Этнополитические процессы на Северном Кавказе: особенности и основные тенденции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Смирнов, Алексей Николаевич

  • Смирнов, Алексей Николаевич
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 247
Смирнов, Алексей Николаевич. Этнополитические процессы на Северном Кавказе: особенности и основные тенденции: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Москва. 2000. 247 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Смирнов, Алексей Николаевич

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I. ЭТНИЧЕСКИЙ ФАКТОР В СИСТЕМЕ СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ ГЕОПОЛИТИЧЕСКИХ КООРДИНАТ.

1.1. Геополитические контуры северокавказского региона: основные параметры.

1.2. Северокавказская этничность как социокультурный феномен.

Глава II. ЭТНОПОЛИТИЧЕСКИЙ ОБЛИК СЕВЕРОКАВКАЗСКОГО РЕГИОНА: ПРОБЛЕМЫ ФОРМИРОВАНИЯ.

2.1. Этничность и конфликт: основные факторы взаимосвязи.

2.2. Северокавказские этнополитические процессы в контексте модернизации.

Глава III. ГОСУДАРСТВЕННО-ПОЛИТИЧЕСКАЯ ИДЕНТИЧНОСТЬ СЕВЕРОКАВКАЗСКИХ НАРОДОВ: ОСОБЕННОСТИ РАЗВИТИЯ.

3.1. Северокавказская этнополитическая субъектность: к сущности феномена.

3.2. Современные формы этнополитического самоопределения в регионе.

3.3. Этничность и гражданственность на Северном Кавказе: проблемы взаимодействия.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этнополитические процессы на Северном Кавказе: особенности и основные тенденции»

Драматические события конца XX в., связанные с распадом советского Союза и центробежными тенденциями в Российской Федерации, привлекли пристальное внимание общественности и научных кругов к этно-национальной проблематике как к фактору социально-политического развития.

В перестроечные годы национальный вопрос, выведенный из под идеологического контроля, стал приоритетным предметом исследований для широкого круга общественных наук. Изначально исследовательский интерес к этно-национальной проблематике был обусловлен острой потребностью в выработке рецептов по оптимизации советского национально-государственного устройства и в равной степени реакцией научных кругов на бурные изменения, происходившие в сфере межнациональных отношений. Основным объектом изучения при этом являлись межнациональные противоречия и конфликты, воспринимавшиеся как закономерное следствие былых просчетов в национальной политике.

Оживленные дискуссии вокруг перспективной модели советской государственности, развернувшиеся на фоне подготовки нового Союзного договора, обозначили следующий этап этнополитических исследований. По существу, именно в связи с предполагаемой ревизией союзных отношений в поле зрения специалистов попал комплекс проблем внутрироссийского национально-государственного устройства. С подачи руководства СССР находящиеся в составе РСФСР национальные автономии выступили субъектами общесоюзного договорного процесса, что существенно повлияло на дальнейшее этнополитическое развитие Российской Федерации.

В первые постсоветские годы характер и направленность этно-политических исследований претерпели некоторые изменения. Происходило переосмысление этнополитических процессов в реалиях постсоветского времени и в категориях российских государственных интересов. При том, что анализ данных процессов осуществлялся на всем постсоветском пространстве, в силу очевидных причин, именно российская проблематика приобрела острую актуальность. Изменение исследовательских приоритетов на данном этапе можно рассматривать как постепенный переход от абстрактного национального вопроса к более конкретной и в то же время более широкой этнополитической проблематике. Это во многом связано со становлением отечественной этнополитологии.

В то же время события рубежа 80-х—90-х гг. дали столь богатый и "горячий" материал для исследователей, что его концептуальное освоение вызвало определенные трудности. В условиях, когда внутриполитические контуры новых независимых государств еще не вполне оформились, а основные тенденции их развития не проявились с достаточной четкостью, ситуация, складывавшаяся в этно-национальной сфере также сохраняла множество элементов неопределенности. Соответственно выводы и оценки исследователей носили предварительный характер и зачастую опровергались последующим развитием событий. За прошедший постперестроечный период появились важные наработки по этнополитической проблематике, но лишь в последние годы исследовательский опыт, концентрация научной мысли, теоретическая база достигли уровня, позволяющего сформировать целостный и научно обоснованный комплекс представлений о процессах, происходящих в различных регионах бывшего Союза.

Особым динамизмом этнополитических процессов отличается северокавказский регион, что обусловлено рядом объективных факторов. Среди них следует выделить важное геополитическое положение региона, чрезвычайно сложный этно-конфессиональный состав его населения, "этапные" особенности современного этно-регио-нального развития, территориальные аспекты межэтнических взаимоотношений, комплекс центро-периферийных взаимодействий. Немаловажным фактором является также включенность Северного Кавказа в систему трансрегиональных этнополитических отношений. Динамика северокавказских этнополитических процессов оказывает комплексное воздействие не только на региональную, но и на общероссийскую политическую ситуацию. По этой причине она приобретает повышенную актуальность и требует специального всестороннего исследования.

Актуальность северокавказской тематики не исчерпывается лишь ее научно-практической значимостью, региональные проблемы получают значительный общественный резонанс. В начале 90-х гг. российская общественная мысль проявляла склонность к построению пессимистических сценариев регионального развития. Перспективы нахождения Северного Кавказа в составе России также виделись достаточно смутно (во многом благодаря "чеченскому прецеденту"). Основания для алармистских ожиданий усматривались как в общей региональной нестабильности, так и в кризисе российского национально-государственного устройства. Впоследствии болезненная реакция на региональную нестабильность получила иное воплощение. В массовом сознании значительной части россиян стали распространяться представления о "ненужности" и даже "чуждости" северокавказского региона российскому государству и обществу.

Сегодня очевидно, что и многие научные выводы о перспективах этнорегионального развития, сделанные в 1991-1993 гг., были основаны на поверхностном и часто эмоциональном восприятии северокавказских реалий. Сюда же следует отнести повышенное внимание к сугубо ситуативным факторам, недостаточный учет динамизма этнополитических процессов, узость теоретической базы, отсутствие должной объективности, сосредоточенность на конфликтных аспектах региональной проблематики.

Со второй половины 90-х гг. начинается видимый прогресс в северокавказских этнополитологических исследованиях. Это происходит при неослабевающей и даже возрастающей значимости региональных процессов ( в связи с ситуацией в Чечне). На данном этапе обнаруживается стремление понять их истоки и сущность, в связи с чем расширяется проблемный спектр исследований, вырабатываются новые научные подходы. Но главное состоит в более углубленном восприятии северокавказских этнополитических процессов как сложных и многомерных феноменов. Рассмотрение региональной ситуации в широком историческом и этнологическом контексте позволило усилить концептуальную основу проводимых исследований и тем самым поднять их на новый уровень. Это в свою очередь создало предпосылки для построения целостной модели развития северокавказской этничности.

Однако, на взгляд автора диссертации, исследовательский интерес, обусловленный событиями последних лет, реализуется в рамках традиционного подхода. Соответствующая традиция видится в разобщенности этнических проблем на ряд самостоятельных и редко соприкасающихся друг с другом исследовательских сфер, при том что специфика и сложность изучаемого предмета требуют именно комплексности в его рассмотрении. Всякое политически значимое явление, имеющее этническую природу, может быть рассмотрено в нескольких плоскостях, соответствующих конкретным областям научного знания. При этом в каждой из плоскостей отражается лишь одна сторона данного явления. Комплексный подход предполагает совмещение различных проблемных пластов, будь то типология социальных отношений в этнических сообществах, концептуальные основы современной этнологии или динамика региональных этнополити-ческих процессов.

С учетом всего сказанного актуальность диссертационного исследования определяется необходимостью восполнить пробел, существующий в сфере изучения северокавказских этнополитических процессов. Следует особо подчеркнуть, что актуальность данной работы не вытекает автоматически из исключительной остроты и значимости северокавказских проблем. Хотя драматизм складывающейся в регионе ситуации провоцирует исследователя на массированное использование "горячего" материала, автор видит большую потребность в концептуальном осмыслении событий, произошедших здесь за последнее десятилетие. Причем при рассмотрении некоторых вопросов хронологические рамки исследования значительно расширяются.

Цель данной работы состоит в выделении общих тенденций, закономерностей и специфики политического развития северокавказских народов посредством комплексного анализа региональных этнополитических процессов, в исследовании основных этапов этого развития, а также в рассмотрении современного состояния региональной этнополитической структуры и ее зависимости от распространения различных типов социальной идентичности.

Исходя из заявленной цели в работе решаются следующие задачи:

- выявить факторы, определяющие геополитическую значимость северокавказской этничности;

- проанализировать основные социокультурные аспекты становления и развития северокавказских этнических сообществ, выделить сущностные черты и базовые характеристики данных процессов, а также оценить устойчивость традиционных институтов и структур в современных условиях;

- выявить истоки региональных межэтнических противоречий и определить характер их зависимости от динамики этнополитического развития конкретных народов;

- раскрыть факт включенности северокавказского региона в российское пространство и рассмотреть особенности региональной модернизации;

- проследить политическую эволюцию северокавказских этно-социумов, рассмотреть различные аспекты их этно-территориальной и этно-политической суверенизации, а также выявить связь между традиционной социальной структурой этнических общностей и их политической активностью;

- определить основные параметры феномена этнической субъ-ектности применительно к институционально-политическому устройству северокавказских республик;

Предметом исследования являются северокавказские этнополи-тические процессы, а также их механизмы и предпосылки.

Методологическую основу работы составляет сочетание политологического анализа с концептуальными положениями этнологической науки. Данное сочетание предопределено самим предметом исследования, который имеет сложную природу, включающую как институционально-политические, так и социокультурные аспекты. Кроме того политологическое исследование проводится с привлечением конкретных этнологических материалов северокавказского региона.

Политологический подход к исследуемой проблеме реализуется в рамках сравнительно-исторического анализа. Данный метод позволяет изучать политические явления как в статичных условиях их возникновения и существования, так и в состоянии эволюции. Качества избранной методики полностью удовлетворяют тем требованиям, которые предъявляет к ним специфика исследуемых этнополитических процессов. Сравнительный подход к изучению истории этнических сообществ позволяет выявить общие тенденции и объективные закономерности в развитии всего региона. В равной мере данный подход применим для анализа институциональных, правовых, идеологических или иных явлений.

Рассмотрение этнологических аспектов исследуемой проблемы осуществляется автором в русле исторической этнологии. При освещении отдельных вопросов используется сочетание хронологического и проблемно-теоретического подходов.

Источники и литература. Выбор источников, использованных в диссертационном исследовании, определялся степенью их информативности. При этом комплексный анализ северокавказских этнополитических процессов потребовал привлечения широкого круга документов и материалов. Все опубликованные по теме настоящего исследования источники можно условно разделить на девять категорий:

1) официальные документы. К ним относятся Конституция Российской Федерации, Конституции северокавказских республик, Федеративный договор, Договоры о разграничении предметов ведения и полномочий между органами государственной власти Российской Федерации и органами государственной власти северокавказских субъектов федерации, Концепция государственной национальной политики, а также федеральные Законы, Постановления и Заявления высших органов власти Российской Федерации, Указы Президента Российской Федерации, Законы и прочие официальные документы северокавказских субъектов федерации. К данной категории принадлежат также документы, выработанные по итогам официальных встреч глав, высших должностных лиц и представителей северокавказских субъектов федерации (в том числе с участием представителей федеральных властей);

2) статьи, интервью и тексты выступлений политических деятелей;

3) документы национальных движений, национальных и общереспубликанских съездов, их исполнительных органов, а также других республиканских (краевых), региональных и общероссийских общественных организаций;

4) публицистические произведения;

5) материалы парламентских слушаний, "круглых столов", конференций, региональных неправительственных форумов, заключения экспертных и рабочих групп;

6) информационно-аналитические материалы;

7) сообщения средств массовой информации;

8) статистические данные;

9) материалы социологических исследований.

Ценный и разноплановый материал об этнополитической ситуации в ряде северокавказских республик содержится в сборниках, подготовленных Институтом этнологии и антропологии им. H.H. Миклухо-Маклая.1 Использование этих изданий помогло составить источниковую базу исследования. В качестве комбинированных источников привлекались материалы ряда региональных газетных изданий: "Кавказ", "Кавказский дом", "Северный Кавказ". Информационно-аналитические материалы по теме исследования достаточно широко представлены на страницах журналов "Научная мысль Кавказа", "Этнополитический вестник", "Жизнь национальностей", а также в изданиях справочного характера (например, Т.Музаев "Этнический сепаратизм в России"). Отдельно следует выделить Бюллетень реферативно-аналитической информации "Россия и мусульманский мир".

При работе над темой автор диссертационного исследования активно использовал весьма обширную и разнообразную литературу по северокавказской этнополитической проблематике. За последние годы в России вышло большое количество публикаций, посвященных различным аспектам региональных проблем. Это свидетельствует о стабильном интересе научной общественности к региональной ситуации, которая характеризуется сложностью и остротой. Действительно, северокавказская этнополитическая проблематика привлекает неослабевающее внимание этнологов, политологов, историков, культурологов, этнопсихологов, конфликтологов, правоведов. Причем тематика возможных исследований практически неисчерпаема, и поэтому каждый новый взгляд на тот или иной аспект является по-своему актуальным.

1 Дагестан. Этнополитический портрет: очерки, документы, хроники. Т. 1-4, М., 1994-1995; Кабардино-Балкария. Этнополитическая ситуация. Т. 1-2, М., 1994; Северная Осетия. Этнополитические процессы (1990-1994 гг.). Очерки. Документы. Хроника. Т. 1-3, М., 1995.

Внимания, однако, заслуживает и то обстоятельство, что среди многочисленной и разнообразной литературы мало монографических исследований, дающих концептуальный анализ общерегиональных проблем. Таким образом, несмотря на растущий интерес исследователей, северокавказские этнополитические процессы изучены еще довольно слабо. Следует отметить низкий теоретический уровень ряда специальных работ, посвященных данной теме. В качестве примера можно упомянуть диссертационное исследование А.Ю.Коркмазова "Этнополитические процессы и их специфика на Северном Кавказе"1.

Поставив перед собой цель комплексного рассмотрения северокавказской этнополитики, автор сознательно не ограничивал себя в выборе литературы лишь определенными категориями работ. Не рассчитывая охватить весь спектр литературы по теме, диссертант тем не менее привлек материал, отражающий различные аспекты северокавказской проблематики. Это позволило составить целостный комплекс представлений об исследуемом регионе и выделить его этнополити-ческую специфику. Тем не менее предпочтение отдавалось работам специалистов-кавказоведов. В их числе А.В.Авксентьев, Ю.Д.Анга-бадзе, С.А.Арутюнов, М.Б.Беджанов, М.М.Блиев, Н.Ф.Бугай, О.Васильева, Г.С.Денисова, В.Д.Дзидзоев, А.М.Искандарян, Т.М.Музаев, Э.Х.Панеш, А.И.Першиц, Л.Л.Хоперская, К.К.Хутыз, А.А.Цуциев, В.В.Черноус.2 Исследовательские материалы и выводы данных авто

1 Коркмазов А.Ю. Этнополитические процессы и их специфика на Северном Кавказе. Автореф. дис. д. соц. н. М., 1997.

2 Авксентьев А.В., Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической картине мира. Ставрополь, 1998; Ангабадзе Ю.Д. Кавказская идея: поиски регионального согласия. // Международные конфликты на Кавказе: методика их преодоления. М., 1995; Арутюнов С. Этногенез. Его формы и закономерности. // Этнополити-чес'кий вестник. 1993, №1; Беджанов М.Б. К консолидации и добрососедству. ров позволили диссертанту всесторонним образом рассмотреть поставленную проблему. В теоретическом отношении диссертант опирался на работы рада отечественных этнологов и политологов, среди которых Ю.В.Бромлей, С.Валентей, А.И.Вдовин, К.С.Гаджиев, М.Н.Губогло, Л.М.Дробижева, Б.С.Ерасов, А.Г.Здравомыслов, Г.С.Катанджян, С.В.Лурье, В.А.Михайлов, А.М.Салмин, В.А.Тишков, С.В.Чешко.1

Из числа материалов, привлеченных для работы над диссертацией, особый интерес представляют результаты исследований, проводимых группой сотрудников Отдела межнациональных отношений Северо-Кавказского кадрового центра под руководством

Майкоп, 1991; Бугай Н.Ф., Меркулов Д.Х. Народы и власть: "социалистический эксперимент (20-е гг.)". Майкоп, 1994; Васильева О., Музаев Т. Северный Кавказ в поисках региональной идеологии. М., 1994; Дегоев В.В. Кавказский вопрос в международных отношениях 30-60 гг. XIX в. Владикавказ, 1992; Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов / Российская академия образования. Южное отделение; Северо-Кавказский центр высшей школы. Ростов н/Д, 1996; Дзидзоев В.Д. Национальные отношения на Кавказе. Владикавказ, 1995; Панеш Э.Х. Этническая психология и межнациональные отношения: взаимодействия и особенности эволюции ( на примере Западного Кавказа ), Спб., 1996; Першиц А.И., Смирнова Я.С. Юридический плюрализм народов Северного Кавказа. // Общественные науки и современность. 1998, №1; Хоперская JL Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе: концепция этнической субъектности. Ростов н/Д, 1997; Хутыз К.К. Национальные отношения в условиях тоталитаризма: опыт и уроки 1917-1990 гг. ( На материалах адыгских народов Северного Кавказа ). Ростов н/Д, 1993; Цуциев A.A. Осетино-ингушский конфликт. Его предыстория и факторы развития. М., 1998.

1 Бромлей Ю.В. Этнополитические процессы: теория, история, современность. М.5 1987; Губогло М. Зашита и самозащита национальностей. // Этнополис, 1995, №4; Гаджиев К.С. Этнический аспект северокавказского регионализма // МЭиМО, 1993, №2; Ерасов Б.С. Этническое—национальное—цивилизационное в пространстве Евразии. // Цивилизации и культуры. Вып.2 М., 1995; Здравомы-слов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997; Катанджян Г.С. Введение в этнополитологию консенсуса - конфликта. Теоретико-методологические проблемы цивилизационного анализа. М., 1992; Лурье C.B. Национализм, этничность, культура. Категории науки и историческая практика. // ОНС, 1999, №4; Тишков В.А. Очерки теории и политики эт-ничности в России., М., 1997; Чешко C.B. Распад Советского Союза: этнополи-тический анализ. М., 1996.

Л.Л.Хоперской. Отличительной чертой данных исследований является подробное рассмотрение этнополитических процессов в контексте общерегионального развития. Вместе с тем большое внимание уделяется ситуации в конкретных северокавказских республиках. Значительный интерес представляет концепт этнической субъектности, при помощи которого ЛЛ.Хоперская анализирует динамику этнополитических процессов, протекающих в регионе.1 Важную роль при работе над диссертационным исследованием сыграли материалы, опубликованные в различных научных сборниках.2 Автор пользовался также публикациями в отечественных научных журналах ("Полис", "Общественные науки и современность", "Этнографическое обозрение", "МЭиМО").

Круг использованной литературы был расширен за счет ознакомления с некоторыми западными работами посвященными северокавказской проблематике.3 Для усиления концептуальных основ ис

1 Хоперская JL, Денисова Г. Современная национальная политиха на Северном Кавказе: попытка анализа. // Этнополитический вестник, 1995, №6, С. 106-138; 1996, №1, С.75-92. Хоперская JL Определяющие факторы этнополитической ситуации на Северном Кавказе. // Регион. 1994, №2; Хоперская JL, Черноус В. Россия и северный Кавказ: история и современность. // Этнополитический вестник, 1993, №1.

2 Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. Сб. стат./ Под. ред. В. Тишкова и А.Малашенко, М., 1997; Межнациональные конфликты на Кавказе: методика их преодоления. Тезисы докладов международной конференции 19-20 января 1995. М., 1995; Проблемы межэтнических отношений на Северном Кавказе: Сб. стат. участников Всероссийской научно-практической конференции (15-16 февраля 1994 г.). Ставрополь, 1994; Северный Кавказ: этнополитические и этнокультурные процессы в XX в. Сб. стат. М., 1996; Северный Кавказ: бытовые традиции в XX в. Сб. стат. М., 1996.

3 Краг Хелен, Хансен Jlapc Функ. Северный Кавказ: народы на перепутье. Спб., 1996; НШ F. "Russia's Tinderlose". Conflicts in the North Caucasus and its Implications for the Future of the Russian Federation. Strengthening Democratic Institutions Project Report. Harvord University, September 1995; Kappeler A. Rußland als Vielvolkerreich: Entstehung. Geschichte. Zerfall. München, 1993; Lapidus G. and Walker E. Nationalism, Regionalism and Federalism: Center - Periphery Relations in следования привлекались работы ряда зарубежных этнополитологов. В их числе Б.Андерсон, Э.Геллнер, П.Ван ден Берг, Э.Смит, Т.Эриксен.1

Научная новизна диссертации состоит прежде всего в том, что в ней впервые предпринята попытка концептуального осмысления и систематизации северокавказских этнополитических процессов по итогам их комплексного анализа. При этом в основу диссертационного исследования положен этнополитологический подход, уделяющий особое внимание этнической идентичности, как социальному феномену, имеющему политическое значение.

Рассмотрение этничности в качестве системного фактора регионального развития осуществлено по ряду конкретных направлений. При этом:

- выявлена роль этничности в складывании геополитического облика северокавказского региона;

- на современных материалах северокавказского региона определены параметры функциональности традиционных этнических институтов и структур;

- обоснован тезис, в соответствии с которым межэтнические конфликты на Северном Кавказе следует рассматривать как один из аспектов регионального этнополитического развития;

Post-Communist Russia. // The New Russia: Troubled Transformations. Ed. bu Lapidus G. Boulder, 1995; Pietzonka B. Etnisch-territoriale Konflikte in Kaukasien. Baden-Baden, 1995; Schilling W. Ruckkehr des Imperialismus im Kaukasus? // Internationale Politik. 1995, №11, S.45-50; Wisman R. Language Aspects of Ethnos Patterns and Processes in the North Caucasus. Chicago, 1980.

1 Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991; Anderson В. Imagined Communities. Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. L.- N.Y., 1992; Smith A.D. The Ethnic Origins of Nations. Oxford, 1986; Eriksen Т.Н. Ethnicity and nationalism: Anthropological perspectives. L., East Haven, 1993; Van den Berghe P.L. Protection of ethnic minorities: A critical appraisal. N.Y., 1981.

- раскрыта сложная взаимосвязь между модернизацией и северокавказскими этнополитическими процессами;

- установлены факторы административно-политического, экономического, социо-культурного воздействия на этно-терри-ториальную структуру региона;

- выявлена специфика адаптации северокавказских этнических сообществ к условиям российской государственности;

- определены основные тенденции в этнополитическом развитии ряда северокавказских республик; раскрыты механизмы и предпосылки государстве нно-политического самоопределения народов региона, обнаружена социальная природа их этнической субъектности.

Теоретическая и практическая значимость работы. Теоретическая значимость диссертационного исследования обусловлена актуальностью рассматриваемой проблемы и новизной полученных результатов. Практическая значимость диссертации заключается в применимости ее материалов для экспертно-аналитических разработок.

Структура работы. В соответствии с целями и задачами исследования диссертация содержит введение, три главы и заключение.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Смирнов, Алексей Николаевич

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное исследование позволяет сделать ряд принципиальных выводов о характере и направленности северокавказских эт-нополитических процессов.

Прежде всего для понимания региональной этнополитической ситуации важно отметить, что государственно-политическое самоопределение северокавказских народов, имея своим источником объективные потребности их развития, в институциональном отношении обеспечивается потенциалом российской (советской) государственности. В настоящий момент местные традиции этнополитической самоорганизации также реализуются в рамках российского политико-правового пространства и как правило не нарушают преемственности с прежними советскими образцами национально-государственного устройства. Пример Чечни наглядно демонстрирует, что выход из сферы российского государственно-правового регулирования влечет за собой утрату легитимизирующих основ национальной государственности и, как следствие, ведет к ее постепенной деградации. Иначе говоря, северокавказская этничность является источником политической субъектности и в данном качестве создает основу для государственного самоопределения, но при этом она не обеспечивает развития гражданских начал.

Неразвитость институтов гражданского общества характерна не только для Северного Кавказа, но и для всего постсоветского пространства. Однако, если в целом по России подобная неразвитость обусловлена многолетним господством тоталитаризма и незавершенностью социальной модернизации, то на Северном Кавказе определяющее значение приобретает комплекс социокультурных особенностей, связанных с превалированием этнических начал в политической организации общества. Внутриреспубликанская полиэтничность, численное доминирование представителей коренных этносов в населении большинства северокавказских республик, высокий уровень этнического самосознания,—все это затрудняет или вообще исключает формирование республиканских "наций" на гражданской основе. Поэтому крайне важно, чтобы многосоставные этно-социальные образования северокавказских республик "перекрывались" гражданской общностью более высокого порядка. Именно включенностью Северного Кавказа в российское государственное пространство обеспечивается относительная стабильность региональной политической структуры. С этим же связано формирование у народов региона сложной конфигурации социальных идентичностей. В случае нарушения данной конфигурации, когда этничность подчиняет себе всю структуру самосознания, происходит обострение межэтнических и "центро-периферийных" отношений. Соответствующие тенденции в этнополитическом развитии северокавказских народов отмечались с конца 80-х гг., когда этничность, будучи весьма органичным модусом самоопределения, обнаружила себя наиболее устойчивой и надежной основой для индивидуальной и групповой идентичности. Однако, несмотря на активизацию этнического самосознания, этно-партикулярный принцип все же не возобладал в государственно-политическом устройстве региона. Антиимперский пафос, тесно связанный с идеями северокавказского интегризма, также не стал основой гражданского самосознания северокавказских народов.

Вместе с тем нельзя не признать, что политизация этнической идентичности в северокавказском регионе часто происходит на фоне межэтнического противостояния. Этнические конфликты выполняют роль своеобразного катализатора, преобразующего стереотипы этнического сознания в конкретные политические требования. Таким образом, динамика региональных конфликтов, протекающих в сфере межэтнических отношений, может рассматриваться как один из аспектов развития этнополитических процессов. По этой причине современные северокавказские конфликты нельзя воспринимать как некую историческую данность, всецело определяющую этнополити-ческую ситуацию в регионе. Столь же неоправдано, на взгляд автора, сводить все многообразие конфликтов к неким универсальным причинам политического, экономического или иного характера. Это тем более справедливо, что любые формы межэтнического конфликтного взаимодействия характеризуются многоаспектностью, сочетанием разноуровневых субъектов, разноплановых интересов и разнородных предметных сфер. Единственным общим лейтмотивом является примат территориальности, который явно или подспудно присутствует во всяком региональнном противоречии, но при этом не выступает в качестве самостоятельного конфликтогенного фактора.

Вместе с тем следует заметить, что северокавказская этничность получает отчетливое территориальное выражение не раньше, чем российская юрисдикция распространяется на всю территорию региона. Российская власть не только формирует этно-территориальную структуру Северного Кавказа на административных началах, но и санкционирует все ее последующие изменения. Полиэтничность, являющаяся базовой характеристикой северокавказского региона также обнаруживает свою зависимость от комплекса политических факторов. Лишь в контексте политических отношений, устанавливаемых между этническими сообществами и государственной властью, феномен северокавказской полиэтничности обретает подлинный смысл.

Исторически в основе северокавказской этнополитики лежат отношения политической субъектности. Это значит, что о реальных этнополитических процессах в регионе можно говорить лишь с того момента, когда народы (а не отдельные горские общества) выступили в качестве субъектов политического взаимодействия друг с другом и с государством.

Этнополитические процессы, как и всякие процессы социальной трансформации общества, непосредственным образом связаны с модернизацией. Одной из граней модернизации этнических сообществ является их внутренняя консолидация и социальная реструктуризация. На Северном Кавказе данный процесс начался с включением региона в российское государственное пространство, но наибольшей интенсивности достиг в советские годы. Поэтому с определенной долей условности можно говорить об особой тоталитарно-коммунистической модели модернизации, имеющей свою яркую специфику. Привнесенные элементы советской социалистической культуры и административно-политической организации не только включились в уже существующую систему установления, поддержания и воспроизведения социальных связей, но и способствовали ее дальнейшему развитию. В результате многомерная конфигурация межгрупповых и межличностных отношений, существовавших внутри северокавказского социума, стала определяться тем положением, которое субъекты данных отношений занимали в системе местной (республиканской, областной) партийно-административной иерархии.

Если абстрагироваться от советской специфики, сходные черты можно обнаружить в развитии многих традиционных обществ. Совмещение модернизированных и традиционных элементов свидетельствует о синкретизме их социальной структуры, о способности воепринимать и адаптировать социальные инновации сообразно внутренним потребностям. Данная ситуация в целом характерна для форсированной модернизации и часто является ее непосредственным результатом.

Кризис советской модернизации привел к тому, что модерниза-ционные процессы, протекающие на Северном Кавказе и влияющие на этнополитическую динамику, сами попали в непосредственную зависимость от этнополитического развития народов региона.

На взгляд автора работы, обостренное чувство национальной общности, ставшее у ряда северокавказских народов доминантой массового сознания, следует рассматривать не как спонтанный всплеск этничности, спровоцированный изменением внешних социально-политических условий, а как своеобразный итог этнополитического развития. Итог этот нельзя считать окончательным, поскольку консолидация не привела к полному преобразованию внутренней структуры северокавказских этносоциумов.

С 80-х гг. XX в. этническая самоидентификация практически всех северокавказских народов приобретает ярко выраженный политический характер. Это означает, что каждый народ в лице своих наиболее активных этнически мыслящих представителей формирует и ставит леред собой задачи, решение которых воспринимается им как необходимое условие для дальнейшего развития. В числе подобных задач выделяются две наиболее актуальные: достижение этно-территориального суверенитета и построение национальной государственности.

Рост этнического самосознания северокавказских народов слабо соотносился с реальн ой государственно-политической структурой региона и сопровождался развитием партикуляристских тенденций.

Северокавказский этнический партикуляризм проявляется в ситуации, при которой специфические интересы соседствующих этнических общностей не могут быть удовлетворены обоюдно, то есть без предъявления взаимных претензий. Как следствие, в этническом сознании народа, испытывающего комплекс ущемленности, возникает иллюзия, что существующее противоречие может быть эффективно снято лишь через государственное самоопределение, а значит, разрушение уже существующей политической общности.

Поэтому официальные республиканские власти, стремясь сохранить межнациональный мир и территориальную целостность, вынуждены проводить свою политику по этническому принципу, то есть ориентировать ее на потребности конкретных этнических групп, а не общегражданской совокупности населения. В результате основным объектом внутриреспубликанского правового регулирования становятся не индивидуализированные гражданские отношения, а отношения этнических общностей между собой и с государством. Таким образом, этническая субъектность северокавказских народов получает государственно-политическое и политико-правовое оформление.

Утверждение северокавказской этничности в культурных, политических или правовых формах происходило на протяжении последнего столетия и представляло собой весьма неоднозначный процесс. Наибольшей противоречивостью характеризовалась политика, проводимая в отношении северокавказских народов высшими органами советского государства. Принцип этнической субъектности изначально был заложен в основу советского национально-государственного строительства и в его рамках получил территориально-политическое оформление. Но реализация данного принципа носила сугубо формальный характер. Практическим результатом советской национальной политики стало учреждение автономных образований и утверждение разностатусности населяющих их этносов в соответствии с критерием "титульности". Следует признать, что статусное неравенство народов региона явилось не только неизбежным следствием советского национально-государственного строительства, но и необходимым условием для формирования системы политических отношений между властью и этничностыо. Иерархичность как организационный принцип распространялась на этнополитическую структуру северокавказского региона, и таким образом не этнос самоопределялся по отношению к государственной власти, а сама власть задавала ему допустимые для себя пределы реализации этнической идентичности.

Постсоветское десятилетие стало временем наиболее интенсивного развития всех аспектов этнической субъектности в регионе. Становление северокавказских народов как реальных субъектов политики связано с различными формами их самоопределения. Специфика современного периода этнополитического развития состоит в том, что национальное самоопределение, ранее осуществлявшееся в рамках советской автономии, теперь ассоциируется с государственным статусом самоопределяющегося этноса. Понимание государственно-политического статуса северокавказских народов может иметь по крайней мере два варианта. Соответствующим образом дело обстоит и с этнической субъектностью, которая реализуется в двух основных аспектах.

Первый вариант отстаивают правящие элиты национальных республик, заинтересованные в этнополитической стабильности. Политическое самоопределение этносов осуществляется в рамках уже существующего национально-государственного образования и заключается в закреплении за ними статуса государствообразующих субъектов. Наличие подобного статуса предполагает и гарантирует определенное участие каждой из этнических общностей в формировании республиканских органов власти. Второй вариант этнополитического самоопределения и реализации этнической субъектности связан с идеей совмещения этнического и государственного суверенитетов. Данная идея исходит от национальных движений региона, выступающих под лозунгом построения моноэтничной государственности. В первую очередь это характерно для этнических сообществ, неудовлетворенных своим положением.

Итак, в контексте северокавказских этнополитических процессов ставятся и с разной степенью эффективности решаются три основные задачи общественного развития. Во-первых, это внутриэтни-ческая консолидация, то есть преодоление общинного, кланового и родо-племенного партикуляризма. Данная задача, имеющая ряд социокультурных и политических аспектов, сохраняет актуальность для многих народов региона. Во-вторых, государственно-политические перспективы северокавказских народов напрямую связаны с их гражданской консолидацией и взаимной социальной адаптацией в рамках отдельных республик. В настоящий момент развитие большинства северокавказских республик характеризуется повышением общего уровня политической стабильности. По крайней мере, современная этнополиТическая ситуация свидетельствует о постепенном ослаблении партикуляристских тенденций. Ощущается повсеместный идей-но-организационный кризис национальных движений, обусловленный изменением политических условий и эволюцией массового сознания, которое в меньшей степени, чем раньше, подвержено этнической мобилизации. На этом фоне происходят достаточно интенсивные процессы формирования республиканской государственности. В-третьих, важной задачей регионального развития является включение северокавказских народов как этносоциальных организмов в систему общероссийских гражданских отношений. Решение этой задачи связано с определением правового статуса этнических сообществ в контексте национально-государственного устройства Российской Федерации.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Смирнов, Алексей Николаевич, 2000 год

1. Конституция Российской Федерации. М., Юридическая литература, 1994.

2. Конституция Кабардино-Балкарской Республики. Нальчик,1997.

3. Конституция Карачаево-Черкесской Республики. Черкесск,1996.

4. Конституция Республики Адыгея. Майкоп, 1995.

5. Конституция Республики Дагестан. Махачкала, 1994.

6. Конституция Республики Ингушетия. Назрань, 1996.

7. Конституция Республики Северная Осетия. Владикавказ,1994.

8. Концепция государственной национальной политики Российской Федерации. // Национальная политика России: история и современность. М., 1997, С.647-663.

9. Федеративный Договор. Документы. Комментарий. М., Республика. 1994.

10. Закон РСФСР "О реабилитации репрессированных народов". 26 апр. 1991г.

11. Закон Российской Федерации "Об образовании Ингушской республики в составе РФ". 4 июня 1992 г.

12. Закон Российской Федерации "О национально-культурной автономии". 5июня 1996 г.1. Литература

13. Абдулатипов Р.Г. Кавказская цивилизация: самобытность и целостность. // Научная мысль Кавказа. 1995, №1.

14. Авксентьев A.B., Авксентьев В.А. Северный Кавказ в этнической картине мира. Ставрополь, 1998.

15. Авторитаризм и демократия в развивающихся странах. / Институт мировой экономики и международных отношений. М., 1996, 334с.

16. Авторханов А. Империя Кремля. Советский тип колониализма. Вильнюс, 1990.

17. Агаев А. Г. Гармонизация межнациональных отношений в Дагестане: возможности и границы. // Регионология. 1994, №2-3, С.61-70.

18. Агаев А.Г., Магомедов P.M. Дагестанское единство: история и современность. Махачкала, 1995.

19. Акаев В. Суфийские братства и ваххабиты. // Азия и Африка. 1998, №6.

20. Акиев Б.А., Мужухоева Э.Д., Сапов Р.З. Трагедия осени 1992 г. в Пригороднном районе. Назрань, 1996.

21. Александренков А.Г. "Этническое самосознание" или "этническая идентичность"? // Этнографическое обозрение. 1996, №3, С.13-21.

22. Ангабадзе Ю.Д. Динамика этнополитической ситуации на Северном Кавказе. // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. Вып.З, М., 1993.

23. Арутюнов С. Этногенез. Его формы и закономерности. // ЭтнополИтический вестник. 1993, №1.

24. Арутюнов С. Законы гор вне законов равнин. // Итоги. 1999 19 января.

25. Арутюнов С. Кавказская лихорадка: диагноз и лечение. // Итоги. 1999 24августа.

26. Ахиезер A.C. Культурные основы этнических конфликтов. // Общественные науки и современность. 1994, №4.

27. Бабич И.Л. Судебная реформа и обычное право в адыгской общине. // Этнографическое обозрение. 1999, №2.

28. Беджанов М.Б. К консолидации и добрососедству. Майкоп, 1991, 160с.

29. Белков П.Л. О методе построения теории этноса. // Этносы и этнические процессы. М., 1993, С.48-61.

30. Блиев М.М., Дегоев В.В. Кавказская война. М., 1994.

31. Борисова О.В. Политическая социализация этнических групп в постколониальном пространстве. // Общественные науки и современность. 1998, №1, С.71-80.

32. Боров А.Х., Дзамихов К.Ф. Россия и Северный Кавказ: современный политический опыт в историческом контексте. // Полис, 1998, №3, С. 192-203.

33. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М., 1983.

34. Бромлей Ю.В. Этнополитические процессы: теория, история, современность. М., 1987.

35. Бугай Н.Ф., Меркулов Д.Х. Народы и власть: "социалистический эксперимент (20-е гг.)". Майкоп, 1994, 425с.

36. Васильева О. Грузия как модель посткоммунистической трансформации. М., 1993, 56с.

37. Васильева О., Музаев Т. Северный Кавказ в поисках региональной идеологии. М., 1994.

38. Волков В.К. Этнократия—непредвиденный феномен посттоталитарного мира.// Полис, 1993,№ 5.

39. Вопросы общественно-политических отношений на Северо-Западном Кавказе в XIX в. Майкоп, 1987.

40. Вынужденные мигранты на северном Кавказе: правовые основы и практика регулирования вынужденных миграций в субъектах РФ. М., 1997, 239с.

41. Гаджиев К.С. Геополитические перспективы Кавказа в стратегии России. // МЭМО, 1993, №2, С.20-37.

42. Гаджиев К.С. Национально-территориальные перспективы российской государственности. // Цивилизации и культуры. Вып.2, М., 1995.

43. Гаджиев К.С. Геополитика. М., 1997, 382с.

44. Гасанов H.H., Зачесов К.Я., Казимов А.К. Межнациональное согласие в Дагестане: проблемы и перспективы. // Полис. 1993, №3, С.51-56.

45. Геллнер Э. Нации и национализм. М., 1991.

46. Государственная власть и местное самоуправление: эффективность и ответственность ( на примере Северо-Кавказского региона ). Ростов н/Д, 1998.

47. Губогло М. Защита и самозащита национальностей. // Эт-нополис, 1995, №4.

48. Гумилев JI.H., Иванов К.П. Этнические процессы: два подхода к изучению. // Ритмы Евразии. М, 1993, С. 161-173.

49. Давидович В.Е., Сущий С.Я. Этнические и региональные факторы в формировании культуры Юга России.// Цивилизации и культуры. Вып.З, М., 1996, С.207-224.

50. Дагестан. Этнополитический портрет: Очерки. Документы. Хроники. Т.1-4, М., 1994-1995.

51. Даудов А.Х. Горская АССР: очерки социально-экономической истории. Спб., 1997.

52. Дегоев B.B. Кавказский вопрос в международных отношениях 30-60 гг. Х1Хв. Владикавказ, 1992, 107с.

53. Денисова Г.С. Этнический фактор в политической жизни России 90-х годов / Российская академия образования. Южное отделение; Северо-Кавказский центр высшей школы. Ростов н/Д, 1996, 223с.

54. Джендубаев P.C. Общественные отношения на Западном Кавказе: зарождение и развитие. Ростов н/Д, 1993, 270с.

55. Дзидзоев В.Д. Национальные отношения на Кавказе. Владикавказ, 1995.

56. Дзидзоев В.Д. Национальная политика: уроки опыта. Владикавказ, 1994, 263с.

57. Дзуцев Х.В., Першиц А.И. Ваххабиты на Северном Кавказе—религия, политика, социальная практика. // Вестник Российской Академии Наук. 1998, декабрь.

58. Динамика численности национального состава населения Дагестана по результатам переписей населения 1970, 1979, 1989 гг. Махачкала, 1991.

59. Драгунский Д.В. Навязанная этничность. // Полис. 1993,5.

60. Ерасов B.C. Этническое—национальное—цивилизационное в пространстве Евразии. // Цивилизации и культуры. Вып.2 М., 1995, С.81-104.

61. Жириков A.A. Этнические факторы политической стабильности. М., 1995, 238с.

62. Здравомыслов А.Г. Межнациональные конфликты в постсоветском пространстве. М., 1997.

63. Здравомыслов А.Г. Осетино-ингушский конфликт: перспективы выхода из тупиковой ситуации. М., 1998, 127с.

64. Иванов П.М. Северный Кавказ: "партия войны" и интересы России. Как после войны в Чечне обустроить Россию. Нальчик, 1997, 289с.

65. Игнатенко А., Салмин А. Конфедерация народов Кавказа в политическом контексте кавказского региона. // МЭМО. 1993, №9.

66. Идентичность и конфликт в постсоветских государствах. Сб. стат. / Под. ред. В. Тишкова и А. Малашенко, М., 1997.

67. Искандарян A.M. Этнополитическая ситуация на Северном Кавказе. // Межнациональные отношения в России и СНГ. Семинар Московского Центра Карнеги. Вып.2, М., 1995.

68. Искандарян A.M. Чеченский кризис: провал российской политики на Кавказе. М., 1995.

69. История народов Северного кавказа с древнейших времен до конца XVIIIb. М., 1988.

70. Кабардино-Балкария. Этнополитическая ситуация. Т. 1-2, М., 1994.

71. Кавказ и цивилизации Востока в древности и средневековье. Владикавказ, 1993, 210с.

72. Кавказ: проблема геополитики и национально-государственных интересов России. Ростов н/Д, 1998.

73. Катанджян Г.С. Введение в этнополитологию консенсуса -конфликта. Теоретико-методологические проблемы цивилизационно-го анализа. М., 1992., 110с.

74. Краг Хелен, Хансен JIapc Функ Северный Кавказ: народы на перепутье Спб., 1996.

75. Кониев Ю.И. Автономия народов Северного Кавказа. О зарождении, становлении и развитии форм советской национальной государственности на Северном Кавказе. Орджоникидзе, 1973, 255с.

76. Коркмазов А.Ю. Этнополитические процессы на Северном Кавказе: история и современность. Ставрополь, 1994, 187с.

77. Лурье C.B. Историческая этнология. М., 1998.

78. Лурье C.B. Национализм, этничность, культура. Категории науки и историческая практика. // Общественные науки и современность. 1994, №4, С.101-111.

79. Марковин В.И. Северный Кавказ: историко-археологическое изучение и современность. // Российская археология. 1996, №3.

80. Материалы Всероссийской научно-практической конференции "Федерализм и межнациональные отношения в современной России. М., 1994, 112с.

81. Международный конгресс горцев. // Этнополитический вестник. 1994, №1, С.46-57.

82. Межнациональные конфликты на Кавказе: методика их преодоления. Тезисы докладов международной конференции 19-20 января 1995. М., 1995.

83. Михайлов В.А. Национальная политика России как фактор государственного строительства. М., 1995.

84. Музаев Т. Этнический сепаратизм в России. М., 1999.

85. Мунтян М.А. Национализм в эпоху постиндустриализма: попытки нового прочтения. // Кентавр. 1994, №1, С. 12-19.

86. Народы Дагестана: этнос и политика. Махачкала, 1993.

87. Национальная политика России: история и современность.1. М., 1997, 680с.

88. Национальное самосознание и национализм в Российской Федерации начала 1990-х годов. М., 1994, 273с.

89. Национально-государственное строительство Российской Федерации. Северный Кавказ (1917-1941). Майкоп, 1995, 287с.

90. Паин Э., Петров А. Чеченская политика России с 1991 по 1994 гг. // МэМо, 1995, №5, С. 19-32.

91. Панарин A.C. Россия в цивилизационном процессе. М., 1995, 262с.

92. Панеш Э.Х. Этническая психология и межнациональные отношения: взаимодействия и особенности эволюции ( на примере Западного Кавказа), Спб., 1996, 302с.

93. Першиц А.И., Смирнова Я.С. Юридический плюрализм народов Северного Кавказа. // Общественные науки и современность. 1998, №1.

94. Петров А. Победоносное отступление. // Власть. Павгуста1998.

95. Петров Н. Чечню потеряли. Теряем Россию: Кризис в северокавказской республике закончится развалом России. // Новое время, 1995, №5, С.6-9.

96. Печенев В. Есть ли у России политика на Кавказе? // Этно-политический вестник. 1995, №4.

97. Политическая наука. 1999, №1. Нация и национализм.

98. Проблемы межэтнических отношений на Северном Кавказе: Сб. стат. участников Всероссийской научно-практической конференции (15-16 февраля 1994 г.). Ставрополь, 1994.

99. Разделит ли Россия участь Союза ССР? ( Кризис межнациональных отношений и федеральная национальная политика ). М., 1993.

100. Реализация принципов федерализма ( на примере Северного Кавказа ). / Северо-кавказская академия государственной службы. Ростов н/Д, 1997.

101. Савва М.В. Этнический статус в идеологии и политике. // Полис, 1999, №4, С.141-171.

102. Садыки М.М. Мерспективы Республики Дагестан в составе Российской Федерации. // Вестник МГУ Сер. 12 Политические науки. 1996, №3, С.31-47.

103. Северная Осетия. Этнополитические процессы (1990-1994 гг.). Очерки. Документы. Хроника. Т. 1-3, М., 1995.

104. Северный Кавказ: бытовые традиции в XX в. Сб. стат. М., 1996, 243с.

105. Северный Кавказ: выбор пути национального развития. Майкоп, 1994, 271с.

106. Северный Кавказ—Закавказье: проблемы стабильности и перспективы развития. М., 1997.

107. Северный Кавказ: национальные отношения ( историография проблемы ). Майкоп, 1992, 307с.

108. Северный Кавказ: проблемы межнациональных отношений, укрепления единства Российской Федерации: материалы парламентских слушаний. М., 1995, 111с.

109. Северный Кавказ: этнополитические и этнокультурные процессы в XX в. Сб. стат. М., 1996.

110. Современная этнополитическая ситуация на Северном Кавказе и пути ее стабилизации. Доклад рабочей группы специальной межрегиональной комиссии при Совете безопасности Российской Федерации. М., 1992.

111. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М., 1998.

112. Сорокин К.Э. Геополитика современности и геостратегия России. М., 1996, 168с.

113. Союз объединенных горцев Северного Кавказа и Дагестана (1917-1918гг.), Горская Республика (1918-1920гг.). Документы и материалы. Махачкала, 1994, 440с.

114. Спорные границы на Кавказе. М., 1996.

115. Стратегия национальной политики Российской Федерации на Северном Кавказе. Ростов н/Д, 1995.

116. Суверенитет и этническое самосознание: идеология и практика. Сб. стат. М., 1995, 299с.

117. Тадевосян Э.В. Этнонация: миф или социальная реальность? // СоцИс. М., 1998, №6, С.61-68.

118. Тишков В.А. Геополитика чеченской войны. // Свободная мысль. 1997, №4.

119. Тишков В.А. Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.

120. Федерализм и региональная политика: проблемы России и зарубежный опыт: Сб. научн. трудов. Новосибирск, 1995, Вып.1, 204с.

121. Хаджебиеков Р. Г. Республика Адыгея: проблемы реформирования общества (80-90-е гг.). Майкоп, 1997, 222с.

122. Хоперская Л., Денисова Г. Современная национальная политика на Северном Кавказе: попытка анализа. // Этнополитический вестник, 1995, №6, С.106-138; 1996, №1, С.75-92.

123. Хоперская Л. Определяющие факторы этнополитической ситуации на Северном Кавказе. // Регион. 1994, №2.

124. Хоперская JI. Современные этнополитические процессы на Северном Кавказе: концепция этнической субъектности. Ростов н/Д, 1997, 143с.

125. Хутыз К.К. Национальные отношения в условиях тоталитаризма: опыт и уроки 1917-1990 гг (На материалах адыгских народов Северного Кавказа). Ростов н/Д, 1993, 259с.

126. Цивилизации. Вып.4, М., 1997, 199с.

127. Цыганков П.А. Геополитика: последнее прибежище разума? // Вопросы философии. 1994, №7-8.

128. Цымбурский В. Остров Россия. Перспективы российской геополитики. // Полис. 1993, №5.

129. Червонная С.М. Кавказская трагедия. М., 1995.

130. Черкесы на рубеже эпох ( Материалы "круглого стола" ). // Жизнь национальностей. 1999, №2-3, С.48-88.

131. Черноус В.В. К вопросу о горской цивилизации. // Россия в XIX-XX вв. Ростов н/Д, 1992.

132. Чеченский кризис в массовом сознании населения Северного Кавказа. Аналитический отчет по результатам социологического исследования. Краснодар, 1995, 125с.

133. Чешко C.B. Распад Советского Союза: этнополитический анализ. М., 1996, 310с.

134. Чешко C.B. Человек и "этничность" // Этнографическое обозрение. 1994, №6.

135. Шелохаев В.В. Модернизация в России как теоретико-методологическая проблема. // Российская цивилизация: этнокультурные и духовные аспекты. М., 1998.

136. Этнические и региональные конфликты в Евразии. Кн.1 Центральная Азия и Кавказ. / Под. ред. А. Малашенко, Б. Коппитер-са, Б. Тренина. М., 1997, 201с.

137. Этничность и власть в полиэтничных государствах. Материалы международной конференции. М., 1994.

138. Этнополитическая ситуация в регионах Российской Федерации (Дагестан). Результаты социологического опроса. М., 1995.

139. Этносоциологические исследования в России в 1990-х гг.: итоги и перспективы. М., 1996.

140. Литература на иностранных языках

141. Anderson В. Imagined Communities. Reflections on the Origin and Spread of Nationalism. L.- N.Y., 1992.

142. Bennigsen A., Wimbush S. Enders, Muslim national kommunism in the Soviet Union. Chicago: The University of Chicago press, 1979.

143. Brunot P. Actualite geopolitique du Caucase. // Defense nat. P., 1994, A.50, № 3, P.141-151.

144. Eriksen Т.Н. Ethnicity and nationalism: Anthropological perspectives. L., East Haven, 1993.

145. Fuller E. Russian Strategy in the Transcaucasus sinse the Demise of the USSR. // Berichte des BlOst. 1994, Nr.40

146. Goldenberge S. Pride of Small Nations. The Caucasus and Post-Soviet Disorder. London, 1994.

147. Heradstveit D. Ethnis Nationalism and Conflicts in the Caucases. 1994, №58, October.

148. Hill F. "Russia's Tinderlose". Conflicts in the North Caucasus and its Implications for the Future of the Russian Federation. Strengthening

149. Démocratie Institutions Project Report. Harvord University, September 1995.

150. Identities in transition. Eastern Europe and Russia after the Collapse of Communism. / Ed. bu K.E. Bonnel, Berkley, 1996.

151. Kappeler A. Rußland als Vielvolkerreich: Entstehung. Geschichte. Zerfall. München, 1993.

152. Kreikemeyer А., Загорский А.Б. Rußlands Politik in bewaffneten Konflikten in des GUS. Baden-Baden, 1997.

153. Lapidus G. and Walker E. Nationalism, Regionalism and Federalism: Center Periphery Relations in Post-Communist Russia. // The New Russia: Troubled Transformations. Ed. bu Lapidus G. Boulder, 1995.

154. Luchterhandt O. Integration oder Separation: Bricht das "große Reich Rußland" auseinander? // Internationale Politik. 1997, №1 S. 17-24.

155. Nash M. The Cauldron of Ethnicity in ehe modern World. Chicago, 1989.

156. Nation, Ethnie, Minderheit: Betr. zur Aktualität ethnischen Konflikte. Köln, 1997.

157. Notions of Nationalism. / Ed. bu Sukumar Periwa—Central European University press: Budapest, London, New York, 1995.

158. Pietzonca B. Etnisch-territoriale Konflikte in Kaukasien. Baden-Baden, 1995.

159. Regionalismus und Nationalismus in Rußland / Hrsg. Kappeler A., Baden-Baden, 1996.

160. Rothshild S. Ethnopolitics: A conceptial Framework. N.Y., 1981.

161. Schermerhord R.A. Comporative Ethnic relations: A Framework for Theori and Research. N.Y., 1970.

162. Schilling W. Ruckkehr des Imperialismus im Kaukasus? // Internationale Politik. 1995, №11, S.45-50.

163. Smith A.D. The ethnic origin of Nations. Oxf., 1986.

164. Van den Beighe P.L. Protection of ethnic minorities: A critical appraisal. N.Y., 1981.

165. Wisman R. Language Aspects of Ethnos Patterns and Processes in the North Caucasus. Chicago, 19801. Газеты1. "Кавказ" 1990-1995.2. "Кавказский дом" 1991-1992.3. "Северный Кавказ" 1991-1994.1. Справочная литература

166. Краткая географическая энциклопедия. М., 1962.

167. Краткий этнологический словарь. М., 1995.

168. Политология. Энциклопедический словарь. М., 1993.

169. РСФСР. Административно-территориальное деление. М.,1986.

170. Советский энциклопедический словарь. М., 1989.

171. Современная западная социология. Словарь. М., 1990.

172. Философский энциклопедический словарь. М., 1989.

173. Этнологический словарь. Вып.1 Этнос. Нация. Общество. М.,1996.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.