Формирование морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики Дагестана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Омарова, Рашидат Ибрагимовна

  • Омарова, Рашидат Ибрагимовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1998, Махачкала
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 168
Омарова, Рашидат Ибрагимовна. Формирование морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики Дагестана: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Махачкала. 1998. 168 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Омарова, Рашидат Ибрагимовна

ВВЕДЕНИЕ. 3

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНОГО ОБЛИКА ДЕВУШЕК-СТАРШЕКЛАССНИЦ НА ТРАДИЦИЯХ

НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ ДАГЕСТАНА. 11

§ 1. Традиционные воззрения народов на облик идеальной женщины. 11

§ 2. Опыт и традиции воспитания девушек в народной педагогике Дагестана. 33

Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ МОРАЛЬНОГО ОБЛИКА ДЕВУШЕК-СТАРШЕКЛАССНИЦ НА ТРАДИЦИЯХ НАРОДНОЙ ПЕДАГОГИКИ ДАГЕСТАНА^-^. 61

§ 1. Общая характеристика содержания гфоцесса формирования морального облика старшеклассниц на традициях народной педагогики Дагестана. 61

§ 2. Формы и методы формирования морального облика старшеклассниц на традициях народной педагогики. 76

§ 3. Совместная работа школы и семьи по использованию традиций народной педагогики в формировании морального облика девушек. 110

§ 4. Результаты опытно-экспериментальной работы. 126

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики Дагестана»

ктуалълость исследования. Проблема морального становления /л. личности всегда находится в центре внимания педагогической науки. Ее актуальность возрастает на современном этапе развития России. Общественные деятели и ученые с тревогой отмечают снижение качественных характеристик общества, увеличение числа беспризорных детей, нарастание алкоголизма, наркомании, рост преступности. Как следует из сводок и отчетов МВД Республики Дагестан, в 1997 году доля преступлений с участием несовершеннолетних детей составила 50,1 % от их общего числа. В 8 % из них приняли участие девушки. Тревожит катастрофический рост числа девушек, употребляющих спиртные напитки и табачные изделия. Ощущается нестабильность и семейных отношений. Как показывает статистика, в России в 1996 году на 1000 заключенных браков пришлось 807 разводов1. По данным Госкомстата Республики Дагестан, если в начале 1990-х годов на 10 заключенных браков было только 2 развода, что характеризовало республику как относительно благополучную в этом отношении, то уже в первой половине 1998 года количество разводов увеличилось до 4-х на 10 заключенных браков. Неудовлетворенность людей в реализации своих духовных и материальных потребностей привела к накоплению чувств опустошенности, разочарования, горечи, растерянности и унижения. Во многом эти негативные явления связаны с разрушением традиционной системы подготовки молодежи к жизни в соответствии с этническими идеалами. Образовалось противоречие между объективной необходимостью в улучшении нравственной подготовки подрастающего поколения к жизни и

1 Елизаров В. В. Демографическая ситуация и проблемы семейной политики // Социологические исследования. — 1998. — № 2. — С. 55— 61. деятельности и недостаточной готовностью школы и семьи к реализации этой задачи.

Изменение политических, социально-экономических, культурных условий продиктовало необходимость поиска адекватных ответов на новые проблемы и ситуации в вопросах социализации личности. В современных педагогических концепциях среди актуальных направлений выдвигаются: половозрастной подход в формировании жизненных ориентиров; учет своеобразия личности и выстраивание индивидуальной педагогической траектории; обеспечение единства воспитания и жизни; социально-полезной и нравственно-эстетической обусловленности содержания воспитания и обучения; использование этнических ценностей и особенностей; вовлечение в воспитательный процесс средств народной педагогики.

Защита и развитие системой образования национальных культур и региональных культурных традиций провозглашается сегодня как один из основополагающих принципов образовательной политики государства1. Сохранить и развивать необходимо те этнокультурные ценности, которые соответствуют нормам общечеловеческой морали и способствуют интеграции личности в современное общество. Особую значимость в этой связи приобретают этнокультурные ценности, идеи и средства народной педагогики, направленные на формирование морального облика девушек — будущих матерей, обладающих устойчивыми нравственными качествами, высокой духовной культурой, законодательниц морали в семье и обществе.

Изучение научно-педагогической литературы показало, что специфика половозрастного воспитания молодого поколения была объектом внимания ученых во все времена. Нравственному воспитанию девушек большое значение придавали Ж.-Ж. Руссо, К. Д. Упганский, М. Л. Ми

1 Закон РФ «Об образовании». — М., 1992. — С. 4. хайлов, В. Пшавелла, А. А. Ширинский-Шихматов и др. Они считали, что в воспитании девушек главный акцент необходимо сделать на их подготовку к будущим социальным ролям. По их мнению, с одной стороны, женщине по своей биологической природе больше соответствует наличие качеств истинной женственности — чуткость, заботливость, милосердие и т. д., а с другой стороны, для правильного воспитания детей исключительно важна роль общей культуры женщины, ее образованность, высокие нравственные качества.

Полоролевая социализация отражена в трудах В. Е. Кагана, И. С. Кона, Д. К. Колесова, А. Н. Тимощенко, А. Г. Хрипковой и др. Вопросам подготовки девушек к семейной и личной жизни, материнству, семейно-бытовому труду посвящены исследования В. А. Кишкурно, Л. В. Торго-мян, Т. С. Троцкж, A. Н. Херувимовой и др.

Цели и задачи нравственного воспитания личности ребенка сформулированы в исследованиях Д. М. Бодзинского, Н. И. Болдырева, А. В. Зо-симовского, Б. Т. Лихачева, И. С. Марьенко, Л. И. Рувинского и др. Нравственное воспитание старшеклассников изучали О. С. Богданова, Е. В. Бондаревская, 3. И. Гришанова, В. Е. Гурин, А. В. Иващенко, Т. Н. Мальковская и др.

Духовно-нравственный потенциал народной педагогики и его значение в воспитании подрастающего поколения освещаются в работах Г. Н. Волкова (Чувашия), А. Ш. Гашимова (Азербайджан), А. Э. Измайлова (Средняя Азия), Т. К. Исакова (Киргизия), Я. И. Ханбикова (Татарстан), А. Ф. Хинтебидзе (Грузия), И. А. Шорова (Адыгея) и др.

Э. Ш. Анганова, Р. М. Байчорова, X. X. Батчаев, С. М. Иванов, А. М. Леонов, X. Рахимов, Б. Н. Ховратович и др. исследовали содержание, формы и методы народной педагогики и выявили возможность их использования в учебно-воспитательной работе школы. В. Г. Голопуров, С. Д. Жамансариева, Ф. В. Каскулова, А. X. Мухамбаева, Я. Рахманова, М. Сайфуллаев изучили народные представления о моральном облике идеальной женщины, специфику воспитания девушек.

Возможности и пути использования традиций дагестанских народов в различных направлениях воспитательной работы школы определили А. М. Магомедов, 3. М. Магомедова, Ш. А. Мирзоев, Т. Г. Саи-дов, 3. Я. Якубов и др.

Признавая несомненную ценность рассматриваемых работ, следует отметить, что проблема формирования морального облика девушек с ориентацией на этнические и национально-культурные особенности не была предметом специального научного исследования.

Анализ педагогической практики показал, что в учебный план школ Дагестана введены учебные предметы «Культура и традиции народов Дагестана», «Подготовка юношей и девушек к жизни». Анализ программ убеждает в том, что многие темы ориентированы на формирование морального облика девушек и предполагает использование для этих целей традиций народной педагогики.

В то же время, наши наблюдения, беседы с учащимися и родителями свидетельствуют о том, что более 80 % старшеклассниц испытывают недостаток в знаниях о морально-этических традициях народов Дагестана, лишь каждая пятая из них назвала в качестве источника информации по данной тематике своих учителей. Девушки по своему моральному сознанию и опыту поведения недостаточно ориентируются в отношениях полов, не подготовлены к выполнению супружеских и материнских обязанностей, нуждаются в освоении навыков поведения, соответствующих общепринятым и этническим этическим нормам.

С другой стороны, более 90 % опрошенных нами преподавателей предметов культурологического цикла указали на отсутствие методических разработок по осуществлению нравственного воспитания девушек и подготовки их к жизни с ориентацией на этнические и национально-культурные особенности.

В педагогической практике сложилось противоречие между потребностью общества в адекватной социализации личности девушки в соответствии с этническими и культурными особенностями Дагестана и недостаточной готовностью школ к осуществлению педагогической деятельности в этом направлении. Таким образом, социальная значимость, недостаточная теоретическая и методическая разработанность проблемы обусловили выбор темы диссертационного исследования: «Формирование морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики Дагестана».

Цель исследования — теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики.

Объект исследования — формирование морального облика девушек-старшеклассниц в этнокультурном пространстве Дагестана.

Предмет исследования — процесс формирования морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики Дагестана.

Гипотеза исследования:

Формирование морального облика девушек-старшеклассниц будет более эффективным, если: целевая направленность обучения и воспитания основана на общечеловеческих и этнических представлениях о моральном облике идеальной женщины; использованы формы, методы и средства из народной педагогики (девичьи посиделки, испытание, соревнование, женские виды труда, наставничество и т. д.), позволяющие включать девушек в разнообразные виды деятельности — учебно-познавательную, практическую, коммуникативную, досуговую; школой и семьей осуществлен единый подход, основанный на представлениях о моральном облике идеальной женщины, использовании традиций народной педагогики. s

Задачи исследования:

1. Изучить традиционные воззрения народов на моральный облик идеальной женщины.

2. Раскрыть содержание и процесс воспитания девушек в народной педагогике Дагестана.

3. Изучить и обобщить педагогический опыт дагестанской школы и семьи по использованию традиций народной педагогики в формировании морального облика девушек.

4. Теоретически обосновать и экспериментально проверить педагогические условия формирования морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики.

Методологической основой исследования являются психолого-педагогические и философские основы нравственного воспитания, Закон РФ «Об образовании», исследования по этнопедагогике, этнографии, языковедению. Исследование опиралось на положения о своеобразии и самобытности национальных культур, принцип единства национального, межнационального и общечеловеческого в формировании духовной культуры народа.

Методы исследования: анализ философской, психолого-педагогической литературы, произведений устного народного творчества, трудов по истории, этнографии и культуре народов Дагестана; наблюдение, интервьюирование, анкетирование учащихся, учителей и родителей; педагогический эксперимент.

Базой исследования являлись средние школы № 5, 10, 38 г. Махачкалы, Кочубейская средняя школа Тарумовского района, Новокулинская средняя школа Новолакского района.

Исследование проводилось в три этапа (1993—1998 гг.).

Первый этап (1993—1995 гг.) носил поисковый характер — включал изучение философской и психолого-педагогической литературы по проблемам дифференцированного и нравственного воспитания, материалов по этнопедагогике, этнографии, устному народному творчеству, сбор полевого материала, анализ состояния проблемы в практике школы и семьи, уточнение объекта, предмета, дели, гипотезы и задач исследования, разработку плана исследования.

Второй этап (1995—1997 гг.) был посвящен опытно-экспериментальному исследованию оптимальных путей, форм, методов работы школы и семьи по формированию морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики, уточнению теоретических положений, анализу и систематизации полученных данных.

На третьем этапе (1997—1998 гг.) была завершена опытно-экспериментальная работа, включая математическую обработку, анализ, обобщение результатов, их проверку, формулировку выводов. Параллельно шло литературное оформление диссертации, проводилась апробация результатов исследования.

Научная поеизна и теоретическая значимость исследования: исследованы традиционные воззрения на моральный облик идеальной женщины в культуре различных народов; определено содержание и процесс воспитания девушек в народной педагогике Дагестана; теоретически обоснованы и экспериментально проверены педагогические условия формирования морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики: включение в разнообразные виды деятельности (учебно-познавательная, практическая, коммуникативная, досуговая), единый подход школы и семьи, основанный на общечеловеческих и этнических представлениях о моральном облике идеальной женщины и использовании традиций народной педагогики.

Практическая значимость исследования состоит в том, что разработан специальный курс «Формирование морально-этического облика девушек в народной педагогике Дагестана», методические рекомендации по использованию материалов устного народного творчества, истории, этнографии, дагестанской литературы, проведению конкурса «Я — Дагестанка» и других материалов. Они могут быть использованы для оп-тимйзации преподавания предметов «Культура и традиции народов Дагестана», «Подготовка юношей и девушек к жизни», а также в процессе подготовки учителей культуры.

На защиту выносятся следующие положения: результаты исследования традиционных воззрений народов на моральный облик идеальной женщины; содержание и процесс воспитания девушек в народной педагогике Дагестана; педагогические условия формирования морального облика девушек-старшеклассниц на традициях народной педагогики.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в ходе выступлений автора на заседаниях кафедр МОТПиЭ, педагогики и психологии Дагестанского государственного педагогического университета, на семинарах молодых ученых, научно-практических конференциях Дагестанского государственного педагогического университета (1994—1997 гг.), на курсах повышения квалификации преподавателей предметов культурологического цикла (Махачкала, Каспийск, 1997 г.). Апробация основных выводов исследования осуществлялась в форме лекций на ФУ Дагестанского государственного педагогического университета. Разработанные в ходе исследования научно-методические материалы и рекомендации внедрены в практику работы школ Республики Дагестан.

Структура и объем, диссертации: работа состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии и приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Омарова, Рашидат Ибрагимовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ начимость дифференцированного воспитания в зависимости от пола ребенка обусловлена совокупностью духовно-нравственных взаимоотношений, естественных предназначений и социальных функций мужчины и женщины.

Задача школы, семьи и общественности — помочь каждому индивиду — мальчику и девочке, юноше и девушке — понять смысл своей личной ценности, своего места, роли и назначения в жизни, как человека определенного пола и в связи с этим составить верное представление о должном характере поведения, общественно ценимых и значимых качествах личности.

Материалы исследования, данные опытно-экспериментальной работы, позволяют делать следующие выводы:

1. Изучение традиционных воззрений народов на личность идеальной женщины показало, что представление о моральном облике женщины возникло благодаря накоплению многовекового опыта и отбора всего ценного, что выработано общественно-трудовой практикой. Идеал женщины у всех народов в главных идеях, критериях близок между собой, потому что близки их нравственные ценности. Всех народов в женщине более всего привлекает женственность, гуманизм, верность, целомудрие, любовь к детям, трудолюбие и т. д. Национальные особенности касаются отдельных деталей, норм поведения, делающих программу совершенной личности более конкретной.

2. По представлениям народов Дагестана личность женщины должна обладать множеством совершенств, из которых приоритет отдается способности быть почтительной и любящей дочерью, заботливой и преданной сестрой, в супружестве верной женой и опорой мужу, мудрой и ответственной матерью-наставницей, умелой хозяйкой и искусной маетеридей, с родными проявлять родственную солидарность, в общении с окружающими быть отзывчивой, приветливой, гостеприимной, почтительной к полу и возрасту.

3. Народные традиции формирования морального облика девушек представляют собой ту часть культуры, которая эффективно может быть использована в процессе морально-этического воспитания девушек-старшеклассниц. Моральные ценности, созданные дагестанскими народами, отражая этническую самобытность, хранят общечеловеческий потенциал. Ценным для использования народных традиций в воспитании девушек является то, что в основе народной педагогики лежит уважение к человеку, семье и роду, к труду и профессии, к обществу и народу.

4. Проведенное исследование показало, что морально-этическое становление девушки протекает успешно, если оно осуществляется на всех возрастных этапах ее развития. Вместе с тем, оно подтвердило необходимость актуализации данной работы в период старшего школьного возраста, располагающего особенно широкими возможностями в этом плане.

5. В ходе опытно-экспериментальной работы подтвердилось важное положение народной педагогики о том, что для правильного формирования морального облика необходима специальная работа по воспитанию человека сообразно его полу: мальчика следует воспитывать как будущего мужчину, девочку — как будущую женщину. Одним из условий эффективности процесса воспитания девушки является формирование у нее представления о моральном облике идеальной женской личности.

6. Важность ориентации в процессе нравственного воспитания девушек на моральный облик идеальной женской личности вытекает из сущности самого понятия «идеал». Идеал создается таким образом, что человек соединяет предъявленные к нему внешние требования в одном конкретном лице. Ориентация на идеал дает ясное представление о наиболее ценимых народом нравственных свойствах, качествах, чертах, а также установках личности. В этом процессе важны все компоненты: формирование способности оценивать себя и других с позиций традиционной народной морали; формирование внутренней потребности к соответствию этому идеалу; формирование знаний, умений и навыков, необходимых для успешного выполнения в будущем роли невесты, жены, хозяйки, матери, наставницы; формирование императивов поведения и т. д.

7. Наиболее эффективной формой, обеспечивающей решение поставленных задач, является введение в школьную программу курса «Подготовка девушек к жизни» на основе культуры и традиций народов Дагестана. В организации занятий по данному курсу наряду с обучающими необходимо ставить воспитывающие, формирующие задачи (формирование взглядов, отношений, качеств). В этом — социальная необходимость, ценность и общественно-социальная значимость курса.

Наряду с учебным курсом в содержание воспитательной работы целесообразно включать такие формы работы, как «девичьи посиделки», «девичий клуб». Данные формы работы позволяют включать учащихся в многообразные виды деятельности (учебная, практическая, трудовая, коммуникативная, досуговая), которые обеспечивают результативность использования традиций народной педагогики через постоянную актуализацию знаний о духовной культуре, моральных ценностях, традициях и обычаях народов Дагестана, регулярный тренаж умений взаимодействия с окружающими по общепринятым и этническим этическим нормам, развитие нравственно значимых качеств личности девушки — дочери, сестры, невесты, жены, хозяйки, матери.

8. В организации педагогического руководства процессом формирования морального облика девушек на традициях народной педагогики целесообразно использовать следующие формы и методы работы: 1) в структуре каждого урока должны быть этап, где используются методы, стимулирующие активность сознания и мышления учащихся (анализ моральных ценностей, морально-этических норм, традиций и обычаев, создание проблемно-оценочных ситуаций, ролевых игр с последующим их обсуждением, тестирование и т. д.); 2) систематически и целенаправленно обращаться к материалам устного народного творчества (см. Приложение 3); 3) проводить анализ произведений дагестанских писателей и поэтов, в которых раскрываются нравственные качества горянок, дается оценка нравственным нормам, морально-этическим традициям народов Дагестана (см. Приложение 4); 4) разнообразить занятия путем использования традиционной формы девичьего досуга — посиделок (с использованием работы по рукоделию, народных песен, развлекательных народных игр и т. д.); 5) организовать встречи со знатными дагестанками, пожилыми и мудрыми наставницами; 6) включать учащихся в научно-поисковую этнографическую работу; 7) в конце каждого раздела проводить организационно-итоговый урок, позволяющий выявить уровень сформированности необходимых свойств, качеств, черт, а также установок личности (использовать методы педагогической диагностики — анкетирование, тестирование, анализ морально-этических понятий, создание и обсуждение проблемно-оценочных ситуаций, беседа, сочинение и т. д.); 8) целесообразно проводить различные конкурсы-испытания (исполнения народных песен, произведений устного народного творчества; знатоков дагестанских пословиц и поговорок; «Школа молодой хозяйки»; «Искусство быть лекарем» и т. д.); 9) по окончании изучения курса провести конкурс «Я — дагестанка» среди учениц школы (см. Приложение 5); 10) уроки обогатить иллюстративно-демонстративным материалом этнокультурного содержания (см. Приложение 6).

9. Необходимым условием повышения эффективности процесса морально-этического воспитания девушек является соответствующая подготовка учителя. Эффективность использования народных традиций зависит как от понимания их роли, так и от умения воспитателя использовать все ценное, что они в себе заключают, в общем контексте педагогических воздействий. Педагог должен глубоко знать народные традиции формирования морально-этического облика девушек, четко разбираться в сущностной характеристике прогрессивных народных традиций и обычаев, уметь донести до учащихся их смысл, значение и желание использовать в практической деятельности.

10. Особую, приоритетную роль в этом процессе играет семья, психолого-педагогическое руководство процессом морально-этического становления личности девушки родителями, осознание ими важности данной проблемы. Поэтому с родителями необходимо проводить целенаправленную и систематическую работу. Классные руководители и педагоги, работающие по предмету «Подготовка девушек к жизни» должны проводить встречи с родителями с целью повышения их педагогической культуры, вести коллективную и индивидуальную работу с ними (см. Приложение 2). В работе с матерями старшеклассниц следует акцентировать их внимание на важность совместных обсуждений с девушками вопросов, изучаемых по курсу «Подготовка девушек к жизни», выяснять их позицию и высказывать свою.

В целом, экспериментальное исследование подтвердило достоверность выдвинутой гипотезы о комплексе условий, способствующих эффективности использования традиций народной педагогики в формировании морального облика девушек-старшеклассниц.

Анализ результатов исследования позволил определить научные подходы и пути дальнейшего развития проблемы формирования морального облика девушек на традициях народной педагогики: взаимодействие образовательного учреждения с социально-педагогическими структурами, участвующими в нравственном воспитании девушек; научно-методическая и практическая подготовка педагогов к ведению специфической воспитательной работы, основанной на традициях народной педагогики; обеспечение целостности и преемственности формирования морального облика личности, основанного на традициях народной педагогики, начиная с дошкольного возраста;

Это дает основание для продолжения научного поиска педагогического исследования рассмотренной в диссертации проблемы.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Омарова, Рашидат Ибрагимовна, 1998 год

1. Абакарова Ф. Дагестанский фольклор о трудовом воспитании детей. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. - 107 с.

2. Агаширинова С. С. Материальная культура лезгин XIX — начала XX в. М.: Наука, 1978. - 304 с.

3. Азаров Ю. П. Искусство воспитывать: Кн. Для учителя. М.: Просвещение, 1979. - 255 с.

4. Алимова Б. М. Брак и свадебные обычаи в прошлом и настоящем. -Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1989. — 111 с.

5. Анганова Э. Ш. Нравственное воспитание учащихся на основе бурятских народных традиций: Дис. . к.п.н. Улан-Удэ, 1995. - 180 с.

6. Аписимов С. Ф. Ценностные основания нравственности // Моральные ценности и личность / Под ред. В. Я. Титаренко. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 176 с.

7. Антология Дагестанской поэзии. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1983. - 368 с.

8. Антология педагогической мысли Древней Руси и Русского государства XIV—XVII вв. М.: Педагогика, 1985. - 363 с.

9. Бабанский Ю. К. Проблемы повышения эффективности педагогических исследований. М.: Педагогика, 1982. - 192 с.

10. Байдельдинова Г. К. Семья и школа формируют человека. Алма-Ата: Мектеп, 1984. - 72 с.

11. Байдельдинова Г. К. Методика изучения семьи. Алма-Ата: Мектеп, 1983. - 42 с.

12. Баймурзина В. И. Прогрессивные традиции нравственного и трудового воспитания башкир и их использование в практике учебно-воспитательной работы: Дис. . к.п.н. Казань, 1992. - 166 с.

13. Байчорова Р. И. Прогрессивные народные традиции в подготовкестаршеклассников к семейной жизни: Дис. . к.п.н. М., 1991. -196 с.

14. Бакштановский В. И. Культура нравственного сознания и поведения личности. М.: Знание, 1979. - 64 с.

15. Бардиан А. М. Воспитание детей в семье. М.: Просвещение, 1973.- 160 с.

16. Бачинин В. А. Духовная культура личности. М.: Политиздат, 1986.- 108 с.

17. Белкин А. С. Ситуация успеха. Как ее создать. Кн. для учителя. -М.: Просвещение, 1991. 168 с.

18. Бердяев Н. А. Самопознание (Опыт филос. автобиографии). М.: Книга, 1991. - 445 с.

19. Бестужев-Аада И. В. История твоих родителей. М.: Просвещение, 1988. - 180 с.

20. Блюмкин В. А. и др. Нравственное воспитание: Философско-этиче-ские основы. Воронеж: Изд-во Воронежского ун-та, 1990. -141 с.

21. Богданова О. С., Черепкова. Нравственное воспитание старшеклассников. М.: Просвещение, 1982. - 204 с.

22. Богданова О. С. и др. Этические беседы с подростками. М.: Просвещение, 1987. - 189 с.

23. Болдырев Н. И. Нравственное воспитание школьников: Вопросы теории. М.: Педагогика, 1979. - 219 с.

24. Бондаревская Е. В. Проблемы формирования нравственного сознания личности старшего школьника // Сов. педагогика. 1980. - № 1. -С. 42.

25. Бромлей Ю. В. Этнос и этнография. М.: Наука, 1973. - 283 с.

26. Бунаков Н. Ф. Избр. пед. сочинения. М.: Педагогика, 1953. - 320 с.

27. Булатова А. Г. Традиционные праздники и обряды народов горного Дагестана в XIX — нач. XX в. Д.: Наука, 1988. - 197 с.

28. Васильев А. Г. Казикумухцы // Этнографическое обозрение. М.,1899. № 3. - С. 40—44.

29. Василъцова 3. П. Мудрые заповеди народной педагогики. М.: Педагогика, 1988. - 160 с.

30. Бодзинский Д. И. Научные основы нравственного воспитания школьников / Уч. пособие для исслед. М.: Высшая школа, 1982. -176 с.

31. Возрастная и педагогическая психология / Под ред. А. В. Петровского. М.: Просвещение, 1979. - 288 с.

32. Волков Г. Н. Этнопедагогика. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1974. -341 с.

33. ВолченкоЛ. Б. Культура поведения, этикет, мораль. М., 1982. - 64 с.

34. Гаджиев Б. Под небом Дагестана. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1994. - 140 с.

35. Гаджиева С. Ш. Семья и брак у народов Дагестана в XIX — начале XX в. М.: Наука, 1985. - 360 с.

36. Гаджиева С. IJI. Одежда народов Дагестана в XIX — нач. XX в. -М.: Наука, 1985. 359 с.

37. Гамзатова П. Женские ювелирные украшения Дагестана. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1986. - 90 с.

38. Ганиева А. Народная лирическая поэзия лезгин. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1976. - 164 с.

39. Гасанов М. М. Дагестанские народные пословицы, поговорки, загадки. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1971. - 133 с.

40. Гелъфан Е. М. и др. От игры к самовоспитанию. М.: Педагогика, 1971. - 103 с.

41. Голопуров В. Г. Нравственно-эстетический идеал женщины в киргизском фольклоре // Русский язык в киргизской школе. Фрунзе, 1974. - № 1. - с. 25—30.

42. Горская Г. Н., Чуракова Р. Г. Организация учебно-воспитательного процесса в школе. М., Просвещение, 1986. - 206 с.

43. Гришанова 3. И. О нравственных идеалах старшеклассников. -Кишинев: Штиинца, 1979. 118 с.

44. Гришин Д. М., Колдунов Я. И. Руководство самовоспитанием школьников: В помощь классному руководителю и воспитателю. -2-е изд. М.: Просвещение, 1975. - 126 с.

45. Гришин Д. М. Жизненные ситуации с нравственным содержанием. Калуга: КГПИ, 1971. - 224 с.

46. Гурин В. Е. Формирование нравственного сознания и поведения старшеклассников. М.: Педагогика, 1990. - 126 с.

47. Бурова Р. Г. О методологии и методах исследования проблем воспитания. М.: Педагогика, 1989. - 68 с.

48. Давидович В. Е. Теория идеала. Ростов н/Д: Ростовский ун-т, 1983. - 184 с.

49. Даштемиров А. Ф. К методологии исследования национально-психологических проблем // Сов. этнография. 1983. - № 2. - С. 66.

50. Дибиров М. А. Игры и спорт в Дагестане. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1973. - 100 с.

51. Джандар Б. М. Особенности нравственного воспитания старшеклассников национальной школы: Автореф. дис. . к.п.н. Краснодар, 1995. - 19 с.

52. Егоров А. Искусство и общественная жизнь. М.: Сов. писатель, 1959. - 380 с.

53. Егорова В. П. Из народных традиций Дагестана // История и этнография Дагестана. Сб. науч. сооб. ДГУ. Махачкала, 1970. - Вып. 2. - С. 83—94.

54. Жанры фольклора народов Дагестана / Отв. ред. С. М. Хайбулаев. -Махачкала: Даг. ФАН СССР, 1979. 223 с.

55. Жирков Е. П. Как возродить национальную школу. М.: Просвещение, 1992. - 238 с.

56. Жуковская В. И. Беседы о воспитании. Минск: Народная асвета,1975. 143 с.

57. Загвязинстсмй В. И. Педагогическое творчество учителя. М.: Педагогика, 1987. - 159 с.

58. Зосимовский А. В. Критерии нравственной воспитанности // Педагогика. 1992. - № 11. - С. 22—26.

59. Иванов С. М. Традиционная педагогическая культура как средство подготовки старшеклассников к семейной жизни (На матер. Чуваш. Респ.): Автореф. дис. . к.п.н. Чебоксары, 1991. - 18 с.

60. Иващенко А. В. Идейно-нравственное воспитание старших школьников. М.: Просвещение. - 208 с.

61. Измайлов А. Э. Народная педагогика: педагогические воззрения народов Средней Азии и Казахстана. М.: Педагогика, 1991. - 252 с.

62. Инал-Ипа Ш. Д. Памятники абхазского фольклора. Сухуми: Ала-шара, 1977. - 199 с.

63. Инал-Итш. Ш. Д. Очерки об абхазском этикете. Сухуми: Алашара, 1984. - 190 с.

64. Исаев Д. Н., Каган В. Е. Половое воспитание и психология пола у детей. Л.: Медицина, 1979. - 184 с.

65. Исламмагомедов А. И. Формы общественного досуга у горцев Дагестана // Вопросы общественного быта народов Дагестана в XIX — начале XX в. М., 1985. - С. 45—62.

66. КаменогрЬдский И. С. Очерки теории нравственного воспитания учащихся. Саратов: Изд-во Саратовского ун-та, 1962. - 239 с.

67. Караковский В. А. Чтобы воспитание было успешным. М.: Знание, 1979. - 95 с.

68. Каскулова Ф. В. Гуманистические идеи адыгской народной педагогики в воспитании девушек: Автореф. дис. . к.п.н. М., 1996. -16 с.

69. Кикалейшвили А. А. Подготовка юношей-старшеклассников к семейной жизни: Автореф. дис. . к.п.н. Тбилиси, 1988. - 20 с.

70. Ковалев А. Г. Психология личности. М.: Просвещение, 1970. - 390 с.

71. Ковалев С. В. Психология современной семьи. М.: Просвещение, 1988. - 208 с.

72. Ковалев С. В. Психология семейных отношений. М.: Педагогика, 1987. - 159 с.

73. Кон И. С. Психология старшеклассника: Пособие для учителей. -М.: Просвещение, 1980. 192 с.

74. Кон И. С. Этнография детства. М.: Наука, 1983. - 232 с.

75. Коридзе Д. Е. Грузинская женщина в памятниках устной словесности: Автореф. дис. . к.и.н. Тбилиси, 1967. - 18 с.

76. Косвен М. О. Этнография и история Кавказа. М.: Наука, 1961. -260 с.

77. Критерии и методика определения нравственной воспитанности школьников. Киев: Наукова думка, 1984. - 19 с.

78. Кудрова Н. А. Дифференцированный подход к нравственному воспитанию мальчиков и девочек в начальных классах школы: Автореф. Дис. . к.п.н. М., 1990. - 18 с.

79. Кузьмина Н. В. Методы исследования педагогической деятельности. Л.: Шд-во ЛГУ, 1979. - 114 с.

80. Кунц О. Р. Проблема воспитания нравственных отношений между1. Ht,юношами и девушками // Сов. педагогика. 1981. - № 10. - С. 32.

81. Куриленко Т. М. Воспитание нравственности: Задачи и упражнения. Минск: Народная асвета, 1983. - 144 с.

82. Кухарев Н. В. Педагог-мастер, педагог-исследователь. Гомель, 1993. - 216 с.

83. Лакские народные песни / Сост. X. М. Халилов. Махачкала: Даг. ФАН СССР, 1970. - 300 с.

84. Лезгинские народные пословицы и поговорки / Сост. К. X. Акимов. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1991. - 218 с.

85. Леонов А. М. Нравственное воспитание старшеклассников на морально-этических традициях русских (семейских) Забайкалья: Ав-тореф. дис. . к.п.н. М., 1994. - 16 с.

86. Лесгафт П. Ф. Семейное воспитание ребенка и его значение. М.:11. Педагогика, 1991. 174 с.

87. Лихачев Б. Т. Общие проблемы воспитания школьников. М.: Просвещение, 1979. - 168 с.

88. Магомедов А. М. Художественные традиции народов Дагестана и их использование в эстетическом воспитании школьников. Махачкала: Дагучпедгиз, 1988. - 86 с.

89. Магомедов Р. М. Адаты дагестанских горцев как исторический источник. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1960. - 60 с.

90. Магомедов Р. М. Обычаи и традиции народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. - 140 с.

91. Магомедова 3. М. Прогрессивные традиции народов Дагестана как средство нравственного воспитания. Махачкала: Дагучпедгиз, 1980. - 56 с.

92. Малахов Н. Д. Вариант новой школы в регионе // Сов. педагогика, 1990. № 11. - С. 60.

93. Малахов В. А. Культура и человеческая целостность. Киев: Науко-ва думка, 1984. - 178 с.

94. Мальковская Т. Н. Социальная активность старшеклассника. М.: Педагогика, 1988. - 142 с.

95. Материалы «круглого стола»: «Культура. Нравственность. Религия.» // Вопросы философии. 1989. - № 11. - С. 30—63.

96. Маркосян А. А. Вопросы возрастной физиологии. М.: Просвещение, 1971.

97. Маръенко И. С. Основы процесса нравственного воспитания личности школьника. М.: Просвещение, 1980. - 183 с.

98. Материальная культура народов Дагестана в XIX — XX вв. / Сост. С. А. Лугуев. Махачкала: Даг. ФАН СССР, 1988. - 158 с.

99. Мирзоев Ш. А. Народная педагогика Дагестана. 2-е изд., доп. и перераб. - Махачкала: Дагучпедгиз, 1992. - 183 с.

100. Мирзоев IJJ. А., Саидов Т. Г. Культура и традиции народов Дагестана. Программы курса «Подготовка юношей и девушек к жизни» (10-11 классы). Махачкала: Дагучпедгиз, 1994. - 57 с.

101. Мифология народов Дагестана. Махачкала: Дат. ФАН СССР, 1984.- 189 с.

102. Михайлов М. А. Женщины, их воспитание и значение в семье и школе: Соч. в 3 т. М.: Педагогика, 1958. - Т. 3.

103. Моральные ценности и личность / Под ред. А. И. Титаренко. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 176 с.

104. Мораль: сознание и поведение. М.: Наука, 1986. - 208 с.

105. Морохоева 3. П. Личность в культурах Востока и Запада: к расстановке проблемы. Новосибирск: Наука, 1994. - 198 с.

106. Москаленко А. Т., Сержантов В. Ф. Смысл жизни и личность. М.: Наука, 1985. - 205 с.

107. Мудрик А. В. О воспитании старшеклассников. 2-е изд. - М.: Просвещение, 1981. - 176 с.

108. Мудрость воспитания. Книга для родителей. М.: Педагогика, 1987.- 288 с.

109. Муратова М. А. Народные традиции и их функции в процессе нравственного формирования личности старшеклассника: Авто-реф. дис. . к.п.н. М., 1976. - 22 с.

110. Мухажбаева А. X. Народные традиции и воспитание девочек в Казахстане // Воспитание школьников. 1974. - № 1. - С. 53—55.

111. Наггнанзон Э. TJJ. Приемы педагогического воздействия. Изд. 2-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1972. - 215 с.

112. Национальное и интернациональное в литературе и искусстве // Сб. статей. Под ред. М. Н. Пархоменко. М.: Мысль, 1964. - 262 с.

113. Неелова А. П. Нравственное воспитание учащихся во внекласснойработе. Орджоникидзе: Ир, 1971. - 156 с.

114. Ниязалиев IJJ. Национальная психология и ее место в формировании и развитии личности. Фрунзе: Кыргызстан, 1986. - 112 с.

115. Нравственное формирование личности школьника: Сб. науч. тр. -Д.: ЛГПИ, 1980. 155 с.

116. Омадзе Д. В. Женские образы в персидских народных сказках: Ав-тореф. дис. . к.ф.н. Тбилиси, 1973. - 19 с.

117. Орынбаев С. О. Нравственное самовоспитание школьников. Ташкент: ФАН, 1984. - 81 с.

118. Павлов И. В. Воспитание на традициях. Чебоксары: Чувашское кн. изд-во, 1988. - 95 с.

119. Педагогическая диагностика в школе / Под ред. А. И. Кочеткова. -Минск: Народная асвета, 1987. 223 с.

120. Песни горцев. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1990. - 368 с.

121. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. - 256 с.

122. Плохое В. Д. Традиции и общество. Опыт философско-социологиче-ского исследования. М.: Мысль, 1982. - 220 с.

123. Плосс А. Женщина в естествоведении и народоведении / Пер. под ред. д-ра мед. В. И. Рамма. 2-е изд. - Киев - СПб. - Харьков, 1900. - Т. 1. - 570 с.

124. Пословицы и поговорки народов Востока. М.: Изд-во Восточной литературы, 1961. - 735 с.

125. Проблема достижения единства нравственного сознания и поведения старшеклассников // Сов. педагогика. 1980. - № 11. - С. 54.

126. Проблемы методологии педагогики и методики исследователей / Под ред. М. А. Данилова и Н. И. Болдырева. М.: Педагогика, 1971. - 349 с.

127. Проблемы общей, возрастной и педагогической психологии. М.: Педагогика, 1978. - 285 с.

128. Пьи.авелла В. Положение и идеал пшавской женщины в пшавской народной поэзии. Полн. собр. соч. Тбилиси, 1961. - Т. V. - 280 с.

129. Рахимов X. Прогрессивные традиции таджикского народа как средство подготовки к семейной жизни: Автореф. дис. . к.п.н. -М., 1991. 19 с.

130. Рахманова Я. Проблемы воспитания девушек в узбекской народной педагогике: Автореф. дис. . к.п.н. Ташкент, 1979. - 18 с.

131. Репина Т.А., Арутюнова А.Д. Воспитание мальчиков и девочек // Дошкольное воспитание. 1984. - № 16. - С. 26.

132. Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения: В 2 т. М.: Педагогика, 1981. - Т. 1. - 653 с. - Т. 2. - 833 с.

133. Рыбцова А. А. Жизненные ценности женщин // Социологические исследования. 1997. - № 10. - С. 26—30.

134. Савкина Г. П. Педагогические условия освоения подростками нравственных ценностей: Дис. . к.п.н. М., 1993. - 230 с.

135. Саидов Т. Г. Прогрессивные народные традиции как средство подготовки школьников к семейной жизни: Автореф. дис. . к.п.н. -М., 1991. 21 с.

136. Сайфулаева М. Черты идеала. Облик женщины в народной педагогике // Памир. 1986. - № 3. - С. 159—162.

137. Сакенов Д. Ж. Использование народных традиций в подготовке старшеклассников к семейной жизни: Автореф. дис. . к.п.н. Алма-Аты, 1994. - 19 с.

138. Сарсенбаев Н. Ц. Обычаи, традиции и общественная жизнь. Алма-Ата, 1974. - 76 с.

139. Сидоренко Н. Н. Моральные нормы и их усвоение личностью: Дис. . к.ф.н. М., 1976. - 163 с.

140. Система питания народов Дагестана. Сост. Б. М. Рамазанова. Отв. ред. М. О. Османов. Махачкала: Даг. ФАН СССР, 1990. - 140 с.

141. Сказки народов Дагестана. Махачкала: Дагучпедгиз, 1989. - 260 с.

142. Словарь по этике / Под ред. А. А. Гусейнова, И. С. Кона. М.: Политиздат, 1989. - 447 с.

143. Смирнова Я. С. Семья и семейный быт народов Северного Кавказа.- М.: Наука, 1983. 264 с.

144. Соболев В. Н. Воспитание нравственных идеалов старшеклассников: Автореф. дис. . к.п.н. Минск, 1994. - 19 с.

145. Соколова Э. С., Лихачев В. М. Идеалы и ценности современных детей: опыт изучения // Сов. педагогика. 1990. - № 9. - С. 47—53.

146. Суханов И. В. Обычаи, традиции, обряды как социальные явления.- Горький: Волго-Вятское кн. изд-во, 1973. 256 с.

147. Тайчинов М. Г., Янбулатов X. X. Основные факторы формирования нравственного сознания и поведения подрастающего поколения. -Душанбе: Дониш, 1974. 102 с.

148. Темирбекова М. Твои дочери, Дагестан. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1990. - 96 с.

149. Тимощенко Л. Н. В семье растем дочь. М.: Знание, 1978. - 96 с.

150. Тимощенко Л. Н. Воспитание старшеклассниц. М.: Просвещение, 1983. - 143 с.

151. Ълтаренко А. И. Мораль как особый способ освоения мира // Социальная сущность и функции морали. М.: Изд-во МГУ, 1975. - 128 с.

152. Титов В. А. Мораль: познание и действие. М.: Молодая гвардия, 1987. - 200 с.

153. Традиции в современном обществе. М.: Наука, 1990. - 117 с.

154. Традиционный фольклор народов Дагестана. М.: Наука, 1991. -439 с.

155. Троцюк И. Нравственное воспитание девочек-подростков в плане подготовки их к будущей семейной жизни: Автореф. дис. . к.п.н.- Минск, 1990. 19 с.

156. Ухьянкин С. П. Школа и родители. Чебоксары: Чувашкнигоиздат, 1968. 79 с.

157. Ушинский К. Д. Пед. соч. в 2-х т. М.: Педагогика, 1980. - Т. 1. -416 с.

158. Фаркаш Э. Нравственные проблемы развития личности. М.: Мысль, 1982. - 440 с.

159. Фельдштейн Д. И. Психологические закономерности социального становления ребенка // Сов. педагогика. 1989. - № 5. - С. 71.

160. Хамидулина Р. А. Педагогические условия формирования нравственных отношений в семье: Автореф. дис. . к.п.н. Уфа, 1995. -20 с.

161. Ханмурзаев Г. Г. Дагестанская тема в русской литературе XIX в. Проблема характера. Махачкала: Даг. кн. изд-во, 1987. - 79 с.

162. Харламов И. Ф. Теория нравственного воспитания: История, современная проблематика и основные педагогические идей. -Минск: Изд-во БГУ, 1972. 364 с.

163. Харчев А. Г. Брак и семья в СССР. М.: Мысль, 1979. - 367 с.

164. Херувимоеа А. Н. Нравственная подготовка девушек учащихся С.С.У.З. к материнству: Автореф. дис. . к.п.н. Казань, 1994. - 16 с.

165. Хинтебидзе А. Ф. Идеи воспитания в грузинском народном творчестве: Автореф. дис. . д.п.н. Тбилиси, 1987. - 46 с.

166. Ховратоеич Б. Н. Нравственный идеал Хакасской народной педагогики: Автореф. дис. . к.п.н. М., 1977. - 23 с.

167. Холодовский И. И. Воспитание культуры нравственных чувств старшеклассников: Дис. . к.п.н. М., 1992. - 190 с.

168. Хрипкова А. Г. и др. Девочка — подросток — девушка. М.: Просвещение, 1981. - 207 с.

169. Хрестоматия по возрастной и педагогической психологии / Под ред. И. И. Ильясова. М.: Изд-во МГУ, 1980. - 22 см.

170. Чернова Е. Б. Нравственные основы отношений юноши и девушки. Л.: Просвещение, 1966. - 60 с.

171. Чеснокова И. И. О психологических основах самовоспитания: В сб.

172. Психология формирования и развития личности / Под ред. Л. И. Анциферовой. М., 1981. - 219 с.

173. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М.: Педагогика, 1981. - 208 с.

174. Швейгер-Лерхенфельд А. Ф. Женщина. Ее жизнь, нравы и общественное положение у всех народов земного шара / Пер. с нем. М. И. Мер-цаловой с приложением статьи о русских женщинах / Сост. В. И. Немирович-Данченко. СПб., 1882. - 688 с.

175. Швецов В. Очерк о кавказских горских племенах с их обрядами и обычаями в гражданском, воинственном и домашнем духе. М.у 1856. - 68 с.

176. Шевелева Е. Только о женщинах. Невыдуманные рассказы. М.: Сов. Россия, 1966. - 124 с.

177. Шерозия Л. Г. Нравственные принципы воспитания старшеклассников и средства их реализации: Дис. . к.п.н. Тбилиси, 1989. -206 с.

178. Шимановский Д. С. Моральное самосознание личности. М.: Знание, 1986. - 63 с.

179. Штольц X., Роланд Р. Как воспитать нравственное поведение? / Пер. с нем. М.: Просвещение, 1986. - 78 с.

180. Этика и психология семейной жизни: Пособие для учителя / Под ред. И. В. Гребенникова. М.: Просвещение, 1987. - 255 с.

181. Этикет, воспитанность, личность: Сб. статей. Алма-Ата: Казахстан, 1975. - 166 с.

182. Этнические стереотипы мужского и женского поведения: Сб. статей. СПб.: Наука, 1991. - 318 с.

183. Якубов 3. Я. Традиции трудового и нравственного воспитания в дагестанской семье // Педагогика. 1996. - № 5. - С. 31—34.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.