Доверие и недоверие как типы ориентаций в формах трансляции культуры тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.13, кандидат философских наук Попков, Сергей Михайлович

  • Попков, Сергей Михайлович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2013, Волгоград
  • Специальность ВАК РФ09.00.13
  • Количество страниц 156
Попков, Сергей Михайлович. Доверие и недоверие как типы ориентаций в формах трансляции культуры: дис. кандидат философских наук: 09.00.13 - Философия и история религии, философская антропология, философия культуры. Волгоград. 2013. 156 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Попков, Сергей Михайлович

ОГЛАВЛЕНИЕ

Введение

Глава 1. Историко-философские и теоретико-методологические основы исследования феноменов доверия и недоверия

1.1. Доверие и недоверие к культуре в истории философии

1.2. Понятийный статус «доверия» и «недоверия» как культурных концептов

1.3. Доверие (недоверие) как система и акт

Глава 2. Доверие и недоверие в формах трансляции культуры

2.1. Доверие и недоверие к поведенческому образцу и мимесису в демонстративных формах передачи культурного опыта

2.2. Доверие и недоверие к норме в императивных формах трансляции культуры

2.3. Доверие и недоверие к ценностям в ценностно-селективных формах передачи культурного опыта

2.4. Доверие и недоверие к разуму в рационально-теоретических формах трансляции культуры

Заключение

Список использованной литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Доверие и недоверие как типы ориентаций в формах трансляции культуры»

Введение

Актуальность исследования феноменов «доверие» и «недоверие» в философии культуры связана с социокультурными и собственно философскими причинами. В XX в. начался процесс глобализации, который проходит весьма противоречиво: мировой экономический кризис, мировые войны, постоянное балансирование разных регионов и стран между миром и войной, глобальные масштабы техногенных и экологических катастроф. Эти процессы усиливают риски, опасности, неопределённости, лишают человека душевных и духовных опор своего существования, угашают чувства эмпатии, душевной близости, терпимости и милосердия. Не случайно У. Бек назвал современное общество «обществом риска». Обращая внимание на опасности технически-машинной цивилизации, H.A. Бердяев подчёркивал, что «когда человеку дается сила, которой он может управлять миром и может истребить значительную часть человечества и культуры, тогда все делается зависящим от духовного и нравственного состояния человека, от того, во имя чего он будет употреблять эту силу, какого он духа».

Но современная культура оказалась не в состоянии защитить человека, так как сама находится в глубоком кризисе. Она испытывает двойное давление как со стороны господствующего в ней постмодернизма, порывающего с многовековыми традициями культуры, так и со стороны массовой культуры, сформировавшей тип человека-потребителя с гедонистическими желаниями. Культурный плюрализм обернулся «столкновением цивилизаций (С. Хантингтон) Севера и Юга, имевшим конфессиональные основания. Россия, едва успев пережить «культурную травму» (П. Штомпка) советского периода, с политикой двух культур (социалистической и буржуазной), попала под пресс вестернизации отечественной культуры, а россияне испытывают кризис коллективной идентичности. В этих условиях обращение к теме доверия и недоверия к культуре и их роли в базисных формах трансляции культуры становится актуальным в философии.

К сожалению, в философской рефлексии доверие (недоверие) до сих пор не являются самостоятельными объектами понимания. Даже в философии культуры и этике исследование доверия (недоверия) не имеет значительных теоретических

з

результатов. Интеллектуальная монополия на изучение доверия принадлежит психологии, ограничивающей свои поиски такими формами доверия, как доверие к Другому и доверие к себе, и социологии, исследующей преимущественно политическое доверие (недоверие). Тем самым область доверия и недоверия к культуре осталась вне теоретических интересов. В современной литературе преобладает узкопредметный подход к феноменам доверия и недоверия, не используются возможности междисциплинарного синтеза.

Степень научной разработанности проблемы. Проблематика доверия к культуре рассматривалась в истории философии в учениях 3. Фрейда, Э. Гуссерля, А. Вебера, H.A. Бердяева, О. Шпенглера, А. Швейцера, И.А. Ильина, X. Ортеги-и-Гассета, Г. Маркузе, А. Камю, а недоверия - в учениях киников, Ж.-Ж. Руссо, JI.H. Толстого, Д.И. Писарева, М. Штирнера, Ф. Ницше, Ж. Делёза и Ф. Гваттари.

Доверие (реже - недоверие) широко исследовалось в различных отраслях психологии, особенно при рассмотрении двух проблем. Одна - проблема самораскрытия личности (Н.В. Амяга, Р. Бунс, Ф.Е. Василюк, С. Джурард, М. Дойч, В.П. Зинченко, И.Б. Котова, П. Ласкоу, А. Маслоу, С.Р. Пантелеев, A.B. Петровский, В.А. Петровский, В.Г. Ромек, Т.П. Скрипкина, В.И. Слободчиков, И.И. Чеснокова, Р.У. Эмерсон, С.Г. Якобсон). Другая - проблема общения и межличностных отношений (И. Алтман, A.A. Бодалев, К. Гиффин, А.И. Донцов, Г.А. Ковалев, Я.Л. Коломинский, К. Кук, М.И. Лисина, В.Н. Мясищев, H.H. Обозов, Б.Р. Пэттон, К. Роджерс, Дж. Роттер, B.C. Сафонов, В. Свэп, O.A. Тейлор, П. Эке, Э. Эриксон). Вместе с тем, считает Т.П. Скрипкина, «как целостное, социально-психологическое явление доверие остается неизученными до настоящего времени». Этот теоретический «пробел» восполняется в известной мере в её многочисленных работах и докторской диссертации «Доверие как социально-психологическое явление» и монографии М.Т. Андрющенко «Преобразование и вера (о преобразовательном статусе веры)».

В отличие от психологии, где рассмотрение феноменов доверия и недоверия началось в 50-е гг., в социологии это произошло только в 80-е гг. Феномен доверия исследовался на Западе такими социологами, как С. Айзенштадт, Б. Барбер, У. Бек, Д. Гамбетта, А. Гидденс, Дж. Колеман, Н. Луман, Л. Рониджер, Э.

Селигмен, Ф. Фукуяма, Р. Хардаш, П. Штомпка. Наиболее известными являются работы У. Бека «Общество риска: к новой современности», Н. Лумана «Доверие и власть», Дж. Колемана «Основания социальной теории. Социальный капитал в создании человеческого капитала», П. Штомпки «Доверие: социологическая теория», Ф. Фукуямы «Доверие: социальные добродетели и путь к процветанию». Доверие исследуется ими с позиций теории социального капитала (институциональное доверие) и человеческого капитала (межличностное доверие). Многие из авторов рассматривают доверие как реакцию индивидов на риски, угрозы и неопределённости, имеющиеся в общественной и повседневной жизни. Тематика их работ довольно широка: доверие и идентичность, доверие в обществе риска, доверие в экономической сфере, социальный и человеческий капитал, социальное и межличностное доверие, культура доверия и недоверия. У отечественных социологов объектом исследования является преимущественно социальное и политическое доверие (Е. Галицкая, И.В. Глушко, Л.Я. Гозман, Г.М. Заболотная, Ю. Левада, В.Н. Лукин, Е. Петренко, Г.Ф. Ромашкина, В.О. Рукавишников, Л. Тимофеева, П. Тищенко, A.M. Эткинд).

В отечественной социальной философии доверие упоминается, как правило, при исследовании других проблем (А. Ветошкин, Б. Ерасов, С. Кара-Мурза, Б. Марков, Т.С. Орлова, К.П. Стожко, Л.Н. Шабатура). Как самостоятельный объект доверие анализируется в статьях и кандидатской диссертации C.B. Гельфановой «Феномен доверия в социокультурном развитии общества», в которой ею обосновывается субъектно-объектный характер отношения доверия и характеризуется роль доверия в человеческой деятельности, социальных отношениях, знаковых ситуациях, информационном обществе. Но трактовка доверия как социокультурного феномена не обеспечивается вычленением его места и роли в культуре, которая в диссертации выступает лишь как контекст в понимании тенденций развития феномена доверия в отношениях субъекта и объекта. Вне теоретического анализа у автора остаётся феномен недоверия. Представляет интерес и подход А.П. Мальцевой, которая стремится осуществить проект рационализации доверия через понятие «надёжность», опираясь на англоязычные источники.

Феномен доверия рассматривается и в контексте проблем культурной антропологии (Л. Леви-Брюль, Э. Дюркгейм, Р. Кайуа, К. Леви-Строс, Б. Малиновский, М. Элиаде) при исследовании первобытных культур и мифологии. Если философская этика мало интересовалась проблемами доверия и недоверия, считая их психологическими феноменами, то в институциональной этике им уделяется серьёзное внимание (И.И. Брехман, А.Н. Бартко, Е.А. Вагнер, М. Вудкок, А.А.Грандо, А. Гостев, В. Кербер, Н.С. Колосова, И.В. Костиков, Д.Ю. Локатинов, В.Л. Новосёлов, 3. Пак, Н. Панфёрова, И.В. Силуянова, А. Ситник, В.А. Спивак, И. Стернин, Д. Френсис, и др.). Выделяются различные области институциональной этики - педагогическая, медицинская, корпоративная, - в которых доверие и недоверие играют значимую роль.

Отдельную область составляют исследования, посвященные понятийному определению доверия и его соотношения с верой (А.Д. Александров, М. Бубер, В.Г. Галушко, Е.А. Евстифеева, И.А. Ильин, В.Н. Носович, Д.В. Пивоваров, Л.А. Смирнов, Ю.С. Степанов, Д.М. Угринович, Г.В. Щербакова и др.). Имеются работы, в которых доверие упоминается в контексте исследования различных форм культуры: педагогической, пропагандистской, политической, культуры повседневности, культуры рекламного дела, но при этом не выделяются его сущностные особенности, функции, культурно-антропологические смыслы и роли.

Целью диссертационного исследования является теоретическое осмысление доверия и недоверия как феноменов культуры и их роли в формах трансляции культуры.

Поставленная цель обусловливает необходимость решения следующих задач:

1) дать характеристику историко-философских учений о доверии и недоверии к культуре;

2) выяснить категориальный статус доверия (недоверия);

3) рассмотреть доверие (недоверие) как систему и как акт;

4) провести анализ содержания различных форм трансляции культуры и роли доверия и недоверия в них как психологически-экзистенциальных механизмов передачи культурного опыта.

Методологической и теоретической основой исследования являются системный, сущностный, деятельностный, интегративный, ценностный подходы, общелогические методы исследования, методы герменевтического анализа, исторический и логический, идеи научной рациональности, наддисциплинарного синтеза.

Для решения задач, поставленных в нашем диссертационном исследовании, использовались идеи М. Бубера, И.А. Ильина, Д.В. Пивоварова о соотношении веры и доверия, Ю.С. Степанова о культурных концептах, М.М. Бахтина и М.С. Кагана о субъект-субъектных отношениях, В.А. Конева об универсальных формах передачи культурного опыта, П. Штомпки о культуре доверия и недоверия.

Научная новизна исследования состоит в том, что:

- предложена классификация историко-философских учений на учения о доверии и недоверии к культуре;

- обоснован статус «доверия» и «недоверия» как культурных концептов;

- доверие и недоверие охарактеризованы в единстве системного и процессуального подходов как система и акт;

- охарактеризовано содержание форм трансляции культуры;

- доверие и недоверие определены как психологически-экзистенциальные механизмы, обеспечивающие способы передачи культурного опыта.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Все философские учения о культуре можно дифференцировать на учения о доверии и недоверии к ней, что свидетельствует об их роли в культуре: феномены доверия и недоверия отражают состояние культуры и, вместе с тем, выступают факторами её развития или кризиса.

2. «Доверие» и «недоверие» являются культурными концептами. Ключевыми для их определения служат понятия «ориентация» и «отношение». В аспекте философии культуры доверие представляет ориентацию, выражающую позитивное отношение человека к культуре, которое субъективно проявляется в ожидании безопасности и защищённости с помощью культуры, а объективно - в уверенных действиях, обеспечивающих способы передачи культурного опыта. Недоверие имеет двойственный статус, выступая как ориентация 1) выражающая негативное отношение человека к культуре, которое субъективно проявляется в

7

форме скептицизма и нигилизма, духовном отчуждении от культуры, а объективно - в действиях, не обеспечивающих способы трансляции культуры; 2) предостерегающая культуру от догматизма и апологетики, которая объективно и субъективно способствует развитию культуры.

3. Доверие представляет единство системы и акта, из которых первая описывается как система, имеющая различные структуры, а второй как действие, поступок, соединяющий событийно-личную и культурно общезначимую стороны жизни индивидов.

4. Культура представляет не только опыт в виде форм деятельности человека, но и способы его передачи, которые выражаются в четырёх универсальных формах: демонстративные, императивные, ценностно-селективные и рационально-теоретические. Каждая из них передаёт опыт специфическим образом: демонстративные через поведенческий образец и мимесис, императивные через нормы, ценностно-селективные через ценности и их свободный выбор, рационально-теоретические через разум. Эти способы доминируют в разных формах культуры, связывая их между собой, и обладают возможностями экстраполяции на новые области и объекты культуры, в силу чего расширяется содержание того опыта, который охватывается данными способами трансляции культуры.

5. Эти способы связывают также исторические периоды развития мировой культуры. В доиндустриальном обществе доминируют демонстративные и императивные, а в индустриальном и постиндустриальном - ценностно-селективные и рационально-теоретические. Первые доминируют в коллективистских культурах Востока, а вторые в индивидуалистических культурах Запада.

6. Доверие и недоверие являются психологически-экзистенциальными механизмами, благодаря которым осуществляется воспроизводство культуры в виде различных эталонов.

Теоретическая и практическая значимость исследования заключается в том, что полученные результаты позволяют осмыслить доверие и недоверие как феномены культуры и их фундаментальную роль в различных формах трансляции культуры. Материалы диссертации могут быть использованы в процессе

8

преподавания в вузах таких учебных курсов и спецкурсов, как «Философия», «Философия культуры», «Культурология», «История культуры».

Апробация диссертационного исследования.

Отдельные положения и промежуточные результаты диссертационного исследования отражены в 13 научных публикациях. Основные идеи диссертационного исследования были изложены в сообщении на VI Российском философском конгрессе и обсуждались в рамках научных конференций международного (г. Пермь, г. Курган), всероссийского (г. Екатеринбург, г. Пермь) и регионального (г. Курган) уровней.

Автор имеет две публикации в изданиях, рекомендованных Высшей аттестационной комиссией («Вестник Волгоградского государственного университета», «В мире научных открытий», г. Красноярск).

Структура и объем работы. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения и списка использованной литературы, включающего 175 наименований. Работа изложена на 156 страницах.

Похожие диссертационные работы по специальности «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», 09.00.13 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Философия и история религии, философская антропология, философия культуры», Попков, Сергей Михайлович

Выводы по второй главе:

1. Культура представляет единство опыта и способов его передачи. Но если ее содержание как опыта обстоятельно исследовано в литературе, то содержание способов ее трансляции до сих пор не являлось объектом анализа в философии.

2. Рассмотрение этих способов позволяет выделить четыре основных формы трансляции культуры: демонстративные, императивные, ценностно-селективные и рационально-теоретические. Каждая из них включает различные модусы культуры, соединяя прошлое и настоящее в культуре, сакральное и профанное и ломая те «перегородки», которые образовались в традиционных классификациях культуры по видам и субъектам деятельности.

3. Все четыре базовых формы трансляции культуры присутствуют во всех её модусах, но, вместе с тем, каждая из них имеет свою собственную область доминирования. Демонстративные формы трансляции культуры доминируют в мифо-ритуальной культуре Запада и Востока, ученичестве как форме образования, ремесленном деле, искусстве и литературе, культуре повседневности; императивные

1 Стёпин B.C. Конструктивная и прогностическая функции философии // Вопросы философии. — 2009. — №1. - С. 10.

- в религии, праве и политике, пропаганде как идеологии в действии, рекламе; ценностно-селективные - в традиционной этике, этике модерна и в прикладных этиках; рационально-теоретические - в науке и философии.

4. В демонстративных формах трансляции культуры опыт передается в контактном взаимодействии путем его демонстрации; в императивных - способами побуждения, внушения или приказа; в ценностно-селективных - путем обращения к ценностям и свободе выбора индивидов; в рационально-теоретических - через способы теоретического мышления.

5. Каждая из форм трансляции культуры формирует человека-индивида как личность: демонстративные формы - умения и навыки, императивные - веру, ценностно-селективные - ценности и смыслы, рационально-теоретические -мышление. На основе доверия у индивида формируются по отношению к культуре экзистенциалы веры, надежды, любви, терпимости, а на основе недоверия - эк-зистенциалы тревоги, одиночества, страха.

6. Доверие во всех формах трансляции культуры играет весьма важную роль, нейтрализуя риски, формируя активность человека в отношении будущего, уверенность в своих действиях, осознание возможностей, ожидание безопасности существования, что сокращает неопределенность, обеспечивает сакрализацию ценностно-нормативных систем и ментальную ориентацию на них. Если доверие поддерживается социальными институтами, то в обществе создаётся культура доверия. Недоверие по отношению к формам трансляции культуры выполняет амбивалентную функцию: с одной стороны, расшатывает сложившиеся механизмы передачи культурного опыта, что способствует созданию культуры недоверия в обществе; с другой, обеспечивает обновление, возникновение различных новаций в культуре.

7. Воспроизводство культуры осуществляется через взаимосвязь доверия и недоверия, которая может рассматриваться как способ развития культуры через диалектику традиций и новаций, а сами феномены доверия и недоверия как психологически-экзистенциальные механизмы функционирования и развития культуры.

Заключение

Интерес к исследованию феноменов доверие и недоверие в различных науках со второй половины XX в. связан с возрастанием темпов социальных изменений, а значит и рисков, неопределённости, случайности в обществе, культуре и жизни человека. Философия в этой интеллектуальной «атаке» на данные феномены отстает от психологии и социологии, хотя именно она должна разрабатывать стратегию защиты культуры и духовного развития человека.

В истории философии обнаруживается две тенденции в исследовании данных феноменов: в одних учениях доминирует доверие к культуре, а в других - недоверии к ней, что свидетельствует о состоянии культуры в различные исторические периоды.

Исследование доверия и недоверия в разных видах знания обнаруживает многозначность их понятийной определенности и широкой распространенности в культуре, что позволяет считать их культурными концептами. Рассмотрение логических связей «доверия» и «недоверия» с другими понятиями позволяет определить их как типы ориентаций, характеризующих отношение человека к культуре, которое субъективно выражается через различные психологические и духовные состояния субъекта, а объективно - через различные действия, поступки. В связи с этим понимание феноменов доверия и недоверия представляет его двуас-пектный анализ как системы с различными структурами и функциями и как акта.

Существует множество определений «культуры», но все они относятся к её трактовкам как опыта. Вместе с тем культура является совокупностью способов трансляции опыта, основными из которых являются демонстративные, передающие опыт в контактном взаимодействии путём показа, демонстрации; императивные, в которых способами передачи опыта является побуждение, внушение, приказ; ценностно-селективные, где опыт передаётся через ценности и свободу выбора индивидов, и рационально-теоретические, в которых для передачи опыта используются средства теоретического мышления.

Демонстративные способы трансляции культуры доминируют в мифоритуальной культуре, ученичестве, ремесленном мастерстве, литературе и искус

139 стве, мире повседневности; императивные способы трансляции культуры - в религии, праве, пропаганде, рекламе; ценностно-селективные способы - в разных формах морали: традиционной, утилитаристской, институциональной; рационально-теоретические - в науке и философии. Эти способы служат критериями, позволяющими объединить различные формы передачи культурного опыта в одну из четырёх групп. В каждой из этих групп имеется форма, выступающая своего рода матрицей для остальных. В первой группе таковой является мифология, во второй - религия, в третьей - мораль, в четвёртой - философия. Особенности каждой из «матричных» форм культур проявляются в «дочерних» способах передачи культурного опыта.

Анализ всех форм трансляции культуры и роли доверия и недоверия в них позволяет сделать вывод, что доверие является в них своеобразным посредником, медиатором, который психологически и экзистенциально обеспечивает их воспроизводство, тогда как недоверие способствует их разрушению или может служить способом критики устаревшего в культуре и тем самым способствовать её обогащению и развитию.

При этом сам предмет доверия (недоверия) в различных формах трансляции культуры изменяется. В мифо-ритуальной культуре выражается доверие к мифам и тотемам, ритуалам, ритуальному мышлению и лицам, организующим ритуалы, тогда как возможности недоверия в них санкционируются в виде табу и изгнания из рода и племени. В ученичестве - доверие ученика к учителю как авторитету, примеру, образцу для подражания; в ремесленной культуре - доверие подмастерья к мастеру и его действиям; в литературе и искусстве - доверие к учителям как основателям художественных стилей и к художественным традициям; в мире повседневности - к повседневному мышлению и языку, повторяющейся фактичности вещей и событий, с которыми человек сталкивается ежедневно.

В религии вера в Бога основывается на доверии к догматам (Священное Писание и Священное Предание), церковным канонам, обрядам, нормам, запретам, правилам религиозного поведения. Выражение недоверия пресекается богословием через отнесение его к ересям, а практически - изгнанием из религиозной об

140 щины, отлучением от церкви, церковным судом. На основе недоверия к мировым религиям появляются новые религии как в их границах (протестантизм), так и в виде многочисленных современных нетрадиционных религий. В праве выражается доверие к правовым законам и нормам, а в политике - к указам, политическим институтам, особенно к государству, политическому режиму, политическим лидерам. Недоверие имеет следствием различные политические и правовые санкции или смену политических режимов и политических лидеров. Пропаганда обеспечивает доверие людей к лозунгам и призывам, опираясь не только на рациональные доказательства, но и на суггестию, внушение, имеющее манипулятивный характер. В рекламе выражается доверие к её символам, через которые передаётся информация о товарах и услугах и внушается потребительское поведение.

В морали доверие к моральным ценностям оказывает существенное воздействие на выбор в различных ситуациях. Ценности институциональной этики воеСпроизводятся путём следования кодексам профессиональной и корпоративной морали, в которых общепризнанным этическим принципом является «авансирование доверием». В философии и науке как интегративных формах знания имеются все четыре основные формы трансляции культуры. Поэтому в них в «снятом» виде присутствует доверие (недоверие) ко всем организованностям культурного опыта: традициям, нормам, ценностям, категориям, парадигмам, методам получения теоретического знания. Доверие выражается в них в межличностных отношениях в научных коллективах и сообществах как вера в аксиомы, гипотезы и теории; доверие к научным и философским авторитетам и направлениям; науке и философии как социальным институтам. Недоверие играет в науке и философии роль позитивного фактора, обеспечивая новации в решении проблем и выдвижении новых идей. Исследование позволяет сделать вывод, что доверие и недоверие служат универсальными психологически-экзистенциальными способами воспроизводства форм передачи культурного опыта.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Попков, Сергей Михайлович, 2013 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Аврелий Марк. Наедине с собой [Текст]: размышления: пер. с греч. / Марк Аврелий. - Ростов-на-Дону: Книжное издательство, 1991. - 174 с.

2. Андрющенко, М.Т. Преобразование и вера (О преобразовательном статусе веры): монография [Текст] / М.Т.Андрющенко. - Владимир: Калейдоскоп, 2012. - 212 с.

3. Аристотель. Об искусстве поэзии [Текст] / Аристотель. - М.: Худ. лит., 1957. -С. 39-138.

4. Аристотель. О душе [Текст] / Аристотель // Аристотель. Сочинения в четырёх томах. Т. 1. - М.: Мысль, 1976. - С. 369-448.

5. Байбурин, А.К. Ритуал в традиционной культуре [Текст] / А.К.Байбурин. -СПб.: Наука, 1993.-240 с.

6. Барт, Р. Рекламное сообщение [Текст] / Р.Барт // Р.Барт. Система моды. Статьи по семиотике культуры. - М.: Изд-во им. Сабашниковых, 2004. - С. 410415.

7. Бауман, 3. Жизнь во фрагментах. Эссе о постмодернистской морали [Электронный ресурс] // http://www.nir.ru/socio/scipubl/sj/bauman.htm

8. Бахтин, М.М. К философии поступка [Текст] / М.М.Бахтин // М.М.Бахтин. Работы 20-х годов. - Киев: «Next», 1994. - С. 9-68.

9. Бахтин, М.М. Проблемы творчества Достоевского. Проблемы поэтики Достоевского [Текст] / М.М.Бахтин. - Киев: «Next», 1994. - 511 с.

10. Безрогов, В.Г. Учитель - ученик. Институция и экзистенция [Текст] / В.Г.Безрогов // Человек. - 2006. - №3. - С. 32-47.

11. Бек, У. Общество риска. На пути к другому модерну [Текст] // У.Бек. - М.: Прогресс-Традиция, 2000. - 384 с.

12. Беляева, Е.В. Аристотель и Кант: две методологические программы в этике [Текст] / Е.В.Беляева // Облики современной морали. В связи с творчеством академика РАН А.А.Гусейнова: Материалы международной научной конференции МГУ имени М.Г.Ломоносова, 16-19 марта 2009 г. / Ред.-сост.:

А.В.Разин, А.А.Скворцов, А.В.Прокофьев. - М.: МАКС Пресс, 2009. - С. 911.

13. Бенедикт, Р. Хризантема и меч: модели японской культуры [Текст] / Р. Бенедикт. - СПб.: Наука, 2007. - 360 с.

14. Бердяев, H.A. Судьба человека в современном мире. К пониманию нашей эпохи [Текст] / Н.А.Бердяев // Н.А.Бердяев. Философия свободного духа. -М.: Республика, 2004. - С. 318-362.

15. Бердяев, H.A. Судьба России. Опыты по психологии войны и национальности [Текст] / Н.А.Бердяев. - М.: Философское общество СССР, 1990. - 240 с.

16. Бердяев, H.A. Смысл истории [Текст] / Н.А.Бердяев. - М.: Мысль, 1990. - 176 с.

17. Бердяев, H.A. Человек и машина (Проблема социологии и метафизики техники) [Текст] / Н.А.Бердяев // Вопросы философии. - 1989. - №2. - С. 147-162.

18. Бессонов, Б.Н. Идеология духовного подавления [Электронный ресурс] // http ://р sy factor. org/propa ganda2 .htm

19. Боголюбова, E.B. Культура и общество. Вопросы истории и теории [Текст] / Е.В.Боголюбова. - М.: Изд-во МГУ, 1978. - 232 с.

20. Бодрийяр, Ж. Система вещей [Текст] / Ж.Бодрийяр. - М.: Рудомино, 1999. -224 с.

21. Болдырев, H.H. Концепт и значение слова [Текст] / Н.Н.Болдырев // Методологические проблемы когнитивной лингвистики: Научное издание / Под ред. И.А.Стернина. - Воронеж: Воронежский государственный университет, 2001. -С. 25-36.

22. Больнов, О. Новая укрытость. Проблема преодоления экзистенциализма. Введение [Текст] / О.Больнов // Философская мысль. - 2001. - №2. - С. 137145.

23. Борисов, Б.Л. Технологии рекламы и PR [Текст] / Б.Л.Борисов. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2001.-624 с.

24. Бочкарева, C.B. Размышления об эмпатическом познании [Текст]: монография / С.В.Бочкарёва. - Челябинск: Цицеро, 2011. - 179 с.

143

25. Бубер, М. Два образа веры [Текст] / М.Бубер // М.Бубер. Два образа веры. -М.: Республика, 1995.-233-340.

26. Бубер, М. Я и Ты [Текст] / М.Бубер. - М.: Высшая школа, 1993. - 175 с.

27. Булгаков, С.Н. Религия человекобожия у Л.Фейербаха [Текст] /С.Н. Булгаков // С.Н. Булгаков. Сочинения в двух томах. Т. 2. Избранные статьи. - М.: Наука, 1993.-С. 162-221.

28. Вальденфельс, Б. Повседневность как плавильный тигль рациональности [Электронный ресурс] // http://sociologist.nm.ru/articles/vandelfels_01.htm.

29. Васильевене, Н. Управление ценностями - смена парадигм этики [Текст] / Н.Васильевене // Облики современной морали. В связи с творчеством академика РАН А.А.Гусейнова: Материалы международной научной конференции МГУ имени М.Г.Ломоносова, 16-19 марта 2009 г. / Ред.-сост.: А.В.Разин, A.A.Скворцов, А.В.Прокофьев. - М.: МАКС Пресс, 2009. - С.

30. Вебер, А. К вопросу о социологии государства и культуры [Текст] / А.Вебер // Культурология. XX век: Антология. - М.: Юрист, 1995. - С. 497-539.

31. Вебер, А. Германия и кризис европейской культуры [Текст] / А.Вебер // Культурология. XX век: Антология. -М.: Юрист, 1995. - С. 281-296.

32. Вернадский, В.И. Живое вещество и биосфера [Текст] / В.И.Вернадский. -М.: Наука, 1994.-671 с.

33. Гагарин, A.C. Экзистенциалы человеческого бытия: одиночество, смерть, страх. От античности до Нового времени [Текст] / А.С.Гагарин. - Екатеринбург,: Изд-во уральского ун-та, 2001. - 372 с.

34. Гадамер, Г. Искусство и подражание [Текст] / Г.Гадамер // Г.Гадамер. Актуальность прекрасного. - М.: Искусство, 1991. - С. 228-241.

35. Гадамер, Х.-Г. Истина и метод: Основы философской герменевтики [Текст] / X.-Г.Гадамер. - М.: Прогресс, 1988. - 704 с.

36. Гаджиев, К.С. Джоуэтт, Г.С., О'Доннел В. Пропаганда и внушение [Электронный ресурс] // http://psyfactor.org/lib/ propagandal3.htm

37. Галицкая, Е. Давайте доверять друг другу с полуслова [Электронный ресурс] // http://www.hse.ru /news/recent/5019896.html

144

38. Ганапольский, М.Г. От этики места к этике дела (смена акцентов в трактовке этоса) [Текст] / М.Г.Ганапольский // Социальные ценности и выбор времени: Материалы V Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения доктора философских наук, профессора С.М.Шалютина (Курган, 14-15 апреля 2011 г.) - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2011. -С. 22-25.

39. Гегель, Г.-В.-Ф. Наука логики [Текст]: В 3-х. т. Т.1. / Г.-В.-Ф.Гегель. - М.: Мысль, 1970.-501с.

40. Гейзенберг, В. Шаги за горизонт [Текст] / В.Гейзенберг. - М.: Прогресс, 1987.-368 с.

41. Гельфанова, C.B. Феномен доверия в социокультурном развитии общества [Текст]: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к. филос.н. / С.В.Гельфанова. - Челябинск, 2007. - 24с.

42. Гельфанова, C.B. Феномен доверия в социокультурном развитии общества [Текст]: дисс.на соиск.уч.ст.к.филос.н. / С.В.Гельфанова. - Челябинск, 2007. -160 с.

43. Генявичюте, Н., Васильев, А. Этика организаций - способ формирования действенных ценностей нравственности [Текст] / Н.Генявичюте // Облики современной морали. В связи с творчеством академика РАН А.А.Гусейнова: Материалы международной научной конференции МГУ имени М.Г.Ломоносова, 16-19 марта 2009 г. / Ред.-сост.: А.В.Разин, А.А.Скворцов, А.В.Прокофьев. - М.: МАКС Пресс, 2009. - С. 207-210.

44. Гессен, С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию [Текст] / С.И.Гессен / Отв. ред. и сост. П.В.Алексеев. - М.: «Школа-Пресс», 1995. -448 с.

45. Горнова, Г.В. Анатомия города [Текст]: монография / Г.В.Горнова. - Омск: Изд-во ОмГПУ, 2011. - 220 с.

46. Гостев, А. Деловой мир без добрых людей [Электронный ресурс] // http ://planetahr .ru/publication/ 920/0/12

47. Гофман, М. Минимальная личность [Электронный ресурс] // http://psyfactor.org/lib/minimal-self.htm

48. Грезнева, О.Ю. Научные школы (педагогический аспект) [Текст] / О.Ю.Грезнева. - М., 2003. - 69 с.

49. Гуссерль, Э. Кризис европейского человечества и философия [Текст] / Э.Гуссерль // Культурология. XX век: Антология. - М.: Юрист, 1995. - С. 297-330.

50. Делез, Ж., Гваттари Ф.Тысяча плато: Капитализм и шизофрения [Текст] / Ж.Делёз, Ф.Гваттари. - Екатеринбург: У-Фактория, 2010. - 895 с.

51. Делез, Ж., Гваттари Ф. Что такое философия? [Текст] / Ж.Делёз, Ф.Гваттари. - СПб.: Алетейя, 1998. - 288 с.

52. Джефкинс, Ф. Реклама [Текст] / Ф.Джефкинс. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2002. -543 с.

53. Заболотная, Г.М. Феномен доверия и его социальные функции [Текст] / Г.М.Заболотная // Вестник РУДН. Сер.: Социология. - 2003. - № 1(4). - С. 6773.

54. Зимовец, Л.Г. Кризис культуры в культурологической мысли XX века: Н.А.Бердяев и О.Шпенглер [Текст] / Л.Г.Зимовец. - М.: изд-во РГСУ «Союз», 2010.-286 с.

55. Зимовец, Л.Г. Культура как неудача [Текст] / Л.Г.Зимовец. - М.: изд-во РГСУ «Союз», 2005.-224 с.

56. Зимовец, Л.Г. Кризис культуры в культурологических концепциях Н.А.Бердяев и О.Шпенглер: автореф. на соиск. уч. степ, д-ра филос. н. [Электронный ресурс] // http://dis.podelise.ru/text/index-64749.html

57. Зинченко, В.П. Психология доверия [Текст] / В.П.Зинченко. - Самара: Издательство СИОКПП, 2001.- 104 с.

58. Ивин, A.A. Современная философия науки [Текст] / А.А.Ивин. - М.: Высш. шк, 2005. -592 с.

59. Игнатенко, A.A. Эпистемология исламского радикализма [Текст] / А.А.Игнатенко // Ислам и политика: Сборник статей. - М.: Институт религии и политики, 2004. - С. 216-255.

60. Иллич, И. Освобождение от школ. Пропорциональность и современный мир: (фрагменты из работ разных лет): пер. [Текст] / И.Иллич; под. ред. Т.Шанина; Моск. высш. шк. социальных и экон. наук. — М.: Просвещение, 2006. - 160 с.

61. Ильин, И.А. Путь духовного обновления [Текст] / И.А.Ильин // И.А.Ильин Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. - С. 134-288.

62. Ильин, И.А. Путь к очевидности [Текст] / И.А.Ильин // И.А.Ильин Путь к очевидности. - М.: Республика, 1993. - С. 290-403.

63. Каган, М.С. Мир общения: проблема межсубъектных отношений [Текст] / М.С.Каган. - М.: Политиздат, 1988. - 319 с.

64. Кайуа, Р. Человек и сакральное [Текст] / Р.Кайуа // Р.Кайуа. Миф и человек. Человек и сакральное. - М.: ОГИ, 2003. - С. 141-294.

65. Камю, А. Бунтующий человек [Текст] / А.Камю // А.Камю Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. - М.: Политиздат, 1990. - С. 119-356.

66. Камю, А. Миф о Сизифе [Текст] / А.Камю // А.Камю Бунтующий человек. Философия. Политика. Искусство. - М.: Политиздат, 1990. - С. 23-100.

67. Кант, И. Новое освещение первых принципов метафизического познания [Текст] / И.Кант // Кант И. Соч.: В 6т. Т.1. [Под общ. ред. В.Ф.Асмуса, А.В.Гулыги, Т.И,Ойзермана]. - М.: Мысль, 1963. - С. 263-314.

68. Касавина, H.A. Вера как опыт существования [Текст] / Н.А.Касавина // Рефлексии. - 2012. - №1(5). - С. 52.65.

69. Кибанов, А.Я., Захаров, Д.К., Коновалова, В.Г. Этика деловых отношений [Текст]: учебник / А.Я.Кибанов, Д.К.Захаров, В.Г.Коновалова. - М.: Инфра-М, 2002. - 367 с.

70. Кирилюк, A.C. Мировоззренческие категории предельных оснований в универсальных измерениях культуры [Текст]: автореферат книги на русском языке/ А. С.Кирилюк. - Одесса, 2008. - [Электронный ресурс] // http://revolution.allbest.ru/philosophy/00123324.html

147

71. Киркегор, С. Наслаждение и долг [Текст] / С.Киркегор. - Киев: Air Land, 1994.-504 с.

72. Киселёв, М.В. Психологические аспекты пропаганды [Электронный ресурс] // http://psyfactor.org/ propaganda5.htm

73. Коллинз, Р. Социология философий. Глобальная теория интеллектуального изменения [Текст] / Р.Коллинз. - Новосибирск: Сибирский хронограф, 2002. - 1281 с.

74. Кольев, H.A. Политическая мифология [Электронный ресурс] // http://www.savelev.m/book/?ch=:340

75. Конев, В.А. Социальная философия [Текст]: учеб. пособие / В.А.Конев. - Самара: Изд-во «Самарский госуниверситет», 2006. - 287 с.

76. Конев, В.А. Человек в мире культуры (Культура, человек, образование) [Текст]: пособие по спецкурсу / В.А.Конев. - Самара: Изд-во «Самарский госуниверситет», 2000. - 109 с.

77. Костылев, E.H. Биоэтика и основные сферы её регуляции [Текст]: Курс лекций / Е.Н.Костылев. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2010. - 118 с.

78. Конфуций. Луньюй (Изречения) [Текст] / Конфуций / Конфуций. Уроки мудрости: Сочинения. - М.: Изд-во Эксмо; Харьков: Изд-во «Фолио», 2002. - С. 15-126.

79. Кун, Т. Структура научных революций [Текст] / Т.Кун // Кун, Т. Структура научных революций: Пер. с англ. / Т.Кун; Сост. В.Ю.Кузнецов. - М.: ООО «Издательство ACT», 2001. - С. 9-268.

80. Кураев, А. Традиция. Догмат. Обряд [Электронный ресурс] // http://lib.eparhia-saratov.ru/books/10ky kuraev/tradition/3 8.html

81. Лакатос, И. История науки и ее рациональные реконструкции [Текст] / И.Лакатос // Кун Т. Структура научных революций: Пер. с англ. / Т.Кун; Сост. В.Ю.Кузнецов. - М.: ООО «Издательство ACT», 2001. - С. 455-524.

82. Лапицкий, В.В. Наука в системе культуры [Текст] / В.В.Лапицкий. - Псков: Издательство Псковского областного института усовершенствования учителей, 1994. - 136 с.

83. Левада, Ю.А. Факторы и фантомы общественного доверия [Текст] / Ю.Левада// Левада Ю.А. Сочинения: социологические очерки 1993-2000. -M.: Издатель Карпов Е.В., 2011. - С. 135-151.

84. Леви-Брюль, Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении [Текст] / Л.Леви-Брюль. - М.: ОГИЗ, 1937. - 533 с.

85. Лекторский, В.А. О толерантности, плюрализме и критицизме[Текст] / В.А.Лекторский // Вопросы философии. - 1997. - №11. - С. 46-54.

86. Лекторский, В.А. Духовность и рациональность [Текст] / В.А. Лекторский // В.А. Лекторский Эпистемология классическая и неклассическая. - М.: Эди-ториал УРСС, 2001. - С. 32-37.

87. Лессинг, Т. Ницше, Шопенгауэр, Вагнер [Текст] / Т.Лессинг // Культурология XX век: Антология. -М.: Мысль, 1995. - С. 399-431.

88. Локатинов, Д.Ю. Институциональная этика // Облики современной морали. В связи с творчеством академика РАН А.А.Гусейнова: Материалы международной научной конференции МГУ имени М.Г.Ломоносова, 16-19 марта 2009 г. / Ред.-сост.: А.В.Разин, А.А.Скворцов, А.В.Прокофьев. - М.: МАКС Пресс, 2009.-С. 220-222.

89. Лукин, В.Н. Политическое доверие в современном гражданском обществе: культурологические и институциональные модели [Электронный ресурс] // http ://credonew.ru/ con tent/view/500/30/

90. Мальцева, А.П. Философия доверия [Текст] / А.П.Мальцева // Человек. -2012. -№3.-С. 19-27.

91. Мамардашвили, М.К. Формы и содержание мышления (К критике гегелевского учения о формах познания) [Текст] / М.К.Мамардашвили. - М.: Высшая школа, 1968. - 192 с.

92. Мамардашвили, М.К. Начало всегда исторично, т.е. случайно [Электронный ресурс] // htip-V/vv^rw.circle.ru/archive/vm/v91 lmam.html.

93. Мамчур, Е.А., Илларионов C.B. Регулятивные принципы построения теории [Текст] / Е.А.Мамчур, С.В.Илларионов // Синтез современного научного знания. - М.: Наука, 1973. - 640 с.

94. Марков, Б.В. Культура повседневности. [Текст]: Учебное пособие / Б.В.Марков. - СПб.: Питер, 2008. - 352 с.

95. Марков, Б.В. Мораль и разум [Текст] / Б.В.Марков // Ю.Хабермас. Моральное сознание и коммуникативное действие. - 2-е изд. - СПб.: Наука, 2006. -С. 287-377.

96. Маркузе, Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества [Текст] / Г.Маркузе. - M.: «REFL-book», 1994. - 368 с.

97. Мельник, Н.Б. Философия природы и человека Ж.-Ж.Руссо как основание концепции естественного воспитания [Текст]: автореф. дисс. на соиск. уч. степени канд. филос. н. / Н.Б.Мельник. - Екатеринбург, 2002. - 17 с.

98. Менщикова, Ю.Н. Рекламная коммуникация как способ формирования потребительских желаний и рыночного поведения [Текст] / Ю.Н.Менщикова // Социальные ценности и выбор времени: Материалы V Международной научной конференции, посвященной 90-летию со дня рождения доктора философских наук, профессора С.М.Шалютина (Курган, 14-15 апреля 2011 г.) -Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2011. - С. 110-111.

99. Менщикова, Ю.Н. Речевая коммуникация: прагматический аспект [Текст]: дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. / Ю.Н.Менщикова. - Омск, 2008. - 188 с.

100. Менщикова, Ю.Н. Этика переговоров [Текст] / Ю.Н.Менщикова // Облики современной морали. В связи с творчеством академика РАН А.А.Гусейнова: Материалы международной научной конференции МГУ имени М.Г.Ломоносова, 16-19 марта 2009 г. / Ред.-сост.: А.В.Разин, А.А.Скворцов, А.В.Прокофьев. - М.: МАКС Пресс, 2009. - С. 228-231.

101. Мертон, Р. Социальная теория и социальная структура [Текст] / Р.Мертон. -М.: ACT: ACT МОСКВА: ХРАНИТЕЛЬ, 2006. - 873 с.

102. Мировоззренческое содержание категорий и законов материалистической диалектики [Текст]: монография. - Киев: Наукова думка, 1981. - 368 с.

103. Мотрошилова, Н.В. Понятие и концепция жизненного мира в поздней философии Эдмунда Гуссерля [Текст] / Н.В.Мотрошилова // Вопросы философии. -2007.-№ 7.-С. 102-112.

104. Мурышев, К.Е. Философия художественного творчества И.А.Ильина [Текст]: автореф. на соик. уч. степ. к. филос. н. / К.Е.Мурышев. - М.: 2011. - 24 с.

105. Мюрберг, И.И. Ч.Тейлор о методологическом статусе понятия «культура» в интерпретативной истории Модерна [Текст] / И.И.Мюрберг // Вопросы философии. - 2012. - №10. - С. 54-64.

106. Наука и культура (материалы «круглого стола») [Текст] // Вопросы философии. - 1998. -№ 10.-С. 3-38.

107. Немкина, JI.H. Советская пропаганда периода «холодной войны»: методология и эффективная технология [Электронный ресурс] // http://psu.joum. narod.ru/vestnik/vyp_3/ne_cold. html

108. Ницше, Ф. Рождение трагедии из духа музыки [Текст] / Ф.Ницше // Ф.Ницше. Сочинения: В 2 т. Т.1. -М.: Мысль, 1990. - С. 47-157.

109. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра [Текст] / Ф.Ницше // Ф.Ницше. Сочинения: В 2 т. Т.2. - М.: Мысль, 1990. - С. 5-237.

110. Огурцов, А.П., Платонов, В.В. Образы образования. Западная философия образования. XX век. [Текст] / А.П.Огурцов, В.В.Платонов. - СПб.: РХГИ, 2004. - 520 с.

111. Пак, З.Н. Профессиональная этика советского учителя [Текст]: автореф. на соиск. уч. степ. к. пед. наук. / З.Н.Пак. -М., 1971. - 16 с.

112. Пивоваров, Д.В. Душа и вера [Текст] / Д.В.Пивоваров. - Оренбург: ООИП-КРО, 2003.-223 с.

113. Писарев, Д.И. Пушкин и Белинский [Электронный ресурс] // http : //az. lib. ru/р/ pisarew_d/text_0310-1 .shtml

114. Писарев, Д.И. Разрушение эстетики [Электронный ресурс] // http : //az. 1 ib. ru/р/ pisare w_d/text_0340. shtml

115. Подорога, В. Мимесис. Материалы по аналитической антропологии литературы [Текст]: В 2т. Т.1. Н.Гоголь, Ф.Достоевский / В.Подорога. - М.: Культурная революция; Логос; Logos-altera, 2006. - 688 с.

116. Полани, М. Личностное знание. На пути к посткритической философии [Текст] / М.Полани. - М.: Прогресс, 1985. - 344 с.

117. Попова, E.B. Двойственность нормы в структуре культуры [Текст] / Е.В.Попова // Проблемы человека и его воспитания: философский аспект: Сборник научных трудов. - Курган: Изд-во КГПИ, 1993. - С. 48-54.

118. Попова, З.Д., Стернин, И.А. Очерки по когнитивной лингвистике [Текст]: монография / З.Д.Попова, И.А.Стернин. - Воронеж: Изд-во «Истоки», 2001. -191 с.

119. Постмодернизм и культура (материалы «круглого стола») [Текст] // Вопросы философии. - 1993. - № 3. - С. 3-16.

120. Протопресвитер Михаил Помазанский. Православное Догматическое Богословие [Электронный ресурс] // http://lib.eparhia-saratov.ru/books/15p/ pomazansky/dogmata/12.html

121. Райбекас, А .Я. Вещь, свойство, отношение как философские категории [Текст] / А.Я.Райбекас. - Томск: Изд-во Томского университета, 1977. - 243 с.

122. Ракитина, Л.С. Культурно-антропологическое содержание рекламного символа [Текст]: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. / Л.С.Ракитина. -Омск, 2006. - 20 с.

123. Рукавишников, В.О. Межличностное доверие: измерение и межстрановые сравнения [Текст] / В.О.Рукавишников // Социологические исследования. -2008. - №2.-С. 17-25.

124. Рукавишников, В., Халман, Л., Эстер, П. Политические культуры и социальные изменения: международные сравнения [Текст] / В. Рукавишников. - М.: «Совпадение», 2000. - 367 с.

125. Рутковский, Б.А. Понятие доверия в марксистской этике [Текст]: Автореф. дисс.на соиск.уч.ст.к.филос.н. / Б.А.Рутковский. - Киев, 1967. - 17 с.

126. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии: [пер. с фр.] / Жан-Поль Сартр. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2009. - 925 с.

127. Сафонов, B.C. Особенности доверительного общения [Текст]: автореф. дисс. на соиск. уч. ст. к. психол.н. / В.С.Сафонов. - М., 1978. - 11 с.

128. Сёрл, Дж.Р. Что такое речевой акт? [Текст] / Дж.Р.Сёрл // Философия языка. - М: Едиториал УРСС, 2004. - С. 56-74.

129. Ситник, А. Профессиональная культура учителя: исторические аспекты проблемы [Текст] / А.Ситник // Школа. - 1998. - № 1. - С. 30-39.

130. Скрипкина, Т.П. Доверие как социально-психологическое явление [Текст]: автореф. дисс. на соиск. уч. степ, д-ра психол.н. / Т.П.Скрипкина. - Ростов-на-Дону, 1998.-46 с.

131. Скрипкина, Т.П. Психология доверия [Текст]: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Т.П.Скрипкина.. - М.: Изддательский центр «Академия», 2000. - 264 с.

132. Социально-исторические и мировоззренческие аспекты философских категорий [Текст]: монография. - Киев: Наукова думка, 1978. - 340 с.

133. Степанов, Ю.С. Константы. Словарь русской культуры. Опыт исследования [Текст] / Ю.С.Степанов. - М.: «Языки русской культуры», 1997. - 824 с.

134. Стёпин, B.C. Философская антропология и философия науки [Текст] / В.С.Стёпин. -М.: Высшая школа, 1992. - 191 с.

135. Стёпин, B.C. Философия науки [Текст] / В.С.Стёпин. - М.: Гардарики, 2006. -384 с.

136. Стёпин, B.C. Теоретическое знание [Текст] / В.С.Стёпин. - М.: Прогресс, 2000. - 744 с.

137. Стёпин B.C. Конструктивная и прогностическая функции философии [Текст] / B.C. Стёпин // Вопросы философии. - 2009. - №1. - С........

138. Стернин, И., Панферова, Н. Кодекс корпоративной этики: каждой компании -свой кодекс [Электронный ресурс] // http://www.iteam.ru/publications/ corporation/section_94/article _3227/

139. Тиллих, П. Динамика веры [Текст] / П.Тиллих // Избранное: Теология культуры. - М.: Юрист, 1995. - С. 132-215.

140. Топоров, В.Н. О ритуале: Введение в проблематику [Текст] / В.Н.Топоров // Архаический ритуал в фольклорных и раннелитературных памятниках. - М.: Наука, 1988.-С. 7-60.

141. Тоффлер, Э. Третья волна [Текст] / Э. Тоффлер. - М., Издательство «АСТ», 2002.-С. 784.

142. Трудков, A.M. Профессиональная культура учителя музыки. - Мурманск, 2005.

143. Философия и методология науки [Текст]: Учеб. пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. В.И.Купцова. - М.: Аспект Пресс, 1996. -551 с.

144. Фрейд, 3. Неудовлетворённость культурой [Текст] / З.Фрейд // Фрейд 3. Избранное. - Книга 2. - М.: Издательство «Московский рабочий» с совместным советско-западно-германским предприятием «Вся Москва», 1990. - С. 3-79.

145. Фрейд, 3. Тотем и табу [Текст] / З.Фрейд // Фрейд 3. Тотем и табу: Сб. - М.: Олимп; ООО «Издательство ACT-ЛТД», 1998. - С. 16-183.

146. Фрейк, Н.В. Концепция доверия в исследованиях П.Штомпки [Текст] / Н.В.Фрейк // Социологические исследования. - 2006. - № 11. - С. 10-18.

147. Фрейк, Н.В. Петр Штомпка. Доверие: социологическая теория [Текст] / Н.В.Фрейк // Социологическое обозрение. Т.2. - 2002. - № 3. - С. 30-41.

148. Фромм, Э. Революция надежды [Текст] / Э.Фромм // Фромм, Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993. - С. 218-343.

149. Фромм, Э. Иметь или быть? [Текст] / Э.Фромм // Э. Фромм. Величие и орга-ниченность теории Фрейда. - М.: ООО «Фирма «Издательство АСТ», 2000. -448 с.

150. Фромм, Э. Человек для самого себя [Текст] / Э.Фромм // Фромм, Э. Психоанализ и этика. - М.: Республика, 1993. - С.

151. Фукуяма, Ф. Доверие: Социальные добродетели и путь к процветанию: пер. с англ. [Текст] / Ф.Фукуяма. - М.: ACT: ACT МОСКВА, 2008. - 730 с.

152. Хабермас, Ю. Моральное сознание и коммуникативное действие [Текст] / Ю.Хабермас. - 2-е изд. - СПб.: Наука, 2006. - 380 с.

153. Хайдеггер, М. Слова Ницше «Бог мертв» [Текст] / М.Хайдеггер // Вопросы Философии. - 1990. - №7. - С. 143-176.

Ч-/ W M

154. Хейзинга, И. Homo ludens [Текст] / И. Хейзинга / И. Хейзинга. Homo ludens. В тени завтрашнего дня: Пер. с нидер. / Общ. ред. и послесл. Г.М.Таврезян. -М.: Издательская группа «Прогресс», «Прогресс-Академия», 1992. - С. 5-240.

155. Христианская этика. Систематические очерки мировоззрения Л.Н.Толстого [Текст] / Л.Н.Толстой. - Екатеринбург: ТОО «Альфа», 1994. - 224 с.

156. Шалютин, Б.С. Закон, юридический закон и общественный договор [Текст] / Б.С.Шалютин // Вопросы философии. - 2006. - №11. С. 27-46.

157. Шалютин, Б.С. Исторический процесс как смена ценностных абсолютов [Текст] / Б.С.Шалютин // Философия ценностей: Материалы Российской конференции [г. Курган 15-16 апреля 2004 г.]. - Курган: Изд-во Курганского государственного университета, 2004. - Вып. 2. - С. 95-98.

158. Шалютин, Б.С. Человек лгущий [Текст] / Б.С.Шалютин // Человек. - 1996. -№5.-с. 151-159.

159. Шалютин, Б.С. О некоторых основополагающих характеристиках моральной (сопереживательной) регуляции поведения [Текст] / Б.С. Шалютин // Вестник Курганского государственного ниверситета. - Серия «Гуманитарные науки». - Вып. 3. - Курган: Изд-во Курганского гос. ун-та, 2007. - С. 70-76.

160. Шалютин, С.М. Проблема сакрализации ценностно-нормативных систем [Текст] / С.М.Шалютин // Шалютин С.М. Машины. Люди. Ценности. - Курган: Изд-во Курганского гос. университета, 2006. - С. 266-276.

161. Шеллинг, Ф.В. Философские исследования о сущности человеческой свободы и связанных с ней предметах [Текст] /Ф.В.Шеллинг //Ф.В. Шеллинг. Сочинения: В 2т. Т.2. / Сост., ред. А.В.Гулыга. - М.: Мысль, 1989. - С. 86-158.

162. Шестов, Л. Афины и Иерусалим [Текст] / Л. Шестов. - СПб: Азбука, 2001.448 с.

163. Шопенгауэр, А. Об основе морали [Текст] // А. Шопенгауэр. Свобода воли и нравственность. -М.: Республика, 1992. - С. 126-257.

164. Шпенглер, О. Закат Европы [Текст]: очерки морфологии мировой истории: В 2т. Т.1: Гештальт и действительность / О.Шпенглер; Пер. с нем., вступ. ст. и примеч. К.А.Свасьяна. - М.: Мысль, 1993. - 663 с.

165. Штомпка, П. Социальное изменение как травма [Текст] / П.Штомпка //Социологические исследования. - 2001. - №1. - С. 6-16.

166. Шюц, А. Структура повседневного мышления [Текст] / А.Шюц // Социологические исследования. - 1988. - № 2. — С. 129-137.

167. Шюц, А. Чужак [Текст] / А.Шюц // А.Шюц. Избранное: Мир, светящийся смыслом. - М.: «Российская политическая энциклопедия», 2004. - С. 533549.

168. Элиаде, М. Аспекты мифа. Пер. с фр. В.Большакова [Текст] / М.Элиаде. - М.: «Инвест-ППП», CT «ППП», 1996. - 240 с.

169. Юнг, К.Г. Об архетипах коллективного бессознательного [Текст] / К.Г.Юнг // Вопросы философии. - 1988. - №1. - С. 133-152.

170. Юсупова, Ф.Н. Метафизика сердца в европейской и русской философии и культуре XX в.: сравнительный анализ [Текст]: автореф. дисс. на соиск. уч. степ. к. филос. н. / Ф.Н.Юсупова. - Нижневартовск, 2009. - 25 с.

171. Ясперс, К. Ницше и христианство [Текст] / К.Ясперс. - М.: Медиум, 1994. -115 с.

172. Buber, M. Reden über Erziehung. - Heidelberg: Lambert Schneider, 1969. - 72 s.

173. Cassirer, E. Myth of the State [Электронный ресурс] // http://ru.scribd.com/doc/58755474/Cassirer-The-Myth-of-the-State

174. Herzog, Roman; Rede zur Eröffnung des Paderbomer Podiums im Heinz Nixdorf-MuseumsForum am 9. Juni 1998. - http://avpu.pomorsu.ru/proect/fonTi_cult/p_l. html

175. Sztompka, P. Trust: a sociological theory. - Cambridge: Cambridge university press, 1999.-214 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.