Антропонимы в художественных текстах Д. Хармса: структурно-семантический аспект тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.02.01, кандидат филологических наук Ахметзянова, Лиана Михайловна

  • Ахметзянова, Лиана Михайловна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2009, Казань
  • Специальность ВАК РФ10.02.01
  • Количество страниц 221
Ахметзянова, Лиана Михайловна. Антропонимы в художественных текстах Д. Хармса: структурно-семантический аспект: дис. кандидат филологических наук: 10.02.01 - Русский язык. Казань. 2009. 221 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ахметзянова, Лиана Михайловна

Введение.

Глава I. Теоретические проблемы имени собственного.

1.1. Некоторые аспекты развития антропонимики.

1.1.1. Исторические предпосылки развития антропонимики.

1.1.2. Проблема семантики имени собственного.

1.2. Антропоним в художественном пространстве текста.

1.2.1. О терминах «литературная ономастика» и «поэтическая ономастика».

1.2.2. Классификация поэтонимов в литературном тексте.

1.2.3.Функции антропонимов в художественном тексте.

Выводы.

Глава II. Структурные особенности антропонимов в произведениях

Д. Хармса.

II.1. Типы антропонимических моделей.

И.2.Структурные трансформации антропонимов.

II.3. Фонетико-графическое оформление антропонимов.

Выводы.

Глава III. Функционально-семантическая характеристика антропонимов в произведениях Д. Хармса.

HI. 1. Своеобразие идиостиля Д. Хармса в рамках поэтики ОБЭРИУ и литературы абсурда.

III.2. Особенности семантики антропонимов в художественном пространстве Д. Хармса.

III.3. Антропонимы как выразительные средства художественного текста.

111.3.1. Повтор.

111.3.2.Каламбу р.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Антропонимы в художественных текстах Д. Хармса: структурно-семантический аспект»

В современной лингвистической науке достаточно четко прослеживается приоритет личностного начала, обусловленный ее общей антропоцентрической направленностью. В этой связи Ю. Н. Караулов, работы которого оказали большое влияние на развитие антропоцентрического направления, отмечает, что невозможно познать язык сам по себе, «.не обратившись к его творцу, носителю, пользователю — к человеку, к конкретной языковой личности» [Караулов 1987: 7].

При антропоцентрическом подходе возникает необходимость изучения языковой личности автора, которая, на наш взгляд, ярко проявляется в ономастиконе его произведений, так как имя собственное предстает как единица, сознательно отобранная художником для решения определенных творческих задач. Имена собственные служат своеобразными показателями знаний и представлений писателя о мире. Именно они могут быть определены как опорные элементы индивидуально-авторской картины мира, как единицы, репрезентирующие связь художника с культурно-историческим контекстом определенного времени.

Актуальность настоящей работы обусловлена повышенным вниманием современного языкознания к проблемам лингвистики текста в целом и литературной ономастики в частности. Исследованию функционирования имен собственных в художественном тексте посвящены работы Т.В. Бакастовой, В.И. Болотова, В.Д. Бондалетова, Ю.А. Карпенко, В.А. Никонова, Г.А. Силаевой, A.B. Суперанской, О.И. Фоняковой и др.

Необходимо отметить, что антропонимы как единицы языка, связанные с характеристикой человека, его деятельностью, детально изучаются с точки зрения различных аспектов (история отдельных разрядов онимов, их функционирование и т.д.). Одним из ведущих направлений в современной ономастике является исследование имени собственного в художественном тексте. На значимость данной проблематики неоднократно указывали многие ученые [Васильева 2009; Виноградова 2001; Гудков 1999; Калинкин 1999; Ковалев 2004; Кондратьева 1983; Суперанская 2007; Супрун 2000; Чурилина 2001 и др.]. Так, В.Н. Михайлов, отмечая особую роль имен собственных среди речевых средств, формирующих образную систему произведения, полагает, что данная лексическая группа заслуживает специального внимания: «Ономастические категории наиболее специфичны из всех компонентов речевой ткани литературного произведения, так как включают в себя весьма неоднородный материал с точки зрения степени общенародное™ и семантико-словообразовательной окказиональности избираемых и моделируемых писателем собственных имен» [Михайлов 1976: 67]. Того же мнения придерживается A.B. Суперанская, которая считает, что «имя в литературном произведении играет очень важную роль — ориентира во времени и пространстве» [Суперанская 2007: 30].

Степень насыщенности художественного текста и всего творчества писателя именами собственными может варьироваться от нескольких единиц до нескольких тысяч. В ономастическое пространство входят и производные образования от имен собственных, и контекстуальные имена собственные, и местоименные субституты, и перифразы ближайшего контекста. В художественном мире ономастическая лексика выступает у каждого писателя как особенно заметное, стилистически и семантически маркированное экспрессивное средство, как яркая примета идиостиля.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в том, что впервые представлен системный анализ антропонимии и ее специфики в творчестве писателя-авангардиста Даниила Хармса. Данная работа анализирует функционирование —имен - собственных в художественном пространстве писателя в различных аспектах (лексическом, структурном, семантическом, стилистическом и др.).

В работе осуществляется классификация ономастических единиц и выявляется структурно-стилистическое своеобразие собственных имен в текстах писателя, анализируются антропонимические модели именования персонажей, определяется роль личного имени в создании художественного образа персонажа. При этом особое внимание уделяется семантической интерпретации собственных имен персонажей, осуществляется сопоставление антропонимов с именами их прототипов.

В настоящем диссертационном исследовании используется комплексный подход к характеристике антропонимической лексики в произведениях Д. Хармса. Данный подход предполагает анализ интересующего нас материала в фонетическом, словообразовательном, семантическом и стилистическом аспектах.

Системное изучение функционирования имени собственного в контексте художественного произведения дает возможность не только полноценно осознать «сложное единство» авторского текста, но и выявить текстовые механизмы, осуществляющие реализацию языка в его эстетической функции.

Именно сложный, комплексный характер объекта ономастических исследований и обусловливает введение следующих терминов

Собственное имя — это слово или словосочетание, которое называет индивидуальные предметы, выделяемые из состава однородных. Кроме термина с инверсией имя собственное, к синонимам следует отнести оным, проприатив. Термин «проприатив» является производным от латинского термина «nomen proprium». Этот термин мало распространенный, но тем не менее существующий [Васильева 2009: 11].

Система собственных имен, рассматриваемых как одно целое, составляет ономастическое пространство, или ономастикой текста.

Под антропонимами (греч. anthropos — «человек» и onyma - «имя, название») понимаются имя, отчество, фамилия, прозвище, псевдоним человека.

Собственные имена в литературных произведениях называются поэтонимами. Под поэтонгшом, или поэтическим именем, мы, сообразно мнению ряда исследователей [Н.В. Васильева 2009, Н.В. Подольская 1988, В.М. Калинкин 1999 и др.], будем понимать имя, функционирующее в художественной литературе. В случае видовой конкретизации собственных имен в художественном тексте также уместно использование термина «поэтический антропоним».

Имя Даниила Хармса занимает в русской литературе уникальное место. Д. Хармс является самым популярным и широко известным разнообразному кругу читателей писателем-авангардистом XX столетия.

Творчество Даниила Хармса следует рассматривать в рамках эстетической программы литературной группы первой половины XX века ОБЭРИУ, определяемой как поэтика абсурда. Именно явление абсурда как особой категории текста имеет принципиальное значение при раскрытии основной доминанты художественного мира писателя.

Произведения писателя несут на себе печать народной смеховой культуры. В то же время абсурдистские темы и сюжеты, присущие текстам Д. Хармса, содержат огромный потенциал слово- и смыслотворчества.

В настоящее время нет специальных работ, посвященных идиостилю Д. Хармса. Можно отметить лишь нескольких авторов, описывающих отдельные языковые особенности (Е.П. Беренштейн, С.Ю. Данилов, A.A. Кобринский, E.H. Остроухова и др.). Поэтому мы анализируем имена собственные, привлекая исследования общетеоретического характера по данной проблеме, например, работы Н.Ф. Алефиренко, Н.В. Васильевой, В.Н. Михайлова, И.Э. Ратниковой, A.B. Суперанской и др.

В связи с этим представляется важным дать обобщающее описание антропонимии Д. Хармса, изучить своеобразие авторской антропонимической системы, закономерности ее функционирования, что позволит представить в целом индивидуально-авторский речевой стиль Д. Хармса.

Теоретической базой исследования послужили работы ученых, внесших неоценимый вклад в теорию ономастики, в лингвистику текста, в литературоведение, в частности труды исследователей, освещающих проблемы разграничения ономастической и апеллятивной лексики (В .И. Болотов, В.Д. Бондалетов, В.В. Виноградов, Н.В. Подольская и др.), вопросы семантики собственного имени (Н.Ф. Алефиренко, Н.В. Васильева, A.B. Суперанская, JI.B. Щерба и др.), особенности функционирования антропонимов в художественном пространстве произведения (С.И. Зинин, В.М. Калинкин, Э.Б. Магазаник, В.И. Супрун и др.).

Цель исследования состоит в выявлении структурно-семантических особенностей имен собственных в произведениях Д. Хармса; в определении роли фонетико-графического оформления антропонимов; в характеристике онимов в составе образных средств; в исследовании индивидуально-авторских особенностей ономастического наполнения художественных текстов писателя.

В соответствии с поставленной целью решаются следующие задачи: определить место и роль имени собственного в создании художественного образа персонажа;

- представить анализ функционирования имени собственного в рамках антропонимической системы художественных произведений Д. Хармса;

- дать целостную характеристику антропонимической системы и структуры именника в текстах Д. Хармса, показать антропонимические модели именования персонажей;

- рассмотреть имя собственное как средство, организующее текстовое пространство (в рамках поэтического идиостиля);

- выявить функции имен собственных в художественных текстах Д. Хармса;

- описать фонетико-графические особенности собственных имен, их роль в формировании авторской позиции; предложить семантическую интерпретацию имен собственных персонажей;

- описать антропонимические единицы в составе выразительных средств.

Объектом исследования диссертационной работы являются антропонимы, представленные в текстах писателя Д. Хармса. Имена собственные, как известно, занимают значительное место в составе лексики любого языка. Несмотря на то, что антропонимы относятся к именованию людей, именно они считаются чрезвычайно важной и сложной категорией имен, связанной с историей культуры, особенностями психологии людей, с традициями и многим другим. По мнению исследователей (Н.Ф. Алефиренко, Ю.А. Карпенко, Т.Н. Кондратьевой, В.А. Кухаренко, В.Н. Михайлова, A.B. Суперанской, О.И. Фоняковой и др.), каждое имя является важным элементом произведения. Оно вступает в разнообразные связи с остальными словами, становится зависимым от контекста, приобретая особое, «индивидуально-художественное» значение.

Особое внимание уделяется семантико-стилистическим, коммуникативным, эстетическим функциям антропонимов в произведениях Д. Хармса.

Методы исследования. Специфика анализируемого материала и необходимость выполнения поставленных задач обусловили использование следующих методов: дескриптивного, интерпретационного, количественного, обобщения и сопоставления, а также приемов стилистического анализа текста.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Комплексный анализ антропонимических именований в произведениях Д. Хармса дает возможность представить их в виде определенной системы, обладающей рядом закономерностей.

2. В данной системе нашла свое воплощение модель традиционного русского именования.

3. В дискурсе Д. Хармса языковая игра, характерная практически для всех писателей начала XX века, находит свое выражение, прежде всего, в антропонимии.

4. Персонажи в произведениях Д. Хармса подвергаются деструкции, что на лингвистическом уровне проявляется в трансформации их имен собственных (например, происходит изменение звукового облика имени в одном и том же контексте, ср.: Топорышкин > Тапорыжкин, Капуста > Копуста > Компуста и др.).

5. Имена собственные наряду с другими лексемами включаются в рамки «заумного» творчества Д. Хармса. При этом автор оперирует такими видами «зауми», как фонетическая, морфологическая, синтаксическая.

6. Орфографические «сдвиги» в антропонимах не являются простым формальным приемом, игрой со знаком, а представляют собой реализацию авторской поэтической концепции, которая выражается в конструировании алогизмов, десемантизации имен и использовании окказионализмов.

7. Повтор и каламбур играют важную текстообразующую роль в творчестве писателя. Повтор прослеживается на всех уровнях языка (фонетическом, лексическом, морфологическом, синтаксическом, семантическом) и носит, как правило, игровой характер. Каламбур как разновидность языковой игры служит одним из способов реализации намеренной бессмыслицы в текстах Д. Хармса.

8. Системный подход к антропонимии произведений Д. Хармса позволяет выявить специфику выражения авторской идеи, представить антропософскую концепцию писателя (отношение к миру, к человеку), находящую свое воплощение в категории абсурда как антипода рационального, как нарушения коммуникативных постулатов.

Изучение антропонимического мира прозы и поэзии Д. Хармса представляет собой научный интерес как в теоретическом, так и в практическом плане.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что работа вносит вклад в теорию ономастики (в изучение литературных имен собственных), позволяет сделать обоснованные выводы о системном характере и закономерностях функционирования собственных имен как сложной составной части индивидуально-авторской речевой системы писателя.

Практическая значимость заключается в том, что результаты работы могут найти свое применение в преподавании современного русского языка, в курсах стилистики, лингвистического анализа художественного текста, в спецкурсах по ономастике, могут послужить основой для дальнейших исследований в области антропонимики.

Материалом исследования послужили произведения Д. Хармса -прозаические и поэтические тексты, представленные в наиболее полном на сегодняшний день «Собрании сочинений» писателя в трех томах [Хармс 2000, 1-Ш].

В связи с тем, что эмпирическая база исследования представлена текстами Д. Хармса, которым свойствен особый характер словотворчества и игровая манера создания произведений, мы посчитали целесообразным сохранить в примерах авторское написание.

Апробация работы. Основные положения диссертационного исследования отражены в докладах и статьях, опубликованных в материалах III Международных Бодуэновских чтений (Казань 2006); V Международной научно-практической конференции «Язык, культура, менталитет: проблемы изучения в иностранной аудитории» (Санкт-Петербург 2006); Всероссийской научно-практической конференции «Государственная и муниципальная служба: история и современность (проблемы кадровой политики)» (Казань 2007); Международного научного конгресса «Человек в мире культуры: исследования, прогнозы» (Москва 2007); Международной научной конференции «Языковая семантика и образ мира» (Казань 2008); Международной научной конференции «Проблемы межкультурных коммуникаций в содержании социогуманитарного образования: состояние, тенденции, перспективы» (Казань 2008).

Наиболее значимые результаты диссертации опубликованы в научных журналах, рекомендованных ВАК РФ: «Вестник Вятского государственного гуманитарного университета» (Киров 2008), «Ученые записки Казанского государственного университета» (Казань 2009). Всего по теме диссертации имеется 8 публикаций.

Структура диссертации определена целями и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, включающих в себя параграфы и выводы к главам, заключения, списка использованных источников и научной литературы, а также приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русский язык», 10.02.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русский язык», Ахметзянова, Лиана Михайловна

Заключение

Комплексный анализ всех антропонимических именований персонажей произведений Д. Хармса позволяет представить их в виде единой системы с рядом закономерностей.

1. В текстах писателя нашла свое воплощение модель русского традиционного именования. Как и в реальном именословии, в литературной антропонимии писателя отмечены модели однокомпонентного (только имя, только фамилия), двухкомпонентного (личное имя + фамилия, личное имя + отчество), трехкомпонентного (имя + фамилия + отчество) именования. В текстах наблюдаются многочисленные комбинации из личных имен, фамилий и отчеств.

2. Творчество Даниила Хармса следует рассматривать в рамках творческой поэтики литературной группы первой половины XX века ОБЭРИУ, которую определяют как поэтику абсурда. Именно явление абсурда как категория текста имеет принципиальное значение при раскрытии основной доминанты художественного мира писателя. Хармса можно считать наиболее значительным русским автором в жанре «черного юмора».

3. Богатый интеллектуальный потенциал Д. Хармса нашел свое отражение в используемых антропонимах, среди которых отмечаются имена виднейших деятелей культуры и политики (Н. Гоголь, В. Маяковский, К. Малевич, Наполеон, Бисмарк и др.). Наряду с ними функционируют имена близких и знакомых писателя (Л. Липавский, А. Введенский, Н. Гернет), а также вымышленные имена собственные. Эти антропонимы в тексте выполняют различные функции и, прежде всего, деконструктивную, в рамках которой в полной мере раскрывается функция создания комического эффекта.

4. Творчество Хармса несет на себе печать народной смеховой культуры. Одновременно абсурдистские темы и сюжеты, присущие произведениям Хармса, содержат огромный потенциал слово- и смыслотворчества. Абсурд, как главная тема его работ, придает образам смеховой характер и, одновременно, сквозь этот смех проступает идея безысходности, отчаяния, смерти.

5. В художественном мире Д. Хармса персонажи испытывают все напряжения и удары со стороны логики художественного мира: моральное унижение персонажей, достигаемое с помощью атаки со стороны других действующих лиц художественного мира, является своего рода прелюдией (зачастую — необходимой) к более глубоким изменениям «личности» -физическим. При этом хармсовский персонаж не испытывает беспокойства, поскольку речь идет о разрушении моральной оболочки, которой, в сущности, у него нет или которая дана в крайне жалком виде. Моральная устойчивость персонажа обусловливается психической бедностью, которая выражается вариативностью наименования. Сама собой отпадает проблема его маркирования, начиная от половой дифференциации («прислуга по названию Наташа») и заканчивая номинативной («Бесстыдники. Опера в четырех действиях», где Боголюбов меняется на Богомолова; «Карьера Ивана Яковлевича Антонова», где Григорьева переименовывают в Антонова; рассказ «Лапа», в котором Ангел Копуста последовательно меняет собственное имя по ходу повествования — Ангел Копуста, Ангел Компуста, Ангел Коптуста, Ангел Пантоста, Ангел Хартраста, Ангел Холбаста, Ангел Хлампуста, Ангел Хлемписта). Таким образом, основным принципом построения художественного текста у Хармса становится принцип деконструкции («смысловая бессмыслица»).

6. Сквозной темой в творчестве Д. Хармса является тема «недочеловека». С ней связан мотив разрушения (смерти, гибели, насилия).

7. Своеобразие творческой манеры Д. Хармса состоит в структурно-лингвистическом нарушении художественного слова, в том числе и антропонима. Отрицание здравомыслия как единственного универсального метода познания, отсутствие раз и навсегда заданного смысла есть условие стиха Хармса как «зауми». «Заумь» представляет собой языковую игру, цель которой — создание ситуации свободного языкового пространства, содержащего плюральные смысловые характеристики и значения. Писатель обращается к заумному языку, который проявляется на фонетическом, грамматическом и семантическом уровнях. В текстах обращают на себя внимание практически полное отсутствие знаков препинания, отклонение от словообразовательной системы русского языка, неопределенность в семантическом отношении. Функционирующие в большом количестве заумные слова (включая имена собственные) и орфографический «сдвиг» не являются обычной игрой со знаком — Хармс эксплицирует свою поэтическую концепцию, связанную с абсурдом окружающего мира и безличным существованием людей в таком мире. Таким образом, фонетико-морфологическая структура и формообразующая система произведений Д. Хармса выпадают из рамок общерусской антропонимической системы.

8. Обращает на себя внимание полифоническое построение и музыкальность текстов Д. Хармса. Экспрессивность речи в произведениях Хармса, ее эмоциональное и эстетическое воздействие достигается благодаря авторским фонетическим средствам, связанным со звуковой материей речи, в частности, благодаря звуковому повтору и его типам (аллитерации, ассонансу, анафоре, эпифоре), а также такому стилистическому приему, как параллелизм. Выразительным стилистическим приемом являются номинации персонажей, вычленяемые в тексте.

9. Особое место Д. Хармс отводит в своих текстах так называемым парным персонажам, именам которых свойственно одинаковое рифмообразование (Каблуков - Петраков, Крюкшин — Клюкшин и др.). В этом прослеживается значительное влияние на Хармса творчества русского писателя XIX в. Н.В. Гоголя. Так, появляются «двойчатки» («двойчатка» — антропоним с двукратным повторением основы имени: Адам Адамович, Иван Иванович и др.). Это явление характерно для творчества обоих писателей.

10. Д. Хармс в свои произведения вводит такие стилистические обороты художественной речи, как повтор и каламбур. Повтор как яркое художественное средство и как весьма продуктивный способ организации словесного материала у Хармса прослеживается на всех уровнях языка (фонетическом, морфологическом, лексическом, семантическом, синтаксическом). В текстах писателя повтор имеет большое значение и служит одним из весьма эффективных приемов в экспрессивном синтаксисе. Специфика лексического и синтаксического повторов, в состав которых включаются, несомненно, и антропонимы, призваны показать своеобразие композиции текста Хармса и стать средством создания поэтического подтекста. Каламбур (игра слов) в текстах Хармса функционирует в качестве игровой конструкции с целью создания комического эффекта (Ср., напр.: Чин-гак-хук, Миккелъ Анжелд). Языковая игра служит одним из способов реализации бессмыслицы.

Антропонимы в художественном мире Д. Хармса выступают в роли функционально-семантического знака, символа, служащего одним из средств текстообразования. Писатель наделяет своих персонажей именами, отводя им особую роль связующего звена семантического пространства и формальной организации текстового поля. В связи с тем, что доминирующей категорией в творчестве Даниила Хармса является категория абсурда, персонажи, наделенные именами собственными, «живут» в мире абсурдном, безличном.

Материалы диссертационного исследования могут быть использованы в дальнейшей разработке ономастического словаря Даниила Хармса, регистрирующего все категории собственных имен. Данная работа позволит описать и представить в систематизированном виде знания, содержащиеся в именах собственных как особых знаках, заключающих в себе огромный объем самой разнообразной информации и функционирующих в качестве системы. Полученные сведения также могут быть использованы в пособиях и практических занятиях по ономастике, литературоведению и в других областях знания; могут послужить основой для дальнейших сопоставительных исследований в области антропонимики и в разработке спецкурсов по данной проблематике.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ахметзянова, Лиана Михайловна, 2009 год

1. Хармс 1991 Хармс, Д. Горло бредит бритвою (случаи, рассказы, дневниковые записи) // Глагол. — 1991. — № 4. — 240 с.

2. Хармс 2000 — Хармс, Д. Собрание сочинений: В 3 т. Т. 1. Авиация превращений / Д. Хармс. - СПб.: Азбука, 2000. - 576 с.

3. Хармс 2000 Хармс, Д. Собрание сочинений: В 3 т. — Т. 2. Новая анатомия / Д. Хармс. - СПб.: Азбука, 2000. - 416 с.

4. Хармс 2000 — Хармс, Д. Собрание сочинений: В 3 т. — Т. 3. Тигр на улице / Д. Хармс. СПб.: Азбука, 2000. - 384 с.1. Литература

5. Автеньева, JI.A., Бакастова, Т.В. Корреляция предметнологического и назывного значения антономассии в оригинале и переводе / JLA. Автеньева, Т.В. Бакастова // Актуальные вопросы русской ономастики: Сб. науч. тр. — Киев, 1988.-С. 162-167.

6. Александров, A.A. О первых литературных опытах Д. Хармса / A.A. Александров // Русская литература. — 1992. № 3. - С. 155-158.

7. Александров, A.A. Чудодей. Личность и творчество Даниила Хармса / A.A. Александров // Хармс Д.И. Полет в небеса. Стихи. Проза. Драмы. Письма.-М., 1991.-С. 7-51.

8. Алефиренко, Н.Ф. Спорные проблемы семантики / Н.Ф. Алефиренко. — М.: Гнозис, 2005- 326 с.

9. Алиева, М.М. Структурно-семантические и функциональные особенности антропонимов в художественном тексте (на материале произведений М.А. Булгакова): дис. . канд. филол. наук / М.М. Алиева. — Махачкала, 2006. 185 с.

10. Анисимова, B.B. Развитие русской антропонимики в современном русском языке (на примере личных имен): дис. .канд. филол. наук/ В.В. Анисимова. Москва, 2004. - 160 с.

11. Бабаева, Ел., Успенский, Ф. Форма рифмы / Ел. Бабаева, Ф. Успенский // Литературное обозрение. — 1994. № 9/10. - С. 53-55.

12. Бабайцева, В.В. Явления переходности в грамматике русского языка / В.В. Бабайцева. М., 2000. - 246 с.

13. Бакастова, Т.В. Имя собственное в художественном тексте / Т.В. Бакастова // Русская ономастика: Сб. науч. тр. под ред. Ю.А. Карпенко. -Одесса: ОГУ, 1984. С. 157-161.

14. Балов, А.К. К вопросу о древнерусских некалендарных именах / А. Балов // Этнографическое обозрение. 1981. - №3-4. - С. 34-37.

15. Баранов, А.Н. Введение в прикладную лингвистику / А.Н. Баранов. -М., 1983.-258 с.

16. Бардакова, В.В. Специфика литературной ономастики детской художественной прозы: автореф. дис. . канд. филол. наук / В.В. Бардакова. -Волгоград, 2000. 22 с.

17. Белецкий, A.A. Лексикология и теория языкознания: Ономастика / A.A. Белецкий. Киев: Изд-во Киев, ун-та, 1972. — 209 с.

18. Белецкий, А.П. В мастерской художника слова / А.П. Белецкий. — М., 1964. -119 с.

19. Бем, А.Л. Личные имена у Достоевского / А.Л. Бем // Сборникъ въ честь на професоръ Л. Милетичъ за седемдесет-годишнината отъ рождението му (1863-1933). София, 1933. - С. 409-434.

20. Беренштейн, Е.П. Авангард как жертва Даниила(у) Хармса(у) / Е.П. Беренштейн // Литературный текст: проблемы и методы исследования: Сб. науч. тр. Тверь: Изд-во Твер. ун-та, 1998. - С. 345-350.

21. Бодуэн де Куртенэ, И. А. Избранные труды по общему языкознанию: В 2 т. / И.А. Бодуэн де Куртенэ. М.: Наука, 1963.

22. Болотов, П. Даниил Хармс. Опыт патографического анализа Электронный ресурс. / П. Болотов. Режим доступа: xarms.lipetsk.ru/texts/boll.html, свободный.

23. Болотов, В.И. Лингвистический статус имени собственного и его функционирование в тексте / В.И. Болотов // Ономастика. Имя и культура. — М., 1993.-С. 37-46.

24. Болотов, В.И. Теория имен собственных / В.И. Болотов. — Ташкент, 2003.-315 с.

25. Бондалетов, В.Д. Русская ономастика / В.Д. Бондалетов. М.: Просвещение, 1983. - 224 с.

26. Боярский, Л. Сверхэстетика Д. Хармса / Л. Боярский // Культура, общество, наука. Тюмень, 1992. - № 1. - С. 35-39.

27. Бродский, Н.Л. «Евгений Онегин», роман A.C. Пушкина / Н.Л. Бродский. М.: Изд-во «Просвещение», 1964. - 415 с.

28. Бузанова, Т.В. Антропонимы как стилистическое средство в языке художественной прозы / Т.В. Бузанова // Проблемы национальной ономастики. Майкоп, 2000. - С. 51-55.

29. Букс, Н. Имя как прием. К разгадке псевдонима Даниила Хармса / Н. Букс // Абсурд и вокруг. М., 2004. - С. 375-393.

30. Булыгина, Т.В., Шмелев, А.Д. Языковая концептуализация мира (на материале русской грамматики) / Т.В. Булыгина, А.Д. Шмелев. — М., 1997. — 345 с. ■

31. Буренина, О. «Реющее» тело: абсурд и визуальная репрезентация полета в русской культуре 1900-1930-х годов / О. Буренина // Вестник молодых ученых. 2003. - № 7. - Серия: Филологические науки. - 2003. - № 2. — С. 6580.

32. Бученкова, O.A. Имя собственное. Семантика и семиотика / O.A. Бученкова. М.: 1999. - 156 с.

33. Валиева, Ю.М. Игра в бессмыслицу / Ю.М. Валиева // Русская литература. 2005. - № 4: — С. 53-66.

34. Валиева, Ю.М. Поэтический язык А. Введенского: Поэтическая картина мира»: дис. . канд. филол. наук / Ю.М. Валиева. СПб., 1998. - 198 с.

35. Васильева Н.В., Виноградов, В.А., Шахнарович, A.M. Краткий словарь лингвистических терминов / Н.В. Васильева, В.А. Виноградов, A.M. Шахнарович. М.: Русский язык, 2003. - 213 с.

36. Васильева, Н.В. О функциях собственных имен в художественных текстах / Н.В. Васильева // Вопросы филологии. 2005. - № 3. - С. 23-25.

37. Васильева, Н.В. Собственное имя в мире текста / Н.В. Васильева. -М.: Книжный дом «Либроком», 2009. 224 с.

38. Вахрушев, В. Логика абсурда, или Абсурд логики / В. Вахрушев // Новый мир. 1992. - № 7. - С. 235-237.

39. Виноградов, В.В. О задачах истории языка / В.В. Виноградов // Известия АН СССР. ОЛЯ, 1946. - Т.5. - Вып. 3.

40. Виноградов, В.В. О языке художественной литературы / В.В. Виноградов. М.: ГИХЛ, 1959. - 656 с.

41. Виноградов, В.В. Этюды о стиле Гоголя / В.В. Виноградов. Л.: Академиа, 1926. - 228 с.

42. Виноградова, Н.В. Имя персонажа в художественном тексте: функционально-семантическая типология: автореф. дис. . канд. филол. наук / Н.В. Виноградова. Тверь, 2001. - 23 с.

43. Винокур, Г.О. Избранные работы по русскому языку / Г.О. Винокур. М.: Учпедгиз, 1959. - 492 с.

44. Винокур, Г.О. Филологические исследования: Лингвистика и поэтика / Г.О. Винокур. — М.: Наука, 1990. — 452 с.

45. Витгенштейн, Л. Философские исследования / Л. Витгенштейн // Философские работы. Ч. 1. - М.: Гнозис, 1994. - 520 с.

46. Воронин, C.B. Основы фоносемантики / C.B. Воронин. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1982. 244 с.

47. Гак, В.Г. Лексическое значение слова / В.Г. Гак // Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Сов. энциклопедия, 1990. - С. 261-263.

48. Герасимова, А. Он так и остался ребенком (Заметки о детской поэзии Даниила Хармса) / А. Герасимова // Детская литература. — 1988. № 4. — С. 33-34.

49. Гладких, Н.В. «Курс на худшее»: Писатель и исследователь Электронный ресурс. / Н.В. Гладких. Режим доступа: http: //xarms.lipetsk.ru/texts/sazc2.html, свободный.

50. Гладких, Н.В. Даниил Хармс, шутовство и юродство Электронный ресурс. / Н.В. Гладких. Режим доступа: http: // xarms.lipetsk.ru/texts/nadl.html, свободный.

51. Глоцер, В. Об одной букве у Даниила Хармса / В. Глоцер // Русская литература. 1993. - № 1. - С. 240-241.

52. Голомидова, М.В. Искусственная номинация в русской ономастике / М.В. Голомидова. — Екатеринбург, 1998. 213 с.

53. Горбаневский, М.В. К проблеме семантики имени собственного / М.В. Горбаневский // Лингвистическая семантика и логика: Сб. науч. тр. М.: УДН, 1983. - С.68-80.

54. Горбунова, А. А. Заметки по ономастике рукописных грамот XVII в. / A.A. Горбунова. Труды 4-й зональной конференции кафедр русского языка вузов Урала. - Вып. 1. - Пермь, 1964.

55. Гридина, Т.А. Ментальные ориентиры ономастической игры в малых фольклорных жанрах / Т.А. Гридина // Известия Уральскогогосударственного университета. 2001. - № 20. - Серия: Гуманитарные науки. - Вып. 4. - С. 234-242.

56. Гудков, Д. Б. Прецедентное имя и проблемы прецедентности / Д. Б. Гудков. М., 1999. - 346 с.

57. Данилов, С.Ю. Антропоним и тоталитарный абсурд Электронный ресурс. / С.Ю. Данилов. Режим доступа: http://xarms.lipetsk.ru/articles/articles.html., свободный.

58. Деррида, Ж. О грамматологии / Ж. Деррида. М.: Ас1 Ма^тет,2000.

59. Ермолович, Д.И. Имена собственные на стыке языков и культур / Д.И. Ермолович. -М.: Р. Валент, 2001.

60. Есперсен, О. Философия грамматики / О. Есперсен. М.: Изд-во иностр. лит., 1958. - 404 с.

61. Жаккар, Ж.-Ф. Даниил Хармс и конец русского авангарда / Ж.-Ф. Жаккар. СПб.: Академический проект, 1995. - 472 с.

62. Жирмунский, В.М. Композиция лирических стихотворений / В.М. Жирмунский. — Пб.: Опояз, 1921. 107 с.

63. Жирмунский, В.М. Теория литературы. Поэтика. Стилистика: Избр. труды / В.М. Жирмунский. Ленинград: Наука, 1977. - 407 с.

64. Жогина, К.Б. Имя собственное как средство гармонической организации поэтического текста (на материале лирических стихотворений М.И. Цветаевой): автореф. дис. . канд. филол. наук / К.Б. Жогина. — Ставрополь, 1997. 22 с.

65. Журавлев, А.П. Звук и смысл / А.П. Журавлев. М.: Просвещение, 1991.- 160 с.

66. Журавлев, А.П. Фонетическое значение / А.П. Журавлев. — Л.: Изд-во Ленингр. ун-та, 1974.- 160 с.

67. Зайцева, К. Б. Английская стилистическая ономастика. Тексты лекций. К.Б. Зайцева. — Одесса, 1973. - 67 с.

68. Зинин, С.И. Введение в поэтическую ономастику Электронный ресурс. / С.И. Зинин. Режим доступа: http://planeta-imen.narod.ru/litonomastika/term poetonim.html, свободный.

69. Зинин, С.И. Введение в русскую антропонимию / С.И. Зинин. -Ташкент, 1972. — 277 с.

70. Злобина, А. Случай Хармса, или оптический обман / А. Злобина // Новый мир. 1999.-№2.-С. 183-191.

71. Ильин, И.П. Постмодернизм / И.П. Ильин // Литературная энциклопедия терминов и понятий. — М.: Интелвак, 2001. С. 763-766.

72. Калашникова, Р.Б. Школа и «антишкола» Даниила Хармса / Р.Б. Калашникова // Проблемы детской литературы. — Петрозаводск: РИО ПГУ им. О.В. Кууиснена, 1987. С. 38-49.

73. Калинкин, В.М. Поэтика онима / В.М. Калинкин. Донецк: Донеччина, 1999. - 408 с.

74. Калинкин, В.М. Теория и практика лексикографии поэтонимов / В.М. Калинкин. Донецк: «Юго-Восток», 1999. - 247 с.

75. Караулов, Ю. Н. Русский язык и языковая личность / Ю.Н. Караулов. М.: Комкнига, 2006. — 264 с.

76. Карпакова, О. Философия Н. Лосского и поэтический язык «обэриутов» Электронный ресурс. / О. Карпакова. — Режим доступа: http://kogni.narod.ru/oksana.htm, свободный.

77. Карпенко, М.В. Русская антропонимика. Конспект лекций спецкурса / М.В. Карпенко. — Одесса: Одес. гос. ун-т, 1970. — 42 с.

78. Карпенко, Ю.А. Имя собственное в художественной литературе / Ю.А. Карпенко // Филологические науки. 1986. - № 4. - С. 34-40.

79. Кирова, Л.А. Об изучении номинации действующих лиц в языке художественных произведений / Л.А. Кирова // Актуальные проблемы лексикологии и грамматики русского языка. — Кишинев, 1977. — С.65-70.

80. Кобозева, И.М. Лингвистическая семантика / И.М. Кобозева. — М.: Эдиториал, 2000. — 352 с.

81. Кобринский, А. Без грамматической ошибки.? / А. Кобринский // Новое литературное обозрение. — 1999. — № 36. С. 186-204.

82. Кобринский, А. Хармс сел на кнопку, или проза абсурда / А. Кобринский // Искусство Ленинграда. 1990. - № 11. - С. 68-79.

83. Кобринский, А., Мейлах, М. Даниил Хармс: к проблеме обэриутского текста / А. Кобринский, М. Мейлах // Вопросы литературы. -1990. № 6. - С.251-258.

84. Кобринский, A.A. Поэтика «ОБЭРИУ» в контексте русского литературного авангарда: в 2 т. / A.A. Кобринский. — М.: Изд-во культурологического лицея № 1310, 2000. Т. 1. - 192 с.

85. Кобринский, A.A. Психологизм, алогизм и абсурдизм в прозе Д. Хармса: О перспективных направлениях изучения архивного фонда Я.С. Друскина / A.A. Кобринский // Проблемы источниковедческого изучения истории рус. и сов. литературы. — Л.,1989. С. 167-191.

86. Ковалев, Г.Ф. Писатель и имя. Аспекты изучения собственных имен в художественном произведении / Г.Ф. Ковалев. Донецк - Горловка, 2005. -22 с.

87. Ковалев, Г.Ф. Писатель. Имя. Текст / Г.Ф. Ковалев. Воронеж: ВГУ, 2004. - 340 с.

88. Колшанский, Г.В. Языковая номинация: Общие вопросы / Г.В. Колшанский. — М.: Наука, 1977. 325 с.

89. Кондаков, И.В. «Ничего тут не поймешь!»: Дискурс детства в поэзии Д. Хармса / И.В. Кондаков // Общественные науки и современность -РАН, 2004.-№2.-С. 154-165.

90. Кондратьева, Т.Н. Ломоносов о собственных именах как стилистическом средстве / Т.Н. Кондратьева // Очерки по истории русскогоязыка и литературы XVTII века. Вып. 1. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1967.-С. 97-115.

91. Кондратьева, Т.Н. Метаморфозы собственного имени / Т.Н. Кондратьева. Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1983. - 110 с.

92. Королева, И.А. К вопросу об ономастическом пространстве и ономастическом поле в языке / И.А. Королева. М.: МАНПО, 2002. - 256 с.

93. Кукулин, И. Рождение постмодернистского героя по дороге из Санкт-Петербурга через Ленинград и дальше: Проблемы сюжета и жанра в повести Д.И. Хармса «Старуха» / И. Кукулин // Вопросы литературы 1997. -№ 4. - С. 62-90.

94. Кукулин, И.В. «Двенадцать» A.A. Блока, жертвенный козел и сюжетосложение у Даниила Хармса / И.В. Кукулин // Новое литературное обозрение. 1995. - № 16. - С. 147-153.

95. Кукулин, И.В. Эволюция взаимодействия автора и текста в творчестве Д.И. Хармса: дис. . канд. филол. наук / И.В. Кукулин. — Москва, 1997.- 185 с.

96. Курилович, Е. Положение имени собственного в языке / Е. Курилович // Очерки по лингвистике. — М., 1962. С. 251 — 266.

97. Кухаренко, В.А. Интерпретация текста / В.А. Кухаренко. М.: Просвещение, 1988,- 191 с.

98. Лаптева, О. Д. Личные собственные имена с суффиксами субъективной оценки в современном русском языке / О.Д. Лаптева // Ученые записки МГПИ им. Ленина. 1958. - Т. 132. - С. 173-197.

99. Лахно, A.B. Имя собственное как объект сопоставительного исследования. Системообразующие свойства имени литературного персонажа в художественном тексте и его переводе: дис. .канд. филол. наук/ A.B. Лахно. — 215 с.

100. Лебедев, М. В. Стабильность языкового значения / М.В. Лебедев. — М.: Эдиториал УРСС, 1998.- 168 с.

101. Липавский, JI. Разговоры / Л. Липавский//Логос. 1993.-№ 4. -С. 7-88.

102. Лосев, А.Ф. Философия имени / А.Ф. Лосев. М.: МГУ, 1990. - 269с.

103. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Тынянов. СПб.: Искусство, 1998. - 285 с.

104. Лотман, Ю.М. Труды по знаковым системам / Ю.М. Лотман. -Вып. I. — Тарту. 1963.

105. Лощилов, И.Е. Принцип «словесной машины» в поэтике Даниила Хармса / И.Е. Лощилов //Эстетический дискурс. Семиоэстетические исследования в области литературы. — Новосибирск, 1991. — С. 152-159.

106. Магазаник, Э.Б. Ономапоэтика, или «Говорящие имена» в литературе / Э.Б. Магазаник. Ташкент: Изд-во «Фан», УССР, 1978. - 146 с.

107. Магазаник, Э.Б. Поэтика имен собственных в русской классической литератутре. Имя и подтекст: автореф. дис. . канд. филол. наук / Э.Б. Магазаник. Самарканд, 1967. - 24 с.

108. Магазаник, Э.Б. Теория и методика ономастических исследований / Э.Б. Магазаник. М., 1986. - 118 с.

109. Магазаник, Э.Б., Ройзензон, Л.И. Ономастилистика и ономапоэтика / Э.Б. Магазаник, Л.И. Ройзензон. Труды Самаркандского ун-та. - Самарканд, 1974.-Вып. 264.-264 с.

110. Малютенко, И.Н. Ономастикон произведений И.С. Соколова-Микитова о деревне (на материале рассказов и повестей 1922-1929 гг.): автореф. дис. . канд. филол. наук /И.Н. Малютенко. — Орел, 2008. — 15 с.

111. Маринина И.А. Типология и функционирование номинаций персонажей в полифоническом повествовании (на материале романа Ф.М. Достоевского «Братья Карамазовы»): автореф. дис. . канд. филол. наук / И.А. Маринина. — Самара, 2003. 18 с.

112. Маршак, С. Собр. соч.: В 8-ми т. / С. Маршак. — М.: Худ. лит-ра, 1972.-Т.8.-608 с.

113. Мезенин, С. М. Стилистическая функция личных имен в драматических произведениях Шекспира / С.М. Мезенин // Вопросы теории английского языка. — М., 1975.-С. 14-25.

114. Мирославская, А.Н. Еще раз о древнерусских именах и прозвищах / А.Н. Мирославская // Ученые записки Башкирского ун-та. — Вып.9. — 1962. — Серия: Филологические науки. № 3 (7). — С. 64-71.

115. Михайлов, В.Н. Лингвистический анализ ономастической лексики в художественной речи / В.Н. Михайлов. Симферополь, 1981. - 115 с.

116. Михайлов, В.Н. О роли собственных имен в литературном творчестве (на материале антропонимов в романе A.C. Пушкина «Евгений Онегин») / В.Н. Михайлов // Вопросы русской литературы. Вып. 2 (28). -Львов, 1976. — С.67-76.

117. Михайлов, В.Н. Роль ономастической лексики в структурно-семантической организации художественного текста / В.Н. Михайлов // Русская ономастика. М., 1984. - С. 64-75.

118. Михайлов, В.Н. Роль собственных имен в произведениях Н.В. Гоголя / В.Н. Михайлов // Русский язык в школе. 1954. - № 1-3. - С. 40-48.

119. Михайлов, В.Н. Собственные имена как стилистическая категория в русской литературе / В.Н. Михайлов. Луцк, 1965. - 56 с.

120. Михайлов, В.Н. Собственные имена персонажей русской художественной литературы XVIII и первой половины XIX вв., их функции и словообразование: дис. . канд. филол. наук. / В.Н. Михайлов. — М., 1956. — 313 с.

121. Михайлов, В.Н. Экспрессивные свойства и функции собственных имен в русской литературе / В.Н. Михайлов // Филологические науки. 1966. -№ 2. - С. 54-66.

122. Немировская, И.В. Некоторые проблемы литературной ономастики / И.В. Немировская // Актуальные вопросы русской ономастики. — Киев, 1988.-С. 46-49.

123. Нерознак, В.П. Заметки об этимологии имени собственного / В.П. Нерознак // Имя нарицательное и собственное. М., 1978. - С. 84-93.

124. Никитаев, А. «Пушкин и Гоголь». Об источнике сюжета / А. Никитаев // Литературное обозрение. 1994. - № 9/10. - С. 49-51.

125. Никитаев, А. Тайнопись Даниила Хармса. Опыт дешифровки / А. Никитаев // Даугава. 1989. - № 8. - С. 95-99.

126. Никитин, М.В. Основы лингвистической теории значения / М.В. Никитин. -М.: Высшая школа, 1988. 166 с.

127. Никонов, В.А. Имена персонажей / В.А. Никонов // Поэтика и стилистика русской литературы. Л.: Наука, 1971. - С. 407-419.

128. Новикова, В.Ю. Языковой абсурд как лингвистическое явление Электронный ресурс. / В.Ю. Новикова. — Режим доступа: http://fege.narod.ru/librarium/novikova.htm, свободный.

129. Остроухова, E.H. Об именах персонажей Д.Хармса Электронный ресурс. / E.H. Остроухова. Режим доступа: http: // xarms.lipetsk.ru/texts/nadl .html, свободный.

130. Остроухова, E.H. Особенности поэтонимов у обэриутов (Д. Хармса, А. Введенского, К. Вагинова) / E.H. Остроухова // Ономастика в кругу гуманитарных наук. Екатеринбург, 2005. - С. 164-166.

131. Павиленис, Р.И. Проблема смысла: Современный логико-философский анализ языка / Р.И. Павиленис. -М.: Мысль, 1983. — 286 с.

132. Пак, С.М. Личное имя в лингвокогнитивном освещении / С.М. Пак // Вестник Московского университета. Сер. 9: Филология. - 2004. - № 1. - С. 161-171.

133. Петрова, И.В. Парадигматические отношения имен собственных и способы ономастической номинации героев в фольклорном тексте: автореф. дис. . канд. филол. наук / И.В. Петрова. Волгоград, 2001. — 16 с.

134. Петрова, С.А. Роль имен собственных в интерпретации художественного произведения: кореференция / С.А. Петрова // Иностранные языки в школе. 2003. - № 5. - С. 94-99.

135. Пименов, Е.А. Лексическое значение и концепт / Е.А. Пименов // Менталитет. Концепт. Тендер. Ландау, 2000. - С. 154 - 157.

136. Подкольский, В.В. Два начала поэтики Даниила Хармса / В.В. Подкольский // Русская литература. 2003. - № 4. - С. 73-89.

137. Поливанов, Е. Общий фонетический принцип всякой поэтической техники / Е. Поливанов // Вопросы языкознания. 1963. - № 1. — С. 99-112.

138. Поляков, М.Я. Вопросы поэтики и художественной семантики / М.Я. Поляков. М.: Изд-во «Советский писатель», 1986. - 480 с.

139. Потебня, A.A. Из записок по русской грамматике: В 4 т. / A.A. Потебня. — М., 1888-1941.-Т. 2.

140. Потебня, A.A. Эстетика и поэтика / Потебня A.A. М.: Изд-во «Искусство», 1976. - 616 с.

141. Ратникова, И.Э. Имя собственное: от культурной семантики к языковой / И.Э. Ратникова.- Минск: БГУ, 2003. 214 с.

142. Реформатский, A.A. Введение в языковедение / A.A. Реформатский. -М.: Изд-во «Просвещение», 1967. 543 с.

143. Реформатский, A.A. Введение в языковедение / A.A. Реформатский. -М.: УРСС, 2001.-536 с.

144. Родиченков, Ю.Ф. Заумь как лингвистический феномен Электронный ресурс. / Ю.Ф. Родиченков. — Режим доступа: http://www.rodichenkov.ru/Filo/index.html, свободный.

145. Рут, М.Э. Антропонимы: размышления о семантике / М.Э. Рут // Известия Уральского гос. ун-та. 2001. - Серия: Гуманитарные науки. — № 20.-Вып. 4.-С. 176-182.

146. Рут, М.Э. Образная номинация в русском языке / М.Э. Рут. -Екатеринбург, 1992. 148 с.

147. Рымарь, А. Иероглифический тип символизации в художественном тексте (на материале поэтики А. Введенского): дис. . канд. филол. наук / А. Рымарь. Самара, 2004. - 214 с.

148. Сажин, В. Наказание Хармса / В. Сажин // Новый мир. 1992. - № 7.-С. 233-235.

149. Сажин, В.Н. Литературные и фольклорные традиции в творчестве Д.И. Хармса / В.Н. Сажин // Литературный процесс в развитии русской культуры XVIII-XX веков: Тезисы научной конференции. Таллин, 1985. - С. 113-119.

150. Салимова, Д.А., Патенко, Г.Р. Антропонимия романов Д.И. Стахеева / Д.А. Салимова, Г.Р. Патенко. Елабуга: Изд-во Елабужского госпедун-та, 2008. - 112 с.

151. Санников, В.З. Русский язык в зеркале языковой игры / В.З. Санников. М.: «Языки русской культуры», 1999. - 544 с.

152. Светлов, А. Замечательный чудак: О детской поэзии Даниила Хармса / А. Светлов // Дошкольное воспитание. — 1993. № 11. — С. 51-57.

153. Селезнева, Л.Б. Имя собственное в языке (значение и функция) / Л.Б. Селезнева // Вопросы структуры и функционирования русского языка. — Вып. 2.-Томск, 1980. С.172-181.

154. Селищев, A.M. Происхождение русских фамилий, личных имен и прозвищ / A.M. Селищев. М.: МГУ, 1948. - 156 с.

155. Сигей, С. Заумь Абсурд - Драма / С. Сигей // Литературное обозрение. - 1994. - № 9/10. - С. 55-56.

156. Силаева, Г.А. Антропонимия романа JI. Н. Толстого «Война и мир» / Г.А. Силаева. М., 1979. - 156 с.

157. Силаева, Г.А. О содержании понятия «литературный антропоним» / Г.А. Силаева // Русская ономастика. Рязань, 1977. - С.152-157.

158. Симина, В. Хармс и Белый / В. Симина // Литературное обозрение. М., 1994. - № 9/10. - С. 52-53.

159. Соколов, А.Н. Принципы стилистической характеристики языка литературно-художественного произведения / А.Н. Соколов // Филологические науки. 1962. - №3. - С.29-42.

160. Суперанская, A.B. Общая теория имени собственного / A.B. Суперанская. -М.: Наука, 1973. 366 с.

161. Суперанская, A.B. Общая теория имени собственного / A.B. Суперанская. М.: Изд-во ЛКИ, 2007. - 368 с.

162. Суперанская, A.B. Структура имени собственного. Фонология и морфология / A.B. Суперанская. — М.: Наука, 1969. — 206 с.

163. Суперанская, A.B. Языковые и внеязыковые ассоциации собственных имен / A.B. Суперанская // Антропонимика: Сб. науч. тр. — М., 1970.-С. 7-17.

164. Супрун, В.И. Ономастическое поле русского языка и его художественно-эстетический потенциал / В.И. Супрун. Волгоград: Перемена, 2000.- 196 с.

165. Токарев, Д.В. Даниил Хармс: философия и творчество / Д.В. Токарев // Русская литература. — 1995. № 4. - С. 68-76.

166. Токарев, Д.В. Курс на худшее: абсурд как категория текста у Даниила Хармса и Сэмюэля Беккета / Д.В. Токарев. — М.: Новое литературное обозрение, 2002. 336 с.

167. Толстой, Н.И. Еще раз о «семантике» имени собственного / Н.И. Толстой // Актуальные проблемы лексикологии: Тез. докл. и сообщений. — Мн., 1970.-С. 200-201.

168. Томашевский, Б.В. Стилистика и стихосложение: Курс лекций / Б.В. Томашевский. — Л.: Учпедгиз., 1959. 535 с.

169. Томашевский, Б.В. Стих и язык: Филологические очерки / Б.В. Томашевский. М.-Л.: Гослитиздат., 1959. - 471 с.

170. Топорова, Т.В. Культура в зеркале языка: древнегерманские двучленные имена собственные / Т.В. Топорова. — М.: Школа «Языки русской культуры», 1996.-215 с.

171. Тропин, Г.В. О некоторых особенностях собственных личных имен в русском языке / Г.В. Тропин // Ученые записки Иркутского пединститута. -Вып. 5.- 1940.-С. 36-44.

172. Тупиков, Н.М. Заметки к древнерусским именам / Н.М. Тупиков. -СПб., 1903.- 154 с.

173. Тынянов, Ю.Н. Достоевский и Гоголь (к теории пародии) / Ю.М. Тынянов. Изд-во «ОПОЯЗ», 1921. - 213 с.

174. Тынянов, Ю.Н. Достоевский и Гоголь / Ю.Н. Тынянов // Поэтика. История литературы. Кино. М., 1977. - С. 198-226.

175. Федосюк, М. Построение художественного прозаического текста на материале рассказов Даниила Хармса // Opuscula Polonica Et Russica. № 4. — 1996.-С. 24-26.

176. Фомин, A.A. Литературная ономастика в России: итоги и перспективы / A.A. Фомин // Вопросы ономастики. 2004. - № 1. — С. 108-120.

177. Фонякова, О. И. Имя собственное в художественном тексте / О.И. Фонякова. Л. : Изд-во ЛГУ, 1990. - 104 с.

178. Фрейденберг, О.М. Поэтика сюжета и жанра / О.М. Фрейденберг. — М.,1997. -448 с.

179. Халатов, Н. Его звали Даниил Хармс / Н. Халатов // Дошкольное воспитание. 1965. - № 12. - С. 97-98.

180. Хамардюк, Ю. Способы построения текста абсурда у Д. Хармса Электронный ресурс. / Ю. Хамардюк. Режим доступа: http://kogni.narod.ru/kharms.ru, свободный.

181. Хармс, Д. Боже, какая ужасная жизнь и какое ужасное у меня состояние: Записные книжки. Письма. Дневники (Публикация В.И. Глоцера) / Д. Хармс // Новый мир. 1992. - № 2. - 153 с.

182. Харузин, H.H. К вопросу о древнерусских «некалендарных» именах / Н. Харузин // Этнографическое обозрение. 1891. - №1. - С. 67-78.

183. Цвигун, Г., Черняков, А. «Смерть сюжета» в поэтике Д. Хармса / Г. Цвигун, А. Черняков // Балтийский филологический курьер. 2000. - № 1. — С. 97-106.

184. Цивьян, Т.В. Фольклорный текст и стихотворение Д.Хармса: к поэтике именной цепи / Т.В. Цивьян // Антропология культуры. — М., 2004. -Вып.2. — С. 134-144.

185. Червинский, А. Эффект инфантильного мышления. Логические построения в поэзии Даниила Хармса Электронный ресурс. / А. Червинский. — Режим доступа: http://kogni.narod.ru/kharms.ru, свободный.

186. Чернорицкая, О. Трансформация тел и сюжетов: физиология перехода в поэтике абсурда / О. Чернорицкая // НЛО. 2002. - № 56. - С. 296309.

187. Чернышев, В.И. Русские уменьшительно-ласкательные личные имена / В.И. Чернышев // Русский язык в школе. 1974. - № 4. — С. 20-28.

188. Чичагов, В.К. Из истории русских имен, отчеств и фамилий / В.К.Чичагов // Вопросы русской исторической ономастики XV-XVII вв. М.: Учпедгиз, 1959.- 128 с.

189. Чурилина, Л.Н. Антропоцентризм художественного текста как принцип организации его лексической структуры: дис. .канд. филол. наук/ Л.Н. Чурилина. СПб., 2001. - 210 с.

190. Шанский, Н.М. Современный русский язык / Н.М. Шанский. М.: Просвещение, 1987. - Т.2. - 272 с.

191. Шапир, М. Между грамматикой и поэтикой: О новом подходе к изданиям Даниила Хармса / М. Шапир // Вопросы литературы, 1994 — Вып.З — С. 328-332.

192. Шенкман, Я. Логика абсурда: Хармс: отечественный текст и мировой контекст / Я. Шенкман // Вопросы литературы. — 1998. № 4. — С. 5481.

193. Шифрин, Б.Ф. Маска и естество: морфологическая тема Даниила Хармса Электронный ресурс. / Б.Ф. Шифрин. — Режим доступа: http: // xarms.lipetsk.ru/texts/nadl.html, свободный.

194. Шмелева, Т.В. О семантике структурной схемы предложения / Т.В. Шмелева // Известия АН СССР. 1978. - № 4. - С. 354-361.

195. Щерба, Л.В. Опыт общей теории лексикографии / Л.В. Щерба // Известия АН СССР. М., Л.: Изд-во АН СССР, 1940. - №3. - С. 67-77.

196. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность / Л.В. Щерба. М.: Изд-во «Комкнига», 2007. - 432 с.

197. Щерба, Л.В. Языковая система и речевая деятельность: Опыт общей теории лексикографии / Л.В. Щерба. — М.: Наука, 1974. 428 с.

198. Щетинин, Л. М. Слова, имена, вещи. Очерки об именах / Л.М. Щетинин. Ростов-на-Дону, 1966. — 222 с.

199. Юшкова, Е.А., Лабунец, Н.В. Имя собственное в контексте фантастического произведения Электронный ресурс. / Е.А. Юшкова, Н.В. Лабунец. Режим доступа: http://www.imena.org/namefant.htmL свободный.

200. Якобсон, P.O. Лингвистика и поэтика / P.O. Якобсон // Структурализм: «за» и «против». М., 1975. - С. 449-526.

201. Якобсон, P.O. Работы по поэтике / P.O. Якобсон. М.: Прогресс, 1987. - 464 с.

202. Ямпольский, М. Окно / М. Ямпольский // Новое литературное обозрение. 1996. - № 21. - С. 34-58.

203. Ямпольский, М.Б. Беспамятство как исток (Читая Хармса) / М.Б. Ямпольский. М.: Новое литературное обозрение, 1998. - 384 с.

204. Янгиров, А. Даниил Хармс: лицом к национальностям / А. Янгиров // Новое литературное обозрение. 1997. - № 27. - С. 279-283.

205. Янко-Триницкая, Н.Я. О некоторых особенностях имен собственных / Н.Я. Янко-Триницкая // Ученые записки МГПИ им. В.П. Потемкина. 1957. - Т. 42. - С. 235-251.

206. Gardiner, А.Н. The theory of proper names. A controversial essay / A.H. Gardiner / London, 1940 (II изд. London, 1954 и 1957).

207. Режим доступа: http:// most.avalonstudio.ru, свободный.

208. Serl John R. Proper Names / J.R. Serl // Speech Acts: An Essay in the Philosophy of Language. Cambrige University Press. 1969. 398 p.

209. Vasiljeva, N. Literarische Onomastik in Russland: Versuch eines Portraits / N. Vasiljeva // Onoma, Vol. 40, 2005.1. Словари

210. Ахманова, O.C. Словарь лингвистических терминов / О.С. Ахманова. М.: КомКнига, 2007. - 576с.

211. Григорьев, В.П., Колодяжная, Л.И., Шестакова, Л.Л. Собственное имя в русской поэзии XX века. Словарь русских личных имен / В.П. Григорьев, Л.И. Колодяжная, Л.Л. Шестакова. М.: Изд. центр «Азбуковник», 2005. - 448 с.

212. Даль, В.И. Толковый словарь живого великорусского языка / В.И. Даль. М.: Русский язык, 1989-1991. - Т. 1-4.

213. Ильин, И.П. Постмодернизм. Словарь терминов / И.П. Ильин. М.: Интрада, 2001.-400 с.

214. Лингвистический энциклопедический словарь. М.: Науч. изд-во «Большая российская энциклопедия», 2002. - 6000 с.

215. Митрофанова, О.Д. Словарь русских личных имен / О.Д. Митрофанова. М., 1980.

216. Москвин, В.П. Выразительные средства современной русской речи: Тропы и фигуры. Общая и частные классификации. Терминологический словарь / В.П. Москвин. М.: ЛЕНАНД, 2006. - 376 с.

217. Ожегов, С.И. Толковый словарь русского языка / С.И. Ожегов. М.: Мир и образование, 2008. — 736 с.

218. Отин, Е.С. Словарь коннотативных собственных имен / Е.С. Отин. -Донецк: Юго-Восток, 2004. 412 с.

219. Петровский, H.A. Словарь русских личных имен / H.A. Петровский. М.: Изд-во «ACT», 2005. - 480 с.

220. Подольская, Н.В. Словарь русской ономастической терминологии / Н.В. Подольская. -М.: Наука, 1978. 200 с.

221. Подольская, Н.В. Словарь русской ономастической терминологии / Н.В. Подольская. -М.: Наука, 1988. 192 с.

222. Руднев, В.П. Словарь культуры XX века: Ключевые понятия и тексты / В.П. Руднев. М., 1998. - 382с.

223. Современный толковый словарь русского языка / Гл. ред. С.А. Кузнецов. СПб.: Норинт, 2005. - 960 с.

224. Суперанская, A.B. Современный словарь русских имен / A.B. Суперанская. -М.: Айрис-пресс, 2005. 375 с.

225. Фасмер, М. Этимологический словарь русского языка: В 4-х т. / М. Фасмер. -М.: Изд-во «ACT», 2004.

226. Федосюк, Ю.А. Русские фамилии. Популярный этимологический словарь / Ю.А. Федосюк. — М.: Флинта: Наука, 2006. — 240 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.