Частные коллекции произведений искусства как объект культурного наследия (Художественная целостность, методология формирования и международный контекст феномена) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.04, кандидат наук Лиховцева Анастасия Владимировна

  • Лиховцева Анастасия Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2019, ФГБОУ ВО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова»
  • Специальность ВАК РФ17.00.04
  • Количество страниц 254
Лиховцева Анастасия Владимировна. Частные коллекции произведений искусства как объект культурного наследия (Художественная целостность, методология формирования и международный контекст феномена): дис. кандидат наук: 17.00.04 - Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура. ФГБОУ ВО «Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова». 2019. 254 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Лиховцева Анастасия Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Коллекция как цивилизационный феномен эпохи

1.1. Коллекция и коллекционирование

1.2. Историко-типологическая характеристика коллекций

1.3. История формирования коллекций

ГЛАВА 2. Опыт изучения коллекций и отдельные аспекты коллекционирования

2.1. Итальянские коллекции

2.2. Французские коллекции

2.3. Русские коллекции

ГЛАВА 3. Методология и опыт составления коллекций произведений

искусства

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ПРИМЕЧАНИЯ

БИБЛИОГРАФИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Частные коллекции произведений искусства как объект культурного наследия (Художественная целостность, методология формирования и международный контекст феномена)»

ВВЕДЕНИЕ

Коллекционирование произведений искусства - многогранное явление - это особый феномен культурной и художественной жизни общества, играющий значимую роль в истории искусства и оказывающий определяющее влияние на разные аспекты художественного процесса. Тонко организованная творческая и интеллектуальная деятельность коллекционеров, во многом предвосхитившая современных кураторов, их интерес к истории, искусству и меценатство, способствовали выявлению шедевров изобразительного искусства, а личная инициатива и даже подвижничество играли важную роль как в сохранении памятников культуры, так и в их изучении. Частные собрания, которые составили в истории музейного дела государственные коллекции, определяются часто интересом коллекционеров к разным тематическим направлениям и в определённой степени формируют самостоятельные области знаний. Частные коллекции обогатили и насытили культурную ткань, изучение их состава позволяет проанализировать все грани художественных явлений в истории искусства и в полной мере составить общую картину вариаций стилистических направлений. Анализ частных коллекций, представленный в историческом и художественном контекстах, позволяет понять методологию их формирования, выявить и систематизировать их структурные особенности. Каждая коллекция имеет свою неповторимую ауру, а собрание всегда индивидуально и обладает собственной спецификой. Чаще всего собрание имеет уникальную историю бытования, контекст появления и своеобразный портрет его составителя, который раскрывает образ времени, стиль и характер коллекции. Коллекции произведений искусства - это удивительный по красоте и сложности синтез искусств, философии, культуры, науки и истории, соответствующий своей эпохе. Процесс создания коллекций имеет национальные особенности и интернациональную общность.

Актуальность темы обусловлена потребностью в изучении творческой интеллектуальной деятельности коллекционера и необходимостью целостного изучения коллекций произведений искусства в международном художественном контексте. Концепции коллекций являются вариациями и интерпретациями явлений, образов и стилей в истории искусства. Анализ собраний позволяет проследить и выявить их общие характерные черты, структурные особенности, предпосылки и тенденции формирования, общие признаки и закономерности.

Коллекционеры всегда выступали полноправными участниками общественной и культурной жизни, которая сегодня стала особенно насыщена за счёт доступности информации и интенсивности её обмена, увеличения числа фестивалей, частных выставочных мероприятий, презентаций частных собраний

3

произведений искусства. Современные политические и экономические условия способствуют появлению частных музеев, которые стали центрами, просветительской и культурной жизни открытыми к взаимодействию и доступными для знакомства с художественными шедеврами широкой публике. Тем более важно, что частные музеи, галереи и коллекции существуют благодаря коллекционерам на протяжении многовековой истории искусства, независимо от того насколько благоприятны политические и исторические условия для их появления. Этот факт во многом подтверждает уникальность феномена коллекционирования, свидетельствует о его специфике, сопряжённой с интеллектуальным образом жизни собирателя и эстетической потребностью общения с произведениями искусства.

Частные коллекции в отечественном искусствознании редко исследуются во взаимосвязях с коллекциями других стран, тогда как изучение в международном контексте способствует выстраиванию более полной и насыщенной картины художественной жизни. Именно социология искусства и различные культурные аспекты исторической эпохи позволяют понять причины многих явлений в истории искусства, отразившихся и воплощённых в его произведениях. Время и образ закодированы в коллекциях их владельцами. Коллекционер творчески воссоздаёт в своём собрании предметов искусства созвучный времени образ художественной культуры и науки об искусстве. Для одних собирателей это библиотека взглядов и вкусов, для других - сочетание образов и смыслов, отношение к истории и жизненная концепция. В коллекции преломляется не только биография её владельца и история его деловых и творческих контактов, но и в полной мере раскрывается, становится прозрачной и явной, глубоко скрытая сфера умозрительной деятельности человека, его мировоззрение и мироощущение, которые являются важной частью исторического и художественного контекста.

Коллекционеры продолжают вековые традиции, увлечённо собирая самый разный и зачастую неординарный материал в своих собраниях. Рынок произведений искусства представляет собой на сегодняшний день развитую отрасль бизнеса, товар которого существенно отличается от других сфер и относится не только к предметам роскоши, но и представляет интеллектуальную, историческую, культурную, художественную ценность. Произведение искусства стало финансовым инструментом. Предложение на рынке предметов искусства в несколько раз превосходит спрос, исключая отдельные категории, а стратегическое перемещение и уничтожение артефактов отдельных культур, национальных групп и сообществ достигло в последние годы вопиющих масштабов. В сложившихся условиях возникает необходимость фиксации и развития знаний о частном коллекционировании, как отдельной области истории

4

культуры и искусства. Необходимость исследования, определяющего роль частных собраний в процессе сохранения культурного наследия, подтверждает также факт наличия споров и разногласий не только в этих вопросах, но и в вопросах международного перемещения произведений искусства, обладающих признаками исторической и культурной ценности.

Тема частных коллекций, которые составляют культурное наследие Российской Федерации, заслуживает особого пристального внимания в современных условиях развитой деятельности аукционных домов, ярмарок искусств, увеличения числа частных галерей и выставочных проектов, активной общественной художественной жизни, а также свободного передвижения людей по всему миру и наличие у граждан одновременно подданства нескольких разных государств.

Научная новизна работы:

- впервые частные коллекции рассматриваются как целостный художественный комплекс, части которого являются предметом искусствоведческого анализа и представляют ценность в неразрывном синтезе;

- впервые подвергается анализу международный контекст коллекционирования как феномен художественной жизни и сложного творческого процесса во взаимосвязи с историческими, политическими, социокультурными, философскими факторами развития общества;

- автором впервые проводится целенаправленное комплексное изучение и систематизация методологии формирования коллекций произведений искусства: исследуются предпосылки, выявляются аспекты, особенности, факторы и признаки стилевых предпочтений, неординарные подходы и методы формирования коллекций, которые оказывают непосредственное влияние на развитие и становление собраний как художественных феноменов;

- раскрыта роль личности коллекционера в создании художественного образа коллекции и его влияние на последующую судьбу собрания. Коллекция, которая является сферой духовной, художественной, интеллектуальной жизни, понимается автором как воплощение социохудожественного эксперимента и творчества.

- впервые вводится в научный оборот коллекция художественных произведений МВД России, которая формировалась с конца 1960-х годов ХХ века.

Степень изученности темы. Литература по истории коллекционирования презентативна. Отдельным музеям и частным собраниям посвящены исследования, брошюры, буклеты, каталоги, сайты. Истории формирования коллекций, изучению документов, архивов, личностей коллекционеров посвящены фундаментальные исследования А.П. Банникова [1], Д.Я.

5

Северюхина [2], Т.В. Юденковой [3], Н.Ю. Семёновой [4], Н.Д. Лобанова-Ростовского [5], А.Д. Сарабьянова [6,7] и др. Биографии коллекционеров и описания отдельных предметов коллекций отражены в специальных научных исследованиях. Среди особо значимых работ необходимо отметить биографический словарь Н. Полуниной и А. Фролова «Коллекционеры старой Москвы» (1997). Всеобщими силами музеев, при активной подвижнической деятельности А.П. Банникова, уже несколько лет составляется «Обширный биографический словарь русских коллекционеров». Государственный Эрмитаж, Государственный Русский музей, Государственный исторический музей, Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина, Государственная Третьяковская галерея и другие музеи регулярно проводят научные конференции, посвящённые исследованию отдельных коллекций, источникам поступления материалов собраний и личностям коллекционеров1. Обширную научно-исследовательскую работу проводит коллектив сотрудников Музея частных коллекций Государственного музея изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. Многолетняя практика и результаты работы конференций по экспертизе и атрибуции произведений изобразительного и декоративно-прикладного искусства ГТГ-МагнумАрс (Москва) отражены в многотомном издании научных сборников конференций. Вклад в изучение научного направления вносят специализированные интернет-сайты российских и зарубежных коллекций, а также сайты-сателлиты государственных российских музеев (ГТГ [8], ГМИИ [9], Музеев Московского Кремля [10] и др.) и специально разработанные сайты-проекты, как, например, сайт виртуального Государственного музея нового западного искусства [11]. Коллекциям посвящены музейно-выставочные проекты ГТГ, ГМИИ, Музея современного искусства «Гараж», благодаря которым за последние десятилетия широкому зрителю были представлены собрания И.С. Остроухова, И.С. Зильберштейна, Г.Д. Костаки, Ф. Пино и др. Важную роль в развитии научного направления играют книги серии «Библиотека коллекционера» издательства «Трилистник», выставочные проекты частных галерей «Наши художники» [12] и фонда IN ARTIBUS [13], выставки и самостоятельно изданные каталоги частных коллекционеров, предпродажные каталоги специальных торгов аукционных домов, аналитика и статистика продаж аукционов (наследие М. Добужинского, А. Бенуа, коллекция Г. Вишневской и М. Ростроповича и др.), публикации журналов «Русское искусство», «Пинакотека», «Третьяковская галерея», «Антикварное обозрение», «Собрание», «Антиквариат», «antiq.info», газета «The Art Newspaper Russia» (Россия), «Antiques Trade Gazette» (Лондон), интернет

1 Одна из специализированных научных конференций «От Павла Третьякова до Леонида Талочкина: коллекционеры-дарители ХХ века» (ГТГ - 08.04. 2016).

6

ресурсы Artinvestment.ru, ArtPrice.com и др. Зарубежным коллекционерам, коллекциям и истории их формирования посвящены книги, альбомы и каталоги коллег-искусствоведов разных стран.

В периодических изданиях опубликованы интервью с известными коллекционерами (Н. Лобановым-Ростовским, И. Глазуновым, П. Авеном, В. Дудаковым, Т. Манашеровым, В. Бондаренко, В. Овчаренко и др.), которые в большей степени всё же носят частный поверхностный характер, и, как правило, больше ориентированы целям публикующего издания.

Вместе с тем, несмотря на имеющиеся материалы по данной теме, сохраняется потребность в комплексном анализе изучаемого феномена: в изучении специфики его общих и внутренних закономерностей и связей как самостоятельного теоретически уникального явления и специфического факта философско-эстетической истории именно в художественном содержании аспекта коллекционирования.

Объектом исследования являются частные коллекции произведений отечественного и зарубежного искусства ХУП-ХХ1 вв. В работе рассмотрены итальянские и испанские коллекции ХУ1-Х1Х веков представителей «чёрной знати», французские коллекции ХУШ-Х1Х веков, русские коллекции ХУ1-ХХ1 веков, изучение которых позволило всесторонне проанализировать коллекционирование как самостоятельное художественное явление. Акцент исследования сделан на изучении частного коллекционирования в России XVIII-XXI вв., рассмотренного в общем мировом культурном контексте.

Ограниченный объём исследования определил выбор коллекций, которые, по мнению автора, являются характерными и показательными для анализа и выявления обозначенных актуальных аспектов темы.

Предметом исследования является изучение феномена коллекционирования на основе выявления методологических аспектов формирования частных коллекций произведений искусства, предпосылок, условий их развития, а также установление культурных взаимосвязей, которые оказывают значительное влияние на этот процесс.

Цель исследования - изучение истории коллекционирования произведений искусства и определение значения этого феномена в контексте истории искусства, систематизация методов формирования собраний. Вектор вопроса исследования направлен на изучение структуры частных коллекций и истории их бытования, исключая государственные, царские и императорские коллекции произведений искусства ввиду очевидной разницы в условиях их составления, в масштабах подходов в формировании собраний и условий финансирования.

Коллекции - это уникальный атрибут идейных и цивилизационных представлений времени, который неизменно сопровождает общество на всех

7

этапах его развития и является своеобразным художественным признаком различных эпох -мировоззрения и мировосприятия в зависимости от культурных, художественных, стилевых, национальных, экономических и социальных особенностей времени. Коллекции различаются между собой типологией, видовым и тематическим разнообразием, масштабом, различны предпосылки их возникновения и последующая судьба бытования. Собрания тесно связаны с внешними историческими и политическими факторами общественной жизни, личной историей коллекционера, консультантами и составителями, которые приняли участие в их формировании. Каждая коллекция индивидуальна и заслуживает отдельного направленного исследования. Это живая, неповторимо развивающаяся система, которая имеет как внешние связи с другими коллекциями, так и внутренние устойчивые связи между предметами. Изучение коллекции предметов искусства как целостной структуры, подразумевает множество нюансов. Соответственно, собрания произведений искусства представляют собой сложное многогранное самостоятельное художественное явление в контексте мировой культуры. В коллекциях преломляются ключевые научные и художественные тенденции, признаки исторического процесса, наглядно отражается национальная специфика и ментальность. Коллекционирование это не только самостоятельное явление, но ещё и важный вклад в изучение изобразительного искусства, сохранение памятников материальной культуры, а также важный аспект культурной жизни общества и показатель его развития.

Задачи исследования:

- обозначить типологию коллекций и рассмотреть разные виды коллекций произведений искусства;

- проанализировать предпосылки появления частных собраний, выявить причины, факторы и аспекты, оказывающее непосредственное влияние на формирование коллекций произведений искусства;

- изучить логику явления коллекционирования и его взаимосвязь с культурным и историческим контекстом;

- рассмотреть примеры частных итальянских и французских коллекций (выявить характерные черты, структурные особенности, предпосылки формирования, общие тенденции, определить характерные различия);

- провести анализ русских коллекций в культурно-историческом контексте;

- установить национальные особенности и интернациональную общность явления коллекционирования;

- проанализировать опыт составления, изучения, систематизации, введения в научный оборот, презентации и популяризации коллекции;

- разработать методологию формирования коллекций произведений искусства.

Методологическая основа исследования выработана на основе принципов и подходов, сформулированных классиками искусствознания И. Винкельмана, И. Тэна, Г. Вёльфлина, М. Дворжака, Э. Панофского, Ф.И. Буслаева, Л.С. Выготского и др. Работа основана на комплексном методе исследования, включающем историко-культурный, культурно-биографический анализ, формально-стилистический и иконографический анализ, которые позволили раскрыть социокультурную ситуацию, систематизировать явления художественной жизни и обнаружить их взаимосвязи. В работе использовались также общенаучные методы системного, сравнительного, структурного анализа и специальные аспекты культурологического и типологического анализа.

Практической основой исследования послужил личный опыт работы с коллекциями произведений искусства с 2000 г. (составление и консультации по приобретению предметов искусства в коллекции, изучение, систематизация, каталогизация собраний, организация выставок, презентаций, разработка программ по популяризации материала). Аналитический аппарат исследования построен на изучении истории частного коллекционирования произведений искусства XVI-ХХI веков. В рамках работы сделан обзор и проанализирован опыт формирования всемирно известных частных собраний, рассмотрены примеры коллекций разных стран, которые подразделены на национальные группы. Изучение частных собраний, как целостных структур и самостоятельных институций представляет интерес как соединение культур, взглядов, памятников в неординарные логические группы, объединённые интересами владельцев.

Положения, выносимые на защиту:

• Коллекционирование представляет феномен художественно-организационной творческой деятельности и явление научной и художественной жизни, которое является индикатором и показателем социокультурного развития определённой эпохи. Внешние причины и внутренние свойства, структурные формообразующие связи, играют важную роль в выстраивании образа и своеобразного цельного портрета собрания, каждое из которых вносит вклад в изучение истории искусства и в развитие представления о национальной идентичности.

• Феномен коллекционирования определяет международный характер. Частное коллекционирование наряду с национальными и ментальными особенностями в разных странах имеет общие структурные закономерности, которые выражаются в предпосылках возникновения и методологии

формирования художественных собраний. Явление коллекционирования играет значимую роль в культурной и художественной жизни общества.

•Частные коллекции, представляя творческую деятельность коллекционера и отличаясь художественным своеобразием, способствуют взаимопроникновению и обогащению художественных культур, оказывают существенное влияние на развитие представлений о художественной ценности произведений.

Теоретическая и практическая значимость исследования. Изучение истории коллекционирования позволяет расширить представление об этом культурном явлении и проанализировать его масштаб, роль и значение в общем контексте мировой истории искусства. Феномен коллекционирования обогащает представление о художественной жизни и насыщает историю искусства, логически объясняя связи культурных явлений.

Выявленные закономерностей и сформулированные выводы, а также предложенный алгоритм исследования коллекций, могут быть использованы в последующем при изучении собраний произведений искусства. Методология формирования коллекций произведений искусства может быть применена при анализе и составлении собраний произведений искусства. Отдельные рассмотренные положения в части обозначенных вопросов защиты и сохранения культурного наследия могут быть использованы в качестве аргументации при разработке и подготовке законопроектов, регулирующих права граждан и регламентирующих ввоз и вывоз предметов искусства, с целью сохранения и приумножения культурного достояния РФ.

Данная диссертация вводит в научный оборот коллекцию художественных произведений МВД России - прежде никогда не исследованную специалистами искусствоведами, которая вызывает интерес не только материалом героико-патриотической направленности, но и неординарностью подхода в методологии формирования собрания.

Материалы исследования могут применяться в качестве основы для формирования спецкурсов и отдельных дисциплин в истории искусства, атрибуции памятников, правового и экономического факторов художественного процесса.

Апробация результатов исследования. Основные разделы диссертации изложены в 11 статьях для научных журналов и сборников, 4 из которых опубликованы в рецензируемых журналах из Перечня ВАК. Основные положения диссертации в форме докладов были представлены на научных конференциях. Отдельные вопросы исследования легли в основу дискуссий, радио и телепередач, круглых столов, форумов, творческих встреч. В 2014 г. автором был написан сценарий, по которому при участии автора в качестве режиссёра был снят документальный фильм «Коллекция Министерства

10

внутренних дел Российской Федерации». В ходе работы над диссертацией, под кураторством автора исследования, были проведены московские и региональные выставки на профессиональных музейно-выставочных площадках, в том числе было принято участие в международной выставке проекта «Вставай, страна огромная!» 2015-2016 гг. (Москва-Братислава). В период 2014-2018 гг. были разработаны учебные программы и читается курс лекций в Московской государственной художественно-промышленной академии имени С.Г. Строганова по дисциплине «Экспертиза и атрибуция предметов искусства и научные методы изучения искусства» для студентов по направлению подготовки специальности искусствовед кафедры ТИИ (бакалавриат, магистратура) и для студентов по направлению подготовки специальности реставратор кафедры Реставрация мебели (магистратура).

ГЛАВА 1. Коллекция как цивилизационный феномен эпохи

1.1. Коллекция и коллекционирование

Коллекция представляет собой систематизированное собрание свидетельств материальной культуры, объединённых по какому-либо признаку - это определение коллекции исторически подтверждено собраниями разного профиля и разной тематической направленности. Коллекция это концептуально органичный синтез иногда неожиданно объединённых между собой предметов и исторических свидетельств, но именно это качество выделяет и отличает каждое собрание, вызывает интерес и азарт у исследователя. Комплектация и судьба собрания зависят от его коллекционера, которым может выступать как частное лицо, так и организация, фонд или государство. На первый взгляд, эта связь кажется логичной и однозначной, но опыт исторического анализа коллекций показывает, что любое собрание это сложный и неоднозначный симбиоз. С одной стороны, это сочетание взглядов, вкусов, пристрастий коллекционера, духовных потребностей - проекция конкретной личности. С другой стороны, на судьбе коллекции отражаются и внешние факторы - явления не только культурной, но и социальной, исторической и политической жизни государства. История изучения коллекций показывает, что тематический диапазон собраний в своих вариациях не имеет границ, а объединяющим фактором - в большинстве случаев - оказывается не сколько тема или признак, определяющий комплектацию материалов собрания, а личность самого коллекционера.

Коллекционирование и страсть к собирательству чего-либо насчитывает множество столетий и можно с уверенностью сказать, что коллекционирование это своего рода признак цивилизации общества и показатель уровня его научного, культурного и духовного развития. Под коллекционированием принято понимать именно систематизированное собирание и изучение каких-либо объектов, как по отдельности, так и в связях. Предметом коллекционирования, как показывает опыт изучения материала, может быть всё что угодно, от образцов минералов, чучел животных и гибридов цветов - до загородных вилл, дворцов и самолётов. Основной методологический принцип коллекционирования принципиально отличается от собирательства в чистом виде, включая этапы выявления предмета, поиска и отбора, изучения и систематизации материалов, направленную проработку темы и её развитие внутри собрания. Процесс коллекционирования захватывающий и интересный, особенно если речь идёт о редких единичных предметах, например произведениях изобразительного искусства, имеющих историческую сопричастность, которые отличает техническое совершенство. В силу того, что для коллекционера процесс коллекционирования это своего рода

интеллектуальная стимуляция, азарт приключенческого поиска и познание -этот процесс ограничен только комплексом знаний коллекционера, который всегда находится в состоянии динамичного развития, и бесконечен по своей продолжительности. Для исследования представляет интерес, как эта незаурядная специфическая деятельность ограничена фигурой, представлениями, мироощущением и мышлением самого коллекционера, сопряжёнными с культурной, исторической и политической ситуацией соответствующего периода.

Каждое собрание, благодаря увлечению, азарту, специальным знаниям и, важно подчеркнуть, личным капиталам коллекционеров, буквально по крупицам сохраняет разрозненные исторические факты, документы, обрывки биографий, отдельные памятники и предметы материальной культуры ушедшего времени, восполняет общую картину историко-культурного процесса, составляя культурное наследие. Попадая в собрания крупных музеев, частные коллекции распадаются. Собрания разделяют по разным фондам, в первую очередь в силу требований хранения. Кроме того, уже являясь частью музея, материал частной коллекции проходит качественный отбор - более ценные экспонаты входят в состав постоянных экспозиций и выставок музея, тогда как контекстный материал частного собрания не всегда становится предметом тщательного исследования специалистов музея, не по причине невнимания к предметам, а ввиду других научных целей и иной контекстной картины собрания самого музея. Таким образом, частные коллекции, как правило, растворяются в музейных фондах, утрачивая тонкую, едва уловимую изначальную связь предметов между собой - своеобразный ход культурологической мысли коллекционера, сохранив только указание источника поступления с фамилией коллекционера в музейной документации.

Похожие диссертационные работы по специальности «Изобразительное и декоративно-прикладное искусство и архитектура», 17.00.04 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Лиховцева Анастасия Владимировна, 2019 год

Библиография

1. Барщевский И.Ф. К открытию музея княгини Тенишевой.// Княгиня Мария Тенишева в зеркале Серебряного века. М. 2008. С.153

2. Тропининский вестник. Материалы Всероссийской научной конференции «Юбилейные Тропининские чтения» 1-2 июня 2005 г. К 225-летию со дня рождения В.А. Тропинина. Комитет по культуре г. Москвы Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени. Вып. III. М. 2005.

3. Бекетовъ П. Собраше портретовъ россшнь Издаше П. Бекетова. Москва. Россия. 1821.

4. Чувилова И.В. Коллекции художественных школ как хранилища и просветительские центры русского искусства (первая половина XIX столетия). Тропининский вестник. Материалы Всероссийской научной конференции «Юбилейные Тропининские чтения» 1-2 июня 2005 г. К 225-летию со дня рождения В.А. Тропинина. Комитет по культуре г. Москвы Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени. Вып. III. М. 2005. С. 71-79.

5. Сидорова М.В. Меценат от политической полиции. Тропининский вестник. Материалы Всероссийской научной конференции «Юбилейные Тропининские чтения» 1-2 июня 2005 г. К 225-летию со дня рождения В.А. Тропинина. Комитет по культуре г. Москвы Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени. Вып. III. М. 2005. С.122-129.

6. Новиков В.И. Москва начала XIX века глазами иностранцев. Тропининский вестник. Материалы Всероссийской научной конференции «Юбилейные Тропининские чтения» 1-2 июня 2005 г. К 225-летию со дня рождения В.А. Тропинина. Комитет по культуре г. Москвы Музей В.А. Тропинина и московских художников его времени. Вып. III. М. 2005. С.162-166.

7. Сталь А.Л.Ж. Десять лет в изгнании. М., 2003.

8. Государственная Третьяковская галерея. Московское общество любителей художеств и культурная жизнь Москвы. Научно-справочное издание. М. 2017.

9. Государственный институт искусствознания. Аспирантский сборник. М. 2003.

10. Государственная Третьяковская галерея. Научные конференции, круглые столы, симпозиумы. Фёдор Степанович Рокотов: актуальные проблемы изучения творчества. От Павла Третьякова до Леонида Талочкина: коллекционеры-дарители ХХ века. Материалы научных конференций. М. 2017.

11. Илюхина Е.А., Шуманова И.В. М. Ларионов Н. Гончарова. Парижское наследие в Третьяковской галерее. ГТГ. М. 1999.

12. XVIII век: Ассамблея искусств. Взаимодействие искусств в русской культуре XVIII века. Российская Академия наук. Государственный институт искусствознания Министерства культуры РФ. М.: Пинакотека. 2000.

13. XIX век: целостность и процесс. Вопросы взаимодействия искусств. Сб. ст.\ Государственный институт искусствознания МК РФ, Государственная Третьяковская галерея. М.: Пинакотека. 2002.

14. Турчин В.С. Образы Ордена вольных каменщиков в иконографии русского искусства первой половины XIX века.\\ XIX век: целостность и процесс. Вопросы взаимодействия искусств. Сб. ст.\ Государственный институт искусствознания МК РФ, Государственная Третьяковская галерея. М.: Пинакотека. 2002.

15. Банников А.П. Русские коллекционеры и их коллекции. М. Индрик. 2008.

16. Бескина Г.В. Государственный центральный театральный музей им. А.А. Бахрушина Дом-музей М.С. Щепкина. М. 2012.

17. Сальникова И.И. Государственное и частное собирательство произведений русского искусства в России в XVIII - первой половине XIX веков // Памятники культуры: Новые открытия 1997. - М., 1998. - С. 339.

18. Саверкина И.В. История частного коллекционирования в России: Учеб. пособие. СПб.: СПБГУКИ. 2004.С.14.

19. Русский художественный фарфор. Сб. ст. под ред. Э.Ф. Голлербаха и М.В. Фармаковского. Л. 1924. С.27.

20. Государственная Третьяковская галерея. Третьяковские чтения. 2014. Материалы научной отчётной конференции. М. 2015.

21. Буренкова Е.В. Из истории комплектования фондов древнерусского искусства Третьяковской галереи. Государственная Третьяковская галерея. Третьяковские чтения. 2014. Материалы научной отчётной конференции. М. 2015. С.58.

22. Ядохина Е.И. Теоретическое наследие А.М. Васнецова (по материалам неопубликованной рукописи «Странствование для обретения правды-истины. Философия самосознания. Идеалистический материализм или философия самосознания. 1914-1932 гг.) Государственная Третьяковская галерея. Третьяковские чтения. 2014. Материалы научной отчётной конференции. М. 2015. С.164.

23. Стиль мастера. Сб. ст. \\ Отв. ред. Федотова Е.Д. М.: Памятники исторической мысли, 2009.

24. Из истории стилей: эпохи, регионы, виды искусства. Сб. ст. \\ Отв. ред. Федотова Е.Д. М.: Памятники исторической мысли, 2008.

25. Козлова С.И. Искусство круга Медичи во Флоренции XV века. Из истории стилей: эпохи, регионы, виды искусства. Сб. ст. \ Отв. ред. Федотова Е.Д. М.: Памятники исторической мысли, 2008. С. 72-96.

26. Степина А.Г. Художественная жизнь Неаполя времён правления Альфонсо Великого. Из истории стилей: эпохи, регионы, виды искусства. Сб. ст. \\ Отв. ред. Федотова Е.Д. М.: Памятники исторической мысли, 2008. С. 97-113.

27. Адаскина Н.Л. К.С. Петров-Водкин и его окружение. Петербург-Петроград. 1910-е годы. Государственная Третьяковская галерея. Третьяковские чтения. 2014. Материалы научной отчётной конференции. М. 2015. С.236.

28. Басова И.Г. О деятельности сотрудников музея-усадьбы Ольгово в 1920-е годы. Государственная Третьяковская галерея. Третьяковские чтения. 2014. Материалы научной отчётной конференции. М. 2015. С. 307.

29. Семёнова Н. Жизнь и коллекция Сергея Ивановича Щукина. М. Трилистник. 2002.

30. Семёнова Н. Московские коллекционеры. М. Молодая Гвардия. 2010.

31. Семёнова Н. Жизнь и коллекция Ивана Морозова. М. 2007.

32. Бурышкин П.А. Москва купеческая. М. Столица. 1990.

33. Седова В. «Всё для дела - ничего для себя». Братья Рябушинские.\\Третьяковская галерея. №1. 2003. С. 110-118.

34. Семья Кранах. Между Возрождением и маньеризмом. Каталог выставки. 03.03.2016-15.05.2016. ГМИИ им. А.С. Пушкина. М. 2016.

35. Фридман Б. Путешествие Одиссея. Шагал. Матисс.Массон. Эрни. Из собраний Георгия Генса и Бориса Фридмана. М. рост Медиа\)^ design. 17.04.2013-26.06.2013.

36. Книга художника Livre D'Artiste Испанская коллекция. Пикассо. Дали. Миро. Грис. Клаве. Тапьес. Из собраний Георгия Генса и Бориса Фридмана. 1 февраля - 25 марта 2012 года. М. рост Медиа. 2012.

37. Третьяков Н.Н. Образ в искусстве. Курс лекций «Петровская и послепетровская Россия». Учебно-методическое пособие. Лекции по истории русского искусства: XVIII - начало XIX века. Т.1. Издательство Академии акварели и изящных искусств Сергея Андрияки. М. 2013.

38. Поспелов Г.Г. О картинах и рисунках: Избранные статьи об искусстве XIX - XX веков. Новое литературное обозрение. М. 2013.

39. Поспелов Г.Г. Бубновый валет. Примитив и городской фольклор в московской живописи 1910- х годов. Второе издание. Пинакотека. 2008.

40. Поспелов Г.Г., Илюхина Е.А. Михаил Ларионов. М. Галарт. 2005.

41. Портреты коллекционеров. Русское и западноевропейское искусство из частных собраний Москвы. Министерство культуры Российской Федерации.

ГМИИ им. А.С. Пушкина. Отдел личных коллекций. 18 апреля - 26 августа 2012. Сканрус. М. 2012.

42. «Страна живительной прохлады...» Искусство стран северной Европы XVIII - начала XX века из собраний музеев России. Каталог. Министерство культуры Российской Федерации. ГМИИ им. А.С. Пушкина. ГЭ. Издательство «Красная площадь». М. 2001.

43. Русский Париж 1910-1960. Государственный Русский музей. Фон дер Хейдт-музей, Вупперталь. Музей изящных искусств, Бордо. СПб.: Palace editions. 2003.

44. Лобанов-Ростовский Н.Д. Эпоха. Судьба. Коллекция. М. Русский путь. 2010.

45. Собрание Никиты и Нины Лобановых-Ростовских. Художники русского театра 1880-1930. Боулт Дж.Э. Каталог-резоне. Статьи. Лобанов-Ростовский Н.Д. Об истории коллекции. М. Искусство. 1994.

46. Назаров М. Миссия русской эмиграции. Издание второе. Т. 1. М. 1994.

47. Кропивницкая Г.Д. Из истории Государства Российского. Дом Романовых. Три века русской культуры. Альбом. М. 1994.

48. Гордеева М. Аполлинарий Михайлович Васнецов. Т. 61. Издательство «Директ-Медиа». 2010.

49. Вольф Г. Аполлинарий Васнецов. М. Белый город.

50. Васнецова Е.К., Шмидт И.М. Аполлинарий Васнецов. М. Изобразительное искусство. 1980.

51. Юденкова Т.В. Братья Павел Михайлович и Сергей Михайлович Третьяковы: мировоззренческие аспекты коллекционирования во второй половине XIX века. М. БуксМАрт. 2015.

52. Неизвестный Кончаловский. Живопись из собрания семьи художника, частных коллекций и ГМИИ им. А.С. Пушкина. К 125-летию со дня рождения художника. М. 2002.

53. Искусство глубокого погружения Константин Худяков. 2015.

54. Беспалова Е. Бакст в Париже. М. БуксМАрт. 2016.

55. Иванчикова О., Сазонов В. Пензенская областная картинная галерея им. К.А. Савицкого. Пенза. 2013.

56. «Янтарь на трубках Цареграда, фарфор и бронза на столе.»: Коллекция декоративно-прикладного искусства Государственного музея А.С. Пушкина. М. ОАО «Московские учебники и Картография». 2004.

57. Верижникова Т.Ф. Иван Яковлевич Билибин. Аврора. Санкт-Петербург. 2009.

58. Дар Губара. Каталог Павла Викентьевича Губара в музеях и библиотеках России. Т.1-2. Издание подготовлено к выставке в Государственном музее-заповеднике «Царское Село». Санкт-Петербург 20 июня - 20 сентября 2006 года. М. 2006.

59. Виппер Р.Ю. История древнего мира. Васильев А.А. История средних веков. М. Республика. 1993.

60. Бойцов М., Шукуров Р. История средних веков. М. Мирос. 1995.

61. Виппер Р.Ю., Реверсов И.П., Трачевский А.С. История нового времени. М. Республика. 1995.

62. Никитин Н.И. Освоение Сибири в XVII веке. М. Просвещение. 1990.

63. Лимонов Ю.А., Данченко В.Г. Россия первой половины XIX в. глазами иностранцев. Библиотека «Страницы истории Отечества» Лениздат. 1991.

64. Савинов А.А. Коллекция Генриха Брокара. Выставка ГМИИ им. А.С. Пушкина, Отдел личных коллекций 3 декабря 2008 - 8 февраля 2009. К 100-летию Государственного музея изобразительных искусств им. А.С. Пушкина. М. Лингва-Ф. 2008.

65. Шуцкая Г.К. Палаты бояр Романовых. Государственный исторический музей. Филиал ГИМ «Палаты бояр Романовых». М. 2012.

66. Арзуманова О.И., Любартович В.А., Нащокина М.В. Керамика Абрамцева в собрании Московского государственного университета инженерной экологии. Серия «Русский модерн». М. Издательство «Жираф». 2000.

67. Екатерина II: путь к трону. К 250-летию восшествия на престол. 4 июля - 30 сентября 2012 года. МК РФ, ГИМ. М. 2012.

68. Фехнер Е.Ю. Голландский натюрморт XVII века. М. Изобразительное искусство. 1981.

69. Немилова И.С. Французская живопись XVIII века. М. Изобразительное искусство. 1985.

70. Образы русского театра в коллекции Валентина Соляникова. Составители альбома: Дуксина И.Н., Клим Т.Б.. М. 2006.

71. Художник в зеркале сцены. Первая половина ХХ века. Театральная коллекция В. Соляникова. Выставка 19 августа - 20 сентября 2009. МК РФ, ГМИИ им. А.С. Пушкина, Отдел личных коллекций. М. Издатель И.В. Балабанов. 2009.

72. Эрик Булатов ЖИВУ-ВИЖУ. Правительство Москвы, Департамент культуры г. Москвы, Музейно-выставочное объединение «Манеж» Издание к выставке 09.09. - 08.10.2014. М. СканРус. 2014.

73. Попов С. Всегда другое искусство. Избранные произведения из собрания Виктора Бондаренко. Каталог проекта выставки Государственный

238

музей современного искусства Российской академии художеств 13 апреля - 23 мая 2010. Пермский музей современного искусства PERMM. Пермь. Июль-август 2010. М. 2010.

74. Борщ и шампанское. Избранные произведения из коллекции Владимира Овчаренко. 7 апреля - 5 июня 2016, ММОМА, Москва. Латвия: PNB Print. 2016.

75. Искусство в движении. Руководство по ввозу и вывозу культурных ценностей: Россия и Европейский Союз. http://www.delrus.ec.europa.eu

76. Шекспир в английской гравюре конца XVIII - начала XIX века. Государственный музей изобразительных искусств имени А.С. Пушкина. М. 2001.

77. Маковецкая О. Забытый музей заброшенного искусства. Наше наследие. №45\1998. С. 114-121.

78. Сокровища французской короны из собрания Лувра. Выставка Музеи Московского Кремля 15 сентября - 12 ноября 2004 года. М. «Художник и книга». 2004.

79. Кабинет драгоценностей Августа Сильного из собрания Зелёных Сводов, Дрезден. Выставка Музеи Московского Кремля 17 мая - 2 августа 2006 года. М. «Художник и книга». 2006.

80. Самарский художественный музей. Спецвыпуск журнала АРТХРОНИКА.

81. Репин И.Е. Далёкое и близкое. Л. Художник РСФСР. 1982.

82. Минченков Я.Д. Воспоминания о передвижниках. Л.: Художник РСФСР. 1961.

83. Нестеров М.В. Письма. Избранное. Л. Искусство. 1988.

84. Валентин Серов в переписке, документах и интервью. В 2-х т. Л.: Художник РСФСР. 1985.

85. Константин Коровин. Жизнь и творчество. Письма, документы, воспоминания. Сост. Н.М. Молева. М. Издательство Академии художеств СССР. 1963.

86. Александр Бенуа Художественные письма 1930-1936. Газета «Последние новости», Париж. М. Галарт. 1997.

87. Собрание княгини М.К. Тенишевой. К 110-летию Русского музея / Альманах. Вып.195. СПб. Palace Editions. 2008.

88. Журавлёва Л.С. Княгиня Мария Тенишева. Смоленск. 1994.

89. Журавлёва Л.С. Подробный каталог коллекции акварелей и рисунков княгини М.К. Тенишевой, составленный А.Н. Бенуа // Памятники культуры. Новые открытия. Ежегодник 1978. Л.. 1979. С. 381.

90. Княгиня Мария Тенишева в зеркале Серебряного века. ГИМ. 24 июня - 15 сентября 2008 года. Москва. 2008.

91. Илья Зильберштейн. К 110-летию со дня рождения. Живопись, графика, документы из собраний ГМИИ им. А.С. Пушкина и РГАЛИ. М.2016.

92. Фёдорова Г.Е. Наш музей. Министерство культуры РФ Саратовский ордена Трудового Красного Знамени государственный художественный музей им. А.Н. Радищева. Саратов. 1992.

93. Выставка коллекции Сюдо. Музей мечты Сюдо Садаму. Музей искусств префектуры Оита. На основе материалов Российского государственного музея искусств народов Востока. Выставка 11 декабря 2007 - 3 февраля 2008.

94. Японский коллекционер Сюдо Садаму. М. Государственный музей Востока. 2018.

95. Горбатова И. Династия Мин: Сияние учёности. М. ФГБУК Государственный историко-культурный музей-заповедник Московский Кремль. 2018.

96. Перцов П. Художественные музеи Москвы. Путеводитель. Государственное издательство. М. Л. 1925.

97. Князь Николай Борисович Юсупов и коллекционирование в эпоху Просвещения. Сб. ст. XXXIV Випперовские чтения. ГМИИ. 2001.

98. Лебедянский М.С. Портреты Рубенса. М. Изобразительное искусство. 1991.

99. Северюхин Д.Я. Художественный рынок Санкт-Петербурга -Петрограда - Ленинграда, его роль и значение в истории развития отечественного изобразительного искусства. М. 2010.

100. Бахрушин А.П. Кто что собирает. М. 1916.

101. Боханов А.Н. Коллекционеры и меценаты в России. М. 1989.

102. Формозов А.А. Страницы истории русской археологии. М. 1986.

103. Матющенко В.И. 300 лет истории сибирской археологии. Т.1-2. Омск. 2001.

104. Книга. Исследования и материалы. Сб.37. М. 1978.

105. Выставка картин из частных собраний памяти Соломона Шустера 1934-1995 22.09.-30.10.2005. Галерея «Наши художники». Москва. 2005.

106. Соловьёв Н.К. Дизайн исторического интерьера в России. Учебное пособие для ВУЗов. 2-е изд. М. Юрайт. 2018.

107. Соловьёв Н.К., Майстровская М.Т., Турчин В.С. Всеобщая история интерьера. М. Эксмо. 2013.

108. Майстровская М.Т. Музей как объект культуры. Искусство экспозиционного ансамбля. М. Прогресс-Традиция. 2016.

240

109. Майстровская М.Т. Музей как объект культуры. XX век. Искусство экспозиционного ансамбля. М. Прогресс-Традиция. 2018.

110. Вилков А.И. Очерки культурных ценностей современной России. М.: Пашков дом. 2012.

111. Вилков А.И. Правовые основы сохранения и защиты культурных ценностей. Учебное пособие. М. 2013.

112. Вилков А.И. Международные конвенции и национальное законодательство в сфере сохранения и защиты культурных ценностей. Правовые и правоприменительные аспекты: Курс лекций. М. 2009.

113. Богуславский М.М. Культурные ценности в международном обороте: правовые аспекты. М. 2005.

114. Богуславский М.М. Международная охрана культурных ценностей. М. 1979.

115. Бенуа А.Н. Русская школа живописи. М. 1997.

116. Виппер Б.Р. Становление реализма в голландской живописи XVII века. М. 1957.

117. Виппер Б.Р. Очерки о голландской живописи эпохи расцвета. М. 1962.

118. Муратов П.П. Образы Италии. М. 1993, 2005, 2008.

119. Стернин Г.Ю. Художественная жизнь России 1830—1840-х гг. 2005.

120. Стернин Художественная жизнь России второй пол. XIX в. 1870— 1880-е гг. 1997.

121. Сборники научных конференций «Экспертиза и атрибуция произведений изобразительного искусства». Государственная Третьяковская галерея. Издание Объединения МАГНУМ АРС. Москва.

122. Проблемы атрибуции памятников декоративно-прикладного искусства XVI-XX веков. Материалы III научно-практической конференции 2931 октября 2013г. Составитель Л.А. Дементьева. Труды Государственного Исторического музея. М. 2015.

123. Проблемы атрибуции памятников декоративно-прикладного искусства XVI-XX веков. Материалы II научно-практической конференции 18-19 октября 2011г. Составитель Лантратова О.Б., Перова Е.Г., Углева Н.В. Труды Государственного Исторического музея. М. 2013.

124. Атрибуция, сохранность и реставрация музейных памятников. Материалы I научно-практической конференции 13-16 октября 2009г. Составитель Лантратова О.Б., Перова Е.Г., Углева Н.В. Труды Государственного Исторического музея. М. 2013.

125. Виктурина М.П. Подделки русского авангарда.\\ Русская галерея. 1\1999.

126. Виктурина М.П. Фальшак. Как мы теряем национальное достояние. \\Совершенно секретно. №7 2000.

127. Сборники Грабарёвские чтения. Международная научная конференция. Доклады, сообщения, тезисы.

128. Сборники научных трудов ГосНИИР Художественное наследие. Хранение, исследования и реставрация.

129. Парнис А.Е., Сарабьянов А.Д., Молок Н. Архив Н.И. Харджиева. Русский авангард: материалы и документы из собрания РГАЛИ. Т. I. М. 2017.

130. Георгий Костаки. К 100-летию коллекционера. Государственная Третьяковская галерея. 2014.

131. Костаки Г.Д. Мой авангард. Воспоминания коллекционера. М.: Модус Граффити. 1993.

132. Лиховцева А.В. Историческая живопись и церковное искусство -параллельные традиции в русской художественной культуре II половины XVIII века - I половины XIX века. // Тропининский вестник. Юбилейная научная конференция. К 30-летию Музея, Москва. 2002. С.69-79.

133. Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура // Авторы-составители Ракитин В.И., Сарабьянов А.Д.; Научный редактор Сарабьянов А.Д. — М.: RA, Global Expert & Service Team, 2013. Т. I: Биографии. А-К.

134. Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура // Авторы-составители Ракитин В.И., Сарабьянов А.Д.; Научный редактор Сарабьянов А.Д. — М.: RA, Global Expert & Service Team, 2013. Т. II: Биографии. Л-Я.

135. Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура // Авторы-составители Ракитин В.И., Сарабьянов А.Д.; Научный редактор Сарабьянов А.Д. — М.: RA, Global Expert & Service Team, 2013. Т. III. Книга 1: История. Теория. А-М.

136. Энциклопедия русского авангарда: Изобразительное искусство. Архитектура // Авторы-составители Ракитин В.И., Сарабьянов А.Д.; Научный редактор Сарабьянов А.Д. — М.: RA, Global Expert & Service Team, 2013. Т. III, Книга 2: История. Теория. Л-Я.

137. Халтурин Ю.А. Экспертиза произведений искусства. Методология и документация. Исследования в консервации культурного наследия. Выпуск 3.

138. Фридлендер М. Об искусстве и знаточестве. СПб. 2001.

139. Винкельман И. Избранные произведения и письма

140. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. СПб. 1994.

141. Вёльфлин Г. Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения. СПб. 1997.

142. Винкельман И. Избранные произведения и письма

143. Вёльфлин Г. Основные понятия истории искусств. СПб. 1994.

144. Вёльфлин Г. Классическое искусство. Введение в изучение итальянского Возрождения. СПб. 1997.

145. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М. 1985.

146. Виппер Б.Р. Введение в историческое изучение искусства. М. 1985.

147. Памятники литературы древней Руси. Середина XVI века. М. Художественная литература. 1985.

148. Калугина О. Московская академия Анны Голубкиной.\\ Русское искусство №11. 2010. С.138-143.

149. Дудаков В. Два клуба коллекционеров. Из истории художественной жизни России конца 1960-х - начла 1990 годов.\\ Русское искусство №1. 2010. С.9-23.

150. Костина О., Галеев И. К портрету непознанного столетия.\\ Русское искусство №1. 2010. С. 24-35.

151. Егорьевские диковины. Сокровища, редкости, курьёзы и прочие замечательные вещи из коллекции М.Н. Бардыгина, ныне собрания Егорьевского историко-художественного музея. М.: Издательская программа «Интерроса». 2008.

152. Лифшиц Л. Жизнь иконы в миру.\\ Русское искусство №! 2009. С.14-

23.

153. Чинякова Г. Книжная миниатюра и развитие иконографии апокалипсиса в XVI-XVIII веках. \\ Русское искусство №! 2009. С.40-45.

154. Евсеева Л. Музей и личные коллекции. Опыт «светлого прошлого».\\ Русское искусство №! 2009. С.59-67.

155. Костина О., Задорожный Н. Быть «живым музеем».\\ Русское искусство №! 2009. С.92-97.

156. Смирнова Э. Русские иконы в собрании М.Е. Елизаветина.\\ Русское искусство №! 2009. С.107-114.

157. Расторгуев А. Заметки на заданную тему.\\ Русское искусство №! 2009. С.116-120.

158. Татинцян Г., Кокорин А., Липницкий А. «Круглый стол», или «треугольник» мнений.\\ Русское искусство №! 2009. С.123-127.

159. Ямщиков С. О том, что прекрасно и дорого. Карелия и её иконы. \\ Русское искусство №! 2009. С. 129-140.

160. Воробьёв Н. Воспоминания коллекционера-реставратора. \\ Русское искусство №! 2009. С.144-151.

161. Попов Г. П.П. Муратов и ранний этап изучения древнерусского искусства. \\ Русское искусство №! 2009. С.47-49.

243

162. Янкина С. Лазурный берег искусств. \\ The Art Newspaper Russia №6(55) июль-август 2017. С. 88-89.

163. Мудров Ю. Блестящее путешествие. Граф и графиня Северные во Франции. \\ Русское искусство. №IV. 2009. С. 39-49.

164. Щеблыгина И. Париж-Прага-Москва: долгий путь домой.\\ Русское искусство. №IV. 2009. С. 59-65.

165. Толстой А. «Славянская душа» в зеркале французской критики.\\ Русское искусство. №IV. 2009. С.72-77.

166. Чудецкая А. «Общение наполненное радостью и печалью ...» \\ Русское искусство. №III. 2008. С. 36-41.

167. Тихонов А. «Живу-вижу» Эрик Булатов.\\ Русское искусство. №III. 2008. С. 57-63.

168. Костина О., Немухин В. По кругам андеграунда. \\ Русское искусство. №III. 2008. С. 86-95.

169. Пацюков В., Манашеров Т. Жить целостно.\\ Русское искусство. №III. 2008. С. 109-117.

170. Кожевникова-Клименская О., Морозова О. Шадринский музей. Наследие Фёдора Бронникова. \\ Русское искусство. №II. 2006. С. 52-59.

171. Юденкова Т. Воскресшая из небытия Юнкер-Крамская.\\ Русское искусство. №II. 2006. С.84-90.

172. Луканова А.Г. Коллекция учёных. \\ Русское искусство. №I. 2006. С.81-89.

173. Кулинский А. В память о походах, любви и охоте. \\ Русское искусство. №IV. 2005. С.72-78.

174. Левин С. Об орденах и их собирателях. \\ Русское искусство. №IV. 2005. С.106-111.

175. Ненарокомова И. «Рьяный любитель художества». Сергей Михайлович Третьяков.\\ Русское искусство. №I. 2008. С.48-55.

176. Селезнёва Е. Инвентарная история. \\ Русское искусство. №I. 2008. С.66-71.

177. Верховская И. «Их сближали интересы к искусству». Сергей Боткин. \\ Русское искусство. №I. 2008. С.73-81.

178. Шуманова И., Илюхина Е. Вдохновлённые Третьяковым.\\ Русское искусство. №I. 2008. С.82-89.

179. Андреева Г. В поисках неутраченной русскости. О коллекции Мстислава Ростроповича и Галины Вишневской. \\ Русское искусство. №I. 2008. С.156-161.

180. Попова Н. «Назову лишь нескольких, что стали уже тенями». Вместо предисловия.\\ Русское искусство. №III. 2009. С.6-9.

244

181. Иовлева Л. Илья Семёнович Остроухов и Третьяковская галерея.\\ Русское искусство. №III. 2009. С.12-21.

182. Пивоварова Н. Остроухов и формирование коллекции отделения христианских древностей Русского музея Императора Александра III.\\ Русское искусство. №Ш. 2009. С.22-29.

183. Уханова В. «Он был подлинным Колумбом древнерусской живописи.. ,».\\ Русское искусство. №III. 2009. С.104-111.

184. Муратов П.П. Древняя иконопись в собрании И.С. Остроухова. М. 1914.

185. Чурак Г. Репин в собрании Остроухова. \\ Русское искусство. №III. 2009. С.112-119.

186. Шергина З. О легендарном московском книголюбе.\\ Русское искусство. №Ш. 2009. С.12-131.

187. Ильина Н. «Растёт что-то роковое, грозное» 1905 год. Из переписки И.С. Остроухова с А.П. Боткиной.\\ Русское искусство. №III. 2009. С.144-152.

188. Кафтанова Т. «Письма эти мы должны знать, как катехизис» Из истории комплектования и изучения архива П.М. Третьякова.\\ Русское искусство. №Ш. 2009. С.36-45.

189. Птицына О. Графическое собрание И.С. Остроухова в Третьяковской галерее. \\ Русское искусство. №Ш. 2009. С.69-73.

190. Леонидов В. Собрание одесского городского головы в Оксфорде.\\ Русское искусство. №III. 2004. С.23-35.

191. Тихонов А. Коллекционер Калуст Гюльбенкян: «only the best».\\ Русское искусство. №III. 2004. С.48-59.

192. Степанян Е. Интервью с Ренэ Герра. Нарушитель границ.\\ Русское искусство. №Ш. 2004. С.134-139.

193. Бехтиева Е., Голдовский Г. «Я работаю по страсти».\\ Русское искусство. №I. 2014. С.34-41.

194. Задорожный Н. «А промену тому образу сорок алтын». Иконы и антикварный рынок. \\ Русское искусство. №III. 2014. С.66-79.

195. Маньковский А.В. Беседа с Т.М. Горяевой. Утурологи прошлого.\\Наше наследие. 98\2011. С.37-45.

196. Руднева А.Б. «Щедрота полная угодна небесам». Коллекция Т.А. Мавриной и Н.В. Кузьмина в Государственном музее А.С. Пушкина. \\ Наше наследие. 98\2011. С.100-115.

197. Файбисович В. «Popoff & Co». Коллекция галереи - в Эрмитаже! \\ Наше наследие. 98\2011. С.116-118.

198. Чудецкая А. Искусство врачевать и собирать искусство. \\ Наше наследие. 98\2011. С.140-151.

199. Вечные пленники прекрасной страсти. Первая международная конференция «Библиофильство и личные собрания».\\ Наше наследие. 98\2011. С.162-165.

200. Эфрос А.М. Профили. 1930.

201. РГИА Ф.789. Оп.1. Ч.1. Д. 2428.

202. ЦРЖПРиАИ ФКУ «ГИАЦ МВД России» Ф.97.: Д.3; Д.18. Опись 1. 1970-1973 гг.

203. Искусство в движении. Руководство по ввозу и вывозу культурных ценностей. Россия и европейский союз. — European Communities, 2007.

204. Лиховцева А.В. Индивидуальный взгляд на антикварный рынок. Английский пример может быть полезен России // Независимая газета. — 2000. — № 207 (2269).

205. Буткевич Д. Произведения искусства теперь могут возвращаться. Интервью с начальником Департамента по сохранению культурных ценностей Министерства культуры РФ Анатолием Вилковым // Независимая газета. —

06.02.2004.

206. Ст. 282 (п. 5) Таможенного кодекса РФ; Постановление Правительства РФ от 29 ноября 2003 г. № 718 (п. 4) «Об утверждении Положения о применении единых ставок таможенных пошлин, налогов в отношении товаров, перемещаемых через таможенную границу Российской Федерации физическими лицами для личного пользования».

207. Закон РФ от 15.04.1993 N 4804-1 (ред. от 28.12.2017) «О вывозе и ввозе культурных ценностей» (с изм. и доп., вступ. в силу с 30.03.2018).

208. Федеральный закон от 23.07.2013 года N 245-ФЗ. «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в части пресечения незаконной деятельности в области археологии» (вступ. в силу с 23.08.2013).

209. Федеральный закон от 26.05.1996 № 54-ФЗ «О Музейном фонде Российской Федерации и музеях в Российской Федерации» (Федеральный закон № 54-ФЗ).

210. Положение о Музейном фонде Российской Федерации, утвержденным постановлением Правительства Российской Федерации от 12.02.1998 № 179.

211. Коваленко Ю. Четыре миллиона за Добужинского // Известия. —

30.06.2005.

212. Чугунов Г. Добужинский в «эмиграции» // Мстислав Добужинский от Литвы до Америки. Каталог выставки 14 октября — 20 января 2008 г. Галерея «Наши Художники». Музей театра, музыки и кино Литвы, Национальный музей изобразительного искусства им. М.К.Чюрлениса. — СПб., 2008.

213. Якунина Е. Всё продано // La Pensee Russe. Paris. — № 25 (4558). — 30.06-6.07.2005.

214. Лейкинд О.Л., Махров К.В., Северюхин Д.Я. Художники русского зарубежья 1917-1939. Биографический словарь. СПб., 1999. С. 524.

215. Полунина Н., Фролов А. Коллекционеры старой Москвы: Иллюстрированный биографический словарь. Предисл. Шмидта С.О. - М.: Независимая газета, 1997.

216. Кулябко Е.С., Бешенковский Е.Б. Судьба библиотеки и архива М.В. Ломоносова. Л.: Наука. 1975.

217. Юренева Т.Ю. Западноевропейские естественно-научные кабинеты XVI—XVII веков. \\ Вопросы истории естествознания и техники. 2002. № 4.

218. Болтон Г.К. Мистическая Прага. 2012.

219. Полякова О.Б. Братья Щукины — предприниматели и коллекционеры // Россия и современный мир. 2005. № 2 (47). С. 208-217.

220. Князева В.П. Зинаида Серебрякова // Письма. Размышления современников художника. М., 1987. (Письмо к Савинову [401-411]. С. 204-208.

221. Трегуб Н. Поэзия женственности. // Третьяковская галерея. 2008. № 1. С. 34-39.

222. Московская государственная художественно-промышленная академия им. С.Г. Строганова. Художественные коллекции из собрания музея и фондов филиалов. К 190-летию МГХПА им. С.Г. Строганова. М. 2015.

223. Трощинская А.В. Произведения М.А. Врубеля из собрания музея декоративно-прикладного и промышленного искусства МГХПА им. С.Г. Строганова. М. 2013.

224. Эрмитаж. История и современность. М.: Искусство. 1990.

225. Незабываемая Россия. Русские и Россия глазами британцев XVII-XIX век. Государственная Третьяковская галерея. Британский совет. М.: Трилистник. 1997.

226. Раппе Т.В. Западноевропейское прикладное искусство XVI-XVIII веков: К столетию открытия музея при Центральном училище технического рисования барона А.Л. Штиглица: Каталог выставки. СПб.: Славия. 1996.

227. Sylvie Legrand-Rossi Le Musee Nissim de Camondo. Les Arts Decoratifs.

228. Marie-Noël de Gary Musée Nissim de Camondo. La demeure d'un collectionneur. Les Arts Decoratifs.

229. Bonham's. London. — 30 May 2012. The Russian sale № 19964. L. № 69,

70.

230. An important private collection of works by Alexander Benois. Sotheby's. — London. — 29.11.2011.

231. Le Crédit Municipal de Paris. — 26.06.2008. — Lot № 30-46.

247

232. Benvenuto А. Русский лазурный берег. Несколько ориентиров в долгой любовной истории между русскими и Лазурным берегом. Русский маршрут в Ницце. L'Ancre Solaire. Serre editeur. 2008.

233. Куглер Г. Венский Музей истории искусств. Перевод Берман И. Pichler Verlag.

234. Дистельбергер Р., Ляйт-Яспер М. Музей истории искусства, Вена. Сокровищница Дворца Хобург, Вена. Серия Музеи мира. C.H.Beck\Scala Publishers. 1998.

235. Coulombe, Charles A. Vicars of Christ: A History of the Popes. Citadel Press. 2003. P.415.

236. Findlen P. Possessing nature: Museums, collecting and scientific culture in early modern Italy. California, 1996.

237. Mellow J.R. Charmed circle: Gertrude Stein & company. New York: Praeger, 1974.

238. Mauries P. Cabinets of Curiosities. London: Thames & Hudson, 2002.

239. The musee Jacquemart-Andre. Institut de France. Connaissance des Arts. SFPA. 2008.

240. Bardies-Fronty Musee de Cluny. Musee National du Moyen Age. A guide. Paris. 2009.

241. Guide to the Thyssen Bornemisza museum. Second edition revised by Tomas Llorens. Tomas Llorens. Maria del Mar Borobia, Concha Vela. 1998.

242. Liechtenstein Museum. The Princely Collections. Prestel Museum Guides. Munich. Berlin. London. New York. 2004.

243. Mura А. Sommella - Maria Elisa Tittoni Monti. Masterpieces of the Capitoline Museum. Fratelli Palombi Editori. 1996.

244. Eduard A. Safarik Palazzo Colonna. The gallery. Guide. Edizioni de Luca. 1997.

245. Guide to the Borghese gallery. Edited by K. Herrmann Fiore. Edizioni de Luca. 1997.

246. Ravasi G. Pinacoteca Ambrosiana. Touring Club Italiano. 2000.

247. Лазурный берег. Bonechi. 2012.

248. The Poldi Pezzoli Museum. Allemandi &C. Turin. 2010.

249. Thannhauser. The Thannhauser collection of the Guggenheim Museum. Edited by Matthew Drutt. The Solomon R. Guggenheim Foundation, New York. 2001.

250. Ephrussi de Rothschild Villa & Gardens. Connaissance des ARTS. Culturespaces. 2005.

251. Rainer M. Masterpieces of Modernism from the Albertina. The Batliner collection. Edited by Klaus Albrecht Schroder. 2009.

252. Ватикан. Перевод Давыдовой A. Ufficio Vendite Pubblicazioni, Monumenti, Musei e Gallerie Pontificie, Citta del Vaticano; Franchesco Papafava. 1996.

253. Roncalli F. Vatican city. Monumenti, Musei e Gallerie Pontificie. 1989.

254. Salmina-Haskell L. Russian paintings and drawings in the Ashmolean Museum. Ashmolean Museum Oxford. 1989.

255. Mirzoyan P., Baghdamyan I., Badalyan V., Harutyunyan H. National Gallery of Armenia. Painting, graphics, sculpture, applied art. 2008.

256. Nathalie Gontcharova Michel Larionov. Centre Georges Pompidou Collections du Musee national d'art moderne. Paris, 1995.

257. Benedik C. The Albertina. The Palais and the Habsburg State Rooms. Christian Brandstatter Verlag. 2008/

258. Centre Georges Pompidou Paris Text by Poderos J. Prestel Museum Guide. 2008.

259. Museum of Modern Art. Ludwig Foundation Vienna. Prestel Museum Guide. 2008.

260. La collezione Jucker nel Museo del Novecento a Milano a cura di Silvia Bignami, Fratelli M. Skira. 2005.

261. Herklotz, Ingo: Cassiano dal Pozzo und die Archäologie des 17. Jahrhunderts. München. 1999.

262. The Paper Museum of Cassiano dal Pozzo. A catalogue Raisonnee. Drawings and Prints in the Royal Library at Windsor Castle, The British Museum, the Institut de France and Other Collections. Gen. editors: Haskell F. and Montague J. London. 1996.

263. Tamizey P. De Larroque Lettres de Peiresc a Guillemin, Holstenius et a Menestrier. 1610-1637. Paris 1888-1898.

Перечень информационных справочных систем

1. http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/?lng=ru

2. https: //www.tretyakovgallery.ru/about/science/

3. http: //www.louvre.fr/

4. https: //www.vam.ac. uk/

5. http: //www.briti shmuseum.org/

6. http: //www.sothebys .com/en.html

7. http://www.christies.com/

8. http: //www.theartnewspaper.ru/

9. http://family-values.ru/kollektsiya/istoki kollektsionirovaniya 1719.html)

10. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9C%D1%83%D0%B7%D0%B5%D0 %B9

11. http://www.nasledie-rus.ru/podshivka/6008.php

12. http://russian7.ru/post/7-dinastij-moskovskix-mecenatov-i-kollekcionerov/

13. http://www.maecenas.ru/doc/2002 4 3.html

14. http://www.museum.ru/rme/col vid.asp?arch

15. http: //www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/what- s-on/temp_exh/2016/clockworkart/?lng=ru

16. http://www.museum.ru/rme/col vid.asp?book

17. http: //www.rosculture.ru/class/history/

18. http://www.museum.ru/rme/col auc.asp?2

19. http://samoe-samaya.ru/interesno/istoriya-kollekcionirovaniya.html

20. http: //www.ivanovo grad.ru/history/bur07.htm

21. PflöymHHCKHe https://www.tg-m.ru/img/mag/2003/110-118.pdf

22. www.bukvy.net

23. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A9%D1%83%D0%BA%D0%B8%D0 %BD, %D0%A1%D0%B5%D1%80%D0%B3%D0%B5%D0%B9 %D0%98%D0% B2%D0%B0%D0%BD%D0%BE%D0%B2%D0%B8%D1%87

24. https://surfingbird.com/surf/kto-takoj-sergej-shchukin-kurator-vystavki--yZ4D8FBec#.W3-4OFKGhjo

25. http://allday 1 .com/index.php?newsid=619866

26. http://www.russkymir.org/rm/index.php/publikatsii/rossiya/158-sokrovishcha-russkogo-stilya

27. http://small museums near.tilda.ws/korin

28. https: //www.livemaster.ru/topic/1318401 -krasnyj-dom-uilyama-morrisa

29. https://www.nationaltrust.org.uk/red-house

30. http://www.museicapitolini.org/

31. http: //www. museivaticani.va/content/museivaticani/en. html

32. http: //www.galleriaborghese. it/barberini/it/default.htm

33. http://galleriabarberini.beniculturali.it/index.php?it/3/il-luogo-e-la-sede

34. https://stilarhitekturi.livejournal.com/637354.html

35. http://biography.artyx.ru/books/item/f00/s00/z0000012/st004.shtml

36. https: //www.villastuck.de/museum/index.htm

37. http://www.galleriacolonna.it/ru/anapTaMeHTH-kHarHHH-H3a6enb/

38. http://www.galleriacolonna.it/ru/

39. https://esliustal.ru/all/dizayn-i-arhitektura/palacco-korsini-palazzo-corsini-alla-lungara-opisanie-i-foto-italiya

40. http: //www.doriapamphilj .it/

41. http://www.ambrosiana.eu/cms/

42. http://www. fundacionmedinaceli.org/monumentos/hospital/

43. http://spenceralley.blogspot.eom/2016/11/guercinos-rome-17th-century.html

44. https://esliustal.ru/all/dizayn-i-arhitektura/palacco-pallavichini-rospilyozi-palazzo-pallavicini-rospigliosi-opisanie-i-foto-italiya

45. https: //turizm.ngs3 8 .ru/france/sights/dvor-zamok-blua-5274/

46. http: //www.musee-moyenage.fr/

47. http://victoria-ioy.blogspot.com/2012/03/blog-post 08.html?m=0

48. https: //www. musee-i acquemart-andre.com/

49. https: //frenchparis.ru/musee-iacquemart-andre/

50. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%A1%D0%BE%D0%B1%D1%80%D0 %B0%D0%BD%D0%B8%D0%B5 %D0%A3%D0%BE%D0%BB%D0%BB%D0% B5%D 1 %81 %D0%B0

51. https://www.wallacecollection.org/collection/

52. http: //www.museopoldipezzoli.it/# !/en/disco ver

53. http://www.nice.fr/fr/culture/musees-et-galeries/musee-massena-le-musee

54. https://beaulieu-sur-mer.ru/dostoprimechatelnosti-goroda/

55. https://www.villa-ephrussi.com/en/home

56. https: //frenchparis.ru/musee-cognacq-iay/

57. https://frenchparis.ru/musee-nissim-de-camondo/

58. http://www.khm.at/

59. http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/?lng=ru

60. http://www.hermitagemuseum.org/wps/portal/hermitage/explore/buildings/ locations/complex/BC4/?lng=ru

61. http://www.rusmuseum.ru/stroganov-palace/

62. http: //yusupovpal ace.ru/

63. https://architecturalidea.com/architecture-history/na-bolshoi-morskoi-ulice/?doing wp cron=1534497179.5982689857482910156250

64. http://www.citywalls.ru/house1491.html?s=80s0r6svuvbsn86n2rnn25kf43

65. https://spb.kassir.ru/ekskursii/dom-arhitektora-osobnyak-polovtsova

66. http: //www.rmuseum.ru/data/authors/p/pryanishnikovfi .php

67. http: //radmuseumart .ru/

68. http://museum-nesterov.ru/

69. https://pastvu.com/p/13222

70. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9E%D1%81%D0%BE%D0%B1%D0 %BD%D 1 %8F%D0%BA %D0%A6%D0%B2%D0%B5%D 1 %82%D0%BA%D0%B E%D0%B2%D0%B0

71. http://ru.paperblog.com/sankt-peterburg-chast-20-intereryi-dvortsov-velmozh-432694/

72. https: //www.alberti na.at/lan g/ru/#

73. http: //www.guggenheim-venice.it/default.html

74. https://www.tripadvisor.ru/Attraction Review-g187240-d229451 -Reviews-Fondation Maeght-

St Paul de Vence French Riviera Cote d Azur Provence Alpes Cote d.html#pho tos;aggregationId=101 &albumid=101 &filter=7&ff=299835481

75. https://gulbenkian.pt/museu/en/the-founders-collection/the-collector/

76. https: //www. museothyssen.org/

77. https: //www.palaisliechtenstein.com/en/home.html ? start= 1

78. https://ru.wikipedia.org/wiki/%D0%9F%D0%B8%D0%BD%D0%BE, % D0%A4%D 1 %80%D0%B0%D0%BD%D 1 %81 %D 1 %83 %D0%B0

79. https://www.pushkinmuseum.art/exposition collection/collections/graphics /index.php?lang=ru

80. https://www.salvador-dali.org/ca/museus/teatre-museu-dali-de-figueres/

81. https: //www.chateauduchampdebataille.com/#

82. http://new.russikona.ru/

83. http://ekaterinburg.guide/ru/

84. https://www.booksite.ru/vereschagin/0 4.html

85. http://larionov.tretyakov.ru/

86. http: //art-and-houses. ru/2017/10/23/andrej -sarabyanov-o-nikolae-hardzhieve1/

87. \\http: //www. rgali.ru/obj ect/402673335#! page: 1/o:402673335/p: 1

88. https://vtbrussia.ru/culture/gtg/grec-chudac/

89. http://zverev-art.narod.ru/ras/53.htm

90. http: //museum.kr.uz/

91. https://surfingbird.ru/surf/kto-takoj-sergej-shchukin-kurator-vystavki--yZ4D8FBec

92. https://diletant.media/articles/38566461/

93. https://kelohouse.ru/dom202.html

94. https://musees-nationaux-alpesmaritimes.fr/fleger/

95. https://glazunov-gallery.ru/novosti/novaya-ekspozitsiya-kartinnoi-galerei-ili-glazunova-muzei-soslovii-rossii

96. https: //armoury-chamber.kreml .ru/virtual-tour

97. https://fabergemuseum.ru/

98. https: //moya-mo skva.livej ournal .com/4992510.html

99. https://il-ducess.livejournal.com/510826.html.

100. http://www.artdaily.com/index.asp?int_sec=2&int_new=50581#.Ud1RHau GjlU

101. http://turbina.ru/guide/Vena-Avstriya-116442/Otzyvy/Tchto-delat-dostoprimetchatelnosti/Muzei/3/0/Galereya-Albertina-25753/Qtzyv/Vvstavka-Qt-Mone-do-Pikasso-kollektsiya-Batlinera-83389/

102. http://www.musrussart.am/

103. https://m.lenta.ru/articles/2013/11/05/gurlitt

104. https: //republic.ru/world/natsisty_i_kartiny- 1017998.xhtml

105. http://www.alib.ru/5 loliee frederic le duc de morny et la societe du s econd empire w1t278014e1424a53cc173e361e973620dd81b3.html

106. http://larionov.tretyakov.ru

107. http://www.theartnewspaper.ru/posts/5271/

108. http://www.icon-art.info/location.php?lng=ru&loc id=16&mode=img&sort=time&page=2

109. http://i0urnalpp.ru/iM0.nb6epT-0CBflmeHHbiH-mohhtboh/# sthash.eFIcetpk. dpbs

110. http://small museums near.tretyakovgallery.ru/aboutmuseum pk

111. http://small museums near.tretyakovgallery.ru/icons.

112. https: //www.tretyakovgallery.ru/

113. http://small museums near.tilda.ws/

114. https: //pushkinmuseum.art/

115. https: //www.kreml .ru/

116. http: //www.newestmuseum.ru/about/

117. http: //www.kournikovagall ery.ru/

118. http: //inartibus .org/

119. https://www.booksite.ru/vereschagin/9.html

120. http://small museums near.tilda.ws/avasnecov aboutmuseum

121. https://www.rbth.com/arts/2017/05/26/5-most-expensive-russian-lots-sold-at-sothebys 770525

122. https: //www.rsl .ru/ru/events/afisha/vistavki/sothebys 10

123. http://www.interiorexplorer.ru/article.php?article=758

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.