Эстетико-культурологические основания политической философии Ханны Арендт тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 00.00.00, кандидат наук Кучерова Анна Олеговна

  • Кучерова Анна Олеговна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2022, ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет»
  • Специальность ВАК РФ00.00.00
  • Количество страниц 173
Кучерова Анна Олеговна. Эстетико-культурологические основания политической философии Ханны Арендт: дис. кандидат наук: 00.00.00 - Другие cпециальности. ФГАОУ ВО «Белгородский государственный национальный исследовательский университет». 2022. 173 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Кучерова Анна Олеговна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1 ПРАКСИС И ПОЙЭЗИС: СМЫСЛОВЫЕ НАЧАЛА ФИЛОСОФСКОГО ОПЫТА ХАННЫ АРЕНДТ

1.1 Эстетика, этика и политика в философии Х. Арендт

1.2 Концептуальный тезаурус. «Рассказывание историй» (storytelling)

ГЛАВА 2 ЭСТЕТИКО-КУЛЬТУРОЛОГИЧЕСКИЕ СТРУКТУРЫ ПОЛИТИЧЕСКОГО МЫШЛЕНИЯ ХАННЫ АРЕНДТ

2.1 Традиция нового: рецепция классической эстетики в онтологических

контекстах М. Хайдеггера и В. Беньямина

2.2 Поэтика интерпретации: от романа-документа к роману-рассказу

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

ЛИТЕРАТУРА

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Эстетико-культурологические основания политической философии Ханны Арендт»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность темы исследования. Знакомство российского философского сообщества с интеллектуальным наследием Ханны Арендт, одним из ярчайших мыслителей XX в., состоялось довольно поздно. Первая опубликованная на русском языке работа философа «Истоки тоталитаризма» увидела свет лишь в 1996 году, спустя два десятилетия после смерти ее автора. В течение последней четверти века арендтоведение в России стремительно развивается; основное внимание исследователей сосредоточивается на темах политической философии и логико-эпистемологической проблематике (арендтовском понимании способности суждения и др.). Между тем, актуальность философского наследия Х. Арендт, эпистемологические основания ее познавательного опыта не сводимы к сугубо политическим предпосылкам и смыслам. Сама она была противником всякого рода классификаций и систематизаций; называть ее исключительно политическим философом, пусть и одним из самых влиятельных и актуальных в современной философии, означает ограничение познавательной воли самой Арендт, оставлять без внимания целостный практический замысел ее трудов. Существенным в этом замысле является его историческое, эстетико-культурологическое единство, что вызывает все больший интерес со стороны исследователей, пока что в основной своей массе зарубежных.

Укреплению познавательных возможностей культурологического прочтения политической философии Х. Арендт прежде всего способствует понимание неразрывной связи художественной литературы (романа и поэзии), философии и политической теории - культурно-исторического «узла», который дает себя знать во всем интеллектуальном наследии Х. Арендт. Примечательно, что для Арендт художественная литература часто оказывалась не только документальной базой ее исследований, но действенным способом диалогизации политической философии, включения все большего числа интеллектуалов в публичное пространство политической мысли, активным участником которого была она сама. Ключевым

для исследований здесь является издание ранее не публиковавшихся арендтовских «дневников мысли» («Denktagebuch») - ее размышления наедине с собой.

Предлагаемая диссертационная работа призвана восполнить некоторые лакуны, имеющиеся в отечественном и зарубежном арендтоведении в понимании эстетико-культурологических оснований политической философии Ханны Арендт; наиболее актуальным представляется исследование арендтовской эстетики романа как формы борьбы с «рассеиванием мира».

Степень разработанности темы исследования. В мировом арендтоведении труды философа основательно изучены в перспективе общей систематизации и уточнения ее основных идей. Ключевыми в этом отношении являются работы таких ее крупных исследователей как Р. Бейнера1, М. Канован2, Э. Янг-Брюль3, Р. Берковиц4, А. М. Ахэрони5, А. Херцог6, Д. Вилла7, С. Бенхабиб8 и другие.

В западной науке обращение к культурологической составляющей философского наследия Ханны Арендт произошло более четырех десятилетий назад. В 1978 году М. Топф опубликовала статью «Ханна Арендт: литература и публичное пространство», положившую начало исследованиям в данной сфере. За ней последовали и другие9; тем не менее общий объем работ, ставивших перед собой задачу пролить свет на некоторые культурологические формы интеллектуальных построений философа, обеспечившие полноту ее политической мысли, критически мал. Авангардное место здесь занимают, как показывают исследования, труды Ю. Кристевой. В своих работах «Hannah Arendt: Life is a

1 Бейнер Р. Ханна Арендт о суждении // Арендт Х. Лекции по политической философии Канта. СПб., 2011. С. 157256.

2 Canovan M. Politics as culture: Hannah Arendt and the public realm // History of Political Thought Vol. 6, No. 3 (Winter 1985), P. 617-642.

3 Young-Bruehl E. Hannah Arendt: For Love of the World. L., 1982. 108 pp. Young-Bruehl E. Hannah Arendt. Leben, Werk und Zeit, Sonderausgabe als Fischer Taschenbuch, Frankfurt a. Main. FISCHER Taschenbuch. 2000. 800 s.

4 Берковиц Р. Протест и демократия: Ханна Арендт и учреждение свободы // Stasis. 2018. Т. 6. № 1. С. 56-78.

5 Aharony М. Hannah Arendt and the Limits of Total Domination: The Holocaust, Plurality, and Resistance. Routledge, 2015. 264 p.

6 Herzog A. Illuminating inheritance: Benjamin's influence on Arendt's political storytelling // Philosophy Social Criticism 26(5). 2000. P. 1-27.

7 Villa D. (ed.). The Cambridge Companion to Hannah Arendt. Cambridge University Press, 2010. 467 p.

8 Benhabib S. The Reluctant Modernism of Hannah Arendt. Rowman & Littlefield, 2003. 261 p.

9 См. напр.: Champlin J. "Poetry or Body Politic": Natality and the Space of Birth in Hannah Arendt's Thought Diary // Artifacts of Thinking Reading Hannah Arendt's Denktagebuch Roger Berkowitz and Ian Storey Editors. New York, 2017. P. 143-162. Erdle B.R. Dis/Placing Thought: Franz Kafka and Hannah Arendt // Kafka and the Universal. Interdisciplinary German Cultural Studies. Volume 21. Berline: De Gruyter. 2016. P. 45-76. и др.

Narrative»10 (1983), «Le Génie féminin: la vie, la folie, les mots: Hannah Arendt»11 (1999) она обратилась к методологическим ресурсам нескольких крупных гуманитарных движений ХХ в. - психоанализа, нарратологии и др., принимая во внимание общий историко-культурный контекст арендтовского наследия. В работах Кристевой оказалась возможной конвергенция идей Арендт и структуралистских постулатов, которые придали арендтовским текстам некоторую определенность («отрезочность», «вычлененность», «принципиальную необобщаемость» и т.д.). В связи с этим уточнялась и характерная их интертекстуальность, предполагающая цитату, аллюзию, текстовые пересечения, которые активно поддерживал еще Вальтер Беньямин, и вослед которому пошла и Ханна Арендт в своем концептуальном рассказывании историй.

Наиболее значительные комплексные исследования культурологической составляющей философии Ханны Арендт появились только в минувшем десятилетии. Речь идет о новейших работах С. Сйохольм, Д. Джозефсона и Б. Леве. Создавая теорию эстетики Ханны Арендт на основе ее разрозненных работ об искусстве и культуре, С. Сйохольм открывает новую яркую главу в арендтоведении, расширяющую ее актуальность для современных исследователей. Б. Леве утверждает, что музыка, живопись, а в особенности роман играли ключевую роль в философском творчестве Арендт на протяжении всей ее жизни. Д. Джозефсон с помощью нового эстетического прочтения политической теории Арендт трактует специфику современного кризиса общественного сознания -выделяет в ее работах «свободу прекрасного», которая способна препятствовать отчуждению мира.

В русле общей культурологически ориентированной рецепции арендтовских идей начинают появляться концептуально оформленные исследования феномена

10 Kristeva J. Hannah Arendt: Life Is a Narrative. Canada, University of Toronto Press, 2000. 100 p.

11 Kristeva J. Le génie féminin. la vie, la folie, les mots, t. 1.: Hannah Arendt, Gallimard, 2004. 417 p.

«storytelling». И здесь нужно указать на отдельные работы О. Гуаральдо12, П. Оуэнса13, И. Кислиха14и других современных исследователей.

В начале 30-х годов прошлого века друг Арендт Вальтер Беньямин не только выявил устрашающую «эстетизацию политики», но и предложил действенный способ справится с ней путем «политизации искусства. С тех пор вопрос о соотношении эстетики (поэтики) и политики стоит особенно остро в философской среде. Среди наиболее ярких исследователей этого проблемного поля можно назвать Ф. Лаку-Лабарта15, Р. Жирара16, Дж. Чамплина17, М. Диаса18 и других. В последнее время в отечественном академическом пространстве все чаще говорят об «эстетическом повороте» в философии политики (работы А.А. Грякалова19, Б. Гройса20, А.Ю. Дорского21 и др.).

Арендт утверждала, что способна понимать «историю, лишь отталкиваясь от почвы, на которой сама стояла... пыталась понять то, что в ней [истории] говорит, идя от того, что из собственного опыта уже было известно»22. Данное утверждение стимулирует интерес исследователей творчества Арендт к эмпирической целостности ее необыкновенной жизни, «почве, на которой сама стояла», и порождаемой ею необходимости мыслить независимо. Среди авторов исследований эмпирического «пути великого мыслителя» следует назвать имена К.

12 Guaraldo O. Storylines. Narrative, History and Politics from an Arendtian Perspective. Jyväskylä, University of Jyväskylä. 2001. 244 p.

13 Owens P. The International Origins of Hannah Arendt's Historical Method // Tarak Barkawi, George Lawson (ed.): International Origins of Social and Political Theory (Political Power and Social Theory, Volume 32) Emerald Publishing Limited. 2017. P. 37-62.

14 Ingo Kieslich. Walter Benjamin, Hannah Arendt: Storytelling in and as theoretical writing. Dissertation Submitted to the Faculty of the Graduate School of Vanderbilt University in partial fulfillment of the requirements for the degree of doctor of philosophy in German May, 2013. Nashville, Tennessee. 368 p.

15 Lacoue-Labarthe P. P oetique et politiquc // Lacoue-L abarthe P. L'Imitarion des modernes. Paris: Editions Galilee, 1986. P. 175-200.

16 Жирар Р. Ложь романтизма и правда романа. М.: Новое литературное обозрение, 2021. 420 с.

17 Champlin J. 'Poetry or Body Politic': Natality and the Space of Birth in Hannah Arendt's Thought Diary"// Artifacts of Thinking: Reading Hannah Arendt's Denktagebuch, Fordham University Press. 2017. P. 143-161.

18 Dias M. Hannah Arendt, culture et politique. Paris, L'Harmattan, coll. «L'ouverture philosophique », 2006. 167 p.

19 Грякалов А.А. Эстетическое и политическое в контексте постсовременности: топос Homo aestheticus // «Вестник Российского философского общества» №3, 2012. С. 39-42.

20 Гройс Б. Политика поэтики. М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2012. 400 с.

21 Дорский А.Ю. Эстетика власти. СПб.: Алетейя. 2013. 296 с.

22 Арендт Х. Vita activa, или О деятельной жизни. М.: Ад маргинем Пресс, 2017. С. 403.

Зонтхамера23, А. Рабинбаха24, Ф. Фридманна25, Д. Барноу26, А. Груненберг27, Н.В. Мотрошиловой28 и других.

В отечественной науке подъем исследовательского интереса к нетривиальному опыту мышления Арендт совпал с междисциплинарным расцветом политической философии, который пришелся на XXI век. Среди пионеров и крупнейших специалистов арендтоведения - А.Ф. Филиппов29, А.А. Глухов30, А.В. Магун31, А.Н. Саликов32 и др. Каждый из этих учёных к моменту знакомства с текстами Арендт уже был специалистом в определенной области исследований: актуальным для А.Ф. Филиппова являлась политическая теология Карла Шмидта; А.А. Глухов эксплицировал основания политической логики Платона в «большом времени» истории интеллектуальной культуры; А.В. Магун трактовал политическую теологию еврейского вопроса в христианстве и иудаизме, у К. Маркса и Х. Арендт; А.Н. Саликов трактовал специфику политической философии Х. Арендт в кантианском контексте политической мысли и истории политических идей и т.д. Междисциплинарные установки отечественных ученых способствовали культурологическому расширению исследований политического мышления Х. Арендт.

Следует отметить, что огромное значение для современных исследований имеют ранее не публиковавшиеся дневники и рабочие тетради философа.

23 Sontheimer K. Hannah Arendt. Der Weg einer großen Denkerin - Piper Verlag GmbH, München 2005. 304 s.

24 Rabinbach A. G. Hannah Arendt und die New Yorker Intellektuellen, in: Gary Smith (Hg.), Hannah Arendt Revisited, Frankfurt, 2000. 456 s.

25 Friedmann F. G. Hannah Arendt. Eine deutsche Jüdin im Zeitalter des Totalitarismus, München 1985. 160 s.

26 Barnouw D. Visible Spaces. Hannah Arendt and the German-Jewish Experience, Baltimore. 1990. 336 p.

27 Grunenberg A. Arendt. Reihe Meisterdenker. Freiburg: Herder Verlag, 2003. 367 ss; Grunenberg A. Hannah Arendt and Martin Heidegger: History of a Love. Indiana University Press, 2017. 340 p.

28 Мотрошилова Н.В. Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт. Бытие - Время - Любовь. СПб.: Академический проект, 2013. 542 с.

29 Филиппов А.Ф. Мышление и смерть: «Жизнь ума» в философской антропологии Ханны Арендт // Вопросы философии. 2013. № 11. С. 155-168.

30 Глухов А.А. Перехлест волны. Политическая логика Платона и постницшеанское преодоление платонизма. М.: Издательский Дом ВШЭ, 2014. 584 с.

31 Магун А.В. Политическая теология еврейского вопроса: Христианство и Иудаизм у Карла Маркса и Ханны Арендт // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные Отношения. Номер 1. 2009. С. 42-51.

32 Саликов А.Н. Политическая философия Ханны Арендт и современность: Интернет как пространство публичности // Кантовский сборник: Научный журнал. 2008. 2 (28). С. 74-83.

Большим открытием последних лет стала публикация рабочих тетрадей Арендт - ее «Книга мыслей» (<Юепк^еЬисЬ>33). Уникальная по своему формату, книга создала предпосылки для своего рода исторической микрокультурологии -анализа практик повседневного мышления Арендт (стало возможным увидеть, как она мыслила и писала, что она читала, смотрела и слушала, когда работала над своими фундаментальными произведениями). Изданные на немецком языке в двух томах, эти фрагменты мысли Арендт запечатлели не только ее понимание «жизни разума», но и целостный опыт жизни философа.

Весьма актуальны переписки Х. Арендт с современными писателями, поэтами и литературными критиками, в число которых входили ее близкая подруга Мэри Маккарти, писавшая рецензии для ряда американских журналов на новейшие романы (в т.ч. «Архипелаг ГУЛАГ» А.И. Солженицына34), Бертольд Брехт, Уильям Оден, Рендал Джаррелл, Герман Брох и др. Познавательный ресурс этих переписок далек от исчерпания и является существенным источником настоящей диссертационной работы.

Последнее десятилетие отмечено появлением больших электронных баз данных, включающих документы, маргиналии и письма Ханны Арендт. Среди них выделяются: «Полное диджитал-издание работ Ханны Арендт»35; оцифрованная коллекция документов, лично переданных философом в Отдел рукописей Библиотеки Конгресса США, и содержащих переписку, статьи, лекции, черновики публичных выступлений, рукописи книг, стенограммы судебных заседаний по делу Адольфа Эйхмана, заметки и печатные материалы, относящиеся к трудам Арендт и ее академической карьере36, а также отдельный ресурс, располагающий

33 Arendt H. Denktagebuch Denktagebuch. Bd. 1: 1950-1973. Bd. 2: 1973-1975. Piper Verlag Gmbh, München, 2002. 1230 s.

34 Арендт следила за литературным процессом в СССР. В ее библиотеки были тома Б. Пастернка и А. Солженицына. Благодаря оцифровке личной библиотеки философа, можно проследовать за мыслью Арендт по оставленным ею на полях солженицынских произведений маргиналиям. См.: [Электронный ресурс] The Hannah Arendt Collection // Arendt Marginalia: URL: http://library.bard.edu/search/c?SEARCH=DK274.3+.S6413+1974 (дата обращения: 10.05.2021).

35 Полное цифровое издание работ Ханны Арендт [Электронный ресурс]: URL: https://hannah-arendt-edition.net/index.html (дата обращения: 10.09.2021).

36 Коллекция документов Ханны Арендт в Библиотеке Конгресса США [Электронный ресурс]: URL: https://www.loc.gov/collections/hannah-arendt-papers/about-this-collection/ (дата обращения: 10.09.2021).

сотней томов из личной библиотеки философа с отсканированными и оцифрованными страницами, содержащими ее уникальные пометки37.

Объектом диссертационного исследования является социально-политическая мысль Х. Арендт.

Предметом исследования выступают эстетико-культурологические основания политической философии Х. Арендт.

Основная цель диссертационной работы состоит в выявлении и уточнении основополагающих эстетико-культурологических структур политической философии Х. Арендт.

Достижение поставленной цели в исследовании предполагает решение ряда задач:

1. Систематический анализ материалов новейших зарубежных исследований, которые позволяют представить эстетические и этико-политические начала философии Ханны Арендт;

2. Аналитическое описание романа-документа и романа-рассказа как поэтико-исторических форм «рассказывающего» политического мышления Х. Арендт (с учетом концептуализации понятия storytelling);

3. Уточнение историко-философского и культурологического контекстов политической философии Х. Арендт (в т.ч. трудов Аристотеля, Блаженного Августина, М. Хайдеггера, В. Беньямина, значимых для арендтовской поэтико-исторической концептуализации идеи storytelling);

4. Сравнительная характеристика трех интерпретативных моделей политического рассказывания Х. Арендт (на материале арендтовского анализа произведений М. Пруста, Ф. Кафки и С. Цвейга).

Научная новизна диссертационной работы заключается в следующем:

1. Систематический анализ материалов новейших зарубежных исследований позволил представить эстетические и этико-политические начала философии Ханны Арендт в их смысловом единстве и практической взаимосвязи.

37 Архив Ханны Арендт в Бард-колледже [Электронный ресурс]: URL: https://www.bard.edu/library/archive/arendt/marginalia.htm_(дата обращения: 10.09.2021).

2. Аналитическое описание романа-документа и романа-рассказа как поэтико-исторических форм «рассказывающего» мышления Х. Арендт способствовало контекстуальному определению места понятия рассказывания (storytelling) в арендтовской политической философии.

3. Исследование ключевых историко-философского и культурологического контекстов политической философии Х. Арендт дало возможность уточнить, каким образом идеи Аристотеля, Блаженного Августина, М. Хайдеггера и В. Беньямина способствовали интеграции вопросов npa^ia'a и nrnncia'a («праксиса» и «пойэзиса») в политической философии Х. Арендт.

4. Сравнительная характеристика двух моделей рассказывания историй (романов «В поисках утраченного времени» Марселя Пруста и «Замка» Франца Кафки, с одной стороны, и произведений Стефана Цвейга - с другой), которые представлены в работах Х. Арендт, позволила уточнить условия реконструкции структурных (эстетико-культурологических) оснований ее политической философии.

Методология и методы исследования.

Основной методологической базой диссертационного исследования явились философские и общенаучные методы исследования, опирающиеся на принципы формальной логики, диалектики, сравнительного анализа. Важным для уточнения поэтико-исторических смыслов политической философии Х. Арендт было соблюдение принципа историзма (с учетом активных вызовов традиционной истории политического мышления, которые содержатся в философии Арендт). Исследование смысловой непрерывности и внутреннего единства историко-философских и культурологических аспектов политического мышления Х. Арендт предполагало внимание к методологии системного подхода; важным для исследования в этом отношении явился метод философской герменевтики, подразумевающий глубинное внимание к языку, как специфической выражающей форме, и тексту, как полю явления смыслов. Следует особенно подчеркнуть исключительную роль этимологии и семантики в исследованиях Ханны Арендт, что также было принято во внимание в ходе исследования.

Положения, выносимые на защиту:

1. Систематический анализ немногочисленных новейших трудов зарубежных арендтоведов (Б. Леве, Дж. Джозефсона, С. Сйохольм) указывает на возможности нового культурологического подхода к интеллектуальному наследию Х. Арендт, а также репрезентации эстетических и этико-политических начал ее философии в их смысловом единстве и практической взаимосвязи. Это представление не является исследовательски завершенным, однако позволяет уточнить повествовательный подход к реальности, неотделимый от того опыта двадцатого столетия, который был ценен для Х. Арендт. Выход в течение десяти последних лет целой серии исследований, ставящих перед собой задачи пролить свет на ранее остававшиеся в тени стороны арендтовской философии свидетельствует не только о раскрытие потенциала ее политической мысли, но и об ее актуальности на данный момент. Все рассмотренные авторы стремятся с помощью теории эстетического суждения Арендт преодолеть зарождающуюся в их странах (США, Франция) общественную атомизацию, а также избежать, так называемого, «синдрома публичной немоты».

2. Аналитический обзор современной исследовательской литературы показал, что в ее составе практически отсутствуют работы, в которых целостным образом выявляется арендтовская эстетика романа, который, по мысли Арендт, не только в состоянии расширить политическое пространство, но даже создать его. Аналитическое описание романа-документа и романа-рассказа как эстетико-культурологических форм, актуальных для «рассказывающего» мышления Х. Арендт, способствует пониманию того, что ее концепт storytelling является смыслообразующим для всего творчества философа. В ее политическом мышлении, исторически чутком к роману (произведениям Р. Киплинга, М. Пруста, Ф. Кафки и др.), происходит сближение поэтики романа и поэтики философии. Общий контекст этого сближения создается интеллектуальной культурой модерна, задолго до поструктуралистов второй половины ХХ века. В политической философии Арендт уникальной является всесторонность этого сближения, обеспечивающая этой философии ее эстетико-культурное единство.

3. Исследование историко-философского и культурологического контекстов политической философии Х. Арендт позволяет уточнить ее диалогических других, среди которых выделяются фигуры Аристотеля, Блаженного Августина, М. Хайдеггера и В. Беньямина, проследить эволюцию и логику ее размышлений, приведших к концептуализации ею рассказывания историй и выделения фигуры рассказчика как важнейших эстетико-культурологических составляющих политического мышления Арендт. Именно в общении, прямом (с М. Хайдеггером, В. Беньямином) или опосредованном (Аристотель, Блаженный Августин), которое нередко приобретало вид интеллектуальной конфронтации, происходило формирование собственных идей философа, интегрирующей исследовательски отрытые вопросы единства лра^га'а и лшпсга'а в своей политической философии. В целом благодаря арендтовскому опосредованию становится очевидным, что идеи этих четырех мыслителей имеют положительную валентность и находятся в эстетико-культурологическом сопряжении. Арендт нашла ключевые моменты этого сопряжения и существенно учла их в собственных исследованиях.

4. Активная политическая деятельность и первые опыты социальных исследований Х. Арендт нашли свою питательную среду в романах Франца Кафки и Марселя Пруста в ранний период ее философского творчества (1940-50-х гг.); анализ этих романов стал своего рода методологическим прецедентом ее крупнейших трудов. Арендт прочитывает романы обоих авторов не как художественные произведения, а как аллегорические свидетельства о себе «общества романа», частью которого является сама. Исследование двух оппозиционных моделей рассказывания историй, представленных, с одной стороны, в романах «В поисках утраченного времени» Пруста и «Замок» Кафки, а с другой - в произведениях Цвейга, создает возможности для герменевтической реконструкции эстетико-культурологических оснований ее политической философии.

Личный вклад автора диссертации состоит в систематическом уточнении и исследовании эстетико-культурологических установок политической философии

Х. Арендт в проблемном поле современной теории и истории политической культуры.

Степень достоверности и апробация результатов. Достоверность результатов диссертационного исследования достигается при соблюдении общих теоретико-методологических установок, систематической корреляции темы, объекта, предмета, цели и задач работы, с учетом степени изученности заявленной исследовательской темы и при соблюдении базовых теоретико-методологических подходов в области современного контекстного анализа и герменевтической реконструкции.

Основные результаты проведенного исследования были изложены в статьях, опубликованных в журналах из списка, рекомендуемых ВАК при Минобрнауки РФ и включенных в базу данных РИНЦ и Scopus, а также были представлены в докладах на региональных, всероссийских и международных конференциях: V Международная научная конференция Культура. Политика. Понимание (Россия в революциях XX века: политические реалии и культурные контексты) (г. Белгород, 21-22 апреля 2017 г.) тема доклада: «Одиночество как принцип тоталитаризма: Э. Фромм и Х. Арендт»; IX Международная конференция Школы философии НИУ ВШЭ «Способы мысли, пути говорения» (г. Москва, 26-30 апреля 2018 г.) тема доклада: «Концепт «явленности» Ханны Арендт или «сумерки» над современной Россией»; Международная научная конференция «Что такое сообщество? Социальная герменевтика, власть и медиа» (г. Белгород, 21-22 октября 2019 г.) тема доклада: «Society», «mob» и «masses». Взгляд из двух углов: Х. Арендт и Р. Жирар»; Международная конференция «Русская философия ХХ века и ее вклад в мировую интеллектуальную традицию». К 100-летию «Философского парохода» (г. Белгород, 27-30 сентября 2022 года) тема доклада «Х. Арендт и русское неогегельянство в эмиграции (А. Кожев, А. Койре)».

Материалы диссертационного исследования были также представлены на общих заседаниях и в аспирантском семинаре кафедры философии и теологии, международном научно-исследовательском центре «Интеллектуальная история

России и региональные биографические исследования» (в семинарах студии практической философии) НИУ «БелГУ».

Теоретическая и практическая значимость работы. Результаты выполненного диссертационного исследования могут быть востребованы в дальнейших исследованиях философского наследия Х. Арендт в России и за рубежом, при комплексном исследовании философско-теоретического и эпистолярного наследия Х. Арендт и систематическом изучении междисциплинарных областей социальной и политической философии, теории и истории культуры. Материалы исследования могут быть также использованы при чтении общего курса философии, истории зарубежной философии, философии культуры, теории и истории культуры, проблемно ориентированных курсов по выбору.

Работа соответствует паспорту специальности 5.10.1. Теория и история культуры, искусства Высшей аттестационной комиссии при Министерстве науки и высшего образования Российской Федерации - общей формуле специальности. Согласно направлению «Теория и история культуры, искусства» в диссертации рассматриваются вопросы культуры и общества (п. 32) применительно к роли культурного наследия в жизнедеятельности общества (п. 16), культуры и коммуникации (п. 38), художественной культуры как целостного образования, ее строения и социальных функций (п. 45) в контексте политической философии Ханны Арендт.

Структура и объем исследования. Диссертация состоит из введения, 2 глав, 4 параграфов, заключения и литературы из 157 наименований. Общий объем диссертации - 173 страницы.

ГЛАВА 1 ПРАКСИС И ПОЙЭЗИС: СМЫСЛОВЫЕ НАЧАЛА ФИЛОСОФСКОГО ОПЫТА ХАННЫ АРЕНДТ

Похожие диссертационные работы по специальности «Другие cпециальности», 00.00.00 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Кучерова Анна Олеговна, 2022 год

ЛИТЕРАТУРА

1. Айленд, Х., Дженнингс, М. Вальтер Беньямин: критическая жизнь / Х. Айленд, М. Дженнингс. - М.: Издательский дом «Дело» РАНХиГС, 2O18. - 720 с.

2. Арендт, Х. Вальтер Беньямин. 1892-1940. / Х. Арендт. - М.: ООО «Изд-во Грюндриссе», 2014. - 168 с.

3. Арендт, Х. Жизнь ума / Х. Арендт. - СПб.: Наука, 2013. - 517 с.

4. Арендт, Х. Истоки тоталитаризма / Х. Арендт. - М.: ЦентрКом, 1996. - 672 с.

5. Арендт, Х. Лекции по политической философии Канта / Х. Арендт. -СПб.: Наука, 2011. - 303 с.

6. Арендт, Х. Люди в темные времена / Х. Арендт. - М.: Московская школа политических исследований, 2003. - 312 с.

7. Арендт, Х. Между прошлым и будущим / Х. Арендт. - М.: Изд. Института Гайдара, 2014. - 416 с.

8. Арендт, Х. Ответственность и суждение / Х. Арендт. - М.: Изд. Института Гайдара, 2014. - 352 с.

9. Арендт, Х. Опыты понимания, 1930-1954. Становление, изгнание и тоталитаризм / Х. Арендт. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2018. - 712 с.

10. Арендт, Х. О насилии / Х. Арендт. - М.: Новое издательство, 2014. -

148 с.

11. Арендт, Х. О революции / Х. Арендт. - М.: Издательство «Европа», 2011. - 464 с.

12. Арендт Х. Скрытая традиция / Х. Арендт. - М.: Текст, 2008. - 224 с.

13. Арендт, Х. Vita Activa, или О деятельной жизни / Х. Арендт. М.: Ад Маргинем Пресс, 2017. - 416 с.

14. Беньямин, В. О коллекционерах и коллекционировании / В. Беньямин.

- М.: ЦЭМ, V-A-C press, 2018. - 104 с.

15. Беньямин, В. Озарения / В. Беньямин. - М.: Мартис, 2000. - 376 с.

16. Беньямин, В. Улица с односторонним движением: Берлинское детсво на рубеже веков / В. Беньямин. - М.: Ад Маргинем, 2021. - 192 с.

17. Беньямин, В. Автор как производитель / В. Беньямин // Логос. - 2011.

- №4. - С. 122-142.

18. Выготский, Л.С. Психология искусства / Л.С. Выготский. - М.: АСТ, 2019. -480 с.

19. Глухов, А.А. Перехлест волны. Политическая логика Платона и постницшеанское преодоление платонизма / А.А. Глухов. - М.: Издательский Дом ВШЭ, 2014. - 584 с.

20. Гройс, Б. Политика поэтики / Б. Гройс. - М.: ООО «Ад Маргинем Пресс», 2012. - 400 с.

21. Глухов, А.А. Философия о власти искусства: Платон, Беньямин, Хайдеггер, Деррида / А.А. Глухов // Художественная культура. - 2013. - № 1 (10).

- С. 1-10.

22. Грякалов, А.А. Эстетическое и политическое в контексте постсовременности: топос Homo aestheticus / А.А. Грякалов // «Вестник Российского философского общества». - 2012. - №3. - С. 39-42.

23. Дорский, А.Ю. Эстетика власти / А.Ю. Дорский. - СПб.: Алетейя. 2013.

- 296 с.

24. Дворецкий, И.Х. Древнегреческо-русский словарь: в 2 т. / И.Х. Дворецкий. - М.: Государственное издательство иностранных и национальных словарей, 1958. - С. 1084. - 2 т.

25. Дуденкова, И. Начинание, рождение, действие: Августин и политическая мысль Ханны Арендт / И. Дуденкова // Социологическое обозрение.

- 2015. - Т. 14 №1. - С. 105.

26. Егорова, И.В. Ханна Арендт о массовой культуре / И.В. Егорова // Педагогика и просвещение. - 2013. - № 2. - С. 125-134.

27. Жирар, Р. Ложь романтизма и правда романа / Р. Жирар. - М.: Новое литературное обозрение, 2021. - 420 с.

28. Кант, И. Сочинения в 8-ми томах / И. Кант. - М.: Чоро, 1994. - 414 с. -

5 т.

29. Кант, И. Критика чистого разума / И. Кант. - М.: Мысль, 1994. - 591 с.

30. Лиотар, Ж.-Ф. Состояние постмодерна / Ж.-Ф. Лиотар. - М.: Институт экспериментальной социологии, 1998. - 160 с.

31. Лоро, Н. Разделенный город. Забвение в памяти Афин / Н. Лоро. - М.: Новое литературное обозрение, 2021. - 360 с.

32. Магун, А.В. Политическая теология еврейского вопроса: Христианство и Иудаизм у Карла Маркса и Ханны Арендт / А.В. Магун // Вестник Санкт-Петербургского Университета. Серия 6. Философия. Культурология. Политология. Право. Международные Отношения. - 2009. - Номер 1. - С. 42-51.

33. Мотрошилова, Н.В. Мартин Хайдеггер и Ханна Арендт. Бытие - Время

- Любовь / Н.В. Мотрошилова. - СПб.: Академический проект, 2013. - 542 с.

34. Мюллер-Коллар, М. Маленький театр Ханны Арендт / М. Мюллер-Коллар. - М.: Ад Маргинем Пресс, 2016. - 64 с.

35. Неретина, С.С. Ханна Арендт, или человек под вопросом / С.С. Неретина // Философия и культура. - 2010. - Номер: 7 (31). - С. 54-66.

36. Прокофьев, А.В. Подвижная ткань межчеловеческих связей (дисциплинарный и перфекционистский элементы морали через призму политической философии Х.Арендт) / А.В. Прокофьев // Этическая мысль. - 2004.

- Вып. 5. - С. 53-73.

37. Право на революцию. Разговор между профессором Карло Шмидтом и философом Ханной Арендт (1965) / Пер. с нем.: А.Н. Саликов // Социологическое обозрение. - 2016. - Т. 15. №1. - С. 56-74.

38. Ридела, А. Книжные воры / А. Ридела. - М.: «РИПОЛ классик», 2018. -

448 с.

39. Савченкова, Н. «Бесчувственная любовь»: техники аффективного мимесиса Вальтера Беньямина / Н. Савченкова // Логос. - 2018. - Том. 28 №1. - С. 87-99.

40. Саликов, А.Н. Политическая философия Ханны Арендт и современность: Интернет как пространство публичности / А.Н. Саликов // Кантовский сборник: Научный журнал. - 2008. - 2 (28). - С. 74-83.

41. Саликов, А.Н., Жаворонков, А.Г. Трансформация публичного пространства в условиях революции: взгляд из перспективы Ханны Арендт / А.Н. Саликов, А.Г. Жаворонков // Социологическое обозрение. - 2018. - Т. 17. .№1.

- С 9-29.

42. Саликов, А.Н., Жаворонков, А.Г. Философия Ханны Арендт в России / А.Н. Саликов, А.Г. Жаворонков // Вопросы философии. - 2018. - № 3. - С. 120-140.

43. Саликов, А.Н. Почему Арендт? / А.Н. Саликов // Социологическое обозрение. - 2017. - Т. 16. №2. - С. 218-220.

44. Саликов, А.Н. Предисловие к публикации «Право на революцию» / А.Н. Саликов // Социологическое обозрение. - 2016. - Т. 15. № 1. - С. 54-55.

45. Саликов, А.Н. Рецепция кантовского понятия sensus communis в теории способности суждения Ханны Арендт / А.Н. Саликов // Кантовский сборник. -2008. - № 1 (27). - С. 31-39.

46. Шолем, Г. Вальтер Беньямин - история одной дружбы / Г. Шолем. -М.: ООО «Издательство Грюндриссе», 2014. - 464 с.

47. Фюре, С. Прошлое одной иллюзии / С. Фюре. - М.: Ад Маргинем, 1998.

- 640 с.

48. Филиппов, А.Ф. Мышление и смерть: «Жизнь ума» в философской антропологии Ханны Арендт / А.Ф. Филиппов // Вопросы философии. - 2013. - № 11. - С. 155-168

49. Хайдеггер, М. Основные понятия метафизики. Мир - конечность -одиночество / М. Хацдеггер. - СПб.: Владимир Даль, 2013. - 592 с.

50. Хайдеггер, М. О поэтах и поэзии. Гёльдерлин. Рильке. Тракль / М. Хайдеггер. - Томск: Водолей, 2017. - 240 с.

51. Хайдеггер, М., Ясперс, К. Переписка 1920-1963 / М. Хайдеггер, К. Ясперс. -М.: Ad Marginem, 2001. - 415 с.

52. Хайдеггер, М. Исток художественного творения / М. Хайдеггер. - М.: Академический проект, 2008. - 528 с.

53. Ханна Арендт, Мартин Хайдеггер. Письма 1925-1975 и другие свидетельства / Х. Арендт, М. Хайдеггер. - М.: Изд-во Института Гайдара, 2016. -456 с.

54. Эткинд, А. Из измов в демократию: Айн Ранд и Ханна Арендт [Электронный ресурс] / А. Эткинд // «Знамя». - 2000. - №12. - Режим доступа: http://znamlit.ru/publication.php?id=1305 (дата обращения: 30.08.2019).

55. Шестаг, Т. Непреодоленный язык: теория поэзии Ханны Арендт / Т. Шестаг // НЛО. - 2004. - № 3. - С. 43-67.

56. Ясперс, К. Смысл и назначение истории / К. Ясперс. - М.: Политиздат, 1991. - 527 с.

57. Ямпольский, М. Сообщество одиночек: Арендт, Беньямин, Шолем, Кафка / М. Ямпольский // НЛО. - 2004. - №3. - С. 78-105.

58. Ямпольская, А. Речевой акт как событие: Деррида между Остином и Арендт / А. Ямпольская // Социологическое обозрение. - 2014. - Т. 13. № 2. - С. 924.

59. Adorno, T. "A Portrait of Walter Benjamin" / T. Adorno // Prisms. -Cambridge: MIT P. - 1967. - P. 227-243.

60. Arendt, H.: The Bürden of Our Time / H. Arendt. - London: Secker & Warburg, 1951. - P. 477.

61. Arendt, H. Love and Saint Augustine / H.Arendt. - The University of Chicago Press, Chicago. 1996. - 233 p.

62. Arendt, H. Sechs Essays. Die verborgene Tradition Kritische Gesamtausgabe / H. Arendt / Complete Works. Band 3. vol. 3. - 490 s.

63. Arendt, H. Walter Benjamin - Bertolt Brecht: Zwei Essays / H. Arendt. -München 1971. - 106 s.

64. Arendt, H. / McCarthy, M. Between Friends. The Correspondence of Hannah Arendt and Mary McCarthy 1949-1975. - New York 1995. - 412 p.

65. Arendt, H. Denktagebuch Denktagebuch. Bd. 1: 1950-1973. Bd. 2: 19731975. Piper Verlag Gmbh, München, 2002. - 1230 s.

66. Arendt, H. Heureux celui qui n'a pas de patrie - Poèmes de pensée / H. Arendt. - Paris: Payot, 2015. - 240 p.

67. Arendt, H. Kohn J. (Ed.) The Jewish Writings / H. Arendt. - New York 2007. -559 p.

68. Arendt, H. Rahel Varnhagen. Lebensgeschichte einer deutschen Jüdin aus der Romantik / H. Arendt. - München, 1981. - 345 s.

69. Arendt, H. Society and Culture, Daedalus / H. Arendt // Mass Culture and Mass Media. - 1960. - Vol. 89, no 2, Spring. - P. 278-287.

70. Arendt, H. The Modern Concept of History / H. Arendt // The Review of Politics. - 1958. - Vol. 20. No. 4, Twentieth Anniversary Issue: I. Oct., - P. 570-590.

71. Arendt, H. Beyond Personal Frustration: The Poetry of Bertolt Brecht / H. Arendt // The Kenyon Review. - Spring, 1948. - Vol. 10. no 2. - P. 304-312.

72. Barnard-Naudé, J. Hannah Arendt's Work of Mourning: The Politics of Loss, 'The Rise of the Social' and the Ends of Apartheid / J. Barnard-Naudé // Remains of the Social: Desiring the Post-Apartheid, Wits University Press. - 2017. - P. 117-145.

73. Barnouw, D. Visible Spaces. Hannah Arendt and the German-Jewish Experience / D. Barnouw. - Baltimore, 1990. - 336 p.

74. Benhabib, S. Hannah Arendt - Die melancholische Denkerin der Moderne / S. Benhabib. - Hamburg, 1998. - 379 s.

75. Benhabib, S. The Reluctant Modernism of Hannah Arendt / S. Benhabib. -London and New Delhi: Sage Publications, 1996. - 314 p.

76. Benjamin, W. The Storyteller - Tales out of Loneliness / W. Benjamin. -Verso. 2016. - 240 p.

77. Benjamin, W. The Storyteller Essays / W. Benjamin. - New York: NYRB Classics, Year: 2019. - 128 p.

78. Walter Benjamins Archive: Bilder, Texte und Zeichen by Suhrkamp. -Verlag Frankfurt am Main, 2006. - 300 s.

79. Berlin, I., Jahanbegloo, R. Conversations with Isaiah Berlin / I. Berlin, R. Jahanbegloo. - New York: Charles Scribner's Sons, 1991. - 213 p.

80. Bernstein, R. J. Hannah Arendt and the Jewish Question / R. Bernstein. -Oxford. 1996. - 233 p.

81. Bernstein, R. Why Read Hannah Arendt Now? / R. Bernstein. - Blackwell Publ., 2018. - 120 p.

82. Birgit, R. Erdle. Dis/Placing Thought: Franz Kafka and Hannah Arendt / Birgit, R. Erdle. // Kafka and the Universal. Belgium, De Gruyter. 2016. - P. 307-319.

83. Birmingham, P. The Pleasure of Your Company: Arendt, Kristeva and Ethics of Public Happiness / P. Birmingham // Research in Phenomenology. - Leiden: Brill. -2003. - Vol. 33. - P. 53-74.

84. Brod, M. (Ed.) / Arendt, H. (Mitarbeiterin): The Diaries of Franz Kafka, Vol. 2, 1914-23 / H. Arendt, M. Brod - New York 1949. - 245 p.

85. Brient, E. Hans Blumenberg and Hannah Arendt on the 'Unworldly Worldliness' of the Modern Age / E. Brient // Journal of the History of Ideas. - 2000. -Vol.61. No. 3. - P. 513-532.

86. Canovan, M. Politics as culture: Hannah Arendt and the public realm / M. Canovan // History of Political Thought. - (Winter 1985). - Vol. 6, No. 3- P. 617642.

87. Champlin, J. "Poetry or Body Politic": Natality and the Space of Birth in Hannah Arendt's Thought Diary / J. Champlin // Artifacts of Thinking: Reading Hannah Arendt's Denktagebuch. - Fordham University Press, 2017. - P. 143-161.

88. Cornelissen, W. "Thinking in Metaphors"/ W. Cornelissen // Artifacts of Thinking: Reading Hannah Arendt's Denktagebuch. - Fordham University Press, 2017. - P. 73-78.

89. Courtine-Denamy, S. Le souci du monde: dialogue entre Hannah Arendt et quelques-uns de ses contemporains: Adorno, Buber, Celan Heidegger, Horkeimer, Jaspers... / S. Courtine-Denamy. - Paris: Vrin, 1999. - 146 p.

90. Dias, M. Hannah Arendt, culture et politique. M. Dias. - Paris, L'Harmattan, coll. "L'ouverture philosophique", 2006. - 167 p.

91. Dew, R. Martin Buber and Hannah Arendt: criticisms on the development of a German messianic / R. Dew // History of European Ideas. - 2018. - v. 44. Issue 85. -P. 623-640.

92. Eigen, S.P. Hannah Arendt's Lessing-Rede and the 'Truths' of History, in: McCarthy, John / Rowland, Herbert / Schade, Richard (Ed.): The Lessing Yearbook, Proceedings of the conference "Lessing International", Vol. 32. 2000. P. 309-324.

93. Erdle, B.R. Dis/Placing Thought: Franz Kafka and Hannah Arendt / B.R. Erdle // Kafka and the Universal. Interdisciplinary German Cultural Studies. - Volume 21. - Berline: De Gruyter. 2016. - P. 45-76.

94. Elias, A., Marchand, Y. Hannah Arendt, transforme le monde / A. Elias, Y. Marchand. - Paris, "A dos d'âne editions", 2017. - 145 p.

95. Finlay, C. Hannah Arendt's critique of violence / C. Finlay // Thesis Eleven. - 2009. v. 97. - P. 26-45.

96. Friedmann, F.G. Hannah Arendt. Eine deutsche Jüdin im Zeitalter des Totalitarismus / F.G. Friedmann. - München, 1985. - 160 s.

97. Gaffney, J. Memories of exclusion. Hannah Arendt and the Haitian Revolution / J. Gaffney // Philosophy & Social Criticism. - 2017. - P. 701-721.

98. Goldoni, M. and McCorkindale, C. (eds). Hannah Arendt and the Law / M. Goldoni, C. McCorkindale. - London: Hart Publishing, 2012. - 382 p.

99. Gottsegen, M.G. On the Political Thought of Hannah Arendt: Action, Self and World in the Search for a New Logos of Politics / M.G. Gottsegen. - New York, 1993. - 311 p.

100. Gloukhov, A. Arendt on Positive Freedom / A. Gloukhov // Russian Sociological Review. - 2015. - Vol. 14. No. 2. - P. 9-22.

101. Greenberg, E. Remembering Walter Benjamin: Benjamin and his biographers / E. Greenberg // Biography. - (spring 2007). - Vol. 30, No. 2. - P. 194-212.

102. Greenfeld, L. "The Life of the Mind of Hannah Arendt"/ L. Greenfeld // Philip Walsh: The Anthem Companion to Hannah Arendt. - Anthem Press, 2017. - P. 129-152.

103. Grunenberg, A. Arendt. Reihe Meisterdenker / A. Grunenberg. - Freiburg: Herder Verlag, 2003. - 367 s.

104. Grunenberg, A. Hannah Arendt and Martin Heidegger: History of a Love / A. Grunenberg. - Indiana University Press, 2017. - 340 p.

105. Gündogdu, A. Arendt on Culture and Imperialism: Response to Klausen / A. Gündogdu // Political Theory. - 2011. - 39(5). - P. 661-667.

106. Guaraldo, O. Storylines. Narrative, History and Politics from an Arendtian Perspective / O. Guaraldo. - Jyväskylä, University of Jyväskylä, 2001. - 244 p.

107. Hannah Arendt & Gershom Scholem: Der Briefwechsel (1939-1964), Hg. Marie Luise Knott unter Mitarb. von David Heredia, Jüdischer Verlag im Suhrkamp Verlag. - Berlin 2010. - 578 s.

108. Hannah Arendt/Karl Jaspers: Briefwechsel 1926-1969, hrsg. von Lotte Köhler und Hans Saner. - München, 1985. - 234 s.

109. Hannah Arendt/Heinrich Blücher: Briefe 1936-19686, über das Verhältnis berichtet ausführlicher Bernd Neumann, Hannah Arendt und Heinrich Blücher. -Munchen, Zurich, 1996. - 596 s.

110. Young-ah Gottlieb, S. Hannah Arendt, Reflections on Literature and Culture / S. Young-ah Gottlieb. - Stanford, CA: Stanford University Press, 2007. - 360 p.

111. Hans Jonas, Brian Fox, and Richard Wolin. "Hannah Arendt: An Intimate Portrait" / H. Jonas, B. Fox, and R. Wolin // New England Review. - 2006. - 27, no. 2. -P. 133-42.

112. Hansen, P. Hannah Arendt: Politics, History and Citizenship / P. Hansen. -NY.: John Wiley & Sons, 2013. - 274 p.

113. Heller, A. Hannah Arendt. A life in the dark times / A. Heller. - Icons, 2015. - 134 p.

114. Herzog, A. Illuminating inheritance: Benjamin's influence on Arendt's political storytelling / A. Herzog // Philosophy Social Criticism. - 2000. - 26(5). - P. 127.

115. Herzog, A. The concept of violence in the work of Hannah Arendt / A. Herzog // Continental Philosophy Review. - 2016. - P. 1-15.

116. Kieslich, I. Walter Benjamin, Hannah Arendt: Storytelling in and as theoretical writing. Dissertation Submitted to the Faculty of the Graduate School of Vanderbilt University in partial fulfillment of the requirements for the degree of doctor of philosophy in German May / I. Kieslich. -Nashville, Tennessee, 2013. - 368 p.

117. Klausen, J. Hannah Arendt's Antiprimitivism / J. Klausen // Political Theory.

- 2010. - 38(3). - P. 394-423.

118. Kristeva, J. Le génie féminin. la vie, la folie, les mots, t. 1.: Hannah Arendt / J. Kristeva. - Gallimard, 2004. - 417 p.

119. Kristeva, J. Hannah Arendt: Life Is a Narrative / J. Kristeva. - Canada, University of Toronto Press, 2000. - 100 p.

120. Lacoue-Labarthe, P. Poetique et politique / P. Lacoue-Labarthe L'Imitarion des modernes. - Paris: Editions Galilee, 1986. - P. 175-200.

121. Lang, Jr., Williams, J. Hannah Arendt and International Relations. Readings Across the Lines / Jr. Lang, J. Williams. - New York: Palgrave macmillan, 2005. - 236

P.

122. Lang, J. "Explaining Genocide: Hannah Arendt and the Social-scientific Concept of Dehumanization" / J. Lang. // Philip Walsh: The Anthem Companion to Hannah Arendt. - Anthem Press, 2017. - P. 175-196.

123. Last, A. Re-reading worldliness: Hannah Arendt and the question of matter / A. Last. // Environment and Planning D: Society and Space. - 2017. - Vol 35, Issue 1.

- P. 72-87.

124. La Caze Marguerite: It's Easier to Lie if You Believe it Yourself: Derrida, Arendt, and the Modern Lie // Law, Culture and the Humanities. - 2017. - vol. 13, 2. -P. 193-210.

125. Lefort, C. Thinking with and against Hannah Arendt / C. Lefort // Social Research. - 2002. - Vol. 69, No. 2. - P. 447-459.

126. Leibovici, M. Hannah Arendt, la passion de comprendre / M. Leibovici. -Desclée de Brouwer, 2000. - 316 p.

127. Levet, B. Le musée imaginaire d'Hannah Arendt: parcours littéraire, pictural, musical de l'oeuvre / B. Levet. - Paris, Stock, coll. «Essais», 2011. - 322 p.

128. Lewis, P. Hinchman and Sandra K. Hinchman. Existentialism Politicized: Arendt's Debt to Jaspers / P. Lewis // The Review of Politics. - 1991. - Vol. 53, No. 3. -P. 435-468.

129. Macready, J. Hannah Arendt and the Fragility of Human Dignity / J. Macready. - Lexington Books. 2017. - 152 p.

130. Moruzzi, N. Speaking through the Mask: Hannah Arendt and the Politics of Social Identity / N. Moruzzi // Ithaca: Cornell University Press. - 2000. - ch. 7, esp. - P. 96-103.

131. Nelson, D. Tough Enough: Arbus, Arendt, Didion, Mccarthy, Sontag, Weil / D. Nelson. - University of Chicago Press. 2017. - 224 p.

132. Owens, P. The International Origins of Hannah Arendt's Historical Method / P. Owens // International Origins of Social and Political Theory. - 2017. - Volume 32 Emerald Publishing Limited. - P. 37-62.

133. Pachet, P., Temerson, C. The Authority of Poets in a World without Authority / P. Pachet, C. Temerson // Hannah Arendt's Centenary: Political and Philosophical Perspectives. - 2007. - Part I. Vol. 74, No. 3. - P. 931-940.

134. Poizat, J.-C. Hannah Arendt, une introduction / J.-C. Poizat. - Pocket-La Découverte, collection "Agora", 2003. - 369 p.

135. Quelquejeu, B. La nature du pouvoir selon Hannah Arendt. Du «pouvoir-sur» au «pouvoir-en-commun» / B. Quelquejeu // Revue des sciences philosophiques et théologiques. - 2001. - Tome 85. - P. 511-527.

136. Rabinbach, A.G. Hannah Arendt und die New Yorker Intellektuellen / A.G. Rabinbach // Gary Smith (Hg.), Hannah Arendt Revisited, Frankfurt, 2000. - 456 s.

137. Richard, H. King. Arendt and America / H. King Richard. - Chicago: University of Chicago Press, 2015. - 416 p.

138. Ricoeur, P. Preface / P. Ricoeur // Arendt H. Condition de l'homme modern. Paris: Calmann-Lévy, 1989. - P. 5-39.

139. Salikov, A, Zhavoronkov, A. The Public Realm and Revolution: Hannah Arendt between Theory and Praxis / A. Salikov, A. Zhavoronkov // Estudos IberoAmericanos. 2017. - No. 3. - P. 513-523.

140. Scholem, G. A Life in Letters, 1914-1982 / G. Scholem. - Cambridge, Mass.: Harvard University Press, 2002. - 560 p.

141. Sjöholm, S. Doing aesthetics with Arendt: how to see things / S. Sjöholm. -Columbia University Press, 2015. - 221 p.

142. Sontheimer, K. Hannah Arendt. Der Weg einer großen Denkerin / K. Sontheimer. - Piper Verlag GmbH, München 2005. - 304 s.

143. Steinberg, M.P. Hannah Arendt and the Cultural Style of the German Jews / M.P. Steinberg // Social Research. - 2007. - Vol. 74, No. 3, Hannah Arendt's Centenary: Political and Philosophical Perspectives, Part I. - P. 879-902.

144. Storey, I. Facing the End: The Work of Thinking in the Late Denktagebuch / I. Storey // Berkowitz of Thinking: Reading Hannah Arendt's Denktagebuch, Fordham University Press, 2017. - P. 162-180.

145. Straehle, E. Action, Performativity and Authority: Reflections on Arendt and Butler / E. Straehle // Isegoría. - 2017. Issue 56. - P. 223-240.

146. Suh You-Kyung. The Political Aesthetics of Hannah Arendt: How Is Her Concept of 'Human Plurality' To Be The Condition For It? / Suh You-Kyung // LAP LAMBERT Academic, Publishing. - 2017. - 76 p.

147. Taminiaux, J. La fille de Thrace et le penseur professionell: Arend et Heidegger / J. Taminiaux. - Paris: Payot, 2006. - 248 p.

148. Ternisien, T. Penser avec Hannah Arendt: Guide de voyage á travers une oeuvre / T. Ternisien. - Chronique Sociale. 2017. - 223 p.

149. Thinking in Dark Times. Hannah Arendt on ethics and politics. Edited by Roger Berkowitz, Jeffrey Katz, and Thomas Keenan. - New York. Fordham university press. 2010. - 313 p.

150. Tonkin, K. "Buchmendels Untergang": The Ostjude and the Assimilated Jew in Stefan Zweig's Buchmendel. Topos Österreich / K. Tonkin. - Topos Austria: Australisches Jahrbuch für germanistische Literatur- und Kulturwissenschaft. -2020. -Vol. 13. - P. 67-81.

151. Trottmann, C. Faire, agir, contempler. Contrepoint a la Condition de l'homme modern de Hannah Arendt / C. Trottmann. - Paris: Sens et Tonka, 2008. - 306 p.

152. Villa, D. (ed.). The Cambridge Companion to Hannah Arendt / D. Villa. -Cambridge University Press, 2010. - 467 p.

153. Wolin, R. Heidegger's Children: Hannah Arendt, Karl Löwith, Hans Jonas and Herbert Marcuse / R. Wolin. - Princeton university press, Princeton and Oxford. 2001. - 276 p.

154. Walter Benjamin. Arendt und Benjamin. Texte, Briefe, Dokumente. Edited by Detlev Schöttker and Erdmut Wizisla. - Frankfurt am Main: Suhrkamp Verlag, 2006. - 210 p.

155. Yack, B. The Problems of a Political Animal / B. Yack. - Berkeley: University of California Press, 1993. - 320 p.

156. Young-Bruehl, E. Hannah Arendt: For Love of the World / E. Young-Bruehl.

- L., 1982. - 108 p.

157. Young-Bruehl, E. Hannah Arendt. Leben, Werk und Zeit / E. Young-Bruehl.

- Sonderausgabe als Fischer Taschenbuch, - Frankfurt a. Main 2000. - 743 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.