Динамика социальной деятельности христианских объединений России в 90-х годах ХХ века: Сравн.-социол. анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Каргина, Ирина Георгиевна

  • Каргина, Ирина Георгиевна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 1998, Москва
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 183
Каргина, Ирина Георгиевна. Динамика социальной деятельности христианских объединений России в 90-х годах ХХ века: Сравн.-социол. анализ: дис. кандидат социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Москва. 1998. 183 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Каргина, Ирина Георгиевна

Введение

Глава I.

Теоретико-методологические принципы изучения социальной деятельности религиозных организаций.

§ 1. Становление изучения социальных аспектов религии

§2. Христианство в России - проблемы идентификации и система классификации действующих религиозных объединений

§3. Социальная деятельность христианских объединений России: понятие и социологические методы исследования

Глава II.

Современные процессы в сфере динамики социальной деятельности христианских объединений России

§ 1. Закономерности изменения числа христианских объединений России.

§2. Современные тенденции в сфере динамики конфессиональных соотношений.

§3. Типология социальной деятельности российских христианских объединений.

§4. Влияние вероисповедания и фактора среды на социальную активность современных христианских церковных объединений.

§5. Социально-демографическая структура и закономерности изменения числа последователей современных христианских церковных объединений

России.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Динамика социальной деятельности христианских объединений России в 90-х годах ХХ века: Сравн.-социол. анализ»

Актуальность темы исследования. В настоящее время российское общество характеризуется значительной динамикой процессов, происходящих в религиозной сфере. Эти процессы были вызваны глубокими социально-экономическими, политическими и идеологическими переменами в государстве конца 80-х начала 90-х годов. В этих условиях религия выступила в роли своеобразного социального амортизатора в силу имеющихся у нее специфических функциональных особенностей. Так, смена ориентации общественного развития общества, развал СССР породили глубочайшую обеспокоенность миллионов людей из-за утраты твердых социальных ориентаций, усилили разочарование и недоверие не только к прежней системе духовных ценностей, но и к тем, которые пришли им на смену. Это вызвало потребность заполнить остро ощущаемый духовный вакуум непреходящими в своей основе духовными ценностями - религиозными.

К факторам, стимулирующим реставрацию религиозности в России периода 90-х годов можно отнести также возникшую потребность общества в возвращении в русло исторической преемственности развития и национальной самоидентификации; обретенную в результате реформ свободу религиозной пропаганды и открытость источников религиозных знаний; разрушение сферы социальной помощи, обусловившее потребность широких слоев населения как в бескорыстной заботе, психологическом утешении, так и в непосредственной магии, предсказаниях будущего.

Следствием перечисленных общественных процессов и особенностей функционального воздействия религии на общество явилось резкое возрастание числа россиян, связавших себя с какой-либо религией, увеличение количества и спектра различных религиозных образований прежде всего христианских. Исследователи, публицисты и религиозные деятели назвали это явление "религиозным бумом".

Так, если в конце 80-х годов к верующим относили себя примерно 10% взрослого населения советского государства1, то в ходе опросов, проведенных в 1994 году исследовательским центром "Религия в современном обществе", в России число людей, назвавших себя верующими составило 39%2. Число верующих людей в России продолжает расти. По данным Российского независимого института социальных и национальных проблем в 1996 году к верующим себя причислили уже Л

49,6% опрошенных россиян , подавляющая часть которых называет себя христианами. В 1990 году в России было официально зарегистрировано 5501 религиозное объединение4, а по состоянию на 1 января 1996 года их официальное число в России составило 130785. Причем число официально зарегистрированных религиозных объединений выросло как за счет вновь созданных, так и за счет тех объединений, которые существовали в прежние годы, но действовали нелегально (например, часть баптистов, пятидесятников, молокан, «катакомбная» православная церковь и другие).

Одним из важнейших политических событий в жизни верующих, обусловивших изменение статуса религии в обществе, стало принятие в 1990 году Закона СССР "О свободе совести и религиозных организациях", а вслед за ним и Закона РФ "О свободе вероисповеданий". Тем самым были открыты новые возможности для развития религиозной сферы жизнедеятельности российского общества.

1 См.: Филатов С. Преодолеем ли предрассудки?// Свободная мысль. - 1993, №3, С.65.

2 См.: Мчедлов МП., Нуруллаев A.A., Филимонов Э.П. Элбакян Е.С. Религия в Зеркале общественного мнения.// Социологические исследования. - 1994, №5, С.46.

3 См.: Религиозные объединения в современной России. Аналитические обозрения Центра комплексных социальных исследований и маркетинга. - М., 1996, Выпуск №4(18), Серия: «Социология», С.5.

4 См.: Религиозные организации России. Справочник. - М., 1993, С.79.

5 См.: Религиозные объединения в современной России. Аналитические обозрения. -С.93.

Следует принять во внимание, что процессы, происходящие в религиозной жизни России сегодня необычайно сложны и неоднородны. Существенное влияние на характер их течения оказывает исторический опыт Российского государства, когда существование религиозных институтов, например, в советский период представляло собой жестокое противостояние церкви и государства. В процессе этого конфликта церковь (здесь мы имеем в виду прежде всего христианскую церковь как наиболее многочисленный исторически обусловленный религиозный институт России) решала не просто проблему сохранения "самости", но проблему своего бытия как такового. Большая часть социальной энергии церкви уходила на это противостояние. Но главное, она развивалась и действовала не по имманентно присущим ей законам, а в жестких рамках дозволенного, отыскивая модель служения в условиях сурового давления внешнего окружения, в условиях формировавшегося годами антирелигиозного общественного сознания. Церковь по сути дела оказалась вытесненной из принципиальных для нее сфер служения: катехизаторской, миссионерской, благотворительной, просветительской, опеки над нуждающимися в моральной и материальной поддержке и проч. В силу указанных причин естественным оказалось то, что в новых условиях христианской церкви России (как и другим религиям, обладающим историческим опытом существования в российской культурной среде) потребовалось время для выработки богословского осмысления ситуации, определения новой деятельной концепции и трансформации ее положений в ткань современной социальной практики. Так как степень адаптивности к социальным изменениям различных религиозных групп существенно отличается одна от другой (в силу имеющихся у них доктринальных различий), то и современное российское религиозное пространство характеризуется прежде всего неоднородностью на фоне в целом высокой степени динамики социальной активности религиозных образований.

Что представляют собой в настоящее время многочисленные христианские религиозные объединения России с точки зрения их институционального устройства и социально-демографической характеристики их последователей? Какие закономерности существуют в изменении их общего количества и внутреннего роста? В каких пропорциях представлены в российском религиозном пространстве объединения, принадлежащие к трем основным ветвям христианства -православию, протестантству и католицизму? Каковы наблюдаются тенденции в изменении этих пропорций в настоящее время? Каковы преимущественные сферы деятельности христианских объединений сегодня?

К сожалению, эти вопросы в настоящее время изучены явно недостаточно. Получение ответов на них прежде всего возможны посредством социологических исследований.

Отечественные социологи утверждают, что одной из характерных черт верующих-христиан сегодня является то, что они менее пессимистичны в оценках перспектив развития страны, они более склонны руководствоваться понятием «справедливости» в своей деятельности, выступают за сохранение семейных, национальных и других общечеловеческих ценностей.6 В связи с этим некоторые эксперты высказывают предположение, что получив доступ к общественно-политической жизни, верующие-христиане способны оказать влияние на государственную политику, меняя общественно-политическую ориентацию в сторону ее гуманизации, утверждения уважение к

См., например, Мчедлов М.П. О религиозности Российской молодежи.// Социологические исследования. - 1998, №6, С. 107.; Шаповалов В.Ф. Откуда придет дух капитализма»?// Социологические исследования. - 1994, №2. меньшинствам и к самому малому «меньшинству» - человеку7. Необходимостью привнесения христианско-нравственных ценностей в современную политику уже сегодня руководствуются эксперты Российского института стратегических оценок (ИСО) при разработке основ Концепции национальной безопасности России8. Речь идет о том, что нравственная политика, основанная на христианских ценностях, может уменьшить неизбежные трудности реформ и перемен. Нравственная христианская политика развернута к человеку, помогает ему принять и поддерживать эти перемены. И напротив, политика, игнорирующая проблемы и страдания человека, неизбежно ведет к кризисам и конфликтам.

В этих условиях исключительно актуальными и перспективными являются любые попытки изучения процессов, происходящих в христианской религиозной среде.

В рамках этого направления, настоящая диссертационная работа представляет опыт социологического исследования деятельности современных христианских религиозных объединений России и обобщения некоторых методологических принципов, соблюдение которых оказывается полезным при осуществлении подобных исследований.

Степень научной разработанности проблемы. Изучению различных аспектов деятельности христианских религиозных объединений России посвящено сравнительно небольшое количество работ.

В целом все исследования в этой области можно подразделить на две группы: исследования, относящиеся к периоду существования Советского государства и исследования, проводимые после его распада.

7 См., например, Коновалов А., Ознобищев С. Христианско-нравственные ценности и политика.// Информационный вестник Общероссийской общественной организации «Христианское социальное движение». -М., 1998, №2(6), С.51-52.

8 См. там же.

Причина такого разделения оказывается очевидной, если принять во внимание объект исследования - религию.

Условия, в которых осуществлялись социологические исследования до 90-х годов, достаточно лаконично и четко описаны Амелиным В.Н.: «.социологические теории и эмпирические исследования, описывающие политическую реальность, имели право на существование лишь в пределах тех установок и выводов, которые были в свое время сделаны классиками марксизма-ленинизма. Новые же подходы и самостоятельные положения, которые пытались реализовать отдельные исследователи, рассматривались руководством как подрыв марксистско-ленинской идеологии».9 К этому можно добавить фрагмент из воспоминаний Митрохина Л.Н. о собственном опыте исследований сектантских религиозных объединений в 60-х годах: «Инстанции все настоятельнее требовали обеспечить ускорение темпов «угасания» религии»10. Безусловно, обстановка тех лет не могла не сказаться на содержании публикуемых данных социологических исследований. Однако следует признать, что и в тех условиях были достигнуты определенные результаты, наработан полезный опыт проведения эмпирических исследований институциональных характеристик религиозных объединений, полностью отрицать который было бы неправомерно. Так, можно назвать работы Клибанова А.И.11, Филимонова Э.Г.12, Дудова А.И.13, Лялиной Г.С.14, Яблокова И.Н.15, Митрохина Л.Н16 и других исследователей.

9 Амелин В.Н. Социология политики. - М., МГУ, 1996, С.4.

10 Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность. - СПб, РХГИ, 1997, С.58.

11 Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. - М., Наука, 1965.; религиозное сектантства и современность. - М., Наука, 1969.

12 Филимонов Э.Г. Баптизм и гуманизм. - М. 1969.

13

Дудов А.И. Социальные функции протестантской общины. - М., МГУ, 1975.

14 Лялина Г.С. Баптизм: Иллюзии и реальность. - М., 1977.

15 Яблоков И.Н. Социология религии. - М., 1979.

16 Митрохин Л.Н. Баптизм. - М., 1996; Митрохин Л.Н. Философия религии. - М., «Республика», 1993.

С признанием правомерности идеологического плюрализма в обществе (конец 80-х начало 90-х годов) от социологии религии потребовалась смена исследовательской парадигмы - признание религии как закономерного явления. Результатом этих процессов явилось то, что в большей своей части социологические исследования стали нацелены на объективный анализ происходящих в современном обществе перемен в сфере религиозного сознания и религиозной деятельности

Вопросам, связанным с различными аспектами проявления религиозности в обществе посвящены монографии и статьи отечественных исследователей Бондаренко В.Д., Гараджи В.И., Дубина Б.В., Елизаровой

М.М., Кислицина Г.Л., Мчедлова М.П., Элбакяна Е.С., Филатова С.Б.,

11

Воронцовой JI.M., Варзановой Т.И., Жеребятьева М.А. и других .

В настоящее время в России действует ряд научных коллективов, занимающихся изучением различных аспектов, связанных с изменениями в религиозной сфере последних лет: состояния религиозности в стране (Всероссийский Центр изучения общественного мнения - ВЦИОМ18), взаимовлияния религии и политики (Российская Академия государственной службы при президенте РФ)19, проблем межконфессиональных отношений, религиозности в обществе (Институт

17 Бондаренко В.Д. и др. Религиозная община в современном обществе. - Киев; Гараджа В.И. Социология религии. - М., 1995; Религиоведение. - М., 1995, 2-е издание; Дубин Б.В. Православие в социальном контексте.// Информационный бюллетень ВЦИОМ - М., 1996, №6; Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи.// Социологические исследования. - М., 1998, №6; Филатов С.Б. Религия и политика в общественном сознании.// Религия и демократия. - М., 1993; Воронцова Л.М., Филатов С.Б. Как идет религиозное возрождение России?// Наука и религия. -М., 1993, №7.; Воронцова Л.М., Филатов С.Б., Фурман Д.Е. Религия и политика в современном массовом сознании. /Религия и политика в посткоммунистической России. - М., 1944, С.33-99; Варзанова Т.И. Религиозная ситуация в России.// Церковно-общественный вестник; Жеребятьев М.А. Современные общины христианских конфессий в России: сравнительно-социологический анализ. - М., МГУ, 1994 и др.

18 См.: Дубин Б.В. Православие в социальном контексте.//Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения./Информационный бюллетень. ВЦИОМ, 1996. №6. социально-политических исследований). Социологические срезы мировоззренческих проблем, напрямую связанные с религией, а также исследования по вопросам свободы совести, межрелигиозных и религиозно-конфессиональных отношений и др. проводятся Центром

Религия в современном обществе" во главе с Мчедловым М.П. (Российский независимый институт социальных и национальных проблем), Центром социологических исследований МГУ (Варзановой Т.И.).

Одними из первых исследователей проблематики, связанной с духовным обновлением России стали ученые Института религиоведения Академии общественных наук (АОН).21 Разработкой данного комплекса вопросов занимается также институт философии РАН, его исследовательский Центр "Философия культуры и религии" во главе с Митрохиным JI.H.22

Главное, что объединяет большинство отечественных исследований в области изучения религиозности - это то, что они строятся в основном на массовых опросах населения. Безусловно, при осуществлении периодических мировоззренческих срезов населения эмпирический багаж знаний о динамике процессов, происходящих в духовной жизни населения, пополняется исключительно ценными данными. Однако в этом случае, роль субъективного фактора в исследовании оказывается слишком весомым. При этом вопросы методологии исследования, четкости исполнения инструментария и соблюдения процедур, используемого понятийного аппарата - оказываются решающими. Как показало

19 См.: Религия, церковь в России и за рубежом: Информационный бюллетень. РАГСпП РФ, 1994-1996.

20 См.: Свобода совести в духовном возрождении Отечества. М., 1994; Мчедлов М.П., Нуруллаев A.A. и др. Религия в зеркале общественного мнения.// Социологические исследования. 1994, №5.

21 См.: Религия в современном мире: Информационный бюллетень по материалам зарубежных средств массовой информации. АОН, 1988-1993. осмысление результатов современных конкретно-социологических исследований религиозной сферы, в настоящее время в отечественной социологии религии отсутствуют единые подходы к получению эмпирических данных, а также критерии их адекватной оценки. Это приводит к возникновению противоречий в результатах исследований разных научных коллективов и формированию искаженной картины явления. Следует отметить, что наличие этой проблемы не остается незамеченной со стороны исследователей религии, она вызывает беспокойство с их стороны.23

Так, например, Дубин Б.В 24, исследуя динамику приобщения к вере россиян, делит их лишь на две группы - «верующие» и «неверующие», при этом к каждой из этих групп он относит примерно равные доли населения: по 42-43%. С этим нельзя согласиться, так как вопрос отношения к вере -является многофакторным, однозначно ответить на него очень трудно. Исследования показывают, что специфика современной религиозности в нашем обществе и заключается в том, что в вопросе об отношении к вере присутствует достаточно широкий спектр точек зрения, присущих как людям, называющим себя «неверующими», так и тем, кто считает себя «верующими».

Можно, например, согласиться с дифференциацией, предложенной Мчедловым М.П., когда все респонденты делятся им на пять типологических групп: верующие в Бога, колеблющиеся между верой и неверием, верующие в безличные сверхъестественные силы, индеферентные (безразлично относящиеся к религии и атеизму), неверующие (атеисты).

22 См.: Религия и политика в пост коммунистической России. - М. 1994.

23 См., например, Гараджа В.И. Социология религии. - М., 1996, С.226.

24 Дубин Б.В. Православие в социальном контексте.// Экономические и социальные перемены: мониторинг общественного мнения./ Информационный бюллетень. ВЦИОМ, 1996. №6.

Анализ публикаций последних лет, касающихся исследованию того же самого вопроса: «Какова же приобщенность к вере населения Росси?», не дает возможности сформировать единого представления на этот счет. Так, Дубин Б.В. утверждает, что все 43% верующих россиян являются «православными». А в публикации Варзановой Т.И.25 содержатся результаты всероссийского опроса* (относящегося к тому же, что и у Дубина Б.В., 1996 году), которые формируют совершенное иное представление о характере религиозности россиян. Так, в результате опроса Варзановой Т.И. было выявлено наличие религиозности разного характера и интенсивности у 50% опрошенных россиян. Из них 50,6% составляют те, кто назвал себя просто «верующими», 43,3% -православными (т.е. менее четверти всех опрошенных россиян, а не 43%, как в исследованиях ВЦИОМ), 7% - просто «христианами» и далее по принадлежности к определенному вероисповеданию.

Единственно, на чем сходятся все исследования при изучении религиозного поведения группы «верующих» - это на выделении среди них так называемых «пассивных верующих» и «активных верующих» по признаку интенсивности их включенности в церковную деятельность. Но и здесь, следует заметить, основания для классификации выбираются, исходя из субъективных соображений, порой без учета доктринальных особенностей различных конфессий (даже в рамках христианской религии).

Итак, современные исследования фиксируют факт наличия значительной доли населения России, идентифицирующей себя с верующими, безусловно, является ярким свидетельством существенных перемен, происходящих в духовной сфере современной России. Однако следует обратить внимание на то, что необходимо провести границу

25 Варзанова Т. Религиозная ситуация в России (по данным социологических опросов)// Церковно-общественный вестник. М., 1997, №11, с.9. Исследование между понятиями «количество последователей той или иной религии» и «доля населения, считающая себя верующим». Современные реалии, связанные с одной стороны, со спецификой организационной и и деятельности религиозных объединении, а с другой, с несовершенством действующего методологического аппарата исследования состояния религиозности общества, не позволяют предоставить данные, способные адекватно оценить, сколько же последователей той или иной религии проживает сегодня в России. В условиях современной пост советской религиозной ситуации не представляется возможным объединить эти два понятия и считать, что приведенные данные определяют действительное количество верующих (в смысле верующих в Бога) в обществе. С другой стороны, необходимо учитывать наличие феноменов «вера в Бога» и «бытовое суеверие», влияние которых на социальное поведение индивида качественно различно. В этой ситуации возможно лишь утверждать, что данные опросов населения говорят о том, какая доля населения лояльна к религии вообще.

В Таблицах №1 и 2 (Приложение №1) приведены данные, полученные разными исследователями, изучавшими вопрос: «Каково отношение россиян к религии?» и «Каков состав верующих?». Результаты опросов населения позволяют продемонстрировать степень разброса полученных показателей религиозности современной России.

О том, что поднятая проблема адекватности данных в исследованиях современного состояния религиозной сферы России важна не только с научной точки зрения, говорят религиозные и политические деятели. Так, заслуживает интереса статья общественного религиозного деятеля и политолога Полосина В. «Религия и социальный охват населения». В этой статье автор обращает внимание на то, что в последние годы, в связи с ростом общественного интереса к обсуждению вопросов о необходимости выполнено Центром социологических исследований МГУ им.М.В.Ломоносова. новой идеологии и русской национальной идее, о поиске коллективной идентичности и символов солидарных русских - заговорили, с одной стороны, о православном возрождении страны, с другой - о превращении православия в государственную религию. Часто эти рассуждения подкрепляются данными исследований. Однако, «поставить правильный диагноз и составить реальный прогноз, - пишет Полосин. - можно лишь при опоре на правду, без увлечения социальным романтизмом и утопическим грезерством. И православие, заботой о котором почему-то оправдываются многие блефовые цифры, в первую очередь нуждается в объективном самоосознании для выбора своего истинного пути в обществе. Неверная информация сегодня способна сыграть роковую роль.»26

Следует отметить, что в последнее время стали появляться публикации о современных религиозных объединениях России, которые носят чисто справочный характер.27

Представляет также исследовательский интерес широкий спектр христианских средств массовой информации (газет, журналов, радио- и телепередач, электронных страниц - website)28, учредителями которых являются различные христианские объединения. Не являясь по своей природе научными или аналитическими изданиями, они все же

26 Полосин В. Религия и социальный охват населения.// Информационный вестник Общероссийской общественной организации «Христианское социальное движение. М., 1998, №2(6).

27 См.: Религиозные объединения в современной России.//Аналитическое обозрение центра комплексных социальных исследований и маркетинга. - М., Серия «Социология», 1996, вып.4.; религиозные объединения Российской Федерации.

Справочник. - М., Республика, 1996.

28

Журнал Московской Патриархии», газет «Московский церковный вестник», «Информационный бюллетень отдела внешних церковных сношений МП», радиостанция «София», журнал «Истина и жизнь», журнал «Духовный христианин», журнал «Вестник», журнал «Духовное возрождение», журнал «Братский вестник», газета «Христианское слово», радиостанция «Радиоцерковь», информационное агентство «Баговест-инфо», www.asr.ru и др. представляют собой достаточно полезный источник информации о современной деятельности своих учредителей.

Интерес к изучению современных тенденций в религиозной жизни России проявляют и зарубежные исследователи. Многие из них склонны связывать направления в изменении отношений общества и религии, а также динамику процессов в области религиозной жизни, с успехами в развитии демократии, направлением экономических, политических преобразований.

Однако интерес западных ученых также лежит в основном в изучении мировоззренческих аспектов религиозности, в наименьшей степени исследования затрагивают анализ характера социального проявления деятельности религиозных организаций.

Так, например, Эндрю Грилей, профессор социологии Чикагского Университета, работающий в Национальном Центре изучения общественного мнения, считает, что "Россия представляет собой наиболее интересный случай из всех моделей, в которых исследуется вопрос: сможет ли навязываемая на протяжении длительного периода секуляризация уничтожить религию или , по крайней мере, настолько ослабить ее, что она останется вялой даже после того, как давление будет

О Q снято" . В ходе исследований 1991 года Грилей обнаружил, что наибольшая часть российских атеистов объясняют факт оживления религии появлением моды на нее. Однако верующие равномерно распределились на тех, кто считает, что религиозные чувства были просто спрятаны людьми и носили чисто конфиденциальный характер в Советское время (40%), и тех, кто считает, что религия в настоящее время испытывает подлинный подъем (38%)30.

29 См.: Greeley А., 1994, р.254.

30 См.: S.G.Lehmann. Religious Revival in Russia: Significant or Superficial?/Presented at the Kennan Institute/Woodson Wilson Center, October 21, 1996.

В октябре 1996 года в Институте Дж. Кеннана Колумбийского университета состоялась презентация исследования "Религиозное возрождение в России: значительное или поверхностное?", осуществленного профессором Сюзен Лехмен31. (Исследование было проведено при сотрудничестве с социологическим центром МГУ, а также совместно с Институтом антропологии и этнологии РАН.) Оно также было построено на основе опросов россиян, проведенных в ходе президентских выборов 1993 и 1996 годов - 5.000 и 3.800 респондентов соответственно.

И, наконец, следует сказать об исследованиях, осуществляемых Институтом исследования религии Востока-Запада при Витановском колледже, под руководством профессора истории Марка Эллиота. Основная задача исследований Эллиота заключается в том, чтобы связать современное состояние религиозной сферы с историческим развитием России. Институтом издается периодический бюллетень, в котором публикуются результаты исследователей религии как из США, так и из России32.

Таким образом, можно сделать вывод, что, несмотря на имеющийся определенный багаж публикаций, посвященных изучению современных тенденций в религиозной сфере России, данная проблематика сохраняет "белые пятна". К сожалению, практически отсутствуют обобщающие работы, посвященные изучению институциональных характеристик современных христианских объединений России, специфики их современной социальной деятельности, описанию социально-демографического портрета верующих - членов этих объединений, где были бы осуществлены стремления выработать и реализовать

31 S.G.Lehmann. Religious Revival in Russia: Significant or Superficial?/Presented at the Kennan Institute/Woodson Wilson Center, October 21, 1996.

32 East-West Church & Ministry Report, published by the Institute for East-West Christian Studies. объективный научный подход к изучению христианства в России на основе использования зарубежного и отечественного опыта.

По убеждению автора, работы по исследованию собственно религиозной среды (деятельности религиозных объединений, закономерностей динамики их развития в современных условиях, их устройства, портрета верующих - членов религиозных объединений и проч.) представляют собой необходимый и недостающий сегодня элемент знаний о современной религиозной ситуации в стране.

Объектом исследования в данной диссертационной работе являются христианские религиозные объединения. Из совокупности элементов, составляющих объект, взята проблема, которая определила предмет исследования - изучение характера динамики процессов, происходящих в области социальной деятельности современных христианских религиозных объединений.

Основная цель работы. Данная работа призвана выявить основные тенденции и закономерности динамики роста и социальной деятельности христианских религиозных объединений России, происходящие под влиянием современных перемен в общественной жизни.

Цель работы определила постановку и последовательность теоретического и эмпирического решения исследовательских задач.

• Сформулировать основные признаки идентификации христианских религиозных образований на основе обобщения отечественных и зарубежных научных исследований.

• Уточнить систему классификации христианских конфессий, действующих в настоящее время в религиозном пространстве России, проанализировать современные тенденции в изменении пропорций конфессиональных соотношений и динамики их роста.

• Проанализировать и обобщить существующие тенденции в социальной деятельности современных российских христианских объединений.

• Описать специфику социально-демографических характеристик современных российских верующих-христиан, а также обозначить характер функциональной связи этих характеристик с вероисповеданием и особенностями социальной среды.

• Обобщить методический опыт проведенных социологических исследований в сфере изучения институциональных аспектов деятельности современных христианских объединений.

Теоретической и методологической основой диссертации послужили концептуальные положения, выработанные зарубежными и российскими классиками социологии и философии религии И. Кантом, О. Контом, М. Вебером, Э. Дюркгеймом, Н.Ф. де Куланжем, С.Н. Булгаковым, H.A. Бердяевым о природе религии, ее диалектической связи с общественным развитием, приемах и методах исследования.

Диссертант опирался также на концептуальные принципы организации и проведения социологического исследования. В работе также использована новейшая отечественная и западная литература по исследованию религий, данные прикладных исследований, сведения предоставляемые Правительством РФ о регистрации религиозных объединений.

В качестве методологических принципов в диссертационном исследовании были использованы принципы целостного подхода к анализу исследуемого явления, единства логического и исторического, логические принципы когерентности и непротиворечивости выдвигаемых положений.

В работе использованы также интерпретационный метод, элементы структурного анализа и системного похода.

Эмпирическая база исследования. Настоящая работа опирается на собственную исследовательскую программу диссертанта.

Данные, полученные диссертантом в ходе социологических исследований, использованы в качестве основного эмпирического источника работы:

• почтовый опрос руководителей христианских объединений России (февраль 1993 - июль 1994), возврат - 3160 анкет;

• комплексное исследование ряда регионов России на основе формализованного интервью руководителей христианских объединений, а также сбора и анализа статистической информации о религиозной жизни региона (Эти исследования проводились в различные промежутки времени в ряде регионов России (а также Украины с целью сравнения) и продолжают осуществляться в настоящее время - Брянская область - 1995г., Мурманская область - 1997г., Краснодарский край - 1997г., Воронежская область - 1997г.-н.в., Омская область - 1998г.-н.в., республика Коми - 1997г.-н.в., а также Донецкая область - 1997г., Кировоградская область - 1997г., Запорожская область - 1997г., Сумская область - 1998г.-н.в) Всего заполнено 835 бланков-интервью о деятельности христианских церквей, собрана информация о 150 внецерковных христианских объединениях;

• статистическое обследование христианских организаций г.Москвы и Московской области (ноябрь 1996г. - март 1997г.). Всего - 1724 организации.

Также в работе предпринят вторичный анализ содержательных данных Минюста РФ о регистрации религиозных объединений России за 1996 и 1997 годы.

Научная новизна работы.

• Впервые в практике отечественного религиоведения предоставлен опыт комплексного социологического исследования жизнедеятельности современных христианских объединений России, что позволило провести многоуровневый анализ процессов, связанных с проявлением социальной активности христианских объединений России; выделить принципиально новые тенденции в динамике их деятельности.

• В диссертации уточнена типологизация современных христианских объединений.

• На основе обобщения отечественного и западного опыта обновлена система классификации христианских конфессий, действующих в настоящее время в религиозном пространстве России.

• В диссертации приводятся данные эмпирических исследований, ранее не представленные в отечественной религиоведческой литературе. Они позволяют дополнить недостающие аспекты институциональных характеристик современного религиозного комплекса.

• Разработана стратегическая программа, а также методика социологического изучения деятельности христианских религиозных объединений в современных условиях.

Теоретическое и практическое значение исследования.

Материалы диссертации и содержащиеся в ней выводы могут способствовать дальнейшей разработке круга проблем, связанных с изучением институциональной стороны проявления религиозности в обществе; более детальному и углубленному осмыслению процессов, связанных с меняющейся религиозностью российского общества; построению моделей и возможных путей дальнейшего развития общества.

Эмпирические данные исследования могут быть использованы в теоретических исследованиях религиозного феномена и его связи с общественным развитием.

Собранный теоретический, фактологический и эмпирический материал может быть полезен в процессе преподавания курсов по религиоведению, социологии религии, прикладной социологии, политологии.

Материалы диссертации могут быть использованы в качестве информационно-справочного материала как для теоретиков-религиоведов, так и для всех тех, чья деятельность связана с деятельностью христианских религиозных объединений.

Апробация работы. Основные положения диссертации были апробированы на заседании кафедры Социологии управления ИГУ и СИ МГУ им. М.В. Ломоносова, использованы в материалах конференций и семинаров, посвященных обсуждению вопросов религиозного состояния современного общества, а также изложены в публикациях автора.

Диссертант размещает постоянно обновляемые данные исследований в Интернете по адресу: http://www.asr.ru в разделе «Regional Survey».

По теме диссертации опубликованы следующие работы:

1. Религиозные организации Москвы и Московской области.

Справочник. - Минск, «PICORP», 1998 - 236с.

2. Брянская область. Религия, экономика, культура. - М., Изд-во

Духовное возрождение», 1996 - 56с.

3. О динамике развития христианских конфессий в России и странах

СНГ.// Социологические исследования. - М., 1998, №6, С. 111-118.

4. Особенности социальной деятельности христианских организаций: история и современность.// Социальная антропология на пороге XXI века. (Тезисы и материалы научной конференции. Москва, 20-21 ноября 1997.) - М„ Изд-во МГСУ «Союз», 1998, С.70-73.

5. Факты упрямая вещь.// Идите и научите. - СПб., 1997, №1С.8.

6. Особенности христианского служения церквей Брянской области.// Идите и научите. - СПб., 1998, №3, С.6-8.

7. Конфессии не могут претендовать на духовную монополию. // Идите и научите. - СПб., 1998, №2, С.7-9.

8. Regional Survey: http://www.asr.ru/resdb.htm.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложений. В приложениях даются анкеты, разработанные автором и использованные с почтовом опросе и формализованном интервью лидеров христианских объединений, а также данные исследований, представленные в виде таблиц, графиков и описаний.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Каргина, Ирина Георгиевна

Эти выводы подтверждают данные, представленные на графике сравнения процессов колебания числа создаваемых в различные периоды религиозных организаций в России, на Украине и в странах СНГ (весь массив опрошенных - 3160). (См.: График№3).

График №3

Количество созданных христианских организаций в России и на Украине в разные временные интервалы

Полученные соотношения свидетельствуют о том, что на Украине в период существования Советского государства и до 1917 года существовали более благоприятные по сравнению с Россией условия для деятельности религиозных объединений. Число создаваемых религиозных организаций в различные периоды (за исключением 1955-1964 гг.) и абсолютное их количество на территории Украины было значительно большее, чем в России. Так, история возникновения и развития движения, например, молокан и евангельских христиан-баптистов на территории Украины и России в полной мере подтверждает полученные в ходе опроса результаты.

О том, что населению Украины в прежние годы было более доступно удовлетворение своих религиозных потребностей, говорит и тот факт, что (как следует из полученных данных, см. График №3) в период «перестройки» (условно 1985-1990 гг.) и в последующие годы на Украине динамика процессов существенно отличается от Российской. Хотя номинально в этот период на Украине было создано значительное, по сравнению с прежними годами, количество религиозных объединений, «религиозный бум» в масштабах России Украина не переживала.

Следует отметить также, что создание и регистрация все новых религиозных организаций продолжается и сегодня. По официальным данным Управления по делам общественных и религиозных объединений Министерства юстиции Российской Федерации "О государственной регистрации уставов религиозных объединений в РФ" на 1 января 1997 года в России было зарегистрировано всего 14688 религиозных объединений - это на 1610 организаций больше, чем в 1996 году. Можно сказать, что темпы роста числа религиозных объединений на начало 1997 года составили 11,7%. (См.: Таблица №4, Приложение №6)

Опыт исследования современных христианских объединений России показывает: при использовании официальных данных о действующих христианских объединениях России следует учитывать, что за пределами анализа остается определенное число христианских объединений, которые не хотят регистрироваться и легализовать свою деятельность полностью, при этом следуя различным мотивам. Так, например, существующая со времен гражданской войны Сибирская Митрополия Истинно Православной Церкви зарегистрировала лишь 6 общин, а 18 общин остаются все еще в «подполье».

Итак, все сказанное позволяет сделать следующие выводы.

Проведенное исследование дает эмпирическое обоснование наличия тесной связи между общественно-политическим устройством общества, его национально-культурными особенностями и характером процессов, происходящих в его религиозной среде.

Эмпирическое подтверждение получил также тезис о том, что современная религиозная ситуация в России характеризуется значительным ростом числа христианских объединений в последние годы, причем наиболее активно этот процесс происходил в 1991-1994 годах и не имел аналогов в прошлые годы.

§2. Современные тенденции в сфере динамики конфессиональных соотношений.

В настоящее время в России насчитывается более 70-ти различных религий и религиозных течений. Статистика свидетельствует о значительном росте их числа за последние 7 лет. Так, в 1991 году было зарегистрировано около 20 конфессий и религий, в 1993 году официально было зарегистрировано уже 40 религий и конфессий, а в 1996 году - 58.

В общем спектре различных религий доминирующее положение занимает христианская религия как по числу представленных в России религиозных объединений, так и по многообразию конфессиональных групп.

Исследования показывают, что в 1993 году на территории России действовали христианские объединения, принадлежащие к 23-м конфессиональным группам, в то время как до 1991-го года их насчитывалось только 8. В числе 23-х конфессий большую часть составляли протестанты - их 20, остальные - православные, католики и неденоминированные религиозные объединения. Среди протестантских конфессий есть те, которые существовали в России давно, как например, меннониты, молокане или евангельские христиане-баптисты, так и те, которые появились в нашей стране совсем недавно - харизматы или христиане полного Евангелия, но уже имеющие значительное число последователей.

Для Западной Европы, Америки, большинства стран Африки и Азии в этом факте нет ничего особенного, но для православной России - это, безусловно, исключительное явление.

По данным официальной статистики, по состоянию на 1917 год из протестантских деноминаций официально была признана деятельность только евангельских христиан-баптистов, христиан веры евангельской (пятидесятников), адвентистов седьмого дня, молокан и меннонитов - это 8 конфессий. Что касается Русской Православной церкви, то она всегда официально выступала как единое и неделимое формирование. Хотя следует учитывать, что существовало, например, так называемое «старообрядчество», которое объединяло под этим общим наименованием религиозные организации, возникшие в результате раскола Российской Православной церкви в середине XVII в., отказавшиеся признать церковную реформу Патриарха Никона. С того момента старообрядческие организации существовали нелегально.

Данные переписи населения Российской империи 1913 года говорят о том, что вероисповедная принадлежность населения распределялась следующим образом:

- православных - 65%;

- старообрядцев - 10%;

- римо-католиков - 8%

- протестантов - 4,5%

- мусульман и иудеев - 10%)

Сегодня же стремление к более полному самовыражению в рамках одной религиозной доктрины - это признак не только протестантской религии. По данным исследования религиозных организаций Москвы, проведенного в 1996-1997 годах, только на 1 января 1997 года было официально зарегистрировано 8 разных видов православных объединений, не находящихся под юрисдикцией Московского Патриархата (Автономная Православная церковь, Самостоятельная православная церковь, Единоверческая Православная церковь, Старообрядческая Церковь, Истинно-православная церковь, Российская Православная свободная церковь, Русская Православная Церковь (Украинский патриархат), Русская Православная церковь заграницей). Таким образом, можно говорить о том, что официальная монолитность Русской Православной церкви в России утеряна.

Исследования показывают, что в настоящее время в России из 39-ти различных официально зарегистрированных наименований христианских конфессий 12 - правослвных, 1 - католическая, 26 - протестантских.

Следующий вывод, который можно сделать из анализа данных исследования, состоит в том, что менее, чем за 10 последних лет не только возросло количество различных христианских вероучений, но и изменилось соотношение между количеством объединений христианских вероисповеданий (православных, протестантских и католических), и характер этих соотношений постоянно меняется. Почему мы говорим здесь о количестве объединений, а не о количестве последователей религий? Сегодня, на наш взгляд, отсутствуют валидные методики, позволяющие на основе мировоззренческих срезов населения дать точную оценку того, какой процент жителей являются верующими и какую религию они исповедуют.

Рассмотрим, например, некоторые результаты исследования, проведенного в Москве. (См.: Таблицу №3)

Христианские организации Москвы по состоянию на 01.01.1997)

Наименование религиозной группы ¡¡¡¡1|||111| объедине |1!1!Я!!!! % относительно всех религиозных объединений % относительно всех христианских объединений

Христианские объединения, в том числе: ШШ^ШЁШш 90,7

Православные 1111111111 ШШШШЁЁЁтшЁшшШЁШШш ¡l¡¡¡¡l-llI:lEil¡l:¡!!IiII

Протестантские ШШ:ВШ ШшШаЖШШЩШ!

Католические ^ШшЖШШШШ яяшшяшшшшшш 1ШшШЕшшшМЁШмШт

Нехристианские религиозные объединения щжшшшш. 9,3

На основании анализа соотношений количества христианских объединений, принадлежащих к различным конфессиональным группам, можно сделать вывод о том, что в настоящее время в Москве:

- христианские религиозные объединения являются наиболее крупной религиозной группой (91%);

- из христианских (а также из всех религиозных), наибольшее количество составляют объединения, которые исповедуют православную религию различного толка (58% и 53% соответственно);

- объединений протестантских деноминаций - 40% всех христианских и более одной трети всех религиозных объединений города;

- самую немногочисленную группу среди всех христианских составляют католические религиозные объединения.

Еще раз заметим, что сегодня дать точные оценки приверженцев той или иной религии невозможно. Однако, учитывая особенности религиозных доктрин, специфику деятельности религиозных объединений разных деноминаций в современной России, а также основываясь на опыте исследований в области религиозной деятельности, возможно с большой степенью вероятности предположить, что приведенные процентные соотношения могут быть эквивалентны долям последователей той или иной религии. Следовательно, можно полагать, что более половины всех верующих Москвы являются православными верующими, примерно треть всех верующих исповедуют протестантскую религию. Что касается католических религиозных объединений, то их на территории Москвы (и России) действует очень незначительное количество. Как видно из данных по Москве, их доля составляет немногим более 1-го процента. (Более подробные сведения о религиозных объединениях Москвы представлены в Приложении №5.)

Москва - это особый регион. Религиозная карта Московской области уже резко отличается от карты Москвы: 79% всех религиозных организаций составляют православные объединения, протестантские -19%, католические - официально не зарегистрированы (мусульмане - 1%, иудаисты - 1%.). Всего официально зарегистрировано - 898 религиозных объединений. Данные исследований других регионов также позволяют убедиться в том, что пропорции между количеством религиозных объединений христианских вероисповеданий в разных регионах различны. (См.: Таблицу№4-1).

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итог исследованию специфики современной социальной деятельности христианских религиозных объединений, следует отметить, что события последних семи лет в России существенно трансформировали религиозный социальный институт и характер связи его с бывшим советским обществом, создали новый образ религии в общественном сознании.

Действительный ход событий, происходящих в России на протяжении последних нескольких лет не только не подтверждает прогнозов, высказываемых многими специалистами в области социальных наук о возрастании линейных тенденций к секуляризации всех сторон общественной жизни, к автономизации и даже постепенному исчезновению религии, но прямо опровергает их. Отмирания религии не происходит. Более того, в условиях российской реальности она заметно активизировалась, обнаружила ярко выраженную тенденцию к росту, появлению различных нетрадиционных форм, возрастания вектора социально-ориентированной деятельности, а также включения в эту деятельность значительной доли молодежи и людей средних лет.

Данные исследований, которые легли в основу диссертации доказали, что современная религиозная ситуация в России характеризуется значительным динамизмом и новизной.

• За последние годы значительно возросло количество христианских объединений России, причем наиболее активно этот процесс происходил в 1991-1994 годах и не имел аналогов в прошлые годы.

• Менее, чем за 10 последних лет не только значительно возросло количество различных христианских объединений, но и изменилось соотношение между количеством объединений христианских вероисповеданий (православных, протестантских и католических), причем характер этих соотношений постоянно меняется. Так, доля христианских религиозных объединений по отношению к другим верованиям растет; в христианской религии в целом доминирующее положение по количеству объединений занимает православная церковь; прослеживается тенденция увеличения доли протестантских и католических объединений, а также некоторого снижения доли православных объединений. Возможно полагать, что причиной такого положения являются различия в темпах роста количества христианских церквей, принадлежащих к разным конфессиональным группам. Исследования показывают, что с 1991-го по 1996-й годы число православных объединений увеличилось в 2 раза в то время, как число протестантских объединений увеличилось почти в 3 раза. Католические же объединения присутствуют в российском религиозном пространстве в довольно незначительном количестве.

• Состояние конфессиональных соотношений в значительной степени зависит от особенностей социальной среды. В России существуют регионы, в которых конфессиональные соотношения отличаются от общероссийских (протестантских объединений в них больше православных).

• Важной особенностью современной религиозной ситуации является то, что за последние годы значительно расширился спектр христианских конфессий, причем в основном за счет протестантских церквей. Существенным признаком современной ситуации является то, что в российском религиозном сообществе стремление к более полному самовыражению в рамках одной религиозной доктрины стало характерным не только для протестантской религии. Православие находится сегодня в состоянии раскола, а также легализации деятельности тех православных конфессиональных групп, которые ранее были запрещены.

• Исследования дали эмпирическое обоснование наличия тесной связи между общественно-политическим устройством общества, его национально-культурными особенностями и характером процессов, происходящих в его религиозной среде.

• Из всех типов христианских религиозных объединений России подавляющее большинство составляют церкви , причем их доля в общем спектре христианских объединений за последние годы значительно возросла. Интересно также и то, что динамика создания новых церквей во много раз перекрывает рост остальных типов христианских объединений. Исключение составляют лишь богословские учебные заведения, количество которых, как показывают исследования, также растет значительными темпами.

• Миссии, большую часть которых составляют протестантские, в основном представляют собой христианские объединения экуменической направленности. Миссионерское служение имеет в России многолетнюю историю и объединяет все ветви христианской религии. Однако спецификой современной ситуации можно считать: (1) количество миссий, действующих в России - их значительно больше, чем за всю предшествующую историю; (2) среди действующих миссий большее число приходится на межконфессиональных миссионерские объединения, которые представляет собой абсолютно новое явление для российского религиозного пространства.

• Интересным и абсолютно новым явлением в жизни отечественного религиозного сообщества можно назвать образование за последние несколько лет религиозных организаций, отнесенных к типу «Других организаций». Эти организации как правило представляют собой профессиональные объединения верующих-христиан, которые стремятся совместными усилиями решать какие-либо профессиональные или общественные проблемы, руководствуясь при этом христианскими принципами.

• Особенность состояния христианской среды сегодня в России заключается в том, что спектр и виды социальной деятельности поместных церквей основных христианских религий (православия, протестантизма и католицизма) в значительной степени отличаются друг от друга. Набор приоритетных видов социальной деятельности христианских церквей является в то же время и признаком, на основании которого возможно определить конфессиональную принадлежность церкви или группы церквей.

Исследования показывают, что спектр деятельности протестантских церквей более разнообразен по сравнению с церквями православными. Протестантские церкви нацелены на решение разнообразных социальных проблем общества, они более активны в проведении евангелизации среди населения. Однако возможно предположить, что в будущем процесс реформации православных церквей в сфере социальной деятельности будет проходить более интенсивно, чем сегодня, тогда, положение может измениться в сторону приобретения православными церквями деятельных признаков, которые характерны сегодня только для протестантских церквей.

• Религиозная среда в России неоднородна, она тесно привязана к местным условиям. В целом она характеризуется тем, что наибольшее число верующих составляют пожилые люди, однако в современных церквях количество людей среднего возраста и молодежи тоже оказывается значительным; социальный состав церквей как правило находится в сильной зависимости от социальной структуры общества, однако и в нем присутствует фактор времени: слой пенсионеров становится несколько меньше, увеличивается доля учащихся и служащих религиозная среда в целом молодеет, меняется ее социальный состав в сторону повышения интеллектуального и образовательного уровня.

Важно отметить, что новые процессы, происходящие в религиозной сфере России, вызвали обострение глубинных проблем, существовавших в христианской церкви на протяжении столетий. На первое место выступила проблема веротерпимости христианских вероисповеданий друг к другу и к другим религиям, проблема веротерпимости в обществе в целом.

Терпимость к инаковерию (в широком смысле слова) в России усугубляется ее прошлым историческим негативным религиозным опытом как времен советской власти, так и времен Империи. Одним из проявлений такой нетерпимости ко всему широкому спектру нового, что возникло в религиозном пространстве России после принятия в 1990 году закона РФ «О свободе вероисповеданий», стало принятие осенью 1997 года нового Закона РФ «О свободе вероисповеданий». Наряду с определенными положительными нововведениями, направленными на ограничение деятельности нехристианских и тоталитарных культов в России, этот закон ставит также преграду для дальнейшего развития многих видов объединений тех христианских конфессий, которые возникли в последние годы и деятельность которых была описана в данной работе. По условиям принятого закона официальная религия должна вернуться в состояние 15-ти летней давности. Все новые христианские объединения конфессий (в том числе и православных), возникших или легализовавших свою деятельность в России в последние годы не получают право юридического лица, а также целый ряд прав на осуществление своей деятельности.

Следует полагать, что новые политические условия в сфере свободы совести в самом ближайшем будущем окажут существенное влияние на течение процессов в религиозной среде российского общества. Возможно прогнозировать снижение деятельной активности (а значит и социальных программ) значительной части протестантских и межконфессиональных религиозных объединений; снизятся темпы создания новых религиозных объединений; многие православные объединения, не находящиеся под юрисдикцией Московского Патриархата будут вынуждены прибегать к прежним формам нелегальной или полулегальной деятельности или идти на открытый конфликт с Патриархией; количество судебных исков о нарушении прав верующих будет возрастать. Однако возможно прогнозировать, что эти процессы не повлияют или повлияют в наименьшей степени на динамику количества последователей религий, она в целом будет соответствовать современным тенденциям и, возможно, возрастет при усугублении экономического положения в стране.

В связи с этим может быть поставлена новая исследовательская задача: Что изменится в жизнедеятельности современных российских христианских объединений под влиянием новых политических процессов и в условиях действия нового Закона?

Наше общество переживает сегодня очень сложное время, когда потрясения, происходящие в социальной, экономической сферах разобщают людей, уничтожают в их сознании веру в то, что общество сможет преодолеть кризис и построить демократическое государство, основанное на гражданских, по сути христианских, принципах. Сегодня часто можно слышать заявления отдельных людей, принадлежащих к различным социальным слоям общества, что необходима твердая рука, которая должна навести порядок в государстве. Но может ли эта мера решить проблему?

Принимая во внимание схожесть по многим позициям состояния российского общества 90-х годов и российского общества начала века (в период русской революцией 1905 года), обратимся к рассуждениям С.Н. Булгакова, касающиеся его оценки российской действительности, последовавшей после революции и способов выхода из кризиса. Он был уверен в том, что необходимо развивать идею "воспитания народа", в смысле нравственно-религиозного воспитания. Эта задача, по убеждению Булгакова, нацелена на формирование действительно свободной личности, которая могла бы стать опорой демократических преобразований России. Извращение личности, ложность самого идеала для ее развития есть, согласно Булгакову, коренная причина, из которой проистекают слабости и недостатки российской интеллигенции, ставшей инициатором и проводником революции.

Преодоление кризиса, по мнению Булгакова, возможно исключительно на базе религии - христианства. С.Н. Булгаков убежден в том, что «определяющей силой в духовной жизни человека является его религия - не только в узком, но и в широком смысле слова, т.е. те высшие и последние ценности, которые признает человек над собою и выше себя». Преодоление кризиса на основе принятия членами общества общечеловеческих ценностей связано у Булгакова также с восстановлением утраченного внутреннего мистического объединения в обществе, причем не на основе ненависти или интереса, как это предлагает "атеистический социализм", а на основе любви.

Изучение современной религиозной ситуации позволяет прогнозировать дальнейшее развитие российского государства как общества, имеющего в настоящее время все условия для дальнейших демократических преобразований и «выправления изнутри» на основе принятия христианских ценностей в качестве основного мотива экономической, политической и иной социальной деятельности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Каргина, Ирина Георгиевна, 1998 год

1. Антонович И.И. Буржуазная социологическая теория: краткий очерк основных направлений, концепций, категорий. Минск, 1981.

2. Анфиногенова А.П. Социальная активизация русской православной церкви. М., РАУ, 1993.7 . Арефьев М.А. Революционное народничество. Проблемы раскола и сектантства в России. //Социально философские аспекты критики религии. -Л., 1986. С.84-92.

3. Арон Р. Этапы развития социологической мысли. М., ИГ "Прогресс" - "Политика", 1992.

4. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993.

5. Бердяев H.A. Судьба России: Опыты по психологии войны и национальности М., МГУ, 1990.14 . Бердяев H.A. Духовный кризис интеллигенции: Статьи пообщественной и религиозной психологии (1907-1909гг.) Спб., 1910.

6. Бердяев H.A. Русская идея.// Вопросы философии. М., 1990, № 1, С.77-144; №2, С.87-154.

7. Блинков JI.B. Великие философы./ Словарь-справочник. М., «Логос», 1997.

8. Бондаренко В.Д., Косянчук A.C., Фомиченко В.В. Религиозная община в современном обществе. Киев. ИПЛ Украины, 1988.18 . Богданов С.Т. Священство православных и баптистов. //Вестник РХД.- Париж-Нью-Йорк-Москва. 1986, №140 С.29-58.

9. Бохорова С.А. Проблема типологии религиозных объединений в буржуазной социологии религии. //Вестник МГУ. Серия "Философия".- М., 1972, №1 С.78-87.

10. Булгаков С.Н. Два града. Исследование о природе общественных идеалов. -т.1,П.,М., 1911.

11. Булгаков С.Н. Православие и хозяйственная жизнь.// Православие. -YMCA-PRESS, 1964.

12. Булгаков С.Н. Философия хозяйства. ч.1, М., Путь, 1912.

13. Булгаков С.Н. Христианский социализм. Новосибирск, «Наука», 1991.2 4. Бутенко И.А. Анкетный опрос как общение социолога с респондентами. М., Высшая школа, 1989.

14. Варзанова Т.Н. Религиозная ситуация в России (по даннымсоциологических опросов).// Церковно- общественный вестник. М., 1997, №11.2 б. Васильев J1.C. История религий Востока. (Религиозно-культурные традиции и общество). М., Высшая школа, 1983.

15. Вебер Макс. Избранные произведения. М., Прогресс, 1990.

16. Вебер Макс. Исследования по методологии науки. М., 1980.

17. Вебер Макс. Избранное. Образ общества. Пер. с нем. М., Юрист, 1994.

18. Вебер Макс. Избранные произведения./ ред. Ю.Н. Давыдова. М., 1990.

19. Вебер Макс. История хозяйства. Петроград, 1924.

20. Воронцова JI.M., Филатов С.Б. Как идет религиозное возрождение России?// Наука и религия. М., 1993, №7.

21. Воронцова JI.M., Филатов С.Б., Фурман Д.Е. Религия и политика в современном массовом сознании. /Религия и политика в посткоммунистической России. М., 1994.

22. Выбор судьбы. Проблемы современной России глазами русских архиереев. //Серия "Духовное возрождение отечества". Спб., Царское дело, 1996.

23. Гайденко П.П., Давыдов Ю.Н. История и рациональность. Социология Макса Вебера и веберовский ренессанс. М., ИПЛ, 1991.3 б. Гараджа В.И. Социология религии. М., Аспект Пресс, 1996.

24. Гараджа В.И., Руткевич Е.Д. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии. М., Аспект Пресс, 1996.

25. Гатос В.Ф. Эволюция религиозного сектантства в социалистическом обществе. М., 1976.

26. Громов И.А., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология. Спб., Ольга, 1996.

27. Давыдов Ю.Н. Апокалипсис атеистической религии. (С. Булгаков как критик революционистской религиозности). М., 1995.

28. Давыдов Ю.Н. Веберовская социология капитализма.// Социологические исследования. М., 1994, №8-10.

29. Демьянов А.И. Религиозность: тенденции и особенности проявления (Социально-психологический анализ). Воронеж, ГВУ, 1984.

30. Диа-Логос. Религия и общество. М., «Истина и жизнь», 1997. 44 . Дмитриева Н.К. Философия религии H.A. Бердяева./ Лекции порелигиоведению. Под ред. Яблокова И.Н. М., МГУ, 1998, С.38-54.

31. Дудов А.И. Социальные функции протестантской общины. М., МГУ, 1975.

32. Дюркгейм Эмиль. Социология. Ее предмет, метод, предназначение. М., Канон, 1995.

33. Дюркгейм Эмиль. Элементарные формы религиозной жизни. Тотемическая система в Австралии./ Этапы развития социологической мысли. М., 1993, С.343-359.

34. Жабский М.И. Принципы стандартизированного интервью. //Социологические исследования. М., 1985, №3 - С. 131-139.

35. Жеребятьев М.А. Современные общины христианских конфессий в России. Сравнительно-социологический анализ. М. 1994.

36. Здравомыслов А.Г. Макс Вебер и его преодоление марксизма.// Социологические исследования. М.,1976, N 4, С.158-173.

37. Игнатовская Н. Возрождение христианства в условиях распада интегративной культуры. //Социодинамика культуры. М.,. ИСИ РАН, Вып.2, Книжка 1, 1993 - С.96-116.

38. Ионин JI. От моностилистической к полистилистической культуре. Современное развитие России. //Социодинамика культуры. М., ИСИ РАН, Выпю2, Книжка 1, 1993 - С.5-25.

39. Кант И. Критика чистого разума. М., «Мысль», 1994.

40. Каретникова М.С. Русское богоискательство. Национальные корни евангельско-баптистского движения. //Альманах по истории русского баптизма. Санкт-Петербург, 1997.

41. Кислицын Г.Л. Некоторые итоги социологического изучения церковного прихода. //Сборник научных трудов Пермского политехнического института. Пермь, 1971 С. 147-164.

42. Классики мирового религиоведения: Антология//История философии в памятниках.!!, М., Канон, 1996 С.326-346.

43. Клибанов А.И. История религиозного сектантства в России. М., Наука, 1965.

44. Клибанов А.И. Религиозное сектантство и современность. М., Наука, 1969.62 . Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. М., наука, 1973.

45. Кузнецов A.A. Предмет и задачи социологии религии в трудах М. Вебера./ деп. Рукопись ЛГУ, 1974.

46. Куланж Н. Древний город./ Классики мирового религиоведения. С. 328-329.67 . Култыгин В.П. Французская классическая социология XIX- начала XX веков. М.: ВСК «Поиск» 1991.68 . Култыгин В.П. Ранняя немецкая классическая социология. М.: ВСК «Поиск» 1991.

47. Кураев А. Трудное восхождение. //Новый мир. 1993, №6, С. 162-182.7 о. Лазарева А.Н. Интеллигенция и религия. К историческому осмыслению проблематики «Вех». М., ИФРАН, 1996.

48. Лекции по религиоведению. Под ред. Яблокова И.Н. М., МГУ, 1998.72 . Литвак Б.Г. Переворот 1861 года в России: почему не реализовалась реформаторская альтернатива. -М., ИТОГ 1991.

49. Логос. Диалог Восток-Запад. Религиозно-общественный экуменический журнал. Брюссель, Мюнхен, Москва, 1995.

50. Лопаткин P.A., Ястребов Б.И. типология религиозности вкатолической социологии религии.//Вопросы научного атеизма. Вып. 11, М„ Мысль, 1971 - С.301-324.7 5. Льюис Джон. Марксистская критика социологических концепций

51. Макса Вебера. -М. ,1981. 7 б. Лэмб Кристофер. Роль и значение христианства.// Религии мира. -Белфакс, 1995, С.365-370.

52. Лялина Г.С. Баптизм: иллюзии и реальность. М., 1977.

53. Макдауэлл Джош, Стюарт Дон. Обманщики. М., «Протестант», 1993.7 9. Макс Вебер и методология истории. (Протестантская этика)./ К XVI

54. Социология. Отв. ред. Осипов Г.В. М., Наука, 1991, Т.З. 83. Митрохин Л.Н. Баптизм: история и современность. - СПб, РХГИ, 1997.8 4 . Мчедлов М.П. О религиозности Российской молодежи.// Социологические исследования. 1998, №6.

55. Российской Федерации// Российская газета. М., 1994, 25 февраля.9 о. Олейник А.Н. Механизмы возникновения новых институциональныхструктур в переходный период. //Социологические исследования. М., 1994, №2-С. 124-128.

56. Осипов Г.В. Современная буржуазная социология. М. 1964.

57. Поздняков Э.А. Формационный и цивилизационный подходы./ Мировая экономика и международные отношения. М., 1990, N 5, С.49-60.

58. Попов В. Христианские коммуны Проханова. // Наука и религия. М., 1990, №7 - С.48-51.

59. Радугин A.A. Введение в религиоведение: теория, история и современные религии. М., Центр, 1996.

60. Религии мира. /Всеобъемлющее справочное издание. Перевод с английского издания Lion Publishing Sandy Lane West, Oxford, England, 1994 Белфакс, 1995.

61. Религиозные объединения Российской Федерации: Справочник. -М., Республика, 1996.

62. Религиозные объединения в современной России.// Аналитические обозрения Центра комплексных социальных исследований и маркетинга. М., 1996, Выпуск№.4 (18), серия: Социология.104 . Религиозные организации России. Справочник. М., 1993.

63. Религия в современном мире: Информационный бюллетень по материалам зарубежных средств массовой информации. М., АОН, 1988-1993.

64. Юб. Религия и политика в посткоммунистической России./ Сост. Филатов С.Б. М., 1994.

65. Религия и право. Информационно-аналитический журнал. М., 1997-1998.

66. Религия, церковь в России и за рубежом./ Информационный бюллетень. РАГСпП РФ. М., 1994-1996.

67. Розанов В.В. Психология русского раскола. //Розанов В.В. Религия и культура. Приж. ИМКА-пресс, 1979 - С.40-86.

68. Россия и Германия: Опыт философского диалога. М., Медиум, 1993.

69. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.

70. Современное обновленчество протестантизм "восточного обряда". - М., Одигитрия, 1996.117 . Тихо нравов Ю.В. Религии мира. //Учебно-справочное пособие. М,-1996.-(серия Universa).

71. Филатов С.Б. Преодолеем ли предрассудки?// Свободная мысль. -М., 1993, № 3, С.65.

72. Филатов С.Б. Религия и политика в общественном сознании. // Религия и демократия. М., 1993.12 0 . Филимонов Э.Г. Баптизм и гуманизм. М. 1969.

73. Bellah, Robert N. Christianity and Symbolic Realism./ Journal for the Scientific Study of Religion. 1970, Summer, p. 89-96.

74. Bellah, Robert N. Civil Religion in America./ Beyond Belief: Essays on Religion in a Post Industrial World. New York: Harper &Row, 1970,p.168-215.

75. Bellah, Robert N. Religious Evolution./ Beyond Belief: Essays on Religion in a Post Industrial World. New York: Harper &Row, 1970, p.20-50.

76. Greeley, Andrew M. The Denominational Society. Grenview, 111.: Scott, Foresman, 1972; 1994.

77. Mission Handbook. USA/Canada Protestant Ministries Overseas. -Marc&Zondervan, CA, 1989.14 8. Roberts, Keith. Religion in Siciological perspective. Wadsworth

78. Publishing Company, Belmont, California, 1990. 14 9. The sociology of religion. A bibliography Summer. #4, 1986 p.482.

79. Walter, Martin. The Kingdom of the Cults. Bethany House Publishers, 1965.

80. Westby, David. Weber, Max (sociologist) / Fundamental American ensiklopedia-N.Y., 1994.

81. William's. Identifying and Dealing with Cults. Burlington, NC: The New Directions Evangelistic Association, 1980, p. 55153 . Wheaton, Illinois: Victor Books, 1975, p. 128.154 . Rex, John. The Founding Fathers of Social Science. N.Y., 1979.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.