Феномен старчества в русской духовной культуре XIX века тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Ордина, Ольга Николаевна

  • Ордина, Ольга Николаевна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2003, Киров
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 166
Ордина, Ольга Николаевна. Феномен старчества в русской духовной культуре XIX века: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Киров. 2003. 166 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Ордина, Ольга Николаевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Старчество Оптиной пустыни: личностный и мировоззренческий аспекты.

1.1. Основные методологические предпосылки изучения старчества.

1.2. Генезис и историко-культурный контекст становления феномена старчества.

1.3. Личность в аспекте нравственной ценности добродетели.

1.4. Смирение и любовь как основные добродетели Оптинских старцев

1.5. Духовно-нравственная ценность свободы как основа становления личности.

Глава II. Влияние оптинского старчества на духовно-нравственную культуру России XIX века.

2.1. Оптинские старцы в духовно-нравственной жизни русского народа

2.2. Православная духовность в системе мировоззрения И. Киреевского

2.3. Н. Гоголь: смысл жизни и творчества в зеркале ценностей святоотеческой традиции.

2.4. К. Леонтьев: поиск духовного совершенства.

2.5. Нравственная проблематика романа Ф. Достоевского «Братья Карамазовы» в контексте духовного пути оптинского старчества.

2.6. «Новая религия» Л. Толстого и Оптина пустынь.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Феномен старчества в русской духовной культуре XIX века»

Актуальность темы исследования. В условиях изменившейся социокультурной ситуации, начало которой отмечено новым столетием, особенно остро стоит вопрос о тенденциях и перспективах развития отечественной культуры, базирующихся на поиске новых духовных ценностей. Открытость информационного пространства способствует активности культурных запросов общества, восполнению культурных потребностей. В этих условиях возрастает роль культурного наследия, онтологических основ национальной культуры, которые осознаются как органическая живая часть современной культуры, без которых невозможно формирование национального и индивидуального сознания, понимания непреходящих ценностей истории.

Проблема кризиса национальной культуры предстает сегодня во множестве ракурсов - и как историко-философская проблема, и как оценка культурфилософской ситуации, что делает необходимым осмысление системы ценностей, составляющих основу духовного бытия человека. Кризисы и катастрофы нынешних дней, поиски путей возрождения России вновь и вновь заставляют нас обращаться к духовному наследию России XIX века, когда предельно поляризованное поле русской культуры явило собой новый социокультурный феномен, в котором стремление к единству, синтезу форм духовного сознания обрело характер напряженных поисков, духовных и художественных открытий, пророчеств. Непреходящее значение в разворачивании этих процессов, их интенсивности отводится духовной и культурной миссии старчества, феномен которого только начинает осмысливаться современной культурологией в единстве всех его составляющих.

Актуальность исследования определяется не только необходимостью обобщить и систематизировать находящийся в поле зрения исследователя эмпирический материал, но и выяснить основные тенденции сложного антиномичного осмысления духовного феномена старчества русской культурологической мыслью XIX века.

Цель исследования - на примере анализа духовного опыта старчества Оптиной пустыни как феномена русской духовной культуры, формирующего ее мировоззренческий и поведенческий контексты, выявить основные доминанты его влияния на развитие отечественной культуры XIX века, представленной в диссертации творческим наследием И. Киреевского, Н. Гоголя, К. Леонтьева, Ф. Достоевского и JI. Толстого.

Постановка цели определила необходимость решения следующих задач:

- выяснение сущностных характеристик феномена старчества в единстве его культурно-исторического и религиозно-философского генезиса и контекста;

- реконструкцию мировоззренческого и поведенческого комплекса оптинского старчества на материале житийной, мемуарной, эпистолярной и иной литературы;

- анализ процесса вхождения православной культурной традиции, носителями которой были оптинские старцы, в русскую культурфилософскую и нравственно-этическую мысль XIX века;

- интерпретацию с точки зрения евангельской, святоотеческой и старческой традиций ведущих христианских ценностей: смирения, любви и свободы, ставших центром культурной рефлексии русской философии и литературы XIX века, в многообразии их проявления в наследии И. Киреевского, Н. Гоголя, К. Леонтьева, Ф. Достоевского и Л. Толстого.

Объект исследования - феномен старчества Оптиной пустыни в системе его нравственных ценностей, рассмотренный с точки зрения его обусловленности историческими и культурными особенностями и влияния на русскую духовную культуру XIX века

Предмет исследования - система культурфилософских и нравственно-этических идей представителей русской культуры - И. Киреевского, Н. Гоголя,

К. Леонтьева, Ф. Достоевского и JI. Толстого в контексте этической культуры старчества. В сферу анализа вошли теоретические, художественные, публицистические, мемуарные и эпистолярные материалы, составляющие наследие как старцев Оптиной пустыни, так и мыслителей XIX века.

Методологические и теоретические основания работы. Методология исследования обусловлена его предметом и целью, предполагающими выявление религиозно-философских оснований духовного совершенствования как ведущей парадигмы культурного сознания XIX века. В работе используются методы сравнительно-сопоставительного анализа культурных текстов, теории толкования текстов культуры и словесных текстов. В основу диссертации положен целостно-системный подход к изучению культурной преемственности с учетом сравнительно-типологического, историко-генетического и текстологического методов исследования. Теоретическую базу исследования составили работы, посвященные различным аспектам культурной, социальной, философской антропологии, типологии общественного и религиозного сознания, онтологии культуры.

Степень научной разработанности проблемы. Степень научной разработанности проблемы. Решение задач исследования оказалось возможным при условии обращения к широкому кругу научной литературы, которые группируются по пяти направлениям.

Теоретическую базу исследования составили работы религиозно-философского плана, определяющие ментальные характеристики русской культуры (П. Новгородцев [108], Н. Лосский [97], П. Сорокин [142], Г. Федотов [151], Н. Бердяев [13]). Основные подходы к проблеме были выработаны в работе И. Концевича. В своей кандидатской диссертации он [78] на материале житийной, мемуарной и эпистолярной литературы показывает, как жизнедеятельность оптинского старчества повлияла на духовную культуру России XIX века, характеризует формы обращения русских мыслителей к духовному источнику Оптиной пустыни. Исключительное значение Оптиной пустыни в русской духовной культуре

XIX века выявляет П. Флоренский [153]. С. Хоружий [158] выдвигает концепцию неопатристического синтеза, согласно которой любое продвижение культурфилософской мысли в русле православного умозрения требует обращения к святоотеческому преданию. Оно есть своего рода общение с отцами церкви, являющими собой духовный авторитет, ориентир и меру. Тезис о том, что смысловое содержание культурно-исторического процесса в России включает в себя освоение и проработку Православия, является фундаментальным основанием данного диссертационного исследования. Православие как основа социокультурного бытия России анализируется в антологии «Православие. Pro et contra» [118]. Паломничество по святым местам и посещение старцев как характерные особенности русского православного духа описаны и исследованы С. Весни-ным (Святогорцем) [16]. Особенности русского старчества XIX века (близость к народу, создание духовной литературы, адресованной мирянам, и пр.) систематизированы Е. Зимаковой [57].

Кроме того, имеются специальные монографии и публикации, посредством которых можно реконструировать характер влияния оптинского старчества на русскую культуру XIX века. В своем исследовании Н. Павлович выявляет причины обращения «великих людей» к духовному наследию Оптиной пустыни [111]. Философские и религиозно-этические аспекты творческого наследия И. Киреевского, Н. Гоголя, К. Леонтьева, Ф. Достоевского, JI. Толстого рассматриваются многими авторами. А. Евгин [44] оценивает влияние оптинских старцев на жизнь и творчество Н. Гоголя прежде всего в аспекте нравственной ответственности писателя за свои произведения. Биографические материалы о взаимодействии Гоголя с оптинскими старцами систематизированы Г. Георгиевским, Ю. Манном [99] и др. Система этических взглядов и направление духовного поиска Гоголя представлены в эволюционном ключе В. Зеньковским [56], Г. Хьетсо [21], В. Гиппиус [20] и др.

Православие как духовная опора процесса формирования личности и мировоззрения К. Леонтьева исследуется В. Косиком [81], свящ. К. Зайцевым [77], В. Котельниковым [82]. В последнее время жизненная и творческая судьба Леонтьева активно анализируется в контексте темы покаяния, что нашло отражение в целом ряде публикаций (М. Сумбатян [144] и пр.). Специфика взгляда Леонтьева на систему нравственных ценностей православия в их иерархической значимости исследуется А. Антоновым [8]. Л.Авдеева [1] и Г. Слесарева [131] обозначают в качестве скрепы миросозерцания К. Леонтьева неприятие «прогресса» и мещанства, которые ведут к искажению духовной составляющей русской культуры.

Своеобразие восприятия Ф. Достоевским святоотеческой и старческой традиций в контексте поставленной писателем проблемы нравственно-возрождающего влияния одной личности на другую проанализировано митр. Антонием (Храповицким) [7]. Трансляция жизненного опыта общения со старцами и «перевод» впечатлений в систему художественного текста исследуется применительно к творчеству Достоевского П. Евдокимовым [175], И. Зограб [58] и др.

Оценка биографического и мировоззренческого компонентов взаимоотношений Л. Толстого с оптинскими старцами содержится как в мемуарной литературе [85,145], так и в специальных исследованиях Е. Белоу-совой [12], В. Эрна [146]. Неоднозначность и противоречивость восприятия Толстым христианских ценностей смирения, любви и свободы рассматривается В. Артемовым [9].

Особую группу текстов, связанных с темой диссертационного исследования, составляют работы историко-религиозного плана. Они обращены к истории монастыря, укоренившейся в нем старческой практики, к описанию опыта духовного взаимодействия старцев с представителями светской культуры России XIX века. Так, оптинский старец Варсонофий в своей книге осмысливает причины обращения Н. Гоголя, Ф. Достоевского, Л.Толстого к духовной мудрости оптинских подвижников [13]. С. Нилус

107] рассматривает сложности взаимоотношений Н. Гоголя и оптинских старцев. Игумен Андроник (Трубачев) [6] выделяет три направления в деятельности Оптиной пустыни, сделавшие монастырь сокровищницей русского православия (старчество, духовность, народность), анализирует духовное руководство старца Амвросия мирянами, среди которых оказались К.Леонтьев, Ф. Достоевский и JI. Толстой. Иеросхим. Иосиф (Литовкин) доказывает, что Достоевский побывал в Оптиной пустыни с целью сбора материала для романа «Братья Карамазовы» [69].

Культурно-исторический аспект формирования старчества рассматривается исследователями в единстве с терминологическим определением данного феномена. С. Соловьев [141] не соотносит старчество с системой церковной иерархии. Для него старцы - это «лучшие праведники, достигшие высокой духовности», а старчество — это «особый вид святости». С.Смирнов [133] раскрывает сущность старчества через истоки этого явления в практике монастырской жизни: избрание в скиту или в монастыре опытного в духовно-аскетической жизни инока с целью стать для братии духовным отцом. Г. Флоровский указывает на необходимые особенности личности старца: возможность принимать откровения помыслов, руководство духовными детьми, наделение благодатными дарами (харизмами) [154, 155]. Существующие подходы к определению понятия «старчества» обозначают множественные трактовки сущности явления, констатируют сложность определения его объективных черт. И. Концевич, глубоко изучив вопрос о возникновении и принципах духовного делания, доказывает, что оптинское старчество является продолжателем традиции Афона [79]. Митр. Трифон (Туркестанов) [150] разрабатывает обзор традиции старчества в истории христианской культуры и показывает причины ее расцвета в Оптиной пустыни. В концепции митр. Трифона (Туркестанова) оптинские старцы явили миру пример смирения и христианской любви, достигли духовной свободы.

Взгляд современного православного богословия на проблему человеческой личности в системе ее нравственных добродетелей обобщен в работе архим. Платона (Игумнова) [114]. Автор показывает, что человек ориентирован на свое собственное бытие, на этическое отношение к окружающему миру и религиозные взаимоотношения с Богом, что норма, ценность и благо соответствуют трем названным аспектам ориентации личности и являются ступенями восходящего ряда на пути ее богоуподобления и достижения идеальной полноты бытия. М. Новоселов, выделяя три элемента в христианстве (догматический, этический и мистический), показывает, что все они взаимообусловлены и взаимосвязаны, но нравственный элемент в христианской культуре - решающий [109].

Информационными источниками исследования послужили работы В. Розанова, J1. Шестова, В. Лясковского, Н. Федорова, С. Булгакова, Е.Трубецкого, свящ. Игнатия (Брянчанинова), свящ. Ивана Беллюстин, ахрим. Федора (А. Бу-харева), Н. Барсова, А. Ельчанинова, Л. Карсавина, Г. Адамовича, В. Иванова, В. Маклакова, М. Бахтина, Д. Мережковского, Е. Поселянина, Ф. Степуна и др.

Материалы и источники исследования.

Изучение святоотеческой нравственной традиции обусловило обращение к духовному наследию святых отцов: Григория Богослова, Иоанна Лествичника, Иоанна Златоуста, Максима Исповедника, Макария Египетского, аввы Дорофея, Исаака Сирина и многих других.

Источники, освещающие жизнь и духовное наследие оптинских старцев представлены их житиями: архим. Агапит (Беловидов) «Жизнеописание Оптинского иеромонаха Леонида (в схиме Льва)» архим. Агапит (Беловидов) «Жизнеописание в Бозе почившего Оптинского старца иеромонаха Амвросия», иеромонах Леонид (Кавелин) «Житие иеромонаха Макария», «Житие иеросхимонаха Льва», «Житие иеросхимонаха Иосифа», «Житие иеросхимонаха Илариона» и другие, а также эпистолярным наследием.

В качестве источниковой базы привлекались философские труды, письма, отчасти литературные произведения И. Киреевского, Н. Гоголя, К. Леонтьева, Ф. Достоевского, Л. Толстого.

Научная новизна диссертационного исследования обусловлена широким охватом материала, ракурсом его анализа, интегративным подходом к проблеме, трактовкой основных вопросов и методикой анализа:

1. Впервые предлагается комплексное исследование поставленной проблемы, предполагающее освещение разных граней освоения духовного опыта оптинских старцев в духовном сознании XIX века как проявления процесса самопознания личности.

2. Более глубоко и многоаспектно выявлено и изучено влияние религиозно-этического опыта старцев Оптиной пустыни на русскую духовную культуру XIX века в границах культурфилософского осмысления категорий смирения, любви и свободы.

3. Представлен культурологический комментарий к эпистолярному и религиозно-философскому наследию старцев Оптиной пустыни, что позволило реконструировать пути и формы взаимодействия феноменов светской и религиозной культуры XIX века.

Теоретическая значимость диссертационного исследования обусловлена: дальнейшей разработкой проблем, связанных с процессами преемственности в духовной культуре и взаимодействием сфер культурного сознания;

- в расширении и уточнении категориального аппарата применительно к онтологическим аспектам культурной целостности феномена старчества, его культуросозидательной роли;

- применением новых принципов теоретического осмысления проблемы целостности и синтеза в отечественной культуре XIX века.

Практическая значимость заключается в следующем:

- на основе разработанных принципов возможно проведение аналогичных научных исследований других персоналий отечественной культуры;

- работа может представлять интерес для теоретиков и историков русской и мировой культуры и литературы;

- материалы диссертации могут быть использованы в практике преподавания курсов истории русской литературы и культуры, религоведения, истории философии, культурной антропологии, этики, отечественной истории.

Личный вклад диссертанта состоит в том, что исследование осуществлено на междисциплинарном уровне, с привлечением материала, не рассматривавшегося в русле комплексного подхода. Кроме того, личный вклад автора заключается в актуализации проблематики, принципиально значимой для осмысления закономерностей развития русской духовной культуры XIX в.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Сущностные характеристики старчества как уникального феномена культуры, проявившиеся в «экзистенциальности», традиционности, соборности, открытости миру, духовно-практической направленности, определили доминантные черты русской культуры XIX века, которые выразились в обращении к духовным ценностям святоотеческой культурной традиции.

2. Доминантные духовно-нравственные ценности смирение, любовь и свобода явились основополагающими категориями в процессе преемственности трех линий культуры (святоотеческой, старческой и светской), реализуясь в своем проявлении многоаспектности и диалогичности.

3. Проблемное поле, созданное культурой XIX века, объединившее между собой всех современников, наделило их общим духовным опытом, порожденным эпохой, выразившимся в единой проблематике, сложном духовном поиске основ бытия, размышлениях о противоречивости духовной судьбы человека.

4. Творчество таких русских мыслителей, как И. Киреевский, Н. Гоголь, К. Леонтьев, Ф. Достоевский и Л. Толстой, являясь сферой реализации самопознания личности, отразило процесс вхождения в русскую культуру XIX века православной культурной традиции, носителями которой были оптинские старцы. При этом в каждом случае рефлексия и культурное осмысление этой традиции осуществлялись своим особым путем, формировали оригинальную мировоззренческую систему, определяя ее место в процессе национальной самоидентификации русской культуры.

Апробация работы осуществлялась в ходе выступлений на научных конференциях: «История и культура Волго-Вятского края (К 90-летию Вятской ученой архивной комиссии)» (1994), «История и культура Волго-Вятского края (К 90-летию Вятской ученой архивной комиссии)» (1994).

По результатам выполненного исследования опубликовано четыре статьи. Отдельные главы и диссертация в целом обсуждались на кафедре этики МГУ и кафедре культурологии ВятГГУ.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, включающих 11 параграфов, заключения и списка литературы. Объем работы - 166 страниц, библиографический список включает 182 наименования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Ордина, Ольга Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Русская культура XIX века провозгласила великое достоинство человека, явилась хранительницей смирения, христианской любви и духовной свободы, из которых черпала свою нравственную силу. Простота и подлинность культуры XIX века имеет свои корни. Она вдохновлена духом, живущим в Православной Церкви, духом великих святых и подвижников. Дух православной культурной традиции, который хранили и несли в мир оптинские старцы - это дух «овнутрения», молитвенного созерцания, совершенствования, любви, смирения, свободы.

С начала XIX века в России стал возбуждаться интерес к духовной жизни, стало оживать созерцательное монашество, старчество. Оптина пустынь явилась неофициальным средоточием православной церковной культуры и духовности. Старчество - это особый вид восточно-православного религиозного опыта, святости. Старец — это инок, достигший высокого духовно-нравственного совершенства, мудрости и прозорливости. Русское старчество XIX века было уникальным феноменом культуры. Являясь преемником афонского старчества, оно приобрело ряд особенностей: традиционность, соборность, народность, «экзистенциальность», единство теоретических суждений подвижников и их жизнедеятельности, перевод, создание и издание духовной литературы, адресованной мирянам и др.

В христианском миросозерцании человеку открывается идеал добродетелей с особенным указанием на нравственно-аскетический подвиг, на любовь, смирение и самоотречение. Оптинские старцы понимали, что любовь и смирение делают человека духовно совершенным, поэтому они стремились к их достижению, а также призывали своих учеников следовать этим добродетелям. Смирение и любовь были для оптинских подвижников самыми важными жизненными принципами. Смирение помогло старцам вытерпеть все лишения и страдания, которые сопутствовали им в течение жизни. Любовь заставила их выйти на великий подвиг служения ближнему и дала силы терпеть все лишения. Оптинские старцы, так же как и Святые Отцы, признавали человека нравственно свободным, управляющим своей волей и поступками, и ответственным за них перед Богом. Вся святоотеческая традиция свидетельствует о том, что каждый человек должен постоянно бороться против греха и стремиться к его окончательному преодолению и освобождению от страстей. Покаяние открывает путь к добродетели, а совершенствование в добродетельной жизни ведет к росту духовной свободы.

Взаимодействие старцев Оптиной пустыни с конкретным народом, конкретными людьми привело к развитию доминантных черт русской культуры. История, литература, философия, быт, обычаи, система ценностей - на все эти сферы бытия в культурной жизни России XIX века в значительной мере повлияли оптинские старцы. Старцы, делясь духовной мудростью с теми людьми, которые к ним обращались за советом, наставлением, утешением, облагораживая их и открывая им основы христианского построения жизни, оживляя их бытие, в целом влияли на обновление всей духовной жизни общества, на построение целостной культуры России в духе Православия. И. Киреевский, Н. Гоголь, К. Леонтьев, Ф. Достоевский, Л. Толстой, искали через оптинских старцев «выпрямления человеческого духа во Христе». Культура XIX века отразила духовный поиск интеллигенции, открыла миру бесценность каждого человека, любовь и братское единство всех людей, путь, делающий человека совершенным, духоносным.

Философская и литературная традиции XIX века в лице И. Киреевского, Н. Гоголя, К. Леонтьева, Ф. Достоевского, Л. Толстого ощутила на себе влияние оптинского старчества, которое проявилось в сложном духовном поиске мыслителями основ бытия, в размышлении о противоречивости духовной судьбы личности, в общей проблематике (обращение писателями к освещению проблем смирения, любви, свободы), категориальном аппарате грех, покаяние, страх Божий, смиренномудрие и т.д.), источниках (святоотеческой литературы).

Все писатели, обращавшиеся к духовному истоку Оптиной пустыни, затрагивали в своем творчестве проблему смирения. Гоголь говорил о великой силе болезней, помогающих смириться. В деле спасения души для Леонтьева важно сначала приобрести «смирение», т.е. «добровольное уничижение о Господе». Страх и «смирение» ведут, по мнению Леонтьева, к послушанию и Богу. На примере старца Зосимы Достоевский показал то духовное состояние, которое можно определить как «рай на земле». В этот момент достигается эсхатологическая полнота единения человека со всем окружающим миром - «Все и во всем Христос». (Кол. 3, 11).

Как полагал Гоголь, «начало и утверждение всему есть любовь к Богу», которая является для него предпосылкой любви к ближнему. Любовь «ни за что» есть, по мнению Достоевского, настоящая индивидуальная личная любовь, направленная на индивидуальное «я» любимого человека во всей его целости. Леонтьев считал, что итогом духовного пути к Богу является Любовь, которая должна сопровождаться страхом перед Ним (или смирением).

Главной ценностью христианской культуры для И. Киреевского была свобода, т.е. возможность жить согласно со своим назначением. Но грех держит человека в порабощении до тех пор, пока он не осознает в себе греха, т.е. не признает грех как нечто человеку чуждое, хотя постоянно в нем пребывающее. Стремясь к нравственному совершенству и духовному возрождению, Гоголь, по мере сил, боролся против своих грехов - «гнева» и «уныния». Леонтьев, следуя православной традиции, также понимает свободу не в юридическом, а в духовном аспекте аспекте.

Достоевский показал, что смысл человеческой истории заключается в одном - в научении пользоваться той свободой, которую как наивысший дар ему дал Творец. Освоение собственной свободы - индивидуальная задача каждого человека и всего человечества в целом.

Толстой в своих философский исканиях так же обращался к духовному опыту оптинских старцев. Но они не смогли помочь найти ему компромисс между потребностями его души, тянувшейся к вере, и разума, который он направил на создание собственной религии. Его понимание христианских духовных ценностей отличается от общей концепции мыслителей. Любовь он понимал как братство, смирение как равенство, свободу как исполнение общего всем закона бога.

Школа признания ценности каждого человека, любовь, трезвенность, духовная сдержанность, глубокое смирение, простота сердца и внутренняя свобода, в которых сказывается истинное величие духа - все это характерно для традиции духовной культуры XIX века, черпавшей свое вдохновение у оптинских старцев. В творчестве русских мыслителей XIX века ясно и твердо обозначена духовно-нравственная основа бытия личности: статус онтологического первенства получает уже не «уход», а возвращение человека к «бытийственным» основам своего существования, обладающим вечной и непреложной жизненностью. Для следующего поколения мыслителей эта норма стала классической, стимулировавшей подлинный расцвет русской культуры.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Ордина, Ольга Николаевна, 2003 год

1. Авдеева Л.Р. К.Н. Леонтьев: пророк или «одинокий мыслитель // Социально-политические науки. 1992. - № 8. - С. 85-91.

2. Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание Оптинского старца иеросхимонаха Амвросия в двух частях. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1992.

3. Агапит (Беловидов), архим. Жизнеописание Оптинского иеромонаха Леонида (в схиме Льва). Тула: Введенская Оптина пустынь, 1991. (Репринт).

4. Алипий (Кастальский-Бороздин), архим, Исайя (Белов), архим. Догматическое богословие. Курс лекций. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1997.

5. Андреев И. М. Русские писатели XIX века. М.: Российское отделение Валаамского Общества Америки, 1999.

6. Андроник (Трубачев), игумен. Преподобный Амвросий оптинский. Жизнь и творения. Изд. Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993.

7. Антоний (Храповицкий), митр. Пастырское изучение людей и жизни по сочинениям Ф.М. Достоевского // Ф.М. Достоевский и Православие: Сборник./ Сост. А.Н. Стрижев. -М.: Отчий дом, 1997.

8. Антонов А. Смирение и воля // Москва. 1995. - № 4. - С. 157-164.

9. Артемов В.М. Нравственные основы свободы в анархизме Л.Н. Толстого // Социально-гуманитарные знания. 2001. - № 1. - С.203-220.

10. Архангельский А.С. Преподобный Нил Сорский. СПб., 1882.

11. Афанасий Великий. Житие преподобного отца нашего Антония. -Творения. Ч. 3. - 1897.

12. Белоусова Е. Поездка в Оптину манит меня // Слово. 1998. - № 5. -С. 100-107.

13. Бердяев Н.А. Русская идея. Основные проблемы русской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990.

14. Богданов Д.П. Оптина пустынь и паломничество в нее русских писателей // Благословенна Оптина. Воспоминания паломников об обители и ее старцах. Оптина пустынь, 1998.

15. Василий Великий, свт. Избранные творения Святых отцов. Москва: Сретенский монастырь, 1998.

16. Василий Великий. Творения иже во святых отца нашего Василия Великого. Т. 7. - Сергиева Лавра, 1902.

17. Вера и неверие Льва Толстого. Беседа писателя Вячеслава Репина с епископом Вашингтонским и Сан-Франциским Василием (Родзянко) // Новый мир, 1998,-№7.- С. 150-158.

18. Веснин С.А. Письма Святогорца к друзьям своим о Святой Горе Афонской.-М., 1895.

19. Вудвортс Р. Экспериментальная психология. М., 1950.

20. Гиппиус В. Гоголь. Л., 1924.

21. Гоголь: Материалы и исследования / Отв. ред. Ю.В. Манн. М.: Наследие, 1995.

22. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 7 томах / Под общей редакцией С.И. Машинского и М.Б. Храпченко. Т. 6. - М.: Художественная литература, 1978.

23. Гоголь Н.В. Собрание сочинений в 8 томах. Т. 8. - М.: Правда, 1984.

24. Гоголь Н.В. Полное собрание сочинений в 14 -ти томах. 1937-1952. Ред. Н.Ф. Бельчиков и Б.В. Томашевский. Т.12, 14. - М.: Издательство Академии Наук СССР, 1952.

25. Григорий Богослов, свт. Песнопения таинственные. М., 2000.

26. Громова Н.А. Достоевский. Воспоминания. Письма. Дневники. М.: Аграф, 2000.

27. Добротолюбие в русском переводе святителя Феофана, Затворника Вышенского в 5-ти тт. Т. 1,3.- М.: Паломник, 1998.

28. Документальные свидетельства об уходе JI.H. Толстого // Москва. -2000.-№ п.-С. 156-162.

29. Дорофей, св. Поучения, послания, вопросы, ответы. Калуга, 1895.

30. Дорофей, св. Преподобного отца нашего Аввы Дорофея душеполезные поучения и послания. М.: Отчий дом, 2000.

31. Достоевская А.Г. Воспоминания. М., Художественная литература, 1971.

32. Достоевская Л.Ф. Достоевский в изображении его дочери. М.: СИП РИА, 2001.

33. Достоевский и мировая культура: Альманах / Гл. ред. К.А. Степанян. -№.7. М.: Классика плюс, 1996.

34. Достоевский и мировая культура: Альманах / Гл. ред. К.А. Степанян. -№8. М.: Классика плюс, 1997.

35. Достоевский и мировая культура: Альманах / Гл. ред. К.А. Степанян. -№ 9. М.: Классика плюс, 1997.

36. Достоевский и мировая культура: Альманах / Гл. ред. К.А. Степанян. -№ 10. М.: Классика плюс, 1998.

37. Достоевский: Материалы и исследования / Отв. ред.: Н.Ф. Буданова, А.В. Архипова. Т. 12. - СПб.: РАН, Институт русской литературы (Пушкинский дом), 1996.

38. Достоевский: Материалы и исследования / Отв. ред.: Н.Ф. Буданова, А.В. Архипова. Т. 15. - СПб.: Наука, 2000.

39. Достоевский: Материалы и исследования. Юбилейный сборник / Отв. ред.: Н.Ф. Буданова, А.В. Архипова. Т. 16. - СПб.: Наука, 2001.

40. Достоевский Ф.М. Полное собрание сочинений в тридцати томах. -Л.: Наука, 1972-1988.

41. Духовная брань / Сборник. М.: Паломник, 1993.

42. Духовный Алфавит свт. Дмитрия Ростовского. Перевод еписк. Иустина. М., 1909.

43. Евангельский текст в русской литературе XVIII XX веков / Сбрник научных трудов. Выпуск 2. Отв. Редактор проф. В.Н. Захаров. - Петрозаводск: Изд. Петрозаводского университета, 1998.

44. Евгин А. К вечному миру. Калуга:. Гриф, 2001.

45. Евлвампиев. И.И. Достоевский и Ницше: на пути к новой метафизике человека // Вопросы философии. 2002. - № 2. - С. 102-118.

46. Евлампиев И.И. История русской метафизики в 19-20 вв: Русская философия в поисках Абсолюта? Спб., Алетейя, 2000.

47. Евлампиев И.И. История русской философии. М.: Высшая школа, 2002.

48. Жизнеописание отечественных подвижников благочестия 18 и 19 веков: Август: Оптинский архимандрит Исаакий. М.: Изд. Введенской Оптиной пустыни, 1994.

49. Житие иеросхимонаха Илариона. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1993.

50. Житие иеросхимонаха Иосифа. М.: Изд. Веденской Оптиной пустыни, 1993.

51. Житие иеросхимонаха Льва. М.: Изд. Введенской Оптиной Пустыни, 1994. (Репринт).

52. Жития и творения русский святых: Жизнеописания и духовные наставления великих подвижников христианского благочестия, просиявших в земле Русской / Сост. С. Тимченко. М.: Донской монастырь, Современник, 1993.

53. Житие оптинского старца иеросхимонаха Леонида (в схиме Льва). -Издание Введенской Оптиной пустыни, 1994.

54. Зеньковский В., прот. История Русской философии. Т. 1. - Москва, Ростов-на-Дону, 1999.

55. Зеньковский В., прот. Проблемы воспитания в свете христианской антропологии. Клин:Фонд «Христианская жизнь», 2002.

56. Зеньковский В. Гоголь. М.: РИФ Школа «Слово», 1997.

57. Зимакова Е.В. Старчество как феномен культуры: Автореф. дис канд. культурологии. М.: Гос. академ славянск. культуры. - 2000.

58. Зограб И. Редакторская деятельность Ф.М.Достоевского в журнале «Гражданин» и религиозно-нравственный контекст «Братьев Карамазовы» // Русская литература. 1996. - № 3. - С. 55-77.

59. Иван и Петр Киреевские в русской культуре / Сост. Г.И. Ловецкий, А.Ф. Малышевский; Научн. ред. А.Ф. Малышевский. Калуга: Гриф, 2001.

60. Изречения старца Амвросия Оптинского, записанные преимущественно сестрами Шамординской общины. Душеполезное чтение, 1892.

61. Ильин И.А. Одинокий художник. М.: Искусство, 1993.

62. Иоанн Златоуст, свт. Избранные творения. Беседы на деяния апостольские. Т. 2. - М., 1994.

63. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений в 12-ти томах. — Т. 1.- М.: Православная книга, 1993.

64. Иоанн Златоуст, свт. Полное собрание творений в 12-ти томах. Т. 2.- М.: Православная книга, 1993.

65. Иоанн Златоуст, свт. Собрание поучений в 2-х тт. -Т.1. М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.

66. Иоанн Златоуст, свт. Собрание поучений в 2-х тт. Т. 2. - М.: Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1993.

67. Иоанн, игумен Синайской горы. Лествица. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1898.

68. Иосиф Волоцкий, св. Просветитель. М.: Спасо-Преображенский Валаамский монастырь, 1993.

69. Иосиф (Литовкин), иеросхим. Н.В. Гоголь, И.В. Киреевский, Ф.М. Достоевский и К. Леонтьев пред «старцами» Оптиной пустыни. -Шамордино, 1911.

70. История российской духовности: Материалы XXII Всероссийской заоч. науч. конф. / Науч. ред. Полторак С.Н. СПб.: Нестор, 2001.

71. Кавелин Л. Житие иеромонаха Макария. М.: Изд Оптиной пустыни, 1995. (Репринт).

72. Киево-Печерский Патерик или сказания о житии и подвигах святых угодников Киево-Печерской Лавры / Перевод Е.Поселянина. М., 1996.

73. Киреевский И.В. Критика и эстетика. -М.: «Искусство», 1979.

74. Киреевский И.В. Критика и эстетика. М:, Искусство, 1998.

75. Киреевский И.В. Собрание сочинений в 2-х томах. Т. 1,2.- М., 1861.

76. Колесов М.С. Русская философия религии и христианство // Вестник Сев. ГТУ: Философия. 1999. -№ 2. - С. 3-11.

77. Константин Леонтьев. Pro et contra. Книга 2 / Сост. А.П. Козырев и А.А. Корольков. СПб.: Изд. Русского Христианского гуманитарного института, 1995. (Руссский путь).

78. Концевич И.М. Оптина Пустынь и ее время. Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Издательский отдел Владимирской епархии, 1970.

79. Концевич И.М. Стяжание Духа святого в путях Древней Руси. М.: Издательский отдел Московского Патриарха, 1993.

80. Корольков А.А. Константин Леонтьев и его эстетическая критика эгалитарного процесса //Философские науки. 1991. - № 11. - С. 115-127.

81. Косик В.И. Константин Леонтьев: размышления на славянскую тему. -М.: Зерцало, 1997. -С. 132.

82. Котельников В.А. Парадокс о писателе // Литература в школе. 1994. -№ 5,- С. 34-40.

83. Краева О. Л. Диалектика потенциала человека. М.; Н.- Новгород: Нижегород. гос. с.-х. академия, 1999.

84. Лаут Райнхард. Философия Достоевского в систематическом изложении. М: Республика, 1996.

85. Лев Толстой. Pro et contra: Сборник. / Сост. К.Г. Исупов. СПб.: Изд. Русского Христианского гуманитарного института, 2000.

86. Леонтьев К.Н. Восток, Россия и Славянство: Философия и политическая публицистика. Духовная проза (1872-1891) / Общ. ред., сост. и коммент. Г.Б. Кремнева; вступит ст. и коммент. В.И. Косика. М.: Республика, 1996.

87. Леонтьев К.Н. Избранные письма, 1854-1891 / Публ., предисл. и коммент. Д. Соловьева. Вступит. Ст. С. Носова. СПб: Пушкинский дом, 1993.

88. Леонтьев К.Н. Сочинения в 9-и томах. Т. 5-8. - М., 1913-1914.

89. Леонтьев К.Н. О Владимире Соловьеве и эстетике жизни. М., 1912.

90. Леонтьев К.Н. Письмо к Александрову // Богословский вестник. Т. 3.-1914.

91. Лествичник Иоанн, св. Лествица. Издание Свято-Успенского Псково-Печерского монастыря, 1994.

92. Летопись скита во имя св. Иоанна Предтечи и Крестителя, находящегося при Козельской Введенской Оптиной Пустыни // Москва. -2000.- №11.- С.153-167.

93. Лики культуры: Альманах / Сост. С.Я. Левит. М.: Юрист, 199594. Лики культуры: Альманах / Сост. С.Я. Левит. - М.: ИНИОН, 1996.

94. Лосский. В.Н. Очерк мистического богословия восточной церкви. -М.: Центр «СЭИ», 1991.

95. Лосский Н.О. Бог и мировое зло. М.: Республика, 1994.

96. Лосский Н.О. Характер русского народа в 2-х кн. М.: Издательство «Ключ», 1990.

97. Макарий Египетский, св. Духовные беседы. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2001.

98. Манн Ю. Иван Киреевский и Гоголь в стенах Оптиной пустыни // Вопросы литературы. 1991.- №8.- С. 106-124.

99. Монашеское делание. Сборник поучений святых отцов и подвижников благочестия / Сост. Владимир Емеличев. М.: Свято-Данилов монастырь; СП «Квадрат», 1991.

100. Монашество и монастыри в России: XI XX вв.: Исторические очерки / РАН. Ин-т рос. истории. - М.: Наука, 2002.

101. Неизданный Гоголь. М.: РАН Институт мировой литературы им. A.M. Горького, 2001.

102. Ненашев М.И. Концепция свободы в философии Владимира Соловьева. М.,1999.

103. Неменский О.Б. Ранневизантийское монашество как особый историко-культурный феномен // Филос. фак.: Ежегодник / Ун-т Росс. Акад. Образования. 2001. - № 2. - С. 78-83.

104. Николаев П. Амбивалентность художественного сознания Ф.М. Достоевского// 2002. -№10. №3.- С. 143-172.

105. Никон (Рождественсткий), архиеп. Житие и подвиги преподобного Сергия Радонежского. М.: Сретенский монастырь, «Новая книга», «Ковчег», 1998.

106. Нил Сорский / Сост. Р. Ермаков. М.: «СПОЛОХИ», 1995.

107. Нилу с С. Святыня под спудом. Тайна православного монашеского духа. Сергиев Посад, 1911.

108. Новгородцев П.И. Сочинения / Сост. Колеров М.А., Плотников Н.С. — М.: «Раритет», 1995.

109. Новоселов М. Догмат, этика и мистика в составе христианского вероучения. -М.: Братство святителя Алексия, 1995.

110. Оптина пустынь. Православный альманах: Сб. науч тр. / Гл.ред. А. Блинский. СПб: «Сатис» при содействии Свято-Введенской Оптиной пустыни, 1996.

111. Павлович H.A. Оптина пустынь. Почему туда ездили великие? // В кн.: Прометей. Историко-биографический альманах серии «Жизнь замечательных людей». Т. 12. -М., 1980.

112. Письма к разным лицам игумена Антония, бывшего настоятеля Малоярославского Николаевского монастыря. М.: Изд. Оптиной Пустыни, 1869.

113. Письма Оптинского старца Льва к монаху Иоанникию. Свято-Введенская Оптина пустынь, 2002.

114. Платон (Игумнов), архиеп. Православное нравственное богословие. -Свято-Троицкая Сергиева Лавра: Круглый стол по религиозному образованию в русской православной церкви, 1994.

115. Половинкин А.И. Православная духовная культура. М.: Владос-Пресс, 2003.

116. Поселянин. Е.Н. Праведник нашего времени Оптинский старец Амвросий. Жизнь его и подвиги. Спб, 1907.

117. Православие в жизни: Сборник статей / Под ред. Проф. С.Верховского. Клин: Фонд «Христианская жизнь», 2002.

118. Православие. Pro et contra. Сборник статей / Сост. В.Ф. Федоров. -СПб.: Изд. Русского Христианского гуманитарного института, 2001.

119. Преподобные старцы Оптиной пустыни. Жития Чудеса -Поучения. - М. - Рига, 1995.

120. Преподобные старцы оптинские. Жития и наставления. -Святоведенская Оптина пустынь, 2001.

121. Преподобный Амвросий Оптинский. М.: Издание Спасо-Преображенского Валаамского монастыря, 1993.

122. Преподобный Варсонофий Оптинский. Духовное наследие. Свято-Троицкая Сергиева Лавра, 1998.

123. Преподобных старцев Варсонуфия Великого и Иоанна. Руководство к духовной жизни. М.: Правило веры, 1998.

124. Путь. Орган русской религиозной мысли: Сб. научн тр. / Составитель сборника коллектив издательства «Информ-прогресс». М.: Издательство «Информ-прогресс», 1992.

125. Райнхард Лаут. Философия Достоевского в систематическом изложении, М., 1996.

126. Розанов В.В. О писательстве и писателях. М.: Республика, 1995.

127. Русская идея. Основные проблемы руской мысли XIX века и начала XX века // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. М.: Наука, 1990.

128. Самохвалова В.И. Человек и судьба мира. М.: Новый век, 2000.

129. Симеон Новый Богослов, св. Слова. (Перевод с новогреческого свт. Феофана). Вып.1. - М.: Афонский Русский Пантелйемонов монастырь, 1892.

130. Сирин Исаак, св. авва. Слова подвижнические. М.: Православное издательство, 1993.

131. Слесарева Г.Ф. К.Н. Леонтьев // Философские науки. 1991. - №11. - С. 105-114.

132. Смирнов С. Древнее духовничество и его происхождение // Богословский вестник, 1913.

133. Смирнов С. Древнерусский духовник. М.: Синодальная типография, 1913.

134. Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеромонаха Амвросия к мирским особам в 3-х частях. Изд. 1-е. - Ч. 1, 2. - Сергиев Посад, 1908.

135. Собрание писем блаженной памяти оптинского старца иеромонаха Амвросия к мирским особам. Изд. 1-е. - Ч. 1. - Сергиев Посад, 1906.

136. Собрание писем блаженные памяти Оптинского старца Макария к монашествующим. Ч. 1. - СПб.: Издательство Л.С. Яковлевой, 1994.

137. Собрание писем блаженные памяти Оптинского старца Макария к монашествующим. Ч. 2. - СПб.: Издательство Л.С. Яковлевой, 1994.

138. Собрание писем оптинского старца иеромонаха Амвросия в трех частях к монашествующим и мирянам. -Ч. 1. М.: Паломник, 1995.

139. Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. -Вып. 1.- Сергиев Посад, 1908.

140. Собрание писем оптинского старца иеросхимонаха Амвросия к монашествующим. Вып. 2. - Сергиев Посад, 1909.

141. Соловьев А., протоиерей. Старчество по учению святых отцов и аскетов. М.: Благовест (Москва-Рига), 1995.

142. Сорокин П. Основные черты руской нации в двадцатом столетии // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. -М.: Наука, 1990.

143. Страхов Н. Глубокий нерв его деятельности // Слово. — 1998. — № 5. С.92-94.

144. Сумбатян М.Б. Грех и покаяние Константина Леонтьева // Русская литература XIX века и христианство. — Издательство Московского Университета, 1997. С. 211-217.

145. Толстая А.Л. Отец. В 2-х т. Т. 1. -М.: ООО «Спарк», 2001.

146. Толстая С.А. Дневники. 1860-1891. М., 1928.

147. Толстой Л.Н. Собрание сочений в 20 томах. Т. 19. - М., 1965.

148. Толстой Л.Н. Собрание сочинений в 22-х т. Т. 21, 22. - М.: Художественная литература, 1985.

149. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений. Т. 1, 11, 23. - 1894.

150. Трифон (Туркестанов), митрополит. Древнехристианские и Оптинские старцы: Автореф. дис. канд. богосл. наук. М., Мартис, 1997.

151. Федотов Г. П. Национальное и вселенское // О России и русской философской культуре. Философы русского послеоктябрьского зарубежья. -М.: Наука, 1990.

152. Флоренский П.А. О типах возрастания // Богословский вестник. -1906. № 7.

153. Флоренский П. А. Сочинения в 2-х тт. Столп и утверждение истины. -Т.1.-4.1.-Т. 2.-М.: Правда, 1990.

154. Флоровский Г., прот. Восточные отцы IV века. — М.: Паломник, 1992.

155. Флоровский Г., прот. Восточные отцы V-VIII веков. М.: Паломник, 1992.

156. Флоровский Г., прот. Пути русского богословия. Вильнюс, 1991.

157. Ф.М. Достоевский и Православие / Сост. А.Н. Стрижев. М.: Отчий дом, 1997.

158. Хоружий С.С. О старом и новом. Спб.: Алетейя, 2000.

159. Христианская жизнь по Добротолюбию. Избранные места из творений святых отцов и учителей Церкви. М.: Московский Свято-Данилов монастырь, 1991.

160. Чегулин А.В. Негативная антропология. М., 1999.

161. Червериков С., протоиерей. Описание жизни блаженной памяти оптинского старца Амвросия в связи с историей Оптиной пустыни и ее старчества. Шамордино, 1912.

162. Шеллинг. Ф.В. Философские исследования о сущности человеческой свободы. Спб. 1908.

163. Шенрок В.И. Материалы для биографии Гоголя. Т. 4. - М, 1897.

164. Шустин В., протоиерей. Запись об отце Иоанна Кроштадтском и об Оптинских старцах. Скит; Ставр. Ком. Общества Красного Креста, 1991.

165. Экземплярский В.И. Старчество // Дар ученичества / Сост. П.Г. Проценко. -М.: Руссико, 1993.

166. Эрн В. Великий и слабый // Слово. 1998. - № 5. - С. 95-99.

167. Cahiers Leon: 1. Anna Karenina; 2. Tolstoi philosophe et penseur religieuse; Tolstoi et la mort. Paris: L Institute d etudes slaves, 1984-1986.

168. Copleston F. Rassian religioan philosopy: Sel. Aspekts / Frederick C. Copleston. Tunbridge Wells (Kent): Unit. Of Nord Dame, 1988. - XII, 158 p.

169. Doerne M. Tolstoy und Dostojewskij. Zwei christliche Utopien. Gottingen, Vandenhoech & Ruprecht, 1969.

170. Dostoevsky. A collection of critical essays. Ed. by Rene Wellek. -Englewood Cliffs (N.J.), Prentice Hall, cop. 1962.

171. Dostoevsky and Gogol: Texts a. Criticism / Ed. a. transl. By Meyer P. a. Rudy S. Ann Arbor (Mich.): Ardis, 1979. - XXXIX, 295 p.

172. Dostoevsky: New perspectives / Ed. by Robert Louis Jackson. -Englewood Cliffs (N.J.): Prentice-Hall, cop. 1984.

173. Egan David R., Egan Meiinda. Leo Tolstoy: An Annotated Bibliography of Engl. Lang. Sources. Metuchen (N. J.); London: Scarecrow press, 1979 (Scarecrow bibliographies. N. 44).

174. Evdolcimov P. Gogol et Dostoevskij. Paris, 1997.

175. Evdokimov P. L'Orthodoxie, Neuchatel. Paris, 1995.

176. F.M. Dostoevskij. Amsterdam: Nord-Holland, 1986.

177. F.M. Dostoevskij, 1821-1881 / ed. By Nicholas Arseniev a. Constantine Belousow. New York: Assoc. of Russ. - Amer. scholars in USA, 1971.

178. Laut R. Die Philosophie Dostojewskis in sistematisher Darstellung. -Piper, Munchen, 1950.

179. Looskij V. Le starets Leonide // Contracts. 1961.

180. Schubart W . Europe at lame de lorient. Paris, 1949.

181. Stenbock-Fermor E. The Architecture of Anna Karenina: A History of its Writting Structure and Message. Lisse, 1975.

182. Tolstoy oggi. A cura di S. Graciotti, V. Strada. Firenze, 1980.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.