Формирование мировоззрения ребенка в процессе социализации: Социально-философский анализ тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Шагманова, Фирюза Хамитовна

  • Шагманова, Фирюза Хамитовна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Уфа
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 144
Шагманова, Фирюза Хамитовна. Формирование мировоззрения ребенка в процессе социализации: Социально-философский анализ: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Уфа. 2001. 144 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Шагманова, Фирюза Хамитовна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. Мировоззрение ребенка как предмет философского исследования.

1.1. Мировоззрение ребенка и его основные характеристики.

1.2. Роль социализации в процессе формирования мировоззрения ребенка.

1.3. Особенности влияния семьи на формирование мировоззрения ребенка.

Глава 2. Формирование элементов научного мировоззрения ребенка в системе образования.

2.1. Основные тенденции трансформации социального института образования.

2.2. Роль гуманитарных дисциплин в формировании мировоззрения ребенка.

2.3. Роль естественнонаучных дисциплин в формировании мировоззрения ребенка.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование мировоззрения ребенка в процессе социализации: Социально-философский анализ»

Актуальность темы исследования. Современное развитие человечества характеризуется глобальными противоречиями, среди которых - процесс формирования мировоззрения как иерархии материальных и духовных ценностей человеческой личности. Он определяется, с одной стороны, социально-экономическими, политическими, культурными условиями, а с другой, - условиями воспитания и образования человека. Происходящие в России изменения способствовали возникновению идеологического вакуума, который заполняется такими новыми видами мировоззрения как прагматический, направленный на выживание и накопительство; гуманистический, направленный на личностную ориентацию. В то же время идет процесс возрождения старых типов мировоззрения: религиозного, мифологического (мистического), оккультного (вненаучного), фашистского, националистического и др. Наибольшую тревогу в настоящее время вызывает тенденция к увеличению их негативного воздействия различных культовых сект на сознание ребенка. Эта проблема в равной степени касается и формирования его мировоззрения, так как оно не стихийный, а диалектически развивающийся процесс активного взаимодействия личности с действительностью. Это определяется рядом условий. Во-первых, необходимостью формирования нового мировоззрения, которое позволит с иных, чем прежде, позиций взглянуть не только на противоречивый, многообразный характер общественных отношений, но и взаимосвязанный, во многом целостный мир, понять диалектику его развития. Во-вторых, исследование формирования мировоззрения ребенка не может быть ограничено только рамками психологической и педагогической наук. Без участия социальной философии невозможно полноценно решать назревшие проблемы. Этим объясняются возросшие требования, предъявляемые обществом к философской науке, к ее теоретическому уровню и эффективности в исследовании проблем образования и воспитания российских граждан. Разрыв теории с практикой приводит к тому, что ребенок не может применять в жизни знания, полученные в школе. Фактически образовательная система стала жертвой трех бед: чрезмерного накопления знаний, анархизма и не приспособленности к жизни. Ослабление роли образования как социального института повлекло к дезорганизации процесса социализации детей. Отсюда вытекает актуальность значения школьного образования в формировании мировоззрения человека. В-третьих, необходимостью создания философской концепции формирования мировоззрения ребенка как фундамента для других возрастных групп. Для России, испытывающий коренную ломку ценностных основ духовной жизни и процесс деи-деологизации исследование начальной стадии формирования мировоззрения современного ребенка как объекта социального воздействия в новых жизненных реалиях особенно важно.

Актуальность такой темы исследования, как формирование мировоззрения ребенка в процессе его социализации связана также с тем, что в отмеченный период его развития мировоззрение ребенка претерпевает внутренние и внешние изменения. Внутренние изменения обусловлены ростом и развитием, когда он меняет свой взгляд на окружающий мир. Причиной внешних изменений выступают социальные процессы, происходящие в обществе, которые оказывают большое влияние на его формирование. Интенсивное интеллектуальное развитие ребенка приходится именно на период от 6 до 11 лет.

Таким образом, актуальность настоящего социально-философского исследования диктуется отсутствием научных работ, направленных на выявление влияния всего комплекса факторов, влияющих на формирование мировоззрения ребенка.

Степень разработанности проблемы. Мировоззрение является предметом исследования философии, но к проблеме формирования мировоззрения и рассмотрению его аспектов обращались и психологи, и педагоги, и социологи, и другие ученые.

Идея непрерывности формирования мировоззрения в процессе образования и воспитания человека была сформулирована Я.А. Коменским в XVII веке. Тем самым, по существу, в процессе развития человечества была выявлена фаза детства как предмет научного анализа.

Основываясь на высказанной Дж. Локком критике теории «врожденных идей», французские просветители развивали положение о решающей роли воспитания и среды в формировании мировоззрения личности. Ж.-Ж. Руссо разработал концепцию свободного воспитания ребенка, наметив законы, содержание и методы его воспитания и обучения опираясь на особенности физического и духовного развития.

Важный поворот во взглядах на детство произошел в конце XIX - начале XX вв. под воздействием теории 3. Фрейда. Если до этого подход к ребенку развивался в русле воспитательно-эпистемологической парадигмы, то 3. Фрейд раскрыл ключевую значимость детства для существования взрослого индивида, вовлекая в круг научного анализа феномены, которые наука не принимала в расчет. «Нетрадиционный» подход к ребенку был расширен К.Г. Юнгом («Конфликты детской души»), Э. Эриксоном («Детство и общество») и др.

Значительный вклад в исследование детства, был сделан Ф.А. Дистервегом, который выдвинул в качестве одного из важнейших принципов принцип культуросообразности: учет в процессе социализации всей совокупности данных культуры, истории, экономики, характерных для страны и народа.

В отечественной философии группа таких ученых как С.С. Батенин, Ю.Г. Волков, А.Э. Соколов, В.Г. Афанасьев, М.С. Каган и др. придерживаются точки зрения о том, что полноценность личности определяется целостным развитием и проявлением сущностных сил, т.е. ее внутренними качествами: чувствами, задатками, способностями, потребностями; знаниями, умениями, навыками. В целом, структуру, развитие, становление и формирование человека как личности рассматривают такие авторы, как П.П. Лямцев («Формирование человека как личности»), К.К. Платонов («Структура и развитие личности»), В.И. Столетов («Становление личности»).

Закономерности протекания познавательных процессов были предметом изучения детской психологии (Б.Г. Ананьев, Дж. Брунер, Б. Инхельдер,

A.Н. Леонтьев, Э.И. Моносзон, Ж. Пиаже и др.).

Зависимость мировоззрения от культурных особенностей находит отражение в исследованиях A.C. Петрякова, Л.М. Пучинской, B.C. Степина.

Формирование мировоззрения в процессе образования связано с проблемой гуманизации и гуманитаризации, которая имеет множество аспектов исследования. Один из этих аспектов, относящийся к философии образования, связан с вопросами социализации личности ребенка. В этой области следует выделить работы Н.Г. Алексеева, Б.В. Горячева, Б.А. Зена, Е.В. Золотухиной, И.Ф. Кефели, Е.Д. Климентьевой, Б.И. Липского, Ф.Т. Михайлова, А.П. Огурцова П.И. Пидкасистого, В.Н. Сагатовского,

B.C. Слепакова, В.И. Стрельченко, В.И. Филипенко и др.

Относительно самостоятельное значение для мировоззрения имеет формирование личности в воспитательном процессе в условиях становления единого воспитательного пространства. В связи с этим необходимо отметить, в первую очередь, работы В.П. Беспалько, Л.Г. Брылевой, Л.А. Буевой, М.Г. Зеленцова, Б.А. Зена, Г.Г. Квасова, И.Ф. Кефели, М.Б. Крыловой, А.Ф. Лосева, А.П. Мозелова, Н.Д. Никандрова, Я.Н. Рувинского, Э.В. Ильенкова, С.Ф. Харчева и др.

Важным в изучении данной проблемы является обращение к подходам современных философов, психологов, педагогов, ориентированных на развитие полноценной личности, ее сознания, деятельности, общения, мировоззренческих и ценностных ориентации (Н.Л. Аринина, К.А. Абульханова-Славская, А. Бедалев, А.Г. Здравомыслов, А. Клизовский, P.M. Рогова, А.Г. Спиркин, Ю.Г. Татура).

В философских и социальных науках были сформулированы концепции воспитательного потенциала общества и его духовной культуры, влияющей на подрастающие поколения (И.В. Бестужев-Лада, Б.М. Бим-Бад,

A.И. Буров, И.С. Кон, К.А. Французова).

Обучение, воспитание и развитие в единой непрерывной образовательной системе создают условия для получения мировоззренческих знаний. В тесной связи с педагогикой начала развиваться и детская психология, ставшая самостоятельной наукой в середине XIX в. (обобщающие труды

B. Штерн, К. Бюлер, К. Коффн, А. Гезелль и др.). Установлено, что формирование мировоззрения и социализация ребенка зависит от закономерностей протекания психологических процессов: восприятия (Б.Г. Ананьев, К. Бюлер, А.Н. Леонтьев, Б.М. Теплов, Г. Фолькельт В. Элиасберг), памяти (П.Я. Гальперин, Э. Мейман, В. Штерн, Д.Б. Эльконин); формирования самосознания (Б.Г. Ананьев, С. Берт, В. Пройер).

Изучение трудов отечественных и зарубежных авторов позволяет сделать вывод, что уже имеются определенные результаты в исследовании проблем детства и аспектов формирования мировоззрения. Однако в философской литературе тема формирование мировоззрения ребенка в условиях современного состояния общества еще не получила фундаментального развития. Анализ научной литературы показывает отсутствие целостного, системного, социально-философского исследования особенностей мировоззрения ребенка и его формирования, что послужило отправной точкой для данной работы.

Объектом исследования является процесс формирования мировоззрения.

Предмет исследования выступают особенности формирования мировоззрения ребенка.

Цель исследования - социально-философский анализ формирования мировоззрения ребенка в процессе его социализации.

Данная цель позволяет сформулировать следующие взаимосвязанные задачи:

- исследовать особенности мировоззрения ребенка и его основные характеристики;

- выявить роль институтов социализации в процессе формирования мировоззрения ребенка;

- раскрыть особенности влияния семьи на формирование мировоззрения ребенка;

- определить основные тенденции трансформации социального института образования;

- исследовать роль предметов гуманитарного и естественнонаучного циклов в формировании мировоззрения подрастающего поколения. Методологическая база исследования. Методологической основой исследования является системный подход, ориентированный на выделение, прежде всего, интегративных, инвариантных, системообразующих связей и отношений, а также личностный подход, требующий признания уникальности личности, ее мировоззрения; в работе также используются элементы дея-тельностного подхода, организующего полноценную в социальном и нравственном отношении жизнедеятельность; элементы полисубъективного (диалогического) подхода, основанного на вере в позитивный, творческий потенциал человека, в его неограниченные творческие возможности постоянного развития и самосовершенствования; культурологический подход, который задает социально-гуманистическую тотальность всего диссертационного исследования.

Научная новизна исследования. Научная новизна работы определяется ее направленностью на социально-философский анализ формирования мировоззрения ребенка, идущем процессе его социализации. Эта новизна может быть конкретизирована в целом ряде положений, выносимых на защиту:

- раскрыта структура основ мировоззрения ребенка, включающая формирование одновременно мироощущения, миросозерцания, мировосприятия, миропонимания независимо от возрастных этапов;

- установлено, что в мировоззрении ребенка одновременно присутствуют элементы мифологического, религиозного и научного типов мировоззрения;

- выявлено, что, с одной стороны, ослабление семьи, как традиционного социального института привело к усилению противоречий в социализации подрастающего поколения, а с другой, - семья обрела определенную свободу выбора в процессе формирования мировоззрения ребенка;

- обоснована необходимость усиления внимания к преподаванию предметов естественнонаучного и гуманитарного циклов, которые участвуют в формировании личности ребенка, ее духовного развития в сторону научного мировоззрения.

Теоретическая и практическая значимость диссертации. Теоретическая значимость диссертации определяется ее направленностью на исследование процесса социализации ребенка, в котором мировоззрению отводится решающая роль. Материалы диссертационного исследования могут быть использованы при изучении таких разделов философии как «Мировоззрение и его структура», «Личность и общество», «Сознание», «Социализация». На основе данных исследования могут быть более углубленно рассмотрены вопросы формирования мировоззрения ребенка в контексте единого учебно-воспитательного пространства.

Прикладное значение выполненного исследования может быть представлено его применимостью к управлению учебным и воспитательным процессами в школе и в семье.

Материалы исследования могут быть использованы при подготовке лекций, семинаров и практических занятий по философии, культурологии, социологии, педагогике, социальной психологии, а также при формировании учебных планов и программ, методических пособий по соответствующим дисциплинам в высших и средних учебных заведениях.

Апробация работы. Основные идеи диссертации изложены в материалах научных конференций: «Язык науки XXI века»: Материалы научной конференции (Уфа, 1998); «Инноватика образования в РБ»: Материалы научно-практической конференции (Уфа, 1999); «Инноватика образования в РБ»: Ежегодный бюллетень (Уфа, 2000); «Современный урок: опыт, проблемы и перспективы»: Тезисы докладов научно-практической конференции (Уфа, 2000).

Структура диссертации. Работа состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Шагманова, Фирюза Хамитовна

Выводы по главе.

Образование является социальным институтом, выполняющим не только экономическую, социальную и культурную функции в обществе, но и условием формирования духовного облика человека, который складывается под влиянием моральных и духовных ценностей в процессе воспитания, развития, формирования личности ребенка.

Кардинальные изменения произошли и в социальном институте образования. В ходе перестройки общества возникает необходимость создания новой образовательной доктрины, концепций, способствующих формированию у ребенка новых отношений и иного взгляда на мир. Основой формирования мировоззрения ребенка является усвоение им первоначальных научных знаний о мире, о явлениях природы и общества, воспитание у них эмоциональной готовности правильно оценивать увиденное, познанное. В этом отношении школьное образование играет основную роль. Для этого на современном этапе необходимо обеспечить гуманизацию начального обучения, повысить его роль в формировании человека, свободно выбирающего свое место в обществе, направление деятельности, принимающего самостоятельные решения в сложных жизненных ситуациях. Знания, умения и навыки, которые получает ребенок, могут в различной степени развивать его интеллект, познавательные способности, вести к различному характеру мыслительной деятельности, что в итоге определяет степень его общего умственного развития.

Представления о жизни, изучаемые по учебникам, не всегда совпадают с реальной действительностью. Больше даются теоретические знания и односторонняя направленность на освоение круга знаний, определенных учебным планом, а практические умения, навыки, необходимые в повседневной жизни не находят должного внимания. Таким образом, возникает противоречие в миропонимании ребенка. Отсюда вытекает острая необходимость пересмотра методологической базы начального образования.

Несмотря на то, что существуют определенные недостатки компьютерного образования, в условиях информационного развития общества одним из обязательных компонентов общей культуры человека становится информационная культура. Компьютер в начальном обучении используется не как объект изучения, а как средство обучения, интеллектуального и творческого развития ребенка. Теоретическое направление личности ребенка в процессе компьютерного обучения предусматривает освоение им начальных понятий об информационных процессах, развитие логического мышления детей.

Изучение воздействия искусства на формирование ребенка важно потому, что это одно из решающих направлений воспитания личности человека. Нельзя не обратить внимания на то, что не только наука, но и искусство помогало и помогает человеку глубже постигнуть сложность мира и человеческих отношений, вооружает его яркостью и чистотой чувств, формирует и оттачивает моральные принципы.

Наука и искусство как два способа духовного развития едины в своем стремлении создать наиболее общую (науку) и наиболее конкретночувственную (искусство) картину мира, а также в своих возможностях формирования личности, обладающей научным мировоззрением.

Процесс формирования мировоззренческого сознания личности как необходимый элемент включает усовершенствование экологической культуры, выяснение ее методологической и мировоззренческой роли в системе общественной жизнедеятельности и воспитания человека. Первый этап, формирующий мировоззрение ребенка и его убеждений в системе школы, характеризуется выработкой элементов нравственных, духовных, эстетических, идейно-политических основ научного мировоззрения.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В нашем исследовании мы рассмотрели процесс социализации и формирования мировоззрения ребенка 6-ти - 11 -ти лет в современном обществе. Изменения, происходящие в социуме и формирование различных типов мировоззрения, привели к поиску новых ориентиров, нравственных идеалов, идеологии, к выявлению условий их реализации. Все это требовало изучения, анализа данной проблемы во всех ее аспектах, ибо под влиянием различных типов мировоззрения происходят формирование ребенка как личности и его отношение к миру; на способы ценностного обобщения и воспроизводства человеческого бытия. В ходе исследования социальных институтов и условий реализации процесса формирования мировоззрения отмечены следующие моменты:

1. Объективные факторы зарождения, формирования и развития мировоззрения личности определяются социальными и природными условиями жизни. С изменением социальных условий меняется и мировоззрение, которое носит общественно-исторический характер. Результаты политических, социально-экономических изменений затрагивают не только материальную жизнь, но и культуру. Появляются новые виды мировоззрения, направленные на выживание и накопительство или, наоборот, направленные на личностную ориентацию. Типичным является и возрождение таких типов мировоззрения, как религиозное, оккультное, националистическое и др.

2. Данная характеристика основам мировоззрения ребенка представляет собой определенную совокупность формирующихся знаний о мире и включает присутствие в сознании ребенка элементов мифологического, религиозного и научного типов мировоззрения.

3. Ребенок является объектом социального воздействия, соответственно процесс социализации в онтогенезе осуществляется через посредника (взрослого) и через соучастника усвоения нормативов (ровесника). Формирование мировоззрения ребенка зависит от того, как общество развивается в современных условиях, ведь происходящие изменения в России нарушившие прежние функции социальных институтов. Политические, экономические, социальные изменения в обществе приводят к поиску новых ориентиров и нравственных идеалов, условий их реализаций.

4. Трансформация социального института семьи разрушила прежние её функции и повлекла к изменению образа жизни родителей и детей. Под влиянием различных типов мировоззрения, которые сейчас существуют в обществе, происходит стихийное формирование ребенка как личности и его отношение к миру. Какие бы изменения в социальном институте семьи не происходили, со временем она приобретает новый смысл, в тоже время остается первым источником жизненной позиции, в котором складываются отношения ребенка к реальной действительности.

5. Формирование определенного круга ценностей происходит под большим влиянием сверстников, близких ребенку людей. Радио и телевидение как источники информации играют большую роль. Серьезное отношение взрослых к детским вопросам - важное условие формирования правильного миропонимания.

6. Перестройка социально-экономических основ общества влияет на процесс социализации ребенка. Резко увеличиваются и обостряются социальные проблемы детства. Изменения социальной структуры общества и дифференциация образа жизни различных социальных групп также являются ключевыми факторами, негативно сказывающие на мироощущении ребенка. Потребности, нравственные установки и ценности, сформированные в ребенке, представляют собой основополагающие моменты в формировании основ мировоззрения в процессе его социализации.

Первоначальные научные знания о мире, о явлениях природы и общества ребенок получает в процессе социализации, который формирует у него научное мировоззрение.

7. Принцип единства теории и практики в исследовании проблем образования и воспитания российских граждан носит противоречивых характер. Его разрыв привел к тому, что ребенок не может применять в жизни полученные в школе знания. Эффективность связи обучения с жизнью, теории с практикой зависит от содержания образования, организации учебно-воспитательного процесса. Шаблонное обучение заслоняет порою индивидуальность личности, поэтому гуманизация образования в целом, и личностно-ориентированный подход в частности помогают в какой-то мере решать проблемы образования.

8. Анализ работ по теме образования показал необходимость подвода детей к предметному обучению, раскрывающему логику научных знаний, т.е. в доступной форме показать им те основополагающие свойства изучаемой области действительности. На современном этапе развития общества человек должен уметь самостоятельно приобретать новые знания, совершенствовать свои умения. Необходимо использовать все возможности периода начального обучения для того, чтобы сложились мотивы учения, для интеллектуального развития детей. Ведь научная картина мира начинает формироваться именно на этой ступени школьного образования.

9. В дальнейшем изложении в работе методологические установки к анализу формирования мировоззрения ребенка могут быть использованы в следующих направлениях: при формировании мировоззрения в образовательном процессе; подготовке и переподготовке социальных работников; в разработке стандартов начального образования. Эти направления включают разработку таких актуальных и неразрешимых проблем, как возможности управления формированием мировоззрения в процессе социализации в условиях посттоталитарного общества.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Шагманова, Фирюза Хамитовна, 2001 год

1. Авдеев В.П. Многовариантностное мировоззрение в настоящем и будущем // Изд-во вузов чер. металлургии. 1998. - С. 40-44.

2. Андреев Ю.Н. Категория «социальный институт» //Философские науки. -1984.-№1,-С. 134-137.

3. Анисимов С.Ф. Духовные ценности: производство и потребление. М.: Мысль, 1988. - 153 с.

4. Антонов А.И. Действительно ли небо упало на землю? (Комментарий к дискуссии американских социологов об упадке семьи в США) //Вестник МГУ. Серия 18. Социология и политология. 1996, - № 3.

5. Антонов А.И., Медков В.М. Социология семьи. М., 1996. - С. 93.

6. Атеизм и религия: вопросы и ответы /А. Ахмедов, H.A. Баранова, М.С. Беленький и др. М.: Политиздат, 1986. - 256 с.

7. Аристотель. Сочинения: В 4-х томах. Т. 4. М.: Мысль, 1983. - 830 с.

8. Атеизм, религия, культура, личность. Тезисы докладов. Уфа, 1990-С. 128.

9. Барулин В.В. Социально-философская антропология: Общие начала социально-философской антропологии. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 252 с.

10. Барулин B.C. Социальная философия. Учебник. М.: Изд-во МГУ, 1993. 4.1.-336 с. Ч. 2.-240 с.

11. И. Белинский В.Г. Избранные педагогические сочинения. M.-JL, 1953. -С.49.

12. Бердяев Н.В. Самопознание. М., 1990. 247 с.

13. Бердяев H.A. Смысл творчества // Эрос и личность. М., 1989. - С. 86.

14. Бестужев Лада И. В. К школе XXI века: Размышления социолога. - М. Педагогика, 1988. - 256 с.

15. Библер B.C. Нравственность. Культура. Современность (философскиеразмышления о жизненных проблемах). М.: Знание, 1990. - 62 с.

16. Боголюбов JI.H. Изучение социально-гуманитарных дисциплин как необходимое условие формирование у учащихся гражданской культуры. -Социально-политический журнал. 1997, - № 3 - С. 104.

17. Божкова Г.К. Религиозное мировоззрение вчера и сегодня (философско -социологический аспект) //Вестник Дальневосточ. гос. акад. экономики и управления Владивосток, 1998. - № 4 - С. 113-121.

18. Большаков A.B., Грехнев B.C., Добрынина В.И. Основы философских знаний. М.: Общество «Знание» России, 1994. - 256 с.

19. Борев Ю.Б. Эстетика. В 2-х т. Т.1. 5-е изд., допол. - Смоленск: Русич, 1997. - 576 с.

20. Буева Л.П. Духовность и проблемы нравственной культуры //Вопросы философии. 1996. - № 2.

21. Валеев Д.Ж. Введение в этику. О нравственном потенциале культуры. Уфа: РИЦ Башкирск. ун-та, 1998. 148 с.

22. Валеев Д.Ж. Происхождение морали /Изд-во Саратовского ун-та, 1981. -168 с.

23. Валиева С.Ф. Роль семьи в процессе социализации ребенка //Вестник Московского ун-та. Серия 18. Социология и политология. -1997. -№ 3. -С. 121-125.

24. Васильева Н.В. Жизненные ориентиры выпускников интернатов для глухих и слабослышаших детей //Соц. Сб. -М., 1998. № 4. - С. 124-132.

25. Василькова Ю. В. Социалисты утописты об образовании и воспитании. Идеал человека будущего. - М.: Педагогика, 1989. - 184 с.

26. Волков Ю.Г. Личность и гуманизм. //Социально-гуманитарные знания, 1999.-№1,-С. 135-149.

27. Галимбекова Ф.С. Проблема ценностей в современном российском обществе (социально-философский анализ). Автореферат дисс. канд. филос. Наук. Уфа, 2000. -18 с.

28. Галимов Б.С., Селиванов А.И. Философия: Уч. пособие. Изд. к-е, измен, и доп. Уфа: РИЦ Башкирск. ун-та, 1997. - 218 с.

29. Гельвеций К.А. О человеке, его умственных способностях и его воспитании. М., 1938. -484 с.

30. Гельвеций К.А. Об уме. М.: ОГИЗ, 1938. 396 с.

31. Гладкова Ю. Новая идеология семьи в России //Общественные науки и современность. 1997. - № 2. - С. 46-52.

32. Гессен С.И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию /Отв. ред. и сост. П.В. Алексеев. М.: «Школа-Пресс», 1995. - 448 с.

33. Глазачев С.Н. Экологическое образование: учебная литература. /Социально-политический журнал. 1997. - № 4. - С. 57.

34. Григорьев В.И. Человек культура - творчество - природа: гармония или конфликт? (Опыт постановки проблемы) - Человек как философская проблема: Восток-Запад. - М., 1991. -480 с.

35. Губин В.Д. Я познаю мир: Детская энциклопедия: Философия. М.: Олимп; ООО «Издательство АСТЛТД», 1997. - 464 с.

36. Гурко Т.А. Особенности развития личности подростков в различных типах семей //Социологические исследования. 1996. - № 3. - С. 81-90.

37. Гурко Т.А. Родительство в изменяющихся социальнокультурных условиях //Социологические исследования. 1997. - № 1. - С. 72-79.

38. Гурко Т.А. Трансформация института современной семьи //Социологические исследования. 1995. - № 10. - С. 95-99.

39. Дементьева И.Ф. Семья в системе стартовых жизненных условийстаршеклассников //Социологические исследования. 1995. - № 6. -С.130-140.

40. Дементьева Т.В. Становление личности в процессе художественного обучения. Проблемы обучения и воспитания молодежи. //Тез. Докладов молод исслед., аспир. и соиск. / Башкирск. Пед. ин-т. Вып. 8. Уфа, 1997. - С.73.

41. Долженко О.В. Очерки по философии образования. М., Промо-Медиа, 1995.-240 с.

42. Дубогрызова Г.Н. Педагогические основы формирования художественной творческой деятельности детей 6-7 лет средствами музыкально-речевого фольклора. Автореферат канд. пед. наук. Майкоп, 1996. - 18 с.

43. Дюркгейм Э. Социология. Ее предмет, метод, предназначение / Пер. с фр., составление, послесловие и примечание А.Б. Гофмана. М.: Канон, 1995. -352 с.

44. Еникеева С.Р. Исторический факт и миф //Обоснование и культура: Сборник научных статей / Башкирск. ун-т. Уфа, 1995. - С. 58-64.

45. Елизаров А.Н. Ценностные ориентации неблагополучных семей //Социологические исследования. 1995. - № 7. - С. 93-99.

46. Залесский Г.Е. Ценностно-мотивационные аспекты деятельностной теории учения //Вестник Моск. ун-та. Сер. 14, Психология. М., 1998. - № 2. -С. 58-57.

47. Занков JI.B. Избранные педагогические труды. М.: Педагогика, 1990. -424 с.

48. Захаров C.B., Иванова Е.И. Рождаемость и брачность В России //Социологические исследования. 1997. - № 7. - С. 76-77.

49. Иваненков С.П. Социальное время и социализация молодежи. //Социально-политический журнал. 1997 - № 2. - С. 32-46.

50. Ильенков Э.В. Об идолах и идеалах. М.: Политиздат, 1968. 319 с.

51. Ильенков Э.В. Философия и культура / Вступ. ст. А.Г. Новохатько. М.: Политиздат, 1991. - 462 с.

52. Ильин H.A. Собрание сочинений в 10-ти томах. Кн. 2. М.: Русскаякнига, 1996. 262 с.

53. История философии в кратком изложении / Пер. с чеш. И.И. Богута. М.: Мысль, 1994.-590 с.

54. Каган М.С. Философия как мировоззрение. //Вопросы философии, 1997, №9.-С. 36-45.

55. Кемеров В.Е. Введение в социальную философию. Учебное пособие для гуманитарных вузов. М., 1996. - 215 с.

56. Клепарская Н.В. К вопросу об изучении линии родителей о правах детей в семье //Социологический сборник. М. 1998. - вып. 4. - С. 112-116.

57. Клизовский А. Основы миропонимания Новой Эпохи. Том 2, 3. Магнитогорск, 1994. 850 с.

58. Климова С.Г. Изменения ценностных оснований идентификации (80-90) //Социологические исследования. 1995. - № 1. - С.72.

59. Кунафин М.С. Мировоззренческий анализ оснований мировоззренческих поисков современности //Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века. Уфа, 1997. - 275 с.

60. Кон И.С. В поисках себя: Личность и ее самосознание. М.: Политиздат, 1984.-335 с.

61. Кон И.С. Открытие «Я». М.: Политиздат, 1993. - 383 с.

62. Крапивенский С.Э. Социальная философия: 3-е изд. Волгоград: комитет по печати, 1996. - С. 220-221.

63. Краткая философская энциклопедия. М., 1994. 357 с.

64. Краткий энциклопедический словарь. М., 1994. -295 с.

65. Краткий словарь по социологии. М.,1991. 250 с.

66. Кудряшев А.Ф. Комплексный характер единой картины мира //Научнотехнический прогресс: формы взаимодействия. Тезисы докладов. Уфа, 1986. -С. 8-10.

67. Кузнецов М.А. Ноосфера. Человечество. Мировоззрение. М., 1998. -125 с.

68. Кузнецова Л.Ф. Картина мира и ее функции в научном познании. Минск: Изд-во «Университетское», 1984. 142с.

69. Куревина C.B., Половинкина JI.M. Наука и ценностная ориентация личности //Формирование духовного мира человека: Межвузовский сборник научных трудов. Горький: ГГПИ, 1989. С. 75-83.

70. Кусжанова А.Ж. Проблема выявления социальной сущности образования и ее практическое значение. // Gredo. 1997. - № 2. - С. 23-32.

71. Лазарев B.C. Воинствующий эмпиризм против развивающего обучения //Педагогика. М., 1998. - № 3. - С. 106-113.

72. Ленин В.И. Полное собрание сочинений. Т.29. С. 137.

73. Лекторский В.А. Субъект, объект, познание. М., 1980. С. 177-178.

74. Лопатина А., Скребцова М. Искусство видеть мир. М.: Сфера, 1998. -576с. (Серия «Книга для занятий по духовному воспитанию», Книга IV).

75. Лосев А.Ф. Дерзание духа / Послесловие Ю.А. Ростовцева, С. 340-365. -М.: Политиздат, 1988. 364 с.

76. Лосев А.Ф. Миф. Число. Сущность. М.: Изд-во «Мысль», 1994. 919 с.

77. Лямцев П.П. Формирование человека как личности (социально-философский аспект). Ленинград: Издательство Ленинградского университета, 1988. - 119 с.

78. Майтечек 3. Родители и дети. М.: Просвещение, 1992. 320 с.

79. Мамардашвили М.К. Философия и религия. Человек, 1997, № 4. - С. 77-92.

80. Маркс К., Энгельс Ф. Сочинения. Т.20. 513 с.

81. Менчинская Н.А. Проблемы учения и умственного развития школьника.

82. Избранные философские труды. М., 1989. - 218 с.

83. Минкина H.A. Воспитание ответственностью. М.: Высшая Школа, 1990. -144 с.

84. Мир детства: Младший школьник / Под. ред. А.Г. Хрипковой; Отв. ред. В.В. Давыдов. М.: Педагогика, 1990. 424 с.

85. Мировоззрение в системе духовности: материалы республиканской конференции молодых ученых (22 февраля 1999 г.) /Под ред Хазиева B.C., Танеевой В.В. Уфа: БГПИ, 1999. 46 с.

86. Мировоззрение и естественно-научное познание /Н.Т. Абрамова, М.А.Голубец, Н.П. Депенчук и др. Отв. ред. Н.П. Депенчук, H.H. Киселев. Киев: Наук. Думка, 1983. 326 с.

87. Мировоззрение и естественнонаучное познание. Киев, 1983. 328 с.

88. Мировоззренческая культура личности: (философские проблемы формирования) /В.П. Иванов, Е.К. Быстрицкий, Н.Ф. Тарасенко, В.П. Козловский. Киев: Наукова Думка, 1986. - 295 с.

89. Мировоззренческая направленность трудового обучения и воспитания школьников /Сборник научных трудов /отв. ред. Э.И. Моносзон. М.: Изд. АПН СССР, 1987.- 167 с.

90. Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века /Материалы научно-практической конференции Уфа, 29-31 мая 1997 г. Уфа: РИЦ Башкирск. ун-та, 1997. 206 с.

91. Мировоззренческие проблемы формирования Нового мышления: Метод, направления формирования мировоззрения /Межвуз. сб. науч. тр. Чебоксары: Чуваш.ГУ, 1989. - 155 с.

92. Мировоззренческий потенциал гуманитарных наук /В.Ф. Лобас, A.C. Зеленько, Л.Н. Синельникова и др.; Под ред. В.Ф. Лобаса. Киев: Высшая школа, 1990.- 169 с.

93. Моисеев H.H. Естественнонаучное знание и гуманитарное мышление //Общественные науки и современность. 1993. - № 2. - С. 63-75.

94. Моносзон Э.И. Формирование научного мировоззрения учащихся. М.1985.-232 с.

95. Монтессори М. Метод научной педагогики, применяемый к детскому воспитанию в домах ребенка. Перевод с итальянского издания. Издание 4-е. -М.: «Радруга», 1980. 209 с.

96. Москаленко В.В. Социализация личности (Философский аспект). К.,1986.-351 с.

97. Москаленко В.В. Дети в алкогольной семье //Семья и школа. 1991. -№8.-С. 34-36.

98. Морозов В.В., Скробов А.П. Человек и общество. Противоречивость социализации и воспитания молодежи в условиях реформ. //СПЖ. 1998. -№ 1.-С. 148.

99. Мужик Й. К определению сущности мировоззрения //Вестник Московского ун-та, сер. 7. Философия, 1990. № 3. - С. 15-23.

100. Мухамедьянов С.А. Ребенок перед лицом смерти. Уфа: «Экология», 1998. -51 с.

101. Мухамедьянов С.А. Феномен смерти как социально-педагогическая проблема. Уфа, 1998. 160 с.

102. Мухаметлатыпов Ф.У. Методологические основы исследования мировоззрения //Мировоззренческие поиски современности. Уфа: Издательство Уфимского технологического института сервиса, 1998. С. 28-29.

103. Несмеянова М.И. Детство как социально-философского проблема. Автореф. канд. дисс. -Р.-на-Д., 1987. 18 с.

104. Немов P.C. Психология. В 2-х книгах. Книга 2-ая. М.: Просвещение, 1994.-С. 176.

105. Новейший философский словарь (составитель A.A. Грицанов). Мн.: Изд. В.М. Скакун, 1998. - 430 с.

106. Обухова Л.Ф. Детская (возрастная) психология. М.: Российское педагогическое агентство, 1996. 374 с.

107. Оедак П.Г. Миропостижение и верования наших дней: Учебное пособие /Сиб. Ун-т потреб, кооп. Новосибирск, 1999. -115 с.

108. Орешников И.М. Что такое гуманитарная культура. Саранск: Изд-во Мордовского ун-та, 1992. - 203 с.

109. Ортега-и-Гассет X. Что такое философия? М., 1991. - 408 с.

110. Пиаже Жан. Избранные психологические труды. / Перевод с франц. Пред. В.А. Лекторского. М., 1969. - 371 с.

111. Писманик М.Г. Личность и религия. М.: «Наука», 1976. - 152 с.

112. Платонов Г.В. Картина мира, мировоззрение и идеология. М., 1972. -С. 48.

113. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: «Наука», 1986. -255 с.

114. Плескачевская A.A. Феномен детства: Семиотический аспект социально-философского анализа. Автореферат канд. филос. наук. СПб: 1997. - 22 с.

115. Плеханов Г.В. Избранные философские произведения. М., 1957. Т. 3. -330 с.

116. Поздяева С.М. Человек и его мир. Учебное пособие. Уфа: РИЦ Башкирск. ун-та, 1996. - 170 с.

117. Половинкина Л.М. О функциях научного мировоззрения в формировании сознания личности //Формирование духовного мира человека: Межвузовский сборник научных трудов. Горький: ГГПИ им. М. Горького, 1989. -С. 68-75.

118. Полякова E.H. Искусство. Мировоззрение. Духовность. Мировоззрение в системе духовности //Материалы республиканской конференции молодых ученых (22 февраля 1999г.) / Под. ред. B.C. Хазиева, В.В. Танеевой. Уфа: Башгоспединститут, 1999. - С. 30-32.

119. Попеное Д. Упадок американской семьи (1960-1990): образ и оценка

120. Вестник Московского университета. Серия 18. Социология и политология.1996.-№3,-С. 70-71.

121. Парнюк М.А., Деркач Л.А., Коноплев Н.С. Мировоззренческие проблемы формирования Нового мышления /Межвуз. сб. науч. тр. Чебоксары: Чуваш.ГУ, 1989. - 155 с.

122. Проневская И.В. Семья в социальной философии Сократа, Платона и Аристотеля //Вестник Московского университета. Серия 18. 1988. - № 4. -С. 128-139.

123. Прохоров М.М. Мировоззренческая самоидентификация человека: Монография / Волж. гос. инженер, пед. ин-т. Н. Новгород: ВГИПИ, 1998. -283 с.

124. Ракаева A.A. Социальные проблемы детства. Автореф. канд дисс. Уфа,1997.- 18 с.

125. Рыбаков П.С. От мировоззрения к постмировоззрению? //Мировоззренческие основания человеческой деятельности на рубеже XXI века: материалы научно-практической конференции / РИЦ Башкирск. ун-та. -Уфа, 1997.-С. 3-5.

126. Свиридова A.C. О проблемах социализации и ресоциализации школьников //Социологический сборник М., 1998. - Выпуск 4. - С. 132-138.

127. Свирский С.Я. Формирование научного мировоззрения и художественная литература. Ташкент: «Узбекистан», 1973. - 263 с.

128. Селиванов А.И. Мозаичная философия развивающегося мира. Уфа: РИЦ Башкирск. ун-та. 1997. - 160 с.

129. Силласте Г.Г. Русская семья в новой межнациональной ситуации //Социологические исследования. 1995. - № 3. - С. 101-109.

130. Семенов В.В. От дуализма к агонии идеализма. Философия как психология мышления. Пущино: ОНТИ ПНЦ РАН, 1999. - 29 с.

131. Семенов С.Н. Развитие творческих способностей в процессе обучения (философско-методологические проблемы). Уфа: Гилем, 1998. - 174с.

132. Семья здоровье - общество / Под ред. М.С. Бедного. - М.: Мысль, 1986. -239 с.

133. Семья в Республике Башкортостан: Статистический сборник. Уфа: Гос. Комитет РБ по статистике, 1998. - 152 с.

134. Сенека, Честерфельд, Моруа. Если хочешь быть свободным. М., 1992. -381 с.

135. Сироткин Л.Ю. Школьник, его развитие и воспитание: Учеб. пособие для студентов ун-тов и пед. ин-тов. Самара: Изд-во Самарск. госпединститута, 1991.-243 с.

136. Скоробогацкий В.В. Развитие философского знания: необходимость нового мышления //Философские науки. М., 1990. - № 2. - С. 14-22.

137. Скворцов Л.В. Культура самосознания: Человек в поисках истины своего бытия. М.: Политиздат, 1989. - 319 с.

138. Скибицкий М.М. Мировоззрение, естествознание, теология. М., 1986. -223 с.

139. Словарь по этике / Под. ред. И.С. Кона. М., 1975. - 375 с.

140. Совалев В.А. Мировоззрение как выражение смысла человеческого бытия //Человек как философская проблема и мировоззрение. Сб. научных трудов. -Владимир, 1982. С. 144.

141. Соколов A.B. 3. Фрейд: попытка реконструкции основ мировоззрения //Вестник Московского ун-та. Серия 7. Философия, 1989. № 2. - С. 44-57.

142. Соколов В.В. Мировоззренческие константы древнейших мифологий //Философия и общество, 1998, № 6. С. 50-103.

143. Соколова Л.Б. Философия образования как сущность мировоззренческих оснований образовательного процесса. //Gredo. № 4. - 1997. - С. 34-43.

144. Сократ, Платон, Аристотель, Сенека. Библиографический очерк. М.: Изд-во «Республика», 1995. - 189 с.

145. Столетов В.Н. Становление личности. М., 1987. - 334 с.

146. Столярова Т.Ф. Новые ценностные системы и мировоззрение условиерешения экологических проблем 20 века // Мир психологии. -1997. -№ 1. -С. 6-14.

147. Сухомлинский В.А. О воспитании. /Сост. и авт. вступит, очерков С. Соловейчик. 5-е изд. - М.: Политиздат, 1985. - 270 с.

148. Тараскина Г.С. Адаптирование младшего школьника к окружающему миру средствами искусства и культуры. М., 1997. - С. 93.

149. Терентьев A.A. Современная школа. Социальные цели и этапы развития //Школа современного общества. Н.Новгород, 1997. - С. 151-157.

150. Титаренко В.Я. Семья и формирование личности. М.: Мысль, 1987. -351 с.

151. Тонких A.C. Научное мировоззрение: понятие, структура, функции. -Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1980. -96 с.

152. Тухватуллин P.M. Влияние общественного мнения на ценностные ориентации личности в сфере национального развития, и межнациональных отношений. Уфа: Китап, 1997. - 457 с.

153. Ушинский К.Д. Педагогические сочинения. В 6 т. Т.5. / Сост. С.Ф. Егоров. М. Педагогика, 1990. - 528 с.

154. Фейербах JI. Избранные философские произведения. М., 1955. 117 с.

155. Фельдштейн Д.И. Проблемы возрастной и педагогической психологии. М.: Международная педагогическая академия, 1995. 368 с.

156. Философия, политология, экономика. Словарь. Ярославль: Академия развития, 1997. -208 с.

157. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА, 1999. -271 с.

158. Финогентов В.Н. Время, бытие, человек. Уфа: РИЦ Башкирск. ун-та, 1992.-222 с.

159. Фребель Ф. Педагогические сочинения. Перевод с нем. И.Д. Городецкого. Изд. 2-е. М., 1913. T. 1. Воспитание человека. - 359 с.

160. Фрейд 3. Введение в психоанализ. Лекции / Авторы очерка о Фрейде Ф.В. Бассин и М.Г. Ярошевский. М., 1991. - 456 с. - Серия «Классики науки».

161. Фромм Э. Душа человека. М.: Изд-во «Республика», 1992. - 430 с.

162. Фомина М.Н. Философия культуры: мировоззренческий аспект //Gredo. -М:, 1990. -№ 2. -С. 70-76.

163. Хазиев З.А. Многоликость универсума. Уфа: РИЦ Башкирск. ун-та, 1998.-88 с.

164. Хайдеггер М. Разговор на проселочной дороге. Сборник: Пер. с нем. / Под ред. А. Л. Доброхотова. -М.: Высш. шк., 1991. 192 с.

165. Харчев А.Г. Социология воспитания: (О некоторых актуальных социальных проблемах воспитания личности). М.: Политиздат, 1990. -222 с.

166. Хасбулатов Х.М. К вопросу об определении понятия «научное мировоззрение». //Вестник Московского ун-та. Серия 7. Философия. М., 1984, №2.-С. 12-20.

167. Хисаметдинова Ф.Г. Роль матери в воспитании, образовании и социализации детей (доклад на республиканской научно-практической конференции). Уфа: РИЦ БИПКРО, 1996. - 38 с.

168. Черкявская Г.К. Концепция непрерывности образования в философии E.H. Медынского //Вторые Уральские историко-педагогические чтения. -Екатеринбург, 1998. С. 181-183.

169. Шахнович М.И. Первобытная мифология и философия. Ленинград: Изд-во «Наука», 1971. 240 с.

170. ТТТяттт В.Н. К вопросу о сущности и функциях мировоззрения //Мировоззренческие проблемы формирования Нового мышления: Межвуз. сб. науч. тр. Чебоксары: ЧувашГУ, 1989. - 155 с.

171. Шварцман К.А. Философия и воспитание: Критический анализ немарксистской концепции. М.: Политиздат, 1989. - 208 с.

172. Щедрина Г.К. Картина мира и мир искусства //Искусство и духовные ценности. СПб., 1998. - С. 34-35.

173. Шелер М. Формы знания и образования //Человек. 1992. - № 4. -С.85-96.

174. Шердаков В.Н. О познавательном, нравственном и эстетическом отношении человека к действительности //Вопросы философии. 1996. -№ 2.

175. Шинкарук В.И. Мировоззрение и философия (Историко-философский аспект) / Методологические и мировоззренческие проблемы истории философии. М.: Наука, 1988. - 280 с.

176. Ширяева A.A. Социальная адаптация в контексте семьи: социально-философский анализ. Автореферат канд. дисс. Уфа, 2000. - 24 с.

177. Шопенгауэр А. Избранные произведения / Сост. авт. вступ. Ст. и примеч. И.С. Нарский. М.: Просвещение, 1993. - 479 с.

178. Шафикова Г.Р. Основы нравственного воспитания школьника. //Проблемы обучения и воспитания молодежи. Тез. докл. молодых исследователей, педагогов, аспир. и соиск. Уфа, Башгоспедиститут. Вып.8. -С. 31-32.

179. Шуртаков К.П. Мировоззрение и методы его формирования. /Концептуально-философский анализ. Казань, 1989. - 216 с.

180. Щеглов И.А. Политическая социализация в России //Социально -гуманитарные знания. М , 1999. - № 5. -С. 45.

181. Щелкунов М.Д. Мировоззрение и общенаучное знание. Казань, 1990. -С. 152.

182. Щербинин В.А. Научное мировоззрение и проблема активизации человеческого фактора. М., 1989. - С. 58.

183. Эльконин Д.Б. Избранные психологические труда. М/. Педагогика, 1989. - 560 с.

184. Эриксон Эрик Г. Детство и общество. Изд. 2-е, перераб. и доп. / Пер. с английского. - СПб.: Ленато, Пет, Фонд «Университетская книга», 1996. -592 с.

185. Юнг К.Г. Собрание сочинений. Конфликты детской души / Пер. с нем. -М.: Канон, 1994.-336 с.

186. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991. - 527 с.

187. Piaget J. The children conception of the World. London - New York, 1982/ 448p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.