции плакатного текста и паралингвистических средств в нём.

Методология исследования. В работе используется метод общелингвистической логической интерпретации текста, метод контекстуально-интерпретационного анализа, метод непосредственного наблюдения над материалом с последующим обобщением полученных результатов и др. Согласно принципу системности факты рассматриваются в совокупности, развитии и образуют определенную целостность. В качестве общенаучных принципов использованы анализ, синтез, сравнение и обобщение.

Материалом исследования являются советские и, отчасти, союзнические плакаты, выпущенные в период второй мировых войны (далее — военные плакаты) с целью оказания воздействия на гражданское население и/или поднятия боевого духа солдат собственной страны. К анализу привлекались плакаты (в общей сложности — около 2500) из коллекций Российской государственной библиотеки им. В.И. Ленина и Тверского областного объединённого музея.

Выбор военного плаката для исследования определяется тем, что именно в период кризисных ситуаций создаются условия, при которых есть возможность проверить действенность тех или иных агитационных приемов па практике в сжатые сроки и сосредоточить усилия на совершенствовании того, что действительно эффективно с прагматической точки зрения. Широко известно, что в годы войны плакату отводилась одна из самых значительных ролей,' наряду с другими средствамй массовой коммуникации. С одной стороны, он звал в бой, побуждая солдат к активным боевым действиям, с другой стороны, в тылу он призывал отдать все силы для помощи фронту. Своим лаконичным языком плакат, как ничто другое, мог передать глубину посыла художника зрителю, заставить его сопереживать.

На защиту выносятся следующие положения, сформулированные в ходе исследования:

• При всем многообразии плакатов их все можно разделить на две группы по типу целевой аудитории: «фронт» и «тыл». Первая группа более или менее однородна,' внутри неё выделяются' две разновидности: героическая и сатирическая. Вторая группа менее однородна, и плакаты можно подразделить на героические, социальные и рекламные.

• Композиция плаката, его вербальная и изобразительная составляющие, их расположение выбираются авторами сообразно конкретной цели и для каждого конкретного произведения.

• Плакат является самостоятельным типом текста, представляющим собой единство вербальной и иконической составляющих и функционирующим в рамках массовой коммуникации. Креолиозованный характер военного плаката предполагает наличие автосемантического и синсемантического типов связи между языковыми и изобразительными компонентами. Плакатный текст реализует в комплексе такие текстовые категории, как целостность, связность, темпоральность, локативность модальность, информативность, эмотивность и национально-культурное своеобразие.

Научная новизна исследования состоит в выборе самого объекта исследования, в привлечении к анализу малоизученного материала военного плаката. Впервые он привлекается к всестороннему исследованию филологическими средствами. В ходе исследования переосмысляются представления о жанровых разновидностях плаката, его композиционной структуре и языке, выделяются три взаимосвязанных уровня его анализа (со стороны жанра, композиции и языка), представляющих его в качестве полифункциональной открытой системы. Нами дается описание композиционных составляющих и языка, обосновывается их функциональная взаимообусловленность внутри плаката, показывается действенность композиции.

Теоретическая значимость работы заключается в том, что её результаты и выводы вносят определенный вклад в общую теорию текста и разработку проблематики речевого воздействия. Расширяются представления о плакате как самостоятельном типе текста, уточняются современные знания о специфике функционирования военного плаката в массовой коммуникации. Полученные результаты способствуют дальнейшему развитию исследований в области креолизованных текстов.

Практическая ценность диссертации определяется тем, что ее положения и полученные результаты могут быть использованы в курсах лекций и на практических занятиях по лингвистике текста, при составлении спецкурсов по изучению текстов малых форм, функционирующих в средствах массовой коммуникации. Результаты исследования могут быть полезны ученым, занимающимся проблематикой плаката, а также создателям плакатов, успех творческой работы которых в значительной степени зависит от знания как психологических приёмов привлечения непроизвольного внимания адресата, так и способов воздействия, обусловленного отбором и комбинацией различных языковых средств в семантике и прагматике плаката. Кроме того, описание скрытых механизмов воздействия посредством плаката может способствовать разработкам в области средств психологической защиты для тех, на кого направлено воздействие.

Основные положения и выводы настоящей работы могут быть рекомендованы к использованию в курсах и спецкурсах по лингвистике, журналистике, рекламе и связям с общественностью. Собранный и проанализированный фактический материал может быть использован студентами и аспирантами в их научно-исследовательской деятельности, ориентированной на дальнейшее подробное изучение плакатного текста, в том числе на материале других языков.

Апробация работы происходила на Тверской межвузовской научно-практической конференции «Стратегии исследования языковых единиц» (12-14 апреля 2006 г., г. Тверь), Первой международной научной конференции «Межкультурная коммуникация в современном славянском мире» (23-25 мая 2005 г., г. Тверь), Первой научно-практической конференции «Реклама и современный мир» (24-25 февраля 2006 г., г. Тверь), Всероссийском форуме по связям с общественностью (23-25 июня 2006 г., Горный Алтай). Основные положения диссертации изложены в 10 публикациях.

Объем и структура диссертации. Работа состоит из ведения, трёх глав и заключения. Содержание диссертационного исследования изложено на 163 страницах машинописного текста. Список использованной литературы включает 196 наименований. Приложение содержат списки советских плакатов времен Великой Отечественной войны, отнесенных нами к различным типам композиции.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Спешилова, Анастасия Юрьевна

Заключение

Данное исследование направлено на то, чтобы дополнить существующую картину журналистских жанров, отнеся к ней и жанр плаката. Таким образом, к уже существующим сферам его изучения добавляется еще одна: с точки зрения современной журналистики. Такое дополнение представляется нам допустимым, так как плакат и остальные жанры журналистики обладают схожими функциями и выступают в схожих социальных ролях при регулировании общественного мнения. Иногда использование плаката настолько доминирует, что он превращается в «рупор эпохи», достоверно иллюстрируя происходящие общественные изменения. Это наблюдается в основном в период больших социальных потрясений, когда плакат становится необходимым средством формирования общественного мнения, как это и происходило во времена второй мировой войны.

Главным итогом проведенного исследования является комплексное изучение плаката на материале советских и союзнических листов второй мировой войны с выделением особенностей, жанровых разновидностей, вариантов композиции и коммуникативных стратегий и тактик, направленных на реализацию коммуникативно-прагматической направленности воздействия. В ходе детального анализа было выявлено, что вся организация военного плаката состоит в том, чтобы убедить зрителя в необходимости совершения несовершения) определенного действия в интересах коммуникатора и склонить адресата к осуществлению (неосуществлению) данного действия.

Пристальное внимание к моменту создания и восприятия плакатов военного времени позволило определить ту важную роль, которую играет плакат в процессе конструирования действительности и воздействия на массовое сознание зрителя. Изучение функционирования военного плаката как средства массовой коммуникации подтвердило факт о том, что он очень своеобразно действует в кризисные моменты истории, помогая порождать, тиражировать и поддерживать мифы в сознании целевой аудитории, на которую направлен.

Среди всего многообразия плакатов нами выделяются две основные жанровые разновидности по типу целевой аудитории: будь то действующая армия или труженики тыла. Каждая группа имеет свои особенные методы воздействия на людей, побуждающие их к совершению (несовершению) действия, свои образы и язык. Обе категории неоднородны и делятся нами далее.

В первой группе, ориентированной на фронт, по методу воздействия выделяются героическая и сатирическая разновидности. В их коммуникативные функции входило оказание направленного воздействия на армейские части, ведущие активные боевые действия против противника. Героическая разновидность таких плакатов популяризировала общечеловеческие идеи, примеры индивидуального героизма. Образы на таких плакатах призывали к принятию срочных адекватных мер против врага-монстра, разрушающего то, что дорого для сердца каждого человека. Сатирическая разновидность была призвана очернить врага в глазах солдат, показать его смешным, ничтожным и, следовательно, уязвимым для сильного, смелого и решительного героя.

Во второй группе, ориентированной на тыл, нами выделяются три категории: героическая, социальная и рекламная. Первая составляющая призвана продемонстрировать массовый и индивидуальный героизм людей, по различным причинам оставшихся в тылу. Такие плакаты призывали всеми силами помочь фронту, заменить в поле и у станка ушедших отцов и братьев. Рекламные плакаты нами также относятся к данной группе. В коммуникации такого типа, помимо коммерческой рекламы товаров народного потребления и всевозможных выставок и кинофильмов), отмечаются призывы участвовать в займах, которые проводили правительства всех стран-участников второй мировой войны. При помощи таких плакатов проводилась разъяснительная работа среди населения о необходимости проведения подобных мероприятий.

К социальной разновидности нами относятся листы, помогающие людям жить в военных условиях, говорящие о том, что еще могут они сделать, чтобы поддержать защищающих их воинов.

В данной работе также продемонстрировано, что военный плакат является креолизованным текстом, между элементами которого существуют два типа семантико-структурных взаимоотношений: автосемантический и синсемантический. В рамках лингвистики текста к плакату были применены текстовые категории: связность, целостность, локативность, темпоральность, модальность, эмотивность, национально-культурное своеобразие.

При комплексном изучении языка плаката мы делаем вывод о том, что он — мощное и незаменимое средство воздействия во время информационно-психологической войны за счет того, что содержит знаки двух различных систем, образуя пары «слово-изображение». Это позволяет зрителю быстрее и эффективнее воспринимать и интерпретировать плакат, а автору убедить адресата в необходимости совершения (несовершения) определенного действия и склонить его к осуществлению (неосуществлению) данного действия. Пристальное внимание к особенностям восприятия листа позволило определить ту важную роль, которую играет плакат в процессе конструирования реальности и воздействия на массовое сознание зрителя. Плакат, выпущенный в военное время, способствует порождению, тиражированию и поддерживанию мифов в сознании людей.

Полученные результаты комплексного изучения плаката с точки зрения его жанровой разновидности, композиционной структуры и языковых особенностей дают основания предположить, что подобное исследование может послужить хорошей основой для дальнейшего подробного изучения этой темы на подобном материале как на русском, так и на иностранных языках. В дальнейших исследованиях можно применить данный метод при исследовании плакатов, выпускаемых также в другие периоды развития цивилизации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Спешилова, Анастасия Юрьевна, 2008 год

1. Анисимова Е.Е. Коммуникативно-прагматические нормы немецких аппелятивныхтекстов. Автореф. . д-р филолол. наук. М., 1994.

2. Анисимова Е. Е. Лингвистика текста и межкультурная коммуникация (на материале креолизованных текстов): Учеб. пособие для студ. фак. иностр. яз. вузов. М.: Academia, 2003.

3. Арнольд И.В. Стилистика декодирования. Л., 1994.

4. Ахманова О.С. Словарь лингвистических терминов. М., 1969.

5. Бабурина Н.И. Политический плакат художников РФ. Л., 1975.

6. Бабурина Н.И. Россия XX век. История страны в плакате. М., 1993.

7. Бабурина Н.И. Русский политический плакат. Л., 1988.

8. Бабурина Н. И. Русский плакат. Вторая половина XIX — начало XX века. Л., 1988.

9. Бабурина Н.И. Русский плакат первой мировой войны. М., 1992.

10. Банфи А. Философия искусства. М.: Искусство, 1989.

11. Бахтин М.М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по истории поэтики. // Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет. М.: Художественная литература, 1975. С.234-407.

12. Болыниянова Л.М. Вербальное сопровождение фотоизображения в современной британской прессе: содержание и структура. Автореф. дисс. канд. филол. наук. М., 1985.

13. Борисова Е.Г. Алгоритмы воздействия. М.: Международный институт рекламы, 2005.

14. Боровский А.Д. Русский театральный плакат 1870-1970 гг. Становление, основные тенденции, современная проблематика. Дисс. канд. искусствоведческих наук. М., 1987.

15. Боровский А.Д. Советский политический плакат. Л., 1984.

16. Бочегова Н.Н. Способы объективации национально-культурного своеобразия в англоязычном художественном тексте. // Studia Linguistica. Вып. 11. Проблемы когнитивной семантики. СПб.: Тригон1522002. С. 224-228.

17. Брискин В.М. Опыт работы над агитплакатом. М., 1959.

18. Бутник-Сиверский Б.С. Советский плакат гражданской войны 19181921. М.: Всесоюзная книжная палата, 1960.

19. Ванслов В.В. Содержание и форма в искусстве. М.: Искусство, 1956.

20. Варустин Л.Э. Вровень с героем. Проблемы творчества и мастерства публициста. М., 1987.

21. Ватолина Н.Н. Мы плакатисты. М. 1969;

22. Ватолина Н.Н. Наброски по памяти. М. 1992.

23. Вашик К., Бабурина Н. Реальность утопии: искусство русского плаката XX века. М., 2004.

24. Великая утопия. Русский и советский авангард 1915-1932. Берлин-Москва, 1993.

25. Виноградов В.В. Русский язык (грамматическое учение о слове). М., 1986.

26. Волкова В.В. Дизайн рекламы. М., 1999.

27. Волковский Н.Л. Журналистика в информационных войнах. СПб.,2003.

28. Воробьева О.П. Текстовые категории и фактор адресата. Киев: Вища школа, 1993.

29. Воротников Ю.Л. Слова и время. М., 2003.

30. Ворошилов В.В. Журналистика. СПб: Изд-во Михайлова В.А., 2002.

31. Вопросы пропаганды и агитации в годы Великой Отечественной войны. Горький, 1984. (депонировано в биб-ку ИНИОН)

32. Выставка произведений художников советского плаката. М., 1950.

33. Ганзен А. О гармонии и композиции. // Техническая эстетика. 1969. №4.

34. Гальперин И.Р. Текст как объект лингвистического исследования. М., 1981

35. Голомшток И. Тоталитарное искусство. М.: Галарт, 1994.

36. Гордеев Ю.А., Корнилова Е.Ею Слово и изображение в рекламе. Воронеж, 2001.

37. Гибсон Дж. Экологический подход к зрительному восприятию. М., 1968.

38. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М., 2001.

39. Гримак JL Гипноз рекламы (анатомия идеальной формы психической агорессии) // Реклама: внушение и манипуляция. Самара: БАХРАХ-М, 2001. С. 727-742.

40. Грушин Б.Н. Массовое сознание. М., 1987.

41. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М: Цидадель, 1998.

42. Демосфенова Г.Л. Кукрыниксы. Иллюстраторы. М., 1956

43. Демосфенова Г.Л. Советские плакатисты фронту. М., 1983.

44. Демосфенова Г.Л., Нурок А., Шантыко Н. Советский политический плакат. М, 1962 г.

45. Денис Э. Мэррил Дж. Беседы о масс-медиа. М., 1997.

46. Джимбинов С. Литературные манифесты от символизма до наших дней. Москва: Издательский дом Согласие, 2000.

47. Дридзе Т.М. Язык и социальная психология. М., 1980.

48. Еремеев А.Ф. Границы искусства. М., 1987.

49. Евстафьев В.А. Журналистика и реклама: основы взаимодействия (опыт теоретического исследования). М., 2001.

50. Жаров А. Слово в плакатах «Окон ТАСС» // Окна ТАСС. 1941-1945. М.: Изобразительное искусство, 1970. С. 20-31.

51. Женщины в русском плакате. М.: Контакт-Культура, 2001.

52. Журналистика в мире политики: Исследовательские подходы и практика участия. СПб., 2004.

53. Журналисты на войне. М., 1966.

54. Иванова B.C. Как создается плакат. М.: Изд-во Академии художеств1541. СССР, 1963.

55. Иванова К.А. Копирайтинг: секреты составления рекламных и PR-текстов. СПб: Питер, 2006.

56. Информационная политика. М., 2003.

57. Иоффе М. Десять очерков о художниках-сатириках. М., 1971 г.

58. История мировой журналистики. М., 2003.

59. История отечественной журналистики (1917-1945). Хрестоматия. М., 1999.

60. История печати: антология. М., 2001.

61. История русской советской литературы. Т. 3. М., 1958-1961.

62. Каган М.С. Морфология искусства. Л.: Искусство, 1972.

63. Казаринова М., Федоров М. О композиции. // Техническая эстетика. 1966, №1.

64. Кара-Мурза Е.С. Агитационная листовка как публицистический жанр, ее основные стилевые черты и композиционные характеристики. Автореф. дис. . канд. филол. наук. М., 1986.

65. Кара-Мурза Е.С. О бедной рекламе замолвите слово. // Журналистика и культура русской речи. Выпуск третий. М.: МГУ, 1997.

66. Кафтанджиев X. Тексты печатной рекламы. М.: Изд-во Смысл, 1995.

67. Кемпинас Ю.Ю. Поэтическое слово как средство усиления идейно-эмоционального воздействия художественно-пропагандистских форм работы клубных учреждений. Автореф. канд. . пед. наук. Л., 1986.

68. Кёнинг Т. Реклама и плакат как орудие пропаганды. Л.: Время, 1925.

69. Киклевич А.К., Потехина Е.А. О суггестивной функции текста. // Фактическое поле языка: Межвуз. сб. науч. трудов. Пермь: Изд-во Пермского ун-та, 1998.

70. Краткий словарь терминов изобразительного искусства. / Под общ. ред. Г.Г. Обухова. М.: Советский художник, 1959.

71. Козлов A.M. Дмитрий Стахиевич Моор. М.-Л., 1949.

72. Колесникова Л.Е. «Окна ТАСС 1941/1945 оружие победы». М.:1551. Тактика, 2005.

73. Корецкий В.Б. Заметки плакатиста. М., 1958.

74. Корецкий В.Б. Товарищ плакат. М.: Плакат, 1981.

75. Корконосенко С.Г. Основы журналистики. М.: Аспект-пресс, 2006.

76. Костина А.В. Эстетика рекламы. М.: Вершина, 2003.

77. Корнилов Е.А. Журналистика на рубеже тысячелетий. Ростов н/Д, 1999.

78. Корнилова Е.Е., Гордеев Ю.А. Слово и изображение в рекламе. Воронеж, 2001.

79. Кругликова Н.П. Языковые средства плаката: семантический и прагматический аспекты (на материале британских и американских плакатов первой и второй мировых войн). Дис. . канд. филол. наук. СПб., 2005.

80. Кучерова Г.Э. Очерки теории зарубежной журналистики (XIX — первая половина XX вв.) Ростов н/Д, 2000.

81. Кудин П.А. Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Психология восприятия и искусство плаката. М.: Плакат, 1987.

82. Кудин П.А., Ломов Б.Ф., Митькин А.А. Психология восприятия света. // Реклама: внушение и манипуляция. Самара, 2001.

83. Кузнецова Г.Н. Структурные и семантические особенности языка американской рекламы. Автореф. . канд. филол. наук. М., 1984.

84. Кукрыниксы: годы войны. М.: Изобразительное искусство, 1985.

85. Кукрыниксы. Собрание произведений в 4-х т.т. М.: Изобразительное искусство, 1982.

86. Курняев А.С. От письма до газетной строчки: Формы и методы творческого участия военкоров в печати. Ереван: Айастан, 1980.

87. Кухаренко В.А. Интерпретация текста. М.: Просвещение, 1988.

88. Лабунская Г., Эйснер А. Как сделать плакат. М: Работник просвещения, 1927.

89. Лашкул З.В. Украинский советский плакат в годы Великой

90. Отечественной войны (1941 1945). Киев, 1962.

91. Леонтьев Д.А. Произведение искусства и личность: психологическая структура взаимодействия. // Художественное творчество и психология. М.: Наука, 1991.

92. Литературная наследство. Т. 78. М., 1966. Кн. 1,2.

93. Лотман Ю. Художественная природа русских народных картинок. Народная гравюра и фольклор в России XVII-XIX в.в. М.: Искусство, 1975.

94. Лукшин И.П. Рекламная графика. Социальный и эстетический анализ. Дисс. . канд. филос. наук. М., 1970.

95. Ляхов В.Н. Советский рекламный плакат 1917 -1932 гг. М. 1972.

96. Ляхов В.Н. Советский рекламный плакат и рекламная графика: Альбом. М.: Советский художник, 1977.

97. Ленинградские «Окна ТАСС» 1941-1945 г.г. в собрании Российской национальной библиотеки: Каталог. СПб.: Изд-во РНБ, 1995.

98. Лингвистический энциклопедический словарь. М., 1990.

99. Магера Т.С. Текст политического плаката: лингвориторическое моделирование. Дис. . канд. филол. наук. Барнаул, 2005.

100. Масленников В.А. Редакция-мастерская по выпуску ручным-трафаретным способом военного-оборонного плаката «ОкноТАСС». М.: Известия, 1997.

101. Москальская О.И. Грамматика текста. М.: Высшая школа, 1981.

102. Новичкова Р.Н. Тексты воздействия в современном немецком языке. Харьков: Вища школа, 1987.

103. Ноздрина Л. А. Взаимодействия грамматических категорий в художественном тексте. Афтореф. . д-ра филол. наук. М., 1997.

104. ЮЗ.Овсепян Р.П. История новейшей отечественной журналистики:февраль 1917 начало 90х г.г.) М.: Изд-во МГУ, 1996. 104. Ожегов С.И. Словарь русского языка: 70 000 слов / Под ред. Н.Ю. Шведовой. М., 1990.

105. Окна ТАСС. 1941-1945. М., 1970.

106. Окна ТАСС. 1941-1945. Каталог выставки. М., 1975.

107. Олешко В.Ф. Журналистика как творчество. М., 2003.

108. Ольшанский Д.В. Психология террора. М., 2002.

109. Орлов Ю.Я. Крах немецко-фашистской пропаганды в период войны против СССР. М., 1985.

110. Основные понятия теории журналистики (новые подходы к проблеме). М., 1993.

111. Остроушко Н.А. Проблема речевого воздействия в рекламных текстах. Дис. . канд. филол. наук. М., 2006.

112. Основы творческой деятельности журналиста.СПб: Знание, 2000.

113. Охочинский В.К. Плакат. М.: Изд-во Академии Художеств, 1928.

114. Очерки истории русской советской журналистики 1933-1945. М.: Наука, 1968.

115. Падучева Е.В. Семантические исследования. (Семантика времени и вида в русском языке. Семантика нарратива) М.: Языку русской культуры, 1996.

116. Пб.Панкевич Г.И. О природе художественного восприятия. Афтореф. дис. .канд. философ, наук. М. 1969.

117. Плакаты Великой Отечественной. 1941-1945. М.: Планета, 1985.

118. Плакаты войны и победы. 1941 1945. М.: Контакт-Культура, 2005.

119. Поволоцкая Е.С., Иоффе М. Тридцать лет Советского плаката. M.-JI. 1948.;120. Подвиг века. Л., 1969.

120. Полевой В.М. Двадцать лет французской графики. 1920-1930. М.: Искусство, 1981.

121. Полевой В.М. Двадцатый век. М., 1989.

122. Политологический энциклопедический словарь,. М., 1993.

123. Почепцов Г.Г. Психологические войны. М., 2000.

124. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналистики. М.: Изд-ва МГУ,

125. Плакаты войны и победы. 1941 1945. М.: Контакт-Культура, 2005.

126. Публицистика периода Великой Отечественной войны и первых послевоенных лет. М., 1985.

127. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. Как построено и функционирует произведение искусства. М.: Советский художник, 1978.

128. Руберт И.Б. Становление и развитие английских регулятивных текстов. Структурные, семантические, прагматические аспекты. Дис. Д-ра филол. наук. СПб., 1996.

129. Русский киноплакат. М.: Контакт-Культура, 2002 г.

130. Русский плакат. XX век. Шедевры. М.: Контакт-Культуры, 2000.

131. Русский плакат. 100 шедевров за 100 лет. М.: Контакт-Культура, 2001.

132. Русский рекламный плакат. М.: Контакт-Культура, 2001.

133. Савельева О.О. Живая история российской рекламы. М.: Гелла-принт, 2004.

134. Савельева О.О. История плаката. // http ://www.plakaty .ru/remarks?remid=6.

135. Савельева О.О. Советская реклама 20-х годов как средство агитации и пропаганды. // http://vivovoco.astronet.ruA^V/PAPERS/MEN/SOVIET20/SOVIET20.H ТМ

136. Савельева О.О. Социология рекламного взаимодействия. М.: РИП-холдинг, 2006.

137. Сарин O.JL, Чачух М.Ю. Спутник военного журналиста. М.: Воениздат, 1990.

138. Саченко И.И. Публицистика в борьбе против фашизма и неонацизма: (Исторический опыт, традиции, практика). Дисс. . д-ра ист. наук. Киев, 1982.

139. Свешников А.В. Композиционное мышление в изобразительномискусстве. Дис. . д-ра искусствоведения. СПб., 2003.

140. Селина Р.В. Лексические средства создания контраста в публицистике военных лет 1941-1945 г.г. Автореф. дис. . канд. филол. наук. Л., 1977.

141. Свитич Л.Г. Профессия: журналист. М., 2003.

142. Сергеева О.В. Наружная политическая реклама в эпоху электронный медиа. // Актуальные проблемы теории коммуникации: Сборник научных трудов. СПб: Изд-во СПбГПУ, 2004.

143. Свиридова И.А. Виктор Николаевич Дени. М., 1978.

144. Свиридова И.А. Советский политический плакат: Некоторые тенденции развития плаката на современном этапе. М., 1975.

145. Сиберт Ф.С., Шрам У., Питерсон Т. Четыре теории прессы. М., 1998.

146. Система средств массовой информации России. М., 2001.

147. Скуленко М.И. История политической пропаганда. М., 1990.

148. Скуленко М.И. Основы теории убеждающего воздействия публицистики. Автореф. дис. д-ра филол. наук. Киев, 1986.

149. Советский зрелищный плакат 1917 1987 гг. М., 1990.

150. Сорокин Ю. А., Тарасов Е. Ф. Креолизованные тексты и их коммуникативная функция // Оптимизация речевого воздействия. М., 1990.

151. Сохор А.Н. Восприятие и оценка искусства обществом и их воздействие на художественное творчество. // Вопросы социологии искусства. Л.: 1980.

152. Срибная Т. А. Военно-патриотическая печатная пропаганда в предвоенные годы и во время Великой Отечественной войны. Дис. . канд. ист. наук.

153. Словарь иностранных слов. М.: Русский язык, 1984.

154. Старых Н.В. Образ в рекламе и публицистике. М.: Изд-во МГУ, 1992.

155. Стефанов С. Полиграфия для рекламистов и не только. М.: Гелла-принт, 2002.

156. Стилистический энциклопедический словарь русского языка. М.: Флинта, Наука, 2003:

157. Стровский Д.Л. История отечественной журналистики новейшего периода. Екатеринбург, 1998.

158. Тараканов В.П. Партийная работа в роте в наступательном бою. Л.: Военное издательство, 1944.

159. Теория и практика военной печати. Курс лекций. М., 1958.

160. Теория функциональной грамматики. Локативность. Бытийность. Поссестивность. Обусловленность. СПб: Наука, 1996.

161. Тертычный А.А. жанры периодической печати. М., 2002.

162. Тесля М.Е. По законам восприятия. М.: 1969.

163. Тимофеев Л. Конструктивизм. // http://feb-web.ru/feb/litenc/encyclop/le5/le5-4532.htm

164. Толковый словарь русского языка. / Под ред. Д.Н. Ушакова. М., 1994.

165. Тулупов В.В. Дизайн периодических изданий. С-Пб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006.

166. Тулупов В.В. Дизайн рекламы. // Полиграфия. М., 1990. №7 С. 15-17.

167. Тулупов В.В. Роль фотографии в смысловом восприятии визуальной информации молодежной газеты. // Фотографии в прессе: вопросы истории, теории и практики. Свердловск-Тюмень, 1989. С. 47-64.

168. Тулупов В.В. Российская пресса: дизайн, реклама, типология. Воронеж, 1996.

169. Тулупов В.В. Смысловое восприятие визуальной информации в газете. // Акценты. Новое в массовой коммуникации. Воронеж, 2000.1611. С. 18-23.

170. Тулупов В.В. Теория и практика рекламы. С-Пб.: Изд-во Михайлова В.А., 2006.

171. Тулупов В.В. Форма и содержание: вечный бой? / Немного теории к практике дизайна. //Журналист. 2002. №7. С. 90-92; №8. С. 92-93.

172. Тугендхольд Я. А. Плакат на Западе // Тугендхольд Я. А. Из истории западноевропейского, русского и советского искусства. М., 1987.

173. Тураева З.Я. Лингвистика текста. Лекции. СПб.: Образование, 1993.

174. Турбина А. Конструктивизм. // http://www.countries.m/library/art/konstrukt.htm

175. Ученова В.В. У истоков публицистики. М., 1989.

176. Фастовец Е.В. Функции газетной графики. // Вестник МГУ. Сер. XI. Журналистика. М., 1973. №3. С. 31-42.

177. Филимонова О.Е. Категория эмотивности в английском тексте (когнитивный и коммуникативный аспекты). Дис. . д-ра филол. наук. СПб, 2000.

178. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1983.

179. Халаминский Ю.Я. Советский плакат. М., 1961.

180. Хомчук-Черная Т.Н. Виды взаимосвязи фотографии и текста в прессе. // Российская журналистика: смена приоритетов. Воронеж, 1995. С. 3637.

181. Ценев В. Психология рекламы. М.: Бератор, 2003. 184.Чаковская М.С. Текст как сообщение и воздействие. М.: Высшаяшкола, 1986.

182. Черневич Е.В. Язык графического дизайна. Материалы к методике художественного конструирования. М., 1975.

183. Черникова Е.В. основы творческой деятельности журналиста. М.: Гардарики, 2005.

184. Черняков Б.И. Язык изобразительной публицистики: вербально162визуальные тропы и стилистические фигуры. // Изучение истории и практики печати России в условиях демократизации общества. Воронеж, 1992. С. 146-148.

185. Шестьсот плакатов. М.: Контакт-Культура, 2004.

186. Шерковин Ю.А. Некоторые социально-психологические вопросы пропагандистского воздействия. // Вопросы психологии. 1969. №.4. С. 131-139.

187. Шклярук А. Конструктивизм в советском плакате. // http://www.plakat.raAnfo/prO 1 .htm

188. Шмелев Д.Н. Проблемы семантического анализа лексики. М., 1973.

189. Эриксен Т.Х. Тирания момента. Время в эпоху информации. М., 2003.

190. Bonell V.E. Iconography of power: Soviet political posters under Lenin and Stalin. Berkeley, 1997.

191. Longman dictionary of contemporary English. 2-nd edition. M.: Русский язык, 1992. T.2.

192. Spirit of the Soviet Union. Anti-Nazi cartoons and posters. London: Pilotpress, 1942.

193. The Soviet political poster. 1917-1980. Moscow, 1985.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.