Феномен глобализации в современном социокультурном пространстве тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Киптило, Евгений Александрович

  • Киптило, Евгений Александрович
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 151
Киптило, Евгений Александрович. Феномен глобализации в современном социокультурном пространстве: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2010. 151 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Киптило, Евгений Александрович

Введение

СОДЕРЖАНИЕ

Глава 1. Теоретико-методологические основы глобализационных процессов.

1.1.Предпосылки глобализационной проблематики.

1.2.Основные подходы к проблеме глобализации.

1.3.Соотношение процессов модернизации, вестернизации и глобализации в современном обществе.

Глава 2. Глобализационные процессы современного социокультурного развития.

2.1.Социокультурные аспекты глобального взаимодействия национальных государств.

2.2.Нелинейность социокультурных процессов как фактор глобализации

2.3.Социокультурные противоречия как форма поиска новой концепции глобального развития.

2.4.Глобальная культура как будущее национальных государств.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен глобализации в современном социокультурном пространстве»

Актуальность темы исследования. Современная цивилизация характеризуется наличием множества проблем и противоречий, основной причиной которых является глобализация человеческой деятельности.

Глобализация рассматривается в различных областях знания, как процесс или явление, где выделяются экономическая, политическая и культурная составляющие. Однако, она больше, чем процесс или явление, она - новая всеохватывающая философия мироустройства и мирофункционирования.

Глобализацию также можно охарактеризовать как период в истории человечества, начавшийся примерно с 1960-х гг., когда происходили события экспрессивной революции во Франции, следствием чего было распространение по всему миру новых моральных принципов, норм и ценностей (уменьшение ценности семьи как социального института, изменение характера и динамики межличностных контактов и т.д.) j

Процесс, который сегодня носит название «глобализация», имеет достаточно долгую историю становления. Первоначально и довольно длительный период времени в литературе использовался термин «интернационализация» - интернационализация экономики, общественной и культурной жизни и т.д. Однако, это не просто смена терминов, - за ней скрывается существенное изменение происходящих в мире процессов. Уже, начиная с XVI века, шел процесс формирования всемирного исторического пространства. Именно он и получил название интернационализации. К началу XX века этот процесс в основном завершился.

Во второй половине прошлого столетия развернулся новый процесс. Как пишет Ю.И.Семенов: «.началось превращение всемирной системы социоисторических организмов в один мировой социально-исторический организм. Именно для его обозначения и возник термин «глобализация»1.

1 Семенов Ю.И. Философия истории. - М.: Современные тетради, 2003. - С. 510

Глобализация предполагает, в конечном счете, сращивание экономик всех стран в одну единую экономическую систему, которая, в отличие от национальных рынков, контролируемых и регулируемых правительствами, будет саморегулируемой системой.

На культурном и социальном уровне также происходят процессы интеграции, предполагающие образование единого общепланетарного социума, основанного на новой парадигме социокультурного развития. Наряду с интеграционными культурными процессами происходят процессы регионализации или локализации, сохраняющие этнокультурное разнообразие.

Поэтому глобализацию также характеризуют как переходный период в истории человечества, в результате которого образуется новый социум, новые общественные ценности и новый индивид, гражданин Мира.

Несмотря на то, что глобализация объединяет и синтезирует науку, экономику и технологические достижения человечества, на социальном уровне происходит обратный процесс - раздробленность и враждебность -антисинтез. Такая раздробленность характеризуется не глобализацией, а вестернизацией, попыткой навязывания неолиберальных ценностей общемировому социуму.

Сегодня возможны различные варианты развития сложившейся ситуации. По какому из них преимущественно будут развиваться события -неизвестно: пойдет ли общество по пути глобализации, регионализации или фрагментации. Также нельзя исключать и того, что развитие технологий может породить такие формы организации хозяйства и общества развитых стран, при которых они изолируются от остального мира, чтобы обеспечить свою безопасность и сохранить благополучие. Но потребность в изменении социальной системы очевидна.

Глобализация обостряет проблемы взаимодействия культур и соответственно людей, которые идентифицируют себя в рамках этих культур. «Под идентичностью понимают интегрированность человека и общества, их способность к осознанию самотождественности и ответу на вопрос «Кто я такой?»2 Усугубление внутренней противоречивости жизни, когда люди ощущают себя частью глобального мира с одной стороны, и одновременно, являются частью локальной культуры - с другой, требует образования новой парадигмы, описывающей устройство мирового социума будущего, новые ценности и новое, выходящее за рамки национального государства мышление индивида.

Особенностью современного этапа глобализации является то, что локальные изменения диктуются событиями, развивающимися на очень большом расстоянии от места локальных событий. «Локальное является аспектом глобализации, глобальное создает локальное»3. Британский теоретик глобализации Р. Робертсон предлагает новый термин -глокализация, составленный из двух слов: глобализация и локализация, чтобы подчеркнуть взаимосвязь и взаимопроникновение этих процессов.

В глобализирующемся мире идентичность становится одним из основных пунктов дискуссии. Это связано с тем, что расширяется потенциальное поле для взаимодействия культур и проблема поиска идентичности является универсальной в переходные этапы.

Очень важно понимать «глобализацию» «как описательный термин, апеллирующий к историческим процессам развертывания и самосознания некоего нового способа смотреть на мир»4. Глобализация является новым подходом к осознанию путей понимания мира. Таким образом, глобализация в качестве парадигмы заняла место модернизации. Это обусловлено появлением новых центров политической и экономической власти, актуализацией культурных различий, интенсификацией перемещения людей, которая делает границы условными. На этом фоне появляются новые институциональные формы, призванные решать проблемы, выходящие далеко за границы отдельных наций и регионов.

2 Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. - London, 1992 - С. 1

3 Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. - London, 1992 - C. 2

4 Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. - London, 1992 - C. 76

Основным ядром глобализации, как и модернизации, является формула «рынки и демократия», основанная на неолиберальной идеологии. Экономическая и политическая власть станет более децентрализованной. «Глобализация (и это касается всех типов новых конфликтов, которые она спровоцировала) будет прекрасно представлять универсализацию идеи развития в ее сугубо капиталистическом виде (а ее социалистический двойник попросту окончательно перестанет быть конкурентоспособным)».5

Глобализация порождает совершенно новые формы политической и экономической эксплуатации, а также совершенно новые формы маргинализации. Она не только является причиной некоторых проблем современности, но она же, одновременно, и решает проблемы, доставшиеся ей в наследство от прошлого. В этих условиях экономическая и политическая маргинализация обостряются, но и продолжают своё существование в рамках нового порядка.

Национализм и колониализм в исторической перспективе были в первую очередь продуктами и агентами европоцентристской глобализации»6. Колониализм был прямым следствием европейской мировой экспансии, целью которой было вовлечение колонизированных культур в евро-американскую культурную орбиту.

Национализм и колониализм разделили мировое пространство на национальные и колониальные регионы, которые представляли собой с одной стороны отклонение от идеи глобальности в силу разделения, а с другой - вовлекали новые страны в евро-американскую культуру. Но они не смогли поколебать веру в капиталистический мировой порядок.

Унификация и фрагментация мира - весьма важные моменты, именно с ними связано появление глобализации. Понятие глобализация приобрело популярность в политэкономических и культурологических дискуссиях вовсе не в связи с окончанием холодной войны, а в связи с ростом интереса к

5 Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. - London, 1992 - C. 78

6 Robertson R. Globalization: Social Theory and Global Culture. - London, 1992 - C. 86 появившимся экономикам нового капиталистического типа в странах Юго-Восточной Азии.

Степень разработанности проблемы. Проблемы модернизации, интернационализации, вестернизации и глобализации освещаются как в рамках философских работ, так и в рамках специальных наук: экономики, политологии, социологии, культурологии.

Однако сама глобализация является предметом достаточно новой области знаний. Зародившись как явление во второй половине XX века, глобализация начала получать философское осмысление лишь в 1990-е годы.

Феномен глобализации ввиду своей междисциплинарности и размытости границ исследований нуждается в многостороннем рассмотрении. В отечественных и зарубежных исследованиях, посвященных проблемам глобализации, обозначились следующие направления, в рамках которых рассматриваются:

1) экономические аспекты глобализации (Филипп Г. Альтбах, Ральф Питере, Дж. Сорос, О.С. Белокрылова, О.Т. Богомолов, Е.В. Брехов, С.И. Долгов, Н.С. Кирабаев, В.М. Княжнин, И.С. Королев, А.В. Красновой, И. Майбуров, А.И. Смирнов, JI.JI. Стриженко, М.В. Шевченко, Ю.А. Щербанин и др.);

2) влияние глобализационных процессов на политическую сферу (В.М Дахин, Н.А. Зотов. Д. Хелд и др.);

3) проблемы глобализации в социокультурной сфере (Р. Робертсон, П. Бергер, Д. Бхагвати, Э. Гидденс, А. Козмински, X. Пилкингтон, П. Скотт, С. Хантингтон, Э. Хобсбаум, М.М. Акулич, B.C. Буянов, А.Н. Чумаков, А.И. Галаган, В.И. Добреньков, В.Г. Кочкина, Р. Робертсон, Г.Ю. Семигин, А.И. Турчинов, Ю.В. Яковец);

4) факторы проявления воздействий глобализации и их классификация (А.В. Аверин, М. Майбуров, Н.П. Щербаков);

5) развитие личности в условиях глобализации (Ф.Х. Лайпанова);

6) трансформация национальной идентичности в условиях глобализации (М. Фурман, Е. Водичев, Г.И. Иванов, Н. Шмелев).

7) интеграционные и глобализационные процессы, затрагивающие практически все сферы деятельности как государства, так и личности. Такие аспекты рассматриваются в работах следующих авторов: А.Н. Быков, Е.Н. Жильцов, А.А. Колодина, Г.М. Костюнина, Г.П. Лесников, А.А. Огаров, И.А. Сафонов, Ю.В. Шишков, В.П. Шмулевич и других.

Объектом диссертационного исследования является глобализация. Предмет исследования - социокультурное пространство глобализирующегося общества.

Цель диссертационного исследования состоит

1. в выявлении предпосылок и основных подходов к изучению глобализационной проблематики;

2. в анализе социокультурных рефлексий и противоречий глобализации. Для достижения поставленных целей необходимо решить следующие основные задачи диссертационного исследования:

• проанализировать генезис понятия «глобализация»;

• раскрыть предпосылки глобализации;

• дать систематический анализ основных подходов к проблеме глобализации;

• рассмотреть глобализационные процессы в экономике, внешнеполитическом взаимодействии национальных государств, трансформирующейся социальной среде;

• выявить социокультурные противоречия глобализирующегося мира;

• показать взаимосвязь понятий: модернизация, вестернизация и глобализация;

• систематизировать проблемы, вызванные глобализацией, в том числе рассмотреть трансформацию личностных потребностей в современном мире;

• выявить основные аспекты мировосприятия в эпоху глобализации.

Гипотеза диссертационного исследования - в условиях трансформирующегося социокультурного пространства глобализация выступает как стремление человечества к достижению цивилизационного синтеза, формирующее новые формы этнокультурной идентификации.

Методологическую и теоретическую основу диссертации составляют, прежде всего, общефилософские принципы и методы исследования, то есть принципы системности, историзма, конкретности исследования, а также методы современной социальной философии и философской антропологии -сравнительно-исторический, конкретно-исторический, историкотипологический и историко-ретроспективный. Исследование ориентировано на системный подход, принципы структурно-функционального анализа и аксиологии. Также частично использовался синергетический подход и методы рационализма в анализе динамики традиций и инноваций в культуре глобализирующегося социума.

Научная новизна диссертации состоит в следующих положениях:

• дается систематизация как предпосылок глобализационных процессов, так и основных подходов к изучению глобализационной проблематики;

• раскрывается соотношение процессов модернизации, вестернизации и глобализации, выявляются их схожие черты и кардиальные отличия;

• анализируются социокультурные противоречия современного мироустройства, основанного на национальных государствах;

• рассматривается современный социум как нелинейная система в сравнении с другими субъектами глобализации.

Основные положения, выносимые на защиту:

• Социокультурные противоречия современной модели мироустройства выявляют необходимость к переходу на новую парадигму развития глобального социума.

• Глобализация и локализация являются сложной формой целостности, в которой указанные элементы сосуществуют на принципах дополнительности.

• Интеграционная доминанта процесса глобализации обостряет флуктуации социокультурных процессов, вследствие которых усиливаются разного рода расхождения, изменяется степень чувствительности. Флуктуации расшатывают прежнюю структуру системы и вводят ее в фазу переходного периода.

• Нестабильность как состояние фазового перехода от хаоса к порядку в культуре (или его инверсионный вариант), характерной чертой которого является определенное стягивание к аттрактору, позволяет говорить о существовании в переходных периодах самостоятельного типа культуры, играющего важную роль в логике культурно-исторического процесса.

Теоретическая и практическая значимость работы состоит в том, что ее основные положения, выводы, данная систематизация предпосылок глобализации, подходов к изучению глобализации, основные идеи новой парадигмы социокультурного развития мирового социума могут быть использованы в дальнейшем исследовании проблем глобализации в современном мире, а также в разработке теоретико-методологических основ философии глобалистики.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертационного исследования докладывались автором на ряде региональных, межвузовских и внутривузовских научных конференций, в том числе на международных научно-технических конференциях Московского государственного технического университета гражданской авиации в 2006 и 2008 годах, международной молодежной научной конференции «Гагаринские чтения» в Московском авиационно-технологическом институте, международной конференции в Московском государственном университете путей сообщения в 2008 году, заседаниях кафедры Гуманитарных и социально-политических наук Московского государственного университета гражданской авиации в 2009 году. По теме исследования автором опубликовано 10 статей:

1. Философия международной торговли. Научный вестник МГТУ ГА (ВАК), №101. - М.: МГТУ ГА, 2006. - 0,32 п.л;

2. Глобализация международных отношений. Международная научно-техническая конференция. - М.: МГТУ ГА, 2006. - 0,15 пл.;

3. Социальные последствия глобализации. Научный вестник МГТУ ГА (ВАК), № 113. - М.: МГТУ ГА, 2007. - 0,37 пл.;

4. Научно-философская основа глобализационной проблематики. Научный вестник МГТУ ГА (ВАК), №129. - М.: МГТУ ГА, 2008. - 0,4 пл.;

5. Глобализация - универсальная категория. Международная научно-техническая конференция. - М.: МГТУ ГА, 2008. - 0,2 пл.;

6. Основные философские школы глобализма. Международная научно-техническая конференция. - М.: МГТУ ГА, 2008. - 0,2 пл.;

7. Влияние глобализационных процессов на транспортную систему. Международная научная конференция. - М.: МГУПС, 2008. - 0,3 пл.;

8. Глобализация как мировоззрение. Международная молодежная научная конференция «Гагаринские чтения». - М.: МАТИ, 2008. - 0,28 пл.;

9. Трансформация общества в условиях глобализации. Международная молодежная научная конференция «Гагаринские чтения». - М.: МАТИ, 2008. - 0,25 пл.;

10.Единое образовательное пространство. Материалы 9-ой межвузовской научно-практической конференции. Опыт и проблемы преподавания гуманитарных и социально-экономических дисциплин в ВУЗах. - М.: МАТИ, 2008.-0,15 пл.

Структура диссертационной работы включает: введение, две главы, семь параграфов, заключение, библиографию. Общий объем работы 148 страниц. В конце работы помещен список литературы, включающий в себя 149 наименований, из них 14 на иностранных языках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Киптило, Евгений Александрович

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проделанный в диссертационном исследовании анализ позволяет сделать вывод о том, что процесс глобализации является следствием целого комплекса причин и выражается в различных формах.

Диссертант стремился доказать, что глобализация направлена не на преобразование какой-то сферы жизни - экономической или политической: это изменение всей парадигмы жизни - и человечества в целом, и каждого отдельного человека.

С одной стороны, процессы глобализации способствуют стабилизации экономической ситуации, катализируют интегративные тенденции в политической сфере, отвечают духу таких стародавних и идеализированных принципов, как интернационализм и космополитизм. Однако, с другой стороны, логическим итогом глобализации будет снятие не только экономических и политических «шлагбаумов», не только воплощение в реальность старой абстрактной идеи - «Человечество», но также культурная и этническая унификация, элиминирование всего специфически национального.

Процессы глобализации, а также научно-техническая и информационная революции сформировали принципиально новую ситуацию бытия, которую необходимо подвергнуть философскому осмыслению. Слабая исследованность этой ситуации, ситуации социального глобализма, характеризуется понятийным релятивизмом, затрудняющим ее анализ. Наиболее продуктивной нам представляется позиция некоторых исследователей, согласно которой современную социокультурную ситуацию можно охарактеризовать, как «эпоху постмодерна».

По мнению диссертанта, стратегическими составляющими эволюции культуры являются научно-технический и цивилизационный прогресс, которые развиваются по двуспиральной модели, где одна спираль (цивилизационный прогресс) смещена «по фазе» относительно другой научно-технический прогресс); глобализация усиливает противоречия в развитии этих составляющих, приводит к стратегической нестабильности глобального и локальных социумов.

В исследовании была проанализирована история термина «глобализация» и раскрыта его сущность: термин был введен в оборот во второй половине XX столетия. Определенно, в академических кругах, он не распознавался, как знаковое понятие, вследствие неоднозначного и непостоянного использования в прошлом, но это продолжалось лишь до начала - середины 80-х гг. XX века. Во второй половине 80-х гг. двадцатого столетия использование термина «глобализация» сильно возросло, в связи с активным ее воздействием практически во все области современной жизни и во всех частях мира. Ныне этот термин используется довольно широко и действительно в самых различных смыслах. Он практически стал частью широкого понимания того аспекта, который влияет на распространение терминов, сконцентрированных в понятии «глобализация».

В диссертации были рассмотрены основные философские школы глобализма. Классификация школ основывается на разделении их отношения ко времени зарождения глобализации и её причинах.

М. Маклюен представил идею о синхронизированной атаке средств массовой информации, в частности телевидения, ощущаемой в наше время. Им была предпринята попытка сформировать представление и отобразить основные влияния тенденции средств массовой информации (СМИ) на глобальное сообщество.

В рамках дискуссии текущей популярной темы о возникновении модернизма, в работах 60-х гг. XX столетия было широко раскрыто в терминах традиционного социологического анализа движения от «Gemeinschaft» - «гемейншафта» (общинное социальное устройство) к «Gesellschaft» - «гезелынафту» (общественное социальное устройство).

Р. Робертсон считает, что глобализация началась в период между 1875 и 1925 гг., когда мир был поделен на временные пояса, введена международная линия смены дат, почти повсеместно принят грегорианский календарь, создана международная система телеграфной связи, а Мерфи указывает на усилия международных организаций, с 1850 г. занимавшихся развитием транспорта и связи.

Некоторые ученые рассматривают глобализационные процессы с точки зрения отношений Востока и Запада. Разделение мира на Запад и Восток началось с XI века, с момента провозглашения римским папой Урбаном II концепции движения Европы на Восток с целью адаптации его богатств под потребности Европы. Как следствие, начались крестовые походы на Восток от Балтики до Средиземноморья. Походы оказались лишь частично успешными: некоторые восточно-европейские народы перешли в католицизм, захваченных в восточном Средиземноморье материальных и денежных средств, хватило на Итальянское Возрождение. Пробиться же через русских и арабов на Восток, как таковой, европейцы не смогли. Это заставило их обратиться к развитию технических аспектов ведения войн и деятельности и побудило (португальцев и испанцев) двинуться на Восток в западном направлении.

В диссертационном исследовании была проанализирована сущность глобализационных процессов в различных сферах жизни современного общества.

Философия глобализации во многом зависит от бурных экономических, социальных и политических изменений на современном этапе и активно вторгается в нашу повседневную жизнь. Политика также подчиняется закономерностям все более тесных международных взаимозависимостей. Очевидно, что глобализация ставит демократическим образом организованное национальное государство перед новыми рамочными условиями, которые проявляются как внутри, так и вовне.

Глобализация способствует тому, что классическое национальное государство теряет часть своих компетенций, поскольку определенные суверенные права государства передаются наднациональным организациям и поскольку на арену международной политики вышли влиятельные игроки в форме межнациональных концернов.

Концепция глобализации устойчивого развития, рассматривающая в своем расширительном толковании, как возможность достижения определенных форм взаимодействия природных, социальных и культурных процессов, как условия дальнейшего существования человечества, может выступать одной из базовых концепций для изучения глобализации в культурно-религиозном разрезе.

Глобализация развития культуры как системы обостряется под влиянием эмерджентных изменений направления социокультурных процессов. Изменения возникают в тех случаях, когда нелинейность выступает своеобразным «стимулятором» флуктуаций, т. е. усиливает разного рода расхождения; изменяет пороговость чувствительности; порождает дискретность путей эволюции системы. Благодаря неравновесности усиливаются флуктуации, расшатывающие прежнюю структуру системы и вводящие ее в фазу переходного периода. Именно тогда перед культурой "открывается" целый веер возможностей (выбор пути) для перехода в иную среду (состояние). Заметим, что эти сценарии развития могут существенно разниться и горизонты перспектив тех или иных культур в условиях глобализации могут не только расширяться, но и значительно сужаться.

Проблема глобализации настолько широка и многоаспектна, что всегда остается простор для все новых и новых исследований. Кроме того, динамика развития современного мира все время трансформирует ситуацию, привносит новые моменты в сущностное содержание рассмотренной нами проблемы, и в дальнейших исследованиях это обстоятельство должно учитываться в первую очередь. В дальнейшем изучении нуждаются практически все проблемы, рассмотренные в данной диссертации. Процесс глобализации носит системный характер и охватывает все сферы современного пространства, и эффективное исследование какого-либо одного элемента современного мира невозможно вне комплексного изучения всей системы глобализационных процессов. Так, например, проблема цивилизационной идентичности России становится понятной только в контексте общей проблемы глобализации современного мира; адекватное понимание процесса глобализации культуры невозможно без тщательного философского анализа современной социокультурной ситуации. Все эти проблемы, взятые по отдельности, являются элементами единой системы, и чтобы познать каждую из них, необходимо исследовать всю систему в целом. Дальнейшее изучение проблемы глобализации должно вестись, прежде всего, в рамках философии и. философской антропологии, поскольку именно философия позволяет сформировать комплексную картину мира.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Киптило, Евгений Александрович, 2010 год

1. Абалкин, Л.И. Эволюционная экономика в системе переосмысления базовых основ обществоведения Текст. / Л.И. Абалкин // Эволюционная экономика и «мэйнстрим». М.: Наука, 2000. - с.7-14.

2. Азроянц, Э.А. Глобализация: катастрофа или путь к развитию? Современные тенденции мирового развития и политические амбиции. Текст. / Э.А. Азроянц. М.: Новый век, 2002. - 416 с.

3. Актуальные вопросы глобализации. Круглый стол Текст. // Мировая экономика и международные отношения. 1999. № 4. с.43.

4. Амселль, Ж.Л. Глобализация: большой дележ или плохое упорядочение Текст. / Ж.Л. Амселль .// Журнал социологии и социальной антропологии, 2002, №3 (Т.5). с.79-95.

5. Арутюнов, С.А. Глобальный этнококтейль. Текст. / С.А. Арутюнов // . Независимая газета, 2007, № 203. с.4

6. Афанасьев, В.Г. Системность и общество. Текст. / В.Г. Афанасьев -М.: Издательство политической литературы, 1980. 368 с.

7. Афанасьев, В.Г. Социальная информация и управление обществом. Текст. / В.Г. Афанасьев М.: Энергоиздат, 1975. - 408 с.

8. Ашхамахова, А.А. Глобализация и этнический менталитет Текст. / А.А. Ашхаматова // Политематический сетевой электронный научный журнал Кубанского государственного аграрного университета, 2006. -с.17.

9. Баева, О.Н. Цивилизационная идентичность России: универсальная модель метасубъекта в планетарном самосознании. Текст. / О.Н. Баева, В.И. Каширин // Социальные конфликты: экспертиза, прогнозирование, технологии разрешения. 2002. с.45.

10. Ю.Бажанов, Е.П. Глобализация как объективный процесс. Текст. / Е.П. Бажанов // Независимая газета, 2002, №27. с.5.

11. П.Бажанов, Е.П. Глобализующийся мир остается многополюсным. Текст. / Е.П. Бажанов // Независимая газета, 2003, №124. -с.З.

12. Байков, А.А. «Нестандартная» интеграция и стареющие стандарты. Текст. / А.А. Байков // Международные процессы, 2007, №2 (14), Т.5. с.29.

13. Барлыбаев, Х.А. Общая теория глобализации и устойчивого развития. Текст. / Х.А. Барлыбаев М.: Изд-во Гос. Думы, 2002. - 336 с.

14. Барциц, И.Н. Международное право и правовая система России. Текст. / И.Н. Барциц // Журнал российского права, 2001, № 2. с. 15.

15. Баталов, Э.Я. Предмет философии международных отношений. Текст. / Э.Я. Баталов // Международные процессы, 2004, №1 (4), Т.2. с.32.

16. Баткин, JI.M. Тридцать третья буква: заметки читателя на полях стихов Иосифа Бродского. Текст. / Л.М. Баткин М.: РГГУ, 1996. - 333 с.

17. Бауман, 3. Индивидуализированное общество Текст. / 3. Бауман; пер. с англ.- М.: Логос, 2002. 127 с.

18. Бек, У. Что такое глобализация? Текст. / У. Бек; пер. с нем. А. Григорьева и В. Седельника,- М.: Прогресс-Традиция, 2001. 304 с.

19. Бекетов, Н.В. Циклы мировой экономики и финансовые кризисы. Текст. / Н.В. Бекетов // Проблемы современной экономики, 2008, №1 (25). с. 17.

20. Белл, Д. Эпоха разобщенности. Текст. / Д. Белл // Свободная мысль, 2006, №6. с. 20.

21. Белый, А. Кризис сознания и Генрик Ибсен. Текст. / А. Белый М.: Арабески, 1911.

22. Бессонов, Б.Н. Социальные и духовные ценности на рубеже II и III тысячелетий Текст. / Б.Н. Бессонов М.: Норма, 2006. - 320 с.

23. Бестужев-Лада, И.В. Альтернативная цивилизация. Текст. / И.В. Бестужев-Лада М., 1998. - 448 с.

24. Бжезинский, 3. Великая шахматная доска. Господство Америки и его геостратегические инициативы. Текст. / 3. Бзежинский М., 1998. -210 с.

25. Бжезинский, 3. Выбор. Глобальное господство или глобальное. Текст. / 3. Бзежинский М.: Международные отношения, 2004. - 288 с.

26. Бжезинский, 3. Геостратегия для Европы. Текст. / 3. Бзежинский // Независимая газета, 1999, №210. с.7.

27. Богатуров, А. Д. Контрреволюция ценностей и международная безопасность. Текст. / А.Д. Богатуров // Международные процессы, 2008, №2 (17), Т.6. с.57.

28. Богатуров, А.Д. Конгломератное сообщество. Текст. / А.Д. Богатуров // Независимая газета, 2008, №14 с.З.

29. Богатуров, А.Д. Мир вертикальных империй. Текст. / А.Д. Богатуров // Независимая газета, 2006, №85 с.7.

30. Богатуров, А.Д. Усталость от американской ответственности. Текст. / А.Д. Богатуров // Независимая газета, 2006, №193. с.7.31 .Бодрийяр, Ж. Прозрачность зла. Текст. / Ж. Бодрийяр М.: Добросвет, 2000. - 258 с.

31. Бродский, И. Творчество, личность, судьба. Итоги трех конференций. Текст. / И. Бродский СПб., 1998.

32. Вебер, М. Избранные произведения. Текст. / М. Вебер М.: Прогресс, 1990.-722 с.

33. Видимые руки. Ответственность за социальное развитие. Доклад Исследовательского института по проблемам социального развития при ООН. По материалам форума «Женева-2000». Текст. М., 2001.

34. Видоевич, 3. Глобализация, хаотизация и конфликты в современном мире. Текст. / 3. Видоевич // Социологические исследования, 2005, №4.-с. 17-29.

35. Виноградов, А.О. Опыт китайской модернизации. Текст. / А.О. Виноградов // Журнал «Политфилософия», 2009, №1 с.32-45.

36. Владимирова, И.Г. Глобализация мировой экономики: проблемы и последствия. Текст. / И.Г. Владимирова // Менеджмент в России и за рубежом, 2001, №3. с.50-62.

37. Войтоловский, Ф. Идеологическая рефлексия мировой политики. Текст. / Ф. Войтоловский // Международные процессы, 2007, №3 (15), Т.5.-С.5-12.

38. Вулф, М. Глобализация: Неудачное место жительства. Текст. / М. Вулф // Ведомости, 2002, №178 (741). с.8.

39. Вулф, М. Глобализация: Рождение нового мира. Текст. / М. Вулф // Ведомости, 2006, №20 (1547). с.9.

40. Верхофстадт, Г. Три выхода для Европы. Текст. / Г. Верхофстадт // Россия в глобальной политике, 2009, № 1.-е. 53-58.

41. Глазьев, С. О стратегии экономического роста на пороге XXI века: научный доклад. Текст. / С.О. Глазьев М.: ЦЭМИ РАН, 1997. - с.

42. Глобализация и столкновение идентичностей. Текст. М., -2003. -с.180-195.

43. Глобализация: учебник Текст. / Под общ. ред. В.А. Михайлова и B.C. Буянова. М.: РАГС, 2008. - 530 с.

44. Гомар, Т. Европа, Россия, США: новые величины старого уравнения. Текст. / Т. Гомар // Россия в глобальной политике, 2008, № 1. с.23-28.

45. Гранин, Ю.Д. Что такое «глобализация»? Текст. / Ю.Д. Гранин // Высшее образование в России, 2007, №2. с.56-60.

46. Гранин, Ю.Д. Глобализация и вестернизация: pro и contra. Текст. / Ю.Д. Гранин // Новое в психолого-педагогических исследованиях, 2009, №3.-с. 31-38.

47. Дахин, В.Н. Политические аспекты глобализации. Текст. / В.Н. Дахин // Глобализация: сущность, проблемы, перспективы. М.: Свободная мысль-XXI., 2003.-210с.

48. Делягин, М.Г. Практика глобализации: игры и правила новой эпохи. Текст. / М.Г. Делягин М.: ИНФРА-М, 2000. - 413 с.

49. Делягин, М.Г. Мировой кризис. Общая теория глобализации. Текст. / М.Г. Делягин М.: ИНФРА-М, 2003. - 152 с.

50. Диев, B.C. Вектор глобализации: определение начала координат. Текст. / B.C. Диев // Вестник ВГУ. Серия Гуманитарные науки, 2004, №2. с.58-62.

51. Доброчеев, О.В. Не многополюсный, а ячеистый. Текст. / О.В. Доброчеев // Независимая газета, 2001, №85 с.7.

52. Другов, А.Ю. Экстремизм дитя глобализации. Текст. / А.Ю. Другов // Независимая газета, 2003, №253. - с.2.

53. Евстигнеева, Л.П., Евстигнеев Р.Н. Экономическая глобализация и постмодерн. Текст. / Л.П. Евстигнеева, Р.Н. Евстигнеев // Общественные науки и современность, 2000, №1. с.61-75.

54. Жижек, С. Интерпассивность. Желание: влечение. Мультикультурализм Текст. / С. Жижек; Пер. с англ. СПб.: Алетейя, 2005.- 156 с.

55. Жижек, С. Хрупкий абсолют, или Почему стоит бороться за христианское наследие. Текст. / С. Жижек М.: Художественный журнал, 2003. - с. 17-26.

56. Земляной, С.Н. Новый космополитизм и знамения времени. Текст. /

57. С.Н. Земляной // Независимая газета, 2002, №3. с.З. 58.Зиновьев, А.Б. Идеологическая глобализация. Текст. / А.Б. Зиновьев // Независимая газета, 2002, №36. - с.7.

58. Ильин, М.В. Повелители антиномий. Текст. / М.В. Ильин // Независимая газета, 2008, №14. с.5.

59. Ильин, М.В. Субъекты 21 века: комментарий. Текст. // Глобализация и столкновение идентичностей. Международная интернет-конференция 24 февраля 14 марта 2003 года / Сб. материалов; Под ред. А.Журавского, К.Костюка. - М.,2003

60. Ильинский, И. М. Образовательная революция. Текст. / И.М. Ильинский М.: МГСА, 2002. - 593 с.

61. Ильинский, И. М. XX век: кризис понимания. Текст. / И.М. Ильинский М.: МГСА, 2002. - 320 с.

62. Иноземцев, B.JT. Вестернизация как глобализация, и «глобализация» как американизация. Текст. / B.JL Иноземцев // Вопросы философии, 2004, № 4. с.33-47.

63. Иноземцев, B.J1. Расколотая цивилизация. Текст. / B.JI. Иноземцев -М.: Наука, 1999.-740 с.

64. Ишикава, А. Эволюция концепций и практики модернизации в Японии. Текст. / А, Ишикава // Управление социальным развитием, 2003, №1/03. с.55-62.

65. Касимов, Н.С., Концепция устойчивого развития: восприятие в России. Текст. / Н.С. Касимов, Ю.Л. Мазуров, B.C. Тикунов; Вестник РАН, 2004, № 1, Т.74. с.93-102.

66. Кастельс, М. Информационная эпоха: экономика, общество, культура. Текст. / М. Кастельс М.: ГУ ВШЭ, 2000. - 390 с.

67. Кессиди, Ф. Глобализация и культурная идентичность Текст. / Ф. Кессиди // Вопросы философии, 2003, № 1. с.43-55.

68. Кирабаев, Н.С. Здесь Встречаются Цивилизации. Текст. / Н.С. Кирабаев // Поиск, 1999, №15. с. 12-20.

69. Киселев, Ю.И. «Группа восьми», как участник международных отношений: опыт социологического анализа. Текст. / И.Ю. Киселев, А.Г. Смирнова // Вестник Ярославского государственного университета. Серия Гуманитарные науки, 2007, №2. с.42-51.

70. Клепацкий, JI.H. Мегатренды современного развития. Текст. / Л.Н. Клепацкий // Центр исследований постиндустриального общества, 2001. с. 18-25.

71. Колесников, А.В. Политэкономия: Глобализация продолжается. Текст. /А.В. Колесников // Ведомости, 2008, №219 (2241). с.9.

72. Коллонтай, В.М. Эволюция западных концепций глобализации. Текст. / В.М. Коллонтай // МЭиМО, 2002, № 1. с.17-30.

73. Корабль призраков. Текст. // Ведомости, 2001, №128 (451). с.8

74. Крамаренко, A.M. Окончание холодной войны: обретение смысла. Текст. / A.M. Крамаренко // Россия в глобальной политике, 2009, №1. -с. 3-15.

75. Кувалдин, В.Б. Глобальность: новое измерение человеческого бытия. Текст. / В.Б. Кувалдин // Горбачёв М.С. и др. Грани глобализации: Трудные вопросы современного развития. М.: Альпина Паблишер, 2003.- 120 с.

76. Кулагин, В.М. Глобальная или мировая безопасность? Текст. / В.М. Кулагин // Международные процессы, 2007, № 2 (14), Т.5 с. 10-25

77. Лукашук, И.И. Глобализация и государство. Текст. / И.И. Лукашук // Журнал российского права, 2001, №4. с.72-80.

78. Мазур, И.И., Глобалистика: международный междисциплинарный энциклопедический словарь. Текст. / И.И. Мазур, А.И. Чумаков М— СПб: Питер, 2006.- 1159 с.

79. Маркс, К., Соч. Т.42. Текст. / К. Маркс, Ф. Энгельс М.: Госполитиздат, 1974. - 490 с.

80. Мартин, Г.П., Западня глобализации. Атака на процветание и демократию. Текст. Шуман, X. Г.П. Мартин, Шуман, X. М.: Альпина, 2001. - 335 с.

81. Минин, С.А. Правила игры в капитализм. Текст. / С.А. Минин // Независимая газета, 2008, №17. с.8.

82. Митина, И.В. Глобализация и геокультура: к постановке вопроса. Текст. / И.В. Митина //История и современность, 2007, №1. с.17-25.

83. Моисеев, Н.Н. Современный антропогенез и цивилизационные разломы. Текст. / Н.Н. Моисеев // Вопросы философии, 1995, №1. с. 27-39.

84. Моисеев, А.А. Суверенитет государства в современном мире. Международно-правовые аспекты. Текст. / А.А. Моисеев М.: Научная книга, 2006. - 246 с.

85. Мотрошилова, П.В. Идеи единой Европы: философские традиции и современность. Часть 1. Текст. / П.В. Мотрошилова //Вопросы философии, 2004, №11.- с.22-29.

86. Мясникова, JI.A. Время глобализации. Текст. / Л.А. Мясникова // Мировая экономика и международные отношения, 2005, №10. с.42-50

87. Жукова, Н.Г. Глобализация и сохранение национальной идентичности. Текст. / Н.Г. Жукова // Философия и общество, 2006, №2. с. 31-45.

88. Нартов, Н.А. Геополитика. Текст. / Н.А. Нартов М., 2002. ~ 430 с. 91.0лсон, М. Возвышение и упадок наций. [Текст] / М. Олсон

89. Паин, Э.А. Общество без традиций перед вызовами современности. Текст. / Э.А. Паин // Россия в глобальной политике, 2008, № 3. с. 7283.

90. Пантин, В.И. Циклы и волны глобальной истории. Глобализация в историческом измерении. Текст. / В.И. Пантин М., 2003. - 276 с.

91. Переслегин, С.Б. Конец Вечности. Текст. / С.Б. Переслегин // Независимая газета, 2008, №16. с.7.

92. Плотников, А.В. Глобализация и устойчивость языков. Текст. / А.В. Плотников // Современные наукоемкие технологии, 2006, №1. с. 9-18.

93. Рорти, Р. Философия и будущее. Текст. / Р. Рорти // Вопросы философии, 1994, №6. с. 40-53.

94. Размышления о будущем: Материалы постоянно действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир». Текст.//2001. №7 (19).

95. Райе, К. Многополярность, как теория соперничества. Текст. / К. Райе // Россия в глобальной политике, 2003, №3, Т.1. с. 65-69.

96. Ракитов, А.И. Новый подход к взаимосвязи истории, информации и культуры. Текст. / А.И. Ракитов // Вопросы философии, 1994, №4. -с. 19-29.

97. Рено, А. Эра индивида. К истории субъективности. Текст. / А. Рено СПб.: Владимир Даль, 2002. - 480 с.

98. Робертсон, Р., Дискурсы о глобализации: предварительные размышления. Ч. 1. Текст. / Р. Робертсон, X. Хондкер М., 2004.

99. Россия и процессы глобализации: что делать? Стратегия для России: 10 лет СВОП. Текст. М.: Вагриус, 2002

100. Семенов, В.А. Национальный индивидуализм. Текст. / В.А. Семенов // Независимая газета, 2006, №128. с.9.

101. Семенов, Ю.И. Философия истории. Текст. / Ю.И. Семенов -М.: Современные тетради, 2003. 350 с.

102. Слуцкер, В.И. Мир не выживет без солидарности. Текст. / В.И. Слуцкер // Независимая газета, 2007, №21. с.5.

103. Смирнягин, Л.В. Восьмая культура капитализма. Текст. / Л.В. Смирнягин // Независимая газета, 2008, №44 с.7.

104. Степанянц, М.Т. Восточная философия. Текст. / М.Т. Степанянц -М., 1997.-511 с.

105. Стиглиц, Д. Глобализация: тревожные тенденции. Текст. / Д. Стиглиц М.: Мысль, 2003. - 872 с.

106. Сухарев, Ю.А. Глобализация и культура: Глобальные изменения и культурные трансформации в современном мире. Текст. / Ю.А. Сухарев-М.: Высш. шк., 1999. 159 с.

107. Тарасов, А.А. Глобализация как концепт технологическогообщества. Текст. / А.А. Тарасов // Вестник Нижегородскогоуниверситета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки, 2007,t4. с.38-47.

108. Титов В.А. Специфика морального познания социальной действительности Текст. / В.А. Титов // Мораль и Этика. М., 1989.

109. Тлостанова, М.В. Проблема мультикультурализма и литература США конца XX века. Текст. / М.В. Тлостанова М.: Наследие , 2000. -150 с.

110. Тураев, В.А. Глобальные вызовы человечеству. Текст. / В.А. Тураев М.: Логос, 2002. - 192 с.

111. Тюрго, А. Избранные философские произведения. Текст. / А. Тюрго М.: Соцэкгиз, 1937. - 517 с.

112. Уткин, А.И. Богатые и бедные. Текст. / А.И. Уткин // Философские науки, 2002, №1. с.44-59.

113. Уткин, А.И. Глобализация: процесс и осмысление. Текст. / А.И. Уткин М.: Логос, 2001. - 214 с.

114. Фомин, А.И. Поведение иностранного бизнеса в стране пребывания. Текст. / А.И. Фомин // Международные процессы, 2008, №3 (18), Т.б.-с. 32-45.

115. Фомичев, П.Н. Этциони А. Ответственное общество: коммунитарная перспектива. Текст. / П.Н. Фомичев // Социальные и гуманитарные науки. Отечественная и зарубежная литература. Серия 11: Социология. Реферативный журнал, 1997, № 3. с. 32-37

116. Фуко, М. Интеллектуалы и власть: Избранные политические статьи, выступления и интервью Текст. / М. Фуко; пер. с фр.- М.: Праксис, 2002.

117. Фуре, В.Н. Глобализация жизненного мира в свете социальной теории. Текст. / В.Н. Фуре // Общественные науки и современность, 2000, №6. с.21-39.

118. Хайдеггер, М. Что такое метафизика? Текст. / М. Хайдеггер; Время и бытие. М.: Республика, 1993. - 270 с.

119. Халитова, Г. А. Глобализация как культурный феномен: проблема идентичности. Текст. / Г.А. Халитова // Вестник Башкирского университета, 2008, №13. с.72-80.

120. Хоруженко, К.М. Культурология: энцикл. слов. Текст. / К.М. Хоруженко Ростов н/Д., 1997. - 639 с.

121. Цыганков, П.А. Геополитика: последнее прибежище разума? Текст. // Вопросы философии. 1994. №7-8.

122. Чуланова, З.К. Глобализация и мировое социальное развитие. Текст. / З.К. Чуланова // Современные проблемы мировой экономики. Сборник научных трудов. Институт мировой экономики при Фонде первого президента РК. Алматы: Дайк-Пресс, 2004. - с.92-105.

123. Чумаков, А.Н. Глобализация. Контуры целостного мира: монография. Текст. / А.Н. Чумаков -2-е изд., перераб. и доп.- М.: Проспект, 2005.

124. Чумаков, А.Н. Метафизика глобализации. Культурно-цивилизационный коктейль. Текст. / А.Н. Чумаков М.: Канон +, 2006.-516 с.

125. Чучин-Русов, А.Е. Новый культурный ландшафт: постмодернизм или неоархаика? Текст. / А.Е. Чучин-Русов // Вопросы философии, 1999, №4. с.72-89.

126. Шаклеина, Т. А. Критическое направление исследований миропорядка в США. Текст. / Т.А. Шаклеина // Международные процессы, 2007, №3 (15), Т.5. с.5-17.

127. Шишков, Ю.В. Глобализация, конечно, бросает вызовы, но не совсем те, которые видятся автору. Текст. / Ю.В. Шишков // Материалы действующего междисциплинарного семинара Клуба ученых «Глобальный мир» Вып.7. М., 2002. - с.27-39.

128. Эпплбом, Э. Глобализация: Вавилонское столпотворение. Текст. / Э. Эпплбом // Ведомости, 2003, №129 (929). с.9.

129. Эрлих, А.Р. Йохан Галтунг о мировых системах. Текст. / А.Р. Эрлих // Зарубежные ученые о политической науке. М., 1992. - 210 с.

130. Albrow, М. The Global Age. Текст. / М. Albrow Stanford (Са.): Stanford Univ. Press, 1997. - 520 с.

131. Canclini, G.N. Gybrid Cultures. Текст. / G.N. Canclini -Minneapolis: University of Minneapolis Press, 1995. 170 c.

132. Conquest, R. Reflections on a Ravaged Century. Текст. / R. Conquest N.Y.- London, 2000. -317 c.

133. Fukuyama, F. America at the Crossroads. Democracy, Power, and the Neoconservative Legacy. Текст. /F. Fukuyama New Haven-London: Yale University Press, 2006. -512 c.

134. Gardner, G., Halweil, B. Underfed and Overfed. Текст. / G. Gardner // Wordwatch paper, 2000, #150. c. 157-180.

135. Giddens, A. Runaway world. How Globalization is Reshaping our Lives. Second Edition. Текст. / A. Giddens N.Y.: Routledge, 2003 - 501 c.

136. Giddens, A. The Consequences of Modernity. Текст. / A. Giddens -Cambridge: Polity, 1990.-415 c.

137. Kennedy, P. The next American Century? Текст. / P. Kennedy // World Policy Journal. 1999, #3. - c.20-27.

138. Marshall, D. Understanding late twentieth century capitalism: Reasoning the globalization theme. Текст. / D. Marshall // Government and opposition. L., 1996, V.31, No 2. - c. 27-40.

139. Morgenthau, H. Politics among Nations. Текст. / H. Morgenthau -N.Y.: McGraw-Hill, 2005. 298 c.

140. Nye, (Jr.) J, The American National Interests and Global Public Goods. Текст. / J. (Jr.) Nye // International Affairs, 2002, V.78, #2. c.15-30.

141. Robertson, R. Globalization: Social Theory and Global Culture. Текст. / R. Robertson London, 1992. - c.315.

142. The Oxford Dictionary of New Worlds. Текст. Oxford - N.-Y.: Oxford. Univ. Pr., 1992. - c.720.

143. Thurow, L. Fortune Favours the Bold. What We Must Do to Build a New and Lasting Global Prosperity. Текст. / L. Thurow New York: HarperBusiness, 2003 - c.356.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.