Духовно-интеллектуальное воспитание младших школьников на основе лингводидактического подхода тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Денисова, Яна Владиславовна

  • Денисова, Яна Владиславовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Ростов-на-Дону
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 184
Денисова, Яна Владиславовна. Духовно-интеллектуальное воспитание младших школьников на основе лингводидактического подхода: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Ростов-на-Дону. 2005. 184 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Денисова, Яна Владиславовна

Введение.

Глава 1 .Теоретико-методологические основы духовно-интеллектуального воспитания школьников посредством лингводидактического подхода.

1.1 .Духовность как феномен и ценностное основание воспитания современных школьников, роль родного языка в ее развитии.

1.2.Интеллектуальное развитие в процессе воспитания духовности школьников.

1.3.Лингводидактика как педагогическое средство духовно-интеллектуального воспитания учащихся.

Выводы по главе 1.

Глава 2. Содержание и организация духовно-интеллектуального воспитания младших школьников на основе лингводидактического подхода.

2.1 .Теоретическая модель духовно-интеллектуального воспитания младших школьников на основе лингводидактического подхода.

2.2.Содержательное наполнение лингводидактического материала, способствующего духовно-интеллектуальному развитию младших школьников.

2.3.Эффективность апробации лингводидактической программы, направленной на духовно-интеллектуальное развитие младших школьников.

Выводы по главе 2.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Духовно-интеллектуальное воспитание младших школьников на основе лингводидактического подхода»

Актуальность исследования. Социально-культурные, экономические преобразования в российском обществе вызвали глубокие изменения в системе образования. Во всех его звеньях все более приоритетными становятся общечеловеческие ценности и идеалы, актуализируется проблема развития духовной, творческой личности, способной осуществлять социально ответственный выбор, осознанно оценивать свою деятельность. В то же самое время современная ситуация в России характеризуется духовным кризисом: многие люди чувствуют одиночество, бессмысленность своей жизни, не имеют возможностей для самореализации своих стремлений. Объективными обстоятельствами духовного кризиса, обостряющими субъективные переживания личности, выступают социально-культурные, экономические и политические противоречия, характерные для России в наши дни. Как следствие, у некоторых появляются мысли о суициде, растет уровень уголовных тенденций, националистического и политического террора, алкоголизма и наркомании.

Ученые (Е.В. Бондаревская, Т.И. Власова, Н.В. Тельтевская, Е.Н. Шиянов и др.) справедливо считают, что образование - основа духовности, то есть пути выхода из духовного кризиса общества кроются в воспитании и обучении. Однако современная государственная система образования сама находится в кризисном состоянии, недостаточно использует ресурсы, лежащие в основе духовного развития человека, предметам гуманитарного цикла в современной школе часто отводится второстепенная роль, а, следовательно, школьники не воспринимают вечные ценности как преемственность традиций.

Одним из выходов из создавшейся ситуации бездуховности общества нам представляется образование, уделяющее первоочередное внимание решению проблемы духовно-интеллектуального воспитания ребенка посредством применения лингводидактического подхода в современной школе. Духовное воспитание (то есть педагогический процесс становления экзистенциальных ценностей, воспитание смысла жизни ребенка) должно опираться на интеллектуальное воспитание (то есть развитие педагогом психических познавательных процессов ребенка, среди которых важнейшими являются: внимание, восприятие, воображение, память, мышление), в связи с чем мы говорим о духовно-интеллектуальном воспитании как о едином, целостном процессе. При этом основным фактором духовно-интеллектуального воспитания выступает познавательный интерес, который, «поднявшись» до своего высшего уровня, то есть до познавательной потребности, обеспечивает трансформацию собственной интеллектуальной деятельности школьника в смыслообразующую для него деятельность, что является проявлением духовности учащегося. Одним из основных педагогических средств духовно-интеллектуального воспитания учащихся выступает лингводидактика, так как язык (как родной, так и иностранный) является непреходящим носителем духовности и интеллекта для человека, начиная с раннего онтогенеза. В науке лингводидактика определяется как теория обучения языку (как родному, так и иностранному). Недостаточность данного определения связана с тем, что оно не актуализирует системообразующую позицию в развитии интеллекта человека и не учитывает особенности языка как носителя культуры, духовности и как общеродового признака, присущего только человеку. В связи с этим появилась необходимость в поиске педагогических средств, условий, опоры на лингводидактику в процессе духовно-интеллектуального воспитания младших школьников.

Осуществление духовно-интеллектуального воспитания личности посредством лингводидактики на практике выявляет следующие противоречия между:

• объективной потребностью общества в духовно-интеллектуальной личности и недостаточным уровнем соответствующего воспитания у современных школьников;

• необходимостью использования в полной мере духовно-интеллектуального потенциала, заключающегося в лингводидактическом подходе и недостаточном уровне его реализации в школе;

• требованием общества в подготовке квалифицированных учителей, способных осуществлять данное воспитание и невозможностью осуществления такой подготовки на практике;

• растущей потребностью практики в научно-методическом обеспечении процесса воспитания духовно-интеллектуальной личности средствами лингводидактического подхода и недостаточной разработанностью соответствующих педагогических условий, обеспечивающих эффективность данного процесса.

Степень научной разработанности проблемы. Историко-педагогический анализ научной литературы и современных научных психологических и педагогических школ показал, что проблема духовно-интеллектуального воспитания, уходя своими корнями в глубь времен, по-прежнему остается нерешенной, продолжает волновать умы педагогов, психологов и философов. Историко-философская интерпретация проблематики «духовность человека» отражена в исследованиях Н.А. Бердяева, С.Н. Булгакова, И.А. Ильина, Л.П. Карсавина, В.А. Кожевникова, Н.О. Лосского, В.И. Несмелова В.В. Розанова, B.C. Соловьева, В.Н. Трубецкого, Н.Ф. Федорова, П.А. Флоренского. Психолого-педагогический аспект воспитания духовности представлен в трудах Л.П. Буевой, Т.И. Власовой, В.В. Зайцева, В.П. Зинченко, А. Маслоу, В.И. Слободчикова, В.Ф. Федотовой, В. Франкла, С.Л. Франка, К.Г. Юнга. Раскрытию психологических аспектов интеллектуальной деятельности уделяли внимание отечественные и зарубежные представители общей психологии С.М. Бондаренко, Б.С. Братусь, Дж. Брунер, К. Бюлер, Л.С. Выготский, И.В. Дубровина, Е.И. Исаев, Л. Колберг, Б.С. Круглова, Н.С. Лейтес, А.Н.

Леонтьев, Л.Ф. Обухова, Ж. Пиаже, B.C. Ротенберг, Е.Н. Шиянов. Исследование лингводидактического подхода мы находим в трудах Г.И. Богина, Л.И. Божович, Н.Д. Гальсковой, И.А. Зимней, Л.Ф. Миньяра-Белоручева, Н.М. Шанского. Однако, при всей безусловной значимости упомянутых исследований, проблема духовно-интеллектуального воспитания школьников средствами лингводидактики в педагогической науке представлена недостаточно. В частности, мало изучен воспитательный потенциал лингводидактического подхода, не систематизирован опыт использования лингводидактики в аспекте духовно-интеллектуального воспитания личности.

Обоснование выявленных противоречий и недостаточная научная разработанность позволили определить проблему настоящего исследования: каковы методологические основы лингводидактики, выступающей педагогическим условием становления системы духовно-интеллектуального воспитания школьников.

Объект исследования - деятельность учителя по духовно-интеллектуальному воспитанию младших школьников в учебном процессе.

Предмет исследования - лингводидактический подход как педагогическое условие духовно-интеллектуального воспитания младших школьников.

Цель исследования - выявление научно-педагогических основ лингводидактического подхода к духовно-интеллектуального воспитанию младших школьников, обоснование структурно-функциональной модели духовно-интеллектуального воспитания личности на основе лингводидактического подхода.

Гипотезой исследования послужила система предположений о том, что лингводидактический подход может выступать условием и средством духовно-интеллектуального воспитания младших школьников, если:

• позиция учителей будет ориентироваться на концептуальное обоснование духовности, проявляющейся в языке как родовом человеческом свойстве;

• будет обеспечена взаимосвязь воспитательного потенциала лингводидактики и духовно-интеллектуального развития учащихся;

• содержание и процесс духовно-интеллектуального воспитания младших школьников будет ориентироваться на активизацию языкового ресурса, развитие душевности ребенка, его способностей к сопереживанию, становлению системы Абсолютных ценностей, формированию умений и навыков познавательной деятельности, способности к креативности, к принятию нестандартных решений;

• основные методы воспитания будут актуализировать духовную и познавательную сущность младших школьников, а также креативную составляющую учебно-воспитательного процесса.

В соответствии с целью, предметом, гипотезой были определены следующие задачи исследования:

1. Представить духовность как феномен и ценностное основание процесса воспитания современных школьников, выявить роль родного и иностранного языка в развитии духовности.

2. Рассмотреть интеллектуальное развитие младших школьников в процессе воспитания их духовности.

3. Исследовать лингводидактику как педагогическое условие и средство духовно-интеллектуального воспитания учащихся.

4. Разработать теоретическую модель духовно-интеллектуального воспитания младших школьников средствами лингводидактики.

5. . Разработать содержание духовно-интеллектуального воспитания младших школьников на основе лингводидактического подхода.

6. Апробировать содержание и методы духовно-интеллектуального воспитания младших школьников на основе лингводидактического подхода.

Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения гуманистического направления в психологии и педагогике о движущих силах и факторах развития личности; идеи целостного, комплексного развития личности; аксиологические идеи о смыслах человеческого бытия; личностно-развивающие концепции (JI.C. Выготский, В.В. Давыдов, Д.Б. Эльконин); личностно-ориентированные концепции (Е.В. Бондаревская, М.Б. Котова, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, Е.Н. Шиянов); психолого-педагогические теории развития духовности ребенка (Т.И. Власова, В.И. Слободчиков); культурологический подход к образованию (B.C. Библер, Е.В. Бондаревская, Н.Г. Пешкова); исследования, посвященные целостности и структуре образовательного процесса, особенностей поисковой деятельности учащихся (И.Я. Лернер, В.Т. Фоменко); исследования по проблемам обучения в начальной школе (Л.И. Божович, В.В. Давыдов, А.А. Леонтьев, М.В. Матюхина, Г.А. Цукерман); деятельностно-личностно-коммуникативный подход в обучении иностранному языку (И.Л. Бим, Н.Д. Гальскова, Р.П. Мильруд, Е.И. Пассов).

Методы исследования. Теоретический и сравнительный анализ философской, психолого-педагогической и методической литературы; изучение директивных документов по начальному и среднему образованию; анкетирование; тестирование; опрос; статистический и педагогический анализ; эксперимент; интроспективный метод (осмысление собственного опыта в качестве учителя).

Исследование проводилось в течение четырех лет и включало три этапа.

Первый этап (2001-2003 гг.). Изучалась психолого-педагогическая литература, была определена методологическая база исследования, формировался понятийный аппарат; осуществлялось знакомство с лингводидактическим подходом и выяснялся его воспитательный потенциал в современной школе; анализировались существующие на данный момент учебно-методические комплексы по английскому языку для начальной школы с целью констатации количества и качества наличествующего в них лингводидактического материала; рассматривались существующие в российской и зарубежной психологии и педагогике теории умственного и духовного развития учащихся. К концу подготовительного периода была разработана структура диссертационного исследования, определены объект, предмет, гипотеза, цель и задачи исследования, подготовлены учебно-методические материалы по английскому языку для начальной школы.

Второй этап (2003-2004 гг.). Выстраивалась концептуальная модель духовно-интеллектуального воспитания младших школьников посредством лингводидактики; проводилось ее экспериментальное апробирование в процессе обучения иностранному языку в начальной школе на основе разработанных учебно-методических материалов с целью выявления истинности выдвинутой гипотезы исследования; замерялись результаты проделанной работы с использованием диагностик развивающего и личностно-ориентированного образования.

Третий этап (2004-2005 гг.). Проводились анализ и обобщение результатов опытно-экспериментального исследования, итоги работы оформлялись в виде данного диссертационного исследования.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования состоят в том, что в работе:

-на основе духовно ориентированной парадигмы раскрыто содержание понятия «духовно-интеллектуальное воспитание младшего школьника» и структура процесса, включающего духовно-интеллектуальное развитие и соответствующее обучение в качестве технологического аспекта;

-раскрыто содержание лингводидактического подхода к духовно-интеллектуальному воспитанию младших школьников, который усиливает лингвокультурологическое содержание родного и иностранных языков, активизирует мыслительные операции сравнения и духовные процессы культурной идентификации личности;

-уточнены понятия «культурная специфика языка» и «лингвокультурологическое содержание» воспитания;

-разработана и апробирована структурно-функциональная модель духовно-интеллектуального воспитания младших школьников средствами лингводидактики, отражающая логику и внутреннюю динамику исследуемого процесса;

-выделены компоненты содержания (операционно-деятельностный, коммуникативно-поведенческий; личностно-ориентированный, субъективно-тематический; лингвокультурологический) и показатели, позволяющие своевременно корректировать процесс духовно-интеллектуального воспитания младших школьников средствами лингводидактики.

Практическая значимость исследования состоит в следующем:

1.Разработаны учебно-методические материалы (УММ) по английскому языку в начальной школе под названием «Developing English» для осуществления на их основе максимального духовно-интеллектуального развития учащихся посредством наполняющего их лингводидактического материала; данные УММ могут послужить дополнением к любому из существующих учебно-методических комплексов при обучении английскому языку в начальной школе.

2.Предложена совокупность показателей духовно-интеллектуального развития младших школьников (психолого-характерологические умения, мыслительные операции, эмоционально-душевные проявления), позволяющих своевременно корректировать данный процесс на основе лингводидактического подхода.

3.Разработан пакет диагностического инструментария по изучению уровня духовно-интеллектуального развития учащихся начальных классов на основе лингводидактики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Концептуальное обоснование духовно-интеллектуального воспитания младших школьников базируется на идее проявленности духовности в языке как родовом человеческом свойстве. Воспитание духовности младших школьников опирается на интеллектуальное развитие обучающихся, детерминированное возрастными особенностями внимания, восприятия, воображения, памяти и мышления. Духовно-интеллектуальное воспитание младшего школьника в учебном процессе - это педагогическое взаимодействие учителя и обучающегося по овладению познавательными процессами, направленными на самообразование в качестве духовного приближения к Истине. Данный процесс включает две составляющие: духовно-интеллектуальное развитие ребенка и соответствующее обучение в качестве технологического аспекта. Показателем духовно-интеллектуального становления младших школьников является их языковое развитие, что обусловило опору на лингводидактический подход в учебном процессе.

2.Лингводидактический подход востребован в современных условиях модернизации образования и реализации задачи по достижению школьниками функциональной грамотности, что обусловило введение в начальную школу обязательного изучения иностранных языков. Лингводидактика, опираясь на закономерности языков, включает лингвокультурологическое содержание, позволяющее активизировать интеллектуальные процессы младших школьников, такие как мыслительные операции сравнения, сопоставления, а также духовные процессы культурной идентификации и становления экзистенциальных ценностей, основанных на гордости за родной язык. Культурная специфика языка, как лингвокультурологическое содержание, включает ценностные приоритеты и страноведческие реалии родного и иностранного языков и позволяет воспитывать эмоционально-чувственное и осмысленное отношение младших школьников к собственному духовно-интеллектуальному развитию, что проявляется в их оценивании собственной учебной деятельности.

3.Структурно-функциональная модель отражает содержательно-смысловую логику духовно-интеллектуального воспитания личности младших школьников в образовательном пространстве и включает следующие компоненты:

• цель — духовно-интеллектуальное развитие младших школьников;

• задачи — активизация языкового ресурса, развитие душевности и самочувствия ребенка, его способностей к сопереживанию и содействию другим людям, развитие самооценки учащихся, становление системы образов Абсолютных ценностей, формирование умений и навыков познавательной деятельности, способности к креативности, к принятию нестандартных решений, развитие познавательных процессов и словесно-логического мышления;

• принципы - методологические (культуросообразности, диалога культур, персонализации, развития личности в деятельности), дидактические (системности и последовательности изложения материала, доступности и посильности, сознательности и познавательной активности);

• педагогические условия — мотивация учебно-познавательной деятельности, развитие познавательного интереса, осознание младшими школьниками объективного и субъективного смысла изучения языков, использование учителями креативных, развивающих форм и методов лингводидактики, рациональное использование и систематизация учителями лингвокультурологического содержания;

• содержание воспитания подразделяется на операционально-деятельностный, коммуникативно-поведенческий, личностно-ориентированный, субъектно-тематический и лингвокультурологический компоненты;

• процессуальный и диагностико-резулътативный компоненты, ориентирующиеся на становление духовно-интеллектуальной личности, для которой познавательная деятельность приобретает как объективный, так и субъективный смысл, что является проявлением духовности.

4. Духовно-интеллектуальное воспитание младших школьников опирается на лингводидактическое и лингвокультурологическое содержание, коррелирующее с культурным архетипом россиян и включающее:

• паремиологический фонд на базе параллели,

• культурно-исторический фонд языка,

• мифологизированный фонд языка,

• мьюзик-фонд,

• лингвистический проектный фонд,

• ассоциативный колорфикационный фонд,

• лингвистический «плэй-фонд»,

• фонд, фиксирующий моделируемые обстоятельства реальной экзистенции, порождающие речевую реакцию,

• лингвистический фонд, перманентно аккумулируемый в «языковом портфолио» младших школьников,

• «парадоксальный» фонд, хранящийся в матрице серии комиксов со сквозными», «одушевленными» персонажами,

• «персонифицированный» лингвистический фонд.

5. Технологическое обеспечение духовно-интеллектуального воспитания младших школьников на основе лингводидактического подхода опирается на совокупность методов актуализации познавательной активности и креативных способностей обучающихся, их диагностику и самооценку, учитывающих психолого-характерологические умения, мыслительные операции, эмоционально-душевные проявления, что нашло подтверждение при апробации модели в учебном процессе при изучении иностранного языка.

Достоверность и обоснованность выводов исследования обеспечивается совокупностью методологических и общетеоретических подходов; использованием комплекса методов, соответствующих предмету и задачам исследования; результатами опытно-экспериментальной работы, продемонстрировавшими эффективность апробации разработанных учебно-методических материалов и подтвердившими правомерность выдвинутой гипотезы.

Апробация и внедрение результатов осуществлялись в ходе практической работы диссертанта в качестве учителя иностранного языка в лицее «Центр знаний», школе «Источник», средних школах №103 и №65 г.Ростова-на-Дону. Экспериментальная работа с использованием учебно-методических материалов по английскому языку для начальной школы «Developing English», осуществляющих максимальное духовно-интеллектуальное развитие учащихся посредством наполняющего их лингводидактического материала, неоднократно обсуждалась на заседаниях школьного методобъединения учителей иностранных языков, педсоветах, на заседаниях кафедры психологии, педагогики и методик начального образования, кафедры педагогики РГПУ. Имело место также неоднократное участие автора в научно-практических конференциях, посвященных проблемам начального образования, стратегиям современного образования в ВУЗе и школе, публикация статей и тезисов по теме исследования.

Разработанные автором учебно-методические материалы, сделанные им выводы внедрены и используются также в организации учебного процесса в Ростовском педуниверситете на педагогическом факультете, отделении начального образования, в Донском и Каменском педколледжах, на подготовительных курсах в Ростовском институте иностранных языков.

Структура диссертации: диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы (151 источник), 1 схемы, 11 таблиц, 3 диаграмм и 13 приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Денисова, Яна Владиславовна

Выводы по главе 2

Подводя итог сказанному по поводу содержания и организации духовно-интеллектуального воспитания младших школьников на основе лингводидактического подхода, сформулируем следующие выводы:

1.Нами обоснована теоретическая модель духовно-интеллектуального воспитания младших школьников на основе лингводидактического подхода, включающая цель, задачи, принципы, педагогические условия, содержание, процесс (методы, формы, средства), диагностику духовно-интеллектуального развития младших школьников, а также планируемый результат. При этом структурные составляющие данной модели функционально связаны друг с другом отношениями взаимозависимости, взаимоизменения и взаимообогащения, то есть она отражает содержательно-смысловую логику духовно-интеллектуального воспитания младших школьников в образовательном пространстве средней школы и выступает теоретической (методологической) основой организации опытно-экспериментальной работы соответствующей направленности (комплекса диагностирующих и личностно развивающих методов, обеспечивающих доказательное подтверждение правильности обоснованных в первой главе исследования гипотетических предположений как базовых педагогических условий решения поставленных задач).

2. Повышение уровня духовно-интеллектуального развития младших школьников достигается путем внедрения в учебно-воспитательный процесс средней школы структурно-функциональной модели, повышающей эффективность данного развития средствами лингводидактики.

3. Сравнительный анализ содержательного наполнения лингводидактического материала, способствующего духовно-интеллектуальному развитию младшеклассников, в наиболее распространенных действующих УМК по английскому языку для начальной школы, опрос учителей английского языка, анкетирование родителей учащихся, анализ посещенных уроков английского языка, проведенных по вышеназванным учебникам, дают нам основания утверждать, что в данный момент среди наиболее распространенных действующих УМК по английскому языку для начальной школы не существует такого, который бы по количественной и качественной характеристике наличествующего в нем лингводидактического материала отвечал бы всем или почти всем задачам духовно-интеллектуального развития российского учащегося начальных классов.

4. Сделанный нами вывод продиктовал необходимость разработки учебно-методических материалов «Developing English» для осуществления на их основе максимального духовно-интеллектуального развития учащихся посредством наполняющего их лингводидактического материала, коррелирующего с культурным архетипом русских. Авторские УММ «Developing English» учитывают все содержательные аспекты (компоненты) предложенной структурно-функциональной модели духовно-интеллектуального воспитания младших школьников на основе лингводидактического подхода.

Основой разработанной нами программы послужило следующее лингводидактическое наполнение: паремиологический фонд на базе параллели культурно-исторический фонд языка мифологезированный фонд языка мьюзик-фонд лингвистический проектный фонд ассоциативный колорфикационный фонд лингвистический «плэй-фонд» фонд, фиксирующий моделируемые обстоятельства реальной экзистенции, порождающие речевую реакцию лингвистический фонд, перманентно аккумулируемый в «языковом портфолио» младшеклассника парадоксальный» фонд, хранящийся в матрице серии комиксов со «сквозными», «одушевленными» персонажами персонификационный» лингвистический фонд

Содержание лингводидактического материала, наполняющего авторские УММ «Developing English», используемого нами в процессе обучения иностранному языку на ступени начальной школы и направленного на то, чтобы способствовать духовно-интеллектуальному развитию личности младшеклассников, не является исчерпывающим в силу того, что оно носит открытый и ситуативный характер. Оно открыто творчеству учителя, и его использование и изобретение во многом зависит от ситуации, складывающейся в классе, на уроке.

5. С учетом основных концептуальных положений, лежащих в основе разработанных нами УММ, эффективность апробации лингводидактической программы в учебном процессе лицея «Центр знаний», школы «Источник», СШ.№№65 и 103 города Ростова-на-Дону измерялась уровнем духовно-интеллектуального развития учащихся 3-4 классов по следующим критериям: логические умения - анализ, синтез, сравнение, аналогия, абстракция, обобщение; интеллектуальные умения - планирование умственных действий, установление связей, взаимосвязей, понимание закономерности, рассуждение из 2-3 звеньев, рефлексия, выводы, оперирование одновременно 2-3 признаками; психолого-характерологические умения - произвольность внимания, восприятия, воображения, осмысленность запоминания, самоконтроль, самооценка; эмоционально-душевные проявления - умение определять свое самочувствие в любой обстановке, то есть душевность, способность к сопереживанию и содействию другим людям, сформированность системы образов Абсолютных ценностей (Истины, Добра, Красоты, среди которых основной является ценность Добро с опорой на ценность Красота). При этом для выявления уровня духовно-интеллектуального развития учащихся на разных этапах опытно-экспериментальной деятельности, нами был использован пакет диагностического инструментария, состоящий из авторских разработок, а также некоторых известных диагностических методик отечественной психологии и педагогики.

6. Результаты проведенных измерений по указанным критериям подтверждают правомерность выдвинутой нами гипотезы: лингводидактический подход может выступать средством духовно-интеллектуального воспитания школьников. У учащихся экспериментальных групп (в которых ставилась задача целенаправленного духовно-интеллектуального развития посредством лингводидактики и вводились авторские экспериментальные УММ) значительно повысился уровень духовно-интеллектуального развития, в то время как в контрольных группах положительной динамики не наблюдалось на любом из этапов экспериментального исследования.

Заключение

Подводя итоги нашего исследования, отметим следующие наиболее важные его моменты:

1. Современная ситуация в России характеризуется духовным кризисом, преодоление которого возможно посредством преодоления кризиса в образовании и выдвижения на первое место проблемы воспитания духовности ребенка, то есть педагогического процесса становления экзистенциальных ценностей, воспитания смысла жизни ребенка. Внутренним средством воспитания духовности школьников является их интеллектуальное воспитание, то есть развитие педагогом психических познавательных процессов ребенка, среди которых важнейшими являются: внимание, восприятие, воображение, память, мышление, в связи с чем мы говорим о духовно-интеллектуальном воспитании как о едином, целостном процессе. При этом основным фактором духовно-интеллектуального воспитания выступает познавательный интерес, который, «поднявшись» до своего высшего уровня, то есть до познавательной потребности, обеспечивает трансформацию собственной интеллектуальной деятельности школьника в смыслообразующую для него деятельность, что является проявлением духовности учащегося. В понятие «смысл» мы включаем смысл как субъективный, так и объективный, то есть умственная деятельность должна обусловливаться для личности смыслом и субъективным, и объективным. Если интеллектуальная деятельность становится для школьников смыслообразующей, то они сами, без принуждения учителей, пытаются овладеть методами приобретения и применения необходимых им знаний. Получение знаний превращается для учащихся в глубокое убеждение, в реальный смысл существования, что свидетельствует о наличии духовности школьников, проявляющейся в интеллекте.

2. Решение проблемы духовно-интеллектуального воспитания учащихся посредством применения лингводидактического и лингвокультурологического подходов в школе, представляется нам одним из выходов из создавшейся ситуации бездуховности общества, так как язык (как родной, так и иностранный) является непреходящим носителем духовности и интеллекта для человека, начиная с раннего онтогенеза.

В начальной школе лингводидактика способствует развитию психических познавательных процессов (мышления, в особенности словесно-логического, памяти, воображения, внимания, восприятия), которые во взаимодействии представляют собой духовно-интеллектуальную деятельность, благодаря чему к моменту перехода ребенка в среднюю школу у него уже сформирована духовно-интеллектуальная база, получающая последовательное развитие и совершенствование в средней и старшей школе.

В средней и старшей школе идет дальнейшее воспитание духовно-интеллектуального потенциала личности посредством лингводидактики, видное место занимает лингвокультурологическая составляющая в обучении иностранному языку, цель которой - ознакомить через язык с культурной спецификой страны изучаемого языка. Данный подход позволяет формировать страноведческую компетентность, то есть навыки и умения аналитического подхода к изучению зарубежной культуры в сопоставлении с культурой своей страны, воспитывать уважительное отношение учеников к культуре иноязычной страны. Знание культуры изучаемого языка в сопоставлении с культурой России способствует более точному и глубокому пониманию как родного, так и изучаемого языка.

3.Воспитание духовно-интеллектуального потенциала школьника есть совокупность двух составляющих: духовно-интеллектуального развития как концептуального обоснования и соответствующего обучения в качестве технологического аспекта, то есть воспитание духовно-интеллектуального потенциала школьника осуществляется через развитие и обучение.

4.В качестве варианта решения проблемы духовно-интеллектуального воспитания учащихся нами предлагается структурно-функциональная модель, отражающая содержательно-смысловую логику развития духовно-интеллектуального потенциала личности младших школьников в образовательном пространстве средней школы и базирующаяся на взаимосвязи (взаимодействии, взаимопроникновении) воспитательного потенциала лингводидактики и духовно-интеллектуального развития учащихся; внедрение данной модели в учебно-воспитательный процесс влечет за собой повышение уровня духовно-интеллектуального развития учащихся.

5.Нами было рассмотрено содержание лингводидактического материала, способствующего духовно-интеллектуальному развитию учащихся, наличествующего в наиболее распространенных действующих учебно-методических комплексах (УМК) по английскому языку для начальной школы, среди которых: «Английский язык для детей» (В.Скультэ), «Английский язык для 1-3 классов» (И.Н.Верещагина, О.В.Афанасьева), «English Together.Pupil's book 1» (Diana Webster and Anne Worrall, Longman) - британский УМК для школ с углубленным изучением английского языка, для чего были применены следующие методы: анализ методической литературы, ее сравнительный анализ, опрос учителей английского языка, анкетирование родителей учащихся, анализ посещенных уроков английского языка, проведенных по вышеназванным учебникам. Мы пришли к выводу, что в данный момент среди наиболее распространенных действующих УМК по английскому языку для начальной школы не существует такого, который бы по количественной и качественной характеристике наличествующего в нем лингводидактического материала отвечал бы всем или почти всем задачам развития духовно-интеллектуального потенциала российского учащегося начальных классов, что продиктовало необходимость разработки учебно-методических материалов (УММ) под названием «Developing English» для осуществления на их основе максимального духовно-интеллектуального развития учащихся посредством наполняющего их лингводидактического материала, коррелирующего с культурным архетипом русских. Специфика представленного в авторских УММ «Developing English» лингводидактического содержания заключается также и в его способности воздействовать на чувственную сферу младшего школьника, усиливать заинтересованность в изучении предмета, влиять на ценностные ориентации, что вполне соответствует особенностям проживаемого ребенком эмоционально-когнитивного этапа личностного развития. Данные УММ могут послужить дополнением к любому из вышеперечисленных, действующих в настоящий момент УМК при обучении английскому языку в начальной школе.

6.Результаты апробации авторской программы, построенной в русле основных концептуальных положений представленной в данной работе модели развития духовно-интеллектуального потенциала личности младших школьников средствами, свидетельствуют об эффективности проводившейся опытно-экспериментальной работы и говорят о правомерности выдвинутой в начале исследования гипотезы: лингводидактический подход может выступать средством воспитания духовно-интеллектуального потенциала личности. Этот вывод подтверждают измерения уровня духовно-интеллектуального развития учащихся 3-4 классов по следующим критериям: логические умения - анализ, синтез, сравнение, аналогия, абстракция, обобщение; интеллектуальные умения - планирование умственных действий, установление связей, взаимосвязей, понимание закономерности, рассуждение из 2-3 звеньев, рефлексия, выводы, оперирование одновременно 2-3 признаками; психолого-характерологические умения - произвольность внимания, восприятия, воображения, осмысленность запоминания, самоконтроль, самооценка; умение определять свое самочувствие в любой обстановке, то есть душевность, способность к сопереживанию и содействию другим людям, сформированность системы образов Абсолютных ценностей (Истины, Добра, Красоты, среди которых основной является ценность Добро с опорой на ценность Красота). При этом для выявления уровня духовно-интеллектуального развития учащихся на разных этапах опытно-экспериментальной деятельности, нами был использован пакет диагностического инструментария, состоящий преимущественно из авторских разработок, а также некоторых известных диагностических методик отечественной психологии и педагогики. У учащихся экспериментального класса (в котором ставилась задача целенаправленного духовно-интеллектуального развития посредством лингводидактики и вводились авторские экспериментальные УММ) значительно повысился уровень духовно-интеллектуального развития, в то время как в контрольном классе положительной динамики не наблюдалось на любом из этапов экспериментального исследования.

Понимая, однако, что наше исследование проблемы воспитания духовно-интеллектуального потенциала учащихся посредством лингводидактики не является исчерпывающим, мы намечаем следующие перспективы работы в этой области: дальнейшее исследование аспектов содержания лингводидактического материала, способствующего духовно-интеллектуальному развитию, на таких этапах непрерывного образования личностно-ориентированного типа, как дошкольное, начальное, среднее (включая старшие классы) и послешкольное; в силу недостаточной разработанности и систематизированности на современном этапе развития педагогической науки диагностик духовно-интеллектуального воспитания, подготовка педагогической диагностики выявления уровней духовно-интеллектуального развития учащихся на различных этапах обучения; продумывание особенностей системы подготовки квалифицированных учителей, способствующей осуществлению ими духовно-интеллектуального воспитания учащихся в начальной и средней школе, в частности, правильно и рационально используя духовно-интеллектуальный потенциал, лежащий в основе лингводидактики.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Денисова, Яна Владиславовна, 2005 год

1. Абаев В.И. Язык и мышление. М.: Просвещение, 1948.

2. Абульханова-Славская К.А. Стратегия жизни. М.: Просвещение, 1991.

3. Акимова М.К., Козлова В.Т. Психологическая коррекция умственного развития школьников. М.: Педагогика, 2000.

4. Алферов А.Д. Психология развития школьников. Учебное пособие по психологии. Ростов-на-Дону: Феникс, 2000.

5. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996.

6. Андреев В.И. Педагогика творческого саморазвития. Инновационный курс. Кн.1 и 2. Изд-во Казанского ун-та, 1998.

7. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Просвещение, 1988.

8. Артемов В.А. К вопросу о психологии подражания в обучении иностранным языкам//Вопросы психологии и методики обучения иностранным языкам. М.,1947.

9. Артемов В.А. Психология обучения иностранным языкам.-М.: Просвещение, 1969.

10. Ю.Бабаева Ю.Д. Психологический тренинг для выявления одаренности. -М.: Просвещение, 1987.

11. П.Бердичевский A.JL, Соловьев Н.Н. Диалог культур на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. 1993. - №6.- С. 1418.

12. Беспалько В.П. Слагаемые педагогической технологии. М.: Просвещение, 1989.

13. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте (Психологическое исследование). М.: Просвещение, 1968.

14. Бондаревская Е.В. Нравственное воспитание учащихся в условиях реализации школьной реформы. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1986.

15. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания/ЯТедагогика. 1995. №4.- С. 29-36.

16. Брушлинский А. В. Субъект: мышление, учение, воображение. М.: Просвещение, 1996.

17. Будилова Е.А. Философские проблемы в советской психологии. М.: Просвещение, 1972.

18. Бурбулис Г.Э., Кемеров В.Е. Духовность и рациональность. М.: Просвещение, 1986.

19. Вейсгербер E.JI. Родной язык и формирование духа. М.: Просвещение, 1993.

20. Вейсс Ф.Р. Нравственные основы жизни.- Минск: Знание, 1994.

21. Верещагин Е.М., Костомаров В.Г. Лингвострановедческая теория слова. М.: Просвещение, 1980.

22. Видинеев Н.В. Природа интеллектуальных способностей человека. -М.: Мысль, 1989.

23. Власова Т.И. Воспитание духовности школьников в пространстве русской культуры//Инновационная школа. 1998. №1.

24. Власова Т.И. Диагностика гражданской культуры школьников и студентов. Ростов-на-Дону: РГПУ, 2001.

25. Власова Т.И. Диагностика духовности современных школьников -условие эффективности гуманитарного образования./ЯТроблемы культуры, этноса, экологии в образовательно-воспитательном процессе. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1997.

26. Власова Т.И. Духовность человека как предмет русской философии: Научная разработка.- Ростов-на-Дону: РГПУ, 1998.

27. Власова Т.И. Индивидуальная культура личности комплексный показатель воспитанности школьника/ЯТедагогические технологии как гарантия личностного роста учащихся. - Ростов-на-Дону: РГПУ, 1998.

28. Власова Т.И., Ермак Н.А. Искусство как средство духовного развития младших школьников. Ростов-на-Дону: РГПУ, 1996.

29. Власова Т.И., Власова А.В. Русская культура основа воспитания духовности современных школьников//Сборник научных работ аспирантов и молодых преподавателей. 4.1. Педагогика. Психология. -Ростов-на-Дону: РГПУ, 1998.

30. Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современных школьников. Ростов-на-Дону: Издательство РГПУ, 1999.

31. Воробьев В.В. Лингвокультурология. -М.: Академия, 1997.

32. Вульфов Б.З., Иванов В.Д. Основы педагогики в лекциях, ситуациях, первоисточниках.-М.: Просвещение, 1997.

33. Выготский JI.C. Воображение и творчество в детском возрасте. М.: Просвещение, 1997.

34. Выготский JI.C. Педагогическая психология. М.: Просвещение, 1991.

35. Гальскова Н.Д. И лингводидактика, и методика обучения иностранным языкам!//Иностранные языки в школе. 1997. - №5. - С. 12-15.

36. Гальскова Н.Д. Современная методика обучения иностранным языкам.-М.: Аркти Глосса, 2000.

37. Гезелл А. Умственное развитие ребенка. М.: Педагогика, 1993.

38. Государственный образовательный стандарт «Иностранный язык». В сб. «Учебные стандарты школ России». Книга 1. М.: Прометей, 1998.

39. Государственный образовательный стандарт «Начальное образование». Там же.

40. Гуревич К.М. Индивидуально-психологические особенности школьников. М.: Просвещение, 1988.

41. Давыдов В.В., Зинченко В.П. Предметная деятельность и онтогенез познания//Вопросы психологии. 1998. №5. - С. 11-29.

42. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Просвещение, 1986.

43. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка: т.1 СПб. ,1996.

44. Дубровина И.В., Круглов Б.С. Психологические аспекты формирования ценностных ориентаций и интересов у учащихся. В сб. «Ценностные ориентации и интересы школьников». М., 1983.

45. Журавлев А.П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1991.

46. Зеленин Д.К. Избранные труды: Статьи по духовной культуре. М.: Просвещение, 1994.

47. Зимняя И.А. Психология обучения иностранным языкам в школе. М.: Просвещение, 1991.

48. Ивин А.А. Искусство правильно мыслить. М.: Просвещение, 1986.

49. Измайлов А.Э. Народная педагогика. М.: Просвещение, 1991.

50. Каган М.С. Философская теория ценности. СПб.: Наука, 1997.

51. Калмыкова З.И.Продуктивное мышление как основа обучаемости. -М.: Педагогика, 1981.

52. Коган JI.H. Цель и смысл жизни человека. М.: Просвещение, 1984.

53. Козлова О.Н. Введение в теорию воспитания. Пособие для преподавателей. М.: Интерпракс, 1994.

54. Краевский В.В. Проблемы научного обоснования обучения (Методологический анализ). М.: Педагогика, 1977.

55. Крылова Н.Б. Ребенок в пространстве культуры. — М.: Педагогика, 1994.

56. Крымский С.Б. Контуры духовности: новые контексты и идентификации//Вопросы философии. 1992. №12 - С.21-25.

57. Культурология. XX век: Антология. М.: Просвещение, 1995.

58. Кулэ М. Духовность, смысл и политизм//Человек и духовность. Рига: Спектр, 1990.

59. Лакоценина В.П. Возрастные особенности младшего школьника и личностная ориентация образования. В сб. «Личностно-ориентиройанная педагогика», Выпуск 1. — Воронеж, 1997.

60. Левяш И.Я. Культура и язык. Минск: Век, 1998.

61. Лейтес Н.С. Возрастная одаренность школьников. М.: Академия, 2000.

62. Лейтес Н.С. Умственные способности и возраст. М.: Педагогика, 1971.

63. Лейтес Н.С. Способности и одаренность в детские годы. М.: Просвещение, 1984.

64. Лем С. Модель культуры//Вопросы философии. 1969. - №8.

65. Леонтьев А.А. Язык, речь, речевая деятельность. М.: Просвещение, 1969.

66. Леонтьев А.А. Общие сведения об ассоциациях и ассоциативных нормах//Словарь ассоциативных норм русского языка. М.: Просвещение, 1979.

67. Леонтьев А.Н. Мышление. М.: Просвещение, 1964.

68. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.: Просвещение, 1981.

69. Лурия А.Р. Об историческом развитии познавательных процессов. — М.: Просвещение, 1974.

70. Лурия А.Р. Язык и сознание. М.: Просвещение, 1979.

71. Маковский М.М. Удивительный мир слов и значений. М.: Просвещение, 1989.

72. Марковина И.Ю., Сорокин Ю.А. Национально-специфичное в межкультурной коммуникации//Антипов Г.А. Текст как явление культуры. Новосибирск: Полюс, 1989.

73. Маслова В.А. Введение в лингвокультурологию. М.: Академия, 1997.

74. Маслова В.А. Лингвокультурология. М.: Академия, 2001.

75. Маслова В.А. Связь мифа и языка//Фразеология в контексте культуры. -М.: Наука, 1999.

76. Матюхина М.В. Мотивация учения младшего школьника. М.: Педагогика, 1984.

77. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. Ступеньки к творчеству. М.: Просвещение, 1995.

78. Методика обучения иностранным языкам в начальной и основной общеобразовательной школе./ Под ред. В.М.Филатова. Ростов-на-Дону: Анион, 2003.

79. Миньяр-Белоручев Р.К. Методика обучения иностранным языкам или лингводидактика?//Иностранные языки в школе. 1996. - №1. - С. 2-4.

80. Могучая Н.В. Пой и танцуй: Сборник песен на английском языке для 34 классов школ с преподаванием ряда предметов на английском языке. -М.: Просвещение, 1973.

81. Мурашов В.И. Воспитание духовности российских школьников: Программа курса для учителей. М.: Педагогика, 1997.

82. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания/УПедагогика. 1998.-№3.-С. 3-10.

83. Никитенко З.Н., Осиянова О. М. К проблеме выделения культурного компонента в содержании обучения английскому языку в начальной школе.// Иностранные языки в школе. -1993. №3. - с. 5-11.

84. Одаренные дети. Под ред. Г.В.Бурменской и В.М.Слуцкого. М.: Просвещение, 1991.

85. Особенности обучения и психического развития школьников 13-17 лет/Под редакцией И.В.Дубровиной, Б.С.Круглова. М.: Педагогика, 1988.

86. Павлов И.П.Избранные произведения. М.: Просвещение, 1949.

87. Парахонский Б.А. Язык культуры и генезис знания (ценностно -коммуникативный аспект). Киев: Радуга, 1989.

88. Пиаже Ж. Психология интеллекта. В кн. «Избранные психологические труды». М.: Международная педагогическая академия, 1994.

89. Пирожков В.Ф. Законы преступного мира молодежи. Криминальная субкультура. — Тверь: Орион, 1994.

90. Платонов К.К. О системе психологии. М.: Мысль, 1972.

91. Платонов К.К. Структура и развитие личности. — М.: Наука, 1986.

92. Познавательные процессы и способности в обучении / Под ред. В.Д.Шадрикова, М.: Просвещение, 1990.

93. Полат Е.С. Метод проектов на уроках иностранного языка//Иностранные языки в школе. 2000. - №2.- С.3-10; №3.- С. 3-9.

94. Программа по иностранным языкам для 12-летней школы. М.,2001.

95. Ремизов В. А. Духовность как культурная ценность личности//Философские науки. 1997. - №2. - С. 12-18.

96. Селевко Т.К. Современные познавательные технологии: Уч. Пособие. -М.: Просвещение, 1998.

97. Силуянова И.В. Духовность как способ жизнедеятельности человека/УФилософские науки. 1990. №12. С. 102-112.

98. Слободчиков В.И., Исаев Е.И. Основы психологической антропологии. Психология развития человека: развитие субъективной реальности в онтогенезе. М.: Школьная пресса, 2000.

99. Ю.Соболева М.В. Имитационное поведение в раннем онтогенезе: опыт исследования/ТВопросы психологии. 1995.№4.С. 108-115111 .Соловейчик C.JI. Педагогика для всех. М.: Детская литература, 1989.

100. Сухомлинский В.А. Как воспитать настоящего человека. Киев: Сила, 1995.

101. П.Тихомиров O.K. Психология мышления. М.: Просвещение, 1984.

102. Учителю об одаренных детях. Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.Панова. -М.: Юрайт, 1997.

103. Ушинский К. Д. Сочинения. Т.7. М.,1949.

104. Федотова В.Г. Душевное и духовное//Философские науки.- 1988.- №7.

105. Филатов В.М., Филатова Г.Е. Раннее обучение иностранному языку. Книга для учителя. Ч. 1. Ростов-на-Дону: Анион, 1999.

106. Филатов В.М. Игровые и дискуссионные методы обучения в преподавании иностранных языков на интегральной основе. Ростов-на-Дону: Анион, 1997.

107. Н9.Филатов В.М. Антропологическая модель обучения иностранным языкам в начальной школе и педагогическом колледже. Ростов-на-Дону: Анион, 2002.

108. Филатова Г.Е. Педагогический дневник студента-практиканта. — Ростов-на-Дону: РГПУ, 2000.

109. Флэйк-Хобсон К., Робинсон Б. Е., Скин П. Мир входящему. Развитие ребенка и его отношений с окружающими. М.: Центр общечеловеческих ценностей, 1992.

110. Франкл В. Человек в поисках смысла.- М.: Просвещение, 1990.

111. Фромм Э. Человек для себя.- Минск: Радуга, 1992.124 .Харламов Н.Ф. Нравственное воспитание школьников, М.: Просвещение, 1983.

112. Харре Р. Вторая когнитивная революция/Шсихол.журн. 1996. - №2. -С. 3-15.

113. Холодная М.А. Психологический статус когнитивных стилей: предпочтения или «другие» способности?//Психол. журн. 1996.- №1. -С. 61-69.

114. Холодная М.А. Психология интеллекта: парадоксы исследования. -М.: Просвещение, 1997.

115. Цетлин B.C. Реальные ситуации общения на уроке//Иностранные языки в школе. 2000. - №3.- С. 25-26.

116. Человек. Философско-энциклопедический словарь. М.: Просвещение, 2000.

117. Черниговская Т.В. Эволюция языковых и когнитивных функций: физиологические и нейролингвистические аспекты. Автореф. дис. д-рабиол. наук. СПб; 1993.

118. Шадриков В.Д. Духовные способности. М.: Педагогика, 1996.

119. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: Логос, 1996.

120. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. -М.: Логос, 2001.

121. Шаклеин В.Г. Студенты-иностранцы: лингвокультурологический аспект обучения русскому языку//А1ша Mater. 1998. - № 1,2. - С.62-66.

122. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труды. М.: Педагогика, 1988.

123. Юнг К.Г. Архетип и символ. М.: Просвещение, 1991.

124. Юнг К.Г. Проблемы души нашего времени. М.: Просвещение, 1996.

125. Юркевич B.C. Одаренный ребенок: иллюзии и реальность. Книга для учителей и родителей. М.: Просвещение, 1996.

126. Якиманская И.С. Технология личностно-ориентированного обучения в современной школе. М.: Сентябрь, 2000.

127. Яковлева Е.Л. Методические рекомендации учителям по развитию творческого потенциала учащихся. Под ред. В.И.Панова. М.: Просвещение, 1998.

128. Яковлева Е.С. О понятии «культурная память» в применении к семантике слова//Вопросы языкознания. 1998. - №3.

129. Ярошевский М.Г. История психологии. -М.: Просвещение, 1996.

130. Ясвин В.А. Тренинг педагогического взаимодействия в творческой образовательной среде. М.: Наука, 1998.

131. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Просвещение, 1991.145 .Britain at a Glance London: HMSO,1994.

132. Freeman I. Gifted Children Growing Up. London: HMSO,1991.

133. Levin B. Conducted Tour. London: Jonathan Cape, 1981.

134. Matthews R. O. America, A View from Above. New-York: Portland House, 1990.

135. Rowlands P. Gifted Children and Their Problems. London: Education, 1974.

136. Symposya «Sensitive Periods of Development in Animal and Man» xx Intern. Congr. Psychol. - Paris, 1976.

137. Villiers S. Sharing Our Understanding of the «Communicative Method»/MHOCTpaHHbie языки в школе. 2000. - №3. - C.21-23.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.