Библиотечный фонд в системе культурной коммуникации тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Суконкина, Ольга Ивановна

  • Суконкина, Ольга Ивановна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2006, СаранскСаранск
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 136
Суконкина, Ольга Ивановна. Библиотечный фонд в системе культурной коммуникации: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Саранск. 2006. 136 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Суконкина, Ольга Ивановна

• ВВЕДЕНИЕ.3

1. ИНФОРМАЦИОННО-КОММУНИКАТИВНОЕ

ПРОСТРАНСТВО БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА.12

1.1 Системный подход в исследовании библиотечного фонда.12

1.1 Библиотечный фонд как Текст культуры и как Знак культуры.31

2. КОММУНИКАТИВНО-ЗНАКОВЫЙ ПОТЕНЦИАЛ БИБЛИОТЕЧНОГО ФОНДА.57

2.1 Документ как знак.57

2.2 Структурные свойства документа.77

2.3 Коммуникация в системе "библиотечный фонд - читатель".97

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Библиотечный фонд в системе культурной коммуникации»

Актуальность темы исследования. Культурное наследие имеет фундаментальное значение для дальнейшего развития человечества. Оно составляет основу его духовного и интеллектуального потенциала. На базе эффективного использования историко-культурного наследия происходит развитие личности и формирование новых поколений. То, что выдерживает испытание временем, приобретает характер вечных общечеловеческих ценностей культуры, закрепленных с помощью системы информационных кодов (естественные языки, языки искусства, науки, предметы, созданные человеком). Основная их масса нашла отражение в памяти социокультурных институтов (духовно-производственных и обслуживающих).

Одним из таких обслуживающих социокультурных институтов на протяжении веков является библиотека. Ее документный фонд представляет собой информационное отражение, воспроизводит человеческое знание с помощью знаков. Подобные знаки и знаковые системы расширяют границы памяти. Знаковые механизмы раздвигают границы прошлого, позволяя сберечь важное не только для современников, но и для отдаленных потомков, которые будут принадлежать другому времени, другому пространству, другой культуре.

Сегодня существуют две точки зрения на роль библиотеки в обществе. Согласно одной из них, традиционная библиотека уже изжила себя. Ее место все увереннее занимает виртуальная. Согласно другой, библиотека по-прежнему остается единственным общедоступным учреждением, которое связывает людей настоящего, прошлого и будущего, людей разных географических пространств. Библиотека, какая бы она ни была -виртуальная или традиционная, - это в любом случае некий коммуникативный универсум, взаимодействующий с обществом посредством своего документного (библиотечного) фонда. Фонд есть средство и форма долговременного существования всеобщего знания, опыта, открытий, изобретений, мыслей, идей, чувств.

Поэтому основной миссией библиотеки является восстановление культурной среды, что позволяет человеку чувствовать личную причастность к культурному творчеству, по-иному смотреть на библиотеку и воспринимать ее не просто как учреждение, хранящее документы с необходимой ему информацией, а как социокультурный «лабиринт» (У. Эко) человеческих знаний, выраженных с помощью знаков и кодов. Выход из такого «лабиринта» один: научиться читать библиотеку и прежде всего ее фонд как Текст, где существуют свои связи и закономерности.

Многие концептуальные положения современной науки строятся на сущностных характеристиках знаков, знаковых структур, знаковых систем и текста как основополагающих механизмах познания и расширения уже имеющегося знания. В связи с этим совершенно не случайно выбран семиотический подход в изучении библиотечного фонда как феномена культуры и канала культурной коммуникации.

Степень научной разработанности проблемы. В современной науке нет пока специальных комплексных исследований по характеристике библиотечного фонда как семиотически оформленного образования, входящего в систему культуры и выполняющего в ней функцию коммуникативного универсума. Долгое время фонд библиотеки изучался в рамках собственной науки (библиотековедения и фондоведения). Лишь в конце XX века были предприняты попытки междисциплинарного исследования, которые обусловили появление нескольких концепций библиотечного фонда: философско-культурологической, структурно-функциональной, когнитивной (знаниевой) и семиотической.

Философско-кулыпурологическая концепция библиотечного фонда строится на философско-культурологической концепции библиотеки, которая представлена в работах классиков отечественной (А.И. Герцен, Н.А. Рубакин, Н.Ф. Федоров и др.) и зарубежной (Г.В. Лейбниц, Х.Л. Борхес,

У. Эко и др.) научной мысли, а также в трудах ученых-библиотековедов современной школы философской мысли (М.И. Акилина, А.Н. Ванеев, М.Я. Дворкина, Н.В. Жадько, В.П. Леонов, С.А. Порошин, А.И. Ракитов, А.В.Соколов и др.).

Ученые рассматривают библиотеку на двух уровнях: абстрактном и предметном. На уровне абстрактного мышления она предстает как нечто идеальное, духовное, постигаемое воображением, как символ культуры: «храм мысли» (А.И. Герцен), «склад потенциальной духовной энергии человечества» (Н.А Рубакин).

В работах У.Эко, X. Борхеса и Н.Ф. Федорова предметный уровень (библиотека и ее фонд - это реальное собрание документов, учреждение с его положительными сторонами и недостатками) мышления коррелирует с абстрактным: «лабиринт» духовный (лабиринт человеческого познания) и материальный (само здание библиотеки и расположение документов), в котором можно потеряться (У. Эко) «Вселенная» и «собрание книг, объясняющих все на свете» (X. Борхес), «святилище чувства и мысли», «храм премудрости» и вместе с тем «реальное собрание произведений печати» (Н.Ф. Федоров).

В качестве социокультурного института библиотека представлена в работах отечественных ученых. По их мнению, библиотека - это «модель мира знаний» (Н.В. Жадько) и «часть системы культурной коммуникации» (А.В. Соколов). Основным каналом распространения знания здесь является библиотечный фонд (метазнак) и образующие его документы (знаки).

Структурно-функциональная концепция библиотечного фонда состоит в том, что именно документ является одним из самых важных его компонентов. Основоположником данной концепции принято считать Ю.Н. Столярова. Ему принадлежит мысль о том, что библиотечный фонд представляет собой целостное образование - систему, фундаментом которой является документ. Эта концепция поддерживается и в работах других авторов: K.JI. Воронько, М.Г. Вохрышевой, Р.С. Мотульского, В.И. Терешина.

Когнитивная (знаниевая) концепция библиотечного фонда является новаторской. Она целостно представлена в трудах А.И. Остапова. Согласно разработанным исследователем положениям, именно знание, материализованное с помощью специальных механизмов закрепления культурных смыслов, составляет основу библиотечного фонда.

Семиотическая концепция библиотечного фонда впервые обозначилась только в работах представителей отечественной (Г.М. Агеева, Е.Л. Немировский, А.В. Соколов, Ю.Н. Столяров) и зарубежной (Т. Зберский, М. Червинский, Н. Кушнаренко) мысли по изучению знаковости книги.

Постепенно идея семиотичности книги и документа развивается до концепции семиотичности библиотечного фонда. Ей посвящены труды В.П. Леонова и А.И. Остапова. Первый исследователь характеризует библиотеку и ее главную подсистему - фонд - как метатекст, состоящий из знаков, нуждающихся в декодировании; второй же утверждает, что в библиотечном фонде хранится знание, объективированное с помощью знаковых средств.

Многообразие концепций библиотечного фонда и исследования в области культурологии, семиотики, социальной коммуникации и других гуманитарных наук расширяют возможности осмысления его знаковой сущности и репрезентации фонда в роли Знака и Текста культуры. Поэтому диссертант привлекает к дальнейшей разработке темы широкий круг источников, который можно разделить на два блока. Первый включает работы общетеоретического характера, второй блок составляют труды фондоведческой направленности и смежных областей.

Первый блок источников образуют:

1) работы философов (Х.Г. Гадамер, Д. Локк, Г.Д. Лейбниц, К. Поппер, А.Я. Флиер и А.К. Адамович, В.В. Бибихин, Н.А. Рубакин, Н.Ф. Федоров) и культурологов (С.С. Аверинцев, А.И. Арнольдов, М.М. Бахтин, B.C. Библер, С.Н. Иконникова, М.С. Каган, A.JI. Казин, В.А. Малахов, Э.С. Маркарян, В.А. Маслова, А.А. Пелипенко, И.П. Фарман);

2) семиотические труды, которые представлены:

- методологическими положениями основоположников семиотики как науки: Ч.У. Морриса, Ч.С. Пирса, Ф. де Соссюра, а также знаковыми концепциями семиотиков последующих эпох: А.А. Ветрова, В.А. Мальчукова, В.В. Мантанова, М.В. Поковича, А.В. Полторацкого, И.В. Полякова, J1.0. Резникова, В.М. Розина, Ю.С. Степанова, И.А. Хабарова;

- семиотическими разработками в области культуры и искусства: Г.С. Кнабе, Ю.М. Лотмана, М.К. Петрова, Д.А. Силичева, Б.А. Успенского; лингвистики: А.Г. Волкова, В.В. Налимова; литературоведения: Ю.И. Левина, А.М.Пятигорского; психологии: Г.А. Глотовой, Б.М. Цейлина; документоведения и книговедения: Т. Зберского, М. Червинского и Н.Н. Кушнаренко, А.В. Соколова.

3) работы ученых, исследующих проблемы информации и коммуникации: Н. Винера, Д.И. Блюменау, Б. Споране и В.И. Антонова, В.Ю. Борева, А.В. Коваленко, В.З. Когана B.C. Колеватова, О.П. Коршунова,

A.В. Нестерова, Г.Г. Почепцова, А.В. Резаева, А.В. Соколова;

4) материалы по вопросам текстовой деятельности и психологии восприятия: Г.А. Антипова, А.А. Бодалева, О.А. Донских, Т.М. Дридзе, Б.В. Дубина, Г.А. Ермаш, З.И. Клычниковой, Н.Б. Крыловой, Е.А. Кубрякова, И.Ю. Марковиной, Ю.А. Сорокина.

Второй блок содержит:

1) труды библиотековедов и фондоведов: Т.Ф. Берестовой, Н.В. Бобылевой, Б.Ф. Володина, К.Л. Воронько, М.Г. Вохрышевой, Ю.В. Григорьева, Н.В. Жадько, А.И. Земскова, Т.М. Кузьмишиной,

B.В. Минкина, Р.С. Мотульского, Е.В. Никоноровой, Ю.П. Нюкши, П. Отле, В.В. Скворцова, Ю.Н. Столярова, В.И. Терешина;

2) исследования документоведов: Н.Б. Зиновьевой, В.Ю. Иваницкого, А.И. Каптерева, Н.Н. Кушнаренко, И.Г. Моргенштерна, Ю.Н. Столярова.

3) работы книговедов и специалистов в области книжного искусства: И.Е. Баренбаума, А.А. Беловицкой, М.В. Большакова, В.Г. Боруховича, Ю.Я. Герчука, С.Ф. Добкина, М.П. Ельникова, Н.Ф. Кодак, М.Н. Куфаева, Е.В. Лебедева, В.Н. Ляхова, К. Мигонь, А.С. Мыльникова, Е.Л. Немировского, В.А. Фаворского, В.И. Харламова, P.M. Черных, Г.Н. Щвецовой-Водки, И.Ф. Юрьева, К.Т. Ямчука, М.Ф. Яновского, Е.И. Яцунок.

Объектом исследования выступает библиотечный фонд как совокупность культурного наследия человечества.

Предметом изучения является знаковость библиотечного фонда, проявляющаяся в процессе культурной коммуникации.

Основная цель исследования - определить семиотическую сущность библиотечного фонда в системе культурной коммуникации.

Реализации поставленной цели подчинены конкретные исследовательские задачи:

1. Обосновать значение системного подхода в изучении библиотечного фонда в рамках науки о культуре, продемонстрировать его исследовательские возможности.

2. Рассмотреть библиотечный фонд как Текст культуры и как Знак культуры, определить его место и значение в структуре семиосферы.

3. Дать характеристику документу-знаку.

4. Описать структурные свойства документа как знаковой системы.

5. Показать особенности культурной коммуникации, осуществляемой посредством библиотечного фонда и установить связь между знаковостью фонда и пользователями библиотеки.

Теоретическую основу диссертации составляет использование трудов членов тартуско-московской семиотической школы (Ю.М. Лотмана,

Б.А. Успенского и др.). Их идеи синтезировались с концепциями, выдвинутыми философами, культурологами, психологами, библиотековедами, документоведами, книговедами, специалистами в области информации и массовой коммуникации.

В качестве методологических оснований исследования выступают:

- системный, или структурно-функциональный подход, в рамках которого анализируется структура библиотечного фонда и документа, взаимодействие элементов, составляющих данные системы;

- принцип интеграции различных научных концепций, позволяющий приблизиться к целостному восприятию библиотечного фонда как Текста культуры и как Знака культуры;

- сравнительно-типологический метод, привлекаемый с целью определения основных критериев дифференциации документов как знаков и знаков в документе;

- метод моделирования, способствующий построению модели библиотечного фонда как иерархически организованной знаковой системы.

Научная новизна диссертационного исследования заключается, во-первых, в том, что библиотечный фонд становится предметом комплексного междисциплинарного научного познания. Во-вторых, выявлена семиотическая сущность библиотечного фонда как способа сохранения, канала передачи коллективной памяти человечества и механизма порождения новых культурных смыслов. В-третьих, определена специфика фонда как Знака и Текста культуры.

На защиту выносятся следующие основные положения:

1. Системный подход является наиболее продуктивным для комплексного исследования библиотечного фонда. Согласно данному подходу фонд библиотеки предстает как сложноорганизованная система, которая является частью более крупной системы - метасистемы (культуры). Особенно продуктивным для дальнейшего углубленного и методологически обоснованного изучения библиотечного фонда в контексте культурологии является системный подход, базирующийся на теоретически разработанном и обоснованном принципе знаковости. Принцип знаковости позволяет целостно рассмотреть все концепции библиотечного фонда и представить его как особую социокультурную форму, заключающую в себе коллективную память человечества. Кроме того, семиотический анализ дает возможность более полно исследовать коммуникативную природу фонда и проследить ее динамические трансформации в процессе эволюции культуры.

2. Библиотечный фонд - это Знак культуры, через систему означаемого и означающего которого общество познает особенности культурного пространства и времени. В то же время библиотечный фонд - это иерархически организованный, воплощенный в различных материальных формах (знаках) Текст культуры. Его содержание непрерывно в своем изложении в силу постоянно осуществляемого процесса коммуникации. В качестве Знака и Текста библиотечный фонд существует в семиотическом пространстве (семиосфере), но, в силу того, что он есть объективированное знание, содержащееся в документах (знаках) и закрепленное в них с помощью специальных кодирующих механизмов, может представлять собой самостоятельное знаковое пространство.

3. Коммуникативно-знаковый потенциал библиотечного фонда представлен документами-знаками и знаками в документах. Документ - это знак, который имеет свое значение, свое информационное наполнение, «говорящий» посредством своего языка (совокупность знаков в документе) о предметах и явлениях социокультурного пространства. В свое совокупности и в своем единстве документы формируют знаковое многообразие библиотечного фонда, которое может быть дифференцировано по знаковым особенностям информационной и материальной составляющих документа.

4. Документ имеет сложную и многомерную знаковую структуру. Она представляет собой единство образно-смысловой, материально-функциональной, пространственно-пластической и декоративной знаковых систем. Подобные системы определяют неповторимый склад и смысловую адекватность документа. По ним можно судить о социальном и культурном континуумах, в которых создавался документ, о художественном стиле, в котором он выполнен. Знаки образно-смысловой, материально-функциональной, пространственно-пластической и декоративной систем делают документ не только знаковой, но и значащей системой, веками формирующейся и функционирующей в обществе.

5. Коммуникативный процесс между библиотечным фондом и читателем строится не только на тождестве их информационных тезаурусов, но и на их неэквивалентности. Несовпадение кодов ведет к порождению новых смыслов, которые в последующем проникают в знаковое пространство фонда. Тем самым возникает диалог «библиотечный фонд - читатель».

Теоретическая и практическая значимость работы заключаются в том, что предложенные и раскрытые в работе концепции знаковости библиотечного фонда могут послужить базой для последующих исследований по данному направлению как в области прикладной культурологии, так и в области библиотечного дела. Результаты исследования могут быть использованы при разработки вузовских лекционных курсов, спецкурсов и семинаров по дисциплинам «Социокультурные коммуникации», «Семиотика культуры» и «Библиотечное фондоведение».

Апробация результатов исследования. Отдельные положения и общие концепции данного исследования излагались автором в публикациях и выступлениях на всероссийских, межрегиональных, республиканских научно-практических конференциях, конференциях молодых ученых и аспирантских семинарах.

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, пяти параграфов, заключения общим объемом 136 стр., библиографического списка, включающего 216 наименований.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Суконкина, Ольга Ивановна

Заключение

Долгое время библиотека и ее документный фонд были объектами пристального внимания лишь ученых-библиотековедов и фондоведов. Они изучались ими прежде всего в русле собственных дисциплинарных аспектов. Однако стремительные темпы роста научного знания вызвали необходимость применения новых подходов к их познанию. Информационный, когнитивный, коммуникативный, социологический, психологический уже стали традиционными. Относительно новым и перспективным направлением исследования библиотеки и ее фонда является семиотический подход. Он не только помогает разработать новые концептуальные положения и тем самым повысить собственную теоретико-практическую значимость, но и ввести библиотеку и ее документный фонд в систему междисциплинарных исследований.

Первым шагом к подобному «диалогу наук» можно считать предпринятую нами попытку рассмотрения библиотечного фонда в культурологическом и семиотическом аспектах.

Согласно данным аспектам библиотечный фонд предстает как своеобразный геном культуры, постоянно развивающийся и совершенствующийся в процессе коммуникации. Он существует в культуре как целостное образование, состоящее из огромного числа взаимосвязанных и взаимодействующих гетерогенных (разнородных) и гомогенных (однородных) элементов-знаков, заключающих в себе самую разнообразную информацию. Подобная информация включается в фонд не в чистом виде: она осмыслена, переработана обществом, носит либо логический, либо образно-ассоциативный характер. Информация превращается в знание, которое требует надежного способа хранения и распространения в пространстве и во времени. Таким способом становится документ, а вместе с ним и библиотечный фонд. Поэтому не без основания мы называем библиотечный фонд и образующие его документы знаниевыми мирами, которые не прекращают пополняться новыми теориями и концепциями. Содержание фонда познается в процессе использования тех элементов, которые формируют его как единую систему. Осуществляется процесс коммуникации, связывающий людей разных поколений и культур; то, что принадлежало одному сознанию, становится достоянием всего человечества. Из простого объекта реального мира фонд превращается в ценнейший феномен культуры: в ее Знак и Текст.

Библиотечный фонд - это Знак культуры, через систему означаемого и означающего которого общество познает особенности культурного пространства и времени. Материальную и духовную основу библиотечного фонда составляют документы. Они являются проводниками в другой мир, к другим народам, в сознание других людей. В них запечатлена культура прошлого, культура настоящего и через настоящее культура будущего. Документ в библиотечном фонда не просто его минимальная единица как Знака культуры, он тоже выполняет в нем функцию знака, обладая статусом закодированной социальности.

Документ — это знак, имеющий свое значение, свое информационное наполнение, «говорящий» посредством своего языка о предметах и явлениях окружающей среды. Таким языком является система образно-смысловых (переплет, обложка, титульный лист), материально-функциональных (материал, форма, формат, шрифтовые и нешрифтовые знаки), пространственно-пластических (внутритекстовые и декоративные иллюстрации) и декоративных (орнамент, фактура, цвет) знаков. По ним можно судить о социальном и культурном континуумах, в которых создавался документ, о художественном стиле, в котором он выполнен. Кроме того, в своей совокупности и в своем единстве документы формируют семиотическое многообразие библиотечного фонда, в результате чего фонд приобретает статус Текста культуры.

Библиотечный фонд — это иерархически организованный, воплощенный в различных материальных формах (знаках) Текст культуры. Его содержание непрерывно в своем изложении в силу постоянно осуществляемого процесса коммуникации: документных текстов между собой, фонда с культурным контекстом, культурной традицией и с потребителями информации - обществом. Поэтому, библиотечный фонд-Текст культуры - это система смысловых элементов (документов-знаков и знаков в документе), функционально объединенных в единую иерархическую коммуникативно-познавательную структуру.

Коммуникация обусловливает возникновение нового знания. Его характер зависит от степени соответствия/несоответствия информационно-семиотических тезаурусов коммуникантов. Несовпадение знаковых кодов читающего и читаемого обусловлено наличием коммуникационных барьеров: а) технических; б) культурологических:

- культурно-временных и культурно-пространственных;

- национальных или этнографических;

- деятельностных и профессиональных; в) информационных.

Поэтому, долговременное существование библиотеки гарантируется взаимодействием знаковых систем «библиотечный фонд» и «читатель» при соблюдении закона соответствия/несответствия: знаковый потенциал библиотечного фонда должен быть релевантен знаковой перцепции читателей в той мере, в какой они могли бы порождать новые смыслы.

Таким образом, делая общий вывод по проведенному исследованию, можно сказать, что изучение библиотечного фонда с точки зрения семиотики имеет большое научное значение.

Во-первых, оно служит базой для последующих, более крупных научных исследований в области семиотического анализа библиотечного фонда и библиотеки в целом. Поиск точек соприкосновения, или последовательного соединения знакового, смыслового и деятельностного анализа библиотечного фонда как канала коммуникации может дать инструмент для комплексного системного изучения фонда как Текста культуры в его знаково-смысловой и прагматической сути. Кроме того, библиотечный фонд может быть рассмотрен не просто как Текст, а как Метатекст (единый текст Культуры о текстах культуры и о культуре как тексте), функционирующий в системе культурной коммуникации одновременно с устной и электронной коммуникациями на микро-(межличностном), миди- (групповом) и макросоциальном (межкультурном) уровнях. Другим аспектом текстуального анализа библиотечного фонда может стать исследование его коммуникативной эффективности (например, проблема «коммуникативной удачи/неудачи»), направленной на порождение новых смыслов.

Во-вторых, семиотический подход дает возможность рассмотрения библиотековедческих и фондоведческих проблем, а также их объектов не только в рамках узкоспециальных аспектов, но и междисциплинарных: философском, культурологическом, социально-психологическом и т.д. Поскольку библиотечный фонд представляет собой сложное структурное образование, при его изучении следует опираться на принцип системности. Фонд должен рассматриваться не изолированно, а во взаимосвязи с другими элементами: пользователями библиотеки, ее персоналом, материально-технической базой. Реализация этого принципа на практике поможет получить ценные сведения, которые послужат основой для последующих теоретических разработок и внедрения новых концепций в сферу профессиональной деятельности. Это обеспечит связь библиотековедения и библиографии с другими областями знаний и тем самым включит их в русло междисциплинарной парадигмы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Суконкина, Ольга Ивановна, 2006 год

1. Аверинцев, С.С. Золото в системе символов ранневизантийской культуры / С.С. Авериицев // Византия. Южные славяне и Древняя Русь. Западная Европа: искусство и культура. М., 1973. - С. 43-52.

2. Аверинцев, С.С. Поэтика ранневизантийской литературы / С.С. Аверинцев. М.: CODA, 1997. - 324 с.

3. Адамович, А.К. Основы философии ноосферы / А.К. Адамович. -Саратов: Б.и., 1996. 155 с.

4. Акилина, М.И. Философия современной библиотеки / М.И. Акилина // Библиотековедение. 1996. - №4/5. - С. 91-100.

5. Антонов, В.И. Язык и культура: особенности этносемантической интерпретации / В.И. Антонов // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 7, Философия. -2001.-№2.-С. 50-59.

6. Арнольдов, А.И. Культура и горизонты XXI века / А.И. Арнольдов // Вестник МГУКИ. 2003. - №1. - С. 9-18.

7. Баренбаум, И.Е. Информационно-коммуникативные науки в свете эволюции средств информации и коммуникации / И.Е. Баренбаум // Книга: исследования и материалы. М., 1989. - Сб. 61. - С. 31-47.

8. Барт, P. S/Z / Р. Барт. 2-е изд., испр. - М.: УРСС, 2001. - 230 с.

9. Барт, Р. Избранные работы. Семиотика. Поэтика / Р. Барт. М.: Прогресс, 1989.-615 с.

10. Бахтин, М.М. Эстетика словесного творчества / М.М. Бахтин. М.: Искусство, 1986. - 444 с.

11. Беловицкая, А.А. Общее книговедение / А.А. Беловицкая. М.: Книга, 1987.-225 с.

12. Берестова, Т. Ф. Библиотека как элемент информационного пространства: к разработке концепции / Т.Ф. Берестова // Библиотековедение. -2004.- №6.-С. 43-51.

13. Берестова, Т. Ф. Информационное пространство как результат развития инфопроцесса / Т.Ф. Берестова // Вестник МГУКИ. 2002. - №3. -С. 106-113.

14. Бибихин, В.В. Язык философии / В.В. Бибихин. М.: Прогресс, 1993.-404 с.

15. Библер, B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в двадцать первый век / B.C. Библер. - М.: Политиздат, 1991. - 412 с.

16. Блюменау, Д.И. Информация и информационный сервис / Д.И. Блюменау. Л.: Наука, 1989. - 190 с.

17. Бобылева, Н.В. Библиотековедение: социокультурный подход / Н.В. Бобылева. М.: Момент, 2002. - 313 с.

18. Бодалев, А.А. Восприятие и понимание человека человеком /

19. A.А. Бодалев. -М.: Изд-во МГУ, 1982. 199 с.

20. Большаков, М.В. Декор и орнамент в книге / М.В. Большаков. М.: Книга, 1990.- 155 с.

21. Борев, В.Ю., Коваленко А.В. Культура и массовая коммуникация /

22. B.Ю. Борев, А.В. Коваленко. М.: Наука, 1986. - 301 с.

23. Борухович, В.Г. В мире античных свитков / В.Г. Борухович. -Саратов, Изд-во Сарат. ун-та, 1976. 223 с.

24. Борхес, Х.Л. Письмена Бога / Х.Л. Борхес. М.: Республика, 1992.510 с.

25. Брудный, А.А. Психологическая герменевтика / А.А. Брудный. -М.: Лабиринт, 1998. 336 с.

26. Валгина, Н.С. Теория текста: учеб. пособие / Н.С. Валгина. М.: Логос, 2004. - 280 с.

27. Ванеев, А.Н. Проблемы философии библиотеки / А.Н. Ванеев // Книга: исследования и материалы. М., 1999. - Сб. 76. - С. 69-79.

28. Васильев, С.А. Синтез смысла при создании и понимании текста /

29. C.А. Васильев. Киев: Наук, думка, 1988. - 239 с.

30. Вежбицкая, А. Язык. Культура. Познание / А. Вежбицкая. М.: Рус. словари, 1996. - 416 с.

31. Ветров, А.А. Семиотика и ее основные проблемы / А.А. Ветров. -М.: Политиздат, 1968. 263 с.

32. Винер, Н. Кибернетика и общество / Н. Винер. М.: Изд-во иностр. лит., 1958.-200 с.

33. Волков, А.Г. Язык как система знаков / А.Г. Волков. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1966. - 87 с.

34. Волкова, Е.В. Пространство символа и символ пространства в работах Ю.М. Лотмана / Е.В. Волкова // Вопр. философии. 2002. -№11.-С. 149-164.

35. Володин, Б.Ф. Всемирная история библиотек / Б.Ф. Володин. -СПб.: Профессия, 2002. 352 с.

36. Воронько, К Л. Библиотечные фонды / К. Л. Воронько. М.: Кн. палата, 1992. - 197 с.

37. Вохрышева, М.Г., Кузьмишина, Т.М. Процесс развития современных библиотек с позиции синергетики / М.Г. Вохрышева, Т.М. Кузьмишина // Научные и технические б-ки. 2003. - № 6. - С. 4-13.

38. Гадам ер, Х.-Г. Актуальность прекрасного / Х.-Г. Гадамер. М.: Искусство, 1991. - 367 с.

39. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: основы философской герменевтики Х.-Г. Гадамер. М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

40. Герчук, Ю.Я. История графики и искусства книги: учеб. пособие / Ю.Я. Герчук. М.: Аспект Пресс, 2000. - 320 с.

41. Герчук, Ю.Я. Об искусстве книги / Ю.Я. Герчук. М.: Знание, 1977.-46 с.

42. Герчук, Ю.Я. Основы художественной грамоты: язык и смысл изобразительного искусства: учеб. пособие / Ю.Я. Герчук. М.: Учеб. литература, 1998.-208 с.

43. Герчук, Ю.Я. Художественная структура книги / Ю.Я. Герчук. -М.: Книга, 1984.-208 с.

44. Герчук, Ю.Я. Художественные миры книги / Ю.А. Герчук. М.: Книга, 1989.-239 с.

45. Гессе, Г. Магия книги / Г. Гессе. М.: Книга, 1990. - 237 с.

46. Гладков, Б. В. Категория мировоззрения как метод познания / Б.В. Гладков. СПб.: Сиютиев: Знание, 2000. - 460 с.

47. Глотова, Г. А. Человек и знак: семиотико-психологические аспекты онтогенеза человека / Г.А. Глотова. Свердловск: Изд-во Урал, ун-та, 1990. -256 с.

48. Горский, B.C. Историко-философское истолкование текста /

49. B.C. Горский. Киев: Наук, думка, 1981. - 206 с.

50. Григорьев, Ю.В. Методологические проблемы советского библиотековедения / Ю.В. Григорьев // Ученые записки / МГИК. М., 1968. -Вып. 15.-С. 50-74.

51. Григорьев, Ю.В. Теоретические основы формирования библиотечных фондов / Ю.В. Григорьев. М.: МГИК, 1973. - 88 с.

52. Гуренко, Е.Г. Проблемы художественной интерпретации / Е.В. Гуренко. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1982. - 256 с.

53. Дворкина, М.Я. От идеологии к философии библиотечного дела / М.Я. Дворкина // Библиотековедение. 1994. - №2(6). - С. 51-53.

54. Добкин, С.Ф. Оформление книги. Редактору и автору /

55. C.Ф. Добкин. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Книга, 1985. - 207 с.

56. Дридзе, Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации: проблемы семиосоциопсихологии / Т.М. Дридзе. М.: Наука, 1984.- 268 с.

57. Дридзе, Т.М. Язык и социальная психология / Т.М. Дридзе. М.: Высш. шк., 1980-224 с.

58. Дубин, Б. Слово письмо - литература: очерки по социологии современной культуры / Б. Дубин. - М.: Новое лит. обозрение, 2001.-416 с.

59. Ельников, М.П. Государство, книга и книгоиздание / М.П. Ельников // Книга: исследования и материалы. М., 1995. - Сб. 70. - С. 5-23.

60. Ельников, М.П. Книговедение, книга и средства массовой коммуникации / М.П. Ельников // Книга: исследования и материалы. М., 1989.-Сб. 57.-С. 17-38.

61. Ельников, М.П. Феномен книги: теоретико-гносеологический аспект / М.П. Ельников // Книга: исследования и материалы М., 1995. - Сб. 71.-С. 53-68.

62. Ермаш, Г.А. Искусство как мышление / Г.А. Ермаш. М.: Искусство, 1982. - 277 с.

63. Жадько, Н.В. Анализ сущностных характеристик библиотеки как социокультурного института / Н.В. Жадько // Библиотековедение. 1998. -№3. - С. 54-64.

64. Жидков, В. Культура как «генетический код» человечества / В. Жидков // О-во и экономика. 2001. - №9. - С. 74-92.

65. Зиновьева, Н.Б. Документоведение: учеб.-метод. пособие / Н.Б. Зиновьева. М.: Профиздат, 2001. - 208 с.

66. Знаковые системы в социальных и когнитивных процессах: сб. науч. тр. / отв. ред. И.В. Поляков. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1990. -157 с.

67. Иваницкий, В.Ю. Типология изданий как средства массовой коммуникации / В.Ю. Иваницкий // Книга: исследования и материалы М., 1994.-Сб. 68.-С. 49-71.

68. Иванов, В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. В 2 т. Т. 1 / В.В. Иванов. М: Языки рус. культуры, 1999. - 912 с.

69. Иванов, В.В. Избранные труды по семиотике и истории культуры. В 2 т. Т. 2 / В.В. Иванов. М: Языки рус. культуры, 2000. - 880 с.

70. Иванов, В.В. Славянские языковые моделирующие семиотические системы /В.В. Иванов. М.: Наука, 1965. - 246 с.

71. Иконникова, С.Н. Диалог культур / С.Н. Иконникова. Д.: Лениниздат, 1987. - 203 с.

72. Ильенков, Э.В. Философия и культура: сб. / Э.В. Ильенков. М.: Политиздат, 1991.-462 с.

73. История книги / под общ. ред. А.А.Говорова, Т.Г.Куприяновой. -М.: Светон, 2001.-400 с.

74. Каган, М.С. Культура философия - искусство: диалог / М.С. Каган. - М.: Знание, 1988. - 64 с.

75. Каган, М.С. Системный подход и гуманитарное знание / М.С. Каган. Л.: Изд-во ЛГУ, 1991. - 383 с.

76. Каган, М.С. Философия культуры / М.С. Каган. СПб.: Петрополис, 1996.-414 с.

77. Каждан, А.П. Книга и писатель в Византии / А.П. Каждан. М.: Наука, 1973. - 152 с.

78. Казин, А.Л. Образ мира. Искусство в культуре XX века / А.Л. Казин. СПб.: ВНИИИ, 1991.-209 с.

79. Клычникова, З.И. Некоторые психологические особенности обучения взрослых чтению на иностранном языке / З.И. Клычникова // Чтение. Перевод. Устная речь: методика и лингвистика. Л., 1977. - С. 82-83.

80. Кнабе, Г. Знак и его свойства / Г. Кнабе // Искусство. 2002. - №4. -С. 5-6.

81. Кнабе, Г. Знак, текст и его деконструкция / Г. Кнабе // Искусство. -2002.-№8.-С. 6-7.

82. Кнабе, Г. Семиотика культуры / Г. Кнабе // Искусство. 2001. -№1. - С. 8-9.; №6.-С. 4-5.

83. Книга как художественный предмет. В 2 ч. 4.1. Набор. Фактура. Ритм. М.: Книга, 1988. - 382 с.

84. Книга как художественный предмет. В 2 ч. 4.2. Формат. Цвет. Конструкция. Композиция. М.: Книга, 1990. - 390 с.

85. Коган, В. 3. Качество информации и мир инфологем: фрагменты теории / В.З. Коган // Науч.-техн. информация. Сер. 2, Информ. процессы и системы.- 1993.-№6.-С. 1-10.

86. Коган, В.З. Теория информационного воздействия: философско-социологические очерки / В.З.Коган. Новосибирск: Изд-во Новосиб. ун-та, 1991.-320 с.

87. Кодак, Н.Ф. Бытие книги: заметки о прошлом и настоящем в книжном деле / Н.Ф. Кодак. Киев: Лыбидь, 1991. - 174 с.

88. Колеватов, В.А. Социальная память и познание / В.А. Колеватов. -М.: Мысль, 1984.- 190 с.

89. Коршунов, О.П. Система документальных коммуникаций (СДК) / О.П. Коршунов // Вестник МГУКИ. 2003. - №2. - С. 121-126.

90. Кристева, Ю. Семиотика: критическая наука и/или критика науки / Ю. Кристева // Вестн. Моск. ун-та. Сер. 9, Филология. 1997. - №1. -С. 122-135.

91. Крылова, Н.Б. Социокультурный контекст образования / Н.Б. Крылова // Новые ценности образования. М., 1995. - С. 67-103.

92. Кубрякова, Е.А. Виды пространственного текста и дискурса / Е.А. Кубрякова // Категоризация мира. М., 1997. - С. 15-26.

93. Куфаев, М.Н. Проблемы философии книги. Книга в процессе общения / М.Н. Куфаев. М.: Наука, 2004. - 188 с.

94. Кушнаренко, Н.Н. Документоведение: учебник / Н.Н. Кушнаренко.- 3-е изд, стер. Киев: Знание, 2001. - 460 с.

95. Лебедев, Е.В., Черных, P.M. Искусство художника-оформителя / Е.В. Лебедев, P.M. Черных. М.: Сов. худож., 1981. - 341 с.

96. Левин, Ю.И. Избранные труды. Поэтика. Семиотика / Ю.И. Левин.- М.: Языки рус. культуры, 1998. 820 с.

97. Лейбниц, Г.В. Сочинения. В 4 т. Т.З / Г.В. Лейбниц. М.: Мысль, 1984.-734 с.

98. Леонов, В.П. Библиотечно-библиографические процессы в системе научных коммуникаций / В.П. Леонов. СПб.: Б-ка Рос. Акад. наук, 1995. -139 с.

99. Леонов, В.П. Пространство библиотеки: библиотечная симфония / В.П. Леонов. -М.: Наука, 2003. 123 с.

100. Леута, О.Н. Ю.М. Лотман о трех функциях текста / О.Н. Леута // Вопр. философии.-2002.-№11.-С. 165-173.

101. Логика, психология и семиотика: аспекты взаимодействия: сб. науч. тр. / отв. ред. Б.А. Парахонский. Киев: Наук, думка, 1990. - 158 с.

102. Локк, Д. Избранные философские сочинения. В Зт. Т.2 / Д. Локк. -М.: Мысль, 1985.-560 с.

103. Лосев, А.Ф. Знак. Символ. Миф / А.Ф. Лосев. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-480 с.

104. Лотман, Ю.М. Беседы о русской культуре: быт и традиции русского дворянства (XVIII- начало XIX века) / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство-СПб, 1994.-398 с.

105. Лотман, Ю.М. Внутри мыслящих миров: человек текст -семиосфера - история / Ю.М. Лотман. - М.: Языки рус. культуры, 1999. -448 с.

106. Лотман, Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Т.1. Статьи по семиотике и типологии культуры / Ю.М. Лотман. Таллинн: Александра, 1992. - 479 с.

107. Лотман, Ю.М. Избранные статьи. В 3 т. Т.З. Статьи по истории русской литературы. Теория и семиотика других искусств. Механизмы культуры. Мелкие заметки / Ю.М. Лотман. Таллинн: Александра, 1993. -494 с.

108. Лотман, Ю.М. История и типология русской культуры / Ю.М. Лотман. СПБ.: Искусство - СПб, 2002. - 766 с.

109. Лотман, Ю.М. Семиосфера / Ю.М. Лотман. СПб.: Искусство -СПб, 2001.-704 с.

110. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М. Лотман. М.: Искусство, 1970. - 384 с.

111. Ляхов, В.Н. Искусство книги: избранные историко-теоретические и критические работы / В.Н. Ляхов. М.: Сов. худож., 1978. - 244 с.

112. Малахов, В.А. Культура и человеческая целостность / В.А. Малахов. Киев.: Наук, думка, 1984. - 119 с.

113. Мальчуков, В.А. Семиотические понятия в научном познании / В.А. Мальчуков. Иркутск: Колледж физиологии и психологии Иркут. гос. ун-та, 1992.-184 с.

114. Мамардашвили, М.К. Символ и сознание: метафизические рассуждения о сознании, символике и языке / М.К. Мамардашвили. М.: Языки рус. культуры, 1999.-216 с.

115. Мантанов, В.В. Образ, знак, условность / В.В. Мантанов. М.: Высш. шк, 1980.- 160 с.

116. Маркарян, Э.С. Теория культуры и современная наука: логико-методологический анализ / Э.С. Маркарян. М.: Мысль, 1983. - 284 с.

117. Маслова, В.А. Лингвокультурология / В.А. Маслова. М.: Изд. центр Академия, 2001. - 208 с.

118. Мещеряков, В.Н. К вопросу о модальности текста /

119. B.Н. Мещеряков // Филол. науки. 2001. - №1. - С. 99-105.

120. Мигонь, К. Наука о книге: очерк проблематики / К. Мигонь. М.: Книга, 1998.- 198 с.

121. Минкин, В.В. Коммуникационная политика библиотеки: содержание и особенности формирования / В.В. Минкин // Научные и технические б-ки. 2003. - № 6. - С. 13-30.

122. Моль, А. Социодинамика культуры / А. Моль. М.: Прогресс, 1973.-406 с.

123. Моргенштерн, И.Г. Документ: информация и/или носитель? / И.Г. Моргенштерн // Научные и технические б-ки. 2003. - № 2.1. C. 123-127.

124. Моргенштерн, И.Г. Книга и книжное дело в информационном обществе / И.Г. Моргенштерн // Книга: исследования и материалы. М., 1994.-Сб. 67.-С. 5-21.

125. Моррис, Ч.У. Основания теории знаков / Ч. У. Моррис // Семиотика / отв. ред. Ю.С. Степанов. М., 1983. - С. 37-89.

126. Московско тартуская семиотическая школа: история, воспоминания, размышления. - М.: Языки рус. культуры, 1998. - 384 с.

127. Мотульский, Р.С. Аксиологические детерминанты принципов деятельности библиотек / Р.С. Мотульский // Библиотеки и ассоциации в меняющемся мире: новые технологии и новые формы сотрудничества: тр. конф. М., 2002. - Т.2. - С. 776-778.

128. Мотульский, Р.С. Библиотека как социальный институт / Р.С. Мотульский. Минск.: Бел. гос. ун-т культуры, 2002. - 374 с.

129. Мотульский, Р.С. Вечна ли библиотека? / Р.С. Мотульский // Научные и технические б-ки. 2002. - № 1. - С. 78-82.

130. Мотульский, Р.С. Механизм формирования и распространения нооинформации / Р.С. Мотульский // Научные и технические б-ки. 2000. -№ Ю.-С. 4-15.

131. Мотульский, Р.С. Общее библиотековедение: учеб. пособие для вузов / Р.С. Мотульский. М.: Либерея, 2004. - 224 с.

132. Мыльников, А.С. Книговедение и культура / А.С. Мыльников // Книга: исследования и материалы. М., 1989. - Сб. 57. - С. 5-16.

133. Налимов, В.В. Вероятностная модель языка: о соотношении естественных и искусственных языков / В.В. Налимов. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Наука, 1979. - 303 с.

134. Немировский, Е.Л. К вопросу об определении книги как знаковой системы / Е.Л. Немировский // История книги: теоретические и методологические основы. М., 1977. - Вып. 2. - С. 34-43.

135. Немировский, Е.Л. К вопросу о предмете истории книги / Е.Л. Немировский // Книга и культура. М., 1979. - С. 32-50.

136. Немировский, ЕЛ. Что такое книга? / E.JI. Немировский // В мире книг.- 1979. №6. - С.77-78.

137. Неретина, С.С. Время культуры / С.С. Неретина, А.П. Огурцов. -СПб.: Изд-во РХГИ, 2000. 344 с.

138. Нестеров, А. В. Философия информации / А.В. Нестеров // Науч.-техн. информация. Сер. 1, Организация и методика информ. работы. 2000. -№2.-С. 1-9.

139. Никонорова, Е.В. Память России как ценность культуры: сохранение и актуальность / Е.В. Никонорова // Библиотековедение. 2001. -№5.-С 8-11.

140. Нюкша, Ю.П., Леонов, В.П. Ответственность библиотек за сохранение культурного достояния России / Ю.П. Нюкша, В.П. Леонов // Библиотековедение. 2002. -№1. - С. 8-14.

141. Остапов, А.И. Библиотечная когнитология / А.И. Остапов. -Краснодар: КГАК, 1995. 331 с

142. Отле, П. Труды по библиотековедению. Руководство для общественных библиотек. Организация умственного труда. Руководство к администрированию: прак. пособие / П. Отле. М.: Либерея, 2002. - 232 с.

143. Пелипенко, А.А., Яковенко, И.Г. Культура как система / А.А. Пелипенко, И.Г. Яковенко. М.: Языки и культура, 1988. - 376 с.

144. Петров, М.К. Язык, знак, культура / М.К. Петров. М.: Наука, 1991.-328 с.

145. Пирс, Ч. Избранные философские произведения / Ч. Пирс. М.: Логос, 2000.-412 с.

146. Пирс, Ч. Логические основания теории знаков / Ч. Пирс. М.: Алетейя, 2000. - 352 с.

147. Покович, М.В. Философские вопросы семантики / М.В. Покович. Киев: Наук, думка, 1975. - 299 с.

148. Полторацкий, А.Ф., Швырев, B.C. Знак и деятельность / А.Ф. Полторацкий, B.C. Швырев. М.: Политиздат, 1970. - 118 с.

149. Поляков, И.В. Знаковые системы в социальном взаимодействии и познании / И.В. Поляков. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1983. - 193 с.

150. Поппер, К. Р. Объективное знание: эволюционный подход / К. Р. Поппер. М.: Эдиториал УРСС, 2002. - 384 с.

151. Порошин, С.А Философия библиотеки: к постановке вопроса / С.А. Порошин // Библиотековедение. 1994. - №5(6). - С. 123-125.

152. Почепцов, Г.Г. Теория и практика коммуникации / Г.Г. Почепцов. -М.: Центр, 1998.-352 с.

153. Пятигорский, A.M. Избранные труды / A.M. Пятигорский. М.: Языки рус. культуры, 1996. - 560 с.

154. Ракитов, А.И. Если есть такая философия. / А.И. Ракитов // Библиотековедение. 1996. - №4/5. - С. 87-91.

155. Резаев, А.В. Парадигмы общения. Взгляд с позиций социальной философии / А.В. Резаев. СПб: Изд-во СПб ун-та; Иваново: Полифония, 1993.-212 с.

156. Резников, JI.O. Гносеологические вопросы семиотики / JI.O. Резников. JL: Изд-во Ленингр. ун-та, 1964. - 304 с.

157. Розин, В.М. Возможна ли семиотика как самостоятельная наука: методологический анализ семиотического подхода исследований / В.М. Розин // Вопр. философии. 2000. - №5. - С. 63-75.

158. Розин, В.М. Семиотические исследования / В.М. Розин. СПб.: ПЕР СЭ: Университетская книга, 2001. - 252 с.

159. Романовский, Т.Б. Объективность науки и человеческая субъективность, или в чем состоит человеческое измерение науки / Т.Б. Романовский. М.: Эдиториал УРСС, 2001. - 206 с.

160. Рубакин, Н.А. Книжное оскудение / Н.А. Рубакин // Рус. богатство. 1893. - №11. - Отд. 2. - С. 149-150.

161. Савостьянов, Е. Гносеологические проблемы изображения и выражения в искусстве / Е. Савостьянов // Савостьянов Е. Изобразительность и выразительности в искусстве. М., 1970. - С. 103-172.

162. Семиотика и проблемы коммуникации: сб. ст. / отв. ред. С.Р. Вартузарян. Ереван: Изд-во АН АрмССР, 1981. - 156 с.

163. Семиотика и художественное творчество: сб. ст. / отв. ред. Ю.Я. Барабаш. М.: Наука, 1977. - 368 с.

164. Семиотические аспекты научного познания: сб.ст. / отв. ред. В.В. Ким. Свердловск: Изд-во УрГУ, 1981. - 157 с.

165. Силичев, Д.А. Семиотика и искусство: анализ западных концепций / Д.П. Силичев. -М.: Знание, 1991. 64 с.

166. Ситарам, К., Когделл Р. Основы межкультурной коммуникации / К. Ситарам, Р. Когделл // Человек. 1992. - № 5. - С. 100-107.

167. Ситарам, К., Когделл Р. Основы межкультурной коммуникации / К. Ситарам, Р. Когделл // Человек. 1992. - № 2. - С. 51-64.

168. Скворцов, В.В. Современная концепция библиотеки / В.В. Скворцов // Вестник МГУКИ. 2003. - №2. - С. 113-115.

169. Соколов, А.В. Социальные коммуникации: учеб.-метод. пособие. В 2 ч. Ч. 1 / А.В. Соколов. М.: ИПО Профиздат, 2001. - 224 с.

170. Соколов, А.В. Социальные коммуникации: учеб.-метод. пособие. В 2 ч. 4.2/ А.В. Соколов. М.: ИПО Профиздат, 2003. - 160 с.

171. Соколов, А.В. Философия и библиотековедение / А.В. Соколов // Научные и технические б-ки. 1996. - №6. - С. 3-15.

172. Соколов, А.В., Милютина, Е.В. Аксиология библиотечного фонда / А.В. Соколов, Е.В. Милютина // Книга: исследования и материалы. М., 1994.- Сб. 68.-С. 160-172.

173. Соссюр, Ф. де. Курс общей лингвистики / Ф. де Соссюр. М.: Логос, 1999.-296 с.

174. Соссюр, Ф. де. Труды по языкознанию / Ф. де Соссюр. М.: Прогресс, 1977. - 695 с.

175. Споране, Б. Личность в информационном обществе / Б. Споране // Научные и технические б-ки. 2002. - № 10. - С. 64-71.

176. Старовойтенко, Е.Б. Современная психология: формы интеллектуальной жизни / Е.Б. Старовойтенко. М.: Академ. Проект, 2001. -544 с.

177. Степанов, Ю.С. В трехмерном пространстве языка: семиотические проблемы лингвистики, философии, искусства / Ю.С. Степанов. М.: Наука, 1985. - 335 с.

178. Степанов, Ю.С. Семиотика / Ю.С. Степанов. М.: Наука, 1971.167 с.

179. Столяров, Ю.Н. Библиотека двухконтурная система / Ю.Н. Столяров // Научные и технические б-ки. - 2002. - № 11. - С. 5-24.

180. Столяров, Ю.Н. Библиотечный фонд / Ю.Н. Столяров. М.: Кн. палата, 1991. - 170 с.

181. Столяров, Ю.Н. Документ: и информация, и носитель / Ю.Н. Столяров // Научные и технические б-ки. 2003. - № 2. - С. 128-129.

182. Столяров, Ю.Н. Документный ресурс: учеб. пособие для студентов вузов / Ю.Н. Столяров. М.: Либерия, 2001. - 152 с.

183. Столяров, Ю.Н. Классификация документа: решения и проблемы / Ю.Н. Столяров // Книга: исследования и материалы. М., 1995. - Сб. 70. -С. 24-40.

184. Столяров, Ю.Н. О сущности библиотеки / Ю.Н. Столяров // Библиотековедение. 1998. - №5. - С. 3-10.

185. Столяров, Ю.Н. Онтологический и метонимический смысл понятия информации / Ю.Н. Столяров // Научные и технические б-ки. 2002. -№3.-С. 45-51.

186. Столяров, Ю.Н. Онтологический статус документа и его практическое значение для библиотек / Ю.Н. Столяров // Библиотековедение. 1999.-№4/6.-С. 54-59.

187. Столяров, Ю.Н. Развитие библиотечного фондоведения / Ю.Н. Столяров // Мелентьева Ю.П. Российское библиотековедение: XX век.

188. Направления развития, проблемы, итоги. Опыт монографического исследования. М.: ФАИР-ПРЕСС, Пашков дом, 2003. - С. 279-296.

189. Столяров, Ю.Н. Соотношение книги с иными видами документа / Ю.Н. Столяров // Книга: исследования и материалы. М., 1989. - Сб. 58. -С. 67-79.

190. Столяров, Ю.Н. Сущность информации / Ю.Н. Столяров. М.: МАИ. Отд-ние «Библиотековедения»: ГПНТБ России, 2000. - 120 с.

191. Столяров, Ю.Н. Термины, производные от слова «документ» / Ю.Н. Столяров // Научные и технические б-ки. 2000. - № 10. - С. 64-68.

192. Столяров, Ю.Н. Три общебиблиотековедческих заблуждения / Ю.Н. Столяров // Вестник МГУКИ. 2003. - №2. - С. 116-120.

193. Столяров, Ю.Н. Ю.В. Григорьев (1899 1973) / Ю.Н. Столяров. -М.: Кн. палата, 1989. - 224 с.

194. Текст как явление культуры / Антипов Г. А., Донских О. А., Марковина И. Ю., Сорокин Ю. А. Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние, 1989. -197 с.

195. Терешин, В.И. Библиотечный фонд / В.И. Терешин. 2-е изд., испр. и доп. - М.: Изд-во МГУКИ: ИПО «Профиздат», 2000. - 176 с.

196. Тондл, JI. Проблемы семантики / JI. Тондл. М.: Прогресс, 1975. -484 с.

197. Успенский, Б.А. Избранные труды. В 2 т. Т.1. Семиотика истории. Семиотика культуры / Б.А. Успенский. М.: Гнозис, 1994. - 429 с.

198. Успенский, Б.А. Избранные труды. В 2 т. Т.2. Язык и культура / Б.А. Успенский. М.: Гнозис, 1994. - 686 с.

199. Успенский, Б.А. Поэтика композиции. Структура художественного текста и типология композиционной формы / Б.А. Успенский. -М.: Искусство, 1970. 225 с.

200. Успенский, Б.А. Принципы структурной типологии / Б.А. Успенский. М. - Изд-во Московского ун-та, 1962. - 64 с.

201. Успенский, Б.А. Семиотика искусства / Б.А. Успенский. М.: Языки рус. культуры, 1995. - 360 с.

202. Успенский, Б.А. Структурная типология языков / Б.А. Успенский. -М.: Наука, 1965.-286 с.

203. Фаворский, В.А. О графике как об основе книжного искусства / В.А. Фаворский//Искусство книги.-М., 1961.-Вып. 2.-С. 51-78.

204. Фаворский, В.А. Об искусстве, о книге, о графике / В.А. Фаворский. М.: Книга, 1986. - 238 с.

205. Фарман, И.П. Теория познания и философия культуры / И.П. Фарман. М.: Наука, 1986. - 197 с.

206. Федоров, Н.Ф. Собрание сочинений. В 4 т. Т.2 / Н.Ф. Федоров. -М.: Прогресс, 1995. 544 с.

207. Философский энциклопедический словарь. 2-е изд. - М.: Сов. энцикл., 1989.-816 с.

208. Флиер, А.Я Культура как смысл истории / А.Я. Флиер // Обществ, науки и современность. 1999. -№ 6. - С. 150-159.

209. Флиер, А.Я. Российская культурология и ее общие основания как системы знаний / А.Я. Флиер // Вестник МГУКИ. 2003. - №1. - С. 34-45.

210. Хабаров, И.А. Философские проблемы семиотики / И.А. Хабаров. М.: Высш. шк., 1978. - 159 с.

211. Харламов, В.И. Книга. Библиотека. Культура: аспекты теории и истории; Воспоминания о В.И. Харламове / В.И. Харламов. М.: РГБ, 1998. -408 с.

212. Цейлин, Б.М. Человек в поле смыслов / Б.М. Цейлин // Человек. -2000.-№4.-С. 173-183.

213. Червинский, М., Зберский, Т. Система книги. Семиотика книги / М. Червинский, Т. Зберский. М.: Книга, 1981. - 128 с.

214. Чик, Г. Единицы культуры / Г.Чик // Обществ, науки и современность. 2000. - №2. - С. 111-122.

215. Щвецова-Водка, Г.Н. Книга и документ: соотношение понятий / Г.Н. Щвецова-Водка // Книга: исследования и материалы. М., 1994. - Сб. 68.-С. 19-37.

216. Щвецова-Водка, Г.Н. Функциональная сущность и свойства книги / Г.Н. Щвецова-Водка // Книга: исследования и материалы. М., 1995. -Сб. 71.- С. 69-96.

217. Эко, У. Имя Розы / У. Эко. М.: Кн. палата, 1989. - 496 с.

218. Эко, У. Отсутствующая структура: введение в семиологию / У. Эко. СПб.: Петрополис, 1998. - 132 с.

219. Ю.М. Лотман и тартусско-московская семиотическая школа. -М.: Гнозис, 1994.-560 с.

220. Юрьев, Ф.И. Цвет в искусстве книги / Ф.И. Юрьев. Киев: Вища школа, 1987.-246 с.

221. Ямчук, К.Т. Книга в коммуникационном процессе: ценностный подход / К.Т. Ямчук // Книга: исследования и материалы. М., 1994. - Сб. 68. - С. 38-48.

222. Яновский, М.Ф. О книге: опыт анализа понятия «книга» / М.Ф. Яновский. Киев: Культура, 1929. - 186 с.

223. Яцунок, Е.И. «Книжные памятники Российской Федерации»: аспекты реализации программы / Е.И. Яцунок // Библиотековедение. 2001. -№5. - С. 12-17.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.