Формирование музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования средствами социального воспитания тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат педагогических наук Комиссаров, Павел Николаевич

  • Комиссаров, Павел Николаевич
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2011, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 219
Комиссаров, Павел Николаевич. Формирование музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования средствами социального воспитания: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Москва. 2011. 219 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Комиссаров, Павел Николаевич

ВВЕДЕНИЕ.

ГЛАВА 1. ФОРМИРОВАНИЕ МУЗЫКАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ КАК ПРОБЛЕМА СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКОГО ИССЛЕДОВАНИЯ.

1.1. Анализ отечественного и зарубежного опыта по формированию музыкального мировоззрения учащихся

1.2. Социально-педагогические предпосылки формирования музыкального мировоззрения средствами социального воспитания.

1.3. Сущность и содержание процесса формирования музыкального мировоззрения учащихся.

ГЛАВА 2. ОБОСНОВАНИЕ МОДЕЛИ ПРОЦЕССА ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ УЧРЕЖДЕНИЙ ДОПОЛНИТЕЛЬНОГО ОБРАЗОВАНИЯ.

2.1. Характеристика модели процесса формирования музыкального мировоззрения учащихся в учреждениях дополнительного образования.

2.2.Характеристика факторов эффективности процесса формирования музыкального мировоззрения учащихся в учреждениях дополнительного образования.

2.3. Программа опытно-экспериментальной работы по обоснованию модели процесса формирования музыкального мировоззрения средствами социального воспитания.

ГЛАВА 3. СОЦИАЛЬНО-ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ МУЗЫКАЛЬНОГО МИРОВОЗЗРЕНИЯ УЧАЩИХСЯ

СРЕДСТВАМИ СОЦИАЛЬНОГО ВОСПИТАНИЯ.

3.1. Развития у педагогов музыкальных дисциплин и творчества потребности строить свою деятельность в соответствии с учебно-воспитательным процессом школы.

3.2.Внедрение в систему музыкального обучения учащихся инновационных социально-педагогических технологий использования средств социального воспитания.

3.3. Стимулирование взаимодействия учреждений дополнительного образования и семьи учащегося в интересах формирования музыкального мировоззрения.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования средствами социального воспитания»

Сегодня много говорится о том, что российская воспитательно-образовательная система находится на переломном этапе своего развития. Образование - обновлённое, очищенное от идеологических догматов и устоявшихся предрассудков, - именно оно призвано изменить к лучшему ситуацию в российском обществе, поднять духовную жизнь людей на более высокую ступень.

Происходящие в настоящее время в системе образования качественные изменения, обусловленные новой социокультурной ситуацией, потребовали дальнейшего развития профессиональных функций преподавателей музыкальных дисциплин, овладение ими несвойственными ранее видами педагогической деятельности. Современный учитель музыки с первых дней своей работы в школе находится в режиме поиска, связанного с обновлением существующей традиционной системы образования, в том числе и средствами социального воспитания. Всё это в полной мере относится к области художественно-эстетического воспитания.

Таким образом, в условиях смены устоявшихся ценностей как никогда важным является акцентирование внимания в учреждениях дополнительного образования на формирование музыкального мировоззрения учащихся используя все средства социального воспитания, в итоге получая от этого процесса гармоничное развитие личности, приобщение к общечеловеческим идеалам и духовным ценностям.

Актуальность исследования Сохраняющийся в настоящее время высокий уровень социальной напряженности в молодежной профессиональной среде обусловлен недооценкой реализации средств социального воспитания среди подрастающего поколения, прежде всего в художественно-эстетическом развитии учащихся на более ранних стадиях профессионального образования и необходимостью поиска ресурсов успешного формирования музыкального мировоззрения средствами социального воспитания, а также в использовании возможностей воспитательного потенциала социальных институтов и социальной деятельности для развития профессиональных качеств учащихся музыкальных школ, школ искусств и студий.1 .

В России, как показывает практика научных исследований, наиболее эффективными социальными институтами образования, где могут управлять процессом воспитания и становления личности, форми-рования музыкального мировоззрения являются учреждения дополнительного образования. В этих учреждениях учатся, как правило, дети, с еще не оформившимся отношением к окружающему миру. Эти обстоятельства актуализируют ранние стадии профессионального образования учащихся в формировании мировоззренческой позиции, а применяя эстетическое и художественное образование, используя средства социального воспитания, потенциал социума - и музыкальное мировоззрение.

Особенности музыкального мировоззрения и проблемы его формирования получили достаточно широкое освещение в философской, педагогической и психологической литературе. Значительный вклад в разработку проблем социальных и педагогических условий по формированию мировоззрения у детей внесли выдающиеся педагоги К.Д. Ушинский, A.C. Макаренко, В.А. Сухомлинский. Социально-педагогические I идеи социализации личности освещены в работах В.Г. Бочаровой,

1. 1 п.п. 2. Государственная, муниципальная школа искусств (далее: школа искусств) реализует образовательные программы начального профессионального обучения и образования, подготовки наиболее одаренных учащихся к поступлению в учреждения среднего и высшего профессионального образования в сфере искусства и культуры.

Вместе с учреждениями дополнительного образования всех ведомств, школы искусств составляют потенциал, реализующий образовательные программы общего художественно-эстетического развития. (См.: Раздел «Общие положения», ТИПОВОЕ ПОЛОЖЕНИЕ о государственной, муниципальной школе искусств, утвержденное МИНИСТЕРСТВОМ КУЛЬТУРЫ РОССИЙСКОЙ ФЕДЕРАЦИИ (ПРИКАЗ от 04.09.95 г. N 617)

З.И.Васильева, М.П.Гурьяновой, А.В.Мудрика, М.М.Плоткина, В.С.Торохтия, Г.Н.Филонова, Ю.В. Савина.

Особенности музыкального образования как предпосылки формирования музыкального мировоззрения раскрыты в работах музыковедов: М.И. Имханицкого, A.B. Чагадаева, Б.М. Целковникова, Ф.Нурлыбаевой, специфика которых заключается в эмоциональном воздействии на личность, наличие огромного потенциала для развития ценностно-смысловой грани мировоззрения личности, высокая их значимость в обучении и воспитании учащихся.

Анализ научной, специальной литературы по проблемам социального воспитания и мировоззрению личности позволил выявить ряд противоречий: -между возрастающими потребностями учреждений дополнительного образования в поиске дополнительных ресурсов воспитания учащихся и недостаточным использованием воспитательного потенциала семьи;

- между возрастающей ролью музыкальной деятельности, как значимой социальной деятельности и недооценкой роли музыкального мировоззрения ее субъектов;

- между стремлением учреждений дополнительного образования к развитию у учащихся мотивации на музыкальную деятельность и недостаточным включением их в общественно значимые дела.

Необходимость разрешения вышеназванных противоречий, недостаточная теоретическая разработанность проблемы, а также ее высокая востребованность социальной практикой обусловили выбор темы исследования - «Формирование музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования средствами социального воспитания».

Объект исследования: учебно-воспитательный процесс учреждений дополнительного образования, реализующих образовательные программы музыкального образования.

Предмет исследования: социально-педагогические условия процесса формирования музыкального мировоззрения учащихся средствами социального воспитания.

Цель исследования: разработать, обосновать и апробировать модель процесса формирования музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования средствами социального воспитания.

Исходя из проблемы, объекта, предмета, цели были сформулированы следующие задачи исследования:

Определить сущность и содержание музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования.

2.Выявить сущность и содержание процесса формирования музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования.

3.Разработать и апробировать модель процесса формирования музыкального мировоззрения средствами социального воспитания.

4.Выявить факторы, влияющие на личность в процессе формирования музыкального мировоззрения учащихся.

5.Выявить и обосновать социально-педагогические условия формирования музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования средствами социального воспитания.

6.Разработать научно-методические рекомендации по формированию музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования средствами социального воспитания.

Гипотеза исследования: процесс формирования музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования будет эффективным, если:

- интегрировать деятельность педагогов музыкальных школ и школ искусств в учебно-воспитательный процесс общеобразовательного учреждения;

- использовать в музыкальном обучении технологии социального воспитания учащихся учреждений дополнительного образования;

- совершенствовать процесс взаимодействия учащихся музыкальных школ с другими социальными институтами микрорайона (учреждения социального обслуживания населения, семья учащегося, детский дом и др.) в интересах формирования музыкального мировоззрения.

Методологической основой исследования являются социально-педагогические идеи о личности как субъекте социальной обусловленности развития человека и общества, а также ведущие идеи отечественных специалистов в области теории и практики преподавания музыкальных дисциплин; представления о семье как о социальном институте и воспитывающем коллективе.

Теоретическую базу исследования составляют: исследования по проблемам совершенствования музыкально-воспитательной и образовательной работы в современной России, изложенные в трудах О. Радыновой, JI. Школяра, О. Ощепковой, Т. Мариупольской, Б. Критского, Е. Николаевой, В. Горлинского, И. Немыкиной, Б. Целковникова, А. Якуповой и других.

- проблемы развития личности в учебно-воспитательном процессе в трудах Н. Пирогова, К. Ушинского, Н. Бунакова, В. Водовозова, П. Каптерева, П. Вахтерова, В. Зеньковского, И. Ильина и других.

- социально-педагогические идеи в развитии личности (В.Г. Бочарова, З.И. Васильева, М.П. Гурьянова, A.B. Мудрик, М.М. Плоткин, B.C. Торохтий, Г.Н. Филонов).

- положения общей теории профессионально-педагогического образования, философии и социологии педагогического образования (И. Кант, И. Фихте, Г. Гегель, М. Мамардашвили, М. Бахтин, А. Лосев, Б.З. Вульфов, Г.Г. Силласте, В.А. Сластенин и др.);

- положения о мировоззрении и методах его формирования в работах психологов Л.И. Божович, Б.И. Додонова, P.M. Залесского, А.Г. Ковалева,

И.М. Краснобаева, H.A. Менчинской, Т.К. Мухиной, Т.С. Тамбовцевой, Б.М. Теплова и др.

Для проверки гипотезы и решения поставленных задач использовалась совокупность следующих методов исследования: теоретический анализ научной литературы; изучение, обобщение педагогического опыта; анализ собственного педагогического опыта; опытно - экспериментальная работа; метод экспертных оценок; беседа; анкетирование; социально-педагогическая диагностика; моделирование процесса, анализ полученных результатов, статистическая обработка данных.

Основные этапы исследования. Исследование проводилось в три этапа.

На первом этапе (1995-2005) осуществлялся теоретический анализ социально-педагогической литературы, изучение современного состояния работы образовательных учреждений, анализ практической деятельности по формированию музыкального мировоззрения. Выявлены тенденции и закономерности развития социального воспитания в учреждениях дополнительного образования и их использование в формировании музыкального мировоззрения учащихся; выявлялись тенденции в развитии социальных институтов и их социально-педагогической инфраструктуре.

На втором этапе (2005-2008) разработана модель формирования музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования средствами социального воспитания; проводилась работа в рамках констатирующего, формирующего эксперимента,, выявлялись социально-педагогические условия эффективности процесса формирования музыкального мировоззрения учащихся учреждений дополнительного образования.

На третьем этапе (2008-2010) обобщались результаты опытно-экспериментальной работы; проводился анализ полученных результатов, формулировались значимые зависимости; осуществлялась апробация методик, оформлялась диссертация.

Базу исследования составили музыкальные классы дополнительного образования общеобразовательной школы «Мир знаний» с. Петрово -Дальнее Красногорского района Московской области, а также Красногорской музыкальной школы, музыкальной вокальной школы «Алые паруса» г. Красногорска, студии эстетического воспитания «Весна». Выборка участников опытно-экспериментальной работы на различных этапах исследования составила более 220 учащихся, 50 семей учащихся, 90 преподавателей учреждений дополнительного образования, социальных педагогов, психологов, специалистов социальных учреждений образования.

Научная новизна исследования заключается в том, что в диссертации впервые охарактеризованы содержательные и структурные особенности музыкального мировоззрения как личностного качества учащегося на основе использования воспитательного потенциала социума. Показаны отличия процесса формирования музыкального мировоззрения средствами социального воспитания и нормативных условий учебно-воспитательной работы образовательных учреждений.

В диссертации выявлен и апробирован комплекс социально-педагогических условий формирования музыкального мировоззрения средствами социального воспитания, включающий развитие у педагогов музыкальных дисциплин социальных потребностей, включение учащихся в социально-значимые виды деятельности, реализация образовательным учреждением воспитательных возможностей других социальных институтов.

Теоретическая значимость исследования заключается в обосновании социально-педагогического подхода к реализации процесса формирования музыкального мировоззрения учащихся средствами социального воспитания, что обогащает теорию педагогики и социально-педагогической деятельности; в определении социально-педагогических предпосылок формирования музыкального мировоззрения личности учащегося. Результаты исследования развивают представления о роли музыкального мировоззрения в процессе социализации личности учащегося в сфере профессионального образования.

В научный оборот введено понятие «музыкальное мировоззрение», заключающегося в отражении знаний, взглядов и убеждений по проблемам музыкального мира, способных развивать и совершенствовать саму личность и окружающих ее людей.

Практическая значимость исследования состоит в том, что полученные результаты могут быть использованы в разработке основных образовательных программ начального и среднего профессионального образования, при планировании и организации учебно-воспитательного процесса в учреждениях, реализующих образовательные программы начального профессионального обучения и образования, при разработке долгосрочных проектов и программ социального воспитания детей и молодежи. Выявленные характеристики музыкального мировоззрения могут учитываться при разработке и реализации моделей и программ, не только развивающих личность, но и корректирующих ее поведение.

Достоверность исследования обеспечена обоснованностью исходных методологических позиций, комплексным использованием методов, применением апробированного инструментария, проведением педагогического исследования, репрезентативностью выборки, значимостью экспериментальных данных, их проверкой и апробацией в практике образовательных учреждений.

Основные положения, выносимые на защиту: 1. Музыкальное мировоззрение учащихся является социальным качеством личности учащегося. Оно отражает совокупность музыкальных знаний, взглядов и убеждений учащегося в различных жанрах музыкального искусства и проявляющихся в преобладающих отношениях, поведении и поступках личности в общении и деятельности, позволяющих ей включаться в социально-значимые виды деятельности и влиять на социальное развитие других людей.

2. Модель процесса формирования музыкального мировоззрения учащихся средствами социального воспитания включает: средства и формы социального воспитания; факторы, влияющие на формирование музыкального мировоззрения; этапы процесса его формирования (знакомство с музыкальным искусством; освоение знаний, связанных с музыкой; активное развитие музыкальных взглядов и убеждений; совершенствование музыкального мировоззрения; формирование профессиональных перспектив); социально-педагогические условия эффективности процесса формирования музыкального мировоззрения.

3. Факторами, стимулирующими формирование музыкального мировоззрения учащихся средствами социального воспитания являются: интеграция социально-педагогической деятельности учреждения дополнительного образования с учебно-воспитательным процессом школы; взаимодействие специалистов музыкального профиля и педагогов в процессе формирования музыкального мировоззрения учащихся; активное участие учащихся музыкальных школ в музыкальной социально-значимой деятельности учреждения дополнительного образования.

4. Социально-педагогическими условиями формирования музыкального мировоззрения являются: а) развития у педагогов музыкальных дисциплин и творчества потребности строить свою деятельность в соответствии с учебно-воспитательным процессом школы; б) внедрение в систему музыкального обучения учащихся инновационных социально-педагогических технологий использования средств социального воспитания; в) стимулирование взаимодействия учреждения дополнительного .образования и семьи учащегося в интересах формирования музыкального мировоззрения.

Личный вклад автора состоит в непосредственном руководстве и проведении опытно-экспериментальной работы; в анализе результатов

Личный вклад автора состоит в непосредственном руководстве и проведении опытно-экспериментальной работы; в анализе результатов теоретической и экспериментальной части исследования; во внедрении в учебно-воспитательный процесс учреждений дополнительного, образования модели процесса формирования музыкального мировоззрения учащихся средствами социального воспитания.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись: в публикациях, в докладах на научно-практических конференциях, а также посредством внедрения социально-педагогических технологий в учебно-воспитательный процесс школ искусств Московской области; в обсуждениях основных положений, этапов предварительных итогов исследования на заседаниях кафедры социальной педагогики МГТШУ, на методических семинарах, на Всероссийском конгрессе социальных педагогов «Социальная педагогика: традиции и инновации» (Екатеринбург, 2009), на Международной научно-практической конференции «Теория и практика социально-педагогической деятельности в современном социуме» (Москва 2011). .

Материалы исследования изложены в 10 авторских работах, в том числе 2 в журнале, определенном ВАК, 8 научных статей, 2 методические разработки.

Структура и объем диссертационной работы. Диссертация изложена на 219 страницах машинописного текста и включает: введение, три главы, заключение, список литературы (156 наименование, в том числе 5 иностранных, в тексте использованы 13 таблиц, 2 гистограммы, 5 рисунков и 11 приложений).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», Комиссаров, Павел Николаевич

Выводы по 3 главе:

1. Результаты формирующего эксперимента показали, что разработанное на основе теоретических положений внедрение социально-педагогических технологий, направленное на коррекцию необходимых компонентов, позволяет формировать музыкальное мировоззрение учащихся средствами школ начального профессионального образования.

2. В качестве основных социально-педагогических условий формирования музыкального мировоззрения средствами социального воспитания в музыкальных школах и школах искусств выступают:

- развитие у преподавателей потребности строить свою деятельность в соответствии с учебно-воспитательным процессом школы; внедрение в систему профессионального обучения учащихся инновационных социально-педагогических технологий;

- стимулирование взаимодействия музыкальных школ и семьи учащегося в формировании музыкального мировоззрения учащихся.

3. Разработанное и апробированное в ходе формирующего эксперимента социально-педагогические условия являются эффективным средством формирования музыкального мировоззрения учащихся, позволяющим в ходе работы учреждений дополнительного образования развивать у учащихся стремление к личностному росту, выбору профессии музыканта-инструменталиста, вокалиста и специалиста работающего в сфере культуры.

Заключение

Результаты проведенных исследований показывают многогранность и многоаспектность процесса социального воспитания учащихся, как интегративного качества личности, заключающейся в сформированности музыкального мировоззрения, устойчивости взгляда на профессию.

Проблема социального воспитания учащихся актуализируется в условиях модернизации образования, на фоне современного низкого уровня и позднего возрастного формирования музыкального мировоззрения, роста социальных проблем. Социальное воспитание учащихся может быть сформировано деятельностью музыкальной школы и школы искусств, так как они входят в новый этап своего развития, характеризующимся интенсивным использованием коммуникационных и образовательных возможностей школы начального профессионального образования в воспитательном и образовательном процессе школы, когда музыкальная школа, как институт взаимодействует с другими социальными институтами, влияющими на процесс формирования музыкального мировоззрения учащихся.

Проведенным исследованием доказаны выдвинутые гипотезы, решены поставленные задачи:

1. Формирование музыкального мировоззрения должно основываться на знании теоретического материала в музыкально-воспитательной деятельности, направленной на формирование социально-активной позиции, личного участия, поиска.

2. Имеющийся в педагогической практике опыт использования образовательного и воспитательного потенциала школы начального профессионального образования, его средств, форм и методов, нуждается в определенном осмыслении, коррекции с учетом изменившихся социально-экономических реалий.

Вместе с тем следует отметить значительный потенциал образовательной, воспитательной работы школы начального профессионального образования в решении проблемы формирования музыкального мировоззрения учащихся. Музыкальная школа и школа искусств может обеспечивать условия реализации содержания образования и учебно-познавательной деятельности в этом направлении. Она интегрирует в себе возможности носителя содержания образования (знания о культуре, достижениях в определенных видах искусства) и формы организации учебно-познавательной деятельности (включение учащихся в концертную, творческую работу).

В этой, связи можно говорить о школе начального профессионального образования- одновременно» не только как о форме организации образовательно-воспитательной деятельности, но и как о средстве формирования музыкального мировоззрения, поскольку она интегрирует в себе возможности носителя профессионального образования.

3. Организация школы начального профессионального образования должна строиться не только на основе общих подходов и принципов организации музыкально-педагогической работы, но и на основе взаимодействия социальных институтов социума.

4. Разработанная социально-педагогическая модель социального воспитания учащихся в процессе деятельности музыкальной школы и школы искусств учитывала, прежде всего, педагогический потенциал школы начального профессионального образования в решении задач по формированию музыкального мировоззрения учащихся.

Данный потенциал составляют конкретные педагогические средства, основные направления и формы работы школы начального профессионального образования.

4. Целенаправленная социально-педагогическая деятельность, организуемая в системе начального профессионального образования, способствует выработке особого состояния личности, проявляющегося в высоком уровне инициативности и реализующегося в сознании, и деятельности субъекта. Такая: деятельность предполагает целую систему конкретных проявлений личности, среди которых выделяются стремление к самообразованию и самоактуализации личности, совершенствование личностных черт характера и формирование знаний^ умений,, исследовательской;, поисковой работы, активное участие в научно-практических конференциях, в играх, формирование индивидуального сознания как высшей формы социального отражения среды.

5. Формирование музыкального мировоззрения учащихся. происходит в ходе освоения жизненного самоопределения, моральных норм, осмысления личного нравственного опыта, а также при взаимодействии с окружающими людьми, социальными институтами.

6. Работа учреждений дополнительного образования дает/возможность учащимся подготовиться к трудовой деятельности: опыт работы с музыкальными инструментами; опыт концертной деятельности, в творческом деле, в которых приобретаются коммуникативные, речевые навыки, навыки делового общения, ' творческого мышления, самостоятельного поиска творческой информации, навыки работы с нотами.

7. Критерии сформированное™ музыкального мировоззрения учащихся определяются совокупностью их количественных и качественных показателей. Поскольку рассматривалась эффективность социального воспитания учащихся как средства формирования: музыкального мировоззрения.

В ходе эксперимента была разработана система критериев ее эффективности, которая включала: эффективность деятельности музыкальной школы, уровень готовности социального воспитания, уровень потребности педагогов музыкальной школы строить деятельность в соответствии с учебно-воспитательным процессом школы, уровень взаимодействия музыкальной школы и семьи учащегося.

8. Социально-педагогическое взаимодействие учреждения дополнительного образования с другими социальными институтами является одним из факторов, влияющих на мотивацию совершенствования учащегося в творческом направлении, следовательно, музыкальная школа и школа искусств является эффективным средством совершенствования еще не окрепшего музыкального мировоззрения учащихся.

Использование средств социального воспитания в учреждении дополнительного образования является эффективным средством формирования музыкального мировоззрения. В этой' связи можно говорить о школе начального профессионального образования, как о средстве формирования музыкального мировоззрения.

Социально-педагогические предпосылки, влияющие на формирование музыкального мировоззрения учащихся проявляются:

- в деятельности воспитания в учреждениях дополнительного образования, которая является социально значимой деятельностью;

- в деятельности, которая направлена на использование потенциальных воспитательных возможностей социума;

- в просветительской деятельности средством социализации учащихся центрами которой являются музыкальные школы и школы искусств;

- в формировании социально-значимых качеств личности, в частности социальных потребностей, социальных способностей и социальной активности в учреждениях дополнительного образования;

- в связи учащихся музыкальных школ и школ искусств с другими социальными институтами общества, такими как семья, общеобразовательная школа, спортивные школы, культурно-просветительские учреждения и другие;

Использование потенциальных возможностей социума при развитии у учащихся учреждений дополнительного образования потребности строить свою деятельность в соответствии с учебно-воспитательным процессом школы; внедрение в систему профессионального обучения учащихся инновационных социально-педагогических технологий, а также стимулирование взаимодействия учреждений дополнительного образования, семьи учащегося и других социальных институтов в формировании музыкального мировоззрения учащихся являются социально-педагогическими условиями.

Проведенное исследование позволило сформулировать рекомендации и предложения:

1. На уровне образовательных учреждений: педагогам музыки и художественным руководителям кружков рекомендуется использовать в своей деятельности социально-педагогические технологии, педагогику музыкальной деятельности, способствующие формированию музыкального мировоззрения учащихся; строить свою деятельность в соответствии с потребностями учебно-воспитательного процесса школы; рекомендовать переподготовку преподавателей музыки по реализации воспитательного потенциала музыкальной культуры в учебном процессе школы.

2. На нормативно-правовом уровне: внести дополнение «рассматривать творческие музыкальные объединения как социальный институт» в разделе «О музыкальном воспитании в образовательном учреждении» Типового положения об образовательном учреждении дополнительного образования детей в редакции Постановления Правительства Российской Федерации от 22.02.1997 г., утвержденного Постановлением Правительства Российской Федерации от 19.03.2001 г. № 196; в разделе того же Положения «Функции музыкальных творческих объединений» добавить дополнительную функцию - «.взаимодействие с другими социальными институтами, организация кружковой деятельности».

Перспективами дальнейшего изучения проблемы формирования музыкального мировоззрения учащихся средствами социального воспитания могут быть проблемы координации деятельности всех социальных институтов, призванных участвовать в процессе формирования музыкального мировоззрения учащихся; разработки социально-педагогических технологий освоения воспитательных возможностей социума в формировании музыкального мировоззрения учащихся средствами социального воспитания и обучения.

Используемый нами в нашем исследовании системно-структурный подход, на наш взгляд, открывает много новых возможностей для построения основ развития музыкального мировоззрения учащихся. Такой подход имеет достаточно ясные перспективы для его использования в практике обучения. Ведь если понятно, что именно нужно развивать, по какому общему плану, и в какой последовательности, то это и есть тот психологический ориентир, по которому должна идти разработка дидактических принципов, методов, способов, приемов и средств формирования музыкального мировоззрения учащихся.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Комиссаров, Павел Николаевич, 2011 год

1. Абдуллина O.A. Демократизация образования и подготовка специалистов // Высшее образование в России. 2006.-№1.- С.75-77.

2. Андерсен Г., Расмуссен П.П. Модель датских продуктивных школ. //Школьные технологии. 2010. №4. - С. 139-145.

3. Андриенко В.П. Социальная психология.- М.: Academia, 2001. 362с.

4. Андрюхина J1.M. Культура и стиль : педагогические тональности.-Екатеринбург: Изд-во Уральского университета.2005.- 150с.

5. Анисенкова Е.Б. Игры для всей семьи. Книга для родителей. — М. 2009 Арнольд, А., Румп-Рейбер М., Хирш-Мирре. Школа Вильгельма Буша. // Школьные технологии. 2000. -№4. С. 127-132.

6. Анисимов В.В. Новый этап в развитии педагогического образования // Педагогика. 2002. №11 С.26-29.

7. Анисимов, В.П. Музыкальность: профессия или характер? // Сборник материалов Всероссийской научно-практической конференции "Педагогика XXI века: проблемы и перспективы художественного образования" Тверь: изд-во Тв. ГУ, 2007. — 4.1. - С. 26-34.

8. Анисимов, В.П. Теория и методика музыкального воспитания дошкольников Текст.: учеб. пособие / В.П. Анисимов. Тверь: изд-во Тв. ГУ, 2007. - 200 с.

9. Ю.Арнольдов A.C. "Живой мир социальной педагогики" М. 2009 г. 167с.

10. П.Аронов A.A. Вклад России в мировую культуру: Библиог. энцикл. Словарь. М.: Профиздат, 2002. - 345с.

11. Асафьев Б.В. Избранные статьи. Изд. 3-е. М.: Музыка, 2011. -134с.

12. Асмолов А.Г. Психология личности: Принципы общепсихо логического анализа. М.: «Смысл», ИЦ «Академия», 2002. -156с.

13. Асмолов А.Г. Личность: Психологическая стратегия воспитания // Новое педагогическое мышление. Изд.2-е. М., 2010. - С. 206-220.

14. Асмолов А.Г. Толерантность: различные парадигмы анализа // Толерантность и общественное сознание в России. Изд.2-е М., 2008. -174с.

15. Ашманис М.Г. Мировоззрение и условия его формирования. Изд. 2-е. -Рига, 2007. -47с.

16. Базиков A.C. Музыкальное образование в современной России: основные противоречия и пути их преодоления. Тамбов: ТГМПИ, 2002. З12'с.

17. Базиков A.C. Основные аспекты философии музыкального образования в современной России. Тамбов: ТГМПИ, 1999. - 41с.

18. Базиков А. С. Музыкальное образование в современной России (Основные противоречия и пути их преодоления) : Дис. . д-ра пед. наук : 13.00.02 :1. Тамбов, 2002.- 386 с.f

19. Байбородова, JI.B. Взаимодействие школы и семьи / JI.B. Байбородова. -Ярославль. ЯГПУ. 2003. - 89с.

20. Бакланова Т. И. Народная художественная культура в универсальной образовательной системе // Культурология: новые подходы. Альманах-ежегодник. №1.- М., 2005.- С. 24-30.

21. Бакланова Т.И. Педагогический потенциал русской традиционной культуры // Экспериментальная и методическая деятельность образовательных учреждений Зеленоградского учебного округа. М., Изд. 2-е .2008. С. 90-98.

22. Бакланова Т.И. Художественная культура народов России. 5-8 кл.- М., Просвещение, 2001. 124с.

23. Бакланова Т.И., Сокольникова Н.М. Художественная культура народов России: 5-8 кл. М.,: Просвещение, 2002. - 185с.

24. Бакланова, Т.И. Русская традиционная культура: Комплекс интегрированных программ для начальной школы.- М., 2011. — 78с.

25. Басов, Н.Ф. Социальный педагог: Введение в профессию: учебное пособие для студентов вузов // Н.Ф.Басов, М.В. Басова, А.Н. Кравченко. — М.: Academia, 2006. С. 37-56

26. Безбородова JI. А., Алиев Ю.Б. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях. М.: Академия, 2002. - С.47-54.

27. Белинский В.Г. Собрание сочинений. Изд.З-е М., 2008. - Т.З. - 925 с.31 .Белозерцев, Е.К. К вопросу о статусе категории «культурно-образовательная среда»/ Е.Белозерцев, А.Усачев// Alma mater:BecTHHK высшей школы. 2003.- №9.- С. 30-36.

28. Бондаревская Е.В. 100 понятий личностно-ориентированного воспитания. Ростов на Дону, 2011. -231с.

29. Булатова Н.Д. Этнолингвистика в системе профессиональной подготовки специалистов по народной художественной культуре: Автореф. дис. канд пед.наук М., 2003.

30. Василькова, Ю.В. Социальная педагогика./ Ю.В. Василькова.-5 изд.- М.: Академия, 2006. 439с.

31. Вульфов, Б.З. Социальный педагог в системе общественного воспитания / Б.З. Вульфов //Педагогика. 2011. С.45-49.

32. Галагузов, А.Н. Социальная педагогика: учебное пособие для студентов вузов / А.Н. Галагузов, М.А. Галагузова, И.А. Ларионова. — М., ВЛАДОС. 2008.-С. 34-42.

33. Гараджа, В.И. Мораль и религия // Вопросы философии. 2006. №2. - С. 20-23.

34. Гогоберидзе А.Г. Теория и методика музыкального воспитания детей дошкольного возраста: учеб пособие / А.Г. Гогобаридзе. — М.: Академия, 2005.-320 с.

35. Гуров, В.Н. Социальная работа школы с семьей / В.Н. Гуров.- М.: Педагогическое общество России, 2003. С. 62-78.

36. Гурова В.Г. Социальная педагогика/Педагогическая энциклопедия. Т. 4. -М. 2008 . 43с.

37. Дежникова, Н.С. Социально-профессиональное самоопределение школьников / Н.С. Дежникова. — М. 2008. -196с.

38. Дементьева H.A. В.И. Ленин о воспитании научного мировоззрения // Система учебно-воспитательной работы в пединституте как условие совершенствования качества подготовки специалистов. Саратов, 1972. -С. 39.

39. Дракина И.К. Проектирование профессиональных умений студентов педагогического колледжа средствами социального воспитания: Монография. Омск: Изд-во ОмГАУ, 2005.-234 с.

40. Дракина И.К. Становление профессиональных умений студентов педагогических колледжей средствами социального воспитания: Монография. СПБ.: ИОВ РАО, 2005. -140с.

41. Дружинин В.Н. Экспериментальная психология. СПб.,2000. - 213с.

42. Еремкин, Ю.Л. Формирование личности учащихся старших классов как субъекта профессионального самоопределения. Дисс. на соиск. ученой степени канд.пед.наук / Ю.Л. Еремкин. -Рязань. 2003. С-67-69.

43. Жарков А.Д. Технология культурно-досуговой деятельности: Учебное пособие для студентов вузов культуры и искусств.- М.: МГУК, 2008. -156с.

44. Жиров М.С. Региональная система сохранения и развития традиций народной художественной культуры в современных социально-культурных условиях: Автореф. Дис. докт. Пед.наук. -М.5 2001. 48с.

45. Жирова О.Я. Традиционная празднично-обрядовая культура Белгородчины в современной социокультурной среде региона: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2004.

46. Жукова H.H. Традиционная культура старообрядцев (семейских) Забайкалья в содержании социокультурной деятельности и этнокультурном образовании: Дис.канд. пед. наук.-М., 2001.

47. Зимняя, И.А. Ключевые компетенции — новая парадигма результата образования / И.А. Зимняя \\ Высшее образование сегодня. 2003. №5. -С.35.

48. Именнова, JI.C. Социально-педагогическая деятельность краеведческого музея: (история, теория, методика): дисс. .канд.пед.наук / JI.C. Именнова. -М., 2004. 200 с.

49. Имханицкий М.И. История исполнительства на русских народных инструментах. Учеб. пособие для муз. Вузов и уч-щ. М.: Изд-во РАМ им. Гнесиных, 2002.351с.

50. Кабалевский, Д.Б. «Воспитание ума и сердца». Книга для учителя. Изд. 4-е.- М., 2009. С.156-167с.

51. Кавелин К.Д. Задачи этики. Учение о нравственности при современных условиях знания // Философские науки. 2000.- №11.- С. 35-42.

52. Каджаспирова, Г.М. Педагогический словарь / Г.М. Каджаспирова., А.Ю. Каджаспиров.- М., 2000. 1034с.

53. Калмыкова З.И. Продуктивное мышление как основа обучаемости. Изд.2-е.-М., 2001.-241 с.

54. Каменева, Е.Г. Развитие социальной зрелости студентов педагогического вуза : дис. . канд.пед. наук / Е.Г. Каменева.-Оренбург : ИПК ГОУ , 2004.-184с.

55. Капустина Н.В. Создание национальной направленности воспитательного процесса. Научно-информационный сборник. Выпуск 2. М., 2010. 150с.

56. Капустина Н.В. Социализация личности учащихся средних учебных заведений при помощи воспитательного потенциала русской песни. Личность. Образование. Общество. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. УФА 2011.- - 337с.

57. Карл ob H.B. Путь познания, или дорогу осилит идущий // Вопросы философии,- 2006.- №5. С. 19.

58. Касьян A.A. Контекст образования: Наука и мировоззрение. Н. Новгород, 2006. - 184 с.

59. Киреева, JI.H. Социально-воспитательная деятельность музыкальных школ в условиях малого города: дисс. канд. пед. наук / JI.H. Киреева. — М., 2003. 202 с.

60. Кириленко Н.П. Сущность профессионально-педагогического самопознания // Ученые записки Педагогического института Саратовского государственного университета. — Саратов: Изд-во СГУ, 2002. Педагогика. -С. 45-51.

61. Клименко Н.Ю. Социально-педагогическая компетентность специалистов социальной сферы/ Н.Ю. Клименко// Педагогика. 2003 .- №2. - С. 22-27.

62. Колобов O.A. "Социальная педагогика как профессия". Нижний Новгород 2009.

63. Комиссаров П.Н. Создание социально-педагогических условий подготовки талантливой личности в современных социально-экономических условиях. Личность. Образование. Общество. Материалы Всероссийской заочной научно-практической конференции. УФА 2011.-337с.

64. Константинов H.A. и др. История педагогики Учебник для студентов пед. Ин-тов.- М., 6-е изд., доп. И перераб. Просвещение, 2000. - 447с.

65. Коротин O.E. Былинные песни уральских яицких казаков.- СПб., 2009. кандидатская диссертация. С.206-207.

66. Корчагин, E.H. Историко-патриотическое воспитание средствами музыкальной деятельности: дисс. .канд. пед. наук / E.H. Корчагин. СПб. 2002. -442 с.

67. Кохановский В.П. Философия и методология науки: Учебник для вузов. -Р-на-Д, Изд. 2-е. 2009. С.565-576.

68. Куприянов Б. В. Формы воспитательной работы с детским объединением. Учебно-методическое пособие. — 3-е изд., перераб. и исп. — Кострома: КГУ, 2000.- 37 с.

69. Курбаналиева Л.П. Общие вопросы методики преподавания русского языка: Учебно-методическое пособие. Армавир: Редакционно-издательский центр АГПИ, 2003. - 119 с.

70. Куренкова O.E. Формирование социального опыта студентов педвуза в учебной деятельности: автореф. дис. Канд. пед. наук / O.E. Куренкова. -Вологда, 2002. -16с.

71. Левитан K.M. Личность педагога: Становление и развитие. Изд.2-е. -Саратов, 2000,- 168 с.

72. Лернер И.Я. Процесс формирования коммунистического мировоззрения как педагогическая проблема //Процесс формирования коммунистического мировоззрения школьников. М., 1974. - С. 11-17.

73. Липский, И.А. Понятийный аппарат и парадигмы развития социальной педагогики/ И.А. Липский // Педагогика. 2001. -№ 10. С. 13-20.

74. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. Изд.2-е. М., 2008. - 464 с.

75. Магометова, С. К. Формирование нравственной культуры социального педагога ; автореф. дис. . канд. пед. наук / С. К. Магометова.-Владикавказ, 2002. 22с.

76. Макарова Л.Н. Преподаватель высшей школы: индивидуальность, стиль, деятельность: Монография: В 2-х ч. Ч. 2. - М.-Тамбов, 2000. -143 с.

77. Мардахаев, Л.В. Социальная педагогика: Учебник / Л.В. Мардахаев.- М.: Гардарики, 2005. 267с.

78. Менчинская H.A. Психологические закономерности формирования научного мировоззрения // Психология формирования и развитияIличности / Отв. ред. д-р психол. наук Л.И. Анцыферова. М., 1981. - С. 306-319.

79. Менчинская H.A., Мухина Т.К. Формирование научного мировоззрения как предмет психологических исследований // №4. Изд.2-е. - М.2007. - С. 26-34.

80. Меркурьева, O.E. Педагогические условия подготовки старшеклассников к профессиональному самоопределению в процессе изучения курса «Культура профессионального выбора». /O.E. Меркурьева. -Екатеринбург, 2000. -162 с.

81. Методика работы социального педагога/ Под. Ред. Л.В.Кузнецовой; сост. Г.С. Семенов.- М. : Школьная пресса, 2004. 96с.

82. Методика изучения сформированности научного мировоззрения у школьников / Ред. Э.И. Моносзон, Р.Ф. Рогова. Изд. 2-е. М., 2003.

83. Мировоззрение и проблемы его формирования в процессе преподавания социально-гуманитарных, естественно-научных и специальных дисциплин / сост. Белозеров М.Н. Изд.2-е. М., 2005. - 137 с.

84. Мордовская, A.B. Теория и практика жизненного и профессионального самоопределения старшеклассников. / A.B. Мордовская. М.: Academia. 2000. -176 с.

85. Мудрик, A.B. Социальная педагогика: учебное пособие для студ. Пед. вузов/ А. В. Мудрик; под. Ред. В.А. Сластенина.- 6-е изд., испр. и доп.-М.: Академия, 2006. 205с.

86. Музыкальные инструменты мира. Полная иллюстрированная энциклопедия, Пер. с англ. В.Е. Венюковой.-М.: ACT: Астрель, 2009. -320с.

87. Мустаева, Ф.А. Социальная педагогика: Учебник для вузов / Ф.А.Мустаева. — М.,: Академический проект. 2003. 528 с.

88. Нагавкина Л.С., Крокинская O.K., Косабудская O.A. Социальный педагог: введение в должность. — С. Пб. 2002. — 204 с.

89. Нестеренко A.B. Духовно-нравственное развитие личности на основе русской традиционной культуры в современных социально-культурных условиях: Автореф. дис. канд. пед. наук. М., 2001.

90. Никитина Л.Е. Социальный педагог в школе/ Л.Е.Никитина //Академический проект. М.: Гаудеамус, 2003 .- С.11-32.

91. Никитина, Н.И. Методика и технология работы социального педагога : учебное пособие/ Л.Е. Никитина, М.Ф. Глухова. М.: ВЛАДОС, 2007.-400с.

92. Никонорова Л.В. Мировоззрение личности и возрастные особенности его формирования. Киев, Изд. 2-е. 2009. - 116 с.

93. Патаракин Е.Д. Сетевые сообщества и обучение. — М., 2006. 213с.

94. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических институтов / Ю.К. Бабанский, В.А. Сластенин, H.A. Сорокин и др. Изд. 2-е. М., 2008. -479 с.

95. Педагогика: Учеб. пособие для студентов педагогических учебных заведений / В.А. Сластенин, И.Ф. Исаев, А.И. Мищенко, E.H. Шиянов. -3-е изд.-М., 2000.-512 с.

96. Петров, А. Профессиональная компетентность: понятийно-терминологические проблемы/ А.Петров // Вестник высшей школы. 2004.-№10. С. 6-10.

97. Подласый И.П. Педагогика. Новый курс: Учебник для студентов педагогических вузов: В 2-х кн. Изд.2-е М., 2009. - Кн.1: Общие основы. Процесс обучения. - С.423-427.

98. Полле, А.Б. Роль школьных музыкальных кружков в гражданско-патриотическом воспитании школьников. / А.Б. Полле. // Социальные технологии исследования. 2008. -№2. С — 55-60.

99. Поляков С.Д. Технологии воспитания: Учеб.- метод, пособие. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. 144 с.

100. Постановление Правительства Российской Федерации от 16 февраля 2001г. № 122 «Государственная программа «Патриотическое воспитание граждан Российской Федерациина 2001-2005 годы». 7с.

101. Психология и педагогика / Сост. В.М. Николаенко, Г.М. Залесов, Т.В. Андрюшина и др. Новосибирск, 2000. - 175 с.

102. Равен, Джон. Компетентность в современном обществе: выявление, развитие и реализация / Джон.Равен!; пер. с англ.-М., 2002.—396с.

103. Развитие этики: панорама идей; Материалы дискуссии // Вопросы философии. 2004.-№6.- С.109-123.

104. Рожков М.И., Байбородова JI.B. Теория и методика воспитания Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2003. - 136с.

105. Рожков М.И., Байбородова J1.B. Организация воспитательного процесса в школе: Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: ВЛАДОС, 2000. - 256с.

106. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Изд. 2-е. М., 1970. -569 с.

107. Сластенин В.А. Педагогика: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / В.А. Сластенин, И. Ф. Исаев, Е. Н. Шиянов // Под ред. В.А. Сластенина. М.: Издательский центр «Академия». - 2002. — С.331.

108. Социальная педагогика: Монография / Под ред. В.Г.Бочаровой.- М.: Владос, 2003. -368 с.

109. Социально-педагогическая поддержка ребенка в процессе социализации: Материалы Международной научно-практической конференции, Москва, 6 ноября 2009 года / Под общ. ред. A.B. Иванова. -М.,: АПК и ППРО, 2009. 292 с.

110. Социально-педагогическая работа. / Справочник. М., 2006. - 157с.

111. Социально-педагогические технологии в деятельности образовательного учреждения // Под ред. Торохтий B.C. — М.: СОТИС, 2007.-384 с.

112. Спиркин А.Г. Сознание и самосознание. Изд. 2-е. - М., 2002. - С. 289-303.

113. Таршилова Е.М. Эстетическое воспитание в семье. М.: "Искусство", 1989 93 с.

114. Терехов, П.П. Формирование педагогической компетенции специалиста социокультурной сферы //П.П. Терехов// Педагогика. 2003 №1 - С. 74-82.

115. Тонких A.C. Научное мировоззрение: понятие, структура,- функции. -Воронеж, 1980. С.23-25.

116. Тонких A.C. Научное мировоззрение: понятие, структура, функции. -Воронеж, Изд. 2-е. 2000. С. 46-49.

117. Торохтий B.C. «Социально-педагогические технологии в деятельности образовательного учреждения» Учебн. пособие для студ. вузов по специальностям «Социальная педагогика», «Социальная работа»/ -М.:АНО «СПО «СОТИС», 2007. - 384 с.

118. Торохтий B.C. Гражданское и патриотическое воспитание в условиях модернизации, образования. — С. 20-44. Материалы городской научно-практической конференции 10 февраля 2006 года, г. Москва. М., 2006. — 136 с.

119. Торохтий B.C. Проблемы подготовки специалистов для социально-педагогической деятельности в современном вузе. / Социальная педагогика в России 2007. -№ 2. С. 24-34.

120. Торохтий B.C. Молодые ученые московскому образованию: Материалы) 7 городской научно-практической конференции молодых ученых и студентов учреждений высшего и среднего . образования городского подчинения. — М.: МП 1ПУ, 2008. — 416 с.

121. Торохтий B.C., Савин Ю.В. Управление социальными системами: — М.: Граница 2009.-256с. :

122. Торохтий B.C., Прохорова О.Г. Психологическое здоровье семьи. — СПб.: Каро, 2009. -156 с.

123. Тугаринов В.П. Личность и общество. Изд. 2-е. М., 2005. - 191 с.133: Условия и- механизмы реализации современного непрерывного образования Текст.: монография / Анисимов В.П. и др. Рук. авт. коллектива М;В: Богуславский. Тверь, 2006. — 212 с.

124. Хакунова Ф.П. Система: дидактических условий и методов эффективной реализации на практике закономерностей учебного процесса: Дис д-ра пед. наук. Майкоп, 2003. - 287 с.

125. Царькова Е.Г. Методические рекомендации студентам по самопознанию во внеаудиторной деятельности: Методич. пособие. — Научная книга, 2005. 38.

126. Целковников. Б.М. Становление мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки в процессе вузовской подготовки. — Краснодар, 1999. С.147-178.

127. Чанышев А.Н. Философия Древнего мира (история философии); Учеб.для вузов/ А.Н. Чанышев.- М.:Высш.шк., 2003. — 703 с.

128. Чернавский Д.С. О методических основах синергетики //Синергетическая парадигма. Нелинейное мышление в науке и искусстве. -М, 2002. С. 50-66.

129. Черноволенко В.Ф. Мировоззрение и научное познание. Киев, Изд-2-e 2005. - 173 с.

130. Шинкарук В.И. Мировоззрение, наука и философия // Философские науки. 2008.-№1.-С. 98-101.

131. Школьник Г.И. От единого мировоззрения к личностным ценностям // Педагогика. Изд. 2-е. 2004. 35. - С. 34-36.

132. Штракс Г.М., Штракс М.Г. Динамика формирования научных убеждений. Изд.2-е. М., 2005. - 168 с.

133. Шуртаков К.П. Мировоззренческая подготовка студентов // Интенсификация подготовки учителя. Изд.2-е. Казань, 2004. - 196 с.

134. Шуртакова Т.В. Формирование мировоззрения студентов средствами искусства. Изд.2-е. Казань, 2007. - 108 с.

135. Щербакова А.И. Аксиологическая грань методологической подготовки учителя музыки в профессиональном вузовском образовании // Проблемыи перспективы профессиональной подготовки педагога-музыканта: психологический и аксиологический аспекты. М., 2002.

136. Эльконин Б.Д. Психология развития: Учебное пособие. М.: Академия, 2001.- С. 53.

137. Ferre A. Morale professional de Tinstiuteur.- Paris, 2001, p.217

138. Johnson D.L. A conzeptual model of teacher and student classroom inreraction and observed student verbal creativity. Psychology in the Schools, 1 2009. p. 475-481.

139. Sven Trygged & Vladimir S. Torokhtiy Putting Children First? Stockholm University 2008.- 76 s.

140. Johnson D.L.Sozial interaction and creativity in communication system (SICCS). Cat.No. 33770, 2009.

141. Jonh Kultgen. Ethics and professionalism. Philadelfia: University of Pensilvania press, 2008. p.27

142. Karen Lebacgz. Professional Ethics. Power and Paradox.- Abingon Press. Nashvill, 2005.

143. Sheldom Emmor Devis. The Teachers Relationships.-N.Y., 2010. P.326.

144. The ethics of the profession and of business.-USA, 2002, vol 110. p75.

145. The International Encyclopedia of Education. Vol.7 Oxford: Pergamon Press. 2009.

146. Torrance E.P. Torrance tests of creative thinking. Personal Press, 2011.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.