Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Короткова, Людмила Дмитриевна

  • Короткова, Людмила Дмитриевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 198
Короткова, Людмила Дмитриевна. Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2008. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Короткова, Людмила Дмитриевна

Введение.3.

Глава 1. Духовно нравственное воспитание как научная проблема.

1.1 Проблема духовности и нравственности в философии, психологии, педагогике.

1.2' Нравственное воспитание как научная педагогическая проблема.

1.3 Пути и средства воспитания духовности и нравственности в русской педагогике.42.

Глава 2. Технология использования авторской дидактической сказки в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

2.1 Авторская дидактическая сказка и особенности её использования в духовно-нравственном воспитании детей дошкольного и младшего школьного возраста.

2.2. Педагогические условия, содержание, средства, формы и методы использования авторской дидактической сказки в ДОУ и начальной школе.

2.3. Экспериментальное изучение нравственной воспитанности младших школьников и применение технологии использования авторской дидактической сказки с целью повышения уровня их нравственной воспитанности.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Авторская дидактическая сказка как средство духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста»

Актуальность исследования. Проблема духовно-нравственного воспитания в условиях современного российского общества приобрела в последние годы особое значение. Это связано прежде всего с его глубинными изменениями, которые постепенно привели к осознанию научной, педагогической общественностью и соответствующими государственными службами необходимости коренного пересмотра не столько содержания, форм и методов образования, сколько существующих средств и методов духовно-нравственного воспитания подрастающего поколения во всём образовательном пространстве России.

Снижение культурного и интеллектуального уровня нации требуют возрождения традиционной духовно-нравственной иерархии ценностей. Резко усилившаяся имущественная дифференциация и борьба за элементарный уровень существования создали предпосылки для стихийного формирования нравов, базирующихся на эгоизме, прагматизме и индивидуализме. Потеря нравственных ориентиров, обесценивание таких категорий, как Совесть, Честь, Долг привели к негативным последствиям в обществе: к социальному сиротству, усилению криминогенности среди подростков, бродяжничеству, токсикомании и наркомании среди несовершеннолетних, потере интереса к учению и самосовершенствованию у большого слоя асоциальной молодёжи, а также к родительской безответственности и равнодушию к воспитанию подрастающего поколения не только у родителей из трудных семей, но и у тех, кто занят своей карьерой и не имеет ни времени, ни желания посвятить свои силы воспитанию своих собственных детей. Именно бездуховность и лежит в основе таких негативных явлений в нашем обществе.

Общество начинает ясно понимать, что духовность и нравственность неразрывно связаны с социальной ответственностью, которая не может утверждаться без средств обеспечивающих духовное и нравственное развитие человека. При этом достойная духовно-нравственная позиция личности не может быть избирательной, ограниченной одной или несколькими сферами, она должна проявляться всегда и везде. Иначе говоря, о проблемах и задачах воспитания духовности и нравственности как о массовом явлении нельзя говорить безотносительно к конкретным социальным условиям, сложившимся в обществе.

Российское общество только «нащупывает» утраченные ранее действительно ценностные ориентиры своего духовно-нравственного развития, начинает постепенно формировать, выращивать хрупкие ростки подлинной духовной культуры, восстанавливать в своем сознании и бытие забытые национальные традиции народа, действительно и все более эффективно бороться с пропагандой насилия, безнравственности и бессовестности.

Дать новый импульс на пути к столь желанным переменам и как можно быстрее закрепить их в обществе поможет разработка новых технологий духовно-нравственного воспитания. В этом ряду подлинно инновационной технологией является технология духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, с интегрированными в неё вопросами содержания, форм, средств и методов использования авторской дидактической сказки как методологического средства комплексного воспитания детей, системно раскрывающего роль педагога, семьи, конкретного родителя и общества (со всеми входящими сюда явлениями) в сложном и длительном процессе духовно-нравственного развития личности ребенка.

Общеизвестно, что возраст от трёх до шести — это возраст почемучек. Сегодня же многие учёные и педагогики-практики придерживаются мнения, что, если до наступления этого возраста научить детей читать, то они будут читать в книгах ответы на интересующие их вопросы и не научатся их задавать. У ребёнка, который научился читать раньше, чем Думать, мышление формализуется. Он будет поглощать из книг готовую информацию, а не знания. В наше время в погоне за развитием интеллекта упускается воспитание души, нравственное и духовное развитие ребёнка, без которых все накопленные знания могут оказаться бесполезными.

Другая причина необходимости духовно-нравственного воспитания детей заключена в проблеме раннего развития способностей. Не приступая к развитию нравственных качеств ребёнка (доброты, сердечности, сострадания, совестливости) родители прежде начинают развивать способности ребёнка. Результат — эгоизм в ребёнке, взращенном на убеждении, что он — безмерно талантлив и самодостаточен и потому вполне может обойтись без «лишних», обременительных для него чувств и убеждений духовно-нравственного порядка. Желание и стремление добиться успеха любой ценой становится для него жизненным ориентиром, которому он подчиняет своё время, силы, способности и всего себя без остатка.

Состояние и степень разработанности проблемы. Проблемой духовности и нравственности занимались античные философы Сократ, Платон, Аристотель, Сенека; гуманисты эпохи Возрождения Петрарка, Данте. Особый интерес для нашего исследования с точки зрения традиционных подходов к духовно-нравственному воспитанию в христианской антропологии представляют труды гуманистической этики и религиозной философии Н.А. Бердяева,

Н.Кузанского, И.А. Ильина, Н.О. Лосского, В. Зеньковского, взгляды педагогов классиков Я.А. Коменского, Д. Локка, Ж-Ж Руссо, И. Песталоцци, И. Гербарта, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинского на нравственное становление личности.

Подход к определению места и значимости духовно-нравственного воспитания в становлении личности заложили учения В.И. Вернадского, П.А. Флоренского, Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, B.C. Соловьёва и др. Воспитательные концепции, сформулированные в трудах К.Д. Ушинского, Л.Н. Толстого, стали во многом исходными для определения содержания и средств духовно-нравственного воспитания, основанных на принципах народности и широкого использования русского языка как средства общения, познания и воспитания подрастающего поколения.

Гуманистический принцип свободы выбора развивается в идее о самосовершенствовании и свободном выборе души перед Богом. Эти идеи отражены в трудах Н.А. Бердяева, К.В. Ельницкого, И.А. Ильина и использованы в нашей работе в качестве обоснования необходимости формирования свободного духовно-нравственного выбора каждого воспитанника. Гуманистические принципы сотрудничества взрослого и ребёнка, обоснованные в трудах J1.C. Выгодского, С.Т. Шацкого, а также В.А. Сухомлинского, продолжающего традиции К.Д. Ушинского, JI.H. Толстого, Я. Корчака, взяты нами для обоснования содержания и форм совместной работы по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Особую значимость для нашего исследования представляют основные положения личностно-гуманной педагогики Ш.А. Амонашвили, гуманистические концепции личностно ориентированного образования М.Н. Берулавы, Е.В. Бондаревской, В.В. Серикова, которые продолжают развитие гуманистических идей образования и воспитания.

Надо признать, что для исследования духовно-нравственного развития личности большое значение приобрели теории самоопределения человека, которым были посвящены работы М.М. Бахтина, Н.А. Бердяева, Л.И. Божович, теории взаимодействия человека с другими людьми в «зоне ближайшего развития» (JI.C. Выготский), общения человека, в котором все явления и ценности могут быть освоены только в диалоге (Б.Г. Ананьев, А.А. Бодалев), саморазвития личности (В.И. Андреев, JI.H. Куликова, С.Д. Поляков, И.Ф. Харламов). Все эти исследования доказывают, что педагог может направить развитие потребностно-мотивационной сферы личности на высшие потребности, поэтому необходимо отметить серьёзное внимание в нашем исследовании к этим трудам учёных.

Для нашего исследования представляются важными положения, затрагивающие проблемы нравственного воспитания подрастающего поколения, которой посвятили свои труды Б.Т. Лихачёв, Е.Н. Медынский, Л.М. Архангельский, Ю.П. Сокольников, Ю.Л. Азаров, О.С. Богданова, Н.И. Болдырев, В.И. Петрова.

Становится очевидным и необходимость учёта в нашем исследовании результатов исследований содержания, целей и форм нравственного воспитания школьников, которым посвятили свои труды учёные-исследователи Н.Е. Щуркова, М.Г. Яновская. Необходимо также отметить значимость для нашего исследования определений сущности морали и нравственных ценностей для воспитания подрастающего поколения, которые стали предметом изучения таких учёных, как С.И. Архангельский, В.А. Блюмкин, Г.Н. Волков, Д.М. Гришин, С.А. Козлова, JI.B. Рувинский, П.С. Гуревич, Н.Е. Щуркова. В своём исследовании мы безусловно опирались на теорию воспитания и целостного педагогического процесса прошлого и современности, разработанных такими авторитетами педагогики, как К.Д. Ушинский, П.Ф. Каптерев, А.С. Макаренко, В.А. Сухомлинский, Ю.К. Бабанский, B.C. Ильин, Н.В.Маслов, Б.Т. Лихачёв, Н.Д Никандров, П.И. Пидкасистый.

С одной стороны, все известные исследования, направленные на изучение вопросов нравственности и нравственного воспитания, связаны с разработкой содержания, средств и форм работы с подрастающим поколением. С другой стороны, отсутствуют специальные научные исследования, посвящённые разработке и конструированию педагогических технологий духовного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста, где основным методологическим средством является авторская дидактическая сказка, в которой воедино бы слились её дидактический и воспитательный потенциалы, резонирующие в процессе взаимодействия педагога и воспитуемого.

Анализ и обобщение литературных источников, изучение современной общественно-политической практики воспитания позволил нам выявить противоречия между:

- объективной потребностью общества в создании условий свободного духовно-нравственного саморазвития личности каждого ребёнка - и фактическим отсутствием системного и технологического решения данного вопроса в практике непосредственной работы с детьми старшего дошкольного и младшего школьного возраста;

- потребностью педагогов-практиков в получении качественных программ духовно-нравственного воспитания личности — и отсутствием разработанных и готовых к использованию целостных систем духовно-нравственного воспитания для использования в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста;

- потребностью семьи в доступной технологии и методиках духовно-нравственного воспитания детей с ориентировкой на семейные ценности и семейные традиции - и недостатком специальной литературы для семейного чтения, ориентированной на потребности и интересы современного ребёнка на каждом этапе его жизнедеятельности.

Совокупность отмеченных противоречий позволяет определить общую проблему данного исследования, которая заключается в выявлении педагогических условий, форм, средств и методов использования авторской дидактической сказки как основы организации теоретической и практической деятельности (иными словами методологии деятельности) педагогов, родителей, общественности в процессе духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников.

Объект исследования - процесс духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста.

Предмет исследования - сущность и особенности духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников средствами авторской дидактической сказки.

Цель исследования заключается в выявлении и оптимизации организационных норм, педагогических условий, форм и методов духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами авторской дидактической сказки.

Гипотеза исследования. Процесс духовно - нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами авторской дидактической сказки будет продуктивным если:

- будут разработаны технологии использования авторской дидактической сказки в ходе, которого: а) у детей формируется и развивается устойчивое стремление через подражательность к пониманию сути нравственных поступков других людей в целях мотивации собственного поведения; б) ясно проявляется и понимается противоречивость характера социальной реальности и последствия её влияния на духовно-нравственную сферу ребёнка, поскольку это влияние может быть как положительным, так и отрицательным.

- овладение ребёнком дошкольного и младшего школьного возраста смыслами духовно-нравственных понятий и ценностей будет осуществляться поэтапно; с учётом преемственности содержания и организации духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников, основанных на национальных традициях народа, его образа мышления, гуманных принципах христианской морали априори заложенных в дидактическую сказку; будет i соответствие организационных норм и форм взаимодействия педагогов и воспитанников целям формирования духовно - нравственных ценностей и личностно значимых ориентиров поведения средствами авторской дидактической сказки; будут специально разработаны принципы, методы, формы и средства управления этим процессом, содержащим критериальные требования к воспитанию нравственных качеств личности. Задачи исследования

1. Разработать модель духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста на основе использования авторской дидактической сказки.

2. Определить педагогические условия и организационные нормы, в совокупности обеспечивающие продуктивность и результативность системы духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников средствами авторской дидактической сказки.

3. Выявить принципы, методы, формы и средства управления процессом духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников, опосредованно содержащими в себе критериальные требования к уровню воспитанности нравственных качеств личности. i

4. Разработать и апробировать в опытно-экспериментальной работе комплексную программу духовно-нравственного воспитания детей средствами авторской дидактической сказки, а также технологию использования такой сказки в соответствии с принципом преемственности в работе ДОУ и начальной школы.

Методологическая основа исследования. В основе предлагаемой технологии духовно-нравственного воспитания средствами авторской дидактической сказки лежит гуманистический подход, берущий своё начало в трудах Б. Спинозы, И. Канта, К.Д. Ушинского, Я. Корчака, J1.H. Толстого и др., целостный подход, рассматривающий человека (педагога и ребёнка) в единстве телесного, душевного и духовного аспектов (Н.А. Бердяев, J1.C. Рубинштейн, М.М. Бахтин), а также субъективный подход к воспитательному процессу, ориентирующий взгляд на ребёнка как на субъект воспитания (Г.С. Батищев, Я.А. Коменский). Взгляд на развитие духовного мира личности как на деятельность, направленную на оказание ей педагогической поддержки в самоформировании своего нравственного образа (Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич) также нашёл своё отражение в данном исследовании. Аксиологический (ценностный) подход, изучением которого занимались В.А. Караковский, Н.Е. Щуркова, ориентированный на определённый набор ценностей, в нашей технологии представлен общечеловеческими ценностями, Добро, Мир, Красота, Знания, Семья, Культура, Труд, Отечество.

Методы исследования. Теоретические: анализ педагогической, психологической, философской, христианской антропологической литературы с точки зрения духовно-нравственного становления личности; изучение опыта психотерапии, а именно - сказкотерапии как здоровье сберегающей и личностно ориентированной технологии коррекции отклонений в эмоциональной и поведенческой сфере детей дошкольного и младшего школьного возраста; изучение опыта духовно-нравственного воспитания детей по православным традициям, традициям семейного воспитания в соответствии с христианской антропологией. Эмпирические методы: изучение литературы, социально-педагогические: наблюдение, опросы, беседы, анкетирование, организация педагогических ситуаций, опытно-экспериментальная работа, использование математических методов при количественном и качественном анализе экспериментальных данных.

Экспериментальной базой исследования явились дошкольные образовательные учреждения г. Орехово-Зуево - МДОУ №№ 1, 31, МОУ СОШ №25.

Исследование проводилось в несколько этапов:

1. 1980 - 1992. Изучение народных традиций и обычаев и разработка методических пособий по использованию в педагогическом процессе ДОУ и начальной школы;

2. 1992-1998. Изучение состояния проблемы духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников в теории и образовательной практике ДОУ и начальной школы, выявление противоречия, формирование категориального аппарата и логики исследования, систематизация материала исследования.

3. 1998-2002. Выявление принципов, разработка методов, поиск оптимальных форм и средств управления процессом духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников; разработка технологии использования авторской дидактической сказки на основе принципа преемственности в работе ДОУ и начальной школы.

4. 2002 - 2004 гг. - Разработка методических рекомендаций к использованию авторских сказок по проблеме «Духовное воспитание детей средствами авторской сказки» Создание программы для ДОУ и начальной школы по духовно-нравственному воспитанию детей с помощью авторской дидактической сказки.

5. 2004 - 2007 гг. — Апробирование программы в дошкольных учреждениях и общеобразовательных школах. Апробирование технологии духовнонравственного воспитания дошкольников и младших школьников средствами авторской дидактической сказки.

Научная новизна исследования заключается в следующем: ;

- разработана модель духовно-нравственного воспитания детей j дошкольного и младшего школьного возраста на основе использования авторской дидактической сказки.

- доказано, что авторская дидактическая сказка в её этимологической, понятийно-категориальной и содержательной интерпретации одновременно является методологической основой технологии духовно-нравственного ; воспитания детей, в которой комплексно раскрывается роль каждого из участников образовательного взаимодействия: педагога, семьи, конкретного родителя на любом из переходных состояний процесса духовно-нравственного развития личности ребенка;

- выявлена и содержательно сформулирована система принципов (связь с жизнью; комплексность, целостность и единство всех компонентов воспитательного процесса; педагогическое руководство и самостоятельная активность детей; принцип гуманизма; единства требований школы и семьи; доступности, наглядности, учёта возрастных и индивидуальных возможностей и т.д.), обеспечивающих органическое единство организационных норм, средств и форм взаимодействия педагогов и воспитанников в процессе формирования ценностных ориентиров поведения детей средствами авторской дидактической сказки;

- определены условия, структурировано содержание, подобраны средства и предложены методы использования авторской дидактической сказки в духовно-нравственном воспитании дошкольника и младшего школьника в процессе поэтапного овладения ими смыслового содержания духовно-нравственных ценностей и понятий, что позволило определить дидактический и воспитывающий потенциал, а также обосновать специфику использования авторской дидактической сказки в условиях дошкольного, школьного и семейного воспитания;

- разработана технология использования авторской дидактической сказки (компонентный состав технологии включает в себя: принципы и условия её использования, средства, формы организации, а также методы работы с авторской дидактической сказкой) продуктивным результатом которой является устойчивая сформированность у детей дошкольного и младшего школьного возраста стремления через подражательность понять и осознать суть нравственных поступков других людей в целях мотивации собственного поведения с учётом противоречивого характера социальной реальности и последствий её влияния на духовно-нравственную сферу ребёнка. Теоретическая значимость исследования состоит в установлении и обосновании основополагающей закономерности, неоперационально отражающей преемственность в содержании и организации работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в рамках образовательного пространства дошкольного учреждения, начальной школы и семьи; формировании концептуальной и методологической основы для управляемого проектирования воспитательных систем и технологий нового поколения. Выявленные предметно-содержательные инварианты теории и технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников, а также потенциально определяющие свойства, принципы и условия функционирования и развития организованной системы по духовно-нравственному воспитанию образуют организационный механизм новой концепции в сфере образования и воспитания, обновляют и расширяют понятийно-терминологический аппарат педагогической теории и практики, углубляют её связь с другими науками.

Практическая значимость исследования.

Представления о сущности «авторской дидактической сказки», выявленные закономерности, разработанная технология, найденные характеристики, сформулированные принципы позволяют педагогам грамотно моделировать проект своей деятельности по обучению и воспитанию дошкольников и младших школьников, способствуют переходу к нормативным знаниям и тем самым обеспечивают повышение воспитательного потенциала семьи и школы.

Сочетание подходов, методов и технологий духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников, включающие в себя чётко регламентированный набор действий субъектов, организационных норм, процедур выработки, принятия и реализации педагогических влияний и направленных на упорядочение, систематизацию коллективной деятельности участников педагогического взаимодействия, обеспечение её (деятельности) всем необходимым для нормальной работы ориентируют субъектов педагогической практики на определение критериев качества организованных ими систем воспитания, измерение педагогической действительности путём перестройки практики обучения и воспитания на личностно-ориентированное развитие.

Достоверность и обоснованность научных положений, выводов и рекомендаций, сформулированных в результате проведённого исследования, обеспечены научной базой, включающей использование целого комплекса методов исследования; многолетней апробацией результатов работы в дошкольных и школьных образовательных учреждениях; личным опытом соискателя, участвовавшего в организации и осуществлении многолетней опытно-экспериментальной работы; многократной проверкой эффективности ключевых положений диссертации критерием практики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Технология духовно-нравственного воспитания детей дошкольного и младшего школьного возраста с органично интегрированными в неё условиями, формами и методами использования авторской дидактической сказки, которая, в свою очередь, одновременно выступает как методологическое средство комплексного воспитания детей, системно раскрывающего роль педагога, семьи, конкретного родителя в процессе духовно-нравственного развития личности ребёнка; как законосообразная норма деятельности субъектов педагогической практики, критериально показывающая преемственность в содержании работы с детьми по духовно-нравственному воспитанию в рамках образовательного пространства дошкольного учреждения, начальной школы и семьи; как организационная форма а процедура выработки, принятия и реализации педагогических влияний на ребёнка, направленная на упорядочение коллективной деятельности участников педагогического взаимодействия.

2. Педагогические принципы, обеспечивающие продуктивность и результативность системы духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников средствами авторской дидактической сказки: связь с жизнью; комплексность, целостность и единство целевого, процессуального, содержательного, результативного и рефлексивного компонентов воспитательного процесса; грамотное педагогическое руководство, побуждающее самостоятельную активность детей; принцип гуманизма; единства требований школы и семьи; доступности, наглядности, учёта возрастных и интеллектуальных возможностей детей; индивидуального подхода в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста.

3. Педагогические условия, необходимые для успешной реализации технологии использования авторской дидактической сказки по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста: поэтапное использование авторской дидактической сказки в работе с детьми; учёт их возрастных возможностей; методологически и методически грамотное руководство педагога работой со сказкой; искренность и доверительность, простота и доступность самого процесса чтения сказки; обеспечение адекватности восприятия сказки и оценка действий персонажей; личность самого педагога, отвечающая самым высоким духовно-нравственным требованиям; обоснованность выбора литературного материала, соответствующего обстоятельствам жизни и актуальность сказки; готовность педагога (теоретическая, практическая, психологическая) к доверительному общению с детьми и к использованию авторской дидактической сказки; побуждение детей к принятию самостоятельных решений, к самостоятельному нравственному выбору; прогнозирование результатов детских поступков и слов, формирование в детях чувства уверенности в себе и обеспечение нравственного благополучия; осмысление педагогом полученных результатов.

4. Главный системообразующий компонент технологии использования авторских дидактических сказок в работе с детьми по духовно-нравственному воспитанию, обеспечивающий её дидактический и воспитывающий эффект, в качестве которого выступает целевой и содержательный компонент сказок, тематика которых непосредственно охватывает основные духовно- ^ нравственные проблемы человека, семьи, общества и опосредованно формирует творческие и общественно значимые потребности ребёнка, направленность, силу и устойчивость его мотивов поведения, духовно-нравственных ориентиров.

5. Авторская программа «Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами авторской сказки» в условиях дошкольных и школьных образовательных учреждений обеспечивает усвоение детьми основных духовно-нравственных категорий, способствует созданию условий для свободного саморазвития личности каждого ребёнка, развитию его творческих способностей, а также даёт возможность педагогам корректировать в случае необходимости поведение детей.

Апробация основных положений исследования предлагаемой технологии * использования авторской дидактической сказки осуществлялась в процессе опытно-экспериментальной работы в ДОУ № 1 и № 28 города Орехово-Зуево, в школах города № 22, № 10, №18, №25, а также в детском доме-школе, приюте «Незабудка», в детской городской библиотеке «Аз-Буки» города Орехово-Зуево. Выступления по материалам диссертационного исследования были использованы в работе с педагогами Шатуры и Шатурского района Московской области (1988-2007 г.); на ежегодных международных Глинских чтениях (2002-2007г); в работе со слушателями ФПК МГОПИ (2004-2007 г.); на научно-практических конференциях: «Коррекционно-развивающая работа с детьми детского дома» (Орехово-Зуево, МГОПИ — 2004), региональной научно

• практическая конференции (МОУ МОШ № 12 - 2004г), городских научно-практических конференциях (Орехово-Зуево МОУ СОШ № 18, 2005г., Орехово-Зуево МГОПИ - 2005г., УлГПУ- 2007г); в ДОУ «Тропинка» (Нижний Новгород, 2006 г.); на методических объединениях учителей классов коррекции и воспитателей ГПД ( 2006г.); в ряде общеобразовательных школ г. Старый Оскол (2005г.); в республике Татарстан (Зеленодольский р-н, п. Раифа); на страницах детской газеты «Светлячок» (2005 г.); в процессе чтения лекций на педагогическом факультете МГОПИ, через курсы по выбору для студентов дневного и заочного обучения МГОПИ (2000-2007г.)

Внедрение результатов исследования осуществлялось путём публикации программно-методических материалов, докладов, тезисов выступлений по проблеме; путём публикации методических рекомендаций по использованию сказкотерапии в ДОУ и начальной школе, и в основной школе; публикации сборников сказок для работы с семьёй (для семейного чтения) - 20 сборников; разработкой концепции системы воспитания на основах народных традиций. j

Авторская программа «Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки» была внедрена, начиная 1998 года, в работу воспитательных учреждений в городе, в МОУ СОШ №№ 20, 11, 22, 25, 18, ДОУ №№ 28, 1, Орехово-Зуево Московской области.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Короткова, Людмила Дмитриевна

Выводы:

Обобщение результатов диссертационного исследования позволяет сделать следующие выводы:

1. Эмоциональное благополучие и социально приемлемое поведение ребёнка обеспечивается достаточно технологичной и доступной для педагогов и родителей методикой сказкотерапии, благодаря методически грамотному её использованию в работе с детьми, начиная с дошкольного возраста; эмоциональное поведение с его индивидуальными чертами формируется в ходе жизненного опыта, под влиянием воспитания и обучения; правильно организованное поведение, регулируемое сознанием, чувствами и волей, способствует выработке у ребёнка умения владеть собой, формированию духовно-нравственных качеств и свойств личности, что обеспечивает ему эмоциональное благополучие и оптимистическое мироощущение; социально-педагогическая незащищённость тормозит развитие психических новообразований, таких, как воображение, имеющее доминирующее значение для периода дошкольного и младшего школьного возраста, а, в конечном итоге, для успешности обучения ребёнка в школе; по этой причине вопрос преемственности между детским дошкольным учреждением и начальной школой по духовно-нравственному воспитанию средствами авторской сказки приобретает особенно важное значение, поскольку развитие воображения обеспечивает ребёнку в дальнейшем прогнозирование, предвидение результатов своих слов, поступков и даже мыслей в общении с окружающими, что является важным условием социализации ребёнка на всех дальнейших этапах становления его личности.

2. Основными педагогическими принципами воспитания детей средствами авторской дидактической сказки являются: связь с жизнью; комплексность, целостность и единство целевого, процессуального, содержательного, результативного и рефлексивного компонентов воспитательного процесса; грамотное педагогическое руководство, побуждающее самостоятельную активность детей; принцип гуманизма; единство требований школы и семьи; доступность, наглядность, учёта возрастных и интеллектуальных возможностей детей; индивидуальный подход в работе с детьми

3. К педагогическим условиям, необходимым для успешного осуществления технологии использования авторской дидактической сказки относятся: её поэтапное использование в работе с детьми; учёт возрастных возможностей детей; грамотное руководство педагога в процессе работы со сказкой; обеспечение адекватности восприятия сказки и оценка действий персонажей; личность самого педагога, отвечающая самым высоким духовно-нравственным требованиям; обоснованность выбора литературного материала обстоятельствам жизни и актуальность сказки; готовность педагога к доверительному общению с детьми; побуждение детей к принятию самостоятельных решений, к самостоятельному нравственному выбору; формирование в детях чувства уверенности в себе и обеспечение нравственного благополучия; рефлексия субъектами деятельности полученных результатов.

4. Формы организации работы с использованием авторской дидактической сказки должны соответствовать возрасту детей: в работе с дошкольниками это - фронтальные занятия, чтение сказок вне занятий, работа по подгруппам, индивидуальная работа с ребёнком; в работе с младшими школьниками - уроки внеклассного чтения, факультативные занятия, классные часы, воспитательные и развлекательные мероприятия, организация выставок рисунков и поделок по содержанию сказок. При этом целесообразно использовать формы обучения двух видов: повествовательные (чтение текста сказок) и вопросительно-ответные (диалогические). Методы, используемые для работы с авторской дидактической сказкой духовно-нравственного содержания - это: наставление и предостережение, метод примера, приспособления и ориентировки, воздержания, ограничения и самоограничения, метод награды и наказания, основанные на проблемно-диалогическом обучении.

5. Результатом работы по реализации технологии духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников средствами авторской дидактической сказки является осознание ребёнком тех базовых духовно-нравственных качеств, которые мы пытаемся воспитать в детях: совестливость и порядочность, самоотверженность и незлобие, сопереживание и сочувствие, патриотизм; понимание необходимости развития таких волевых качеств, как послушание, уважение и почитание родителей и учителей, терпение, хранение ума от соблазнов мира, мужество и справедливость; стремление искоренить сквернословие, жестокость, бессовестность и другие отрицательные качества, ярко показанные в авторских дидактических сказках с отрицательной эмоциональной окрашенностью, что вызывает у детей неприятие и противоборство, правда, пока на эмоциональном уровне.

Проведённое диссертационное исследование не претендует на исчерпывающее решение данной проблемы. Дальнейшая работа может быть продолжена в рамках следующих вопросов: систематизация педагогических условий, обеспечивающих наибольшую продуктивность реализации технологии использования авторской дидактической сказки по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста; поиск новых средств, форм и методов использования авторской дидактической сказки в ДОУ и начальной школе; дальнейшее исследование преемственности уровней сформированности у детей дошкольного и младшего школьного возраста стремления понять и осознать суть нравственных поступков других людей в целях мотивации собственного поведения; разработка серии программ по духовно-нравственному воспитанию детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами авторской дидактической сказки.

Заключение.

Великие гуманисты прошлого полагали, что понимание природы человека немыслимо без понимания норм и ценностей его жизни. Опыт нравственных изысканий показывает: ни добро, ни зло не предопределены и не реализуются автоматически. Решение остаётся за человеком. Оно зависит от его готовности решать и свои собственные нравственные задачи, и нравственные проблемы всего общества.

Готовность ребёнка решать свои проблемы так, чтобы не нарушать чужих прав, чтобы самому испытывать психологический комфорт и эмоциональное благополучие - задача важная как для педагогов, так и для родителей. И эта готовность включает основные направления её развития: через развитие ума, сердца (чувств) и воли, а также умения быть самим собой.

Научить различать добро и зло, воспитать совестливость, сострадание, почитание родителей и начальников, доброжелательность и взаимопонимание по отношению к окружающим, патриотизм и уважение к чужим ценностям можно различными путями, доступнейшее из которых - чтение. «Чтение — путь к житейской мудрости. Учись читать с интересом и удовольствием и не торопись!» - Призывает академик Д.С. Лихачёв в своих «Письмах о добром» (Л., 1994., с. 225)

Авторская дидактическая сказка является источником такой житейской мудрости, а потому её использование в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста целесообразно и продуктивно с точки зрения применения её в ДОУ и школе, а также из-за простоты и доступности её технологии в процессе семейного чтения.

Определенные в результате исследовательской работы педагогические условия и организационные нормы использования авторской дидактической сказки в работе с детьми дают возможность включать работу с такими сказками в занятия и иные формы организации детей в ДОУ и начальной школе. Выявленные в процессе апробирования авторской программы методы, формы, принципы использования дидактической сказки, а также средства управления процессом духовно-нравственного воспитания дошкольников и младших школьников, как доказало наше исследование, способствуют повышению уровня нравственной воспитанности детей.

Работа с родителями в рамках программы «Духовно-нравственное воспитание детей средствами авторской дидактической сказки» показало доступность и эффективность домашнего чтения не только для нравственного становления детей, но и для педагогического и нравственного просвещения самих родителей, часто затрудняющихся в установлении причинно-следственных связей жизненных событий и явлений, а иногда и просто проявляющих некомпетентность в вопросах духовности и нравственности.

Таким образом, использование авторской дидактической сказки в работе с детьми дошкольного и младшего школьного возраста — эффективный путь овладения ребёнком смыслами духовно-нравственных понятий и ценностей, основанных на национальных традициях народа, его образе мышления, гуманных принципах христианской морали, формирования личностно значимых ориентиров поведения и воспитания нравственных качеств личности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Короткова, Людмила Дмитриевна, 2008 год

1. Авва Дорофей. Душеполезные поучения. М: СТСЛ, 2002.

2. Авдеев Д.А. Неверович В.К. Наука о душевном здоровье. М.: Русский Хронограф, 2001.

3. Алексий 11, Патриарх Московский и всея Руси. Церковь и духовное возрождение России. Слова, речи, послания, обращения. Под ред. еп. Бронницкого Тихона. М: Изд-во Московской Патриархии, 1999.

4. Алексеева Г. Духовно-нравственное и патриотическое воспитание дошкольника: 3-годичная программа. М.: 2000. 126 с.

5. Александров А.Д. Наука и нравственность. // Общество и молодёжь./ Под ред. Г.М. Гусева, Б.Т. Григорьева, И.С. Кона и др. М.: 1968.С. 191-218.

6. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М, 1996.

7. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л, 1968.

8. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человека. М.: Наука. 1977.

9. Анисимов А.А. Новый этап в развитии педагогического образования,// Педагогика. 1992. № Ц-12. С. 48-54.

10. Анисимов С.Ф. Мораль и поведение. 2-е изд. Доп. М: Мысль, 1985.

11. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988.

12. Аристотель. О душе. Соч. в 4 т. Т 1. М, 1976.

13. Арнольдов А.И. Введение в культурологию (новая расширенная редакция). Учебное пособие. М, 1993.

14. Архангельский Л.М. Социально-этические проблемы теории личности. М.: Мысль, 1974.

15. Архимандрит Амвросий (Юрасов) О вере и спасении. СПб.: Издательство «Царское дело», 2001.

16. Бабанский Ю.К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. (Дидактический аспект). М.: Педагогика, 1982.

17. Бабосов Е.М. Нравственная культура личности. Минск, 1985.

18. Базовая культура личности: теоретические и методические проблемы. Сб. научных трудов./ Под ред. О.С. Газмана. М, 1989.

19. Бакштановский В.И. Моральный выбор личности: цели, средства, результаты.1. Томск, 1977.

20. Бакштановский В.И. Культура нравственного сознания и поведения личности. М.: Знание, 1979.

21. Бачинин В.А. Моральная культура личности. Автореф. дисс. — канд филос. наук. М, 1980.

22. Белик А.А. Культурология. Антропологические теории культуры. М.: РГГУ, 2000.

23. Беляева В.А. Теория и практика духовно-нравственного становления и развития личности учителя в советской и православной педагогической культуре. Автореф. дисс. докт. пед. наук. М, 1999.

24. Беляева В.А. Проблемы формирования духовно-нравственной культуры учителя в системе университетского педагогического образования.// Научн. труды МПГУ. Сер.: Психолого-педагогические науки. М.: Прометей, 1999.

25. Беляева В.А. Духовно-нравственное становление и развитие личности учителя в контексте светской и православной педагогической культуры. Рязань, 1998.

26. Беляева В.А. Черных А.П. Певчева Т.В. Духовно-нравственное становление учителя. //Педагогика. 1998. № 5 С. 67-69.

27. Беляев В.И. Мухин М.И. Гуманизация образования: концептуальные основы. М.: ИПК и ПРНО МО, 2003.

28. Бердяев Н.А. Самопознание. М, 1990.

29. Бердяев Н.А. Философия свободного духа. М.: Республика, 1994.

30. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства. М, 1994.

31. Бердяев Н.А. Душа России. М, 1990.

32. Бердяев Н.А. О назначении человека./ Сост. Л.И.Греков, А.П. Поляков. М.: Республика, 1993.

33. Боголюбова Е.В. Культура и общество: Вопросы истории и теории. М.: МГУ, 1978.

34. Божович Л.И. Личность и её формирование в детском возрасте. М.: Просвещение, 1968.

35. Болдырев Н.И. Нравственное воспитание школьников. (Вопросы теории) М.: Педагогика, 1979.

36. Бородина Н.К. Духовность: истоки и сущность. // Школа духовности. 2000. № 4. С. 23-29.

37. Буров А.А. Запоздалое раскаяние // Русский дом. 2001. № 3.

38. Введение в культурологию. Пособ. для вузов. /Отв. ред. Е.В. Попов. М.: ВЛАДОС, 1995.

39. Воронова О.А. Организация и содержание духовно-нравственного воспитания младшего школьника: Дисс.канд. пед. наук: 13.00.01. Иркутск, 206. 155 с.

40. Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. Автореф. Дисс. — докт. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1999.

41. Выготский Л.С. Педагогическая психология. / Под ред. В.В. Давыдова. М.: Педагогика, 1999.

42. Галицких Е.О. Духовное развитие личности. Программа и модели занятий спецсеминара. Киров, 1997.

43. Гальперин П.Я. Психология личности, психология творчества и психология творческого труда. Тез. докл. научн. конф. Вып. 185. Челябинск, 1976. С. 72-78.

44. Гармаев А. Обрести себя. М.: Свет Православия, 1999.

45. Гармаев А. Психопатический круг в семье. М.: Лучи Софии, 2002.

46. Георгиева Т.С. Христианство и русская культура. Уч. пособие для студентов вузов. М.: ВЛАДОС, 2001.

47. Глинские чтения. Духовно-нравственное воспитание в системе образования Российской Федерации. М.: Самшит-издат, 2002.

48. Глинские чтения. М.: Самшит-издат, Январь-февраль 2005.

49. Глинские чтения. М.: Самшит-издат, Май-июнь 2005.

50. Глинские чтения. М.: Самшит-издат, Июль-август. 2005.

51. Гончаренко Н.В. Духовная культура. Источники и движущие силы прогресса.1. Киев, 1980.

52. Голубев П. Епископ Феофан подвижник-толкователь Библии, как слова жизни. Радость христианина, М, 1894.

53. Гребенников И.В. Педагогическую культуру каждой семье. М.: Знание, 1978.

54. Григорьева Г.Г. Педагогическая коррекция эмоциональных нарушений поведения средствами изобразительной деятельности: Дисс. канд пед наук. Свердловск, 1998.

55. Громыко М.М. Мир русской деревни. М.: Мол. Гвардия, 1991.

56. Громыко М.М. Буганов А.В. О воззрениях русского народа. М.: Изд-во этнологии и антропологии РАН, «Паломник», 2000.

57. Гудкова Н.Ф. Семья с вековым укладом. / Русский дом. 1998. № 12.

58. Гуревич П.С. Этика. Учебник для вузов. М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2006. 416 с.

59. Гусейнов А.А. Социальная природа нравственности. М.: Изд-во МГУ, 1974.

60. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. Т. 1. Русский язык.1989.

61. Деков В.У. Религия и духовная культура общества. Проблема взаимодействия. М.: Знание, 1989.

62. Диденко В.Д. Искусство, духовная культура, философия. Алма-Ата.: Наука,1990.

63. Добротолюбие. Избранное для мирян. М, 2000.

64. До донов В.И. Теоретико-методологические основы духовно-нравственного развития личности в наследии русских философов конца XIX — начала XX веков. М, 1994.

65. Домострой. / Под ред. В. Сенина. СПб, 1992.

66. Дунаев М.М. Вера в горниле сомнений. Православие и русская литература в ХУ11 XX веках. М.: Издательский Совет РПЦ, 2002.

67. Духовная культура и формирование личности. // Материалы научной конференции. / Под ред. А.Ф.Мурзина. Краснодар, 1989.

68. Духовная культура и развитие личности в современном обществе. // Вопросы философии. / Под общ. Ред. JI.K. Гришанова. Кишинёв.: Штиница, 1977.

69. Духовная культура и социальный прогресс. / Под ред. Т.Д.Каракеева. Фрунзе.: Илим, 1980.

70. Евсевий, архиепископ. О воспитании детей в духе христианского благочестия. Изд. 4-е, СПб, 1877.

71. Залетова Т.Д. Уроки нравственности по материалам русских народных сказок. Экспериментальная программа для учащихся 1 класса общеобразовательной школы. СПб, 1999.

72. Запорожец А.В. Психологическое развитие ребёнка. Избранные труды в 2 т. М, 1986.

73. Запорожец. А.В. Психология восприятия сказки ребёнком дошкольником. М, 1986.

74. Захаров А.И. Как предупредить отклонения в поведении детей. СПб, 1997.

75. Захаров А.И. Предупреждение отклонений в поведении ребёнка. СПб, 2000.

76. Зеньковский В.В. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Церковь и школа. Наша эпоха. М, 1993.

77. Зеньковский В.В. История русской философии. СПб, 1991.

78. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Введение в сказкотерапию // Психолог в детском саду. 1998. № 1.

79. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Путь к волшебству. Теория и практика сказкотерапии. СПб, 1998.

80. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Нисневич JI.A. Как помочь особому ребёнку. СПб, 1998.

81. Зинкевич-Евстигнеева Т.Д. Практикум по сказкотерапии. СПб, 2000.

82. Зорин К.В. Что такое «наследственная порча». М, 2004.

83. Зосимовский А.В. Критерии нравственной воспитанности // Педагогика. 1992. № 11-12. С. 22-26.

84. Игнатий Бренчанинов. Свт. Аскетические опыты. T.l. М, 1993.

85. Илларионова Л.П. Духовно-нравственная культура учителя и пути её формирования. Учебн. пособ. Алматы, 1999.

86. Илларионова Л.П. Духовно-нравственная культура учителя: сущность,содержание, структура. М, 2001.

87. Ильин И.А. Путь духовного обновления. М.: Республика, 1993.

88. Ильин И.А. Собр. соч. в 10 т. Сост. Ю.Т. Лисица. Т 1-2. М.: Русская книга, 19931996.

89. Ильин И. Духовный смысл сказки. // Студенческий меридиан. 1989. №2.

90. Ильин В.А. Вторжение. // Русский дом. 2000. № 5.

91. Информационный вестник. М.: Общественный комитет «За нравственное возрождение Отечества», 2002.

92. Иоанн Кронштадский. Св. Прав. Великий Пост. М, 2003.

93. Иоанн Брянчанинов. Свт. Аскетические опыты. Т. 2. М, 1993.

94. Иоанн Златоуст. Свт. Уроки о воспитании. М, 2002.

95. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Симфония. По творениям святителя Тихона Задонского. М, 1996.

96. Иоанн (Маслов) схиархимандрит. Лекции по пасторскому богословию. М, 2001.

97. Иоанн (Маслов), схиархимандрит. Святитель Тихон Задонский и его учение о спасении. М, 1995.

98. Казин А.Л. Искусство и духовная культура. / Под ред. М.С.Кагана. Л.: Наука. 1987.

99. Кан-Калик В.А. Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.

100. Каптерев П.Ф. Об общественно-нравственном развитии и воспитании детей. Избр. пед. соч. М.: Педагогика, 1982.

101. Каптерев П.Ф. Нравственно-эстетический элемент в образовательном процессе. Изб. пед соч. М.: Педагогика, 1982.

102. Караковский В.А. Воспитай гражданина. Записки директора школы. М, 1987.

103. Козлова С.А. Нравственное воспитание дошкольников в процессе ознакомления с окружающим миром. М.: Педагогика, 1988.

104. Коломинский Я.А. Человек: Психология. М, 1986.

105. Коменский Я.А. Материнская школа. Избр. пед. соч. в 2-т. Т 1. М, 1982.

106. Кошмина И.В. Основы русской православной культуры. Уч. пособие. М.:1. ВЛАДОС, 2001.

107. Кравцова Е.Е. Психологические новообразования дошкольного возраста. //Вопросы психологии. 1996. № 6.

108. Круглов Ю.Г. Русские народные сказки. // Сказки. М, 1988.

109. Кульневич С.В. Педагогика личности. 4.1. Стратегия и тактика личностного воспитания. Ростов-на-Дону, 1995.

110. Культурология (краткий словарь). / Под ред. И.Ф. Кефели. СПб, 1995.

111. Культурология. / Под ред. И.Г. Багдасарьян. М.: Высшая школа, 1998.

112. Лабодина С.В. Способности ребёнка. Как их развивать. СПб.: Изд-во Диалог, 2006.

113. Ларин Е.И. Нравственность и духовное богатство личности. //Актуальные проблемы нравственного развития личности. Материалы межрегиональной конференции. Томск, 1975.

114. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. М, 1977.

115. Леонтьев Д.А. Методика изучения ценностных ориентаций. М.: Смысл, 1992.

116. Лихачёв Б.Т. Педагогика. Курс лекций. М, 1992.

117. Лихачёв Б.Т. Педагогика. М.: Прометей, 1993.

118. Лихачёв Б.Т. Философия образования: спец. курс. Учебн. пособие для студ. вузов. М.: Прометей, 1995.

119. Личность и её ценностные ориентации. / Под ред. В.А. Ядова, И.С. Кона. М, 1969.

120. Лосский Н.О. Характер русского народа. В 2 кн. М.: Ключ, 1990.

121. Розанов В.В. Сочинения в 2-т. / Сост. Е.В. Барабанова. М.: Правда, 1990.

122. Лукьянова И.Г. Социально-психологические аспекты исследования духовной культуры. //Методологические проблемы изучения культуры. Л, 1978. С. 83-94.

123. Макаров В. Кириллов Н. Чобану. Душа мира путь к глобализации. // 3 Всемирный Конгресс по психотерапии. 2002. № 3.

124. Макарова И.А. Формирование духовно-нравственных потребностей у старшеклассников. Автореферат дисс. канд. пед наук. Волгоград, 2002.

125. Макшанцева Л.К. Тревожность и возможность её снижения у детей.

126. Психологическая наука и образование. 1998.

127. Маслов Н.В. Основы русской педагогики. М.: Самшит-издат, 2006.

128. Маслов Н.В. Благодатный старец. М.: Самшит-издат, 2006.

129. Массовая культура и нравственность: материалы «круглого стола» в изд. Отделе Московского Патриархата. Сов. Педагогика. 1990 № 9.

130. Марьенко И.С. Основы процесса нравственного воспитания школьников. Учебн. пособ. для студ. пединститутов. М.: Просвещение, 1980.

131. Михаленко Н. Психокоррекция поведения детей с, эмоциональными отклонениями в развитии средствами игровой деятельности. Дисс. канд. псих, наук. ИЛИ РАО, 1989.

132. Никандров. Н.Д. Общечеловеческие ценности. // Образование для XXI века. М, 1994. С.3-5.

133. Молодова Л.П. Нравственно-экологическое воспитание старших дошкольников. Пособие для педагогов дошкольных учреждений. Минск.: Асар,1999.

134. Неёлов Е.М. Натурфилософия русской волшебной сказки. Петрозаводск, 1989.

135. Неёлов Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики. ЛГУ, 1986.

136. Никандров Н.Д. Россия: социализация и воспитание на рубеже тысячелетий. М,2000, 266 с.

137. Ничипоров Б.В. Введение в христианскую психологию (размышления священника-психолога). М.: «Школа-пресс», 1994.

138. Нравственное воспитание: проблемы и результаты исследований. / Под ред. Н.С. Мансурова. М, 1980.

139. Нравственное воспитание: Проблемы теории и практики. / Под ред. Н.К.Уледова, Л.М. Архангельского и др. М.: Мысль, 1979.

140. Нравственная культура личности. / Отв. ред. И.Ф. Надольный, В.П.Андрущенко. Киев, 1986.

141. Орлов А.Б. Проблемы перестройки психолого-педагогической подготовки учителей. //Вопросы психологии. 1989. № 1. С. 16-25.

142. Основы педагогического мастерства. Учебн. пособ. для студ. пединститута.

143. Под ред. И.А. Зязюна. М.: Просвещение, 1989.

144. Паисий Святогорец. Слова. В 4 т. Т.1 и Т. 4. Словакия-Москва, 2002.

145. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. М.: Импэто, 1997.

146. Петрова Е.Ю. Использование сюжетов народной волшебной сказки в психокоррекционной и педагогической работе. СПб, 1998.

147. Половинкин А.И. Православная духовная культура. М.: ВЛАДО-Пресс, 2003.

148. Полынский А.В. Почему русские вымирают. // Русский дом. 2000. № 5.

149. Платон. Государство. Соч. в 3 т. Т 3. М, 1972.

150. Православная культура: концепции, учебные программы, библиография / Сост. Д.Е. Самогаев. М.: Изд. Дом «Покров», 2003.

151. Преподобный Иоанн, игумен Синайской горы. Сочинения. М, 2001.

152. Проблемы духовно-нравственного воспитания личности. / Под ред. А.А. Шаталова. Орехово-Зуево, 1998.

153. Пропп В .Я. Исторические корни волшебной сказки. ЛГУ, 1986.

154. Пропп В.Я. Морфология сказки. М, 1984.

155. Протоиерей Геннадий Нефёдов. Основы христианской нравственности. М.: Паломник, 2006.

156. Психология. Словарь. / Под ред. А.В. Петровского, М.Г. Ярошевского. 2-е изд. испр. и доп. М, 1990.

157. Розанов В.В. Мысли о литературе. М, 1989.

158. Роль духовной культуры и искусства в формировании мировоззрения личности. Сб. научн. трудов. / Сост. А.С.Мигунов. М.: Знание, 1986.

159. Романова А.С. Духовно-нравственное формирование учащихся в современных условиях. Автореф. дисс. канд. пед наук. Чебоксары, 1999. 177 с.

160. Рубинштейн С.Д. Основы общей психологии. В 2-х т. Т. 2. М, 1989.

161. Рувинский Л.И. Психолого-педагогические проблемы нравственного воспитания школьников. М.: Педагогика, 1981.

162. Руссо Ж-Ж. Пед соч. в 2-х т. Т. 1 М., 1981.

163. Сапогова Е.Е. Морфология и психосемиотика сказки в контексте моделирующих процессов воображения. //Журнал практического психолога.1999. №10—11.

164. Сапов Ю.И., Тюнников Ю.С. Психолого-педагогическая антропология. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2003.

165. Светильник веры и благочестия. / Редактор-составитель Алексей Любомудров. СПб.: Свято-Иоанновский ставропигиальный женский монастырь, 1998.

166. Святитель Лука (Войно-Ясенецкий). Дух, душа и тело. Киев, 2005.

167. Святитель Николай Сербский. Мысли о добре и зле. Пер. с серб. С. Лугановой. М, 2002.

168. Свящ. Александр Дубинин. Ребёнок в мире ТУ и компьютеров. М.: Даниловский благовестник, 1997.

169. Семёнов В.Д. Народная педагогика как вид духовной культуры общества. Духовное производство и народная культура. /Под ред. Л.Н.Кагана. Свердловск, 1988.

170. Ситаров В.А. Дидактика: пособие для практических занятий: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / под ред. В.А. Сластёнина. М, 2008. 352 с.

171. Соловейчик С. Педагогика для всех. М.: Детская литература, 1987.

172. Славянорусский корнеслов. СПб, 2005.

173. Сластенин В.А. Формирование личности учителя советской школы в процессе его профессиональной подготовки. Автореф. дисс. докт. пед наук. М, 1977.

174. Сластенин В.А. Подымова Л.С. Педагогика: инновационная деятельность. М, 1997.

175. Собрание писем преподобного Амвросия старца Оптинского. Изд-е Свято-Введенской Оптиной Пустыни, 1997.

176. Соколов Э.В. Культура и личность. Л.: Наука, 1972.

177. Соколов Дм. Сказки и сказкотерапия. М, 1996.

178. Солдатенков А.Д. Теория и практика духовно-нравственного воспитания школьников. Автореф. дисс. докт пед наук. М, 1998.

179. Соловьёв B.C. Духовные основы жизни. Ред. Вступ. сл и прим. С.П.Заикина. СПб, 1995.

180. Соловьёв B.C. Смысл любви: Избранные произведения. / Сост. Н.И. Цимбаев.1. М.: Современник, 1991.

181. Сухарев А.В. Психологический этно-функциональный подход к психической адаптации человека: Дисс. д-ра психол. наук: М, 1998. — 352 с.

182. Сухарев А.В. Этно-функциональная психотерапия: теоретико-методологические предпосылки и эмпирические результаты // Психологический журнал, т. 28. № 1. 2007. С. 90-99.

183. Сухомлинский В.А. Избр. пед соч. в 3-х т. Т. 1 М, 1979.

184. Сухомлинский В.А. Моя педагогическая система. //Радянська школа. 1988. № 6.

185. Социология. Курс лекций // Под ред. А.В. Миронова и др., М, 1996, 202 с.

186. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология. М.: «Академия», 2003.

187. Тесленко Е.И. Духовная культура учителя: теоретические основы развития. М, 1998.

188. Три стороны жизни душевной (по учению святителя Феофана Затворника) //Психолог журнал. 1991. №6.

189. Толстой JI.H. Дневники. Собр. Соч. в 20 т. Т. 20. М, 1965.

190. Толстой JI.H. Педагогические сочинения. М, 1989.

191. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Собр. соч. Т 9, М, 1956.i

192. Ушинский К.Д. О народности и общественном воспитании. Избр. пед. соч. в 2-х т. Т.1.М.: 1953. С. 55-136.

193. Ушинский К.Д. Нравственное воспитание как основная задача воспитания. Избр. Пед соч. в 2-х т. Т 1. М, 1953.

194. Ушинский К.Д. и русская школа. // Под ред. Е.П.Белозерцева. М, 1994.

195. Феофан Затворник. Свт. Пути к спасению. М, 2002.

196. Фёдорова О.Д. Основы педагогики с позиции западногерманского теоретика // Сов. Педагогика. 1991. № 10.

197. Филарет Московский. Учение о семейной жизни. М, 1997.

198. Франк C.JI. Духовные основы общества. М, 1992.

199. Чекина Л.Ф. Педагогическая диагностика нравственной воспитанности детей старшего дошкольного возраста. Дисс. канд. пед наук. М, 2001.

200. Человек и духовно-культурные основы возрождения России. /Под ред. Т.П.

201. Выжлецова, В.Т. Пиляева, В.Н. Сагатовского. СПб, 1996

202. Шабельников В.К. Психология души. М.: «Академия», 2003.

203. Шацкий С.Т. Пед. соч. в 4-х т. Т. 2. М, 1962.

204. Шаталов A.A. JI.H. Толстой и русская школа. // Педагогика, 2007. № 1. С. 86-93.

205. Шестун Евгений, протоиерей. Православная педагогика. М, 2001.

206. Шестун Е., протоиерей. Педагогика русской цивилизации. //Православная культура. М, 2001.

207. Шишова Т. Застенчивый ребёнок. М, 1997.

208. Шишова Т. Страхи это серьёзно. М, 1997.

209. Щуркова Н.Е. Диагностика воспитанности: педагогические методики. М, 1992.

210. Этих Фромм. Иметь или быть? М, 1986.

211. Фейербах JI. Избранные философские произведения в 2-т. Т. 1. М, 1958.

212. Фесюкова Л.Б. Воспитание сказкой. Харьков, 1996.

213. Флоренский ПА. Сочинения: в 2 т. М.: Правда, 1990.

214. Фон Франц М-Л. Психология сказки. СПб, 1998.

215. Юнг К-Г Понятие коллективного бессознательного. Аналитическая психология: прошлое и настоящее. М, 1995.

216. Фромм Э. Психоанализ и этика. М, 1998.

217. Якиманская Н.С. Технология личностно ориентированного образования. М, 2000.

218. Яничев П.И. Психологическая интерпретация некоторых функций волшебной сказки. //Журнал практического психолога. 1999. № 10—11.

219. Энциклопедия мистицизма. СПб, 1996.

220. Список опубликованных книг автора, использованных в настоящей работе:

221. Короткова Л.Д. Рябиничка Книга для семейного чтения. Орехово-Зуево, 1996. 105 с. (13,1 п.л.).

222. Короткова Л.Д. Светлая душа. Книга для семейного чтения. Орехово-Зуево, 1997. 279 с. (34,8 пл.).- 219. Короткова Л.Д. На тёмны деньги жить как в болоте жижу пить. Книга длясемейного чтения. Орехово-Зуево, 1998. 247 с. (30,8 пл.).

223. Короткова Л.Д. Изумрудная чашечка. Книга для семейного чтения. Орехово-Зуево, 1998. 230 с. (28,7 пл.).

224. Короткова Л.Д. Катюшкина краюшка. Книга для семейного чтения. Орехово-Зуево, 1998. 224 с. (30,5 пл.).

225. Короткова Л.Д. Дурман-трава. Книга для, семейного чтения. Орехово-Зуево, 1999.213 с. (26,6 пл.).

226. Короткова Л.Д. Ночь на Аграфену-Купальницу. Книга для семейного чтения. Орехово-Зуево, 2000. 200 с. (25 пл.).

227. Короткова Л.Д.' Калинка-Малинка. Книга для семейного чтения. Орехово-Зуево, 2000. 210с. (26,2 пл.).

228. Короткова Л.Д. Крутой порожек. Книга для семейного чтения. Орехово-Зуево, 2002. 223 с. (27,8 пл.).

229. Короткова Л.Д. Маняшка-ягодиночка. Книга для семейного чтения. Орехово-Зуево, 2002. 120 с. (7,5 пл.).

230. Короткова Л.Д. Зачарованный терем. Книга для семейного чтения. Орехово-Зуево, 2003. 184 с. (11,5 пл.).

231. Короткова Л.Д. Кувшинчик с двумя донцами. Книга для семейного чтения. Орехово-Зуево, 2003. 118 с. (7,4 пл.).

232. Короткова Л.Д. Емелина неделя. Книга для семейного, чтения. Орехово-Зуево, 2004. 274 с. (17,1 пл.)

233. Короткова Л.Д. Андрюшкин благовест. Книга для семейного чтения. Орехово-Зуево, 2004. 107 с. 6,7 пл.).

234. Короткова Л.Д. Сиреневые кружева. Книга для семейного чтения. Орехово-Зуево, 2004. 280 с. (17,5 пл.).

235. Короткова Л.Д. Венок дивных снов. Книга для семейного, чтения. Орехово-Зуево, 2005. 237 с. (14,8 пл.).

236. Короткова Л.Д. У Тихой заводи. Книга для семейного чтения. Орехово-Зуево, 2005. 333 с. (20,8 пл.).

237. Короткова Л.Д. Стёжки-дорожки. Книга для семейного чтения. Орехово

238. Зуево, 2006. 322 с. (20,1 пл.).

239. Короткова Л.Д. Берегинюшка. Книга для семейного чтения. Орехово-Зуево,2006. 343 с. (21,4 пл.).

240. Короткова Л.Д. Бабушка Мила. Книга для семейного чтения. Орехово-Зуево,2007. 354 с. (22,1 пл.).

241. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников. -М., ЦГЛ. 2006. 125 с. (7,9 пл.).

242. Короткова Л.Д. Сказкотерапия в школе. М.: ЦГЛ, 2006. 142 с. (8,9 пл.).

243. Петров В.М. Гришина Г.Н. Короткова Л.Д. Зимние праздники, игры, забавы для детей. М.: Сфера, 1999, 122 с. (6,72/3,6 пл.).

244. Петров В.М. Гришина Г.Н. Короткова Л.Д. Осенние праздники, игры, забавы для детей. М.: Сфера, 1998. 125 с. (6,72/3,9 пл.).

245. Петров В.М. Гришина Г.Н. Короткова Л.Д. Весенние праздники, игры, забавы для детей. М.: Сфера, 1998. 141 с. (7,2/4,3 пл.).

246. Петров В.М. Гришина Г.Н. Короткова Л.Д. Летние праздники, игры, забавы для детей. М.: Сфера, 1998. 127 с. (6,72/ 3,4 пл.).

247. СПИСОК ОПУБЛИКОВАННЫХ РАБОТ АВТОРА1. Монография

248. Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание детей дошкольного и младшего школьного возраста средствами авторской сказки. Монография. — М., ЦГЛ, 2006,165 с. (10 пл.)

249. Сборники научных трудов и научные статьи:

250. Короткова Л. Деловая игра как активная форма профессиональной подготовки учащихся. //Дошкольное воспитание. 1987. № 10. С. 69-84. (0,9 п.л.).

251. Короткова Л. Выше уровень профессиональной подготовки воспитателя. //Дошкольное воспитание. 1988. № 5, С. 64-68. (0,3 п.л.).

252. Короткова Л. Воспитание у дошкольника осознанного отношения к слушанию музыки. //Дошкольное воспитание. 1989. № 12, С. 113-118. (0,4 п.л.)

253. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности. //Начальная школа. 2007. № 11. С. 15-17. (0,2 п.л.).

254. Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки. Начальная школа плюс До и После. 2007 № 11, С. 6 -10.

255. Короткова Л.Д. Духовно-нравственное воспитание средствами авторской сказки. Методическое пособие^ М: ЦГЛ, 2006. 159 с. (9,4 п.л.).

256. Короткова Л.Д. Сказкотерапия для дошкольников и младших школьников. Методические рекомендации для педагогической и психокоррекционной работы. Изд. 3-е. М: ЦГЛ, 2006. 128 с. (8 пл.).

257. Короткова Л.Д. Сказкотерапия в школе. Методические рекомендации. М: ЦГЛ, 2006. 144 с. (9 п.л.).

258. И. Короткова Л.Д. Здоровье сберегающая технология сказкотерапии в духовно-нравственном воспитании // Инновационная деятельность: начальная школа — вуз. Материалы Всероссийской научно-практической конференции. Ульяновск: УлГПУ, 2007. С. 55-69. (0,9 пл.).

259. Короткова Л.Д. Семейное чтение как средство духовно-нравственного становления личности. //Семейное чтение. 2007. №4. С. 15-23.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.