Библейская символика в творчестве Б. Пастернака, А. Ахматовой, А. Тарковского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.01, кандидат филологических наук Столяров, Олег Олегович

  • Столяров, Олег Олегович
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.01
  • Количество страниц 203
Столяров, Олег Олегович. Библейская символика в творчестве Б. Пастернака, А. Ахматовой, А. Тарковского: дис. кандидат филологических наук: 10.01.01 - Русская литература. Москва. 2006. 203 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Столяров, Олег Олегович

Введение стр. 2

ГЛАВА I. Поэтика новозаветных цитат и реминисценций у Б. Пастернака: евангельский цикл романа «Доктор Живаго» стр. 18

ГЛАВА И. Трансформация библейских образов в поэтике А. Ахматовой стр. 67

ГЛАВА III. Религиозные мотивы в поэзии

Арсения Тарковского стр. 87

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Библейская символика в творчестве Б. Пастернака, А. Ахматовой, А. Тарковского»

Тема данного диссертационного исследования: «Библейская поэтика в творчестве Б.Пастернака, А.Ахматовой, А.Тарковского» - возникла далеко не случайно. В их произведениях легко обнаруживается и внешняя, и глубинная соединенность с религиозными текстами и символами. И в этом отношении названные поэты, чье творчество стало предметом изучения данной диссертационной работы, не являются исключением в искусстве, ибо огромное количество произведений, ставших достоянием мировой художественной культуры, непосредственным образом связано с религией. На эту связь указывали многие ученые и деятели культуры. Известный христианский подвижник современности о. Александр Мень, который одним из первых указал на неразрывную связь многих произведений мировой культуры с Библией, совершенно справедливо считал, что понимание русской поэзии, а если шире -всей русской и не только русской, но и - мировой литературы, невозможно без знания Библии. Говоря в этом плане о многих крупных фигурах мировой культуры, он в их числе назвал имя Б. Пастернака. При этом необходимо указать на то, что большинство произведений русских поэтов XX в. так или иначе затрагивает библейские сюжеты либо сознательно посвящены библейской тематике. Надо учесть и то, что этот вопрос еще недостаточно освещен современным отечественным литературоведеньем. Однако без пристального изучения этого фактора в дальнейшем будет невозможно составить полное представление об истории русской литературы (и в частности поэзии) XX в. Сюжеты из Священной истории - неотъемлемая часть многих произведений нашей литературы. Следует пояснить, что в контексте данного диссертационного исследования духовная поэзия рассматривается в двух основных аспектах. С одной стороны предметом настоящего исследования становятся библейская символика в творчестве вышеназванных поэтов, а с другой стороны категория духовности рассматривается как особый тип поэтического творчества, что в свою очередь обуславливает возникновение проблемы жанрового своеобразия этой поэзии. Если говорить о главных составляющих библейской поэтики, то вполне закономерно возникает вопрос: как можно определить разницу между этими явлениями? В ряде случаев категория духовной поэзии является определенным типом, которому присуща особая наполненность поэзии, способная проявляться в различных жанрах. В других же случаях поэт осознанно стремится придать своему произведению жанровую структуру, отличающую жанр духовной поэзии в узком смысле этого слова.

Три изучаемых поэта, конечно, были очень тесно связаны с многообразием православной культуры, как таковой, что является главным источником их поэтического творчества, но нельзя не принимать во внимание и другого фактора: в орбите их культурного знания находилось все многообразие явлений мировой и отечественной культуры; и, несомненно, особый интерес вызывала у них русская литература, а также та ее часть, которая известна как древнерусская литература, где мощно и ярко отразились духовные, религиозные мечтания и надежды русских людей того времени. Естественно, что изучаемые поэты, работавшие в жанре духовной поэзии, не могли не знать ключевых произведений древнерусской литературы, упоминание которых в контексте данного исследования поможет составить представление о зарождении и развитии непосредственно этого жанра, а также типа особенного поэтического творчества, образующих категорию духовной поэзии, ставшей предметом исследования данной научной работы. Без этого условия само исследование было бы невозможным, поэтому обращение к истории тех источников, которые предшествовали и в какой-то степени предопределили обращение исследуемых авторов к духовной поэзии, является вполне закономерным.

В России ее развитие имеет некоторые индивидуальные особенности, о которых написано множество научных работ такими учеными, как Д.С. Лихачев, С.С. Аверинцев, JI.H. Гумилев, В.В. Иванов. Как уже говорилось, существует не только жанр духовной поэзии как таковой, но и категория духовной поэзии, как тип особенного поэтического творчества. Жанр духовной поэзии, рассматриваемый в контексте данной научной работы, встречается у многих современных русских поэтов, начиная с первых агиографических памятников отечественной словесности - до современных поэтов включительно.

Исследователь отдает себе отчет в том, что источником формирования библейской поэтики изучаемых поэтов могут являться не только произведения духовной поэзии, но также первоисточники, т.е. те священные тексты, к которым относятся Библия, Четьи Минеи, жития святых и т.д. Исторически сложившиеся термины духовная поэзия, духовные стихи применялись преимущественно для обозначения и определения произведений, созданных в жанре народно-религиозных эпических песен, стихотворных христианских легенд, однако необходимо принять во внимание, что существует тип духовной поэзии, как тип особенного поэтического творчества. Проблема данного исследования проецируется на мир религиозного сознания и, как уже было сказано выше, тех библейских текстов, которые широко известны и чей спектр широко представлен у изучаемых поэтов. Это, как раз, то, что является предшествующей традицией и непосредственным источником формирования библейской поэтики. Религиозная православная духовность, свойственная сознанию многих больших русских поэтов и писателей XX века - стала тем художественно-эстетическим, мировоззренческим творческим фундаментом, которая сформировала библейскую поэтику, ставшую предметом настоящего исследования. Именно благодаря ей были сохранены лучшие традиции отечественной литературы прежних столетий. Русская поэзия XX в. - это многокрасочная картина, где, безусловно, есть фигуры первой величины, ориентированные на самые различные традиции и тенденции философии культуры. Поэзия Пастернака, Ахматовой, Тарковского изобилует явными и скрытыми библейскими цитатами, постоянными ссылками на те или иные библейские ветхозаветные и новозаветные сюжеты, не говоря уже о БИБЛЕЙСКОМ ЦИКЛЕ Ахматовой и ЕВАНГЕЛЬСКОМ ЦИКЛЕ СТИХОТВОРЕНИЙ ЮРИЯ ЖИВАГО из пастернаковского романа и об 4 отдельных, хотя и немногочисленных стихотворениях Тарковского, чьи сюжеты навеяны Ветхим и Новым Заветом. Среди огромного количества произведений русской литературы хочется выделить те, которые непосредственно связаны с темой настоящего исследования.

Виднейший русский стиховед XX в. А. П. Квятковский, чьи труды высоко ценились тремя вышеназванными поэтами, в своем литературоведческом труде «Поэтический словарь», дает такое трактование данного термина: «ДУХОВНЫЕ СТИХИ («с ловеса золоты е») - нравоучительный жанр древнерусской народной поэзии, поэмы и стихотворения на темы о благочестивой жизни, о раскаянии в прегрешениях, о страшном суде и т. д. К категории Д. с. Относятся такие народные произведения, как «Голубиная книга», «Алексей - Божий человек», «Хождение Павла по мукам», «О Егории сверххрабром», «О Марко богатом», «Об Иосифе прекрасном», «Об Анике-воине» и др.» (14, 108). В своем историко-теоретическом научном труде «Историческая поэтика» выдающийся отечественный литературовед XIX в. А. Н. Веселовский, к произведениям которого нередко обращались изучаемые поэты, использует термин духовные стихи лирические. Этим термином, как правило, обозначались и определялись авторские произведения религиозной тематики, созданные в жанре псалмов или кантов. Многие духовные стихи восходили к апокрифам и из-за этого часто бывали не признанными православной церковью.

Б. Пастернак, А. Ахматова и А. Тарковский прекрасно знали, что духовные стихи подразделяются на несколько видов. Некоторые из них отличаются полным отсутствием сюжета и могут быть классифицированы как исповедь («Царевич Иосаф», «Проспали, продремали/ Небесное царство»), отнесены к жанру дидактической литературы, поскольку созданы в виде поучения, назидания (о Христе, наставляющим верующих, о Святой Параскеве Пятнице, наставляющей пустынника). Большинство духовных стихов носят эпический характер, изображают события из земной жизни Богородицы и Христа, сошествие Христа во ад и освобождение умерших праведников от власти адских сил, воскресение и 5 вознесение Христа, Страшный Суд. Из биографии А. Ахматовой и воспоминаний современников удалось установить то, что она проявляла неослабеваемый интерес к тем духовным стихам, которые воспроизводили также события из жизни святых и совершенные ими чудеса (о Николае Угоднике, об Алексее Человеке Божием, о Борисе и Глебе). Ей были известны духовные стихи, трактующие происхождение церковных праздников («Стих о двенадцати пятницах», «Дмитриевская Суббота»); были в поле ее зрения духовные стихи притчевого характера - к ним относились, как правило, духовные стихи, изображавшие наказание горделивца Смертью («Стих об Анике-воине»), мучение в аду жестокого богача и посмертную награду бедняку («Стих о богатом и о Лазаре»). Особое место в ряду духовных стихов, которыми интересовалась Ахматова, занимает «Стих о Голубиной книге», повествующий о сокровенной сущности, истине мира, смирении и терпении истинного христианина, заключенных в таинственной Голубиной книге. Сюжеты духовных стихов - это, прежде всего, страдания и добровольное самоуничижение: мучения Христа на Голгофе и в еще большей мере - горе Богородицы о распятом сыне и т.д. Главную роль в них играют эсхатологические мотивы: конец света и Страшный Суд. Христос в духовных стихах предстает, прежде всего, в образе Строго Судии грешников, а Богородица - заступницей за людей.

А. Тарковский неоднократно указывал на то, что основным составляющим элементом структуры духовных стихов является диалог. Диалог Христа и Богородицы, Христа и грешников и т. д. Чередующиеся вопросы и ответы персонажей духовных стихов призваны драматизировать действие, передать эмоциональный настрой и эмоции его участников, словесно обозначить конфликт и раскрыть глубинный, таинственный религиозный смысл происходящих событий. Это само по себе глубоко символично, потому что когда диалог, как форма литературного произведения - стал традиционным для жанра духовной поэзии - многие русские поэты, в частности поэты XIX - XX вв. (в том числе Пастернак, о чем пойдет речь во 1-ой главе), оставались верны сложившейся б традиции, создавая свои произведения на сюжетной канве православной христианской тематики. Это свойство, присущие духовной поэзии впоследствии разрабатывал, создавая свою библейскую поэтику, Б. Пастернак. Говоря о жанре духовных стихов, необходимо еще указать и на то, что духовные стихи -мифопоэтические тексты, свободные от логических правил: Русская Земля и Палестина в них не разграничены и могут сливаться в единое целое, неразличимое читателем, апостол Иоанн Богослов - отождествляться с Иоанном Предтечей, Христос - с Богом-Отцом и со Святым Духом. Примечателен следующий факт: духовные стихи, подобно былине, следуют в отборе, соединении персонажей и описании событий по принципу смежности, метонимии. Духовные стихи отражают народную веру, не совпадающую с ортодоксальным христианством. Эволюция жанра и типа духовной поэзии, их своеобразие и национально-исторические особенности стали одним из важнейших, ключевых звеньев данного диссертационного исследования.

А. Ахматова обращала внимание многих исследователей древнерусской литературы на то, что язычество в скоморошеской традиции причудливо сочетается с православием. Это позволило русскому православию вобрать в себя многие языческие обряды, поверия и праздники. Мистическое начало русского православия объясняется общеславянским языческим мироощущением, пустившим глубокие корни в сознании русского народа. Из языческих корней вырастает особенный взгляд на мир, природу, людей. Неповторимость традиций, обрядов, поверий, мифов усиливает русскую православную конфессию, органически ее дополняя, расширяя, придавая ей подлинно народный характер, накладывая своеобразный отпечаток и на сам жанр духовной поэзии, поднимая его до типа особенного поэтического творчества. Учитывая те объективные исторические факторы, которые легли в основу развития русского общества, религии и государственности, необходимо подчеркнуть, хотя многим это на первый взгляд покажется достаточно спорным, - значимость взаимосвязи "язычество - христианство" для формирования неповторимого национального 7 характера, цельного психологического облика русского народа, потому что без наличия этой взаимосвязи не было бы той благодатной культурной почвы, породившей литературный жанр, именуемый сейчас жанром духовной поэзии. В дальнейшем без наличия вышеназванной взаимосвязи жанр духовной поэзии не вырос бы до типа особенного поэтического творчества.

Современный исследователь должен отдавать себе отчет в том, что многим произведениям древнерусской литературы присущи сказочные, обрядовые, культовые элементы. Исходя из этого, необходимо учитывать, что персонажи древнерусских писателей подчас вырастают до подлинного гротеска, фантастического обобщения, образа-символа, который как художественный прием неоднократно использовали Б. Пастернак и А. Ахматова (Например, «Ожившая фреска» Б. Пастернака, «Причитание» А. Ахматовой). Образ-символ -неотъемлемая часть агиографической литературы. Согласно Г.П. Федотову, ни один русский святой, начиная с князей Бориса и Глеба (первых святых канонизированных русской церковью), не избежал этой участи. Желал того автор или не желал - святой, чье житие он воссоздавал на страницах своего произведения, становился обобщающим образом-символом.

Мифологическая концепция мира, присущая произведениям древнерусской литературы вызывала неизменный интерес у изучаемых поэтов. Правда, впоследствии мифологическое восприятие мира уступает место историко-героическому, что отмечалось Пастернаком, Ахматовой и Тарковским. Однако религиозно-воспитательный момент остается ведущим, если говорить о дидактическом значении древнерусской литературы. Безусловно, что без расцвета агиографической литературы была бы другой вся история русской литературы. Духовная поэзия, а конкретно духовные стихи на религиозные и православные сюжеты - начинают выделять яркие образцы авторских произведений с XVIII в. С XVIII в. в русской литературе развиваются многообразные поэтические формы подражания молитвам. Среди многих поэтов XIX в., проявивших себя в духовной православной поэзии и значительно обогативших ее традиции - необходимо в 8 первую очередь назвать имена В.А. Жуковского, А.С. Пушкина, М.Ю. Лермонтова, П.А. Вяземского, Ф.Н. Глинки, А.С. Грибоедова, К.Н. Батюшкова, Ф.И. Тютчева, А.С. Хомякова, JI.A. Мея, А.Н. Майкова, А.Н. Апухтина, И.И. Козлова, гр. А. К. Толстого, Я.П. Полонского. Различные состояния души, различные грани познания отражались в молитве. Потребность «говорить к Богу», открываться Ему в том или ином жизненном положении, душевном состоянии -присуща едва ли не всем русским поэтам. Именно поэтому существует у нас давняя и устойчивая традиция молитвенной лирики. В ней также есть переложения известных молитв, прежде всего «Отче наш.», что можно найти у Сумарокова, позже - у Кюхельбекера. Великопостная молитва Ефрема Сирина превосходно переложена А.С. Пушкиным в стихотворении «Великопостная молитва» («Отцы пустынники и жены непорочны.»). Не оставила равнодушным поэзия и поэтика традиционной молитвы и М. Ю. Лермонтова. В своем поэтическом творчестве поэт трижды обращается к жанру молитвенной лирики: «Молитва («Не обвиняй меня, Всесильный.»)» (1829 г.), «Молитва («Я, Матерь Божия, ныне с молитвою.»)» (1837 г.), «Молитва («В минуту жизни трудную.»)» (1839 г.). О том, какую огромную роль сыграла духовная православная поэзия в поэтическом творчестве Ф. И. Тютчева хорошо известно из подробных исследований ведущих отечественных тютчеведов. А. А. Фет в своем поэтическом творчестве также неоднократно обращается к духовной православной поэзии. Продолжили и обогатили традиции духовной православной поэзии такие мастера, как К. Случевский и Вл. Соловьев, «предсимволист» К. Фофанов. Первая половина XX в. в этом плане не только продолжила, упрочила, но и обогатила религиозную духовную поэзию новыми традициями. Это особенно ярко видно на примере творчества символистов и акмеистов. И. А. Бунин, среди разноголосицы различных литературных школ и течений начала XX в. остававшийся неизменно верным реалистическим традициям, обогатил духовною православную поэзию подлинными шедеврами. В дальнейшем многие русские поэты, вышедшие из наиболее значительных литературных направлений начала XX в. на самостоятельную творческую стезю, свободную от влияния всяческих направлений и школ, все-таки остались верны своим духовно-поэтическим открытиям, которыми они обогатили каноны и традиции духовной православной поэзии, заложенные еще в XVIII и XIX вв.

Для настоящего исследования представляет особый интерес библейская символика в творчестве Б. Пастернака, А. Ахматовой и А. Тарковского, поскольку именно этим поэтам XX столетия удалось наиболее полно и точно сохранить, а в дальнейшем и приумножить традиции духовной православной поэзии. Следует указать на то, что Б. Пастернак, А. Ахматова и А. Тарковский - совершенно разные поэты по своим эстетическим, творческим и - самое главное -мировоззренческим позициям. Однако есть то общее, что их сближает. Общее начало в тех творческих предпосылках, которые обусловили их обращение к духовной православной поэзии. Оно выражено, прежде всего, в том бережном, трепетном и одновременно творческом отношении к сюжетам библейской истории, которые использовались ими для наиболее точной передачи того духовного состояния, которое было им свойственно в определенный, значимый в их жизни и судьбе момент, хотя у каждого из трех названных поэтов были свои, индивидуальные, глубоко личностные мотивировки обращения к духовной православной поэзии. Именно это и явилось предметом настоящего исследования. Исследуемых авторов связывает не только историческое время, хотя тот факт, что они были современниками также играет большую роль - их роднит, прежде всего, трепетное отношение к русской культуре, истории и национальному духовному наследию. Энциклопедическая образованность, широта творческих интересов и незыблемость духовных ориентиров отличает и объединяет Б.Пастернака, А.Ахматову и А.Тарковского в ряду многих поэтов-современников. Им удалось вобрать в свое творчество то лучшее, что было достигнуто их великими предшественниками, творчески переработать и представить читателям в совершенно ином качестве и под совершенно иным углом зрения. К тому же, их жизнь в условиях советского общества чем-то напоминала аскетическое житие ю святых и подвижников Земли Русской. Они достойно несли «свой крест». Не жалуясь, не пугаясь, а творя, создавая, созидая. «Уход в творчество» - как определенная жизненная позиция - предполагал наличие мощного духовного потенциала, невозможного без осознанного обращения к православной вере. То, что многие виднейшие деятели мировой - и в частности русской - культуры XX в. были верующими людьми - сегодня общеизвестный факт. Но в годы массового атеизма и идеологического диктата открытое исповедание христианства требовало большого духовного, морального и человеческого мужества. Это в полной мере относится к Пастернаку, Ахматовой, Тарковскому.

Понимание русской культуры, русского искусства и русской литературы невозможно без понимания категории духовности. Исследование творчества любого русского писателя и поэта, в каком бы то ни было научном историко-литературоведческом контексте - неизменно предполагает обращение исследователя к данной категории при рассмотрении и изучении, интересующей его - той или иной, конкретной литературной тематики. Духовность - достаточно объемная и многогранная в философском и культурно-эстетическом плане категория. Как известно, чем шире, объемнее и многограннее понятие, тем труднее его определить. Исходя из этого, можно попытаться дать приблизительное определение данной категории, которое по своей формулировке будет соответствовать теме предлагаемого исследования.

Духовность - определенное состояние внутреннего мира человека и направленность его сознания на восприятие жизни и ее понимания в свете Высших начал. Для религиозного сознания Высшие Начала жизни концентрируются в идее Бога, Всевышнего Для нерелигиозного, светского, секуляризированного сознания духовность - некий высший, и одновременно глубинный смысл понимания и постижения реальных явлений и процессов жизни, -того в земном индивидуально-социальном и кулыпурно-творческоы бытии, что одухотворяет саму реальность, само бытие, открывая дня человеческого сознания и чувствования новые горизонты

Приведенное определение духовности способствует раскрытию заданной темы диссертационной работы, поскольку оно наиболее точно выражает многообразие и многоплановость художественно-эстетических поисков авторов, чье творчество стало предметом данного исследования. Именно это определение помогает исследователю постичь высокий строй чувств избранных авторов, соединенный как с их религиозным, так и секуляризованным мировоззрением. Секуляризованное сознание, характерное для мирового общества XX века, привело к дальнейшему переосмыслению категории духовности, как таковой. Именно тотальная секуляризация общества явилась истоком многоплановости и неоднозначности категории духовности. Неоднозначность категории духовности присуща всем произведениям мировой художественной литературы XX века. Традиции духовной христианской поэзии и агиографической литературы так или иначе нашли свое продолжение во многих произведениях русских писателей XX века. Яркий пример тому - роман «Доктор Живаго». Многоплановость духовности в современном научном, практическом и творческом, художественном контексте освоения мира имеет важное значение для настоящего исследования. Именно многоплановость, многозначность и многогранность, объемность категории духовности предоставляет возможность современным исследователям говорить о той или иной проблематике, связанной с творчеством определенного автора; она помогает точно и четко понять и проанализировать те моменты и сюжеты его произведений онтологическим импульсом, для которых ориентация на постижение высшего смысла жизни является основной. Исследование высшего смысла жизни, выраженного в христианстве монотеической идеей, стало онтологическим источником и подлинной причиной мировоззренческих, творческих, эстетических поисков подавляющего большинства отечественных писателей XX века. К их числу относятся, прежде всего, те авторы, чье творчество стало объектом изучения и анализа данной диссертационной работы. Восприятие и отображение жизни в ее неразрывной связи с развитием самой человеческой личности, обусловленным ее поисками и метаниями, досадными ошибками и

12 подлинными открытиями - обусловило не только саму эволюцию духовности, как научной и философской категории, но также и, считавшихся ранее незыблемыми, представлений о процессе внутренней жизни души. Символы и традиции художественного творчества, являвшиеся прежде достоянием одной личности и составлявшие исключительно его интимную, непубличную жизнь, трансформируясь, обрели ярко выраженную социальную, общественную окраску. Учитывая это, необходимо пояснить: в настоящей диссертационной работе основным акцентом исследования является категория религиозной, православной духовности мировоззрения изучаемых поэтов. О значении христианской символики в русской литературе уже достаточно говорили ведущие современные литературоведы. Они подробно рассматривали многие ключевые христианские образы-символы. К примеру, образ свечи. «Свеча, - напоминает В.Баевский, - в христианской и поэтической символике, прежде всего - образ человеческой души». Художественная модель «свеча - человеческая душа» стала своеобразным духовно-эстетическим эталоном не только для русских поэтов XIX, но и для русских поэтов XX вв.: «Зимняя ночь» из ПОЭТИЧЕСКОЙ ТЕТРАДИ ЮРИЯ ЖИВАГО; свечи в лирических стихотворениях, в «Реквиеме» и «Поэме без героя» Ахматовой; стихотворение Тарковского «Свеча» (1926 г.) или его же - «Я свеча, я сгорел на пиру.» (стихотворение: «Меркнет зрение - сила моя.» (1977 г.), написанное полвека спустя - красноречивое свидетельство тому, что христианская, православная символика органично вросла в поэтику XX в. Такие категории, как ПРОСТРАНСТВО и ВРЕМЯ в творчестве вышеназванных поэтов обретают новое семантическое и семиотическое значение, в корне меняющее привычное восприятие читателей. В данной диссертационной работе также рассматривается категория СНА и СНОВИДЕНИЯ в контексте творчества Ахматовой, с учетом ее христианско-православной ориентации. Термины пантеистическая органика (предложен Ю.М.Кублановским в предисловии к книге Тарковского, изданной в 1993 г. санкт-петербургским издательством "Северо-Запад" - Тарковский А.А. Благословенный свет: Избранные

13 стихотворения . - Спб.: Северо-Запад, 1993 . -368 с.) и православная мифологема (предложен автором данной работы) - определили направление в исследовании творчества Тарковского. Православная мифологема Тарковского заключается в том, что его лирический герой, творит «Как заповедал Даниил», проводя православный «спектральный анализ» всего сущего. Традиции духовной поэзии были усвоены русской поэзией XX в. - благодаря творчеству представителей нескольких поколений поэтов, работавших и продолжающих работать в жанре духовной поэзии. Среди них имена А. А. Блока, А. Н. Белого, В. И. Иванова, И. А. Бунина, Б. JL Пастернака, А. А. Ахматовой, А. А. Тарковского, И. А. Бродского и др. Духовная поэзия периода 40-70 гг., а также представителей более молодого поколения поэтов, вступившего в литературу в 80-90 гг. XX в. - тема для отдельного подробного научного исследования.

Литературоведческие и литературно-критические источники, послужившие основой для работы над данным диссертационным исследованием, позволили наиболее полно, углубленно и конкретно раскрыть его научную проблематику. В процессе исследования в качестве научных источников использовались теоретические труды выдающихся русских литературоведов А.А.Потебни -«Теоретическая поэтика» и А.Н.Веселовского - «Историческая поэтика», работы Свенцицкой И.С. «Раннее христианство: страницы истории», Лихачева Д.С. «Историческая поэтика русской литературы: Смех как мировоззрение и др. работы», Васильева Б.А. «Духовный путь Пушкина», Меня А.В. «Мир Библии», Симонова П.В., Ершова П.М., Вяземского Ю.П. «Происхождение духовности», Борева Ю.Б. «Эстетика», Ковалева В.И. «Философия постистории», Квятковского А.П. «Поэтический словарь», Гаспарова М.Л. «Очерк истории русского стиха», «Русский стих начала XX века в комментариях», Шкловского В.Б. «О теории прозы» и т.д. (см. Библиографию)

При работе над 1-ой главой «Новозаветные цитаты и реминисценции в поэтике Б.Пастернака: пометки на полях Библии - источник евангельского цикла в романе «Доктор Живаго», где духовная поэзия рассматривается как особенный тип поэтического творчества, кроме первоисточников, автор пользовался литературой также подробно указанной в Библиографии,

В работе над 2-ой главой «Трансформация библейских образов в поэтике А. Ахматовой» автором использовалась первоисточники, а также книги следующих авторов: Хейт А. Анна Ахматова. Поэтическое странствие / Пер. с англ. Дневники, воспоминания, письма А.Ахматовой .-М.: Радуга, 1991; Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия . - М.: Издание Троице-Сергиевской Лавры, 1990; Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Пер. с англ. . - М.: КРОНПРЕСС, 1996; Холл Менли Палмер. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической философии: интерпретация Секретных учений, скрытых за ритуалами, аллегориями и мистериями всех времен. - СПб.: Сникс, 1994; ДИАЛОГ. КАРНАВАЛ. ХРОНОТОП., № 3,1995;

В 3-ей главе «Религиозные мотивы в поэзии А.Тарковского» кроме первоисточников использовались рукописные материалы из архива поэта, любезно предоставленные дочерью поэта - Мариной Арсеньевной Тарковской, оказавшей неоценимую помощь в работе над данной главой своими консультациями и советами, за что автор выражает ей самую искреннюю благодарность.

Для анализа в настоящей диссертационной работе выбраны те стихотворения, которые являются образцами библейской поэтики, как одной из важнейших составляющих творчества трех крупнейших поэтов, ставших предметом гордости отечественной поэзии XX в. Об их творчестве написано немало научных работ, освящающих различные его аспекты. Есть целый ряд

15 работ, непосредственно касающихся тематики настоящей диссертационной работы, на которые и опирался исследователь в процессе раскрытия темы, составляющей предмет данного исследования. Конечно, большое внимание в вышеперечисленных работах было также уделено изучению вопросов поэтики; но непосредственно аспектам, посвященным изучению библейской поэтики, построенной на следовании определенным конфессиональным традициям и отражением их в творчестве этих трех поэтов занимались в меньшей мере, чем хотелось бы. Исходя из этого, исследователь полагает, что настоящая диссертационная работа будет способствовать наиболее полному освещению вышеназванного аспекта, присущего поэтике трех избранных для научного анализа поэтов и надеется на научную актуальность вопросов, поднятых в данной диссертационной работе.

Итак, объектом данного диссертационного исследования является библейская поэтика в творчестве трех крупнейших русских поэтов XX столетия -Б. Пастернака, А. Ахматовой и А. Тарковского, рассматриваемых с точки зрения проявления в их произведениях традиций православной духовной культуры. При этом в работе дается обзор (под определенным углом зрения) историко-литературного материала XI - XVII веков.

Основная задача диссертационного исследования заключается в выявлении в содержании и структуре отечественной религиозной культуры той системы духовных ценностей, как религиозных, так и светских, которые были восприняты и развиты русской литературой XIX и XX веков. Именно в контексте этих традиций и развивалась библейская поэтика в творчестве вышеуказанных поэтов, что нашло свое отражение во многих гранях структуры их произведений, в том числе и в насыщении их православной символикой.

Проводя анализ творчества Б.Пастернака, А.Ахматовой и А.Тарковского, настоящее диссертационное исследование учитывает, что в библейской поэтике их произведений порой соединяются, сталкиваются взаимоисключающие, разные типы духовных традиций, как православных, так и далеких от религиозного сознания. Наиболее заметно это в поэзии А. Тарковского. И все же, рассмотрение поэзии вышеуказанных авторов в одном ряду (с точки зрения проблемы вынесенной в названии настоящей работы) не случайно, ибо их ориентация на религиозно-духовную традицию является доминантным признаком их мировидения, их мироощущения, их поэтического искусства.

Научная новизна настоящей диссертации состоит в том, что библейская поэтика в творчестве Б.Пастернака, А.Ахматовой и А.Тарковского не рассматривалась ранее под углом зрения синтеза религиозных традиций, символов и поэтического искусства и на уровне поэтики их произведений, с привлечением в ряде случаев малоизвестных архивных материалов (пометы Б.Пастернака при чтении Библии, послужившие одним из основных источников создания евангельского цикла стихотворений романа «Доктор Живаго»).

Актуальность диссертационной работы связана с тем, что она посвящена проблемам истории литературы и духовной религиозной культуры, которые, несмотря на возрастающий интерес к ним, в настоящее время, изучаются пока недостаточно. Диссертация написана в русле этого важного для изучения отечественной словесности XX века направления.

Практическая значимость данной диссертационной работы состоит в том, что конкретный анализ библейской поэтики вышеуказанных поэтов и выводы, в ней содержащиеся, могут быть использованы при чтении лекций в рамках вузовских программ, а так же при написании отдельных статей, посвященных творчеству Б. Пастернака, А. Ахматовой и А. Тарковского.

Основные положения диссертации на протяжении последних десяти лет проходили апробацию - путем выступлений соискателя на конференциях (например, в 1990 г. - конференция, посвященная 100-летию со дня рождения Б.Пастернака; 1991 г. - конференция «Университетский ученый: облик, образ, модель»), а так же в виде публикации ряда статей (их список см. в конце автореферата). Диссертация состоит из введения, трех глав и заключения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Русская литература», 10.01.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Русская литература», Столяров, Олег Олегович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Сюжеты из Священной истории - неотъемлемая часть многих произведений классиков нашей литературы. У многих исследователей отечественной литературы наблюдался неподдельный интерес к подобным сюжетам, довольно-таки часто встречающимся у виднейших представителей русской литературы XX века.

История русской культуры, русского искусства и русской литературы невозможна без понимания категории духовности. Исследование творчества любого русского писателя и поэта, в каком бы то ни было научном историко-литературоведческом контексте - неизменно предполагает обращение исследователя к данной категории при рассмотрении и изучении, интересующей его - той или иной, конкретной литературной тематики.

Духовность - достаточно объемная и многогранная в философском и культурно-эстетическом плане категория. Как известно, чем шире, объемнее и многограннее понятие, тем труднее его определить. Неоднозначность категории духовности присуща всем произведениям мировой художественной литературы XX века. Традиции духовной христианской поэзии и агиографической литературы, так или иначе, нашли свое продолжение во многих произведениях русских писателей XX века. Яркий пример тому - роман «Доктор Живаго». Многоплановость духовности в современном научном, практическом и творческом, художественном контексте освоения мира имеет большое значение для настоящего исследования. Именно многоплановость, многозначность и многогранность, объемность категории духовности предоставляет возможность современным исследователям говорить о той или иной проблематике, связанной с творчеством определенного автора; она помогает точно и четко понять и проанализировать те моменты и сюжеты его произведений онтологическим импульсом, для которых ориентация на постижение высшего смысла жизни является основной. Исследование высшего смысла жизни, выраженного в христианстве монотеической идеей, стало онтологическим источником и подлинной причиной мировоззренческих, творческих, эстетических поисков подавляющего большинства отечественных писателей XX века. К их числу относятся, прежде всего, те авторы, чье творчество стало объектом изучения и анализа данной диссертационной работы.

В настоящей диссертационной работе основным акцентом исследования является категория религиозной, православной духовности мировоззрения изучаемых поэтов.

Религиозная православная духовность, свойственная сознанию многих больших русских поэтов и писателей XX века - стала тем художественно-эстетическим, мировоззренческим творческим фундаментом, благодаря которому были сохранены важнейшие традиции отечественной литературы прежних столетий.

Окончательная концепция научной работы сложилась во время архивных разысканий и углубленного изучения текстов исследуемых авторов. Естественно, что в отрыве от исторического обзора зарождения и развития жанра духовной поэзии, ставшего предметом исследования данной научной работы, само исследование было бы невозможным, поэтому обращение к истории тех источников, которые предшествовали и в какой-то степени предопределили обращение исследуемых авторов к жанру духовной поэзии, является вполне закономерным. Необходимо отметить, что жанр духовной поэзии - один из самых древних жанров русской литературы. Его становление, формирование и развитие представляет огромный интерес для истории отечественной литературы.

Исследуемых авторов связывает не только историческое время, хотя тот факт, что они были современниками также играет большую роль - их роднит, прежде всего, трепетное отношение к русской культуре, истории и национальному духовному наследию. Энциклопедическая образованность, широта творческих интересов и ориентация на религиозные устои, на христианскую духовность отличает и объединяет Б.Пастернака, А.Ахматову и А.Тарковского в ряду многих поэтов-современников. В годы массового атеизма и идеологического диктата -открытое исповедание христианства требовало большого духовного, морального и человеческого мужества. Это в полной мере относится к Пастернаку, Ахматовой, Тарковскому. Христианские символы и традиции жанра духовной православной поэзии в творчестве Б. Пастернака, А. Ахматовой и А. Тарковского выполняют индивидуальную конкретную художественно-эстетическую функцию.

У Пастернака, как уже было выявлено в настоящем исследовании, христианские символы и традиции имеют явный, даже демонстрационный характер. Особенно в цикле стихотворений на евангельские сюжеты, составляющем мировоззренческий, творческий и эстетический костяк поэтической тетради Юрия Живаго. Православие - жизненное кредо пастернаковского героя. Под знаком православия проходит вся его жизнь, что мы явственно видим из контекста самого романа.

Всем известная ахматовская "Молитва" ("Дай мне горькие годы недуга.") стала духовным гимном не одного поколения. А ее шедевры: «Мужество» («Мы знаем, что ныне лежит на весах.»), "Причитание " ("Ленинградскую беду."), "Клятва" ("И та, что сегодня прощается с милым."), "Победителям" («Сзади Нарвские были ворота.») — кроме великого национально-патриотического заряда, который они несут, также построены на православных принципах любви, смирения, терпения, высоты духа и благородства.

Религиозные стихи А. Тарковского — светлая молитва, которую поэт творит с огромной теплотой и любовью. Они проникнуты христианским всепониманием и прощением. Творчество А. Тарковского - при всех объективных различиях с поэзией Б. Пастернака и А. Ахматовой - роднит с ахматовским та неповторимая интонация проживания, прочувствования и сострадания, живящая человеческие сердца и души. Она в полной мере воплотилась в его книгах стихотворений.

Как было показано, поэзия Пастернака, Ахматовой, Тарковского изобилует явными и скрытыми библейскими цитатами, постоянными ссылками на те или

188 иные библейские ветхозаветные и новозаветные сюжеты, не говоря уже о БИБЛЕЙСКОМ ЦИКЛЕ Ахматовой и ЕВАНГЕЛЬСКОМ ЦИКЛЕ СТИХОТВОРЕНИЙ ЮРИЯ ЖИВАГО из пастернаковского романа и об отдельных, хотя и немногочисленных стихотворениях Тарковского, чьи сюжеты навеяны Ветхим и Новым Заветом.

Творчество стало для них сознательной ареной духовной борьбы за свободу и уважение достоинства человеческой личности. Их эстетические позиции отстаивали уникальность и неповторимость каждой человеческой личности. Эти гуманистические духовные позиции исследуемых поэтов сродни православным канонам. Надо отметить, что, несмотря на явную историческую взаимосвязь во временном контексте (все исследуемые поэты были современниками), несмотря на определенную схожесть их мировоззренческих и эстетических позиций; творчество данных авторов имеет и свои отличительные особенности. Выявить, рассмотреть и прокомментировать их - также входило в задачу исследователя.

В результате рассмотрения и исследования поэтических текстов, которые отличает религиозная духовная наполненность, было выявлено три совершенно различных типа религиозной духовности изучаемых поэтов.

К первому относится религиозная духовность Б. Пастернака. Ей присуще строгое соответствие всем каноническим и догматическим устоям православия, точное калькирование в творческом поиске незыблемых конфессиональных постулатов. Таким образом, получается, что пастернаковская художественная модель религиозной духовности, по сути, напрямую зависима от евангельского текста.

Второй тип духовности представлен религиозной духовностью А. Ахматовой. Ахматовская художественная модель религиозной духовности, в отличие от пастернаковской, полностью самостоятельна и глубоко личностна. Библейские образы, составляющие ахматовскую библейскую поэтику - не только переосмысляются Ахматовой в ходе творчества, но и воспринимаются личностно.

Ахматова как бы сама проживает жизнь своих персонажей, примеряя их судьбы на себя. Это - яркое свидетельство подлинной глубинной христианской веры.

Третий тип духовности выражен религиозной духовностью А. Тарковского. Религиозная духовность А. Тарковского, в свою очередь, представляет собой качественно иной тип религиозной духовности, чем религиозная духовность Б. Пастернака и А. Ахматовой. Она носит скорее культурологический, просветительский характер, хотя самого А. Тарковского подозревать в безверии и атеизме было бы неосмотрительно, поскольку факты личной биографии поэта и сами поэтические тексты религиозного содержания свидетельствуют об обратном. Культурологический же и просветительский характер религиозной духовности А. Тарковского объясним тем, что его поэтика вообще наполнена духовностью не только религиозного плана. Религиозная духовность А. Тарковского носит характер вкрапления в общую культурологическую структуру его поэтики. Она является неким важным мотивом, проходящим красной нитью через все творчество поэта. Библейские образы в поэтике А. Тарковского становятся неотъемлемой частью современной поэту реальности. В творчестве А. Тарковского не существует, как таковой, четкой границы между мифом и подлинным бытием.

Все это необходимо учитывать при изучении произведений большинства русских поэтов XX в., так или иначе, затрагивающих библейские сюжеты, либо сознательно посвященных библейской тематике. Это явление требует детального, скрупулезного изучения, т. к. в дальнейшем без его понимания будет невозможно составить полное представление об истории русской литературы XX в.

Как уже указывалось во Введении, исследователь обратил внимание на одну из важнейших, по его мнению, особенностей творчества трех поэтов -на исключительную роль образов-символов в формировании художественной модели, в полной мере выражающей их религиозную духовность. Заслуживает особого внимания христианская символика, присущая жанру духовной поэзии и ставшая его неотъемлемым традиционным атрибутом. Если позднему

190

Пастернаку и Тарковскому присуща прозрачность и определенная аскетичность, то Ахматовой как поэту серебряного века свойственны достаточно сложные метафоры и символы.

В настоящем диссертационном исследовании рассмотрены важные творческие аспекты, присущие мировоззрению трех изучаемых поэтов. Некоторые из них, например, такие, как категория ПРОСТРАНСТВА и ВРЕМЕНИ, обретают в творчестве вышеназванных поэтов новое семантическое и семиотическое значение, в корне меняющее привычное восприятие читателей. Наиболее подробно они раскрываются в I главе, посвященной творчеству Б. Пастернака. В связи с ними исследователем затронуты категории СНА и СНОВИДЕНИЯ в контексте творчества Ахматовой. Говоря о них, исследователь учитывает ее христианско-православную ориентацию. Без рассмотрения и исследования этой категории невозможно составить полное представление о самом значительном ее произведении «Поэме без героя». При ее изучении большое значение для анализа текста имеют также категории КАРНАВАЛЬНОСТИ и КАРНАВАЛИЗАЦИИ, они оказались весьма важными при характеристике поэтического своеобразия поэмы, потому что возникла необходимость проанализировать ее текст с помощью бахтинской методологии исследования текста художественного произведения. В исследовании «Поэмы без героя» также имеет большое значение рассмотрение работ З.Фрейда и Н.А.Бердяева, посвященных данной категории.

Духовная составляющая творчества Арсения Тарковского в данном исследовании изучается через призму религиозных символов, сюжетов и мотивов, которые совершенно органично входят в художественный мир поэта.

Традиции духовной поэзии были усвоены русской поэзией XX в. -благодаря творчеству представителей нескольких поколений поэтов, работавших и продолжающих работать в жанре духовной поэзии. Среди них имена А. А. Блока, А. Н. Белого, В. И. Иванова, И. А. Бунина, Б. Л. Пастернака, А. А. Ахматовой, А. А. Тарковского, И. А. Бродского и др. Духовная поэзия периода 40-70 гг., а также представителей более молодого поколения поэтов, вступившего в литературу в 80-90 гг. XX в. - тема для отдельного подробного научного исследования.

Творчество перечисленных поэтов представляет безусловный интерес для наиболее полной и точной характеристики современного литературного процесса конца XX - начала XXI века и безусловно окажется в поле зрения серьезных литературоведов, занимающихся изучением истории отечественной литературы данного временного периода.

Несомненно одно: духовная православная поэзия как литературный жанр и как тип особенного поэтического творчества была бы в XX в. невозможна без творческого вклада, сделанного в нее поэтами, ставшими объектами данного исследования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Столяров, Олег Олегович, 2006 год

1. Иларион. Слово о Законе и Благодати . - М.: Столица, Скрипторий, 1994;

2. Барокко в славянских культурах . М.: Наука, 1982;

3. Свенцицкая И. С. Раннее христианство: страницы истории. -М.: Политиздат, 1989;

4. Культурное наследие Древней Руси (Истоки. Становление. Традиции). -М.: Наука, 1976;

5. Державина О. А. Древняя Русь в русской литературе XIX века (Сюжеты и образы древнерусской литературы в творчестве писателей XIX в.): ПРОЛОГ. ИЗБРАННЫЕ ТЕКСТЫ . М.: Изд-во ИМЛИ РАН, 1990;

6. Маневич Г. Оправдание творчества . М.: Прометей, Лит. худож. агентство «Тоза», 1990;

7. Лихачев Д. С. Историческая поэтика русской литературы: Смех как мировоззрение и др. работы . СПб.: Алетейя, 1997;

8. Васильев Б. А. Духовный путь Пушкина . (Катакомбы XX века). - М.: Sam & Sam, 1995;

9. Мень А. В. Мир Библии . М.: Кн. Палата, 1990;

10. Симонов П. В., Ершов П. М., Вяземский Ю. П. Происхождение духовности . М.: Наука, 1989;

11. Борев Ю. Б. Эстетика. 4-е изд., доп.- М.: Политиздат, 1988;

12. Ковалев В. И. Философия постистории . М.: ALVA - XXI, 1992;

13. Дионисий Ареопагит. О небесной иерархии . Спб.: «Глаголъ», РХГИ, «Университетская книга», 1997;

14. Квятковский А. П. Поэтический словарь .- М.: Сов. Энциклопедия, 1966;

15. Гаспаров М. Л. Очерк истории русского стиха. М.: Фортуна Лимитед,2002;

16. Гаспаров М. JI. Русский стих начала XX века в комментариях . М.: Фортуна Лимитед, 2002;

17. Шкловский В. Б. О теории прозы . М.: Сов. пис., 1983;

18. Лопухин А. П. Библейская история: Репринтное воспроизведение издания 1887 . Монреаль, 1986;

19. Булгаков С. Н., прот. Православие: очерки учения православной церкви . Paris: YMCA-PRESS, 1989;

20. Эткинд Е. Г. Материя стиха: Репринтное издание . СПб.: «Гуманитарный союз», 1998.

21. Пастернак Е. Б. Борис Пастернак: Материалы для биографии . М.: Сов. пис., 1989;

22. Пастернак Б. Л. Избранное в 2-х тт. М.: Худож. лит., 1985;

23. Пастернак Б. Л. Доктор Живаго: роман . М.: СП «Интердом», Центурион. АПС (Серия «Серебряный век»), 1991;

24. Пастернак Б. Л. Доктор Живаго: роман . СПб.: КРИСТАЛЛ, 2003;

25. Переписка Бориса Пастернака. М.: Худож. лит., 1990;

26. Гаспаров Б. М. Временной контрапункт, как формообразующий принцип романа Пастернака «Доктор Живаго», «Дружба народов», № 3, 1990;

27. Сборник статей, посвященных творчеству Б. Л. Пастернака . Мюнхен,1962;

28. Синявский А. Д. Гамлет у Пастернака, «Синтаксис», № 5, 1990;

29. Беленчиков В. В. Борис Пастернак и Германия. 1906 1924 гг., в жур.: «L. Slaw.», 32/1987/5;

30. Очерки истории языка русской поэзии XX века: опыты описания идеостилей. М.: «Наследие», 1995;

31. Баевский В. С. Борис Пастернак лирик: основы поэтической системы . -Смоленск: ТРАСТ-ИМАКОМ, 1993;

32. Баевский B.C. История русской поэзии: 1730-1980. . М.: Компендиум-Новая школа, 1996;

33. Асмус В.Ф. Творческая эстетика Б. Пастернака// Пастернак Б. Об искусстве. М., 1990;

34. Арутюнова В. Земля и небо: Наблюдения над категориями пространства и времени в ранней лирике Пас тернака// Борис Пастернак 1890-1960. Париж, 1979;

35. Альфонсов В.Н. Поэзия Бориса Пастернака. JI., 1990;

36. Андропова Н.В. Трансформация эпической структуры в романе Б. Пастернака «Доктор Живаго» // Филологические записки: Вестник литературоведения и языкознания. Воронеж, 1997. Вып. 8;

37. Бахтин М. Формы времени и хронотопа в романе // Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975;

38. Будин П.А. Пастернак и христианское искусство/ Пер. И. Кичевой // Русская поэзия XX века. Смоленск, 1992;

39. Бушман И.Н. Пастернак и Рильке// Сб. статей, посвященных творчеству Б. Пастернака. Мюнхен, 1962;

40. Вильмонт Н.Н. О Борисе Пастернаке: Воспоминания и мысли. М.: Сов. пис., 1989;

41. Гаспаров Б.М. "Gradus ad Parnassum" (Самосовершенствование как категория творческого мира Пастернака) // "Быть знаменитым некрасиво.": Пастернаковские чтения. Вып. 1. М., 1992;

42. Гладков А.К. Встречи с Пастернаком// "Октябрь", № 3, 1990;

43. Горелов П. Размышления над романом // "Вопросы литературы", № 9,1988;

44. Гуль Р.Б. Победа Пастернака// Русское зарубежье. М., 1993. Вып. 1.;

45. Дарьялова JI.M. Идеальное и трагическое в философском романе Б. Пастернака "Доктор Живаго"// Художественное мышление в литературе XIX-XX веков. Калининград, 1992;

46. Есаулов И.А. Категория соборности в русской литературе. -Петрозаводск, 1995;

47. Есаулов И.А. Пасхальный архетип русской литературы и структура романа "Доктор Живаго"// Евангельский текст в русской литературе XVII-XX вв. Вып. 3. Петрозаводск, 2001;

48. Есаулов И.А. Юродство и шутовство в русской литературе: некоторые наблюдения // "Литературное обозрение", № 3, 1998;

49. Ильев С. Роман "Доктор Живаго" Б. Пастернака в свете поэтики символизма // Studia rossica posnaniensia. 1993. Z. 24;

50. Исупов К.Г. "Доктор Живаго" как риторическая эпопея (Об эстетической философии истории Б.Л. Пастернака)// Исупов К.Г. Русская эстетика истории. СПб., 1992;

51. Каверин В.А. Проза Пастернака // Каверин В.А. Письменный стол. М., 1985;

52. Каган Ю.М. Об "Апеллесовой черте" Б. Пастернака: Попытка постижения // Литературное обозрение. 1996. № 4;

53. Ковтунова И.И. О поэтических образах Бориса Пастернака // Очерки истории языка русской поэзии XX века: Опыты описания идостилей. М., 1995;

54. Кожиов В.В. Сюжет, фабула, композиция // Теория литературы. Основные проблемы в историческом освещении. Роды и жанры литературы. М., 1964;

55. Куликова С.А., Герасимова Л.Е. Полидискурсивность романа "Доктор Живаго'7/В кругу Живаго. Пастернаковский сборник. Stanford, 2000;

56. Кунильский А.Е. Проблема "смех и христианство" в романе Достоевского "Братья Карамазовы'У/Евангельский текст в русской литературе XVIII XX веков. Петрозаводск, 1994;

57. Лавров А.В. "Судьбы крещенья". Теснота коммуникативного ряда в "Доктор Живаго"// Новое литературное обозрение. 1993. №2;

58. Лихачев Д.С. Размышления над романом Б.Л. Пастернака // "Доктор Живаго" Б. Пастернака. М., 1990;

59. Лотман М.Ю. Мандельштам и Пастернак (попытка контрастивной поэтики). Таллин, 1996;

60. Масленникова З.А. Портрет Б. Пастернака. М., 1995;

61. Медриш Д.П. О трех аспектах изучения повествовательной структуры// Проблемы стиля, метода и направления в изучении и преподавании художественной литературы. М., 1969;

62. Межаков-Корякин И. Духовный аспект образа Юрия Живаго // Austral. Slav. a. East Europ. Studies. Vol.1. № 2;

63. Межаков-Корякин И. К проблеме личности в романе "Доктор Живаго" // Сборник статей, посвященных творчеству Б.Л. Пастернака. Мюнхен, 1962;

64. Пастернак Б.Л. Доктор Живаго. Роман. Повести. Фрагменты прозы. М.,1989;

65. Пастернак Б.Л. Собрание сочинений в 2-х томах. М., 1985;

66. Пастернак Б.Л. Собрание сочинений в 5-ти томах. T.I. М., 1989;

67. Пастернак Б.Л. Собрание сочинений в 5-ти томах. Т.2. М., 1989;

68. Пастернак Б.Л. Собрание сочинений в 5-ти томах. Т.З. М., 1990;

69. Пастернак Б.Л. Собрание сочинений в 5-ти томах. Т.4. М., 1991;

70. Пастернак Б.Л. Собрание сочинений в 5-ти томах. Т.5. М., 1992;

71. Пастернак Б.Л. Сочинения. Ann Arbor, Т.2., 1961;

72. Пастернак Е.Б. Борис Пастернак: Материалы для биографии. -М., 1989;

73. Пастернак Е.В. "Вторжение воли в судьбу." (Письма Б.Л. Пастернака в связи с "Доктором Живаго") // "Русская речь", № 1,1990;

74. Переписка. Ж.де Пруаяр и Б.Пастернак // "Новый мир", № 2,1992;

75. Писарева О.Я. Поэтика лирического романа // Поэтика русской советской прозы. Уфа, 1991;

76. Поплюйко-Анатольева Н.А. Безвинное страдание // Сборник статей, посвященнйх оврчеству Б Л.Пастернака. Мюнхен, 1962;

77. Пропп В. Морфология сказки. Л., 1928;

78. Пруаяр Ж. де. "Лицо" и "личность" в творчестве Бориса Пастернака // Пастернаковские чтения. Вып. 2. М., 1998;

79. Пруаяр Жаклина де. Предисловие // Борис Пастернак. Стихи и поэмы 1912-1932.-Michigan, 1961;

80. Пятигорский A.M. Пастернак и Доктор Живаго // Пятигорский A.M. Избранные труды. М., 1996;

81. Рашковский Е.Б. История и эсхатология в романе Бориса Пастернака " Доктор Живаго" философский комментарий // "Вопросы философии",№ 8, 2000;

82. Синева О.В. Матакоммуникация в романе Б.Пастернака "Доктор Живаго" // Поэтика: Стилистика. Язык м культура. М., 1996;

83. Синева О.В. Стилистическая структура художественной прозы Б. Пастернака: роман "Доктор Живаго" канд. ф. н. М., 1995 -199 с;

84. Синявский А. Один день с Пастераком // Б. Пастернак. Париж, 1979;

85. Скобелев В. О лирическом начале в русском романе XX столетия ("Доктор Живаго" Б.Пастернака "Жизнь Арсеньева" И. Бунина) // Studia rossica posnaniensia. 1993. Z. 24;

86. Смирнов И.П. Двойной роман (о Докторе Живаго) // Wiener Slawistischer Almanach. Band 27. Wien. 1991;

87. Смирнов И.П. Постсимволистская интертекстуальность (Об агиографических и иных источниках романа Б. Пастернака "Доктор Живаго" // Постсимволизм как явление культуры. Вып.4. Материалы межденародной наусной конференции. М., 2003;

88. Смирнов И.П. Роман тайн "Доктор Живаго". М., 1996;

89. Статьи о русской литературе. "Эрмитаж", 1986;

90. Степун Ф.А. Б. Пастернак // "Литературное обозрение", № 2, 1990.;

91. Тарановский К.Ф. Три весенних дня в русской поэзии начала двадцатого века // Культура русского модернизма. М., 1993;

92. Тарасьев А. "Стихотворение Юрия Живаго "На Страсной" и богослужебные тексты Страстной седмицы" // Златоуст. 1992. № 1;

93. Урнов Д. "Безумное превышение своих сил" // "Доктор Живаго" Бориса Пастернака: С разных точек зрения. М., 1990;

94. Фарино Е. Юрятинская читальня и библиотекарша Авдотья (Архепоэтика "Доктора Живаго". С. 6)// Сборник статей к 70-летию проф. Ю.М. Лотмана. Тарту, 1992;

95. Фатеева Н.А. Пастернак и Пушкин: путь к прозе// "Русский язык за рубежом", № 1,1995;

96. Фатеева Н.А. Картина мира и эволюция поэтического идиостиля Бориса Пастернака (поэзия и проза)// Очерки истории языка русской поэзии XX века: Опыты описания идиостилей. М.: "Наследие", 1995;

97. Фатеева Н.А. Стих и проза как две формы существования поэтического идиостиля: диссертация на соискание ученой степени доктора филологических наук. М., 1996;

98. Федоров Ф.П. Романтический художественный мир: пространство и время. Рига, 1988;

99. Флейшман Л.К. Борис Пастернак в тридцатые годы. Jerusalem, 1984;

100. Флейшман Л.К. К характеристике раннего Пастернака// Флейшман Л.К. Статьи о Пастернаке. Bremen: "K-presse", 1977;

101. Франк B.C. Водяной знак (Поэтическое мировоззрение Пастернака)// Сборник статей, посвященных творчеству Пастернака. Мюнхен, 1962;

102. Франк B.C. Поэтическое мировоззрение Пастернака// "Литературное обозрение", №2,1990;

103. Франк B.C. Реализм четырех измерений (перечитывая Пастернака)// "Мосты", №2, 1959;

104. Фрейденберг О.М. Поэтика сюжета и жанра. М., 1997;

105. Христианство. Энциклопедический словарь// С.С. Аверинцев, А.Н. Мешков, Ю.Н. Попов. -М., 1993;

106. Цветаева М.И. Проза. Кишинев, 1986;

107. Чуковская JT.K. Воспоминания. М., 1980;

108. Шаламов В. О моей прозе. М., 1971;

109. Шаламов В. О прозе. М., 1965;

110. Щеглов Ю.К. О некоторых спорных четрах поэтики позднего Пастернака. Авантюрно-мелодраматическая техника в "Докторе Живаго" // Борис Пастернак 1890-1960. Нортфилд-Вермонт, 1991;

111. Щеглов Ю.К. Сюжетное искусство Пушкина // Жолковский А.К., Щеглов Ю.К. Работы по поэтике выразительности: Инварианты Тема - Приемы - Текст.-М., 1996;

112. Юнггрен А. О поэтическом генезисе "Доктора Живаго" // Studies in 20th century Russian Prose. Stockholm, 1982;

113. Якобсон P. Заметки о прозе поэта Пастернака // Якобсон Р. Работы по поэтике. -М., 1987;

114. Ахматова А. А. Сочинения. В 2-х тт. Т. 1. Стихотворения и поэмы. М.: Худож. лит., 1987;

115. Ахматова А. А. Сочинения. В 2-х тт. Т. 2. Проза. Переводы. М.: Худож. лит., 1987;

116. Ахматова А. А. Десятые годы: В 5-ти кн. М.: Изд-во МПИ, 1989;

117. Ахматова А. А. Реквием: В 5-ти кн. М.: Изд-во МПИ, 1989;

118. Ахматова А. А. Поэма без героя: В 5-ти кн. М.: Изд-во МПИ, 1989;

119. Ахматова А. А. После всего: В 5-ти кн. М.: Изд-во МПИ, 1989;

120. Ахматова А. А. Фотобиография: В 5-ти кн. М.: Изд-во, 1989;

121. Ахматова А. А. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 1. Стихотворения. 19041941/ Сост., подгот. текста, коммент. и статья Н.В. Королевой. М.: Эллис Лак, 1998;

122. Ахматова А.А. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. В 2 кн. Кн. 1. Стихотворения 1941-1959/ Сост., подгот. текста, коммент. и статья Н.В. Королевой. М.: Эллис Лак, 1999;

123. Ахматова А.А. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 2. В 2 кн. Кн. 2. Стихотворения 1959-1966/ Сост., подгот. текста, коммент. и статья Н.В. Королевой. М.: Эллис Лак, 1999;

124. Ахматова А.А. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 3. Поэмы. Pro domo mea. Театр / Сост., подгот. текста, коммент. и статья Н.В. Королевой. М.: Эллис Лак, 1998;

125. Ахматова А.А. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 4. Книги стихов/ Сост., подгот. текста, коммент. и статья Н.В. Королевой. М.: Эллис Лак, 2000;

126. Ахматова А.А. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 5. Биографическая проза. Pro domo sua. Рецензии. Интервью / Сост., подгот. текста, коммент. и статья Н.В. Королевой. М.: Эллис Лак, 2000,2001;

127. Ахматова А.А. Собрание сочинений: В 6 т. Т. 6. Данте. Пушкинские штудии. Лермонтов. Из дневников / Сост., подгот. текста, коммент. и статья Н.В. Королевой. М.: Эллис Лак, 2000,2002;

128. Хейт А. Анна Ахматова. Поэтическое странствие / Пер. с англ. Дневники, воспоминания, письма А. Ахматовой . М.: Радуга, 1991;

129. Н. В. Королева. Церковь и вера в жизни и поэзии Анны Ахматовой, с.87-98 .- "Сибирская Горница: журнал для семейного чтения", № 20, 2000;

130. Иллюстрированная полная популярная библейская энциклопедия . -М.: Издание Троице-Сергиевской Лавры, 1990;

131. Холл Дж. Словарь сюжетов и символов в искусстве / Пер. с англ. -М.: КРОНПРЕСС, 1996;

132. Холл Менли Палмер. Энциклопедическое изложение масонской, герметической, каббалистической философии: интерпретация Секретных учений, скрытых за ритуалами, аллегориями и мистериями всех времен . СПб.: Сникс, 1994;

133. ДИАЛОГ. КАРНАВАЛ. ХРОНОТОП., № з, 1995;

134. Маневич. Г. И. Оправдание творчества. М.: "Прометей", 1990;

135. Фрейд 3. О клиническом психоанализе. Избранные сочинения. М.: Медицина, 1991,

136. Русский Эрос, или Философия любви в России. М.: Прогресс, 1991;

137. Невинская И. Н. Жанр поэмы в творчестве Ахматовой Ш 5 (2=Р)7 4 Ахматова А. А. 535, 0;

138. Краткая философская энциклопедия .-М.: «Прогресс» «Энциклопедия», 1994;

139. Пави П. Словарь театра. Пер. с фр.-М.: Прогресс, 1991;

140. Руденко М. И. Художественное осмысление религиозных образов и мотивов в поэзии А. Ахматовой Ш 5 (2=Р)7 4 Ахматова А. А. 535, 0;

141. Петербургские сны Анны Ахматовой / Сост., вступ. статья, реконструкция текста и коммент. С. А. Коваленко . СПб.: ООО «Издательство «Росток», 2004;

142. Бердяев Н. Собр. соч. т. 1. Самопознание (опыт философской автобиографии).- 3-е изд.- PARIS: VMCA-PRESS, 1989;

143. Тарковский А.А. От юности до старости: Стихи,- М.: Сов. пис., 1987;

144. Тарковский А. А. Благословенный свет: Избранные стихотворения . -Спб.: Северо-Запад, 1993;

145. Кожевникова Н. А. Словоупотребление в русской поэзии начала XX века. М.: Наука, 1986;

146. Вейдле В. Умиранье искусства. СПб.: АХЮМА, 1996;

147. Вейдле В. О поэтах и поэзии. Париж, 1973.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.