Дирижерский жест как художественный феномен тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 17.00.02, кандидат наук Тремзина, Оксана Сергеевна

  • Тремзина, Оксана Сергеевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Саратов
  • Специальность ВАК РФ17.00.02
  • Количество страниц 189
Тремзина, Оксана Сергеевна. Дирижерский жест как художественный феномен: дис. кандидат наук: 17.00.02 - Музыкальное искусство. Саратов. 2014. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Тремзина, Оксана Сергеевна

Оглавление

Введение

Глава I. Дирижёрский жест и его художественные особенности

1.1. Дирижёрский жест как проблема в научной литературе

1.2. Корреляция дирижёрского жеста и музыки

Глава II. Дирижёрский жест как средство музыкальной выразительности

2.1. Отображение темпо-метро-ритма в дирижёрском жесте

2.2. Интонация в дирижёрском жесте

Глава III. Дирижёрский жест в контексте художественно-выразительных средств музыкального искусства

3.1. Дирижёрский жест как интегрированный феномен

3.2. Дирижёрский жест как элемент театрализации в творчестве современных композиторов и дирижёров

Заключение

Список литературы

Нотное приложение

Видео-приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Дирижерский жест как художественный феномен»

Введение

Актуальность исследования. В современном музыкальном исполнительстве нет более многофункционального «инструмента», чем дирижёрский жест. Под ним автор диссертации понимает не единичный кинетический знак, а комплекс мануальных движений дирижёра, с одной стороны, обозначающих долю такта, а с другой - передающих её художественное содержание. В многообразном спектре функций дирижёрского жеста1, включающего управление, регулирование, корректирование, иллюстрирование, главными, как считают современные дирижёры-теоретики Д. Варламов, Г. Ержемский, И. Мусин, В. Свитов, Б. Смирнов, являются интерпретация и сопутствующая ей художественная коммуникация. В свою очередь, главенство интерпретационной и коммуникативной функций указывает на качественно высокий уровень взаимодействия дирижёра и музыкантов, где дирижёрский жест выступает не только как средство организации ансамбля исполнения, но и как специфический язык дирижёра (М. Багриновский, Г. Ержемский, Н. Малько, И. Мусин, О. Поляков и др.), условная мануальная модель музыки (К. Ольхов, Б. Смирнов), средство артикуляции и художественно-выразительное средство (Д. Варламов), элемент театрализации (творчество С. Губайдулиной и В. Екимовского) - что выявляет мануальную дирижёрскую жестикуляцию как своеобразный художественный феномен.

Благодаря выше перечисленным художественным составляющим дирижёрский жест воздействует на психику исполнителей, побуждает их к активному участию в творческом процессе. По утверждению Г. Ержемского: «Возможности языка жестов дирижера как средства отражения музыкального смысла, инструмента воздействия на исполнителей - практически безграничны. Он больше, чем какое-либо другое коммуникативное средство

1 Следует отметить, что наряду с понятием «дирижёрский жест» в диссертации используются понятия «дирижёрская мануальная жестикуляция», «дирижёрская жестикуляция», «жестикуляция», воспринимающиеся автором в данной работе как синонимичные.

насыщен эмоциональными элементами, проявлениями субъективности и самовыражения личности» [41, 67].

Художественное значение дирижёрского жеста как «инструмента» общения2, моделирования, артикулирования, воздействия, побуждения актуализирует его в современном коллективном музицировании. Это объясняется, во-первых, тем, что в настоящее время у дирижёра не возникает каких-либо трудностей при руководстве ансамблем профессиональных музыкантов. Преодолевать же инертность исполнительского коллектива, добиваться воодушевлённого и инициативного исполнения, доносить художественное содержание музыкального произведения (всё это достигается, главным образом, благодаря жестам) требует от него немалых усилий. Во-вторых, высокий уровень современного музыкального искусства предъявляет и высокие требования к творчеству дирижёра. Качество исполнительской деятельности последнего зависит во многом от совершенства его мануальной пластики.

Однако художественная сторона дирижёрской мануальной жестикуляции остаётся дискуссионной, проблемной, что подтверждается следующими словами И. Мусина: «Все затруднения, вопросы, проблемы и разногласия связаны именно <...> с мануальными средствами руководства выразительной стороной исполнения. Именно она и является камнем преткновения не только для желающих заниматься дирижированием, но и для понимания природы, структуры и содержания мануальных средств» [85,

91

Степень разработанности темы. Интерес к художественной составляющей дирижёрского жеста на современном этапе развития музыкального искусства сложился исторически. Так, вторая половина XIX века ознаменована зарождением теории дирижирования. В этот период в работах дирижёров, композиторов, исполнителей и искусствоведов

2 Понятия «инструмент общения» или «общение» применительно к дирижёрскому жесту подразумевают его роль как специфического мануально-кинетического языка дирижёра.

рассматриваются общие вопросы дирижёрской практики, такие как расположение дирижёра перед оркестром, важность определения нужного темпа и образно-смыслового содержания произведения, особенности строения музыкальной ткани и многое другое, о чём свидетельствуют труды Г. Берлиоза, Р. Вагнера, Ф. Листа, Н. Римского-Корсакова. Проблема дирижёрского жеста и его художественных возможностей не является объектом их особого внимания.

В XX столетии происходит становление отечественных и зарубежных дирижёрских школ. В связи с этим, в релевантной литературе большое внимание уделяется проблемам дирижёрского искусства в целом (Ф. Вейнгартнер, Г. Вуд, Л. Гинзбург, А. Дашунин, И. Маркевич), личности и воспитанию дирижёра (Ш. Мюнш, А. Иванов-Радкевич, К. Кондрашин, И. Мусин), постановке дирижёрского аппарата (М. Багриновский, С. Казачков, И. Мусин, К. Ольхов), дирижёрской технике (М. Багриновский, С. Казачков, Э. Кан, М. Канерштейн, Н. Малько, И. Мусин, К. Ольхов, А. Пазовский), психологии дирижирования (Г. Ержемский), трактовке музыкальных произведений (К. Кондрашин, Г. Рождественский). Начинается разработка вопросов, связанных с художественной стороной дирижёрской пластики, в том числе выделяется и обосновывается ауфтактная система дирижирования, отвечающая за художественное исполнение (Н. Малько, И. Мусин, К. Ольхов).

В начале XXI столетия вектор научных интересов в дирижёрском искусстве приобретает ярко выраженную художественную направленность, что связано с высоким скачком в развитии данного вида деятельности. В 2006 году И. Мусин публикует монографию «Язык дирижёрского жеста», в которой освещает вопросы: о структуре техники дирижирования как иерархической системы уровней с последовательным насыщением художественного содерлсания, о механизмах воздействия дирижёра, о выразительных движениях, об общении дирижёра с оркестром, об шнтонацгт» дирижёрского жеста и др.

В 2004 году Б. Смирнов защищает диссертацию «Дирижёрское искусство как художественный и социокультурный феномен», а в 2008 году на основании данной работы выпускает монографию «Дирижёрско-симфоническое искусство», где основными выводами исследования становятся: «мануально-пластическое искусство дирижёра - это первичный, промежуточный художественный результат <...>»; «мануальная техника искусства дирижирования есть

художественная техника <...>»; «мануальное искусство дирижирования основано на худооюественном материале (телесной пластике) и средствах {выразительных движениях) хореографии <...>»; «основой мануального искусства дирижирования является худоо/сественная' модель музыки <...>» и др. (курсив мой. - О.Т.).

В этом же 2008 году Е. Пчелинцева защищает диссертацию по теме «Ритм как фактор развития дирижёрско-исполнительской техники: теоретико-методический аспект», обосновывающей необходимость ритмического воспитания в классе дирижирования как важного фактора овладения дирижёрской техникой, а, именно, её художественной стороной.

В 2011 году выходит работа «Искусство дирижирования» В. Свитова, в которой наряду с общезначимыми вопросами музыкального искусства рассматриваются особенности отображения худоэюественно-выразительных средств музыки дирижёрским жестом, возможность передачи дирижёром драматургии музыкального произведения, а также роль волевых дирижёрских действий в осуществлении функции худооюественно-психологического воздействия на музыкантов и слушателей. В этом же году М. Фёдоров защищает диссертацию «Дирижёрская интерпретация музыкального произведения (генезис и эволюция)», в которой он исследует исторические предпосылки и особенности развития интерпретационного дирижёрского искусства, его специфику в отображении темпа, динамики, ритма, жанра, стиля музыки, а также анализирует эволюционные изменения

в интерпретации на примере оркестровых сочинений С. Рахманинова («Симфонические танцы»).

В 2013 году Н. Соболева в диссертации «Художественно-невербальная коммуникация и её преломление в дирижёрском исполнительстве» применительно к дирижированию вводит термин «худоэюественно-невербальная коммуникация», под которым подразумевает как передачу эмоционально-образного содержания музыкального произведения, так и личностное отношение к нему дирижёра, а также исполнительские и психофизиологические качества последнего. Дирижёрскую технику диссертант рассматривает как «полифункциональную художественно-невербальную информационно-коммуникативную систему», а исполнительское поведение дирижёра в целом как «худоэюественно-невербальный текст».

Несмотря на явный интерес к художественной стороне дирижёрского искусства, наблюдаемый в последние годы, анализ релевантной литературы выявил, что проблема дирижёрского жеста как художественного феномена, выдвинутая в этом диссертационном исследовании, остаётся наименее изученной областью музыкального творчества и педагогики. Следует отметить, что в данном аспекте мануальная жестикуляция дирижёра практически не исследовалась. Это обусловлено, в том числе, сложностью вербального описания намерений и действий дирижера.

В связи с этим, до сих пор возникает полемика по поводу того, что именно в художественном плане передаёт жест: является ли он отражением музыкального содержания, или представляет собой вполне самостоятельное художественное явление (Д. Варламов, И. Мусин, В. Свитов, Б. Смирнов), или мануальная техника выражает эмоциональное состояние и отношение дирижёра (Г. Ержемский, М. Канерштейн, А. Пазовский); существуют разногласия в понимании технической составляющей мануального жеста (Г. Ержемский, Э. Кан, Н. Малько, И. Мусин, К. Ольхов); остаётся нерешённым вопрос о способности дирижёра посредством жестикуляции

отображать художественно-выразительные элементы музыки и эмоционально воздействовать на исполнителей; неясным является процесс выбора и «фильтрации» дирижёром более подходящих движений как до, так и во время репетиций и выступлений.

Таким образом, несмотря на наличие научных работ о художественной составляющей дирижирования, дирижёрский жест как художественный феномен, воплощающий эмоционально-образное содержание музыки и воздействующий на исполнителей и слушателей, требует более основательного изучения, попытку исследования которого и предпринимает диссертант в данной работе.

Поэтому, в качестве актуальной, автор выдвигает важнейшую проблему теоретического изучения особенностей художественного феномена дирижёрского жеста, включающую:

1) исследование мануальной жестикуляции дирижёра как средства, инициирующего музыкально-художественное звучание;

2) обоснование дирижёрского жеста как художественно-выразительного средства, коррелирующего с художественными компонентами музыки;

3) определение музыкальных элементов, отображение которых выявляет жест дирижёра как художественный феномен.

Объект исследования - дирижёрский жест в системе художественно-выразительных средств музыкального искусства.

Объект ограничивается видом дирижёрского мануального средства управления, сформировавшегося в XX столетии и представляющего собой основу техники современного дирижёра. При этом, говоря о дирижёрском жесте, имеется в виду только движения рук, хотя в дирижёрской теории и практике данное понятие применяется и к движениям глаз, корпуса, мимики.

В данной диссертации объект исследуется в сфере оркестрового дирижирования. Однако автор неоднократно обращается к работам

К. Ольхова и С. Казачкова, занимавшихся изучением вопросов хорового дирижёрского искусства. Обращение к трудам данных дирижёров-хормейстеров обосновывается тем, что их доводы являются не менее актуальными и в оркестровом управлении.

Предмет исследования - художественные возможности дирижёрского жеста как средства отображения музыкального содержания и эмоционального воздействия.

Цель исследования: осмысление возможностей дирижёрского жеста к отображению художественно-выразительного содержания музыки, обоснование его как художественного феномена.

Задачи исследования:

- доказать актуальность восприятия дирижёрского жеста в современном музыкальном искусстве как своеобразного художественного феномена;

- определить функциональные, структурные, содержательные особенности дирижёрской мануальной жестикуляции как средства художественного воздействия;

- выявить коррелирующие параметры дирижёрского жеста и музыки; •

- исследовать функцию передачи дирижёрским жестом музыкального темпа, метра, ритма;

- изучить особенности и обосновать главенство отображения дирижёром интонационного содержания музыки, благодаря которому его дирижёрский жест предстаёт как кинетическая форма воплощения и результат познания музыкального образа;

- рассмотреть сущностные характеристики жеста дирижёра как интегрированного художественно-выразительного средства музыкального искусства, проявляющего свой художественный потенциал в творчестве современных композиторов (В. Екимовский, С. Губайдулина);

- проанализировать и аргументировать актуальность элемента театрализации в современной дирижёрской мануальной жестикуляции,

выявляющего её как относительно самодостаточное художественное явление.

Теоретические и методологические основы диссертации. В

исследовании применялись методы и подходы, используемые в музыкознании, теории исполнительства, психологии творчества, философии искусства, основными из которых явились методы сравнительного анализа и системной структуризации.

В период сбора эмпирического материала автором диссертации использовались методы наблюдения за творческим процессом (в том числе по видеоисточникам) различных дирижёров (В. Гергиева, Г. Караяна, Т. Куценко, Тао Линя, М. Леонтьева, М. Плетнёва, А. Смирнова, В. Чистякова и других), принимавших участие в репетициях и публичных выступлениях, а также самонаблюдения, в ходе которых анализировались, уточнялись и детализировались отдельные позиции.

Методологическую основу диссертации составили: а) труды Б. Яворского и Б. Асафьева о ладовом ритме, ритмо-интонации и интонационно-двигательной природе восприятия музыки; б) работы в области музыкальной психологии А. Готсдинера, К. Тарасовой, Б. Теплова об аспектах, связанных с музыкально-двигательным восприятием; в) концепции Э. Жак-Далькроза, В. Медушевского, Е. Назайкинского, Т. Рыбкиной, Б. Яворского о моторно-двигательном содержании и восприятии музыки; г) разработки отечественных музыковедов Л. Мазеля, В. Медушевского, В. Холоповой в отношении эмоциональной составляющей музыки как важного фактора её воздействия на внутреннее состояние человека; д) философские концепции Аристотеля, Платона, М. Бахтина.

Теоретической базой диссертации явились: а) исследования Б. Яворского в сфере дирижёрского искусства, связанные с пространственно-временным и визуальным фактором дирижёрской мануальной техники; б) основные положения фундаментального учения дирижёра-теоретика И. Мусина о мануальном дирижёрском жесте и его возможности передавать

художественно-выразительное содержание музыкального языка; в) работы о дирижировании Д. Варламова, JI. Гинзбурга, Э. Кана, Н. Малько, К. Ольхова, А. Пазовского, В. Свитова, Б. Смирнова, Н. Соболевой.

Источниковедческую базу исследования составили работы по теории и практике дирижёрского искусства зарубежных (Г. Берлиоз [12], А. Боулт [17], Р.Вагнер [20], Б.Вальтер [21], Г. Вуд [25], М. Канерштейн [52], Э.Кан [53], Ф. Лист [65], Г.Малер [74], Ш. Мюнш [87]) и отечественных (М. Багриновский [7], Д. Варламов [23; 24], Л. Гинзбург [30], Г. Ержемский [41], А. Иванов-Радкевич [44], С. Казачков [47], К. Кондрашин [59; 60], Н. Малько [75], Л. Маталаев [77], И. Мусин [84, 85], К. Ольхов [93], А. Пазовский [95], К. Птица [101], Е. Пчелинцева [102], Г.Рождественский [106], А. Сивизьянов [116; 117], Л. Сидельников [119], Б.Смирнов [122], Н. Соболева [124], М. Фёдоров [131]) авторов.

Научная новизна исследования обусловлена следующими позициями: доказано, что дирижёрский жест в современном музыкальном искусстве выступает как своеобразный художественный феномен, проявляющийся через воплощение дирижёром, главным образом, интонационного и ритмического содержания музыкального образа; на примере творчества В. Екимовского и С. Губайдулиной выявлены инновационные художественные возможности мануального жеста как элемента театрализации, что указывает на наличие в нём большого художественного потенциала; обоснована значимость мануальной дирижёрской жестикуляции как интегрированного художественно-выразительного средства, влияющего на весь музыкально-творческий процесс в целом; разработана оригинальная систематизация корреляции дирижёрского жеста и музыки, включающая онтологический, компонентный и семантический уровни; предложена унификация структуры дирижёрского жеста как средства воздействия; введены новые понятия движений жеста

дирижёра, выявляющие их как побуждающие действия, а, именно: импульс-замах, импульс-стремление, импульс-точка, импульс-отражение.

Теоретическая значимость данной работы заключается в том, что: исследован дирижёрский жест как интонационно-ритмический феномен, воплощающий содержание музыки; доказана актуальность мануальной жестикуляции дирижёра как средства художественной выразительности, способного выступать в роли пластической интонации, ритмической пульсации, вдоха-предъёма, которые оказывают непосредственное воздействие на исполнителей (слушателей); обоснована значимость дирижёрского жеста, как главного «инструмента» в достижении дирижёром высоких художественных результатов, что отводит ему особое место в дирижёрском искусстве; конкретизирована художественная функция мануальной жестикуляции, включающей общение (язык), моделирование, артикулирование, предвосхищение, фиксацию, которые раскрывают многогранность художественной направленности жеста дирижёра; выведены типы интонаций, передаваемых дирижёрским жестом (ямбические, хореические, амфибрахические, кантиленные, ударно-акцентные, декламационно-речитативные); изложены и пояснены сущностные характеристики мануального жеста дирижёра как художественно-выразительного средства музыкального искусства; изучены моторные, пространственные, временные, компонентные, эмоциональные параметры музыки и мануальной жестикуляции дирижёра, позволяющие судить о пропорциональности соотношения последнего с объектом своего воплощения (музыкой); раскрыты неизвестные ранее художественно-выразительные возможности дирижёрского жеста (носитель высших смыслов, оригинальный нотный текст, элемент театрализации), позволяющие расширить научные знания о дирижёрской жестикуляции как художественном явлении; проведена модернизация понимания дирижёрского жеста как художественного «инструмента» дирижёра,

заключающаяся в представлении дирижёрской жестикуляции как своеобразного художественного феномена.

Практическая значимость результатов исследования состоит в том, что: разработаны и внедрены в педагогическую практику новые знания относительно художественных возможностей дирижёрского жеста; определены перспективы практического использования полученных результатов исследования: в курсах «Дирижирование», «Методика дирижирования», «Дирижёрская практика», других музыкально-теоретических и исполнительских дисциплин художественных вузов и сузов; в качестве основы для дальнейшего теоретического осмысления художественных процессов музыкально-исполнительского искусства в целом; в качестве источниковедческой базы для исследований, связанных с изучением художественной составляющей мануальной техники дирижирования; уточнена классификация дирижёрских движений, обозначающих опорные моменты интонации, такта (точка «удар», точка «удар-отскок», точка «нажим», точка «скольжение»), способствующая прояснению и доступности овладения начинающими дирижёрами основ художественной мануальной жестикуляции; представлены предложения по совершенствованию принципов научного исследования художественных возможностей дирижёрского жеста.

Положения, выносимые на защиту:

- на современном этапе развития дирижёрского искусства дирижёрский жест всё более раскрывает свои художественно-выразительные возможности, выявляя себя, тем самым, как своеобразный художественный феномен;

- воплощая художественно-выразительные элементы музыки, главным образом, музыкальную интонацию и ритм, мануальная жестикуляция дирижёра передаёт её эмоционально-образное содержание и благодаря этому сама приобретает эмоционально-образную выразительность;

-дирижёрский жест представляет интегрированное художественно-выразительное средство музыкального искусства, включающее основные признаки других средств выразительности (а, именно, структурирование, интонирование, инициирование, образность, интонационность, воздействие) и являющееся не только условной моделью музыки, но и основной части музыкально-коммуникационной системы, что позволяет ему влиять на последнюю;

- художественная незаурядность и самодостаточность мануальной жестикуляции дирижёра особо проявляется в «Balletto» В. Екимовского и симфонии «Слышу... Умолкло... » С. Губайдулиной, где она выступает в роли средства выразительности специфической action-music и демонстрирует один из главных своих художественных составляющих - элемент театрализации.

Апробация диссертации. Диссертация обсуждалась на заседании кафедры истории и теории исполнительского искусства и музыкальной педагогики Саратовской государственной консерватории (академии) имени JI.B. Собинова и рекомендована к защите. Материалы диссертации апробированы на следующих научных конференциях: Всероссийской научно-практической конференции «Музыкальное искусство и наука в XXI веке: история, теория, исполнительство» (Астрахань, 2009 г.); XV Мужвузовской студенческой научно-практической конференции «Художественная культура моего города, региона, страны: творчество, исполнительство, образование» (Магнитогорск, 2010 г.); Всероссийской научно-практической конференции студентов и аспирантов «Слово молодых учёных» (Саратов, 2010, 2012); Всероссийской конференции, посвящённой 50-летию кафедры народных инструментов Саратовской государственной консерватории им. JI.B. Собинова (Саратов, 2012). Содержание диссертационного исследования отражено в 9 работах, в том числе в научных статьях (из них пять в изданиях, рецензируемых ВАК РФ) и одном

методическом пособии («Ауфтакт в дирижировании»). Общий объем публикаций составляет 5.3 п.л.

Структура и объем работы соответствуют общей логике исследования, нацеленной на изучение художественно-выразительных возможностей дирижёрского жеста как средства отображения музыкального содержания и эмоционального воздействия.

Диссертация состоит из Введения, трёх глав, Заключения, Списка литературы, включающего 152 источника, Нотного и Видео-приложений.

Во Введении обоснована актуальность темы исследования и степень научной разработанности проблемы, представлены объект и предмет, цель и задачи работы; определены теоретические и методологические основы; раскрыта источниковедческая база; показаны научная новизна, теоретическая и практическая значимость; сформулированы положения, выносимые на защиту; приведены формы апробации результатов исследования.

В Первой главе «Дирижёрский жест и его художественные особенности» дана характеристика объекта исследования как феномена художественной выразительности; выявлены основные составляющие художественной функции дирижёрского жеста; унифицирована его структура; условно систематизирована корреляция мануальных дирижёрских движений и музыки; уточнены дефиниции рабочих понятий диссертации, таких как «моделирование», «ауфтакт», «стремление», «падение», «точка», «отдача».

Вторая глава «Дирижёрский жест как средство музыкальной выразительности» посвящена непосредственно предмету исследования. Здесь, опираясь на конкретный нотный и видеоматериал, автор диссертации выявляет особенности художественного воплощения интонационно-ритмического содержания музыки дирижёром посредством мануальной жестикуляции и, тем самым, обосновывает её как художественно-выразительный феномен.

Третья глава «Дирижёрский жест в контексте художественно-выразительных средств музыкального искусства» посвящена доказательству принадлежности дирижёрской жестикуляции к художественно-выразительным средствам музыкального искусства, где последний параграф данной главы проясняет эвристическую художественную роль дирижёрского жеста в музыкальных произведениях современных композиторов-авангардистов В. Екимовского и С. Губайдуллиной, выявляет его как элемент театрализации.

В Заключении обобщаются результаты исследования, содержатся основные выводы, подтверждающие состоятельность положений, выносимых на защиту.

Приложение к диссертации содержит нотный и видео материал, в который вошли фрагменты музыкальных произведений и их концертных исполнений, необходимые для иллюстрации и наглядного пояснения принципов и особенностей дирижёрского воплощения музыкального содержания.

Глава I. Дирижёрский жест и его художественные особенности. 1.1. Дирижёрский жест как проблема в научной литературе.

Похожие диссертационные работы по специальности «Музыкальное искусство», 17.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Тремзина, Оксана Сергеевна, 2014 год

Список литературы

1 .АдорноТ. Введение в социологию музыки [Текст] / Избранное: Социология музыки. -М.; СПб.: Университетская книга, 1998.-438 с.

2. Ансерме Э. Беседы о музыке [Текст] / пер. с фр. Е. Бронфин,

В. Александровой. - 2-е изд. - Л.: Музыка, 1985. - 104 с.

3. Аркадьев М.А. Эскиз философии дирижёрского ремесла [Текст]. Музыкальная наука на постсоветском пространстве. Международная интернет конференция: URL: http://musxxi.gnesin-academy.ru/?p=807 (дата обращения: 15.01.2011).

4. Аркадьев М.А. Предварительные эскизы к «практической теории

дирижирования». Жест - музыкальный язык - партитура [Текст] / Музыкальное искусство и проблемы современного гуманитарного мышления: Материалы межвузовской научно-практической конференции «Серебряковские чтения». Кн. I. - Ростов н/Д.: РГК им. C.B. Рахманинова, 2004.-С. 401-409.

5. Асафьев Б.В. Музыкальная форма как процесс [Текст] / Кн. 1 и 2. - 2-е изд. -Л.: Музыка, 1971.-376 с.

6. Асафьев Б.В. Речевая интонация [Текст] - М.; Л.: Музыка, 1965. - 136 с.

7. Багриновский М.М. Дирижёрская техника рук [Текст] - М.: Высшее училище военных дирижёров Советской Армии, 1947. - 295 с.

8. Барсова И.А. Оркестр [Текст] // Музыкальная энциклопедия. В 6 т. / гл. ред. Ю. Келдыш. - М.; Советская энциклопедия, 1978. - Т. 4. - С. 83-97.

9. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. Формы времени и хронотопа в романе [Текст] - М.: Худож. лит., 1975. - 504 с.

10. Безбородова JI.A. Дирижирование [Текст]: учеб. пособие. - М.: Просвещение, 1990. - 159 с.

11. Беляева —Экземплярская С.Н. Заметки о психологии восприятия времени в музыке [Текст] // Проблемы музыкального мышления. Сб. статей / сост. и ред. М.Г. Арановский. - М.: Музыка, 1974. - 336 с.

12. Берлиоз Г. Дирижёр оркестра [Текст] / пер. с фр. П. Щуровского. - 3-е изд. -М.: изд-во П.И. Юргенсона, 1912. - 38 с.

13. Берлиоз Г. Избранные статьи [Текст] -М.: МУЗГИЗ, 1956.-408 с.

14. Бернстайн Л. Музыка - всем [Текст] / пер. с англ. В. Чемберджи. - М.: Совет, композитор, 1978. -261 с.

15. Берпштейн Б.А. Модель художественного произведения в структуре искусствоведческого знания [Текст] // Вопросы методологии и социологии искусства: сб. науч. тр. / отв. ред. Э. .Леонтьева. - Л.: М-во культ. РСФСР. Лен. гос. ин-т театра, музыки и кинематографии им. Н. К. Черкасова, 1988. -С. 31-45.

16. Бирюков Б.В. Моделирование [Текст] // Философский энциклопедический словарь / гл. ред.: Л. Ильичёв и др. - М.: Советская энциклопедия, 1983. -С. 381-382.

17.БоултА. Мысли о дирижировании [Текст] / пер. с англ. А. Афониной // Исполнительское искусство зарубежных стран / сост. Г. Эдельман. -М., 1975.-Вып. 7.-С. 134-188.

18. Большой энциклопедический словарь [Текст] / 2-е изд., доп. и перераб. -М.: Большая Российская энциклопедия, 1997. - 1456 с.

19. Браудо И. Артикуляция [Текст] - Л.: Музыка, 1973.

20. Вагнер Р. О дирижировании [Текст] / пер. с нем. Коптяева. - СПб.: изд-во П.И. Юргенсона, 1900. - 97 с.

21. Валыпер Б. Оркестр и дирижёр [Текст] // Совет, музыка. - 1957. — № 9. — С. 105-106.

22. Вальтер Б. О музыке и музицировании [Текст] / пер. с нем. Н.П.Аносова // Исполнительское искусство зарубежных стран / сост. Г.Я. Эдельман. -М., 1962.-Вып. 1.-С. 3-118.

23. Варламов Д.И. Артикуляция в дирижировании [Текст] // Оркестр. — № 1-2, 2013.-С. 14-16.

24. Варламов Д.И. Онтология искусства [Текст]: избранные статьи 2000-2010 гг. - М.: Композитор, 2011.-316с.

25. Вуд Г. О дирижировании [Текст] / Г. Вуд; пер. с англ. Н. Аносова. - М.: Музгиз, 1958.- 104 с.

26. Выготский JI.C. Психология искусства [Текст] / 3-е изд. - М.: Искусство, 1986.-573 с.

27. Галлеев Б.М. Искусство в поле тяготения [Текст] // Венок Яворскому. -Саратов: СГК им. JI.B. Собинова, 2006. - С. 44-60.

28. Галлеев Б.М. Цветной слух [Текст] // Музыкальная энциклопедия. В 6 т. / гл. ред. Ю.Келдыш. - М.: Советская энциклопедия, 1982. - Т. 6. - С. 108— 110.

29. Гарбузов Н.А. Зонная природа темпа и ритма [Текст] - М.: Изд-во АН СССР, 1950.

30. Гинзбург Л. Дирижёрское исполнительство. Практика, история, эстетика [Текст] - М.: Музыка, 1975. - 648 с.

31. Глебов И. Процесс оформления звучащего вещества [Текст] // De música, вып.2. -Пг.: Филармония, 1923, С. 147.

32. Готсдинер А.Л. Музыкальная психология [Текст] — М.: изд-во NB «Магистр», 1993. - 194 с.

33. Грум-Гржимайло Т.Н. Об искусстве дирижёра [Текст] - М.: Знание, 1973.-40 с.

34. Грум-Гржимайло Т.Н. Музыкальное исполнительство [Текст] - М.: Знание, 1984.-160 с.

35. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации [Текст] -Новосибирск, 1982.

36. Густав Малер: Письма. Воспоминания [Текст] / сост. И. Барсова; пер. с нем. С. Ошерова. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1968. - 608 с.

37.Добровольска Г.Н. Танец. Пантомима. Балет [Текст] / Г.Н.Добровольская. - Л.: Искусство, 1975. - 126 с.

Ъ%. Дубинец Е.А. Знаки звуков. О современной музыкальной нотации [Текст] -Киев, 1999.-313 е., илл. нот.

39. Евгений Светланов: Дирижёр, композитор, пианист [Текст] / сост.

П. Лукьянченко. - М.: Музыка, 1987. - 159 с. - (Выдающиеся совет, музыканты).

40. Ержемский Г.Л. Закономерности и парадоксы дирижирования [Текст]:

Психология. Теория. Практика. - СПб.: изд-во ПКП «Деан», 1993. - 261 с.

41. Ержемский Г.Л. Психология дирижирования [Текст]: Некоторые вопросы исполнительства и творческого взаимодействия дирижёра с музык. коллективом. -М.: Музыка, 1988. - 80 с.

42. Жак-Далькроз Э. Ритм [Текст] -М.: Классика - XXI, 2002. - 248 с.

43. Земцовский И.И. Курица или яйцо [Текст], 2010; Публикация Зелёный Зал, 3 СПб., 2012.

44. Иванов-Радкевич А.П. О воспитании дирижёра [Текст] - М.: Музыка, 1973.-78 с.

45. Искусство Артуро Тосканини [Текст]: Воспоминания. Биогр. материалы / сост. Л. Тарасов. - Л.: Музыка, 1974.-272 с.

46. Каган М.С. Искусство и общение [Текст]// Искусство и общение: сб. науч. тр. / сост. А. Куклин. - Л., 1984. - С. 15-28.

47. Казачков С.А. Дирижёрский аппарат и его постановка [Текст]: учеб. пособие. - М.: Музыка, 1967. - 111 с.

48. Казачков С.А. Дирижёр хора - артист и педагог [Текст] / Казан, гос. консерватория. - Казань, 1998. - 308 с.

49. Казачков С.А. О дирижёрско-хоровой педагогике [Текст] // Музыкальное исполнительство: сб. ст. / ред.-сост. Г. Эдельман. - М.: Музыка, 1970. -Вып. 6.-С. 120-143.

50. Казачков С.А. От урока к концерту [Текст] - Казань: изд-во Казан, гос. унта, 1990.-343 с.

51. Камышов К.В. и др. Основы дирижёрской техники [Текст]: учеб. пособие / К. Камышов, Ю. Тимофеев, А. Архангельский и др.; Воен.-дирижёр. фак. при Моск. гос. консерватории. - М., 1963. - 304 с.

52. Канерштейн М.М. Вопросы дирижирования [Текст]: учеб. пособие. - 2-е изд. -М.: Музыка, 1972. - 255 с.

53. Кан Э. Элементы дирижирования [Текст] / пер. с англ. Д. Далгата. - Д.: Музыка, 1980.-216 с.

54. Караян / П. Робинсон[Текст] / пер. с англ. И. Бэлзы. - М.: Прогресс, 1981. -168 с.

55. Карп В.И. Основы режиссуры [Текст] // Введение в теорию режиссуры. -М., 2003.

56. Коган Г.М. У врат мастерства. Работа пианиста [Текст] - М.: Музыка, 1969. -343 с.

57. Коган JI.H. Искусство и мы [Текст] - М.: Мол. гвардия, 1970. - 270 с.

58. Колесса Н.Ф. Основы техники дирижирования [Текст] - Киев, 1981. - 208 с.

59.КондрашинКП. Мир дирижёра [Текст]: (Технология вдохновения): беседы с канд. психол. наук В.Г.Ражниковым. - Л.: Музыка, 1976. - 192 с.

60.Кондрашин КП. О дирижёрском искусстве [Текст]: [сб. ст.]. - М.; Л.: Совет, композитор, 1970. - 152 с.

61. Кондрашин КП. О дирижёрском прочтении симфоний П.И. Чайковского [Текст] - М.: Музыка, 1977. - 240 с.

62. Коршунов A.M. Теория отражения и творчество [Текст] - М.: Издательство политической литературы, 1971. - 256 с.

63. Корыхалова Н.П. Интерпретация музыки [Текст]: Теоретические проблемы музыкального исполнительства и критический анализ их разработки в современной буржуазной эстетике. - Л.: Музыка, 1979. - 208 с.

64.Куликов В.Н. Психология внушения [Текст]: учеб. пособие; Иванов, гос. ун-т. - Иваново, 1978. - 80 с.

65. Лист Ф. Письмо о дирижировании [Текст]: Ответ критикам / пер. с нем. Н. Мамуна // Ф. Лист. Избранные статьи / ред. Я. Милыитейн. - М., 1959. -С. 157-159.

66. Ломов Б. Ф. Методологические и теоретические проблемы психологии [Текст] / отв. ред. Ю. М. Забродин, Е. В. Шорохова; АН СССР, Ин-т

психологии. -М.: Наука, 1984. - 444 с.

67. ЛосевА.Ф. Диалектика художественной формы [Текст] // Форма. Стиль. Выражение.-М., 1995.

68. Лосев А.Ф. История античной эстетики [Текст] / том IV, 3 ч. -М.: "Искусство", 1975.

69. Лотман Ю.М. Структура художественного текста [Текст] // Об искусстве; вступ. ст. Р. Григорьева, С. Даниэля; послесл. М. Лотмана. - СПб.: Искусство-СПБ, 1998.-С. 14-285.

70. Мазель Л.А. О природе и средствах музыки: теоретический очерк [Текст]

/2-е изд. -М.: Музыка, 1991.-80 с.

71. Мазель Л.А. О двух важных принципах художественного воздействия [Текст] // Совет. Музыка. - 1964. - № 3.

12. Мазель Л.А.; Цуккерман В.А. Анализ музыкальных произведений. Элементы музыки и методика анализа малых форм [Текст] - М.: Музыка, 1967.-750 с.

1Ъ.МазельЛ.А. Строение музыкальных произведений [Текст] - М.: Музыка, 1986-536 с.

74. Малер Густав. Письма. Воспоминания [Текст] - М.: Музыка, 1964. - 634 с.

75. Малько Н.А. Основы техники дирижирования [Текст] / пер. с англ. Б.Н. Малько. -М.; Л.: Музыка, 1965.-219 с.

76. Мартынов В.И. Время и пространство как факторы музыкального формообразования [Текст] // Ритм, пространство и время в литературе и искусстве. Сборник. Д., 1974. С. 238-248.

77.Маталаев Л.Н. Основы дирижёрской техники [Текст]: метод, пособие. -М.: Совет, композитор, 1986.-208 с.

78. Медушевский В.В. Двойственность музыкальной формы и восприятие музыки [Текст] // Восприятие музыки. - М.: Музыка, 1980. - С. 178-194.

79. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки [Текст] - М.: Композитор, 1993. - 362 с.

80. Медушевский В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки [Текст] -М.: Музыка, 1976. -385 с. Мостепанеико A.M.; Мостепаненко М.В. Четырёхмерность пространства и времени [Текст] - М.; JI. 1966.

82. Музыкальное искусство и наука [Текст] // Сб. статей. Ред. сост. Е.В. Назайкинский. Вып. 1. -М.: Музыка, 1970. - С.59-94.

83. Музыкальный энциклопедический словарь [Текст] / гл. ред. Г.В. Келдыш. -М.: Совет, энциклопедия, 1990. - 672 с.

84. Мусин И.А. Техника дирижирования [Текст] - JL: Музыка, 1967. - 352 с.

85. Мусин И.А. Язык дирижёрского жеста [Текст] - М.: Музыка, 2006. - 232 с.

86. Мусин И.А. О воспитании дирижёра [Текст]: очерки. — Л.: Музыка, 1987. -248 с.

87. Мюнш Ш. Я - дирижёр [Текст] / пер. с фр. Н. Савинова. - 3-е изд. - М.: Музыка, 1982.-63 с.

88.Назайкинский Е.В. Логика музыкальной композиции [Текст] - М.: Музыка, 1982.

89. Назайкинский Е.В. О психологии музыкального восприятия [Текст] - М.: Музыка, 1972.-383 с.

90. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки [Текст] -М.: Музыка, 1988. -254 с.

91. Нелсон О. Язык мимики и жестов [Текст]: Что это такое / Одри Нелсон, Сюзан Голанд ; пер. с англ. А. П. Исаевой. - М.: ХРАНИТЕЛЬ, 2007. - 350 с.

92. Ожегов С.И.; Шведова Н.Ю. Толковый словарь русского языка [Текст]: 72500 слов и 7500 фразеол. выражений / С.И. Ожегов, Н.Ю.Шведова. -М.: АзъШ, 1992.-960 с.

93. Олъхов К.А. Вопросы теории дирижерской техники [Текст] - Л.: Музыка, 1979.-160 с.

94. Пазовский A.M. Дирижёр и певец [Текст] -М., 1959.

95. Лазовский A.M. Записки дирижёра [Текст] / 2-е изд. - М.: Совет.

композитор, 1968. - 558 с.

96. Поздняков А.Б. Дирижёр-аккомпаниатор. Некоторые вопросы оркестрового аккомпанемента [Текст] - М.: Институт им. Гнесиных, 1975. -68 с.

97. Поляков О.И. Язык дирижирования [Текст] - Киев: Музык. УкраТна, 1987. - 95 с. - (Музыканту-педагогу).

98. Прокофьев С.С. Статьи и материалы [Текст] - М.: Музыка, 1965. - 80 с.

99. Психология музыкальной деятельности [Текст]: теория и практика / Ред. Г. Цыпина Москва: Academea, 2003. - 367 с.

100. Птица КБ. Заметки педагога [Текст] // Совет, музыка. - 1965. -№ 1. -С. 103-106.

101. Птица КБ. Очерки по технике дирижирования хором [Текст]: материал к курсу техники дирижир. / К.Б. Птица. - М.; Л.: Музгиз, 1948. - 160 с.

102. Пчелинцева Е.В. Ритм как фактор развития дирижёрско-исполнительской техники: теоретико-методический аспект [Текст]: Автореферат дис. ... канд. педагогических наук: 17.00.09. - СПб.: РГБ, 2008.

103. Ргшский-Корсаков H.A. Эпидемия дирижерства [Текст] // Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика.; ред.-сост., автор вступ. ст., дополнений и комментариев Л. Гинзбург. - М., 1975. - С. 157-164.

104. Ргшский-Корсаков H.A. Летопись моей музыкальной жизни [Текст] / 8-е изд. -М.: Музыка, 1980. - 454 с.

105. Рождественский Г.Н. Евгений Мравинский [Текст] // Мысли о музыке. -М., 1975.-С. 82-89.

106. Рождественский ЛЯ. Дирижёрская аппликатура [Текст] - Л.: Музыка,

1974. - 104 с.

107. Рождественский Г.Н. Мысли о музыке [Текст] - М.: Совет, композитор,

1975.-200 с.

108. Роэюдественский Г.Н. Преамбулы [Текст] - М.: Совет, композитор, 1989.-303 с.

109. Рыбкина Т.В. Музыкальное восприятие: пластические образы ритмо-

интонации в свете учения Б. Асафьева [Текст]: Дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. -М.: РГБ, 2005.

110. Свитое В.И. Искусство дирижирования [Текст]: теорет.пособие; ФГБОУ ВПО «СГАКИ». - Самара: Самар. гос. акад. культуры и искусств, 2011. -229 с.

111. Свитов В.И. Музыкальный образ-эталон как условие формирования эстетического идеала исполнителя [Текст] // Пути совершенствования культуры педагогического труда. Тез. докл. обл. науч.-практич. конф. (апрель 1985) Куйбышев, 1985.

112. Свитое В.И. Эмоциональное воздействие как условие функционирования музыкально-исполнительского искусства [Текст] // Актуальные проблемы психологии и педагогики высшего и среднего образования на современном этапе: Материалы II Самарской региональной науч.-практич. конф. ученых и педагогов-практиков (7-8 февраля 2002). Самара, 2002

113. Свитов В.И. Проблема формирования волевых свойств личности дирижера [Текст] // Культура. Разум. Искусство: Материалы межвуз. науч. конф./ТГИИК. - Тюмень, 1994.

114. Сеченов ИМ. Рефлексы головного мозга [Текст] - М.: изд-во АН СССР, 1961.-100 с.

115. Сеченов ИМ. Избранные произведения [Текст] / т. I. - М.: Изд. АН СССР, 1952,-С. 89.

116. Сивизьянов А. С. Дирижёрское выражение музыкальных элементов и стилей [Текст] - Шадринск: изд-во ПО «Исеть», 1997. - 372 с.

117. Сивизьянов А. С. Проблема мышечной свободы дирижёра хора [Текст]: (Нач. обучение). -М.: Музыка, 1983. - 55 с.

118. Сидельников Л. С. Большой симфонический оркестр Центрального телевидения и Всесоюзного радио [Текст] - М.: Музыка, 1981. - 207 с.

119. Сидельников Л.С. Симфоническое исполнительство [Текст]: Теория и эстетика. Ист. очерк. - М.: Совет, композитор, 1991. - 286 с.

120. Система детского музыкального воспитания Карла Орфа [Текст] / Под ред. JI. Баренбойма. - Д.: Музыка, 1970. - 160 е.: нот.

121. Смирнов Б. Ф. Дирижёрское искусство как художественный и социокультурный феномен [Текст]: автореф. дис. ... доктора искусствоведения: 17.00.02 / Смирнов Борис Федорович. - СПб, 2004. -30 с.

122. СлшрновБ.Ф. Дирижёрско-симфоническое искусство [Текст]: музыкально-эстетические и социально-психологические аспекты: монография. - 2-е изд. - Спб.: Композитор, 2012. - 295 с.

123. Смирнов Б.Ф. Дирижерско-исполнительское искусство [Текст]: Ретроспективный аннотированный библиографический указатель. -Челябинск, 2000. - 200 с.

124. Соболева H.A. Художественно-невербальная коммуникация и её преломление в дирижёрском исполнительстве [Текст]: Дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. - Вологда, 2013.

125. Соколов A.C. Введение в музыкальную композицию XX века [Текст]: учеб. пособие по курсу «Анализ музыкальных произведений» для студ. высш. учеб. заведений. -М.: ВЛАДОС, 2004.-231 е., [4] с ил.: ноты.

126. Соколов A.C. Общая теория социальной коммуникации [Текст]: Учебное пособие. - СПб. : Изд. Михайлова В., 2002. - 461 с.

127. Суханцева В.К. Музыка как мир человека. От идеи вселенной — к философии музыки [Текст] - Казань: Факт, 2000. - 176 с.

128. Теплое Б.М. Психология музыкальных способностей [Текст] - М.-Л.: АПН РСФСР, 1947. - 355 с .

129. Ушаков Д. Н. Толковый словарь русского языка [Текст]: В 3 т./ Ред. Д. Н. Ушаков - Изд. изм. и испр. -М.: Вече: Мир кн., 2001.

130. Файер Ю. Ф. О себе, о музыке, о балете [Текст] / 2-е изд. - М., 1974.

131. Фёдоров М.В. Дирижёрская интерпретация музыкального произведения (генезис и эволюция) [Текст]: Автореферат дис. ... канд. искусствоведения: 17.00.02. -Р.-н/Д., 2011.

132. Философский словарь [Текст] / под ред. И.Т. Фролова. - 5-е изд. - М., 1987.

133. Фуртвенглер В. Статьи. Беседы. Из записных книжек [Текст] / пер. с нем. Н. Милицыной // Исполнительское искусство зарубежных стран / сост. Г. Эдельман. -М., 1966. - Вып. 2. - С. 146-187.

134. Фуртвенглер В. О ремесле дирижер [Текст] // Дирижерское исполнительство: Практика. История. Эстетика; ред.-сост., автор вступ. ст., дополнений и комментариев JI. Гинсбург. - М., 1975. - С. 407-413.

135. Хайкин Б.Э. Беседы о дирижерском ремесле [Текст] - М.: Сов. композитор, 1984. - 264 с.

136. Холопова В.К София Губайдуллина [Текст] -М.: «Композитор», 20011.

- 408 е., ил., нот. Издание 3-е , дополненное.

137. Холопова В.Н. Теория музыки: мелодика, ритмика, фактура, тематизм [Текст] - СПб.: Издательство «Лань», 2002. - 368 е., ил. - (Учебники для вузов. Специальная литература).

ХЪЪ.ЦыпинГ.М. Психология музыкальной деятельности [Текст]: Проблемы, суждения, мнения. -М.: Интерпракс, 1994. - 384 с.

139. Чесноков П.Г. Хор и управление им [Текст] - М. : Музгиз, 1961. - 240 с.

140. Чехов М.А. О технике актёра [Текст] -Изд-во: Артист. Режиссёр. Театр., 2007.

141. Шарков Ф.И. Основы теории коммуникации [Текст]: учебник для вузов.

- М. : ИД «Социальные отношения», 2004. - 245 с.

142. Шульгин Д.И., Шевченко Т.В. Творчество - жизнь Виктора Екимовского [Текст] // Монографические беседы. - М.: Государственный музыкально-педагогический институт им. М.М. Ипполитова-Иванова. — 209 с.

143.Яворский Б.Л. Избранные труды [Текст] / Том II, часть первая, Общая редакция Д. Шостаковича - «Советский композитор» - Москва, 1987. -366 с.

144. Яворский Б.Л. Основные элементы музыки [Текст] // «Искусство», 1923, № 1,С. 189-194.

145.Яворский Б.Л. Строение музыкальной речи [Текст] // Материалы и заметки. - М., 1908. - 40 с.

146. Якобсон П. Психология художественного восприятия [Текст] - М.: Искусство, 1964. - 85 с.

147. Якупов А.Н. Музыкальная коммуникация [Текст]: Вопросы теории и практики управления: исследование; Моск. гос. консерватория, Магнитогор. муз.-пед. ин-т. - М.; Новосибирск: «Трина», 1993. - 180 с.

148. Bekker P. The orchestra. - New York, 1963.

149. Gavotti В. Herbert von Karajan. - Milan, 1956.

150. Kurth E. Musikpsychologie. - Berlin, 1931.

151. HitchcockH. Music in the United States: a Historical Introduction. - New York, 1998.

152. Stoddard H. Symphony conductors of the USA. - New York, 1957.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.