Эстетические воззрения в Учении Живой Этики тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат философских наук Шлемова, Наталья Анатольевна

  • Шлемова, Наталья Анатольевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 165
Шлемова, Наталья Анатольевна. Эстетические воззрения в Учении Живой Этики: дис. кандидат философских наук: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2005. 165 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Шлемова, Наталья Анатольевна

Введение.3

Глава I.Живая Этика как культурно-философский феномен.16

§ 1. Исторический генезис и специфика Живой Этики.

§ 2. Культурно-философские особенности эзотерического текста.

§ 3. Живая Этика и наука.

§ 4. Живая Этика в культуре Серебряного века.

Глава 2. Философия Красоты и Гармонии в Учении

Живой Этики.51

§ 1. Метафизические основания Красоты.

§ 2. Красота как принцип организации Универсума, космическая основа жизни.

§ 2.1. Красота как трансцендентный идеал.

§ 3. Красота как гносис.

§ 4. Красота как путь к совершенству и познанию этико - психологические аспекты Красоты).

§4.1. Красота как духовный путь.

§ 5. Красота - многообразие в единстве.

Глава 3. Смысл искусства в Учении Агни-Йоги.114

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетические воззрения в Учении Живой Этики»

Актуальность темы исследования

История мировой философии убедительно доказывает непреходящую ценность и актуальность эстетической проблематики, в том числе и в этическом развитии как важного фактора самосознания культуры, ее интегрирующей функции.

Проблемы прекрасного как высшего Блага, Красоты как цели космической эволюции, гармонии, равной добру, воображения как пособника предвидения, вдохновения как подъема в Надземное (планы Космоса) и других эстетических начал бытия были и остаются одной из центральных тем философско-эстетических исследований прошлого и настоящего.

Платон, широко понимая смысл творчества и относя к нему и занятия мусическими искусствами, видел в нем все, что вызывает переход из небытия в бытие ("Пир", "Софист"). Платон прямо говорил, что искусство относится к первоначалам. Цель искусства так же, как и философии, - воспитание человека ("Законы"). Платон признает и философию - величайшей из искусств ("Федр").

Актуальность эстетической тематики и проблематики, имплицитно представленных в Учении Живой Этики, или Агни-Иоге, обусловлена практической ценностью этико-эстетической концепции ее универсальной открытой философской доктрины нового типа, включающей в себя новую синтетическую систему познания, научную и вненаучную, и методологию действия, индивидуального и коллективного (программу прямого действия, непосредственного служения человеку) и своими гносеологическими корнями уходящую в толщу базовых идей эзотерической философии Востока, в которой эстетические аспекты мира-космоса служили фундирующей составляющей абстрактно-метафизических спекуляций. Конституируя принципиальную эстетичность духовного опыта как условия и критерия его подлинности, целостности, истинности. (Под эстетичностью духовного опыта мы понимаем достижение гармонии внутреннего и внешнего, слияние субъективного начала с сверхличным Духом, вызывающее чувство духовной радости, равной мудрости, целостное восприятие - осознание - переживание Красоты как трансцендентного источника жизни.)

Органический эстетизм эзотерических, духовных учений Востока: Калачакры, Вед, Упанишад, Сутр, Бхагавадгиты, Йоги пронизан ассоциативной поэтической образностью, эстетически и психологически интонирован, мифо-метафорически (мифо-ритуально) и ритмически инспирирован и организован, и именно в модусе собственно эстетизма (или эстезиса), как формы инициатического и метафизического знания, эзотерический текст сохраняет свою целостность и создает новые смыслы.

Гармония и эволюция в системе Живой Этики - родственные понятия. Красота выступает в ней синонимом Единства и целостности мироздания, и только будучи творцом Красоты человек может выполнить свое назначение. Красота так же выступает целесообразностью Мироздания в представлениях Живой Этики. Великий закон духовного преображения через Красоту связывает земное творчество с мирами более высоких состояний материи. Искусство, согласно Живой Этике, служит самым утонченным приложением к эволюции, каналом в Инобытие, способом постижения Высшего, имея с ним родовую связь, и способом познания мира. Гармония же, в системе воззрений Живой Этики, заключается в соединении начал земных и надземных, космических. А помыслы о Надземном, в Учениях Пифагора, Сократа, Платона и неоплатоников и Живой Этике, есть панацея, сообщающая целительные вибрации душе человека.

Инновационной и актуально-перспективной для истории эстетической мысли является космологическая концепция Красоты и искусства в Учении Живой Этики, эстетическая доминанта которой носит профетический, или опережающий характер, что само по себе непреложно вносит эстетические парадигмы в становление современной научной картины мира. Следует сказать, что Живая Этика, увидевшая свет в 20-30-ые годы прошлого столетия, инициируя, идет в русле достижений естествознания и русского космизма первой трети 20-го века, нахождений русской философии Серебряного века, обобщив их в систему и дав новому космическому миропониманию ту методологию, с помощью которой и сформировалась новая система познания.

По мнению автора, этико-эстетическая доминанта или парадигма знания и сознания должна стать определяющей, базовой в формировании и национальной идеи, и государственной идеологии, и, шире, новой научно-философской картины мира, складывающейся на принципах "универсального эволюционизма"1.

Проблема взаимоотношения метафизики, интеллекта, воображения и интуиции, одна из важнейших философско-эстетических проблем сегодня2, убедительно развивается в Живой Этике, получая оригинальные выводы.

Красота, восприятию которой учит подлинное искусство, будучи ее носителем (в концепции Живой Этики искусство утверждается как служение "равновесию Космоса"), не только важнейший фактор в эволюции человечества, но и олицетворение творческой силы Космоса как такового.

Красота, заключающая в себе огненную (космическую) энергетику, эманирует из Высшего Мира, являясь первичной дифференциацией Космического Магнита (понятие, впервые введенное в обиход Живой Этикой), одухотворяя собой матричные формы различных состояний материи, будучи аналогом рождающей Матери (светоносной первоматерии - Materia Prima в о терминологии B.C. Соловьева) . Красота, в Живой Этике, являясь категорией

1 См.: Степин B.C. Теоретическое знание. М.: Прогресс-Традиция, 2003. С. 662.

См.: Долгов K.M. Реконструкция эстетического в западно-европейской и русской культуре. -М.: Прогресс-Традиция, 2004. - 1040 с. С. 505.

О Красоте как энергетическом явлении космоса см.: Шапошникова JI.B. Философия космической реальности. Сс. 67-69//Листы Сада Мории. Книга духа, дефинируется как энергетический закон гармонии духа.

Определяющей чертой Живой Этики является космичность этого Учения, его универсализм и принципиальная синтетичность, выражающиеся в трактовке любых феноменов бытия с точки зрения их космической детерминированности, как фрагмента космической эволюции, постулирующей энергетическое всеединство Вселенной. и

Эстетический аспект Агни-Иоги также носит синтетический характер, интегрируя в себе космологическую, онтологическую, психологическую, этическую и аксиологическую составляющие, обосновывая нравственную волю как творящую силу бытия.

Живая Этика - это духовно-философское учение, т.е. в нем неразрывно связаны знание и нравственно-практические выводы из него.

Космо-пространственное (и эзотерическое) восприятие Живой Этики представляет собой познание мира в его сакральной целостности, без распадения на субъект и объект познания и в этом смысле выступает как форма недискурсивного схватывания целостности.

Тяготение эзотерического текста (к типу которого принадлежит и Агни-Йога, хотя и не стоящая в ряду традиционной эзотерики в силу своей открытости и направленности) к целостности (холизму) описания мира может быть квалифицировано как формирование одного из направлений "неклассического рационализма"4. (В смысле манасического (Манас - в духовной Триаде человека - высший Разум), а не интеллектуального принципа организации дискурса.)

Актуальность философского анализа нового космопланетарного мировоззрения обусловлена еще и тем, что теософия и Живая Этика, первая. Зов. -М.: МЦР, Мастер-Банк, 2003, 400 с.

4 Об особенностях эзотерического текста см.: Зорина Е.В. Русская метафизика и эзотерическая традиция. XX век//Мар. Гос. Ун-т. - Йошкар-Ола, 2000. -320 с. С. 62, 64. составляющие две части единого космо-антропного этического учения, на принципиально новом уровне начавшего синтез основных ветвей человеческой культуры - религии, философии и науки, как Запада, так и Востока, наибольший акцент делают на основы восточных учений, в которых, по глубокому убеждению Е.П.Блаватской, в наибольшей степени сохранились и развивались древнейшие знания о Вселенной и человеке. И именно, духовно-эстетические аспекты бытия и сознания заявлены в восточной философии как целеполагающие.

О необходимости синтеза западного и восточного знания более полувека назад говорили ученые мира, в том числе В.И.Вернадский. "Девятнадцатое и двадцатое столетие создали прочную почву для единой вселенской науки, охватившей все человечество, дав ему научное единство. . По-видимому, индийская логика пошла глубже логики Аристотеля, а ход философской индийской мысли почти тысячу лет назад достиг уровня философии Запада конца XVIII века"5.

Эстетические воззрения Живой Этики в некотором смысле задают существенный пересмотр оснований эстетики в XX веке в связи с изменением и общей научной картины мира, и постулированием самой Живой Этикой энергетического мировоззрения, материальности мысли, законов психической энергии, определяют поиски новых эстетических парадигм универсального знания и принципов аутентичного эстетического дискурса, опираясь на современные гуманитарные и даже естественные науки, на нетрадиционные для западного мышления духовные практики, на эстетический опыт традиционных цивилизаций древности.

Космическая философия Живой Этики принципиально эстетична - это этико-эстетическая философия, и она не допускает легитимации антиэстетических категорий и явлений, и даже предостерегает об энергетических

5 Цит. по: Григорьева Т.П. Дао и Логос. Встреча культур. - М., 1992. Сс. 3132. последствиях для системы "человек-среда" "эстетизации" безобразного. В этом смысле она стоит в оппозиции к неклассической эстетике второй половины XX века, включающей в поле эстетического категории типа абсурдного, жестокого, насилия, телесности, шок-ценностей, энтропии, хаоса, артефакта и симулякра, т.е. псевдо художественно-эстетических феноменов.

Автор убежден, что Живая Этика, представляя собой новый кардинальный мировоззренческий ориентир (или кардинальный поворот по линии разума Земли к Космосу, к Тонким Мирам), базирующийся на системе космического эволюционизма, как синтетическая философия антропо-космизма и новая познавательная система, вполне может составить основание современной научной картины мира.

По мнению академика В.С.Степина, "можно утверждать, что космизм как особое течение философской мысли оказывается созвучным современным исканиям новых жизненных смыслов и идеалов, гармонизации человека и природы. Особо следует подчеркнуть совпадение главных принципов философии космизма и многих фундаментальных идей современной научной картины мира и ее мировоззренческих выводов. Космизм возвращает нас к целостному видению мира как единства человека и Космоса. Он способен сыграть позитивную роль в синтезе идей, развиваемых в западноевропейской культурной традиции и в восточных философских системах, где человек изначально рассматривался как неотъемлемая часть космоса. Соответственно идеи космизма органично включаются в разработку новой метафизики, которая могла бы стать философским основанием постнеклассического этапа развития науки, обеспечивая дальнейшее развитие общенаучной картины мира в русле идеологии глобального эволюционизма, представлений о "человекоразмерных", исторически развивающихся системах и идеалов "антропокосмизма". Открытый характер современной научной картины мира обнаруживает ее удивительную соразмерность не только принципам философии русского космизма, но и многим мировоззренческим идеям, выработанным в традиционных восточных культурах. . Прежде всего это относится к представлениям о мире как о едином организме, различные части которого находятся в своеобразном резонансном отношении друг к другу"6.

Актуальность метафизико-эстетических аспектов жизни и сознания современного человека и общества в целом, необходимость в нравственном императиве обусловлена превращением обыденности в патогенную среду, диффузией хаосогенной и энтропийной ситуации 80-х годов ХХ-начала XXI веков во всех сферах планетарного социума и общественного сознания. Не способностью социо-антропной системы в целом совершить "скачок" к своей трансформе: принципиально новому и иному уровню-форме-телу бытия и сознания, о котором повествуется в книгах Живой Этики, светософийному плану жизни, предвосхищенному Вл.Соловьевым и русскими религиозными философами Серебряного века. Не готовностью сознания человечества в целом к огненной трансмутации, о которой повествуется в книгах Учения Жизни (одно из названий Живой Этики, встречаемое в Письмах Е.И.Рерих), приводящей к трансформации homo sapiens'а в homo faber и homo pulcher -существа космического, или субъекта космической эволюции, - новый взгляд на человека, вводимый Живой Этикой. Очевидно, что через огненный коридор эволюции проходят только в модусе экзистенции и эссенции красоты как онто-гносеологической характеристики и кульминации субъект-объектных отношений, только через внутреннее духовное преображение Красотой как смыслом космической жизни и опытом очищения души.

На наш взгляд, этически развитая эстетика, как любовь к истине Красоты, является ядром самосознания Культуры, ее наиболее чутким барометром.

Исследование эстетического дискурса Учения Живой Этики представляется важным и в плане стимуляции философско-эстетической рефлексии современного художественного сознания, "эстетическая" (а чаще и антиэстетическая) энергетика которого направлена не на художественное

6 Степин B.C. Там же, с. 690. творение как метафизический феномен, но на переход творящей энергии в жесткую и подчас агрессивную структуру аг!-практик: перформансов, инсталляций, хэппенингов и пр. поп-культуры. Мутные потоки массовой культуры, катастрофически упростившей все и вся и подтачивающей, вдруг ставшее зыбким, древо Культуры, ушедшей в музейный запас, размывают смысловое поле Культуры, редуцируя ее в постмодернистских и постпостмодернистских аг!-практиках и аг!-проектах, сегодня практически, за редчайшим исключением, не задающих вектора эстетического развития бытия и сознания.

Становится очевидным, что неклассическая эстетика перестает быть философской дисциплиной, но сужение ее проблематики и стилистики к культурологии, искусствознанию и художественной (а подчас и просто социологической) критике, без какого-либо философского наполнения, обрывает ее бытие как ведущей гуманитарной науки философского цикла. Нам думается, для того, чтобы эстетика не только не отставала от развития художественных практик своего времени, но и инициировала их содержательно-мировоззренческие поиски и художественное совершенство, она сама должна, в первую очередь, философски и метафизически развиваться, не порывая в своих основаниях с классической метафизической эстетикой, творчески развивая ее рефлексию, ибо падение мышления, в том числе и эстетического, не говоря уже об искусстве мышления, которому учили древние греки и классическое образование, наблюдается повсеместно в мире, отражая кризис гуманитарной культуры в целом. Потому, "назад - в философию", по нашему убеждению, является выходом из тупика для неклассической эстетики, если она не хочет стать социологией культуры, структуралистской лингвистикой, аЛ-критикой или психоанализом, т.е. быть поглощенной другими прикладными науками.

Актуальность темы обусловлена еще и тем, что на сегодняшний день в эстетической науке остается малоизученной интериорная (внутренняя) эстетика (термин В.В. Бычкова), которую мы находим и в эзотерической философии, частью которой или завершением в XX веке является Агни-Иога, равно, как и имплицитная метафизическая эстетика, в том числе ярко выраженная эстетической парадигматикой Живой Этики. В некотором смысле эстетические воззрения последней можно отнести к типу "эзотерической эстетики", имплицитно присутствующей в восточном мистицизме, западном оккультизме, в истории эзотерических учений, в мировых духовных практиках и в духовном опыте в целом.

Мы надеемся, что описание эстетических аспектов Агни-Йоги (более внутреннее название Учения Живой Этики) будет первым шагом на пути к вычленению, описанию и развитию эзотерической эстетики "Тайной Доктрины" и других эзотерических учений Х1Х-ХХ вв. (например, п многотомного "Учения Храма") .

И последний важный момент, объясняющий наш выбор данной темы: Живая Этика смыслообразующим ядром своим считает доктрину сердца (так названа и одна из книг Учения - "Сердце"), в свою очередь сущностью эстетического является чувство, что обеспечивает соразмерность базовых идей Живой Этики и философской эстетики, их плодотворное влияние друг на друга и взаиморазвитие в контексте современной философской культуры и гуманитарной мысли нашего времени.

Источником исследования служат канонический корпус текстов Учения Живой Этики, Письма Е.И.Рерих, Грани Агни-Йоги, литература Агни-Йоги (см. стр. 154).

Степень изученности проблемы эстетики Агни-Йоги можно определить как минимальную. Академическое исследование Живой Этики находится на начальной ступени в силу долгой недоступности этого философского наследия как широкой общественности, так и научным кругам. у

См.: Шлемова Н.А. Искусство в эпоху сердца: эстетическое в теософской традиции. Сс. 130-153//Ориентиры. Вып. 2/Любимова Т.Б. - М.: ИФ РАН, 2003.

- 12В 90-е годы в Москве (ИФ РАН, МГУ), Санкт-Петербурге, Твери и Туле были защищены первые диссертации по философии Живой Этики, преимущественно культурологического и этического направления: Е.Трофимова (этико-философское учение Живой Этики); Н.Самохина (философская антропология, категории и текст Живой Этики); Д.Шаров (единство концепции и текста в связи с научным мышлением); С.Аблеев (космоэволюционная доктрина Живой Этики); А.Хачатрян (онтология нравственности). Философский аспект связи Живой Этики и теософии с философией Гегеля исследован в работах В.Мурашова. Однако с 2000 года защит диссертаций по философии Живой Этики не наблюдается. Мы это объясняем сложностью текстов Учения, объемом в семь тысяч страниц, но наблюдается рост интереса к научно-философскому описанию эзотеризма в целом, социально-философским аспектам его анализа как культурно-философского феномена (мы насчитали в открытом доступе 27 диссертаций в Российской философской науке с 2000 по 2004 гг. по эзотеризму, мистицизму, теософии, специфике духовного опыта и пр.). Конструктивно-объективный характер этих работ свидетельствует о неизбежном, эволюционно-закономерном утверждении научного понимания эзотерической философии как собственно философского знания, обретении в эзотеризме, теософии и Живой Этике каузального ключа к узловым событиям человеческой мысли и истории.

Следует сказать, что непосредственно в аспекте философской эстетики Живая Этика еще не исследована, хотя Учение и полагает новую основу и теорию Красоты и творчества, равно как и энергетическую концепцию искусства.

Цель данного исследования

Видя в Учении Живой Этики универсальную методологию гуманитарного знания, в нашей работе мы предприняли попытку выявить эстетический аспект Живой Этики, сформулировать эстетические парадигмы Метазнания, вычленив эстетический дискурс Учения как содержательную кульминацию всей философской доктрины Агни-Йоги, определив его философский генезис.

В задачи исследования входит и сопоставление эстетических воззрений Живой Этики с соответствующими понятиями в истории эстетической мысли.

Более частными задачами исследования являются следующие:

Проанализировать развитие эстетических идей Живой Этики в космологическом, онто-гносеологическом, этико-психологическом, аксиологическом и др. аспектах.

Введение философии Агни-Йоги в научный обиход, в том числе и посредством творческого развития ее духовно-философских, этико-эстетических положений. Актуализация эстетических интенций новой метафизики.

Определить место эстетической парадигматики Живой Этики в истории эстетики. Проанализировать этико-эстетический вклад нового системно-рационального, космического мировоззрения, как мы определяем Учение Живой Этики, в становление современной научной картины мира в ее новых метафизических основаниях.

Методологическим ориентиром исследования служит имманентный анализ оригинальной методологии Живой Этики, представляющей собой, фактически, синтез философских и естественнонаучных представлений.

Также автором используются исторический, феноменологический, компаративистсткий и герменевтический методы анализа. Натурфилософский подход Живой Этики ко многим аспектам бытия, стремление сблизить философскую проблематику с научной представляют характерную черту методологических установок Агни-Йоги. ".Метафизики не существует, есть именно физика", - утверждается в Живой Этике. В основу критической компоненты философского анализа текста положен принцип его развития и катафатический ценностный акцент в описании духовно-сакрального типа текста.

Научная новизна данной работы состоит в том, что в ней впервые, как в отечественном рериховедении, так и в истории эстетики, проблемно-тематически систематизируются и описываются в модусе философской рефлексии, с уклоном к художественно-синтетической манере философствования, эстетические аспекты философии Агни-Йоги в сопоставлении с основными положениями классической и, отчасти, неклассической эстетики. Впервые в научный оборот вводится Агни-Йога как сущностно-эстетическое учение, предвосхитившее многие аспекты становящейся в начале XXI века постнеклассической эстетики, ранее -художественно-эстетические открытия авангарда, в частности, абстрактное искусство, инициируя (осознанные или неосознаваемые) поиски Духа и духовного, как спасения от культуроразрушающего засилия материализма и сциентизма: в ряде направлений абстрактного искусства (Кандинский, Мондриан), в супрематизме Малевича, в метафизической живописи, в сюрреализме 8.

Научно-практическое значение данной диссертации заключается в рассмотрении практической ценности этико-эстетической концепции Агни-Йоги как для современной эстетической теории, так и для художественной практики, художественно-эстетической культуры ХХ-ХХ1 вв. в целом, заключающей в себе базовые принципы и методы расширения и утончения духовно-эстетического сознания, в настоящее время находящегося явно не на взлете, повсеместно в мире, за редчайшим исключением. Проблемно-тематическую систематизацию эстетического материала можно использовать в качестве курса по истории эстетики, учебного пособия для ВУЗов, антологии по Живой Этике, а также в качестве методики по нравственно-эстетическому воспитанию.

Апробация результатов исследования g

См.: Бычков В.В. Авангард. С. 23//Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века / Под ред. В.В.Бычкова. - М.: РОССПЭН, 2003. - 607 с. (Серия "Summa culturologiae").

Основные положения диссертации были изложены в докладе, сделанном в секторе "Эстетики" ИФ РАН, и научных публикациях (общим объемом 7 а.л.), посвященных проблемам эстетического, Красоты и Прекрасного, космологической концепции искусства в Учении Живой Этики (Шлемова H.A. Искусство в эпоху сердца: эстетическое в теософской традиции. С. 130-153//Ориентиры. Вып. 2. - М.: ИФ РАН, 2003. Шлемова H.A. Учение о Красоте в Живой Этике. Антология. С. 221-237//Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда. -М.: ИФ РАН, 2005. Шлемова H.A. Образ мира-космоса в Агни-Йоге. С. 130-15 5// Ориентиры. Вып. 3. - М.: ИФ РАН, 2006 и др.) В авторском лектории "Вершины мировой культуры" - в цикле лекций по Живой Этике, на базе отдела искусств НБ (в рамках авторского проекта "Акрополь Культуры"), а также в лекционных курсах по философии, этике, эстетике, читаемых автором в МГПУ.

Структура работы состоит из Введения, трех глав, Заключения, источников и библиографии.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Шлемова, Наталья Анатольевна

Выводы:

Обобщим функции искусства в Учении Живой Этики.

Согласно Живой Этике, искусство воспитывает и врачует душу, будучи символом Надземного и мысле-образом о Надземном, сообщающим целительные вибрации, обучающим восприятию эмоций радости и любви, их целебной мощи.

Искусство Красоту как "формулу Космической эволюции" из области отвлеченного переводит в область познаваемого, но познаваемого иными не рассудочными путями: путем интуиции, духовного распознавания или вдохновенного угадывания, чувствознания или духовного чувства.

Искусство реализует в себе закон Общего Блага и потому его внутренние энтелехии создают магнит или кристалл психической энергии, которая есть красота.

Живая Этика учит, что превыше всех наук есть познание Надземного, основным инструментом которого служит искусство, ибо его материал: звук, цвет-свет, - несет в себе первый уровень проявленной Вселенной, первую дифференциацию непроявленной Вселенной, согласно эзотерической философии.

Искусство эзотерично, ибо есть живой внутренний путь к Инобытию, живое оформление идеи мировой гармонии. Искусство, которое "не заставляет думать об "ином мире" или его чувствовать, или рисует тот мир как подобие или продолжение нашего, это не искусство, а подделка, трезвая и рассудочная подделка, псевдоискусство" (П.Д. Успенский). Искусство - инструмент внутреннего познания сфер духа.

Динамическая энергетическая характеристика искусства как сгустка энтелехий в художественном образе коррелирует в Живой Этике с этической категорией устремления, которое многозначительнее действия, ибо собирает и напрягает энергии. В этом может быть и состоит, на наш взгляд, суть аристотелевского мимесиса как подражания действию.

Таким образом, Красота - цель искусства; искусство - носитель Красоты.

Искусство - явление Духа; искусство - свет. Искусство есть вершина творчества, которое есть цель человеческой эволюции.

Искусство равно Знанию, служа стимулом для возрождения духа. Искусство есть познание мыслеобразов, как путь к Высшим мирам.

Очевиден эсхатологический (теургический) смысл искусства. Суть произведения искусства - идея (эйдос). Великое искусство - необычно, Искусство - возвышает и поднимает дух. Форма в искусстве - символ как знав Невидимого мира.

Искусство - посредник между землей и Небом. Высшая миссия искусства будет заключаться в создании гармонии между тонкими телами человека, чтобы подготовить его к сознательному восприятию Высших сфер к последние приблизить к человеку.

Живая Этика сообщает о вечности произведений искусства в Тонком мире.

Луч осознания задач эволюции пройдет по лучшим творениям. <.>' (АЙ, 189). "Залог Учения - радость духа. Творчество целесообразно, когда I устремлении к явлению Красоты устремленный дух являет понимание Беспредельности" (АЙ, 621).

Искусство - условие и один из устоев Нового Мира.

- 144 -ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Обобщая основные эстетические воззрения Живой Этики, приходим к выводу, что они представляют собой развитие классических эстетических идей, на новом уровне бытия эстетического сознания.

Учение Живой Этики трансформирует классическую метафизическую эстетику в новом онто-гносеологическом, космо-антропном ключе, сохраняя и развивая ее базовые положения в системе космического эволюционизма.

С точки зрения исторического генезиса, эстетика Живой Этики соположена с романтическим исканием беспредельного, постижением Надземного как сущностно прекрасного, и являет в себе "синтез бесконечного и конечного, или идеального и реального, и по смыслу своему - в сфере конечного и реального" (Шеллинг), что служило основанием античной эстетики. Безусловно, это метафизическая, интериорная, космологическая эстетика, этически интонированная.

Не подлежит сомнению наличие в Агни-Иоге глубинной философской базы с разработками по всем известным отраслям и направлениям, включая философию искусства. Живая Этика предстает перед нами как своеобразна* парадигма духовно-эстетического сознания, основанием которого являете* метафизическое понимание Красоты как системообразующего начала I концепции Миров Живой Этики. Красоты как космологического основания я принципа Иерархии. Красоты - как принципа Действия или реализация Духовной Воли. Красоты - как кристалла Психической, или Всеначальноя Энергии, как синтеза всех высших энергий. Искусство же, в эстетическое парадигме Живой Этики, являя свою заэмпирическую сущность, ест1 откровение и познание Красоты и образ (факт) Истины; принцип посвящения равно и сотворения Тонкой реальности. И синтез земного существования Искусство как рычаг синтеза, являющегося условием космической эволюции Также искусство в концепции Живой Этики выступает трансформатороъ космопространственных энергий в формы земного бытия. Прекрасное 1 эстетической парадигме Живой Этики лежит в сфере трансцендентальной проблематики. Конститутивные категории эстетики Агни-Иоги: красоты, прекрасного, возвышенного, гармонии, подчеркивают метафизический статус ее предмета. И сама эстетика становится философией духовной культуры, Живая Этика, на наш взгляд, метафизическая философия Прекрасного -Красоты и Гармонии.

Что касается непосредственно методов искусства, то и они затронуты ъ рассматриваемом нами Учении. По применяемым средствам изложения книге и

Агни-Иоги далеко отстоят от традиционной научной и философское литературы и жанрово (композиционно, лексически, фразеологически несомненно относятся к сфере художественно-профетического слова, чтс подчеркивается в самом Учении как принципиальный метод его передач* (несмотря на возможное недовольство некоторых читателей, желающих видет! более схематичное и четкое изложение). Зачастую в текст органичнс вплетаются рассказы, притчи и даже стихи. Да и в целом дл: повествовательного метода книг Живой Этики характерна художественная I знаковая образность, отличающая ее от многих других духовных ученш человечества.

Картина мира в Живой Этике носит собственно эстетический характер.

Эстетический дискурс Живой Этики актуализирует эстетически! характер метафизики инобытия в русском эзотеризме, что отвечав' "онтологическому эстетизму" русской религиозной философии Серебряной века, эстетизму как принципу русского стиля философствования. Русски] эзотеризм отказывается от понимания красоты как зеркала социальной истори] и дефинирует красоту в логике свободы, архетипии, в интегральной синтетической логике эзотеризма.

Можно сделать вывод, что этическая доктрина Агни-Йоги носит ярю выраженный эстетический характер. Благо принципиально прекрасно. Красот равно как и знание и истина, в философии Платона, подобна благу, но есл] благо следует ставить выше последних, в понимании Платона, то Красот

Прекрасное) есть форма существования Блага, в воззрениях Живой Этики. Т.е. Красота есть реальность, в противоположность видимости, и является полным и совершенным благом. Красота, в ее эйдетической ипостаси, как универсалия, существовала во времени всегда, она не создана человеческим разумом, будучи сверхчувственной и сверхразумной реальностью и силой Единой Жизни. Самодостоверно и самотождественно прекрасны и гармоничны метафизические основы бытия - это главный постулат аксиоматики Живой Этики. Метафизические трансценденталии (пришедшие, конечно, из философии Платона и Аристотеля) - единое, беспредельное, благо, красота и др. в философской концепции Агни-Иоги мыслятся как такого рода понятия, которые сами не могут быть предметом интеллектуального рассмотрения или логического определения, однако выступают условиями любого размышления и логического вывода. Тема "трансценденталий" оказывается вневременно-важной для новоевропейской философской традиции и поддерживается она этико-эстетической заостренностью их проблематики.

Таким образом, Живая Этика - целостная мировоззренческая система, представляющая собой синтез философии, религии и науки, с ярке выраженным эстетическим вектором мышления, или эстетизированная форме Метазнания. Эстетические воззрения Живой Этики кульминируют собой ее конкретно-содержательную, мировоззренческую парадигматику. По-новом) трактуют космоантропные процессы эволюции, задавая ритмы космическогс этапа земной эволюции. И помогают ответить на вопрос: выполнила ли Россш свою историческую и космическую задачу. На наш взгляд, эстетическая определяющая является одной из характеристик пассионарности этноса, чы этико-эстетическая насыщенность есть мера его культурного напряжения I развития.

Учение, которое настаивает на необходимости диалектической ил! синтетической логики, предполагающей вмещение противоположений выступает против линейной одномерной логики силлогизмов. И считает, чт< все великие открытия для блага человечества не будут исходить от огромны; лабораторий, но будут находимы духом ученых, которые обладают синтезом.

В результате канонический корпус текстов Агни-Иоги действительно представляет собой гармоничный синтез всех известных нам основных методов познания и самопознания, что само по себе придает этому Учению особый статус в контексте общемировой культуры.

В системе Живой Этики само Бытие, его становление, инволюция и эволюция есть манифестация эстезиса Единой Жизни. Онтологичность этического и эстетического, панкосмизм эстетического, или панэстетизм онтологии - в этом существо Живой Этики. В системе Живой Этики эстетическое, этическое и онтологическое - суть одно.

Мировоззрение, а вслед за ним и вся культура начинается с этики. Этика предшествует гносеологии, она не выводится из окружающего мира. Кризис европейской культуры и цивилизации в целом в конечном счете обусловлен кризисом мировоззрения, потерявшего связь с этикой. Основные формь: проявления этого кризиса - господство материального над духовным, социума над индивидом.

Почему Учение носит название "Живой Этики", еще и потому, что этике возможна прежде всего не как научное знание, а как действие индивидуальный выбор, поведение. Этика существует как этическое действие соединяющее индивида с миром-космосом и выводящее его в ту облает! неземного и вечного, которая закрыта для логически упорядоченного знания Этико-эстетическое начало жизни и сознания несет в себе прорыв (связь отношение и союз) земного в неземное, временного в вечное. "Живой" этик: называется еще и потому, что осуществляется не как догматика норм, а ка! этика непрерывного сознания, прямого индивидуального действия и лично! ответственности индивида перед Мирозданием, исключающей всякук двойственность. Как этическое единение с бытием, местом - точкой единена становится сердце человека. Т.е. это сокровенная этика, особый способ бытия ] мире, живое отношение к живой жизни, которое может, однако, обреет! бытийную устойчивость только как сознательное, укорененное в мышлении

Мировоззрение Живой Этики утверждено в космическом миропонимании и обосновывает, развивает и возвышает этический идеал в системе эволюции космоса, возвращая тем самым современному человеку утраченный смысл жизни, как принадлежащему не только Земле, но и Высшим Мирам, Единому Человеку Небес, подлинно космическому жителю.

Фундаментальным первопринципом Живой Этики является живая непосредственная связь человека-ученика с Духовным Учителем, определяющая место ученика в цепи космической эволюции, служащая принципом жизни и сознания.

Категория духовного Учителя, как условие космического этапа эволюции человечества и Земли, становится фундирующей этической категорией в Новом Мире, онтологическим содержанием Единой Жизни, ее эстезисом. фактором мирового развития от техноцентризма к антропо-космизму и культуроцентризму.

Живая Этика на стыке эпох, при смене макрокосмических Циклое кульминирует и завершает собой антично-платоническую традицию, с ее опорой на восточные идеалы, в новоевропейской философии.

Живая Этика" есть научно-обоснованная и практическая универсальна* этика для нового тысячелетия, что отрицать невозможно.

Живой Этикой постулируется и реализуется синтез западной г восточной культур, науки и религии как основы духовной эволюция земной цивилизации в целом.

Учение Живой Этики, или Агни-Йоги, сыграло роль культурно-мировоззренческого механизма адаптации в XX веке на русской почве культур Востока и Запада, осуществив неповторимы! культурологический синтез начал созерцательно-интуитивногс (умозрение, концентрация) и рационально-аналитического (дискурс -концепт): логоса и эстезиса.

Таким образом, Живая Этика - первое синтетическо< эволюционное Учение, приемлемое как для Запада, реализующее себ; через науку Запада, так и для Востока; связующее эти два типа цивилизации в новый культуроцивилизационный тип.

Синтез культур Востока и Запада (в первую очередь, духовных культур) выводит эзотерическую духовную культуру, представленную в новом космопланетарном мировоззрении, за пределы и Востока, и Запада. Этот синтез транснационален, универсален и космичен.

Живую Этику можно рассматривать как комплексную интегральную философию культуры, несущую в себе новый образ культуры, ассоциирующийся с космопланетарными и экологическими идеями, с эстетическими идеями единства человечества и Вселенной. При этом новый образ культуры в Живой Этике связан с новым образом человека как субъекта космической эволюции. Таким образом, Учением Живой Этики в XX веке создано поле новой альтернативной мировой культуры. Учение, заключающее в себе синтез восточной и западной культур, подготавливает и поддерживает становление новой космопланетарной культуры и рождение нового человека.

Живая Этика подводит итог традиционной доктрине христианскогс мира.

Художественно-образная картина мира доминирует в Живог Этике.

Идея единства космической реальности дана через философик неизреченности - эстетику Несказуемого.

Энергетическая концепция искусства, выражающего ш переживания личности, что характерно для западного искусства, £ путь, ведущий душу к раскрытию её истинного бытия в слиянии с Космосом, целостностью Мироздания, формирует новый тиг художественной личности или субъекта эстетического восприятия Философия искусства в Живой Этике знаменует собой новую эпоху -Духовного - в искусстве, формирует новую художественную форму I новую суть художественного творчества.

Мы убеждены, что космологическая концепция искусства в Живой Этике творит новый тип художника, инициирует скачок в художественном сознании, являясь фактором самоопределения художественной культуры в XXI веке. Творя, рождая духовно-эстетическую атмосферу Нового Мира (социально-профетическая категория в Живой Этике) - через новое искусство, более космическое и одновременно более человеческое.

Будучи новым типом философии синтеза, Живая Этика интегрирует в единую целостную синтетическую систему мировоззренческие функции религии, философии, науки и искусства. Именно на уровне эстетического опыта в философии Агни-Йоги и осуществляется постижение истины, осуществляется соборный или иерархический критерий истины (как приобщенности к высшему космическому разуму). На наш взгляд, именно эстетические универсалии Живой Этики, представляя собой ее мировоззренческие парадигмы, служат принципиальной основой синтеза культур Востока и Запада, ибо в них наиболее полно отражается более высокий уровень отношения с миром, чем узко научный или дискурсивно-логический, именно - творчески-интуитивный подход к миру. Познавательные функции эстетических универсалий заключаются во "вживании" в мир, несущем знание ради спасения, но не ради господства. Эстетические универсалии, будучи трансцендентальными посредниками между миром и космосом, субстрагируют эстетический опыт как наиболее полную адеквацию реальности Высших Миров, внутреннего и внешнего космоса. Ибо эстезис или художественный образ в своей основе целостен, самосущ и самодостоверен, и схватывает мир целиком: в единстве внутреннего и внешнего.

В нашей диссертации мы осуществили попытку в пространстве синтетической философии Живой Этики сформулировать открывшиеся в процессе исследования новые аспекты чисто эстетического опыта, который по своей природе метафизичен, универсален, синтетичен и космичен. Базовыми элементами открывшегося эстетического опыта являются мировоззренческие парадигмы эзотерического буддизма (как метафизики сознания) и эзотерического христианства (как метафизики Любви). Реконструкция эстетического, проведенная на базе всего корпуса канонических текстов Агни-Йоги, позволяет категоризировать эстетику Учения как этическую, имплицитную, интерыорную, метафизическую, космологическую, трансцендентальную и теургическую, эволюционную и иероцентрическую, делающую доступными для эстетического опыта трансчеловеческие измерения. Теургическую - в смысле последнего предела человеческого творчества, в котором осуществляется искусство созидания Нового Мира, когда Бог (как Верховное существо в нашей сущности, или АУМ) творит изнутри человека или человек творит по законам Космического магнита - как Единоначалия Космоса, созидая планетарную жизнь во Вселенском формате.

В познавательной системе Живой Этики художественно-образное, эстетическое созерцание является приоритетным и доминирующим, в отличие от научно-рациональной картины мира, которая есть всего лишь утилитарно-прагматическая модель, не имеющая никакого отношения к адекватному мировоззрению. При этом Живая Этика, вслед за буддийской традицией (Б. Дандарон, Ю.Н. Рерих), считает синтетическое научное познание важнее любой духовной практики и за ним признает будущее. Учение Живой Этики ориентирует на научную парадигму знания, но инициированную Единой Духовной Традицией.

Из эстетической парадигматики Живой Этики следует вывод о необходимом наделении научной методологии элементами художественно-образного созерцания. Ибо эстетический способ созерцания выступает наивысшим способом познания мира как в эзотерической философии Востока, так и в Живой Этике. Созерцание как эстетическая категория в Живой Этике есть способ превращения в прямое видение, открывающий познание и сознание Красоты, одновременно - и трансцендентной, и имманентной. Красоты как универсального способа бытия в Культуре, и бытия как становления в Красоте. Следует помнить, что появление Учения Живой Этики вызвано господством механического миропонимания, нарушившего равновесие и соответствие в мире, отставанием духовного сознания от физического. "Этика утерялась среди нагромождений формул.". Соединение духа с интеллектом - задача, поставленная Живой Этикой, - способно вывести человечество из духовно- нравственного коллапса и открыть перед ним новый эволюционный этап.

Антропоморфический космос древних греков обусловил создание метафизической основы эстетики. Доктрины досократиков, Платона и неоплатоников дают много примеров перерастания соответствующих космологических понятий в эстетику или в нечто близкое эстетике. (Например, прекрасное, по мнению Демокрита, является объектом божественного разума.) Также и эстетический дискурс Ж.Э., имеющий своим генезисом космос древних греков, содержит в себе всю совокупность универсальных принципов и методов гармонизации субъекта эстетического сознания с Универсумом. Гармонизации взаимодействий и отношений человека с миром-космосом с позиций э/сивой этики, духовных основ бытия и сознания. Эстетическая и научная парадигматика нравственной философии Живой Этики ориентирована не на так называемый сциентизм (количественная методология, операционализация понятий, эмпирическая проверка гипотез, измерение и т. п. ), в частности структурный функционализм и физикализм, а на так называемый гуманицизм (признание неустранимости человеческого воздействия на процесс познания, подчёркивание главенствующей роли ценностей и духовного начала, экзистенциальности бытия человека и т. д. ), что роднит её с эстетикой романтизма и символизма, с феноменологической и неотомистской эстетикой. В этической системе Живой Этики эстетические принципы мыслятся как основания восстановления целостности Макро- и Микрокосмоса. Таким образом, Живая Этика - и научно-практическая этика для нового тысячелетия, и эстетизированная форма метазнания.

Эксплицируя понятие красоты-прекрасного, реконструируя эстетический дискурс Учения, автор приходит к выводу, что эстетика Агни-Иоги есть эстетика Космоса или эстетика трансцендентного. источники

Сокращенные обозначения источников:

Ж.Э. Учение Живой Этики

Зов Листы Сада Мории: Зов 1924

Оз Листы Сада Мории: Озарение 1925 I том

О Община 1926

АЙ Агни-Йога 1929 J

Б Беспредельность 1930

И Иерархия 1931 II том

С Сердце 1932 у н.в. Напутствие Вождю 1933

М01 Мир Огненный, ч. I 1933

МОП Мир Огненный, ч. 2 1934 III том

МОШ Мир Огненный, ч. 3 1935

А АУМ 1936 J

Бр Братство 1937 — IV том н Надземное 1938

Цит. по изданию: Агни-Йога. Том I - IV. - М.: Издательство Духовной Литературы "Сфера", 2000.)

Откр. Откровение 1920-1941.

Цит. по изданию: Агни-Йога. Откровение (1920-1941).-М.: Сфера, 2002.-496с. - Серия "Учение Живой Этики".) ПI Письма Елены Рерих, том I

П 2 Письма Елены Рерих, том 2

Цит. по изданию: Письма Елены Рерих(1929-1938). - 2 тома. - Рига,

1940).

В.П., 1 Высокий Путь. (Часть I: 1920-1928). В.П., 2 Высокий Путь. (Часть 2: 1929-1944). - М.: Сфера, 2002.82 ГАЙ 1-ХШ Грани Агни-Йоги: 1960-1972 гг. Том 1-13. - Новосибирск: "Свет", 2001. Издание второе. (Издание первое, 1993-1998 гг.).83

Дополнительная литература: Рерих Н.К. Цветы Мории. - Минск, 1997. Рерих Е.И. У порога Нового Мира. - М.: МЦР, 2000. Рерих Е.И. Путями Духа. - М.: Сфера, 1999.

В сборник вошли книги "Основы буддизма", "Преподобный Сергий Радонежский" и "Криптограммы Востока", а также все известные статьи Е.И.Рерих.)

82

Двухтомник "Высокий Путь" - подробнейшее собрание указаний и наставлений Учителя, обращенных к Е.И. и Н.К. Рерихам, как ближайшим ученикам, проходившим практический опыт Агни-Йоги. Этот уникальный материал, будучи духовным дневником Рерихов, записанный Еленой Ивановной, является бесценным дополнением ко всем книгам Агни-Йоги.

83

Записи Бориса Николаевича Абрамова, ближайшего ученика Н.К. Рериха, полученные из Высокого Источника, о чем имеется подтверждение Е.И.Рерих. Их можно назвать развернутыми комментариями к Живой Этике или Дневником духовного Ученика. Римской цифрой обозначен номер тома, арабской - номер параграфа или сделанной записи.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шлемова, Наталья Анатольевна, 2005 год

1. Агни-Йога. Симфония. Индекс. Словарь путеводитель. В 3-х тт. - М.: Беловодье, 1997, 1999.

2. Адо П. Плотин, или простота взгляда / Пер. с фр. М., 1991. Адорно Т.В. Эстетическая теория. М., 2001. Азия: диалог цивилизаций. СПб., 1996.

3. Александров Л.Г. Рационализация эзотерического мышления. Диссертация . канд. филос. наук. Магнитогорск, 2002.

4. Алексеева Е.А. Рациональность и сознание. Историко-теоретический очеркпроблемы обоснования рациональности. Минск, 1991.

5. Алиханова Ю.М. Теория поэзии. //Культура древней Индии. М., 1975.

6. Антология исследований культуры. Т. 1. СПб., 1997.

7. Антропология культуры. Сб. ст. /Ред. В.В. Иванов и др. М., 2002.

8. Аристотель. Поэтика. Риторика. СПб., 2000.

9. Арманд А.Д. Эволюция и инволюция. //Дельфис. 1997, № 2-3.

10. Артановский A.M. На перекрестке культур. СПб, 1994.

11. Ауэрбах Э. Мимесис. Изображение действительности в западноевропейской литературе. М.; СПб., 2000.

12. Бандура А.И. А.Н.Скрябин и Е.П.Блаватская. //Ученые записки государственного мемориального музея им. А.Н.Скрябина. Вып. 2. М., 1995. Баранцев Р. Масштабная инвариантность рериховских идей //Сердце. 1993. №№ 4-5.

13. Барборка Дж. Махатмы и их письма./ Пер. с англ.-М., 2005. (В поисках истины).

14. Батюшков П.Н. Эзотеризм религий //Вестник теософии. 1992, № 1.

15. Бахтин М. Вопросы литературы и эстетики. М., 1975.

16. Бахтин М. Проблемы поэтики Достоевского. М., 1963.

17. Бахтин М. Эстетика словесного творчества. М., 1979.

18. Белый Андрей. Критика. Эстетика. Теория символизма: В 2-х т.т. М., 1994.

19. Бердяев H.A. Смысл истории. М., 1990.

20. Берк Э. Философское исследование происхождения наших идей возвышенного и прекрасного. М., 1978.

21. Вернадская Ю.С. Трансцендентное и его поэтическая интерпретация: Диссертация . канд. филос.н. (09.00.01) Омск, 2002.

22. Библер B.C. На гранях логики культуры. М., 1997.

23. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность (философские размышления о проблемах). М., 1990.

24. Библер B.C. От наукоучения к логике культуры: два философских введения в XXI век. М., 1990.

25. Библер B.C. Школа диалога культур.-М., 1992.

26. Бонгард-Левин Г.М. Древнеиндийская цивилизация: философия, наука, религия. М., 1980.

27. Бондарев Г. Ожидающая культура. Эзотерические очерки русской истории икультуры. М.: ЭКСМО, 1997.

28. БоревЮ. Эстетика. Т. 1-2. Смоленск, 1997.

29. Борисова Л.Б., Рабунский Д.Д. Космическая философия. //Дельфис. 1996-1997, №№5-10.

30. Буркхардт Т. Сакральные искусство Востока и Запада. Принципы и методы /Пер. с англ. М.: Алетейа, 1999. .

31. Букин А.О. Творчество Н.К. Рериха в культурном взаимодействии России и Индии. Автореферат.к. филос. н.(24. 00. 01)-Саранск, 1999. Бычков В. 2000 лет христианской культуры sub specie aesthetica: В 2-х т.т. СПб.; М., 1999.

32. Бычков В.В. Aesthetica Patrum. Эстетика отцов Церкви. Т. I. Апологеты, Блаженный Августин. М., 1995.

33. Бычков В.В. Византийская эстетика. Теоретические проблемы. М., 1977. Бычков В.В. Русская средневековая эстетика. XI XVII века. М., 1992. Бычков В.В. Эстетика: Учебник. -М.: Гардарики, 2002.

34. Бычков В.В. Духовно- эстетические основы русской иконы. М., Ладомир, 1995. Вебер А. Избранное. Кризис европейской культуры. СПб., 1999. Виндельбанд В. Избранное. Дух и история. М., 1994.

35. Винкельман И.-И. Избранные произведения и письма. М.; Л., 1935 (репринт -М., 1996).

36. Волков В.В. Философия культуры Н.К. Рериха / Диссертация . к.филос.н. -Тверь, 1998.- 178с.

37. Волошин М. О теософии //Наука и религия. 1990, № 2.

38. Волченко В.Н. Неизбежность, реальность и постижимость Тонкого Мира. / Сознание и физическая реальность. М., 1996. - Т. 1 № 1-2. С. 2-14. Восток - Запад. Сборник. М., 1982.

39. Восток Запад: Исследования. Переводы. Публикации. М. 1988. Всё о Тибете. М., 2000 (Серия "Цивилизации").

40. Все произведения Е.П. Блаватской (20 томов), изданные в России с начала 90 ых годов.

41. Выготский Л.С. Психология искусства. М., 1966.

42. Вышеславцев Б.П. Сердце в христианской и индийской мистике. //Вопрось философии. 1990, № 4.

43. Гадамер Г.Г. Актуальность прекрасного. М., 1991. Гартман Н. Эстетика. Киев, 2004.

44. Гегель Г.В.Ф. Эстетика: В 4-х т.т. Т. 1-2. М., 1968-1969. СПб.: Наука, 2001.

45. Генон Р. Восток и Запад./Пер. с франц. М., 2005.

46. Генон Р. Избранные произведения./Пер. с франц. М., 2004.

47. Генон Р. Символы священной науки /Пер. с франц.- М.: " Беловодье", 1997.

48. Генон Р. Царство количества и знамения времени.- М., 1991.

49. Генон Рене. Восточная метафизика / Пер. с франц. М.: "Беловодье", 2004.

50. Генон Рене. Традиционные формы и космические циклы. Кризис современногомира/Пер. с франц. -М.: "Беловодье", 2005.

51. Герасимова И. А. Человек в мире: эволюция сознания. М., 1998.

52. Герман М. Модернизм. Искусство первой половины XX века. СПб.: Азбукаклассика, 2003.

53. Гермес Трисмегист и герметическая традиция Востока и Запада. Киев М. 1998.

54. Гилберт К., Кун Г. История эстетики. Кн. 1-2. М., 2000.

55. Гиндилис JI. Живая этика и наука. //Дельфис. 1994, № 1.

56. Гиндилис JI. Проблемы сверхнаучного знания. //Новая Эпоха. 1999, №№ 1-2.

57. Гринцер П.А. Определение поэзии в санскритской поэтике. //Проблемы теориилитературы и эстетики в странах Востока. М., 1964.

58. Гумилев JI.H. Ритмы Евразии. Эпохи и цивилизации. М., 1993.

59. Гуревич П.С. Возрожден ли мистицизм? М., 1984.

60. ГуревичП.С. Культурология. М.: "Знание", 1998.

61. Гуревич П.С. Психология. М., 2005.

62. Гуревич П.С. Философия культуры. М., 2003.

63. Гуревич П.С. Философия человека. Ч. 1-2.-М.: ИФ РАН, 1999, 2005.

64. Дандарон Б.Д. Письма о буддийской этике. СПб.: Алетейя, 1997.

65. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. М., 1991.

66. Диденко В.Д. Духовная реальность и искусство: эстетика преображения. М.: Беловодье, 2005. М, 2006.

67. Диденко В.Д. Духовный космос искусства. М., 1993.

68. Дискурсы эзотерики (философский анализ) / Отв. ред. Фесенкова JI.B. М. 2001.

69. Дмитриева JI. "Тайная Доктрина" Е.П.Блаватской в некоторых понятиях е символах. Беседы по новому мировосприятию. Магнитогорск: Амрита. Т. 1. -1992, т. 2,3.- 1994.

70. Долгин Ю.И Эзотеризм и экзотеризм. //Дельфис. 1995, № 1. Долгов K.M. Итальянские этюды. М., 1986.

71. Долгов K.M. От Киркегора до Камю: Очерки европейской философско-эстетической мысли 20 века. М.: "Искусство", 1990.

72. Долгов K.M. Реконструкция эстетического в западноевропейской и русское культуре. М.: Прогресс-Традиция, 2004.

73. Долгов K.M. Феллини. Бергман. Философия творчества. М., 1997. Думинская М.В. Эстетическое свершение, путь к гармонизации онтологической целостности культуры: Диссертация . канд. филос. н (09.00.13). Томск, 2002.

74. Его Святейшество Далай-Лама. Этика в новом тысячелетии. /Пер. с англ. М. София, 2004.

75. Егорова М.Н. Некоторые основные аспекты "Живой Этики" // Философские науки, 1996. -№ 1-4.

76. Заблуждающийся разум? Многообразие вненаучного знания. М., 1990. Завадская Е.В. Восток на Западе. М., 1970.

77. Завадская Е.В. Культура Востока в современном западном мире. М., 1977. Завадский С.А., Новикова Л.И. Искусство и цивилизация. М., 1987. Зарубежная эстетика и теория литературы. XIX XX веков. Трактаты. Статьи. Эссе. М, 1987.

78. Зорина Е.В. Социально-философская инфраструктура эзотерической традиции в России XX в.: Диссертация . д-ра филос. н.: 09.00.11. М., 2002.-310 с. Зорина Е.В. Русская метафизика и эзотерическая традиция. XX век /Map. гос.ун-т.- Йошкар-Ола, 2000.- 320 с.

79. Иванов A.B. Природа сознания. Автореферат . д.филос.н. (09.00.01) М.: МГУ, 1998.

80. Иванов A.B. Мир сознания. Барнаул, 2000.

81. Иконникова Н.К. Механизмы межкультурного восприятия. //Социс. 1995, № 8. Ингарден Р. Исследования по эстетике. М., 1961. Искусство в системе культуры. Л., 1987.

82. История эстетики. Памятники мировой эстетической мысли: В 5 т. М., 19621968.

83. История эстетической мысли. Становление и развитие эстетики как науки: В 6тт. Т. 1-5. М., 1985-1990.

84. Каган М.С. Философия культуры. СПб., 1996.

85. Каган М.С. Эстетика как философская наука. СПб., 1997.

86. Казначеев В.П., Спирин Е.А. Космопланетарный феномен человека: Проблемакомплексного изучения. Новосибирск: Наука, 1991.

87. Кандинский В.В. Избранные труды по теории искусства. Т. 1-2. М., 2001.

88. Кандинский В.В. Точка и линия на плоскости. СПб., 2001.

89. Кант И. Критика способности суждения//Собр. соч.: В 6-и т.т. Т. 5. М.,1968.

90. Карельский Г.Б. Эстетические особенности переживаний в измененныхсостояниях сознания: Диссертация . канд. филос. н. (09.00.04). М., 2001.

91. Кармин A.C. Основы культурологи. Морфология культуры. СПб., 1997.

92. Касавин И.Т. Магия и творчество: теоретико-познавательный подход //

93. Философские науки. 1997, № 3-4.

94. Киященко Н.И. Сущность прекрасного.- М., 1977.

95. Киященко Н.И. Эстетика жизни. М., 2004.

96. Киященко Н.И. Эстетика философская наука. М., 2005.

97. Конрад Н.И. Запад и Восток. М.: Наука, 1966.

98. Кормин H.A. Философская эстетика Владимира Соловьева. Часть I. М., 2003; Часть II. М., 2004.

99. КорневиЩе 0А. Книга неклассической эстетики. М., 1998.

100. КорневиЩе ОБ. Книга неклассической эстетики. М., 1999.

101. КорневиЩе 2000. Книга неклассической эстетики. М., 2000.

102. Короткина JI.B. "Восток Запад" в живописи Н.К. Рериха / Диссертация . дра искусствоведения. СПб, 2001 ~436с.

103. Кривцун O.A. Эстетика. М., 2000.

104. Кроче Б. Эстетика как наука о выражении и как общая лингвистика. М., 2000.

105. Кругова Т.Г. Роль теософии в контексте интегрального духовного кризиса:

106. Диссертация . канд.филос.н. (09.00.11)-Новосибирск, 2000.

107. Культура: теории и проблемы. Под ред. Т.Ф. Кузнецовой. М., 1995.

108. Культурология сегодня: основы, проблемы, перспективы. М., 1993.

109. Культурология. XX век. Антология. М., 1995.

110. Культурология. XX век. Словарь. СПб., 1997.

111. Культурология. XX век. Энциклопедия в 2-х т.т. СПб., 1998, 1999.

112. Курносов Ю.В. Эзотеризм как культурно-исторический феномен. Автореф.дис. д-ра филос. наук. М., 1997. 45 с.

113. Леви-Стросс К. Структурная антропология. М., 1985.

114. Ледбитер Чарлз. Внутренняя жизнь: Учение Махатм об иной реальности / Пер. с англ. М.: РИПОЛ классик, 2005.

115. Лексикон нонклассики. Художественно-эстетическая культура XX века /Под ред. В.В.Бычкова. М., 2003.

116. Лосев А.Ф. Диалектика художественной формы//Лосев А.Ф. Форма. Стиль, Выражение. М., 1995.

117. Лосев А.Ф. История античной эстетики. Т. 1-8. М., 1963-1994. Лосев А.Ф. Философия. Мифология. Культура. М., 1991. Лосев А.Ф. Эстетика Возрождения. М., 1978.

118. Лосев А.Ф., Шестаков В.П. История эстетических категорий. М., 1965.

119. Лосский Н.О. Мир как осуществление красоты. Основы эстетики. М.,1998.

120. Лотман Ю.М. Культура и взрыв. М., 1992.

121. Лотман Ю.М. Об искусстве. СПб., 1998.

122. Лотман Ю.М. Структура художественного текста. М., 1970.

123. Лотман Ю.М. Теория и семиотика других искусств. Механизм культуры,

124. Мещерина Е.Г. Эстетические учения Древнего Востока: Китай. Индия. Япония Буддизм и искусство XX века: Учеб. пособие для вузов. М., 2005. Мигунов A.C. Искусство и процесс познания. М., 1986.

125. НансиЖ.-Л. Corpus. М., 1999.

126. Неземные миры земных художников (Живопись, графика, скульптура) Каталог. -М.:МЦР, 2003.

127. Никулина М.А. Специфика дискурса постмодернизма. Диссертация канд филос. наук. Ростов н/Д, 2002.

128. Новикова Т.М. Философия импрессионизма. М.: МАИ, 1993.

129. Новикова Т.М. Философия искусства. Эзотерические традиции: Учеб.пособие1. М.: МАИ, 1996.

130. Новикова Т.М. Эзотерическая философия. М., 2001.

131. Открытие Индии: Философские и эстетические воззрения в Индии. XX век /Пер. с англ., бенг., урду. М.: Художественная литература, 1987. Паври П. Теософия в вопросах и ответах. М., 2000.

132. Панычкин A.B. Социально-философский анализ эзотеризма: Диссертация .канд. филос. наук (09.00.11) Ростов н/Д, 2002.

133. Писарева Е.Ф. О скрытом смысле жизни. М.: Сфера, 2000.

134. Пифагор. Золотой канон. Фигуры эзотерики. М., 2001.

135. Платон. Собр. соч.: В 4-хтт.-М.: Мысль, 1990-1994.

136. Плотин. Избр.трактаты: В 2-х тт. М., 1994. Собр. соч. в 7-и тт.- СПб.,2002.

137. Постмодернизм. Энциклопедия. Минск, 2001.

138. Путеводитель по книгам Грани Агни-Иоги. Феодосия, 2000.

139. Путь к планетарному сознанию. Библиотека эзотерической социологии. М.,1998.

140. Рабинович О. И. Эзотеризм как один из способов духовного освоения мира.

141. Автореф. дис. канд. филос. наук. Ростов н/Д, 1992.- 17с.

142. Радхакришнан С. Индийская философия: В 2- х тт. М., 1993. Минск, 2005.

143. Рерих Е.И. Беседы с Учителем. "Мир огненный", 1999, № 1.

144. Рерих Е.И. Сокровенное Знание. (Теория и практика Агни Йоги.) М.: РИПОЛклассик, 2002. (В поисках истины).

145. Рерих Е.И. Полное собрание писем: В 7-и т.т. М.: МЦР, 1999-2006. Рерих Н.К. Алтай-Гималаи. М., 1974. Рерих Н.К. Восток- Запад. М.: МЦР, 1994.

146. Рерих Н.К. Знак эры. М.: РИПОЛ классик, 2002. (В поисках истины).

147. Рерих Н.К. Культура и цивилизация. М., 1994.

148. Рерих Н.К. Листы дневника. В 3-х т.т.- М.: МЦР, 1999-2002.

149. Рерих Н.К. Об искусстве: Сб.ст. /Сост. С.А.Пономаренко. М.: МЦР, Мастер1. Банк, 2005.

150. Рерих Н.К. Обитель Света. М., 1992.

151. Рерих Н.К. Путями Благословения. М., 2002 (Серия "Антология мысли"). Рерих Н.К. Шамбала. М.: МЦР, 1993. Рерих Н.К. Душа народов. М., 1995.

152. Рерих Николай. Держава света. М., 2001 (Серия "Антология мысли"). Розин В.М. Влияние эзотерического мироощущения ш искусство//Философские науки. 2001, № 1. С. 95-105. Розин В.М. Культурология. М., 2004.

153. Розин В.М. Путешествие в страну эзотерической Реальности. Избранныеэзотерические учения. М.: УРСС, 1998.

154. Розин В.М. Семиотические исследования. М., 2001.

155. Розин В.М. Эзотерический мир. Семантика сакрального текста. М.: УРСС 2002.

156. Розин В.М. Эзотерическое мироощущение в контексте культуры. ОНС. 1993 №5.

157. Руднев В.П. Словарь культуры XX века. Ключевые понятия и тексты. М., 1997, Сазанов A.A. Преодоление несовместимости научных и эзотерических знаний //Дельфис. 1998, № 1.

158. Скворцов JI.B. Возвращение эзотеризма? // Октябрь. 1996. № 3. С. 157-171. Скворцов JI.B. Гипотетический эзотеризм и гуманитарное самосознание: Избранные труды. М.: ИНИОН РАН, 2000. 297 с.

159. Скотт С. Оккультное воздействие музыки. /Пер. с англ. H.A. Шнайдер. М.: РИПОЛ классик, 2005.

160. Славницкая O.A. Проблема отражения природной и социальной реальности в эстетическом и художественном сознании: Диссертация . канд. филос. н.: 09.00.11.-Иваново, 2003.

161. Современная западноевропейская и американская эстетика. Сборник переводов. /Под общ. ред. Е.Г.Яковлева. М., 2002.

162. Степин B.C. Наука, религия и современные проблемы диалога культур. // Разум и экзистенция. Анализ научных и вненаучных форм мышления. СПб.: РХГИ. 1999. С. 21-34.

163. Стрелкова Е.С. Вербальное и невербальное в эстетическом постижении мира.

164. Диссертация . канд. филос. наук: 09.00.04 СПб., 2002.

165. Судзуки Д.Т. Основы буддистской философии./ Мистицизм: христианский йбуддистский. Киев, 1996.

166. Татаркевич В. Античная эстетика. М., 1977.

167. Тейлор Э. Первобытная культура. М., 1989.

168. Тематический указатель по книгам Живой Этики. Рига: Мир Огненный, 2000 -320 с.

169. Теоретическая культурология. М.: Академический проект, РИК, 2005 (Серш "Энциклопедия культурологии").

170. Творчество как принцип антропогенеза / Киященко Н. И. М.: Гуманитарий 2005.

171. Тойнби А. Постижение истории. М., 1996.

172. Тоотс H.A. Творя миф о мироздании. //Дельфис. 1997, № 4.

173. Туровский М.Б. Философские основания культурологии. М., 1997.

174. Уранов Н. Огненный подвиг. В 2-х т.т. М. Рига, 1995.

175. Успенская А.И. Всеначальная энергия. //Дельфис. 1997, № 1.

176. Учение Храма: В 4-х т.т. М.: Сфера, 2003.

177. Фишер Роберт Е. Искусство буддизма/ Пер. с англ. М., 2001.

178. Флиер А.Я. Культурогенез. М., 1995.

179. Флиер А.Я. Культурология для культурологов. М., 2000.

180. Флоренский П. Избранные труды по искусству. М., 1996.

181. Фомин В.П. Золото Вед. Истоки Йоги и начала эзотерической философии .архаической духовной традиции. М.: Индрик, 2003.

182. Фомин В.П. Неоплатонические вариации на эзотерическую тему. М., 1997. Фомин В.П. Сокровенное наследие античности в духовном наследии Платона -М., 1994.

183. Фосдик З.Г. Мои Учителя. М.: Сфера, 1998.

184. Фотиева И.В. Час предрассветный. (Философские и научные аспекты Живо. Этики). Барнаул, 2003.

185. Фрейд 3. Психоанализ, религия, культура. М., 1992. Фрейд 3. Художник и фантазирование. М., 1995.

186. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций. //Полис. 1994, № 1. Хейзинга Й. Homo Ludens. М., 1992. ХейзингаЙ. Соч.: В 3-х т.т. М., 1997. Хогарт У. Анализ красоты. JL, 1987.

187. Хьем JL, Зиглер Д. Теории личности. М.; Л., Харьков, 1997. Чаадаев П.Я. Статьи и письма. М., 1989.

188. Чаттерджи С., Датта Д. Индийская философия./Пер. с англ. -М.: Селена, 1994. Черкасов Д. Строение и Законы Вселенной. Методология. СПб.: "Нева", 2002.

189. Черняк Е.Б. Цивилизациография: наука о цивилизации. М., 1996. Шамбала это не миф. -М.: РИПОЛ классик, 2002. (В поисках истины). Шапошникова Л.В. Роль Учения Живой Этики в становлении научного мышления. //"Мир Огненный". 1996, № 10. С. 28-40.

190. Швейцер А. Культура и этика // Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М. 1992.

191. Швейцер А. Мировоззрение индийских мыслителей. Мистика и этика. /Пер с нем. М., 2002.

192. Шеллинг Ф.В. Философия искусства. М., 1999.

193. Шестаков В.П. Гармония как эстетическая категория. Учение о гармонии еистории эстетической мысли. М., 1973.

194. Шестаков В.П. Очерки по истории эстетики. М., 1979.

195. Шестаков В.П. Эрос и культура: Философия любви и европейское искусство, М., 1999.

196. Шлемова Н. А. Эстетические воззрения в Учении Живой Этики. Монография.1. М.:МГПУ, 2005,- 150 с.

197. Шлемова H.A. Образ мира-космоса в Агни-Йоге. Сс. 130~155//0риентиры. Вып. 3 /Любимова Т.Б. М.: ИФ РАН, 2006.

198. Шлемова H.A. Красота как новая культурологическая парадигма в Учении Живой Этики. С. 155-172// Социум : Проблемы. Анализ. Интерпретации. Вып.5/ Кузнецова Т.Ф. М.: МПГУ, 2006.

199. Шлемова H.A. Эстетика Агни-Йоги. 25 с.// Философские науки (В печати).&00&

200. Шмаков В. Священная книга Тота. Великие арканы Tapo. Абсолютные началасинтетической философии эзотеризма. Киев, 1994.

201. Шпенглер О. Закат Европы. Т. 1. М., 1993; Т. 2., М., 1998.

202. Шустова A.M. Пятая коренная раса (Арийская). //Дельфис. 1999, № 1.

203. Щедровицкий Г.П. Избранные труды. М., 1995.

204. Эстетика на переломе культурных традиций. / Маньковская Н.Б. М.: ИФ РАН, 2002.

205. Эстетика Ренессанса./Сост. В.П.Шестаков. Т. 1-2. М., 1981. Эстетика. Словарь. М., 1989.

206. Эстетика: Вчера. Сегодня. Всегда./Бычков В.В., Маньковская Н.Б. М.: ИФ РАН, 2005.

207. Юнг К., Нойман Э. Психоанализ и искусство. М., 1996. Юнг К.Г. Архетип и символ. М., 1991.

208. Яковлев Е.Г. Искусство и мировые религии. //Эстетическое как совершенное. М., 1995.

209. Яковлев Е.Г. Художник: личность и творчество. М., 1991.

210. Яковлев Е.Г. Эстетика. М., 2002.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.