Организация и содержание духовно-нравственного воспитания младшего школьника тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Воронова, Ольга Алексеевна

  • Воронова, Ольга Алексеевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Иркутск
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 155
Воронова, Ольга Алексеевна. Организация и содержание духовно-нравственного воспитания младшего школьника: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Иркутск. 2006. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Воронова, Ольга Алексеевна

13.00.01 - общая педагогика, история педагогики и образования

Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

Научный руководитель: доктор педагогических наук, профессор

Лапина Олимпиада Александровна

Иркутск

Содержание

Введение.

Глава 1. Теоретические основы духовно-нравственного воспитания ф младшего школьника.

1.1. Содержательная основа духовно-нравственного воспитания младшего школьника.

1.2. Психолого-педагогические особенности младшего школьника как основа духовно-нравственного воспитания.

1.3. Критерии духовно-нравственного воспитания младшего школьника.

4' 1.4. Особая позиция педагога как условие духовно-нравственного воспитания младшего школьника.

Глава 2. Организация духовно-нравственного воспитания в начальной школе.

2.1. Начальные условия экспериментальной работы.

2.2. Организация и содержание системы уроков духовности в начальной школе.

2.3. Результаты духовно-нравственного воспитания младшего школьника.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Организация и содержание духовно-нравственного воспитания младшего школьника»

Современную ситуацию в России можно охарактеризовать как духовно-нравственный кризис, не случайно проблема духовности личности обозначена одной из важнейших общенаучных проблем в законах Российской Федерации «Об образовании», в Национальной доктрине образования Российской Федерации и Федеральной программе развития образования, программе «Шаг в будущее» и др.

Духовный кризис проявился не только в расслоении общества на бедных и богатых, но и в утрате ценности нравственных ориентиров, радикальном изменении опыта молодого поколения в сравнении с опытом их родителей. Есть серьезные основания полагать, что мы вступили в «полосу кризиса детства» (В.И. Сло-бодчиков), что вызвало отчуждение детей от взрослых, нарушилось духовное единство семьи. К сожалению, снизилась ценность таких особенностей педагога при взаимодействии с детьми, как «душеведческая направленность ума», наблюдательность, чуткость, оригинальность мышления, умение и способность мысленно представлять, моделировать внутренний мир именно этого ребенка, а не приписывать ему свой собственный [88, 224]. Как результат - незащищенные социально и педагогически дети не могут справиться с житейскими трудностями, многие становятся бродягами, нарушителями общественной морали и правовых законов.

Одним из возможных путей исправления сложившейся ситуации на современном этапе является духовно-нравственное воспитание личности: расширение духовного потенциала, обогащение поведенческой культуры на основе нравственных ценностей. Выражением государственной политики в области воспитания стали принципы гуманизации образовательного пространства «в целях обеспечения самоопределения личности, создание условий для ее самореализации». Исходя из этого, нужна тщательно продуманная система условий, способствующих процессу воспитания, развитию индивидуальности каждого ребенка, обретению каждым своего образа, своего характера, своего душевно-нравственного стержня. Все это усиливает актуальность духовно-нравственного воспитания, ориентирует исследователей на поиск педагогически организованного процесса, обеспечивающего духовное развитие школьников. Духовно-нравственное воспитание представляется нам актуальной задачей еще и потому, что оно непосредственно определяет те ориентиры, которые влияют на природу отношений личности.

На наш взгляд, решение этих проблем возможно уже в начальной школе через приобщение детей первой ступени обучения к духовно-нравственным ценностям, через формирование отношения к себе и к другим людям, к окружающему миру как к ценности, развитие сознания младшего школьника и его душевных качеств.

Анализ теоретических источников дает нам основание сделать вывод о том, что проблема духовности личности занимает одно из центральных мест в системе знаний о человеке, и не раз становилась объектом исследования философов, психологов и педагогов.

Так общие вопросы духовности, смысла жизни рассматривались В.Г. Александровой, Н.А. Бердяевым, Л.П. Буевой, Б.С. Гершунским, М.С. Каганом, В.И. Ксенофонтовым, В.И. Мурашовым и др. Вместе с тем, среди ученых, занимающихся философскими аспектами духовности, нет единого понимания сущности «дух», «духовность», что повышает актуальность анализа научных основ духовно-нравственного воспитания.

Психологические аспекты духовности личности нашли отражение в трудах Б.П. Братуся, Б.С. Гершунского, В.П. Зинченко, Д.А. Леонтьева, В.А. Петровского, В.И. Слободчикова, В. Франкла, Э. Эриксона и др., где рассматривались не только вопросы воспитания духовных потребностей, духовных ценностей, формирования мировоззрения, но и проблемы духовного кризиса и потери смысла жизни.

В последние годы появилось много работ, связанных с возрождением традиций духовно-нравственного воспитания и образования (Л.В. Бурмистрова, В.К. Журавлев, С.Ф. Иванова, М.Н. Кузьмин, А.Е. Лихачев, В.И. Слободчиков, прот. Д. Смирнов, А.Н. Стрижов, Л.В. Сурова, О.А. Сысоев, В.Ю. Троицкий и др). Большой интерес вызывают труды христианских педагогов и учёных (М.И. Андреев, А. Дауге, В.В. Зеньковский, Иоанн Златоуст, Иоанн Дамаскин, Иоанн Лествичник,

Феофан Затворник, Владимир Богоявленский и др.), позволяющие рассматривать сферу духовного как обращенность вглубь человека и соотношение веры и разума.

Понять сущность и психолого-педагогические механизмы духовно-нравственного воспитания человека помогли нам теоретико-методологические обоснования таких категорий, как гуманизация педагогического процесса (Ш.А. Амонашвили, М.М. Бахтин, А.В. Бездухов, Е.В. Бондаревская, Э.Н. Гусинский, А. Маслоу, К. Роджерс, Э. Фромм), личностно-ориентированное обучение (C.JL Братченко, Е.В. Бондаревская, В.В. Сериков, И.С. Якиманнская и др.). Взаимодополняемость данных направлений позволяет выделить в качестве базовых, сущностных характеристик личности духовность и нравственность, связанные с мотива-ционной сферой внешне (нравственность) и внутренне (духовность).

Анализ литературы позволяет убедиться, что достаточно полно и глубоко исследованы социальные аспекты нравственности, как совокупности принципов и норм поведения людей по отношению друг к другу и обществу (А.Ф. Анисимов, А.А. Гусейнов, О.Г. Дробницкий и др.). Теория и практика духовно-нравственного воспитания и гуманизации педагогического процесса изучались Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревской, Т.И. Власовой, В.А. Караковским, И.А. Колесниковой, С.В. Кульневичем, Б.Т. Лихачевым, и др. Большое внимание в современной науке уделяется вопросам воспитания духовных потребностей, духовных ценностей, формированию мировоззрения (Е.П. Белозерцев, Б.С. Гершунский, В.А. Караковский и др.).

Как видим, в науке сложилась определённая база, которая позволяет подойти к исследованию проблемы духовно-нравственного воспитания.

Вместе с тем, следует отметить, что нет пока системно разработанного обоснования теории и практики духовно-нравственного воспитания младшего школьника. С нашей точки зрения, именно в начальной школе закладываются духовно-нравственные основы, а сама деятельность учителя является специфической по содержанию, задачам и предъявляемым требованиям к взаимодействию с воспитанниками.

Анализ литературы и современной практики воспитания позволил нам выявить противоречия:

- между потребностью общества в духовно-нравственном развитии личности и неудовлетворительным состоянием духовно-нравственного воспитания школьников;

- между новыми ценностными ориентирами учебно-воспитательного процесса на духовно-нравственное воспитание и недостаточной разработанностью данной проблемы;

- между необходимостью духовно-нравственного воспитания и недостаточным уровнем педагогической обеспеченности этого процесса в начальной школе.

Актуальность проблемы, теоретическая значимость, недостаточная практическая разработанность обусловили выбор темы нашего исследования: «Организация и содержание духовно-нравственного воспитания младшего школьника».

Цель исследования: выявить, научно обосновать и экспериментально проверить условия организации духовно-нравственного воспитания в начальной школе и разработать программу духовно-нравственного воспитания младшего школьника.

Объект исследования: процесс духовно-нравственного воспитания в начальной школе.

Предмет исследования: организация и содержание духовно-нравственного воспитания младшего школьника.

Гипотеза исследования: процесс духовно-нравственного воспитания младшего школьника будет результативным, если:

- выявлена и обоснована сущность духовно-нравственного воспитания младшего школьника;

- обоснованы условия актуализации основных особенностей младшего школьного возраста в процессе поэтапного «овладения» ребенком смыслами духовно-нравственных ценностей;

- программа духовно-нравственного воспитания учитывает уровень развития эмоциональной, интеллектуальной и действенной сферы младшего школьника;

- организационной формы взаимодействия младшего школьника с миром добра и красоты позволяют ему с помощью учителя познать и принять смыслы духовно-нравственных ценностей как личностно значимые ориентиры поведения и поступков.

В соответствии с целью, предметом и выделенной гипотезой определены следующие задачи:

1) уточнить сущность понятия «духовно-нравственное воспитание младшего школьника», обосновать компонентный состав, критерии и дать характеристику уровней духовно-нравственного роста младшего школьника;

2) обосновать специфику урока духовности, определить требования к нему с учетом основных особенностей младшего школьного возраста;

3) апробировать в опытно-экспериментальной работе систему уроков духовности, их программное обеспечение и выявить динамику поэтапного «овладения» младшим школьником смыслами духовно-нравственных ценностей;

4) провести анализ эффективности духовно-нравственного воспитания младших школьников.

Теоретико-методологическую основу исследования составляют философские, психологические и педагогические положения, раскрывающие такие категории, как «духовность», «нравственность» (К.А. Абульханова-Славская, В.Г. Александрова, Б.С. Братусь, Л.И. Ларионова, Д.А. Леонтьев, А.А. Мелик-Пашаев, В.Д. Шадриков, А. Маслоу, К. Роджерс, В. Франки и др.), и определившие наше понимание человека как духовно-нравственного существа, способного на саморазвитие с ориентацией на высшие ценности.

Существенное влияние на формирование теоретической концепции исследования оказали идеи и взгляды русских философов Н.А. Бердяева, И.А. Ильина, B.C. Соловьева, С.Л. Франка, а также опыт современных педагогов Е.Н. Ильина, Н.Е. Щурковой, В.А. Караковского, Ю.Л. Львовой, Ю.Н. Честных и др.

В исследовании использованы: теория личностно-ориентированного образования, построенная на базе духовно-нравственных ценностей и приоритетов гуманистической педагогики (Ш.А. Амонашвили, Е.В. Бондаревская, С.В. Кульневич, В.В. Сериков, В.Д. Шадриков, И.С. Якиманская); идеи природосообразности в воспитании, ведущей роли обучения в развитии личности (В.Г. Асеев, Л.С. Выготский), основные теоретические и методологические принципы отечественной психологии, в частности, принципы деятельностного подхода к обучению и воспитанию (Б.Г. Ананьев, А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Тема, цель, задачи и гипотеза исследования обусловили выбор совокупности методов: теоретический анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; моделирование; изучение, обобщение педагогического опыта; методы психолого-педагогической диагностики (наблюдение, беседа, тестирование, анкетирование, творческие сочинения, проективная методика рисунка); метод экспериментального исследования (диагностический и формирующий эксперименты).

Экспериментальная база исследования: средняя общеобразовательная школа № 24 г. Ангарска.

Исследование проводилось в 1999-2005 гг. и состояло из трёх этапов.

На первом этапе (1999-2000 гг.) изучалась философская, психолого-педагогическая литература по данной проблеме. Анализировался опыт реализации программ духовно-нравственной направленности в современном образовании, разрабатывался комплекс диагностических методик, проводился констатирующий эксперимент, создавалась программа опытно-экспериментальной работы, проводилась опытная работа.

На втором этапе (2000-2004 гг.) осуществлялся формирующий эксперимент, выявлялась эффективность введения уроков духовности, динамика духовно-нравственного воспитания через развитие эмоциональной, интеллектуальной и действенной сфер младшего школьника, обрабатывались и анализировались полученные данные.

На третьем этапе (2004-2005 гг.) проводилась систематизация содержания и результатов исследования, результаты работы оформлялись в виде текста диссертации.

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1) определен педагогический смысл понятия «духовное воспитание» и «нравственное воспитание», обоснована целесообразность их смыслового единения как «духовно-нравственное воспитание», при этом духовность есть содержание внутреннего мира личности, а нравственность - внешнее проявление этого содержания;

2) теоретически и экспериментально обоснована необходимость и возможность духовно-нравственного воспитания младшего школьника;

3) аргументированы содержание и организация духовно-нравственного воспитания в условиях начальной школы.

Теоретическая значимость исследования заключается в следующем:

1) раскрыты сущностные характеристики духовно-нравственного воспитания младшего школьника;

2) разработаны пути и условия актуализации основных особенностей младшего школьника в процессе поэтапного «овладения» им смыслами духовно-нравственных ценностей;

3) обоснована специфика урока духовности, создано программное обеспечение системы уроков духовности для начальной школы.

Практическая значимость исследования состоит в том, что в ходе формирующего эксперимента была создана и реализована программа «Уроки духовности» для учащихся младших классов. В исследовании содержатся рекомендации, позволяющие определить общую направленность и конкретную методику организации уроков духовности, комплекс диагностических методик оценки развития эмоциональной, интеллектуальной и действенной сфер для отслеживания результатов духовно-нравственного воспитания младшего школьника. Результаты исследования могут быть использованы учителями начальных классов при организации образовательного процесса на принципах гуманной педагогики с введением уроков духовности.

Достоверность исследования обеспечена методологической обоснованностью исследуемых теоретических позиций, адекватностью методов цели и задачам исследования, воспроизводимостью результатов опытно-экспериментальной работы, положительными результатами экспериментальной работы, подтвержденными методами математической статистики.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Духовно-нравственное воспитание младшего школьника - это педагогически направляемый процесс приобщения ребенка к высшим духовным человеческим ценностям через познание их смысла как личностно значимого, а также развитие потребности жить нравственно в соответствии с этими ценностями.

2. Духовно-нравственное воспитание успешно протекает в рамках реализации специальной программы «Уроки духовности», в содержание которой включены темы и проблемы, создающие своеобразную «ось духовности» младшего школьника, раскрывающие смысл духовных ценностей, побуждающие движение мысли и души ребенка, и при условии готовности учителя к духовному общению, основанному на принципах любви, доброты и уважения самостоятельности личности ученика.

3. Урок духовности - это урок «живого знания», его отличает: а) содержание знания, которое обращено к душевному внутреннему миру ученика и развивает систему эмоциональных отношений к тайнам жизни, бытия, к миру Добра и Красоты, к нравственным ценностям; б) особая организация взаимодействия учителя и ученика с целью познания смысла духовных ценностей побуждает к поступкам, самопроявлению, духовному общению.

Апробация результатов исследования. Материалы исследования апробированы в докладах на собрании лаборатории по проблемам гуманной педагогики при Иркутском государственном педагогическом университете (ИГПУ, 2000, 2001, 2002, 2003, 2004, 2005 гг.), Международных педагогических чтениях в г. Москве (январь 2004, 2005 гг.), через проведение открытых семинаров на базе школы № 24 г. Ангарска для учителей области (2001,2002,2003,2003,2005,2006).

Внедрение результатов исследования: результаты исследования внедрены в практику работы средней общеобразовательной школы № 24 г. Ангарска. Диссертант является автором проекта, руководителем эксперимента по внедрению идей гуманной педагогики, руководителем филиала Иркутской лаборатории по проблемам гуманной педагогики, созданном на базе МОУ «СОШ» № 24 г. Ангарска.

Объём и структура диссертации. Диссертация (155 с.) состоит из введения, двух глав, заключения, списка литературы и приложения. Текст диссертации содержит 29 таблиц.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Воронова, Ольга Алексеевна

2.4. Выводы

Результаты констатирующего среза свидетельствуют об одинаковом уровне развития интеллектуальной, эмоциональной и действенной сферы. Введение в учебный процесс I ступени уроков духовности по программе духовно-нравственного воспитания в условиях гуманизации педагогического процесса показывает, что у учащихся экспериментального класса произошли достоверные изменения:

- ниже тревожность в отношении школы, учителя, опроса на уроке;

- выше уровень школьной мотивации;

- выше уровень ответственности;

- выше уровень в познании духовно-нравственных ценностей;

- выше уровень развития волевых усилий;

- больше скорость письменной речи;

- больше лексический объём слов.

Таким образом, программно-методическое обеспечение процесса духовно-нравственного воспитания позволило создать систему, способствующую повышению его эффективности в начальной школе, и решить поставленную в исследовании задачу.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В диссертационном исследовании рассматривался процесс духовно-нравственного воспитания младших школьников с позиций гуманной педагогики.

Нами изучены истоки гуманной педагогики, которые находятся в эпохе Возрождения. Гуманизм стал основой гуманистической педагогики, которая поставила своей главной целью воспитание человека, гармоничное развитие сущностных человеческих качеств, бережное обращение к внутреннему миру человека, к его индивидуальному развитию.

Идеями педагогов-гуманистов являлись: забота о свободном развитии ребенка, основанном на активности, стремлении к познанию, к нравственному, физическому, умственному совершенствованию.

На современном этапе первый шаг к ребенку сделали инициаторы идеи Педагогики сотрудничества: Ш.А. Амонашвили, И.П. Волков, Е.И. Ильин, С.Н. Лысен-кова, В.Ф. Шаталов и другие, которые через свой опыт предложили сменить установки авторитарно-императивной педагогики «с предметом к ученику» на - «с учеником к предмету» и дали образец установления гуманных взаимоотношений между участниками педагогического процесса. Такие отношения выступают необходимым условием гармоничного развития личности.

Следующее направление - гуманистическая педагогика, «центрированная на мире детства».

Идеи гуманной педагогики лежат в основе и личностно-ориентированного подхода (Е.В. Бондаревская О.С. Газман, Э.Н. Гусинский, Е.И. Казакова, Т.В. Ма-шарова, В.В. Сериков, Ю.И. Турчанинова, И.С. Якиманская). В современной литературе личностно-ориентированный подход - это методологическая ориентация в педагогической деятельности, позволяющая посредством опоры на систему взаимосвязанных понятий, идей и способов действий обеспечить и поддерживать процессы самопознания, самостроительства и самореализации личности ребёнка, развития его неповторимой индивидуальности.

Как отдельное направление в гуманной педагогике мы выделили личностно-гуманный подход, в основе которого лежат психологические идеи Л.С. Выготского, Д.Н. Узнадзе, А.Н. Леонтьева. Главная сущность гуманно-личностного подхода: исходить из идеи природного стремления ребенка воспитываться, хотения учиться и познавать действительность. Природа - активна и вечно созидающа, а ребенок - часть природы, поэтому в нем заложено природно-активное начало.

Обобщая основные концептуальные проявления гуманной педагогики, можем отметить их многообразие, но, по сути, объединяет авторов всех научных теорий интерес к ребенку, забота о качествах сознания личности, обеспечивающих свободу ориентаций и выбора собственной позиции, о личностной «культуре достоинства» человека нового века.

Раскрывая сущность гуманной педагогики, мы выделили один из главных её компонентов - это личность педагога.

С нашей точки зрения, условия, созданные гуманной педагогикой для духовно-нравственного воспитания младшего школьника, следующие:

1. Сотрудничество, основанное на признании природных возможностей ребенка и уважении его личного опыта.

2. Творчество, раскрывающее внутренние задатки ребенка и способствующее их проявлению во всех видах деятельности.

3. Воспитание жизнью, суть которого в том, чтобы ребенок жил «здесь и сейчас» и, учитывая его опыт, раскрывать смысл жизненных ценностей, развивать его восприятие мира.

4. Нравственность проявляется через создание образовательного пространства, в котором взрослый и ребенок соблюдают нормы морали, несут ответственность за результаты своего труда.

5. Духовность рассматривается как постоянное совершенствование внутреннего мира (ценностные и смысложизненные ориентации), своей души, ориентируясь на взаимодействие с другими людьми, проявляя эмпатию, положительное отношение и сохраняя чувство собственного достоинства.

Проведенный нами обзор основных направлений, позволяет рассматривать духовно-нравственное воспитание младшего школьника как педагогически направляемый процесс. Этот процесс включает осознание и принятие младшим школьником как личностно значимых смыслов высших человеческих, нравственных ценностей, так развитие в нем стремления проявлять себя нравственно в соответствии с данными ценностями.

Мы выявили, что в качестве основных условий духовно-нравственного воспитания с позиций гуманной педагогики являются целенаправленное развитие ре-чемыслительных способностей, волевых усилий и эмоциональности младшего школьника.

Решение задачи духовно-нравственного воспитания младшего школьника напрямую зависит от четкости целей и содержания, программно-методического обеспечения педагогического процесса, для чего нами разработана программа «Уроков духовности» для начальной школы, структура урока духовности, выделены и обоснованы основные критерии и показатели духовно-нравственного воспитания младшего школьника, выделены принципиальные требования к учителю, ведущему уроки духовности.

Исходя из особенностей младшего школьного возраста, нами были определены направления развития интеллектуальной, эмоциональной и действенной сфер через которые мы рассматривали эффективность духовно-нравственного воспитания. Это - развитие письменно-речевой деятельности, воображения, волевых усилий, эмоционально-оценочных суждений о себе и о других. Каждое направление имеет свои показатели, характерные возрасту младшего школьника.

Апробация программы Уроков духовности проведена на протяжении пяти лет. Результаты экспериментальной работы показали, что наблюдается положительная динамика основных показателей развития младшего школьника: понимание смысла духовно-нравственных ценностей, способность размышлять о себе и мире вокруг себя, способность выражать свои мысли в письменной и устной речи, способность делать правильный выбор в жизненной ситуации, способность видеть и воспринимать красоту.

Конечно, духовно-нравственное воспитание - процесс сложный, получить сиюминутный результат в нем невозможно, но уже сейчас можно говорить о развитии у учащихся сердечности, способности со-переживать, доброе отношение к школе, к учителю, к одноклассникам, снизилась общая тревожность младшего школьника. Надеемся, что нами заложены добрые семена, которые будут зреть долго, но урожай дадут и не раз в год, «а постоянно, в любой миг и час. И так будет до конца жизни» (Ш. Амонашвили),

Результаты проведенного исследования подтвердили выделенную гипотезу и позволили наметить некоторые перспективные пути дальнейшей работы в рамках поставленной проблемы. Предметом специального изучения может стать система духовно-нравственного совершенствования учащихся II ступени.

Программа предполагает продолжение работы по духовно-нравственному воспитанию на среднем и старшем этапах школьного образования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Воронова, Ольга Алексеевна, 2006 год

1. Абульханова-Славская К.А. Деятельность и психология личности. - М.: Наука, 1980.-335 с.

2. Аванесова Г.А. Трактовка духовной культуры, духовности в отечественной аналитике в прошлом и теперь // Вестн. Моск. Ун-та. Сер.7. Философия. № 4. 1998. С. 3-17.

3. Адлер А. Понять природу человека: Пер. с нем. СПб.: Гуманитарное единство «Академический проект», 1997. - 256 с.

4. Александрова В.Г. Духовная традиция гуманной педагогики. М.: Издательство МГУ, 2003. - 224 с.

5. Алексашина И.Ю. Учитель и новые ориентиры образования (Гуманизация образования как предмет теоретической рефлексии). Монография. СПб.: СПбГУПМ, 1997- 153 с.

6. Амонашвили Ш.А. Почему не прожить нам жизнь героями духа. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2003. - 64 с. - (Антология гуманной педагогики).

7. Амонашвили Ш.А. Улыбка моя, где ты? М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2003. - 32 с. - (Антология гуманной педагогики).

8. Амонашвили Ш.А. Школа жизни. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1995. - 496 с.

9. Амонашвили Ш.А. Размышления о гуманной педагогике. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. - 144 с.

10. Амонашвили Ш.А. Гуманно-личностная педагогика: теория и практика / Три ключа. Педагогический вестник. Выпуск шестой. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, - 2003. - 96 с.

11. Ананьев Б.Г. Человек как предмет познания. Л.: ЛГУ, 1968. 339 с.

12. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М., Политиздат, 1988. - 318 с.

13. Асеев В.Г. Психологические проблемы трудового воспитания школьников // Вопросы психологии. 1989. - № 4. - 174 с.

14. Бахтин М.М. К философии поступка// Философия и социология науки итехники. Ежегодник. 1984-1985.-М.: 1986.-С. 80-160.

15. Бездухов В.П. Теоретические проблемы становления гуманистического стиля педагогической деятельности будущего учителя. Уч. пособие по спецкурсу. -Самара, 1992.-104 с.

16. Белозерцев Е.П. и др. Доктрина образования в России. Нар. образование. 1996.-37.-С. 14-15.

17. Бердяев Н. А. Диалектика божественного и человеческого / Н.А. Бердяев; Сост. и вступ. ст. В.Н. Калюжного. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2003. - 620, 4.с. - (Philosophi).

18. Берулава М.Н. Гуманизация образования: направление и проблемы // Педагогика. 1996. - № 4. - С. 23-27.

19. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность: Философские размышления о жизненных проблемах. М.: Знание, 1999. - 64 с. - (Новое в жизни, науке, технике. Сер. «Этика». Вып. № 4)

20. Богоявленский В., митр. Беседы // О религиозном воспитании детей. М.: МП «Экостром», 1993. - С. 26-78.

21. Богуславский М.В. Общечеловеческие и национальные ценностные ориентации отечественной педагогики (начало XX века) // Педагогика. 1998.-№ 7. -С.82-87.

22. Богуславский М.В. Воспитание духовности школьников в отечественной педагогике первой трети XX века // Сб. научных трудов РАО «Проблемы формирования духовности личности в педагогической теории и практике. М., 2000. -115 с.

23. Божович Л.И. Личность и ее формирование в школьном возрасте. М.: Просвещение, 1978. - 196 с.

24. Бондаревская Е.В. Смыслы и стратегии личностно-ориентированного воспитания // Педагогика. 2001. - № 1. - С. 17-24.

25. Бондаревская Е.В. Теория и практика личностно-ориентированного образования. Ростов н/Д: Изд-во РГПУ, 2000. - 352 с.

26. Бондаревская Е.В. Ценностные основания личностно-ориентированного воспитания гуманистического типа // Образование в поисках человеческих смыслов. Ростов н/Д.: РПУ, 1995. - 216 с.

27. Бондаревская Е.В., Кульневич С.В. Педагогика: личность в гуманистических теориях и системах воспитания: Уч. пос. для студ. средн. и высш. пед. уч. заведений. Ростов н/Д: Творческий центр «Учитель», - 1999. - 560 с.

28. Боровик О.В. Развитие воображения. Методические рекомендации. М.: ООО ЦГЛ «РОН», 2000. - 112 с.

29. Бородина Н.К. Духовность: феномен и понимание. Волгоград: Волг-ГАСА, 1999.- 129 с.

30. Братченко С.Л. Верим ли мы в ребенка? Личностный рост с позиций гуманистической психологии. М.: Апрель-Пресс, Эксмо-Пресс, 1999.-265 с.

31. Братусь Б.С. К проблеме человека в психологии // Вопросы психологии. 1997.-№5.-С. 9.

32. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры // Вопросы философии. 1996. - № 2. - С. 4-6.

33. Венгер Л.В. Овладение опосредованным решением познавательных способностей ребёнка // Вопр. психол. 1983. - № 2.

34. Вентцель. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1999. -216 с.-(Антология гуманной педагогики).

35. Вентцель К.Н. Свободное воспитание: Сб. избр. трудов. М., 1993. - 246с.

36. Вейтгеймер М. Продуктивное мышление: Пер. с англ. / Общ. ред. С.Ф. Горбова, В.П. Зинченко. М.: Прогресс. 335 с.

37. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. М.: Изд-во Московского университета, 1976. - 142 с.

38. Власова Т.И. Теоретико-методологические основы и практика воспитания духовности современного школьника. Автореф. дис. д-ра психол. наук. Ростов-на-Дону, 1999. - 40 с.

39. Волков К.Н. Психологи о педагогических проблемах. М.: Просвещение, 1981.- 128 с.

40. Воспитать человека: Сборник нормативно-правовых, научно-методических, организационно-практических материалов по проблемам воспитания / Под ред. В.А. Березиной, О.И. Волжиной, И.А. Зимней. М.: Вентана-Графф, 2003.-384 с.

41. Выготский JI.C. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. -224 с. - (Антология гуманной педагогики).

42. Выготский JI.C. Лекции по психологии. СПб.: СОЮЗ, 1997. 96 с.

43. Выготский Л.С. Воображение и творчество в детском возрасте. СПб.: СОЮЗ, 1997. 144 с.

44. Выжлецов Г.П. Духовные ценности и судьба России // Социально-политический журнал. 1994. - № 3. - С. 16-32.

45. Газман О.С. Потери и обретения в воспитании после 10 лет перестройки // Воспитание и педагогическая поддержка детей в образовании: Материалы всероссийской конференции / Под ред. О.С. Газмана. М., 1996. - С. 4-25

46. Гальперин П.Я. Актуальные проблемы возрастной психологии. М.: Наука, 1986.-276 с.

47. Гатальская Г.В., Крыленко А.В. В школу с радостью. Практическая психология для учителя. 2-е изд., перераб. и доп. - Мн.: Амалфея, 2000. - 272 с.

48. Гегель Г. Феноменология духа // Гегель Г. Сочинения. М.: Политиздат, 1959. Т.4.-371 с.

49. Гершунский Б.С. Философия образования для XIX века (В поисках прак-тико-ориентированных образовательных концепций). М.: Изд-во «Совершенство», 1998.-608 с.

50. Гильденберг И.В. Педагогические условия приобщения младших школьников к духовным ценностям в процессе нравственного воспитания. Автореф. кан. пед. наук. Челябинск. - 2002. - 23 с.

51. Голованова Н. Ф. Социализация и воспитание ребенка. М.: Изд-во «Речь», 2005.-272 с.

52. Гозман Л.Я. Психология эмоциональных отношений. М.: Изд-во МГУ, 1987.- 174 с.

53. Гусейнов А.А. Великие моралисты. М.: Республика, 1995. - 240 с.

54. Гусинский Э.Н., Турчанинова Ю.И. Ведение в философию образования.- М.: Логос, 2003. 248 с.

55. Давыдов В.В. Проблемы развивающего обучения. М.: Педагогика, 1986.-240 с.

56. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Просвещение, 2003.

57. Дамаскин И. Точное изложение православной веры. Киев, 2001. - 186 с.

58. Дауге А. Искусство и творчество в воспитании: Сборник статей. (Об опыте художественно-творческого направления в Германии). М.: б. и., 1911. - 201 с.

59. Демакова И.Д. С верою в ученика. М.: Просвещение, 1989. - 206 с.

60. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.- 249 с.

61. Додонов В. И. Духовность высшее проявление человеческой сущности в воззрениях отечественных философов-гуманистов конца XIX - начала XX вв. // Проблемы формирования духовности личности в педагогической теории и практике. - М., - 200. - С. 17-22 .

62. Дробницкий О.Г. Моральная философия. Избранные труды. М.: Гарда-рики, 2002. - 448 с.

63. Дружинин В.Н. Психология общих способностей. СПб.: Питер Ком, 1999. - 398 е.: (Серия «Мастера психологии»).

64. Дусавицкий А.К. Развитие личности в учебной деятельности. М.: Изд-во «Речь», - 1996.-208 с.

65. Ермолаев О. Ю. Математическая статистика для психологов: Учебник /О.Ю. Ермолаев.- 3-е изд., испр., М.: Московский психилого-социальный институт. Флинда, 2004. - 336 с.

66. Журавлев В.И. Основы педагогической конфликтологии. М., 1995. 274с.

67. Затворник Ф. Путь к спасению. М.: Издат. отдел МП, б/г.- 346 с.

68. Зеньковский. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2000. - 224 с.- (Антология гуманной педагогики).

69. Зеньковский В.В доме Отца моего. М.: Храм Трёх Святителей на Кулишках, Благотворительный фонд «Северная обитель», 2001. - 246 с.

70. Зимняя И.А. Педагогическая психология: Учебник для вузов. Изд. второе, доп., испр. перераб. М.: Издательская корпорация «Логос», 1999. -384 с.

71. Зинченко В.П. Живое знание: Психологическая педагогика // Материалы к курсу лекций. 4.1. Самара, 1998. - 286 с.

72. Зинченко В.П. Психологические основы педагогики (психолого-педагогические основы построения системы развивающего обучения Д.Б. Элько-нина, В.В, Давыдова): Уч. пособие М.: Гардарики,2002. - 431 с.

73. Зорин В.И. Введение в евразийскую философию. Астана, 1998. - 348 с.

74. Зуев Д.Д. «Антология гуманной педагогики» нравственная основа «Школы жизни» // Вестник МГПУ. - 2000. - № 1. - С. 55-60.

75. Иващенко А.В. О зависимости нравственного воспитания старшеклассников от уровня развития воли // Материалы III научной конференции по проблемам психологии воли. Рязань: РГУ, 1970 - С. 56-78.

76. Ильин Е.П. Психология воли. СПб.: Издательство «Питер», 2000. - 288 с. (Серия «Мастера психологии»).

77. Ильин И.А. Собрание сочинений в десяти томах. М.: «РУССКАЯ КНИГА», 1993. Т 2. Книга 2.

78. Ильин И.А. Религиозный смысл философии. М.: ООО «Издательство ACT»,2003. - 694 с. - (Philosophy).

79. Ильичёва И.М. Духовность в зеркале философско-психологических учений (от древности до наших дней). М.: Издательство Московского психолого-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 208 с. (Серия «Библиотека студента»).

80. Иоанн Златоуст. Полн. Собр. Творений Св. Иоанна Златоуста. Т. 1-12. СПб., 1897-1906.

81. Исаев И.Ф., Шиянов Е.Н. Аксиологический и культурологический подходы к исследованию проблем педагогического образования в научной школе В.А. Сластёнина // Известия РАО. № 3. - 2000. - С. 45-58.

82. Искандарова X. Нравственное воспитание и его роль в становлении жизненно-значимых ценностей младших школьников. Автореф. дис. док. пед. наук.1. Душанбе., 1998.-21 с.

83. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. JL: Изд-во ЛГУ, 1991.-384 с.

84. Казначеев В.П. Здоровье нации, просвещение, образование. М. - Кострома: Костромской гос. педагог, университет, 1996. - 248 с.

85. Камю А. Бунтующий человек: Философия. Политика. Искусство. Сб. Пер. с фр. М.: Политиздат, 1990. - 414 с.

86. Кан-Калик В.А., Никандров Н.Д. Педагогическое творчество. М.: Педагогика, 1990.- 144 с.

87. Кант И. Собрание сочинений в 6 т. Т. 4 4.1. М.: Наука, 1965. - С. 261262.

88. Караковский В.А. Стать человеком. Общечеловеческие ценности основа целостного учебно-воспитательного процесса. - М.: Б.Н., 1993. - 80 с.

89. Климов Е.А. Образ мира в разнотипных профессиях. М., 1995. 274 с.

90. Колесникова И. А. Воспитание человеческих качеств // Педагогика. -1999.-№ 8.-С. 56-62.

91. Коменский Я.А. Изб. пед. соч. Т. 1-2. М., 1982.

92. Константинов В.Н. Основы психологии духовности // Школа духовности. -№ 5, 1998.-С. 57-74

93. Корнетов Г.Б. Гуманистическое образование: Традиции и перспективы. -М.,- 1993.-97 с.

94. Крылова Е.Э. Психологически-личностное начало и абсолютная идея в системе воззрений Гегеля // Мир психологии, 1999.-№ 3 С. 179-188. С. 185.

95. Ксенфонтов В.И. Духовность как экзистенциальная проблема // Философские науки. № 12. 1991. -46 с.

96. Куломзина С.С. Наша церковь и наши дети. М.: Мартис, 1993. - 190 с.

97. Кульневич С.В. Педагогика личности от концепций до технологий: учеб.-практич. пособие для учителей, студентов, магистрантов и аспирантов пед. учеб. заведений, слушателей ИПК. Ростов-н/Д: Творческий центр «Учитель», 2001. -160 с.

98. Курганов С. Ю. Ребенок и взрослый в учебном диалоге: Кн. для учителя.-М.: Педагогика, 1989.-249 с.

99. Кучинский Г.М. Диалог и мышление. Минск: Нар. Асвета, 1983. - 190с.

100. Лапина О.А. Истоки и проблемы гуманизации в педагогике // Теория и практика гуманизации педагогического процесса. Иркутск, 2000. С. 85-89.

101. Ларионова Л.И. Интеллектуальная одарённость и культурно-психологические факторы её развития. Автореф. дис. д.пс.н. Иркутск, 2002 - 43 с.

102. ЮЗ.Лафренье Питер. Эмоциональное развитие детей и подростков. СПб.: прайм-ЕВРОЗНАК, 2004. - 256 с. (Проект «Психологическая энциклопедия»).

103. Леонтьев А.Н. Избр. психол. произв. М., - 1983. - 368 с.

104. Леонтьев А.Н. Потребности, мотивы и эмоции / Конспект лекций. М.: МГУ,-1971.-40 с.

105. Леонтьев Д.А. Очерки психологии личности. М., 1993. С. 36-38.

106. Лествичник. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. - 224 с.- (Антология гуманной педагогики).

107. Липкина А.И. Самооценка школьника. М.: Знание, 1976. -64 с.

108. Личность и ее ценностные ориентации. М.: Мысль, 1968. - 218 с.

109. Личностно-ориентированный подход в работе педагога: разработка и использование / Под ред. Е.С. Степанова. М.: ТЦ Сфера, 2004. - 128 с.

110. Ш.Лихачёв Д.С. Очерки по философии художественного творчества. СПб., 1996.-218 с.

111. Лопатина А., Скребцова М. Азбука мудрости. М.: Сфера, 1999. - 576 с.- (Серия «Книга для занятия по духовному воспитанию». Книга V).

112. Лопатина А., Скребцова М. Мир твоей души. Книга для занятий по духовному воспитанию, Книга III М.: ИПЦ «Русский Раритет», 1999. - 576 с.

113. Лопатина А., Скребцова М. Мир единства и любви. Книга для занятий по духовному воспитанию, Книга I М.: ИПЦ «Русский Раритет», 1999. - 576с.

114. Лосев А.Ф. Дерзание духа. М.: Политиздат, - 1988. - 276 с. Пб.ЛосскийН.О. Свобода воли: Избранное. -М.: Мысль, 1991.-573 с. 117.Лосский Н.О. Условия абсолютного добра. - М.: Политиздат, 1991.367с.

115. Люблинская А.А. Детская психология. М., 1971. - 415 с.

116. Мареева Е.В. Проблема души в классической и неклассической философии. М.: Академический Проект, 2003. - 400 с. (Серия «Окна и зеркала»).

117. Маслоу А. Мотивация и личность. СПб.: Евразия, 1999. - 193 с.

118. Мелик-Пашаев А.А. Гуманизация образования: проблемы и возможности //Вопр. психол. 1989.- № 5. С.И

119. Мень А.В. Трудный путь к диалогу // Наука и религия. № 1. 1994. - С. 17-24.

120. Мень А.В. Культурное и духовное восхождение. М.: Мысль, - 1992. -143 с.

121. Менчинская Н.А. Проблема учения и умственное развитие школьника. -М.: Педагогика, 1989. - 179 с.

122. Миллер Д.А., Джинди П.М. Как дети учат слова // В мире науки. 1987 -№ 11.-С. 23.

123. Мудрик А.В. Общение как фактор воспитания школьников. М.: Педагогика, 1984.-176 с.

124. Мудрик А.В. Учитель: мастерство и вдохновение. М.: Просвещение, 1986.- 160 с.

125. Мурашов В.И. Значение идеи двухполюсной гармонической целости для настоящей России // Школа духовности. № 5, 1998. - С. 41-45

126. Мурашов В.И. О значении образования // Школа духовности. № 5, 1998.-С. 47-52.

127. Нечаева Н.В. Изучение результативности развития речевой деятельности младших школьников. Метод, пособ. М.: ЗАО «Центр общего развития», - 2000. -39 с.

128. Никандров Н.Д. Ценности как основа целей воспитания // Педагогика. -1998.-№3.-С. 3-10.

129. Никитина Н.В. педагогические средства мотивации нравственных поступков младших школьников в образовательном процессе. Автореф. дис. кан. пед. наук. Омск, - 2000. - 19 с.

130. Ниорадзе В.Г. Проблема воспитания гуманного типа мышления // Воспитание и обучение глазами молодых и их наставников. М., - 2000. - 79 с.

131. Ниорадзе В.Г. Сердечная улыбка учителя руководство к действию / Три ключа. Педагогический вестник. Выпуск седьмой. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, - 2003. - 161 с.

132. Ниорадзе В.Г. Пути выращивания письменноречевой деятельности. Уроки Валерии Ниорадзе. Книга для учителя. (3 кл.) Экспер. материалы. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. - 96 с.

133. Ниорадзе В.Г. Письменная речь светильник души / Три ключа. Педагогический вестник. Выпуск шестой. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, -2003.-96 с.

134. Ньюкомб Н. Развитие личности ребёнка. 8-е междунар. Изд. - СПб. Питер, 2002. - 640 е.: ил. - (Серия «Мастера психологии»).

135. Обухова Л.Ф. Детская психология: теория, факты, проблемы. М.: Три-вола, 1996. - 360 с.

136. Орлов А.Б. Личность и сущность: внешнее и внутреннее человека. // Вопросы психологии. 1995. -№ 2. - С. 5 -18

137. Петракова Т.И. Гуманистические ценности образования в процессе духовно-нравственного воспитания подростков. Автореф. дис. док. пед. наук. М., -1999.-56 с.

138. Петракова Т.И. Духовные основы нравственного воспитания. Монография. М.: Импэто, 1997. - 207 с.

139. Петренко В.Ф. Основы психосемантики. Изд. СПб. Питер, 2005. - 479с.

140. Петровский А.В. Психология о каждом, и каждому о психологии. М.: Изд-во РОУ, 1986.-270 с.

141. Пиаже Ж. Речь и мышление ребёнка. М.: Педагогика-Пресс, 1994. 178с.

142. Пядушкина Н.Н. Основы педагогической этики. Иркутск: Изд-во Иркут. гос. пед. ун-та, 2003. 107 с.

143. Развитие личности школьника в воспитательном пространстве: проблемы управления. / Под ред. H.JI. Селивановой. М.: Педагогическое общество России, 2001.-284 с.

144. Репкин В.В. Формирование учебной деятельности как психологическая проблема//Вестн. Харьк. ун-та. 1977. № 155.

145. Роджерс К. Консультирование и психотерапия. М.: ЭКСМО-Пресс, 1999.- 148 с.

146. Романова А.С. Духовно-нравственное формирование учащихся в современных условиях. Автореф. дис. док. пед. наук. Чебоксары., - 1999. - 23 с.

147. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии. СПб.: Питер Ком, 1998. -432 с.

148. Рубцов В.В. Организация и развитие совместных действий у детей в процессе обучения. М., 1987. - 164 с.

149. Рувинский J1. И. Нравственное воспитание личности. М.: Изд-во Моск. ун-та, 1982.-184 с.

150. Руденко С.Г. Духовно-нравственное воспитание основа гуманной педагогики / Три ключа. Педагогический вестник. Выпуск шестой. - М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, - 2003. - 96 с.

151. Сартр Ж.П. Экзистенциализм это гуманизм // Сумерки богов / Сост. и общ. ред. А.А. Яковлева. - М.: Политиздат, 1989. - С. 319-345.

152. Сборник авторских программ по духовно-нравственному воспитанию: Выпуск 1. Пенза, 2003. - 136 с.

153. Селевко Г.К. Самосовершенствование личности: Методическое пособие по преподаванию курса. М.: Народное образование, 2000. - 128 с.

154. Сериков В.В. Личностно-ориентированное образование // Педагогика. -1994.- №5. -С. 16-21.

155. Сериков В.В. Личностный подход в образовании: концепция и технологии. Волгоград: Перемена, 1994. - 152 с.

156. Симонов П.В., Ершов П.М., Вяземский Ю.П. Происхождение духовности. М.: Наука, 1989. - 287 с.

157. Симоновский Э. Развитие творческого мышления у детей. Ярославль. Академия развития, 1996. - 97 с.

158. Скрыпник В.И. Русское православие и российская национальная идея // Школа духовности. 1998. - № 6. - С. 9-12.

159. Смирнов А.А. Развитие и современное состояние психологической науки в СССР. М.: Педагогика, 1975. - С. 147-158.

160. Современный философский словарь. -М., 1996.-С. 165-170.

161. Соловьёв B.C. Философские начала цельного знания. Соч.: В 2-х тт. Т.2. -М., 1988.

162. Соловьёва Н А. Гармонизация условий духовно-нравственного воспитания школьников. Автореф. дис. док. пед. наук. Тюмень, 2000. - 19 с.

163. Соловейчик Симон. Пушкинские проповеди. М.: Первое сентября, 1999.-120 с.

164. Степанов В.М., Лапина О.А., Макаровская А.П. О воспитании, воспитателе и гуманной педагогике. 2-е изд. испр. и доп. - Иркутск: ЗАО «Восточносибирская издательская компания», 2000. - 160 с.

165. Сухомлинский В.А. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 1997. - 224 с. - (Антология гуманной педагогики).

166. Темина С.Ю Воспитание развивающейся личности: истоки, искания, функционально-ролевые позиции. М.: Московский психолого-социальный институт; Воронеж: Издательство НПО «МОДЕК», 2001. - 112 с. (Серия «Библиотека педагога-практика»).

167. Теория и практика гуманизации педагогического процесса: Материалы педагогических чтений / Под ред. О.А. Лапиной. Изд-во ГОС ВПО «Иркут. гос пед. ун-т», 2000. - Вып. 1.

168. Теория и практика гуманизации педагогического процесса: Материалы педагогических чтений / Под ред. О.А. Лапиной. Изд-во ГОС ВПО «Иркут. гос пед. ун-т»,2003. - Вып. 3.

169. Толстой. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 224 с. -(Антология гуманной педагогики).

170. Турбовский Я.С. Педагогические аспекты воспитания духовности личности в отечественной светской школе // Сб. РАО. 2000. — С. 146-152.

171. Узнадзе Д.Н. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2000. - 224 с. (Антология гуманной педагогики).

172. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии // Пед. соч.: В 6 т. / Сост. С.Ф. Егоров. М., 1990. - Т. 5. - 528 с.

173. Фейербах JI. Избр. философские произведения: В 2-х томах. М., 1995.

174. Фельдштайн Д. Психологические аспекты изучения современного подростка // Вопр. психол. 1983. - № 1.

175. Философский энциклопедический словарь. М.: Советская энциклопедия,

176. Флоренская Т.А. Диалог в практической психологии: наука о душе. М.: Владос, 2001.-208 с.

177. Франкл В. Человек в поисках смысла: Сборник / Общ. ред. Л.Я Гозмана и Д.А. Леонтьева. М.: Прогресс, 1990. - 368 с.

178. Фрейд 3. Цивилизация и недовольные ею. М.Ж Аспект-Пресс, 1993. -116 с.

179. Френе С. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 1996. - 224 с. -(Антология гуманной педагогики).

180. Фролов В.В. О воспитании духовности / Три ключа. Педагогический вестник. Выпуск пятый. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, 2001. - 124 с.

181. Фромм. М.: Издательский дом Шалвы Амонашвили, 2000. - 224 с. -(Антология гуманной педагогики).

182. Фромм Э. Человек для себя. Исследование психологических проблем этики. Минск, 1992. - 253 с.

183. Хайдеггер М. Бытие и время / Пер. В.В. Бибихина. М.: Ad Marginem, 1997. С. 194.

184. Хекхаузен X. Психология мотивации достижения / Пер. с англ. СПб.: Речь, 2001.-240 с.

185. Чудновский В.Э. Нравственная устойчивость личности: психологическое исследование М.: Педагогика, 1981. - 208 с.

186. Шадриков В.Д. Происхождение человечности. М.: «Логос», - 1999. -200 с.

187. Шадриков В.Д. Философия образования и образовательной политики. -М.: «Логос», 1999. - 224 с.

188. Шацкий С.Т. Работа для будущего: Докум. повествование: кн. для учителя / Сост. В.И. Малинин, Ф.А. Фрадкин. М.: Просвещение, 1989. - 223 с.

189. Шемшурина А.И. Этическая грамматика. (1-3 кл.) Методическое пособие для педагогов. М., 1996. - 98 с.

190. Шестун Е. Православная педагогика. Самара, 1998. - 184 с.

191. Шилова М.И. Личностно-ориентированный подход в гуманизации образования. Теория и практика гуманизации педагогического процесса: Материалы педагогических чтений / Под ред. О.А. Лапиной. Изд-во ГОС ВПО «Иркут. гос пед. ун-т», 2003. - Вып. 3.

192. Шишова М.И. Опыт утверждения идей гуманной педагогики в пространстве средней общеобразовательной школы / Три ключа. Педагогический вестник. Выпуск шестой. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, - 2003. - 96 с.

193. Шиянов Е.Н. Гуманизация образования и профессиональной подготовки учителя. М. - Ставрополь, 1991. - 179 с.

194. Шулякова О.В. Нравственное воспитание школьников в современных условиях. Автореф. дис. кан. пед. наук. М., 2000. - 23 с.

195. Шумская И.Ф. Первые шаги и первые трудности на пути к духовности // «Три ключа». Педагогический вестник. Выпуск пятый. М.: Издательский Дом Шалвы Амонашвили, - 2000. - С. 23-25.

196. Щуркова Н.Е. Воспитание как вхождение ребёнка в культу-ру//Воспитание школьников. 1999. - № 3. - С. 17-22.

197. Щуркова Н.Е. Классное руководство: рабочие диагностики. М.: Педагогическое общество России, 2001. - 96 с.

198. Эльконин Д.Б. Психологическое развитие в детских возрастах. М.: Институт практической психологии, 1995. - 354 с.

199. Эриксон Э. Детство и общество. СПб.: Летний сад, 2000. - 251 с.

200. Юнг К.Г. Тэвнстокские лекции. Исследование процесса индивидуализации. Пер. с англ. М.: «Рефл-бук», К.: «Ваклер», 1998. - 276 с.

201. Якиманская И.С. Личностно-ориентированное обучение в современной школе. М.: Сентябрь, 1996. - 96 с.

202. Яковлева Э.Г. Педагогические условия приобщения школьников к духовным ценностям. Автореф. дис. кан. пед. наук. Томск, 2003. - 17 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.