Женские образы в татарской просветительской литературе тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Фаттакова, Альсина Александровна

  • Фаттакова, Альсина Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2011, Тобольск
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 163
Фаттакова, Альсина Александровна. Женские образы в татарской просветительской литературе: дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Тобольск. 2011. 163 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Фаттакова, Альсина Александровна

Введение.3

Первая

глава: Реалистическая татарская литература второй половины XIX - начала XX веков.13

1.1. Просветительский реализм: предпосылки формирования и особенности развития.13

1.2. Образ женщины в просветительском реализме.44

Выводы по первой главе.

Вторая

глава: Образ просвещенной женщины в татарской литературе второй половины XIX - начала XX веков.5 9-14 Г

2.1. Идейный замысел, заложенный в женские образы в татарской просветительской прозе.59

2.2. Особенности женских образов в татарской просветительской драматургии.123

Выводы по второй главе.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Женские образы в татарской просветительской литературе»

Актуальность темы. В середине XIX века в России происходят глубокие изменения. Они были связаны с революционной ситуацией, патриархальными пережитками старого мира с дальнейшим развитием страны, которые повлияли на татарскую общественную мысль. На общественную арену вышли просветители, программой которых стали борьба за прогресс, выдвижение конкретных задач, направленных на демократизацию общества. В этот период происходят крупные социальные изменения, расцвет русской классической литературы, развитие революционно-демократической, философской, литературно-критической, педагогической мысли, которые не, могли не отразиться и на общественно-культурной жизни народов обширной страны, в том числе и татар.

Литература нового времени, творческим методом которой стал просветительский реализм, родилась не вдруг и не на пустом месте. Она сформировалась на благодатной почве, подготовленной просветительским движением, берущим начало уже в конце ХУШ века, которая явилась следствием пробуждения и роста национального и общественного самосознания татарского народа. Если в первой половине XIX столетия в поэзии слышатся призывы к просвещению, образованию и культуре, то во второй половине века в татарской литературе эти идеи реализуются в новых литературных жанрах, через создание новых типов героев. В этот период актуализируется изображение жизни простого человека, формируется наполненная идеями возрождения татарского общества реалистическая литература. На литературную арену выходят образованные молодые люди, задумывающиеся о судьбе нации, благополучии общества, способные преобразовывать общественные устои. Именно в таких образах заложен идейный замысел просветительской литературы, где находит отражение авторское видение переустройства общества путем просвещения.

В творчестве писателей-просветителей второй половины XIX - начала XX столетия особое место уделяется созданию женских образов, через которые проявляется позиция автора в решении сложных, актуальных проблем времени. В таких произведениях жизненные конфликты связаны с проблемой определения места и роли женщины в семье, в судьбе народа, в обществе.

Женские образы в тюрко-татарской литературе занимали не последнее -место как в древности, так и в средневековье, в любовных дастанах, где не стоял вопрос равноправия между мужчиной и женщиной, находило отражение особенности их взаимоотношения, восхвалялись красота, ум, преданность женщины. В реалистической литературе женщина играет качественно иную роль. На протяжении всей истории развития искусства и литературы женские образы щедро наделялись лучшими качествами.

В центре внимания татарской реалистической литературы уже стоит вопрос о решении социальных проблем, связанных напрямую с определением места и роли женщины в обществе, с воплощением художественных и эстетических идеалов писателей по отношению к женщине.

Данное исследование посвящено изучению образа женщины в татарской просветительской литературе и предполагает раскрытие женских характеров в произведениях прозы и драматургии с целью выявления идейно-эстетического замысла авторов, заложенных в них.

Степень изученности проблемы и темы. Женские образы как в русской, так и в татарской литературе привлекали внимание отечественных литературоведов и критиков. Анализ работ, близких теме диссертации, показал, что особенности отражения в литературе женских образов привлекают внимание также и современных исследователей. В монографических работах и проблемных исследованиях, кандидатских и докторских диссертациях рассматриваются различные аспекты данной проблемы. Неоценимый вклад в изучение места и роли женщины в татарской литературе внесен такими учеными, как И.Нуруллин, Ф.Мусин, Я.Абдуллин,

Х.Миннегулов, М.Сахапов, А.Ахмадуллин, М.В. Гайнутдинов, М.Гайнуллин, A.B. Игнатьева и др., которые выявляют особенности женских образов в различных периодах развития татарской литературы.

В последние годы изучению женских образов были посвящены такие исследования, как «Проблема женской эмансипации в татарской литературе начала XX века» С.Р. Никишиной, «Идейно-эстетическая эволюция проблем феминизма в творчестве Г.Исхаки (1897-1954)» A.A. Шамсутовой, «Образ женщины в русской и татарской литературе 1890-1917 гг. на примере творчества Г.Исхакова и М.Горького» Д.М. Хайруллиной, «Система женских образов в романах Якуба Занкиева» М.С. Хуснутдиновой. Тендерным аспектом литературы занимается также и мировая наука.

Целью исследования является анализ женских образов в просветительской литературе для выявления их идейно-эстетической нагрузки в произведении.

Для достижения данной цели диссертантом были определены и осуществлены следующие задачи:

• Проанализировать этапы становления просветительского реализма в отечественной литературе;

• рассмотреть особенности концептуализации понятия «образ» в литературоведении;

• раскрыть идейный замысел, заложенный в женские образы в татарской просветительской прозе;

• выявить особенности женских образов в татарской просветительской драматургии.

Объектом изучения являются прозаические произведения татарских просветителей: «Хисаметдин менла» («Хисаметдин менла») М.Акъегетзаде, «влуф, яки гузэл кыз Хэдичэ» («Тысячи, или красавица Хадича»), «Зур гена1шар» («Великие грехи») З.Бигиева, «Эсма, яки Гамэл вэ ж;эза» («Асьма, или Преступление и наказание»), «Сэлимз, яки Гыйффэт» («Салима, или

Целомудрие») Р.Фахрутдинова, «Кэлэпушче кыз» («Тюбетейщица»), «Кез» («Осень») Г.Исхаки, «Бэхетле кыз» («Счастливая девушка»), «Бэхетсез кыз» («Несчастная девушка») З.Хади, «Морза кызы Фатыйма» («Дочь мирзы Фатима») Ф.Карими; а также произведения драмы: «Бичара кыз» («Несчастная девушка») Г.Ильяси, «Рэдде бичара кыз» («Счастливая девушка») Ф.Халиди, «Бэхетсез егет» («Несчастный юноша») Г.Камала.

Предметом настоящего диссертационного исследования является идейный замысел, заложенный в женские образы в вышеперечисленных произведениях прозы и драматургии.

Теоретической основой исследования послужили труды Н.Д. Тамарченко, Л.И. Тимофеева, C.B. Тураева, В.Е. Хализева, Ф.М. Хатипова, Г.Н. Поспелова, А.Б. Есина, Д.Ф. Загидуллиной и др., посвященные изучению вопросов по теории жанра и художественного метода, а также по теории и истории художественного образа.

Методы и приемы исследования обусловлены целями и задачами работы. Основными методами, использованными нами при написании работы, являются системный, сравнительно-исторический и метод художественного анализа.

Научная новизна работы обусловлена комплексным анализом женских образов в просветительской литературе второй половины XIX - начала XX вв.

Научная значимость исследования заключается в том, что работа восполняет пробелы в изучении истории развития татарской литературы, в целом, и просветительской литературы второй половины XIX - начала XX столетия, в частности.

Практические результаты данного исследования могут быть использованы при составлении программ и учебно-методических пособий для студентов филологических факультетов высших учебных заведений по учебной дисциплине «История родной литературы», в частности литературы XIX - начала XX вв., при организации спецкурсов и семинаров, посвященных исследованию вопросов просветительского реализма в литературе, а также изучению женских образов в просветительской литературе, при изучении творчества вышеназванных писателей-просветителей. Практическим анализом произведений писателей и драматургов, являющихся объектом исследования в данной работе, также могут пользоваться учителя национальных школ на уроках родной литературы, а также на факультативах, посвященных более глубокому изучению литературы анализируемого периода.

Положения, выносимые на защиту:

1. Татарская литература второй половины XIX - начала XX вв. развивается на основе просветительских идей, которая стала в защиту разума, просвещенности, цивилизации и духовной свободы, в свою очередь подготовила плодотворную почву для дальнейшего развития национальной литературы на поприще расцвета и утверждения народно-демократических идеалов.

2. Художественный образ является одним из средств познания и изменения мира, синтетической формой отражения и выражения чувств, мыслей, стремлений, эстетических эмоций художника. Образ женщины в татарской просветительской литературе отличается своей идеализированностью со стороны автора и является выразителем авторской позиции, его отношения к современным проблемам общества.

3. Проблема определения места и роли женщины в семье, в судьбе народа, общества - одна из основных в произведениях писателей и драматургов второй половины XIX — начала XX вв.

4. Женские образы просветительской литературы воплощают в себе эстетический идеал автора; в котором нравственная воспитанность и образованность являются основными критериями в решении проблемы женского счастья.

5. Наряду с определением роли женщины в семье, в воспитании детей — достойного будущего нации, писатели-просветители ставят более широкие вопросы, касающиеся ее социального статуса в обществе.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования изложены в публикации, изданном в журнале «Вестник Башкирского университета» (г.Уфа, 2010). Результаты исследования также представлены в выступлениях на Всероссийских научно-практических конференциях «Знаменские чтения» (г.Тобольск, 2007), «Сулеймановские чтения» (г.Тобольск, 2009), «Занкиевские чтения» (г.Тобольск, 2009); на Международной научно-практической конференции «Акмуллинские чтения» (г.Уфа, 2008); ежегодных региональных научно-практических конференциях аспирантов и студентов «Менделеевские чтения» (г. Тобольск, 2008, 2009).

Структура работы. Сформулированные цель и задачи нашли четкое отражение в композиционной структуре диссертационной работы, которая состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Фаттакова, Альсина Александровна

Выводы по второй главе

1. Отражение женских образов является самой волнующей темой для демократически воодушевленных татарских писателей этого времени. Причем нужно отметить следующее: писатели-просветители изображают в некоторой степени идеализированную, неестественную для того периода героиню, стремящуюся самостоятельно решить свою судьбу, строить личное счастье. При анализе творчества этих писателей в данном исследовании для нас важны особенности создания образов женщин, так как в произведениях этого периода жизненные конфликты связаны с судьбой женщины и идейный замысел, заложенный авторами в их творения, также связан с раскрытием женских образов.

2. Национальная просветительская драматургия с первых же дней смело обращалась к таким проблемам, которые остро волновали просветителей -положение татарской женщины в обществе. Автор драмы «Бичара кыз» Габдрахман Ильяси попытался выступить в защиту прогрессивных взглядов, с критикой бесправного положения татарской женщины. А герои драмы «Рэдде бичара кыз» Ф.Халиди осуждают героиню Г.Ильяси. Таким образом, у Г.Ильяси главная героиня благодаря своим энергичным действиям добивается поставленной цели. А героиня Ф.Халиди, наоборот, больше является пассивным исполнителем чужой воли.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Рассматривая проблему особенностей изображения женских образов в 1 татарской просветительской литературе и выявляя идейный замысел, заложенный в эти образы, приходим к выводу о том, что все анализируемые произведения строятся по одной и той же схеме. В них присутствует дух предостережения «от обмана», призыв к реальному подходу в вопросах семьи и женской чести. Если девушка живет благовидно, следуя мусульманским традициям, если она стремится к знаниям, трудолюбива и хорошо воспитана, не перечит родителям или покровителям — она непременно добьется своего счастья.

Татарские просветители, провозглашая безграничную веру в разум человека, критикуя религиозное мракобесие, веря в идеалы Свободы, Равенства, Братства, возрождение татарского общества, становление его на путь прогрессивного развития видят в нравственном и духовном обогащении общества, в гармонизации общества через просвещение людей. Как известно, положение женщины у восточных народов, в том числе и у татарского, даже в XIX веке оставалось тяжелым: в семье ей отводилась роль послушной рабыни, в обществе она не могла реализоваться как полноценная личность. Создание образованного, высококультурного общества просветителями не мыслится без участия женщин. Поэтому в татарской литературе XIX века особое внимание уделяется проблемам воспитания и образования татарских женщин, решению проблемы «женского счастья» в свете канонов просветительства. Типичный женский образ в татарской литературе этого периода - это женщина, которая способна заявить о себе, ее слово имеет вес в обществе, она борется за свое счастье и добивается его. А путь, ведущий к «женскому счастью» лежит через достойное воспитание, полученное в семье, образование и нравственность.

В просветительских произведениях татарской литературы обычно учитывается социальное положение героев, которое играет существенную роль в изображении их мировоззрения. Но и при этом они часто выглядят примитивно в своей наивности, выраженной наличием непременного атрибута их мировоззрения — отчетливое деление мира на две части: положительное и отрицательное составляющие.

Положительные персонажи, как правило, лишены изъянов. Автор в своих героях автор стремится воплотить все лучшие черты, которые можно увидеть в людях. Поэтому такие герои представлены как предмет подражания. Таковы, например, многие положительные герои повести М.Акъегетзаде «Хисаметдин менла», Р.Фахрутдинова «Асьма, или Преступление и наказание» и др.

Конфликт между отрицательными и положительными персонажами в творчестве писателей-просветителей, как известно, проявляется на нравственной основе и заканчивается победой последних. Отрицательных героев постигает или позор, или трагическая участь. В некоторых произведениях «заблудшие» герои раскаиваются в своих безнравственных поступках и становятся на путь добродетели. Хисаметдин и Ханифа («Хисаметдин менла» М.Акъегетзаде), Джанбай и Магитаб («Несчастная девушка» Г.Ильяси) и др. герои, без особого труда преодолев трудности, обретают счастье.

В рассмотренных произведениях нетрудно усмотреть стремление авторов к исправлению нравов. При помощи созданных образов они хотят довести до читателя мысль о том, что обрести счастье смогут только образованные и высоконравственные люди, а развратные, невежественные -рано или поздно получат по заслугам.

В татарской литературе XIX века раскрывается концепция естественного человека, т.е. человек - это продукт воспитания, или воздействия внешних обстоятельств жизни, которая восходит, так или иначе, к соответствующей формуле «мнения людей определяются средой».

В произведениях, которые были написаны в рамках просветительского реализма, преобладает утверждающий пафос, здесь поддерживается образованность, милосердие, нравственность. Произведениям этого времени присуща условность, герои разделяются на положительные и отрицательные, их деятельность, судьба также мотивируется. Можно наблюдать мотивы рассмотрения нравственного совершенства человека с получением образования, изменение общества начинается именно с семьи. Наряду с определением роли женщины в семье, в воспитании детей — достойного будущего нации, некоторые писатели-просветители уже ставят более широкие вопросы, касающиеся ее социального статуса в обществе.

Татарская литература второй половины XIX - начала XX вв. развивается на основе просветительских идей, которая стала в защиту разума, просвещенности, цивилизации и духовной свободы, в свою очередь подготовила плодотворную почву для дальнейшего развития национальной литературы на поприще расцвета и утверждения народно-демократических идеалов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Фаттакова, Альсина Александровна, 2011 год

1. Эдэбият: 9 сыйныф очен дэреслек/ Мицнегулов Х.И., Садретдинов Ш.А. = Литература: учебник для 9-х классов.. — Казан: Мэгариф, 1994. — 336 б.

2. Бигиев 3. Зур гонаИлар. Романнар Ьэм сэяхэтнамэ. = Бигиев 3. Великие грехи: Романы, путевые заметки. / З.Бигиев. Казан: Тат.кит.нэшр., 1991. — 382 б.

3. Исхакый Г. Зиндан. Сайланма проза Ьэм сэхнэ эсэрлэре Исхаков Г. Острог. Избранные произведения прозы и драмы. / Г.Исхакый. Казан: Тат.кит.нэшр., 1991.-6706.

4. Исхакый Г. Эсэрлэр: 15 томда. 3 том = Исхаков Г. Сочинения: В 15 томах. -Т.З. / Г.Исхакый. - Казан: Тат.кит.нэшр., 2001. - 448 б.

5. Исхакый Г. Эсэрлэр: 15 томда. 8 том = Исхаков Г. Сочинения: В 15 томах. -Т.8. / Г.Исхакый. - Казан: Тат.кит.нэшр., 2001. - 447 б.

6. Исхакый Г. Сайланма эсэрлэр. 5 том = Исхаков Г. Избранные произведения. - Т.5. / Г.Исхакый. - Казан: ТаРИХ, 2002. - 480 б.

7. Камал Г.Г. Эсэрлэр: Оч томда. Т.З: Хикэялэр, мэкалэлэр, рецензиялэр, истэлеклэр (1900-1933). = Камал Г.Г. Сочинения: в 3-х томах. - Т.З: Рассказы, статьи, рецензии, воспоминания (1900-1933). /Г.Г. Камал. - Казан: Тат.кит.нэшр., 1981.-416 б.

8. Карурманны чыккан чакта: XIX гасыр эдэбияты/ Кадыйрова И.И., Фэйзрахманова Х.Г., Шакирова Т.Р. = Да скроется тьма! Татарская литература XIX века. Казан: Мэгариф, 2001. — 319 б.

9. Ю.Кэрими Ф.Г. Мирза кызы Фатыйма. Сайланма эсэрлэр. = Каримов Ф.Г. Дочь мирзы. Собрание сочинений. /Ф.Г. Кэрими. Казан: Тат.кит.нэшр., 1996.-414 б.

10. И.Сызылып, моцланып тац ата: XX йез башы татар прозасы. = Пробуждение Татарская проза начала XX века. — Казан: Мэгариф, 2002. — 415 б.

11. Татар эдэбияты: 9 сыйныф очен хрестоматия/ Х.Й.Мицнегулов, Ш.А.Садретдинов. = Татарская литература: хрестоматия для 9-х классов. -Казан: Мэгариф, 2000. 383 б.

12. Татар эдэбиятыннан хрестоматия: Татар урта гомуми белем мэкт. 11 с-фы очен/ Тез. А.Г. Охмэдуллин, Т.Н.Галиуллин, Н.Г. Юзиев. = Хрестоматия по татарской литературе. — Казан: Мэгариф, 2000. 416 б.

13. Татар классик драматургиясе: Галиэсгар Камал, Мирхэйдэр Фэйзи. = Татарская классическая драматургия: Галиаскар Камал, Мирхайдар Файзи. -Казан: Татарстан Республикасы "Хэтер" нэшрияты (ТаРИХ), 2004. 463 б.

14. Татар мэгърифэтчелек эдэбияты (1860-1905)/ Тез. М.Х. Гайнуллин. = Татарская просветительская литература (1860-1905)/Сост. М.Х. Гайнуллин. -Казан: Татарстан китап нэшрияты, 1979 416 б.

15. Фэхретдин Р. Гаилэ.= Фахрутдин Р. Семья. / Р.Фэхретдин //Идел. 2002. -№3. - Б. 52-55.

16. Фэхретдин Р. Гаилэ. = Фахрутдин Р. Семья. Р.Фэхретдин //Идел. 2002. -№12.-Б. 42-43.

17. Фэхретдин Р. Сэлимэ, яки Гыйффэт Ьэм Эсма, яки Гамэл вэ ж;эза. = Фахрутдинов Р. Салима, или Целомудрие и Асьма, или Преступление и наказание. / Р.Фэхретдин. — Казан: «Меддок» нэшрияте, 2007. 150 б.

18. Ьади 3. Сайланма эсэрлэр. = Хади 3. Избранные произведения. / З.Ьади. -Казан: Таткнигоиздат, Матур эдэбият редакциясе, 1957. 1886.

19. Абдуллин Я. Фикри эзлэнулэр юлында. = Абдуллин Я. На пути умственных поисков. /Я.Абдуллин //Казан утлары. -1993. №1. - Б.149-157.

20. Абдуллин Я.Г. Татарская просветительская мысль / Я.Г. Абдуллин. — Казань: Тат.кн.изд-во, 1976. — 319 с.

21. Абдулхаликова А.Г. Татарские поэты и писатели в Оренбургском крае: учебное пособие по литературному краеведению / А.Г. Абдулхаликова. -Оренбург: издательство ОГПУ, 2007. 76 б.

22. Абрамович Г.Л. Введение в литературоведение: учеб. для студ. филол. специальностей пед. ин-тов. 6-е изд., испр. и доп / Г.Л. Абрамович. - М.: Просвещение, 1975. - 352 с.

23. Ахмадуллин А.Г. Татарская драматургия Истоки и формирование социалистического реализма / А.Г. Ахмадуллин. М.: Издательство «Наука», 1983.-265 с.

24. Ахунов А. Запечатленное слово Фатиха Карими / А.Ахунов //Татарский мир. -2004. №5.

25. Ахунов А. Известный и неизвестный Загир Бигиев Электронный ресурс. /А.Ахунов. Режим доступа: http: // tatarica.yuldash.com.

26. Эдэбият теориясе / Тез. Х.Госман, З.Мэж;итов. = Теория литературы / Сост. Х.Госман, 3. Маджитов. Казан: Тат. кит. нэшр., 1980. - 144 б.

27. Эдэбият теориясенэ кереш. = Введение в теорию литературы.- Казан: Тат. кит. нэшр., 1987. 203 б.

28. Эмиров III., Гыймадиев Н., «Хисаметдин мулла» повестеныц композициясе. = Амиров III., Гимадиев Н. Композиция повести «Хисаметдин муллы». / Ш.Эмиров, Н.Гимадиев //Совет мэктэбе. 1938. - №12. -Б.55.

29. П.Эмирхан Р. Биобиблиографик курсэткеч (1969-2003). = Амирхан Р. Биобиблиографический указатель. / Р.Эмирхан. — Казан, 2004. 180 б.

30. Эмирхан Р. Яшэеш Ьэм иж;ат колачы. = Амирхан Р. Жизненная и творческая широта. / Р.Эмирхан // Казан утлары. 2006. - №1. - Б. 143-152.

31. Эхмэдуллин А. Гаяз Исхакый эсэрлэренец исемлеге. = Ахмадуллин А. Список произведений Г.Исхаки. / А.Эхмэдуллин //Казан утлары. — 1989. №6. -Б.135-138.

32. Эхмэдуллин А. Дереслеккэ ирешу юлында. = Ахмадуллин А. На пути достижения истины. / А.Эхмэдуллин. — Казан: Тат.кит.нэшр, 1993. 255 б.

33. Эхмэдуллин А. Офыклар кицэйгэндэ: Эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. = Ахмадуллин А. Горизонты творчества: Литературно-критические статьи. / А.Эхмэдуллин. Казан: Тат.кит.нэшр., 2002. - 239 б.

34. Эхмэдуллин А.Г. Сэхнэ эдэбияты Ьэм тормыш: эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. = Ахмадуллин А.Г. Сценическая литература и жизнь: литературно-критические статьи. / А.Г. Эхмэдуллин. Казан: тат.кит.нэшр., 1980. - 304 б.

35. Эхмэтл^анов М. Фатыйх Кэрими мирасында яца сэхифэлэр. = Ахметзянов М. Новые страницы в наследии Фатиха Карими. / М. Эхмэтж;анов //Казан утлары. -1999. №6.-Б. 177-182.

36. Эшрэфл^анов Х.А. Тарихка эдэби сэяхэт. = Ашрафзянов Х.А. Литературное путешествие в историю. / Х.А. Эшрэфжанов. Казан: Татар.кит.нэшр., 2000. -288 б.

37. Бакиро М. Гаяз Исхакый иж;аты нэрсэгэ енди, яки милли яцарыш Ьэм миллэтне саклап калу идеясе. = Бакиро М. К чему призывает творчество Г.Исхаки, или национальное возрождение и идея сохранения нации. / М.Бакиро //Мирас. 2001. - №10. -Б.65-70.

38. Батталова А.Д. Эволюция образа дома в татарской драматургии: автореф. дисс . канд. филол. наук / А.Д. Батталова. Казань, 2006. - 24 с.

39. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики: исследования разных лет /М.М. Бахтин. -М.: Художественная литература, 1975. 503 с.

40. Баширов Ф.К. Этапы развития татарской прозы начала XX века: автореферат дисс. . док. филол. наук/ Ф.К. Баширов. — Казань, 2001. — 60 с.

41. Башкаларны яратыйк, узебезчэ яшик// Галимуллин Ф.Г. Офыкларны алдан куреп: тэнкыйть мэкалэлэре. = Других любя, будем жить посвоему//Галимуллин Ф.Г. Видя за горизонт: критические статьи. — Казан: Тат.кит.нэшр., 1995.-Б. 171-175.

42. Бэшир Ф. Сейлэ, калэм! Эдэби уйланулар, тэнкыйть мэкалэлэре, рецензиялэр. = Баширов Ф.К. Расскажи, перо! Литературно-критические статьи, рецензии. /Ф. Бэшир. Казан: Татар.кит.нэшр., 2001. - 143 б.

43. Бэширов Ф.К. XX йез башы татар прозасы. = Баширов Ф.К. Татарская проза начала XX века. /Ф.К. Бэширов. Казан: Фикер, 2002. — 287 б.

44. Белова H.A. Филологический анализ художественного текста: реализация интеграции лингвистического и литературоведческого подходов в школе: учебно-методическое пособие / H.A. Белова. Саранск, 2008. — 205 с .

45. Биктимерова Т. Мэгърифэтчелек хэрэкэтенец хатын-кыз мэгарифенэ йогынтысы. = Биктимерова Т. Влияние просветительского движения на просвещение женщин./ Т.Биктимерова // Мэгариф. — 2001. №3. — Б. 71 -74.

46. Валгина Н.С. Теория текста / Н.С. Валгина. М.: Логос, 2004. — 280 с.

47. Вэлиев Н. Юллар чатында. = Валиев Н. На распутье дорог. / Н. Вэлиев //Казан утлары. 1980. - №2. - Б. 165-167.

48. Введение в литературоведение Литературное произведение: основные понятия и термины: учебное пособие/ Л.В .Чернец, В.Е.Хализев, С.Н.Бройтман. М.: Высшая школа, 1999. - 556 с.

49. Весельницкая Е. Женщина в мужском мире/ Е.Весельницкая. — СПб.: Медуза, 1995.-125 с.

50. Гайнетдин M.B. Хакыйкать юлыннан: эдэби тэнкыйть. = Гайнутдинов М.В. На пути истины: литературная критика. / М.В. Гайнетдин. Казан: Татар.кит.нэшр., 2001. - 3196.

51. Гайнетдинов М. Кереш суз//Кэрими Ф.Г. Морза кызы Фатыйма. = Гайнутдинов М. Вступительное слово//Карими Ф.Г. Дочь мирзы Фатима. / М.Гайнетдинов. Казан: Тат. Кит.нэшр. ,1996. - Б. 7-28.

52. Гайнетдинов М. Мэгърифэтче эдип. = Гайнетдинов М. Просветитель. /М.Гайнетдинов //Мирас. 1995. - №7-8. - Б. -65-76.

53. Гайнуллин М. Каюм Насыри и просветительское движение среди татар /М.Гайнуллин. Казань, 1956. - С. 12-13.

54. Гайнуллин М. Татар эдэбияты. XIX йез. = Гайнулин М. Татарская литература. XIX век. / М.Гайнуллин. Казан: Тат. кит. нэшр.,1968. - Б. 27-63; 218-229 б.

55. Гайнуллин М. Татар эдиплэре (Иж;ат портретлары). = Гайнуллин М. Татарские писатели (Творческие портреты). / М.Гайнуллин. Казан: Тат.кит.нэшр., 1978. - 280 б.

56. Гайнуллин М. Татарская литература и публицистика начала XX века /М.Гайнуллин. Казань, 1966. - 455 б.

57. Гайнуллин М.В. Кереш суз // Кэрими Фатих Морза кызы Фатыйма: сайланма эсэрлэр. = Гайнуллин М.В. Вступительное слово// Карими Ф. Дочь мирзы Фатима: избранные произведения. Казан: Татар.кит.нэшр., 1996. -Б. 7-28.

58. Гайнуллин М.Х. Татарская литература XIX века / М.Х. Гайнуллин. Казань: Татарское книжное издательство, 1975. - 308 б.

59. Гайнутдинов М.В. Татарская литература XIX века (Идейно-художественный генезис и исторические судьбы): автореф. дисс . док. филол. наук / М.В .Гайнутдинов. Казань, 2000. - 102 с.

60. Гайнутдинов М.В. Татарская литература XIX века / М.В. Гайнутдинов. -Казань, 2000.-С. 82-83.

61. Галимж;ан ИбраЬимов Ьэм хэзерге заман: тууына 115 ел тулуга багышланган фэнни конференция материаллары. = Галимджан Ибрагимов и современныймир: материалы научной конференции, посвященные 115 летию со дня рождения. — Казан: Фикер, 2002. 272 б.

62. Галимуллин Ф.Г. Офыкларны алдан куреп: тэнкыйть мэкалэлэре. = Галимуллин Ф.Г. Видя за горизонт: критические статьи. / Ф.Г. Галимуллин. — Казан: Тат.кит.нэшр., 1995.-200 б.

63. Галиуллин P.P. Эволюция детектива в татарской литературе: автореф. дисс. . канд. филол. наук / P.P. Галиуллин. Казань, 2007. - 24 б.

64. Галиуллин Т. Буыннар хэтере миллэт таянычы. = Галиуллин Т. Память поколений - опора нации . / Т.Галиуллин //Казан утлары. - 2006. - №1. - Б. 142143.

65. Галиуллин Т. Дэгьва: хикэялэр, публицистика, эдэби тэнкыйть. = Галиуллин Т. Избранное: рассказы, публицистика и литературная критика. / Т.Галиуллин. Казан: Тат. кит. нэшр., 1995. - 256 б.

66. Ганиев В. XX йез татар эдэбияты (тарихи-библиографик кузэту). = Ганиев В. Татарская литература XX века (историко-библиографический обзор. / В .Ганиев //Казан утлары. 2001. - №4. - Б. 174-179.

67. Гуляев H.A. Теория литературы: учебное пособие для филол. спец. пед. ин-тов / H.A. Гуляев. М.: Высшая школа, 1985. - 271 с.

68. Гыйлэж;ев Т.Ш. XX йез башы татар эдэбияты тарихын укыту мэсьэлэлэре: методик кулланма. = Гилязов Т.Ш. Вопросы преподавания истории татарской литературы начала XX века: методическое пособие. / Т.Ш. Гыйлэж;ев. Казан: «Печатный двор», 2002. - 96 б.

69. Есин А.Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А.Б. Есин. М.: Флинта, Наука, 1998. - 248 с.

70. Закирова JI. Милли драмаларда узац усеше (XIX йез ахыры драмаларына кузэту). = Развитие самосознания в национальных драмах (обзор драм конца XIX века). /Л.Закирова //Мэйдан. 2003. - №8. - Б. 97-100.

71. Закирова Л.Р. Художественная деталь в прозе Ф.Амирхана (разновидность, функции, эволюция): автореф. дисс . канд. филол. наук/ Л.Р. Закирова. — Набережные Челны, 2007. 13 с.

72. Зэкиржанов Э.М. Заман белэн бергэ: эдэбият тэнкыйть мэкалэлэре. = Закирзянов A.M. Вместе с эпохой: литературно-критические статьи. /Э.М.Зэкиржанов. Казан: Тат.кит.нэшр., 2004. - 175 б.

73. Западное литературоведение XX века: Энциклопедия/ Гл.ред. Е.А. Цурганова. -М.: Intrada, 2004. 560 с.

74. ЗаЬидуллина Д.Ф. Эдэбият кануннары Ьэм заман (татар эдэбият нэзариясенец барлыкка килуе Ьэм усеш баскычлары). = Загидуллина Д.Ф. Литературные законы и время. / Д.Ф. ЗаЬидуллина. — Казан: Тат.кит.нэшр., 2000. — 271 б.

75. ЗаЬидуллина Д.Ф., ИбраЬимов М.И., Эминева В.Р. Эдэби эсэргэ анализ ясау. = Загидуллина Д.Ф., Ибрагимов М.И., Аминова В.Р. Анализ литературного произведения. Казан: Мэгариф, 2005. — 111 б.

76. ЗаЬидуллина Д.Ф. Татар эдэбияты: Теория. Тарих. = Загидуллина Д.Ф. Татарская литература: Теория. История. / Д.Ф.ЗаЬидуллина. Казан: Мэгариф, 2004. - 247 б.

77. Зиммель Г. Женская культура. Фрагмент о любви// Зиммель Г. Избранное. -М.: Юрист, 1987. Т.2. - С. 234-265

78. ИбраЬимов Г. Эсэрлэр: 8 томда. 7 том. Тарихи хезмэтлэр (1911-1927). = Ибрагимов Г. Сочинения: в 8 томах. - 7 том. Исторические труды. /Г.ИбраЬимов-Казан, 1984.

79. ИбраЬимова Ф. Эдипнец тормыш мизгеллэре (октябрьгэ кадэрге вакытлы матбугат битлэреннэн). = Ибрагимова Ф. Мгновения жизни писателя (со страниц дооктябрьской периодической печати. / Ф.ИбраЬимова // Казан утлары. 1998. - №2. - Б. 116-130. ^

80. Игнатьева A.B. Эволюция образа русской женщины в творчестве В.Г. Распутина: автореф. дисс . канд. филол. наук / А.В.Игнатьева. — Тюмень, 2008.-23 с.

81. Искусство анализа художественного произведения. Пособие для учителей / Сост. Т.Г. Браже. -М.: Просвещение, 1971. 240 с.

82. Каюмова Г.И. Концепция личности в драматургии Ризвана Хамида и ее художественное воплощение: автореф. дисс . канд. филол. наук / Г.И.Каюмова. Казань, 2007. - 24 с.

83. Каримова Ф.С. Ризаэддин Фэхреддин хакыйкате. = Каримова Ф.С. Истина Р.Фахретдина. / Ф.С. Кзримова. Яр Чаллы: 0ПББИ, 2005. - 32 б.

84. Магдеев М. Фатих Амирхан (1886-1986: к 100-летию со дня рождения) / М.Магдеев. Казань: Таткнигоиздат, 1986. - 86 с.

85. Мэхмутов h., Гайнанова JT. Зарыгып кеткэн мирас// Исхакый Г. Зиндан. Сайланма проза Ьэм сэхнэ эсэрлэре.= Махмутов Г., Гайнанова JI. Долгожданнное наследие. Казан: Тат.кит.нэшр., 1991. - Б. 636-660.

86. МэЬдиев М. Яца бистэ Прометее. = Магдиев М. Прометей нового города. /М.МэЬдиев // Казан утлары. 1986. - №1. - Б.59-68.

87. МэИдиев М.С. Эдэбият Ьэм чынбарлык: XX йез башы татар эдэбияты тарихына яца материаллар. = Магдиев М.С. Литература и действительность: новые материалы для истории татарской литературы начала XX века. / М.С.МэЬдиев. Казан, 1987. - 304 б.

88. Мицнегулов X. Егетлек курсэткэн Акьегетзадэ. = Миннегулов X. Акъегетзаде, показавший смелость. / М.Мицнегулов //Казан утлары. 2005. -№1. -Б.174-178.

89. Мицнегулов X. Татар реализм эдэбиятыныц атасы Муса Акъегет. = Миннегулов X. Муса Акъегетзаде отец литературы татарского реализма. /Х.Мицнегулов //Татарстан. - 1996. - №3. - Б. 47-50.с

90. Мицнегулов Х.И. Гасырлар енен тыцлап. = Миннегулов Х.Ю. Вслушиваясь в голоса веков. / Х.Й. Мицнегулов. Казан: Мэгариф, 2003. - 336 б.

91. Мицнегулов Х.Й. Деньяда суземез бар. = Миннегулов Х.Ю. Есть, что сказать. / Х.Й. Мицнегулов. Казан: Татар.кит.нэшр., 1999. - 336 б.

92. Миннегулов Х.Ю. Памятники татарской литературы XIX в / Х.Ю .Миннегулов. -Казань, 1982.-С. 28.

93. Мицнуллин Ф.М. Балта явызлар кулында: эдэби тэнкыйть мэкалэлэре. = Миннуллин Ф.М. Топор в руках злонамеренных. / Ф.М. Мицнуллин. Казан: Тат.кит.нэшр., 1994. - 344 б.

94. Мехэммэтвэлиева Г. «Кэлэпушче кыз» повестенда хатын-кыз язмышы. = Мухамметвалиева Г. Судьба женщины в повести «Тюбетейщица». / Г.Мехэммэтвэлиева // Мэгариф. 1998. - №1. - Б.21-23.

95. Мусабэкова Р. Сунчэлэй иж;атында хатын-кыз мэсьэлэсе. = Мусабакова Р. Проблема женщин в творчестве Сунчелей. / Р. Мусабэкова //Мэйдан. — 2003. -№3. Б.105-107.

96. Мусин Ф. Гаяз Исхакый (Тормышы Ьэм эшчэнлеге). = Мусин Ф. Гаяз Исхаков (Жизнь и деятельность). / Ф.Мусин. Казан: Тат.кит.нэшр., 1998. - 191 б.

97. Мусин Ф. Гаяз Исхакый Ьэм татар мэдэнияте. = Мусин Ф. Гаяз Исхаков и татарская культура. / Ф.Мусин //Мирас. 2008. - №2. - Б.30-32.

98. Мусин Ф. Куркэм бэйрэмебез. = Мусин Ф. Благословенный праздник. / Ф.Мусин // Казан утлары. 1986. - №1. -Б.168-177.

99. Мусин Ф. Мэдэниятыбыз каЬарманы: Ф.Кэриминец тууына 125 ел. = Мусин Ф. Герой нашей культуры: 125 лет со дня рождения Ф.Карими. / Ф.Мусин // Татарстан хэбэрлэре. — 1995. 29 март.

100. Мусин Ф. Миллэт сагында. = Мусин Ф. На страже нации. / Ф.Мусин //Казан утлары. 2008. - №2. - Б. 95-104.

101. Мусин Ф.М. Чор белэн аваздаш: эдэбият фэне Иэм тэнкыйть мэкалэлэре. = Мусин Ф.М. Созвучно эпохе: литературоведческие и критические статьи. / Ф.М. Мусин. Казан: Тат.кит.нэшр., 1983. - 240 б.

102. Мухаметшин А.Г. Развитие педагогической мысли татарского народа в Казанском крае в VIII начале XX вв.: автореф. дисс . док. пед. наук /А.Г.Мухаметшин. - Чебоксары, 2009. - 46 с.

103. Мухаметшин З.Г. Творческое наследие Фатиха Халиди: автореф. дисс . канд. филол, наук / З.Г. Мухаметшин. Казань, 1999. - 27 с.

104. Мухаметшина Р. Тургенев и Амирхан в контексте диалога русской и татарской культур / Р.Мухаметшина //Мэгариф. 2008. - №5. - Б. 25-27.

105. Нэфыйгов Р. Фатих Кэрими турында. = Нафигов Р. О Фатих Карими. / Р.Нэфыйгов //Казанутлары. 1993. - №1. -Б. 158-163.

106. Неупокоева И. История всемирной литературы. Проблема системности и сравнительного анализа/ И.Неупокоева. М.: Наука, 1976. - 359 с.

107. Никишина С.Р. Проблема женской эмансипации в татарской литературе начала XX века: автореф. дисс . канд. филол. наук / С.Р. Никишина. — Казань, 2002. 22 с.

108. Николина H.A. Филологический анализ текста: учеб. пособие для студ. пед. вузов/ H.A. Николина. М.: Академия, 2003. — 256 с,

109. Николина H.A. Филологический анализ текста: учебное пособие для студ. высш. пед. учеб. Заведений / H.A. Николина. — М.: Издательский центр «Академия», 2007. 272с.

110. Нуруллин И. XX йез башы татар эдэбияты. = Нуруллин И. Татарская литература начала XX века. / И.Нуруллин.- Казан, 1982,- 235 б.

111. Нуруллин И. Эдэбият теориясе. = Нуруллин И. Теория литературы. / И.Нуруллин. Казан, 1977. - 142 б.

112. Нуруллин И. Гаяз Исхакый// Исхакый Г. Зиндан. Сайланма проза Иэм сэхнэ эсэрлэре. = Нуруллин И. Гаяз Исхаков// Исхаков Г. Острог. / И.Нуруллин. -Казан: Тат.кит.нэшр., 1991. Б. 5-18.

113. Нуруллин И. Фатих Эмирхан. = Нуруллин И. Фатих Амирхан. / И.Нуруллин // Казан утлары. 1986. - №1. - Б.14-58.

114. Нуруллин И.З. Путь к зрелости (О зарождении и развитии критического реализма в татарской литературе) / И.З. Нуруллин. — Казань: Татарское книжное издательство, 1971. 350 с.

115. Палиевский П.В. Художественный образ и произведение: автореф. дисс . канд. филол. наук/ П.В. Палиевский. Москва, 1964. — 17 с.

116. Поспелов Г.Н. Теория литературы: учебник для ун-тов / Г.Н. Поспелов. М.: Высшая школа, 1978. - 351 с.

117. Пути анализа литературного произведения / Под ред. Б.Ф. Егорова. М.: Просвещение, 1981. - 221с.

118. Рэсулева З.А., Хуж;иэхмэтов Э.Н. Мэгърифэт йолдызлыгы. Э.Н.Хужиэхмэтов редакциясендэ. = Расулова З.А., Хузиахметов А.Н. Созвездие просветителей. Казан: «Матбугат йорты» нэшрияты, 1998. - 278 б.

119. Садретдинов Ш. Мэгърифэтчелек дэвере эдэбиятын ейрэну юлында.= На пути изучения литературы просветительского периода. / Ш.Сатретдинов //Казан утлары. 1997. - №10. - Б. 172-176.

120. Саликов Р. Хан татарской литературы / Р.Саликов // http: //www.e vid.ru.

121. Салихов Р. Татар драматургиясенец беренче урнэклэре. = Салихов Р. Первые образцы татарской драматургии. / Р.Салихов //Совет мэктэбе. 1984. -№11.-Б. 26-27.

122. Салихов Р.Г. Концепция героя в татарском литературоведении: автореф. дисс. . докт. филол. наук / Р.Г. Салихов. Казань, 1999. - 58 с.

123. Сафиуллина Ф. Татар прозасында хикэялэу. = Сафиуллина Ф. Повествование в татарской прозе. / Ф.Сафиуллина // Казан утлары. — 1980. -№5. -Б.166-175.

124. Сэлимж;анова Ф. «Хэят» повестенда тормышчанлык. = Салимджанова Ф. Жизненность в повести «Хаят». / Ф.Сэлимжднова // Мэгариф. 1998. - №10. -Б. 36-38.

125. Сэхапов Э. Исхакый иж;аты: монография. = Сахапов А. Творчество Исхакова: монография. / Э.Сэхапов. Казан: Тат.кит.нэшр. «Мирас», 1997. — 368 б.

126. Сибагатов Ф.Ш. Концепция мусульманского героя в башкирской литературе Электронный ресурс. / Ф.Ш. Сибагатов. Режим доступа: http: //www.zpu-journal.ru.

127. Сибгатуллина Э. Кандалый ижатында хатын-кыз мэсьэлэлэре. = Сибгатуллина А Проблемы женщин в творчестве Кандалыя. /Э.Сибгатуллина

128. Мэгариф. 1990. - №7. - Б.23-24.

129. Сибгатуллина М.Р. Идейно-эстетическая направленность творчества Фатиха Карими: автореф. дисс . канд. филол. наук / М.Р. Сибгатуллина. Казань, 2008.-24 с.

130. Солтанбэк Б. Тапланмас исем. = Солтанбек Б. Незапятнанное имя. / Б.Солтанбэк //Казан утлары 1996. - №. - Б. 159-164.

131. Сыбыр Р. Татар театры туганда. = Сыбыр Р. Когда пояился театр. / Р.Сыбыр //Мэйдан. 2006. -№11.- Б.24-54.

132. Татар эдэбияты тарихы: 6 томда. — Т.2: XIX йез татар эдэбияты. = История татарской литературы: В 6-и томах. — Т.2: Татарская литература XIX века. -Казан: Тат.кит.нэшр., 1985. 576 б.

133. Теория художественного дискурса. Теоретическая поэтика. М.: Академия, 2004.-512 с.

134. Тимофеев Л.И. Основы теории литературы / Л.И. Тимофеев. М., 1963. -367с.

135. Тимофеев Л.И. Проблемы теории литературы / Л.И. Тимофеев- М.: Просвещение, 1955.-302с.

136. ТюпаВ.И. Анализ художественного текста: учебное пособие для студ. филол. фак. высш. пед. учеб. заведений / В.И. Тюпа. — М.: Издательский центр «Академия», 2008. 336 с.

137. Фатыйх Кэрими // Фэнни-биографик ж;ыентык. = Карими Ф. Научно-биографический сборник. Казан: Рухият, 2002. — 320 б.

138. Хабутдинов А.Ю. Лидеры нации / А.Ю. Хабутдинов. — Казань: Татар.кн.изд-во, 2003.-159 с.

139. Хайруллина Д.М. Образ женщины в русской и татарской литературе 18901917 годов на примере творчества Г.Исхаки и М.Горького: автореф. дисс . канд. филол. наук / Д.М. Хайруллина. — Казань: КГУ, 2005. 20 с.

140. Хайруллина-Хакимова Д.М. Образ женщины в творчестве Г.Исхаки и М.Горького в культурно-историческом контексте и свете евразийства: монография / Д.М. Хайруллина-Хакимова. Бирск, 2008. - 204 с.

141. Хакимова Л. Татарское просветительство в оценке Галимджана Ибрагимова / Л.Хакимова //Мэгариф. 2006. - №5. - Б.53-54.

142. Хализев В.Е. Теория литературы: учебник / В.Е. Хализев. М.: Высшая школа, 2002. - 437с.

143. Харисова Л. Жить во имя народа / Л.Харисова// Татар деньясы. 2008. - №4. -С. 6.

144. Харрасова Р.Ф. Иж;ат лабораториясе (Беренче кисэк). = Харрасова Р.Ф. Творческая лаборатория писателя (Первая часть). / Р.Ф. Харрасова. Казан: РПФГАРТ, 2004.- 136 6.

145. Хасанов Х.Х. Формирование татарской буржуазной нации / Х.Х. Хасанов. — Казань, 1977. 176 с.

146. Хатипов Ф. Эдэбият теориясе. = Хатипов Ф. Теория литературы. / Ф.Хатипов. Казан: Мэгариф, 2000. - 351 б.

147. Хэйри Э. Беек галимебез. = Хайри А. Наш великий ученый. / Э.Хэйри // Казан утлары. -2009. №1. - Б.149-153.

148. Хуснутдинова М.С. Система женских образов в романах Якуба Занкиева: автореф. дисс . канд. филол. наук / М.С. Хуснутдинова. Тобольск, 2005. -20 с.

149. Хуж,иэхмэтов Э.Н. Мэгърифэт йолдызлыгы: укытучылар, педагогика колледжлары Иэм югары уку йортлары студентлары ©чен кулланма. = Хузиахметов А.Н. Созвездие просветителей. / Э.Н. Хуж;иэхмэтов. — Казан: Мэгариф, 2002.-287 б.

150. Ьэркемнец уз кезе//Эхмэдуллин А.Г. Офыклар кицэйгэндэ. Одэби тэнкыйть мэкалэлэре. = У каждого своя осень// Ахмадуллин A.F. Горизонты творчества. Казан: Тат.кит.нэшр., 2002. — Б. 155-160.

151. Чор. Роман. Герой// Бэширов Ф.К. Сейлэ, калэм: Эдэби уйлаыулар, тэнкыйть мэкалэлэре, рецензиялэр = Эпоха. Роман. Герой// Баширов Ф.К. Расскажи, перо: литературно-критические статьи, рецензии. Казан: Тат.кит.нэшр., 2001. -Б.49-62.

152. Шэймарданов Р.Х., Хуж;иэхмэтов Э.Н. Татар мэгарифе тарихы. = Шаймарданов Р.Х., Хузиахметов А.Н. История татарского просвещения. — Казан: РИЦ «Школа», 2009. 344 б.

153. Шагбанова Х.С., Хуснутдинова М.С. Женские образы в литературе конца XIX начала XX //Тумашевские чтения: Актуальные проблемы тюркологии. -Тюмень: типография «Печатник», 2009. - С. 305-311.

154. Шайдаева JI.H. «Фаваких аль-джуласа» К.Насыри: проблематика и художественные особенности: автореф. дисс. . канд. фил. наук / Л.Н.Шайдаева. Казань, 2010. - 24 с.

155. Шакур Р. Великий подвижник науки и просвещения (к 150-летию со дня рождения Ризаитдина Фахретдинова) / Р.Шакур. Электронный ресурс. — Режим доступа: http: //www.vatandash.ru.

156. Шэмсутова A.A. Гаяз Исхакый иждтында феминистик проблемаларныц идея-эстетик эволюциясе (1897-1954). = Шамсутова A.A. Идейно-эстетическая эволюция проблем феминизма в творчестве Г.Исхакова. / A.A. Шэмсутова. -Казан: Gumanitarya, 2003. 192 б.

157. Эльсберг Я. Проблемы реализма и задачи литературной науки / Я.Эльсберг //Вопросы литературы 1958. - №5. - С. 96-125.

158. Юзеев А. Ризаэтдин Фахрутдинов в татарской общественно-философской мысли начала XX века / А.Юзеев // Мэйдан. 2007. - №2.

159. Яруллина Р. Аяклары бэйле Прометей// Эмирхан Ф. Сайланма эсэрлэр. = Яруллина Р. Прометей со связанными ногами// Амирхан Ф. Избранные произведения. Казан: ТаРИХ, 2002. - Б. 5-16.

160. Яруллина Р. Татарныц милли каЬарманы// Исхакый Г. Сайланма эсэрлэр. = Яруллина Р. Национальный герой татар// Исхаков Г. Избранные произведения. Казан: ТаРИХ., 2002. - Б. 5-18.

161. Яхин А.Г. 9 сыйныфта татар эдэбиятын укыту: укытучылар очен кулланма. = Яхин А.Г. Преподавание татарской литературы в 9 классе: пособие для учителей. / А.Г. Яхин. — Казан: Мэгариф, 1994. 128 б.

162. Яхин А. Эсэргэ ничек анализ ясарга?// Мэгариф. = Яхин А. Как анализировать произведения?// Просвещение. / А.Яхин. 1999. - № 7-10. - Б. 30.

163. Яхин Ф.З. Путь элементарного художественного анализа литературного произведения / Ф.З. Яхин//Виноградовские чтения: материалы Всероссийской научно-практической конференции, 23-24 ноября 2005 года. Тобольск, 2005. -С. 205-207.1. Словари

164. Эдэби сузлек/ Тез.-ред. И.Г. Рэми, Р.Н. Даутов. = Литературный словарь / Сост.-ред. И.Г. Рамиев, Р.Н. Даутов. Казан: Тат. кит. нэшр., 2001. - 399 б.

165. Эдэбият белеме сузлеге/Тез.-ред. А.Г.Эхмэдуллин. = Литературоведческий словарь. Казан: Тат. кит. нэшр., 1990. - 238 б.

166. Эдэбият белеме: терминнар Ьэм тешенчэлэр сузлеге. = Словарь литературоведческих терминов и понятий. Казан: Мэгариф, 2007. - 231 б.

167. Литературная энциклопедия терминов и понятий / под ред. А.Н. Николюкина. -М., 2001.-С. 162

168. Новейший философский словарь. — 2-е изд., перераб. и доп. Минск: Интерпрессерви, Книжный Дом. - 2001. - 1280 с.

169. Новый энциклопедический словарь. — М.: Большая российская энциклопедия, 2001.- 1456 6.

170. Советский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия, 1980.

171. Словарь литературоведческих терминов/Редакторы-составители Л.И. Тимофеев и C.B. Тураев. М.: Просвещение, 1974. - 509 с.

172. Татар эдиплэре, мэгърифэтчелэре (XX йез башы): биобиблиографик сузлек. = Татарские писатели, просветители (начало XX века): биобиблиографический словарь. Казан, 2005. - 276 б.

173. Ю.Татарский энциклопедический словарь. Казань: Ин-т татар, энцикл. АН РТ, 1998.-703 с.

174. Татарско-русский словарь/ под ред. Ф.А. Ганиева. Казань: Татарское книжное издательство, 2002. - 488 с.

175. Философский словарь/ Под. ред. И.Т. Фролова. — 4-е изд. М.: Политиздат, 1980.-445 с.

176. Философский энциклопедический словарь/ Ред.-сост. Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В.А. Лутченко М.: ИНФРА-М, 2003. - 576 с.

177. Философский энциклопедический словарь/ Под. ред. Н.М. Ланда. М.: Советская энциклопедия, 1983. - 895 с.1600 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.