Архаичные и традиционные технологии в современном дизайне церковного текстиля тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.06, кандидат наук Дерябина, Татьяна Юрьевна

  • Дерябина, Татьяна Юрьевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ17.00.06
  • Количество страниц 215
Дерябина, Татьяна Юрьевна. Архаичные и традиционные технологии в современном дизайне церковного текстиля: дис. кандидат наук: 17.00.06 - Техническая эстетика и дизайн. Санкт-Петербург. 2014. 215 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Дерябина, Татьяна Юрьевна

СОДЕРЖАНИЕ

Введение

Глава 1. ТЕХНОЛОГИЯ ДЕКОРИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ЦЕРКОВНОГО КУЛЬТА ЦЕРКОВНОЙ ВЫШИВКОЙ. ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

1.1 Обзор литературных источников

1.2 Архаичное и традиционное декорирование предметов церковного культа с использованием церковной вышивки на территории

России

1.3 Цель и задачи исследования

Выводы по главе 1

Глава 2. ХАРАКТЕРИСТИКА ОБЪЕКТА И МЕТОДОВ ИССЛЕДОВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ЦЕРКОВНОГО КУЛЬТА, ДЕКОРИРОВАННЫХ ЦЕРКОВНОЙ ВЫШИВКОЙ

2.1 Характеристика объекта исследования

2.2 Традиционные материалы, применяемые в церковной вышивке

2.3 Методы исследования

2.4 Разработка комплексного метода исследования предмета церковного культа, декорированного вышивкой

Выводы по главе 2

Глава 3. ИССЛЕДОВАНИЕ ВАРИАТИВНЫХ ВОЗМОЖНОСТЕЙ ЦЕРКОВНОЙ ВЫШИВКИ

3.1 Исследование вышивки жемчугом

3.2 Исследование вышивки шнурами

3.3 Исследование вышивки канителью

3.4 Исследование вышивки по картону

3.5 Исследование вышивки нитями «в прикреп»

3.6 Исследование вышивки шелковыми нитями

3.7 Исследование вышивки полудрагоценными и драгоценными камнями

3.8 Исследование вышивки изделиями из стекла

3.9 Исследование вышивки металлическими ювелирными изделиями

Выводы по главе 3

Глава 4. ИССЛЕДОВАНИЕ ОКЛАДОВ ИКОН, ДЕКОРИРОВАННЫХ

ЦЕРКОВНОЙ ВЫШИВКОЙ

4.1 Технологические особенности процесса декорирования окладов икон

церковной вышивкой

4. 2 Реконструкция утраченных технологий декорирования окладов

икон

Выводы по главе 4

Глава 5. ИССЛЕДОВАНИЕ ПОКАЗАТЕЛЕЙ КАЧЕСТВА ДЕКОРА ПРЕДМЕТОВ ЦЕРКОВНОГО КУЛЬТА, ВЫПОЛНЕННОГО С ИСПОЛЬЗОВАНИЕМ ТРАДИЦИОННЫХ И СОВРЕМЕННЫХ ТЕХНОЛОГИЙ ДЕКОРИРОВАНИЯ. .155 5.1 Сравнительный анализ оценки результатов отделки тканей, выполненной

ручной и машинной вышивкой

5.2 Исследование влияния защитного состава на основе фторированных углеводородов на показатели качества вышитых поверхностей церковного текстиля

5.3 Экономический расчёт применения защитного состава на основе фторированных углеводородов

5.4 Реализация результатов исследования

Выводы по главе 5

ОСНОВНЫЕ ВЫВОДЫ И РЕЗУЛЬТАТЫ РАБОТЫ

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ ИСТОЧНИКОВ

Приложение А

Приложение Б

Приложение В

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Архаичные и традиционные технологии в современном дизайне церковного текстиля»

ВВЕДЕНИЕ

В диссертационной работе раскрыт ряд представлений и понятий, которыми описывается процесс декорирования предметов церковного культа церковной вышивкой. В настоящий момент, технологические аспекты церковной вышивки не имеют разработанной теоретической базы, в связи с этим необходимо установить границы исследования и определить применяемую терминологию и понятия.

Термином «архаичный» обозначают объекты или процессы, вышедшие из употребления [1]. В данной диссертационной работе в значении этого термина будут рассматриваться технологии декорирования предметов церковного культа Русской Православной Церкви, являющиеся на сегодняшний день вышедшими из употребления или устаревшими в связи с появлением новых технологий и материалов, к ним относятся: вышивка металлическими нитями из драгоценных металлов, металлическими ювелирными изделиями из драгоценных металлов.

Термином «традиционный» (от лат. traditio - передача) определяют признак преемственности элементов социально-культурного наследия, сохраняющихся в результате межпоколенной трансляции информации, и существующих в определенных общественно-экономических формациях длительный период времени [2]. В исследовании этим термином будут определяться технологии декорирования предметов церковного культа, бытовавшие на территории России длительный временной период и сохранившиеся в православных центрах страны, к ним относятся: вышивка металлизированными нитями, жемчугом, шнурами, канителью, шелковыми нитями, драгоценными и полудрагоценными камнями, стеклянными изделиями, металлическими ювелирными изделиями.

Термином «церковная вышивка» (церковное шитьё) принято обозначать декор, выполненный ручной вышивкой на текстильных предметах церковного культа.

По способу изготовления декора церковная вышивка подразделяется на следующие виды: вышивка жемчугом, шнурами, канителью, металлизированными

нитями, шелковыми нитями, драгоценными и полудрагоценными камнями, стеклянными изделиями, металлическими ювелирными изделиями.

Церковная вышивка имеет два художественных направления: орнаментальная и лицевая вышивка.

Орнаментальная вышивка (орнаментальное церковное шитьё) декоративные композиции, выполненные ручной вышивкой на текстильных предметах церковного культа. К орнаментальной вышивке относят: вышивку металлизированными нитями, жемчугом, шнурами, драгоценными и полудрагоценными камнями, канителью, стеклянными изделиями, металлическими ювелирными изделиями.

Лицевая вышивка (лицевое шитьё) - композиции и их элементы, изображающие персонажей из Священной и церковной истории, выполненные на текстильных предметах церковного культа ручной вышивкой шелковыми нитями.

Проектирование и изготовление предметов церковного культа - одно из активно развивающихся направлений современного дизайна. Перед производителями церковного текстиля стоят задачи по изготовлению изделий, обладающих уровнем качества, удовлетворяющим требования потребителей.

Под качеством изделия принято понимать сочетание свойств, которое характеризует степень его пригодности по назначению. Каждое свойство выражается одной или несколькими качественными характеристиками, количественное выражение которых является показателями [3].

В диссертации будут исследованы качественные характеристики вышитых поверхностей текстиля. При выборе показателей качества для оценки свойств вышитых поверхностей декора в группу показателей включены те, которые являются важными для потребителя: устойчивость окраски, водоотталкивание, маслоотталкивание, грязеоотталкивание, огнестойкость, устойчивость к разрывной нагрузке, устойчивость к истиранию, цвет, блеск.

В процессе исследования были рассмотрены и изучены предметы прикладного церковного искусства Русской Православной Церкви с X - XXI вв. Исследование направлено на изучение художественного потенциала церковной

вышивки и особенностей её применения для декорирования современных предметов церковного культа.

Актуальность темы исследования

Изготовление вышитого декора на церковном текстиле является одной из древнейших текстильных технологий, применяемых в русском церковном прикладном искусстве [4]. Эта технология была перенесена в X в. из Византии на территорию Киевской Руси, сразу после Крещения, и достигла наивысшего технического уровня к XVI в.

В XVIII в., в результате реформ Петра I, церковная вышивка трансформировалась в светскую вышивку. Центры церковной вышивки сохранялись в монастырях.

С 1917 г., в связи с идеологической политикой государства, традиция изготовления предметов церковного культа, декорированных вышивкой, прервалась до конца семидесятых годов XX в., когда были выполнены единичные экземпляры церковного текстиля.

В восьмидесятых годах XX в., началось восстановление и строительство храмовой архитектуры, вызвавшее спрос на предметы церковного культа, в том числе, церковный текстиль. Спрос на церковный текстиль способствовал организации мастерских церковной вышивки при храмах и подворьях [4].

В настоящее время, в России существует незначительное количество мастерских церковной вышивки, использующих трудоёмкие традиционные технологии декорирования, которые не в полной мере удовлетворяют спрос на церковный текстиль, единичные экземпляры которого являются произведениями прикладного искусства. Распространённым явлением стало изготовление церковного текстиля в стилистике и в качестве народного творчества. Данное положение в малой степени способствует возрождению традиций церковной вышивки, развитию реставрационного дела, т. к. утраченные и не изученные

технологии декорирования церковного текстиля не исследуются и не возобновляются.

Существует ряд проблем, связанных с ростом предложения серийных изделий. Предъявляются высокие требования к предметам церковного культа: к качеству изделий, стилистике, эргономичности. Часто, оптимальным сочетанием потребительских свойств обладают единичные изделия мастерских церковной вышивки.

Несмотря на большое количество трудов, посвященных вышитым предметам церковного культа, не исследованы характеристики качества церковного текстиля, декорированного церковной вышивкой, что не позволяет оценить возможность применения современных технологий и материалов в процессе их проектирования и изготовления.

На сегодняшний день, создание интерьера православного храма связано с применением современных технологий, творческой деятельности художников, занимающихся церковным искусством, и дизайнеров, проектирующих храмовый интерьер, однако, растущий спрос на церковный текстиль значительно превышает предложение высококачественных изделий, представленных на потребительском рынке [5].

Существующее положение свидетельствует о необходимости комплексного исследования предметов церковного культа, декорированных вышивкой, с целью разработки новых дизайнерских решений и использованием современных технологий для сокращения трудоёмкости изготовления и увеличения выпуска изделий, обладающих высокими эстетическими и эксплуатационными свойствами, что подтверждает актуальность данной работы.

Цель и задачи исследования

Целью работы является совершенствование дизайна предметов церковного культа за счёт улучшения качественных характеристик вышитого декора.

Для достижения поставленной цели решаются следующие задачи:

1. Анализ историко-технологических основ церковной вышивки.

2. Выявление и изучение музейных объектов, имеющих неточное определение технологии декорирования и воспроизведение отдельных фрагментов декора с целью уточнения технологии их выполнения.

3. Разработка комплексного метода исследования предмета церковного культа, декорированного вышивкой, с точки зрения технологии декорирования.

4. Моделирование технологических процессов декорирования церковного текстиля по технологическим и эстетическим параметрам вышивки: количество структурных элементов, способ фиксации элемента на ткани, применение в комплексе с другими видами вышивки, размер диаметра, размер стежка, цвет, ритм, фактура. Изучение закономерностей трансформации эстетических свойств декора изделия под влиянием изменения технологических и эстетических параметров вышивки.

5. Исследование влияния защитного покрытия на основе фторированных углеводородов на качественные характеристики вышитых поверхностей декора.

Объект и предмет исследования

Объектом исследования является процесс декорирования предметов церковного культа русской православной церкви церковной вышивкой.

Предметом исследования являются качественные характеристики декора предметов церковного культа русской православной церкви, декорированных церковной вышивкой.

Научная новизна работы

1. Разработан комплексный метод определения технологии декорирования вышитого церковного текстиля.

2. Определены технологии выполнения декора отдельных предметов церковного культа русской православной церкви, находящихся в музеях России, и не имеющих точного описания технологии декорирования.

3. Определены технологические и эстетические параметры вышивки, позволяющие осуществлять моделирование эстетических свойств декора церковного текстиля.

4. Показана возможность применения современных технологий и материалов для улучшения качественных характеристик вышитого декора церковного текстиля.

Практическая значимость работы

1. Предложен комплексный метод определения архаичных и традиционных технологий декорирования церковного текстиля, позволяющий уточнять сведения о музейных экспонатах и вводить новые сведения в каталоги музеев.

2. Систематизированы и структурированы сведения об архаичных и традиционных текстильных технологиях, позволяющие повысить уровень качества дизайн-проектов предметов церковного культа.

3. Предложены технологические рекомендации по нанесению защитного покрытия на декорированную поверхность изделия с целью увеличения срока службы церковного текстиля.

4. Разработаны и внедрены рекомендации по определению технологии декорирования вышитого текстиля.

Результаты исследований приняты к внедрению в Музее антропологии и этнографии им. Петра Великого (Кунсткамера) и Российском этнографическом музее, а также используются в учебном процессе в СПГУТД по направлениям «Технология художественной обработки материалов и ювелирных изделий» и «Декоративно - прикладное искусство и народные промыслы».

Методология и методы исследования

В качестве методологической базы применялся системный подход, предполагающий комплексное рассмотрение предмета исследования.

Определение структур и фактур декора артефактов осуществляли с применением аналитического и органолептического методов исследования. Реконструкцию декора артефактов производили на основании метода моделирования и экспериментального воспроизведения фрагментов декора.

Для установления технологии декорирования церковного текстиля был разработан и применён комплексный метод исследования предмета церковного культа, декорированного вышивкой.

Оценку достоверности результатов исследования по воспроизведению декора артефактов осуществляли методом экспертных оценок.

Отражающую способность материалов, применяемых в церковной вышивке, определяли с помощью метода измерения зеркального блеска. Измерения проводились с использованием прибора Блескомер ФБ-2 при углах освещения 45 и 90

Исследование качественных характеристик ручной и машинной вышивки проводили на текстильных пробах, выполненных с использованием шелковых и металлизированных нитей, шнуров, канители, полудрагоценных камней, стеклянных изделий.

Цветовые характеристики образцов определяли по методу спектрофотометрии с помощью спектрофотометра «Color 1-5» фирмы «Gretag Macbeth» (Швейцария).

Определение устойчивости окрасок вышитых текстильных проб осуществляли по ГОСТ 9733.27-83 и ГОСТ Р ИСО 105-D01-2011. Водоотталкивание определяли по показателям водопоглощения и водоупорности в соответствии с ГОСТ 3816-81 и ГОСТ Р 51553-99. Маслоотталкивание оценивали с использованием метода «ЗМ Company» и применяли набор из 7 гептано-масляных смесей. Грязеотталкивание изучали с помощью метода

спектрофотометр™ на основании сравнения коэффициента отражения поверхности проб до и после нанесения загрязняющего состава. Измерения проводили на спектрофотометре «Color 1-5» фирмы «Gretag Macbeth». Огнезащитные свойства измеряли в соответствии с ГОСТ 11209 и ГОСТ 11209-85, а разрывные нагрузки при растяжении - по ГОСТ 3813-72. Стойкость к истиранию определяли по ГОСТ 18976-73. Обработку результатов осуществляли с применением методов математической статистики с использованием стандартных программ.

Положения, выносимые на защиту

1. Комплексный метод определения технологии декорирования предмета церковного культа для атрибутирования и реконструкции музейных экспонатов.

2. Сведения о технологии декорирования предметов церковного культа, не имеющих точного описания.

3. Технология нанесения защитного покрытия на основе фторированных углеводородов, для улучшения эксплуатационных и эстетических характеристик церковного текстиля, декорированного вышивкой.

Достоверность результатов и обоснованность основных положений и выводов диссертационной работы обеспечивается применением современных методов исследования, тщательной обработкой и обобщением значительного количества экспериментальных данных по изучаемой проблеме, публикациями и докладами, практическим участием в конференциях, апробацией в музейной практике.

Апробация работы

Материалы диссертации докладывались, обсуждались и получили положительную оценку на: Всероссийской научно-технической конференции

студентов и аспирантов «Проблемы экономики и прогрессивные технологии в текстильной, легкой и полиграфической отраслях промышленности» (СПб, 2010); XV Всероссийской научно-практической конференции (Ижевск, 2012); XIX Международной научно-практической конференции студентов и молодых учёных «Современные техника и технологии» (Томск, 2013), III Всероссийской научно-практической конференции «Наука и образование в области технической эстетики, дизайна и технологии художественной обработки материалов» (СПб, 2013).

По основным результатам диссертации опубликовано 9 работ.

Структура и объем диссертации

Диссертационная работа состоит из введения, 5 глав, заключения, списка использованных источников из 137 наименований и 3 приложений. Текст работы изложен на 224 страницах, содержит 55 рисунков и 53 таблицы.

Достоверность результатов подтверждена научным обоснованием положений, выносимых на защиту, апробацией результатов работы, публикациями и докладами.

1. ТЕХНОЛОГИЯ ДЕКОРИРОВАНИЯ ПРЕДМЕТОВ ЦЕРКОВНОГО КУЛЬТА ЦЕРКОВНОЙ ВЫШИВКОЙ. ИСТОРИЯ

И СОВРЕМЕННОЕ СОСТОЯНИЕ

1.1 Обзор литературных источников

Анализ отечественных и зарубежных литературных источников показал, что изучение и описание предметов церковного культа, декорированных церковной вышивкой, началось в XIX в.

К первым публикациям относится - «Шитая пелена XV в. в Суздальском Рождественском соборе», размещённая в 1859 г. К. Н. Тихонравовым в издании «Известия Русского археологического общества» [6].

Типографией Императорской академии наук в 1865 г. было издано извлечение из рукописей архива Московской Оружейной палаты П. И. Савваитова под названием: «Описание старинных царских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, извлечённое из рукописей архива Московской Оружейной Палаты». Оно содержит описание предметов церковного культа и материалов, применяемых в церковной вышивке [7].

В трудах археологических съездов публиковались доклады и научные сообщения по значительному количеству артефактов (VIII съезда (1890 г.), IX (1893 г.), XV (1911 г.) [8].

В издании Московского Археологического общества - XV томе «Древностей» в 1894 г. была размещена работа В. Н. Щепкина «Памятник золотого шитья начала XV в.» [9].

С 1881 по 1897 гг. И. Ф. Барщевским была проведена фотофиксация значительного количества предметов церковного культа [10].

С 1911 по 1926 гг. изданы исследования В. К. Клейна: «Омофор из Патриаршей ризницы, известный под названием «Омофор Шестого Вселенского собора», «Иноземные ткани, бытовавшие в России до XVIII в., и их

терминология», «Путеводитель по выставке тканей VII - XIX вв. Исторического музея» [11].

В 1914 г. были опубликованы два исследования, посвященные вышитым артефактам:

- Статья И. М. Щёкотова «Древнерусское шитьё», вошедшая в 1914 г. в журнал «София» № 1 [ 12].

- Исследование В. Т. Георгиевского «Древнерусское шитьё в ризнице Троице-Сергиевой Лавры» [13].

В 1923 г. выпущена книга В. А. Никольского «Древнерусское декоративное искусство», в которой изложена периодизация развития древнерусской вышивки [14].

В издании «Вопросы реставрации» 1926 г. были опубликованы статьи: Н. П. Шабельской «Материалы и технические приемы в древнерусском шитье», Т. Н. Александровой-Дольник «Шитьё московской мастерской XVI в.» [15].

В 1927 г. издано и опубликовано:

- исследование А. Н. Свирина «Опись тканей XIV - XVII вв. в Троице-Сергиевой лавры» [16];

- книга В. Т. Георгиевского «Памятники искусства Суздальского музея», содержащая главу, посвящённую вышитым памятникам XVI и XVII вв. [17];

- исследование Е. Э. Кнац «К вопросу о технике древнерусского шитья в связи с памятниками ризницы бывшего Соловецкого монастыря» [18].

В 1929 г. в сборник «Русское искусство XVII в.» вошли статьи о церковной вышивке:

- Е. В. Георгиевской-Дружининой - «Строгановское шитье» [19].

- Е. В. Калининой - «Техника древнерусского шитья и некоторые способы выполнения художественных задач» [20].

В 1932 - 1933 гг., в составе исследования «Византийское искусство у славян» опубликована работа А. И. Свирина по истории древнерусской вышивки «Вышивка в живописном стиле XV в.» [21].

В исследованиях Государственного Исторического Музея в 1954 г.

опубликована монография М. В. Щепкиной «Изображение русских исторических лиц в шитье XV в.» [22].

В 1955 г, выпущена книга Л. И. Якуниной «Русское шитье жемчугом», содержащая сведения о добыче, обработке, техниках вышивки жемчугом [101].

В издании «Сообщения Загорского историко-художественного музея-заповедника» опубликованы статьи Н. А. Маясовой:

- В 1958 г. «Двойной покров XVI в.» [23].

-В 1960 г. «Мастерская художественного шитья князей Старицких» [24].

В 1962 г. опубликовано трехтомное издание «Русское декоративное искусство» под редакцией А. И. Леонова, содержащее в себе главу о стилистических особенностях церковной вышивки, написанную А. Н. Свириным [25].

В 1968 г. опубликована статья Н. А. Маясовой «Художественное шитье», посвященная памятникам Троице-Сергиевой лавры [26].

Исследование по церковной вышивке Н. А. Маясовой «Древнерусское шитьё» было издано в 1971 г. [27].

В 1973 г. в издании «Материалы и исследования, ГММК. Вып. 1 публикуется «Методика исследования памятников древнерусского лицевого шитья», автор - Н. А. Маясова [28].

В 1976 г. в книге Т. В. Николаевой «Прикладное искусство Московской Руси» были описаны вышитые артефакты из собрания Троице-Сергиевой Лавры [29].

В 1982 г. выпущен альбом Н. Н. Трофимовой «Русское прикладное искусство XIII - начала XX вв. из собрания Государственного объединённого Владимиро-Суздальского музея заповедника», содержащий описание вышитых памятников [30].

Издание «Художественное шитьё Древней Руси в собрании Загорского музея» Т. Н. Манушиной, вышедшее в 1983 г., описывает памятники Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника [31].

В 1985 г. издан альбом И. И. Плешановой и Л. Д. Лихачёвой «Древнерусское

декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского Музея», описывающий памятники XV - XVII вв. [32].

С 1980 г. опубликованы каталоги выставок, экспозиции которых включали вышитые предметы церковного культа:

- «Древнерусское шитье XV - начала XVIII в. в собрании ГРМ» (1980 г.)

[33];

- «Золотное шитьё в Пермской галерее» (1988 г.) [34];

- «1000-летие русской художественной культуры» (1988 г.) [35];

- «Русское художественное шитье XIV - начала XVIII в.» (1989 г.) [36];

- «Средневековое лицевое шитье. Византия. Балканы. Русь» (1991 г.) [37];

- «Золотая нить России» (1993 г.) [38];

- «Патриаршество в России. Традиции и современность» (1999 г.) [39];

- «Русские монастыри» (1999 г.) [40];

- «Христианские реликвии в Московском Кремле» (2000) [41];

- «Синай. Византия. Русь» (2000) [42].

В 1995 г. выпущен сборник трудов «Древнерусское художественное шитье» Материалы и исследования. ГММК. Вып. X. Сборник посвящен всестороннему исследованию древнерусских вышитых памятников [43].

В 2000 г. опубликована монография И. А. Стерлиговой «Драгоценный убор древнерусских икон XI - XIV вв.», посвящённая исследованию декора древнерусских икон [44].

Вышитым памятникам, изготовленным в мастерских Строгановых, посвящена изданная 2002 г. монография А. В. Силкина «Строгановское лицевое шитьё» [45].

В 2002 г, выпущена брошюра «Древнерусское шитьё в собрании Новгородского музея», составленная Е. В. Игнашиной [46].

В 2003 г. издан каталог древнерусских вышитых предметов церковного культа, хранящихся в Новгородском Музее - «Древнерусское лицевое и орнаментальное шитьё в собрании Новгородского музея» [47].

В 2003 г. издано пособие Н. В. Бабушкиной «Золотое шитьё», в котором

описаны технологические приёмы орнаментальной и народной вышивки [48].

С 2003 г. Золотошвейная мастерская «Убрус» (Санкт-Петербург) издаёт периодический журнал «Убрус», в котором описываются теоретические и практические аспекты церковной вышивки [20], [49 - 59].

В 2003 г. выпущено «Методическое пособие по лицевому шитью: теория и практика» Т. В. Серко вой, в котором автор описывает основные технологические приёмы церковной вышивки [60 - 62].

С 2003 г. в России проводятся научно-практические конференции, участниками которых являются мастера и исследователи церковной вышивки из России, Белоруссии и Украины. Материалы опубликованы в тематических сборниках («Материалы VIII семинара-выставки по церковному шитью», «Покров») [63 - 66].

В 2004 г. опубликован каталог Н. А. Маясовой «Древнерусское лицевое шитьё», содержащий описание и атрибуцию произведений хранящихся в музеях Московского Кремля [67].

В журнале «Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования» в 2004 г. опубликованы статьи JI. Шитовой «Русские окладные иконы конца XVII -начала XX в.» и «Жемчужные наряды русских икон», посвящённые анализу декора русских икон [68], [69].

В 2004 г. А. П. Ветюковой составлено пособие «Золотное орнаментальное шитьё», описывающее выполнение декора с использованием церковной вышивки [70].

В 2005 г. были изданы материалы VI международной научной конференции Грабарёвских чтений, значительное количество которых посвящено реставрации текстиля [71].

В 2005 г. выпущен альбом JI. Шитовой «Русские иконы в драгоценных окладах», описывающий иконы в драгоценных окладах конца XVII - начала XX вв. из собрания Троице-Сергиевой Лавры [72].

В 2007 г. опубликована книга И. И. Вишневской «Жемчужное шитьё на Руси», содержащая исторические сведения о применении жемчуга в церковной

вышивке [73].

В 2007 г. прошла защита кандидатской диссертации Т. В. Хребиной «Церковное шитье: традиции и современность». Исследование описывает исторические, богословские, художественные, технологические особенности церковной вышивки [74].

В 2008 г. издан альбом «Золотая кладовая» С. П. Гордеева, содержащий описание вышитых предметов церковного культа, хранящихся в собрании Государственного объединённого Владимиро-Суздальского музея заповедника [75].

Описание вышитых памятников из Ярославского государственного историко-архитектурнош музея-заповедника содержится в двух изданиях: «Сокровища Ярославля» Н. А. Грязновой, опубликованном в 2009 г., и «Сокровища древнего Ярославля» С. Е. Блажевской и А. В. Зубатенко, изданном в 2010 г. [76], [77].

В 2009 г. выпущен альбом авторов А. Н. Горстка и Н. В. Чванова «Сокровища древнего Углича», в который вошли сведения по вышитым предметам церковного культа, хранящимся в Угличском историко-архитектурном, художественном музее [78].

В 2010 г. опубликован сборник статей «Церковное шитьё в древней Руси», содержащий статьи известных учёных, посвящённые древнерусским вышитым памятникам [79].

В 2010 г. издан альбом Е. Н. Парконен «Сокровища Сольвычегодска», в который вошли описания вышитых предметов церковного культа, хранящихся в Сольвычегодском историко-художественном музее [80].

В 2011 г. было опубликовано издание «Золотошвейное рукоделие великокняжеских и царских мастерских XV - XVI вв.» А. Р. Кругловой, в котором исследованы исторические аспекты искусства церковной вышивки [81].

В 2011 г. опубликованы книги, в которых рассмотрены технические аспекты современной вышивки предметов церковного культа:

- «Вышиваем иконы, рушники, картины» И. И. Наниашвили и А. Г.

Соцковой [82].

- «Вышивка икон» Е. Г. Вакуленко [83].

В 2012 г. выпущен альбом О. А. Сухова «Сокровища Мурома», содержащий описание вышитых памятников из собрания Муромского историко-художественного музея [84].

Проведённый обзор литературных источников позволяет сделать вывод о существовании объёмного материала, посвященного, в основном, вопросам искусствоведения в области исследования церковного текстиля. Анализ литературных источников показал, что не в полной мере описаны технологические особенности декорирования предметов церковного культа с использованием церковной вышивки, не изучено применение современных материалов и технологий в декорировании, что осложняет применение имеющихся сведений в реставрации музейных объектов и творческом процессе художников прикладного церковного искусства.

Похожие диссертационные работы по специальности «Техническая эстетика и дизайн», 17.00.06 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Дерябина, Татьяна Юрьевна, 2014 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННЫХ источников

1. Толковый словарь русского языка: в 4 т. / Под ред. Д.Н. Ушакова. - М. : Гос. Ин-т «Сов. энцикл.»; ОГИЗ; Гос. Изд-во иностр. и нац. слов, 1935 - 1940. - Т.1. -С. 49.

2. Советский энциклопедический словарь: Издание 2-е / Под ред. A.M. Прохорова. - М. : Советская энциклопедия, 1983. - 1600 с.

3. Варковецкий, М.М. Количественное измерение качества продукции в текстильной промышленности / М.М. Варковецкий. - М. : Легкая индустрия, 1976.- 104 с.: ил.

4. Стародубцев, О.В. Русское церковное искусство X - XX веков / О.В. Стародубцев. - М. : Лепта Книга, Издательство Сретенского монастыря, 2007. -728 с.

5. Новые православные храмы России. 1990 - 2010-е гг. Фотообзор [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.pravoslavie.ru/smi/63345.htm (дата обращения: 30.10.12).

6. Тихонравов, К.Н. Шитая пелена XV века в Суздальском Рождественском соборе / К.Н. Тихонравов // Известия ИАО. - СПб. : Типография Императорской Академии наук, 1859. - С. 212 - 214.

7. Савваитов, П.И. Описание старинных царских утварей, одежд, оружия, ратных доспехов и конского прибора, извлечённое из рукописей архива Московской Оружейной Палаты / П.И. Савваитов. - СПб. : Типография Императорской Академии наук, 1865. - 351 с.

8. Каталог выставки Археологического Съезда в Москве / Под ред. Графини П.С. Уваровой. - М. : Типография Л. и А. Снегирёвых, 1890. - 36 с.

9. Щепкин, В.Н. Памятник золотого шитья начала XV века / В.Н. Щепкин // Древности: Труды Императорского Московского Археологического общества / Под ред. В.К. Трутовскаго. - М. : Типография М.Г. Волчанинова, 1894. - С. 35-68.

10. Барщевский, И.Ф. Русские древности по снимкам Ивана Барщевского /

И.Ф. Барщевский. - М. : Издание Императорского Строгановского центрального-промышленного училища, 1913. - 240 с.

11. Клейн, В.К. Путеводитель по выставке тканей VII - XIX веков из собрания Исторического музея / В.К. Клейн. - М. : Работник просвещения, 1926. - 40 с.

12. Щёкотов, Н.М. Древнерусское шитьё [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ubrus.ru/node/353 (дата обращения: 30.11.12).

13. Георгиевский, В.Т. Древнерусское шитье в ризнице Троицко-Сергиевой Лавры / В.Т. Георгиевский. - М. : Т-во скоропечатни A.A. Левенсон, 1914. - 26 с.

14. Никольский, В.А. Древнерусское декоративное искусство / В.А. Никольский. - Петербург : Брокгаузен - Эфрон, 1923. - 97 с.

15. Шабельская, Н.П. Материалы и технические приёмы в древнерусском шитье / Н.П. Шабельская // Вопросы реставрации : Сб. ЦГРМ ; Под. ред. И.Э. Грабаря. -М., 1926,- 185 с.

16. Свирин, А.Н. Опись тканей XIV - XVII вв. в Троице - Сергиевой Лавры / А.Н. Свирин. - Сергиев Посад : Издательство Государственного историко-художественного музея, 1926. - 79 с.

17. Георгиевский, В.Т. Памятники старинного русского искусства Суздальского музея / В.Т. Георгиевский. - М. : Главное управление научными учреждениями (Главнаука), 1927. - 77 с.

18. Кнац, Е.Э. К вопросу о технике древнерусского шитья в связи с памятниками ризницы бывшего Соловецкого монастыря / Е.Э. Кнатц // Изобразительное искусство. - Л. : ACADEMIA, 1927. - С. 84 - 112.

19. Георгиевская - Дружинина Е.В. Строгановское шитье в XVII веке / Е.В. Георгиевская - Дружинина // Русское искусство XVII века. - Л. , 1926. - С. 109 -133.

20. Калинина, Е.В. Техника древнерусского шитья и некоторые способы выполнения художественных задач / Е.В. Калинина // Убрус. Церковное шитье. История и современность. - СПб. : Золотошвейная мастерская Убрус, 2003. - Вып. 1.-С. 64-83.

21. Свирин, А.Н. Памятник живописного стиля шитья чин XV в. в Сергиевском историко-художественном музее (б. Троице - Лавры) / А.Н. Свирин.

- Сергиев Посад : Комиссия по охране памятников искусства и старины Троице-Сергиевой Лавры, 1925. - 15 с.

22. Щепкина, М.В. Изображение русских исторических лиц в шитье XV века / М.В. Щепкина // Труды Государственного исторического музея. Памятники культуры ; Под ред. М.Н. Тихомирова. - М. : Государственное издательство культурно-просветительской литературы, 1954. - Вып. 12. - 26 с.

23. Маясова, H.A. Двойной покров XVI века / Маясова H.A. // Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. -Загорск : Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник, 1958. - Вып. 2. - С. 25 - 30.

24. Маясова, H.A. Мастерская художественного шитья князей Старицких / H.A. Маясова // Сообщения Загорского государственного историко-художественного музея-заповедника. - Загорск : Загорский государственный историко-художественный музей-заповедник, 1960. - Вып. 3. - С. 41-64.

25. Свирин, А.Н. Шитье / Под ред. А.И. Леонова // Рус. декоративное иск-во. -М. : Академия художеств СССР, 1962; Т.1. - 504 с.

26. Маясова, H.A. Художественное шитье / H.A. Маясова // Троице-Сергиева лавра. Художественные памятники; Под общей ред. H.H. Воронина, В.В. Косточкина. - М. : Искусство, 1968. - С. 112-139.

27. Маясова, H.A. Древнерусское шитье / H.A. Маясова. - М. : Искусство, 1971.- 152 с. :ил.

28. Маясова, H.A. Материалы и исследования / H.A. Маясова // ГММК. Матриалы и исследования. - М. : Искусство, 1973. - Вып. 1. - С. 111- 131.

29. Николаева, Т.В. Прикладное искусство Московской Руси / Т.В. Николаева.

- М. : Наука, 1976. - 288 с. : ил.

30. Трофимова, H.H. Русское прикладное искусство XIII - начала XX вв. из собрания Государственного объединенного Владимиро-Суздальского музея-заповедника / H.H. Трофимова. - М. : Советская Россия, 1982. - 280 с.

31. Манушина, Т.Н. Художественное шитье Древней Руси в собрании Загорского музея. / Т.Н. Манушина. - М. : Советская Россия, 1983. - 296 с.

32. Плешанова, И.И. Древнерусское декоративно-прикладное искусство в собрании Государственного Русского Музея / И.И. Плешанова, Л.Д. Лихачёва. -Л. : Искусство, 1985. - 224 с. : ил.

33. Лихачёва, Л.Д. Древнерусское шитье XV - начала XVIII века в собрании ГРМ / Л.Д. Лихачёва. - Л. : Типография №2 Ленуприздат, 1980. - 136 с.

34. Власова, О.М. Рукотворная нить. Золотое шитье из собрания Пермской государственной художественной галереи : Каталог выставки / О.М. Власова, Т.Л. Сысоева, Г.С. Кимвалова. - М. : Сов. художник, 1990. - 43 с. : ил.

35. 1000-летие русской художественной культуры / Под ред. А.В. Рындиной. -Гамбург; M. : Schloss Gottor ,1988. - 448 с.

36. Маясова, Н.А. Русское художественное шитье XIV - начала XVIII века / Н.А. Маясова. - М. : Гос. музеи Моск. Кремля, 1989. - 134 с.

37. Маясова, Н.А. Средневековое лицевое шитье / сост.: Е. Осташенко и др. // Византия. Балканы. Русь: Иконы конца XIII - первой половины XV в. : Каталог выставки, Гос. Третьяковская галерея, авг. - сент. 1991 г. - М. : Гос. музеи Московского Кремля, 1991. - 292 с.

38. Золотая нить России. Шитье. Парча. Костюм. Драгоценности XVI-XX веков. Выставка из собрания Государственного Исторического музея : Каталог выставки / Гос. музей изобраз. искусств им. А.С. Пушкина, Гос. ист. Музей ; орг. вы ст. : Г. А. Есипова и др. - М. : ГИМ: Эпифания, 1993. - 80 с.

39. Патриаршество в России. Традиции и современность. Выставка посвящена 70-летнему юбилею Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II : Каталог выставки, Гос. историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль", Патриарший дворец, 17 февр. - 20 апр. 1999 г. / Гос. историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль". - М. : [б. и.], 1999. - 32 с. : ил.

41. Христианские реликвии в Московском Кремле / Под ред. А.М, Лидова // Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль. -М. : Радуница, 2000. - 304 с. : ил.

42. Синой. Византия. Русь. Православное искусство с VI до начала XX в.: Каталог выставки. - СПб. : Государственный Эрмитаж ; Фонд Святой Екатерины, 2000. - 448 с. : ил.

43. Маясова, H.A. К истории изучения древнерусского лицевого шитья / H.A. Маясова // Древнерусское художественное шитье. Материалы и исследования. Государственный историко-культурный музей-заповедник "Московский Кремль" ; Редкол. : Н.С. Владимирская, Е.Б. Гусарова, H.A. Маясова. - М. : Авангард, 1995.-Вып. 10.-207с.

44. Стерлигова, И.А. Драгоценный убор древнерусских икон IX-XIV вв. Происхождение, символика, художественный образ / И.А. Стерлигова. - М. : Прогресс - Традиция, 2000. - С. 264. : ил.

45. Силкин, A.B. Строгановское лицевое шитьё / A.B. Силкин. - М.: Сканрус, 2009. - 432 е.: ил.

46. Игнашина, Е.В. Древнерусское шитье в собрании Новгородского музея / Е.В. Игнашина. - СПб. : Моби Дик, 2002. - 32 с. : ил.

47. Игнашина, Е.В. Древнерусское лицевое и орнаментальное шитье в собрании Новгородского музея / Е.В. Игнашина. - СПб. : Моби Дик, 2003. - 128 с. : ил.

48. Бабушкина, Н.В. Золотое шитьё / Н.В. Бабушкина. - М. : Олма - Пресс Образование, 2004. - 64 с.

49. Шитьё канителью / Под ред. Е.Ю. Катасоновой // Убрус. Церковное шитье. История и современность. - СПб. : Золотошвейная мастерская Убрус, 2004. - Вып. 2. - 88 с.

50. Шитье канителью, жемчугом и бисером по настилу / Под ред. Е.Ю. Катасоновой // Убрус. Церковное шитье. История и современность. - СПб. : Золотошвейная мастерская Убрус, 2005. - Вып. 3. - 108 с.

51. Щёкотов, Н.М. Древнерусское шитьё / Н.М. Щёкотов // Убрус. Церковное

шитье. История и современность ; Под ред. Е.Ю. Катасоновой. - СПб. : Золотошвейная мастерская Убрус, 2005. - Вып. 4. - 80 с.

52. Шитьё по верёвочке / Под ред. Е.Ю. Катасоновой // Убрус. Церковное шитье. История и современность. - СПб. : Золотошвейная мастерская Убрус,

2006.-Вып. 5.-84 с.

53. Бирюкова, М. Мастерская у Троицы / М. Бирюкова, О. Фищук // Убрус. Церковное шитье. История и современность ; Под ред. Е.Ю. Катасоновой. - СПб. : Золотошвейная мастерская Убрус, 2006. - Вып. 6. - 136 с.

54. Вышивка блёстками / Под ред. Е.Ю. Катасоновой // Убрус. Церковное шитье. История и современность. - СПб. : Золотошвейная мастерская Убрус,

2007.-Вып. 7.-120 с.

55. Шитьё «в прикреп» по форме / Под ред. Е.Ю. Катасоновой // Убрус. Церковное шитье. История и современность. - СПб. : Золотошвейная мастерская Убрус, 2007. - Вып. 8.-112 с.

56. Шитьё «в прикреп» по счёту / Под ред. Е.Ю. Катасоновой // Убрус. Церковное шитье. История и современность. - СПб.: Золотошвейная мастерская Убрус, 2008. - Вып. 9-10.-152 с.

57. Шитьё «в прикреп» по счёту / Под ред. Е.Ю. Катасоновой // Убрус. Церковное шитье. История и современность. - СПб. : Золотошвейная мастерская Убрус, 2009. - Вып. 11. - 96 с.

58. Шитьё «в прикреп» по счёту / Под ред. Е.Ю. Катасоновой // Убрус. Церковное шитье. История и современность. - СПб. : Золотошвейная мастерская Убрус, 2009. - Вып. 12. - 104 с.

59. Катасонова, Е. Ю. Вышивка нимбов по форме / Е. Ю. Катасонова, E.H. Драчева // Убрус. Церковное шитье. История и современность ; Под ред. Е.Ю. Катасоновой. - СПб. : Золотошвейная мастерская Убрус, 2010. - Вып. 13-14. - 152 с.

60. Серков, Т.В Методическое пособие по лицевому шитью : теория и практика (для курсов воскресных школ и для самостоятельного изучения церковного шитья). Первый год обучения / Т.В. Серкова. - М. : Издательский

отдел Благотворительного фонда «Артосъ» при храме Всех Святых, что в Красном Селе, 2003. - 112 с.

61. Серков, Т.В Методическое пособие по лицевому шитью : теория и практика (для курсов воскресных школ и для самостоятельного изучения церковного шитья). Второй год обучения / Т.В. Серкова. - М. : Издательский отдел Благотворительного фонда «Покров», 2003. - 112 с.

62. Серков, Т.В Методическое пособие по лицевому шитью: теория и практика (для курсов воскресных школ и для самостоятельного изучения церковного шитья). Третий год обучения / Т.В. Серкова. - М. : Издательский отдел Благотворительного фонда «Артосъ» при храме Всех Святых, что в Красном Селе, 2003. - 144 с.

63. Хребина, Т.В. Направления и пути развития современного церковного шитья на примере мастерских. Место шитья в современном храме / Т.В. Хребина // Материалы VIII семинара-выставки-семинара 2003 г. «двадцать лет возрождения церковного шитья» : сборник статей. - М. : Православный Свято -Тихоновский Гуманитарный Университет, 2003. - Вып. 1. - С 39 - 54 с.

64. Ковалёва, JIJE. Некоторые проблемы в очистке предметов церковного обихода / JI.E. Ковалёва // Покров : сб. научн. ст. Традиции древнерусского шитья и современное образование : Материалы межрегиональной научно-практической конференции V Покровских чтений 2004 г. - СПб. : Издательство РГПУ им. А.И. Герцена, 2005. - Вып. 1. - С 73 - 76 с.

65. Кузьмина, И.Б. Современное церковное искусство в оформлении храмовых интерьеров / И.Б. Кузьмина // Покров : сб. научн. ст. Традиции древнерусского шитья и современное образование : Материалы межрегиональной научно-практической конференции VI Покровских чтений 2005 г. - СПб. : Береста, 2006. - Вып. 2. - С 91 - 103 с.

66. Ершова, Н.Б. Коллекция шитья из собрания Церковно археологического кабинета МПДА / Н.Б. Ершова // Покров : сборник научных статей. Традиции древнерусского шитья и современное образование : материалы международной научно-практической конференции ; Под ред. В.Б. Казариной, 2004. - С. 23 - 31.

67. Маясова, H.A. Древнерусское лицевое шитьё / H.A. Маясова. - М. : Красная площадь, 2004. - 496 с. : ил.

68. Шитова, JT.A. Русские окладные иконы конца XVII - начала XX века / JI.A. Шитова // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. - 2004. - № 5(17).-С. 114-121.

69. Шитова, Л.А. Жемчужные наряды русских икон / Л.А. Шитова // Антиквариат, предметы искусства и коллекционирования. - 2004. - № 9 (20). - С. 62 - 69.

70. Ветюкова, А.П. Золотное орнаментальное шитьё: методическое пособие / А.П. Ветюкова. - М. : Православный Свято-Тихоновский Богословский институт, 2004. - 27 с.

71. VI Грабаревские чтения: Доклады, сообщения / Сост. С.Ф. Вигасина. - М. : Сканрус, 2005. - 232 с.

72. Шитова, Л.А. Русские иконы в драгоценных окладах. Конец XVII - начало XX века / Л.А. Шитова. - М. : Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 2005. - 280 с. : ил.

73. Вишневская, И.И. Жемчужное шитьё на Руси / И.И. Вишневская. - М. : Музеи Московского Кремля, 2007. - 64 с. : ил.

74. Хребина, Т.В. Церковное шитье : традиции и современность : дис. ... канд. искусствовед. : в 2 т. : 17.00.04 / Т.В. Хребина. - СПб. : 2007. - 271 с.

75. Гордеев, С.П. Золотая кладовая / С.П. Гордеева. - Владимир : Аркаим,

2008. - 94 с. : ил.

76. Грязновой, H.A. «Сокровища Ярославля» / H.A. Грязновой. - М. : Северный Паломник, 2009. - 408 с. : ил.

77. Блажевская, С.Е. Сокровища древнего Ярославля / С.Е. Блажевская, A.B. Зубатенко. - Ярославль : Гранд - Холдинг, 2010. - 120 е.: ил.

78. Горстка, А.Н. Сокровища древнего Углича / А.Н. Горстка, Н.В. Чванова. -Углич : Гранд - Холдинг, 2009. - 128 с. : ил.

79. Московский Кремль XIV столетия. Древние святыни и исторические памятники / Под ред. С. Беляева, И. Воротникова. - М. : Северный паломник,

2009. - 476 с. : ил.

80. Церковное шитьё в древней Руси: сборник статей / редактор - составитель Э.С. Смирнова. - М.: Галарт, 2010. - 296 с. : ил.

81. Парконен, E.H. Сокровища Сольвычегодска / E.H. Парконен. -Сольвычегодск : Гранд - Холдинг, 2010. - 118 с. : ил.

82. Круглова, А.Р. Золотошвейное рукоделие великокняжеских и царских мастерских XV - XVI вв. / А.Р. Круглова. - СПб. : Коло, 2011.-288 с. : ил.

83. Наниашвили, И.И. Вышиваем иконы, рушники, картины / И.И. Наниашвили, А.Г. Соцкова. - Харьков : Книжный Клуб «Клуб Семейного досуга» ; Белгород: Книжный Клуб «Клуб Семейного досуга», 2011. - 128 с. : ил.

84. Вакуленко, Е.Г. Вышивка икон : Изд. 2-е. / Е.Г. Вакуленко. - Ростов н / Д. : Феникс, 2011. - 94 с.: ил.

85. Сухова, O.A. Сокровища Мурома / O.A. Сухова. - Муром : Верхов С.И., 2012.-96 с. : ил.

86. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета / М. : Российское Библейское общество, 2010. - 1344 с.

87. Забелин, И.Е. Домашний быт русских цариц в XVI и XVII столетьях / И.Е. Забелин. - М.: Товарищество типографии А.И. Мамонтова, 1901. - 796 с.

88. Тихомиров, М.Н. Исторические связи России со славянскими странами и Византией / М.Н. Тихомиров. - М. : Наука, 1969. - 374 с.

89. Татищев, В.Н. История Российская / В.Н. Татищев. - М. : Императорский Московский Университет, 1774. - Т. 3. - 536 с.

90. Комаров, К.И. Курганный могильник в окрестностях г. Старицы / К.И. Комаров, А.К. Елкина // Восточная Европа в эпоху камня и бронзы. - М. : Наука, 1976.- 234 с.

91. Стерлигова, И.А. Новые сведения о древнейших шитых пеленах из музея-заповедника «Московский Кремль» / И.А. Стерлигова // Церковное шитьё в Древней Руси: сборник статей. - М. : Галарт, 2010. - С. 49-57.

92. Серкова, Т.В. Русское церковное золотное шитьё конца XIX - начала XX веков (Экспозиция ризницы храма Успения Пресвятой Богородицы в усадьбе Демьяново г. Клин Московской области) : Альбом - каталог иллюстраций / Т.В.

Серкова. - Клин : Благотворительный фонд «Покров», 2004. - 64 с. : ил.

93. Давыдова, С.А. Очерки женских промыслов г. Торжка Тверской губернии / С.А. Давыдова // Кустарная промышленность России: Женские промыслы. В очерках С.А. Давыдовой, E.H. Половцовой, К.И, Беренс и Е.О. Свидерской. -СПб. : Типо - Литография «Якорь», 1913. - С. 185 - 218.

94. Киселев, А.Г. Нижегородские промыслы и церковное искусство / А.Г. Киселев. - Нижний Новгород : Литера, 2010. - 152 с.

95. Савостицкий, H.A. Материаловедение швейного производства : Серия «Учебники, учебные пособия» / H.A. Савостицкий, Э.К. Амирова . - Ростов-на-Дону : Феникс, 2002. - 288 с.

96. Вишневская, И.И. Драгоценные ткани / И.И Вишневская. - М. : ИПЦ Художник и Книга, 2007. - 180 с. : ил.

97. Бузов, Б.А. Материаловедение в производстве изделий легкой промышленности (швейное производство) / Б.А, Бузов, Н.Д. Алыменкова. - М. : Академия, 2004. - 448 с.

98. Официальный сайт ООО "Моснитки" [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.mosnitki.ru /thread_l.htm (дата обращения: 10.01.13).

99. Катасонова, Е.Ю. Золотое шитьё Домонгольской Руси X - XIII вв. [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.strangelove.net/~kieser/ Russia/Garb/katasonova.pdf (дата обращения: 10.01.13).

100. Официальный сайт ОАО "Денисовский завод" [Электронный ресурс]. -Режим доступа : http://www.dzavod.ru/production.html (дата обращения: 10.01.13).

101. Якунина, Л.И. Русское шитьё жемчугом / Л.И. Якунина. - М. : Искусство, 1955. - 159 с.: ил.

102. Жемчужное и бисерное шитьё [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.ubrus.ru/node / 184 (дата обращения: 15.01.13).

103. Степанова, А.П. Теория орнамента : учеб. пособие / А.П. Степанова. -Ростов н/Д. : Феникс, 2011. - 149,[1] с. : ил.

104. Бесчастнов Н.П, Художественный язык орнамента : учеб. пособие для студентов, обучающихся по специальности «Дизайн» / Н.П. Бесчастнов. - М. :

Гуманитар, изд. центр ВЛАДОС, 2010. - 335 с. : ил.

105. Орнамент всех времён и стилей / Под ред. Т.И. Хлебниковой. - М. : Арт -Родник, 2008. - Т. 2. - 221 с.

106. Чемберлен Р. Шитьё золотом. Практическое руководство для начинающих / Р. Чемберлен. - М.: Ниола Пресс, 2007. - 80 с. : ил.

107. Канитель [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://biserjapan.ru/

t_o_v_a_r_y_/kanitel/ (дата обращения: 15.01.13).

108. Кара-Васильева Т.В. Шедеври церковного шитва Укра'ши (XII - XX столггтя) / Т.В. Кара-Васильева. - Киев : центр УПЦ, 2000. - С. 80.

109. Официальный сайт ПСТГУ. Иконография восточно-христианского искусства. Проект научного отдела Факультета Церковных Художеств ПСТГУ. Митра «Деисус» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://lib.pstgu.ru/icons/ index.php?option=com_content&view=category&layout=blog&id=38&ltemid= 50&limitstart=42 (дата обращения: 15.01.13).

110. Саникидзе, Т.Е. Государственный музей искусств Грузинской ССР / М. : Советский художник, 1989. - 144 с. : ил.

111. Моисеенко, Е.Ю. Бисер и стеклярус в России XVIII - начала XX века / Е.Ю. Моисеенко, В.А Фалеева. - Л. : Художник РСФСР, 1990. - 256 с.

112. Трубецкой, E.H. Умозрение в красках. Вопрос о смысле жизни в древнерусской религиозной живописи / E.H. Трубецкой. - М. : И.Д. Сытина и Ко, 1916.-44 с.

113. Сычев, Н.П. Древлехранилище памятников русской иконописи и церковной старины имени императора Николая II / Н.П. Сычев. - Петроград : Сириус, 1916.-36 с.

114. Флоренский, П.А. Иконостас / П.А. Флоренский. - М. : Мир книги, Литература, 2010. - 464 с.

115. Снегирёв, И.М. Древности Российского государства, изданные по высочайшему повелению государя императора Николая I / И.М. Снегирёв. -Италия : Белый Город, 2007. - 720 с.

116. Некрасова, А.И. Древнерусское изобразительное искусство / А.И.

Некрасова. - M. : ОГИЗ-ИЗОГИЗ, 1937. - 398 с.

117. Свирин, А.Н. Ювелирное искусство Древней Руси XI - XVIII вв. / А.Н. Свирин. - М. : Искусство, 1964. - 188 с.

118. Официальный сайт Федеральное государственное бюджетное учреждение культуры «Новгородский государственный объединенный музей-заповедник» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.novgorodrnuseurn.ru/ fond-drevnerusskoj-zhivopisi-i-reznogo-dereva (дата обращения: 30.01.13).

119. Кравченко, A.C. Икона : пособие для художников, реставраторов / A.C. Кравченко, А.П. Уткин. - М. : Стайл А ЛТД, 1993.- 126 с.

120. Трубецкой, E.H. Русская иконопись. Большая коллекция / Е.Н Трубецкой. - Италия : Белый город, 2006. - 432 с.

121. Гончарова, H.A. Уральская икона. Живописная, резная и литая икона XVIII - начала XX в. / H.A. Гончарова, Т.А Рунева, и др. - Екатеринбург : Изд-во Уральского университета, 1998. - 352 с.

122. Сухова, O.A. Иконы Мурома / O.A. Сухова. - М. : Северный паломник, 2004. - 384 с.

123. Проект "Иконы России" ФГУП ГИВЦ Минкультуры России [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://www.iconrussia.ru/icon/

detail.php?ID=5641 (дата обращения: 30.01.13).

124. Государственного каталога Музейного фонда Р.Ф. Риза с иконы «Богоматерь Одигитрия» [Электронный ресурс]. - Режим доступа : http://goskatalog.ru/data/items/000Q0001000000/000000100000/7000080000/4000500/ riza s ikoni bogomater odigitriva 2184649/index.php?sea val=%D 1 %80%D0% B8%D0%B7%D0%B0 (дата обращения: 10. 03.13).

125. Никитин, M.K. Химия в реставрации: справочное пособие / М.К. Никитин, Е.П. Мельникова. - Л. : Химия, 1990. - 304 с. : ил.

126. ГОСТ 9733.27 - 83 Методы испытания устойчивости окрасок к трению. -М. : Ордена «Знак Почёта» издательство стандартов, 1991. - 6 с.

127. ГОСТ Р ИСО 105-D01-2011 Методы определения устойчивости окрасок к действию сухой химической чистки с применением перхлорэтиленового

растворителя. - М. : Стандартинформ, 2012. - 16 с.

128. ГОСТ 3816-81 «Методы определения гигроскопических и водоотталкивающих свойств». - М. : ИПК Издательство стандартов, 1995.- 10 с.

129. ГОСТ Р 51553-99 «Метод определения водоупорности. Испытание гидростатическим давлением». - М. : Госстандарт России, 2006. - 7 с.

130. Методы исследования в текстильной химии : Справ. / Под. ред. Г.Е. Кричевского. - М. : Легпромбытиздат, 1993. - 401 с.

131. ГОСТ 11209-85 Ткани хлопчатобумажные и смешанные для спецодежды : Технические условия. -М. : ИПК Издательство стандартов, 1997. - 13 с.

132. ГОСТ 3813-72. Метод определения разрывных характеристик при растяжении. - М.: Стандартинформ, 1992. - 20 с.

133. ГОСТ-18976-73 «Метод определения стойкости к истиранию». - М. : Ордена «Знак Почёта» издательство стандартов, 1991. - 5 с.

134. Кричевский, Г.Е. Химическая Технология текстильных материалов : учеб. для вузов в 3-х т. Т. 3. Заключительная отделка текстильных материалов / Г.Е. Кричевский. - М. : РосЗИТЛП, 2001. - 298 с.

135.Гмурман, В.Е. Теория вероятностей и математическая статистика : учебник для вузов : 9-е изд., стер. / В.Е. Гмурман. - М. : Высшая школа, 2003. -479 с. : ил.

136. Гмурман, В.Е. Руководство к решению задач по теории вероятностей и математической статистике : учебное пособие для студентов вузов : 9-е изд., стер. / В.Е. Гмурман - М.: Высшая школа, 2004. - 404 е.: ил.

137. Шимко, П.Д. Статистика : учебное пособие для студентов вузов / П.Д. Шимко, М.П. Власов. - Ростов-на-Дону : Феникс, 2003. - 448 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.