Трансформация этносоциальной структуры Северного Кавказа тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 22.00.04, кандидат социологических наук Асланов, Шахмурад Султанович

  • Асланов, Шахмурад Султанович
  • кандидат социологических науккандидат социологических наук
  • 2009, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ22.00.04
  • Количество страниц 171
Асланов, Шахмурад Султанович. Трансформация этносоциальной структуры Северного Кавказа: дис. кандидат социологических наук: 22.00.04 - Социальная структура, социальные институты и процессы. Краснодар. 2009. 171 с.

Оглавление диссертации кандидат социологических наук Асланов, Шахмурад Султанович

Введение,

Содержание

Глава 1. Теоретико-методологические аспекты изучения трансформации этносоциальной структуры Северного Кавказа

1.1 Теоретические основы изучения этносоциальной структуры.

1.2 Этнические аспекты трансформации российского общества.

1.3 Социокультурный подход к изучению трансформации этносоциальной структуры Северного Кавказа.

Глава 2. Социокультурная трансформация этносоциальной структуры республик Северного Кавказа

2.1 Основные этапы становления этносоциальной структуры Северного Кавказа.

2.2 Институциональная трансформация и изменение положения этносов в республиках Северного Кавказа на современном этапе.

2.3 Восприятие населением социокультурной трансформации в республиках Северного Кавказа (на примере Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской Республики).

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Трансформация этносоциальной структуры Северного Кавказа»

Актуальность темы исследования.

Распад советского государства, как социально-политической и экономической системы, и дальнейшая трансформация общества привели к активизации множества социальных процессов. С начала 1990-х гг. практически во всех национальных субъектах страны происходит активный процесс мобилизации этничности и формирование на ее основе национальных идеологий, которые замещали традиционные советские принципы интернационализма, долгое время выступавшие в качестве основного института регуляции и контроля межнациональных отношений. Новая официальная идеология в большинстве российских республик строилась на внедрении в массовое сознание идеи этнической солидарности, а этническая сегментация становилась важным социально-политическим ресурсом. Во многих национальных субъектах России, которые, по сути, являются полиэтничными, уместно говорить о существовании этносоциальной структуры, указывающей на этнические аспекты социальной дифференциации. В результате трансформации и активизации множества этносоциальных процессов в этих республиках происходят заметные изменения системы этносоциальных отношений.

Общепризнанно, что сфера этнического очень чувствительна и уязвима к разного рода проблемам, именно в ней накапливаются противоречия, родившиеся в экономике, политике и социальной сфере. В самом деле, тяжелая экономическая ситуация, падение уровня жизни или неразвитая инфраструктура позволяют с высокой вероятностью предположить наличие напряженности межэтнических отношений в любом регионе с полиэтничным составом населения. В 90-е годы этничность широко использовали в борьбе за власть, за собственность, за региональные привилегии. Все эти условия воспроизводили тенденцию к децентрализации и обособлению административных районов по этническому признаку. Особенно ярко эти процессы проявились на Северном Кавказе, известно, что все местные республики по составу населения полиэтничны. В процессе социокультурной трансформации северокавказских национально-государственных образований произошли значительные изменения в сфере межэтнических отношений, активизировалась деятельность национальных элит, что привело к изменению сложившейся системы этносоциальных отношений. В результате процессов этномобилизации титульные этносы, не всегда являясь численно доминирующими, но, обладая большим политическим ресурсом, стали в значительной степени определять характер правовых и социально-экономических процессов в республиках Северного Кавказа. В ряде случаев это породило межэтнические конфликты и привело к активизации миграционных процессов из республик Северного Кавказа.

Недостаточная изученность этносоциальных процессов и связанных с ним проблем является одной из основных причин появления межэтнической напряженности и трудностей в системе государственного управления республик. Именно это делает актуальной проблему изучения трансформации этносоциальной структуры Северного Кавказа.

Степень разработанности проблемы.

Изучение социальной структуры, проблем стратификации, статусов разных социальных групп является фундаментальным для социологии. Классическими работами в этой области являются работы Э. Дюркгейма, М. Вебера, П. Сорокина, Т. Парсонса, Р. Мертона, П. Бурдье. В современной российской науке исследованием проблем трансформации социальной структуры занимались такие известные ученые, как М.Н. Руткевич, Ю.В. Арутюнян, В.В. Радаев, О.И. Шкаратан, З.Т. Голенкова.

Проблемам социальной трансформации общества в науке уделяется также немалое внимание. В зарубежной социологии проблемы трансформации, модернизации, демократического транзита давно занимают важное место, эти проблемы изучали Ш. Эйзенштадт, П. Штомпка Э. Алард и другие. В современной России изучению трансформационных процессов уделяется особое внимание. Среди отечественных исследователей следует выделить В.А. Ядова, А.Н. Данилова, B.JL Иноземцева, Т.И. Заславскую.

Проблемам этноса, феномену этничности также уделяется значительное внимание исследователей. Здесь надо отметить исследования Б. Андерсона, Э. Геллнера, Ф. Барта, JI. Хагендорна, Ю.В. Бромлея, JI.H. Гумилева, В.А. Тишкова и других.

Проблемы этносоциальных процессов в отечественной науке изучались в основном в рамках относительно нового направления социологических исследований — этносоциологии, которая активно развивается с 60-х годов XX века и связана с работами таких специалистов, как Ю.В. Арутюнян1, JI.M. 7

Дробижева , М.Н. Губогло.

В современных исследованиях отечественных специалистов важное место занимает изучение этносоциальных процессов. Разработка этносоциальных проблем становится все более актуальной в современном обществоведении: публикуются материалы оригинальных исследовательских проектов, коллективные монографии, сборники статей. Это работы В.А. Тишкова, З.В. Сикевич, JI.M. Дробижевой, Г.С. Денисовой4, Г.У. Солдатовой и других. Предметом изучения становятся национальные и этнические движения, элиты, миграции, диаспоры, конфликты и т.д. Среди исследователей этих проблем можно выделить А.Г. Здравомыслова, Э.А. Паина, В.А. Барсамова, М.О. Мнацаканян, Ж.Т. Тощенко, В.Н. Петрова и других.

Среди исследователей этносоциальных и этнополитических процессов на Северном Кавказе можно выделить Г.С. Денисову, B.C. Белозерова, В. Авксеньтьева. Проблемы этнической миграции и этнической преступности в регионе изучаются В.Н. Петровым, С.В. Рязанцевым, B.C. Белозеровым, В.Н.

1 Арутюнян Ю. В. Трансформация постсоветских наций: По материалам этносоциологических исследований. -М.: Наука, 2003.

2 Дробижева Л.М. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. - М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003.

3 Губогло М.Н. Мобилизованный лингвицизм. - М., 1993.

4 Денисова Г.С., Уланов В.П. Русские на Северном Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса, г. Ростов-на-Дону. 2003.

Ракачевым. Этнические аспекты социального неравенства в регионе изучались в работах М.В. Савва, С. Воробьева, A.M. Ерохина. Этнокультурная специфика народов Северного Кавказа отражена в работах Р.А. Ханаху, давшего целостный- анализ традиционной культуры на Северном Кавказе и определившего основания северокавказской идентичности.5 Специальное исследование взаимовлияния этнокультуры и национального самосознания предпринималось Ф.С. Эфендиевым на материалах Северного Кавказа.6 Различные аспекты культуры народов Северного Кавказа- исследовались» в работах Б.Х. Бгажнокова, Х.М. Казанова, К.Х. Унежева. Религиозное измерение жизниj этносов — предмет исследовательского интереса С.А. Ляушевой, изучению,- этнических ценностей и Северного Кавказа как социокультурной системы посвящены работы А.Ю. Шадже8.

Однако, указывая на разнообразие этих работ, необходимо отметить, что t многие-исследования зачастую вносят фрагментарный характер и-не позволяют выявить общий характер и; системность этносоциальных проблем изучаемого региона. Данная работа направлена на широкое и обобщенное теоретическое осмысление проблемы трансформации этносоциальной структуры Северного-Кавказа.

Объектом исследования является этносоциальная структура Северного Кавказа.

Предметом исследования являются факторы и основные тенденции трансформации этносоциальной структуры Северного Кавказа.

Цель диссертационного исследования состоит в изучении изменения этносоциальной структуры Северного Кавказа в условиях социокультурной трансформации общества.

Для достижения этой цели необходимо решение следующих задач:

5 Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызовы времени (социально-философский анализ). Майкоп, 1997.

6 Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание (На материалах Северного Кавказа): Автореф. дис. д-ра философ, наук. Ростов-н/Д, 1999.

7 Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1983; Казанов Х.М. Национальный характер. Нальчик, 1994; Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1997.

8 Ляушева СА. Взаимодействие ислама и традиционной культуры адыгов // Мир культуры адыгов. Майкоп, 2002; Шадже А.Ю., Шеуджен Э.А. Северокавказское общество: опыт системного анализа. М.-Майкоп, 2004.

- определить понятие и теоретические основы изучения этносоциальной структуры, что предполагает: а) обобщение современных социологических подходов к пониманию социальной структуры; б) определение специфики и сущностного содержания этносоциальной структуры, как особой проекции социальной структуры общества;

- охарактеризовать особенности развития этносоциальных процессов в условиях трансформации общества;

- определить методологические основы изучения трансформации этносоциальной структуры Северного Кавказа;

- рассмотреть историю становления этносоциальной структуры Северного Кавказа;

- выявить и описать основные факторы и тенденции трансформации этносоциальной структуры Северного Кавказа на современном этапе;

- проанализировать восприятие населением этносоциальной трансформации в республиках Северного Кавказа.

Теоретические и методологические основания исследования. Методологической основой диссертации является социокультурный подход к анализу полиэтничных обществ. Комплексно используются элементы системного, структурно-функционального подходов изучения трансформации этносоциальной структуры, а также принципы единства исторического и логического анализа.

Теоретической базой исследования социальной структуры являются работы П. Бурдье. При рассмотрении феномена этничности предпочтение отдается инструменталистскому и конструктивистскому подходу. Работа также основывается на достижениях современного отечественного обществознания (социология, этнология и этносоциология), разрабатывающего проблемы этносоциального развития общества. В частности, работы Ю.В. Арутюняна, JI.M. Дробижевой, Г.С. Денисовой, Г.У. Солдатовой.

Эмпирическую базу диссертационного исследования составили результаты вторичного анализа эмпирических данных исследований отечественных социологов: Г.С. Денисовой, Г.У. Солдатовой, Г.Г., Р.А. Ханаху и других, в которых анализировались процессы этносоциального и этнокультурного развития народов Северного Кавказа в условиях трансформации современного общества. Кроме того, автором в 2006 — 2008 гг. методом опроса было проведено социологическое исследование, направленное на изучение восприятия населением республик Северного Кавказа процессов этносоциальной трансформации общества. Выборочная совокупность составила по Республике Адыгея 532 чел., по Карачаево-Черкесской Республике 521 чел. При выборе респондентов в качестве определяющих использовались социально-демографические и этнические признаки (пол, возраст, этническая принадлежность).

Гипотеза исследования предполагает, что в условиях социальной трансформации значительно возрастает влияние этнического фактора на процессы структурирования общества. Развитие современных этносоциальных процессов на Северном Кавказе имеет тенденции'дезинтеграции сложившейся системы межэтнических отношений, основной причиной которой может являться социально-экономическая неэффективность деятельности органов власти республик.

Научная новизна диссертации заключается в следующем:

- в результате исследования определено, что в трансформирующемся полиэтничном обществе обоснованным является использование понятия «этносоциальная структура», которое в этих условиях обладает значительным эвристическим потенциалом;

- проанализировано влияние этнического фактора на структурные изменения трансформирующегося общества;

- определено, что для изучения трансформации этносоциально-дифференцированного общества наиболее адекватным методологическим основанием является социокультурный подход;

- выявлены этапы и проанализированы особенности становления этносоциальной структуры Северного Кавказа в дореволюционный и советский период развития;

- проанализировано влияние социально-экономических, политических и культурных факторов на изменение положения этнических групп в республиках Северного Кавказа в 1990-х и начале 2000-х гг.;

- проведен анализ восприятия населением процессов трансформации и межэтнических отношений в республиках Северного Кавказа (на примере Республики Адыгея и Карачаево-Черкесской Республики).

Основные положения, выносимые на защиту:

1) Анализ классических и современных теорий социальной структуры, а также основных подходов к феномену этничности позволяет сделать вывод, что в полиэтничных регионах оправдано использование понятия «этносоциальная структура». Она демонстрирует взаимосвязь этнических и социальных процессов, это особый вид социальной структуры, который определяет положение и социальную роль этнических групп в полиэтничном обществе. В отличие от традиционного национально-этнического критерия структурирования общества этносоциальный критерий позволяет выявить влияние этнического фактора на саму социальную структуру общества.

2) Трансформация современного российского общества привела к активизации множества этносоциальных процессов. В условиях трансформации значительно усиливается социальная мобильность, границы между социальными слоями оказываются особенно подвижными и неустойчивыми, этнические границы, напротив, становятся более рельефными, обращающими на себя внимание, что приводит к усилению межэтнической конкуренции. Таким образом, неизбежное в период системной трансформации социальное расслоение в полиэтничном обществе сопровождается этносоциальной дифференциацией.

3) Этносоциальная структура Северного Кавказа имеет объективные социально-экономические, политические и культурные основания своего воспроизводства. Она рассматривается как результат и процесс взаимодействия отдельных этнических подсистем, которые могут различаться институциональными структурами и принадлежать к разным культурным традициям. Наиболее адекватным методологическим основанием к анализу трансформации этносоциально-дифференцированного общества является социокультурный подход. В полиэтничном обществе, наряду с общими социальными механизмами трансформации, важную роль играют специфические особенности культур взаимодействующих этносов. Важнейшими индикаторами этносоциальной структуры служат политический статус и социально-экономические характеристики этносов, их социальный потенциал и существующая между ними социальная дистанция.

4) В развитии этносоциальной структуры Северного Кавказа можно выделить три основных этапа: дореволюционный, советский и современный этапы. Дореволюционный этап основывался на традиционной институциональной структуре, которая соответствовала уровню развития северокавказского общества. Советский этап основывался на модернизированной институциональной структуре, за годы советской власти происходила ускоренная модернизация, выравнивание социальной структуры, контактирующих этносов и постепенное стирание социокультурных различий. С началом перестройки новая государственная идеология практически во всех республиках бывшего Советского Союза и Северного Кавказа вместо идей межэтнической консолидации строилась на внедрении идей внутриэтнической солидарности, в результате чего этничность становится существенным элементом социальной дифференциации.

5) На современном этапе в условиях социокультурной трансформации происходит изменение системы этносоциальных взаимодействий. Анализ социально-экономических, политических и культурных характеристик контактирующих этносов показывает, что в результате постсоветских социокультурных трансформаций произошли изменения в положении этносов в республиках Северного Кавказа. Передача российским центром в регионы кардинального властного ресурса, кадровой политики, механизма исполнительной власти и ротации кадров вызвала утверждение региональных политических элит как реального субъекта социально-экономического управления. Монополизация политическими лидерами титульного этноса доминирующих позиций в сфере управления решает исход конкурентной оппозиции во многих других сферах. Индекс представленности титульных этносов в составе правительств и парламентов (народных собраний) республик Северного Кавказа значительно выше, чем у русских, к примеру, в правительстве Республики Адыгея в шесть раз выше — 2,96 , по сравнению с 0,48 у русских. В парламенте Республики Адыгея 1,95 — у титульного этноса, 0,83 — у русских. В Северной Осетии в правительстве у титульного этноса индекс 1,54, у русских - 0,48, в парламенте 1,53 — у титульных, 0,35 - у русских.9 Среди представителей титульных этносов значительно выше представленность в органах власти и на руководящих должностях, они активнее включились в рыночные условия, заняты в престижных сферах экономики (торговля и обслуживание), отличаются более сильной этнической консолидацией, позитивным восприятием сложившейся ситуации. Русские же представлены преимущественно в производственных сферах, уменьшилась представленность русских в республиканских органах власти, что естественно отражается на их социальном самочувствии и динамике миграционного оттока.

6) Анализ восприятия населением социокультурной трансформации показывает, что в целом она воспринимается негативно. Так, по мнению большинства респондентов, произошедшие социальные изменения привели к значительному ухудшению уровня жизни, так считают 61% в Адыгее и 65% в Карачаево-Черкессии, причем эти оценки близки во всех этнических группах. Оценивая экономическое развитие республик, 69% населения Адыгеи считают ее развитие крайне слабым. В КЧР ситуация еще более удручающая, 83% населения оценивают ее крайне негативно. Большинство респондентов также негативно оценивают деятельность органов власти, при этом отмечая то, что

9 Пути мира на Северном Кавказе. М., 1999. С. 149. она имеет этнический характер. В Адыгее 51% отрицательно относятся к работе органов власти, 23% считают, что существующая представленность в органах власти ущемляет права народов республики. В КЧР эти оценки еще более негативные, 84% отрицательно оценивают их деятельность, при этом 39% считают, что существующее этническое представительство в органах власти ущемляет права народов, проживающих в республике. Таким образом, необходимо отметить, что благоприятные изменения социально-политической структуры в пользу титульных этносов на самих этносах благоприятное влияние не оказывают. В меньшей степени, чем у русских, но также в большинстве своем титульные этносы республик негативно оценивают последствия произошедших социокультурных изменений. Данное противоречие может быть объяснено низкой социально-экономической эффективностью органов государственной власти республик Северного Кавказа.

Теоретическая и практическая значимость диссертационного исследования. Полученные результаты позволяют глубже понять процессы социокультурной трансформации в республиках Северного Кавказа. Теоретические положения, сформулированные в диссертации, могут использоваться в процессе преподавания этносоциологии и этно-психологии, стать основой разработки спецкурсов по этносоциальным проблемам Северного Кавказа.

Практическая значимость работы заключается в возможности использования результатов исследования для разработки научно-методического обеспечения программы этносоциальной интеграции региона. Материалы исследования могут быть использованы в практической работе специалистов в области управления этносоциальными процессами.

Апробация работы. Диссертация обсуждена на кафедре социологии и культурологии Кубанского государственного аграрного университет и рекомендована к защите. Основные положения и выводы диссертации излагались на следующих научных мероприятиях: Всероссийском социологическом конгрессе «Глобализация и социальные изменения в современной России» (Москва 3 — 5 октября 2006 г.), Международной научной конференции «Русская культура, ее смыслы и ценности в свете современных российских реалий» (Краснодар, апрель 2008 г.). Основное содержание диссертационной работы отражено в 8 публикациях (1 публикация в изданиях перечня ВАК Минобрнауки России), общим объемом 7,4 п. л.

Структура и объем работы. Поставленная цель и задачи исследования определили структуру работы. Диссертация состоит из введения, двух глав (включающих 6 параграфов), заключения, списка используемых источников и литературы и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная структура, социальные институты и процессы», 22.00.04 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная структура, социальные институты и процессы», Асланов, Шахмурад Султанович

Заключение

Особенностью развития постсоветской России является регионализация этносоциального пространства. Рассматривая российское общество как целостную социальную систему, северокавказский регион, и его национальные образования, могут быть отнесены к структурным «элементам» данной системы. Северный Кавказ является полиэтничным регионом с большим разнообразием этносоциальной фрагментации общества. Это этносы, дающие название российским республикам, субъектообразующие этносы, коренные этнические группы, не имеющие административных образований, диаспорные группы. С этой точки зрения, Северный Кавказ является характерным регионом, применительно к которому многие исследователи используют понятие «этносоциальное пространство». На сравнительно небольшой территории здесь сосуществует несколько десятков различных в этническом, религиозном и социально-экономическом отношении народов. [

В ходе нашего исследования удалось показать, что в полиэтничных обществах, особенно в условиях трансформации социальная структура, приобретает вид этносоциальной структуры, которая определяет положение и социальную дистанцию этнических групп в социуме. К объективным факторам её формирования, можно отнести полиэтничность региона, специфику хозяйственной деятельности различных этносов, которая во многом зависит от географических условий проживания, производственные ресурсы, особенности политического устройства, которое зачастую формировалось в результате попыток совмещения (примирения) политического и этнического пространств. Важнейшими индикаторами служат социальные характеристики контактирующих этносов, положение в этнопрофессиональной структуре, представленность в органах власти, уровень образования и т.д.

Для анализа трансформации этносоциально-дифференцированного общества, где во взаимодействие вступают этносы, принадлежащие к разным культурным традициям, мы использовали социокультурный подход, выраженный в необходимости рассмотрения динамики, взаимодействия .и адекватности институциональных структур, соответствующим культурным традициям контактирующих этносов.

К периоду присоединения Северного Кавказа к России, населяющие его народы представляли собой достаточно обособленные и территориально локализованные общества, основанием взаимодействия выступали поземельные отношения, которые связывали между собой различные народы и социальные слои внутри них. Обладание землей выступало главным основанием для формирования социальной иерархии народов. Этот же принцип сохранялся и в царское время, при этом происходил передел земель в пользу казачества и русских крестьян, а города формировались как центры управления, и имели закрытый от горцев характер. Это обеспечивало доминирующее положение русских и сильную обособленность северокавказских народов.

После Октябрьской революции, в советское время ситуация начинает меняться. Советское государство стимулировало социальный рост наций, создавая льготные условия для модернизации отсталых окраин страны. Однако, ускоренная мобильность народов в советское время и создание сходных параметров их социально-профессиональной структуры, привело к росту межнациональной социальной конкуренции. К тому же быстрые темпы урбанизации, которую переживали коренные народы Северного Кавказа, размывали традиционную культуру этноса. Этим во многом была обусловлена тревога представителей интеллигенции по поводу расширения каналов трансляции этнокультурной информации.

После развала советского государства происходит системная трансформация общества. Социальную трансформацию предлагается понимать, прежде всего, как процесс изменения институциональной структуры общества, неизбежными и очень важными последствиями, которого служат сдвиги в социально-групповой структуре общества и культуре. Закономерной чертой трансформационных процессов является маргинализация части населения. В условиях глубоких политических, экономических изменений, резкой смены идеологии, в ситуации сложнейшей системной трансформации общества, сопровождавшейся ухудшением положения людей, ростом социальной страхов и неуверенности, обращение к традициям, людям казалось спасением. «В условиях социально-психологической неустойчивости своего существования человек «укрывается» в этничность как в свою «большую семью», которая на уровне как массового, так и индивидуально-личностного сознания остается единственной ценностно-нормативной константой, способной предотвратить социальную аномию и фрустрацию».160 Наблюдающийся на Северном Кавказе резкий рост значения этничности как фактора социальной мобильности свидетельствует об архаизации социальной системы. В результате именно этническая общность, сохранившая комплекс традиционных способов воспроизводства своего-социального капитала (и соответственно социального капитала своих членов) обладает большей мобильностью.

В новых условиях, утверждения национально-республиканской государственности, с вплетением этнического фактора в процесс формирования управленческого слоя, ситуация меняется, в результате этого титульные этносы, значительно повышают свой политический статус, и способствуют переструктурированию этносоциальных отношений. Значительную роль в этом процессе сыграли этнические элиты, которые идеологически обосновали необходимость изменения статусных позиций этносов. В результате неизбежное в период системной трансформации социальное расслоение, сопровождалась этносоциальной дифференциацией, которая способствовала общей дестабилизации социальных и политических отношений, а также межэтнического взаимодействия. Во многих российских республиках в 90-х годах проводились этносоциологические исследования, выяснилось, что доля «властвующей элиты» у титульных национальностей была заметно выше, чем у русских, которые там проживают. Изменение принципа организации власти приводит одновременно к переформатированию социальных отношений: тип сотруднического взаимодействия, сформированный в советское время, оказался вытесненным конкурентным типом, укорененным в исторической традиции межэтнических взаимодействий на Северном Кавказе. В новой ситуации, когда повсеместно, особенно в группах интеллигенции, и в первую очередь русской, резко снизились возможности устройства на работу, возросшие конкурентные отношения неизбежно стали отражаться на национальных отношениях. В качестве способа для отсечения меньшинств от участия в политическом процессе, доминирующая группа использует усложненный избирательный закон: требование знания языка титульного народа для участия, ценз оседлости и пр. Не доминирующая группа в борьбе за повышения своего политического статуса требует введения демократических прав и свобод, для преодоления групповых привилегий.

Проведенное исследование позволяет сделать вывод, что в результате социокультурной трансформации, действительно произошли изменения в этносоциальных процессах на Северном Кавказе. С утверждением новых имущественных интересов наиболее популярными становятся сфера торговли и обслуживания, число занятых в которых очень быстро растет. Менее востребованными оказываются рабочие специальности, даже квалифицированные. Это особенно сказалось на группах населения занятых в промышленности. Наряду с этим появился достаточно влиятельный и престижный слой бизнесменов и предпринимателей, который формировался преимущественно из коренных и титульных этносов. Новая система управления, давала определенные преимущества титульным этносам. Более частым явлением стал этнический протекционизм, который заключается в поощрении «этнического предпринимательства», в выдаче льготных кредитов, лицензий и других привилегий. Темпы прироста специалистов с высшим образованием среди титульных этносов существенно превышают темпы роста данных групп у русского населения. Растет число представителей титульных народов в сферах управления, торговли и культуры. В отраслях материального производства, в первую очередь в промышленности и на транспорте, этот процесс идет медленнее. В частности, сравнение отраслевой этнической структуры занятости населения показало, что в отдельных отраслях повышенный удельный вес русских сохранился: это, как правило, промышленность, строительство, транспорт. В управлении, торговле и в сельском хозяйстве, наоборот, повысилась доля титульного представителей титульного этноса.

Происходящие этносоциальные изменения находят свое отражение в этническом сознании. Не все эти изменения воспринимаются однозначно, в целом можно заключить, что нынешние политико-идеологические и социально-экономические институты, с точки зрения опрашиваемых, малоэффективны и ведут к ухудшению социально-экономического положения населения, все большей этносоциальной дифференциации и дестабилизации межнациональных отношений. Этничность продолжает играть важную роль в жизни северокавказского общества, доминирует позитивная этническая идентичность, хотя в некоторых этнических группах значимо себя проявляют формы гиперидентичности. В нашем опросе мы выяснили, как восприняли произошедшие изменения представители разных этнических групп. Можно отметить, что в трансформационный период активнее других в рыночные условия включились представители титульных этносов, они отличаются более сильной этнической консолидацией, более позитивным, чем у русских восприятием произошедших изменений. Заметно, что при резком снижении удовлетворенности заработком и работой в 90-е годы по всем национальностям и социальным группам, число удовлетворенных работой и зарплатой было несколько ниже среди русского населения. Большинство представителей титульных этносов, 72% карачаевцев и 63% адыгейцев, считают, что в будущем развитии республик будет происходить благоприятное развитие их национальных культур. Титульные, но не являющиеся численно доминирующие черкесы в КЧР и русские в обеих республиках осторожнее оценивают будущее развитее национальных культур в республиках. Однако результаты опроса также показывают, что за период проживания в регионе у русских сформировались значимые модели межкультурного взаимодействия, а также и важные элементы регионального самосознания. А существующий в республиках уровень социальной дистанции, позволяет сделать выводы о достаточном потенциале этносоциальной интеграции в регионе.

Таким образом, на современном этапе, процесс трансформации этносоциальной структуры Северного Кавказа приводит к ухудшению социально-экономического положения населения и значительной миграции русского населения из республик Северного Кавказа, что негативно отражается на системе межэтнических отношений и в целом развитии региона. Причем благоприятные изменения социально-политической структуры в пользу титульных этносов, не оказали сильного влияния на положительное восприятие сложившейся ситуации. В меньшей степени, чем у русских, но также в большинстве своем титульные этносы республик негативно оценивает последствия произошедших изменений, что может быть объяснено низкой социально-экономической эффективностью деятельности органов власти республик.

Полученные в ходе исследования данные имеют широкую теоретическую и практическую значимость. Теоретико-методологические основания исследования, позволяют анализировать развитие этносоциальных процессов на Северном Кавказе в целом, а также его отдельных республик. Практическая значимость работы заключается, в возможности использования результатов исследования для разработки научно-методического обеспечения программы этносоциальной интеграции региона и отдельных республик. Материалы исследования могут быть использованы в практической работе специалистов в области управления этносоциальными процессами.

Список литературы диссертационного исследования кандидат социологических наук Асланов, Шахмурад Султанович, 2009 год

1. Абдулатипов Р.Г. Национальные отношения и политика общественного согласия // Этнополитический вестник. М., 1995.

2. Аверин А.Н. Социальная структура общества. — М.: Изд-во РАГС, 2006. — 84 с.

3. Аитов Н.А. Социальная структура населения стран СНГ. Уфа, 1995.

4. Алхазишвили В.И. Северный Кавказ: современные тенденции социального и культурного развития полиэтнического региона: Дис. . канд. социол. наук: 22.00.06 СПб., 2004. 134 с.

5. Андерсен Б. Воображаемые сообщества. Размышления об истоках и распространении национализма / Пер. с англ. В. Николаева. — М., 2001.

6. Арутюнян Ю.В. Социально-культурное развитие и национальное самосознание // Социс. 1990, № 7.

7. Арутюнян Ю. В. Трансформация постсоветских наций: По материалам этносоциологических исследований. — М.: Наука. 2003. — 207 с.

8. Арутюнян Ю.В. Этносоциология: Учебное пособие для вузов / Ю.В. Арутюнян, Л.М. Дробижева, А.А. Сусоколов. М.: Аспект Пресс, 1999. - 271с.

9. Арутюнян Ю.В., Дробижева Л.М. Этносоциология: пройденное и новые горизонты // Социс. 2000, № 4.

10. Аташукова М.К. Уровень толерантности в Республике Адыгея социологический аспект): автореф. дис. . канд. социол. наук (22.00.06). -Майкоп, 2006.-23 с.

11. Афасижев Т.И. Межнациональное согласие: поиск путей его утверждения // Северный Кавказ в условиях глобализации: тезисы Всероссийской научнопрактической конференции / М-во образования Российской Федерации. — Майкоп, 2001.

12. Ахизер А.С. Давыдов А.П. Шнурский М.А., Яковенко И.Г., Яркова Е.Н. Социокультурные основания и смысл болыпивизма. Новосибирск. 2002.

13. Ахиезер А., Яковенко И. Что же такое общество //ОНС. 1997. №2.

14. Ачох С.Х. Социальная адаптация населения Республики Адыгея в условиях трансформации российского общества (социологический анализ): автореферат на соиск. учен. степ. канд. соц. наук. — Майкоп, 2001. — 21 с.

15. Бгажноков Б.Х. Очерки этнографии общения адыгов. Нальчик, 1983

16. Белокопыт А.Н. Этносоциальные процессы в условиях социальной трансформации: на примере Ставропольского края: Дисс. канд. социол. наук: 22.00.00. -М.: РГБ.2005. 192 с.

17. Бергер П., Лукман Т. Социальное конструирование реальности. — М.: «Медиум», 1995. -323 с.

18. Бетрозов Р.Ж. Этногенез и этническая история адыгов: Автореферат диссертации на соискание ученой степени. — Махачкала, 1997. 50 с.

19. Бромлей Ю.В. Очерки теории этноса. М. 1983.

20. Бугай Н.Ф. Северный Кавказ: новые ориентиры национальной политики (90-е годы XX века) / Н.Ф. Бугай, A.M. Гонов. М.: Новый хронограф, 2004. — 413 с.

21. Бурдье П.Социология политики. М.: Socio-logos, 1993.

22. Белозеров B.C. Этническая карта Северного Кавказа. — М.: ОГИ, 2005. — 304 с.

23. Барсамов В.А. Этнонациональная политика в борьбе за власть: стратегия и тактика в период общенациональной смуты (десять. лет в поисках антикризисной модели). -М.:Б.И., 1996.

24. Валлерстайн И. Концепция национального развития, 1917 — 1989: элегия и реквием // Валлерстайн И. Анализ мировых систем и ситуация в современном мире. СПб, 2001.

25. Вектор идентичности на постсоветском пространстве: Материалы международного «круглого стола» (Ставрополь, 2 октября 2006 г.). — Ростов-на-Дону: Изд-во ЮНЦ РАН, 2007. 272 с.

26. Волков Ю.Г. и др. Гуманизм и полиэтническая Россия / Ю.Г. Волков, Р.Д. Хунагов, А.Ю. Шадже. Майкоп: Изд-во АТУ, 2001. - 171 с.

27. Волкова Н.Г. Изменения в этническом составе сельского населения Северного Кавказа за годы Советской власти // Советская этнография. 1966. № 1.

28. Гаджиев К.С. Геополитика Кавказа. — М.: Междунар. отношения, 2003. — 464 с.

29. Галкин А.А. Размышления о политике и политической науке. — М. .'Издательство «Орлей», 2004. 278 с.

30. Гатеев В.М. Межнациональные отношения и этнополитические процессы на Северном Кавказе: исторический опыт (1991-2005* гг.) : Дис. . канд. ист л наук : 07.00.02 Владикавказ, 2006. 183 с.

31. Геллнер Э.Н. Нации и национализм. М.,1992. '

32. Голенкова З.Т. Динамика социоструктурной трансформации в России // Социологические исследования. 1998. № 10.

33. Горшков М.К. Российское общество в условиях трансформации (социологический анализ). М., 2000.

34. Губогло М.Н. Мобилизованный лингвицизм. — М., 1993.

35. Гумелев J1.H. Этносфера: история людей и история природы / JI.H. гумелев. — М.: ООО «Издательство ACT», 2004. — 575 с.

36. Гражданские, этнические и религиозные идентичности в современной России / Отв. ред. B.C. Магун. М.: Издательство Института социологии РАН, 2006.-327 с.

37. Дамениа О.Н. К проблеме идентификации кавказской культуры // Вестник АТУ. Майкоп, 1998.

38. Данилов А.Н. Переходное общество: Проблемы системной трансформации. Минск 1998.

39. Дегоев В.В. Большая игра на Кавказе: история и современность. Статьи, очерки, эссе. 2-е издание, расш. и дополн. — М.: SPSL — «Русская панорама», 2003.-512 с.

40. Денисова Г.С., Радовель М.Р. Этносоциология: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. вузов. Ростов-н/Д: Изд-во ООО «ЦВВР», 2000. — 280 с.

41. Денисова Г.С. Уланов В.п. Русские на Северном Кавказе: анализ трансформации социокультурного статуса, г. Ростов-на-Дону.2003. — 352 с.

42. Добреньков В.И Глобализация и Россия: Социологический анализ. — М.: ИНФРА-М, 2006. 447 с.

43. Добреньков В.И., Кравченко А.И. Фундаментальная социология: В 15 т. Т. 8. М: 1096 с.

44. Драгунский Д.В Навязанная этничность. // Политические исследования. — 1993. №5.

45. Дробижева JI.M. Социальные проблемы межнациональных отношений в постсоветской России. -М.: Центр общечеловеческих ценностей, 2003.

46. Ерохин A.M. Этнополитические процессы в системно-структурной трансформации российского общества: Дис. . д-ра социол. наук : 22.00.04 Москва, 2004. 397 с.

47. Жаде З.А. Многоуровневая идентичность / Коллективная монография / Жаде З.А., Куква Е.С., Ляушева С.А., Шадже А.Ю. Майкоп: ООО «Качество», 2006. - 245 с.

48. Завалишин П.Е. Этнос как социальная общность: Дис. . канд. филос. наук: 09.00.11 Тула, 2004 158 с.

49. Зайнетдинова JI. Ф. Этносоциальная стратификация российского общества в условиях реформ (Региональный аспект; на примере Республики Башкортостан): Дис. канд. социол. наук: 22.00.04 Пермь, 2003. — 178 с.

50. Заславская Т.И. Современное российское общество: Социальный механизм трансформации: Учебное пособие. — М.: Дело, 2004.

51. Заславская Т.И. Социетальная трансформация российского общества: Деятельностно-структурная концепция. — М.: Дело, 2002. — 568 с.

52. Здравомыслов А.Г. Социология конфликта: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. — 3-е изд., перераб и доп. — М.:Аспект Пресс, 1996.-317 с.

53. Ильин В.И. Государство и социальная стратификация советского и постсоветского обществ, 1917 — 1996 гг. Сыктывкар, 1996.

54. Иноземцев B.JI. Современное постиндустриальное общество: природа, противоречия, перспективы. — М., 2000.

55. Ионин Л.Г. Социология культуры. М., 1996. 260 с.

56. Исаев Б.А. Геополитика: Учебное пособие. — СПб.: Питер, 2006. 384 с. г

57. Кабузан В.М. Население Северного Кавказа в XIX XX веках. СПб., 1996.-221 с.

58. Казанов Х.М. Нация и национальный характер / Науч. ред. Тхакушинов А.К. Майкоп: МГТИ, 2000. - 148 с.

59. Кара-Мурза С.Г. Манипуляция сознанием. М., 2003; Кара-Мурза С.Г. Истмат и проблема: Восток-Запад. М., 2002.

60. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы и развитие России. М., 2000.

61. Кирдина С.Г. Институциональные матрицы: макросоциологическая объяснительн гипотеза //Социс. 2001, №2.

62. Киселева Н.М. Советский народ и малые национальности (исследование проблемы на материале Адыгейской Автономной области): автореферат дис. канд. филос. наук, Ростов н/Д, 1969. 26

63. Константинова С.С. Этнология. Конспект лекций. Ростов н/Д: «Феникс», 2005. - 176 с.

64. Комаров М.С. Введение в социологию: учебник для высших учебных заведений. -М.: Наука, 1994.

65. Коротеева В.В. Теории национализма в зарубежных социальных науках. — М.: Российск. гос. гуманит. ун-т, 1999. — 140 с.

66. Крадин Н.Н. Политическая антропология: Учебник. — 2-е изд., испр. и доп. М.: Логос, 2004. - 272 с.

67. Куда пришла Россия?. Итоги социетальной трансформации / Под общ. ред. Т.И. Заславской. -М:: МВШСЭН, 2003. 408 с.

68. Куква Е.С. Этническая идентичность в Республике Адыгея (социологический анализ): Дис. . канд. социол. наук: (22.00.06): Адыг. Гос. ун-т Майкоп, 2005. — 174 с.

69. Лапин Н.М.Социокультурный подход и социетально-структурные структуры //Социол. исслед.2000. №7.

70. Лебедева Н.М. Социальная психология этнических миграций. М., 1993.

71. Ляушева С А. Взаимодействие ислама и традиционной культуры адыгов // Мир культуры адыгов. Майкоп, 2002.

72. Малахов B.C. Национализм как политическая идеология: Учебное пособие. М.:КДУ, 2005. - 320 с.

73. Мамий Р.Г. Культура и политика в межнациональном общении (опыт Северного Кавказа) // Информационно-аналитический вестник. — Майкоп, 2000. Вып. №3. История. Этнография. Археология.

74. Мнацаканян М.О. Этносоциология: нации, национальная психология и межнациональные конфликты. М., 1998. — 301 с.

75. Мнацаканян М.О. Интегрализм и национальная общность. Новая этносоциологическая теория. — М., 2001. 301.

76. Медведев Р. История как средство самоидентификации // Россия в глобальной политике. Т.4. №4. июль — август 2006.

77. Мултикультурализм и этнокультурные процессы в меняющемся мире: Исследовательские подходы и интерпретации / Под ред. Г.И. Зверевой . — М.: Аспект Пресс, 2003. 188 с.

78. Нации и национализм / Б. Андерсон, О. Бауэр, М. Хрох и др.; Пер. с англ. и нем. JI.E. Переяславцевой, М.С. Панина, М.Б. Гнедовского. М.:Праксис, 2002.-416 с.

79. Османов А.М. Этносоциальные процессы в студенческой среде Республики Дагестан: социологический анализ : Дис. . канд. социол. наук : 22.00.04 Москва, 2006. 146 с.

80. Паин Э.А. Этнополитический маятник. Динамика и механизмы этнополитических процессов в постсоветской России / Э.А. Паин; Институт социологии РАН. М., 2004. 328 с.

81. Панарин А.С. Искушение глобализмом. М. 2002.

82. Панеш Э.Х. Этническая психология и межнациональные отношения. Взаимодействие и особенности эволюции (на примере Западного Кавказа) / отв. ред. Н.Н. Дьяков. СПб.: Европейский Дом, 1996. — 302 с.

83. Пасько А.Н. Реконструкция идентификационного пространства мы они: профили и сценарии идентификации. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. (спец. 22.00.01). — М. 2005.

84. Пелина А.Н. Северный Кавказ: территориальная этнодемографическая и социальная дифференциация. Проблемы и следствия (На примере республик

85. Северного Кавказа) : Дис. . канд. геогр. наук : 25.00.24 Краснодар, 2004. — 171 с.

86. Платонов Ю.В., Почебут Л.Г. Этническая социальная психология. СПб., 1993.

87. Переверзев А.Е. Русские на Северном Кавказе: социокультурная роль и статусные позиции. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. Ростов-на-Дону. 2001. — 26 с.

88. Пути России: существующие ограничения и возможные варианты / Под общ. ред. Т.Е. Ворожейкино. М.: МВШСЭН, 2004. - 285 с.

89. Радаев В. В., Шкаратан О. И. Социальная стратификация: Учеб. Пособие. — М.: Аспект Пресс, 1996. 318 с.

90. Ракачев В.Н., Ракачева Я.В. Краснодарский край: этносоциальные и этнодемографические процессы (вторая половина 1980-х — начало 2000-х гг.). Краснодар: Кубанский государственный университет, 2003. 240 с.

91. Россия федеративная: проблемы и перспекивы / Под ред. В.Н. Иванова. — М.: Наука, 1994.

92. Руткевич М.Н. Социальная структура. М.:Альфа-М.,2004. - 272 с.

93. Рязанцев С.В. Современный демографический и миграционный портрет Северного Кавказа. Ставрополь, 2003. — 373.

94. Савва М.В. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора политических наук. — М. 1999.

95. Савва М.В. Этнический статус (конфликтологический анализ социального феномена). Кранодар. 1997.

96. Савельев А.Е. Северо-западный Кавказ в российском общественном сознании (конец XVIII — XIX вв.). Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата исторических наук (07.00.02). — Краснодар. 2005.

97. Санглибаев А.А. Современный политический процесс на Северном Кавказе: проявление этностатусной ассиметрии. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата социологических наук. — Ростов-на-Дону. 2001.-22 с.

98. Сергеева А.В. Русские: стереотипы поведения, традиции,ментальность / А.В. Сергеева. 4-е изд., испр. — М.: Флинта: Наука, 2006. — 320 с.

99. Сикевич З.В. Национальное самосознание русских. М., 1996.

100. Сикевич З.В. Социология и психология национальных отношений. СПб., 1999.

101. Смолин О.Н. политический процесс в современной России: учебное пособие. — М.: ТК Велби, Изд-во Проспект, 2004. — 336 с.

102. Солдатова Г.У. Психология межэтнической напряженности. М.: Смысл, 1998.-389 с.

103. Сорокин П.А. Человек. Цивилизация. Общество. — М.: Политиздат, 1992.

104. Социологические проблемы международных отношений. М.: Наука. 1970. 328 с.

105. Социальное неравенство этнических групп: представления и реальность / Авт. Проекта и отв. Ред. JI.M. Дробижева. — М.: Academia. 2002.

106. Стефаненко Т.Г. Этнопсихология. М., 2003.

107. Тишков В.А., Очерки теории и политики этничности в России. М., 1997.

108. Толерантное сознание и форимирование толерантных отношений (теория и практика): Сб. науч.-метод. ст. 2-е изд.,стереотип. — М.: Издательство Московского психолог-социального института; Воронеж: Издательство НПО «МОДЭК», 2003. - 368 с.

109. Тощенко Ж.Т. Этнократия: История и современность, социологические очерки. — м.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. — 432 с.

110. Унежев К.Х. Феномен адыгской (черкесской) культуры. Нальчик, 1997.

111. Хагендорн JI. Этническая категоризация и дискриминация: роль культурных ценностей и общественных стереотипов формировании этнических иерархий // Национализм (Взгляд из-за рубежа), М., 1995.

112. Хагуров А.А. Технология исследовательской деятельности. М.,2001.

113. Ханаху Р.А. Традиционная культура Северного Кавказа: вызов времени. Майкоп, 1997.

114. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций? //Сравнительное изучение цивилизаций М., 1998.

115. Хараев Б.В. Динамика изменений этносоциальной структуры региона. Дисс.канд. филос. наук. Улан-Удэ, 1997.

116. Хобсбаум Э. Нации и национализм после 1780 года. — СПб., 1998.

117. Хюбнер К. Нация: от забвения к возрождению / Перевод А.Ю. Антоновского. М.: Канон+, 2001. - 400с.

118. Человек и современный мир. М.: ИНФРА-М, 2002. — 460 с.

119. Чирг А.Ю., Денисова Н.Н., Хлынина Т.П. Государственность Адыгеи: этапы становления и развития. Майкоп: ООО «Качество», 2002. — 167 с.

120. Чумаков А.Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный контекст. Научное издание: монография / А.Н. Чумаков. — М.: «Канон+» РООИ «Реабилитация, 2006. 516 с.

121. Шадже А.Ю. Северокавказское общество: опыт системного анализа / А. Шадже, Э. Шеуджен; (предисл. Р. Хунагова): Министерство образования и науки Российской Федерации, Адыг. гос. ун-т. — Майкоп, 2004. — 212 с.

122. Шереги Ф.Э. Социология политики: прикладные исследования. М.: Центр социального прогнозирования, 2003. 688 с.

123. Шоров М.А. Этнокультурная идентичность Юга России / М.А. Шоров. // Вестн. Адыг. гос. ун-та. — Майкоп, 2003. Вып. 1/3.

124. Штомпка П. Социология социальных изменений / Пер, с англ, под ред. В.А. Ддова. М.: Аспект Пресс, 1996. - 416 с.

125. Этнокультурные процессы в России на рубеже XX — XXI веков : Сборник обзоров. М.: ИНИОН РАН, 2005. - 176 с.

126. Этнические проблемы современности. Выпуск 7: Проблемы культуры межнационального общения и межкультурной коммуникации.- Ставрополь: Изд-во СГУ, 2001. 3 00с.

127. Этноэтатизм и этнократии на Юге России / Южнороссийское обозрение ЦСРИиП ИППК РГУ и ИСПИ РАН. Вып. 37 / Отв. ред. В.В. Черноус. Ростов н/Д.: Изд-во СКНЦ ВШ, 2006. 200 с.

128. Эфендиев Ф.С. Этнокультура и национальное самосознание (На материалах Северного Кавказа): Автореф. дис. .д-ра, философ, наук. Ростов-н/Д., 1999.

129. Эшматова Г.Б. Этнополитические процессы в реформируемом обществе (на примере Республики Алтай): автореф. дис. на соиск. учен. степ. канд. полит, наук: (23.00.02) М., 2004. 23 с.

130. Ядов В.А. Россия как трансформирующееся общество/ Кравченко А.И. Социология. Хрестоматия. М., 2002.

131. Якуба Е.А. Социология. Учебное пособие для студентов, Харьков: Издательство "Константа", 1996. 190 с.

132. RES PUBLICA // Альманах социально-политических и правовых исследований. 2000. Вып. 1.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.