Африканцы в Европе: Африк. диаспора во Франции и Великобритании в 60-80-е гг. ХХ в. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат исторических наук Акинин, Владимир Евгеньевич

  • Акинин, Владимир Евгеньевич
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 1997, Москва
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 238
Акинин, Владимир Евгеньевич. Африканцы в Европе: Африк. диаспора во Франции и Великобритании в 60-80-е гг. ХХ в.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). Москва. 1997. 238 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Акинин, Владимир Евгеньевич

Введение.

ГЛАВА 1 Положение африканцев во Франции.

1.1. Роль иммиграции в жизни Франции. Исторический обзор.

1.2. Африканцы во Франции. Появление и развитие африканского сообщества. Численность и этнический состав в 60-80-е гг. XX века. Правовое регулирование африканской иммиграции.

1.3. Способы иммиграции во Францию; основные виды трудовой деятельности; районы размещения и типы жилья.

1.4. Общежитие как место сохранения традиций; организация жизни африканской диаспоры во Франции.

1.5. Характеристика отдельных групп африканской диаспоры.

1.6. Срок пребывания африканцев во Франции; роль африканской иммиграции в жизни традиционного общества.

1.7. Организации африканских иммигрантов.

ГЛАВА 2 Африканцы в Британии.

2.1. Иностранная иммиграция в Британию: история, законы, конфликты.

2.2. Африканская диаспора в Британии: численность, состав, районы проживания, основные занятия

2.3. Студенты из стран Африки в Британии.

2.4. Организации, создаваемые представителями африканской диаспоры в Британии.

2.5. Женщина как составная часть африканской диаспоры; женские организации и их деятельность.

2.6. Африканская диаспора в жизни Британии.

ГЛАВА 3 Проблема ассимиляции африканской диаспоры принимающим обществом Великобритании и Франции.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Африканцы в Европе: Африк. диаспора во Франции и Великобритании в 60-80-е гг. ХХ в.»

На протяжении многих веков африканский континент связывали с европейскими странами разнообразные отношения в экономической, политической, культурной и иных сферах. В ХХ-м столетии они получили дальнейшее развитие и вышли на принципиально новый уровень. Если на протяжении длительного времени Африка находилась под колониальным господством и африканским народам отказывали в праве на собственную историю и развитие, то ХХ-й век принес радикальные перемены в систему контактов между Европой и Африкой. Крушение колониализма привело к образованию множества независимых государств на африканском континенте, сделало их субъектами международного права и заставило бывшие колониальные державы поддерживать с ними отношения как с полноправными партнерами. Начали развиваться новые формы связей между Европой и Африкой, а старые обрели обновленное звучание. Одним из проявлений этих изменений стал значительный рост иммиграции африканцев в европейские страны. Начавшись в период господства метрополий, этот процесс резко усилился в годы независимости. В результате этого в целом ряде государств Европы возникли сообщества африканских иммигрантов. Европа сделалась привлекательной для выходцев из африканских стран благодаря высокому уровню жизни, существованию развитых социальных программ, заботе властей о малоимущих, демократическим свободам, возможностью получения хорошего образования.

В целом государства европейского континента столкнулись с африканской иммиграцией очень давно. Первые африканцы появились в Европе еще в средние века. Однако в течение долгого времени африканец, иммигрировавший в Европу, представлял собой явление исключительное. В европейские страны первоначально попадали рабы, затем представители африканской элиты и зарождавшейся интеллигенции, а также простые моряки и рыбаки, служившие на торговых судах и имевшие возможность благодаря этому посещать Европу. Численность африканской диаспоры была невелика и не оказывала заметного влияния на внутреннюю жизнь европейских стран. Такое положение сохранялось вплоть до середины XX века, когда иммиграция африканцев на европейский континент приобрела принципиально иной, массовый характер.

Этот процесс начался не внезапно, и был обусловлен целым рядом факторов экономического, политического и демографического характера. Принципы размещение населения в Африке претерпели в XX веке существенные изменения. Миграции рабочей силы, которые начались еще в колониальный период, продолжались и после обретения независимости африканскими государствами. На их рост влияло, с одной стороны, развитие плантационного хозяйства, горнодобывающих районов и производство товарных экспортных культур, а с другой -упадок традиционного способа ведения хозяйства, сопровождавшийся изменениями экономической и налоговой политики молодых африканских государств. Это привело к тому, что отдельные районы на африканском континенте превратились в центры притяжения трудовых ресурсов. На юге Африки таким районом стала ЮАР, привлекающая трудовых мигрантов из соседних Малави, Ботсваны, Лесото и Свазиленда. В Западной Африке роль подобного центра стали играть области интенсивного товарного производства сельскохозяйственных продуктов, расположенные в Гане, Кот-д'Ивуаре, Бенине, Того, Сенегале, а также места горных разработок и морские порты.

Наряду с массовой миграцией рабочей силы наблюдался бурный рост городов, что стало одной из главных особенностей современного размещения африканского населения. Этот процесс начался в колониальную эпоху, а в годы независимости получил продолжение. В Кот-д'Ивуаре процент населения, проживавшего в городах с числом жителей больше 10 тыс. человек за период с 1957 по 1965 гг. возрос с 7 до 17%. К середине 60-х гг. Дакар и Антананариву достигли полумиллиона жителей каждый, Абиджан мог подойти к этому уровню к концу 60-х гг., а Киншаса уже тогда пересекла миллионный рубеж. Самое интересное в этом явлении было то, что основной прирост городского населения происходил за счет новоиспеченных горожан. Например, в 1960 году 90% жителей Нджамены, возраст которых составлял 20-24 года, родились не в этом городе. В целом на африканском континенте доля городского населения с 1960 по 1986 год возросла с 13 до 26 % , то есть в 2 раза. Ежегодный прирост городского населения в странах Африки достигал значительных масштабов и составлял 4-6% (164, стр. 21).

Исследования, проведенные в конце 60-х годов по вопросам миграций в африканские города (на примере Абиджана и Яунде), выявили ряд важных тенденций. Во-первых, большой процент новых горожан обеспечивался за счет внешних миграций. Так, в Абиджане 37 % приехавших в город не являлись гражданами Кот-д'Ивуара (64). Во-вторых, значительная часть городского населения сохраняла мобильность и тягу к смене места жительства. Они могли выехать в другие города и регионы Африки. Мобильность населения снижалась прямо пропорционально времени, проведенному в городе: чем дольше новоприбывший горожанин оставался в городе, тем меньше была вероятность, что он снова предпримет новый переезд.

Таким образом, население африканских государств активно перемещалось как внутри отдельных стран, так и между ними. Между тем существовало еще одно направление для миграций - страны Европы. Очень бьгстро африканцы открыли для себя возможность такой иммиграции, и постепенно количество выходцев из стран Черной Африки на европейском континенте стало неуклонно расти.

Помимо усиления внутренних миграций и роста городского населения в странах Африки, большое влияние на увеличение потока иммигрантов в Европу оказал быстрый рост рождаемости на этом континенте. Успехи медицины в области лечения и профилактики болезней привели к снижению уровня смертности. Это, в свою очередь, обусловило увеличение предложения рабочей силы, но нехватка рабочих мест вынуждала людей мигрировать в другие страны, в том числе в Европу.

Росту африканской иммиграции в европейские страны способствовала и политика этих государств, переживавших в послевоенный период небывалый экономический бум и испытывавших в связи с этим существенный дефицит в рабочей силе. Кроме того, бывшие метрополии продолжали поддерживать активные взаимоотношения со своими прежними колониями и, рекламируя принципы равенства всех жителей своих империй, стимулировали иммиграцию в Европу. Лишь позже, столкнувшись с резким увеличением численности мигрантов на своей территории, европейские страны стали вводить различные ограничения, пытаясь снизить уровень иммиграции и ограничить её рост.

Частью африканской иммиграции были студенты и стажеры из стран Африки, обучавшиеся в университетах и институтах Европы. Многие из них были вынуждены искать работу, а некоторые оседали и не возвращались в Африку. Ещё одной группой иммигрантов стали члены их семей, число которых также постепенно увеличивалось. В Европе появились и политические иммигранты, беженцы, которые покидали свои страны из-за нестабильной внутренней обстановки.

Предметом исследования в данной работе является положение африканского сообщества в двух европейских государствах - Франции и Великобритании - в 60-80-е гг. XX века. Отметим, что, говоря об африканских иммигрантах, мы имеем в виду выходцев из стран южнее Сахары. Поэтому, если нет специальной оговорки, в понятие "Африка" и "африканцы" не включаются страны Северной Африки и их население.

Основной задачей исследования является изучение количественных, этнических, социальных и профессиональных характеристик африканской диаспоры во Франции и Великобритании и особенностей её взаимоотношений с обществами этих стран. В работе рассматривается вопрос о возможности ассимиляции и аккультурации африканцев в среде белого человека, об отношении представителей африканской диаспоры и принимающего общества к подобной перспективе и о политике властей, связанной с африканской иммиграцией. Проблематика диссертации может оказаться полезной как для изучения положения африканцев в других регионах мира, так и для исследования вопроса влияния диаспоры на жизнь принимающего общества. Подобная проблема актуальна для множества стран мира и её решение имеет большое значение для развития расовых, этнических и религиозных отношений в этих государствах.

Выбор Франции и Великобритании в качестве стран, африканское сообщество которых исследуется в данной работе, обусловлен несколькими причинами. Во-первых, Великобритания и Франция были крупнейшими колониальными державами мира, имевшими большие владения в Африке. Эти страны сохранили многие связи со своими бывшими колониями и сумели удержать их в орбите своего политического, экономического и иного влияния. Это проявлялось в предоставлении особого статуса иммигрантам из бывших колоний, подготовке студентов и управленческого персонала этих стран, активной пропаганде идей дружбы и сотрудничества с прежними метрополиями. Во-вторых, Франция и Великобритания были и остаются одними из наиболее развитых стран Европы с многолетними демократическими традициями и развитыми социальными программами. В-третьих, в этих странах всегда были сильны идеи "материнских " отношений к своим колониям и народам, их населяющим. Например, Франция традиционно рассматривалась собственными гражданами, политиками и исследователями как "пэи оспиталье" (гостеприимная страна), т.е. как страна, распахнувшая двери для выходцев из других стран, в первую очередь из бывших колоний. Некоторые ученые называли Францию "европейской Меккой " для иммигрантов или европейским подобием США. Действительно, число иммигрантов во Франции велико, и география их обширна: Северная и Тропическая Африка, Юго-Восточная Азия, Ближний и Средний Восток, Южная и Восточная Европа. Не менее обширная география и у иммигрантов в Британию: Индия и Пакистан, Бангладеш и Китай, страны карибского региона и многих районов Африки. Наконец, обе страны накопили огромный опыт решения самых разных вопросов, порожденных иммиграцией, создали структуры, призванные решать эти вопросы, и продолжают совершенствовать свой опыт в постоянном контакте с иммигрантами.

Хронологические рамки диссертации охватывают период с 60-х по 80-е годы XX века. На первый взгляд, это - слишком короткий промежуток времени. Однако именно он представляется наиболее важным для рассматриваемой темы, так как в данный период число африканских иммигрантов во Франции и Британии стало заметно расти и их сообщество превратилось в силу, оказывающую постоянное влияние на жизнь этих стран. Тщательное исследование африканской диаспоры в указанные годы приобретает особое значение для современного периода, так как именно тогда начали возникать многие проблемы во взаимоотношениях между африканцами принимающим обществом, которые не решены и сегодня, и продолжают волновать общественность и власти Франции и Британии.

Рассмотрение вопросов, связанных с положением африканской диаспоры во Франции и Британии, требует дать определение самому понятию "диаспора", а также такому историческому явлению как "африканская диаспора".

Как известно, понятие диаспоры в узком смысле означает " совокупность мест поселения евреев после разгрома Вавилоном

Израильского царства ., позже - совокупность всех мест расселения евреев по странам мира вне Палестины" (163). Это значение данный термин получил ещё в 6 в. до н.э. и на протяжении ряда веков сохранял его неизменным. Однако постепенно термин "диаспора" получил новое, более широкое определение. Он стал использоваться для обозначения тех этнических групп, которые создали поселения вне своей этнической территории. Изредка термин "диаспора" использовался и для характеристики людей по их конфессиональной принадлежности. Современное понимание диаспоры включает в себя в принципе любые этнические совокупности, локализованные вне пределов их исторической родины. Основным в данном понятии стал именно факт расселения представителей определенного этноса в отрыве от ареала своего исторического обитания. В ситуации, когда этническая территория оказывается расчлененной государственными границами, но компактность проживания этноса сохраняется, определение диаспоры не работает. Таким образом, для диаспоры особое значение приобретает контакт со своим "этническим материком", местом где данный этнос постоянно проживает в качестве коренного народа.

Диаспора является этническим меньшинством, находящимся в окружении принимающего общества, представители которого, как правило, являются носителями другого языка, культуры, а порой и религии. Это не просто меньшинство, а "меньшинство пришлое, чужеродное"(150, стр.10). В связи с этим остро встает вопрос о взаимоотношении диаспоры и принимающего общества. Традиционно диаспора находилась в подчиненном, зависимом положении, представляя собой угнетенную часть населения определенного государства. Положение диаспоры интересовало принимающее общество в первую очередь с точки зрения ассимиляции её членов и растворения их в господствующем этносе. В свою очередь, представители диаспоры проявляли большую гибкость, адаптируясь к условиям жизни вне своей этнической территории, но в то же время сохраняли этническую идентичность и весь комплекс культурных черт, присущих данному этносу. В современном мире отношения диаспоры с принимающим обществом изменились. С одной стороны, " уменьшение внешнего давления, возможность свободного выбора не только профессий и места жительства, но и гражданства, религии, языка, национальности формирует мощные ассимиляционные процессы " (150, стр. 14). В то же время, современные государства, особенно вошедшие в стадию пост-индустриального развития, все выше ценят не только черты своей национальной культуры, но и все многообразие и самобытность иных культурных ценностей. Их непохожесть на общепринятые культурные ориентиры рассматривается как общемировое достояние. На практике это выражается в признании за диаспорой прав на культурные и иные отличия от принимающего общества и в проведении целого ряда специальных мероприятий, направленных на их сохранение ( например, политика многокультурности во Франции и организация обучения детей иммигрантов на родном языке). В результате во взаимоотношениях диаспоры и принимающего общества на первый план выходит вопрос о "возможности использования имеющихся у диаспоры отличий как культурного ресурса, обогащающего культурную среду и могущего внести дополнительный вклад в культуру общества в целом" (157, стр.16). Таким образом, проблема ассимиляции и аккультурации диаспоры отходит на задний план.

Вопрос контактов принимающего общества и диаспоры составляет лишь часть проблемы, связанной с понятием "диаспора". Другой стороной этого исторического феномена является самоидентификация представителей диаспоры, то есть обозначение степени привязанности к исторической родине и сохранности культурных, а порой и этнонациональных. особенностей. Здесь же нужно упомянуть вопрос сходства и отличия диаспоры от этноса, оставшегося в границах этнической территории. Постоянно находясь в контакте с принимающим обществом, диаспора объективно теряет какие-то черты, присущие представителям данного этноса в целом, взамен приобретая новые, необходимые для жизни в данных конкретных условиях. Поэтому иногда говорят, что "диаспоры имеют большее сходство с окружающим социокультурным контекстом, чем с исходным социокультурным, этническим и даже антропологическим типом" (157, стр.17). На практике существует множество форм контактов диаспоры и принимающего общества, степени их взаимовлияния, заимствования друг у друга различных культурных черт и процессов ассимиляции представителей этнических меньшинств господствующим этносом.

Современная наука уделяет все большее внимание изучению этих вопросов, осознавая их значимость для развития современного мира. О важности подобных исследований свидетельствует тот факт, что тема диаспоры стала одной из основных на Х\/Ш-м международном конгрессе историков, состоявшемся в Монреале в 1995 г. Современное понимание диаспоры учитывает значимость этой исторической проблемы для науки, богатство её форм, а так же определенные ограничения и исключения, которые неизбежно оказываются связаны с этим явлением. Как уже было указано, одним из основных вопросов, связанных с диаспорой, всегда была ассимиляция её членов принимающим обществом. Традиционно она рассматривалась в противопоставлении системе традиционных отношений, которые представители диаспоры сохраняли в своей среде. Эта была двухполюсная модель, в которой отход от одного края неизбежно заставлял присоединиться к другому. Однако историческая практика оказалась сложнее этой системы. Реальные формы взаимодействия диаспоры и принимающего общества заставляют говорить о многополюсной модели, где фактические варианты контактов основаны на конкретных особенностях каждого отдельного случая. Сохранение традиций или ассимиляция в данном случае уступают место всевозможным промежуточным вариантам, где степень ассимилированности или традиционности зависит от множества факторов. Сложность рассмотрения темы ассимиляции в её связи с концепцией диаспоры заключается ещё и в том, что на практике сами представители диаспоры могут по разному идентифицировать свой статус в рамках принимающего общества. Порой они могут называть себя представителями определенной диаспоры, а порой относить себя к членам принимающего общества (как правило , это происходит, когда данная диаспора не просто находится внутри принимающего общества, а играет определенную посредническую роль в контактах своей исторической родины и принимающего общества).

Значительную роль в сохранении своей этнической самоидентификации представителями диаспоры играет приезд новых иммигрантов, т.е. последующие волны миграции. Они усиливают элемент традиционного и способствуют сохранению культурной самобытности диаспоры и её отличию от принимающего общества. С другой стороны, отсутствие таких внешних вливаний может вести к постепенному разрушению всего комплекса отличий диаспоры от принимающего общества и её постепенной ассимиляции. Одним из факторов, определяющих живучесть диаспоры в плане сохранения её культурной самобытности является поддержание контактов с исторической родиной. Их формы могут быть различны. Инициатива может исходить как от членов диаспоры ( помощь родственникам, реализация на родине определенных проектов), так и от исторической родины. Последнее происходит, когда страна, ставшая источником происхождения диаспоры, старается сохранить над ней своё влияние. Это может быть сделано путем установления постоянных связей, созданием различных ассоциаций, материальной поддержки представителей диаспоры, развитием культурных контактов.

В современном мире выходцы с африканского континента представлены в различных уголках Земного шара. Тема африканской диаспоры стала рассматриваться уже в конце Х1Х-го века, однако свое самостоятельное звучание она получила в 50-60-е гг. нашего столетия. Сам термин "африканская диаспора" стал широко использоваться после Первого Международного конгресса негритянских артистов и писателей и Международного конгресса африканских историков, состоявшихся соответственно в 1956 и 1965 гг. Сегодня вопросами африканской диаспоры занимаются историки ряда стран, в первую очередь американского континента, где негритянский компонент играл и продолжает играть огромную роль во всех областях жизни. Специфика формирования африканской диаспоры, которая была обусловлена работорговлей и колониализмом, заставляют рассматривать её в двух аспектах. Первый относится к периоду работорговли, когда в целом образование диаспоры шло благодаря насильственному перемещению африканцев в основном в страны Америки (европейская работорговля ) и Азии ( арабская работорговля ). Второй аспект связан с колониализмом и относится к тем представителям африканской диаспоры, которые были вынуждены покинуть Африку под влиянием в первую очередь экономических условий. Продолжением этого этапа стала иммиграция африканцев из стран Африки после получения ими независимости.

Таким образом, понятие африканской диаспоры достаточно многопланово и включает в себя как сообщества выходцев из Африки в различных уголках Земного шара, так и временной период протяженностью в несколько веков. Такая широкая трактовка таит в себе определенную сложность для исследования, так как, например, нельзя с одинаковыми мерками подходить к изучению африканской диаспоры в период работорговли и в 60-80-х гг. ХХ-го века. Кроме того, западные ученью часто считают представителями африканской диаспоры всех, кто подходит по расовым признакам. Однако вряд ли сегодня справедливо говорить о существовании африканской диаспоры в таких регионах как страны Америки или Карибского бассейна, где нынешнее негритянское население давно превратилось в важнейший социообразующий элемент общества. Кроме того, практика показывает, что между представителями негритянской расы могут существовать отличия, существенно затрудняющие контакты между ними. В связи с этим возникает необходимость отдельно рассматривать различные негритянские группы. Так, нельзя в качестве африканской диаспоры рассматривать вместе вест-индийцев и африканцев в современной Британии, так как комплекс культурных и поведенческих черт, присущих каждой группе, обладает своими особенностями. В то же время именно африканские иммигранты в Великобритании и Франции могут быть с полным основанием отнесены к диаспоре со всеми присущими ей характеристиками. Однако вопросы формирования и положения африканской диаспоры в странах Европы, особенно после Второй мировой войны, остаются мало изученными и практически не затрагиваются в исследованиях, посвященных различным аспектам жизни африканцев вне Африки. Это является одной из причин обращения автора к данной проблеме.

Историографический обзор

Начиная обзор источников и материалов, использованных в данной работе, необходимо подчеркнуть, что до настоящего времени тема диссертации не была предметом отдельного, самостоятельного изучения в отечественной исторической науке и не нашла отражения в российской историографии. Между тем, как уже подчеркивалось, она посвящена проблеме, имеющей важное значение как для европейских, так и для африканских стран, а также для исследования процесса взаимовлияния африканской и европейской культур. Среди зарубежных исследований, посвященных вопросам иммиграции выходцев из различных регионов мира во Францию и Британию, её общественно-политическим и социально-культурным последствиям, тема диссертации также отдельно не рассматривалась, хотя существует определённое количество статистического материала, различных статей, публикаций и работ, посвященных различным аспектам африканского присутствия в жизни французского и британского общества и сложностям их отношений с африканской диаспорой. Подобная ситуация обусловила выбор источников и материалов для данной работы.

Источники

В настоящей работе были использованы британские и французские источники, которые с разных сторон рассматривали положение африканской диаспоры в этих странах.

Законы и циркуляры, регулирующие иммиграцию африканцев, демонстрируют позицию официальных властей по отношению к этой группе иммигрантов (этот вид источников характерен в первую очередь для Франции, законодательство которой содержало целый ряд постановлений об иммиграции из стран Черной Африки). Из официальных документов Великобритании нужно особо выделить доклад -Лорда- екэрмэна (73), подготовленного после расследования крупных расовых столкновений, произошедших в Брикстоне в 1981 г. В этом докладе нет конкретной информации о представителях именно африканской диаспоры Брикстона. Однако в нем есть данные о цветных иммигрантах в целом, о причинах беспорядков, о действиях полиции и её реакции на эти события. Подобный документ содержит ценную информацию для изучения расовых конфликтов между иммигрантами и принимающим обществом, которые оказывают прямое влияние на положение национальных меньшинств.

Статистические данные, касающиеся количества африканцев во Франции и в Британии, их этнической принадлежности, основных мест размещения и сфер деятельности даются на основе ряда публикаций. К ним относятся ежегодные статистические сборники "Статистический ежегодник Франции" (1, 2) и "Годовые статистические извлечения" (3-14) Британии за несколько лет, содержащие различную информацию общего характера об африканской диаспоре. Более подробные и специализированные данные получены из материалов организаций, призванных изучать и контролировать положение иностранной иммиграции в исследуемых странах. К таким организациям во Франции относятся И НЕД (Национальный институт демографических исследований), ОНИ (Национальная комиссия по иммиграции), Министерство внутренних дел, Министерство труда, Министерство образования, Парижская префектура; в Британии это - Комиссия по межэтническим отношениям, Министерство внутренних дел, Министерство образования. Большая часть информации, подготовленная этими структурами, публиковалась в специальных изданиях (во Франции ими были журналы "Попюлясьон" и "Ом э миграсьон", в Британии - "Нью сосаети") в виде тематических обзоров. В работе использован ряд подобных подборок. Если данные британских источников были в большей степени посвящены проблемам иммиграции в целом, то французские власти более подробно исследовали именно африканскую иммиграцию. Такие публикации, как "Черное население Франции" ( 69 ), "Иммиграция африканских рабочих во Францию" (55), "Африканцы в парижском районе" (20), "Африканские иммигранты с берегов Сенегала" (59), "Африканское присутствие во Франции" (70), "Миграция в Париж и Иль де Франс в 1980" (61), "Сахель на Сене" (72), подготовленные в первую очередь по материалам ИНЕД, были посвящены положению африканской диаспоры во Франции, в первую очередь, представителям трудовой иммиграции. В них рассматривались вопросы социально-экономического обустройства африканцев, условий их работы, проживания и т. д. Подобные обзоры были использованы и для изучения ситуации в Британии. К ним относятся: "Иностранные меньшинства в Англии и стране галлов" (63), "Волны иммиграции в Британию" (77), "Смертность среди иммигрантов в Британии" (65).

Кроме уже указанных статистических справочников, численные данные по африканской иммиграции содержались в таких обзорах, как "Демографическая конъюнктура Франции" (43), "Иностранцы во Франции" (51), "Африканцы во Франции. Сколько их?" (21), "Данные по национальности иностранцев-небеженцев на 1.01.1977" (15), "Иностранная рабочая сила в автомобильной промышленности" (16), "Выходцы из стран Африки южнее Сахары в качестве оплачиваемой рабочей силы" (71), "Иностранные граждане во Франции" (17), "Структура и изменения среди иностранных соискателей рабочих мест" (18).

Ряд подборок материалов из вышеназванных изданий был посвящен отдельным проблемам африканской диаспоры. В частности, много внимания было уделено положению африканцев-студентов. Среди этих публикаций из французских источников нужно упомянуть следующие: "Иностранные студенты африканского происхождения" (54), "Африканские студенты во Франции" (52), "Академии" (19), где содержатся данные о числе африканцев во французских академиях; "Иностранные студенты в высших школах" (53). Публикация "Жилье трудящихся африканского происхождения" (60) посвящена, как следует из названия, условиям размещения и проживания африканской рабочей силы во Франции и рассказывает об антисанитарных условиях жизни африканских иммигрантов.

Нужно отметить, что перечисленные обзоры содержали в основном данные, касающиеся численности африканской иммиграции, а также информацию о местах проживания, основных занятиях, типах жилья, состоянии здоровья иммигрантов. В этих статьях практически не было информации о том, как организована внутренняя жизнь африканской диаспоры, каковы её отношения с принимающим обществом, какое место представители африканской иммиграции занимают в жизни Франции и Британии и т.д. Поэтому для более глубокого изучения африканской диаспоры в работе были использованы и другие источники.

Опросы общественного мнения и данные анкетирования, которые проводились среди жителей Франции и Великобритании в различные годы, позволяют выяснить, что представители принимающего общества думали об иммиграции иностранцев, в частности, африканцев в их страны. Обычно в этих опросах большое внимание уделялось проблемам иностранных меньшинств. Благодаря этому, можно было определить отношение принимающего общества к той или иной группе иммигрантов и оценить перспективы контактов между ними. Это особенно интересно для данной работы, где ставится вопрос об ассимиляции африканской диаспоры принимающим обществом. Среди опубликованных материалов наше внимание привлекли прежде всего опросы за 1971 и 1974 годы под одинаковым названием "Отношение французов к иностранной иммиграции" (23, 24). Именно эти опросы представляют наиболее полную информацию, поскольку охватывают различные аспекты иностранной иммиграции. Однако нужно отметить, что эти исследования посвящены иммиграции в целом и не выделяют специально проблемы африканской диаспоры. Это явление вообще характерно для подобных материалов. Местные социологи уделяли мало внимания африканцам, предпочитая им представителей более крупных групп иммигрантов. Кроме того, изучению обычно подвергалось мнение местного населения. Что думали о своем положении сами иммигранты интересовало французских ученых гораздо меньше. В связи с этим особый интерес представляют материалы исследования, проведенного Жан-Пьером Н'Диай в начале 60-х гг. среди африканских студентов, обучавшихся во французских учебных заведениях (133). Этот опрос затронул самые разные стороны жизни африканцев: условия проживания и материальную обеспеченность студентов, отношение к религии и француженкам, темы разговоров между собой и с французами, и т.д. Особенный интерес представляет мнение африканцев о французском обществе, населении Франции и самой стране, о том, что им показалось наиболее необычным в новой обстановке, о перспективах взаимоотношений африканцев и французов. Любопытны также данные о сроках адаптации африканцев в принимающем обществе. Однако несмотря на ряд таких достоинств, этот опрос носит ограниченный характер, так как проводился лишь среди студентов, в то время как африканская диаспора уже включала в себя большое количество представителей трудовой иммиграции. Можно предположить, что по ряду вопросов их мнение существенно отличалось бы от мнения студентов. Кроме того, этот опрос проводился в начале 60-х гг., когда общественность Франции еще не столь резко реагировала на проблему иностранной иммиграции. В последующие годы обострение этой проблемы также оказывало влияние на взаимоотношения принимающего общества и африканской диаспоры. Но несмотря на эти недостатки, данные этого опроса послужили важным источником информации для данной работы.

Одним из наиболее существенных источников стала для нас мемуарная литература, принадлежащая перу африканцев и представителей других рас. Эти воспоминания и автобиографии не содержат никаких статистических данных, однако предоставляют возможность взглянуть на европейское общество глазами африканцев и оценить его именно с их точки зрения. Пройдя через призму личного восприятия, мысли авторов начинают носить обобщенный характер и позволяют изучать различные аспекты взаимоотношений принимающего общества и африканцев с точки зрения перспектив ассимиляционных процессов внутри африканской диаспоры. Одной из подобных работ стала автобиография Кваме Нкрумы. Автор много лет прожил вне Африки, часть из них он провёл в Британии. Его "Автобиография" содержит много полезной информации по вопросу контактов африканцев и британцев (90). Кроме того, нужно назвать мемуары Аволово Обафеми, известного политического деятеля Нигерии, "Автобиография вождя Аволово Обафеми" и "Моя ранняя жизнь" (107, 108), воспоминания Белло Ахмаду "Моя жизнь" (109), сочинение чиновника из Габона Кассы Моири (127), в которых также затронута проблема контактов представителей африканской диаспоры и принимающего общества. Интересным источником для данной работы оказались воспоминания Шодхури Нирада, жителя Индии, который в 50-е гг. совершил поездку в Британию (115). Хотя автор не пишет об африканцах, его книга содержит ряд полезных замечаний о британском обществе и помогает ощутить климат, в котором находились африканцы, жившие в Британии.

Советские корреспонденты, журналисты и ученые, в разные годы бывшие во Франции и Британии, также оставили различные воспоминания и книги очерков. Большинство этих книг несет на себе определенный идеологический отпечаток, что вполне естественно для подобной литературы советского периода. Однако, в них содержится живое описание французского и британского общества и их контактов с иммигрантами. Основной упор в этих работах сделан на различные социальные проблемы, которые возникали с ростом иностранной иммиграции. Очерки Ларина В.Н. (88), Васильева Г.В. (80), Скосырева В.А. (102), Орестова О.М. (92), и др., посвященные Британии и Франции, позволяют лучше понять то, как французы и британцы оценивали увеличение общин иммигрантов в их странах. Это, в свою очередь, дает возможность точнее оценить перспективы ассимиляции иммигрантов в принимающем обществе.

Особым источником для данной работы стали художественные произведения африканских писателей. Целый ряд прозаиков независимой Африки в своих повестях и романах затрагивал самые различные проблемы, связанные с африканской иммиграцией: сохранение связей с родиной, "культ возвратившегося", отношения с белыми женщинами, реакцию африканского общества на явление иммиграции и много других. Писатели-африканцы знали об этих явлениях не понаслышке. Многие из них посещали Европу, подолгу жили в Британии и Франции, изнутри знали общества этих стран и сложности контактов с коренным населением. Примером может служить Бернар Дадье, живший во Франции и женатый на француженке. В настоящей работе использованы два романа этого автора: "Негр в Париже" и "Город, где никто не умирает" (116, 117). Кроме того, для раскрытия темы диссертации были привлечены: роман Сидики Дембеле "Бесполезные"(118), произведения Сембена Усмана "Черный докер", "Родина моя, прекрасный мой народ", "Почтовый перевод" (139, 99, 100), а также книги Коле Омотосо "Воспоминания о недавнем буме" (87), Айи Квеи Арма "Осколки" (79) и Питера Абрахамса "Венок Майклу Удомо"(78).

Наконец, для раскрытия темы диссертации было привлечено большое количество различных очерков и статей из периодических изданий и сборников публицистических материалов. Одним из таких сборников является издание "Влияние Третьего мира", которое содержит много статей о положении африканской диаспоры в Британии. В работе использованы материалы 7-го выпуска, вышедшего в свет в 1986 г. Его статьи содержат много полезной информации о реальном положении африканцев в принимающем обществе.

Источники, использованные в работе, очень разнообразны. Это официальные документы и материалы государственных органов, опросы общественности и художественная литература, мемуары и периодика. Именно благодаря этому имеется возможность сравнить разные точки зрения по проблеме африканской иммиграции, узнать позицию органов власти и общества принимающих стран, самих африканцев по различным аспектам взаимоотношений между ними и жителями Франции и Британии. В итоге все это способствует более полному раскрытию темы настоящей работы.

Историография

Историческая наука Британии, Франции и других стран достаточно подробно изучала положение иностранных иммигрантов в своих и соседних государствах. Появлялись работы, посвященные иммиграции в целом, а также отдельным этническим группам, составлявшим эту иммиграцию. Среди трудов общего характера можно назвать целый ряд работ, касающихся ситуации во Франции и в Британии. Например, монография "Франция во множественном числе" (208) рассматривает положение, сложившееся во Франции в начале 80-х гг. в связи с ростом числа иностранцев. Другая работа "Гражданство и изменения социальной и национальной структуры населения Франции" (185) содержит демографические данные об изменениях состава населения Французской Республики за счет иммигрантов. В данной работе также освещалась политика государства по отношению к иммиграции, условия жизни иммигрантов, рост напряженности внутри французского общества по мере увеличения численности иммигрантов. Советские историки также занимались изучением вопросов иммиграции. В этой связи назовем работы Фролкина Н.М. "Трудовая иммиграция во Францию в новейшее время"(166), и Михайлова Е.М. "Иностранная рабочая сила во Франции" (159). Эти монографии посвящены значительной группе иностранных иммигрантов - рабочим. Трудовая иммиграция превратилась в основной фактор формирования иммигрантского сообщества Франции и стала главной причиной появления всех проблем, связанных с иммигрантами. В названных работах оценивается влияние трудовой иммиграции на рынок рабочей силы во Франции и рост социальной напряженности. В работе Фролкина Н.М. приводятся отдельные данные, касающиеся непосредственно африканской трудовой иммиграции, что делает эту монографию особенно ценной для нашего исследования. В то же время названные работы представляют интерес освещением общих проблем иммиграции иностранных рабочих.

Среди французских исследований, посвященных непосредственно трудовой иммиграции, привлекает внимание книга Жульет Мине "Иностранные рабочие во Франции"(243). В ней приводится много интересной информации о предпочтениях в выборе работы, которые имеются у африканцев, об отраслях и профессиях, пользующихся среди них наибольшим престижем. В целом монография Ж. Мине представляет собой подробное исследование, касающееся вопросов занятости африканцев, однако она не содержит данных о влиянии социальных, клановых и групповых отношений на выбор специальности. Кроме того, не раскрывается то, как влияет профессиональная деятельность африканца на его положение внутри своего этноса и на «го отношения с родственниками, оставшимися в Африке. Между тем, эти вопросы являются важными для изучения африканской диаспоры.

Французских специалистов интересовал также вопрос отношения французов к иностранной иммиграции. Именно этой проблеме посвящена работа "Французы перед иммиграцией" (241), созданная коллективом авторов во главе с Милза О. В ней достаточно подробно исследуются результаты опросов населения Франции, проведенных в разные годы, и даётся оценка перспективам отношений с той или иной группой иммигрантов. Однако, как и в других трудах, основное внимание авторы уделили иммигрантам из стран Магриба, составляющим крупнейшее иностранное сообщество во Франции.

Среди исследований иммиграции в Британию также можно назвать ряд книг, с разных сторон освещающих общие вопросы иностранной иммиграции. С начала изучения этих проблем британские ученые уделяли много внимания расовым отношениям между населением британских островов и представителями иммиграции. Одной из первых работ такого плана стала книга В.Даниэля "Расовая дискриминация в Англии" (194). Она была основана на документальных данных различных официальных организаций и на опросах общественного мнения, посвященных расовым отношениям. В работе анализируется реакция населения Британии на Закон о расовых отношениях, принятый в 1965 г., даются прогнозы роста иммиграции. В 1970 г. вышла в свет книга Клиффорда Хилла "Иммиграция и интеграция" (186), посвященная проблемам интеграции этнических меньшинств в британском обществе и истории цветной иммиграции в Британии. В данной работе демонстрируется борьба мнений относительно судьбы выходцев из различных регионов мира в этой стране. Работа Крауса Э. "Этнические меньшинства в Британии" (229) описывает положения различных этнических меньшинств, в том числе и африканцев, в Британии. В книге объясняются различия, существовавшие между африканцами и вест-индийцами, что подтверждает необходимость раздельного рассмотрения этих этнических групп. Монография Хулларда С. "Черная Британия" (223) посвящена вопросам расовых отношений между британским обществом и представителями различных групп иммигрантов. Эта работа интересна анализом существовавших в Британии расовых стереотипов, в том числе и по отношению к африканским иммигрантам. Книга также освещает проблему конфликтов иностранцев с полицией, приводя при этом многочисленные факты.

В 80-е годы продолжалось изучение иммиграции в Британии. Это в какой-то мере было обусловлено учащением конфликтов и столкновений на расовой почве. Естественно, что в этот период многие исследования были направлены на то, чтобы понять причины, приведшие к такому всплеску насилия. Предпринимались попытки провести углубленное рассмотрение расовых отношений в британском обществе. Среди трудов этого периода можно выделить книгу 3. Лэйтон-Генри "Политика рас в Британии " (232), где история расовых контактов представлена через призму законодательных актов, регулирующих эти отношения. Однако автор убедительно доказывает, что принятие самых передовых постановлений не способно изменить расовые стереотипы и общественное мнение, сложившееся у большинства британцев в отношении иностранных иммигрантов. Об этом ярко свидетельствуют данные различных опросов, которые приводятся в работе. Большая часть жителей Британии, как отмечал автор, по-прежнему была уверена в своем превосходстве над представителями других народов, что на практике выливалось в различные проявления расизма. В конце 80-х годов вышла в свет книга Антони X. "Иммиграция и этнические конфликты" (169), где был рассмотрен опыт расовых взаимоотношений в Британии и проводилось сравнение с Канадой и Австралией, т. е. странами, фактически созданными иммигрантами. Автор также исследовал положение иммигрантов 2-3 поколения - тех, кто родился и вырос в Великобритании. Тот факт, что в работе Антони X. освещалась данная проблема, являлся весьма показательным, так как в 80-е годы наблюдался быстрый рост числа иммигрантов 2-3 поколения и этот вопрос начал приобретать особую остроту. В целом британские специалисты выпустили множество трудов по вопросам иммиграции. Но, как и во Франции, они содержали мало информации, имеющей отношение непосредственно к африканской диаспоре.

Нужно отметить, что и в отечественной историографии имелись труды по проблеме иностранной иммиграции в Британии. Среди них особо выделяется книга В. И. Козлова " Иммиграция и этнорасовые проблемы в Британии"(154), написанная в 1987 г. Она, наряду с общим описанием цветной иммиграции, достаточно подробно останавливается на проблемах основных групп иммигрантов: афрокарибов, индийцев, пакистанцев. Есть в ней и небольшой раздел об африканцах.

Таким образом, тема африканской диаспоры в той или иной степени находила отражение в работах ученых из разных стран Европы и Америки. Исследования по проблеме африканской диаспоры были обобщены в двух крупных сборниках, изданных в США: "Африканская диаспора" (228) и "Глобальные измерения в африканской диаспоре"(214). Работы, опубликованные в этих сборниках, были посвящены самым разным аспектам жизни африканцев вне Африки. В исследованиях охватывались многие страны, где находились представители африканской диаспоры. Однако именно европейскому континенту здесь было уделено очень мало внимания. Лишь во втором сборнике появилась статья, касавшаяся истории африканской диаспоры в Британии. Среди отечественных трудов можно отметить книгу "Африканцы в странах Америки: негритянский компонент в формировании наций Западного полушария" (149). Хотя эта работа справедливо не рассматривает африканцев как представителей диаспоры в странах Америки, тем не менее, объективно она лежит в рамках тех исследования, которые проводятся по вопросу африканской диаспоры на Западе. Данная монография изучает в первую очередь процесс формирования "негритянского компонента" и поэтому повествует о периодах, предшествовавших временным рамкам данной работы. Однако общие подходы и принципы изучения проблемы, представленные в этом труде, учитывались при работе над настоящей диссертацией.

Итак, изучение африканской диаспоры охватывало в основном страны Америки и Азии. Что касается Европейского континента, то наиболее подробно было исследовано положение африканцев в странах Европы во времена колониализма, а также в межвоенный период. Среди таких работ можно назвать книгу Джеймса Валвина "Черный и белый: негр и английское общество, 1555-1945" (275) или монографию Фоларин Шиллон "Черное население в Британии. 1555-1833" (269). Эти обстоятельные, солидные труды подробно освещали вопросы пребывания африканского компонента в Британии в средние века, новое и новейшее время. Но период после окончания Второй мировой войны и крушения колониальной системы оставался малоизученным.

Одной из первых монографий, посвященных положению африканцев в европейских странах, стала работа Кенета Литтла "Негры в Британии, исследование расовых отношений в английском обществе" (234), опубликованная в 1947 г. Автор изучал негритянскую общину Кардиффа, обращая внимание на два основных аспекта: социально-экономические отношения этой общины с британским обществом и процесс ассимиляции её членов в Британии. В работе К. Литтла проявился общий подход, характерный для британских исследователей, которые в последующие годы продолжали изучение иммиграции, в частности, из стран Африки. Отличительной чертой данного подхода было то, что под термином "негры" подразумевались вообще все люди с черным цветом кожи. Тем самым в одну группу объединялись выходцы из стран Карибского региона и иммигранты из Африки. В дальнейшем подобное обобщение стало ещё шире и породило термин "цветная иммиграция", который охватывал всех иммигрантов из стран Третьего мира.

Из других работ британских исследователей, посвященных африканской иммиграции, необходимо назвать книгу Анны Кравен "Западноафриканцы в Лондоне" (191), вышедшую в свет в 1968 г. В ней приводится целый ряд интервью с африканцами, проживающими в Британии. Основные темы, затронутые в них, - это места и условия проживания африканцев в Лондоне, страновая принадлежность иммигрантов, организации, создаваемые представителями африканской диаспоры. В книге А. Кравен также была рассмотрена проблема фостеринга, т.е. практика, при которой иммигранты отдавали своих детей на воспитание в английские семьи. Это явление получило наибольшее распространение среди семей африканцев, поэтому освещение этого аспекта представляет интерес для нашей работы. Подробно осветив внутреннюю жизнь африканской диаспоры, автор, однако, оставил в стороне тему ассимиляции, которая в принципе является одним из самых любопытных вопросов, связанных с положением африканских иммигрантов в британском обществе. В этом проявилась определенная ограниченность данного исследования.

С этой точки зрения выгодно отличается работа "Западноафриканские семьи в Британии: встреча двух культур" (278). Она представляет собой сборник статей разных авторов, исследовавших отношения африканской диаспоры и британского общества через призму культурной составляющей. Особенно много внимания уделяется культуре западноафриканцев, их традициям и обычаям. Описание этих тем дается в сравнении с образом жизни африканцев в Британии. Таким образом, авторы проводят прямую параллель между тем, как организован быт африканцев в Африке, и их жизнью в иммиграции. Практика фостеринга, отношение к воспитанию детей, система поддержания контактов с родственниками, по мнению авторов, полностью соответствуют тем порядкам, какие существуют в среде западноафриканцев на их исторической родине. Между тем, влиянию британской культуры на африканцев уделено значительно меньше внимания. Идея о значении традиционной составляющей, несомненно, справедлива и заслуживает столь подробного рассмотрения. Однако нельзя полностью исключать и то, что продолжительные контакты с жителями Британии определенным образом изменили образ жизни африканцев-иммигрантов и привели к образованию новых стереотипов в их поведении.

Во Франции также имелись работы, посвященные африканской диаспоре. Как правило, в них исследовалось положение определенной африканской народности в этой стране. Одной из работ такого плана является книга Мишеля Самуэля "Африканский черный пролетариат во Франции" (266). Она рассказывает об образе жизни во Франции представителей народа сонинке на примере выходцев из 3-х различных деревень, расположенных в районе Трех Границ. Как и в других подобных работах, автор приводит интервью с африканцами-иммигрантами относительно их жизни на чужбине. Кроме того, в работе опубликованы материалы собственного исследования автора, посвященного отношениям африканцев-иммигрантов между собой и организации их быта во Франции. Автор в деталях описывает систему африканских сообществ, существовавших на основе общежитий, и раскрывает роль традиционного образа жизни в этих сообществах.

Одним из наиболее глубоких исследований жизни африканских иммигрантов стала работа Жака Бару "Африканские трудящиеся во Франции" (172), которая продолжила тему иммиграции сонинке и их положения во французском обществе. На основе обширного фактического материала автор показывает условия жизни африканцев в Парижском районе. Особый интерес представляет сравнение того, как организована община сонинке в Париже и община хауса в Лионе. Кроме демонстрации определенных различий, связанных с региональным или столичным размещением, автор показывает, как представители различных африканских народов по-разному устраивались во Франции. Это особенно интересно, так как обычно исследования африканской иммиграции касались народа сонинке и реже тукулер. Поэтому данная работа стала, пожалуй, единственной, где достаточно подробно говорится и о положении представителей иных этносов, например, хауса.

Ещё одним исследователем африканской диаспоры во Франции был Салли Ндонго, выходец из Сенегала, общественный деятель и борец за права африканских иммигрантов. Ему принадлежат книги "Франко-африканское сотрудничество" (253) и ""Сотрудничество" и неоколониализм" (254), в которых рассматривается вопрос об африканской иммиграции в целом, а также об иммиграции африканцев во Францию из Сенегала. Автор останавливается на причинах этой иммиграции, отмечая, что её главным побудительным мотивом является плачевное состояние экономики Сенегала. С. Ндонго также исследует деятельность ряда африканских организаций и анализирует проявления расизма и нетерпимости по отношению к иммигрантам со стороны белого населения.

Перечисленные работы, непосредственно посвященные африканским иммигрантам, рассматривают различные аспекты жизни африканской диаспоры во Франции. Авторы по-разному оценивают и анализируют их. Однако эти исследования имеют и общие черты. Во-первых, речь в них идет, как правило, о трудовой иммиграции. Другие группы африканцев, в частности, студенты, женщины, иммигранты второго-третьего поколения попадают в поле зрения исследователей гораздо реже. Во-вторых, среди африканских народностей, представители которых иммигрировали во Францию, предпочтение отдаётся сонинке. Это можно объяснить тем, что в первые годы после начала массовой иммиграции из стран Африки представители этого народа преобладали во всей массе иммигрантов. Несмотря на то, что последующие десятилетия принесли значительные изменения в этнический состав африканской диаспоры во Франции, это не нашло отражения в литературе по данному вопросу. Наконец, авторы, писавшие об африканской иммиграции, сосредотачивались в основном на социально-экономических условиях жизни африканцев, их работе, состоянии здоровья, жилье, уровне оплаты труда. Вопросы отношений африканской диаспоры и французского общества, культурных взаимовлияний, возможной ассимиляции африканцев оставались вне интересов данных исследователей. В результате африканская диаспора рассматривалась как бы в отрыве от окружавшего её французского общества. Между тем именно эта тема может представлять наибольший интерес в изучениии положения африканской диаспоры во Франции и в других странах. Пожалуй, одним из немногих исключений из этого правила стала работа Жан-Пьера Ндиай "Африканские элиты и западные культуры. Ассимиляция или сопротивление" (249), которая была посвящена именно вопросам ассимиляции африканцев во Франции. Её недостатком, однако, следует считать то, что она рассматривает положение только студентов и не затрагивает процессы ассимиляции других групп африканских иммигрантов.

Таким образом, можно констатировать, что проблема положения африканской диаспоры во Франции и Британии была раскрыта достаточно слабо. Это дает нам право говорить об актуальности выбранной темы исследования и её значении для последующих работ. Раскрытие темы диссертации потребовало привлечения самых разных источников и материалов, затрагивающих как общие так и частные вопросы положения диаспоры в принимающем обществе, её ассимиляции, проблему цветной иммиграции в Великобританию и Францию, историю и современное положение африканской диаспоры в различных странах. Опора на эту литературу дала возможность полнее раскрыть тему данного исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Всеобщая история (соответствующего периода)», Акинин, Владимир Евгеньевич

Заключение

Африканское сообщество на территории Франции и Британии формировалось на протяжении нескольких веков. Наибольший интерес для нас представляет современный период становления африканской диаспоры ( 60-80-е гг. XX в. ). Послевоенный экономический бум породил заинтересованность европейских стран в дешевой рабочей силе и обратил их взор в сторону колоний. Выходцы из Африки оказались среди иммигрантов из других регионов, массовым потоком хлынувших в бывшие метрополии.

И во Франции, и в Британии африканцы не являлись самой многочисленной группой в составе цветного населения ( во Франции основной поток иммиграции шел из стран Магриба, в Британии - из Вест-Индии и Южной Азии). Возможно, именно этот факт объясняет то, что африканская диаспора долгое время не вызывала особого интереса исследователей, изучавших процессы вхождения иммигрантов в европейское общество. По сравнению с тем количеством информации, которая имеется в отношении афрокарибов или магрибинцев, об африканцах сказано довольно мало. Однако то, что было опубликовано на Западе, позволяет констатировать, что роль африканцев в жизни принимающего общества Франции и Британии неуклонно возрастала.

Несмотря на кажущуюся малочисленность африканской диаспоры, динамика ее роста существенно превосходила соответствующие показатели других этнических меньшинств. Только по официальным данным, величина африканского собщества стала вполне сопоставима с численностью таких групп, как, например, индийцы в Британии или португальцы во Франции. Масштабы же нелегального проникновения вообще не поддавались реальному подсчету и были, по мнению органов власти и специалистов по вопросам иммиграции, никак не меньше, чем численность иммигрантов, въехавших законным способом. Подпольная иммиграция была более характерна для Франции, в Британии же такого явления практически не наблюдалось. По крайней мере, британские власти не акцентировали внимание на данной проблеме. Такое положение объясняется тем, что французское сообщество африканцев было в основном представлено трудовыми мигрантами. Нелегально прибывшим африканцам было легче затеряться среди миллионов рабочих Франции, чем среди студентов, и избежать контроля иммиграционных властей.

Направления миграционных потоков из стран Африки в Европу совпадали с теми, что были установлены ещё в период колониализма. Страны, входившие в состав английской колониальной системы, стали основным источником африканских иммигрантов для Британии. Подобная ситуация была характерна и для Франции. Особенность африканской диаспоры здесь заключалась в том, что львиную долю иммигрантов поставлял район Трех Границ, выходцы из которого были представлены, в основном, народом сонинке. Именно этот этнос на протяжении долгого времени занимал в африканском сообществе Франции первое место по численности, хотя постепенно его доля стала снижаться в пользу представителей других народов. В Британии, в отличие от Франции, нельзя выделить какую-то доминирующую этническую группу африканцев. Известно лишь, какие страны лидировали по числу граждан, выехавших в Британию. Так как выходцы из Нигерии составляли большую часть африканцев в этой стране, можно предположить, что йоруба и ибо были там одной из крупнейших групп африканской иммиграции.

Африканцы, приезжавшие во Францию и Британию, часто ставили перед собой разные цели. Если иммиграция во Францию носила преимущественно трудовой характер, то большинство тех, кто стремился в Британию, ехало туда ради получения образования. Конечно, среди французского сообщества африканцев была довольно крупная группа студентов. Но не они определяли лицо африканской диаспоры в этой стране. В то же время африканские студенты в Британии часто были вынуждены работать, что отражалось на сроках обучения и фактически ставило их в один ряд с трудовыми иммигрантами.

Значительные различия наблюдались и в образе жизни африканцев в этих странах. Во Франции африканцы жили преимущественно в общежитиях более или менее крупными группами, основанными на родственных связях. Как правило, такие группы объединяли выходцев из одной деревни. По словам исследователей, внутри них сохранялись традиционные для африканского общества порядки, власть старших, деление на социальные группы, руководящее положение элиты. Такое устройство являлось одним из серьезнейших препятствий на пути адаптации африканского сообщества и его ассимиляции во французском обществе. Создав систему общежитий, Франция сама как бы способствовала геттоизации африканской диаспоры. Однако такое положение дел устраивало значительную часть африканских иммигрантов. Ведь общежития фактически обеспечивали выполнение основного предназначения иммиграции - отправки денег в Африку. Благодаря этим финансовым вливаниям, разрушающееся традиционное общество и привычный уклад жизни продолжали существовать.

Вопрос сохранения традиций в африканской диаспоре не имел однозначного решения. Наряду со сторонниками поддержания африканских норм во внутренней жизни сообщества имелись и противники этого. В их число входили те иммигранты, права которых в традиционном обществе наиболее ущемлялись : молодежь и потомки рабов. Интересно, что у разных этносов было разное отношение к традициям. Так, тукулер были одними из наиболее ярых приверженцев характерного для Африки уклада жизни, тогда как мандзаке открыто стремились как можно глубже влиться в принимающее общество, отбросив, как ненужный балласт, "заветы отцов".

В Британии не существовало ничего похожего на французские общежития. Африканцы жили там в отдельных квартирах или домах. Большая рассеянность африканских семей в Британии являлась препятствием для их изучения. Но подобная форма проживания расширяла и укрепляла контакты африканцев с британским обществом, способствуя их ассимиляции.

Проблемы, остро стоявшие перед африканцами во Франции, волновавшие общественное мнение и вызывавшие бурные дискуссии, не были столь актуальны в Британии. Так, во Франции активно дискутировались вопросы положения африканских женщин. В этих дискуссиях принимали участие самые разные люди: активисты женских организаций, политические деятели, чиновники различных рангов, ученые и исследователи вопросов иммиграции. Наибольший резонанс вызывало обсуждение таких явлений, как полигамия и кпиторидектомия. Высказывая мнение о невозможности сохранения таких традиций в силу того , что они препятствовали вхождению во французское общество, их критики предлагали пути избавления от них. В основном речь шла о том, что сами африканцы должны признать необходимость отказа от этих традиций, убрав таким образом барьер на пути ассимиляции. В то же время часть общества считала необходимым сохранить подобные обычаи в среде африканцев, тем самым подтвердив свой демократизм и открытость.

В Британии полигамия также имела место, но обсуждение этого вопроса не достигало того уровня, что во Франции. Похоже, британское общество не было так озабочено существованием подобных явлений. Интересно, что и ассоциации африканских женщин не уделяли значительного внимания этим вопросам. Вероятно, если эти традиции и продолжали жить среди африканского сообщества в Британии, то они не были столь заметны, благодаря раздельному проживанию африканцев, и могли иметь значительно меньший масштаб, чем во Франции.

Общественность стран, столкнувшихся с растущей иностранной иммиграцией, задавалась вопросом о будущем этих национальных меньшинств. Особая обеспокоенность была связана с тем, что иностранцы, которые долго находились в европейском обществе и имели реальную возможность познакомиться с его нормами и культурными ценностями, не делали этого. Наоборот, иммигранты всячески подчеркивали свою самобытность и независимость от традиций европейских народов. В глазах французов и британцев это выглядело как демонстрация нежелания к плодотворному сотрудничеству с принимающим обществом и как противопоставление своего образа жизни европейскому. Наиболее радикально настроенные члены принимающего общества требовали полной депортации иммигрантов и их потомков, которая должна была осуществляться исходя из расовых признаков. Однако для большинства была ясна нереальность и неосуществимость подобного решения проблемы. Взамен предлагались различные способы, которые могли бы превратить иммигрантов в активных членов общества и, благодаря этому, помочь найти достойное место в структуре европейских государств. В связи с этим рассматривалась перспектива ассимиляции иммигрантов, как наиболее полный вариант превращения их в полноправных жителей Европы. Однако на этом пути вставали многочисленные препятствия, не учитывать которые было нельзя.

Африканцы, иммигрировавшие в Европу, уже имели сложившиеся взгляды и свое мнение о европейцах и о том, как организована жизнь в европейских государствах. Однако на практике, как правило, оказывалось, что имеющиеся представления были неверными и иммигрантам на месте приходилось знакомиться с существующей действительностью. Ряд черт принимающего общества вызывал у африканских иммигрантов большое удивление и непонимание. Среди них можно назвать индивидуализм европейцев, жизнь по принципу "каждый за себя", восприятие денег как высшей ценности, технический уровень развития европейской цивилизации.

Жители Франции и Британии также составляли свое мнение об африканцах, исходя из распространенных в Европе стереотипных представлений об Африке и негритянской расе. Их основы были заложены еще в колониальную эпоху. Эти представления, как правило, имели негативную оценку черной расы и в целом формировали отрицательное отношение к африканцам. Ни Франция, ни Британия фактически не предпринимали каких-либо серьезных шагов для изменения подобной ситуации.

Значительным препятствием, возникавшим в процессе установления плодотворных контактов между африканцами и европейцами, оставались расовые предрассудки, которые порой приводили к серьезным столкновениям и конфликтам. Государственные органы старались вести борьбу с проявлениями расовой нетерпимости и принимали соответствующие постановления, однако их эффект был незначительным. Нужно отметить, что расизм был характерен не только для принимающего общества. Среди африканцев данное явление также имело место, но этому факту исследователи уделяли значительно меньше внимания.

Принимающее общество Франции и Британии не использовало всех возможностей, которые имелись в его распоряжении, для вовлечения африканцев в активную деятельность, направленную на их ассимиляцию. Многие заявления* призывавшие бороться за превращение иммигрантов в полноценных членов общества, носили чисто декларативный характер и не были подкреплены реальными действиями. Однако большинство членов африканской диаспоры и не стремились влиться в жизнь принимающего общества, рассматривая свое пребывание в иммиграции как временное явление. Подобные настроения поддерживались сохранением постоянных связей с исторической родиной, которые устанавливались либо напрямую, либо посредством различных африканских сообществ.

Одним из результатов общения африканской диаспоры и принимающего общества стали смешанные браки. Несмотря на активные выступления стороников африканского традиционализма, особенно во Франции, а также поборников чистоты белой расы против этого явления, оно продолжало существовать. Для изучения процессов ассимиляции интересны не столько сами брачные союзы между представителями Европы и Африки, сколько судьба детей от смешанных браков, которые одновременно являлись наследниками двух цивилизаций и не принадлежали ни одной из них. Для них вопрос ассимиляции превращался в насущную необходимость. Иначе они навсегда могли остаться членами маргинальных групп, лишенными этнических корней.

С проблемой детей от смешанных браков перекликается вопрос об иммигрантах второго-третьего поколения, т.е. тех, кто родился и вырос в Европе. В культурном плане они имели больше отношения к Европе, чем к Африке. Соответственно, для них проблемы с реальным вхождением в принимающее общество также стояли особенно остро.

Таким образом, внутри африканской диаспоры наблюдалось разделение мнений относительно ассимиляции. Факты ассимиляции африканцев-иммигрантов первого поколения имели место, но носили исключительный, индивидуальный характер. В то же время для большинства иммигрантов второго-третьего поколения ассимиляция была единственной возможностью превратиться в полноценного члена европейского общества, так как они не стремились возвращаться в Африку. Но процесс ассимиляции был неосуществим без помощи официальных властей и государственных органов, которые координировали политику в отношении этнических меньшинств.

В заключение необходимо отметить, что и во Франции, и в Британии африканская диаспора превратилась в структурообразующий элемент общества, в постоянный фактор, влияющий как на внутреннюю, так и на внешнюю политику. От решения вопросов, связанных с африканской диаспорой, зависит не только судьба самого сообщества африканских иммигрантов, но и гармоничное развитие принимающего общества Франции и Британии.

Список литературы диссертационного исследования кандидат исторических наук Акинин, Владимир Евгеньевич, 1997 год

1.Арутюнов C.A. Народы и культуры. М., 1989.

2. АФРИКА. Энциклопедический справочник. М., 1986.

3. Африканцы в странах Америки: негритянский компонент в формировании наций Западного полушария. М., 1987.

4. Дятлов В.И. Диаспора как исследовательская проблема. Диаспора в историческом времени и пространстве. Национальная ситуация в Восточной Сибири. Иркутск, 1994.

5. Жигульский В. А. Неоколониалистская политика Великобритании в области подготовки африканских кадров /1960-1980/. М., 1986.

6. Жигульский В. А. Неоколониалисткая деятельность Британского совета в процессе обучения африканских кадров /1960-1980/. М.,1986.

7. Кальщиков Е.Н. Миграции населения Сенегала. Расы и Народы. М., 1981.

8. Козлов В.И. Иммиграция и этнорасовые проблемы в Британии. М.,1987.

9. Королева А.П. Массовая миграция и расизм в Западной Европе. -Расы и народы. М., 1993.

10. Летнев А.Б. Общественная мысль в Западной Африке, 1918-1939. М., 1983.

11. Матвеева С. Я. Диаспора в истории и современности. Диаспора в историческом времени и пространстве. Национальная ситуация в Восточной Сибири. Иркутск, 1994.

12. Миграции в Африке. М., 1994.

13. Михайлов Е.М. Иностранная рабочая сила во Франции. М., 1977.

14. Г1обокова О.П. Организация подготовки специалистов во Франции для стран Тропической Африки. М., 1976.

15. Г1обокова О.П. Подготовка управленческих кадров для стран Тропической Африки во Франции. М., 1976.

16. Потехина Г.И. Очерки современной литературы Западной Африки. М., 1968.

17. Свод этнографических понятий и терминов. Выпуск 6. Этнические и этносоциальные категории.М., 1995.

18. Страны Африки. Политико-экономический справочник . М., 1988.

19. Тимофеева Н.М. Основные направления подготовки кадров африканской интеллигенции в странах Запада. Пути эволюции и общественная роль современной африканской интеллигенции: поиски, тенденции, перспективы. М., 1987.

20. Фролкин Н.М. Трудовая иммиграция во Франции в новейшее время. Киев.,1975.

21. Les africains aux USA. P., H et M. 1992. № 1148.

22. Akenson D. The Irish Diaspora and Empire. The XVIII-th Internationale Congress of historical science. Montreal, 1995.

23. Anthony R. Immigration and Ethnic conflicts. L., 1988.

24. Avni H. Jews in Argentina and Canada: Two Diasporas, One Experience?-The XVIII-th Internationale Congress of historical science. Montreal, 1995.

25. Balesin A. The German Community in South-West Africa/Namibia from the Beginnings to 1990. The XVIII-th Internationale Congress of historical science. Montreal, 1995.

26. Barou J. Travailieurs africains en France. Grenoble, 1978.

27. Barou J. Des chiffres et des hommes. P., H et M. 1990. № 1131.

28. Barou J. Les soninke d'hieret demain. P., H et M.1990. № 1131./ /

29. Barou J. Les étudiants étrangers a Paris et en region parisienne. P., H et1. M. 1987. № 1108.

30. Berque C.L'immigration à l'ecole de la Republique. P., H et M. № 1088.

31. Between two cultures. Migrants and minorities in Britain. Oxford, 1977.

32. Black politics and urban crisis in Britain. L., 1986.

33. Blusse L., Emmer P. The Chinese Diaspora in Historical Perspective.- The XVIII-th Internationale Congress of historical science. Montreal, 1995.

34. Bordin C. Le long voyage des femmes du fleuve Senegal. P., H et M. 1991. № 1141.

35. Boyarin J. Powers of Diaspora. The XVIII-th Internationale Congress of historical science. Montreal, 1995.

36. Britain black population. L., 1988.

37. Capverdiens en France. P., H et M. 1979. № 965.

38. Catchart. The battle to end bigotry. L., Morning Star. 5 nov. 1991.

39. La citoyennete et les changements de structures sociales et nationales de la population française. P., 1988.

40. Clifford Hill. Immigration and integration. Oxford, 1970.

41. Cohen G. Ambiguous Identities: German Minorities in East-Central Europe, 1848-1945. The XVIII-th Internationale Congress of historical science. Montreal, 1995.

42. Cohen P. Multi-Racist Britain. L., 1988.

43. Coleman P. Sport for All Except for the Black Community. L., TWI. 1986.

44. Colin R. La formation des ouvriers. P., H et M. 1982. 1032.

45. Craven A. West Africains in London. L., 1968.

46. Cultural assimilation of immigrants. UNESCO. L., 1950.

47. Curtin P. African reaction in perspective in Africa and the West. Intellectual Responses to European Culture. Madison, 1972.

48. Daniel W. Racial discrimination in Britain. L., 1968.

49. Daniels R. The Asian Diaspora in the New World: A Preliminary and Comparative Exploration. The XVIII-th Internationale Congress of historical science. Montreal, 1995.

50. Dassoun Z. Voyage au pays de I'entre-deux. P., H et M. 1992. № 1151- 1152.

51. Delville P. Les projets de development inities par les migrants. P., H et M. 1990. № 1131.

52. Dévissé J. Culture africaine. P., H et M. 1989. № 1124.

53. Dewitte P. La dette du sang. P., H et M. 1992. № 1148.

54. Dewitte P. .Regards blancs et coleres noires. P., H et M. 1990. № 1132. 201 .Diop M. L'émigration murid en Europe. P., H et M. 1990. № 1132.

55. Diop M. Le mouvement negro-africaine en France. P., H et M. 1990. № 1132.

56. Doos-Bunya L. Les conditions des femmes noires en France. P., H et M. 1990. № 1131.

57. Etienne B. Islam en France. P., 1990.

58. Fanoudh-Siefer L. Le mythe du nègre et de l'Afrique noire dans la littérature française ( de 1800 a la 2-e Guerre Mondiale ). P., 1968.

59. Ferriman. Race questions on hospital form. L., Observer. 25 apr. 1991.

60. Folarin Coker. A lady. A biography of Lady Oyinkan Abayomi. Ibadan, 1987.

61. La France au pluriel. P., 1986.

62. Frazier F. La bourgeoisie noire. P., 1968.

63. Freeman P. French and British attitude towards racial problems. L., 1986.

64. Gabaccia D. Diaspora or International Proletariat? Italian Labor Migration and Making of Multi-ethnic States, 1815-1939. The XVIII-th Internationale Congress of historical science. Montreal, 1995.

65. Gamier C. Migration, flux monetaire et économie villageoise. P., H et M. 1990. № 1131.

66. Gilroy P. 2-Tone Britain: White and black Youth and the Politics of Anti-Racism. L., 1986.

67. Global dimensions in the African diaspora. Washington, 1982.

68. Goledsinowski F. L'insertion par l'alphabétisation. P., H et M. 1990. № 1132.

69. Goledsinowski F. Formation des formateurs. P., H et M. 1987. № 1101.

70. Greene M. The Wide Wide World of Greek Diaspora. The XVIII-th Internationale Congress of historical science. Montreal, 1995.

71. Guy Arnold. Britain since 1945: choice, conflicts and change. L., 1989.> \

72. Guy-Rene de Bourmont. Les étudiants étrangers a Paris et en regionparisienne. P., H et M. 1987. № 1108.

73. Harriot D. Black Music Scene. L., TWI. 1986.

74. Hauser. Politique d'immigration. P., H et M. 1986. № 1089.

75. Herbert P. Society of Black Lawyers. L., TWI. 1986.

76. Hu!iard C. Black Britain. L., 1973.

77. L'immigration dans 50 vers de sociétés pluculturelies et pluriethniques ?. P., H et M. 1975. № 884.

78. Islam et musulmans dans le monde actuel. P., H et M. 1978. № 940.

79. Jazouli C. Integration et assimilation. P., H et M. 1992. № 1114.

80. Kaufmann R. Millenarisme and acculturation. Bruxelles, 1964.

81. Kilson M. The African diaspora. L., 1976.

82. Krausz E. Etnic minorities in Britain. L., 1971.

83. Lamming G. The pleasures of exile. L., 1960.

84. Lapeyronnie D. L'individu et minorités. La France et la Grande-Bretagne face a leurs immigres. P., 1993.

85. Layton-Henry Z. The politics of Race in Britain. L., 1984.

86. Lesourne J. Flux migratoires. P., H et M. 1986. № 1089.

87. Little K. Negroes in Britain. L., 1972.

88. Long Ch. Britain hidden army of illegal migrant labour. L., Observer. 4 oct. 1991.

89. Magnier B. Paris, capital de l'édition africaine. P., H et M. 1991. № 1142-1143.

90. Meet Mister President. Lagos, 1979.

91. Meillascoux C. Chez eux et chez nous. P., H et M. 1990. №1131.s

92. Michel M. L'appel a l'Afrique. Contributions et reactions a l'effort de guerre en A.O.F. 1914-1919. P., 1982.

93. Miles R. White man's Country. Racism in British Politics. L., 1984.

94. Milza O. Les Français devant l'immigration. P., 1988.

95. Mince J. L'excision. P., H et M. 1990. № 1131.

96. Mince J. Les Travailleurs étrangers en France. P., 1973.

97. Moodley P. The Ethnie Minorities and Mental Health. L., TWI. 1986.

98. Mottin J. Les immigres et l'emploi. P., H et M. 1987. № 1107.

99. Muhamar A. Race and politics. L., 1988.

100. Naugton H. Racist marches must end. L., Morning Star. 13jun. 1991.

101. Naugton H. Justice what justice?. L., Morning Star. 6 may 1991.

102. N'Diaye J-P. Elites africaines et cultures occidentales. Assimilation ou resistance?. P., 1969.

103. N'Diaye J-P. Négriers modernes. P., 1970.

104. N'Diaye J-P. La jeunesse africaine face à l'imperialism. P., 1971.

105. N'Dongo S. Voyage force, itinéraire d'un militant. P., 1975.

106. N'Dongo S. La cooperation franco-africaine. P., 1972.

107. N'Dongo S. Cooperation et neo-colonialisme. P., 1976.

108. Newton R. Argentina between the World Wars: Italians, Germans, and the making of an Inclusive Argentine Society. The XVHI-th Internationale Congress of historical science. Montreal, 1995.256.0lusanya G. The West African Students'Union. Ibadan, 1982.

109. Pelissier P. Les paysans du Senegal. Saint-Yriex, 1966.

110. Pluchon P. Nègres et juifs au XVIII-eme siecle. P., 1982.

111. Prescott. Labour to impose ethnic quotas in work place. L., Observer. 6 jan.1991.

112. Racism 1992. L., R & C. 1989. № 3.261 .Racism and cricis in public housing. L.R&C. 1989. № 4.

113. Les relations internationales et la nouvelle politique de l'immigration. P., Het M. 1977. №919.t

114. Robin N. L'espece migratiore de l'Afrique de l'ouest. Panorama statistique. P., H et M.1992. № 1160.

115. Routledge D. Dictionary of Race and Ethnic relations. L., 1984. 265.Sami N. Le regard de vainquer, les enjeux français de l'immigration. P.,1992.

116. Samuel M. Le proletariat africain noire en France. P., 1978.

117. Suhare P-H. Les mariages mixtes et les enfants deshirès. P., H et M. 1988. № 1110.

118. Torkington M. The racial politics health. L., 1983.

119. Troyna Barry. Racism, education and the state. L., 1986.

120. Quiminal C.Du foyer au village: l'initiative retournée. P., H et M. 1990. №1131.

121. Walvin J. Black and white: the negro and engiish society, 1555-1945. L. 1973.

122. Warshall T. What's like to be black in Britain today ?. L., Listener. 9 apr. 1988.

123. Wesley J. The Senegalaise urban elite in Africa and the West. Intellectual Responses to European Culture. Madison, 1972.

124. West-African families in Britain: a meeting of two cultures. L., 1978.

125. Wihtol de Wenden C. Les immigres et la politique. P., 1988.

126. Le Nouvel observateur. 289.Observer.290.Le Point.

127. H et M Ом e Миграсьон *TWI - Фёд уорлд импакт *Pop-n - Попюласьон *R & С - Рейс енд клэс

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.