Феномен незавершенности в раннем творчестве Дж.Р.Р. Толкина и проблема становления концепции фэнтези тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.03, кандидат наук Винтерле, Ирина Дмитриевна

  • Винтерле, Ирина Дмитриевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2013, Нижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ10.01.03
  • Количество страниц 196
Винтерле, Ирина Дмитриевна. Феномен незавершенности в раннем творчестве Дж.Р.Р. Толкина и проблема становления концепции фэнтези: дис. кандидат наук: 10.01.03 - Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы). Нижний Новгород. 2013. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Винтерле, Ирина Дмитриевна

Содержание:

Введение с.З Глава I. Фэнтези как жанр новейшей литературы

1.1. Определение феномена фэнтези как литературного жанра с

1.2. Дж.Р.Р. Толкин как теоретик жанра фэнтези с

1.3. Литературные и культурные основы жанра фэнтези с.З8

1.4. Вторичный мир в фэнтези с

1.5. Игровое начало фэнтези с

1.6. Незавершенность как жанровая характеристика фэнтези с

1.7. Внутрижанровая дифференциация фэнтези с

1.8. Фэнтези как мультимедийное явление современной культуры с

Глава II. Формирование жанра фэнтези и феномен незавершенности в творчестве Дж.Р.Р. Толкина (на примере «Книги Утраченных сказаний», «Неоконченных сказаний», «Утраченного пути») с

2.1. История создания «Книги Утраченных сказаний», «Неоконченных сказаний» и «Утраченного пути» с

2.2. Феномен незавершенных работ в контексте

творческого наследия Толкина с

2.3. Построение Вторичного мира в «Книге Утраченных сказаний», «Неоконченных сказаниях» и «Утраченном пути» с

2.4. Незавершенность в структуре авторской мифологии с

2.5. Разновидности жанра фэнтези, представленные в раннем творчестве Толкина с

2.6. Реализация принципа мультимедийности в творчестве Толкина с. 159 Заключение с. 167 Библиография с

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен незавершенности в раннем творчестве Дж.Р.Р. Толкина и проблема становления концепции фэнтези»

ВВЕДЕНИЕ

Фэнтези — молодой литературный жанр, набравший популярность за сравнительно недолгое время. Первые произведения, которые можно причислить к собственно фэнтезийным, были опубликованы на рубеже Х1Х-ХХ веков: романы Джоржда Макдональда (George MacDonald, 1824 - 1905), Уильяма Морриса (William Morris, 1834 - 1896), лорда Эдварда Дансейни (Edward Dunsany,1878 - 1957). Однако «прорывом» и отправной точкой для обособления фэнтези как жанра стали публикации английских писателей Джона Роналда Руэла Толкина (John Ronald Reuel Tolkien, 1892 - 1973) и Клайва Степлза Льюиса (Clive Staples Lewis, 1898 - 1963). Творчество Толкина (повесть «Хоббит, или Туда и Обратно» (The Hobbit or There and Back Again, 1937) роман «Властелин Колец» (The Lord of the Rings, 1954-1955), литературно-мифологический эпос «Сильмариллион» (The Silmarillion, 1977) в значительной степени определило и сформировало современный облик фэнтези. Жанр активно развивался, во многом — как подражание Толкину, Льюису и некоторым другим авторам-фантастам (Говард Филипс Лавкрафт, Роберт Говард). Со временем выработались каноны, образцы и традиции, сегодня фэнтезийная литература по-прежнему остается востребованной у самой широкой читательской аудитории. Фэнтезийные произведения приобретают статус культовых («Властелин колец» Дж.Р.Р. Толкина — в середине XX века, «Гарри Поттер» Дж. Роулинг — на рубеже столетий, «Песнь Льда и Пламени» Дж. Мартина представляет «лицо» современного фэнтези). При этом отношение к жанру в среде читателей и критиков - неоднозначное. О фэнтези говорят как о литературе, адекватной «эпидемии инфантилизма» современности: «авторы современных сказок для взрослых избавляются от самого тяжелого в писательском труде: необходимости обеспечения полной адекватности содержания повествования реалиям жизни. И скорость письма в этом случае возрастает неимоверно1». Восприятие фэнтези сегодня часто сводится к

1 Тимофеев С. Гарри Поттер - последнее дыхание// http://www.snob.ru/profile/18626/bIog/38233

3

следующим замечаниям: доминирование авторского (и подразумеваемого читательского эскапизма, исключительно коммерческая направленность жанра, заметное однообразие текстов и невысокий уровень их качества). Критическую направленность по отношению к фэнтези можно встретить и среди самих

Л

авторов-фантастов . О фэнтези говорится, как о жанре, состоящем из шаблонов и штампов, подразумевая его ограниченность. Часто фэнтези находится в искусственно созданной оппозиции с научной фантастикой, как «легкий», «развлекательный» жанр в сравнении с «серьезной» литературой.

При этом существует и обратная точка зрения, согласно которой, подобное отношения к фэнтези — явление временное, качество и подлинные художественные достоинства не зависят от жанра, а «среди драконов, фей и гоблинов, живёт не просто сказка — а самая настоящая волшебная сказка, которая может быть самой настоящей Большой Литературой ».

Актуальность данного исследования обусловлена несколькими факторами. Во-первых, фэнтези сегодня становится выражением духовного поиска современности. Момент рубежа столетий всегда сопровождался определенным «духовным кризисом», острой реакцией общества на перемены, поиском нравственных ориентиров. Фэнтези, сформировавшись когда-то как жанр именно в такой момент, сегодня снова актуально и востребовано именно в контексте духовных исканий своего времени. Период возникновения и оформления фэнтези как самостоятельного жанра — рубеж XIX и XX веков, время активного развития и преобразования фэнтези в мультимедийное культурное явление — современность, граница XX и XXI веков. Уместно здесь провести аналогию с другим «рубежным» периодом — началом XIX столетия, моментом зарождения и развития романтизма. Настроение «пограничного» времени, перелома эпох оказывается очень схожим: поиск духовных ориентиров, ситуация нравственного релятивизма, когда границы добра и зла, созидательного и разрушительного начал оказываются размыты, неуверенность

2 Гаркушев Е. Жвачка Фэнтези // Е. Гаркушев. - Мир фантастики. - №66. - 2009. - с. 42

3 Невский Б., Карачарова С. Фэнтези в России и за рубежом // Б. Невский, С. Карачарова. - Мир фантастики. - №

84.-2010.-с. 43

и страх личности перед окружающим миром, разочарование в прогрессе во всех сферах человеческого общества. Фэнтези с его магическим характером, возведенным в разряд онтологических категорий, стремится разрешить эту проблему, предоставить возможность иного видения мира, где существует идеальное начало, незыблемое вне зависимости от изменения в окружающем мире. Как романтизм стал своего рода реакцией на усиление давления рационального подхода, в том числе — ив сфере человеческого духа, так и фэнтези становится выражением стремления личности выйти из-под контроля установок и ограничений современного общества, обретением свободы фантазии и ее реализации. Искусство вновь становится способом самопознания и самоопределения. Во-вторых, важность изучения жанра сегодня во многом определяет его мультимедийный характер. Тенденция к мультимедийности, которую демонстрирует фэнтези сегодня, может быть одновременно воспринята как новый поворот в проблеме взаимодействия видов искусства, и как продолжение традиции, и во многом как выражение сильнейшего желания современного человека к побегу от действительности с ее сложностями и ограничениями. Парадокс, когда жанр, в самой сути которого заложено стремление к идеальному, магическому, в некоторой степени иррациональному началу реализует себя с помощью новейших технических систем, последних достижений «рационального мира», безусловно, заслуживает внимательного рассмотрения и дальнейшего изучения. Фэнтези как активно развивающийся жанр, использующий весь арсенал современных культурных тенденций, сегодня необыкновенно популярен, что обуславливает крайне неоднозначное к нему отношение среди читателей и критиков. Фэнтези балансирует на грани нескольких полярно противоположных мнений: жанр как носитель высокого, духовного начала или как шаблон, пустая схема; приобретение популярности в силу удачных рекламных кампаний или значимость подлинных художественных достоинств произведения; возможность выражения в фэнтези глубины человеческого интеллекта, фантазии или жанр как штамп, набор общих мест и самоповторов. Изучение фэнтези в контексте данного

двойственного отношения сегодня представляется одной из важных литературоведческих задач. В-третьих, обращение к творчеству Дж.Р.Р. Толкина обусловлено тем, что именно в его теоретических работах формировалась сама концепция жанра фэнтези, и до сих пор его художественные произведения представляют собой жанровый «образец», своеобразный канон, на который ориентировались и продолжают ориентироваться другие авторы. Говоря о переходе фэнтези к мультимедийности, также нельзя не упомянуть имя Толкина, поскольку именно экранизация его культового романа «Властелин Колец» во многом определила данный поворот в жанровом развитии. Особое внимание к незавершенным текстам автора, их изучение и детальное рассмотрение в контексте как всего творчества Толкина, так и теоретического осмысления жанра фэнтези в целом необходимо для понимания феномена незавершенности как существенной жанровой черты. Все вышесказанное определяет актуальность данного диссертационного исследования.

Степень изученности:

Проблемы и вопросы, затронутые в данной работе, на наш взгляд, сегодня являются недостаточно изученными. К теоретическим аспектам жанра фэнтези зарубежные исследователи начали обращаться в последние десятилетия XX века: J. Modly «Towards a Definition of Fantasy Fiction», 1974; С. Manlove «Modern Fantasy», 1975; R.Tymn, H.Lanorsky, R.Bayer «Fantasy Literature», 1979; B. Attebery «Strategies of fantasy», 1980; J.Timmerman «Other worlds: fantasy genre», 1983; P. Perret «Faces of fantasy», 1996; C. Sullivan «Folklore and Fantastic Literature», 2001. Проблемы жанра фэнтези в своих работах касались Т. Чернышева «Природа фантастики», 1984; Е.М. Неелов «Волшебно-сказочные корни научной фантастики», 1986, «Сказка, фантастика, современность», 1987; К.Г. Фрумкин «Философия и психология фантастики», 2013. Сами авторы-фантасты, как отечественные, так и зарубежные, нередко предпринимают попытки не только с практической, но и с теоретической точки зрения подойти к вопросу жанровой природы фэнтези: Роджер Желязны, Станислав Лем, Анджей Сапковский, Генри Лайонел Олди, Ник Перумов.

Вопрос о фэнтези как отдельном жанре литературы поднимался в диссертациях Новиковой В.Г. «Фантастическая новелла Рэя Брэдбери» (Н. Новгород, 1992), Виноградовой О. В. «Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези» (Москва, 2002), Приходько A.M. «Жанр «фэнтези» в литературе Великобритании: проблема утопического мышления» (Москва, 2001), Кулаковой O.K. «Интертекстуальность в аспекте жанрообразования: на материале жанра фэнтези» (Иркутск, 2011), Мисник М.Ф. «Лингвистические особенности аномального художественного мира произведений жанра фэнтези англоязычных авторов» (Иркутск, 2006), Гусаровой А.Д. «Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века: проблемы поэтики» (Челябинск, 2011), Столяровой И.А. «Некоторые особенности перевода комического в литературе жанра фэнтези: на материале произведений Т. Праччета (Санкт-Петербург, 2009), Плотниковой A.B. «Принципы и способы атрибуции имен собственных в произведениях жанра «фэнтези»: на материале английского языка» (Москва, 2010), Васильевой Н.И. «Фольклорные архетипы в современной массовой литературе: романы Дж.К. Роулинг и их интерпретация в молодежной субкультуре» (Нижний Новгород, 2005).

Вышеперечисленные диссертационные исследования посвящены самым разным аспектам фэнтези: лингвистическим, философским, социальным, педагогическим, но при этом окончательного, единого определения фэнтези как литературного жанра не существует.

Вопросами фантастики в целом и, в частности, фэнтези, занимается журнал «Мир фантастики» - единственное отечественное издание, полностью посвященное фантастическому жанру во всех проявлениях: литература, кинематограф, изобразительное искусство, музыка, компьютерные и ролевые игры. В журнале регулярно публикуются рецензии на отечественные и зарубежные литературные новинки, обзоры произведений, ставших классическими; представлена уникальная в своем роде (и постоянно обновляемая) классификация фантастических произведений по жанровым

разновидностям, регулярно публикуются материалы о наиболее интересных и значимых авторах-фантастах, обзоры фантастических миров и т. д.

Творчество Дж.Р.Р. Толкина в последнее время все чаще становится объектом научного интереса, хотя вряд ли можно говорить о достаточной изученности его литературного наследия. Крупные исследования, как в России, так и за рубежом, посвящены в основном роману «Властелин Колец» или же творчеству писателя в целом: P. Cocher «Master of Middle-Earth: The Fiction of J.R.R.Tolkien», 1972; T. Shippey «The Road to Middle-Earth», 1982; диссертационные работы С. Кошелева «Философская фантастика в современной литературе (романы Дж. Р.Р.Толкиена, У.Голдинга 50-60-х гг.)» (Москва, 1983), Р. Кабакова «Повелитель колец» Дж.Р.Р.Толкина и проблема современного литературного мифотворчества» (Санкт-Петербург, 1989). Отдельно необходимо отметить две биографии писателя, написанные Хамфри Карпентером (Humphrey Carpenter) и Майклом Уайтом (Michael White). Реже становился объектом специального изучения «Сильмариллион». Первая работа, посвященная данному произведению, вышла в 1976 году, сразу после публикации Кристофером Толкином текста самого «Сильмариллиона» -«Tolkien and the Silmarillion» С.S. Kilby, 1976. В отечественном литературоведении «Сильмариллион» рассматривался в статьях Е. Апенко «Сильмариллион Джона Толкина. К вопросу об одном жанровом эксперименте», 1989; С. Лихачевой «Миф работы Толкина», 1993; С. Таскаевой «Уток и основа волшебного плаща или генезис сюжетно-мотивной основы Легенды о Берене и Лутиэн», 2009; диссертации О.С. Потаповой «Мифотворчество Дж.Р.Р. Толкина: «Сильмариллион» в контексте современной теории мифа» (Нижний Новгород, 2005). Данная диссертация особенно важна для понимания особенностей авторской мифологии Толкина, ее связи с мифопоэтической традицией и современными мифологическими концепциями.

Таким образом, необходимо отметить, что при большом количестве работ самого различного характера, посвященном творчеству Толкина (затрагивались аспекты популярности его произведений, проводились лингвистические и

литературоведческие исследования, произведения Толкина рассматривалось в контексте вопросов религии, мифологии, фольклора), не все его тексты становились объектами самостоятельного исследования. Кроме того, авторская мифология Толкина не рассматривалась ранее в динамике, в процессе становления, а его незавершенные работы — в соотнесении с законченными и опубликованными культовыми произведениями, а также с жанром фэнтези в целом.

Объектом исследования стали ранние произведения Дж.Р.Р. Толкина, опубликованные и отредактированные его сыном Кристофером: «Книга Утраченных сказаний» (The Book of Lost Tales, самая первая версия авторской мифологии), «Неоконченные сказания» (Unfinished Tales, книга, состоящая из текстов, призванных дополнить и расширить мифологию, уже представленную в опубликованных «Хоббите», «Властелине Колец» и «Сильмариллионе»), «Утраченный путь» (The Lost Road, неоконченный роман, задуманный как история о путешествии во времени). Кроме того, для рассмотрения теории фэнтези как жанра и изучения мифологии Толкина использовались прочие тексты автора («Властелин Колец», «Хоббит», «Дети Хурина»), а также фэнтезийные произведения других авторов: Дж. Роулинг (J.Rowling), А. Сапковского (Andrzej Sapkowski), JI. Спрэга де Кампа (Lyon Sprague de Camp), Дж. Мартина (J. Martin), Э. МакКефри (Anne McCaffrey) и др.

Предметом исследования стало определение функции феномена незавершенности в творчестве Толкина (на примере «Утраченных», «Неоконченных сказаний» и «Утраченного пути») при формировании его общей «фэнтезийной» традиции и дальнейшего развития мультимедийных явлений современной культуры.

Достоверность полученных результатов и научная обоснованность диссертационного исследования обусловлены тем, что работа базируется на изучении и сопоставлении большого количества источников: научная, художественная литература, биографические исследования, критические статьи. Отбор анализируемого материала продиктован его значимостью для решения

поставленных в диссертации задач.

Научная новизна работы заключается в том, что впервые к феномену фэнтези предпринят подход с точки зрения жанровых особенностей: дается доказательная база принадлежности фэнтези к современным литературным жанрам; предлагается собственное определение жанра; раскрываются основные жанровые характеристики, в том числе — принцип незавершенности, не изучаемый ранее в связи с жанром фэнтези; представлен оригинальный подход к проблеме взаимодействия различных видов искусств, вводится понятие фэнтези как мультимедийного культурного явления.

Впервые исследуется такая часть творческого наследия Дж.Р.Р. Толкина, как его ранние работы («Книга Утраченных сказаний», «Неоконченные сказания», «Утраченный путь»), предлагается изучение авторской мифологии Толкина в динамике и процессе становления.

Цель работы: рассмотрение феномена незавершенности на примере «Книги Утраченных сказаний», «Неоконченных сказаний» и «Утраченного пути» Дж.Р.Р. Толкина в контексте формирования целостного теоретического представления о литературном жанре фэнтези. Соответственно, поставлены следующие задачи:

1) сформировать теоретическое представление о фэнтези как о жанре литературы XX и начавшегося XXI вв., включая анализ феномена незавершенности как основного жанрового принципа и фэнтези как мультимедийного культурного явления;

2) на основе проведенных исследований вывести определение для жанра фэнтези;

3) рассмотреть динамику развития авторской мифологии Толкина в контексте формирования литературного жанра фэнтези;

4) определить значение феномена незавершенности в контексте творчества Толкина.

Цели и задачи определяют методологические принципы настоящей работы, в основе которых лежит комплексный подход к изучению литературных

явлений, предполагающий использование данных не только филологии, но и философии, психологии, социологии, культурологии. В связи с этим в процессе исследования были применены несколько аналитических методов: биографический, культурно-исторический, историко-теоретический, сравнительно-типологический.

Методологическая база диссертации основывается на:

- теоретических исследованиях, связанных с проблемами теории и истории жанра как литературоведческой категории (М.М. Бахтина, Ю.Н. Тынянова, Г.Н. Поспелова, М.С. Кагана, Р. Уэллека и О. Уоррена, Н.Л. Лейдермана, О.М. Фрейденберг, Д.С. Лихачева, Б.В. Томашевского, Л.В. Чернец, А .Я. Эсалнек)

- трудах по различным литературоведческим и культурологическим вопросам, связанным с историей и функционированием современного жанра фэнтези: аспекту мифологического в современном художественном сознании (А.Ф.Лосева, А.А.Тахо-Годи, К.Леви-Строса, В.Я.Проппа, Е.М.Мелетинского,

0.М.Фрейденберг); специфике фольклора (В.Я. Проппа, A.A. Потебни)

- работах, посвященных фантастической литературе и специфике жанра фэнтези (Ю. Кагарлицкого, С. Лема, Т. Чернышевой, Е.М. Неелова, Ц. Тодорова, F.Manlove, М. White, J.Modly, M.Tymn, J.Timmerman)

- исследованиях по истории англоязычной литературы в целом (Н.П. Михальской, В.В. Ивашевой, Г.В. Аникина), а также работах, посвященных непосредственно творческому наследию Дж.Р.Р. Толкина (М. White, Н. Carpenter, Т. Shippey).

Положения, выносимые на защиту:

1. Фэнтези следует считать жанром литературы Новейшего времени. Рассмотрение фэнтези как направления и художественного метода не дает полного понимания особенностей данного феномена, тогда как исследование в рамках жанровой теории помогает раскрыть особенности фэнтези как явления современного литературного и культурного процесса. Фэнтези мы предлагаем определять как жанр литературы, существенными признаками которого являются хронотоп с магической основой; созданная воображением автора

внутренне непротиворечивая и убедительная социальная и природная среда -Вторичный мир, принцип незавершенности, мультимедийный характер. У жанра фэнтези несколько источников, оказавших существенное влияние на формирование его основных идейно-эстетических принципов: миф, сказка, рыцарский и приключенческий роман.

2. Одним из основных жанрообразующих принципов фэнтези, фактором его формирования и развития, является принцип незавершенности, который генетически восходит к поэтике незавершенности в литературе романтизма. Фрагментарность становится одновременно выражением безграничности человеческой мысли и художественного мира, но вместе с тем сохраняет стремление к целостности, единству.

3. Принцип незавершенности в фэнтези отражается в построении особого Вторичного мира, способного к постоянному развитию, своеобразии игровой природы жанра, обуславливает стремление жанра к сериальности и цикличности. Вместе с тем принципиальная незавершенность подчеркивает и отражает общую целостность — художественного мира в тексте, произведения или всего творчества автора.

4. Этико-эстетической и структурополагающей основой жанра фэнтези является миф, создающий единое пространство реального и фантастического во Вторичном мире фэнтези, который основан на собственных законах, к которым читатель имеет абсолютное доверие, как архаичный человек к мифу. Таким образом, Вторичный мир фэнтези подобен мифу в отношении подлинной реальности для воспринимающего сознания.

5. Принципиальная незавершенность фэнтези как жанра дает ему возможность трансформироваться в новые, мультимедийные явления культуры. Проявления мультимедийности в фэнтези - особая упорядоченность комплекса внетекстовых реализаций фэнтезийных произведений, их взаимовлияние друг на друга и объединение в единую индустрию.

6. Дж.Р.Р. Толкин, один из первых авторов фэнтези, одновременно был и первым теоретиком данного жанра. Свою концепцию фэнтезийной традиции он

сформулировал в эссе «О волшебных сказках», включив в нее такие существенные признаки жанра, как отсутствие возрастного ограничения для воспринимающей стороны, конструирование достоверного Вторичного мира, непременное наличие в волшебных историях Бегства и Утешения, т. е. эскапизма.

7. Ранние произведения Толкина «Книга Утраченных сказаний», «Неоконченные сказания» и «Утраченный путь» являются характерным примером реализации принципа незавершенности в фэнтези. Они занимают значительное место в общем творческом наследии Толкина и важны для понимания авторской мифологии. Эволюция развития авторской мифологии Толкина — стремление к целостности: разрозненные мифы становятся единой системой, небольшие фрагменты дополняют «канонические» тексты, часть отдельных отрывков углубляет и расширяет картину Вторичного мира.

8. Мультимедийность, способность фэнтезийных текстов находить свое воплощение в различных видах искусства, и их стремление таким образом к целостности проявляется в творчестве Толкина с момента замысла и написания первых работ, реализуясь на всех этапах развития авторской мифологии.

Теоретическая значимость исследования связана с тем, что данная работа вклад в изучение теории жанра как проблемы современного литературоведения, доказывает принадлежность фэнтези к категории литературных жанров, предлагает его развернутое описание. Кроме того, исследование восполняет пробелы в изучении творчества одного из классиков английской литературы и родоначальника жанра фэнтези Дж.Р.Р. Толкина. Выводы по диссертации могут быть использованы для дальнейшего изучения и анализа авторской мифологии Толкина, творчества других писателей-фантастов, дальнейшего рассмотрения фэнтези как жанра современной литературы.

Практическая значимость данной работы заключается в том, что автором предложен новый подход к изучению жанра фэнтези в современной литературе. Материалы и выводы предпринятого исследования могут дополнить и расширить курсы зарубежной литературы, спецкурсы по истории английской

литературы, мифологии, фольклору, стать основой для спецкурса, посвященного фантастической литературе.

Структура работы: Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка источников и библиографии. Первая глава посвящена характеристике фэнтези как литературного жанра. Последовательно доказывается, что феномен фэнтези следует относить именно к категории жанра (а не направления или метода), предлагается определение данного жанра, анализируются его истоки, основные характеристики (принципиальная незавершенность, особый Вторичный мир, игровое пространство и соотношение с современной массовой культурой), разновидности, особенности функционирования в сегодняшнем культурном пространстве и мультимедийный характер. Во второй главе предлагается сопоставительный анализ двух версий авторской мифологии Толкина в контексте формирования фэнтези как жанра, его основных категорий и характеристик. В заключении излагаются выводы, сделанные в результате исследования.

Апробация основных положений, выносимых на защиту, прошла на конференциях различного уровня, в том числе 14-ой Нижегородской сессия молодых учёных (гуманитарные науки), Нижний Новгород (2009), Всероссийской научно-практической конференции «Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы в школе», Йошкар-Ола (2010), XXII, XXIII Пуришевских чтениях (2010, 2011), Международной конференции "Язык, литература, культура и современные глобализационные процессы", Нижний Новгород (2010), Международной научной конференции "Мир романтизма", Тверь (2010), Международной научной конференции «Язык, литература, культура на рубеже XX-XXI веков», Нижний Новгород (2011, 2012), Научной конференции молодых ученых и аспирантов Символы и мифы в литературе и фольклоре, Москва (2011), VII Поволжском семинаре по проблемам преподавания и изучения дисциплин античного цикла, Нижний Новгород (2012).

ГЛАВА I. ФЭНТЕЗИ КАК ЖАНР НОВЕЙШЕЙ ЛИТЕРАТУРЫ.

1.1. Определение феномена фэнтези как литературного жанра.

Сложность понимания фэнтези в современном литературоведении связана, прежде всего, с отсутствием точного определения данного термина. Не решен окончательно вопрос, является ли фэнтези жанром: в научных исследованиях и монографиях, словарях, тематических журналах, сетевых публикациях фэнтези определяют как направление, как жанр, как художественный метод, или же обходят данный вопрос, ограничиваясь понятием «литература фэнтези».

С. В. Шамякина высказывает мнение4, что фэнтези можно рассматривать в двух планах: более широком — и анализировать его как направление, и более узком — в этом случае фэнтези может быть представлено как литературный жанр или жанровая форма романа. Согласно этой точке зрения, существует жанр фэнтези, включающий в себя «произведения, в которых действие происходит во Вторичных, Параллельных мирах, а история и география их не совпадают с историей и географией нашего мира, либо в них есть прямое указание на то, что описываемый мир — не наш5», и направление фэнтези, охватывающее «помимо одноименного жанра6» альтернативную историю, фантастический боевик, мифологическую фантастику. Подобный подход, однако, не снимает терминологического противоречия, поскольку не дает представления об особенностях фэнтези как направления/жанра, и разграничивает два понятия, основываясь лишь на сюжетно-тематических особенностях произведений, а не структурных характеристиках.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов стран зарубежья (с указанием конкретной литературы)», 10.01.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Винтерле, Ирина Дмитриевна, 2013 год

БИБЛИОГРАФИЯ

ИСТОЧНИКИ

I. Тексты и источники

1. Толкин Дж. Р. Р. Властелин Колец: Роман / Дж.Р.Р. Толкин; пер. с англ. А. Грузберга. - Екатеринбург: У-Фактория, 2002. Ч. 1. Товарищество Кольца: в 2 кн. - 432 с.

2. Толкин Дж. Р. Р. Властелин Колец: Роман / Дж.Р.Р. Толкин; пер. с англ. А. Грузберга. - Екатеринбург: У-Фактория, 2002. Ч. 2. Две крепости: в 2 кн. - 439 с.

3. Толкин Дж. Р. Р. Властелин Колец: Роман / Дж.Р.Р. Толкин; пер. с англ. А. Грузберга. - Екатеринбург: У-Фактория, 2002. Ч. 2. Возвращение короля: в 2 кн. - 442 с.

4. Толкин Дж. Р. Р. Война Камней / Дж.Р.Р. Толкин // http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/table.html

5. Толкин Дж. Р. Р. Война Кольца / Дж.Р.Р. Толкин // http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/table.html

6. Толкин Дж.Р.Р. Дети Хурина: Нарн и Хин Хурин: Повесть о Детях Хурина / Дж.Р.Р. Толкин; под. ред. К. Толкина; пер. с англ. С. Лихачевой. - М.: ACT: ACT Москва, 2008. - 313 с.

7. Толкин Дж. Р. Р. Кольцо Моргота / Дж.Р.Р. Толкин // http ://www.kulichki .com/tolkien/cabinet/table .html

8. Толкин, Д.Д.Р. Лист работы Мелкина и другие волшебные сказки / Сост.С.Т.Бабенко / Д.Д.Р. Толкин.- М.: РИФ, 1991. - 301 с.

9. Толкин, Дж. Малые произведения: Стихи, сказки / Дж. Толкин. - М.: ACT, 2004. - 252 с.

10. Толкин Дж. Р. Р. Народы Средиземья / Дж.Р.Р. Толкин // http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/table.html

11. Толкин Дж. Р. Р. Неоконченные сказания / Дж.Р.Р. Толкин // http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/table.html

12. Толкин Дж. Р. Р. О волшебных историях // Толкин Дж. Сильмариллион: Сборник. / Пер. с англ. - М.: ООО «Издательство ACT»; СПб.: Terra Fantastica, 2000. - 450 с.

13. Толкин Дж. Р. Р. Песни Белерианда / Дж.Р.Р. Толкин // http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/table.html

14. Толкин Дж. Р. Р. Поражение Саурона / Дж.Р.Р. Толкин // http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/table.html

15. Толкин Дж. Р. Р. Прояснение очертаний Средиземья / Дж.Р.Р. Толкин // http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/table.html

16. Толкин Дж. Р. Р. Сильмариллион. Эпос нолдоров / Дж.Р.Р. Толкин; пер. с англ. Приложения: Словарь имен и названий. Словарь эльфийских корней - М.: Гиль-Эстель, 1992 г. - 414 с.

17. Толкин Дж. Р. Р. Утраченные сказания / Дж.Р.Р. Толкин // http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/table.html

18. Толкин Дж. Р. Р. Утраченный путь / Дж.Р.Р. Толкин // http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/table.html

19. Толкин Дж. Р. Р. Хоббит, или Туда и Обратно / Дж.Р.Р. Толкин. -Екатеринбург: Изд-во ЛИТУР, 2001. - 285 с.

20. Толкин Дж.Р.Р. Чудовища и критики / Дж.Р.Р. Толкин. - М.: ACT, 2008. -416с.

21. Ле Гуин У. Земноморье: Фантастические произведения / У. Ле Гуин; пер. с англ. И. Тогоевой. - М.: Изд-во Эксмо, 2006. - 1199 с.

22. Мартин Дж. Игра Престолов: Фантаст. Роман / Дж. Мартин; пер. с англ. Ю.Р. Соколова. - М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 770 с.

23. Мартин Дж. Битва королей: Фантаст. Роман / Дж. Мартин; пер. с англ. Н.И. Виленской. - М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 776 с.

24. Мартин Дж. Буря мечей: Фантаст. Роман / Дж. Мартин; пер. с англ. Ю.Р. Соколова. - М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 946 с.

25. Мартин Дж. Пир Стервятников: из цикла «Песнь Льда и Огня» / Дж. Мартин; пер. с англ. Ю.Р. Соколова. - М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 698 с.

26. Мартин Дж. Танец с драконами. Грезы и пыль: из цикла «Песнь Льда и Огня» [фантастический роман] / Джордж P.P. Мартин; пер. с англ. Н.И. Виленской. - М.: ACT, 2013. - 537 [7] с.

27. Мартин Дж. Танец с драконами. Искры над пеплом: из цикла «Песнь Льда и Огня» [фантастический роман] / Джордж P.P. Мартин; пер. с англ. Н.И. Виленской. - М.: ACT, 2013.-528 [7] с.

28. Роулинг, Дж.К. Гарри Поттер и философский камень: Роман / Дж.К. Роулинг; пер. с англ. И.В.Оранского. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2002. - 399 с.

29. Роулинг, Дж.К. Гарри Поттер и Тайная комната: Роман / Дж.К. Роулинг; пер. с англ. М.Д.Литвиновой. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2002. - 473 с.

30. Роулинг, Дж.К. Гарри Поттер и узник Азкабана: Роман / Пер. с англ. М.Д.Литвиновой/ Дж.К.Роулинг. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2002. - 511 с.

31. Роулинг, Дж.К. Гарри Поттер и Кубок огня: Роман / Дж.К. Роулинг; пер. с англ. М.Д.Литвиновой, Н.А.Литвиновой, А.Г.Ляха, М.А.Межуева, Е.И.Саломатиной под ред. М.Д.Литвиновой . - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2002. -667 с.

32. Роулинг, Дж.К. Гарри Поттер и Орден Феникса: Роман / Пер. с англ. И.В.Оранского / Дж.К.Роулинг. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2002. - 399 с.

33. Роулинг, Дж.К. Гарри Поттер и Принц-Полукровка: Роман / Дж.К. Роулинг; пер. с англ. М. Лахути, С. Ильина. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2005. - 669 с.

34. Роулинг, Дж.К. Гарри Поттер и Дары Смерти: Роман / Дж.К. Роулинг; пер. с англ. С. Ильина, М. Лахути, М. Соколькой. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2007. -637 с.

35. Роулинг, Дж.К. Фантастические звери и места их обитания / Дж.К. Роулинг; пер. с англ. М. Лахути. -М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2009. - 125 с.

36. Сапковский А. Башня шутов / А. Сапковский; пер. с пол. Е.П. Вайсброта — М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 699 с.

37. Сапковский А. Геральт / А. Сапковский; пер. с пол. Е.П. Вайсброта — М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 1163 с.

38. Сапковский А. Цири / А. Сапковский; пер. с пол. Е.П. Вайсброта — М.: ООО «Издательство ACT», 2004. - 1213 с.

39. Английская литературная сказка XIX-XX вв. / Сост. Н. Будур. - М.: Издательство «Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2003. - 409 , [7] с. -(Литературный Альбион)

40. Английские предания и легенды / Сост. Н. Будур. - М.: Издательство «Астрель»: ООО «Издательство ACT», 2004. - 493 , [3] с. - (Литературный Альбион)

41. Западноевропейский эпос / Сост. Л.Я. Плотникова. - Л.: Лениздат., 1977. -751 с.

42. Сказки писателей Англии и США / Литературные сказки народов мира. Антология. Том II. М.: Олма-пресс, 2002. - 832 с.

43. Tolkien J.R.R. A Secret Vice. Tolkien J.R.R. The Monsters and the Critics and Other Essays / J.R.R. Tolkien; ed. by Christopher Tolkien - Lnd.: HarperCollins Publishers, 1997.-256 p.

44. Tolkien J.R.R. Beowulf: The Monsters and the Critics // Tolkien J.R.R. The Monsters and the Critics and Other Essays / J.R.R. Tolkien; ed. by Christopher Tolkien - Lnd.: HarperCollins Publishers, 1997. - p. 5-48

45. Tolkien J.R.R. English and Welsh // Tolkien J.R.R. The Monsters and the Critics and Other Essays / J.R.R. Tolkien; ed. by Christopher Tolkien - Lnd.: HarperCollins Publishers, 199 p. 162-197

46. Tolkien J.R.R. On Fairy-Stories Tolkien J.R.R. The Monsters and the Critics and Other Essays / J.R.R. Tolkien; ed. by Christopher Tolkien - Lnd.: HarperCollins Publishers, 1997.-256 p.

47. Tolkien J.R.R. The Letters / J.R.R. Tolkien; ed. by K .Tolkien and H. Carpenter - Lnd.: HarperCollins Publishers, 1995. - 502 p.

48. Tolkien J.R.R. The Lord of the Rings / J.R.R. Tolkien. - Lnd: HarperCollins Publishers, 1995.- 1137 p.

49. Tolkien J.R.R. The Silmarillion / J.R.R. Tolkien; ed. by Christopher Tolkien -Lnd.: HarperCollins Publishers, 1999. - 443 p.

50. Tolkien J.R.R Unfinished Tales / J.R.R. Tolkien; ed. by Christopher Tolkien -Lnd.: HarperCollins Publishers, 1998. - 512 p.

51. Tolkien J.R.R The Book of Lost Tales 1 (The History of Middle-Earth, Vol. 1) / J.R.R. Tolkien; ed. by Christopher Tolkien - Lnd.: HarperCollins Publishers, 1998. -344 p.

52. Tolkien J.R.R The Book of Lost Tales 2(The History of Middle-Earth, Vol. 2) / J.R.R. Tolkien; ed. by Christopher Tolkien - Lnd.: HarperCollins Publishers, 1998. -391 p.

II. Литература по теории и истории вопроса

53. Аллен Дж. Фэнтези: энциклопедия / Пер. с англ. У. В. Сапцина. М.: Росмэн-Пресс, 2008. - 144 с.

54. Аникин, Г.В., Михальская, Н.П. История английской литературы / Г.В.Аникин, Н.П.Михальская. -М.: Высшая школа, 1985. -431 с.

55. Апенко Е.М. «Сильмариллион» Джона Толкина (к вопросу об одном жанровом эксперименте) / Е.М. Апенко // Вестник ЛГУ Сер. 2, 1989, вып. 1 (№ 2) // http://wvvw.kulichki.com/tolkien/arhiv/manuscr/apenko89.shtml

56. Армстронг К. Краткая история мифа / К. Армстронг; пер. А. Блейз. - М., 2001.-160 с.

57. Арутюнян С. М. Экранизация литературных произведений как специфический тип взаимодействия искусств: дис.... канд. филос. наук по специальности / С.М. Арутюнян. - М., 2003. - 155 с.

58. Барашкова A.B. Роль мифологических мотивов в произведениях славянской фэнтези / A.B. Барашкова // Вестник Костромского государственного университета им. H.A. Некрасова. 2009. - Т. 15. - № 4. - С. 2226.

59. Баркова, А.Л. Синтез культур и литература фэнтэзи / А. Л.Баркова // http ://venec. com/alb/tolkien/sintez/htm

60. Баркова, А.Л. Толкиенистская субкультура глазами мифолога / А.Л.Баркова // http://venec.com/alb/tolkien/subkulture.htm

61. Бахтин М. М. Проблема текста в лингвистике, филологии и других гуманитарных науках. Опыт философского анализа // Бахтин М. М. Эстетика словесного творчества / Сост. С. Г. Бочаров. Примеч. С. С. Аверинцева и С. Г. Бочарова. М.: Искусство, 1979. С. 300-307.

62. Бахтин М. М. Формы времени и хронотопа в романе. Очерки по исторической поэтике / Бахтин М. М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. С. 234-407.

63. Белокурова С. Словарь литературоведческих терминов / С. Белокурова. -СПб: Паритет, 2007. - 320с.

64. Беренкова В.М. Жанр фэнтези как объект лингвистического исследования / В.М. Беренкова // Вестник Адыгейского государственного университета. Серия 2: Филология и искусствоведение. 2009. - № 4. - С. 91-93.

65. Большой энциклопедический словарь / глав. ред. A.M. Прохоров. - М.: Большая российская энциклопедия, 1997. - 1456с.

66. Бонналь, Н. Толкиен: Мир чудотворца / Н. Бонналь. - М.: София, ИД Гелиос, 2003.-368 с.

67. Брауде JI. Ю. К истории понятия «литературная сказка» // Серия литературы и языка, Том 36, 1977. - №3. - с. 226 - 234

68. Бреус И.В. Языковые средства выражения категории времени в произведениях жанра фэнтези (когнитивный аспект) / И.В. Бреус // Известия Российского государственного педагогического университета им. А.И. Герцена. - 2009. -№ 118.-С. 172-176.

69. Васильева, Н.И. Фольклорные архетипы в современной массовой литературе: романы Дж.К. Роулинг и их интерпретация в молодежной субкультуре: дис. ...канд.фил.наук /Н.И. Васильева. - Н.Новгород, 2005. - 243с.

70. Виноградова О.В. Педагогические условия повышения эффективности чтения подростками литературы фэнтези: дис. ... канд. Пед. наук : /О.В. Виноградова.- Москва, 2002. - 213 с.

71. Виноходов Д. О. Толкинистика - принципы и проблемы методологии / Д.О. Виноходов // http://eressea.ru.

72. Гаков В. Сказка - жизнь профессора Толкина. / В. Гаков. - Детская литература. - 1983. - № 7. - с. 30-35

73. Генисаретская В. Мир Толкина / В. Генисаретская // http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/about/genisar.shtml

74. Гоголева С.А. Влияние готического романа на жанр фэнтези и его роль в становлении жанра // Наука и образование. - 2007. - № 3. - С. 166-167.

75. Гоголева С.А. Другие миры: традиция и типология жанра фэнтези // Наука и образование. - 2006. - № 3. - С. 85-88.

76. Гольденберг Е.В. Место жанра фэнтези в современной французской литературе // Е.В. Гольденберг. - Вестник Московского государственного лингвистического университета. - 2009. - № 566. - С. 118-127.

77. Гопман B.J1. Фэнтези / B.JI. Гопман, под ред. A.M. Николюкина // Краткая литературная энциклопедия терминов и понятий. - М.: Н.П.К.Интелфак. - 2001. -1164с.

78. Грешных В.И. Художественная проза немецких романтиков: форма выражения духа. Автореферат дис. .. .канд.фил.наук //

http:// dissertation 1 .narod.ru/avtoreferats3/bl .htm

79. Григорьева Н. О законах волшебного мира. / Н. Григорьева // http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/about/grigor.shtml

80. Григорьева Н., Грушецкий В. Главная книга Толкина / Н. Григорьева, В. Грушецкий // Знание-сила. - 1992. - №9. - С. 120-121.

81. Грэйдо Э. Художественный мир фэнтези / Э. Грейдо // http://zhurnal.lib.rU/e/estell_gd/fantasy2.shtml

82. Грачева Н.О. Взаимодействие категории абсолютного и относительного времени в текстах фэнтези / Н.О. Грачева // Вестник Самарского государственного университета. - 2011. - № 85. - С. 137-142.

83. Гусарова А.Д. Жанр фэнтези в русской литературе 90-х гг. двадцатого века: проблемы поэтики: дис. ...канд.фил.наук / А.Д. Гусарова. - Петрозаводск 2009. - 255 с.

84. Голосовкер Я.Э. Логика мифа / Я.Э.Голосовкер - М.: Наука, 1987. - 218 с.

85. Дэй, Д. Миры Толкиена: Большая иллюстрированная энциклопедия /Д. Дэй. - М.: Эгмонт Россия ЛТД, 2003. - 287 с.

86. Дьяконова Е.С. Конструирование единого пространства художественного аномального мира в произведениях жанра фэнтези / Е.С. Дьяконова // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2008. - № 1. - С. 10-16.

87. Елохова О.И. Виртуальный мир фэнтези-арт / О.И. Елохова // Вопросы культурологии.-2011.-№ 1.-С. 121-124.

88. Ефимова Н.И. Фольклорные универсалии в массовой литературе и молодежной субкультуре (К проблеме фольклоризма романов Дж.К.Роулинг): Монография / Н.И. Ефимова. - Lambert Academic Publishing, 2012. - 297 с.

89. Жирмунский, В.М. Сравнительное литературоведение. Восток и запад / В.М.Жирмунский. - М.: Наука, 1979. - 491 с.

90. Жирмунский, В.М. Из истории западноевропейской литературы / В.М.Жирмунский. - Л.: Наука, Ленинградское отделение, 1981. - 302 с.

91. Желязны Р. Фэнтези и научная фантастика: взгляд писателя / Р. Желязны // http://eressea.ru.

92. Зеркалов А. Три цвета Джона Толкина / А. Зеркалов // Знание-сила. -1989.-№9.-С. 78-81

93. Зарубежная литература XX века: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. А.М.Толмачева. - М.: Академия, 2003. - 640 с.

94. Зотиков А. Мир работы Толкина: потерянный рай / А. Зотиков // Огонек. -1992.-№50-52.-С. 23.

95. Ивашева, В.В. Литература Великобритании XX века: Учеб. пособие для филол. спец. вузов / В.В.Ивашева. - М.: Высшая школа, 1984. - 488 с.

96. История всемирной литературы. В 9 т. Т.2 / Отв. ред. Х.Г.Короглы и А.Д. Михайлов - М.: Наука, 1984. - 672 с.

97. История зарубежной литературы XX века: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений / Под ред. Л.Г.Михайлова, Я.Н.Засурского. - М.: ТК Велби, 2003.-544 с.

98. История зарубежной литературы XIX века. Учеб. для студентов пед. инт-ов / Н.П. Михальская, В.А. Луков, A.A. Завьялова и др.; под ред. Н.П. Михальской. - М.: Просвещение, 1991. - 256 с.

99. История зарубежной литературы XX века, 1871-1917; Учеб. для студентов пед. инт-ов / В.Н. Богословский, З.Т. Гражданская, С.Д. Артамонов и др.; Под ред. В.Н. Богословского, З.Т. Гражданской. - М.; Просвещение, 1989. -416 с.

100. Кабаков, Р.И. «Повелитель колец» Дж.Р.Р.Толкина и проблема современного литературного мифотворчества: Автореф. дис. ...канд.фил.наук / Р.И. Кабаков. - Л.: ЛГПИ, 1989. - 15 с.

101. Кагарлицкий Ю. Что такое фантастика? / Ю. Кагарлицкий. - М., 1974 г. -346 с.

102. Каменкович М. Создание вселенной. // Дж.Р.Р.Толкин. Властелин колец. Возвращение короля. - СПб.: Азбука, 1995.

103. Кармалова Е.Ю. Жанр фэнтези и рекламный дискурс / Е.Ю. Кармалова // Вестник Санкт-Петербургского университета. Серия 9: Филология. Востоковедение. Журналистика. - 2008. - № 2-II. - С. 320-324.

104. Каплан В. Заглянем за стенку / В. Каплан // Новый мир. - 2001. - №9. - с. 158-169

105. Карпентер X. Джон. Р. Р. Толкин. Биография / X. Карпентер - М.: Эксмо-пресс, 2002. - 432 с.

106. Карпентер X. Дж. Р. Р. Толкин. Письма / X. Карпентер - М.: Эксмо, 2004. -576 с.

107. Колберт, Д. Гарри Поттер. Волшебные миры / Д. Колберт. - М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2002.-166 с.

108. Колберт, Д. Волшебные миры «Властелина колец»: Удивительные мифы, легенды и факты, которые легли в основу этого шедевра / Д. Колберт. -М.: РОСМЭН-ПРЕСС, 2003. - 190 с.

109. Королев К. Толкин Дж. Р. Р. Вместо послесловия / К. Королев // Книжное обозрение. - 1993. - №41. - С. 16-17.

110. Королькова Я.В. О соотношении литературной сказки и фэнтези / Я.В. Королькова // Вестник Томского государственного педагогического университета = Tomsk State Pedagogical University Bulletin. - 2010. - № 8. - С. 142-144.

111. Костина Р.Г. Фэнтези как элемент субкультуры современной молодежи / Р.Г. Костина // Интеграция образования. - 2010. - Т. 58. - № 2. - С. 80-84.

112. Кошелёв С. Л. Сказки для детей и взрослых Дж. Р. Р. Толкина / С. Кошелев // http://www.kulichki.com/tolkien.

113. Кошелев, С.Л. Философская фантастика в современной литературе (романы Дж. Р.Р.Толкиена, У.Голдинга 50-60-х гг.): Автореф. дис... канд. филол. наук / С.Л. Кошелев. - М.: МГПИ, 1983. - 15 с.

114. Кулакова O.K. Авторское мифотворчество в жанре фэнтези / O.K. Кулакова // Вестник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2010. - № 1. - С. 189-194.

115. Кулакова O.K. Интертекстуальность в аспекте жанрообразования: на материале жанра фэнтези: дис. ...канд. фил .наук / O.K. Кулакова. - 2011. -Иркутск. - 242 с.

116. Культурология. XX век. Словарь. - СПб.: Университетская книга, 1997. -640 с.

117. Лейдерман Н. Л. Движение времени и законы жанра / Н.Л. Лейдерман // Свердловск: Средне-Уральское книжное издательство, 1982. - 256 с.

118. Лем С. Сравнительная онтология фантастики / Лем, С. Фантастика и футурология. Книга 1. - ACT, 2008. - с. 18-27.

119. Лихачев Д. С. Внутренний мир художественного произведения / Д.С. Лихачев // Вопросы литературы. - 1968. - № 8. - С. 74-87.

120. Лихачева С. Миф работы Толкина. / С. Лихачева // Литературное обозрение, 1993. -№11. - с. 91-104

121. Лихачева С. Аллитерационная поэзия в творчестве Дж.Р.Р. Толкина: дис. ...канд.фил.наук / С.Б. Лихачева - М, 1999.

122. Логинов С. Русское фэнтези — новая Золушка / С. Логинов // http://www.rusf.ru/ao/ao-09/main/newzolus.html

123. Лосев, А.Ф. Диалектика мифа / А.Ф.Лосев. - М.: Изд-во автора, 1930. -268 с.

124. Лопухов Д. Что такое фэнтези? /Д. Лопухов //

http://dreamworlds.ru/intersnosti/4237-dmitrijj-lopukhov.-chto-takoe-Qentezi.html

125. Лотман, Ю.М. Структура художественного текста / Ю.М.Лотман. - М.: Искусство, 1970. - 384 с.

126. Лотман, Ю.М. Массовая литература как историко-культурная проблема / Ю.М. Лотман //О русской литературе. - СПб.: Искусство - СПБ, 1997. - С. 817-827.

127. Лузина, С.А. Художественный мир Дж. Толкьена: поэтика, образность: Автореф. дис. ...канд.фил.наук / С.А.Лузина.-М.: МПГУ, 1995. -22 с.

128. Луков В. Жанры и жанровые генерализации / В. Луков // Проблемы филологии и культурологии. - №1. - 2006. - с. 144-145.

129. Льюис К. С. Развенчание власти // Толкин Дж. Сильмариллион: Сборник /Пер. с англ. - М.: ООО «Издательство ACT»; СПб.: Terra Fantastica, 2000.

130. Мамаева Н. Н. Это не фэнтези! (К вопросу о жанре произведений Дж.Р.Р.Толкина). Известия Уральского государственного университета / H.H. Мамаева.-2001. -№21.

131. Мамаева H.H. Творчество Толкиена как продолжение традиций английской литературной сказки // Дергачевские чтения - 2000: Рус. лит.: нац. развитие и регион, особенности. - Екатеринбург, 2001.

132. Массовая культура и массовое искусство: «за» и «против» / Акад. гуманит. исслед. - М.: Гуманитарий, 2003. - 511 с.

133. Матвеева, С .Я. Субкультуры в динамике культуры / С.Я. Матвеева // Субкультурные объединения молодежи. - М.: Наука, 1987. - С. 18-32.

134. Медведев П.Н. Формальный метод в литературоведении. Критическое введение в социологическую поэтику / П.Н. Медведев. - М.: Лабиринт-К, 1993. 207 с.

135. Мелетинский, Е.М. Происхождение героического эпоса. Ранние формы и архаические памятники / Е.М. Мелетинский. - М.: Изд-во вост. лит., 1963. - 462 с.

136. Мелетинский, Е.М. Поэтика мифа / Е.М.Мелетинский. - М.: Наука, 1976. - 407 с.

137. Мелетинский, Е.М. О литературных архетипах / Е.М. Мелетинский. - М.: Российск.гос.гуманит.ун-т, 1994. - 136 с.

138. Мелетинский, Е.М. Избранные статьи. Воспоминания / Отв. ред. Е.С.Новик / Е.М.Мелетинский . - М.: Российск.гос.гуманит.ун-т, 1998. - 576 с.

139. Мелетинский, Е.М. От мифа к литературе: Учеб. пособие по курсу: «Теория мифа и историческая поэтика повествовательных жанров» / Е.М.Мелетинский. - М.: Российск.гос. гуманит. ун-т, 2000. - 170 с.

140. Мисник, М.Ф. Лингвистические особенности аномального художественного мира произведений жанра фэнтезианглоязычных авторов: дис. ...канд.фил.наук/ М.Ф. Мисник. - Иркустк, 2006. - 159 с.

141. Мифологический словарь / Гл. ред. Е.М.Мелетинский. - М.: Сов. Энциклопедия, 1991.-736 с.

142. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. Т. 2. А - К / Гл. ред. С.А. Токарев. - М.: НИ Большая Российская энциклопедия, 1998. - 672 с.

143. Мифы народов мира. Энциклопедия: в 2 т. Т. 2. К - Я / Гл. ред. С.А. Токарев. -М.: НИ Большая Российская энциклопедия, 1998.- 720 с.

144. Михайлов A.B. «О Людвиге Тике, авторе «Странствий Франца Штернбальда» // Людвиг Тик. Странствия Франца Штернбальда. - М., 1987. - с. 359

145. Михальская, Н. Пути развития английского романа 1920-1930-х годов. Утрата и поиски героя / Н.Михальская. - М.: Высшая школа, 1966. - 271 с.

146. Мещерякова М.И. Русская неомифологическая проза в круге детского и юношеского чтения второй половины XX века. / Русская детская, подростковая и юношеская проза второй пол. XX в.: проблемы поэтики. - М., 2000.

147. Мончаковская О.С. Феномен фэнтези и критерии оценки жанра в эпоху постмодерна / О.С. Мончаковская // Проблемы истории, филологии, культуры. -2008.- № 19. - С. 342-349.

148. Мончаковская О.С. Фэнтези как разновидность игровой литературы / О.С. Мончаковская // Знание. Понимание. Умение. - 2007. - № 3. - С. 231-237.

149. Мостепанов A.A. Жанровые особенности цикла «Хроники Нарнии» К.С. Льюиса (Фэнтези или литературная сказка?) // A.A. Мостепанов. - Вестник Воронежского государственного университета. Серия: Филология. Журналистика. - 2011. - № 1. - С. 45-48.

150. Неелов, Е.М. Волшебно-сказочные корни научной фантастики: Монография / Е.М. Неелов. - Л.: Изд-во ЛГУ, 1986. - 198 с.

151. Неелов, Е.М. Сказка, фантастика, современность / Е.М. Неелов. -Петрозаводск: Карелия, 1987. - 124 с.

152. Новикова, В.Г. Фантастическая новелла Рэя Брэдбери:Автореф. дис... канд. филол. наук / В.Г.Новикова. - Н.Новгород , 1992. - 18 с.

153. Новейший словарь иностранных слов и выражений. - М.: Современный литератор, 2005. -976с. (НСИСВ).

154. Олейник В. К. Жанр фэнтези в литературе XX века. / В.К. Олейник // http://vmw.kulichki.com/tolkien/cabinet/about/oleynik.shtml

155. Олсен, К. Хоббит: Путешествие по книге / Пер. с англ. О. Вольфсун, Т. Кухта, В. Полищук. - Спб.: Издательская группа «Лениздат», «Команда А», 2013 — 382 с.

156. Осипов, А.Н. Фантастика от «А» до «Я» (Основные понятия и термины). Краткий энциклопедический справочник / А.Н.Осипов. - М.: Дограф, 1999. -352 с.

157. Переслегин С. Проклятие власти / С. Переслегин // Третий полюс. - СПб, 1994.-№3 (7).

158. Плотникова С. Концептуальный стандарт жанра фэнтези / С. Плотникова // http://www.islu.ru/files/rar/201 l//Professores/ plotnikova/konceptualnyy_standart_zhanra_fentezi.pdf

159. Поспелов Г.Н. Проблемы исторического развития литературы / Г.Н. Поспелов. - М., 1972. - 272 с.

160. Потапова О. С. Мифотворчество Дж.Р.Р. Толкина: Мифотворчество Дж.Р.Р. Толкина: "Сильмариллион" в контексте современной теории мифа: дис. ...канд.фил.наук / О.С. Потапова - Нижний Новгород, 2005. - 260 с.

161. Потапова О. С. Лингвопоэтика «Сильмариллиона» Дж. Р. Р. Толкина / О.С. Потапова // Седьмая нижегородская сессия молодых ученых (гуманитарные науки) : Тезисы, 20-24 окт. 2002 г. - Н. Новгород, 2002. - с. 68-74

162. Потебня, A.A. Теоретическая поэтика / А.А.Потебня. - М.: Высшая школа, 1990.-342 с.

163. Прасолова, К.А. Гарри Поттер и «все, что угодно»: творчество фанатов как самостоятельное социально-литературное явление / К.А. Прасолова // Материалы конференции ИЕК «Гарри Поттер и узники философской комнаты: порядок фантастического в современной российской культуре»: Интернет-публикация. - http://www.iekharrypotter.narod.ru/HARRYZAV.htm

164. Пропп, В.Я. Фольклор и действительность / В.Я.Пропп. -М.: Наука, 1976. - 323 с.

165. Пропп, В.Я. Исторические корни волшебной сказки / В.Я.Пропп. — Д.: Изд-во ЛГУ, 1986.-365 с.

166. Пропп, В.Я. Морфология волшебной сказки / В.Я. Пропп. - М.: Лабиринт, 2001.-192 с.

167. Приходько A.M. Жанр "фэнтези" в литературе Великобритании: проблема утопического мышления: дис. ...канд.фил.наук / A.M. Приходько. - Москва, 2001.- 199 с.

168. Соболева К. А. Фольклорное и мифологическое в английской литературной традиции XX века (Дж. Р. Р. Толкин, У. Б. Йейтс): дис. ...канд.фил.наук / К.А. Соболева - М., 2005 г. - 216 с.

169. Сапковский, А. Дорога без возврата: Повести, рассказы, эссе / Пер. с польского Е.П.Вайсборта / А.Сапковский. - М.: ACT, 1999. - 448 с.

170. Столярова И.А. Некоторые особенности перевода комического в литературе жанра фэнтези: на материале произведений Т. Пратчетта: дис. .. .канд.фил.наук / И.А. Столярова. - Спб, 2009. - 181 с.

171. Тахо-Годи, A.A. Греческая мифология / А.А.Тахо-Годи. - М.: Искусство, 1989. - 302 с.

172. Тодоров Ц. Введение в фантастическую литературу / Ц. Тодоров. - М.: Дом интеллектуальной книги, Русское феноменологическое общество, 1997. -144 с.

173. Тихомирова Е. Альтернативная мифология для Англии, или Квест Профессора Толкина // Е. Тихомирова // http://www.kulichki.com/tolkien/.

174. Толкачева B.C. Фэнтези: жанр или литературное направление? / B.C. Толкачева // Известия Волгоградского государственного педагогического университета. - 2010. - Т. 54. - № 10. - С. 169-172.

175. Толстиков Д.А. Антропологическая революция в иррациональном мире фэнтези / Д.А. Толстиков. - Омский научнй вестник. - 2008. - Т.63 - №1. - с.73-74

176. Томашевский Б. Теория литературы. Поэтика. Учеб. пособие / Б. Томашевский. - М.: Аспект Пресс, 1996. 334 с.

177. Тюленев П. Можно ли считать фэнтези жанром? / П. Тюленев // Мир фантастики. - №55. - 2008.

178. Уайт М. Толкиен: Биография / М.Уайт. - М.: Эксмо, 2002. - 320 с.

179. Уэллек Р., Уоррен А. Теория литературы / Р. Уэллек, А. Уоррен. - М.: Прогресс. - 1978. 325 с.

180. Фрейденберг О.М. Миф и литература древности / О.М.Фрейденберг. -М., 1978.-458 с.

181. Фрумкин К.Г. Философия и психология фантастики / К.Г. Фрумкин. - Изд 2-е, М.: Книжный дом «Либроком», 2012.-237 с.

182. Харитонов Е. Теплый свет далекой сказки / Е. Харитонов // http://www.perumov.com/articles/articles/articles_94

183. Хейзинга Й. Homo Ludens: Статьи по истории культуры / Сост., пер. и авт. вступ. ст. Д.В. Сильвестров / Й. Хейзинга. - М: Прогресс-Традиция, 1997. - 413 с.

184. Чернец Л. В. О функциях литературного жанра / Л.В. Чернец // Серия литературы и языка. - 1979. - Т. 38. - № 6. - С. 543-550.

185. Чернышева Т.А. Природа фантастики / Т.А. Чернышева. - Изд-во Иркут. ун-та, 1984.-331 с.

186. Чигиринская О. Фантастика как способ организации хронотопа. / О. Чигиринская // http://pharisai.at.ua/publ/14-l-0-184

187. Черняк, M.А. Массовая литература конца 20 века / М.А. Черняк // Русская литература 20 века: Школы, направления, методы творческой работы. Учебник для студентов высших учебных заведений / Под ред. С.И. Тиминой. - Спб.: Logos, M.: Высшая школа, 2002. - С. 326-355.

188. Чепур Е.А. Герой русской фэнтези 1990-х гг.: модусы художественной реализации: дис. ...канд.фил.наук /Е.А. Чепур. - Магнитогорск, 2009. - 191 с.

189. С. Шамякина. Литература фэнтези: дифференциация понятия и жанровая характеристика / С. Шамякина // www.bsu.by /Cache//Cache/pdf/209023.pdf

190. С. Шамякина. Место жанра фэнтези в современной литературе / С. Шамякина // www.bsu.by/Cache/pdf/211563.pdf

191. Шиппи Т. Аллегория, картошка и благая весть / Т. Шиппи // http://www.kulichki.com/tolkien/cabinet/about/shippi.html

192. Шиппи Т. Дорога в Средиземье / Т. Шиппи. - СПб.: ООО «Издательство «Лимбус Пресс», 2003. - 824 с.

193. Шиппи Т. Толкин как послевоенный писатель / Т. Шиппи // Знание-Сила, № 11,1998.

194. Штейнман М. А. Игра с мифом в трилогии Дж.Р.Р. Толкина «Властелин Колец» / Книга памяти A.M. Зверева. - М.: РГГУ, 2006.

195. Шурмиль Э. А. Традиции английского фольклора в произведениях Дж. Р. Р. Толкина (на материалах «Хоббита» и «Властелина колец») / «Проблема национальной идентичности в литературе и гуманитарных науках XX века». Лекции и материалы Зимней школы, том 2, Воронеж, 2000.

196. Шарыпина, Т.А. Проблемы мифологизации в зарубежной литературе XIX-XX вв.: Материалы спецкурса / Т.А.Шарыпина. - Н.Новгород: Издательство ННГУ, 1995.-114 с.

197. Эко, У. От Интернета к Гуттенбергу / У.Эко // Новое литературное обозрение. - 1998. -№ 32. - С. 5-14.

198. Элиаде М. Аспекты мифа / М. Элиаде; пер. с фр. В. Большакова. - М.: «Инвест - ППП», СТ «ППП», 1996 - 240 с.

199. Энциклопедия фантастики: ок. 1300 статей / Под ред. Вл.Гакова. - Минск: ИКО Галаксиас, 1995. - 694 с.

200. Яковенко O.K. Жанровые особенности фэнтези (на основе анализа словарных дефиниций фэнтези и научной фантастики) / O.K. Яковенко // Весник Иркутского государственного лингвистического университета. - 2008. -№ 1.-С. 140-167.

201. Abrahamsen, R. «Secondary Belief» Stages of Imagination: Exploring Theme and Vision in J.R.R. Tolkien's Middle-earth / R. Abrahamsen // http://valarguild.org/varda/Tolkien/encyc/papers/ dreamlord/stages/ secondaiy_belief.htm

202. The American College Dictionary / C.L. Barnhart. - New York: Random House, 1962. - 1444p.

203. Carpenter H. J.R.R.Tolkien: A Biography / H. Carpenter. - Lnd., 2000. - 304 p.

204. Cocher P. Master of Middle-Earth: The Fiction of J.R.R.Tolkien / P. Cocher. -Boston, 1972.-256 p.

205. The Concise Oxford Dictionary of Current English / Edited by J.B. Sykes. -Dehli: Oxford University Press, Dehli Calcutta Madras, 1987. - 1264p.

206. Coombs M. Escape from Noldor: The Widespread Influence of Elvish / M. Coombs // http://www.academia.edu/2504889/Escape_from_Noldor _The_Widespread_Influence_of_Elvish

207. Coombs M. Tolkien: From Beowulf to Bilbo & Beyond / M.Coombs // http://www.academia.edu/2192217/Tolkien_From_Beowulf_to_Bilbo_and_Beyond

208. Day D. The Tolkien Bestiaiy / D.Day. - Lnd., 1979. - 288 p.

209. Dawtrey, A., Groves, D. Hogwarts & Hobbits in Global Grab / A.Dwatrey, D.Groves // Variety/. - 2002. - February 11.

210. Douglas, S. Creating a Fantasy World / S. Douglas // http://www.saradouglass.com/createw.html

211. Falconer K. Fiction in Another World: The Participation Mystique as an alternative model to the willing suspension of disbelief in reader/audience immersion / K. Falconer // http://www.academia.edu/4005148/ Fiction_in_Another_World_The_Participation_Mystique_as_an_alternative_model_t o_the_willing_suspension_of_disbelief_in_reader_audience_immersion

212. Fan-fiction: a User's Guide // www.bbc.co.uk/dna/h2d2/a632062

213. Ferre V. Tolkien, our Judge of Peter Jackson / V. Ferre // http://hal.archives-ouvertes.fr/hal-00762933

214. Funk and Wagnalls Standard Desk Dictionary. - New York: Harper and Row Publishers, Inc, 1977. - 890p.

215. Greene, M. The Myth of the Redeemer in Contemporary Cinema / M. Greene // http://www.metamercury.net/Mythological%20Studies/article/Redeemer%20myth%2 Ofilm.htm

216. Hunt P. Alternative Worlds In Fantasy Fiction - Revisited // New Review of Children's Literature and Librarianship. - 2005. - No. 11:2. - P. 163-174.

217. Konzac, L. Sub-creation of Secondary Game Worlds. Aalborg University / L. Konzac // http://www.vrmedialab.dk/~konzack/subcreation2005.pdf.

218. Le Guin, U. Plausibility in Fantasy: To Alexei Mutovkin: An Open Letter / U. Le Guin // http://www.ursulakleguin.com/PlausibilityinFantasy.html

219. Longman Dictionary of Contemporary English. - Barcelona: Cayfosa-Quebecor, 2001. - 1668p.

220. Manlove C. From Alice to Harry Potter: Christian Fantasy in England / C. Manlove. - Cybereditions, 2003. - 252 p.

221. Manlove C. Modern Fantasy / C. Manlove. - Cambridge University Press, 1975.-316 p.

222. Manlove C. Scottish Fantasy Literature: A Critical Survey / C. Manlove. -Canongate Academic, 1994. - 263 p.

223. Modly, J. Towards a Definition of Fantasy Fiction / J. Modly // Extrapolation. -15, 1974.-P. 117-128.

224. Nikolajeva M. Children's Literature Coming of Age. Toward a New Aesthetic / M. Nikolajeva . - Garland Publishing, Inc. New York and London, 1996. - 240 p.

225. Nikolajeva M. Fairy Tale and Fantasy: From Archaic to Postmodern / M. Nikolajeva //Marvels & Tales. - 2003.-Vol. 17.-No. l.-P. 138-156.

226. Oxford Advanced Learners Encyclopedic Dictionary. - Oxford: Oxford University Press, 1994. - 1081p.

227. Oxford Student's Dictionary / A.S. Hornby, C. Ruse. - Glasgow: WilliamCollins Ltd, 1989. - 748p.

228. Oxford Wordpower Dictionary for Learners of English. - Oxford: Oxford University Press, 2003. - 794p.

229. Rabkin E. The Fantastic in Literature / E. Rabkin. - Princeton: Princeton University Press, 1975. - 234 p.

230. Shippey T.A. The Road to Middle-Earth / T.A. Shippey. - Lnd., 1982. - 416 p.

231. Sullivan, C.W. Folklore and Fantastic Literature / C.W. Sullivan // Western Folklore.-2001.-60/4.

232. Tolkien J.R.R. The Letters / J.R.R.Tolkien. - Ed. By C.Tolkien and H. Carpenter - Lnd.: HarperCollins Publishers, 1995. - 480 p.

233. Tolkien and the critics / Neil David Isaacs. - L., 1968. - 296 p.

234. Thomas D. He Is: Tom Bombadil and his function in The Lord of the Rings / D. Thomas // http://www.academia.edu/3887314/He_Is_Tom_Bombadil _and_his_function_in_The_Lord_of_the_Rings

235. Timmerman J. Other worlds: fantasy genre / J.Timmerman. - Bowling Green University Popular Press, 1983. -124 p.

236. Tymn, R., Lanorsky, H., Bayer, R. Fantasy Literature / R.Tymn, H.Lanorsky, R.Bayer. -N.Y., London, 1979.

237. Unerman, Sandra. Dragons in twentieth century fiction / S. Unerman // Folklore.-2002.

III. Список публикаций диссертанта

В научных журналах, входящих в перечень ведущих рецензируемых изданий,

рекомендованных ВАК РФ:

238. Винтерле И.Д. Роль кинематографа в развитии современной литературы фэнтези // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. -

2010. - Вып. 4 (2). - С. 827-829. Режим доступа: http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik/99999999 West 2010 4f2V116.pdf

239. Винтерле И.Д. Современное фэнтези как мультимедийное культурное явление // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. -

2011. - Вып. 6 (2). - С. 93-96. Режим доступа: http://www.unn.ru/pages/e-library/vestnik/99999999 West 2011 6Z19.pdf

240. Винтерле И.Д. Миф как основа фэнтези. VII Поволжский научно-методический семинар по проблемам преподавания и изучения дисциплин античного цикла // Вестник Нижегородского университета им. Н.И.Лобачевского. - 2012. - Вып. 6 (2). - С. 37-39. Режим доступа:

http://www.unn.ru/pages/e-librarv/vestnik/99999999 West 2012 1 i2V7.pdf

Публикации в других научных изданиях:

241. Винтерле И.Д. Своеобразие поэтики «Книги Утраченных сказаний» Дж.Р. Р. Толкина // Синтез культурных традиций в художественном произведении. - Нижний Новгород: НГПУ. - 2009. - С. 145-148.

242. Винтерле И.Д. Интерпретация легенды о Феаноре в «Утраченных сказаниях» и «Сильмариллионе» Дж. Р. Р. Толкина // Нижегородская сессия молодых ученых. Гуманитарные науки. - Вып. 14. -Нижний Новгород: Зверева И.А., 2010. -С. 217-218.

243. Винтерле И.Д. Особенности развития авторской мифологии Дж.Р.Р. Толкина. Актуальные проблемы изучения и преподавания литературы в школе // Материалы VIII Всероссийской научно-практической конференции 9-10 ноября 2009 года. - Йошкар-Ола, 2010. - С. 208-212.

244. Винтерле И.Д. Своеобразие авторской мифологии Толкина // Материалы XXII Пуришевских чтений. История идей в жанровой истории. - Москва, 2010. -С. 147-148.

245. Винтерле И.Д. Романтическая традиция и образ ночи в современном фэнтези (на примере романа С. Майер "Сумерки") // Романтизм: грани и судьбы. - Вып. 9. - Тверь, 2010.- С. 87

246. Винтерле И.Д. Элементы поэтики романтизма в современном фэнтези (на материале романа С. Майер «Сумерки» // Материалы международной научной конференций «Мир романтизма». - Тверь, 2010. - С. 212-217.

247. Винтерле И.Д. Алиса в Стране Чудес Тима Бертона как феномен экранизации // Материалы XXII Пуришевских чтений. - Москва, 2011. - С. 129.

248. Винтерле И.Д, Миф как основной элемент литературы фэнтези // Материалы научной конференция аспирантов и молодых ученых к 80-летию Института мировой литературы им. A.M. Горького РАН // Электронный журнал «Новые российские гуманитарные исследования». ISSN 2070-5395. - М.,2012. -№7.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.