Этносоциальные процессы в Хакасии в постсоветский период тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Карамчакова, Илона Романовна

  • Карамчакова, Илона Романовна
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2010, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 180
Карамчакова, Илона Романовна. Этносоциальные процессы в Хакасии в постсоветский период: дис. кандидат социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Санкт-Петербург. 2010. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Карамчакова, Илона Романовна

Введение.

Глава I. Теоретико-методологические основы исследования этносоциальных процессов.

1.1. Анализ основных теоретических подходов к исследованию этничности.

1.2. Этносоциальный процесс как объект социологического исследования.

Глава 11. Современные этносоциальные процессы в Хакасии.

2.1. Методологические и методические основы прикладного исследования.

2.2. Процессы этносоциальной стратификации: масштабы и восприятие.

2.3. Динамика межэтнических отношений в Хакасии.

2.4. Состояние этнического самосознания населения Хакасии.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Этносоциальные процессы в Хакасии в постсоветский период»

Актуальность темы исследования. В течение многих десятилетий существования СССР в научных кругах и в обыденном сознании граждан ^ утверждалось мнение о достаточно успешно проводимой национальной к--. политике, об активных процессах интеграции различных этнических групп в надэтническую общность — единый советский народ. Но с распадом СССР "^Ц^ проявились новые и не раскрытые стороны межэтнического взаимодействия.

ЦТ В первую очередь это вызванные в результате провозглашенного «парада г суверенитетов» различные этномобилизационные процессы, параллельно протекающие с процессами этнокультурного возрождения. «Взрыв» этничности переживается всеми народами России и прямо влияет на состояние их этнического самосознания, которое посредством этнически ^ обусловленных ценностных ориентаций воздействует на изменение всей социальной среды. Особенно остро воспринимаются этносами не только собственное культурное, но и социальное развитие.

I.

Таким образом, актуальным становится исследование социального развития народов России, так как его восприятие может влиять на динамику межэтнических отношений в стране, на существование и развитие этнической напряженности и даже конфликтов. Исследование этносоциальных процессов приобретает особую актуальность в условиях российских регионов, каждый из которых характеризуется сложившейся системой межэтнических взаимодействий. Республика Хакасия - субъект Российской Федерации с собственной спецификой политической, социально-экономической и духовной жизни, где представлены многие этносоциальные ал

Цм-ai-г •

1st- процессы, происходящие в сибирских регионах, а также различные порождаемые этими процессами противоречия. Поэтому для успешного управления этносоциальным развитием в Хакасии требуется исследование процессов этносоциальной стратификации населения (их масштабы и

-Иг.

Й!-. восприятие), динамики межэтнических отношений и состояния этнического самосознания, тем более что они освещены в основном историками, философами, антропологами, социолингвистами, но должного А социологического рассмотрения и объяснения пока не получили. В данной работе представлена попытка изучения обозначенных этносоциальных процессов в Хакасии именно с точки зрения социологической теории.

Степень научной разработанности проблемы. Основательные традиции а:. как в зарубежной, так и в отечественной науках по проблемам исследования у, этничности представлены трудами: Б. Андерсона, Ю.В. Арутюняна, Ф. Барта,

Ю.В. Бромлея, Ван ден Берга, М. Вебера, Э. Геллнера, Л.Н. Гумилева, В.И. Козлова, Э. Смита, В.А. Тишкова, Э. Дж. Хобсбаума1. Рассмотрению теоретических основ этничности посвящены также современные работы российских ученых: Б.Е. Винера, Л.М. Дробижевой, В.В. Коротеевой, Л.Р. Низамовой, С.Е. Рыбакова, Н.Г. Скворцова и др. jus« ite.-:

3¡"

1 Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. - М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2001. -288 с. Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология: Учебное пособие для вузов. - М.: Аспект Пресс, 1999. — 271 с. Барт Ф. Введение//Этнические группы и социальные границы.

L. Социальная организация культурных различий/ Сб. ст. — М.: Новое издательство, 2006. - С. 9 - 30. Бромлей te' Ю.В.: Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987. - 333 с. Он же. Очерки теории этноса. Изд. 2-е, доп. - М.: Издательство ЛКИ, 2008. - 440 с. Van den Berglie P.L. Tehe Ethnic sjjün Phenomenon. - N.V., 1981. - P.35. Вебер М. Отношения этнической общности//Журнал социологии и ppjí- социальной антропологии. 2004. Том VII. № 2. - С. 8-21. Геллнер Э. Нации и национализм. - М.:

Щ2','. Прогресс, 1991. - 320 с. Гумилев Л.Н. Этногенез и биосфера Земли. - М.: Айрис-пресс, 2008. - 560 с. Он же.

От Руси до России/Отв. ред. Т.Ю. Пинталь. - М.: ACT Москва, 2008, - 415 с. Козлов В.И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика. - М.: Старый сад, 1999. - 344 с. Смит Энтони Д. Национализм и модернизм: Критический обзор современных теорий наций и национализма. - М.: Праксис, 2004. - 464 с. Тишков В.А. Реквием по этносу: Исследования по социально-культурной антропологии. - М.: Паука, 2003. -544 с. Он же. Концептуальная эволюция национальной политики в России//Исследования по прикладной и неотложной этнологии. - М.: Ин-т этнологии и антропологии РАН, 1996. № 100.-21 с. Хобсбаум Э.Дж. Принципы этнической принадлежности и национализм в современной Евроие//Нации и национализм. - М.: Праксис, 2002. - С. 332 - 345.

2 Винер Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения//Этнографическое обозрение. 1998. № 4. - С. 3 -26. Он же. Формы этничности, бывает ли у этноса сущность и что сторонники академика Бромлея могут взять у новых теорий//Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Том VIII. № 2. - С. 142 - 163. Дробижева Л.М. Этносоциология сегодня. Проблемы методологии междисциплинарных исследований// Междисциплинарные исследования в контексте социально-культурной антропологии.-М.: Наука, 2004. С. 14-25. Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках / В.В. Коротсев. М.: РГГУ, рчз 1999. 139 с. Она же. Экономические интересы и национализм. - М.: РГГУ, 2000. - 250 с. Пизамова Л.Р.

Bí^j' Сложносоставная концепция модерной этничности: пределы и возможности теоретического синтеза//Журнал социологии и социальной антропологии. 2009. Том XII. № 1 (46). - С. 141 - 159. Она же. ¡gaj,;. Российские и западные трактовки мультикультуризма // Социс. 2009. № 10. С. 80-89. Рыбаков С.Е.

• Анатомия этнической деструктивности // Вестник МГУ. - Сер. 18, Социология и политология. 2001. - №3.

Состояние этнического самосознания народов России и динамика межэтнических отношений в полиэтническом государстве, проблемы их развития, регулирования являются одними из самых сложных. Решению этих проблем посвящены работы ученых: A.B. Авксентьева и В.А. Шаповалова, М.Г. Губогло, Т.С. Гузенковой, JI.M. Дробижевой, В.И. Козлова, А.И. Куропятника, М.О. Мнацаканяна, З.В. Сикевич, О.В. Паченкова, Е.В. Петровой, Е.А. Окладниковой, JI.B. Остапенко и др.

Разработка теоретических основ этносоциальной стратификации изложена в работах: Б. Барбер, P.P. Галлямова и Л.Ф. Зайнетдиновой, В.И. Ильина, Т.Р. Калимуллина, В.И. Козлова, Г.Г. Котожекова, Л.В. Остапенко, З.В. Сикевич4.

С.23-54. Скворцов Н.Г. Проблема этничности в социальной антрополо1 ни СПб.: Изд-во СПбГУ, 1997. - . Он же. Этничность: социологическая перспектива.//Социс. 1999.№ 1, —С. 21 -31. з

Авксентьев А.В., Шаповалов В.А. Этносоциальные проблемы России. - Ставрополь, 1994. - 88 с. Губогло М.Н. Этноязыковая и этнодемографическая панорама тюркского мира России// Русский язык в тюркско-славянских этнокультурных взаимодействиях/Ред. М.Н. Губогло. - М.: Старый сад, 2005. - С. 13-40. Он же. Языки этнической мобилизации. — М.: школа «Языки русской культуры», 1998.-816с. Он же. Мобильносп. и мобилизация/Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 150. - М., 2002. - 21 с. Гузенкова Т.С. Этносоциологическое изучение истории и этническою «возрождения» (по материалам художественной литературы народов России, 1990-е)// Междисциплинарные исследования в контексте социально-культурной антропологии. - М.: Наука, 2004. С. 236-244. Дробижева JI.M. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. - M.: ИС РАН, 2003. - 376 с. Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность/Ред. Л.М. Дробижева. - M.: Academia, 2002. - 480 с. Козлов

B.И. Этнос. Нация. Национализм. Сущность и проблематика - M.: Старый сад, 1999. - 344 с. и др. Куропятник А.И. Мультикультурапизм: идеология и политика социальной стабильности полиэтнических обществах // Журнал социологи и социальной антропологии,2000. - Том 3. - №2. - С.53-66; Он же. Мультикультурализм: проблемы социальной стабильности полиэтнических сообществ. - СПб, 2000. Мнацаканян М.О. Нации и национализм. Социология и психология национальной жизни: Учебное пособие. - М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2004. - 367 с. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений: Учебное пособие. - СПб.: Изд-во Михайлова В.А., 1999. - 203 с. Она же. Этносоциология: национальные отношения и межнациональные конфликты. - СПб, 1994. - 176 с. Паченков О.В. Роль «этнической идентичности» в исследованиях миграции и ответственность социального ученого//Журнал социологии и социальной антропологии. 2008. Том XI. № 1. - С. 162 - 182. Петрова Е.В. Русское население в этносоциальной структуре республик Сибири: особенное ги развития в условиях трансформации современного российского общества: дисс. докт. социол. наук. - Улан-Удэ, 2009. - 20 с. Окладникова Е.А. Этносоциология (Теория этнических ценностей). Учебное пособие. - СПб.: СГ16ГИ ЭУ, 2006. - 170 с. Остапенко Л.В. Динамика социально-профессиональною состава этнических групп и проблемы ишеграции// Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность. — М.: Academia, 202,

C. 25-60. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобилыюсти//Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. - М., 1972. - С. 235-247. Галлямов P.P., Л.Ф. Зайнетдинова. Этносоциальная стратификация: теоретические подходы, концептуальная модель, тенденции развития. -Уфа: Изд-во Здравоохранение Башкортостана, 2004. - 151 с. Галлямов P.P. Этносоциальная стратификация общества: теоретические подходы и концептуальная модель// Междисциплинарные исследования в контексте социально-культурной антропологии. - М.: Паука, 2004. С. 189-198. Ильин В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ. 1917-1996 гг.: опыт конструктивнстско-структуралистского анализа. — Сыктывкар: Сыктывкарский университет, Институт социологии РАН, 1996. -349 с. Калимуллин Т.Р. Проблема среднего класса в социальном контексте//Проблемы, успехи и трудности

Изучением этносоциальных процессов в Хакасии занимаются в историческом и этнологическом аспектах: JI.B. Анжиганова и K.M. Торбостаев, В.Ф. Буров, В.Я. Бутанаев, В.П. Кривоногов, В.Н. Тугужекова3 и ДР

Философские и культурологические аспекты этносоциальных процессов в Хакасии рассмотрены: Ю.М. Аксютиным, JI.B. Анжигановой, Г.В. Грошевой, Е.А. Ерохиной, Г.Г. Котожековым, A.C. Логачевой, Т.Н. Медведевой, Ю.В. Попковым6 и др. переходной экономики (Опыт России и Беларуеи)/Ред. М.А. Портной. - М.: Московский общественный научный фонд, 2000. - 361 с. Козлов В.И. Социальная стратификация нации//Этнолоп1ческий словарь/Ред. В И Козлов, В.Г. Рябков. Выпуск I. Этнос. Нация. Общество. - M.: ВИТТАН, 1996. - С. 139. Котожеков Г.Г. Этническая стратификация и национальная культура. — Абакан, 1994. — 41 с. Остапенко Л.В. Этнические аспекты социальной стратификации// Междисциплинарные исследования в контексте социально-культурной антропологии. - M.: Наука, 2004. С. 199-213. Сикевич З.В. Этносоциология: национальные отношения и межнациональные конфликты. — СПб., 1994. — 176 с. Сикевич З.В. Этиосоциальная стратификация в России//Питирим Александрович Сорокин и современные проблемы социологии. К 120-летию со дня рождения П.А. Сорокина и 20-летию факультета социологии СПбГУ/Отв. редакторы: А.О. Бороноев, Н.Г. Скворцов: В 2-х т. Т. 1. - СПб, 2009. - С.450-453.

5 Анжиганова Л.В., K.M. Торбостаев. Тюрки Южной Сибири в XX веке: историческое измерениеЮтносы развивающейся России: проблемы и перспективы: Материалы второй международной научно-практической конференции, 28-29 сентября 2007 г., г. Абакан/Ред. Т.А. Фотекова, Н.В. Колмакова. - Абакан: Изд. ХГУ имени Н.Ф. Катанова, 2007. - С. 127 - 132. Буров В.Ф. Институт «народоправства» у хакасов. История и современность//Хакасия и Россия: 300 лет вместе: Материалы международной научной конференции, посвященной 300-летию вхождения Хакасии в состав Российского государства/Ред. В.II. Тугужекова. Том 11. - Абакан: Изд. Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, 2008. - С. 45-56. Бутанаев В.Я. Э геополитические и этнокультурные процессы в Республике Хакасия//Исследования по прикладной и неотложной этнологии. -М., 1993. № 38. Кривоногов В. П. К вопросу о современных этнических процессах у хакасов.//Этногенез и этническая история тюркоязычных народов Сибири и сопредельных территорий : тез. докл. обл. конф. / Ом. гос. ун-т /Отв. за вып. В. И. Матющенко, H. А. Томилов. - Омск : ОмГУ, 1979. - С. 152 - 156. Он же. Хакасы: этнические процессы во второй половине XX. - Абакан: Центавр, 1997. - 144 с. Тугужекова В.Н. Хакасский этнос на рубеже веков (конец XX - начало XXI вв.). - Абакан: Хакасское книжное издательство, 2008. — 154 с. Она же. Этнические и миграционные процессы в современной Хакасии/ЛОжная Сибирь в эпоху перемен: адаптационные возможное! и/Ред. З.В. Анайбан. - М.: ИнтерПринт, 2007. - С. 114-127.

6 Аксютин Ю.М. Особенности этнонациональной идентичности в современной России (на примере Хакасии)// Религиозно-нравственное сознание населения Республики Хакасия: проблемы и перспективы развития/Ред. В.Г. Ибрагимова — Абакан: Изд. Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, 2007. — С. 115 - 126. Анжиганова Л.В. Эволюция мировоззрения хакасов. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 2007. - 146 с. Она же. Этнические диаспоры Республики Хакасия: проблемы социокультурной адаптации/Л.В. Анжиганова, В.В. Шоев. - Абакан: Изд. Хакасскою гос. университета им. Н.Ф. Катанова, 2006. - 91 с. Она же. Шаманизм в Хакасии: теоретические и практические аспекты//Религиозно-нравственное сознание населения Республики Хакасия: проблемы и перспективы развития/Ред. В.Г. Ибрагимова. - Абакан: Изд. Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, 2007. - С. 15-23 Она же. Этносоциальная ситуация в Республике Хакасия в оценках и представлениях массового сознания. — Абакан: Изд. Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, 2006. - 96 с. Грошева Г.В. Опыт предъявления этничности в научном и политическом дискурсе современной Хакасии// Русский язык в тюркско-славянских этнокультурных взаимодействиях/Ред. М.Н. Губогло. — М.: Старый сад, 2005. - С. 245-254. Ерохина Е.А. Этнические границы в межэтническом сообществе (на примере республики Хакасии)//Гуманитарные науки в Сибири, 2007, № 3. - С. 100-104. Котожеков Г.Г. Межнациональные отношения в Республике Хакасия в оценках и представлениях бытующих в массовом сознашш//Этносоциальные процессы в Сибири. ж»* • SU»»'

Антропологическое изучение этносоциальных процессов представлено трудами сотрудников Центра по изучению межэтнических отношений Института этнологии и антропологии РАН имени H.H. Миклухо-Маклая и касается процессов социокультурной, экономической, политической адаптации: П.М. Алексеева, З.В. Анайбан, JT.B. Остапенко, A.B. Юракова .

Социально-демографическим особенностям развития Хакасии посвящены работы: Г.С. Гончаровой и Л.Я. Савельева, Е.Е. Ивандаевой, В.А. о

Кышпанакова, С.К. Смоктунович, И.Н. Трошкиной .

IS'.

Ш-itij

Новосибирск. 1998. Вып. 2. - С. 209 - 214. Логачева A.C. Хакасия - восприятие населением новых условии жизни // Социс. 2005. № 9. С. 82-85. Она же. Современная Хакасия: этносоциальные процессы/Ред. В.Н. Тугужекова. - Абакан: Хакасское книжное изд., 2006. — 116 с. Медведева Т.Н. Семья у хакасов: форма и структура// Хакасия и Россия: 300 лет вместе: Материалы международной научной конференции, посвященной 300-летию вхождения Хакасии в состав Российского государства/Ред. В.II. Тугужекова. Том 11. — Абакан: Изд. Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, 2008. - С. 114 — 118. Она же. Отношения между родителями и детьми у хакасов по нормам обычного семейного права// Хакасия и Россия: 300 лет вместе: Материалы международной научной конференции, посвященной 300-летию вхождения Хакасии в состав Российского государства/Ред. В.Н. Тугужекова. Том II. - Абакан: Изд. Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, 2008. - С. 118 - 122. Попков Ю.В., Костюк В.Г., Тюгашев H.A. Народы Сибири в социокультурном пространстве Евразии: ценностные предпочтения и межэтнические установки//Социс. 2007. № 5. - С. 62 - 69. Попков Ю.В., Костюк В.Г., Тугужекова В.Н. Этносы Сибири в условиях современных реформ (социологическая экспертиза). — Новосибирск: Нонпарель, 2003. - 128 с. Коспок В.Г., Попков Ю.В., Тугужекова В.Н. Проблемы развития хакасского этноса в условиях российских реформ 1990-х гг. - Абакан: Стрежень, 2000. - 68 с.

7 Алексеев П.М. Этносоциологическое изучение этнополитических представлений (по материалам Хакасии)//Междисциплинарные исследования в контексте социально-культурной антропологии.- М.: Паука, 2004. - С. 246-258 с. Анайбан З.В. Хакасия в постсоветский .период (проблемы адаптации к социально-экономическим преобразованиям)/Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 165. - M., 2003. - 21с. Она же. Женщины Тувы и Хакасии в период российских реформ/Отв. ред. Д.Д. Васильев. - M.: Институт востоковедения РАН, 2005. - 243 с. Остапенко Л.В. Социально-экономические процессы и адаптационные возможности хакасов и русских//Постсоветская Хакасия: трансформационные процессы и этнорегиональные модели адаптации/Отв. редакторы M.H. Губогло, Л.В. Остапенко. - М., 2005. - С. 47-173. Юраков A.B. Векторы межэтнических отношений и типы социальных ориентации в современной Хакасии//Постсоветская Хакасия: трансформационные процессы и этнорегиональные модели адаптации/Отв. редакторы M.H. Губогло, Л.В. Остапенко. - М., 2005. - С. 281-386. s Гончарова Г.С. Смешанно-брачные отношения у народов Сибири: проблемы, тенденции, перснсктивы/Г.С. Гончарова, Л.Я. Совельев/Отв. ред. Ю.В. Поноков. — Новосибирск: Нонпарель, 2004. —288 с. Ивандаева Е.Е. Источники пополнения городского населения юга Красноярского края в 1970 - 1980-е годы//Актульные проблемы истории и культуры Саяно-Алтая: сб. ст. Выпуск 10/Ред. В.Н. Тугужекова. - Абакан: Изд. Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, 2009. - С. 80 - 85. Кышпанаков В.А. Население Хакасии: 1917 — 1990 гг. — Абакан: Изд. Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, 1995. — 348 с. Смоктунович С.К. Социально-демографические характеристики русских, проживающих в Хакасии// Этносы развивающейся России: проблемы и перспективы: Материалы второй международной научно-практической конференции, 28-29 сентября 2007 г., г. Абакан/Ред. T.A. Фотекова, II.В. Колмакова. - Абакан: Изд. ХГУ имени Н.Ф. Катанова, 2007. - С. 20 - 24. Трошкина И.Н. Семья в период реформ (Республика Хакасия)//Южная Сибирь в эпоху перемен: адаптационные возможности перемен./ред. З.В. Анайбан. - М.: Интер-Принт, 2007.-С. 166- 177. вм-; т.

Проблемами функционирования хакасского языка занимаются социолингвисты: Т.Г. Боргоякова, В.Г. Карпов, Е.К. Побызакова9.

Объект исследования - этносоциальные процессы в Хакасии.

Предмет исследования - специфика этносоциальных процессов у хакасов и русских, рассматриваемая на примере: процессов этносоциальной стратификации, динамики межэтнических отношений, состояния этнического самосознания.

Цель диссертационного исследования - выявить специфику современных этносоциальных процессов Хакасии.

В соответствии с целью сформулированы следующие задачи исследования:

1) проанализировать основные теоретические подходы к исследованию этничности;

2) уточнить понятие этносоциального процесса как объекта социологического изучения;

3) обобщить методологические и методические основы исследования этносоциальных процессов;

4) рассмотреть процессы этносоциальной стратификации населения Хакасии (их масштабы и восприятие);

5) выявить специфику межэтнических отношений;

6) определить состояние этнического самосознания хакасов и русских.

9 Боргоякова Т.Г. Миноритарные языки: проблемы сохранения и развития - Учебное пособие. - Абакан: Изд. Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, 2001. - 160 с. Она же. Социолингвистические процессы в республиках Южной Сибири. - Абакан: Изд. Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, 2002. - 264 с. Она же. Проблемы языкового планирования в Республике Хакасия.//Развитие языков и культур коренных народов Сибири в условиях изменяющейся России: материалы II Международной научной конференции, 25-27 сентября 2008 года, Абакан /Отв. ред. Т.Г. Боргоякова. - Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2008. - С. 24-30. Карпов В.Г. Прошлое, настоящее и будущее хакасского языка. - Абакан: Хакасское книжное издательство, 2008. - 36 с. Он же. К вопросу сохранения и развития современного хакасского языка в условиях полного двуязычия его носителей// Хакасия и Россия: 300 лет вместе: Материалы международной научной конференции, посвященной 300-летию вхождения Хакасии в состав Российского государства/Ред. В.Н. Тугужекова. Том II. - Абакан: Изд. Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, 2008. - С.247 - 255. Побызакова Е.К. Государственный хакасский язык: перспективы реального функционирования // Этносоциальные процессы в Сибири: Тематический сборник. Вып. 2. Новосибирск: ЦЭРИС, 1998. 202 — 209.

Теоретической основой диссертационного исследования являются:

1) труды ученых, заложивших основы изучения теоретических проблем этничности (Б. Андерсона, Ф. Барта, Ю.В. Бромлея, Ван ден Берга, М. Вебера, Э. Геллнера, JI.H. Гумилева, Э. Смита, В.А. Тишкова, Э. Дж. Хобсбаума);

2) основные работы современных отечественных этносоциологов (Ю.В. Арутюняна, JI.M. Дробижевой, В.И. Козлова, В.В. Коротеевой, М.О. Мнацаканяна, З.В. Сикевич, Н.Г. Скворцова);

3) важнейшие положения современной социологии, позволяющие рассматривать процессы социальной стратификации, этносоциальной стратификации и межэтнические отношения (Т. Парсонс, P.P. Галлямова и Л.Ф. Зайнетдиновой, В.И. Ильина, Г.Г. Котожекова, JI.B. Остапенко).

Методологическая база исследования основана на принципах современных гуманитарных наук - исторического, сравнительного и диалектического подхода. Автор также опирается на системную и структурно-функциональную парадигмы рассмотрения этносоциальных процессов в Хакасии. При сборе и обработке эмпирического материала использованы анкетный и экспертный опросы, дана социологическая интерпретация полученных результатов. Количественный анализ эмпирического материала проведен с помощью применения пакета программ SPSS.

Эмпирическую базу исследования составляют:

1) статистические данные, опубликованные в период с 2004 по 2009 г.: а) федеральной службы государственной статистики; б) территориального органа федеральной службы государственной статистики по республике Хакасия;

2) результаты социологического исследования, проведенного РАН, Центром по изучению межэтнических отношений Института этнологии и антропологии имени H.H. Миклухо-Маклая в 2003 году w

Si'

Этнорегиональные модели адаптации к условиям трансформирующегося общества (постсоветский опыт)»;

3) результаты социологических исследований, проведенных автором в 2009 - 2010 годах при организационной поддержке Учебно-tJ^ экспериментальной лаборатории социологических исследований (УЭЛСИ) да. ру Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова: а) данные Ж массового опроса населения (639 чел.) по программе «Этносоциальные И i i" pi«процессы в современной Хакасии»; б) данные экспертного опроса, в качестве экспертов выступили 8 человек (ученые, политики, деятели культуры). Научная новизна работы состоит в следующем: 1) впервые проанализированы различные проблемы и факторы этносоциальной стратификации населения, особенности их восприятия оценки): демографические, миграционные проблемы, факторы расселенческий, образовательный, уровень дохода, социально-профессиональные ориентации и представительство во властных структурах;

2) выявлена специфика протекания межэтнических отношений в республике на современном этапе;

3) определены особенности современного состояния этнического самосознания хакасов и русских.

Основные положения, выносимые на защиту: 1) исследование демографических, расселенческих и миграционных аспектов этносоциальной стратификации в Хакасии показало: нулевой порог хакасами преодолен (не наблюдается депопуляции), русские же находятся в ж, wfeT. общероссийском русле превышения смертности над рождаемостью, хакасская и русская молодежь ориентирована на рождение двоих детей, данный факт может зависеть от изменений социокультурных ориентиров населения, особенно молодежи, социализация которой проходит в период радикальных социальных трансформаций, соответственно, в ближайшее время в Хакасии не ожидается увеличения численности населения; уровень г.} йн

К?.'урбанизированности русских выше данного уровня хакасов; большинство опрошенных хакасов и русских не собираются покидать республику в ближайшие год-два.

2) хакасы имеют более высокий уровень образования, чем русские, как в советское время, так и в постсоветский период. Предполагается, что в современных условиях (при преобладании платного образования) доступ к нему в большей степени будет зависеть от уровня материального достатка населения, в отличие от советского периода, когда нередко выделялись квоты на получение бесплатного качественного образования.

3) социально-профессиональное развитие этносов достигло высокого уровня, ими заняты определенные производственные ниши. Важную роль играет степень престижности профессии родителей, чем она выше, тем больше прослеживается преемственность в видении профессионального будущего детей. Во властном аспекте стратификационные различия проявляются наиболее рельефно: процент представительства хакасов в органах государственной власти снижается, заметна конкуренция за политические ресурсы.

4) степень внутриэтнического социального неравенства у русских и у хакасов примерно одинакова. Разница в уровне материального достатка проявляется у хакасов и русских в возможности приобрести автомобиль и квартиру, русских, имеющих такую возможность больше, чем хакасов.

5) особенности восприятия процессов этносоциальной стратификации прослеживаются в том, что хакасами они воспринимаются как межэтнические, русскими как внутриэтнические.

6) динамику межэтнических отношений в Хакасии можно охарактеризовать как стабильную.

7) хакасы и русские имеют позитивную этническую идентификацию. В наибольшей степени хакасов сближают этнокультурные признаки (культура, традиции, обычаи, язык, общая территория проживания), русских также язык, культура, традиции, обычаи), в меньшей степени психологические особенности и антропологические признаки. Среди этнодифференцирующих признаков у хакасов — культура, традиции, обычаи, внешний облик, язык, у русских - язык, культура, традиции, обычаи, внешний облик, т.е. на первом плане также этнокультурные различия, затем антропологические и меньше психологические. Русским характерна общероссийская идентификация больше чем региональная, у хакасов наоборот.

Теоретическая и практическая значимость исследования состоит в том, что его основные результаты могут быть использованы:

- в работе органов государственной власти, занимающихся вопросами этносоциального и этнокультурного развития народов Хакасии;

- в дальнейшей теоретической разработке исследований этносоциальных процессов в Хакасии;

- при составлении программ спецкурсов по этносоциологии, регионологии.

Апробация результатов исследования. Результаты диссертационного исследования были представлены на международных научно-практических и научных конференциях: «Третьи Ковалевские чтения» (Санкт-Петербург, 2008 г.), «Питирим Александрович Сорокин и современные проблемы социологии» (Санкт-Петербург, 2009 г.), «Четвертые Ковалевские чтения» (Санкт-Петербург, 2009 г.), «Регионы России: экономика, культура, история» (Березники, 2009 г.), «Общество потребления и современные проблемы сферы услуг» (Санкт-Петербург, 2010 г.).

Структура и объем диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, первая глава состоит из двух параграфов, вторая - из четырех параграфов, заключения, библиографии и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Карамчакова, Илона Романовна

Выводы:

1) для главных этнических групп, т.е. хакасов и русских характерно спокойное отношение к собственной этнической принадлежности, т.е. хакасы и русские в республике удовлетворены социальным положением своих этнических групп;

2) для хакасов и русских характерно позитивное отношение к своей этнической идентичности;

3) основными этноидентифицирующими признаками у хакасов являются: этническое происхождение предков «все мои предки были этой национальности» - 71 % и родителей: «это национальность моей матери» -36,6 %, «это национальность моего отца» — 33 %, этнический язык «говорю на этом языке» - 21 %, этническое окружение «живу среди людей этой национальности» - 20 %, традиции и духовная культура «следую традициям, обычаям этого народа» - 19 %. Основное различие у хакасов и русских состоит в том, что хакасы не назвали религию этноидентифицирующим признаком, а русские назвали;

4) выявлены основные этноконсолидирующие и этнодифференцирующие признаки: хакасы в отличие от русских назвали «общую этническую территорию» как этноконсолидирующий признак; основными этнодифференцирующими признаками являются у хакасов культура, традиции, обычаи, внешний облик и язык (этнокультурные признаки и антропологические различия), у русских — язык, культура, традиции и обычаи, и на третьем месте внешний облик (этнокультурные признаки и антропологические различия).

5) большинство опрошенных русских (60,4 %) считают себя гражданами прежде всего России, в меньшей степени гражданами Хакасии и России. Хакасы в большей степени считают себя гражданами Хакасии и России, меньше гражданами России и еще меньше гражданами Хакасии.

Следовательно, русским характерна общероссийская идентификация больше чем региональная, у хакасов - наоборот;

6) можно говорить о том, что для населения республики несвойственен патерналистский тип ментальное™, успешно проходят процессы адаптации к рыночным условиям постсоветского времени;

7) русские в меньшей степени озабочены этническим развитием своего народа, т.к. особых проблем этнического характера в Хакасии у них не имеется;

8) хакасский язык продолжает оставаться этноидентифицирующим маркером, и в условиях утраты большинством этноса родного языка он используется как символический ресурс этнической идентичности в форме приверженности к родному языку, даже не зная его.

Заключение

В условиях трансформации всей общественной системы, связанные также с социально-экономическими проблемами, этничность становится одним из ее важнейших факторов. Проблемы социального равенства возможностей для социального развития, удовлетворения материальных, культурных, символических потребностей затрагивают интересы не только каждого человека, но и целых этнических групп, тем более на уровне регионов России. В Хакасии изучение тенденций социального развития основных этнических групп - хакасов и русских на современном этапе является как никогда актуальным и необходимым для своевременного решения возникающих проблем. Для того чтобы определить социальный потенциал населения в целом в период социальных трансформаций исключительное значение приобретает многомерный анализ общественной жизни.

Анализ этносоциальных процессов предполагает выявление взаимовлияний социально-экономических, политических, психологических, демографических факторов. При этом используется как количественная, так и качественная стратегии исследования. Для исследования современных этносоциальных процессов, носящих сложный и противоречивый характер, с методологической точки зрения следует придерживаться интеграционного подхода к пониманию этничности. Примордиализм объясняет содержание этничности во времени, особую силу эмоций, устойчивость и долговременность этнической мотивации и этнических проявлений. Тем не менее, примордиализм не позволяет решить проблем, связанных с изменением этничности, так как в данной концепции этничность выступает в качестве «изначальной данности», которая мало зависит от изменений социальной реальности. Конструктивистский подход учитывает развитие и изменение этничности и связанных с ней процессов, таких как «этническое возрождение», «этническое строительство». Инструменталистская трактовка этномобилизационных процессов в обществе дает представление об этничности как дополнительном социальном ресурсе для развития всего этноса. Этническая мобилизация нужна для борьбы за власть, а этничность выступает в качестве инструмента для достижения этнического «интереса».

Под этносоциальными процессами в работе понимаются специфические социальные процессы, специфика которых связана с наличием этнических признаков участвующих в этих процессах групп.

В современной социологической мысли сложились специальные теории, позволяющие конкретизировать их функциональное значение: концепции этносоциальной стратификации и теория установок. При исследовании выделенных этносоциальных процессов используется системный и структурно-функциональный подходы.

Рассмотрение демографических и расселенческих аспектов этносоциальной стратификации Хакасии показало, что уровень урбанизированности русских выше данного уровня хакасов, лишь 6,6 % хакасов горожан в городах Хакасии. В Хакасии насчитывается восемь сельских районов, из которых ни в одном хакасы не являются доминирующим по численности этносом, в лучшем случае в Аскизском районе их 40 %, Таштыпском - 20 %. Хакасы неравномерно расселены по всей территории, это затрудняет процессы культурного развития народа, повышает риск ассимиляции в русскоязычной среде. Сопоставление показателей естественного движения и репродуктивного поведения населения Хакасии показало, что нулевой порог хакасами преодолен (превышение рождаемости над смертностью), русские же находятся в зй'»' общероссийском русле депопуляции. Доля лиц моложе трудоспособного

53ч 4 возраста и в трудоспособном возрасте у русских меньше, чем у хакасов. А вот пожилых людей среди русских, наоборот, больше. Следовательно, потенциал трудовых ресурсов у хакасского населения значительно выше, чем у русского. Современная хакасская и русская молодежь ориентирована на й! -К!1'-рождение двоих детей. Это связано с изменением социокультурных ориентиров населения, особенно молодежи, социализация которой приходит в период радикальных социальных трансформаций. Поэтому высокого прироста населения Хакасии не ожидается. Большинство населения Хакасии независимо от их этнической принадлежности не собираются покидать ее в ближайшие год-два. Этот факт свидетельствует о их благополучном социальном самочувствии.

Образовательный аспект стратификации показал, что хакасы имеют более высокий уровень образования, чем русские, причем как в советское время, так и в постсоветский период. Предполагается, что в современных условиях, когда образование становится платным, доступ к нему в большей степени будет зависеть от уровня материального достатка населения, в отличие от советского периода, когда нередко выделялись квоты на получение бесплатного качественного образования.

В Хакасии наблюдается этносоциальная стратификация в социально-профессиональном и властном (политическом) аспектах (выявлена потенция конфликта). Сейчас можно сказать, что большинству постсоветских республик (Башкортостан, Татарстан, Тува, Саха (Якутия) и многим др.) своевременно удалось включить своих представителей во властные структуры. В Хакасии подобной этнополитической мобилизации в 1990-е годы не произошло. Представительство хакасов в органах государственной власти сокращается в течение всего постсоветского периода. В республике идут процессы этнической конкуренции не только в области политики, но и в других сферах. Так как основным показателем выбора профессии является ее престиж, то соответственно чем престижнее профессия, тем выше конкурентная борьба за право ее получения, еще сильнее она может проявляться в случае если в борьбе участвуют представители разных этносов. В целом можно сказать, что хакасы и русские имеют определенную завершенность социально-профессионального развития, они заняли определенные производственные ниши. Эти факты подтверждают гипотезу Л.В. Остапенко о том, что в период постсоветских трансформаций радикальных сдвигов в отраслевой специализации хакасов и русских не произошло.

Уровень внутриэтнического социального неравенства русских и хакасов находятся примерно одинаковом состоянии. Разница в уровне материального достатка проявляется у хакасов и русских в возможности приобрести автомобиль и квартиру, число русских, имеющих такую возможность больше, чем хакасов. Основная часть хакасского (33 %) и русского (30,2 %) населения находятся в том социальном слое, где «на одежду и обувь денег хватает, но для покупки товаров длительного пользования (компьютера, телевизора и т.п.) средств недостаточно».

На формирование этносоциальной стратификации региона оказывают влияние также общая социально-экономическая ситуация в стране, которая либо питает воспроизведение существующего социального неравенства, либо уменьшает дистанцию между этническими общностями.

Специфика восприятия этносоциальной стратификации связана с тем, что хакасами она воспринимается как межэтнический процесс, русским как внутриэтнический, т.е. хакасы, в отличие от русских, воспринимают свое положение, сравнивая с положением с другими этносами, особенно с русскими.

Динамику межэтнических отношений в Хакасии можно охарактеризовать как стабильную.

Для большинства населения Хакасии характерно позитивное восприятие своей этнической идентичности. Основное различие у хакасов и русских состоит в том, что хакасы не назвали религию как этноидентифицирующий признак, что сделали русские. Хакасы же назвали этноконсолидирующим признаком этническую территорию, что понятно, ибо Хакасия, где проходил опрос, их «общая территория проживания», русские же в Хакасии диаспора. Для русских характерна общероссийская идентификация больше, чем региональная, у хакасов - наоборот. Хакасский язык продолжает оставаться этноидентифицирующим маркером, и даже в условиях утраты большинством этноса родного языка он используется как символический ресурс этнической идентичности.

Анализ процессов этносоциальной стратификации, динамики межэтнических отношений, состояния этнического самосознания позволяет сделать следующие рекомендации:

1) при реализации социальной политики региона следует обращать внимание на этнодемографические и миграционные особенности, чтобы сохранить существующий социальный мир и стремиться к достижению его более высокого уровня;

2) необходимо повышать уровень и качество жизни в регионе;

3) следует стремиться к достижению и соблюдению баланса интересов всех этнических групп;

4) для благоприятного социо-культурного развития хакасского этноса требуется:

• принимать все необходимые меры для сохранения и развития хакасского языка, хакасской культуры (как самим этносом, так и с государственной помощью);

• обеспечивать более полное участие хакасов в принятии важных управленческих решений;

Таким образом, этносоциальные процессы в Хакасии, отражая общероссийские тенденции, содержат в себе специфические особенности, которые проанализированы в данной работе.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Карамчакова, Илона Романовна, 2010 год

1. Авксентьев A.B., Шаповалов В.А. Этносоциальные проблемы России. -Ставрополь, 1994. 88 с.

2. Алексеев П.М. Этносоциологическое изучение этнополитических представлений (по материалам Хакасии)//Междисциплинарные исследования в контексте социально-культурной антропологии.- М.: Наука, 2004. С. 246258 с.

3. Анайбан З.В. Женщины Тувы и Хакасии в период российских реформ/Отв. ред. Д.Д. Васильев. — М.: Институт востоковедения РАН, 2005. -243 с.

4. Анайбан З.В. Русский язык в Туве и Хакасии//Русский язык в тюркско-славянских этнокультурных взаимодействиях/Ред. М.Н. Губогло. М.: Старый сад, 2005. - С. 125-135.

5. Анайбан З.В. Хакасия в постсоветский период (проблемы адаптации к социально-экономическим преобразованиям)/Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 165. М., 2003. - 21с.

6. Андерсон Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма. М.: КАНОН-пресс-Ц, Кучково поле, 2001. -288 с.

7. Анжиганова JT.B. Представления об обществе в традиционном мировоззрении хакасов//Культура и менталитет населения Сибири. Тезисы Международной научно-практической конференции. СПб, 2003. - С. 9-10.1. РйкГ. ¿lir1. Г-tf*1."1. Sfi

8. Анжиганова Л.В. Эволюция мировоззрения хакасов. Абакан: Хакасское книжное издательство, 2007. - 146 с.

9. Анжиганова Л.В. Этнические диаспоры Республики Хакасия: проблемы социокультурной адаптации/Л.В. Анжиганова, В.В. Шоев. -Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф.

10. ЧК'< Катанова, 2006. 91 с.

11. Анжиганова Л.В. Этносоциальная ситуация в Республике Хакасия в1. S^i.оценках и представлениях массового сознания. Абакан: Изд. Хакасского гос. университета им. Н.Ф. Катанова, 2006. - 96 с.

12. Арутюнов С.А. Этничность — объективная реальность// Этнос иполитика: Хрестоматия/Авт.-сост. A.A. Празаускас. М.: Изд-во УРАО, 2000.-С. 30-33.

13. Арутюнян Ю.В. и др. Этносоциология: Учебное пособие для вузов/ Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, A.A. Сусуколов. М.: Аспект Пресс, 1998. -271 с.е! •

14. Барбер Б. Структура социальной стратификации и тенденции социальной мобильности//Американская социология. Перспективы, проблемы, методы. -М., 1972. С. 235-247.

15. Барт Ф. Введение//Этнические группы и социальные границы. Социальная организация культурных различий/ Сб. ст. — М.: Новое издательство, 2006. С. 9 - 30.

16. Боргоякова Т.Г. Миноритарные языки: проблемы сохранения и развития Учебное пособие. — Абакан: Издательство Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2001. - 160 с.

17. Боргоякова Т.Г. Социолингвистические процессы в республиках Южной Сибири. Абакан: Изд. Хакасского государственного университета им. Н.Ф. Катанова, 2002 г. - 264 с.

18. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. Изд. 2-е, доп. — М.: Издательство ЛКИ, 2008. 440 с.

19. Бромлей Ю.В. Этносоциальные процессы: теория, история, современность. М.: Наука, 1987. 333 с.

20. Брубейкер Р. Национальные меньшинства, национализирующиеся государства и внешние национальные отечества в новой Европе// Этнос иполитика: Хрестоматия/Авт.-сост. А.А. Празаускас. М.: Изд-во УРАО, 2000.-С. 173- 177.

21. Бурдьё П. Социология политики: Пер. с фр./Сост., ред. Н. А. Шматко. — M.: Socio-Logos, 1993. — 336 с.

22. Бутанаев В.Я. Этнополитические и этнокультурные процессы в Республике Хакасия// Исследования по прикладной и неотложной этнологии. -М., 1993. №38. -21 с.

23. Введение в этническую психологию: Учебное пособие/ Л.Г.Платонов, А.О. Бороноев, Л.Г. Почебут и др.// Под ред. Ю.П. Платонова. СПб.: Изд-во Санкт-Петербургского университета, 1995. - 200 с.

24. Вебер М. Основные понятия стратификации//Социс. 1994. № 5. С. 147-156

25. Вебер М. Отношения этнической общности//Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Том VII. № 2. — С. 8 — 21.

26. Вердери К. Куда идут «нация» и «национализм»? //Нации и национализм. М.: Праксис, 2002. - С. 297 - 302.

27. Винер Б.Е. Постмодернистский конструктивизм в российской этнологии//Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Том VIII. № 3. С. 114-130.

28. Винер Б.Е. Формы этничности, бывает ли у этноса сущность и что сторонники академика Бромлея могут взять у новых теорий//Журнал социологии и социальной антропологии. 2005. Том VIII. № 2. — С. 142- 163.

29. Винер Б.Е. Этничность: в поисках парадигмы изучения//ЭО. 1998. № 4. -С. 3-26.

30. Волков Ю.Г. Российская идентичность: особенности формирования и проявления // Социс. 2006. № 7. С. 13-22.

31. Галлямов P.P. Стратификационная теория П.А. Сорокина и концептуальная модель этносоциальной стратификации//Журнал социологии и социальной антропологии. 2004. Том VII. № 2. — С. 90 98.

32. Галлямов P.P. Этносоциальная стратификация общества: теоретические подходы и концептуальная модель//Междисциплинарные исследования в контексте социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2004. С. 189198.

33. Галлямов P.P., Зайнетдинова Л.Ф. Этносоциальная стратификация: теоретические подходы, концептуальная модель, тенденции развития. Уфа: Изд-во Здравоохранение Башкортостана, 2004. - 150 с

34. Геллнер Э. Нации и национализм. — М.: Прогресс, 1991. 320 с.

35. Трошева Г.В. Опыт предъявления этничности в научном и политическом дискурсе современной Хакасии// Русский язык в тюркско-славянских этнокультурных взаимодействиях/Ред. М.Н. Губогло. М.: Старый сад, 2005. - С. 245-254.

36. Губогло М.Н. Контуры этнополитической социолингвистики.//Междисциплинарные исследования в контексте социально-культурной антропологии. М.: Наука, 2004. - С. 57-69.

37. Губогло М.Н. Мобильность и мобилизация/Исследования по прикладной и неотложной этнологии. № 150. М.: , 2002. - 21 с.

38. Губогло М.Н. Этноязыковая и этнодемографическая панорама тюркского мира России// Русский язык в тюркско-славянских этнокультурных взаимодействиях/Ред. М.Н. Губогло. — М.: Старый сад, 2005. С.13-40.i-м1. V. «л*. 144

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.