Достижение метапредметных и предметных образовательных результатов средствами художественной гимнастики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат наук Овсянникова Лариса Владимировна

  • Овсянникова Лариса Владимировна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2016, ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта»
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 182
Овсянникова Лариса Владимировна. Достижение метапредметных и предметных образовательных результатов средствами художественной гимнастики: дис. кандидат наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. ФГАОУ ВО «Балтийский федеральный университет имени Иммануила Канта». 2016. 182 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Овсянникова Лариса Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ МАНИПУЛЯЦИОННЫХ НАВЫКОВ КАК ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА В ОБРАЗОВАНИИ И СПОРТЕ

1.1. Система универсальных учебных действий и метапредметных умений и навыков в образовательной деятельности

1.2. Формирование универсальных учебных действий и метапредметных умений и навыков средствами физической культуры и спорта

1.3. Основные компоненты спортивной тренировки в художественной гимнастике

1.4. Техническая подготовка с предметом в художественной гимнастике

1.5. Значение технической подготовленности с предметом в соревновательной деятельности гимнасток

1.6. Педагогические аспекты технической подготовки с предметами в художественной гимнастике

1. 7. Особенности предметной подготовки в тренировке гимнасток различной квалификации

1.8. Психофизиологические механизмы развития манипуляционных навыков

Заключение по 1 главе

ГЛАВА 2. МОНИТОРИНГ СФОРМИРОВАННОСТИ МАНИПУЛЯЦИОННЫХ НАВЫКОВ У ЮНЫХ ГИМНАСТОК

2.1. Методы мониторинга

2.2. Оценка сформированности универсальных учебных действий и метапредметных умений и навыков у первоклассников

2.3. Результаты опроса тренеров по художественной гимнастике и анализа видеозаписей соревнований квалифицированных гимнасток

2.4. Кинестезиометрический контроль точности отмеривания, воспроизведения и дифференцирования суставного угла рук

2.5. Комплексное исследование координационных и кондиционных способностей рук у юных гимнасток

2.6. Метод экспертной оценки

2.7. Интегральный показатель сформированности манипуляционных способностей и навыков

Заключение по 2 главе

ГЛАВА 3. АНАЛИЗ ЭФФЕКТИВНОСТИ ЭКСПЕРИМЕНТАЛЬНОЙ МЕТОДИКИ ОБУЧЕНИЯ ВЛАДЕНИЮ ПРЕДМЕТАМИ ЮНЫХ ГИМНАСТОК

3.1. Методика обучения владению предметами юных гимнасток

3.2. Сформированность метапредметных умений и универсальный учебных действий после педагогического эксперимента

3.3. Экспериментальная проверка методики обучения владения предметами юных гимнасток

3.4. Показатели развития базовых способностей, определяющих владение предметами, после педагогического эксперимента

3.5. Показатели сформированности манипуляционных навыков у гимнасток

3.6. Взаимосвязь уровня развития базовых способностей и сформированности манипуляционных

навыков с результатами экспертной оценки

Заключение по 3 главе

ВЫВОДЫ

СПИСОК ТЕРМИНОВ

СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

ПРИЛОЖЕНИЯ

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Достижение метапредметных и предметных образовательных результатов средствами художественной гимнастики»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Образовательная политика России на современном этапе определяется следующими документами: Федеральной целевой программой развития образования на 2011-2015 годы [144], Национальной образовательной инициативой «Наша новая школа» [86]. Указ Президента Российской Федерации о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы [142] нацеливает на интеграцию основного и дополнительного образований. В современной педагогической науке меняется представление об образовательных результатах, что определяется федеральными государственными образовательными стандартами дошкольного образования (приказ Минобрнауки России от 17 октября 2013 г. N 1155) [108] и среднего общего (полного) образования (приказ Минобрнауки России от 17 мая 2012 г. N 413)[109]. Меняется не только структура, но и методология реализации образовательного стандарта. Происходит переход от парадигмы, в которой главной целью были лишь предметные успехи ученика, к парадигме, в которой главным является научить ученика учиться, посредством формирования универсальных учебных действий и достижения метапредметных и личностных результатов [98].

М.Р. Битянова [19] считает, что основным понятием, которое описывает современное российское образование с точки зрения его миссии и целей, является понятие «развитие». Образование понимается как процесс целенаправленного развития, который приводит к становлению человека, обретению им культурно значимых качеств, способностей и возможностей. Успешное решение образовательных задач предполагает, что учащийся умеет ставить цели (задачи), владеет способами или создает способы для решения поставленной задачи, умеет контролировать, оценивать и исправлять свою деятельность, что предполагает сформированность метапредметных универсальных учебных действий -регулятивных, познавательных, коммуникативных.

Министерство Образования России рекомендует при организации внеурочной деятельности в общеобразовательных учреждениях использовать разнообразные формы организации деятельности обучающихся, в том числе и секционные спортивные занятия [20]. Внеурочная деятельность, занятия спортом в учреждениях дополнительного образования, как и школьные занятия, способствует достижению результатов освоения основной образовательной программы на основе системно-деятельностного подхода. Но в первую очередь -это практическое звено достижения личностных и метапредметных результатов.

Одним из наиболее популярных видов спорта, который способствует гармоничному развитию девочек, является художественная гимнастика [97; 121]. Система спортивной тренировки в любом виде спорта, в том числе и в гимнастике, направлена, главным образом, на всестороннее совершенствование физических способностей, укрепление здоровья, обеспечение творческого долголетия, а также на развитие личности спортсмена, что является главной предпосылкой для достижения им высоких спортивных результатов [137; 31; 138].

Исследования Л.Н Рябовой, В.А. Первеевой и других [97; 121 и др.] ученых показывают, что занятия художественной гимнастикой способствуют развитию психических процессов, участвующих в обеспечении умственной и физической деятельности детей, а также развитию способностей, необходимых для обучения в начальной школе.

Художественная гимнастика - это олимпийский вид спорта, в котором спортсменки соревнуются в техническом мастерстве и выразительности исполнения сложных движений телом в сочетании с манипуляциями предметами под музыку [156; 26; 103].

Упражнения с предметами в сочетании с движениями без предмета, акробатическими и хореографическими элементами являются основным содержанием художественной гимнастики [59; 7]. Сложность их исполнения определяется различностью предметов по фактуре и постоянно возрастающей трудностью упражнений, обусловленной сильнейшей конкуренцией гимнасток на мировой арене [96; 40]. Помимо сложности и виртуозности исполнения

манипуляций с предметами, современная художественная гимнастика требует гармоничности исполнения - гармонии гимнастки с музыкой, гармонии манипуляций предметов со сложнейшими движениями тела, танца, хореографии и акробатическими элементами.

Художественная гимнастика развивается в соответствии с общими закономерностями, присущими спорту в целом. Спортивное мастерство гимнасток складывается из следующих компонентов: трудность программ, качество исполнения и выразительность. [58; 148; 13; 156; 89; 31; 32]

Учитывая тенденции развития мировой художественной гимнастики [158; 151; 32; 30; 29; 95; 35; 140; 150], тренеры и исследователи вынуждены производить постоянный поиск путей совершенствования, как всего многолетнего процесса подготовки гимнасток высокого класса, так и даже самых малозначительных его структурных составляющих. В настоящее время для достижения спортивного результата необходим высокий уровень технической подготовки, который проявляется в сложнокоординированной деятельности гимнастки - в сочетании сложнейших движений тела и предмета [12; 96; 54; 134; 55; 150]. Высокая плотность соревновательных результатов на международной арене диктует непрерывность процесса совершенствования технической подготовки гимнасток к выполнению упражнений с предметами на всех этапах многолетней тренировки [96; 35; 131; 123].

Л.Э. Пахомова и Е.С. Николаева, Е.И Овчинникова [96; 91] отмечают важность этапа начальной подготовки в системе спортивной тренировки гимнасток. Именно на этом этапе, по их мнению, необходимо осуществлять направленное совершенствование механизмов развития двигательно-координационных способностей спортсменок, закладывать основы техники владения предметами, что является важнейшим условием обеспечения дальнейшего роста их результатов в многолетней соревновательной практике. Присутствует прямая зависимость успешной работы с предметами в группах спортивного совершенствования от качества знаний, умений и навыков, полученных гимнасткой в процессе начальной подготовки.

Согласно санитарно-эпидемиологическим требованиям к учреждениям дополнительного образованиям, утвержденным в 2003 году, в группы начальной подготовки по художественной гимнастике разрешено набирать девочек в возрасте 6 лет и старше [105]. Согласно действующей Единой всероссийской спортивной классификации 2010 года [51] третий юношеский разряд может быть присвоен гимнастке при условии выполнения на соревнованиях двух упражнений (одно без предмета и одно с предметом), второй юношеский - трёх упражнений (одно без предмета и два с предметом), первый юношеский - четырёх упражнений (одно без предмета и три с предметом). Спортсменка должна набрать необходимую сумму баллов за исполненные виды программы. Также отметим, что программу первого юношеского разряда должна освоить к 7-8 годам, то есть перед тренером стоит задача сформировать необходимые базовые умения и навыки владения тремя предметами у юной гимнастки в течение 1 -2 лет. Следует учитывать, что предметы художественной гимнастики отличаются друг от друга многими характеристиками [96, С.52], а также, что композиция в художественной гимнастике не должна строиться лишь на базовых умениях, успешность гимнастки на соревновательной площадке зависит и от оригинальности и сложности её программы. Это ставит перед тренером еще более масштабную задачу: за 2 года в группе начальной подготовки обучить ребёнка владению предметами. Отсюда и возникает потребность в разработке методического материала по предметной подготовке для детей 6-7 лет.

Степень разработанности проблемы.

Ю.А. Архипова и Л.А. Карпенко [8] в своих исследованиях отмечают что, одной из основных задач начального специализированного обучения в художественной гимнастике является формирование генерализованных, универсальных навыков владения предметами на основе базовой системы движений. От качества и скорости освоения базовых двигательных действий во многом зависит эффективность процесса совершенствования гимнасток в упражнениях с предметами. Для успешного освоения упражнений, необходим

адекватный уровень развития определенных специальных способностей гимнасток к манипуляционной деятельности с предметами.

Е.В. Иванова [54] утверждает, что приоритетное значение в художественной гимнастике должно отводится развитию координации движений рук, т.к. упражнения с предметами требуют от спортсменок развитой способности ощущать, дифференцировать пространственно-временные и динамические параметры движений рук, высокой скорости и точности реагирования на движущийся объект, способности к антиципации.

Ряд авторов отмечает, что акцентирование внимания на развитие специальных координационных способностей, определяющих успешность манипуляционной деятельности, необходимо на этапе начальной подготовки. Во-первых, данный возрастной период является сенситивным для развития координационных способностей, во-вторых, ранняя спортивная специализация предусматривает разностороннюю физическую и техническую подготовленность. [76; 136; 96; 91].

По мнению Ю.А. Архиповой [7], Л.А. Карпенко [148], Ж.С. Горбачевой и И.А. Степановой [42], В.В. Байер и А.Я. Муллагильдиной [12] и др. наиболее перспективной формой обучения гимнасток упражнениям с предметами являются "предметные" уроки. В собственных исследованиях авторы подтвердили эффективность данного метода на этапах базовой и углубленной подготовки гимнасток. Наряду с этим, анализ и обобщение научно-методической литературы показывает, что в настоящее время в теории и методике художественной гимнастики недостаточно изучены вопросы развития способностей, обуславливающих эффективную манипуляционную деятельность предметом на этапе начальной подготовки. [54; 88]

Важность исследуемого вопроса обусловлена двумя факторами. Во-первых, совершенствование процесса предметной подготовки на начальном этапе необходимо для создания прочного фундамента базовых умений и навыков, который необходим для достижения высоких спортивных результатов. Во-вторых, учитывая возрастные особенности начинающих гимнасток, необходимо

за небольшой временной период успешно освоить упражнения с различными по фактуре предметами.

В исследованиях Т.В. Тюриной [141] утверждается, что дошкольный и младший школьный возраст является наиболее благоприятным для формирования навыков предметной деятельности, что находит отражение в исследованиях специалистов по физической культуре. Упражнения, направленные на укрепление малых мышечных групп кисти важны для овладения в начальных классах навыками чистописания, для достижения, так называемой, школьной зрелости -психобиологической готовности воспринять школьное обучение. Кроме того, установлено, что развитие речевой функции детей при стимуляции тонких манипуляторных движений пальцев происходит значительно быстрей, что объясняется законами взаимодействия корковых концов двигательного и речевого анализаторов. Также Г. Доман [50], характеризуя каждую стадию развития ребенка с точки зрения формирования мануальных навыков, отмечает, что детям 6-7 лет доступны все виды движений рук. Т.е. определенно имеются предпосылки для целенаправленного развития манипуляционных навыков именно в этом возрасте, и заметим, что этот процесс должен иметь положительные результаты, как с точки зрения владения предметами в художественной гимнастике, так и со стороны психического и физического развития ребенка.

В ряде исследований [97; 121 и др.], касающихся влияния занятий с элементами художественной гимнастики, особенно выполнение упражнений с предметами, отмечается положительное влияние не только на физическое развитие детей но и на их интеллектуальные способности. Согласно исследованиям Г.В. Буговой [24] такие дети лучше адаптируются к школьным условиям, легче осваивают школьную программу, и имеют лучшую интеллектуальную продуктивность по сравнению со сверстниками.

Анализ имеющихся научно-методических публикаций, а также результатов опроса практикующих тренеров выявил следующие тенденции:

- использование методик предметного обучения, разработанных для детей старших возрастов, в работе с более младшими гимнастками;

- обучение владению предметом начинается без предварительной подготовки кисти и руки;

- методики предусматривают развитие только координационных способностей рук, тогда как манипуляционная деятельность с предметом, требует также достаточного уровня развития активной гибкости и кондиционных способностей.

Таким образом, выявлены следующие противоречия:

- между требованиями федерального государственного образовательного стандарта общего образования ориентирующего педагога на формирование универсальных учебных действий и метапредметных навыков и отсутствием научных разработок, обосновывающих роль различных видов спорта (в том числе художественной гимнастики) в этом процессе;

- между требованиями правил соревнований к уровню владения предметами для юных гимнасток и недостаточностью методического обеспечения предметной подготовки на начальном этапе обучения.

Исходя из выявленных противоречий, сформулирована проблема исследования: «При каких педагогических условиях процесс технической подготовки с предметами в группах начальной подготовки в художественной гимнастике будет эффективным для спортивной и учебной деятельности?»

Объект исследования: учебно-тренировочный процесс в группах начальной подготовки по художественной гимнастике.

Предмет исследования: педагогические условия достижения образовательных и спортивных результатов в процессе обучения упражнениям с предметами в художественной гимнастике.

Цель исследования: теоретическое и экспериментальное обоснование педагогических условий достижения метапредметных и предметных образовательных результатов на основе формирования манипуляционных навыков в художественной гимнастике в группах начальной подготовки.

Гипотеза исследования: обучение владению предметами в группах начальной подготовки в художественной гимнастике будет эффективным для

достижения спортивных (предметных) и образовательных результатов (метапредметных), если будут соблюдены следующие педагогические условия:

- формирование манипуляционных навыков будет выступать одной из целей технической и хореографической подготовки юных гимнасток как сущностной характеристики спортивной деятельности в художественной гимнастике;

- отбор содержания технической подготовки у юных гимнасток будет производиться на основе классификации элементов с предметами и их влияния на формирование универсальных учебных действий и метапредметных навыков;

- диагностика уровней владения предметами будет осуществляться по количественным и качественным критериям;

- диагностика сформированности универсальных учебных действий и метапредметных навыков будет осуществляться по четырем компонентам методики выявления готовности к школе: «Рисунок человека», «Графический диктант», «Образец и правило», «Эмоциональная стабильность;

- индивидуализация технической подготовки будет реализовываться с учетом результатов первичного отбора в группу начальной подготовки;

- методика обучения будет включать в себя следующие компоненты: развитие способов хватов и удержаний различных предметов, совершенствование точности воспроизведения, отмеривания и дифференцирования движений руки; развитие гибкости в лучезапястном и плечевом суставах; воспитание силовой выносливости мышц рук; формирование мелкой моторики рук;

- освоение предметов будет осуществляться в следующей последовательности: постановка рук без предметов - скакалка - обруч - мяч, так как указанные условия объединяют различные составляющие предметной подготовки юных гимнасток на учебно-тренировочных занятиях в единый целостный педагогический процесс.

В соответствии с поставленной проблемой и целью исследования, объектом и предметом исследования, а также в соответствии с выдвинутой гипотезой в исследовании решались следующие задачи:

1. Выявить влияние манипуляционной деятельности в художественной гимнастике на достижение предметных (спортивных) и метапредметных (образовательных) результатов.

2. Разработать диагностический аппарат для оценки предметных (спортивных) и метапредметных (образовательных) результатов юных гимнасток.

3 . Разработать и экспериментально оценить эффективность методики обучения владению предметами в группах начальной подготовки в художественной гимнастике.

База исследования. Экспериментальное исследование осуществлялось на базе МБОУ ДОД СДЮСШОР №2 по художественной гимнастике. В исследовании приняли участие 30 юных гимнасток.

Исследование проводилось с 2010 по 2014 г. и включало в себя три основных этапа.

Первый этап (2010-2011 гг.) - информативно-поисковой, связан с изучением современного состояния проблемы, с анализом научной и методической литературы по различным аспектам проблемы исследования. В результате подтвердилась актуальность исследования, были разработан понятийный аппарат исследования, а также выделены механизмы совершенствования процесса обучения владению предметами юных гимнасток. Эмпирические исследования на данном этапе были направлены главным образом на определение влияния манипуляционной деятельности на формирование метапредметных умений и навыков, а также на установление связей между способами захвата предметов и успешностью манипуляционной деятельности и на исследование способности к выполнению мелких «фигурных» движений у квалифицированных гимнасток. На основании этих исследований был разработан тестовый материал, определено влияние активной манипуляционной деятельности на формирование познавательной сферы ребенка, а также выявлена связь между способом захвата предмета и эффективностью манипулирования им. На этом этапе исследования разработаны основные педагогические условия

обучения владению предметами на этапе начальной подготовки, также сформулированы проблема, гипотеза исследования, разработана его структура.

Второй этап (2011-2013 гг.) - опытно-экспериментальный. Проводились исследования уровней развития координационных и кондиционных способностей рук, определяющих успешность манипуляционной деятельности юных гимнасток. Разрабатывалось содержание раздела программы для ДЮСШ и СДЮШОР по художественной гимнастике «Предметная подготовка». Были выбраны тесты для оценки сформированности познавательной сферы и индивидуально-личностных особенностей ребенка, важные для обучения в начальной школе. На данном этапе были сформированы экспериментальная и контрольная группы и был проведен формирующий педагогический эксперимент.

Третий этап (2013-2015 гг.) - заключительный. На этом этапе проводилась систематизация, обработка и интерпретация результатов исследования, подготовка публикаций, литературное оформление диссертации.

Теоретико-методологическую базу исследования составили: системно-компонентный аспект системного подхода, отвечающий на вопрос, из каких компонентов состоит целое; системно-структурный аспект, показывающий внутреннюю форму системы, представляющий способ взаимосвязи, взаимодействия образующих компонентов; системно-функциональный аспект, показывающий, какие функции выполняют компоненты в системе (В.Г.Афанасьев); теория развивающего обучения (Д.Б.Эльконина, В.В.Давыдова), теория формирования метапредметных навыков и универсальных действий (А.Г.Асмолов, Н.И.Аксёнова); основные положения теории физической культуры (Л.П.Матвеев, В.Н.Платонов, Ю.Ф.Курамшин), теория управления двигательными действиями (Н.А.Бернштейн, В.С.Гурфинкель, П.К.Анохин, Л.В.Чхаидзе, М.М.Боген), основные положения теории возрастной кинезиологии (В.К.Бальсевич), теории и методики художественной гимнастики (Л.А.Карпенко, О.Г.Румба, Н.А.Овчинникова, Е.В. Бирюк; Т.С.Лисицкая, И.А.Винер-Усманова, Р.Н.Терехина).

Научная новизна исследования заключается в том, что в нем:

Выявлено, что занятия в группах начальной подготовки по художественной гимнастике формируют умения и навыки у юных гимнасток в различных разделах универсальных учебных действий (регулятивных, личностных, познавательных)

Введены и уточнены понятия, связанные с обучением юных гимнасток владению предметом:

манипуляционная деятельность гимнастки представляет собой выполнение жестов рукой и двигательных действий с предметом в соревновательной композиции;

техническая подготовка с предметом (предметная подготовка) -педагогический процесс, направленный на формирование генерализованных манипуляционных навыков, технических действий с предметом (другими частями тела), обучение способам захвата (кольцевой, боковой, шарообразный, крючкообразный) предметов;

беспредметная манипуляционная подготовка - педагогический процесс, направленный на развитие кондиционных и координационных способностей рук для освоения навыков эстетичных положений рук и выразительных жестов, а также для подготовки к манипуляциям с предметами и обеспечения рационального исполнения других двигательных действий.

Доказано, что манипуляционная деятельность в художественной гимнастике позволяет быстрее сформировать у будущего школьника необходимые в учебной практике умения и навыки (манипулирование учебными принадлежностями и спортивными снарядами, самоорганизация, составление комплексов упражнений).

Теоретическая значимость исследования состоит в расширении представления о содержании и организации процесса формирования манипуляционных навыков с предметом и без него в группах начальной подготовки по художественной гимнастике и влиянии их на сформированность метапредметных умений и навыков и универсальных учебных действий. В исследовании:

- выявлено влияние активной манипуляционной деятельности в группах начальной подготовки по художественной гимнастике на сформированность отдельных метапредметных умений и навыков и универсальных учебных действий, определяющих достижение образовательных результатов;

- уточнена сущность технической подготовки с предметом, определены уровни сформированности манипуляционных навыков и разработаны педагогические условия процесса формирования манипуляционных навыков с предметом и без него;

- обоснована необходимость начального обучения техническим упражнениям с предметами на основе развития у юных гимнасток манипуляционных беспредметных и предметных навыков и спортивно-значимых качеств;

- структурированы составляющие процесса обучения владения предметами в художественной гимнастике в группах начальной подготовки;

- установлены количественные и качественные характеристики уровней сформированности манипуляционных умений юных гимнасток (низкий уровень свидетельствует о неблагоприятном, средний уровень - об условно благоприятном, высокий уровень - о благоприятном прогнозе).

Практическая значимость исследования заключается в:

- определении влияния манипуляционной деятельности в группах начальной подготовки по художественной гимнастике на сформированность отдельных метапредметных умений и навыков и универсальных учебных действий;

- классификации средств обучения владению предметами в группах начальной подготовки;

- разработке перечня и комплексов упражнений формирования манипуляционных навыков на различных этапах в годичном цикле тренировки;

- в разработке методики оценки сформированности манипуляционных навыков на основе интегрального показателя;

- в разработке методики обучения владению предметом в художественной гимнастике в группах начальной подготовки;

- в разработке раздела предметной подготовки для юных гимнасток в рамках программы СДЮСШОР№2 по художественной гимнастике (г. Калининград), которая может быть использована в спортивных школах других городов;

- во внедрении методики формирования манипуляционных навыков с предметом и без него у юных гимнасток в учебно-тренировочный процесс спортивных секций средних образовательных учреждений г. Калининграда.

Достоверность и надежность результатов исследования обеспечивается обоснованностью методологических позиций, позволивших осуществить целостный подход к решению проблемы; современными научными концепциями; применением комплекса теоретических, эмпирических и статистических методов исследования, адекватным его целям, объекту, предмету, гипотезе и задачам; длительной опытно-экспериментальной работой, ее связью с практикой; репрезентативностью объема выборок, сочетанием количественной обработки полученных данных и их качественного анализа.

Основные положения, выносимые на защиту

1. Формирование манипуляционных навыков в группах начальной подготовки по художественной гимнастике оказывает положительное влияние на сформированность познавательной и индивидуально-личностной сфер юных гимнасток и достижение ими метапредметных (образовательных) и предметных (спортивных) результатов, определяющих готовность к обучению в школе.

2. Манипуляционная деятельность гимнастки представляет собой выполнение жестов рукой и двигательных действий с предметом в соревновательной композиции;

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Овсянникова Лариса Владимировна, 2016 год

- 22 с.

132. Сосина, В. М. Обучение упражнениям с предметами в художественной гимнастике с учетом билатерального регулирования : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Валентина Юрьевна Сосина. - Москва, 1984. - 233 с.

133. Специальная двигательная подготовка для юных спортсменок, занимающихся художественной гимнастикой : (На этапе предвар. подгот.) / Сост.: Т. С. Лисицкая, Э. Х. Мамедова, С. А. Меканцишвили. — Тбилиси : Б., 1986. — 24 с.

134. Супрун, А. А. Технологический подход к процессу профилирующей подготовки в художественной гимнастике на основе учета индивидуальных особенностей : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Александра Александровна Супрун. - Санкт-Петербург, 2013. - 24 с.

135. Суставные движения: справочное пособие /Н.К. Полещук, А.А. Зайцев. - Петрозаводск : Изд-во ГОУВПО «КГПУ», 2004. - 192 с.

136. Суянгулова, Л. А. Совершенствование координационных способностей рук у детей младшего школьного возраста : автореф. дис. ... канд. пед. наук / Л. А. Суянгулова. - Омск, 1996. - 19 с.

137. Теория и методика физической культуры: учебник / под. ред. проф. Ю.Ф. Курамшина. - М.: Советский спорт, 2004. - 464 с.

138. Терехина, Р. Н., Аркаев, Л. Я., Сучилин, Н. Г. Основные компоненты концепции интегральной подготовки: материалы междунар. Конгресса / Р.Н. Терехина, Л.Я. Аркаев, Н.Г. Сучилин. - СПб: СПбГАФК им. П.Ф.Лесгафта, 1996.

- С. 1 .

139. Тимощенко, Е.Г. Развитие графомоторного навыка у детей / Е.Г. Тимошенко // «Логопед». - 2002. - №5.

140. Тупицына, Е.Г. Индивидуальные трудности освоения программного материала в художественной гимнастике на основе субъективного контроля : дис.

... канд. пед. наук : 13.00.04 / Елена Геннадьевна Тупицына. - Смоленск, 2001. -209 с.

141. Тюрина, Т. В. Конституционные особенности развития двигательных навыков и речи у детей дошкольного возраста / Т.В. Тюрина // Теория и практика физической культуры. - 1994. - №7. - С. 21.

142. Указ Президента Российской Федерации о Национальной стратегии действий в интересах детей на 2012-2017 годы. [Электронный ресурс] - Режим доступа: http://graph.document.kremlin.ru/page.aspx71649289

143. Фарфель, В. С. Управление движениями в спорте / В.С. Фарфель; 2-е издание. - М.: Советский спорт, 2011. - 202 с.

144. Федеральная целевая программа развития образования на 2011-2015 годы : [Постановление Правительства Российской Федерации от 7 февраля 2011 г. N 61 г. Москва] [Электронный ресурс] // Российская газета. - 2011. - 3 сентября -Режим доступа: http://www.rg.ru/2011/03/09/obrazovanie-site-dok.html

145. Федотова, А. В. Роль универсальных учебных действий в системе современного общего образования [Электронный ресурс] / А.В. Федотова // Официальный сайт государственной системы развивающего обучения - Режим доступа: http://www.zankov.ru/practice/stuff/article=1866/

146. Ханнафорд, К. Мудрое движение / К. Ханнафорд; пер. с англ. С. М. Масгутовой. - М.: Восхождение, 1998. - 233 с.

147. Худадов, Н. А. Изучение психологического фактора надежности в спорте высоких достижений: материалы итоговой конференции ВНИИФК за 1975 г./ Н.А. Худадов. - М. : ВНИИФК, 1975. - с.82-87.

148. Художественная гимнастика: учебник / под общ. ред. проф. Л.А. Карпенко- М.: ВСХГ, СпБГАФК им. П.Ф. Лесгафта, 2003. - 381с.

149. Цаплева, Т. Е. Комплексное развитие физических качеств девочек 3-7 лет методами художественной гимнастики : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Татьяна Евгеньевна Цаплева. - М., 2001. - 163 с.

150. Цепелевич, И. В. Сопряженное развитие физических способностей на этапе углубленной подготовки в художественной гимнастике : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Ирина Валерьевна Цепелевич. - СПб, 2007. - 24 с.

151. Чертихина, Н. А. Комплексное развитие вестибулярной устойчивости в художественной гимнастике на этапе начальной подготовки: автореферат дис. ... кандидата педагогических наук: 13.00.04 / Наталья Александровна Чертихина. -Волгоград, 2013. - 24 с.

152. Чхаидзе, Л. В. Об управлении движениями человека / Л.В. Чхаидзе. -М.: Физкультура и спорт, 1970. - 135 с.

153. Шанина, Г. Е. Возрастная характеристика интеллектуальных и психофизиологических функций у детей с ограниченными возможностями здоровья / Г. Е. Шанина // Актуальные проблемы современной науки. - 2002. - № 4. - С. 259-268.

154. Шевчук, Н. А. Методика начальной технической подготовки юных гимнасток на основе обучения двигательным взаимодействиям в групповых упражнениях : автореф. дис. ... канд. пед. наук: 13.00.04 / Наталья Александровна Шевчук . - Волгоград, 2005. - 29 с.

155. Шеррер, Ж. Физиология труда (Эргономия) / Ж. Шеррер. М.: Медицина, 1973. - с. 3-125.

156. Шишковска, М. Оценка компонентов исполнительского мастерства в художественной гимнастике : автореф. дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Мария Шишковска. - Санкт-Петербург, 2011. - 25 с.

157. Эльконин, Д. Б. Избранные психологические труды. / Д.Б. Эльконин -М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

158. Юсупова, Л. А. Эффект изометрических напряжений предварительно растянутых мышц в процессе развития активно-динамической гибкости в художественной гимнастике : дис. ... канд. пед. наук : 13.00.04 / Людмила Алексеевна Юсупова - Минск, 1983. - 160 с.

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение 1

Методические рекомендации к обучению упражнениям с предметами (по Овчинниковой Н.А., Бирюк Е.В., 1990)

1. Упражнения с различными предметами вводить в урок рекомендуется только после того, как будут освоены основные навыки движений без предмета;

2. Учить нужно не движениям предметов, а действиям, обеспечивающим эти движения;

3. Обучать упражнениям с предметами в облегченных условиях: на месте, замедляя темп, используя подводящие упражнения и упрощенные варианты предметов. Вес, размеры, фактура предметов должны соответствовать возможностям занимающихся, направленное, варьирование веса и размеров предметов позволяет легче и быстрее обучать некоторым движениям, развивать необходимые двигательные качества;

4. Учить надо раздельно по структурным группам движений предметов. Только после освоения отдельных движений их можно объединять в соединения;

5. Чередовать обучение движениям предметами надо так, чтобы, во-первых, чередовать нагрузку на разные мышечные группы, и, во-вторых, чтобы предшествующие движения готовили к исполнению последующих;

6. Применение упражнений в одинаковом объеме для правой и левой руки способствует снижению двигательной функциональной асимметрии и повышению возможностей обеих рук;

7. Разучивать движения предметами надо изолированно от движений телом или при минимально необходимых, но, по мере освоения движений предметами, сочетать их с самыми разнообразными движениями тела по нарастающей трудности;

8. Упражнения с предметами рекомендуется вводить в основную часть урока, причем разучивание новых упражнений, требующих тонкой координации, должно предшествовать уже изученным, выполняемым интенсивно.

9. Большую роль для выработки правильных дифференцировок и формирования ритмо-темповой структуры упражнений играет подбор музыкального сопровождать и умелое его использование в уроке;

10. После освоения основной формы, движения изучаются, закрепляются и совершенствуются путем изменения условий их выполнения, к которым относятся:

- уменьшение и увеличение импульса силы (например, амплитуды и высоты бросков);

- дополнительные движения туловищем при махах, бросках, ловле, увеличение амплитуды сгибания-разгибания, поворота и т.д.;

- перенесение тяжести тела с ноги на ногу или круговые движения при махах, перекатах, восьмерках;

- соответствующие или усиленные движения туловища, сопровождающие движения предмета (например, при перекатах мяча);

- усложненные положения рук, например, в момент ловли рука за спиной, под ногой, руки в скрестном положении;

11. Дальнейшее совершенствование осуществляется путем соединения нескольких элементов следующими способами: серии - соединение одинаковых элементов; ряды - соединение разных элементов одной структурной группы; соединение элементов разных структурных групп с предметом; соединение элементов разных структурных групп с предметом и без предмета

12. При обучении движений предметами надо многократно повторять их, не менее восьми раз, при этом задание должно предусматривать возвращение в исходное положение.

13. Контролировать степень освоения движений предметами целесообразно по принципу «сколько из 10 раз получилось».

Специфические методические положения, на которых должен строиться «предметный» урок:

1. Необходимость постоянного повторения базовых навыков и элементов школы предмета; передачи, перехваты, круги, вращения, броски и т.д. То есть

урок, даже гимнасток высокой квалификации, должен начинаться с них, с действий, не усложненных сочетаниями с движениями без предмета.

2. Весьма перспективной на начальных этапах представляется отработка движений различной структуры с тем предметом, который в наибольшей степени отвечает ее специфике: броски и отбивы - мяч: вращения и подскоки - скакалка; позы и круги - булавы; перекаты - обруч. Этот подход позволяет использовать несколько предметов в уроке уже на начальном этапе работы с детьми.

3. При разработке урока тренер должен учитывать все основные структурные группы движений, специфичные для данного предмета, необходимость их варьирования и многократного повторения.

4. После выполнения серий движений контрастных структурных групп в чистом виде необходимо переходить к выполнению сочетаний их между собой. Поскольку выполнить все возможные сочетания в одном занятии нельзя, тренер должен предусматривать перспективу, чтобы проходя по некоему кругу, гимнастки вновь и вновь возвращались к каждому. Это именно тот момент, который обеспечит гибкость и разносторонность навыка.

5. Очень важным является включение в урок хореографии, или другие разновидности урока без предмета, рабочих поз и действий, характерных для элементов с предметами - положения рук, активные перемещения туловища, наклоны и повороты головы, фиксация взгляда, работа ног, затрудняемая особыми движениями рук и т.п. Выполнение упражнений с предметами в целом ряде случаев исключает возможность вспомогательных маховых движений руками при пружинах, затрудняет координации, требует иного запаса физической подготовки.

6. При проведении уроков тренер должен особое внимание уделять точности движений рук и перемещений предмета, четкости динамической осанки, сохранению устойчивости, создавать ситуации, требующие от гимнасток значительных усилий, для безупречного исполнения даже элементарных действий.

7. Множество повторений позволяют сделать сложнейше элементы простыми, однако лишь при условии неусыпного контроля за качеством исполнения, иначе можно закрепить ошибочные варианты, нерациональную технику движений. Здесь требуется большое внимание со стороны тренера и постоянная сосредоточенность гимнастки, навыки осмысленного самоконтроля.

В зависимости от периода подготовки продолжительность урока варьирует от 15 до 45 минут. В урок включаются упражнения с одним, двумя, реже с большим количеством предметов.

Упражнения выполняются синхронно всей группой. Задания могут выполняться индивидуально, а также в парах, тройках, группах и других построениях, позволяющих выполнять переброски и передачи предметов. Музыкальный материал должен быть выразительным ритмически разнообразным, побуждающим к движениям в определенном характере.

Продолжительность исполнения элементов одной структуры достаточно велика от 32 до 64 тактов, т.е. целый музыкальный период. Движения выполняются в обе стороны, правой и левой рукой. Количество повторений кратное или даже с преобладанием элементов для недоминирующей руки, причем, иногда целесообразно начинать выполнение упражнения именно с неё.

Следует чередовать контрастные структурные группы, например, броски-перекаты, передачи-отбивы, по рекомендуемой схеме, с последующим их варьированием и наращиванием трудности.

Завершают урок движения, наиболее приближенные по структуре к классификационным элементам, с перемещением по площадке, с включением поворотов, равновесий, прыжков. Тем не менее, при построении уроков ориентироваться следует, прежде всего, на технику самого предмета, качественное исполнение деталей, повышение требований к точности.

Естественно, на начальных этапах подготовки урок не может еще иметь той формы, которая следует из предлагаемых схем, ограничиваясь одним-двумя циклами, либо сокращенным количеством структурных групп. Урок для квалифицированных гимнасток проводится более компактно, интенсивно, I часть

менее продолжительна по времени, но количество повторений при этом сохраняется за счет сокращения пауз и увеличения темпа.

Приложение 2

Поурочный план формирования манипуляционных навыков и координационных

способностей рук на втором тренировочном этапе

ее е с Зан- Часть урока

¡а тие Вводная Основная Заключительная

51 Упражнения кистью и Вис на перекладине,

рукой, танцевальные Выполнение удержание рук с

52 комбинации, соревновательных композиций с обручем утяжелителями в

кинезиологические различных положениях,

упражнения. и со скакалкой упражнения в парах:

53 Упражнения с обручем "тележка"

Упражнения кистью и рукой,

Я н и а 54 танцевальные комбинации, Выполнение соревновательных композиций с обручем и со скакалкой Выполнение бросков обруча с утяжелителями и ограничителями

55 кинезиологические упражнения. Упражнения с

ь 56 мячом: удержание и баланс мяча на прямой руке, выкруты,

57 "восьмерки", перекаты

58 Упражнения кистью и рукой, Разучивание композиции с мячом. Прыжки через скакалку, выполнение

танцевальные движения, позы бросков скакалки с

59 руками Выполнение композиции с обручем. утяжелителями и ограничителями

60 Танцевальные движения, позы руками под музыку различного Разучивание композиции с мячом. Выполнение композиции с обручем. Выполнение бросков и перекатов обруча с утяжелителями и ограничителями

61 характера

62 Танцевальные движения, позы Выполнение Прыжки через

63 руками под музыку различного соревновательных композиций с обручем скакалку, выполнение бросков скакалки с утяжелителями и ограничителями

характера, растягивание

64 лучезапястного сустава и с мячом

Ф Упражнения с булавами:

в р 65 способы удержания, вращения, Выполнение соревновательной композиции со Вис на перекладине, прыжки через скакалку, упражнения в парах:

р л ь 66 баланс на руках и различных частях тела, передачи, правильные способы ловли, покачивания булав, фигурные

скакалкой и обручем "тележка"

67 движения

68 Упражнения кистью и рукой, Выполнение Броски мяча с утяжелителями и ограничителями

69 танцевальные комбинации, кинезиологические соревновательной композиции с обручем

70 упражнения. и мячом

71 Упражнения кистью и рукой, танцевальные комбинации, кинезиологические упражнения. Упражнения с булавами Выполнение соревновательной композиции со скакалкой Метание булав в цель, переброски теннисного мяча в парах/тройках

Март 72

73

74 Танцевальные движения, позы руками под музыку различного характера, растягивание лучезапястного сустава Отработка элементов с мячом из соревновательной композиции. Выполнение композиции с обручем. Переброски мяча, метание мяча в цель, вис на перекладине, "отжимания" из упора лежа на коленях

75

76

77 Упражнения кистью и рукой, танцевальные комбинации, кинезиологические упражнения. Упражнения с булавами Выполнение соревновательной композиции со скакалкой Метание булав в цель, переброски теннисного мяча в парах/тройках

78

79

80 Танцевальные движения, позы руками под музыку различного характера, растягивание лучезапястного сустава, кинезиологические упражнения Выполнение соревновательной композиции со скакалкой и обручем Переброски обруча в парах/тройках, вис на перекладине, "отжимания" из упора лежа на коленях

81

82

83 Упражнения кистью и рукой, танцевальные комбинации, кинезиологические упражнения. Упражнения с булавами Выполнение соревновательной композиции с обручем Переброски обруча в парах/тройках, вис на перекладине, "отжимания" из упора лежа на коленях

84

Апрель 85 Танцевальные движения, позы руками под музыку различного характера, растягивание лучезапястного сустава, кинезиологические упражнения Выполнение соревновательной композиции со скакалкой и обручем Переброски теннисного мяча в парах/тройках, метание в цель, жонглирование

86

87

88 Упражнения кистью и рукой, танцевальные комбинации, кинезиологические упражнения. Упражнения с булавами Выполнение соревновательной композиции со скакалкой Игры со скакалкой: "удочка", "тик-так", "зеркало", прыжки на скакалке вдвоем и др.

89

90 Танцевальные движения, позы руками под музыку различного характера, растягивание лучезапястного сустава, кинезиологические упражнения Выполнение композиций с мячом и с обручем Игры со скакалкой, переброски с мячом, "отжимания"

91

92

93 Упражнения кистью и рукой, танцевальные комбинации, кинезиологические упражнения. Упражнения с булавами Выполнение соревновательной композиции со скакалкой Игры со скакалкой, метание булав в цель, броски скакалки и вращения с утяжелителями

94

95 Танцевальные движения, позы руками под музыку различного характера, растягивание лучезапястного сустава, кинезиологические упражнения Выполнение композиций с обручем. Отработка элементов из соревновательной композиции с мячом Переброски мяча в парах/тройках, метание в цель, жонглирование теннисными мячами

96

97

р

й

98 КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

99

100 Отработка самых "слабых" элементов с предметами Выполнение композиций со скакалкой и обручем Игры со скакалкой, броски предметов с утяжелителями и ограничителями

101

102

103

104

105

106 СОРЕВНОВАНИЯ

107

108 Танцевальные движения, позы руками под музыку различного характера, растягивание лучезапястного сустава, кинезиологические упражнения Разучивание соревновательной композиции с булавами. Выполнение соревновательной композиции с мячом. Игры со скакалкой, жонглирование теннисными мячами, вис на перекладине

109

110 КОНТРОЛЬНЫЕ ЗАНЯТИЯ

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.