Феномен богемы и ее место в культурной и общественно-политической жизни Франции в последней трети XIX – первой четверти ХХ вв. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.03, кандидат наук Захарченко Ольга Николаевна

  • Захарченко Ольга Николаевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2021, ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет»
  • Специальность ВАК РФ07.00.03
  • Количество страниц 233
Захарченко Ольга Николаевна. Феномен богемы и ее место в культурной и общественно-политической жизни Франции в последней трети XIX – первой четверти ХХ вв.: дис. кандидат наук: 07.00.03 - Всеобщая история (соответствующего периода). ФГАОУ ВО «Северо-Кавказский федеральный университет». 2021. 233 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Захарченко Ольга Николаевна

Введение

ГЛАВА 1. Богема как явление социальной и культурной жизни: в

теоретическом и общественном дискурсе

ГЛАВА 2. Экономический и политический контекст формирования и жизни парижской богемы в последней трети XIX -начале ХХ вв

2.1. Либерализация политической системы Третьей республики в последней трети XIX - начале ХХ вв

2.2. Экономическая модернизация Франции в последней трети XIX

начале ХХ вв

ГЛАВА 3. Парижская богема в социальном и культурном пространстве Франции в последней трети XIX - начале ХХ вв

3.1. Богема как элемент социальной структуры французского общества

3.2. Роль и место парижской богемы в культурной жизни Франции ....103 ГЛАВА 4. Особенности повседневности парижской богемы в последней трети XIX - начале ХХ вв

4.1. Монмартр и Монпарнас: пространство повседневности парижской богемы

4.2. Досуговая культура парижской богемы: артистические кафе и

кабаре

Заключение

Список источников и литературы

Приложения

Приложение А. Картины художников

Приложение Б. Фотографии представителей богемы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен богемы и ее место в культурной и общественно-политической жизни Франции в последней трети XIX – первой четверти ХХ вв.»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования. Развитие информационного общества усложняет его социальную структуру, подвергая дальнейшей фрагментации, устоявшиеся социальные страты, размывая традиционные и формируя новые элиты. В данном контексте напрашиваются параллели с развитием европейского общества конца XIX - начала ХХ вв., когда динамичные социально-экономические, политические и культурные процессы ускорили изменения социальной структуры общества и устоявшиеся представления о критериях и социальной функции элит, контрэлит и маргинальных слоев населения.

В 2000 г. американский социолог Д. Брукс опубликовал работу «Бобо в раю: откуда берется новая элита», в которой описал современный ему класс образованной американской элиты, объединяющей черты и богемного и буржуазного образов жизни. Для обозначения данного класса Д. Брукс ввел новый термин «бобо»: «Это высокообразованные люди, одной ногой, стоящие в богемном мире творческой самореализации, другой же в капиталистическом царстве амбиций и всемирного финансового успеха. Представители новой элиты информационного века - это богемные буржуа (bourgeois bohemians)»1. Работа Д. Брукса, содержащая некоторые спорные и противоречивые выводы, является интересным исследованием, так как автор ставит своей целью рассмотреть, каким образом в одном социальном классе перемешались ценности и моральные принципы двух ранее противопоставляемых друг другу групп. Автор указывает, что до середины ХХ в. сдеалть различия между миром капитализма и богемной конркультурой было достаточно просто, т.к. первые являлись носителями

1 Брукс Д. Бобо в раю. Откуда берется новая элита. М., 2013. 296 с.

традиционных ценностей среднего класса, а вторые, наоборот, пренебрегали общепринятыми нормами поведения. Сегодня грань между ними почти размыта, но термин «богемный» не потерял свою актуальность, ассоциируясь со свободой, творческим самовыражением и протестом. В то же время, богемность сейчас понимается скорее как праздность, утратив один из своих важнейших элементов - труд художника.

Поэтому изучение данной темы позволит изучить процессы формирования субкультур, контрэлит в конце ХХ - начале XXI вв.

В научной литературе, посвященной исследованию европейского общества XIX - начала ХХ вв., термин «богема» употребляется по отношению к художественной маргинальной среде второй трети XIX в. На рубеже XIX - ХХ вв. художников и поэтов, работающих в различных художественных направлениях - от ар-нуво до дадаизма - объединили общим термином «авангард». В то время как авангардные движения развивались, они принимали формы и действия, уходившие корнями в богему, отождествляя искусство также хорошо с жизнью художников, как и с производством специальных объектов, и трансформируя артистическую практику теми способами, которые делали драматизацию личного отношения к обществу всё больше центральным для него. К 1920-м гг. многие богемные характеристики были впитаны авангардом.

В целом, культурный мир Парижа в последней трети XIX - начале ХХ вв. определялся деятельностью авангардистов, ведущих, как правило, богемный образ жизни. Данный период вызывает огромный интерес у исследователей, а богемные кварталы Парижа - Монмартр и Монпарнас - у туристов. Изучение повседневности парижской богемы и исторического контекста её существования является актуальной темой для исследования.

Научная актуальность темы определяется тем, что в отечественной историографии отсутствуют комплексные исследования истории возникновения и жизни парижской богемы в последней трети XIX - начале

ХХ вв. В зарубежной историографии недостаточно отражен «российский фактор» в истории парижской богемы периода Belle Époque1.

Объектом исследования выступает социокультурная история Франции в последней трети XIX - начале XX вв.

Предметом исследования является образ жизни парижской богемы и её взаимоотношения с обществом, социально-этнический состав богемы, причины кризиса богемы после Первой мировой войны.

Степень научной разработанности темы. В зарубежной историографии научный интерес к исследованию феномена богемы возникает во второй половине ХХ в. в связи с появлением контр- и субкультур в 1960-е гг. В 1968 г. вышла книга немецкого социолога Х. Кройзера «Богема, вклад в описание»2. Книга представляет собой масштабное социологическое исследование, его хронологические рамки автор доводит вплоть до 1960-х гг. Определяя богему как субкультуру небуржуазных или антибуржуазных интеллектуалов в современных индустриальных обществах, Х. Кройзер составляет обширный каталог проявлений, поведений и практик, обнаруженных внутри этих групп. В то же время, в работе мало внимания уделено исследованию исторического контекста, не показано его развитие от ранней богемы периода Романтизма через Прекрасную эпоху к современному обществу. Комплекс богемы, амбивалентное отношение к буржуазной жизни в целом остаются нераскрытыми. Х. Кройзер понимает богему только в её противопоставлении буржуазии.

В конце 1970-х гг. на волне распространения контркультур во время войны во Вьетнаме вышли работы Д. Миллер «Богема: протокультура тогда и сейчас»3 и Д. Гиллиса «Молодость и история»4, рассматривающие богему с

1 Прекрасная эпоха — условное обозначение периода европейской (в первую очередь французской и бельгийской) истории между последними десятилетиями XIX века и 1914 годом.

2 Kreuzer H. Die Boheme. Beiträge zu ihrer Beschreibung. Stuttgart, 1968. 435 p.

3 Miller С. R. Bohemia the protoculture then and now. Chicago, 1977. 368 p.

4 Gillis J. R. Youth and History: Tradition and Change in European Age Relations 1770 - Present. NY, 1981. 266 p.

точки зрения истории молодежи. Д. Миллер исследовала путь развития богемы с конца XVIII в. до середины 70х гг. ХХ в., в то время как Д. Гиллис рассмотрел ранний период формирования богемы среди невостребованной буржуазной молодёжи 1830-х гг.

Исследование богемы как предмета социологии литературы и искусства предпринято в работах Д. Ричардсона «Жизнь богемы в Париже 1S30-1914 гг.»1, М. Истона «Художники и писатели в Париже: богемная идея,

Л

1S03 - 1867 гг.» и Ц. Грана «Богемный против буржуазного: французское

-5

общество и француз в письмах XIX в.» . М. Истон исследовал богему через призму биографий отдельных её представителей, например, А. Мюрже, и пришёл к выводу, что богема возникла именно в мире изобразительного искусства, которое на протяжении XIX в. расширяло свои свободы, но, тем не менее, активно поддерживалось государством и имело больше финансовой поддержки, чем литература. Ц. Грана исследовал противопоставление богемы и буржуазии в терминах экономической и социальной позиции литераторов на протяжении XIX в., когда система рыночных отношений создала напряжение между обществом и художниками.

В работе британского историка Д. Сейгела «Богемный Париж: культура, политика и границы буржуазной жизни, 1830 - 1930»4 дан анализ взаимоотношений богемы и буржуазии. Автор опровергает стереотип о том, что богема и буржуазия враждовали между собой, и приводит доказательства их тесных и постоянных контактов. Д. Сейгель разбивает свою работу на несколько глав в соответствие с развитием богемы. При этом, автор использует так называемых «проводников», то есть некоторых ярких личностей определённого промежутка времени, являвшихся носителями богемных характеристик. В качестве таких проводников выступали А.

1 Richardson J. The Bohemians: la vie de Bohème in Paris, 1830-1914. Jersey, 19б9. 201 р.

2 Easton M. Artists and Writers in Paris: The Bohemian Idea, 1S03-1S6V. NY, 19б4. 205 р.

3 Grana C. Bohemian versus Bourgeois: French Society and The French Man of Letters. NY, London, 19б4. 220 p.

4 Seigel J. Bohemian Paris: culture, politics and the boundaries of bourgeous life, 1S30-1930. NY, 1999. 453 p.

Мюрже, Ш. Бодлер, П. Верлен, А. Жарри, Э. Сати, А. Бретон и т. д. Исследуя образ жизни каждого из представленных героев, автор выделяет основные богемные характеристики и их изменение с течением времени. По мнению Д. Сейгеля, богема относилась к культуре XIX в., в начале ХХ в. её наследником становится авангард.

Из новейших исследований особого внимания заслуживает работа Э. Вильсон «Богема: гламурные изгои»1. Целью исследования Э. Вильсон являлся ответ на вопросы, почему возникла и получила широкое распространение легенда о богемном артисте как гении противостоящему обществу; какие желания потребителей мифа, «буржуазной» публики, позволяли им создавать или, как минимум, участвовать в такой репрезентации художника; что было причиной взаимного притяжения-

Л

отталкивания между богемой и буржуазией ? Автор рассматривает возникновение богемы как явления в культурной жизни Франции, Великобритании и США, а также дальнейшее формирование мифа о богеме, его причины и трансформацию во времени. Э. Вильсон исследует историю первых представителей богемы в конце XVIII в., развитие образа богемного артиста в середине XIX в., трансформацию богемы в культуре модерна и дальнейшую популяризацию мифа между двумя мировыми войнами. Э. Вильсон обращает внимание на изменение роли богемы в современном мире, на её сближение с буржуазией. Отдельное внимание автор уделяет изучению роли богемных женщин. Им же проведено исследование отношений между субкультурой богемы и массовой культурой, позволяющее предположить, что во второй половине ХХ в. вместо исчезновения богемы произошла её трансформация3. Э. Вильсон подчёркивает сложность выявления идентичности богемного артиста, так как богема не имела единообразного состава, а её образ жизни всегда строился на взаимодействии противоречий

1 Wilson E. Bohemians: the glamorous outcasts. London, 2003. 278 p.

2 Ibid. P. 7.

3 Ibid. P. 11.

(гений и обманщик, дебошир и пуританин, трудоголик и бродяга). Автор указывает на такие характерные черты богемы, как гиперболизированный индивидуализм её участников, несмотря на то, что богема была коллективной инициативой. Богемный артист, как правило, выступал против доминирующей культуры и социальных порядков, хотя и был неотделим от своей публики. Целью существования богемы, по мнению Э. Вильсон, являлась попытка примирить искусство с капиталистическим производством. Автор использует широкую источниковую базу, представленную, как правило, источниками личного происхождения, подчёркивая при этом, что мемуары и забавные воспоминания фактически встроены в качестве типичных форм богемных «доказательств», обычно не надёжных для проверки, ценных в основном как источник легенд1.

Исследованием богемы за пределами Парижа, как правило в Лондоне и Нью-Йорке, занимались следующие авторы. Р. Котинек провел обширное исследование об американских авангардистских течениях и богемных художниках, писателях и музыкантах с середины XIX по середину ХХ вв., посвятив отдельную главу американцам, проживавшим в Париже в 1920-е гг . Д. Левин в работе «Богема в Америке, 1858 - 1920» исследует появление и становление богемы в американской литературе и культуре, пришедшей из парижского Латинского квартала в 1850-е гг. Исследование Д. Левин затрагивает годы от самых ранних проявлений богемы до её расцвета в 1910- е гг. в богемном квартале Нью-Йорка Гринвич Виллидж. Через призму биографии американского журналиста и социалиста Джона Рида, А. Баскин рассмотрел феномен Гринвич Виллиджа в 1910-е гг.4, а также опубликовал некоторые произведения Д. Рида, посвященные данному периоду своей биографии. С. Стэнселл провела изыскания о богемном Нью-

1 Ibid. P. 6.

2 Kotynek R. American cultural rebels avant-garde and bohemian artists, writers and musicians from the 1850s through the 1960s. Jefferson, North Carolina and London, 2008. 262 p.

3 Levin J. Bohemia in America. 1858-1920. Stanford, 2010. 480 p.

4 Baskin A. John Reed: The Early Years in Greenwich Village. Archives of Social History, 1990. 92 p.

Йорке, о Гринвич-Виллидж как его главном локусе, и наиболее известных его представителях, например, А. Беркмане, Р. Борне, Ф.Делле, Ю. О'Нилле, Э. Голдман, А. Дункан и других. Автор обращает внимание на значительную роль данного периода истории в формировании современного культурного облика города1. П. Брукер в работе «Богема в Лондоне: социальная сцена

л

раннего модернизма» исследовал богему Лондона в начале ХХ в., богемные кварталы и артистические кафе города, влияние французской и американской богем на её становление и развитие, роли богемных женщин и биографии типичных представителей.

Большое количество работ посвящено анализу роли артистических кафе и кабаре в культурной жизни Европы и Америки в последней трети XIX

-5

- начале ХХ вв. Среди них работы Л. Аппиньянези, Л. Риттнер, В. С. Хэйн , Н. Р. Фитч4, С. Брэдшоу5. В работе Л. Аппиньянези «Кабаре»6 автор изучает историю возникновения кабаре как культурно-развлекательных заведений, отличительными чертами которых выступали социальный протест и стремление ко всему новому. По мнению Л. Аппиньянези, именно кабаре, например «Проворный кролик» и «Черный кот» на Монмартре, на рубеже XIX - ХХ вв. являлись «лабораториями всего нового».

Исследованием повседневности парижской богемы в зарубежной историографии посвящено несколько работ. Большой интерес у историков и культурологов вызывает изучение «героического прошлого» богемных районов Парижа - Монмартра и Монпарнаса. Основанное в 1886 г. Общество истории и археологии девятого и восемнадцатого округов «Старый Монмартр» регулярно публикует материалы и исследования по истории

1 Stansell C. American moderns: Bohemian New York and the creation of a new century. New Jersey, 2000. 432 p. Wetzsteon R. Republic of dreams: Greenwich Village, the American Bohemia, 1910-1960. NY, 2003. 640 p.

2 Brooker P. Bohemia in London: the social scene of early modernism. London, 2004. 210 p.

3 Rittner L., Haine W. S. The Thinking Space: The Café as a Cultural Institution in Paris, Italy and Vienna. London, 2013. 286 p.

4 Fitch N. R. The Grand Literary Cafés in Europe. London, 2007. 160 p.

5 Bradshaw S. Café society: bohemian life from Swift to Bob Dylan. London, 1978. 211 р.

6 Аппиньянези Л. Кабаре. М., 2010. 288 с.

1 2

Монмартра. Среди них следует выделить статьи И. Боннефоу , М. Анотелль , Т. Палоша3, Ж.-М. Тарри4. Подробное описание повседневной жизни художников в последней трети XIX - начале XX века представлено в работах французского искусствоведа и историка Ж. -П. Креспеля «Повседневная жизнь импрессионистов»5, «Повседневная жизнь Монпарнаса в великую эпоху: 1905-1930»6 и «Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо (1900-1910)» . Исследователь даёт подробное описание досуга, освещает наиболее характерные черты профессиональной жизни художников, приводит анекдоты и забавные истории, но слабо освещает исторический контекст исследуемых событий.

Сведения об отдельных художниках, об их повседневности представлены в многочисленных биографических трудах: И. Тайандье8, К. Паризо9, Э. Жюльена10, Д. Роуза11, Л. Роберта12, Н. Клиблат13, Ф. Карадека14. Особенно интересны исследования французского автора А. Перрюшо о жизни и творчестве импрессионистов и постимпрессионистов: А. Тулуз-Лотрека15, О. Ренуара16, В. Ван Гога17, П. Гогена18 и др. Историк не только рассказывает о творческой жизни художников, но и затрагивает вопросы, посвящённые частной, повседневной жизни художников.

1 Bonnefoy E. Montmartre,Village Urbain, Quartier Rural// Le Vieux Monmartre. Société d'Histoire et d'Archéologie des IXe et XVIIIe arrondissements. № 55. 1992. Р. 13-15.

2 Hanotelle M. Van Gogh a Monmartre// Le Vieux Monmartre. Société d'Histoire et d'Archéologie des IXe et XVIIIe arrondissements. № 54. 1990. P. 32-40.

3 Paloscia T. Et Monmartre honore Modigliani// // Le Vieux Monmartre. Société d'Histoire et d'Archéologie des IXe et XVIIIe arrondissements. № 54. 1990. P. 41-45.

4 Tarrit J-M. Le haut du pave par// Le Vieux Monmartre. Société d'Histoire et d'Archéologie des IXe et XVIIIe arrondissements. № 55. 1992. P. 15-21.

5Креспель Ж.-П. Повседневная жизнь импрессионистов. М., 1999. 300 с.

6Креспель Ж.П. Повседневная жизнь Монпарнаса в великую эпоху: 1905-1930. М., 2001. 208 с.

7 Креспель Ж.-П. Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо (1900-1910). М., 2000. 256 с.

8Тайандье И. Клод Моне. М., 1995. 96 с.

"Паризо К. Модильяни. М., 2008. 272 с.

10 Жюльен Э. Тулуз-Лотрек. М., 1995. 95 с.

11 Rose J. Suzanne Valadon: Mistress of Montmartre . NY, 1999. 284 p.

12 Robert L. The eternal enigma: A Romance in the Life of Yvette Guilbert. Whitefish, 2007. 216 p.

13 Kleeblatt N. Chaim Soutine: An Expressionist in Paris. NY, 1998. 208 p.

14 Caradec F. Jane Avril, au moulin rouge avec Toulouse-Lautrec. P., 2001. 186 p.

15 Перрюшо А. Жизнь Тулуз-Лотрека. М.,1994. 238 с.

16 Перрюшо А. Жизнь Ренуара. М., 1979. 466 с.

17 Перрюшо А. Жизнь Ван Гога. М., 1987. 384 с.

18 Перрюшо А. Жизнь Сезанна. М., 1991. 350 с.

Деловая среда художников наиболее полно изучена в монографиях Д.

1 2 Ревалда «История импрессионизма» и «Постимпрессионизм» . Подробное

изучение институциональной системы, в рамках которой протекала

профессиональная жизнь деятелей искусства Парижа в XIX - начале ХХ вв.

Л

представлено в работе С. Х. Уайта, С. А. Уайт «Холсты и карьеры» . На основе широкого круга статистических источников, авторы приходят к заключению, что появление художественной богемы стало реакцией на изменения в «институциональной системе» мира искусства, когда произошла трансформация академической патронажной системы в систему «торговец -критик». Значительное возрастание количества художников привело к тому, что академическая система не могла с ними справиться. В то же время, число художников росло, менялся их статус, а возможностей обеспечить, как раньше, их уровень жизни как уровень жизни среднего класса не имелось. Наблюдалась ситуация «вынужденной богемности». Подобная проблематика рассматривается в работе К. Шарля «Интеллектуалы во Франции»4, посвященной исследованию возникновения и функционирования группы интеллектуалов во Франции во второй половине XIX в. Автор тесно связывает возникновения фигуры интеллектуала с делом А. Дрейфуса, являющимся вехой не только политического развития, но и интеллектуальной трансформации в стране. Автор показывает обособление интеллектуалов из среды представителей свободных профессий, что связано с политическими, социальными и культурными изменениями во Франции в XIX в. Здесь же К. Шарль исследует изменение роли литераторов в общественной жизни и их социального статуса. К. Шарль иллюстрирует приведённые выше тезисы на примере таких известных деятелей французской мысли XIX в. как И. Тэн, Э. Золя, Г. Флобер, Э. Дюркгейм. Он

1Ревалд Д. История импрессионизма. М., 1994. 415 с.

2Ревалд Д. Постимпрессионизм. М., 1996. 464 с.

3 Уайт С. Х., Уайт С. А. Холсты и карьеры. СПб., 2000. 192 с. табл., илл.

4 Шарль К. Интеллектуалы во Франции: Вторая половина XIX в. Пер. с фр. под ред. С. Л. Козлова. М., 2005. 328 с.

анализирует их политические и общественные взгляды, место в профессиональной и публичной сферах.

В отечественной историографии изучением феномена богемы

19 ^

занимались О. Аронсон , А. Н. Султанова , С. В. Гузенина и И. А. Федоров . В их работах богема рассматривается с точки зрения социологии и философии. В монографии О. Аронсона «Богема: опыт сообщества»4 рассмотрена этимология термина богема, его социологическое значение. Автор рассуждает о возникновении понятия «богема» и месте, которое она занимает в жизни общества: «богема это скорее даже не группа, а ниша, социальная ниша, где располагаются те представители общества, которые самому этому обществу словно полупринадлежат»5.

В монографии социологов С. В. Гузениной и И. А. Федорова анализируется понятие «богема», выявляются его основные характеристики, атрибуты, функции. Богема, по их мнению, является формой коллективного существования людей творческих профессий и состоит из нескольких уровней по возрастанию уровня принадлежности к богеме, т. е. силе приятия богемных ценностей. Авторы анализируют явление богемогенеза и заключают, что первичные протобогемные образования возникли одновременно с появлением искусства. Классическим периодом существования богемы авторы считают античность, её «золотым веком» конец XIX - первую половину ХХ вв., в современном мире богема, хотя и существует, находится в состоянии кризиса. Авторы исследуют межличностные отношения среди представителей богемы, взаимодействия между собой и с социумом разных уровней богемных представителей. В работе присутствуют схемы, наглядно демонстрирующие природу богемы, уровне взаимодействия и так далее. В целом, концепция феномена «богемы»,

1 Аронсон О. Богема: опыт сообщества. Наброски к философии асоциальности. М., 2002. 96 с.

2 Султанова А. Н. Социокультурный феномен богемы: дис. ... канд. филос. наук. Махачкала, 2012. 125 с.

3 Гузенина С. В., Федоров И. А. Богема: эстетика ухода. Тамбов, 2009. 202 с.

4 Аронсон О. Богема: Опыт сообщества (Наброски к философии асоциальности). М., 2002. 96 с.

5 Там же. С. 1.

разработанная авторами, кажется нам наиболее полной, объективной и отвечающей критериям понятия «богемы», рассматриваемым в данном исследовании.

В работах отечественных историков и искусствоведов чаще всего исследованы судьбы отдельных представителей творческой интеллигенции,

или история того или иного художественного направления. Здесь следует

1 2 выделить работы В. Виленкина «Модильяни» , К. Богемской «Клод Моне» ,

А. Д. Чегодаева «Эдуард Мане»3, Б. Зингермана «Парижская школа.

Пикассо, Модильяни, Шагал, Сутин»4, М. Ю. Германа «Импрессионисты:

судьбы, искусство, время»5. В работе искусствоведа и историка культуры М.

Ю. Германа «Парижская школа»6 анализируется творчество круга

художников, сложившегося в 1910-1920-е гг. в Париже: А. Модильяни, М.

Шагала, П. Пикассо и других. Рассматривая творчество художников

«парижской школы», автор кратко описывает и социокультурную среду, в

которой они вращались: художественную жизнь столицы, мастерские и кафе

Монмартра и Монпарнаса, салоны, выставки, галереи. Л. Д. Бондарь

анализирует, какие функции выполняли артистические кафе в формировании

п

новых художественных направлений на рубеже XIX - XX вв.

Анализ историографии проблемы показал отсутствие комплексных исследований феномена парижской богемы в отечественной историографии и недостаточное использование русскоязычных источников зарубежными авторами. В большинстве исследований отечественных и зарубежных авторов доминируют культурологические и социологические подходы, в

1Виленкин В. Амедео Модильяни. М., 1989. 173 с.

2Богемская К. Клод Моне. М., 1984. 143 с.

3 Чегодаев А.Д. Эдуард Манэ. М., 1985. 237 с.

4 Зингерман Б. И. Парижская школа. Пикассо, Модильяни, Сутин, Шагал. М., 1993г. 384 с., илл.

5 Герман М.Ю. Импрессионисты: судьбы, искусство, время. М., 2004. 296 с.

6 Герман М. Парижская школа. М., 2003. 272 с.

7 Бондарь Л. Д. Артистические кафе в Польше на рубеже 19-20 вв. // Восточная Европа: прошлое и современность: Материалы научной конференции 7 апреля 1999 г. / Под ред. Л.Д. Бондарь. СПб., 1999. С. 34-38.

результате проявляется недостаточное внимание анализу влияния исторического контекста на формирование богемы.

Целью данного исследования является анализ исторических предпосылок формирования богемы и её роли в развитии французского общества в последней трети XIX - начале ХХ вв.

В рамках данной цели были сформулированы следующие задачи:

- рассмотреть этимологию и литературные трактовки термина «богема» в XIX - начале ХХ вв.;

- изучить трансформацию общественного восприятия богемы в XIX -начале ХХ вв.;

- исследовать политические, экономические и социальные предпосылки развития богемы во Франции в период Третьей республики;

- проанализировать социальные, региональные и этнические факторы формирования парижской богемы;

- показать влияние парижской богемы конца XIX - первой трети ХХ вв. на конструирование новых элит ХХ в.

- выявить типичные модели повседневной жизни, характерные для богемы, в сравнении со стилями жизни представителей других социальных групп.

Территориальные рамки исследования: границы города Парижа и его предместий в последней трети XIX - начале XX вв. Городская территория Парижа на протяжении всего XIX - начала ХХ вв. непрерывно расширялась за счет присоединения пригородов и ближайших населенных пунктов. Ярким примером данного процесса является включение в состав Парижа в 1859 г. Монмартра и в 1860 г. Монпарнаса.

Хронологические рамки исследования: последняя треть XIX -первая четверть XX вв. Выбор нижней хронологической границы обусловлен тем, что в начале 1870-х гг. во Франции происходят важные политические, социальные и культурные изменения. Смена политических режимов -падение Второй империи Наполеона III и установление Третьей республики,

сопровождались демократизацией общественной жизни. Данные процессы находят отражение и в культурной жизни. К концу XIX в. центрами художественной культуры становятся не академии и Салоны, а округа Парижа - Монмартр и Монпарнас. Именно там обосновываются представители новейших направлений литературы и искусства, во многом определяющие культурный облик города. Парижская богема становится символом эпохи.

Верхней хронологической границей исследования выбран период конца 1920-х гг., т.к. в это время происходит постепенное утрачивание богемой своей популярности и роли в обществе как создателя и носителя новейших культурных направлений и особого образа жизни. В первую очередь это было связано с последствиями Первой мировой войны, оставившей глубокий след в жизни европейского общества, повлекшей за собой масштабные изменения во всех сферах жизни. Послевоенная культурная элита во Франции столкнулась с такими явлениями как радикализация и коммерциализация искусства, что вызвало, с одной стороны положительные результаты - развитие новых направлений, их популярность, признание и успех, - но с другой стороны, привело к тому, что богема как форма выражения творческой независимости и бунтарства перестаёт быть необходимой обществу.

Методологическая основа. Предметом изучения представленного диссертационного исследования является образ жизни парижской богемы в последней трети XIX - начале ХХ., что позволяет рассматривать данную тему в рамках «культурной истории повседневности». Приходится признавать, что в современной историографии отсутствует универсальное и общепринятое понятия «повседневность», которое представляет собой условную конструкцию, возникающую тогда, когда мы разграничиваем сферы общественной жизни. К явлениям повседневной жизни относятся как социальные, так и индивидуальные состояния, не отличающиеся харизматичностью или исключительностью, являющиеся обычными и

Похожие диссертационные работы по специальности «Всеобщая история (соответствующего периода)», 07.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Захарченко Ольга Николаевна, 2021 год

II. Литература

165. Адлер, Л. Повседневная жизнь публичных домов во времена Золя и Мопассана/ Л. Адлер. - М.: Молодая гвардия, 2005. - 272 с.

166. Аникеев, В. Е. История французской прессы. 1830-1945 гг./ В. Е. Аникеев. - М.: Изд-во факультета журналистики МГУ, 1999. - 55 с.

167. Арзаканян, М. Аксьон Франсез/ М. Арзаканяню. [электронный ресурс]. URL: http://bigenc.ru/world_history/text/1807596 (дата обращения 22. 09. 2019)

168. Аппиньянези, Л. Кабаре/ Л. Аппиньянези. - М.: Новое литературное обозрение, 2010. - 288 с.

169. Аронсон, О. Богема: опыт сообщества. Наброски к философии асоциальности/ О. Аронсон. - М. Фонд: «Прагматика культуры», 2002. - 96 с.

170. Беньямин, В. Произведение искусства в эпоху его технической воспроизводимости. Избранные эссе/ В. Беньямин. - М: Медиум, 1996. -240 с.

171. Бейкер, Ф. Абсент/ Ф. Бейкер. - М.: Новое литературное обозрение, 2008. - 288 с.

172. Богемская, К. Клод Моне/ К. Богемская. - М.: Искусство, 1984. -

143 с.

173. Бодров, А. В. Уроки немецкого: к вопросу об изучении германского опыта во Франции после 1871 г./ А. В. Бодров// Французский ежегодник, 2009. - №3. - С. 69 - 78.

174. Бойко, Ю. В. Переписи населения Франции как источник по истории социальной адаптации российских мигрантов/ Ю. В. Бойко// Источники по истории адаптации российских мигрантов в XIX - XX вв. Сб. статей. - М., 1997. - С. 135 - 147.

175. Бондарь, Л. Д. Артистические кафе в Польше на рубеже 19-20 вв./ Л. Д. Бондарь// Восточная Европа: прошлое и современность: Материалы научной конференции 7 апреля 1999 г. / Под ред. Л.Д. Бондарь. - СПб., 1999. - С. 34-38.

176. Бродель, Ф. Что такое Франция? Книга вторая. Люди и вещи. Часть 1. пер. с фр./ Ф. Бродель. - М.: Изд-во Сабашниковых, 1995. - 244 с.

177. Брукс, Д. Бобо в раю. Откуда берется новая элита/ Д. Брукс. - М.: Ад Маргинем, 2013. - 296 с.

178. Вайнштейн, О. Б. Денди: литература, стиль жизни/ 3-е изд./ О. Б. Вайнштейн. - М.: Новое литературное обозрение, 2012. - 640 с.: илл.

179. Виватенко, С. В. Победа Раймона Пуанкаре на Президентских выборах во Франции 1913 г./ С. В. Виватенко// Французский ежегодник, 2008. - № 2. - С. 287 - 295.

180. Виватенко, С. В. Французские информационные системы в годы Первой мировой войны/ С. В. Виватенко // Французский ежегодник, 2009. -№3. - С. 171 - 182.

181. Виленкин, В. Амедео Модильяни/ В. Виленкин. - М.: Искусство, 1989. - 173 с.

182. Владимирова, А. И. Франция на рубеже XIX и ХХ вв.: литература, живопись, музыка, театр/ А. И. Владимирова. - СПб.: Изд-во С. -Петерб. Унта., 2004. - 150 с.

183. Герман, М.Ю. Импрессионисты: судьбы, искусство, время/ М. Ю. Герман. - М.: Слово, 2004. - 296 с.

184. Герман, М. Парижская школа/ М. Герман. - М.: Слово, 2003. - 272

с.

185. Герман, М. Ю. Модернизм. Искусство первой половины ХХ века/ М. Ю. Герман. - М.: Азбука, 2008. - 480 с.

186. Гнесь, А. А. Первая мировая война как культурная катастрофа/ А. А. Гнесь// Идеи и идеалы. - 2010. - №1(3). - С. 42-55.

187. Гузенина, С. В., Федоров, И. А. Богема: эстетика ухода/ С. В. Гузенина, И. А. Федоров. - Тамбов, Изд-во ТГУ, 2009. - 202 с.

188. Дживелегов, А., Бояджиев, Г. История западноевропейского театра от возникновения до 1789 года/ А. Дживелегов, Г. Бояджиев. - М.: Российский университет театрального искусства - ГИТИС, 2013. - 528 с.

189. Джонс, К. Париж: биография великого города/ К. Джонс. - М.: Эксмо, 2007. - 736 с.

190. Джозеф, Х. Бунт на продажу: как контркультура создаёт новую культуру потребления/ Х. Джозеф, Э. Поттер. - М.: Добрая книга, 2007. -456 с.

191. Дингес, М. Историческая антропология и социальная история: через теорию «стиля жизни» к «культурной истории повседневности»/ М. Дингес// Одиссей. Человек в истории, 2000. - С. 96-124.

192. Дюма, Ж. Об изучении элит в современной историографии/ Ж. Дюма// Французский ежегодник, 2001. - С. 126-137.

193. Евдокимова, Н. П. В поисках истины: был ли Аристид Бриан ренегатом социалистического движения?/ Н. П. Евдокимова// Французский ежегодник. - 2007. - № 7. - С. 20-44.

194. Жидель, А. Пикассо/ А. Жидель. - М.: Молодая гвардия, 2007. -

416 с.

195. Жюльен, Э. Тулуз-Лотрек/Э. Жюльен. - М.: Слово, 1995. - 95 с.

196. Зидер, Р. Социальная история семьи в Западной и Центральной Европе (конец XVIII - ХХ вв.)/ Р. Зидер. - М.: Владос, 1997. - 302 с.

197. Зингерман, Б. И. Парижская школа. Пикассо, Модильяни, Сутин, Шагал/ Б. И. Зингерман. - М.: Союзтеатр, 1993г. - 384 с., илл.

198. Импрессионисты, их современники, их соратники. - М.: Искусство, 1975. - 320 с.

199. История XIX в. /Под ред. профессоров Лависса и Рамбо. - М.: ОГИЗ Государственное социально-экономическое издательство, 1939. - Т. 8. -554 с.

200. История Франции/ Под ред. Ж. Карпантье, Ф. Лебрена в сотрудничестве с Э. Карпантье и др. - СПб.: Евразия, 2008. - 607 с.

201. Канинская, Г. Н. Истоки французского либерализма/ Г. Н. Канинская// Новая и новейшая история. - 2001. - №6. [электронный ресурс]. URL:

http://vivovoco.astronet.ru/VV/JOURNAL/NEWHIST/01_06/RADICAL.HTM (дата обращения 10. 07. 2020)

202. Косиков, Г. К. Франсуа Вийон/ Г. К. Косиков// Вийон Ф. Стихи: Сборник. - М.: Радуга, 2002. - C. 5-41.

203. Креспель, Ж. П. Повседневная жизнь Монпарнаса в великую эпоху: 1905-1930/ Ж. П. Креспель. - М.: Молодая гвардия, 2001. - 208 с.

204. Креспель, Ж. П. Повседневная жизнь Монмартра во времена Пикассо (1900-1910)/ М.: Молодая гвардия, 2000. - 256 с.

205. Креспель, Ж. П. Повседневная жизнь импрессионистов/ Ж. П. Креспель. - М.: Молодая гвардия, 1999. - 300 с.

206. Крючкова, В. А. Группа «Наби»/ В. А. Крючкова. - М.: Белый город, 2008. - 48 с.

207. Лилеева, И. Два романа Ж. Санд/ И. Лилеева// Санд Ж. Мопра. Орас. - М.: Художественная литература, 1974. - 576 с.

208. Линдберг, А. Выставка нищих/ А. Линдберг// Утро, 2005. -декабрь, 23. [электронный ресурс]. URL: https://ytro.ru/articles/2005/12/23/507060.shtml (дата обращения 10. 07. 2020)

209. Лихоманов, А. В. Развитие законодательства о печати в России и Франции в конце XIX - начале ХХ вв.: сравнительный анализ/ А. В. Лихоманов// Французский ежегодник. - 2007. - №1. - С.78-90.

210. Ллойд, Р. Постиндустриальная богема. Культура, районы и глобальная экономика/ Р. Ллойд // Социологическое обозрение. - 2008. - Т.7.

- №1. - C. 49-52.

211. Любарт, М. К. Семья во французском обществе: XVIII - начало ХХ века/ М. К. Любарт. - М.: Наука, 2005. - 296 с.

212. Менегальдо, Е. Русские в Париже. 1919-1939/ Е. Менегальдо. -М.: Кстати, 2007. - 288 с.

213. Мировое искусство. Импрессионизм / Сост. И. Г. Мосин. - СПб: Кристалл, 2006. - 176 с.

214. Нестерова, Е. В. Русско-французские художественные связи второй половины XIX в./ Е. В. Нестерова// Россия - Европа: из истории русско-европейских художественных связей XVIII - начала ХХ вв. - М., 1995. - 221 с.

215. Нобле, Ш. Марк Шагал - непревзойденный художник нарождающейся Европы. [электронный ресурс]/ Ш. Нобле. URL: www.goethe.de (дата обращения 23. 09. 2019)

216. Новомбергский, Н. Я. Освобождение печати во Франции, Германии, Англии и России/ Н. Я. Новомбергский // История печати: антология. - М.: Аспект Пресс, 2001. - Т.1. [электронный ресурс]/ Ш. Нобле. URL: http://evartist.narod.ru/text2/30.htm#%D0%B7 03 (дата обращения 23. 09. 2019)

217. Откровения любовницы Пикассо// Иностранная литература, 2002.

- №4. - C. 281-282.

218. Паризо, К. Модильяни/ К. Паризо. - М.: Текст, 2008. - 272 с.

219. Перрюшо, А. Жизнь Ван Гога/ А. Перрюшо. - М.: Радуга, 1987. -

384 с.

220. Перрюшо, А. Жизнь Ренуара/ А. Перрюшо. - М.: Прогресс, 1979.

- 466 с.

221. Перрюшо, А. Жизнь Сезанна/ А. Перрюшо. - М.: Радуга, 1991. -

350 с.

222. Перрюшо, А. Жизнь Тулуз-Лотрека/ А. Перрюшо. - М.: Радуга, 1994. - 238 с.

223. Петрухинцев, Н. Н. ХХ лекций по истории мировой культуры: Учеб. Пособие для студентов высш. уч. Заведений/ Н. Н. Петрухинцев. - М.: Владос, 2001. - 400 с.

224. Понкин, И. В. Столетие французского закона о разделении церквей и государства/И. В. Понкин. - М.: Изд-во Учебно-научного центра довузовского образования, 2005. - 80 с.

225. Ревалд, Д. История импрессионизма/ Д. Ревалд. - М.: Искусство,

1994. - 415 с.

226. Ревалд, Д. Постимпрессионизм/ Д. Ревалд. - М.: Республика, 1996.

- 464 с.

227. Рыбачёнок, И.С. Россия на всемирной выставке 1900 г. / И. С. Рыбачёнок// Россия и Франция: XVIII-XX вв. - М. б.и., 2005. - Вып. 6. - С. 117-142.

228. Сануйе, М. Дада в Париже/ С. Сануйе. - М.: Ладомир, 1999. - 638

с.

229. Султанова, А. Н. Богема: история и социокультурное значение/ А. Н. Сулатнова// Молодой ученый. - 2011. - №6. - Т.1. - С. 186-189.

230. Тайандье, И. Клод Моне/ И. Тайандье. - М.: Слово, 1995. - 96 с.

231. Толстой, А. В. Русское искусство в Париже. Из истории русско-французских художественных связей 1890-х-1900-х гг./ А. В. Толстой// Россия - Европа: Из истории русско - европейских художественных связей XVIII - нач. XX вв. - М., 1995. - С. 156 - 183.

232. Три столетия французского плаката. Каталог выставки. - М.: Советский художник, 1977. - 52 с.

233. Турчин, В. С. По лабиринтам авангарда/ В. С. Турчин. - М.: Издательство Московского университета, 1993. - 248 с.

234. Уайт, С. Х., Уайт, С. А. Холсты и карьеры/ С. Х. Уайт, С. А. Уайт.

- СПб.: Центр социологии искусства, 2000. - 192 с. табл., илл.

235. Ферро, М. История Франции/ М. Ферро. - М.: Весь мир, 2015. -

832 с.

236. Фостер, Х., Краусс, Р., Буа, И.-А., Бухло, Б. Х. Д., Джослит, Д. Искусство с 1900 года. Модернизм, антимодернизм, постмодернизм/ Х. Фостре, Х. Краусс, И.-А. Буа, Б. Х. Бухло, Д. Джослит. - М.: Ад Маргинем, 2015. - 816 с.

237. Фриче, В. М. Богема/ В. М. Фриче// Литературная энциклопедия. -М.: Издательство коммунистической академии, 1930. - Т. 1. - С. 532-535.

238. Хитрова, Е. В. Культурная адаптация русских эмигрантов во франции в 20-30-е гг. ХХ в./ Е. В. Хитрова // Россия и Франция: XVIII-XX вв. - М.: б.и., 1998. - Вып. 2. - С .217-232.

239. Хобсбаум, Э. Век империи. 1875-1914/ Э. Хобсбаум. - Ростов н/Д: Феникс, 1999. - 512 с.

240. Хук, Ф. Завтрак у Sotheby's. Мир искусства от А до Я/ Ф. Хук. -М.: Азбука, 2015. - 416 с.

241. Чегодаев, А. Д. Эдуард Манэ/ А. Д. Чегодаев. - М.: Искусство, 1985. - 237 с.

242. Шарль, К. Интеллектуалы во Франции: Вторая половина XIX в./ К. Шарль. - М.: Новое издательство, 2005. - 328 с.

243. Шатских, А. С. Мастерские русской академии в Париже/ А. С. Шатских// Искусство. - 1989. - №7. - С. 61-69.

244. Шатских, А. Русская академия в Париже/ А. С. Шатских //Советское искусствознание. - 1987. - №21. - С. 352-365.

245. Шмидт, Р. «Сверкающий Париж у наших ног» - Даниэль-Анри Канвейлер и мировой авангард в Париже. [электронный ресурс]. URL: www.goethe.de (дата обращения 23. 09. 2019)

246. Шнееде, У. В. Авангардисты и война. Изобразительное искусство: 1914 - 1918 гг.[электронный ресурс]. URL: www.goethe.de (дата обращения 23. 09. 2019)

247. Эритье Л. История французской революции 1848 года и Второй республики/ Л. Эритье. - СПб: Колокол, 1907. - 685 с.

248. American lady joins to art rebels in Paris// Old news -. May and June,

1997.

249. Azzouz, R. La France de 1870 à 1958/ R. Azzouz. - P.: Presses Universitaires de France, 2000. - 128 p.

250. Bald, W. On the Left Bank, 1929-1933/ W. Bald. - Athens: Ohio University Press, 1987. - 159 p.

251. Baskin, A. John Reed: The Early Years in Greenwich Village/ A. Baskin. - NY: Archives of Social History, 1990. - 92 p.

252. Bell, D. The Cultural Contradictions of Capitalism/ D. Bell. - London: Heinemann,1979. 2nd edition. - 301 р.

253. Blume, M. Kiki of Montparnasse is brought back to life/ M. Blume // The New York Times, 1999. - 12 June. - URL: http:// https://www.nytimes.com/1999/06/12/style/IHT-kiki-of-montparnasse-is-brought-back-to-life.html (дата обращения 23. 09. 2019)

254. Bonnefoy, E. Montmartre,Village Urbain, Quartier Rural/ E. Bonnefoy // Le Vieux Monmartre. Société d'Histoire et d'Archéologie des IXe et XVIIIe arrondissements, 1992. - № 55. - Р. 13-15.

255. Bradshaw, S. Café society: bohemian life from Swift to Bob Dylan/ S. Bradshaw - London: Weidenfeld & Nicolson, 1978. - 211 р.

256. Bref Historique de La Boheme Litteraire [электронный ресурс]. URL://http://bohemelitteraire.canalblog.com/archives/2008/10/13/10941054.html (дата обращения 23.09. 2019 )

257. Brenson, M. Picasso and Braque, Brothers in Cubism/ M. Brenson// The Economist, 1989. - September 22. - URL: https://www.nytimes.com/1989/09/22/arts/picasso-and-braque-brothers-in-cubism.html (дата обращения 23. 09. 2019)

258. Brooker, P. Bohemia in London: the social scene of early modernism/ P. Brooker. - London: Palgrave Macmillan UK, 2004. - 210 p.

259. Burger, P. Theory of the Avant Garde/ P. Burger. - Manchester: Manchester University Press, 1984. - 136 р.

260. Cabanis, A. La societe français aux XIX et XX siecles. Histoir economique sociale et politique/ A. Cabanis, D. Cabanis. - P.: Privat, 1986. - 246

P.

261. Café historique: la Closerie des Lilas [электронный ресурс]. URL: https://www.paris-bistro.com/univers/cafes-et-histoire/cafe-historique-la-closerie-des-lilas (дата обращения 22.09.2017)

262. Cameron, R. E. France and the Economic development of Europe, 1800-1914: Conquests of peace and seeds of war/ R. E. Cameron. - London: Routledge, 2000. - 586 p.

263. Caradec, F. Jane Avril, au moulin rouge avec Toulouse-Lautrec/ F. Caradec. - P.: Fayard. - 2001. - 186 p.

264. Chesnais, J.C. La transition démographique. Etapes, formes, implications économiques. Etude de séries temporelles (1720-1984) relatives à 67 pays / J. Chesnais //Population, 1986. - №6. - P. 500-550.

265. Chroniques de la France et des Francais. - P.: Edition Larousse, 1987. -1301 р.

266. Cyprien, T. Construction d'enquête et définition des groupes sociaux. Réflexions à partir de Bohemian Paris, de Jerrold Seigel/ T.Cyprien// SociologieS. - 2010. [электронный ресурс]. URL: http://journals.openedition.org/sociologies/3214 (дата обращения 26. 01. 2018)

267. Culture et patrimoine: Les Galeries Lafayette au fil des siècles. [электронный ресурс]. URL: http://haussmann.galerieslafayette.com/culture-et-patrimoine/ (дата обращения 03.08.2015)

268. Datta, V. Heroes and legends of fin-de-siecle France/ V. Datta. - NY: Cambridge University Press, 2011. - 264 p.

269. Discovering Matisse and Picasso: Americans in Paris// The Economist, 2012. - March. URL: https://www.economist.com/books-and-arts/2012/03/03/americans-in-paris (дата обращения 14. 02. 2018)

270. Dupâquier, J. La population mondiale au XXe siècle/ J. Dupâquier. -P.: Presses Universitaires de France, 1999. - 128 p.

271. Dupeux, G. French Society: 1789 - 1970/ G. Dupeux. - NY: University Paperbacks, 1976. - 296 p.

272. Easton, M. Artists and Writers in Paris: The Bohemian Idea, 18031867/ M. Easton. - NY: St. Martin's Press, 1964. - 205 р.

273. Encyclopedia of world biography [электронный ресурс]. URL: http://www.notablebiographies.com (дата обращения 28. 01. 2017)

274. Encyclopédie Universelle. [Электронный ресурс]. URL: http://encyclopedie_universelle.fracademic.com/2735/BOH%C3%88ME (дата обращения 27.06.2016)

275. Eleves et professeurs de l'Academie Julian. [Электронный ресурс]. URL: https://sites.google.com/site/academiejulian/(дата обращения 27.06.2016)

276. Fierro, A. Histoire et dictionnaire de Paris/ A. Fierro. - P.: Robert Laffont, 1996. - 1580 p.

277. Figures pour un siècle nouveau. [Электронный ресурс]. URL: http://www.histoire-immigration.fr/reperes/cultures/figures-pour-un-siecle-nouveau (дата обращения 27.06.2016)

278. Fitch, N. R. The Grand Literary Cafés in Europe/ N. R. Fitch. -London: New Holland Publishers Uk Ltd, 2007. - 160 p.

279. Fitch, N. R. Sylvia Bitch and the Lost Generation. A history of Literary Paris in the Twenties and Thirties/ N. R. Fitch. - NY: W. W. Norton & Company, 1983. - 437 p.

280. Franc, D. Bohemian Paris: Picasso, Modiglianai, Matisse and the birth of modern art/ D. Franc. - NY: Art Grove Press, 2001. - 472 p.

281. Franc, D. The bohemians: the birth of modern art: Paris 1900-1930/ D. Franc. - London: Weidenfeld & Nicolson, 2001. - 448 p.

282. Gillis, J. R. Youth and History: Tradition and Change in European Age Relations 1770 - Present/ J. R. Gillis. - NY: Academic Press, 1981. - 266 p.

283. Gluck, M. Popular Bohemia: Modernism and Urban Culture in Nineteenth-Century Paris/ M. Gluck. - Cambridge: Harvard University Press, 2008. - 238 p.

284. Godechot, J. et al. Histoire generale de la presse. Tome III: De 1871 à 1940 / J. Godechot. - Paris: Presses Universitaires de France, 1972. - 688 p.

285. Grana, C. Bohemian versus Bourgeois: French Society and The French Man of Letters/ C. Grana. - NY, London: Basic Books, 1964. - 220 p.

286. Hanotelle, M. Van Gogh a Monmartre/ M. Hanotelle // Le Vieux Monmartre. Société d'Histoire et d'Archéologie des IXe et XVIIIe arrondissements, 1990. - № 54. - P. 32-40.

287. Harris, A. S. Women artists: 1550-1950/ A. S. Harris, L. Nochlin. -Los Angeles: Knopf, 1977. - 368 p.

288. Hemmings, F. W. Culture and society in France 1848-1898/ F. Hemmings. - NY.: Scribner, 1972. - 280 p.

289. Hewitt, N. Monmartre: A Cultural History/ N. Hewitt. - Liverpool: Liverpool University Press, 2017. - 256 p.

290. Horace// The France of Victor Hugo. [электронный ресурс] URL: https: //www. mtholyoke. edu/courses/rschwart/hist255/bohem/thorace. html (дата обращения 10. 10. 2018)

291. Huddleston, S. Bohemian Literary and Social Life in Paris: Salons, Cafes, Studios/ S. Huddleston. - London: London Harrap, 1928. - 450 p.

292. Huddleston, S. French Cafes and French Poetry // The Living Age, April 3, 1920. - P. 43-45.

293. Huddleston, S. Last Bohemians/ S. Huddleston // The Living Age. -January 11, 1919. - P. 117-118.

294. Kleeblatt, N. Chaim Soutine: An Expressionist in Paris/ N. Kleeblatt. -NY: Prestel Publications & Jewish Museum of NY, 1998. - 208 p.

295. Kotynek, R. American cultural rebels avant-garde and bohemian artists, writers and musicians from the 1850s through the 1960s./ R. Kotynek. - Jefferson, North Carolina and London: McFarland & Company, 2008. - 262 p.

296. Kreuzer, H. Die Boheme. Beiträge zu ihrer Beschreibung/ H. Kreuzer. - Stuttgart: J. B. Metzlersche, 1968. - 435 p.

297. Jakson, J. H. Making Jazz French: Music and Modern Life in Interwar/

J. H. Jakson. - P.: Durham & London: Duke University Press Books, 2003. - 280 p.

298. Julian, P. La Belle Epoque/ P. Julian. - NY: The Metropolitan Museum of Art, 2013. - 48 p.

299. La maison russe : brochure de presentation. [электронный ресурс]. URL : http ://www. histoire-immigration. fr/collections/la-maison-russe-brochure-de-presentation (дата обращения 1. 03. 2017)

300. La maison russe : portrait de groupe des residents. [электронный ресурс]. URL : http : //www. histoire-immigration. fr/collections/la-maison-russe-portrait-de-groupe-des-residents (дата обращения 1. 03. 2017)

301. La Mode illustrée - Les Arts Decoratifs. [электронный ресурс]. URL: http://artsdecoratifs.e-sezhame.fr/node/content/nid/31846 (дата обращения 11. 03. 2017)

302. Le Cancan aux couleurs de Toulouse-Lautrec. [электронный ресурс]. URL: http://www.moulinrouge.fr/histoire/grandes-periodes (дата обращения 21. 04. 2017)

303. Le French Cancan. [электронный ресурс]. URL: http://www.www.dutempsdescerisesauxfeuillesmortes.net/textes_divers/french_ca ncan/french_cancan_personnages.htm#goulue (дата обращения 21. 04. 2017)

304. Le Mythe Des Bohémiens Dans La Littérature Et Les Arts En Europe. Sous la direction de Moussa S. - P.: Editions L'Harmattan, 2008. - 388 p.

305. Lethève, J. La Caricature et la presse sous la IIIe République/ J. Lethève. - P.: A. Colin Besançon, 1961. - 272 p.

306. Levin, J. Bohemia in America. 1858-1920/ J. Levin. - Stanford: Stanford University Press, 2010. - 480 p.

307. L'historique Du Petit Écho De La Mode - Le Petit Écho De La Mode. [электронный ресурс]. URL: http://petit-echo-mode.fr/petit-echo-de-mode/lhistorique-du-petit-echo-de-la-mode/ (дата обращения 06. 03. 2016)

308. Lloyd, R. Neo-bohemia: art and neighborhood redevelopment in Chicago/ R. Lloyd// Journal of urban affairs, 2002. - Vol 24. - №5. - P. 517 -532.

309. Marseille, J. Naissance des grands magasins: le Bon Marché. [электронный ресурс]/ Marseille, J. URL: http : //www. culture. gouv.fr/culture/actualites/celebrations2002/bonmarche. htm (дата обращения 02. 05. 2018)

310. Mauve J., Debonne M. A L'ombre de Pasteur, La Cite Falguiere. [электронный ресурс]/ J. Mauve, M. Debonne// Société d'Histoire et d'Archéologie des IXe et XVIIIe arrondissements. URL: http://www.paris15histoire.com/falguere.html (дата обращения 02. 07. 2017)

311. Meffre, L. Daniel-Henry Kahnweiler : entre commerce et histoire de l'art. [электронный ресурс]/ L. Meffre // Hicsa: Equipe d'Accueil Histoire Culturelle et Sociale de L'art. URL: https://hicsa.univ-paris1.fr/ (дата обращения 02. 07. 2017)

312. Mercier, N. Le grand magasin parisien: Le Bon Marché, 1863-1938/ N. Mercier. - P.: l'École nationale supérieure des sciences de l'information et des bibliothèques, 1985. - 31 p.

313. Miller, С. R. Bohemia the protoculture then and now/ C. R. Miller. -Chicago: Nelson-Hall, 1977. - 368 p.

314. Miller, T. Late Modernism: Politics, Fiction, and the Arts between the World Wars/ T. Miller. - Berkeley: University of California Press, 1999. - 280 p.

315. New thesaurus. [электронный ресурс]// URL: http://new_thesaurus.enacademic.com/1528/bohemian/ (дата обращения 25. 06. 2016)

316. Nicholson, V. Among the bohemians: experiments in living, 19001939/ V. Nicholson. - London: Penguin, 2003. - 400 p.

317. Nori, C. La photographie francaise. Des origines a nos jours/ C. Nori. -P.: Flammarion, 2008. - 319 p.

318. Oberthür, М. Le Cabaret du Chat Noir à Montmartre (1881-1897)/ M. Oberthür. - Genève: Slatkine, 2007. - 284 p.

319. Paloscia, T. Et Monmartre honore Modigliani/ T. Paloscia // Le Vieux Monmartre. Société d'Histoire et d'Archéologie des IXe et XVIIIe arrondissements, 1990. -№ 54. - P. 41-45.

320. Paris est un grand village dont le BHV est la place du marché. [электронный ресурс]. URL: http://www.bhv.fr/en/historique/ (дата обращения 14. 06. 2018)

321. Pison, G. 1914-2014: un siècle d'évolution de la pyramide des âges en France/ G. Pison // Population & Sociétés: bulletin mensuel d'information de l'Institut national d'études démographiques, 2014. - №509. URL: www.ined.fr/fr/ressources_documentation/publications/pop_soc/ (дата обращения 14. 06. 2018)

322. Poujol, G. Éducation Populaire: Une Histoire Française/ G. Poujol //Hermès, 2005. - № 42. «Peuple, Populaire et Populisme». - P. 126-130.

323. Price, R. A Social History of Nineteenth-Century France/ R. Price. -NY: Holmes & Meier Pub, 1987. - 403 p.

324. Rearick, C. The French in Love and War. Popular Culture in the Era of the Two World Wars, 1914-1945/ C. Rearick. - New Haven: Yale University Press, 1997. - 384 p.

325. Richardson, J. The Bohemians: la vie de Bohème in Paris, 1830-1914/ J. Richardson. - Jersey: A. S. Barnes, 1969. - 201 р.

326. Rittner L., Haine, W. S. The Thinking Space: The Café as a Cultural Institution in Paris, Italy and Vienna/ L. Rittner, W. S. Haine. - London.: Routledge, 2013. - 286 p.

327. Robert, L. The eternal enigma: A Romance in the Life of Yvette Guilbert/ L. Robert. - Whitefish: Kessinger Publishing, 2007. - 216 p.

328. Rockliff-Steiin, C. M. Pre-Raphaelite Ideals and Artistic Dress/ C. M. Rockliff-Steiin. [электронный ресурс]. URL: http s : //web. archive. org/web/20110930101322/http : //www. glily. c om/preraphs. htm (дата обращения 12. 02. 2019)

329. Rose, J. Suzanne Valadon: Mistress of Montmartre/ J. Rose. - NY: St. Martin's, 1999. - 284 p.

330. Rossel, A. Histoire de France à travers les journaux du temps passé. Tome III : La belle époque (1898-1914)/ A. Rossel. - P.: À l'Enseigne de l'Appel, 1982. - 318 р.

331. Seigel, J.Bohemian Paris: culture, politics and the boundaries of bourgeous life, 1830-1930/ J. Seigel. - NY: Johns Hopkins Paperbacks edition, 1999. - 453 p.

332. Sex, drugs and deep, deep eyes. How Modigliani illuminated his soul// The Economist. - 2009. - January, 17. - URL: https://www.economist.com/news/2009/01/17/sex-drugs-and-deep-deep-eyes?zid=307&ah=5e80419d1bc9821 ebe 173f4f0f060a07 (дата обращения 23. 09. 2019)

333. Sfeir-Semler, A. Die Maler am Pariser Salon, 1791-1889/ A. Sfeir-Semler. - P.: Editions de la Maison des sciences de l'homme, 1992. - 597 p.

334. Smith, M. S. Free Trade Versus Protection in the Early Third Republic: Economic Interests, Tariff Policy, and the Making of Republican Synthesis/ M. S. Smith// French Historical Studies, 1977. - Vol. 10. - Issue 2 - P. 293-314.

335. Showalter, E. Introduction. Trilby/ E. Showalter. - Oxford: Oxford University Press, 1995. - 306 р.

336. Schub, L. R. La chanson naturaliste: Aristide Bruant, ou le revers de la Belle Époque/ L. R. Schub // Cahiers de l'AIEF. - 1976. - № 28. - P. 195-212.

337. Stansell, C. American moderns: Bohemian New York and the creation of a new century/ C. Stansell. - New Jersey: Princeton University Press, 2000. -432 p.

338. Stevenson, J. British society 1914-45/ J. Stevenson. - London: Penguin Books, 1990. - 512 p.

339. Stovall, T. Harlem in Monmartre/ T. Stovall. [электронный ресурс]. URL : http : //www. pbs. org/wnet/gperf/harlem-in-montmartre-historian-tyler-stovall-on-montmartre/829/ (дата обращения 8. 05. 2019)

340. Stovall, T. The rise of the Paris Red Belt/ T. Stovall. - Berkeley: University of California Press, 1990. - 249 р.

341. Tarrit, J.-M. Le haut du pave par/ J.-M. Tarrit// Le Vieux Monmartre. Société d'Histoire et d'Archéologie des IXe et XVIIIe arrondissements, 1992. - № 55. - P. 15-21.

342. The Avant-Gardes at War. The exhibition is under the patronage of the German Federal President Joachim Gauck. [электронный ресурс]. URL: http:// www.bundeskunsthalle.de/en/exhibitions/1914-the-avant-gardes-at-war.html (дата обращения 15. 11. 2018)

343. Thomson, D. Democracy in France. The Third and Fourth Republics/ D. Thomson. - NY: Oxford University Press, 1952. - 300 p.

344. Trilby. [электронный ресурс]. URL: https://www. mtholyoke. edu/courses/rschwart/hist255/bohem/ttrilby. html (дата обращения 15. 11. 2018)

345. What is a Bohemian. [электронный ресурс]. URL: https: //www. mtholyoke. edu/courses/rschwart/hist255/bohem/tdefine. html (дата обращения 15. 11. 2018)

346. Whiting, S. M. Satie the Bohemian : From Cabaret to Concert Hall: From Cabaret to Concert Hall/ S. M. Whiting. - Oxford University: Clarendon Press, 2002. - 598 p.

347. Un Peu D'Histoire. [электронный ресурс]. URL: http://www.rotondemontparnasse.com:80/historique.htm (дата обращения 15. 11. 2018)

348. Wetzsteon, R. Republic of dreams: Greenwich Village, the American Bohemia, 1910-1960/ R. Wetzsteon. - NY: Simon & Schuster, 2003. - 640 p.

349. Wilson, E. Bohemians: the glamorous outcasts/ E. Wilson. - London: Tauris Parke Paperbacks, 2003. - 278 р.

350. Van der Zee, J. The greatest men s party on earth/ J. Van der Zee. -NY: Harcourt Brace Jovanovich, 1974. - 182 p.

351. Velter, А. Les Poètes du Chat-Noir, anthologie poétique/ A. Velter. -Р.: Gallimard, 1996. - 504 р.

352. Victor Hugo: The Prince of Youth// The France of Victor Hugo [электронный ресурс]. URL: https: //www. mtholyoke. edu/courses/rschwart/hist255/bohem/thugo. html (дата обращения 22. 09. 2019)

353. Yon, J. C. Histoire culturelle de la France au XIX siècle/ J. C. Yon. -P.: Armand Colin, 2010. - 320 p.

Авторефераты и диссертации

354. Бочкарев, С.В. Конституирование Третьей республики во Франции: дис. ... канд. юрид. наук: 12.00.01 / Бочкарев Сергей Вадимович. -СПб., 1999. - 144 с.

355. Быстрова, Ю.М. Русско-французские культурные связи в конце XIX - начале XX вв.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Быстрова Юлия Михайловна. - Саратов, 2010. - 264 с.

356. Гузенина, С.В. Роль богемы в духовной жизни общества: на примере провинциального города: дис. ... канд. социол. наук: 22.00.06/ Гузенина Светлана Валерьевна. - Тамбов, 2008. - 209 с.

357. Климова, О.Н. Русская эмиграция и советская интеллигенция: проблемы культурного взаимодействия в 1920-1929 гг.: дис. ... канд. ист. наук: 07.00.02 / Климова Ольга Николаевна. - Челябинск, 2008. - 265 с.

358. Султанова, А.Н. Социокультурный феномен богемы: дис. ... канд. философ. наук: 24.00.01 / Султанова Анжела Нухтаровна. - Махачкала, 2012. - 125 с.

209

ПРИЛОЖЕНИЯ

Приложение А

Картины художников

1Ш : / ./

Рисунок А. 1. М. Утрилло «Мулен де ла Галетт под снегом». 1912. Частная коллекция

Рисунок А. 2. М. Утрилло «Кабаре «Проворный кролик». 1910. Частная коллекция

Рисунок А.3. А. Тулуз-Лотрек «В Салоне на улице де Мулен». 1894. Музей Тулуз-Лотрека, Альби

Рисунок А. 4. А. Тулуз-Лотрек «Танец в Мулен Руж». 1890. Художественный музей Филадельфии

Рисунок А. 5. А. Тулуз-Лотрек «Ла Гулю, танцующая с Валентином Бескостным». 1895. Музей д' Орсэ, Париж

Рисунок А.6. П. Пикассо «Семья акробатов». 1905. Национальная галерея искусство, Вашингтон

Рисунок А. 7. П. Пикассо «Арлекин и его подружка». 1901. Музей изобразительных искусств им. Пушкина, Москва.

Рисунок А. 8. И. Р. Бороналли «Заход солнца над Адриатикой» (картина, написанная ослом Лоло). 1910

Рисунок А.9. В. Ван Гог «Вид Монмартра с ветряными мельницами». 1886. Музей Крёллер-Мюллер, Оттерло

Рисунок А. 10. В. Ван Гог «Огороды на Монмартре». 1887 г. Музей Стеделек, Амстердам

Рисунок А. 11. Э. Дега «Абсент».

1876 г. Музей д 'Орсе, Париж

Рисунок А. 12. Э. Мане «Художник». 1875. Музей искусств, Сан-Паулу

Рисунок А. 13. Д. Г. Россетти «Синее шелковое платье». 1868. Частная коллекция.

Рисунок А. 14. А. Фантен-Латур «Ателье в Батиньоле». 1870. Музей д'Орсе, Париж

Рисунок А. 15. Э. Мане «В кафе «Гербуа». 1869. Национальная галерея искусства, Вашингтон

Рисунок А. 16. П. О. Ренуар «Бал в Мулен де ла Галетт». 1876. Музей Орсе, Париж

Рисунок А. 17. А. Тулуз-Лотрек «В Мулен де ла Галетт». 1889. Институт искусств, Чикаго

Рисунок А. 18. Р. Касас «Бал в Мулен де ла Галетт». 1891. Музей Марисель, Ситжес

Рисунок 19. А. Т. Стейнлен «Черный кот» (Афиша).1896. Художественный музей Циммерли, Ратгесркий университет, Нью-Джерси

Рисунок А.20. А. Жиль «Проворный кролик» (афиша). 1893

Рисунок А.21. А. Тулуз-Лотрек «А. Брюан на афише «Амбассадер». 1892

Приложение Б

Фотографии представителей богемы

Фотография Б.1. Джейн Моррис.

National Portrait Gallery - https://www.npg.org.uk/collections/search/portrait/mw262393/Jane-Morris-ne-Burden?LinkID=mp03187&role=sit&rNo=6 (дата обращения - 28. 07. 2019)

Вацлав Нижинский в балете «Послеполуденный сон фавна», Париж, /9/2 Vaclav Nijinsky in "L'après-midi d'un faune", Paris, /9/2

Фотография Б.2. Вацлав Нижинский в балете «Послеполуденный отдых фавна». 1912. Париж.

https://en.wikipedia.org/wiki/File:Niiinskv faun carrying scarf Baron de Mever 1912.jpg (дата обращения

27.07.2019)

Фотография Б.3. Амедео Модильяни во Флоренции, 1909 г. (фотография)

https://fr.wikipedia.org/wiki/Amedeo Мо&аПаш^те&аМсЫегРоЮ modi.jpg (дата обращения 27.07.2019)

Фотография Б. 4. Папаше Фреде и слушатели в «Проворном кролике»,

1905 г. (фотография)

https://fr.wikipedia.org/wiki/Au Lapin Agile#/media/Fichier:Cabaret du Lapin Agile avec les artistes %C3%A

9coutant le p%C3%A8re Fr%C3%A9d%C3%A9 %C3%A0 la guitare.jpg (дата обращения 27.07.2019)

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.