Авторское осмысление национальной картины мира в романе К. Абрамова "Степан Эрьзя" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат наук Голяков, Андрей Николаевич

  • Голяков, Андрей Николаевич
  • кандидат науккандидат наук
  • 2017, Саранск
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 184
Голяков, Андрей Николаевич. Авторское осмысление национальной картины мира в романе К. Абрамова "Степан Эрьзя": дис. кандидат наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Саранск. 2017. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Голяков, Андрей Николаевич

ОГЛАВЛЕНИЕ

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. МЕНТАЛЬНЫЙ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК ЭРЗЯНСКОГО НАРОДА В РОМАНЕ К. АБРАМОВА «СТЕПАН ЭРЬЗЯ»

1.1. Природа и быт этноса в ракурсе национального мировидения мордовского писателя

1.2. Специфика художественного преломления традиционной культуры

и фольклора эрзян в романе

ГЛАВА 2. ИНДИВИДУАЛЬНО-АВТОРСКОЕ ОСМЫСЛЕНИЕ НАЦИОНАЛЬНОГО ХАРАКТЕРА В РОМАНЕ К. АБРАМОВА «СТЕПАН ЭРЬЗЯ»

2.1. Феномен ментальности женщины-эрзянки в романе «Степан Эрьзя»

2.2. Авторская интерпретация эрзянских мужских типов

ГЛАВА 3. КОНЦЕПЦИЯ ОБРАЗА СТЕПАНА ЭРЬЗИ В РОМАНЕ К. АБРАМОВА

3.1. Способы изображения профессионального развития скульптора

3.2. Эволюция художественно-эстетических принципов творчества героя

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Авторское осмысление национальной картины мира в романе К. Абрамова "Степан Эрьзя"»

ВВЕДЕНИЕ

Современные демократические преобразования, наблюдающиеся в обществе, активизировали процессы национального духовного развития, в результате чего у каждого человека складывается собственное восприятие истоков национальной культуры и ее нравственных норм. В связи с этим большой интерес вызывает проблема самобытности национальной художественной прозы, поскольку именно в ней воплощаются специфические черты народа, затрагиваются сущностные ориентиры национальной жизни, реализуются особенности национального мышления, освоения и преображения мира. «Художник познает и творит национальный космос. Художественное произведение - это как бы национальное устройство мира в удвоении, когда национальный космос не только порождает художественный мир, но и вновь обращается на эту же народную жизнь и космос...», - отмечает Г. Д. Гачев [66, с. 78].

Литературное творчество помогает осознать уникальность и неповторимость своего народа, его культуру. Каждый писатель по-своему представляет духовую связь прошлого, настоящего и будущего этноса. Духовный опыт народа, нравственные постулаты, выработанная им система ценностей являются в художественной литературе мощным средством сохранения национального самосознания, самоуважения и достоинства.

Закономерно, что исследователи активно обращаются к проблеме национального феномена в литературе. Так, В. Н. Захаров обосновывает необходимость создания особой научной дисциплины - этнопоэтики, которая должна изучать национальное своеобразие конкретных литератур, их место в мировом художественном процессе [104, с. 90]. И. Е. Есаулов, исследуя вопросы национального самосознания, обнаруживает в литературе отражение этнических типов мышления, поведения и отношения, отображение в ней национального характера народа [95]. В. В. Колесов подходит к данной проблеме с позиции отражения в языке и речи

3

ментальности народа. Менталитет, согласно автору, «есть наивно целостная картина мира в ее ценностных ориентирах, основанная на этнических предрасположениях и исторических традициях, она представляет собой часть народной духовной культуры, которая создает этноментальное пространство народа». Ментальность, по его мнению, «миросозерцание в категориях и формах родного языка, соединяющее интеллектуальные, духовные и волевые качества национального характера в типичных проявлениях» [121, с. 88]. Е. А. Малкина, исследуя национальную литературу, выделяет «символическую образность, ценностный аспект, пространственно-временные характеристики картины мира, архетипическую доминанту образов, связанных с отражением национальной картины мира» [153, с. 12]. С. В. Шеянова, говоря о своеобразии мордовского романа, подчеркивает, что художественная концепция мордовского романа «определяется воссозданием «национальной картины мира» во всем многообразии и самобытности, гармоничными связями национально неповторимого и всеобщего универсального» [245, с. 130]. Кроме того, исследуя современный роман в аспекте национальной парадигмы, она отмечает, что «составляющими» «эстетическое целое» мордовского романа являются «ценности материальной и духовной культуры» народа, создающие «национально-эстетический колорит эпического пространства», раскрывающие «философию» этноса» [245, с. 88].

«Художественный мир», который М. М. Бахтин рассматривает как систему, включает в себя «наиболее значимую модель мира - время-пространство, определяющую координаты человеческого бытия» [38, с. 114]. Соответственно, картина мира выявляется через отношение человека к пространству и времени. «Ощущение человеком своей величины, своего места и роли в мире передается, прежде всего, в способе восприятия и передачи им пространства; его способность к активности, к определенным образом направленной деятельности - в его ощущении времени», -подчеркивает Г. Д. Гачев [66, с. 80].

Существование национальных картин мира признается большинством ученых. Так, исследователь М. М. Маковский считает, что картина мира -это «глобальный образ мира, репрезентирующий его свойства в том виде, в котором они осмысляются носителями, и являющийся интеграцией всех моментов психической жизни человека как представителя того или иного этноса на той или иной ступени их развития» [152, с. 36-53]. Н. Д. Арутюнова, исследуя данный вопрос, подчеркивает, что всякая картина мира «отражает мир человека в его национально специфических вариантах» [30, с. 87]. В. И. Постовалова определяет картину мира как «исходный глобальный образ мира, лежащий в основе мировидения человека», «субъективный образ объективной реальности» [188, с. 48].

Подробное объяснение данного понятия находим у Ю. В. Чернявской, утверждающей, что «картина мира - это целостная система представлений о реальности, которая создается в умах членов этнической общности благодаря самосознанию и ментальности, т. е. их культурно-психологическая реализация. ... Картина мира - это неотъемлемый компонент национального характера, столь же необходимая составляющая этнонационального и -шире - общественного сознания», «порождение этнонациональной культуры и всего предшествующего опыта данного народа». И далее ученый констатирует: «Национальная картина мира как особое взаимодействие человека с окружающим его миром представляет собой систему сведений, знаний, представлений о мире, которые заложены в мифологии, философии, языке, этнологии, фольклоре каждого народа» [234, с. 48-57].

Содержательна трактовка понятия «национальная картина мира» и у Г. Д. Гачева, который отмечает, что «национальное - своеобразные образы (символы) мира - отражает особенности идиоэтнического мировосприятия, оно обусловлено психологией народа, его образом жизни, природными условиями проживания, многовековыми национальными традициями». Исследователь, анализируя «национальную образность», исходит из того, что «у каждого народа, культурной целостности, есть свой склад мышления,

5

который и предопределяет картину мира». По его мнению, мир каждым народом видится вариативно, «в особой проекции», называемой национальной картиной мира [66, с. 78].

Сообразно вышеназванным определениям, национальная картина мира, в нашем понимании, это представление о мире, мифологии, философии, языке, этнологии, фольклоре определенного этноса, укладе его общественной, хозяйственной, семейной жизни, сложившихся под воздействием времени, среды, условий обитания, культурно-исторического развития, психологических особенностей национального характера, влияния религиозных систем миропонимания и др.

Национальная картина мира - теоретическая смыслосодержащая категория. Можно предположить, что ее «эмпирическим зерном», «иллюстративным подтверждением» в данном исследовании является роман-трилогия К. Абрамова «Степан Эрьзя» как произведение «многообразное и самобытное, характеризующееся гармоничными связями национально неповторимого и всеобщего универсального» [247, с. 14]. Подтверждением этому могут являться слова А. Эбаноидзе, который, говоря о данном произведении, подчеркивает, что «.выявление национального своеобразия и предъявления его миру» является главной задачей писателя. Более того, он продолжает: «Национальной литературы нет вне национального языка, в определенном смысле она - продукт языка, его глубокомудрое дитя и как таковое несет в себе генетический код, символы и знаки национальной прапамяти» [257, с. 208].

Национальная самобытность народа, укорененные духовные ценности, являющиеся истоками культуры, - стержневая основа многих исторических романов мордовских писателей: А. Куторкина («Бурливая Сура»), А. Мартынова («Дети своих отцов»), А Щеглова («Дважды рожденный»); историко-биографических - А. Доронина («Тени колоколов»), М. Петрова («Румянцев-Задунайский», «Боярин Российского флота», «Алена

Арзамасская»); историко-политических - М. Петрова («Красный колосс»;

6

романов-сказаний К. Абрамова («Пургаз», «За волю») и др. Однако, на наш взгляд, наиболее глубоко, масштабно и лирично духовный опыт народа, его нравственные постулаты, система ценностей, патриотизм, национальное самосознание, самоуважение и достоинство отражены в романе К. Абрамова «Степан Эрьзя», явившемся объектом нашего исследования.

Историко-биографический роман-трилогия К. Абрамова «Степан Эрьзя», посвященный великому скульптору, - новаторское произведение мордовской литературы с точки зрения «человеческого» и событийного материала. Главное в романе - личность скульптора, процесс его духовно-нравственного роста как человека, развитие профессионального совершенства как художника. Эрьзя - идейный и композиционный стержень романа, к нему стягиваются все событийные и сюжетные линии, все с ним соотнесено: обстоятельства жизни, природа, обширный ряд мужских и женских персонажей - семья, друзья, земляки, художники, скульпторы. Одним из важнейших средств отражения облика Степана Эрьзи (Нефедова) стало глубокое продуманное воссоздание социокультурного, нравственного и бытового фона времени, в котором жил скульптор.

Изображая жизнь Эрьзи как историю человека, составившего одну из наиболее ярких страниц национальной культуры, К. Абрамов понимал, что образы таких людей, каким был художник, в силу своей общенациональной и общечеловеческой значимости не могут рассматриваться вне духовного опыта народа, его породившего, вне общечеловеческих связей с миром. В его нравственно-психологической, художественной сущности многое можно увидеть, если учитывать обусловленность развития таланта с духовностью нации.

Проблема осмысления национальной картины мира, своеобразия романа К. Абрамова «Степан Эрьзя» в настоящее время вызывает интерес ученых многих научных направлений. Всесторонний анализ и осмысление данного вопроса имеет важнейшее значение для современной литературы,

поскольку любой художественный контекст нуждается в разноаспектном изучении.

В современный период усиливается интерес к эрзянской культуре, литературе. Обусловлено это как изданием огромного количества произведений с национальной спецификой, так и юбилейной датой Степана Эрьзи (Нефедова) - 140-летием со дня рождения скульптора, покорившего мир самобытным талантом, которому народ эрзя обязан тем, что нация увековечена в анналах истории мировой культуры.

Для исследователей гуманитарных сфер науки произведение К. Абрамова «Степан Эрьзя» является примером того, как жил и трудился эрзянский народ в конце XIX - начале ХХ века, какие взаимоотношения были между мужчинами и женщинами; каковым было их ремесло, быт, нравы, традиции, верования.

Таким образом, актуальность диссертационного исследования обусловлена необходимостью научного осмысления самобытной специфики романа «Степан Эрьзя», проявляющейся в авторском осмыслении национальной картины мира, отраженной во всем многообразии ее проявлений.

Степень научной разработанности проблемы. При всем многообразии научных мнений по проблемам исследования национальной парадигмы, осмысления характерных особенностей персонажей в творчестве К. Г. Абрамова, целостного монографического труда, посвященного панорамному исследованию национальной картины мира в ракурсе мировидения писателя, в современном литературоведении Мордовии не наблюдается.

Отдельные аспекты данного вопроса затрагиваются в биографическом

очерке В. М. Забавиной «Кузьма Григорьевич Абрамов (Очерк жизни и

творчества)» [101]; в диссертации В. С. Нурдыгиной «Творчество

К. Г. Абрамова», изучившей творческие вехи писателя [176]; в работе

«Судьба народная - судьба человеческая» А. В. Алешкина, исследовавшего

8

проблемы концепта «судьба человека» в мордовской литературе [17]; в книге А. И. Брыжинского «Современная мордовская проза: (Движение жанра)», отразившего вопросы жанрообразования романа [54]; в диссертационной работе «Проблема национальной парадигмы в интерпретации образа всемирно известного скульптора С. Д. Эрьзи» Н. В. Резеповой, попытавшейся собрать воедино все художественные произведения, посвященные жизни и творчеству Степана Эрьзи, проанализировать факты биографии и творческий путь скульптора как представителя мордовского народа [193]; в диссертации Е. А. Шароновой «Проблемы русско-мордовских взаимосвязей в исторической прозе К. Г. Абрамова», исследовавшей устойчивые жанровые признаки отечественной исторической прозы, проявившиеся в мордовской литературе [237]; в работах В. К. Абрамова, основывающегося в тезисах прежде всего на биографическом мониторинге писателя [1] и др. Однако многие вопросы специфики воссоздания национальной картины мира в романе «Степан Эрьзя» оказываются на периферии научных интересов. Данное диссертационное исследование призвано восполнить этот пробел.

Научная новизна заключается в том, что диссертация представляет собой первую в мордовском литературоведении работу, посвященную осмыслению проблемы национальной картины мира сквозь призму этноментального жизневосприятия писателя на материале романа К. Абрамова «Степан Эрьзя».

Объектом диссертационного исследования является роман-трилогия К. Абрамова «Степан Эрьзя» как самобытное эстетическое явление в национально-культурном дискурсе Мордовии.

Предмет исследования - специфика индивидуально-авторского отражения национальной картины мира в романе К. Абрамова «Степан Эрьзя» в контексте проблем национальной идентичности и этнического мировоззрения.

Эмпирическим материалом исследования послужило творческое наследие К. Абрамова, в частности, роман «Степан Эрьзя». Разделы диссертационной работы подчинены систематизации в соответствии с хронотопом романа.

Цель работы заключается в выявлении специфических особенностей отражения национальной картины мира и национальных типов характеров в романе К. Абрамова «Степан Эрьзя».

Реализация поставленной цели предполагает решение следующих задач:

- определить понятие «национальная картина мира», сущностный смысл данного концепта;

- выявить специфику национального своеобразия романа К. Абрамова «Степан Эрьзя»;

- проиллюстрировать отражение в романе национальной картины мира, менталитета эрзян в свете авторской концепции личности;

- проанализировать образ главного героя как идейный центр структурно-содержательного смысла произведения;

- выявить специфику изображения природы родного края, обосновать ее роль в становлении Степана Эрьзи как творческой личности;

- рассмотреть и прокомментировать особенности характеров мужских и женских персонажей;

- определить значение этнокультурных факторов для духовно-нравственного роста и профессионального становления главного героя романа К. Абрамова «Степан Эрьзя».

Теоретико-методологической основой исследования послужили

работы известных литературоведов и философов: М. М. Бахтина,

Н. А. Бердяева, С. Г. Бочарова, Н. Гартмана, И. С. Кона, Д. С. Лихачева,

Г. И. Ломидзе, Ю. М. Лотмана, Е. М. Мелетинского, Г. Н. Поспелова,

Л. Н. Синицыной, М. Б. Храпченко и др.; труды этнографов М. Е. Евсевьева,

В. Н. Майнова, П. И. Мельникова и др.; а также исследования современных

10

мордовских историков - В. К. Абрамова, Г. А. Корнишиной, Ю. А. Мишанина, Н. Ф. Мокшина, В. А. Юрченкова и др.

В процессе исследования поставленной проблемы мы опирались также на исследования финно-угорских ученых, литературоведов: А. В. Алешкина, Ю. Г. Антонова, А. А. Арзамазова, А. В. Ахрамович, О. И. Бирюковой, А. И. Брыжинского, Л. Г. Васильева, А. В. Волгутовой, В. В. Горбунова, Г. И. Горбунова, С. П. Гудковой, Т. П. Девяткиной, В. И. Демина, Е. А. Жиндеевой, В. М. Забавиной, Т. И. Зайцевой, Е. В. Косинцевой, Т. И. Кубанцева, Р. А. Кудрявцевой, Т. Л. Кузнецовой, В. С. Нурдыгиной, Н. Н. Левиной, М. И. Ломшина, В. М. Макушкина, М. И. Малькиной, С. Н. Маскаевой, Н. В. Резеповой, Н. И. Черапкина, Е. И. Чернова, Е. А. Шароновой, С. В. Шеяновой и др.

Достоверность и научная обоснованность результатов исследования обеспечиваются как традиционными научными методами (сравнительный, типологический, исторический и др.), так и современными подходами гуманитарного профиля к исследованию конкретных художественных фактов и образов (контекстуальный, культурологический, информациологический и др.), позволяющими добиваться конкретных результатов в области заданной сферы; обширностью эмпирической базы исследования, составленной с помощью репрезентативного отбора исходного материала и его последующей корректной интерпретации; соотнесенностью авторских тезисов с общепризнанными научными положениями и выводами в области истории, теории и практики литературоведения с учетом специфических особенностей историко-биографических произведений.

Теоретическая значимость исследования состоит в исследовании специфики национальной картины мира в романе К. Абрамова «Степан Эрьзя». Представленный в диссертации художественно-эстетический феномен главного героя рассматривается в контексте авторского восприятия времени, места действия, социальных коллизий. Все это расширяет

возможности аналитического осмысления наследия выдающегося писателя, а также особенности развития мордовского литературоведения в целом.

Практическая значимость работы определяется возможностью использования теоретических положений, конкретных материалов и выводов научного исследования учителями-словесниками при изучении мордовской, русской литературы в общеобразовательных школах Республики Мордовия, преподавателями вузов на лекционных и семинарских занятиях, при реализации национально-регионального компонента в курсах по выбору, при составлении методических рекомендаций, учебных пособий, при написании кандидатских, магистерских диссертаций, дипломных и курсовых работ, докладов, рефератов и др.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. В романе-трилогии «Степан Эрьзя» проявляется национальное мировидение автора, в нем отображается как индивидуальное, личностное «я», так и национальный характер народа, национальная картина мира. Социально-культурной основой для этнической стилизации произведения является национальное сознание мордовского романиста, его мировидение; формой данного явления служат как систематика романа (от сюжетной до композиционной составляющих), так и герои, воплощающие в своей основе национальную сущность.

2. К. Абрамов вкладывает в образ Степана Эрьзи огромный содержательный смысл: его жизнь и творчество отображены на фоне жизни эрзянского народа, национального колорита, духовно-нравственного климата, значительно повлиявших на формирование мышления главного героя.

3. «Эффект присутствия», возникающий при прочтении романа,

выражается в авторской сопричастности к судьбе героя, душевном

сопереживании ему. Отражено это как в скрупулезном описании эрзянского

быта, домов, построек, сараев, чуланов и дворов, женской и мужской

этнической одежды, традиций, обрядов, фольклора эрзян, так и при описании

12

тонкого внутреннего мира Эрьзи, его взаимоотношений, влечений, чувств, порывов страсти, творчества.

4.Природа и общество, историческое прошлое и современность, поэтическая одухотворенность и проза жизни - разные измерения действительности раскрываются писателем во всем многообразии, богатстве, сложности и противоречивости. Это, совмещаясь в романе, позволяет К. Абрамову достичь как эффекта «стереоскопичности», так и «объемности» в показе движения времени, изменения жизни, характеров героев романа, отражения картины мира.

5. Природа родного края в романе сопряжена с внутренним состоянием главного героя. К. Абрамов, акцентируя внимание на описании природы, подчеркивает, что она изначально способствовала формированию эстетического, духовно-нравственного восприятия действительности, обостренного чувства реальности Степана Нефедова (Эрьзи).

6.Многочисленный ряд образов героев помогает уловить индивидуально-авторское мировоззрение в отображении социокультурной атмосферы, времени, в котором жил, творил, совершенствовался знаменитый скульптор, показать его внутреннее душевное состояние. Второстепенные персонажи являются важным фактором как для раскрытия этнических параметров действительности, так и для духовно-нравственного развития, роста профессионального творчества главного героя.

7. К. Абрамов показывает, что Родина в жизни скульптора имеет огромное значение, поскольку, где бы ни находился художник - в Италии, Аргентине или во Франции - повсюду он ощущал себя неотъемлемой частью своей земли, эрзянской культуры. Писатель выражает нерасторжимую связь Эрьзи, его профессиональной деятельности с родной землей, народом. Это в данном случае объяснимо, поскольку малая родина, по мнению К. Абрамова, является основой духовной культуры, сохраняющей и поддерживающей творческий стержень Мастера.

Апробация результатов исследования. Диссертация обсуждена на расширенном заседании кафедры финно-угорских литератур ФГБОУ ВО «Национальный исследовательский Мордовский государственный университет им. Н. П. Огарёва». Основные положения и выводы диссертации отражены в 9 публикациях автора, в том числе в 4 статьях, опубликованных в изданиях, входящих в перечень журналов, рекомендованных ВАК РФ («Филологические науки. Вопросы теории и практики». - Тамбов : Грамота. (2016. - № 11 (65). - Ч. 1; 2016. - № 11 (65). - Ч. 2; 2016. - № 12 (66). - Ч. 3); Финно-угорский мир. Серия «Филологические науки». - Саранск, 2016 -№ 4). Материалы работы излагались на международных, всероссийских, региональных научно-практических конференциях; тезисы исследования представлены в электронном журнале «Огарев-опЛпе».

Структура и объем работы определяются общим замыслом, целью и задачами исследования и состоит из введения, трех глав, шести параграфов, заключения и библиографического списка. Содержание работы изложено на 184 страницах. Библиографический список включает 263 наименования.

Глава 1. МЕНТАЛЬНЫЙ И ЭТНОКУЛЬТУРНЫЙ ОБЛИК ЭРЗЯНСКОГО НАРОДА В РОМАНЕ К. АБРАМОВА «СТЕПАН ЭРЬЗЯ»

1.1. Природа и быт этноса в ракурсе национального мировидения мордовского писателя

В творческой галерее писателей и поэтов Мордовии одно из почетных мест принадлежит Кузьме Григорьевичу Абрамову, прославившему мордовский народ, заставившему людей всей планеты не только «услышать» об эрзянской литературе, но и «слушать» прозу о народе эрзя. Исследование проблем отражения этнокультурного облика народа в романе «Степан Эрьзя», национального мировидения художника слова, на наш взгляд, будет неполным без краткого экскурса творческой биографии мордовского писателя, которая органично связана с мордовской землей, культурой. Он родился 30 октября 1914 года в селе Старые Найманы Большеберезниковского района, умер 4 августа 2008 года. Его предок, Обран Надежкин, был мокшанином, но пять поколений его потомков женились на эрзянках. После окончания школы К. Абрамов поступает в Мордовский педагогический институт. Великая Отечественная война застает его в Тамбове курсантом военно-пехотного училища, за участие в которой он награжден орденом Красной Звезды.

Популярность К. Абрамов приобрел прежде всего как писатель. Его первыми произведениями явились «Рассказы» (1959); «Русые косы» (1961); «Ратор лейга» («По Алатырю») (1962); «Комолявка» («Хмелинка») и др. Широко известен в стране он романами: «Пургаз», «Найман» (1957 - 1964); «Эсеть канстось а маряви» («Своя ноша не в тягость») (1967), «Велень тейтерь» («Сельская девушка») (1980); «Эрзянь цёра» («Сын эрзянский») (1971 - 1974) - о скульпторе С. Д. Нефедове и др.

Творческий путь писателя сложен и насыщен. Своей первой литературной удачей писатель считает роман «Найман», положительно оцененный многочисленными критиками. Мордовский критик Б. Е. Кирюшкин писал, что это был «первый многоплановый роман в мордовской литературе» [115, с. 44]. Сюжетные линии произведения получили в дальнейшем развитие в двух книгах К. Абрамова - «Люди стали близкими» и «Дым над землей», вышедших, соответственно, в 1961 и 1964 годах на эрзянском языке в Саранске, а в 1962 - 1966 годах на русском языке в Москве. Историческим фоном трилогии явились двадцатые-пятидесятые годы, включившие трагические события: коллективизацию, репрессии, Великую Отечественную войну, послевоенный период.

Для мордовской литературы, еще только осваивающей жанр романа, это был небывалый успех. Так, Н. Ф. Далада отмечал, что «Кузьма Абрамов -социальный писатель, о его героях можно рассказывать долго и подробно, ...каждый из них своеобразен» [75, с. 3]. Говоря о творческом своеобразии прозаика, литературовед продолжал: «Язык Абрамова поэтичен, образен, богат...» [75, с. 3]. Позитивных отзывов об абрамовской прозе было немало. «В работе над трилогией, которую К. Абрамов писал более десяти лет», - по мнению И. В. Левшина, - созрело мастерство писателя, умение раскрыть «жизненные конфликты», «выстраивать психологически оправданные ситуации», «мотивировать поступки героев» [138, с. 11].

К. Абрамов в дальнейшем творчестве небезуспешно экспериментирует

в романных подвидах, не деля их на «деревенские и городские», «бытовые и

производственные». Возникает «роман в романе» - «Своя ноша не в

тягость», опубликованный в 1967 году на эрзянском языке, а в 1970 - 1971

годах - на русском. Книга посвящена морально-этическим проблемам. Но

А. А. Власенко отмечал по этому поводу: «В стремлении автора преодолеть

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Голяков, Андрей Николаевич, 2017 год

БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ СПИСОК

1. Абрамов В. К. Слово о писателе / В. К. Абрамов // Финно-угорский мир. - 2009. - № 4. - С. 56-64.

2. Абрамов В. К. Кузьма Григорьевич : сб. материалов к 90-летию со дня рождения / отв. ред. В. К. Абрамов. - Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2004. -76 с.

3. Абрамов В. К. Мордвины вчера и сегодня : критические очерки истории мордовской государственности и национального движения /

B. К. Абрамов. - Саранск, 2002. - 240 с.

4. Абрамов В. К. По следу времени : очерки об известных исторических деятелях / В. К. Абрамов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991. - 304 с.

5. Абрамов К. Собрание сочинений : в 7 т. Т. 3: Степан Эрьзя : биогр. роман. Кн. 1 и 2 / Пер. с морд.-эрзя Г. Максимова и Ю. Галкина. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1999. - 528 с.

6. Абрамов К. Собрание сочинений: В 7 т. - Т. 4: Степан Эрьзя : биогр. роман. Кн. 3; Степан Дмитриевич Эрьзя : биогр. очерк. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1999. - 480 с.

7. Абрамов Кузьма Григорьевич // Чилисема. - 2007. - № 1. - С. 21.

8. Абрамов К. Пургаз: роман-сказание / К. Абрамов. - М. : Современник, 1989. - 444 с.

9. Абрамов К. За волю: повествование о крестьянской войне 1670 - 1671 годов / К. Абрамов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1995. - 320 с.

10. Азыркина Е. И. Изображение природы и духовного мира человека в романе К. Абрамова «Пургаз» / Е. И. Азыркина // Актуальные проблемы литературоведения и методики преподавания литературы : сб. науч. работ / Мордов. гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева; редкол. : Т. А. Наумова (отв. ред.), Г. С. Девяткин, Л. М. Имангулова [и др.]. - Вып. 2. - Саранск, 1999. -

C. 7-11.

11. Азыркина Е. И. Человек и природа в мордовской прозе : монография / Е. И. Азыркина; Мордов. гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева. -Саранск, 2013. - 110 с.

12. Айвазова С. Г. Женщины и общество: гендерное изменение политического процесса / С. Г. Айвазова. - М., 1996 - 114 с.

13. Александрова Р. И. Россия: духовность, философия любви / Р. И. Александрова, Е. А. Курносикова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1999. - 176 с.

14. Алешкин А. В. Творческая индивидуальность писателя и накопление художественных ценностей / А. В. Алешкин // Современная мордовская литература. 60 - 80-е годы : в 2 ч. Ч. 1. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991. - С. 8-22.

15. Алешкин А. В. Роман: обстоятельства и характеры /

A. В. Алешкин // Современная мордовская литература. 60-80-е годы : в 2 ч. Ч. 1. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1991. - С. 120-133.

16. Алешкин А. В. Романонзо - раськень эпос (Его романы - эпос народа) [о творчестве К. Абрамова] / А. В. Алешкин // Сятко. - 2004. - № 11. -С. 51-55.

17. Алешкин А. В. Абрамов Кузьма Григорьевич / А. В. Алешкин // Мордовия, XX век: культурная элита: энцикл. Справ. : в 2 ч. / НИИ гуманитар. наук при Правительстве Респ. Мордовия; ред. совет :

B. А. Юрчёнков (пред.) [и др.]. - Саранск, 2010. - Ч. 1 : А-М. - С. 9-10.

18. Алешкин А. Романонза - эсь лацонь эпос: Кузьма Григорьевич Абрамовонди - 90 киза / А. Алёшкин // Мокша. - 2004. - № 11. - С. 60-63.

19. Алешкин А. Романонзо - раськень эпос / А. Алёшкин // Сятко. -2004. - № 11. - С. 51-55.

20. Алпатов М. В. Этюды по истории русского искусства / М. В. Алпатов. - Т. 2. - М. : Искусство, 1966. - 234 с.

21. Аминева В. Р. Национальная идентичность литературы: пути

реализации / В. Р. Аминева // Кормановские чтения : статьи и материалы

162

Межвуз. науч. конф. (апрель 2011 г., г. Ижевск) / ред.-сост. Д. И. Черашняя. -Вып. 10. - Ижевск, 2011. - С. 127-133.

22. Амфитеатров А. В. Мертвые боги / А. В. Амфитеатров. - М. : Современник, 1991. - 541 с.

23. Ананичева Т. М. Русско-мордовские связи в обрядовом фольклоре / Т. М. Ананичева // Типология и взаимосвязи фольклора народов СССР. - М., 1980. - С. 282-298.

24. Антонов Ю. Г. «Мордовская свадьба» М. Евсевьева - первое произведение национальной драматургии / Ю. Г. Антонов // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета. Филология и искусствоведение, 2011. - № 1 (2). - С. 126-130.

25. Антонов Ю. Г. Зарождение и пути развития мордовской драматургии : монография / Ю. Г. Антонов. - Саранск : Изд-во Мордов. унта, 2012.- 258 с.

26. Антонов Ю. Г. Мордовская драматургия 1920 - 1930-х гг. на страницах периодической печати / Ю. Г. Антонов // Ашмаринские чтения. Вып. 7 : сб. науч. ст. - Чебоксары : Изд-во «Новое время», 2010. - С. 67-71.

27. Антонов Ю. Г. Природа конфликта в драме А. Терешкина «Седьмые сутки пути.» / Ю. Г. Антонов // Проблемы филологии народов Поволжья: матер. Всероссийской научно-практической конференции. - М. : Ярославль : Ремдер, 2010. - С. 44-49.

28. Арзамазов А. А. Проблемы взаимодействия традиционной культуры и литературы / А. А. Арзамазов // Проблемы сохранения нематериального культурного наследия в условиях глобализации : сб. ст. / отв. ред. Т. Г. Владыкина; УИИЯЛ УрО РАН. - Ижевск, 2013. - С. 103-105.

29. Ауновский В. А. Этнографический очерк мордвы-мокши / В. А. Ауновский // Памятная книжка Симбирской губернии на 1869 г. -Симбирск, 1869. - С. 4-38.

30. Арутюнова Н. Д. Язык и мир человека / Н. Д. Арутюнова. - М. : Яз. рус. культуры, 1999. - 893с.

31. Бажутова Н. В. Общие и частные вводы прямой речи в произведениях К. Абрамова и А. Доронина / Н. В. Бажутова // Взаимодействие и взаимовлияние языков и литератур народов Поволжья и Приуралья : материалы Межрегион. науч. конф., посвящ. 100-летию со дня рождения П. Аристэ / МГУ им. Н. П. Огарева; отв. ред. М. В. Мосин. -Саранск, 2006. - С. 48-52.

32. Балашов В. А. Бытовая культура мордвы / В. А. Балашов. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1992. - 232 с.

33. Балашов В. А. Некоторые черты современных семейно-брачных отношений мордовского крестьянства / В. А. Балашов. - «Труды», 1974. -С. 90-109.

34. Бальцанова В. Книга ине художникте / В. Бальцанова // Сятко. -1974. - № 6. - С. 69-72.

35. Баргова Т. Эрьзянь тейтерезе. Ледстнемат / Т. Баргова // Сятко, 2016. - № 11.- С. 80-99.

36. Баргова Т. С. Памяти писателя / Т. С. Баргова. - Саранск, 2009. -С. 172-176.

37. Бахтин М. М. Из предыстории романного слова [Электронный ресурс] / М. М. Бахтин. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek-ВикБ/Ьйега^ЬаЫт (дата обращения 06.08.2015).

38. Бахтин М. М. Эпос и роман / М. М. Бахтин. - СПб. : Азбука, 2000. -

304 с.

39. Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / М. М. Бахтин. - 2-е изд. - М. : Искусство, 1986. - 445 с.

40. Бахтин М. М. Смелее пользоваться возможностями / М. М. Бахтин // Новый мир, 1970. - № 11. - С. 237-240.

41. Белинский В. Г. Собрание сочинений : В 9 т. Т. 4 / под ред. С. И. Машинского. - М. : Худож. лит, 1979. - 354 с.

42. Бердяев Н. А. Русская идея: основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века / Н. А. Бердяев // О России и русской философской культуре. - М. : Наука, 1990. - С. 43-48.

43. Бирюкова О. И. Жанровая парадигма мордовской художественной прозы: генезис, межлитературный и межкультурный контексты : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / О. И. Бирюкова. - Саранск, 2011. - 42 с.

44. Борев Ю. Личность нация - человечество / Ю. Борев // Национальное и интернациональное в советской литературе. - М., 1971. -С. 56-61.

45. Борискин В. М. Атеизм и творчество / В. М. Борискин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1986. - 120 с.

46. Борисов А. Г. Живой Эрьзя: Кузьма Абрамовонь «Эрзянь цера» романдонть / А. Г. Борисов // Сятко. - 1972. - № 2. - С. 72-76.

47. Борисов А. Г. Мордовская свадьба как историко-этнографический источник / А. Г. Борисов // Этногенез мордовского народа. - Саранск, 1965. -С. 389-395.

48. Бочаров С. Г. Сюжеты русской литературы / С. Г. Бочаров. - М. : Языки русской литературы, 1999. - 632 с.

49. Бочаров С. Г. Филологические сюжеты / С. Г. Бочаров. - М. : Языки славянских культур, 2007. - 654 с.

50. Бочаров С. Г. Генетическая память литературы / С. Г. Бочаров. -М. : РГГУ, 2012. - 345 с.

51. Бояркин Н. И. Музыкальная культура: наболевшие вопросы // Мордовский народ: что нас волнует / сост. : И. П. Долгаев, А. С. Лузгин. Саранск: Мордов. кн. изд-во, 1991. - С. 167-183.

52. Брандт Г. А. Природа женщины как проблема: концепция феминизма / Г. А. Брандт // Общественные науки и современность, 1998. -№ 2. - С. 167-180.

53. Брыжинский А. И. Процессы жанрового развития современной мордовской прозы (50-90-е годы) / А. И. Брыжинский. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1995. - 192 с.

54. Брыжинский А. И. Современная мордовская проза / А. И. Брыжинский. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1995. - 232 с.

55. Букин А. О. С. Д. Эрьзя и Рерих / А. О. Букин // Творчество С. Д. Эрьзи в контексте диалога культур XX века : тез. докл. 1 Междунар. Эрьзинских чтений. В 2 ч. Ч. 1. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1997. -С. 6-7.

56. Бурсов Б. И. Национальное своеобразие русской литературы / Б. И. Бурсов. - М., 1964. - 222 с.

57. Бышова В. С. Новая типографика конструктивистов // Творчество Степана Эрьзи в контексте диалога культур XX века : тез. докл. 1 Междунар. Эрьзинских чтений. В 2 ч. Ч. 1. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1997. -С. 9-10.

58. Васильев Л. Г. Иван Данилович Пиняев : Очерк жизни и творчества / Л. Г. Васильев. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1990. - 94 с.

59. Власенко А. А. Расцвет / А. А. Власенко. - 2-е изд. : доп. и перераб. - М., 1984. - С. 51-52.

60. Волгутова А. В. Литературоведческий и философский аспекты в осмыслении концепта «судьба» / А. В. Волгутова // Вестник Московского государственного областного университета. Серия «Лингвистика». - М., 2010. - № 1. - С. 199-204.

61. Воронин И. Д. Литературные деятели и литературные места в Мордовии / И. Д. Воронин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1969. - 239 с.

62. Воронова О. Дум высокое стремленье / О. Воронова // С веком наравне. Т. 3. Книга о скульптуре. - М. : Молодая гвардия, 1974. - С. 256267.

63. Выставка «русского Родена» открылась в Третьяковке // Русский антиквариат, 2001. - № 4. - С. 3-9.

64. Гаранин Г. И. Женщина, кто ты есть / Г. И. Гаранин. - М., 1998. -

88 с.

65. Гартман Н. К. К основоположению онтологии / Н. К. Гартман. -СПб, 2003. - С. 386.

66. Гачев Г. Д. О национальных картинах мира / Г. Д. Гачев // Народы Азии и Африки. - 1967. - № 1. - С. 77-92.

67. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. Ч. III. Философия духа / Г. Гегель. - М. : Мысль, 1977. - 432 с.

68. Гидденс Э. Ценностный мир человеческой личности / Э. Гидденс // Вестник Тверского государственного университета. Серия : Философия. № 10 (38). - Тверь, 2007. - С. 153-161.

69. Гоголь Н. В. Несколько слов о Пушкине // Собр. соч. : в 6 т. Т. 6. -М., 1950. - С. 34.

70. Гераськин Т. В. Творчество М. Т. Петрова и развитие традиций исторического романа в современной мордовской литературе : дис. ... канд. филол. наук / Т. В. Гераськин.- Саранск, 1996. - 174 с.

71. Горький М. Собр. соч. в 20-ти тт. - Т. XIX. - М., 1954. - 218 с.

72. Гудкова С. П. Современная русскоязычная поэзия Мордовии в контексте мордовской литературы (70 - 90 гг.) : автореф. дис. ... канд. филол. наук / С. П. Гудкова. - Саранск, 1999. - 16 с.

73. Громыхин А. Эрзянь Апостол. Поэма / А. Громыхин // Сятко, 2016. - № 11. - С. 71-77.

74. Далада Н. Лес шумит / Н. Далада // Литература и жизнь. - 1962. -4 февр.

75. Далада Н. Трилогия о мордовской деревне / Н. Далада // Лит. газ. -1967. - 5 апр. (№ 14). - С. 5.

76. Далгат У. Б. Литература и фольклор : теоретические аспекты / У. Б. Далгат. - М., 1981. - 303 с.

77. Дворецкая B. С. Умирающий гений / В. С. Дворецкая // Известия Мордовии. 1995. - 6 июня.

78. Девяткин Г. С. Мордовский рассказ / Г. С. Девяткин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1987. - 120 с.

79. Девяткина Т. П. Мокшанские свадебные обряды и песни: (в прошлом и настоящем) / Т. П. Девяткина. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1992. - 192 с.

80. Девяткина Т. П. Мифология мордвы / Т. П. Девяткина. - Саранск, 1998. - 194 с.

81. Демин В. И. Многоцветие смеха: Комическое в мордовской литературе (Этапы эволюции) / В. И. Демин. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2001. - 320 с.

82. Демин В. «Ине сермадыця» / В. Демин // Сятко. - 2014. - № 11. -С. 36-82.

83. Демин В. И. Литератураньконь вандыец ули (У нас есть литературное завтра) / В. И. Демин // Мокша. - 1996. - № 8. - С. 72-80.

84. Демин В. И. Мекс сэреди седеесь (Отчего болит душа) / В. И. Демин // Сятко. - 1989. - № 2. - С. 84-88.

85. Демин В. И. Мордовская сатира : учеб. пособ. по спецкурсу. -Саранск : Изд-во Мордов. пед-ин-т, 1988. - 92 с.

86. Демин В. И. Сатирась ды сонзэ корентнэ (Сатира и ее корни) / В. И. Демин // Сятко. - 1990. - № 1. - С. 79-80.

87. Демин В. И. Смех - дело серьезное / В. И. Демин // Политический вестник. - 1990. - № 11. - С.45-48.

88. Демин В. И. Тюнгольксэв ломанть (Пустые люди) / В. И. Демин // Сятко. - 1991. - № 3. - С. 61-63.

89. Дёмин В. «Паро поэт валсонзо пици...»: 1930-це иетнестэ «Сятко» журналсо поэзиясь / В. Дёмин // Сятко. - 2011. - № 1. - С. 66-87.

90. Домокош П. Является ли «Сияжар» третьим финно-угорским эпосом / П. Домокош // Аспект. - 1989. - С. 68-79.

91. Доронин А. М. Тени колоколов / А. М. Доронин. - Саранск, 2004.

92. Дорфман Н. А. Каталог произведений С. Д. Эрьзи / Н. А. Дорфман. - Саранск, 1969. - 88 с.

93. Евсевьев М. Е. Мордовская свадьба / М. Е. Евсевьев. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1990. - 384 с.

94. Епишин В. Лес шуметь не перестал / В. Епишин // Театральная жизнь. - 1983. - № 15. - С. 5.

95. Есаулов И. Е. Национальное самосознание в русской классической литературе и его трансформации в отечественном литературоведении [Электронный ресурс]. Режим доступа: http://transformations.russian-literature.com/nacionalnoe-samosoznanie-v-russkoj-klassicheskoj-literature-i-ego-^аш&гтасп-у-йегаШгоуеёепп (дата обращения 15. 12. 2016).

96. Есин А. Б. Принципы и приемы анализа литературного произведения / А. Б. Есин. - М. : Флинта : Наука, 1998. - 248 с.

97. Есин А. Б. Психологизм русской классической литературы / А. Б. Есин. - 2-е изд., перераб. - М. : Флинта, 2003. - 176 с.

98. Ефимов И. А. Предводителя звали Пургаз / И. А. Ефимов // Сов. Мордовия, 1988. - 8 сент.

99. Ефремов Ю. А. Встреча скульптора с писателями / Ю. А. Ефремов // Воспоминания о скульпторе С. Д. Эрьзе / сост. Г. С. Горина. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1972. - С. 110-144.

100. Жиндеева Е. А. По координатам жизни. Эволюция русскоязычной прозы Мордовии / Е. А. Жиндеева - Саранск : Мордовский гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева, 2006. - 166 с.

101. 3абавина В. Кузьма Григорьевич Абрамов : очерк жизни и творчества / В. Забавина. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1966. - 88 с.

102. 3ахорошко Н. На полотнах писатели / Н. Захорошко // Дружба народов. - 1981. - № 6. - С. 191.

103. Загороднова И. В. Менталитет мордовского этноса в социально-философском и историко-культурном измерении / И. В. Загороднова // Вестник МГОУ. Серия : философ. науки. - 2008. - № 4. - С. 67-70.

169

104. Захаров В. Н. Проблемы исторической поэтики: этнологические аспекты / В. Н. Захаров. - М. : Индрик, 2013. - 264 с.

105. Зайцева Т. И. Лирическая проза в творчестве писателей Урало-Поволжья (1960-1970-е годы) / Т. И. Зайцева // Гуманитарные науки и образование, 2012. - № 1. - С. 63-66.

106. Иванов В. И. По звездам: статьи и афоризмы / В. И. Иванов. -СПб. : Оры, 1909. - 447 с.

107. Казанцев Н. Письмо издалека / Н. Казанцев // Наша страна (Буэнос Айрес). - 2004. - 13 марта. - С. 3.

108. Каргина Н. И. Семиотика: вариации на тему С. Д. Эрьзи / Н. И. Каргина // Творчество Степана Эрьзи в контексте диалога культур XX века : тез. докл. 1 Междунар. Эрьзинских чтений. В 2 ч. Ч.1. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1997. - С. 24-26.

109. Каталог произведений Степана Дмитриевича Эрьзи (Нефедова) 1876-1959 / сост. Н. А. Дорфман. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1969 - 96 с.

110. Каторова А. М. Основные направления развития мордовской литературы в начале XXI в. / А. М. Каторова // Вестник НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. - 2013. - № 1 (25). - С. 122-131.

111. Кемаева О. Ю. Диалог русской и мордовской культур в романе К. Г. Абрамова «Пургаз» / О. Ю. Кемаева // Од вий - Молодая сила : сб. науч. ст. аспирантов и докторантов / [отв. ред. и сост. Г. А. Куршева]; НИИ гуманитар. наук при Правительстве Респ. Мордовия. - 2009. - Вып. 2. -С. 143-145.

112. Кемайкина Р. С. Девушка из села / Р. С. Кемайкина // Сов. Мордовия. - 1987. - 15 июня. - Рец.

113. Кирдяшкин Т. А. Широкая Мокша / Т. А. Кирдяшкин. - Саранск,

1981.

114. Кириченко Т. Г. Все тревоги мира / Т. Г. Кириченко // Судьба моя - Мордовия. - Саранск, 1984. - С. 130-138.

115. Кирюшкин Б. Е. Первый многоплановый роман / Б. Е. Кирюшкин // Тр. / НИИЯЛИЭ при Совете Министров МАССР. -Саранск, 1964. - Вып. 26. (Сер. филол). - С. 32-68.

116. Кирюшкин Б. Не только биографический / Б. Кирюшкин // Сов. Мордовия. - 1976. - 31 марта.

117. Клюева И. В. Историко-культурный подход в изучении творчества Степана Эрьзи / И. В. Клюева // Российская провинция: история, культура, наука : Материалы П-Ш Сафаргалиев. науч. чтений. - Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 1998. - С. 164-166.

118. Клюева И. В. Ностальгия как творческий импульс на примере творчества С. Д. Эрьзи) / И. В. Клюева // Творчество С. Д. Эрьзи в контексте диалога культур XX века : тез. докл. 1 Междунар. Эрьзинских чтений. В 2 ч. Ч. 2. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1997. - С. 38-40.

119. Казак В. Затрагивая нравственные струны / В. Козак // Лит. газ. -1967. - № 11. - 15 марта.

120. Козлова А. Л. Творчество С. Д. Эрьзи в контексте современного мифологического сознания / А. Л. Козлова // Творчество С. Д. Эрьзи в контексте диалога культур XX века : тез. докл. 1 Междунар. Эрьзинских чтений. В 2 ч. - Ч. 1. - С. 95-96.

121. Колесов В. В. Язык и ментальность / В. В. Колесов. - Спб. : Петербургское востоковедение, 2004. - 240 с.

122. Кон И. Национальный характер миф или реальность? / И. Кон // Иностранная литература. - 1968. - № 9. - С. 18-21.

123. Коненков С. Т. Мой век / С. Т. Коненков. - М. : Политиздат, 1971. - 344 с.

124. Кончин Е. Русский Роден Степан Нефедов / Е. Кончин // Новый Манеж, 2001. - 112 с.

125. Кораблева Г. Н. Ассоциативная языковая метафора в произведениях К. Абрамова / Г. Н. Кораблева // Язык. Текст. Смысл : межвуз. сб. науч. тр. / отв. ред. С. М. Колесникова. - М., 2005. - С. 24-26.

171

126. Корев Ю. С. С. Д. Эрьзя и музыка / Ю. С. Корев // Творчество Степана Эрьзи в контексте диалога культур XX века. : тез. докл. 1 Междунар. Эрьзинских чтений. - В 2 ч. Ч.2. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1997. -С. 139-140.

127. Корнеева, О. И. К проблеме создания художественного образа: по роману К. Абрамова «Олячинть кисэ» / О. И. Корнеева // Актуальные вопросы литературоведения и методики преподавания литературы : сб. науч. работ / Мордов. гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева; под общ. ред.

A. М. Каторовой; редкол. : Г. С. Девяткин, Е. А. Жиндеева, Т. А. Наумова. -Саранск, 2000. - Вып. 1. - С. 28-31.

128. Корнишина Г. А. Экологическое воззрение мордвы (религиозно-обрядовый аспект) : монография / Г. А. Корнишина. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2008. - 156 с.

129. Корнишина Г. А. Традиционные обычаи и обряды мордвы: исторические корни, структура, формы бытования / Г. А. Корнишина. -Саранск, 2000. - 116 с.

130. Корсаков И. М. Абрамовонь «Найман» романдонть / И. М. Корсаков // Сурань толт. - 1958. - № 4. - С. 101-104.

131. Косинцева Е. В. Отражение традиционной культуры хантыйского народа в прозе Р.П. Ругина / Косинцева Е.В., Хандыбина О.В. // Материалы НПК с международным участием «Сородичи, я не таю прекрасное от ваших взоров», посвященной юбилею М.К. Вагатовой, 23.01.2007. - Ханты-Мансийск: Информационно-издательский центр, 2009. - С . 145 - 153.

132. Крысько В. Г. Этническая психология : учеб. пособ. /

B. Г. Крысько. - М. : Академия, 2002. - 320 с.

133. Кузьмичев И. Путь к роману / И. Кузьмичев // Октябрь. - 1973. -№ 5. - С. 166.

134. Кутергин В. Ф. Женщины древнего мира на троне и в семье / В. Ф. Кутергин. - М., 1994. - 114 с.

135. Куторкин А. Д. Бурливая Сура / А. Д. Куторкин. - М., 1972. -С. 340.

136. Ламбина С. А. Полизначность скульптурной работы С. Д. Эрьзи «Моисей» и возможность ее целостной смысловой интерпретации / С. Ламбина // Мордва. Этнографический очерк // Родина 1880. - №11 -С. 646-662.

137. Левина Н. Н. Современная мордовская повесть; традиции и новаторство, 1970 - 1990 гг. : дис. ... канд. филол. наук / Н. Н. Левина. -Саранск, 2001. - 172 с.

138. Левшин И. В. Трудная ноша / И. В. Левшин // Лит. Россия. -1984. - № 6. - 3 февр.

139. Литвинова В. М. Метатекстуальные специализированные речевые жанры в аспекте лингвоэстетического анализа : дис. ... канд. филол. наук / В. М. Литвинова. - Ижевск, 2004. - 166 с.

140. Лихачев Д. С. Поэтика художественного времени [Электронный ресурс] / Д. С. Лихачев. - Режим доступа: http://www.gup.ru/pic/site/files/fulltext (дата обращения 22.09.2016).

141. Лихачев Д. С. Национальное единообразие и национальное разнообразие / Д. С. Лихачев // Русская литература, 1968. - № 1. - С. 18.

142. Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения / Д. С. Лихачев // Вопросы литературы, 1968. - № 8. - С. 74-87.

143. Ломброзо П. Женщина, ее физическая и духовная природа и культурная роль / П. Ломброзо. - Минск, 1991. - С. 18-24.

144. Ломидзе Г. И. Интернациональный пафос советской литературы / Г. И. Ломидзе. - М., 1970. - С. 2-3.

145. Ломидзе Г. И. Не миф, а реальность / Г. И. Ломидзе // Литературная газета, 1970. - 3 июня.

146. Ломидзе Г. И. Расширение эстетического диапазона / Г. И. Ломидзе // Вопросы литературы. 1971. - № 9. - С. 78.

147. Ломшина Е. Н. Нравственная культура мордовского этноса : дис. ... канд. филос. наук / Е. Н. Ломшина. - Саранск, 1994. - 134 с.

148. Лотман Ю. М. Происхождение сюжета в типологическом освещении / Лотман Ю. М. // Избр. ст. : 3 т. Т. 1. Статьи по семиотике и типологии культуры. - Таллин : Александра, 1992. - С. 224-242.

149. Лотман Ю. М. Структура художественного текста / Ю. М. Лотман. - СПб. : Искусство-СПб, 1998. - С. 14-285.

150. Майнов В. Н. Очерк юридического быта мордвы / В. Н. Майнов. -СПб. : Тип. м-ва внутр. дел, 1885. - 267 с.

151. Макушкин В. Встреча с Эрьзей / В. М. Макушкин // Сов. Мордовия. - 1974. - 9 июня.

152. Маковский, М. М. Язык-миф-культура. Текст : символы жизни и жизнь символов / М. М. Маковский. - М., 1996. -329с.

153. Малкина Е. А. Национальный мир как художественная модель в литературах народов России : автореф. дис. ... канд. филол. наук / Е. А. Малкина. - М., 2008. - 22 с.

154. Малькина М. И. Повесть; обновление традиций / М. И. Малькина, Т. И. Кубанцев // Современная мордовская литература (60-80-е годы): в 2 ч. -Саранск, 1991. - 168 с.

155. Маскаева С. Н. Эволюция творчества И. Д. Пиняева / С. Н. Маскаева : дис. ... канд. филол. наук. - Саранск, 2003. - 228 с.

156. Мартынов А. Дети своих отцов / А. Мартынов. - М. : Современник, 1988. - 496 с.

157. Мелетинский Е. М. Введение в историческую поэтику эпоса и романа / Е. М. Мелетинский. - М. : Наука, 1986. - 318 с.

158. Мелетинский Е. М. Средневековый роман. Происхождение и классические формы [Электронный ресурс] / Е. М. Мелетинский. - Режим доступа: http://www.gumer.info/bibliotek-Buks/Literat/melet (дата обращения 18.05.2015).

159. Мельников П. И. Очерки мордвы / П. И. Мельников. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1981. - 136 с.

160. Мифы народов мира. Энциклопедия: В 2-х т. / гл. ред. С. А. Токарев. - М. : Рос. энциклопедия, 1994 .- Т. 2. - 719 с.

161. Мишанин Ю. А. Журналистика и этнос : учеб. пособие для студентов специальности «Журналистика» / Ю. А. Мишанин. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2006 - 155 с.

162. Модернизм : сборник. / под ред. В. В. Ванолова и Ю. Д. Колпинского. - М. : Искусство, 1973. - 280 с.

163. Мокшин Н. Ф. Религиозные верования мордвы / Н. Ф. Мокшин. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1998. - 248 с.

164. Мокшин Н. Ф. Тайны мордовских имен / Н. Ф. Мокшин. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1985. - 144 с.

165. Мокшин Н. Ф. Мифология мордвы. Этнографический справочник / Н. Ф. Мокшин. - Саранск, 2004. - 118 с.

166. Мордасова С. Г. Традиционная культура русских Республики Мордовия и система их жизнеобеспечения : автореф. дис. ... канд. ист. наук / С. Г. Мордасова. - Саранск, 2004.

167. Мордва: Историко-культурные очерки / ред. кол. : В. А. Балашов,

B. С. Брыжинский, И. А. Ефимов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1995. -624 с.

168. Мордовия. Энциклопедия в 2-х т. Т. 2. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2004. - 564 с.

169. Моро А. Степан Эрьзя. Роман / А. Моро // Сятко. - 2016. - № 11. -

C. 4-71.

170. Недосекин Н. Летопись судьбы народной / Н. Недосекин // В мире книг. - 1966. - № 11. - С. 26-27. - Рец.

171. Никонова Л. И. Этнокультурная адаптация мигрантов Закавказья в Республике Мордовия / Л. Н. Никонова, А. Ф. Мельник ; ответ. ред. В. А. Юрченков. - Саранск, 207. - 176 с.

175

172. Никонова Л. И. Роль женщины в этномедицине финно-угорских и тюркских народов Поволжья и Приуралья / Л. И. Никонова // Информационный бюллетень : Женщина Мордовии. - Саранск, 2002. -№ 2. - С. 27-29.

173. Никонова Л. И. Народные методы и средства лечения, используемые женщинами - результат многовекового опыта / Л. И. Никонова // Информационный бюллетень : Женщина Мордовии. -Саранск, 2002. - № 2. - С. 29-44.

174. Никонова Л. И. Баня и фольклор в культуре народов Поволжья и Приуралья (магия и заговоры) / Л. И. Никонова, И. А. Кандрина // Музыкальная семиотика; перспективы и развитие : сб. ст. по материалам Международной научной конференции 16 - 17 ноября 2006 года. В 2 ч. Ч. 2. - Астрахань, 2006. - С. 130-142.

175. Новочадов В. Мордва / В. Новочадов // Тамбовские епархиальные ведомости, 1876. - № 14. - С. 399-403.

176. Нурдыгина В. С. Творчество К. Г. Абрамова : автореф. дис. ... канд. филол. наук / В. С. Нурдыгина. - М., Моск. гос. пед. ин-т им.В. И. Ленина, 1973. - 24 с.

177. Объедкин В. Д. Виде ки лангсо / В. Д. Объедкин // Сурань толт. -1962. - № 1. - С. 75-83. - Рец.

178. Объедкин В. Новая творческая удача мордовского писателя /

B. Д. Объедкин // Сов. Мордовия. - 1961. - 2 дек. - Рец.

179. Оджаклы О. Ю. Проблема взаимоотношений глоблизации и культуры в эпоху «высокого модерна» в социальной философии Э. Гидденса / О. Ю. Оджаклы // Всерос. науч. заоч. конф. - Тверь, 2007. -

C. 27-34.

180. Палий С. Кто умнее: мужчина или женщина / С. Палий // Век, 1998. - № 48. - С. 10.

181. Панарин А. С. Православная цивилизация в глобальном мире / А. С. Панарин. - М., 2003.- С. 211-214.

176

182. Панарин А. С. Философия политики / А. С. Панарин. - М. : Новая школа, 1996. - 424 с.

183. Петайкин М. Слово о словах / М. Петайкин // Мордовия. - 1991. -29 марта - С. 12.

184. Петров М. Т. Боярин Российского флота / Т. М. Петров. - Саранск, 1981. - 316 с.

185. Петров М. Красный колосс. Политический роман. Книга 3 / М. Петров. - Саранск : Мордов кн. изд-во, 1993. - 432 с.

186. Поляков О. Е. Мордовия многонациональная: взаимоотношения народов взаимоотношения языков / О. Е. Поляков. - Саранск : НИИ регионологии, 1993. - 140 с.

187. Поляков О. Е. Русский язык в жизни мордовского народа / О. Е. Поляков. - Саранск, 1988. - 72 с.

188. Поспелов Г. Н. Вопросы методологии и поэтики : сб. ст. / Г. Н. Поспелов. - М. : Изд-во МГУ, 1983. - 336 с.

189. Постовалова В. И. Начало и конец в православном миросозерцании / В. И. Постовалова // Логический анализ языка: Семантика начала и конца. - М.: Индрик, 2002. - С. 608-632.

190. Пушкин А. С. Мысли о литературе / Вступит. слово М. П. Еремина. - М. : Современник, 1988. - 114 с.

191. Ревзина О. Г. Методы анализа художественного текста [Электронный ресурс] / О. Г. Ревзина // Структура и семантика художественного текста. - М., 1998. - С. 301-316. - Режим доступа: http://danefae.org/lib/ogrevzina (дата обращения 25.11.2015).

192. Резепова Н. Кузьма Абрамовонь сёрмадомань смузец / Н. Резепова // Мокша. - 2007. - № 8. - С. 115-119.

193. Резепова Н. В. Проблема национальной парадигмы в интерпретации образа всемирно известного скульптора С. Д. Эрьзи : дис. ... канд. филол. наук / Н. В. Резепова. - Саранск, 2008 - 190 с.

194. Решетникова Т. К. Российская массовая культура в аспекте этико-философского анализа : автореф. дис. ... канд. философ. наук / Т. К. Решетникова. - Саранск, 1995. - 14 с.

195. Рогачев В. И. Свадьба мордвы Поволжья: обряд и фольклор: историко-этнографические, региональные, языковые аспекты : дис. ... д-ра филол. наук / В. И. Рогачев. - Казань, 2004. - 290 с.

196. Рогачев В. И. Вопросы изучения мордовской национальной культуры: этнология, фольклор, литература / В. И. Рогачев. - Саранск, 1998.

197. Розанов В. В. Пол как прогрессия нисходящих и восходящих величин Несовместимые контрасты жития : лит.-эстет. работы /

B. В. Розанов. - М. : Искусство, 1990. - С. 394-417.

198. Рубинштейн С. Л. Человек и мир / С. Л. Рубинштейн. - М., 1997.

199. Рубцов Н. Н. Символ в искусстве и жизни: философские размышления / Н. Н. Рубцов. - М. : Наука, 1991. - 176 с.

200. Рункова А. В. Чувственно-поэтическая интерпретация женских образов С. Д. Эрьзи в преломлении художественных стилей эпохи / А. В. Рункова // Вестник Мордов. ун-та. 2000. - № 1-2. - С. 80-84.

201. Рымарь Н. Т. Поэтика романа / Н. Т. Рымарь. - Куйбышев : Изд-во Сарат. ун-та Куйбыш. фил., 1990. - 254 с.

202. Яие1ег J. The genitive in Erzyan (mordvinian) and the way it is used in the novel «Исяк якинь Найманов» by Kuzma Abramov / J. Rueter. - Helsinki, 1996.

203. Рябов О. В. Женщина и женственность в философии Серебряного века / О. В. Рябов. - Иваново : Ивановский гос. ун-т, 1997. - 160 с.

204. Савкин Н. С. Патриотизм в творчестве и ценностных ориентациях

C. Д. Эрьзи / Н. С. Савкин // Творчество Степана Эрьзи в контексте диалога культур XX века : тез. докл. I Междунар. Эрьзинских чтений. В 2 ч. Ч. 2. -Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1997. - С. 62-63.

205. Салаева М. Н. Женские образы в мордовском фольклоре и

изобразительном искусстве / М. Н. Салаева // Актуальные проблемы

178

литературоведения и методики преподавания литературы : сб. науч. работ. -Саранск, 1999. - Вып. 2. - С. 19-22.

206. Салаева М. Н. С. Д. Эрьзянь образось К. Г. Абрамовонь «Эрьзянь цера» романсонть / М. Н. Салаева // Нар. образование Респ. Мордовия. -2002. - № 1/2. - С. 218-220.

207. Самородов К. Т. Мордовская обрядовая поэзия / К. Т. Самородов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1980. - 168 с.

208. Самошкин С. А. Книга скульпторошъ од шкадонзо / С. А. Самошкин // Сятко. - 1974. - № 4. - С. 65-68.

209. Самошкин С. А. «Понгосо мода»: од книгадо вал / С. А. Самошкин // Эрзянь правда. - 1973. - 17 нояб.

210. Самошкин С. А. Мордовская критика и литературоведение: История мордовской литературы / С. А. Самошкин. - Саранск, 1981. - С. 54.

211. Северова Т. А. Друг и коллега // Воспоминания о скульпторе С. Д. Эрьзе / Сост. Г. С. Горина. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1972. -С. 83-102.

212. Сергеев М. Г. С Родиной в сердце // Воспоминания о скульпторе С. Д. Эрьзе / Сост. Г. С. Горина. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1972. -С. 318 с.

213. Синицына Л. Н. Гендерная ассиметрия в современном миропонимании / Л. Н. Синицына //Актуальные проблемы социально-гуманитарного познания : сб. науч. раб. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2010. -С. 93-101.

214. Синицына Л. Н. Принципы герменевтики в социологии : учеб. пособ. / Л. Н. Синицына. - Иркутск : Изд-во БГУЭП, 2003. - 128 с.

215. Смирнов И. Н. Мордва : историко-этнографический очерк / И. Н. Смирнов. - Саранск : Тип. «Крас. Окт.», 2002. - 296 с.

216. Соболев Л. Советская литература и воспитание нового человека : докл. на II съезде писателей РСФСР / Л. Соболев // Лит. газ. - 1965. - 4 марта (№ 16). - С. 2.

217. Степанова Л. На радость и на горе / Л. Степанова // Лит. Россия. -1987. - 31 июля (№ 41). - С. 17. - Рец.

218. Сурина М. И. С. Д. Эрьзя и русский символизм начала XX века / М. И. Сурина // Творчество Степана Эрьзи в контексте диалога культур XX века : тез. докл. I Междунар. Эрьзинских чтений. В 2 ч. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1997. - С. 58-59.

219. Сутеев Г. Н. Скульптор Эрьзя / Г. Н. Сутеев. - Саранск, 1968. -

202 с.

220. Сычев А. А. С. Д. Эрьзя - мастер выражения чувств и страстей человеческих / А. А.Сычев // Творчество Степана Эрьзи в контексте диалога культур XX века : тез. докл. I Междунар. Эрьзинских чтений. В 2 ч. -Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1997. - С. 123-124.

221. Сычков Ф. В. Воспоминания, переписка / сост. М. И. Сурина, Л. А. Букина. - Саранск : МКИзд., 1998. - 112 с.

222. Теунов X. Национальное и интернациональное в литературе / Х. Теунов // Дон. - 1971. - № 8. - С. 18.

223. Титаренко А. И. Структуры нравственного сознания. Опыт этико-философского исследования / А.И. Титаренко. - М. : Изд-во МГУ, 1984. -199 с.

224. Тихонова Т. М. Перть пельксэнь невтиця сермадовкстнэ (Описание природы по произведениям К. Г. Абрамова) : учеб. пособ. / Т. М. Тихонова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 1993. - 68 с.

225. Токарев С. А. Проблема типов этнических общностей / С. А. Токарев // Вопросы философии. 1964 - № 11. - С. 67-68.

226. Трофимов В. И. Эрьзя в Баку / В. И. Трофимов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1970. - 48 с.

227. Трошин А. А. Лес шуметь не перестанет / А. А. Трошин // Лит. Россия. - 1967. - 15 дек. - С. 14-15.

228. Устно-поэтическое творчество мордовского народа. В 18 т. Т. 6, ч. 1. Эрзянская свадебная поэзия. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1972. -471 с.

229. Фатыхов С. Г. История женщины: Этнокультурная ретроспектива и краткий анализ фактов, обрядов, легенд, обычаев и ритуалов / С. Г. Фатыхов. - Екатеринбург, 2000. - 120 с.

230. Федосеева Е. А. Исторический роман Мордовии / Е. А. Федосеева. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2000. - 248 с.

231. Федосеева Е. А. Образ Алены Арзамасской в изображении К. Абрамова и М. Петрова / Е. А. Федосеева // Актуальные проблемы литературоведения и методики преподавания литературы : сб. науч. работ / Мордов. гос. пед. ин-т им. М. Е. Евсевьева ; редкол. : Т. А. Наумова (отв. ред.), Г. С. Девяткин, Л. М. Имангулова [и др.]. - Саранск, 1999. - Вып. 2. -С. 62-65.

232. Хализев В. Е. Теория литературы [Электронный ресурс] / В. Е. Хализев. - Режим доступа: http://www.alibet.net/writer/14754/books (дата обращения 02.03.2015).

233. Храпченко М. Б. Горизонты художественного образа / М. Б. Храпченко. - М. : Худож. лит., 1986. - 441 с.

234. Черапкин Н. И. Литература // Мордва: ист.-этногр. очерк / Н. И. Черапкин // МНИИЯЛИЭ при Совете Министров МАССР. - Саранск, 1981. - С. 302.

235. Чернявская Ю. В. Народная культура и национальные традиции / Ю. В. Чернявская. - М., 1998. - 238 с.

236. Шаронов А. М. Мордовский героический эпос: Сюжеты и герои / А. М. Шаронов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 2001. - 207 с.

237. Шаронова Е. А. Проблемы русско-мордовских взаимосвязей в исторической прозе К. Г. Абрамова» : дис. ... канд. филол. наук / Е. А. Шаронова. - Саранск, 1996. - 214 с.

238. Шеянова С. В. Мордовский военный роман в культурно -литературном пространстве Поволжья и Приуралья: к вопросу генезиса и национальной самобытности / С. В. Шеянова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, 2011. - № 4 (2). - С. 102-107.

239. Шеянова С. В. Мордовский исторический роман: вопросы жанра, истории и поэтики [Электронный ресурс] / С. В. Шеянова // Вестник Челябинского государственного педагогического университета, 2010. -№ 11. - С. 280-288. - Режим доступа: http://cyberleninka.rU/article/n/ mordovskiy-istoricheskiy-roman-voprosy-zhanra-istorii-i-poetiki (дата обращения 30. 01. 2016).

240. Шеянова С. В. Мордовский роман о современности: национально -художественный традиционализм и признаки обновления эпической формы [Электронный ресурс] / С. В. Шеянова // Финно-угорский мир, 2012. -№ 3/4. - С. 78-83. - Режим доступа: http://csfu.mrsu.ru/arh/2012/3-4/78-83.pdf (дата обращения 24. 04. 2015).

241. Шеянова С. В. Обновление эпической традиции в историческом романе М. Сайгина «Трудное счастье» [Электронный ресурс] / С. В. Шеянова // Вестник Вятского государственного гуманитарного университета, 2011. - № 1 (2). - С. 119-122. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/obnovlenie-epicheskoy-traditsii-v-istoricheskom-romane-m-saygina-trudnoe-schastie (дата обращения 03.02.2016).

242. Шеянова С. В. Своеобразие психологизма в романе А. Доронина «Перепелка - птица полевая» [Электронный ресурс] / С. В. Шеянова // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2010. - № 4. - С. 241-247. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/svoeobrazie-psihologizma-v-romane-a-doronina-perepelka-ptitsa-polevaya (дата обращения 13. 04. 2015).

243. Шеянова С. В. Символика в современном мордовском романе [Электронный ресурс] / С. В. Шеянова // Вестник Татарского государственного гуманитарно-педагогического университета, 2011. - № 4

182

(26). - С. 269-272. - Режим доступа: http://cyberleninka.ru/article/n/simvolika-v-sovremennom-mordovskom-romane (дата обращения 15. 03. 2016).

244. Шеянова С. В. Современная мордовская проза (на материале творчества М. Сайгина) / С. В. Шеянова. - Саранск : [б.и.], 2007. - 76 с.

245. Шеянова С. В. Современный мордовский роман: проблематика, поэтика : монография / С. В. Шеянова. - Саранск : Изд-во Мордов. ун-та, 2013. - 284 с.

246. Шеянова С. В. Современный мордовский роман: национальная идентичность и пути ее реализации // Вестник Челябинского государственного университета. Серия: Филология. Искусствоведение, 2014. Вып. 87. - С. 130-134.

247. Шеянова С. В. Современный мордовский роман (1980-2000-е гг.): типология, проблематика, поэтика : автореф. дис. ... д-ра филол. наук / С. В. Шеянова. - Саранск, 2014. - 42 с.

248. Шеянова С. В. Экологическая проблематика и философия природы в современном мордовском романе [Электронный ресурс] / С. В. Шеянова // Гуманитарные науки и образование, 2013. - № 2 (14). - С. 107-109. - Режим доступа: http://www.mordgpi.ru/upload/iblock/059/0595ab43bec 078e585d1d82cd801ace2.pdf (дата обращения 12. 02. 2016).

249. Шеянова С. В. Этнокультурное пространство современного мордовского романа: обрядовый аспект [Электронный ресурс] / С. В. Шеянова // Вестник научно-исследовательского института Гуманитарных наук при Правительстве РМ, 2012. - № 4. - С. 180-187. -Режим доступа: http://www.niign.ru/nauchnyie-zhurnalyi/vestnik-nii-gumanitarnyix-nauk-pri-pravitelstve-rm/vse-nomera/2012/ (дата обращения 24.03.2016).

250. Шибаков Н. И. Диапазон неисчерпаемости: Неизвестные работы С. Д. Эрьзи / Н. И. Шибаков // Солнечный край: Лит-худож. сб. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1979. - 262 с.

251. Шибаков Н. И. Пластика, образы, идеи (к 90-летию со дня рождения С. Эрьзи) / Н. И. Шибаков // Литературная Мордовия 1965. - № 4. -С. 102-108.

252. Шибаков Н. И. Степан Дмитриевич Эрьзя. Проблемы творчества / Н. И. Шибаков. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1976. - 160 с.

253. Шибаков Н. И. Деревянная скульптура мордвы / Н. И. Шибаков. -Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1980. - 152 с.

254. Шинелева Л. Т. Женщина и общество. Декларации и реальность / Л. Т. Шинелева. - М. : Мир, 1990. - 144 с.

255. Шуляев А. Д. Жизнь и песня / А. Д. Шуляев. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1986. - 172 с.

256. Щеглов А. Дважды рожденный / А. Щеглов. - Саранск : Мордов. кн. изд-во, 1988. - 344 с

257. Эбаноидзе А. Л. Национальная специфика литературы -анахронизм или неотъемлемое качество? / А. Л. Эбаноидзе // Знамя, 2000. -№ 9. - С. 22 - 28.

258. Эсалнек А. Я. Основы литературоведения. Анализ романного текста : учеб. пособ. / А. Я. Эсалнек. - М. : Флинта : Наука, 2004. - 184 с.

259. Эсалнек А. Я. Своеобразие романа как жанра / А. Я. Эсалнек. - М. : Изд-во МГУ, 1978. - 79 с.

260. Эсалнек А. Я. Типология романа : теоретический и историко-литературный аспекты / А. Я. Эсалнек. - М. : Изд-во МГУ, 1991. - 159 с.

261. Юнг К. Г. Душа и миф: шесть архетипов. / К. Г. Юнг. - Киев : Государственная библиотека Украины для юношества, 1996. - 384 с.

262. Юрченков В. А. Мордовский народ: вехи истории / В. А. Юрченков // НИИ гуманитар. наук при Правительстве Республики Мордовия. - Т. 1. - Саранск, 2007. - 460 с.

263. Юрченкова Н. Г. Мифология в культурном сознании мордовского этноса / Н. Г. Юрченкова. - Саранск, 2002. -166 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.