Досуговое пространство полиэтнического региона: культурологический анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Бороков, Рамазан Хамидович

  • Бороков, Рамазан Хамидович
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2007, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 172
Бороков, Рамазан Хамидович. Досуговое пространство полиэтнического региона: культурологический анализ: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Краснодар. 2007. 172 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Бороков, Рамазан Хамидович

Введение

Глава 1. Теоретические основы исследования досугового пространства

1.1 Структура и культурологический потенциал досугового пространства

1.2 Демографические, социальные и национально-ментальные различия и их влияние на организацию досугового пространства

Глава 2. Горнолыжные формы досуга и досуговое пространство

2.1 История становления и современное состояние горнолыжных форм досуга

2.2 Теоретическая разработка понятия, структуры, специфических особенностей досугового пространства горнолыжных курортов

Глава 3. Анализ современного состояния и проблемы повышения культуротворческого потенциала горнолыжных курортов в условиях Карачаево-Черкессии.

3.1 Особенности досугового потенциала Карачаево-Черкессии.

3.2 Инновационная модель культурного проектирования досугового пространства в условиях горнолыжных курортов Карачаево-Черкессии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Досуговое пространство полиэтнического региона: культурологический анализ»

Актуальность диссертационного исследования. Концентрация населения на ограниченной территории и сложности социального, экономического, экологического, морально-этического, духовного характера явились причиной повышенного интереса к пространству как особой категории, актуализации проблемы взаимосвязи культуры, общества и качества пространственной среды. Сформированная человеком естественным образом для облегчения выживания в Природе, сегодня пространственная среда превратилась в сложный, многоуровневый феномен, выполняющий множество социальных и культурных функций. Она дифференцировалась на множество фрагментов для большего соответствия выполняемым функциям и среди них все большую значимость приобретает досуговое пространство.

Актуальность исследования досугового пространства вытекает из новой ситуации. Досуговое поведение, досуговые предпочтения населения значительно видоизменились в связи с модернизацией самой досуговой деятельности, деидеологизацией, открытием границ, повышением уровня платежеспособности определенной части населения, модой, влиянием СМИ и т.д., в результате чего определенную степень распространения приобретают не лучшие образцы проведения досуга. Учреждения культуры в противовес им должны представить более позитивные, оздоравливающие, социально приемлемые формы досуга, имеющие воспитательное значение и культурный потенциал.

Такими позитивными формами досуга выступают горнолыжные, представляющие собой особое рекреационное досуговое направление, развивающееся на границе с любительскими и профессиональными видами спорта, но имеющие значительный социокультурный и воспитательный потенциал, этическое содержание, доставляющее субъекту досуга специфическое эмоциональное удовольствие в силу развертывания в особом досуговом пространстве.

Горнолыжные формы досуга в настоящее время востребованы, приобретают сегодня большую популярность, но как социокультурный феномен в научном плане они не разработаны, не определено их место в структуре досуговой деятельности, содержательное наполнение, специфические особенности. Ситуация осложняется тем, что наиболее популярные горнолыжные курорты России территориально расположены на Северном Кавказе - в регионе, сложном в политическом, этнонациональном отношении. А региональные условия накладывают особый отпечаток на формы проведения досуга в плане социальной и национально-ментальной приемлемости. Необходимость разработки оптимальной модели досуговой деятельности на горнолыжных курортах в условиях полиэтничного региона определяет актуальность данного диссертационного исследования.

Разработанность темы исследования. В такой формулировке тема исследования не рассматривалась в научной литературе. Отдельные ее аспекты изучены несколько лучше. Эта проблема многоаспектна, в ней выделены предметы исследования по множеству научных направлений: градоведение, урбанистика, урбан-социология. Особое значение приобретает проблема изучения пространственной среды философами, гносеологами, семиотиками, экологами культуры - Ортега-и-Гассет, А.Тойнби,Э.Фромм, А.Швейцер, А.И.Арнольдов, Л.П. Буева, С.Н.Иконникова, М.С.Каган, А.И.Марков, М.Мамардашвили, Г.Л.Тульчинский, А.Флиер и др.

В 80-е годы XX века усиливается интерес к изучению роли пространственной среды в социально-культурном развитии общества. М.П.Березин, В.А.Глазычев, В.Ю.Дукельский, А.И.Замиховская, Е.И.Изварин, Г.З.Каганов, Э.А.Орлова и другие акцентировали внимание на фундаментальной взаимосвязи пространственной среды и сознания, поведения, образа жизни. Проблемы соотношения биологического и социального, телесного и духовного в структуре человеческой деятельности рассматриваются в исследованиях В.К.Бальсевич, В.Д.Гончарова,

И.М.Быховской, Н.Г.Смирнова, Ю.М.Николаева, А.С.Орлова, Н.Ю.Веселовой и других.

Тема диссертации связана напрямую с досуговой деятельностью. Проблематика досуговой деятельности, в свою очередь, находится на «стыке» различных областей знания: философии, социологии, культурологии, педагогики, психологии, менеджмента. Научные разработки по рассматриваемому вопросу отличаются большим разнообразием, при этом их часть приходится на вторую половину 90-х -начало 2000 г.г. В этот период отмечена наибольшая активность в исследовательской деятельности проблем досуга. (М.А.Ариарский, Т.Г.Киселева, Ю.А.Стрельцов, А.Д. Жарков, В.М.Чижиков, А.С.Каргин, Е.М Клюско, Н.Ф.Максютин, Д.В.Шамсутдинова, Ю.Д.Красильников, Н.А.Хренов, Г.В.Головина и др.) Их издания представлены монографиями, статьями в научных сборниках, учебниках и учебных пособиях, в которых рассматривается история, теория и методика досуга, раскрывается деятельность учреждений культуры, технология создания культурно-досуговых программ, освещаются проблемы методического обеспечения досуговой деятельности, профессионального мастерства специалистов данной области и др.

Тема исследования также входит в рекреационное направление, развиваемое наукой в области спорта и туризма. В последние годы появилось много работ, раскрывающих методологические основы физической культуры и спортивной деятельности (О.А.Аяшев, В.М.Выдрин, В.А.Демин, Н.Н.Каргин, Л.И.Лубышева, В.А.Пономарчук, Н.А.Пономарев, В.И.Столяров, Ю.Ф.Курамшин, Ю.И.Портных), анализирующих философско-антропологические и культурологические аспекты физической культуры и спорта. Проблемы соотношения биологического и социального, телесного и духовного в структуре человеческой жизнедеятельности рассматриваются в исследованиях В.К.Бальсевич, В.Д.Гончарова,

И.М.Быховской, Н.Г.Смирнова, Ю.М.Николаева, А.С.Орлова, Н.Ю.Веселовой и других.

Вопросы, затрагиваемые в диссертации, касаются национальных аспектов региональной культуры, исследования культурного пространства региона и опирается на работы И.И.Горловой, В.М.Петрова, Н.Г.Денисова, С.Н.Иконниковой и др.

Природно-климатические и национальные особенности Карачаево-Черкессии представлены в работах местных авторов Е.П.Алексеевой, К.М.Алиева, Х.Х.Биджиева, А.Демакова, М.Малхозова, И.Каракотова, З.Н.Загаштоковой-Алемединовой, М.Махмяговой.

Объект диссертационного исследования - досуговое пространство.

Предмет диссертационного исследования - культуротворческий потенциал досугового пространства горнолыжных курортов в специфических условиях полиэтничного региона (на примере Карачаево-Черкесской республики).

Цель исследования - разработка инновационной модели культурного проектирования форм досугового пространства горнолыжных курортов в условиях полиэтничного региона.

Задачи исследования:

1. Рассмотреть соотношение досуговой деятельности и досугового пространства; выявить основные требования к досуговому пространству;

2. Охарактеризовать демографические, социальные и национально-ментальные различия досуговой деятельности и их влияние на организацию досугового пространства;

3. Разработать понятие и выявить специфические особенности горнолыжных форм досуга, определить их место в структуре досуговой деятельности;

4. Охарактеризовать досуговое пространство горнолыжных курортов;

5. Охарактеризовать социокультурный потенциал Карачаево-Черкессии;

6. Разработать оптимальную модель организации досугового пространства в условиях горнолыжных курортов Карачаево-Черкессии.

Исследование осуществлено посредством ряда этапов. На первом этапе (2002-2004г.г.) осуществлялся сбор материала по теме исследования, велась подготовка к экспериментальной части диссертации; на втором этапе (2005-начало 2006г.г.) осуществлено эмпирическое исследование социальной востребованности горнолыжных форм досуга, велась обработка его результатов; на третьем этапе (2006 - начало 2007 года) подводились итоги эмпирического исследования, проводилась апробация разработанной модели культурного проектирования форм досуга в условиях горнолыжных курортов Карачаево-Черкессии.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в теоретической характеристике досугового пространства. Признание правомерности идеи многообразия типов реальности в социальной практике позволили представить досуговое пространство на разных уровнях локализации, сформулировать понимание его структурной сложности, функциональности. Рассмотрены теоретические основы соотношения досуговой деятельности и досугового пространства. Уточнено понятие досуга как темпорального (временного) и деятельностного феномена, как процесса, осуществляющегося во времени и разворачивающегося в особом пространстве благодаря действиям субъекта по его заполнению.

Сформулированы требования к пространству досуга. Показано, что досуговое пространство в силу его специфических особенностей и функций представляет собой феномен, обладающий культурологическим потенциалом, поскольку оно должно соответствовать идеальным представлениям субъекта и «переживаться» им особенно ярко и эмоционально. Структура досугового пространства зависит от ракурса его рассмотрения (антропологический, функциональный, креативно-деятельностный) и предполагает принципиально разные характеристики.

Организация досугового пространства осуществляется по-разному в зависимости от демографических, социальных и национально-ментальных различий субъектов, поскольку они по-разному «чувствуют», «переживают» досуговое пространство, предъявляют свои требования.

Уточнена классификация форм досуга, расширено ее представление оздоравливающими, экстремальными, эпатажными формами, осуществляющимся в особом досуговом пространстве. На материале проведенного исследования охарактеризовано досуговое пространство горнолыжных курортов, выявлены факторы, влияющие на его культуротворческий потенциал, который обусловлен особый горными условиями, воздействующими на эмоциональную сферу, особой физической активностью субъекта в этом фрагменте досугового пространства. Горнолыжные формы досуга показаны как система воспроизводства человека в единстве природного, физического и духовного, что превращает его в средство саморазвития, формирует определенный образ жизни, систему ценностей, определяет специфику экзистенциального уровня бытия.

Осуществлен анализ современного состояния досуговой деятельности в условиях курортов Карачаево-Черкессии. Охарактеризован досуговый потенциал учреждений культуры Карачаево-Черкессии. Культурное пространство Карачаево-Черкессии представлено с нескольких точек зрения: эколого-краеведческой, исторической, этнонациональной, историко-культурной.

Разработана инновационная модель культурного проектирования досугового пространства в условиях горнолыжных курортов Карачаево-Черкессии., определены пути конструирования его социокультурной целостности.

Теоретическая значимость диссертационного исследования заключается в развитии научного знания о соотношении и взаимовлиянии досуговой деятельности и досугового пространства, специфических особенностях горнолыжного досугового пространства, а также влияния на организацию досугового пространства природно-климатических, этнонациональных и региональных факторов.

Практическая значимость диссертационного исследования состоит в выработке конкретных рекомендаций, позволь сщих оптимизировать досуговое пространство путем конструирования его социокультурной целостности, что позволит обогатить содержанием досуговую деятельность, повлиять на формы досугового поведения и это, в конечном итоге, должно повысить уровень средовой целостности конкретного фрагмента досугового пространства, повысить его культурный потенциал. Практическая значимость заключается также в разработке инновационной модели культурного проектирования форм досуга в условиях горнолыжных курортов, которая реализуется в практической деятельности учреждений культуры Карачаево-Черкессии и может быть взята за основу применительно к другим регионам России, имеющим сходные условия.

В диссертационном исследовании были использованы следующие методы: метод терминологического анализа - для определения понятий «досуг», «досуговое пространство», «досуговая деятельность», «горнолыжные формы досуга»; метод теоретического анализа - для определения места горнолыжных форм досуга в структуре досуговой деятельности, его специфических особенностей, внутреннего содержания, зависимости от многочисленных факторов; социологические методы, в частности, метод стандартизированного интервью - для определения степени востребованности горнолыжных форм досуга среди населения; метод анализа практической деятельности - для характеристики досугового потенциала учреждений культуры Карачаево-Черкессии.

Тема диссертационного исследования - междисциплинарная, поэтому ее разработка базируется на методологической базе, основу которой составляют труды авторитетных ученых в области социологии досуга

Л.А.Акимова, Б.А.Грушин, И.А.Бутенко, Р.Г. Грушина, Е.И.Добринская, Э.В.Соколов, Н.В.Котельникова, Б.Г.Мосалев), культурологии (В.С.Библер, Л.П.Буева, П.С.Гуревич, С.Н.Иконникова, А.С.Кармин, А.П.Марков, А.Моль, Л.И.Михайлова), педагогики досуга (А.Ф.Воловик, М.П.Пихлак, В.Я.Суртаев), регионоведения и региональной культурной политики (И.И.Горлова, Н.Г.Денисов, Т.А.Кудрина, Н.Г.Недвига, В.П.Петров). Базовой основой для темы исследования выступает аксиология - наука о ценностях, которая дает возможность определить степень ценности досугового пространства, его место в структуре ценностей. (А.Г.Здравомыслов, В.В.Крюков, В.Д.Пономарев, Э.В.Соколов). Заметной тенденцией последних десяти лет в публикациях по социально-культурной деятельности является тяготение к философскому осмыслению отрасли (Э.Берн, Ю.Г.Волков, М.С.Каган, А.Марков, Т.Титов, В.Суртаев, С.Н.Иконникова, Ю.А.Стрельцов, И.Хейзинга).

Положения, выносимые на защиту.

1. Теоретический анализ позволил выработать новое представление о досуговом пространстве как части пространственной среды. Если пространство предстает как фрагмент реальности, существующий объективно, в котором в астрономическом времени протекает жизнедеятельность субъектов, то пространственная среда творится и обустраивается субъектом, структурируется им в зависимости от возлагаемых функций и видов деятельности. Поэтому выделяется досуговое пространство как фрагмент пространственной среды, в котором разворачивается досуговая деятельность и выстраивается сложная система взаимной зависимости внутри этой системы. Досуговая деятельность предъявляет специфические требования к досуговому пространству в плане способности к реализации рекреативных, эстетических, социальных, информационных, коммуникационных и гедонистических функций, наличия досуговых атрибутов, выстраивания иерархической структуры - от фрагментов досугового пространства, имеющих меньшее значение и слабо концентрированные смыслы, к фрагментам с большим значением и более концентрированным смыслам.

Горнолыжные формы досуга несут в себе особый эмоциональный заряд в силу особенностей пространства и их воздействия на сенсорную систему человека, а его социокультурный потенциал реализуется через сознательно окультуренную физическую активность, где движение выступает средством удовлетворения и формирования многообразных потребностей человека, способствует его саморазвитию, самоактуализации, самопознанию и самосовершенствованию. Комплекс переживаний, составляющих экзистенциальный уровень этой формы досуга, система ценностей, формы общения и самопрезентации, предполагают обособление в особую мировоззренческую систему, превращая тем самым горнолыжный досуг в принцип мироощущения и жизнетворчества. Досуговое пространство горнолыжных курортов внутри конфликтно. Поскольку досуг в большинстве случаев связан с миграцией субъектов, являющихся носителями средового сознания. Рассогласование проявляет себя в доминировании развлекательных мероприятий по сравнению с познавательными, идейно-ориентирующими, развивающими, в особом внимании к развлечениям с элементами экстремальности, ориентированными на западный образ жизни, западные ценности.В условиях многонационального государства с поликультурным пространством такой сильный перекос недопустим, что требует разработки и активного внедрения таких форм досуга, которые служили бы противовесом, воспитывали бы культуру досуга, были позитивными, информационно-позн; нательными, социально приемлемыми для представителей других народов РФ с иными национально-ментальными особенностями и предпочтениями.

4. Сглаживанию противоречий способствует усиление культуротворческого потенциала досугового пространства, развитие его культурной самобытности. Культурная специализация, основанная на самобытности, должна стать доминантой конструирования социокультурной целостности досугового пространства, что предполагает включение самих жителей в сложный процесс осознания себя, осознания своей роли в обществе.

5. Природа и историческое прошлое Карачаево-Черкессии уникальны, ее социокультурный потенциал масштабен и разнообразен, в силу чего досуговые формы на ее горнолыжных курортах должны быть нацелены, с одной стороны, на полноценный отдых гостей, релаксацию, с другой стороны, - они должны нести информационно-познавательную функцию, обеспечивая знакомство с этнокультурными особенностями проживающих здесь народов, с их культурой, искусством, народным творчеством. Это позволит поддержать социокультурную сферу, одновременно разрушая негативные стереотипы и создавая новый имидж республики.

Апробация результатов диссертационного исследования осуществлялась автором в непосредственной профессиональной деятельности в должности министра культуры Карачаево-Черкесской республики, путем участия и выступлений на многочисленных совещаниях, конференциях, коллегиях, путем организации и проведения фестивалей, конкурсов, а также путем публикации материалов диссертации в научных сборниках, журналах, в том числе в журнале «Культурная жизнь Юга России» , являющегося реферируемым изданием, рекомендованным списком ВАК.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, списка литературы. В первой главе проанализированы теоретические основы исследования и направления модернизации досугового пространства. Во второй главе определено понятие, структура, специфические особенности досугового пространства горнолыжных курортов, охарактеризована историческая ретроспектива и сегодняшняя социальная востребованность. В третьей главе представлен культурный потенциал Карачаево-Черкессии в плане обогащения досугового пространства горнолыжных курортов и разработана инновационная модель культурного проектирования досугового пространства в условиях горнолыжных курортов Карачаево-Черкессии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Бороков, Рамазан Хамидович

Выводы к третьей главе

Анализ современного состояния и обоснование направлений модернизации досуговой деятельности в условиях горнолыжных курортов Карачаево-Черкессии позволили сделать следующие выводы:

1. Карачаево-Черкессия обладает уникальным потенциалом, не только рекреационно-оздоровительным, но и культурным, что может сделать досуг на горнолыжных курортах наполненным, ярким и незабываемым. Самобытность региона обусловлена природно-климатическими, историческими, этнонациональными и этнокультурными особенностями, ч> наличием на территории Карачаево-Черкессии уникальных по своему мировому значению памятников истории и культура, природных заповедников, научных учреждений, центров народного и профессионального искусства.

2. Многонациональный состав Карачаево-Черкессии, историческое прошлое населяющих ее мусульманских народов, в ментальности которых сохранились следы древних верований и принятого под влиянием Византии христианства, обусловливает проявление веротерпимости, толерантности, дружелюбия. А древние традиции и обычаи горских народов, такие как аталычество, гостеприимство, куначество и т.д. способствуют духовному единению представителей разных народов, их дружбе и взаимопомощи.

3. Народное искусство и декоративные ремесла Карачаево-Черкессии составляют фундамент ее культуры, бережно поддерживаются и развиваются учреждениями культуры, которые ставят перед собой цель содействия развитию профессионального и народного творчества, развития культурно-досуговой деятельности, сохранения и использования памятников истории и культуры, что должно способствовать стимулированию процессов организации культурной жизни республики, продолжению продуктивной работы учреждений культуры, обеспечению разнообразного культурного досуга населения и гостей республики. >

4. Решением проблемы дальнейшего сохранения и развития культуры и искусства Карачаево-Черкессии, профессионального и народного творчества может стать инновационная модель культурного проектирования форм досуга, учитывающая условия республики и наличие познавательного интереса к культуре населяющих ее народов.

5. Социальная стратегия инновационной модели культурного проектирования форм досуга в условиях горнолыжных курортов двойственна. С одной стороны, она направлена на современную, соответствующую сегодняшнему дню организацию форм досуга гостей Карачаево-Черкессии, развитие и удовлетворение познавательного интереса к культуре населяющих ,ее народов. С другой стороны, социальная стратегия нацелена на развитие культурного потенциала республики, поддержку и охрану его самобытности и уникальности.

6. Инновационная модель культурного проектирования форм досуга, учитывающая специфику горнолыжных курортов Карачаево-Черкессии, построена по матричному методу с разграничением мероприятий по разным основаниям деления:

- в соответствии с разграничением досуговых мероприятий на зимние, летние и универсальные формы;

- в соответствии с их ориентацией на различные социальные группы гостей курортов, их предпочтений;

- в соответствии с ориентацией на пассивные (зрелищные) и ч >' активные формы досуга;

- в соответствии с масштабом проводимых мероприятий на массовые, групповые и мелкогрупповые;

- в соответствии с ориентацией на развлекательные и информационно-познавательные мероприятия;

- по наличию этнонационального компонента в содержательном наполнении мероприятий.

Разработка модели культурного проектирования форм досуга преследовала цель - предоставление наиболее полного ассортимента досуговых услуг, соответствующих специфике Карачаево-Черкессии. 7. Акцент в разрабатываемой подели сделан на информационно-познавательных и развлекательных мероприятиях, имеющих местный колорит и этнонациональную -специфику. Этому способствовало выделение по содержательному наполнению мероприятий пяти блоков: эколого-краеведческого, этнонационального, этнокультурного, историко-краеведческого, современного, позволяющих комплексно раскрыть и наглядно показать потенциал Карачаево-Черкессии. Реализация подобной программы может стать действенным механизмом дальнейшего развития культурной жизни региона, средством упрочения и обогащения культурной самобытности народов Карачаево-Черкессии, модернизации деятельности учреждений культуры республики.

Заключение

Проведенный анализ развития досугового пространства в стране и направлений его модернизации, в том числе такого направления, как горнолыжные формы досуга, позволил реализовать поставленную цель диссертационного и решить заявленные задачи.

В частности, в рамках диссертационного исследования был проведен терминологический анализ совокупности понятий, имеющих отношение к досугу и досуговой деятельности. Терминологический анализ досуга позволил его рассматривать как семантически сложное понятие, тесно граничащее с понятиями «отдых», «свободное время», «релаксация», в то же время несводимое к ним. Досуг - это свободное время, заполненное чем-либо благодаря активности субъекта. Поэтому он имеет темпоральную (временную) и деятельностную составляющие, выступает как деятельность субъекта по освоению и заполнению свободного времени, в результате чего семантически совпадает с содержательным наполнением понятия «досуговая деятельность». Это понятие следует отличать от понятия «культурно-досуговая деятельность», которая выступает как деятельность учреждений культуры по организации досуга населения.

Досуг не только осуществляется во времени, но и разворачивается в пространстве, которое всегда территориально отделено и к нему предъявляются особые требования. В диссертации показано, что пространство в значительной мере влияет на эмоциональную удовлетворенность субъекта проведенным досугом.

Досуг осуществляется в многообразных формах, дифференцированных по разным основаниям деления. Для заявленной темы исследования наибольшее значение имеют такие основания деления, как выполняемые физические действия, активность (пассивность), планируемость (спонтанность), организованность (неорганизованность), численный состав субъектов досуга, зависимость от используемого досугового пространства, от природно-климатических условий. ,>.

Определены специфические характеристики досуга, которыми выступают цикличность, наполненность, интенсивность, функциональность. Последняя предполагает такое проведение досуга субъектом, которое находится в гармонии с его внутренним миром, многочисленными потребностями, социально приемлемо для окружающих, не наносит вреда другим людям, обществу, природе. В случаях, нарушающих это соответствие, уместно говорить о дисфункциональности досуга, о его эпатажных, саморазрушающих формах, опасных для здоровья отдельного субъекта и общества в целом.

Место досуга и формы его проведения в значительной мере зависят от демографических, социальных и национально-ментальных различий субъектов. Эти различия определяют шкалу предпочтений субъектов и в то же время выдвигают ограничения, не позволяющие использовать ту или иную форму досуга по причине возраста, несоответствия ценностям референтной группы, национальной, религиозной неприемлемости.

В постсоветской России досуг значительно видоизменился, поскольку изменились экономические условия, снизилось идеологическое давление, стала формироваться индустрия досуга, предполагающая новые виды развлечений, ранее технологически невозможные. Основные направления трансформации досуга - усиление разнообразия и улучшение комфорта в досуговой сфере; ориентация на западные стандарты в проведении досуга с одновременным усилением этнизации его форм, ростом их востребованности; доминирование развлекательных мероприятий по сравнению с познавательными, идейно-ориентированными, развивающими; влияние средств массовой информации на формирование моды на досуговые формы. Все это создает определенный перекос в сознании населения, приводит к распространению социально неприемлемых, саморазрушающих форм досуга, к развитию эпатажности, что создает необходимость развития культуры досуга, обновления целей и задач учреждений социокультурной сферы, разработки программ социального и культурного развития каждого региона с учетом его возможностей, специфики, национально-ментальных особенностей. Учреждения культуры должны противопоставить оздоравливающие, позитивные, социально приемлемые формы досуга. И к таким относятся, в первую очередь, горнолыжные ф. рмы.

Горнолыжные формы досуга представляют собой систему взаимосвязанных и взаимообусловленных специфических видов активности (спортивной и рекреационной), имеющих особое сочетание физического и духовного, которые могут быть реализованы в горных условиях. Они несут в себе особый эмоциональный заряд в силу особенностей пространства, природно-климатических условий и их воздействия на сенсорную систему человека.

Их социокультурный потенциал реализуется через сознательно окультуренную физическую активность, где двигательное действие выступает средством удовлетворения и формирования многообразных потребностей человека, способствует его .саморазвитию, самоактуализации, самопознанию и самосовершенствованию. Комплекс переживаний, чувствований, мыслей, составляющий экзистенциальный уровень этой формы досуга, система специфических ценностей, формы общения и самопрезентации, особое сознание предполагают обособление в специфическую мировоззренческую систему, составляющую целый пласт культурного бытия.

Интерес к горнолыжным формам досуга по историческим меркам невелик, насчитывает не более двух столетий, его возникновение связано с изменением образа жизни европейцев, зарождением спорта, стремлением к путешествиям в экзотические точки планеты. В отечественной истории и культуре этот интерес к горнолыжным формам досуга ярко проявил себя в период «хрущевской оттепели», освященный особой горной романтикой, породивший такое направление, как авторская песня, а также целое движение последователей в молодежной среде.

После перерыва, вызванного экономическими реформами и социальными потрясениями, интерес к горнолыжным курортам и формам досуга заявляет о себе все активнее. Эмпирическое исследование востребованности этой формы досуга показало, что в сознании российских граждан поездки в горы положительно окрашены, вызывают позитивные эмоции и приятные воспоминания у тех, кто там когда-либо бывал. Причем, желание посетить горнолыжные курорты в большинстве случаев не связано с систематическими занятиями горнолыжными видами спорта, а может быть реализовано в экскурсионной форме, в форме эко- и этнотуризма.

За годы реформ отечественные горнолыжные курорты, в том числе курорты Карачаево-Черкессии - самые известные в РФ, частично потеряли свой контингент, былую славу. Кроме того, территориальная близость «горячих точек», опасность терактов снижает их имидж, способствует развитию фобий у населения, в результате чего наблюдается отток потенциальных субъектов досуга на зарубежные горнолыжные курорты.

Главная задача, стоящая перед горнолыжными курортами Карачаево-Черкессии, перед социкультурной сферой республики, - разрушение сложившихся негативных стереотипов, повышение степени

V> и привлекательности досуговых услуг - задача, решение которой единственно возможно средствами культуры и искусства, позволяющими показать не только культурный потенциал народов Карачаево-Черкессии, но и глубже проникнуть в их историческое прошлое, обычаи и традиции, тем самым понять психологию, постичь «душу народа», его ментальность.

На горнолыжных курортах особый бюджет досугового времени, связанный с возможностью осуществления целевых форм лишь в течении светового дня при соответствующих климатических условиях. Если целевые формы досуга отработаны многолетней практикой, то остальное время должно быть заполнено не менее продуктивно. В этом плане важны не только развлекательные, но и информационно-познавательные мероприятия, что предопределяет необходимость разработки такой инновационной модели культурного проектирования форм досуга, которая бы учитывала эти факторы.

Анализ современного состояния и обоснование направлений модернизации досуговой деятельности в условиях горнолыжных курортов Карачаево-Черкессии позволили сделать вывод о том, что Карачаево-Черкессия обладает уникальным потенциалом, не только рекреационно-оздоровительным, но и культурным, и это может сделать досуг на горнолыжных курортах наполненным, ярким и незабываемым. Самобытность региона обусловлена природно-климатическими, историческими, этнонациональными и этнокультурными особенностями, наличием на территории Карачаево-Черкессии /ьикальных по своему мировому значению памятников истории и культуры, природных заповедников, научных учреждений, центров народного и профессионального искусства.

Многонациональный состав Карачаево-Черкессии, историческое прошлое населяющих ее мусульманских народов, в ментальное™ которых сохранились следы древних верований и принятого под влиянием Византии христианства, обусловливает проявление веротерпимости, толерантности, дружелюбия. А древние традиции и обычаи горских народов, такие как аталычество, гостеприимство, куначество и т.д. способствуют духовному единению представителей разных народов, их дружбе и взаимопомощи.

Народное искусство и декоративные ремесла Карачаево-Черкессии составляют фундамент ее культуры, бережно поддерживаются и развиваются учреждениями культуры, которые ставят перед собой цель содействия развитию профессионального и народного творчества, развития культурно-досуговой деятельности, сохранения и использования памятников истории и культуры, что должно способствовать стимулированию процессов организации культурной жизни республики, продолжению продуктивной работы учреждений культуры, обеспечению разнообразного культурного досуга населения и гостей республики.

Решением проблемы дальнейшего сохранения и развития культуры и искусства Карачаево-Черкессии, профессионального и народного творчества может стать инновационная модель культурного проектирования форм досуга, учитывающая наличие познавательного интереса к культуре населяющих ее народов. Социальная стратегия инновационной модели культурного проектирования форм досуга в условиях горнолыжных курортов двойственна. С одной стороны, она направлена на современную, соответствующую сегодняшнему дню организацию форм досуга гостей Карачаево-Черкессии, развитие и удовлетворение познавательного интереса к культуре населяющих ее народов. С другой стороны, социальная стратегия нацелена на развитие культурного потенциала республики, поддержку и охрану его самобытности и уникальности.

Инновационная модель культурного проектирования форм досуга, учитывающая специфику горнолыжных курортов Карачаево-Черкессии, построена по матричному методу с разграничением мероприятий по разным основаниям деления:

- в соответствии с разграничением досуговых мероприятий на зимние, летние и универсальные формы;

- в соответствии с их ориентацией на различные социальные группы гостей курортов, их предпочтений;

- в соответствии с ориентацией на пассивные (зрелищные) и активные формы досуга;

- в соответствии с масштабом проводимых мероприятий на массовые, групповые и мелкогрупповые;

- в соответствии с ориентацией на развлекательные и информационно-познавательные мероприятия;

- по наличию этнонационального компонента в содержательном наполнении мероприятий.

Разработка модели культурного проектирования форм досуга преследовала цель - предоставление наиболее полного ассортимента досуговых услуг, соответствующих специфике Карачаево-Черкессии. Акцент в разрабатываемой подели сделан на информационно-познавательных и развлекательных мероприятиях, имеющих местный колорит и этнонациональную специфику. Этому способствовало выделение по содержательному наполнению мероприятий пяти блоков: эколого-краеведческого, этнонационального, этнокультурного, историко-краеведческого, современного, позволяющих комплексно раскрыть и наглядно показать потенциал Карачаево-Черкессии. Реализация подобной программы может стать действенным механизмом дальнейшего развития культурной жизни региона, средством упрочения и обогащения культурной самобытности народов Карачаево-Черкессии, модернизации деятельности учреждений культуры республики.

Таким образом, поставленные во введении задачи исследования последовательно решены. За рамками диссертации остались многочисленные аспекты проблемы, связанные с необходимостью рассмотрения вопросов профессиональной подготовки кадров для осуществления мероприятий по организации досуговой деятельности в условиях горнолыжных курортов, разработки соответствующего менеджмента досуговой деятельности, связанного с необходимостью координации и кооперирования работы государственных и негосударственных предприятий и учреждений, подготовки методических рекомендаций, включающих разработку последовательных шагов в реализации разработанной инновационной программы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Бороков, Рамазан Хамидович, 2007 год

1. Акимова, JI.A. Социология досуга Текст.: учеб. пособие /Л.А.Акимова; МГУКИ.-М., 2003.-124с.

2. Алексеева, Е.П. Археологические памятники Карачаево-Черкессии Текст. /Е.П.Алексеева. -М.,1992.

3. Алексеева, Е.П. Из Финикии и Египта Текст. /Е.П.Алексеева. // День республики.-1992.-6 мая.

4. Алексеева, Е.П. Вопросы Средневековой археологии Северного Кавказа. Текст. /Е.П.Алексеева. -Черкесск, 1998.

5. Алексеева, Е.П. Археологические памятники Карачаево-Черкессии. Текст. /Е.П.Алексеева. Черкесск, 1992.

6. Алексеева, Е.П. Стекло из Египта, шелка из Китая . Текст. /Е.П.Алексеева. //День республики. -1992. 21 мая.

7. Алиев, К.М. Аланский мир 2. Храмы и башни Текст. / К.М.Алиев. -Черкесск, 2001.

8. Андреева,. А. Ученые раскрыли тайну Сентинского храма Текст./А. Андреева. // Комсомольская правда. -2004. -9 апр.

9. Ариарский, М.А. Прикладная культурология Текст./ М.А.Ариарский; изд.2-е, испр. и доп. -СПб.: Изд-во «Эго», 2001. -288с.

10. Арсеньев, А.С. Анализ развивающегося понятия Текст. / А.С.Арсеньев, В.С.Библер, Б.М.Кедров. -М.,1967. -276с.

11. Асаинова, М.В. Формирование профессиональной компетенции менеджеров социально-культурной деятельности в вузах культуры и искусства Текст.: автореф. дис. . канд. пед.наук/М.В.Асаинова. -М., 2005. -24с.

12. Ахмадиева, Р.Ш. Традиции и новаторство в культуре Текст./ Р.Ш.Ахмадиева. // Научно-методические основы модернизации содержания социокультурного образования. -Казань, 2004.-С. 123-126.

13. Белоусова, Т. Спас Нерукотворный Текст. / Т.Белоусова. // Совершенно секретно. -2000. -№12.

14. Берн, Э. Игры, в которые играют люди. Люди, которые играют в игры Текст./ Э.Берн. -СПб: Лениздат, 1992. -400с.

15. Бестужев-Лада, И.В. Деградация искусства XX века глазами социолога Текст. / И.В.Бестужев-Лада. // Искусство и образование. -1998. №4. С.81-89.

16. Библер, B.C. Культура: диалог культур Текст. /В.С.Библер. // Вопр. философии.-1989.-№6.-С.34-46.

17. Биджиев, Х.Х. Тюрки Северного Кавказа. Текст./ Х.Х.Биджиев. -Черкесск, 1997.

18. Бондарев, Н. Архыз. TeKCt. / Н.Бслдарев, Л. Вегенер. -Ставрополь, 1972.

19. Бороков, Р.Х. Горнолыжные формы досуга: социокультурный потенциал Текст. / Р.Х.Бороков. // Культурная жизнь Юга России. -2006. -№5.-С. 11-14.

20. Бороков, Р.Х. Досуговый потенциал Карачаево-Черкессии Текст./Р.Х.Бороков. Черкесск., 2006. -24с.

21. Бороков, Р.Х. Особенности и опыт организации досуговой деятельности в учреждениях культуры Карачаево-Черкессии Текст./Р.Х.Бороков.-Черкесск, 2005. -18с.

22. Буева, Л.П. Социокультурный опыт и механизмы его усвоения. Текст. / Л.П.Буева. // Общественные науки-. -1985.-.N"q3. -С.84-98.

23. Бутенко, И.А. Качество свободного времени богатых и бедных. Текст. / И.А.Бутенко.// СОЦИС. -1998. -№7. -С.82-89.

24. Веселова, Н.Ю. Формирование профессионального самосознания специалистов сферы туризма в процессе педагогической подготовки Текст.: автореф. дис.канд. пед.наук./Н.Ю.Веселова. -Краснодар, 2002.-21с.

25. Волков, Ю.Г. Многомерный мир современного человека Текст. / Ю.Г.Волков, В.С.Поликарпов. -М.,1998.-286с.

26. Воловик, А.Ф. Педагогика досуга Текст.: учебник / А.Ф. Воловик, В.А.Воловик. -М: «Флинта», 1998. -232с.

27. Головина, Г.В. Библиографическое обеспечение досуговой деятельности Текст.: автореф. дис. . канд.пед.наук / Г.В.Головина. -Краснодар, 2005. -19с.

28. Горлова, И.И. Культурная политика в современной России: региональный аспект Текст.: учеб.пособие /И.И.Горлова. -Краснодар, 1998. -319с.

29. Горлова, И.И. Культурная политика в условиях переходного периода: федеральный и региональный аспекты Текст.: автореф. дис.д-ра филос. наук/И.И.Горлова.-М., 1997. -41с.

30. Горлова, И.И. Региональная культура и культурная политика Текст. /И.И.Горлова. // Региональные факторы развития культуры: информационный аспект. Сб.статей. Проблемы информационной культуры. -Вып.8. Краснодар, 1999.-С.30-43.

31. Грандова, Е. Сколько стоит безумие Exstreme show в отечественном эфире Текст. /Е.Грандова. // Культура. -2003. -№11. -20-26 марта. -С.6.

32. Гриценко, В.П. Семиотическая реальность, семиотическая машина и семиосфера Текст. / В.П.Гриценко. -Краснодар, 2000. -248с.

33. Грушин, Б.А. Свободное время. Актуальные проблемы Текст. /Б.А.Грушин. -М.: Мысль, 1967.-175с.

34. Грязнова, Е.В. Компьютерное общение как социальный феномен Текст.: автореф.дис. . канд. филос. наук. /Е.В.Грязнова. -Н.Новгород,2001 .-29с.

35. Гуревич, А.Я. Проблема ментальности в современной историографии Текст. /А.Я.Гуревич. // Всеобщая история: дискуссии, новые подходы. -Вып.1. -М.: Наука, 1989. -С.75-89.

36. Гуревич, П.С. Культурология Текст.: учебник /Изд. 3-е; АЛ.Гуревич. -М.: Гардарики, 1999. -288с.

37. Гурова, Р.Г. Современная молодежь: социальные ценности и нравственные ориентации Текст. /Р.Г.Гурова. // Педагогика. -2000. -№10. -С.32-38.

38. Денисов, Н.Г. Региональные субьс/сы социокультурного развития: структура и функцииТекст.: автореф. дис. .д-ра филос. наукЖГ.Денисов. М., 1999.-44с.

39. Демаков, А.А. Архызский лик потаенная икона Текст. /А.А.Демаков. - Нижний Архыз, 2001.

40. Демаков, А. Путешествие в Средневековье Текст./ А.Демаков. // Ленинское знамя, 1987. -20 янв.

41. Демаков, А. По Шелковому пути Текст. / А.Демаков. // День республики. -1992. -18 апр.

42. Демаков, А. Восемь дней в Средневековье Текст. /А.Демаков.// Ленинское знамя, 1987. -8 дек.

43. Добринская, Е.И. Свободное время и развитие личности Текст. / Е.И.Добринская, Э.В.Соколов. -Л.: Знание, 1983.-32с.

44. Ершова, О.В. Технология обучения постановщиков культурно-досуговых программ пластике и хореографии Текст. / О.В. Ершова. // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: Сб.науч. тр. -Вып.2. -М., 2001. -С. 126-136.

45. Ефременков, К.Н. Олимпийское образование как социокультурный феномен в педагогическом пространстве современной России Текст.: Монография / К.Н.Ефременков. -Смоленск: Изд-во Смоленского гос. ин-та физической культуры, 2003. -372с.

46. Загаштокова-Алемединова, З.Н. Художественная культура полиэтнической Карачаево-Черкессии как исторически сложившейся целостности Текст. / З.Н.Загаштокова-Алемединова. -Черкесск, 2003.

47. Запесоцкий, А.С. Молодежь в современном мире: проблемы индивидуализации и социально-куль1урной интеграции Текст. / А.С.Запесоцкий. -СПб, 1996.-3 50с.

48. Здравомыслов, А.Г. Потребности, интересы, ценности Текст. / А.Г.Здравомыслов. -М.: Политиздат, 1986.-223с.

49. Зухора, К. Сближение спорта с искусством Текст. / К.Зухора. // От идеи Кубертена к модели спорта XXI века. -М, Смоленск, 1996. -С.117-125.

50. Жарков, А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности Текст.: учеб.пособие для студентов вузов культуры и искусства / А.Д.Жарков. -М.: Искусство, 1998. -248с.

51. Жбанков, М.Р. Игра: новейший философский словарь Текст./ М.Р.Жбанков. -Минск: изд-во В.М.Скакун, 1998. -252с.

52. Иванова, В.А. Массовая тревожность россиян как препятствие интеграции общества Текст. / В.А.Иванова, В.Н.Шубкин. // Социологические исследования. -2205. -№2.-С.22-28.

53. Игра Текст. // Новая философская энциклопедия: В 4-х т. -Т 2. -М.: Мысль, 2001.-С.67-70.

54. Ионин, Л.Г. Социология культуры Текст. /Л.Г.Ионин; 2-е изд. -М.: Логос, 1998.-278с.

55. История ментальностей, историческая антропология. Зарубежные исследования в обзорах и рефератах Текст. -М.: Ин-т всеобщей истории РАН. -М., 1996. -255с.

56. Каган, М.С. Человеческая деятельность Текст. / М.С.Каган. -М.: Политиздат, 1974.-3 28с.

57. Каган, М.С. Философия культуры Текст. /М.С.Каган. -СПб: Петрополис, 1996.-416с.

58. Каракотов, И. Карачаевцы: Историко-этнографический очерк. Текст. /И.Каракотов. -Черкесск, 1978. -356с.

59. Карачаево-Черкесская республика Текст. // Российская газета. -2005.-28 июля.-С. 18.

60. Карелина, А. Заоблачная академия. Единственный эколого-просветительный центр Северного Кавказа работает в Теберде Текст. / А.Карелина. // Российская газета. -2000. -28 июля. -С.34.

61. Карелина, А. Семь минут до вершины Текст. / А.Карелина. // Российская газета. -2005. -28 июля. -С.ЗЗ.

62. Каргин, А.С. Функциональный аспект досуга в истории цивилизации Текст. / А.С.Каргин, Н.А.Хренов. // Традиционные формы досуга: история и современность. Сб. статей. -М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1993. -С. 11-50.

63. Кармин, А.С. Культурология Текст.: учебник / А.С.Кармин. -СПб: Лань, 2001.-830с.

64. Киселева, Т.Г. Социально-культурная деятельность Текст.: учебник / Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников-. -М: МГУКИ, 2004. -540с.

65. Клюско, Е.М. Культурно-досуговая деятельность населения России: Теоретико-методологический и исторический аспект Текст.: учеб. пособие для студентов вузов культуры. /Е.М.Клюско; изд.2-е. -М: МГУКИ, 1999.-132с.

66. Козлова, B.C. Спорт как социально-зрелищная сфера: формирование, функционирование, управление Текст.: Автореф. дис. .д-ра социол. наук /В.С.Козлова. -Орел, 2005.-61с.

67. Козлова, B.C. Спорт как зрелищная сфера Текст. /В.С.Козлова. -Минск, 2005. -320с.

68. Кон, И.С. НТР и проблемы социализации Текст. / И.С.Кон. -М.: Политиздат, 1988. -140с.

69. Кон, И.С. В поисках себя. Личность и ее самосознание Текст. / И.С.Кон. -М.: Политиздат, 1984. -336с.

70. Конституция и государственные символы Текст. // Российская газета. -2005. -28 июля. -С. 18.

71. Концепция развития культуры и искусства РФ Текст. //Ориентиры культурной политики. 1995. -№6. -С.56-57.

72. Котельникова, Н.В. Инновационные тенденции в сфере молодежного досуга в современной России. Социология культуры, духовной жизни Текст.: автореф. дис. . канд. социол. наук. / Н.В.Котельникова. - Ставрополь; Ставропольский гос. ун-т, 2003. -22с.

73. Кравченко, С.А. Социология и вызовы современной социокультурной динамикиТекст. / С.А.Кравченко, В.Л.Романов. // Социологические исследования. -2004. -№8.-С.З-11.

74. Краткий словарь по социологии Текст. / под общ. ред. Д.М.Гвишиани, Н.И.Лапина; сост. Э.М.Коржева, Н.Ф.Наумова.-М. Политиздат, 1988.-479с.

75. Крюков, В.В. Феномен ценности в культуре Текст. / В.В.Крюков. // Философия и ее место в культуре: сб. науч. тр. -Новосибирск: Наука. Сиб. отд-ние., 1990. -С.75-88.

76. Кудрина, Т.А. Политика и культура Текст. /Т.А.Кудрина. -М.,1993.-70с.

77. Кудрявцев, В.Н. Социальные деформации: причины, механизмы, пути преодоления Текст. /В.Н.Кудрявцев. -М.,1992. -133с.

78. Кузин, О.С. Классификация и причины возникновения неформальных объединений в современных условиях Текст.: автореф. дис. канд. филос. наук /О.С.Кузин. -М.,1998. -33с.

79. Кузнецов, В.А. В верховьях Большого Зеленчука Текст. / В.А.Кузнецов. -М.,1977.

80. Куликова, И.В. Игра как способ освоения мира человеком Текст.: Автореф дис. .канд.филос.наук. /И.В.Куликова. -М,1999.-30с.

81. Культурная политика России: История и современность Текст. -М.:ГИВЦ МК РФ, 1996. -217с. (Ориентиры культурной политики. -№2-3)

82. Культурная политика России: История и современность. Два взгляда на одну проблему Текст. / отв. ред. И.А.Бутенко, К.Г.Разлогов. -М: Либерея, 1998. -296с.

83. Культурно-досуговая деятельность: теория, практика и методика научных иследований Текст.: учеб.пособие. -М.,1994. -112с.

84. Культурно-досуговая деятельность Текст.: учебник / под науч. ред академика РАЕН А.Д.Жаркова и проф. В.М.Чижикова. -М.: МГУК, 1998. -452с.

85. Культурно-досуговая деятельность: перспективы развития и проблемы регулирования Текст. -Свердловск: УРО АН СССР, 1991. -107с.

86. Культурология. XX век Текст.: Антология -М.: Юрист, 1995. -703с.

87. Куракеева, М. Храм оставленный, все храм Текст./ М.Куракеева. // День республики. -2000. -11 апр.

88. Куценко, В. А. Культура: испытание рынком Текст. / В.А.Куценко. //Социально-полит.науки. -1991. -№12. -С. 12-17.

89. Лавров, Л.И. «Обезы» русских летописей Текст. / Л.И.Лавров. -Черкесск, КЧИГИ, 1993. -24с.

90. Литвинова, М.В. Массовые праздники и зрелища как культурный феномен Текст.: автореф.дис. . канд. филос. наук/ М.В.Литвинова. -Белгород, 2002.-18с.

91. Лисовский, В.Т. Молодежь о времени и о себе: результаты социологического исследования Текст. / В.Т.Лисовский. // Педагогика, 1998.-№4. -С.40-46.

92. Максютин, Н.Ф. Культура. Досуг. Социально-культурная деятельность Текст. / Н.Ф.Максютин. -Казань: Медицина, 1999. -88с.

93. Максютин, Н.Ф. Культурно-досуговая деятельность Текст.: учеб.пособие/Н.Ф.Максютин. Казань: Медицина, 1999.-140с.

94. Максютин, Н.Ф. Очерки истории досуга Текст. / Н.Ф. Максютин. Казань: Медицина, 1998. -127с.

95. Малхозов, М. Абазины: Историко-этнографический очерк Текст./ М.Малхозов. -Черкесск, 1989.

96. Маркова, А.К. Психология профессионализма Текст. / А.К.Маркова.-М.,1996.-308с.

97. Марков, А.П. Отечественная культура как предмет культурологии Текст.: учеб.пособие/ А.П.Марков. -СПб, 1996.

98. Мамхягова, М. Этнопедагогика празднично-обрядовой культуры адыгов Текст.: автореф. дис. . канд. пед. наук / М.Мамхягова. -М.: МГУКИ, 2000. -22с.

99. Мижев, У. Талант народу Текст./ У.Мижев. // Къарачай. -2002. -18 окт. - на карач. яз.

100. Михайлова, Л.И. Народная художественная культура: детерминанты, тенденции и закономерности социодинамики Текст.: моногр. / Л.И.Михайлова.-М.: Вузовская книга, 2001. -264с.

101. Михайлова, Л.И. Социодинамика народной художественной культуры: детерминанты, тенденции, закономерности Текст. / Л.И.Михайлова. -М.: Вузовская книга, 1999. -240с.

102. Моль, А. Социодинамика культуры Текст. / А.Моль. -М.: Прогресс, 1973. -406с.

103. Мосалев, Б.Г. Досуг: методология и методика социологических исследований Текст.учеб.пособие / Б.Г. Мосалев. -М.: МГУК, 1995. -96с.

104. Мустаев, М.Б. Теоретические основы межнационального общения Текст. /М.Б.Мустаев. // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: сб.науч. тр.-Вып.2. -М, 2001.-С. 179-180.

105. Наурузов, Н. Установлена тайна Сентинского храма Текст. /Н. Наурузов. // Северный Кавказ. -2004. -15 мая.

106. Новаторов, В.Е. Культурно-досуговая деятельность Текст.: словарь-справочник. / В.Е.Новаторов. -Омск, 1992.-182с.

107. Омельченко, Е.Л. Молодежные культуры и субкультуры Текст. / Е.Л.Омельченко. -М, 2000.

108. Организационно-управленческие проблемы социально-культурной деятельности: поиски, прогнозы, технологии Текст.: тез.докл. / науч.ред. В.Я.Суртаев. -Ростов-н/Д, 2002. -41с.

109. Ортега-и-Гассет X. О спортивно-праздничном чувстве жизни Текст. / Х.Ортега-и-Гассет. // Философские науки. -1991. -№12. -С.137-152.

110. Очерки истории Ставропольского края Текст. /под ред. В.П.Невской.-Ставрополь, 1984.

111. Орлов, А.С. Социология рекреации Текст. / А.С.Орлов. -М.: Наука, 1996.-148с.

112. Пензиков, Ю. Хлебные нивы древнего Архыза Текст. / Ю.Пензиков. // День республики. -1992. -10 окт.

113. Пензиков, Ю. «Шелковая дорога» Текст. / Ю.Пензиков. // День республики. -1992. 11 дек.

114. Пихлак, М.П. Педагогические условия реализации социализирующих функций общения в досуговых объединениях Текст.: автореф. дис. канд. пед.наук/М.П.Пихлак; МГУКИ. -М., 2000.-24с.

115. Пономарев, В. Д. Аксиология игровой культуры Текст.

116. B.Д.Пономарев. //Вестник МГУКИ, -2004. -№2, -С.69-74.

117. Пономарев, В.Д. Аксиология игры в культурологии Йохана Хейзинге Текст. / В.Д.Пономарев. // Культурология в теоретическом и прикладном изменении. -Кемерово, 2001. -С.76-83.

118. Приходько, С.В. Народная художественная культура как фактор духовного возрождения общества Текст.: автореф. дис. канд.пед. наук /

119. C.В .Приходько. -М.: МГУК, 1997. -22с.

120. Роткевич, Е. Однорукие бандиты. Новая национальная болезнь -«патологическая склонность к азартным играм» Текст. /Е. Роткевич. // Известия. -2004. -1 апр. -С. 1-2.

121. Салмин, В. Автомат потрошитель. Завсегдатаи игорных залов теряют не только деньги, но и здоровье Текст./ В.Салмин. // Известия, -2003.-1 апр. -С.9.

122. Семенов, В.И. Искусство как межличностная коммуникация (Социально-психологическая концепция) Текст. / В.И.Семенов. -СПб, 1995. -200с.

123. Сикевич, З.В. Молодежная культура: «за и «против». Заметки социолога Текст. /З.В.Сикевич. -JL, 1990.

124. Стеклова, В. Здесь вам не равнинаТекст.: / В.Стеклова. // Российская газета. -2005. -28 июля. -С.33.

125. Стеклова, В. Кто поставил крест на Шёлковом пути? Текст./ В.Стеклова. // Российская газета. -2005. -28 июля. -С.31.

126. Стеклова, В. Три наряда судьбы. Имя Назифат Текеевой из аула Сары-Тюз известно всей республике. Текст. / В.Стеклова. // Российская газета. -2005. -28 июля, -С.37.

127. Современные технологии социально-культурной деятельности Текст.: учеб.пособие. Тамбов: Изд-во ТГУ им. Г.Р.Державина, 2002. -504с.

128. Социально-культурная деятельность: История. Теоретические основы. Сферы реализации. Субъекты/ Ресурсы. Технологии. Текст. / МГУКИ; Т.Г.Киселева, Ю.Д.Красильников. -М.: Изд-во МГУКИ, 2001. -136с.

129. Соколов, А.В. Феномен социально-культурной деятельности, Текст. / А.В.Соколов. -СПб.: Изд-во СПбГУП, 2003. -204с.

130. Соколов, Э.В. Культурология. Очерки теории культуры Текст.: пособие для учащихся /Э.В.Соколов, -М.: Интерполис, 1994. -269с.

131. Соколов, Э.В. Свободное время и культура досуга Текст. /' Э.В.Соколов. -Л.: Лениздат, 1977.-207с.

132. Соколов, Э.В. Рациональное использование времени и культура досуга Текст. / Э.В.Соколов. И Социология культуры. -.11,1982. -С 23 -45.

133. Стрельцов, Ю.А. Культурология досуг,? (Текст.: учеб.пособие / Ю.А.Стрел&цов. -М.: Изд-во МГУКИ, 2002. -184с.j : . 141. Стрельцов, Ю.А. Социальная педагогика досуга Текст.: учебное пособие / ЮА.Стрельцов. -М.: Изд-во МГУК, 1996. -128с.

134. Суртаев, В.Я. Социология молодежного досуга Текст. / В.Я.Суртаев. -СПб -Ростов-н/Д: Изд-во- «Гефест», 1998. -224с,

135. Суртаев, В.Я. Молодежь и искусство Текст. / В.Я.Суртаев. -СПб, 2002. -352с.- 144. Суртаев, В.Я. Игра как социокультурный феномен Текст. / В.Я.Суртаев. -СПб, 2005. -269с.

136. Ткалич, С.К. Дизайн как инновационный компонент в технологии культурно-досуговой деятельности Текст. / С.К.Ткалич. // Инновационные технологии обучения культурно-досуговой деятельности: сб. науч. тр. -Вып.2. -М., 2001. -С. 150-160.

137. Традиционные формы досуга: история и современность Текст.: сб. науч. тр. /сост. Н.А.Хренов. -М.: Гос. респ. центр русского фольклора, 1996.-231с.

138. Трубилина, М. Играйте, вы заказаны. Экстремальные развлечения новая московская «фишка» Текст. / М.Трубилина. //. Российская газета. -2004. -24 дек. -С.26.

139. Уткин, П.И. Народные художественные промыслы Текст.: учебник для проф. учеб. заведений. / П.И.Уткин, Н.С.Королева. -М.: Высш. школа, 1992.-159с.

140. Червонная, С.М. Карачаево-Балкарское искусство перед лицом национальных потрясений и трагедий далекого и близкого Текст. / С.М.Червонная. // Ас-Аслан. -1998. -№1. -С.415-453.

141. Чижиков, В.М. Методическое обеспечение культурно-досуговой деятельности Текст.: учеб. пособие / В.М.Чижиков. -М., 1991. -143с.

142. Чижиков, В.М. Профессиональное мастерство специалистов социально-культурной деятельности Текст./ В.М.Чижиков. // Культурно-досуговая деятельность: учебник / под науч. ред. А. Д. Жаркова и В. М. Чижикова. -М.: МГУК,1998. -С.347-381.

143. Чижиков, В.М. Формы профессиональных отношений в учреждениях культуры Текст. / В.М.Чижиков. // Инновационные технологии подготовки социокультурных менеджеров: сб. науч. ст. -Вып.2. -М., 2004. -С.3-11.

144. Шамсутдинова, Д.В. Досуговая деятельность как фактор социально-культурной интеграции личности Текст.: автореф. дис. . д-ра пед. наук/ Д.В.Шамсутдинова. -СПб, 2002. -41с.

145. Щедровицкий, Г.П. Игры для взрослых Текст. / Г.П.Щедровицкий. // Смена. -1989. -5 февр.

146. Щепаньский, Я. Элементарные понятия социологии Текст. / Я.Щепаньский. -М.: Прогресс, 1969. -240с.

147. Хейзинга, И. Homo ludens. В тени завтрашнего дня Текст. / И.Хейзинга. -М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. -464с.

148. Хренов, Н.А. Мифология досуга Текст. / Н.А.Хренов. -М.: Изд-во Гос. респ. центра русского фольклора. -1998. -448с.

149. Яковлева, М.В. Мода как игровое пространство Текст.: / М.В.Яковлева. // Игровое пространство культуры: Материалы научного форума 16-19 апреля 2002. -СПб.: Евразия, 2002. -С.355-359.

150. Янковская, JI.B. Личность и современная информационная цивилизация Текст. / Л.В.Янковская. // Информационная свобода и информационная безопасность. Матер. Междунар. науч. конфер. -Краснодар, 30-31 окт. 2001.-Краснодар, 2001.-С.51-53.

151. Ядов, В.А. Социологическое исследование. Методология, программа. Методы Текст./ В.А.Ядов. -М.:Наука, 1972. -239с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.