Формирование этнохудожественных представлений у учащихся на уроках литературы в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Гайманова, Елена Владимировна

  • Гайманова, Елена Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2000, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 176
Гайманова, Елена Владимировна. Формирование этнохудожественных представлений у учащихся на уроках литературы в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Москва. 2000. 176 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Гайманова, Елена Владимировна

ВВЕДЕНИЕ

ГЛАВА 1. Взаимосвязь курса литературы с содержанием процесса формирования этнохудожественных представлений у учащихся учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства.

1.1 .Интегрирующее значение курса "Русская литература" в условиях взаимодействия разных видов искусства в процессе формирования этнохудожественных представлений у учащихся учебных заведений народных художественных промыслов.

1.2.Исторические аспекты преподавания русской литературы в учебных заведениях народных художественных промыслов.

1.3.Современное состояние литературного образования в учебных заведениях народных художественных промыслов.

ГЛАВА 2.0собенности содержания и направленность курса "Русская литература" в учебном заведении народного декоративно-прикладного искусства.

2.1.Психолого-педагогические особенности литературной работы со студентами Московской Школы художественных ремесел

2.2.Содержание и формы опытно-экспериментальной работы по программе курса "Русская литература" в Московской Школе художественных ремесел

2.3.Результативность опытно-экспериментальной работы по программе курса "Русская литература" в Московской Школе художественных ремесел.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование этнохудожественных представлений у учащихся на уроках литературы в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства»

АКТУАЛЬНОСТЬ ИССЛЕДОВАНИЯ

Живым корнем" (А.В.Бакушинский), питающим русскую душу, традиционно являлась русская словесность. Русская словесность не только важнейшая часть национальной культуры. Это система мировоззрения, реализация коллективного сознания народа, часть "национального субстрата" (Г.Гачев). С.Есенин в литературно-критической статье "Ключи Марии" писал, что "народ наш живет больше устами, чем рукою и глазом, устами он сопровождает почти весь фигуральный мир в его явлениях" (Ключи Марии, М., 1991.С.587). Устное и письменное слово передается из поколения в поколение, и благодаря русской словесности не распадается связь времен. Нравственный, одухотворяющий потенциал фольклора и литературы важнее, чем информационный. Фольклор и литература участвуют в установлении духовных связей между поколениями. Культурное назначение русской словесности связано с объективацией универсальных ценностей - Добра, Правды, Красоты -в воспроизводящихся образцах, передаваемых от поколения к поколению эстетическими средствами.

Изучение народных промыслов - это изучение творчества народа в его территориальной, этнической, исторической и социальной определенности, то есть изучение самого народа, его духа, которое невозможно без изучения русского языка и связанного с ним народного поэтического творчества, литературы. Особая задача в этом случае стоит перед учебными заведениями народного декоративно-прикладного искусства, которые должны не только сохранять и умножать народные традиции, но и способствовать формированию этноличности, способной внести вклад в духовное развитие общества; воспитывать и образовывать "художников, способных к эмоционально-образному отражению" (В.Н.Полунина) своих впечатлений и этно-художественных представлений в системе художественных средств декоративного искусства.

Непосредственное наблюдение за работой учебных заведений народных художественных промыслов в течение последних восьми лет позволяет сделать вывод о том, что в некоторых учебных заведениях данного профиля все еще бытует отвлеченный профессионализм, узкая специализация, уверенность в самодостаточности овладения отдельными навыками и умениями. При этом, как правило, наблюдается преобладание объема технологических знаний над культурологическими. Одновременно прослеживается разрозненность в преподавании дисциплин: общеобразовательный цикл обучения не связан с тематикой специальных дисциплин и обучением мастерству. Более того, результаты экзаменационного контроля помогли достоверно определить уровень подготовки абитуриентов, поступающих в данные учебные заведения. Он свидетельствует о том, что абитуриенты имеют низкую степень подготовленности по русскому языку и литературе и слабое представление о месте и роли литературы, фольклора в развитии русской культуры. Достаточно очевидны пробелы в развитии этнохудожественной культуры личности. Можно отметить такой факт, как неопределенность некоторых нравственных, этнохудожественных представлений у будущих мастеров народных художественных промыслов, что в значительной мере затрудняет целостное понимание ими основ народной художественной культуры.

Анализ философских работ М.М.Бахтина, Г.Д.Гачева, Л.Н.Гумилева, И.А.Ильина, Д.С.Лихачева, А.Ф.Лосева, Ю.М.Лотмана показывает, что в них решаются проблемы взаимодействия природных, социальных, этнических, языковых, художественных факторов и явлений нашего мира, определяется их влияние на духовное формирование личности. Многие из этих ученых рассматривали русскую словесность в мировоззренческом, культурологическом аспекте.

Филологи и фольклористы П.Г.Богатырев, Ф.И.Буслаев, А.А.Потебня, В.Я.Пропп, Б.А.Рыбаков, Ю.М.Соколов изучали русскую словесность как феномен художественной культуры, что обуславливало необходимость первостепенного внимания к ее эстетической природе и эстетической функции.

Искусствоведы, специалисты в области народного декоративно-прикладного искусства Н.М.Ведерникова, М.А.Ильин, В.С.Воронов,

A.Н.Некрасов, М.А.Некрасова и др. определяли в своих работах сущность народного искусства, перспективы его развития, взаимосвязь народного декоративно-прикладного искусства с искусством слова.

В психолого-педагогических трудах А.В.Бакушинского, П.П.Блонского, Л.С.Выготского, выявляется специфика художественного творчества, определяются основные принципы художественной педагогики.

Анализ исследований в области литературного образования Е.Квятковского, В.Г.Маранцмана, Л.М.Предтеченской, Л.Е.Стрельцовой, Т.И.Суховой, Н.Д.Тамарченко показывает, что в педагогическом мышлении преобладает широкий взгляд на изучение литературы в контексте культурно-исторического развития общества. В их работах определяется гуманитарно-культурологическая направленность курса литературы.

Заслуживает внимания деятельность ученых (Е.П.Белозерцев,

B.Н.Ганичев, И.О.Гончаров, Л.Н.Погодина и др.) по созданию концептуальных основ и педагогических технологий русской национальной школы, одной из задач которой является воспитание личности в духе этнопедагогики. В основе их образовательных программ - гуманитарная направленность предметов, в частности, широкое использование педагогических возможностей русской словесности.

Представляют особый интерес исследования в области этнопедагогики, проведенные в Институте семьи и воспитания РАО под руководством Г.Н.Волкова. В них решаются этнопедагогические задачи вооружения учителей руководством в использовании в работе с детьми народных педагогических средств, знакомства подрастающего поколения с общечеловеческим опытом самовоспитания (Г.Н.Волков).

Анализ научных работ, диссертационных исследований и учебных программ свидетельствует о том, что специально не разрабатывался вопрос о содержании и направленности литературного образования в процессе формирования этнохудожественных представлений у мастеров народных художественных промыслов.

Необходимо отметить и то, что предлагаемая нами модель литературного образования в учебных заведениях народных художественных промыслов достаточно тесно связана с общей направленностью работы лаборатории комплексного взаимодействия искусств Института художественного образования РАО (руководитель - Б.П. Юсов).

Таким образом, собственный анализ искомой проблемы, изучение научной литературы, диссертационных исследований определили наш интерес к вышеобозначенной теме исследования именно с точки зрения изучения педагогических возможностей курса "Русская литература" при условии комплексного влияния таких видов искусства , как фольклор, литература, народное декоративно-прикладное искусство на формирование этнохудожественных представлений у будущих мастеров народных промыслов, их духовное и профессиональное становление.

Актуальность темы и одновременно ее неразработанность определили цели и задачи настоящего исследования.

Цель исследования - определить особенности содержания и направленность курса литературы в процессе формирования этнохудожественных представлений у мастеров народного декоративно-прикладного искусства.

Объект исследования - курс "Русская литература" в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства.

Предмет исследования - процесс формирования этнохудожественных представлений у учащихся учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства средствами фольклора и литературы.

Задачи исследования: 1. Изучить роль курса литературы в процессе формирования этнохудожественных представлений у учащихся учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства.

2. Дать анализ исторически сложившихся и современных вопросов преподавания курса литературы в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства с начала века до настоящего времени.

3. Определить основные аспекты содержания и направленность литературного образования в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства.

4. Проверить опытно-экспериментальным путем эффективность предлагаемых в данном исследовании форм организации учебных занятий и внеурочной деятельности в условиях подготовки народных мастеров в учебных заведениях народного декоративно-прикладного искусства.

Гипотеза исследования. Формирование этнохудожественных представлений у учащихся учебных заведений народного декоративноприкладного искусства в результате освоения содержания и направленности курса литературы эффективно, если будут учтены основные условия, а именно:

• общеобразовательное и развивающее значение курса литературы в образовательной и воспитательной системе работы учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства;

• выявление своеобразия русской народной поэзии и классической литературы в мировом литературном процессе;

• интегрирующая роль курса литературы в условиях взаимодействия разных видов искусства, что определяет гуманитарно-культурологическую направленность литературного образования;

• при отборе литературного материала, изучаемого на занятиях и во внеурочное время учащимися учебных заведений народных художественных промыслов, акцент на формирование национального самосознания, духовно-творческого потенциала, этнохудожественных представлений на основе культурно-исторической взаимосвязи фольклора, литературы и русского народного декоративно-прикладного искусства;

• взаимосвязь курса литературы с содержанием учебно-производственной деятельности учащихся;

• организация самостоятельной литературно-художественной деятельности студентов как средство развития их этнохудожественного мышления и творческих способностей.

Методологической основой исследования послужили работы теоретиков и практиков в области философии, культурологии, народного прикладного искусства, фольклористики, педагогики и психологии, взаимодействия искусств.

Философской базой стали труды М. .М.Бахтина, Г.Д.Гачева, Л.Н.Гумилева, И.А.Ильина. Д.С.Лихачева, в которых обосновывается и разрабатывается культурологическая концепция, позволяющая сделать акцент на творчество как проявление духовной сущности человека. Теория развивающего обучения представлена в работах Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева и других авторов. Основные принципы художественной педагогики в связи с традициями народного искусства определены в работах А.В.Бакушинского, П.П.Блонского, С.Т.Шацкого. Теория возрастных и индивидуальных особенностей развития и воспитания личности легла в основу психолого-педагогической характеристики студентов учебных заведений народных художественных промыслов. В диссертации использованы материалы исследований филологов и фольклористов П.Г.Богатырева, Ф.И.Буслаева, В.Я.Проппа, Б.А.Рыбакова, Ю.М.Соколова, а также исследования искусствоведов, специалистов в области народного декоративно-прикладного искусства В.М.Василенко, Н.М.Ведерниковой, В.С.Воронова, М.А.Ильина, Г.С.Масловой, А.Н.Некрасова, М.А.Некрасовой. В области этнопедагогики и народной культуры исследование опиралось на работы Г.Н.Волкова, В.М.Григорьева. Научно-педагогическая концепция полихудожественного развития учащихся (Б.П.Юсов) легла в основу данного диссертационного исследования.

Для решения поставленных в исследовании задач использовались следующие методы исследования:

• теоретические - анализ научной литературы и научных исследований по культурологии, народному прикладному искусству, филологии и фольклористике, педагогике и психологии, по вопросам комплексного взаимодействия искусств; анализ прежних, ныне действующих и экспериментальных учебных программ по литературе и другим видам искусства для общеобразовательных и специальных учебных заведений, анализ учебных планов учебных заведений народных художественных промыслов для создания модели литературного образования, базирующегося на традициях народной культуры;

• эмпирические - изучение и обобщение опыта работы преподавателей литературы учебных заведений народных художественных промыслов (в Федоскино, Холуе, Абрамцево, Гжели и других центрах), целенаправленное педагогическое наблюдение за студентами на занятиях литературой и во внеучебное время; анализ результатов самостоятельной творческой деятельности студентов для выявления реального состояния практики преподавания;

• социологические методы - индивидуальное интервьюирование преподавателей ряда учебных заведений народных художественных промыслов России; проведение опросов студентов и преподавателей литературы и других видов искусства в учебных заведениях народного прикладного искусства и общеобразовательной школе, статистическая обработка данных, их качественный анализ;

• экспериментальные методы - опытно-экспериментальная работа на занятиях литературой и во внеурочное время в Московской Школе художественных ремесел, система творческих заданий для проверки достоверности полученных теоретических выводов.

Базой опытно - экспериментальной работы стала Московская Школа художественных ремесел. Исследованием были охвачены студенты 1-4 курсов, выпускники, преподаватели колледжа. В ходе эксперимента

Московская Школа художественных ремесел была преобразована в высшее учебное заведение, в котором обучение идет по двум ступеням: колледж - вуз.

Научная новизна и теоретическая значимость результатов исследования заключается в том, что нами прослежены изменения в содержании курса литературы в учебных заведениях народного искусства с начала века до настоящего времени; обоснована роль курса литературы в процессе формирования этно-художественных представлений у художников-мастеров народных художественных промыслов; проведен отбор содержания и определена гуманитарно-культурологическая направленность курса "Русская литература" в условиях учебно-воспитательного процесса в учебных заведениях народного декортивно-прикладного искусства; экспериментально разработаны формы организации учебных занятий по литературе и внеурочной деятельности, в соответствии с проблемой исследования.

Практическая значимость исследования состоит в том, что автором разработана теоретически обоснованная, экспериментально проверенная программа литературного образования, раскрывающая содержание и гуманитарно-культурологическую направленность курса "Русская литература". Программа найдет применение при разработке теоретических и практических вопросов подготовки студентов учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства России, может рассматриваться как основа для преподавания национальной литературы в регионах России, странах СНГ как основа для разработки вариативных программ с использованием местных этнических материалов.

На защиту выносятся следующие положения: 1. Этнохудожественные представления определяются как национальное понимание прекрасного в жизни и искусстве. Формирование этно-художественных представлений напрямую связано с культурноисторическим развитием личности учащегося, его духовным становлением.

2. Повышение эффективности процесса формирования этнохудожественных представлений у учащихся достигается путем наполнения этническим материалом содержания курса литературы.

3. Гуманитарно-культурологическая направленность содержания литературного образования учащихся учебных заведений народных художественных промыслов реализуется через полихудожественную интеграцию курса литературы с устным народным творчеством, народным декоративно-прикладным искусством и служит фактором совершенствования профессиональной подготовки художника- мастера.

4. Насыщение этническим материалом содержания курса литературы способствует формированию у учащихся этнических творческих установок, создает образную основу для их собственного художественного творчества. Художественное развитие личности, таким образом, происходит как развитие этнохудожественное (культурно-историческое) в духе народной культуры, народных традиций. Апробация результатов исследования осуществлялась в процессе практической работы со студентами Московской Школы художественных ремесел и в выступлениях на Всероссийском семинаре "Фольклор как основа гуманитарного и экологического образования: научная методология и проблемы" (г.Москва, 1995г.); на Всероссийском научно-методическом семинаре "Народные ремесла в этнохудожественном воспитании и духовном развитии детей" (г.Москва, 1996г.); на Всероссийском совещании-семинаре "Проблемы и перспективы эстетического образования" (г.Самара, 1996г.); на ежегодной научно-практической конференции "Русское прикладное искусство и образование: исторический опыт, современное состояние, перспективы развития" (г.Москва, 1997-2000 г.г.)

Достоверность и обоснованность полученных научных результатов обеспечены привлечением широкого круга научной и исторической литературы, методологической обоснованностью исходных теоретических положений; применением системы методов исследования, адекватных его задачам и логике; изучением педагогического опыта, личной педагогической и творческой работой автора на всех этапах подготовки диссертации.

Внедрение результатов исследования в практику осуществлялось в лекциях и на практических занятиях по курсу "Русская литература" со студентами Московской Школы художественных ремесел, при проведении серии открытых уроков для директоров и преподавателей учебных заведений народных промыслов на основе авторской программы литературного образования для учебных заведений данного профиля.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Гайманова, Елена Владимировна, 2000 год

1. В 1993-94, 97-98 учебных г.г. не было выпуска на данном отделении.

2. В общее количество квалификационных и дипломных работ входят работы выпускников третьих и пятых курсов.

3. Анализ исторических аспектов преподавания литературы в учебных заведениях народных художественных промыслов показывает, что до начала90.х г.г. не были разработаны специальные учебные программы по курсу "Русская литература" для данных учебных заведений.

4. В учебных заведениях народных художественных промыслов изучение курса литературы и специальных дисциплин не взаимосвязаны друг с другом, что открывает перспективу совершенствования образовательной системы в учебных заведениях такого рода.

5. Повышение эффективности процесса формирования этнохудожественных представлений у учащихся учебных заведений народного декоративно-прикладного искусства достигается путем наполнения этническим материалом содержания курса литературы.

6. Интеграция разных видов художественной деятельности учащихся в урочное и внеурочное время, создание ими разнообразных творческих работ в процессе изучения курса «Русская литература» способствуют универсализации художественного дарования.

7. Содержание курса литературы в дальнейшем может разрабатываться с учетом конкретной подготовки по специализациям: "Ювелирное искусство", "Художественное вышивание", " Художественная роспись".СПИСОК ЛИТЕРАТУРЫ

8. Азадовский М.К. История русской фольклористики. Т.1 М.: Учпедгиз, 1958.-479 е., Т.2.-1963.-363 с.

9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания. М.: Наука, 1995

10. Аникин В.П. Русское народное поэтическое творчество. М.т Просвещение, 1971.-382 с.

11. Аникин В.П. Русские народные пословицы, поговорки, загадки и детский фольклор: пособие для учителя. М., 1957.-240 с.

12. Аникин В.П. Русская народная сказка. М.: Художественная литература, 1984.-176 с.

13. Асмолов А.Г. Личность как предмет психологического исследования. М.: Издательство Московского университета, 1984.-104 с.

14. Афанасьев А.Н. Поэтические воззрения славян на природу. Опыт сравнительного изучения славянских преданий и верований в связи с мифическими сказаниями других родственных народов. Т. I-III. М., 18651869

15. Бардина P.A. Изделия народных художественных промыслов и сувениры. -М.: Высшая школа, 1990.-301 с.

16. Белов В.И. Лад: очерки о народной эстетике. М.: Молодая гвардия, 1989.420 с.

17. Благой Д.Д. От Кантемира до наших дней. В 2-х т. М.: Художественная литература, 1972

18. Блонский П.П. Трудовая школа// Избранные педагогические и психологические сочинения: в 2-х Т. М.: Педагогика, 1979

19. Богатырев П.Г. Вопросы теории народного искусства. М.: Искусство, 1971.-644 с.

20. Божович Л.И. Личность и ее формирование в детском возрасте. Психологическое исследование. М.: Просвещение, 1968.-464 с.

21. Брюзгина О.И. Русский национальный зпос в произведениях ювелирного искусства России конца XIX начала XX в. Ваза с изображением богатырей фирмы П.Овчинникова /Научные чтения памяти В.М.Василенко// Сб. статей. Вып. 2.-М., 1998.-С.91-95.

22. Бунин И.А. Стихотворения. М.,1985.-254 с.

23. Буров А.И. Эстетика: проблемы и споры. М.: Искусство, 1975.-175 с.

24. Бурсов Б.И. Национальное своеобразие русской литературы. Л., 1967

25. Буслаев Ф.И. Сочинения в 3-х т. М., 1908

26. Ведерникова Н.М. Образная символика в произведениях народного творчества //Система выразительных средств в искусстве современных народных художественных промыслов. М.: НИИХП, 1988

27. Ведерникова Н.М. Русская народная сказка, М.: Наука, 1975.-135 с.

28. Венгеров С.А. Сочинения. СПб.: Прометей, 191125 .Вершины. Книга о выдающихся произведениях русской литературы /Сост. и общая редакция С.И.Машинского. М.: Детская литература, 1978.-430 с.

29. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников /Под общ. ред. проф. Г.Г.Шевченко и проф. Б.П.Юсова. -Луганск, 1990.-175 с.

30. Вишневская В.М. О некоторых особенностях содержания произведений народного декоративного искусства //Народные основы искусства художественных промыслов. М.: НИИХП, 1981

31. Волков Г.Н. Этнопедагогика . Чебоксары: Чувашское книжное издательство, 1974.-375 с.

32. Воронов В.С. О крестьянском искусстве. Избранные труды. М.: Советский художник, 1972.-350 с.

33. Выготский Л.С. Собрание сочинений в 6 т. М.: Педагогика, 1984

34. Гачев Г. Национальные образы мира. М.: Прогресс, 1995

35. Горький A.M. Собрание сочинений в 30 т. М., 1953

36. Григорьев В.М. Методика собирания и изучения народных игр: (В помощь учителю, руководителю кружка, участникам этнографических и фольклорных экспедиций). 2 изд. - М.: Турнет, 1992.-85 с.

37. Гуляев В.А. Русские художественные промыслы 1920-х годов. Л.: Художник РСФСР, 1985

38. Гумилев Л.Н. От Руси до России. Очерк этнической истории. М.: Экопрос,1992.-334 с.

39. Гумилев Л.Н. Этносфера: история людей и история природы. М.: Экопрос,1993.-543 с.

40. Гуральник У.А. Идеи и образы литературы на языке других искусств // Русская литература в историко-функциональном освещении. М.: Наука, 1979.- с. 41-98

41. Гусев В.Е. Эстетика фольклора. Л.: Наука, 1967.-319 с.

42. Давыдова Н.В. Евангелие и древнерусская литература. М., 1992.-256 с.

43. Дайн Г.А. Проблемы воспитания богородских резчиков в прошлом и настоящем //Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах. -М.: НИИХП, 1990

44. Даль В.И. Толковый словарь живого великорусского языка. М.: Русский язык, 1978

45. Данилов A.A. Совершенствование нравственного воспитания старшеклассников средствами народного искусства. Автореф. дис. канд. пед. наук. -М., 1986

46. Дмитриева H.A. Диалектическая структура образа //Вопросы литературы. -1966, № 6

47. Древнерусская притча /Сост. Н.И.Прокофьев, Л.И.Алехина. М.: Сов. Россия, 1991.-528 с.

48. Жук A.A. Русская проза второй половины XIX века. М.: Просвещение, 1981.-254 с.

49. Зуева Т.В., Кирдан Б.П. Русский фольклор: Программа для высших учебных заведений. М.: Флинта: Наука, 1998.-40 с.

50. Емельянов Л.И. Методологические вопросы фольклористики. Автореферат диссертации на соискание ученой степени доктора филологических наук. -Л.: Наука, 1979.-36 с.

51. Еремин И.П. Литература Древней Руси. М.- Л.: Наука, 1966.-263 с.

52. Есенин С.А. Ключи Марии. Сочинения. М.: Художественная литература, 1991.-704 с.

53. Ильин И.А. Творческая идея нашего будущего. С. - П., 1993.-31 с.

54. Ильин М.А. Исследования и очерки //Избранные работы об искусстве народных промыслов и архитектурном наследии XVI XX в.в. - М.: Советский художник, 1976.-283 с.

55. История искусства зарубежных стран. В 3-х т. М.: Искусство, 1964

56. Каган М.С. Морфология искусства. //Историко-теоретические исследования внутреннего строения мира искусства. Л.: Искусство, 1972.-440 с.

57. Касьянова К. О русском национальном характере. М.: Институт национальной модели экономики, 1994.-367 с.

58. Квятковский Е.В. Формирование духовной культуры учащихся старших классов на уроках литературы. В кн.: Искусство и школа М.: Просвещение, 1981.-с. 230-252.

59. Кобзев И. Весенние заботы //Новые стихи. М.: Советский писатель, 1985.128 с.

60. Когда все искусства вместе. /Под общей ред. Б.П.Юсова. М.: ИЦЭВ РАО, 1995.-107 с.

61. Кон И.С. Психология ранней юности. М.: Просвещение, 1989

62. Концепция и программы литературного образования. Сборник. М.: МИРОС, 1997.-192 с.

63. Коровин В.И. Русская поэзия XIX века. М.: Знание, 1982.-128 с.

64. Коровина В.Я. Фольклор и литература /Учебное пособие для учащихся старших классов. М., 1996.-206 с.

65. Коровина В.Я. Фольклор и литература / Программа для учащихся старших классов. Факультатив. М., 1996

66. Красная книга культуры. М.: Искусство, 1989

67. Кривцун O.A. Психология искусства. М.: Издат. Лит. института им. А.М.Горького, 2000г.-219с.

68. Кузьмичев И.К. Литература и нравственное воспитание личности. М.: Просвещение, 1980.-176 с.

69. Кустарева М.А. История русского литературного языка. Часть 4.1 М.: Просвещение, 1971.-216 с.

70. Кучина Т. Развитие художественного мышления подростков средствами литературы. Автореф. дис. канд. пед. наук М., 1994

71. Лазутин С.Г. Поэтика русского фольклора. М.: Высшая школа, 1981.-223 с.

72. Леонтьев А.Н. Избранные психологические произведения в 2-х т. М., 1983

73. Литература и живопись. Л.: Наука, 1982

74. Литература. Программа для средних специальных учебных заведений на базе 8 классов средней школы. М.: Высшая школа, 1982.-31 с.

75. Литература. 4 10 классы //Программа средней общеобразовательной школы. М.: Просвещение, 1987.-95 с.

76. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1996.-462 с.

77. Лихачев Д.С. Великое наследие: Классические произведения литературы древней Руси. М.: Современник, 1975.-366 с.

78. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Изд. 3-е доп.- М.: Наука, 1979.-352 с.

79. Лихачев Д.С. Прошлое будущему, - Л.: Наука, 1985.-575 с.

80. Лихачев Д.С. Развитие русской литературы Х-ХИ веков. Эпохи и стили. Л.: Наука, 1973.-254 с.

81. Лихачев Д.С. Человек в литературе древней Руси. 2-е изд.- М.: Наука, 1970.180 с.

82. Лосский Н.О. Характер русского народа. М., 1987

83. Лотман Ю.М. Анализ поэтического текста. Структура стиха. Л.: Просвещение, 1972.-271 с.

84. Мазаев А.И. Праздник как социально-художественное явление: Опыт историко-теоретического исследования. М.: Наука, 1978.-392 с.

85. Максимович В.Ф. Пути совершенствования системы подготовки кадров в учебных заведениях народных художественных промыслов. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. -М., 1989

86. Мамонтова H.H. Эстетическая природа импровизации и варьирования в искусстве народных художественных промыслов //Система художественных выразительных средств в искусстве современных народных художественных промыслов. М.: НИИХП, 1988

87. Марисова Н.Д. Гуманитарно-культурологические аспекты литературного образования в старших классах средней общеобразовательной школы. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1997

88. Мелетинский Е.М. Герой волшебной сказки //Происхождение образа. М.: Издательство восточной литературы, 1958.-264 с.

89. Митрофанова В.В. Русские народные загадки. Л.: Наука, 1978.-180 с.

90. Мифы народов мира. В 2-х т. //Энциклопедия. М., 1982

91. Народная основа искусства художественных промыслов. М.: НИИХП, 1981

92. Народные русские легенды А.Н.Афанасьева /Предисловие, сост. и коммент. В.С.Кузнецовой, Новосибирск: Наука, 1990.-266 с.

93. Некрасов А.И. Русское народное искусство. М.: Гос.изд., 1924.-124 с.

94. Некрылова М.А. Народное искусство как часть культуры. М., 1985

95. Никифоров А.И. Сказка, ее бытование и носители //Русская фольклористика: Хрестоматия. М., 1971

96. Новикова A.M. Народная лирическая песня. Народные частушки. М.: МОПИ, 1960.-96 с.

97. Новикова A.M., Александрова Е.А. Фольклор и литература: Семинарий. -М.: Просвещение, 1978-138 с.

98. Новиков A.M. Научно экспериментальная работа в образовательном учреждении. - М., 1998.-135 с.

99. Овсянико-Куликовский Д.Н. Вопросы теории и психологии творчества. -Харьков, 1907

100. Отчет Школы народного искусства ея величества императрицы Александры Федоровны за 1915 год. Петроград, 1916

101. Плотников В.И. Фольклор в изобразительном искусстве. JL, 1986

102. Полунина В.Н. Искусство и дети. М.: Просвещение, 1982.-191 с.

103. Попова О.С., Каплан Н.И. Русские художественные промыслы. М., 1984

104. Потапова Е.С. Холмогорская школа художественной резьбы по кости им. М.В.Ломоносова //Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах. М.: НИИХП, 1990ЮЗ.Потебня A.A. Слово и миф. М.: Правда, 1989.-622 с.

105. Праздников Г.А. Процесс художественного творчества. Л.: Знание, 1977.39 с.

106. Пропп В.Я. Жанровый состав русского фольклора //Русская литература. -1964, №4

107. Пропп В.Я. Исторические корни волшебной сказки. Л.: Изд. ЛГУ, 1986.364 с.

108. Пропп В.Я. Русская сказка. Л.: Изд. ЛГУ, 1984.-335 с.

109. Пропп В.Я. Русский героический эпос. М.: Лабиринт, 1999.-636 с.

110. Пропп В.Я. Фольклор и действительность: Избранные статьи. М.: Наука, 1976.-325 с.

111. Психология развивающейся личности /Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1987Ш.Пушкин A.C. Стихотворения. Сочинения: В 3-х т. М.: Художественная литература, 1985

112. Пыпин А.Н. История русской этнографии. Т.1 4. - СПб., 1890-1892

113. Робинсон А.И. Литература Древней Руси в литературном процессе средневековья XI XIII в.в. - М., 1980.-336 с.

114. Руденко И. Русский человек то Обломов, то Рахметов, то на диване, то на гвоздях! //Комсомольская правда. - 1998 - 3 марта

115. Рулина Т.К. Педагогические основы развития этнохудожественной культуры личности. Автореферат диссертации на соискание ученой степени кандидата педагогических наук. М., 1995

116. Русский фольклор. Хрестоматия исследований: Для высших учебных заведений. /Составители Т.В.Зуева, Б.П.Кирдан. М.: Флинта: Наука, 1998.216 с.

117. Русская классическая литература. Анализы и разборы /Под ред. Д.Л.Устюжанина.-М., 1969

118. Русская школа. Духовно-нравственные проблемы воспитания. М.: Русское слово, 1996.-219 с.

119. Рыбаков Б.А. Древняя Русь. Сказания, былины, летописи. М.: Изд-во Академии наук СССР, 1968.-361 с.

120. Рыбаков Б.А. Язычество древних славян. М.: Наука, 1981.-607 с.

121. Рыбникова М.А. Загадки. М.- Л., 1932.-488 с.

122. Селиванов Ф.М. Былина об Илье Муромце и Соловье-разбойнике //Фольклор как искусство слова. М., 1966

123. Сербиненко В.В. История русской философии XI XIX в.в. - М., 1993

124. Система художественных выразительных средств в искусстве современных художественных промыслов. М.: НИИХП, 1988

125. Скатов H.H. Русские поэты: Очерки. М.: Правда, 1977.-64 с.

126. Скафтымов А.П. Нравственные искания русских писателей. М.: Художественная литература, 1972.-543 с.

127. Славянская традиционная культура и современный мир. Сборник материалов научно-практической конференции. Выпуск 1. М.: Государственный республиканский центр русского фольклора, 1997.-168 с.

128. Снегирев И. Русские простонародные праздники и суеверные обряды. М.: Университетская типография, 1837.-39 с. Вып. 1-4

129. Соколов Ю.М. Русский фольклор. М.: Учпедгиз, 1938.-562 с.

130. Сохранение и возрождение фольклорных традиций. Сборник традиций. Выпуск 9. Фольклор и художественная культура: История и современность. -М. Государственный республиканский центр русского фольклора, 1999.-224с.

131. Старкова З.С. Литература и живопись. М.: Просвещение, 1985.-112 с.

132. Стасов В.В. Избранные сочинения: В 3-х т. М.: Искусство, 1952

133. Стрельцова Л.Е., Тамарченко Н.Д. Программа литературного образования в гуманитарных школах и классах. М.,1994

134. Супрун Л.Я. Резьба и роспись по дереву. М.: Легкая и пищевая промышленность, 1983

135. Сухова Т. Полихудожественное литературно-речевое развитие школьников 1-11 кл. Интегрированная программа полихудожественного развития на основе взаимодействия искусств для средней общеобразовательной школы. -Мурманск, 1995.-55 с.

136. Сухомлинский В.А. Рождение гражданина. М.: Молодая гвардия, 1971.-336с.

137. Твардовский А.Т. Статьи и заметки о литературе. М.: Советский писатель, 1961.-221 с.

138. Толстой Л.Н. Полное собрание сочинений /юбилейное издание/

139. Тургенев И.С. Записки охотника. М.: Правда, 1953

140. Уткин П.И., Королева Н.С. Народные художественные промыслы. М.: Высшая школа, 1992.-159 с.

141. Формы и методы передачи мастерства в современных традиционных промыслах. М.: НИИХП, 1990

142. Фохт Бабушкин Ю.У. Об эффективности художественного воспитания. В книге: Искусство и школа. М.: Просвещение, 1981.- с.17-33.

143. Фуров В.Г. Грани наследия. М., 1985.-176 с.

144. Хрестоматия по истории психологии. Под ред. П.Я.Гальперина, А.Н.Ждан. М.: Издат. МГУ, 1980

145. Хрестоматия по истории русской фольклористики. М.: Высшая школа, 1973.-315 с.

146. Черный Г.П. Педагогическая технология массового праздника. М.: Молодая гвардия, 1990.-157 с.

147. Чистов К.В. Народные традиции и фольклор. Л.: Наука, 1986.-303 с.

148. Чичеров В.И. Русское народное творчество. М.: Изд-во Московского университета, 1959.-522 с.

149. Чуковский К.И. Сочинения в 2-х т. М., 1990

150. Шмаков С.А. Нетрадиционные праздники в школе. М.: Новая школа, 1997.-331 с.

151. Щербаков B.C. Изобразительное искусство. Обучение и творчество. Проблемы руководства изобразительной деятельностью детей. М.: Просвещение, 1969.-271 с.

152. Эльконин Д.Б. Послесловие. Л.С.Выготский. Собрание сочинений, т.4. -М.: Педагогика, 1984

153. Эльконин Д.Б. К проблеме периодизации психического развития в детском возрасте //Вопросы психологии. 1971, № 4

154. Юсов Б.П. Современное состояние вопроса. Научная гипотеза //Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников. Луганск, 1990.- с. 11-51

155. Яковлев С. Тысячелистник. М., 1993

156. Ярошевский М.Г. История психологии. 2 изд. - М.: Мысль, 1976.-463 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.