Духовная основа социального творчества личности тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Лазутина, Татьяна Витальевна

  • Лазутина, Татьяна Витальевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Красноярск
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 190
Лазутина, Татьяна Витальевна. Духовная основа социального творчества личности: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Красноярск. 2010. 190 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Лазутина, Татьяна Витальевна

ОГЛАВЛЕНИЕ.

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА I. ДУХОВНАЯ ОСНОВА ВОСПРОИЗВОДСТВА ЦЕЛОСТНОЙ ЛИЧНОСТИ.

1.1. Место и роль духовности в системе социальных отношений

1.2. Творчество как способ существования личности.

1.3.Социальная определенность духовного потенциала личности.

ГЛАВА И. СОЦИАЛЬНОЕ ТВОРЧЕСТВО КАК СПОСОБ

САМОРЕАЛИЗАЦИИ ЦЕЛОСТНОЙ

ЛИЧНОСТИ.

ПЛ. Духовная деятельность как способ саморазвития личности.

И.2. Субъектная природа социального творчества

Н.З. Самореализация личности как цель социального творчества

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовная основа социального творчества личности»

Актуальность темы исследования обусловлена необходимостью повышения общественной значимости современных преобразований в сфере социального творчества человека. В начале XXI в. российское общество оказалось в достаточно сложной ситуации. С одной стороны, практически полностью утрачена прежняя коммунистическая идеология и нравственность, определявшая моральный облик советского человека на протяжении более чем семидесяти лет нашей истории. С другой стороны, образовался определенный мировоззренческий вакуум, который сегодня отчасти заполняется либо экстремистскими ценностями и установками, либо различного рода импортированными моральными нормами и ориентация-ми, в основном связанными с идеологией потребительского общества, мотивами накопления, вещизма, психологией товарного и денежного фетишизма, социального приспособления. Первое обстоятельство в большей мере касается людей зрелого и пожилого возраста, второе — современной молодежи.

Большинство социальных проектов, планируемых и реализуемых в современном российском обществе, не содержат в себе серьезной духовной составляющей, не опираются на массовое социальное творчество.

Отсутствие последовательной и продуманной государственной политики в условиях глобализации и интернационализации многих сфер общественной жизни приводит к негативным социальным последствиям. Так, отмечается рост прагматизма, рационализма, эгоизма, гедонистических настроений в российском обществе, с одной стороны, и забвение накопленного нацией духовного и культурного опыта (традиций), с другой стороны. Культурные заимствования, перенесенные на российскую почву, также часто дают отрицательный результат.

Такое положение обусловливает и довольно низкую степень эффективности социального творчества, частичную, а порой и полную утрату 3 человеком своей собственной субъектности и его превращение в объект для различного рода манипуляций и воздействий извне.

Восстановление и развитие субъектных свойств и способностей личности как субъекта социального творчества предполагает восстановление своей собственной духовной культуры как системы духовно-нравственных ценностей, определяющих направление, характер и динамику самого процесса социального творчества. Поскольку социальное творчество имеет своей ключевой задачей обеспечение нормального воспроизводства самого человека, его полноценного бытия и всестороннего развития, постольку духовность и духовная культура как система идеалов, правил и убеждений становится решающим условием повышения эффективности всей человеческой деятельности.

Степень разработанности темы. Развитие духовности и ее значения в жизнедеятельности человека в истории философии практически всегда находилась в поле зрения исследователей. До обособления философии от религии проблематика духовной культуры освещалась в богословской и агиографической литературе. Изучение содержания и роли духовности в древнерусскую эпоху напрямую зависело от господствовавшей в обществе религиозной идеологии и тех методологических установок, которые задавались богословскими трактатами. Среди наиболее ярких источников эпохи, когда философия и религия существовали и развивались в нашей стране слитно, об изначальной высоте духовной культуры свидетельствуют такие сочинения, как «Поучения» Владимира Мономаха, «Послание Владимиру Мономаху о посте» Киевского митрополита Никифора, «Поучения» Владимирского епископа Серапиона, «Палея Толковая», «Слово о законе и благодати» митрополита Иллариона.

Начиная с XVIII в., в России происходит постепенное обособление философии от теологии. В этот период можно обнаружить интереснейшие письменные источники по данной проблематике, например, «Духовный регламент» Феофана Прокоповича. С утверждением философии как теоре4 тической науки в ней продолжают развиваться два основных течения (светское и религиозное), представители которых постоянно обращаются к духовной культуре человека, ее месту и роли в жизни общества. Русское славянофильство (К.С. Аксаков, И.В. Киреевский, Ю.Ф. Самарин, A.C. Хомяков и др.) обращали серьезное внимание на национальные особенности русской духовной культуры. В XIX веке эта тенденция нашла свое отражение в трудах B.C. Соловьева, А.И. Введенского, JI.M. Лопатина, Н.Ф. Федорова, JI.H. Толстого. Во второй половине XIX - начале XX в. различные стороны духовной жизни русского человека исследовали такие мыслители религиозно-философского направления, как H.A. Бердяев, С.Н. Булгаков, И.А. Ильин, Л.П. Карсавин, Н.О. Лосский, С.Н. Трубецкой, E.H. Трубецкой, П.А. Флоренский, С.Л. Франк, которые обращали особое внимание на выявление места и роли духовности как системы идеалов, принципов и убеждений в деятельности самого человека.

Однако существовали и другие направления в истории отечественной философской мысли, представители которого также исследовали вопросы формирования и развития духовной культуры, но уже не просто в секуляризированном плане, а с позиций классового подхода. Наиболее интересными в этой связи можно считать сочинения A.A. Богданова, A.B. Луначарского и др. В советский период отечественной истории проблематика духовности была элиминирована официальной идеологией, в основе которой находилась материалистическая диалектика. Под лозунгами «борьбы с идеалыциной» и осуществления «культурной революции» вопросы формирования и развития духовной культуры личности подменялись пропагандой коммунистических идей и установок. И только с конца 70-х — начала 80 гг. XX в. отечественные исследователи вновь стали активно обращаться к вопросам, связанным с изучением явления духовности. Особенно, наряду с аксиологическим аспектом, актуализируется праксиологический аспект данной проблематики, в рамках которого духовность исследовалась не отвлеченно, не абстрактно, а как система цен5 ностных ориентаций деятельной личности (духовная культура), как условие (фактор) социального творчества человека. Исследованию духовной культуры посвящены работы З.Г. Антошкиной, В.И. Бабушкина, Г.С. Ба-тищева, К.Я. Вазиной, Р.Н. Васильева, А.П. Ветошкина, С.З. Гончарова, В.М. Князева, В.И. Ксенофонтова, A.M. Кузина, С.Б. Крымского, В.А. По-номаренко, И.В. Силуяновой, В.Г. Федотовой, В.И. Филатова и др.

Однако смысл понятий духовности и духовной культуры все еще остается широким и неопределенным. Прежде всего, не разводятся сами эти понятия, хотя духовная культура представляет собой не просто систему духовных ценностей личности, но и систему определенным образом усвоенных (освоенных), адаптированных ценностей, превращенных в ценностные ориентации.

Исследователи отражает какую-то одну сторону духовной культуры, ее определенные аспекты, зачастую не соотнося ее с более общим понятием духовности как таковой. Так, одни авторы связывают духовную культуру с системой взаимоотношений (С.С. Аверинцев). Другие связывают ее с деятельностью человека как субъекта исторического процесса. Третьи -видят суть духовной культуры в утверждении высших нравственных ценностей (Г.В. Осипов). Четвертые — исследуют интенциальный аспект духовной культуры человека (В.И. Стрелков). Пятые — связывают духовность с высшими переживаниями (А.И. Зеленков). Шестые — рассматривают ее как жизненную позицию личности, в которой реализуется ее внутренняя свобода и творческое начало (Р.Л. Лившиц) и т.д.

Тем не менее до сих пор в философской литературе ощущается отсутствие целостного и системного подхода к изучению духовности и духовной культуры именно в контексте социального творчества и с позиций развития субъектных свойств личности. Недостаточно полно освещены вопросы, связанные с формированием конкретных субъектных способностей участников социального творчества и значением духовности в развитии и актуализации таких способностей личности. В связи с этим обращение к данной проблеме представляется вполне оправданным.

Цель и задачи исследования.

Целью исследования является выявление духовности в качестве основы социального творчества личности. Для реализации поставленной цели в работе необходимо решение следующих задач:

- определить роль и место духовности в развитии всей системы социальных отношений, складывающихся в обществе;

- раскрыть сущность социального творчества как созидательного способа самореализации личности;

- выявить социальную направленность (определенность) духовного потенциала в структуре общего личностного потенциала субъектов социального творчества;

- осуществить социально-философскую реконструкцию феномена духовности в русле русской философской традиции как «духотворение», по П.А. Флоренскому; «духовное делание», по И.А. Ильину; «работа со смыслами», по B.C. Соловьеву; «накопление в себе сил добра», по С.Л.Франку, и т.д. в процессе формирования и актуализации всех продуктивно-творческих способностей личности;

- раскрыть субъектную природу социального творчества через анализ субъектности как формы социальной активности, детерминированной духовным развитием самого человека;

- проанализировать динамику самореализации личности субъектов социального творчества в условиях современных социокультурных трансформаций.

Объект и предмет исследования.

Объектом исследования является социальное творчество как целостное явление и важная характеристика человеческой жизнедеятельности.

Предметом исследования является духовная основа социального творчества личности как фундаментальное условие успешного формирования и реализации человеком своих субъектных способностей.

Методологической основой исследования являются диалектический и метафизический методы и принципы познания, позволяющие раскрыть объект и предмет исследования в их целостности (полноте) и непрерывном развитии, выявить их аксиологические и праксиологические аспекты. Решение конкретных задач, сформулированных в работе, осуществляется также на основе системного, структурно-функционального, деятельност-ного подходов и с использованием методов анализа, синтеза, которые позволили существенно дополнить представления о значении духовности для осуществления социального творчества и развития субъектных способностей личности.

Новизна исследования и личный вклад автора состоят в следующем:

1. Осуществлена социально-философская реконструкция явления духовности как системы высших ценностей бытия, имплицитно присутствующей и возрастающей в человеке по мере «накопления в нем сил добра» (С.Л. Франк) и выступающей в качестве «воли к совершенству» (И.А. Ильин). Доказано положение о том, что духовность выступает основой социального творчества только тогда, когда она актуализирована в созидательном труде, являющемся универсальным способом осуществления социального творчества личности. Показано, что в структуре природы человека именно духовность исторически определяет антропологическую целостность и сущность самого человека, детерминирует высшие проявления его социальности, такие, как добродетель, ответственность, свобода и солидарность, также, что не менее важно, обусловливает и его физическое здоровье. Деятелъностный подход к категории духовности, использованный в настоящей работе, позволяет раскрыть ее место и роль в осуществлении социального творчества во всей его полноте и цельности. Позво8 ляет уйти от некоторых современных упрощенных представлений, согласно которым «сущность социального существования исчерпывается потреблением» (В. Мерцалов), а «духовность по своей сути нейтральна» (М. Шелер) и т. д.

2. Обосновано положение о сущности социального творчества как солидарном созидании человеком таких форм общения и общественных отношений, а также таких их критериев и показателей, которые в совокупности обеспечивают возможность для развертывания универсальной человеческой природы, продуктивно-творческих сил каждой личности и каждой социальной общности. Социальное творчество представляет собой определенную культуру социального взаимодействия, складывающуюся между людьми в форме сложного социального отношения, в процессе которого человек обретает и реализует свои субъектные качества (способности), переставая быть объектом системы социального воздействия и манипуляции (С.Г. Кара-Мурза). Тем самым, возникают необходимые условия для формирования системы «социального взаимодействия» (П. Сорокин), то есть такой модели социальных отношений, при которой все ее участники обладают субъектными способностями, которые актуализируются в аксиологическом поле духовной доминанты.

3. Аргументировано положение о том, что духовность (духовная культура) играет роль главного регулятора подлинно социально-творческой деятельности. В качестве особой формы человеческого самосознания и освоения социального опыта (B.C. Барулин) духовность задает объективно правильный вектор развитию человеческой личности и конституирует человека в качестве субъекта социальных отношений. Духовная культура, ее высшие (абсолютные) ценности позволяют раскрыть специфику и динамику всей социальной жизни личности на разных этапах ее развития. Различаются три этапа в социогенезе субъектов социального творчества (освоения, усвоения, творческого развития и применения), которые соответствуют основным фазам формирования субъектных свойств 9 личности: самоидентификации, самоопределения и самореализации (самодеятельности).

Выявлено, что духовность может выступать в двух основных формах: сакральной и секулярной. Созидание сакральной формы духовности осуществляется через «поиск Бесконечного и Абсолютного» (В. Зеньков-ский). Созидание духовности в секулярной форме обусловлено социальным общением (социальным взаимодействием) и приобщением (формированием отношений солидарности) между людьми. Обе формы духовности представляют собой проявление идеального, которое до сих пор во многом остается «мистически-загадочной реальностью» (Э.В. Ильенков). Синтез указанных форм духовности определяет формирование подлинной целостности личности. Антропологическая целостность, взятая в рамках такого духовного синтеза, представляет собой не сумму атрибутивных характеристик человека, а некий их «совершенный ансамбль», «симфонию» (митр. Иоанн), определенный синергетический результат духовно-нравственного становления и развития человека. Наполнение духовным содержанием человека позволяет, в свою очередь, наполнить таким содержанием конкретные социокультурные коммуникации, все виды человеческой деятельности, добиться большей социальной гармонии как в развитии отдельно взятой личности, так и общества в целом. Тем самым идеальное отражение объективной реальности превращается в идеальное (духовное) ее преображение.

4. Духовная любовь представлена как вершинная характеристика духовности, определяющая проявление в личности воли к совершенству. Человек воспринимает объективно совершенное как наилучшее элюцио-налыю-целостпо. Порождаемая духовной любовью вера (как еще одна ключевая характеристика духовности в целом) апеллирует к Абсолюту и воспринимает совершенство духовно-целостно. Духовность как система ценностей формируется посредством «духовного производства» (К. Маркс), «духотворения» (П.А, Флоренский), под которыми понимается не

10 только производство знаний, получение и обработка информации, но и формирование идеалов и образов (образцов), выступающих важнейшими мотиваторами социального творчества. Именно на этой почве духовного производства личность обретает свой собственный духовный опыт и созидает свой собственный духовный потенциал. Тем самым душа индивидуума преобразуется духом, превращается в «душевный дух» (В.М. Князев) и обретает такие важные его характеристики, как чувство совести, справедливости, ответственности и доброжелательности.

5. Выявлен внутренний источник социального творчества личности, заключающийся в несоответствии между ограниченными возможностями телесности, социальности и бесконечностью духа. Это обстоятельство побуждает личность вырабатывать в себе объективно значимые способности к созерцанию, внутреннему духовному сосредоточению, формировать внутренний настрой своей души в целях преодоления противоречия между бесконечностью духа и чувственно-предметной реальностью. Личностный выбор ценностных приоритетов является предварительным условием социального творчества. Осуществляемый в координатах духовности, он нацеливает человека на творческий труд и созидательную деятельность. В той мере, в которой индивид осваивает духовное богатство и становится субъектом социального творчества, он и реализует себя как личность, поэтому «завоевание духовности есть главная задача человеческой жизни» (H.A. Бердяев).

6. Раскрыто содержание и выстроена иерархия основных продуктивно-творческих сил и конкретных субъектных способностей личности, посредством которых осуществляется процесс социального творчества и благодаря которым происходит формирование и реализация целостности самой личности.

Прослежена логика превращения деятельности из репродуктивной предметно-вещной манипуляции орудиями и предметами труда в креативно-инновационный процесс путем ее наполнения высшими смыслами ду

11 ховного бытия. Эта логика неразрывно связана с формированием способности личности к выстраиванию иерархии ценностей в порядке их значимости для самого человека. В креативно-антропологическом аспекте социального творчества выделен и определен особый вид трудовой практики — духовный труд, который выступает как способность к определению и освоению ценностей и актуализации ценностных ориентаций. Духовный труд представляет собой развитие, адаптацию и применение духовных ценностей к конкретным видам жизнедеятельности личности.

Выявлена духовная модальность религии и нравственности в сфере социального творчества. Обосновано положение о том, что морально-нравственный аспект социального творчества развивается под воздействием духовного труда, посредством которого личность осваивает и усваивает высшие ценности и транслирует их на свою предметно-вещную практику. Поскольку духовный труд определяет в первую очередь именно высшие ценности человеческого бытия и апеллирует к идеалам и образам высшего порядка, постольку он развивает всеобщие по значению продуктивно-творческие силы человека и через них, интеллектуальную, материальную и социальную технику, служит решающим фактором становления целостной личности.

7. Раскрыта специфика и динамика духовного развития, определяющая алгоритм процесса социального творчества, его характер и результаты. Социальное творчество как созидание новых и более эффективных норм, правил, процедур, принципов и условий для проявления человеческой универсальности, подлинного развития человеческой сущности обусловлено выработкой духовно-нравственных идеалов и образов, установок и значений, которыми руководствуются субъекты процесса такого творчества. Духовная направленность (интенциальность) способствует формированию в человеке необходимых ему для социального творчества способностей к пониманию, признанию, доверию, общению, самодисциплине и латеральному (объемному) мышлению. Тем самым духовные свойства лич

12 ности дополняются ее социальными и интеллектуальными способностями, создавая наиболее благоприятные условия для подлинно эффективного социального творчества.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоят в том, что полученные результаты позволяют в определенной мере восполнить имеющийся пробел в научных представлениях о природе, сущности, структуре и содержании явления социального творчества личности в контексте развития ее духовности, духовной культуры, а также позволяет более осмысленно и целенаправленно совершенствовать субъектные способности личности. Полученные в настоящем диссертационном исследовании результаты и сформулированные выводы позволяют: во-первых, осуществлять содержательное и мировоззренческое обновление научных представлений о явлении социального творчества в целом и о духовной культуре субъектов социального творчества в частности; во-вторых, более обоснованно оценивать место и роль духовной культуры в системе социального взаимодействия и происходящих институциональных изменений; в-третъих, внести определенные коррективы в систему современного образования и подготовки специалистов, сделав акцент на формирование и развитие духовно-нравственных (ценностных) оснований в их предметно-практической деятельности, на развитие в первую очередь именно их духовной культуры.

Апробация результатов исследования.

Основные результаты исследования опубликованы в печати. Всего по тематике работы издано 16 работ: 2 монографии (в соавторстве), 14 статей и тезисов (в т.ч. 2 статьи в аккредитованном ВАК РФ журналах) общим объемом 11,4 п.л.

Результаты диссертационного исследования докладывались автором на 1-й Международной, 2-й Всероссийской, 2-х межрегиональных и обла

13 стных научно-практических конференциях. Содержание и выводы обсуждались на заседаниях кафедры философии ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет», на философской секции Федерального Межвузовского Центра гуманитарного образования при Уральском государственном университете им. А.М.Горького, на кафедре гуманитарных дисциплин и теологии НОУ ВПО «Уральский институт бизнеса».

Результаты диссертационного исследования нашли свое отражение в авторских спецкурсах «Основы духовной культуры» и «Актуальные проблемы социального творчества», читаемых диссертантом для студентов (бакалавров) в ГОУ ВПО «Российский государственный профессионально-педагогический университет».

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Лазутина, Татьяна Витальевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

1. Духовность личности представляет собой систему идеалов, принципов, правил и убеждений, основанных на высших {сакральных) ценностях человеческого бытия и включающих в свою орбиту ценности среднего (гносеологического) и низшего {праксиологического) уровней общей культуры человека. Смысл социального творчества духовной личности состоит в самосовершенствовании человека, реализации всех его продуктивно-творческих сил. Успешное осуществление социального творчества оказывается возможным только при одном генеральном условии — формировании духовной доминанты в душе человека. Вне такой духовной детерминации всякое творчество обречено неполноту, незавершенность, ущербность. Духовная доминанта формирует необходимое аксиологическое поле культуры, в рамках которого социальное творчество становится подлинным одухотворением самой жизни.

2. Содержание духовности субъектов социального творчества строго иерархично, субординировано и предметно определенно. В структуре духовности присутствуют три уровня ценностей. На высшем уровне представлены абсолютные ценности человеческого бытия, определяющие смысл его жизни. На низшем уровне - праксиологические (функциональные) ценности, определяющие содержание жизнедеятельности людей. Промежуточный уровень ценностей связан с качеством жизни как соответствием реальной жизнедеятельности человека подлинным смыслам бытия. Диалектическое единство всех трех уровней ценностей в системе культуры личности составляет тот ансамбль, который определяет интенцию социального творчества и интериоризацию субъектных способностей личности.

3. Духовность как система ценностных координат и аксиологическое поле развертывания социального творчества человека представляет собой духовную культуру самоопределения формирования и развития

165 личностных свойств до уровня субъектных способностей. Культура возвышает человеческую самость от природного уровня до высших проявлений духовности, определяя содержание человеческой морали, нравственности, этики и эстетики. Она переводит репродуктивные способности личности в продуктивные, инновационные способности - в креативные, задавая, тем самым, общий характер процесса воспроизводства человека как духовного и социального существа. Расширенный характер такого воспроизводства означает не только количественные изменения (рост численности населения или иные демографические характеристики), но и качественные улучшения и, прежде всего, возрастание культуры человека как субъекта социального творчества, движение на пути самосовершенствования.

4. . Социальное творчество представляет собой духовно детерминированное солидарное созидание человеком таких форм общения и общественных отношений, а также таких их критериев и показателей, которые в совокупности обеспечивают оптимальный простор для развертывания универсальной человеческой природы, продуктивно-творческих сил каждой человеческой личности и каждой социальной общности. Социальное творчество предполагает формирование у личности определенных субъектных способностей, имеющих подлинно верное, объективно правильное и духовно-нравственное содержание. Духовная культура определяет содержание социальной формы субъектности человека, формируя в нем способности к самоопределению, самоидентификации, самодисциплине, самоконтролю, самостоятельности, самодеятельности, самоуполномачива-нию, самореализации и нормотворчеству. Такой отбор субъектных характеристик личности не только формируется, но превращается в систему и становится конструктивно-операциональным и предметно-содержательным исключительно в рамках духовной культуры.

Высшие ценности духовной культуры человека определяют социально-онтологический статус самой личности субъекта социального твор

166 чества. Они позволяют осуществлять личностный выбор в координатах абсолютных ценностей бытия и формировать социальную культуру личности и общества как систему объективно верных (правильных) ценностных ориентаций. Восприятие и использование высших ценностей и идеалов духовной культуры создает для личности наиболее благоприятные условия для полного развития и самореализации, для освоения и усвоения всего спектра ценностей (разных уровней) социальной культуры. Возвышение предметно-производственной деятельности каждого отдельно взятого человека до высшего уровня - до уровня духовного опыта народа (социума -этноса) представляется нам одним из важнейших направлений соединения (синтеза) духовной и социальной культуры, одним из важнейших способов преодоления существующей в современном обществе психологии потребления и товарного фетишизма.

5. Социокультурная динамика в развитии личности и социума свидетельствует о том, что ее подъемы и спады в их развитии, как правило, совпадают с подъемами и спадами социального творчества, его эффективности. Нарастающие в современном мире тенденции к прагматизации морали, формализации культуры и подмене культурных ценностей цивилиза-ционными сугубо технологическими моментами могут блокироваться только одухотворением социального творчества, его наполненностью высшими смыслами жизнедеятельности общества и человека. Исторически моменты духовного подъема нации соответствовали ее наибольшим успехам в области культуры, политики, экономики, образования. И наоборот, времена духовной смуты становились и временем упадка во всех сферах социального творчества человека. Поэтому дальнейшее развитие социального творчества связано не только с цивилизационными кодами, сколько с культурными, точнее - духовными кодами и высшими смыслами, выражающими глубинную интенцию самой человеческой сущности и заложенной в ней возможности, способности и потребности созидать добро.

6. Духовность как система высших идеалов и ценностей человеческого бытия является генератором социального творчества. Она продуцирует новые социально значимые и общественно полезные идеи и благодаря духовности они обретают свойство совершенства. Духовность — это не простое движение мысли от простого к сложному («все гениальное просто» - Л.Н. Толстой), не какие-то модуляции в развитии нашего сознания от обыденного до специализированного уровня. Духовность имеет и подсознательный уровень, это еще и интуиция, наитие, откровение, предчувствие и сфера высших творческих эмоций. Но подсознание в той мере обладает характеристиками духовности, в какой оно детерминировано предельными высшими ценностями (идеалами) духовной культуры (Любовь, Красота, Вера, Надежда и т.д.). Таким образом, как сложное комплексное образование духовность выступает внутренним регулятором человеческой деятельности. Посредством развития в человеке его субъектных свойств духовная культура позволяет осуществлять высшую миссию человека на земле — реализовать на практике заложенную в нем изначально потребность и способность творить добро. Априорная способность личности к созиданию добра только в поле духовной культуры переходит (трансформируется) из состояния интенции, покоя, в активное, творческое начало, превращает человека в активную, деятельную и самодеятельную личность. Культурно-историческая возможность и актуализация способности человека как духовно-нравственного существа составляет смысл и содержание процесса самореализации личности, в результате которой человек и становится подлинным субъектом социального творчества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Лазутина, Татьяна Витальевна, 2010 год

1. Абовин-Егидес, П. М. Философия самоуправления Текст. / П.М. Абовин-Егидес. М.: Мысль, 1977.

2. Ален, (Шартье Э.О.). Суждения Текст.: Пер. с фр. / Шартье Э.О. Ален. М.: Республика, 2000.

3. Анохин, П. К. Философские аспекты теории функциональных систем Текст. / П.К. Анохин. М.: Наука, 1988.

4. Антошкина, 3. Г. Духовность как мера развития личности Текст. / З.Г. Антошкина // Проблемы культуры и искусства: традиции и современность. — Казань: Изд-во Казанского гос. ун-та, 1994. — С.18-21.

5. Апресян, Р. Г. Вид на профессиональную этику Текст. / Р.Г. Апресян // Общепрофессиональная этика. Ведомости. Вып. 25. / Под ред. В. И. Бакштановского, Н. Н. Карнаухова. Тюмень: НИИ ПЭ ТГНГУ, 2004.

6. Арефьев, А. Л. Поколение, которое теряет Россия Текст. / А.Л. Арефьев // Социс. 2008. - №8. - С.99-112.

7. Аристотель. Никомахова этика Текст. / Аристотель. Сочинения. В 4 т. Т.З. М.: Мысль, 1983.

8. Бабушкин, В. И. Философия духа Текст. / В.И. Бабушкин. -М.: Наука, 1995. 102 с.

9. Бакштановский, В. И., Согомонов, Ю. В. Прикладная этика: идея, основания, способ существования Текст. / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов // Вопросы философии. 2007. — № 9. — С.39-49.

10. Бакштановский, В. И., Согомонов, Ю. В. Этика и этос воспитания Текст. / В.И. Бакштановский, Ю.В. Согомонов. — Тюмень: НИИ ПЭ ТГНГУ, 2002.

11. Барулин, B.C. Социально-философская антропология. М.1994. Бакшутов, В. К. Философская антропология Текст. / В.К. Бакшутов. Екатеринбург: Изд-во Уральского гос. ун-та, 1998.

12. Бастиа, Ф. Экономические гармонии. Избранное Текст. / Ф. Бастиа; пер. с фр. М. ЭКСМО-Пресс, 2007. - 1200 с.

13. Батищев, Г. С. Обрести себя. Особенности культуры глубинного общения Текст. / Г.С. Батищев // Вопросы философии.1995. -№ 3. -С.103-130.

14. Бауман, 3. Мыслить социологически Текст. / 3. Бауман. -М., 1994.

15. Бахтин, М. М. К философии поступка Текст. / М.М. Бахтин // Философия и социология науки и техники. Вып. 1984-1985. -М., 1986.

16. Белоцерковецкий, В. Самоуправление: Будущее человечества или новая утопия? Текст. / В. Белоцерковецкий — М., 1992

17. Берви-Флеровский, В. В. Положение рабочего класса в России Текст. // В.В. Берви-Флеровский. Сочинения. В 2-х т. Т.1. — М.: Изд-во соц.-экон. лит-ры, 1958.

18. Бердяев, Н. А. Диалектика божественного и человеческого Текст. / H.A. Бердяев. М.: ACT, 2003.

19. Бердяев, Н. А. О назначении человека Текст. /H.A. Бердяев.-М. 1993.

20. Бердяев, H.A. Самопознание. Опыт философской автобиографии Текст. / H.A. Бердяев. М.: Наука, 1991.

21. Бердяев, Н. А. Спасение и творчество: два понимания христианства Текст. / H.A. Бердяев // Русская философия: Конец XIX начало XX века. - СПб.: Изд-во С.-Петербург, гос. ун-та, 1993.

22. Бердяев, Н. А. Судьба человека в современном мире Текст. / H.A. Бердяев // Новый мир. 1990. - №10.

23. Бердяев, Н. А. Философия неравенства. Письма к недругам по социальной философии Текст. / H.A. Бердяев // Русская философия собственности. XVIII-XX вв. СПб.: Ганза, 1993.

24. Богданов, А. А. Методы труда и методы познания Текст. // A.A. Богданов // Русская философия: Конец XIX — начало XX века. СПб.: Изд-во С.-Петербург, гос. ун-та, 1993.

25. Богданов, А. А. Тектология. Всеобщая организационная наука Текст. / A.A. Богданов. М.: Наука, 1989.

26. Богданов, A.A. Вопросы социализма: Работы разных лет Текст. / A.A. Богданов. М.: Наука, 1990.

27. Богданов, А. А. Эмпириомонизм. Статьи по философии Текст. / A.A. Богданов. — М.: Республика, 2003.

28. Большая энциклопедия русского народа. Русское мировоззрение Текст. / Под ред. О. А. Платонова. М.: Ин-т русской цивилизации, 2005.

29. Боно, де Э. Латеральное мышление Текст. / Э. де Боно; пер. с фр. СПб.: Питер-Паблишинг, 1997.

30. Бородай, Ю. М. Эротика Смерть - Табу: Трагедия человеческого сознания Текст. / Ю.М. Бородай. — М.: Республика, 1996.

31. Бубер, М. Два образа веры Текст. / М. Бубер. М.: ACT,1999.

32. Бутаков, А. В. Социальное самоуправление: Сущность, основные черты Текст. / A.B. Бутаков // Становление человека как субъекта социального творчества. Матер. Всерос. науч.-практ. конф. Омск, 1997. - С.82.

33. Вазина, К. Я. Человек и духовное развитие Текст. / К.Я. Вазина. Нижний Новгород: Изд-во Н.-Новгород, гос. ун-та, 1997. -114 с.

34. Васильев, Р. Н. Человек: генезис духа Текст. / Р.Н. Васильев, P.A. Зобов, В.Н. Келасьев. СПб.: Нева, 1994. - 292 с.

35. Вебер, М. Образ общества Текст. / М. Вебер. Избранное: Пер. с нем. М.: Наука, 1994.

36. Вебер, М. Протестантская этика и дух капитализма Текст. / М. Вебер; пер. с нем. М.: Мысль, 1990.

37. Веблен, Т. Теория праздного класса Текст. / Т. Веблен; пер. с англ. — М.: Внешторгиздат, 1984.

38. Ветошкин, А. П. Культурное возрождение Текст. / А.П. Ветошкин // Профессиональное образование. 1998. - № 2. - С.11-19.

39. Ветошкин, А. П. Философия Текст. Учеб. пособие / А.П. Ветошкин. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2004.

40. Ветошкин, А. П. Духовно-нравственная экономика Текст. / А.П. Ветшкин, H.A. Каратеева, A.M. Миняйло. Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 2008.

41. Ветошкин, А. П., Стожко, К. П. Философия хозяйства Текст. / А.П. Ветошкин, К.П. Стожко. Екатеринбург: Полиграфист, 2001.

42. Витаньи, И. Общество. Культура. Социология Текст. / И. Витаньи; пер. с венг. М.: Изд-во Московского гос. ун-та, 1984.

43. Витгенштейн, JI. Логико-философский трактат Текст. / Л. Витгенштейн; пер. с англ. -М.: Гослитиздат, 1958.

44. Всемирная энциклопедия философии Текст. / Под. ред. А. А. Грицанова. М.: ACT, 2001.

45. Выжленцев, Г. П. Аксиология и культура Текст. / Г.П. Выжленцев. СПб.: Нева, 1995.

46. Галактионов, А. А., Никандров, П. Ф. Русская философия IX XIX вв. Текст. / A.A. Галактионов, П.Ф. Никандров. - Ленинград: Изд-во Ленингр. гос. ун-та, 1989.

47. Гегель, Г. Работы разных лет Текст. / Г. Гегель. В 2-х т. Т.2.-М.: Мысль, 1973.

48. Генкин, Б. М. Экономика и социология труда Текст. / Б.М. Генкин. М.: Норма, 2006.

49. Гладышев, В. И. Компенсаторное общение Текст. / В.И. Гладышев. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 1999.

50. Гольбах, П. А Избранные произведения Текст. / П.А. Гольбах. В 2-х т. Т.1. М.: Гослитиздат, 1963.

51. Гончаров, С. 3. Креативность субъектности в умножении человеческого капитала и в развитии гражданского общества Текст. / С.З. Гончаров // Проблемы креативной экономики. Сб. науч. тр. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2005. С. 14.

52. Гончаров, С. 3. От технической цивилизации к культуре Текст. / С.З. Гончаров // Экономика и культура. Межвуз. сб. науч. тр. Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2000. - С .408-420.

53. Гончаров, С. 3. Воспитание инженеров-педагогов как субъектов социального творчества Текст. / С.З. Гончаров // Формирование инженерно-педагогических кадров: Воспитание творчеством. Свердловск: Изд-во Свердл. инж.-пед. ин-та, 1989. - С.4-19.

54. Григорьев, A.B. Антропология: от организмов к техносфере. Текст. / A.B. Григорьев. М.: КД «Либроком», 2009.

55. Гумилев, Л. Н. Конец и вновь начало Текст. / Л.Н. Гумилев. М.: Мысль, 1994.

56. Гуревич, П. С. Философия культуры Текст. / П.С. Гуре-вич. М.: Наука, 1994.

57. Гусейнов, А. А. Золотое правило нравственности Текст. / A.A. Гусейнов. — М.: Изд-во Москов. гос. ун-та, 1982.

58. Гусейнов, А. А. Мораль и насилие Текст. / A.A. Гусейнов // Вопросы философии. 1990. - № 5.

59. Гэлбрейт, Дж. К. Новое индустриальное общество Текст. / Дж.К. Гэлбрейт; пер. с англ. М.: ACT. 2004. - 602 с.

60. Гэлбрейт, Дж. К. Экономические теории и цели общества Текст. / Дж. К. Гэлбрейт; пер. с англ. — М.: Прогресс, 1980.

61. Делез, Ж. Логика смысла Текст. / Ж. Делез; пер. с фр. — Екатеринбург: Деловая книга, 1998.

62. Доценко, Е. JI. Психология манипуляции Текст. / Е.Л. Доценко. -М.: Медкнига, 2005.

63. Дубко, С. Л. Социальная справедливость Текст. / Этическая мысль: Научно-публицистические чтения // С.Л. Дубко. — М.: Республика, 1988.

64. Дьюи, Дж. Реконструкция в философии. Проблемы человека Текст. / Дж. Дьюи; пер. с англ. М.: Республика, 2003.

65. Дьюи, Дж. Цели и средства Текст. / Этическая мысль: Научно-публицистические чтения // Дж. Дьюи. М., 1992.

66. Евангелие (от Матфея) Текст. — М: ИД «Очарованный странник», 2005.

67. Ерасов, Б. С. Социальная культурология Текст. / Б.С. Ерасов. — М.: Аспект-Пресс, 1996. 591 с.

68. Зеньковский, В. История русской философии Текст. / В. Зеньковский. М.: Эксмо-пресс, 2001.

69. Злобин, Н. С. Культура и духовное производство Текст./ Проблемы теории культуры // Н.С. Злобин. М.: Высшая школа, 1980.

70. Золотов, A.B. Самоуправление непосредственных производителей: социально-экономические и организационные аспекты Текст. / A.B. Золотов. Нижний Новгород, 1996.

71. Зомбарт, В. Буржуа. Этюды по истории духовного развития современного экономического человека Текст. / В. Зомбарт; пер. с нем. М.: ЮНИТИ, 1994.

72. Игнатьев, В. Н. Социобиология человека: Теория генно-культурной эволюции Текст. / В.Н. Игнатьев // Вопросы философии. 1982. -№ 9. - С.131-142.

73. Ильин, И. А. Аксиомы религиозного опыта Текст. / И.А. Ильин. — М.: Эксмо-Пресс, 1993.

74. Ильин, И. А. О частной собственности Текст. / Русская философия собственности. XVII1-XX вв. // И.А. Ильин. — СПб.: Ган-за, 1993.

75. Ильин, И. А. О чувстве ответственности Текст. // И.А. Ильин. Наши задачи. В 2-х т. Т.1. М.: Академкнига, 1992.

76. Ильин, И.А. Философия как духовное делание Текст. / Русская философия: конец XIX — начало XX века // И.А. Ильин. -СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1993.

77. Ильин, И. А. Путь к очевидности Текст. // И.А. Ильин. Путь к очевидности. М.: Эксмо-Пресс, 1998.

78. Ильенков, Э.В. Диалектическая логика Текст. / Э.В. Ильенков. -М.: Политиздат, 1984.

79. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Самодержавие духа. Очерки русского самосознания Текст. / Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. СПб., 1994.

80. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Одоление смуты. Слово к русскому народу Текст. / Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. СПб. 1995.

81. Иоанн, митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский. Русская симфония Текст. / Митрополит Санкт-Петербургский и Ладожский Иоанн. — СПб., 2002.

82. Ионин, Л. Г. Масса и власть сегодня (актуальность Э. Канетти) Текст. / Л.Г. Ионин // Вопросы философии. — 2007. — № 3.1. С.3-14.

83. Каменских, Н. В., Стожко К. П. Русское хозяйство: Философский аспект анализа Текст. / Н.В. Каменских, К.П. Стожко. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1999.

84. Камю, А. Бунтующий человек Текст. / А. Камю; пер. с фр. -М.: Политиздат, 1999.

85. Камю, А. Миф о Сизифе. Эссе об абсурде Текст. // Ф. Ницше, 3. Фрейд, Э. Фромм, А. Камю, Ж.-П. Сартр. Сумерки богов. -М.: Политиздат, 1989.

86. Кант, И. Критика способности суждения Текст. / И. Кант. -М.: Мысль, 1994.

87. Кант, И. Критика чистого разума Текст. // И. Кант. Сочинения. В 6 т. Т.З. М.: Гослитиздат, 1965.

88. Кант, И. Трактаты и письма Текст. / И. Кант. М.: Политиздат, 1980.

89. Кант, И. Сочинения. В 6-ти т. т. 4. Ч. 1 Текст. / И. Кант.1. М.: Гослитиздат, 1965.

90. Кара-Мурза, С. Г. Манипулирование сознанием Текст. / С.Г. Кара-Мурза. -М.: ЭКСМО-Пресс, 2005.

91. Карсавин, Л. П. Пролегомены к учению о личности Текст. / Русская философия: Конец XIX начало XX века // Л.П. Карсавин. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1993.

92. Карсавин, Л. П. Философия истории Текст. / Л.П. Карсавин. СПб.: АО «Комплект», 1993.

93. Касьянова, К. О русском национальном характере Текст. / К.О. Касьянова. М.: Наука, 1994.

94. Категории диалектики: Теоретико-методологические проблемы Текст. / Под ред. И. Я. Лойфмана, В. В. Кима. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2003. - 255 с.

95. Качество жизни: диалектика духовного и социального Текст. / Под ред. К. П. Стожко. — Екатеринбург: Урал, ин-т бизнеса, 2007.- 653 с.

96. Кемеров, В. Е., Керимов T. X. Хрестоматия по социальной философии Текст. / В.Е. Кемеров, Т.Х. Керимов. — М.: Академический Проект, 2001. С.478-450.

97. Ким, В. В., Блажевич Н. В. Язык науки: Философско-методологические аспекты Текст. / В.В. Ким, Н.В. Блажович. — Красноярск.: Изд-во Краснояр. гос.ун-та, 1987.

98. Ким, В.В. Знаковая ситуация и процесс общения Текст. / Философская жизнь Урала. Проблемы общей и социальной онтологии. Сб. научн. тр. под ред. В.И. Кашперского // В.В. Ким. Екатеринбург: Изд-во Урал. техн. ун-та УГТУ - УПИ, 1999.

99. Князев, В. М. Метафизика духа в русской философии конца XIX начала XX века Текст. / В.М. Князев. - Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1998.

100. Коган, Л. Н. Философия культуры Текст. /Л.Н. Коган. — СПб.: С.-Петербург, гос. ун-т, 1996.

101. Коган, Л. Н. Цель и смысл жизни человека Текст. / Л.Н. Коган. -М.: Наука, 1984.

102. Копалов, В. И. Курс лекций по русской философии Текст. / В.И. Копалов. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2005.

103. Корнилова, С. В. Деловая культура XX века Текст. / C.B. Корнилова. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2008. - 110 с.

104. Кропоткин, П.А. Этика. Избранные труды Текст. / П.А. Кропоткин. -М.: Республика, 1991.

105. Кругман, П. Великая ложь. Сбиваясь с пути на рубеже нового века Текст. / П. Кругман; пер. с англ. М.: ACT, 2004. - 474 с.

106. Крымский, С. Б. Контуры духовности Текст. / С.Б. Крымский // Вопросы философии. 1992. - №12. - С. 12-21.

107. Ксенофонтов, В. И. Духовность в структуре личности Текст. / В.И. Ксенофонтов. СПб.: С.-Петербург, гос. ун-т, 1995.

108. Кузин, А. М. Духовное начало во Вселенной Текст. / A.M. Кузин // Вопросы философии. 1998. - № 8. - С.167-170.

109. Культура социальной ответственности Текст. / Под ред. К. П. Стожко. Екатеринбург: Изд-во УРИБ, 2009.

110. Культура, нравственность, религия. Материалы круглого стола Текст. // Вопросы философии. 1989. — №11.

111. Кун, Т. Структура научных революций Текст. / Т. Кун; пер. с англ. М.: ACT, 2002.

112. Курц, П. Запретный плод. Этика гуманизма Текст. / П. Курц; пер. с англ. М.: Гнозис. 1993. - 240 с.

113. Къеркегор, С. Страх и трепет Текст. / С. Къеркегор; пер. с дат. М.: Республика, 1993.

114. Лангер, С. Философия в новом ключе: исследование символики разума, ритуала и искусства Текст. / С. Лангер; пер. с фр. -М.: Республика, 2000.

115. Лапшин, И. И. Философия изобретения и изобретение в философии Текст. / И.И. Лапшин. М.: Республика, 1999. - 399 с.

116. Латфуллин, Г.Р. Развитие самоуправления хозяйствующих субъектов Текст. / Г.Р. Латфуллин. Диссертация доктора экон. наук. — М., 1995.

117. Леви-Строс, К. Первобытное мышление Текст. / К. Ле-ви-Стросс; пер. с англ. М.: Терра, 1999.

118. Леви-Строс, К. Структурная антропология Текст. / К. Леви-строс; пер. с англ. -М.: Республика, 1983.

119. Лившиц Р. Л. Духовность и бездуховность личности Текст. / Р.Л. Лившиц. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 1997.

120. Литвак, М. Е. Командовать или подчиняться? Психология управления Текст. / М.Е. Литвак — Ростов-на-Дону: Феникс, 1997.-288 с.

121. Лойфман, И. Я. Мировоззренческие штудии Текст. / И.Я. Лойфман. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2001.

122. Лоллер, Д. Коэффициент интеллекта, наследственность и расизм Текст. / Д. Лоллер. — М.'.Политиздат, 1982.

123. Лосев, А. Ф. Знак, символ, миф Текст. / А.Ф. Лосев. — М.: Наука, 1982.

124. Лосский, Н. О. Бог и мировое зло Текст. / Н.О. Лосский. -М.: Республика, 1994.

125. Лосский, Н. О. Условия абсолютного добра Текст. / Н.О. Лосский. М.: Политиздат, 1991.-368.

126. Лосский, Н. О. Чувственная, интеллектуальная и мистическая интуиция Текст. / Н.О. Лосский. — М.: Республика, 1999.

127. Лук, А. Психология творчества Текст. / А. Лук. — М.: Наука, 1979.

128. Лукач, Д. Своеобразие эстетического Текст. / Д. Лукач; пер. с нем. М.: Прогресс, 1986.

129. Любутин, Н. К. Человек в философском измерении (от Фейербаха к Фромму) Текст. / Н.К. Любутин. — Псков: Изд-во Псков, гос.пед.ин-та, 1984. 133с.

130. Любутин, Н. К., Пивоваров Д. В. Диалектика субъекта и объекта Текст. / Н.К. Любутин, Д.В. Пивоваров. — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 1993.

131. Маноха, И. П. Человек и потенциал его бытия Текст. / И.П. Маноха. Киев: Стимул, 1995.

132. Маркарян, Э. Системные исследования человеческой деятельности Текст. / Э. Маркарян // Вопросы философии. — 1972. — № Ю.

133. Маркс, К., Энгельс Ф. Экономико-философские рукописи 1844 года Текст. // К. Маркс, Ф. Энгельс. Сочинения. 2-е изд. Т.42. -М.: Политиздат, 1961.

134. Маркс, К., Энгельс Ф. Сочинения Текст. / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд.Т. 5. — М.: Политиздат, 1961.

135. Маркс, К., Энгельс, Ф. Сочинения Текст. / К. Маркс, Ф. Энгельс. 2-е изд.Т. 26.4. 3. М.: Политиздат, 1961.

136. Маркузе, Г. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества Текст. / Г.Маркузе; пер. с англ. -М.: Ке1ее£-Ьоок, 1994.

137. Марцева, Л. М. Труд в контексте российской цивилизации Текст. / Л.М. Марцева. Омск: Изд-во ОмГУПС, 2001.

138. Материалистическая диалектика Текст. М., 1990.

139. Махлуп, Ф. производство и распространение знаний в США Текст. / Ф. Махлуп; пер. с англ. -М.: Прогресс, 1966.

140. Мечников, И. И. Сорок лет искания рационального мировоззрения Текст. / И.И. Мечников. Москва: Госиздат, 1925.

141. Мизес, Л. фон. Человеческая деятельность. Трактат по экономической теории Текст. / Л. фон Мизес; пер. с нем. Челябинск: Социум, 2005. — 878 с.

142. Мирошников, Ю. И. Аксиологическая структура социокультурной коммуникации Текст. / Ю.И. Мирошников. Екатеринбург: Банк культурной инициативы, 1998. - 160 с.

143. Митин, А. Н. Культура управления персоналом Текст. / А.Н. Митин. Екатеринбург: Изд-во Уралвнешторгиздат, 2001.

144. Моль, А. Социодинамика культуры Текст. / А. Моль; пер. с англ. -М.: Прогресс, 1973.

145. Москаленко, А. Т. Смысл жизни и личность Текст. / А.Т. Москаленко, В.Т. Сержантов. — Новосибирск: Наука, 1989.

146. Мунье, Э. Манифест персонализма Текст. / Э. Мунье; пер. с фр. -М.: Республика, 1999.

147. Мур, Дж. Дж. Природа моральной философии Текст. / Дж. Дж Мур; пер. с англ. М.: Республика, 1999. - 351 с.

148. Нарский, И. С. Проблема «значения значения» в теории познания Текст. / И.С. Нарский // Проблематика знака и значения. -М., 1969. С.45-53.

149. Ницше, Ф. Антихристианин Текст. / Ф. Ницше // Сумерки богов. Сб. / Под ред. А. А. Яковлева. М.: Политиздат, 1989.

150. Ницше, Ф. Сумерки идолов, или как философствуют молотом Текст. / Ницше Ф. Сочинения. В 2-х т. Т.2. М.: Политиздат, 1990.

151. Ницше, Ф. Так говорил Заратустра. К генеалогии морали Текст. / Ф. Ницше; пер. с нем. Минск: Попурри, 1997.

152. Овчинников, Н. Ф. Знание болевой нерв философской мысли (К истории концепции знания от Платона до Поппера) Текст. / Н.Ф. Овчинников // Вопросы философии. - 2001. — № 2.

153. Ожегов, С. И. Толковый словарь русского языка Текст. / С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. М.: Азбуковник, 1997.

154. Олсон, М. Логика коллективных действий: Общественные блага и теория групп Текст. / М. Олсон; пер. с англ. — Л.: Изд-во ЛГУ, 1995.

155. Орлова, Т. С. Креативность экономического сознания Текст. / Т.С. Орлова. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2004. — 366 с.

156. Ортега-и-Гассет, X. Эстетика. Философия культуры Текст. / X. Ортега-и-Гассет; пер. с нем.- М.: Республика, 1991.

157. Основы антропоэкологии Текст. / Под ред. В.Л. Обухова, В.Б.Сапунова. — СПб.: Химиздат, 2000.

158. Пан, В. В. Человек, его сущностные силы Текст. / В.В. Пан // Становление человека как субъекта социального творчества. Матер. Всерос. конф. «Общество. Экономика. Труд. Культура. Человек». Омск: ИД «Диалог-Сибирь», 1997. С.4-9.

159. Панпурин, В. А. Внутренний мир личности и искусств Текст. / В.А. Панпурин. М.: Мысль, 1990.

160. Парсонс, Т. О социальных системах Текст. / Т. Парсонс; пер. с англ. М.: Академ, проект, 2002. - 832 с.

161. Парсонс, Т. О структуре социального действия Текст. / Т. Парсонс; пер. с англ. М.: Академ, проект, 2002. - 832 с.

162. Пастернак, Б. Об искусстве Текст. / Б. Пастернак. М.: Изд-во худож. лит-ры, 1990.

163. Петровский, В. А. Личность в психологии Текст./ В.А. Петровский. — Ростов-на-Дону: Изд-во Рост. н/Д. гос. ун-та, 1996.

164. Печчеи, А. Человеческие качества Текст. / А. Печчеи; пер. с англ. М.: Мир, 1985.

165. Платон. Сочинения Текст. В 3-х т. / Платон. М.: Гослитиздат, 1970.

166. Платон. Собр. соч. в 4-х т. Т.З Текст. / Платон. М.: Мысль, 1994.

167. Платон. Сочинения. В 3-х т. Т.З Текст. / Платон. М.: Мысль, 1990.

168. Платонов, О. Русский труд Текст. / О. Платонов. — М.: Современник, 1991.

169. Поланьи, М. Личностное сознание Текст. / М. Поланьи; пер. с англ. -М.: Форум, 1999.

170. Поляков, Н. Л. От трудового общества к информационному: Западная социология об изменении социальной роли труда Текст. / Н.Л. Поляков. М.: Политиздат, 1990.

171. Пономаренко, В. А. Психология духовности Текст. / В.А. Пономаренко. М.: Психол. книга, 1988. - 234 с.

172. Постмодернизм и культура Текст. М.: ИД «Довганъ»,1991.

173. Пригожин, И. Порядок из хаоса. Новый диалог человека с природой Текст. / И. Пригожин, И. Стенгерс. М.: Высш. школа, 1986.

174. Радаев, В. В. К обоснованию поведения человека в социологии Текст. / В.В. Радаев. М.: Ин-т социологии, 1997.

175. Рассел, Б. Словарь разума, материи, морали Текст. / Б. Рассел. М.: Республика, 1999.

176. Рассел, Б. Человеческое познание, его сфера и границы Текст. / Б. Рассел. М.: Терра, 2000.

177. Рашкова, Р. Т. Ватикан и современная культура Текст. / Р.Т. Рашкова. М.: Наука, 1989.

178. Риккерт, Г. Природа и культура Текст. / Культурология: XX в. // Г. Риккерт.-М.: Мысль, 1995.

179. Рих, А. Хозяйственная этика Текст. / А. Рих; пер. с нем. -М.: Мысль, 1996.

180. Роджерс, К. К науке о личности Текст. / К. Рождерс. История зарубежной психологии. — М.: Изд-во МГУ, 1986.

181. Розин, В. M. Субъект действия, взаимодействия, познания: Психологические, философские, социокультурные аспекты Текст. / В.М. Розин. — Воронеж: Изд-во Воронеж, гос. ун-та 2001.

182. Ролз, Дж. Теория справедливости Текст. / Дж. Ролз; пер. с англ. Новосибирск: СО РАН, 1995.

183. Россман, В. Разум под лезвием красоты Текст. / В. Росс-ман //Вопросы философии. 1999. -№12. - С. 17-23.

184. Русалов, В. М. Вклад биологической теории индивидуальности в решение проблем социального и биологического в человеке Текст. / В.М. Русалов. Биология в познании человека. М.,1989.

185. Руссо, Ж.-Ж. Об общественном договоре. Трактаты Текст. / Ж.-Ж. Руссо. М.: Канон-пресс, 1998.

186. Рыбаков, Б. А. Язычество Древней Руси Текст. / А.Б. Рыбаков. -М.: Наука, 1988.

187. Санталайнен, Т. Управление по результатам Текст. / Т. Санталайнен; пер. с фин. -М.: Прогресс, 1993.

188. Сартр, Ж.-П. Бытие и ничто. Опыт феноменологической онтологии Текст. / Ж.П. Сартр; пер. с фр. М.: Терра, 2002. - 640 с.

189. Сартр, Ж.-П. Экзистенциализм — это гуманизм Текст. / Ж.-П. Сартр. Сумерки богов. Сб. / Сост. А. А. Яковлев. М.: Политиздат, 1989.

190. Силуянова, И. В. Духовность как способ жизнедеятельности человека Текст. / И.В. Силуянова // Философские науки. —1990. № 5. - С.100-105.

191. Сирин, Ефрем, преподобный. Избранные произведения Текст. / Преподобный Ефрем Сирин. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 2006.

192. Слюсарева, Н. А. О знаковой ситуации Текст. / Язык и мышление // H.A. Слюсарева. М.: Знание, 1967.

193. Смит, А. Теория нравственных чувств Текст. / А. Смит; пер. с англ. М.: Республика, 1997.

194. Соловьев, B.C. Чтения о богочеловечестве Текст. / B.C. Соловьев. Собр. соч. в 10-ти т. Т. 3. СПб., 1912.

195. Соловьев, В. С. Спор о справедливости Текст.: Сочинения / B.C. Соловьев. М.: Эксмо-пресс, 1999.

196. Соловьев, В. С. Тайна прогресса Текст. Сочинения в 2-х т. Т.2 / B.C. Соловьев. М., 1988.

197. Соловьев B.C. Сочинения. В 2-х т. Т. 1 Текст. / B.C. Соловьев. -М., 1988.

198. Сорокин, П. А. Общедоступный учебник социологии Текст. / П.А. Сорокин. М.: Наука, 1994.

199. Сорокин, П. А. Социальная и культурная динамика Текст. / П.А. Сорокин; пер. с англ. М.: Астрель, 2006.

200. Социальная психология и этика делового общения Текст. / Под ред. В.Н. Лаврененко. М.: Культура и спорт, 1995.

201. Спивак, В. А. Корпоративная культура: Теория и практика Текст. / В.А. Спивак. СПб: Питер, 2001.

202. Спиркин, А. Г. Сознание и самосознание Текст. / А.Г. Спиркин. -М.: Политиздат, 1972.

203. Стожко, К. П. История русской экономической мысли Текст. / К.П. Стожко. Екатеринбург: изд-во Урал. гос. ун-т, 2008. -811 с.

204. Стожко, К. П. Экономическая диалектика человека: История. Теория. Методология Текст. / К.П. Стожко. — Екатеринбург: Изд-во Урал. гос. ун-та, 2002.

205. Стожко, К. П. Экономическое сознание Текст. / К.П. Стожко. Екатеринбург: Изд-во Урал, гос ун-та, 2002. - 426 с.

206. Стожко, К. П. Социальная диалектика предпринимательства: Личность. Самоуправление. Культура. Творчество Текст. /185

207. К.П. Стожко, О.В. Тарасова, А.Е. Новожилов, Н.Н. Маяков. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2005. - 238 с.

208. Струве, П. Б. Patriótica: Политика, культура, религия, социализм Текст. /Сост. В.Н. Жукова, А.П. Полякова / П.Б. Струве. -М.: Республика, 1997.

209. Струве, П. Б. Интеллигенция и народное хозяйство Текст. / П.Б. Струве // Вопросы философии. 1992. - № 12.

210. Субъект действия, взаимодействия, познания: Психологические, философские, социокультурные аспекты Текст. Воронеж, 2001.

211. Творческий универсум русской культуры Текст. / Под ред. В. И. Копалова. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2008.

212. Тейяр де Шарден, П. Феномен человека. Вселенская месса Текст. / П. Терьяр де Шарден; пер. с фр. М.: Айрис-Пресс, 2002. - 352с.

213. Тепман, JI. Н. Управление качеством Текст. / JI.H. Теп-ман. М.: ЮНИТИ, 2007. - С.317-347.

214. Ткаченко, И. Н. Эволюция внутрифирменных корпоративных отношений Текст. / И.Н. Ткаченко. Екатеринбург: Ин-т экономики УрО РАН, 2001. - 310 с.

215. Тойнби, А. Цивилизация перед судом истории Текст. / А. Тойнби; пер. с англ. М.-СПб.: ИД «Прогресс - Культура», 1991.

216. Тоффлер, Э. Метаморфозы власти Текст. / Э. Тоффлер; пер. с англ. М.: АСТ, 2003.

217. Тоффлер, Э. Третья волна Текст. / Э. Тоффлер; пер. с англ. М.: АСТ, 1999. - 784 с.

218. Тростников, В. Православная цивилизация. Исторические корни и отличительные черты Текст. / В. Тростников. — М.: ИД «Сибирский цирюльник», 2004.

219. Туган-Барановский, М. И. К лучшему будущему Текст. / М.И. Туган-Барановский. -М.: РОССПЭН, 1996.

220. Унамуно, М. де. Избранное Текст.: В 2-х т. Т.2 / М. де Унамуно. Л.: Лениздат, 1981.

221. Уткин, А. И. Мировой порядок XXI века Текст. / А.И. Уткин. М.: ЭКСМО, 2002. - 512 с.

222. Федоров, Н.Ф. Философия общего дела Текст. / Русская философия: Конец XIX начало XX века / Н.Ф. Федоров. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1993.

223. Федотова, В. Г. Духовное и душевное Текст. / В.Г. Федотова // Философские науки. — 1988. — №7. — С.50-57.

224. Филатов, В. И. Социально-онтологические основания целостности человека Текст. / В.И. Филатов. — Москва-Омск: Изд-во МГУК, 2001.

225. Философия российской экономики Текст. / Под ред. Н. Н. Целищева. В 2-х т. Т. 2 — Екатеринбург: Изд-во Урал, ун-та, 2005.

226. Философия Текст.: учебник / Под ред. А. Ф. Зотова, В. В. Миронова, А. В. Разина. М.: Академ, проект, 2004. - 688 с.

227. Флоренский, П. А. Разум и диалектика Текст. / П.А. Флоренский // Русская философия: Конец XIX — начало XX века. — СПб., 1993.

228. Флоренский, П. А. У водоразделов мысли (черты конкретной метафизики) Текст. / П.А. Флоренский. Сочинения. В 2-х т. Т.2. -М., 1990.

229. Франк, C.JI. Духовные основы общества Текст. / C.JI. Франк. -М., ACT, 2003.

230. Франк, С. Л. Абсолютное Текст. / С.Л. Франк // Русская философия: Конец XIX начало XX века. Антология. — СПб.: Изд-во С.-Петербургского ун-та, 1993.

231. Франк, С. Л. С нами Бог Текст. / С.Л. Франк. М.: ACT,2003.

232. Франке, Г. Манипулируемый человек Текст. / Г. Франке; пер. с нем. -М.: Политиздат, 1964.

233. Франкл, В. Человек в поисках смысла Текст. / В. Франкл. -М.: Прогресс, 1990.

234. Фрэзер, Дж. Золотая ветвь Текст. / Дж. Фрезер; пер. с англ. М.: Политиздат, 1980.

235. Фукуяма, Ф. Доверие. Социальные добродетели и путь к процветанию Текст. / Ф. Фукуяма; пер. с англ. М.: ACT; Ермак.2004.

236. Хайдеггер, М. Время и бытие: Статьи и выступления Текст. / М. Хайдеггер; пер. с нем. М.: Республика, 1993.

237. Хайек Ф. фон. Пагубная самонадеянность Текст. / Ф. фон Хайек; пер. с англ. М.: Мысль, 1992.

238. Хайек ,Ф. фон. Познание, конкуренция и свобода. Антология сочинений Текст. / Ф. фон Хайек // Под ред. С. Мальцева. -СПб.: Пневма, 1999. 288 с.

239. Хайек, Ф. фон. Происхождение и действие нашей морали Текст. / Ф. фон Хайек // ЭКО 1991. -№ 12. - С.177-188.

240. Хантингтон, С. Столкновение цивилизаций Текст. / С. Хантингтон; пер. с англ. М.: ACT, 2003.

241. Хюбнер, К. Истина мифа Текст. К. Хюбнер; пер. с нем. -М.: Республика, 1996

242. Черняк, Н. А. Проблема человека в западноевропейской неоклассической философии Текст. / Н.А. Черняк. Омск: Изд-во ОмГУ, 1997.

243. Чуринов, Н. М. Совершенство и свобода Текст. / Н.М. Чуринов. Новосибирск: СО РАН, 2006.

244. Шабатура, JI. Н. Онтогенез традиции Текст. / JI.H. Ша-батура. — Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2002. — 264 с.

245. Шабатура, JI. Н. Экономическая культура в структуре гуманитарного знания Текст. / JI.H. Шабатура, С.З. Шадрина. Екатеринбург: Изд-во УрГУ, 2002. - 144 с.

246. Шаталова, Н. И. Трудовой потенциал работника Текст. / Н.И. Шаталова. М.: ЮНИТИ, 2003. -399 с.

247. Шишкин, А. Ф. Человеческая природа и нравственность Текст. / А.Ф. Шишкин. М.: Мысль, 1979.

248. Шпенглер, О. Закат Европы Текст. / О. Шпенглер; пер. с нем. В 2-х т. М.: Айрис-Пресс, 1993.

249. Штафф, А. Введение в семантику Текст. / А. Штафф. -М.: ИД Глобус, 1963.

250. Шумихина, Л. А. Генезис русской духовности Текст. / Л.А. Шумихина. Екатеринбург: Изд-во Урал ун-та, 1998.

251. Щербакова, Г. В. Убеждение в его отношении к знанию и вере Текст. / Г.В. Щербакова. Томск: Изд-во ТомГУ, 1984.

252. Щербинин, М. Н. Искусство и философия в генезисе смыслообразования: Опыт эстетической антропологии Текст. / М.Н. Щербинин. Тюмень: Изд-во ТГУ, 2005. - 312 с.

253. Эрн, В. Ф. Христианское отношение к собственности Текст. / В.Ф. Эрн. Русская философия собственности. XVIII-XX вв. — СПб.: Ганза, 1993.

254. Юнг, К. Г. Психика: структура и динамика Текст. / К.Г. Юнг; пер. с нем. М.: ACT, 2005. -416 с.

255. Юнг, К. Г. Психологические типы Текст. / К.Г. Юнг; пер. с нем. М.: АСТ, 2006. - 761 с.

256. Янжул, И. И. Экономическое значение честности Текст. / И.И. Янжул. Избр. труды. М.: Наука, 2005.

257. Ярошевский, М. Г. История психологии. От античности до середины XX века Текст. / М.Г. Ярошевский. М.: Высш. школа, 1997.

258. Ясперс, К. Смысл и назначение истории Текст. / К. Яс-перс; пер. с нем. М.: Республика, 1994.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.