Философские воззрения М.И. Каринского тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат наук Шевцов, Александр Викторович

  • Шевцов, Александр Викторович
  • кандидат науккандидат наук
  • 2014, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 189
Шевцов, Александр Викторович. Философские воззрения М.И. Каринского: дис. кандидат наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2014. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Шевцов, Александр Викторович

Оглавление

3

Глава I. Социокультурные и теоретические основания философских воззрений М.И. Каринского

1.1. Жизненный путь и становление научных взглядов М.И. Каринского

1.2. Каринский как представитель духовно-академической философии

1.3. Теоретические истоки и идейная эволюция философских воззрений М.И. Каринского

Глава II. М.И. Каринский как представитель логико - гносеологического направления русской философии конца XIX - начала XX веков

2.1. М.И. Каринский как историк философии

2.2. Логико-философское учение о выводе

2.3. Проблема самоочевидных истин в философии М.И. Каринского

Глава III. М. И. Каринский в истории русской философии

3.1. Учение Каринского в оценках его современников

3.2. Оценки философских воззрений М.И. Каринского в исследовательской литературе середины XX - начала XXI вв

3.3. Философия М.И. Каринского и феноменология Э. Гуссерля

Заключение

Список литературы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Философские воззрения М.И. Каринского»

ВВЕДЕНИЕ

В научных исследованиях, посвященных истории философии, русская философия занимает особое место. Современные исследования в области истории русской философии - это попытка взглянуть на теоретическое наследие крупнейших российских мыслителей с позиции современной эпохи, с учетом необходимости вписать русскую философию в общий контекст европейской и мировой философской мысли. Эта задача представляется особенно актуальной в связи с тем, что в последние десятилетия в исследовательской литературе превалировало идущее еще от В.В. Зеньковского убеждение в преобладании в истории русской философии онтологических, антропологических и историософских проблем.В рамках данной традиции сложилось распространенное до недавнего времени мнение о том, что вопросы теории познания для русской мысли были второстепенными Однако реальная история русской философии, представляющей собой единство многообразия, отнюдь не исчерпывается историософскими и антропологическими идеями. Как справедливо отмечали Н.О. Лосский и М.Н. Ершов, в XIX - начале XX века в России велись исследования во всех областях философии, в том числе, уделялось значительное внимание гносеологии и логике, а устремленность философской мысли России в целом имела критико-гносеологическую направленность2.

Недооценка логико-гносеологического направления в русской философии успешно преодолевается в новейших историко-философских исследованиях, среди которых особое место занимает монография «Логико-гносеологическое направление в отечественной философии (первая половина XX века)» (2012) под редакцией В.А. Бажанова. В ней утверждается и обосновывается, что русская мысль интенсивно развивалась и по направлениям логико-гносеологического анализа, и в этом плане была плотно вписана в

1 См.: Зеньковский В.В. История русской философии. Т.1. 4.1.-Л., 1991. С. 15-16.

2 См.: Ершов М.Н. Антиинтеллектуалистское движение в современной философии // Ученый записки историко-филологического факультета в Г.Владивосток. Владивосток, 1919. Т. I. С.З; Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1991. С. 469-470.

контекст развития всей европейской философии 3. Видным представителем логико-гносеологического направления отечественной философии конца XIX - начала XX вв. является Михаил Иванович Каринский (1840-1917) - историк философии, логик, философ, отличавшийся широкой эрудицией и оригинальностью суждений. Творческое наследие Каринского не очень большое, оно насчитывает 21 источник, но при этом мало изучено и за небольшим исключением не известно современной научной общественности. В исследовательской литературе Каринский расценивался главным образом как логик, при том, что у него есть ряд серьезных трудов по истории философии - античной и современной ему, а также работы в области гносеологии. В своих трудах Каринский обращался к философскому анализу человеческого мышления, критически исследовал философские системы Декарта, Локка, Шопенгауэра, находил аргументы против априоризма Канта, предпринимал попытку обосновать логическую непоследовательность Милля и Спенсера.

Актуальность и теоретическая значимость настоящего диссертационного исследования обусловлена рядом причин. Во-первых, очевидна необходимость включения философских воззрений М.И. Каринского в контекст истории русской философии, обусловленная малой известностью его трудов. Только сейчас философия Каринского становится объектом историко-философского внимания современных авторов.

Во-вторых, существующие исследования творчества М.И. Каринского не исчерпывают всего богатства его философских и научных идей. В этом контексте анализ философского наследия М.И. Каринского, позволяет практически впервые приблизиться к углубленному исследованию логико-гносеологических проблем в истории русской философии последней четверти XIX и начала XX века, а также преодолеть существующий стереотип в недооценке значимости гносеологической проблематики в истории русской философии этого периода.

3 См.: «Логико-гносеологическое направление в отечественной философии (первая половина XX века)» / Под ред. В.А. Бажанова. - М., 2012. С. 6.

Наконец, имеющиеся немногочисленные работы по логико-гносеологическим исследованиям наследия М.И. Каринского рассматривают его труды не столько с позиций историко-философского анализа, сколько с точки зрения истории психологии и логики; в них недостаточно внимания уделяется выявлению философского содержания логического учения Каринского. Кроме того, работы Каринского прежде не рассматривались в контексте его принадлежности к духовно-академической философии, а также серьезно не анализировалась возможность оценки его учения как «предфеноме-нологии».

В соответствии с вышеизложенным, тема предлагаемого диссертационного исследования представляется своевременной, научно обоснованной и теоретически оправданной.

Исследовательская литература о творческом наследии М.И. Каринского невелика, в изучении его трудов отчетливо прослеживаются три этапа. Первый этап - конец XIX - начало XX века - включает в себя прижизненные комментарии и рецензии на статьи Каринского, полемику Каринского с А.И. Введенским, а также осмысление идей Каринского другими его современниками - статьи бывших студентов и учеников Каринского - Алексея Ив. Введенского, Д.П. Миртова, Э.Л. Радлова, B.C. Серебренникова, Г.Г. Шпета4. К первому периоду также можно отнести ряд историографических и историко-

4 См.: Введенский А.И. О Канте истинном и воображаемом // Вопросы философии и психологии. - 1894. - 5 кн. - № 22. - С. 621 - 660; Введенский А.И. О Канте действительном и воображаемом. Комментарии к «Критике чистого разума» (По поводу книги г. Каринского «Об истинах самоочевидных»). - М.: Типо-литографическое товарищество И.Н. Кушнерев и Ко, 1895; Введенский А.И. Учение Канта о смене душевных явлений. Ответ на защитительную статью г. Каринского // Вопросы философии и психологии. - 1895. -Книга 29 (4). - Сентябрь. - С. 430-477; Введенский (Басаргин) Алексей И. Обзор книги проф. М.И. Каринского «Об истинах самоочевидных» // Вопросы философии и психологии. - 1894. - Книга 22(2). - Март. - С. 266-272; Миртов Д.П. Каринский и его философские воззрен.//Мысль и слово.Т.2.-М., 1917- 1921 гг.; Радлов Э.Л. Каринский. Творец русской критической философии. Петроград, 1917; Радлов Э.Л. Ученая деятельность профессора М.И. Каринского.- СПб.: ЖМНП,1895. - 54 е.; Серебренников B.C. Новая книга о философии Канта// Вопросы философии и психологии. Кн. 23. - 1894. - С. 409-423; Шпет Г.Г. Избранные труды. - М.: РОССПЭН, 2010. - 856 е.; Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпег Г.Г. Русская философия. - Свердловск, 1991.

философских текстов, авторы которых специально не исследовали философию Каринского, но упоминали его идеи в контексте изучения трудов других мыслителей. Это работы A.JI. Катанского, Н.О. Лосского, С.М. Лукьянова, А.П. Пиуновского, П.В. Тихомирова, В. Успенского, Г.И. Челпанова, И.А. Чистовича5. К первому этапу относятся важные упоминания о М.И. Карин-ском, которые содержатся в трудах (либо в отдельных статьях) М.Н. Ершова, А. Зеленецкого, В.В. Зеньковского, A.B. Соболева6.

Второй этап исследований наследия М.И. Каринского относится ко второй половине XX века, послевоенному периоду, связанному с процессом восстановления логики в МГУ им. М.В. Ломоносова и начавшемуся со знаменитого постановления 1944 года о введении предмета логики для преподавания в университетах. В трудах наших выдающихся исследователей, историков логики и философии - В.Ф. Асмуса, В.А. Бажанова, Б.В. Бирюкова, Е.К. Войшвилло, С.М. Клыковой, Н.И. Кондакова, С.И. Поварнина, П.С. Попова, А.П. Примаковского, A.A. Самедова, К.А. Скворцова, А.О. Стернина, Н.И. Стяжкина, П.В. Таванца, Л.Л. Тузова, С.А. Яновской, - идеи М.И. Каринского анализируются с точки зрения их значимости для развития логической науки7.

5 См.: Катанский A.J1. Воспоминания старого профессора (с 1877 по 1913 г.) // Христианское чтение. - 1916. Февраль - С. 184-212: о Каринском С.196-197; Лукьянов С.М. О Вл.С. Соловьеве в его молодые годы. Материалы биографии. В 3-х тт. - Пг.: 1916 - 1921. - Т.2. - 1918. - 190 е.; Пиуновский А.П. Статьи по гносеологии М.И. Каринского // Петербургские ведомости. - 1880. - №137 (19 мая); Успенский В. Исследования по гносеологии М.И. Каринского и Л.М. Лопатина // Христианское чтение. - 1907. Ч. 1 - 2 (июль). - Пг. -С. 737-755; Успенский В. Исследования по гносеологии И.О. Лосского и М.И. Каринского // Христианское чтение. -1906. - Ч. 1 - 2(июнь). - Пг. - С. 156-180; Чистович И.А. Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет (1858-1888). - СПб., 1889.

6 См.: Ершов М.Н. Пути развития философии в России. - Владивосток, 1922; Зеленецкий А. Воспоминания о С.-Петербургской духовной академии (1878 - 1882 гг.) // Русская школа. - 1902. - Декабрь, №12. - С. 22-39; Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х т., Т. 2, Ч. 1.- Л.: ЭГО, 1991. - 256 с. - С. 129-130; Соболев A.B. К истории религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева // Историко-философский еже го д-ник'92.-М.: Наука, 1994.-С. 102.

7 См.: Асмус В.Ф. Логика. - М., 1946; Асмус В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержении. - М., 1954; Войшвилло Е.К. О книге «Логика» проф. В.Ф. Асмуса // Вопросы философии. - 1947. - №2. - С. 326-334; Клыкова С.М. Вопросы индукции в трудах русских логиков конца XIX века: Автореф. дис. ...канд. филос. наук. - МГУ, 1952; Конда-

6

Третий этап - с 1990-х годов до настоящего времени - может быть охарактеризован как актуализация исследовательского интереса к М.И. Карин-скому и его идеям. В этот период появляются новые направления в интерпретации его учения, среди которых наибольший интерес вызывают следующие: 1) Новые исследования философских и логических идей Каринского в контексте анализа логико-гносеологического направления в отечественной философии XIX - начала XX вв. - труды В.А. Бажанова, Б.В. Бирюкова, В.Ф. Пустарнакова, в которых представлен анализ становления и развития университетской философии и логики в России, раскрыт их концептуальный контекст, определена связь логики с психологией и философией 8.

ков Н.И. Выдающиеся произведения русской логической науки XIX века // Избранные труды русских логиков XIX века / Под ред. П.В. Таванец. - М.: Изд-во АН СССР, 1956. -С. 347-384. -404 е.; Кондаков Н.И. Логический словарь-справочник. - М., 1975. - С. 238; Кондаков Н.И. Материалистические тенденции в трудах прогрессивных логиков последней трети XIX века // Вопросы теории познания и логики / Под ред. И.Д. Андреева. - М.: Изд-во АН СССР, 1960. - С. 307-342. - 343 е.; Моисеев В. Каринский М.И. // Малый энциклопедический словарь / Русская философия. - М.: Наука, 1995. - С. 245; Моисеев В. Логика в России и СССР // Малый энциклопедический словарь. - М., 1995. - С. 313; 311316. - 624 е.; Поварнин С.И. Теория М.И. Каринского. Гл.XII // Логика отношений. Ее сущность и значение. - Пг.: Изд-во О.В. Богдановой,1917.-144 с.-С.33-40; Попов П.С. О курсе логики М.И. Каринского // Вопросы философии. - 1947. - №2. - С. 386-387 / отрывок из литогрф. Логики Каринского (1884-1885). - С. 387-396; Скворцов К.А. Гносеологические и логические воззрения М.И. Каринского: Дис. ... канд. филос. наук - Томск: Томский гос. ун-т, 1951; Стернин А.О. Учение М.И. Каринского о логических основах индукции и дедукции: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1949; Стяжкин Н.И. Из истории развития математической логики в XIX веке: Дис. ... канд. филос. наук. - М.: Изд-во МГУ, 1959. - 154 е.; Стяжкин Н.И. Становление идей математической логики. - М., 1964. -С. 98-103, 139-148, 149-163, 163-171; 171-202; Стяжкин Н.И., Силаков В.Д. Теория логики М.И. Каринского // Краткий очерк истории общей и математической логики в России. -М.: Изд-во Высшая школа, 1962. - С. 26 - 31. - 88 с.

о

См.: Бажанов В.А. H.A. Васильев и его воображаемая логика. Воскрешение одной забытой идеи. М. - 2009; Бажанов В.А. Восприятие социально-философских идей Дж. Милля в России XIX - нач. XX века // Вопр. Философии. - 2007. - №11. - С. - 163-166; Бажанов В.А. История логики в России и СССР в XIX и XX вв. - М., 2007; Бажанов В.А. Логическая мысль в России // Русская философия: Энциклопедия / Под ред. М.А. Маслина. - М., 2007. - С. 301-303; Бажанов В.А. О роли идей И. Канта в развитии логики и университетской философии в России // Кант. сб. - 2010, №2 (32). - С. 52-59; Бажанов В.А. Прерванный полет. История университетской философии и логики в России. - М.: Изд-во Московского ун-та, 1995; Бирюков Б.В., Бирюкова Л.Г. Александр Ив. Введенский как логик // Логические исследования. Вып. 17. - М.-СПб.: ЦГИ. -2011. - С. 33-68. - 320 е.; Бирюков Б.В. Трудные времена философии. Отечественные логика, история и философия в поел, сталинские годы. Ч. 1: Борьба вокруг логики: диалектич., формальной, математической.

7

2) Исследования духовно-академической философии, особенно ее логико-рационалистического направления, Московской и Санкт-Петербургской духовно-академической школы, в качестве одного из представителей которой рассматривается М.И. Каринский, - труды А.И. Абрамова, C.B. Корнилова, H.A. Куценко, Л.Е. Шапошникова, И.В. Цвык9.

3) Исследования феноменологии в России - прочтение философии Ка-ринского как своего рода «предфеноменологии», предвосхищения учения о явлениях - эта тема разрабатывалась И.М. Чубаровым10; некоторые идеи о допустимости такой оценки Каринского высказывали Б.В. Бирюков, а также переводчик на русский язык трудов Гуссерля и феноменологических текстов В.И. Молчанов11.

4) Довольно значительные исследования воззрений М.И. Каринского в контексте психологии - кандидатская диссертация и работы Ю.А. Квасовой (Сердюковой), в которых Каринский представлен как выдающийся представитель российской психологической науки, введены в научный оборот некоторые малоизвестные факты его творческой биографии12.

Челпанов, Асмус, Фохт, Поварнин, Попов, Ахманов, Лосев. - М.: Изд-во ЛКИ, 2012. - 272 е.; Пустарнаков В.Ф. Университетская философия в России. - СПб., 2003.

9 См.: Абрамов А.И. Сборник научных трудов по истории русской философии. - М., 2005; Корнилов C.B. Философская школа Московской духовной академии. - Калининград, 2006; Куцеико H.A. Духовно-академическая философия в России первой половины XIX века: киевская и петербургская школы (Новые материалы). - М., 2005. - 138 е.; Шапошников Л.Е. Консерватизм, новаторство и модернизм в православной мысли XIX-XX вв. - Н. Новгород: НГПУ, 1999; Цвык И.В. Духовно-академическая филос. в России в XIX в. М.: Изд-во РУДН, 2002; Цвык И.В. Философия в духовных академиях России XIX - нач. XX вв. -Ламберт Академик Паблишинг, 2012.

10 См.: Антология феноменологической философии в России / Предисл. и под ред. И.М. Чубарова. - М., 1998. - С. 18-52; Чубаров И.М. Коммент. к «Жизнь и творч. Степун Ф.А.» //Логос, - 1991,-№!.-С. 88-120.

" См.: Молчанов В.И. Феноменология в России // Малый энциклопедический словарь / Русская философия., М. - 1995. - С. 548, 249-552. - 624 с.

12 См.: Квасова Ю.А. Жизнь и научное творчество М.И. Каринского. Научная и педагогическая деятельность М.И. Каринского // Логико-гносеологическое направление в отечественной философии (первая половина XX века): М.И. Каринский, В.Н. Ивановский, H.A. Васильев / Под ред. В.А. Бажанова. - М.: РОССПЭН, 2012. - С. 15-81. - 423 е.; Сердюкова Ю.А. (Квасова): Автореф. Дис. канд. психол. наук. - М., 2009; Сердюкова Ю.А. (Квасова). Психологические взгляды в творческом наследии М.И. Каринского: Дис. канд. психол. наук, 2009,-201 с.

5) Историко-философские труды последних лет - биографический словарь П.В. Алексеева, энциклопедия «Русская философия», переведенная на иностранные языки, и учебник «История русской философии» под редакцией М.А. Маслина, в которых Каринский представлен как выдающийся русский философ13.

Наиболее подробно идеи М.И. Каринского исследовались как отдельными его современниками, например, Н.И. Лосским, Д.П. Миртовым, Э.Л. Радловым, так и советскими и российскими логиками второй половины XX века, такими как В.Ф. Асмус, В.А. Бажанов, Б.В. Бирюков, Е.К. Войшвилло, С.И. Поварнин, П.С. Попов, Н.И. Стяжкин, П.В. Таванец и др.

Исследовательская оценка наследия Каринского, как правило, положительная. Еще современники Каринского отмечали, что изучение историко-философских проблем позволило ему выделить в качестве самой значимой для него теории «Критику чистого разума» Канта, которая была для его философии главным источником идей и размышлений. Поэтому русский мыслитель тщательно осуществлял свой анализ критической философии Канта, не опровергая ее сразу, но последовательно разбирая ее внутренние основания, что вызывало продуктивную полемику и в значительной степени проясняло его собственные воззрения. Логический метод и последовательность, которыми Каринский руководствовался в своем исследовании Кантовской философии, дало основание Радлову назвать его «творцом русской критической философии». О владении Каринским теоретической логикой, материалом истории философии, о том, что его можно считать ярким представителем

13 См.: Алексеев П.В. Философы России XIX - XX столетий. Биографии, идеи, труды. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 1999, 2002. - 1152 с. - С. 412; Маслин М.А. Рецензия на книгу Н.В. Мотрошиловой. Мыслители России и философия Запада. М„ 2006 // Вестник МГУ, сер. 7, 2007, №1 - С. 111; Маслин М.А. Русская философия как единство в многообразии // Русская философия: многообразие в единстве. Материалы 7-го Российского симпозиума историков русской философии. - М., 2001. - С. 3-4; Русская философия: Словарь/ Под общ. ред. М.А. Маслина. - М.: Республика, 2010.

академической учености, писали В.В. Зеньковский и Г.В.Флоровский14. Современники высоко оценивали М.И. Каринского и как тонкого, чуткого к языку переводчика: именно ему принадлежит первое издание в России «Очерка истории греческой философии» Э. Целлера (1886), где он выступил в качестве не только переводчика, но и редактора.

В советский период М.И. Каринский рассматривался исследователями, главным образом, как логик; причем, из его логики анализировалось преимущественно учение о выводе и исследования индуктивного процесса, особенно в связи с критикой Милля. Философское основание логики, а также рассмотрение логики как составной части гносеологической концепции оставалось вне поля зрения исследователей.

Важным событием в изучении идей Каринского стал учебник по логике В.Ф. Асмуса, который в теории умозаключений опирался на исследования М.И. Каринского. Вслед за выходом «Логики» Асмуса, на страницах «Вопросов философии» на нее появилась рецензия Е.К. Войшвилло. Также весьма глубокое исследование логического учения М.И. Каринского было проведено И.И. Стяжкиным на страницах его работ в 1962-1967 годах и К.А. Скворцовым в его диссертационном исследовании (1951 )15.

В дальнейших исследованиях рассматривалось только логическое учение Каринского, причем, как правило, в плане анализа индуктивного познания в контексте индуктивной логики, русский мыслитель также ассоциировался как критик Милля. Первая диссертация о структуре логики М.И. Ка-

14 См.: Зеньковский В.В. История русской философии. Т. II. 4.1. - JL, 1991; Флоровский Г.В. Пути русского богословия. - Вильнюс, 1991. - С. 235-242; С. 427 / репр. изд. - Париж, 1937.- 599 с.

15 См.: Стяжкин Н.И., Силаков В.Д. Краткий очерк истории общей и математической логики в России. - М., 1962. - С. - 21-33; Стяжкин Н.И. Становление идей математической логики. - М.: Наука, 1964; Стяжкин Н.И. Формирование математической логики. - М.: Наука, 1967; Скворцов К.А. Гносеологические и логические воззрения М.И. Каринского: Канд. дис. ... канд. филос. наук. - Томск: Томский гос. ум-т, 1951; Скворцов К.А. Из истории русской логики: (Некоторые вопросы логики М.И. Каринского) // Ученые записки Красноярского гос. пед. института. - 1958. - Т. 13. - Вып. I. - С. 179-223.

ринского была подготовлена А.О. Стерниным (1949)16, затем JI.JI. Тузовым

1 7

(1950) . Отметим обзорную работу по вопросам индукции С.М. Клыковой (1952)18.

На этапе изучения философского наследия М.И. Каринского в конце 1990-х годов определенную роль сыграло появление в 1998 году фундаментального исследования по русской феноменологии И.М. Чубарова, поставившего учение Каринского в ряд русских предфеноменологов и причислившего его к русской предфеноменологии19. В целом традиция отнесения того или иного мыслителя к предфеноменологии встречалась также и в зарубежных исследованиях русской философии, где не только М.И. Каринского, но и B.C. Соловьева также относили к так называемой «предфеноменологии»

(работы Хельмута Дама) .

Высоко оценивают роль Каринского в развитии российской логики и философии выдающиеся современные исследователи В.А. Бажанов и Б.В. Бирюков21. Исследованию логического учения Каринского посвящена диссертация Б.М. Шуранова, в которой автор оценивает мыслителя в перспективе не только истории логики, но и как теоретика логики22. В рамках истории логики и места в ней Каринского, кроме диссертации Б.М. Шуранова, также

16 См.: Стерпим А.О. Учение М.И. Каринского о логич. основах индукции и дедукции: Ав-тореф. дис. ... канд. филос. наук. - M., 1949. - 22 с.

17 См.: Тузов J1.J1. Теория умозаключений М.И. Каринского и J1.B. Рутковского: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1950. - 16 с.

18 См.: Клыкова С.М. Вопросы индукции в трудах русских логиков конца XIX века: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - М., 1952. - С. 4-7. 10-11, 15. - 16 с.

9 См.: Антология феноменологической философии в России / Под ред. И.М. Чубарова. -М., 1998.

20См.: Dahm Helmut. Grundzuege russischen Denkens: Persoenlichkeiten u. Zeugnisse des 19 u.

20 Jh. - Muenchen, 1979; Dahm Helmut. Vladimir Solov'ev u. Max Scheler: ein Beitrag zur Gesch. der Phaenomenologie. - Muenchen, 1971.

21 См.: Бажанов В.А. История логики в России и СССР (Концептуальный контекст университетской философии). - М.: Канон+, 2007. - 336 е.; Бирюков Б.В. Трудные времена философии. Отечественная логика, история и философия в последние сталинские годы. Ч. 1: Борьба вокруг логики: диалектической, формальной, математической. Челпанов, Асмус, Фохт, Поварнин, Попов, Ахманов, Лосев. - М.: Изд-во ЛКИ,2012 - 272с.

22 См.: Шуранов Б.М. Русская логика переломной эпохи (1880-1930) в социокультурном аспекте: автореф. Дис. ... канд. филос. наук. - М.: Изд-во МГУ, 2000.-26 с.

было проведено диссертационное исследование В.Д. Спивак23. Причем в трудах современных исследователей Каринский рассматривается уже не только как логик, но и как основательный философ, глубоко исследовавший гносеологические вопросы.

Важным событием в плане включения учения наследия Каринского в контекст русской философии стала вышедшая в 2012 году под редакцией В.А. Бажанова книга «Логико-гносеологическое направление в отечественной философии (первая половина XX века): М.И. Каринский, В.Н. Ивановский, H.A. Васильев». Глава о Каринском написана В.А. Бажановым и Ю.А. Квасовой.

Необходимо отметить, что философские и логические идеи М.И. Каринского не становились предметом специального исследования зарубежных авторов. Отдельные упоминания об общем строе его идей в плане характеристики университетского и духовно-академического философствования можно встретить в работах Виттига, Дама, Фрицше, а также в словарях и энциклопедиях по философии24.

В то же время, несмотря на усилившийся в последние годы исследовательский интерес к М.И. Каринскому, его труды остаются по-прежнему малоизвестными и не до конца изученными. Целостного исследования и анализа его философских воззрений до сих пор предпринято не было. В современной истории философии назрела потребность в комплексном изучении и анализе философских идей Каринского, оценке их с точки зрения современности, обосновании места и значимости его философии для русской и мировой

23 См.: Спивак В.Д. Логика в России в конце XIX - начале XX века. Логика отношений С.И. Поварнина: Автореф. дис. ... канд. филос. наук. - СПб., 1993. - С. 13-15.-16 с.

24См.: Dahm Helmut. Grundzuege russischen Denkens: Persoenlichkeiten u. Zeugnisse des 19 u. 20 Jh. - Muenchen,1979; Dahm Helmut. Vladimir Solov'ev u. Max Scheler: ein Beitrag zur Gesch. der Phaenomenologie. - Muenchen, 1971; Fritzsche A. Philosophieren als Christ. Zur russischen „geistlichen Philosophie" am Beispiel V.N. Karpov. - Muenster, 1987; Wittig M.A. Glaube in Russland: Die russisch-orthodoxe Kirche. - Wuerzburg, 1987; The encyclopedia of eastern philosophy and religion. - Boston, 1989.

мысли. Все перечисленные факторы обусловили выбор темы диссертационного исследования.

Объектом исследования являются философские труды М.И. Каринско-го. Предметом исследования выступает специфика его философских воззрений, нашедшая свое отражение в оригинальных логико-гносеологических идеях.

Целью диссертации является комплексное научное исследование и анализ философских воззрений М.И. Каринского, выявление их теоретико-методологических оснований, определение места учения Каринского в русской и мировой философской мысли.

Для достижения поставленной цели потребовалось решить следующие задачи:

- определить основные вехи научной и творческой биографии М.И. Каринского, отражающие становление его как оригинального русского философа;

- раскрыть идейные истоки философии Каринского, обосновать его идейную связь с античной философией, духовно-академической традицией, а также с немецкой философией;

- раскрыть теоретические и методологические основы философского учения Каринского;

- показать связь философии Каринского с русскими и зарубежными философскими учениями;

- проанализировать историко-философские работы Каринского, показать их влияние на его воззрения, рассмотреть его в качестве историка философии;

- определить предметное поле и выявить сущность основных понятий и категорий логико-гносеологического учения М.И. Каринского: «познание», «опыт», «истина», «вывод», «перенос», «замена», «агрегат», «неполная индукция»;

- осуществить историко-философский анализ оценок идей Каринского его современниками и последователями;

- вписать учение Каринского в общий историко-философский контекст, показать значение его философских взглядов для русской и мировой философии.

Для успешного решения поставленных задач в основу настоящего исследования был положен метод комплексного историко-философского анализа репрезентативного корпуса источников, который позволяет проследить развитие философских воззрений М.И. Каринского. Разносторонность идей Каринского, многообразие его научных интересов обусловили необходимость сочетания логико-концептуального и историко-критического подходов к анализу его философских воззрений, включая учение логического вывода, а также использование методов текстологического и сравнительно-исторического анализа. Работа основана на научных принципах объективности, историзма, в ней нашли применение историко-функциональный и исто-рико-генетический методы исследования, а также компаративистский подход к изучению философского материала в контексте определенного исторического периода. В процессе изучения и при реконструкции его философского учения, включая логико-гносеологическую теорию, производился также анализ формально-логического вывода.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шевцов, Александр Викторович, 2014 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

39. Абрамов А.И. Голубинский. Гогоцкий. Карпов. Новицкий, ст. // Русская философия. Энциклопедический словарь / под ред. М.А. Маслина. - М. - 1998.

40. Абрамов А.И. Кант в русской духовно-академической философии // сб.: Кант и философия в России, М. - 1994.

41. Абрамов А.И. Сборник научных трудов по истории русской философии. М., 2005.

42. Абрамов А.И. Философия в духовных академиях // История русской философии. Под ред. М.А. Маслина. - М. - 2001.

43. Алексеев П.В., Панин A.B. Теория познания и диалектика: Учебное пособие для вузов. - М.: Высш. шк.:1991. - 383 с.

44. Алексеев П.В. Философы России Х1Х-ХХстолетий. Биографии, идеи, труды. - 4-е изд., перераб. и доп. - М.: Академический Проект, 1999; 2002. -1152 с. - С. 412.

45. Анаксимандр // Фрагментыраннихгреческихфилософов / подред. A.B. Лебедева, М. - 1989. - С. 116-129. - 575 с.

46. Антология феноменологической философии в России / предисловие и под ред. И.М. Чубарова. - М.: 1998. - С. 18-52.

47. Аристотель. Метафизика/Соч. в 4-х тт.-Т.1.-М.-1976.-С.63-367.-551 с.

48. Аристотель. О Душе / Соч. в 4-х тт. - Т. 1. - M.- 1976. - С. 369-506.

49. Артемьева Т.В. «Кафедральная философия» в России. Истоки и традиции // Сфинкс, вып. 2, - 1994. - С. 45.

50. Архивный источник. ЦИАМ. Фонд 229, Опись 4, Дело 1633.

51. Асмус В.Ф. Декарт. - M. - 1956. - 370 с.

52. Асмус В.Ф. Логика. - M. - 1946.

53. Асмус В.Ф. Платон. Изд. 2-е. - М. - 2005. - 160 с.

54. Асмус В.Ф. Учение логики о доказательстве и опровержен. - М. - 1954.

55. Асмус В.Ф. Шарль Серрюс и логика отношений // Шарль Серрюс. Опыт исследования значений логики. - М., 1948.

56. Бажанов В.А. Восприятие социально-философских идей Дж. Милля в РоссииХ1Х - нач. XX веков // Вопр. философии, 2007, №11. - С. - 163-166.

57. Бажанов В.А.История логики в России и СССР в XIX и XX вв.М.- 2007.

58. Бажанов В.А. Логическая мысль в России // Русская философия: Энциклопедия / Под ред. М.А. Маслина. - М., 2007. С. 301-303

59. Бажанов В.А. H.A. Васильев и его воображаемая логика. Воскрешение одной забытой идеи. М. - 2009.

60. Бажанов В.А. О роли идей И. Канта в развитии логики и университетской философии в России // Кант. сб. - 2010, №2 (32). - С. 52-59.

61. Бажанов В.А. Прерванный полет. История университетской философии и логики в России. М.: Изд-во Московского Ун-та, 1995.

62. Бирюков Б.В., Бирюкова Л.Г. Александр Ив. Введенский как логик // Логические исследования. Вып. 17. - М.-СПб.:ЦГИ. -2011. -С. 33-68. - 320 с.

63. Бирюков Б.В. Трудные времена философии. Отечественные логика, история и философия в поел, сталинские годы. Ч. 1: Борьба вокруг логики: диа-лектич., формальной, математической. Челпанов, Асмус, Фохт, Поварнин, Попов, Ахманов, Лосев. М.: Из-во ЛКИ, 2012. - 272 с.

64. Бирюков Б.В. У истоков отечественных исследований по поиску логического вывода. О двух симпозиумах 60-х годов XX века, состоявшихся в г. Тракае (Литовской ССР) // Вопросы философии, 2006, №12. - С. 99-119.

65. Без автора. Рецензия на книгу М.И. Каринского Критический обзор поел. пер. германской философии // Гражданин, Газета-журнал политический и литературный. - 1874, №1(7 янв.). - С.24.

66. Без автора. Статья по поводу юбилея М.И. Каринского // Церковный Вестник. - 1913. - №2. - С. 44.

67. Бехтерев В.М. Избранные труды по психологии личности, в 2-х тт. -Т.1. Психика и жизнь (1904) / под ред. Г.С. Никифорова, Л.А. Коростылева. -СПб. - 1999.-С. 198.

68. Валентин Фердинандович Асмус / В.Ф. Асмус; под ред. В.А. Жучкова, И.И. Блауберг. - М.: РОССПЭН, 2010. - 479 с.

69. Васильев H.A. Воображаемая логика. М.: Наука, 1989.

70. Василий Великий. Беседы на Шестоднев. Часть 1, репринт 1845 г.

71. Васюков В.Л. Формальная феноменология (о Брентано и Гуссерле). -М.- 1999.-223 с.

72. Введенский А.И. Логика, как часть теории познания. СПб. -1912.-510 с.

73. Введенский А.И. Судьбы философии в России // Сб.: Очерки истории русской философии / Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. / Сост., вступ. ст., примеч. Б.В. Емельянова, К.Н. Любутина. - Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1991. С. 26-62/ - 592 с. - С. 26-66.

74. Введенский А.И. О Канте истинном и воображаемом//Вопросы философии и психологии, 1894, 5 кн., № 22. - С. 621 - 660.

75. Введенский А.И. О Канте действительном и воображаемом. Комментарии к «Критике чистого разума» (По поводу книги г. Каринского «Об истинах самоочевидных»). - М.: Типо-литографическое товарищество И.Н. Куш-нерев и Ко, 1895.-40 с.

76. Введенский А.И. Психология без всякой метафизики. - Пг. - 1917.

77. Введенский А.И. Статьи по философии / Вступительная статья A.A. Ермичева; составление, подготовка текста и примечания A.A. Ермичева, С.А. Ненашевой; библиография И.М. Лихарева, A.A. Ермичева. - СПб.: Изд-во С.-Петербургского университета, 1996. - 232 с. - С. 211, 222.

78. Введенский А.И. Учение Канта о смене душевных явлений. Ответ на защитительную статью г. Каринского // Вопросы философии и психологии. -1895. - Книга 29 (4). - Сентябрь. - С. 430-477.

79. Введенский А.И. Учение Лейбница о материи в связи с монадологией // Журн. М-ва нар. пр. СПб.: Тип. B.C. Балашова и Ко, 1886. Ч. CCXLIII. Янв.

80. Введенский (Басаргин) Алексей И. Обзор книги проф. М.И. Каринского «Об истинах самоочевидных» // Вопросы философии и психологии. - 1894. -Книга 22(2). - Март. - С. 266-272.

81. Введенский А.И. Обзор книги проф. М.И. Каринского «Бесконечное Анаксимандра» // Вопросы философии и психологии. - 1891. - Книга 9(сентябрь). - С. 104-108.

82. Введенский А.И. Обзор книги М.И. Каринского «Классификация выводов» // Православное обозрение. - 1880. - Том 2. - С. 528 - 538.

83. Введенский А.И. Опыт построения теории материи на принципах критической философии. - СПб.: Типография В. Безобразова, 1888. - 340 с.

84. Вехи: Сборник статей о русской интеллигенции. - Свердловск: Изд-во Урал. Ун-та, 1991.-240 с.

85. Виндельбанд В. Избранное: Дух и история. - М. - 1995. - 687 с.

86. Владимир Соловьев. Письма / Под ред. Э.Л. Радлова. - Пг.: Издательство «Время», 1923. - 244 с.

87. Владиславлев М.И. Логика: Обозрение индуктивных и дедуктивных приемов мышления и исторические очерки: логики Аристотеля, схоластической диалектики, логики формальной и индуктивной. - СПб. - 1872; 2-е изд. 1881.

88. Войшвилло Е.К. О книге «Логика» проф. В.Ф. Асмуса // Вопросы Философии, 1947, №2. - С. 326-334.

89. Войшвилло Е.К. Предмет и значение логики,- М. -1960, 56 с.

90. Волгин И.Л. Родиться в России. Достоевский и современники: жизнь в документах. М. - 1991.

91. Гайденко П.П. История новоевропейской философии в ее связи с наукой. - М.-СПб. 2013.-440 с.

92. Гегель Г.В.Ф. Наука логики. СПб. - 1997.

93. Гегель Г.В.Ф. Феноменология духа. Философия истории. - М.: Эксмо, 2007.- 880 с.

94. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук / Наука логики. Т. 1. -М.: Мысль. - 1974.-452 с.

95. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук / Философия природы. Т. 2. - М.: Мысль. - 1975. - 695 с.

96. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук / Философия духа / пер. Б.А. Фохта. Т. 3. - М.: Госполитиздат. - 1956. - 371 с.

97. Горский-Платонов П.И. Голос старого профессора по делу Лебедева. -М.- 1900.-С. 15-16.

98. Горский Д.П. Софья Александровна Яновская // Яновская С.А. Методологические проблемы науки. М.: Наука, 1972.

99. Грэхэм J1.P. Естествознание, философия и науки о человеческом поведении в Советском Союзе. - М. - 1991.

100. Гуссерль, Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологической философии. Книга первая. - М.: 2009. - 489 с.

101. Гуссерль, Э. Картезианские размышления. - СПб.: 1998. - 315 с.

102. Гуссерль, Э. Логические исследования. Картезианские размышления. Кризис европейских наук и трансцендентальная феноменология. Кризис европейского человечества и философии. Философия как строгая наука. -Минск: 2000.-752 с.

103. Гуссерль, Э. Основные проблемы феноменологии /Пер. с нем. A.A. Анипко// Разеев Д.Н. В сетях феноменологии - СПб. - 2004. - 365 с.

104. Гуссерль, Э. Феноменология//Логос. №1, М. - 1991.-С. 12-21.

105. Гуссерль, Э. Феноменология внутреннего сознания времени // Собрание сочинений. Том I. - М.: Изд-во «Гнозис». - 1994. - 192 с.

106. Дебольский Н.Г. Философия будущего: Соображения о ее начале, предмете, методе и системе. - СПб.: 1882. - 184 с.

107. Джевонс У.С. Основы науки: Трактат о логике и научном методе. - М. -2011.-744 с.

108. Ершов М.Н. Пути развития философии в России. - Владивосток, - 1922.

109. Зеленецкий А. Воспоминания о С.-Петербургской духовной академии (1878 - 1882 гг.) // Русская школа, 1902.: Декабрь, №12. - С. 22-39.

110. Зеньковский В.В. История русской философии: В 2-х Т., Т. 2,ч.1.- Ленинград: «ЭГО», 1991.-256 с.-С. 129-130.

111. Зиновьев A.A. Логика высказываний и теория вывода - М.-1962.-152 с.

112. Зиновьев A.A. Логика науки. - М. - 1971. - 279 с.

113. Зиновьев A.A. Логическая физика. - М. - 1972. - 191 с.

114. Зиновьев A.A. Основы логическ. теории науч. знаний - М.-1967.-261 с.

115. Зиновьев A.A. Очерки комплексной логики. - М. - 2000. - 560 с.

116. Зиновьев A.A. Философские проблемы многозначной логики / Сер. Логика - Философские проблемы. - М. - 1960. - 139 с.

117. Зотов А.Ф. Современная западная философия: Учебник. - М.: Высшая школа, 2001.-784 с.

118. Ивлев Ю.В. Логика: учебник. - М.: изд-во Моск. Ун-та, 1992. - 270 с.

119. Иммануил Кант: Библиографический указатель литературы на русском языке 1803 - 1994 гг. / сост. Л.С. Давыдова. - М., 1996. - Ч. I - (87 - 88, 91, 95-96).-С. 11.- 164 с.

120. К 50-летнему юбилею ученой деятельности М.И. Каринского // Церковный Вестник. - 1913. - №4. - С. 116.

121. Кант И. Критика способности суждения - М.: Искусство, 1994. - 367 с.

122. Кант И. Критика чистого разума. - М.: Мысль, 1994. - 591 с.

123. КантИ. Пролегомены ко всякой будущей метафизике, могущей возникнуть в качестве науки: М. - 1992. - 262 с.

124. Каринский М.И. (Статья) // Энциклопедический словарь Брокгау-за&Эфрона. Т. 28. - СПб.: Типо-Литография И.А. Эфрона. - 1895. -~С. 501-503.-960 с.

125. Каринский В.М. Умозрительное знание в философской системе Лейбница // Записки СПб университета, Ч. 109. - СПб. - 1912. - 378 с.

126. Карпов В.Н. Введение в философию. - СПб.: 1840.

127. Карпов В.Н. Систематическое изложение логики. - СПб.: 1836.

128. Карри Б. Хаскелл. Основания математической логики / пер. В.В. Дон-ченко, под ред. Ю.А. Гастева - М.:Мир. - 1969. - 567 с.

129. Катанский А.Л. Воспоминания старого профессора (с 1877 по 1913 гг.) // Христианское чтение / февраль. - 1916. - С. 184-212.: о Кар. С. 196-197.

130. Клыкова С. М. Вопросы индукции в трудах русских логиков конца XIX века: автореферат канд. дис. на соиск. уч. ст. кфн. МГУ, 1952. - 16 с.

131. Кобзарь В.И. Логические исследования С.И. Поварнина // Материалы

Первого российского философского конгресса «Человек- философия - гума-

177

низм». Т. 2. Философская мысль в России: традиция и современность. - СПб. - 1997.

132. Кобзарь В.И. Михаил Иванович Владиславлев // Смирновские чтения, 3-я конференция. М. - 2001. - С. 133-135.

133. Кожев A.A. Введение в чтение Гегеля. - СПб.: Наука: 2003. - 792 с.

134. Колесниченко Ю.В. Философия личности как преодоленная феноменология. Вл. Соловьев и М.М. Бахтин//Вопросы философии, №1, 2012. -С. 105-116.

135. Комлев Н.Г., Горский Д.П.-соавтор. К вопросу о соотношении логики и грамматики // Вопросы философии, 1953, №6. - С. 63-82.

136. Кондаков Н.И. Выдающиеся произведения русской логической науки XIX века // В кн.: Избр. труды русских логиков XIX века / Под ред. П.В. Таванец. - М.: Изд-во Академии наук СССР, 1956. - С. 347-384.-404 с.

137. Кондаков Н.И. Каринский М.И. // Логический словарь. - М.: Наука. -1971.-С. 207-208.-656 с.

138. Кондаков Н.И. Логика / отв. ред. П.В. Таванец. - М. - 1954. - 512 с.

139. Кондаков Н.И. Поварнин С.И. // Логический словарь. - 1971. - С. 386. -656 с.

140. Кондаков Н.И. Логический словарь - справочник. М., 1975. - С. 238.

141. Кондаков Н.И. Материалистические тенденции в трудах прогрессивных логиков последней трети XIX века // В сб.: Вопросы теории познания и логики / Под ред. И.Д. Алексеева. - М.: Изд-во АН СССР, 1960. - 343 с. - С. 307-342.

142. Кочуров И. свящ. Русский кантианец(о А.И. Введенском). - М.:Из-во МП РПЦ, 2012.- 184 с.

143. Куценко H.A. Духовно-академическая философия в России первой половины XIX века: киевская и петербургская школы (Новые материалы) / рец. М.А. Маслин, В.К. Шохин. - М.: ИФ РАН, 2005. - 138 с.

144. Куценко H.A. Профессиональная философия в России первой половины - середины XIX века: процесс становления и виднейшие представители / рец. М.А. Маслин, С.И. Бажов. - М.: ИФ РАН, 2008. - 229 с.

145. Куценко H.A. Философия, филология, теология в образовательной системе Российской империи XIX в. - М.: ИФ РАН, 2013.

146. Ланге H.H. М.И. Каринский // Энциклопедический словарь в 58 тт. / под ред. А.Н. и И.Н. Гранат. - М. - 1910-1948. - Т. 23. - С. 487-489. - 640 с.

147. Лебег А. Об измерении величин. - М. - 1960. - 204 с.

148. Лейбниц Г.В. Сочинения в 4 т. М.: Мысль, 1989, Т. 4. - с. 554.

149. Лейкфельд П.Э. Логическое учение об индукции в главнейшие исторические моменты его разработки // ЖМНП. - 1895. Ч. 299. Июнь. С. 251-291; Ч. 302. Ноябрь. С. 1-35; 1896. Ч. 305. Май. С. 61-97; Ч. 306. Июль. С. 126-154; Ч. 308. Ноябрь. С. 97-126 (Отд. изд. СПб., 1896).

150. Лейкфельд П.Э. Различные направления в логике и основные задачи этой науки. - Харьков: 1890.

151. Линде Ф.Ф. Строение понятий. Логическое исследование. Пг.: 1915.

152. Логико-гносеологическое направление в отечественной философии (первая половина XX века): М.И. Каринский, В.Н. Ивановский, H.A. Васильев/под ред. В .А. Бажанова. - М.: РОССПЭН, 2012.-423 с.

153. Логика: Биобиблиографический справочник (Россия - СССР - Россия). - СПб.: Наука, 2001. - С. 316-317. - 488 с.

154. Лопатин Л.М. К вопросу о математических истинах (ответ H.A. Иван-цову) // Вопросы философии и психологии. 1892. кн. 14. - С. 58.

155. Лопатин Л.М. Понятие об индукции: (Ответ H.A. Иванцову) // Вопросы философии и психологии. 1893. Кн. XVI. Отд. III.-С. 15-27.

156. Лосев А.Ф. История античной философии. М.: 1989. - 204 с.

157. Лосев А.Ф. История античной эстетики/В 2-х кн., Кн.1- М.-1992.-656 с.

158. Лосев А.Ф. Философия имени. - М. - 2009. - 300 с.

159. Лосский Н.О. История русской философии. - М. - 1994.-С. 160-161.

160. Лосский Н.О. Логика проф. А. И. Введенского. СПб. - 1912.

161. Лосский Н.О. Трансцендентально-феноменологический идеализм Гуссерля // Логос, №1, - М.: 1991.-С. 132-147.

162. Лотце Г. Микрокосм. Мысли о естественной и бытовой истории человечества. Опыт антропологии. Душа. М. - 2012. - 162 с.

163. Лотце Г. Микрокосм. Опыт антропологии / Пер. Е. Корша. - В 3-х тт.: М. - 1867.-658 с.

164. Лукьянов С.М. Заметки о теоретической философии Вл.С. Соловьева // ЖМНП. - 1909. - Январь. - С. 1 - 66.

165. Лукьянов С.М. О Вл. С. Соловьеве в его молодые годы. Материалы биографии. Кн. Первая. Пг. - 1916. - 439 с.

166. Лукьянов С.М. О Вл.С. Соловьеве в его молодые годы. Материалы биографии. В 3-х тт.: Пг.: 1916-21.-Т. 2 (кн. Вторая). - Пг. - 1918.- 190 с.

167. Лукьянов С.М. О Вл. С. Соловьеве в его молодые годы. Материалы биографии. Кн. Третья. Пг. - 1921. - 365 с.

168. Лукьянов С.М. О Вл. С. Соловьеве в его молодые годы. Материалы биографии. XIII//ЖМНП, Январь, 1917, С. 1-14.

169. Майков В.Н. Из истории логики // Сочинения. 2-е изд. - Киев. - 1901.

170. Майоров Г.Г. Теоретические основания философии Г.В. Лейбница; учебное пособие. - 2-е издание испр. и доп. - М.: КДУ, 2007. - 31 1 с.

171. Майоров Г.Г. Философия как искание Абсолюта: Опыты теоретические и исторические. - М.: КД «Либроком», 2009. -416 с. - С. 379-407 (Лейбниц).

172. Маковельский А.О. История логики. - М. - 1967.

173. Маслин М.А. Рецензия на книгу Н.В. Мотрошиловой. Мыслители России и философия Запада. М., 2006 // Вестник МГУ, сер. 7, 2007,№1-С. 111.

174. Маслин М.А. Русская философия как единство в многообразии // Русская философия : многообразие в единстве. Материалы 7-го Российского симпозиума историков русской философии. - М. - 2001. - С. 3-4.

175. Менделеев И.Д. От критицизма к этической гносеологии. Опровержение критицизма проф. А.И. Введенского. Введение в этическую гносеологию. -Клин, 1914.

176. Милль Дж.Ст. О некоторых важнейших вопросах познания.

177. Милль Дж.Ст. Система логики. Т. 1, М.: 2012. - 832 с.

178. Миртов Д.П. Лекции по истории древней философии, читанные студентам С.-Петербургской духовной академии в 1902-3 ак. г. СПб., 1903.

179. Миртов Д.П. М.И. Каринский и его философские воззрения // Мысль и слово (Филос. ежег. под ред. Г.Г. Шпета 1917-21 гг.), Т. 2.: М. - С. 8.

180. Миртов Д.П. Обзор книги М.И. Каринского «Разногласия в школе нового эмпиризма по вопросу об истинах самоочевидных» // Христианское чтение. - 1915. - Март. - С. 424-428.

181. Миртов Д.П. Пятидесятилетие ученой деятельности М.И. Каринского // Церковный Вестник, 1913, №8.

182. Миртов Д.П. Статьи по вопросам гносеологии профессора М.И. Каринского и Г.И. Челпанова // Христианское чтение.1903. Янв. - С. 426-427.

183. Миртов Д.П. Студенческие записки лекций по истории философии. СПб., 1896-7 гг.

184. Миртов Д.П. Учение Лотце о духе человеческом и духе абсолютном: (Из истории борьбы с материализмом и опытов примирения веры и знания в философии XIX в.) СПб. - 1914.

185. Миртов Д.П. Ученые труды императорской С.-Петербургской Духовной академии. К 100-летию академии. Выпуск третий. - СПб. - 1917.

186. Моисеев В. Каринский М.И. // Малый энциклопедический словарь / Русская философия. - М.: Наука. - 1995. - 624 с. - С. 245.

187. Моисеев В. Логика в России и СССР // Малый энциклопедический словарь / Русская философия. - M. - 1995. - 624 с. - С. 313; 311 -316.

188. Молчанов В.И. Феноменология в России // Малый энциклопедический словарь / Русская философия. - М, - 1995. - 624 с. - С. 548; 249-552.

189. Мочульский К.В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. - М.: Республика, 1995. - (О Соловьеве и Каринском - С. 91). - 607 с.

190. На переломе. Философские дискуссии 20-х годов: Философия и миро-воззрение/Сост. П.В. Алексеев. - М.: 1990. - 528 с.

191. Никольский А. Русская духовно-академическая философия, как предшественница славянофильства и университетской философии в России // Вера и разум, 1907.№11. С. 195-208; №111. С. 342-365; №IV. С.487-508; №V. С. 641-674; №1Х. С. 358-384; № XX. С. 197-230.

192. Нуцубидзе H.H. Математика и логика. Проблема соотношения двух наук в истории логико-математической мысли / соавторы: Б.В. Бирюков, Л.Г. Бирюкова // Закономерности развития современной математики. - М. - 1987. -С. 170-193.

193. Отчет о годичном (распорядительном) заседании Психологического Общества 24 янв. 1894 г. (упоминание М.И. Каринского как действительного члена Психологич. Общества, Список членов Психологич. Общества, состоящего при Имп. Московск. Ун-те, по 15-е мая 1894) // ВФ и П. кн.23, 1894. -С. 471.

194. Панибратцев A.B. Просвещение разума. Становление академической науки в России. СПб., 2002.

195. Петрушенко Л.А. Лейбниц. Его жизнь и судьба. М.: 1999. - 599 с.

196. Пиуновский А.П. Статьи по гносеологии М.И. Каринского // Петербургские ведомости. 1880, №137 (19 мая).

197. Платон. Собрание сочинений в 4 тт. - М.: Мысль, 1993.

198. Плотников Н.С. рецензия / Логос, №3. - 1999.

199. Поварнин С.И. Теория М.И. Каринского.Гл.XII // Логика отношений. Ее сущность и значение. - Пг.: Изд-во О.В. Богдановой, 1917.-144 с.-С.33-40.

200. Пойа Дж. Математика и правдоподобные рассуждения / Под ред. С.А. Яновской. - в 2-х тт. - М. - 1957.

201. Пойа Дж. Математическое открытие / под ред. И.М. Яглома.-М. - 1976.

202. Попов П.С. История логики Нового времени. М.: 1960.

203. Попов П.С. О курсе логики М.И. Каринского // Вопросы философии. 1947, №2. - С. 386-387 / отрывок из литогрф. Логики Каринского (1884-1885).-С. 387-396.

204. Попов С.И. Кант и кантианство (марксистская критика теории познания и логики кантианства). - М.: Изд-во МГУ-1961.-С. 115; 147-148. - 296 с.

205. Православная богословская энциклопедия. T.VIII (календарь библей-ско-еврейский и иудейский. Карманов Д.И.) / сост. под ред. H.H. Глубоков-ского. Издание преемников профессора А.П. Лопухина. СПб. - 1907. -С. 612622.

206.. Прехтль П. Введение в феноменологию Гуссерля. - Томск: Изд-во «Водолей», 1999. - 96 с.

207. Примаковский А.П. Библиография по логике: Хронологический указатель произведений по вопросам логики, изданных на русском языке в СССР, bXVIII-XXbb. - M. - 1955.

208. Пустарнаков В.Ф. Университетская философия в России. - СПб., 2003.

209. Пятигорский A.M. Избранные труды. - М.: Школа «Языки рус. культуры», 1996.-590 с.

210. Радлов Э.Л. Каринский. Творец русской критической философии. Петроград, 1917. - 19 с.

211. Радлов Э.Л. Каринский М.И. // Энциклопедический Словарь «Брокгауз и Эфрон». T. XXVIII-СПб. - 1896 -С. 138-141; С. 501.

212. Радлов Э.Л. М.И. Каринский. Творец русской критической философии (некролог) // ЖМНП. - 1917, сентябрь.

213. Радлов Э.Л. Ученая деятельность проф. М. И. Каринского / ЖМНП, -СПб.: 1895. - С. 3-54; С. 406-429; С. 302. Декабрь. С. 281-308.

214. Радлов Э.Л. Характер творчества Вл.С. Соловьева. С.-П6.-1909. - С. 18.

215. Райнов Т.И. М.И. Каринский // Вестник Европы. 1917. №9 - 12.

216. Райнов Т.И. Понятие чистой логики // Вестник психологии, криминальной антропологии и педологии. СПб, 1914. Вып. I. - С. 9-14.

217. Райхенбах Г. Философия пространства и времени. М.: 2009. - 320 с.

218. Рассел Б. История западной философии и ее связи с политическими и социальными условиями от Античности до наших дней. - М.: Академический проект, 2009. - 1008 с.

219. Родос В.Б. О значении языковых выражений // Методы логического анализа / Сб. ст. под ред. П.В. Таванец, М. 1977.

220. Русскаяфилософия. Словарь / Под общ. ред. М.А. Маслина. - М.: Республика, 2010. - С.

221. Рутковский JI.B. Классификация умозаключений. - СПб. -1888.-С.З-10.

222. Рутковский JT.B. Критика методов индуктивного доказательства // Избранные труды русских логиков Х1Хвека / под ред. П.В. Таванец. - М. -1956.-С. 193-264.-404 с.

223. Рутковский JI.B. Основные типы умозаключений // Избранные труды русских логиков XIX века / под ред. П.В. Таванец. - М. - 1956. - С. 265-346.

224. Серебренников В. С. Новая книга о философии Канта. (О Каринском и его теории) // Вопросы философии и психологии, 1894, №23 май, С. 409-423.

225. Серебренников В. С. Учение Локка о прирожденных началах знания и деятельности.

226. Свасьян К.А. Феноменологическое познание. Пропедевтика и критика. -М.: 2010.-206 с.

227. Сербиненко В.В. Русская философия: курс лекций. - М., 2006. - 464 с.

228. Сердюкова Ю.А. Автореф. к диссертации на соиск. уч. ст. канд. психол. наук. - 2009.

229. Сердюкова Ю.А. Психологические взгляды в творческом наследии М.И. Каринского: диссертация канд. психологических наук, 2009. - 201 с.

230. Сеченов И.М. Избранные философские и психологические произведения. М. 1947.

231. Сеченов И.М. О предметном мышлении с физиологической точки зрения // Русская мысль. 1894, янв. - С. 255-262.

232. Сеченов И.М. Предметная мысль и действительность // Научно-литературный сборник «Помощь голодающим». М., 1892. С. 193-209.

233. Скворцов К.А. Гносеологические и логические воззрения М.И. Карин-ского: дис. на соиск. ученой степени канд. филос. наук. - Томск: Томский гос. ун-т им. В.В. Куйбышева, 1951.-281 с.

234. Скворцов К.А. Из истории русской логики: (Некоторые вопросы логики М.И. Каринского) // Ученые записки Красноярского гос. пед. Ин-та. - Т. 13. Вып. I, 1958.-С. 179-223.

235. Слинин Я.А. Феноменологическое истолкование логики // Логические исследования. - М. - 1999, Вып. 6. - С. 15-20.

236. Соболев A.B. К истории религиозно-философского общества памяти Владимира Соловьева // Историко-философский ежегодник'92: Наука: М. -1994.-С. 102.

237. Спивак В.И. Логика в России в конце XIX - нач. XX века: логика отношений С.И. Поварнина / автореф. канд. дис. на соиск. уч. ст. кфн. -СПбГУ, 1993.- 16 с.

238. Статья о Каринском в Бол. Сов. энциклопедии. М. - 1953,т,20. - С. 206.

239. Статья о Каринском в Философском словаре / под ред. И.Т. Фролова. -М.: 1991.

240. Степун Ф.А.Жизнь и творчество // Логос, 1993, №4, С. - 269.

241. Стернин А.О. Учение М. И. Каринского о логических основах индукции и дедукции: Автореферат и дис. канд. филос. наук. - М.:1949 - 21 с.

242. Стяжкин Н.И., соавтор - A.A. Старченко. Деятельность кафедры логики по подготовке кадров и развитию научных исследований (1947-1979) // Вестник МГУ. Сер. 8. Философия. №2. - 1980. - С. 60.

243. Стяжкин Н.И. Из истории развития математической логики в XIX веке. Диссертация на соиск. ученой степени канд. философ. Наук. - М.: МГУ, 1959.- 154 с.

244. Стяжкин Н.И. К характеристике ранней стадии в развитии идей математической логики // НДВШ. Философские науки.№3. -1957. -С. 95-101.

245. Стяжкин Н.И. Становление идей математической логики. - М. - 1964. -С. 98-103; С. 139-148; С. 149-163; С. - 163-171; С. 171-202.

246. Стяжкин Н.И., Силаков В.Д. Теория логики М.И. Каринского // В кн.: Краткий очерк истории общей и математической логики в России. - М.: «Высшая школа», 1962. - 88 с. - С. 26 - 31.

247. Стяжкин Н.И. Формирование математич. логики. - М.: «Наука». - 1967.

248. Соловьев B.C. Кризис западной философии (против позитивистов) // Собр. Соч. в 15 тт., Т. 1 / под ред. С.М. Соловьева и Э.Л. Радлова, репр.: 1873-77 г.-М. - 1992.-406 с.

249. Соловьев B.C. Критика отвлеченных начал // Собр. Соч. в 15 тт., Т. 2 / под ред. С.М. Соловьева и Э.Л. Радлова, репр.: 1873-77 г.- М. - 1993,- 413 с.

250. Суханов К.Н. С.И. Поварнин о предмете и задачах традиционной логики // Очерки по истории логики в России. - М. - 1962. - С. 232-241.

251. Таванец П.В. Классификация умозаключений // Философские записки, т.1, М. - 1946.-269 с.-С. 84-117.

252. Таванец П.В. Истолкование природы суждения М.И. Каринским и С.И. Поварниным // Вопросы философии. - 1948. - №1. - С. 162-171.

253. Таванец П.В. Классификация суждений М.И. Каринского, Гл. V.4 //Суждение и его виды. М. - 1953.-С. 166-176.

254. Тихомиров П.В. К 100-ю со дня смерти Канта. Личность Канта по воспоминаниям его современников // Богословский вестник. №1, 2, 6. - 1904.

255. Тихомиров П.В. Статья о Каринском // Богословская энциклопед., т.8.

256. Тихомиров П.В. Проблема и метод Кантовой критики познания // Вера и Разум, за 1899. - Харьков. - 1899. - 51 с.

257. Троицкий М.М. Наука о духе. В 2 тт. М.: 2012.

258. Тузов Л.Л. К оценке основ учения об умозаключении русского логика М.И. Каринского // Ученые записки Казанского гос. Ун-та. 1957. Т. 117. Кн.8.: Сборник работ каф. Философии. - С. 107-126.

259. Тузов JI.JI. Теория умозаключений М.И. Каринского и JI.B. Рутковско-го. Автореферат дис. на соиск. уч. ст. канд. филос. наук. М.: 1950.

260. Успенский В. Исследования по гносеологии М.И. Каринского и JI.M. Лопатина // Христианское чтение. - 1907. ч. 1 - 2 (июль). - Пг. - С. 737-755.

261. Успенский В. Исследования по гносеологии И.О. Лосского и М.И. Каринского // Христианское чтение. -1906. - ч. 1 - 2(июнь). - Пг. - С. 156-160.

262. Ушинский К.Д. Вопрос о душе в его современном состоянии. Отрывок из педагогич. Антропологии // Отечественные записки. 1866, №11. - С. 90.

263. Ушинский К.Д. Человек как предмет воспитания. Опыт педагогической антропологии / Т. 1.: СПб, - 1871. - 390 с.

264. Фалькенберг Р. История новой философии: от Канта до Вундта.

265. Философский энциклопедический словарь. - М.: Сов. Энциклопедия, 1983.-840 с.

266. ФихтеИ.Г. Сочинения в двух томах. Т. 1 / Наукоучение.- СПб.:1993.

267. Фихте И.Г. Сочинения в двух томах. Т. 2 / Факты сознания. С. 619-770.

268. ФлоровскийГ. прот. Путирусскогобогословия. Вильнюс. 1991. - с.599.

269. Фрагмент 31. Ксенофан.: С. 156-175 / Симпликий.: 165 // Фрагменты ранних греческих философов, Публикация, Часть 1 / Под ред. A.B. Лебедева.

- М.: Изд-во Наука, 1989. - 576 с.

270. Фреге, Г. Логика и логическая семантика. М. - 2012.

271. Фреге, Г. Логические исследования. Томск, 1997

272. Цвык И.В. Духовно-академич. филос. в России в XIX в.РУДН,М.,2002

273. Цвык И.В. Философия в духовных академиях России XIX - нач. XX вв.

- Ламберт Академик Паблишинг, 2012.

274. Целлер Э.Г. Очерк истории греческой философии. М.: 2012. - 352 с.

275. Целлер Э.Г. Очерк истории греческой философии. Перевод с нем. М. Некрасова / Под ред. (и с предислов.) М.И. Каринского. - СПб.: Типография Ф. Елеонского и Ко, 1886 - 308 с.

276. Челпанов Г.И. Введение в философию. М.: 2013. - 584 с.

277. Челпанов Г.И. Очерк современных учений о душе // Вопросы философии и психологии. - 1900. - Книга 52 (март - апрель). - С. 287- 333.

278. Челпанов Г.И. Учебник логики/Вст. ст. Б.В. Бирюкова.-М.:2012. - 264с.

279. Чистович И.А. Санкт-Петербургская духовная академия за последние 30 лет(1858-1888). -СПб. - 1889.

280. Чубаров И.М. Коммент. к Жизнь и творч. Степун Ф.А // Логос. - 1991, №1. - С. 88- 120.

281. Шапошников Л.Е. Консерватизм, новаторство и модернизм в православной мысли XIX - XX веков. СПб., 2006.

282. Шеллинг Ф.В.И. Система трансцендентального идеализма / Пер. с нем. И .Я. Колубовского.: Лен-град.: ОГИЗ, 1936.-479 с.

283. Шкуринов П.С. Позитивизм в России XIX века. М.: Изд-во Московского ун-та, 1980. - 416 с.

284. Шпет Г.Г. Избранные труды. - М.: РОССПЭН, 2010. - 856 с.

285. Шпет Г.Г. Очерки истории русской философии // Введенский А.И., Лосев А.Ф., Радлов Э.Л., Шпет Г.Г. Русская философия. Свердловск, 1991.

286. Шпет Г.Г. Проблема причинности у Юма и Канта.

287. Шпет Г.Г. Явление и смысл. Феноменология как основная наука и ее проблемы // Избранные труды. - М.: РОССПЭН, 2010. - С. 524 - 677.

288. Шуранов Б.М., Бирюков Б.В. Из истории логики отношений: вклад русской философии кон. XIX в. (Каринский, Рутковский) // Вестник Международного Славянского ун-та, 1997. - вып. 2. - С. 56-61.

289. Шуранов Б.М. Русская логика переломной эпохи (1880-1930) в социо-культурологическом аспекте. Канд. дис. соиск. уч. ст.кфн.-МГУ, 2000.

290. Юбилей М.И. Каринского // Православное обозрение. - 1888. - Январь (№1). - С. 202-203.

291. Яновская С.А. О роли матемаической строгости в истории творческого развития математики и специально о «Геометрии» Декарта // Исследование логических систем / Сб. под ред. П.В. Таванец. - М. - 1970.

292. Яновская С.А. Основания математики и математическая логика // Математика в СССР за тридцать лет, 1917-1947. М.; JI. 1948.

293. Baumgartner, Hans Michael. Kants "Kritik der reinen Vernunft", Muenchn, 1996. - S. 165.

294. Dahm, H. Grundzuege russischen Denkens: Persoenlichkeiten und Zeugnisse des 19 und 20 Jh. - Muenchen. - 1979.

295. Dahm, H. Vladimir Solov'ev und Max Scheler: ein Beitrag zur Geschichte der Phaenomenologie. - Muenchen. - 1971.

296. Fritzsche, Andreas. Philosophieren als Christ. Zur russischen "geistlichen Philosophie" am Beispiel V.N. Karpov. Muenster, 1987.

297. Huegli A., Luebcke P. Philosophie im 20. Jahrhundert. Bd. 1. (Hg.). - Hamburg, 2002. - S. 587.

298. Stelzner, Werner. Die Logik der Zustimmung (Historische und systematische Perspektiven epistemischer Logik). - im Druck, Jan. 2013. - ca. S. 500.

299. Stelzner, Werner. Gottlob Frege. Jena und die Geburt der modernen Logik. Emil u. Dr. E.Richter,Stadtrode, 1996, S. 6-7// Modern. Logik, Jan. 1998-Apr. 2000.

300. Stelzner, Werner. Logik u. konzeptuelle Relevanz in F. F. Lindes Begriffsaufbau. 1915.-

301. Stelzner, Werner, Kreiser, Lothar. Traditionelle und nichtklassische Logik. -2004. ISBN: 978-3-89785-392-8.

302. The encyclopedia of eastern philosophy and religion. Boston, 1989.

303. Zinowiew A. Filozoficzne problem logiki wielowartosciowej. - Warszawa. - 1963.- 194 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.