Формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Луданова, Татьяна Владимировна

  • Луданова, Татьяна Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2006, Ярославль
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 254
Луданова, Татьяна Владимировна. Формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Ярославль. 2006. 254 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Луданова, Татьяна Владимировна

Введение.

Глава 1. Теоретические основы формирования педагогической мобильности у будущего учителя музыки.

1.1. Историко-логический анализ универсальности содержания профессиональной подготовки учителя музыки как фактора формирования педагогической мобильности.

1.2. Педагогическая мобильность учителя музыки: сущность понятия и его структура.

1.3. Модель процесса формирования педагогической мобильности у

9 будущего учителя музыки. ф

Глава 2. Опытная работа по формированию педагогической мобильности у будущих учителей музыки.

2.1. Пилотажное исследование и его результаты.

2.2. Программа формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки.

2.3. Реализация организационно-педагогических условий формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки и анализ

• результатов опытной работы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки»

Актуальность исследования. Мобильность личности широко востребована в современном обществе. Согласно Болонской декларации (1999), расширение мобильности студентов, преподавателей, исследователей и управленцев является одним из факторов, обеспечивающих переход европейских государств к единому образовательному пространству. Возрастают требования к отечественному образованию и науке, среди которых главнейшим является качественная сторона формирования личности в направлении освоения разносторонних знаний, умений, технологий обучения и воспитания, составляющих содержание ее профессиональной подготовки.

Российское образование широко опирается на принцип вариативности, который дает возможность учебным заведениям конструировать педагогический процесс по любой модели, включая авторские, что востребовано и в содержании музыкально-педагогического образования, направленного на научное обоснование и практическую реализацию новых идей и технологий. Профессиональная подготовка современного учителя музыки предполагает освоение разностороннего содержания сфер его деятельности (преподавательская, музыкально-исполнительская, культурно-просветительская, социально-педагогическая и научно-методическая). Вариативность требует актуализации творческого потенциала личности, формирования у будущих специалистов способности проявлять себя мобильно, стимулируя процессы саморегуляции, саморазвития, самореализации как условий совершенствования профессиональной деятельности, поиска возможностей для повышения квалификации с целью совмещения дополнительных специальностей.

Существует научное определение мобильности как способности личности (индивида, субъекта) быстро менять положение, двигаться, вникать в ситуацию, принимать решение под влиянием (воздействием) изменившихся условий жизнедеятельности. Оно отражает требования, которые предъявляет современная цивилизация к личности (скорость, темп, эффективность, оперативность), а также характеризует стиль мышления людей, социальных и этнических групп как быстрое реагирование. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования по специальности 030700 «Музыкальное образование» как одно из требований, предъявляемых к подготовке учителя музыки, выдвигает формирование мобильности личности.

Мобильность педагога-музыканта исторически обусловлена содержанием его разносторонней профессиональной подготовки как универсальной. Востребованное в современном обществе универсальное содержание профессиональной подготовки учителя музыки ставит задачу воспитания у него способности вариативно изменять ход и содержание педагогической деятельности, разносторонне проявляя себя в ней. Данный характер деятельности способствует формированию педагогической мобильности - способности к вариативному изменению хода и содержания педагогической деятельности, позволяющей гибко преодолевать затруднения и штампы в педагогических ситуациях, осуществлять выбор наиболее удачного решения поставленных педагогических задач, реализуя при этом профессиональный музыкальный опыт.

Как показывает анализ научных источников, проблема формирования педагогической мобильности личности не получила своего целостного исследования в педагогической науке. Однако различные аспекты данной проблемы нашли свое освещение в ряде экономических (В. Г. Кинелев, А. В. Кирха, А. А. Матуленис, Э. А. Саар, И. Л. Смирнова, А. Смит, П. А. Сорокин, В. Н. Шубкин и др.), социологических (Ж. Адам, О. М. Белоцерковский, Б. С. Гершунский, В. Г. Громов, Девид Джери, Дж. Джери, А. А. Макарени, Е. А. Макарова, А. В. Мудрик и др.) и психолого-педагогических исследований (А. А. Гераськова, Т. К. Горохова, Ю. И. Калиновский, С. А. Константинов, В. А. Сластенин,

В. В. Сохранов и др.).

В современных педагогических исследованиях широко представлены общетеоретические основы содержания профессиональной подготовки учителя (С. И. Архангельский, Ю. К. Бабанский, Л. В. Байбородова, Е.П. Белозерцев, Ф. Н. Гоноболин, В. В. Давыдов, Н. В. Кузьмина, Ю. Н. Кулюткин, А. Р. Лопатин, Н. Д. Никандров, П. И. Пидкасистый, М. М. Поташник, М. И. Рожков, Е. И. Савонько, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин, Е. Н. Шиянов и др.).

Особое внимание проблемам музыкально-педагогического образования уделяли такие ученые, как Э. Б. Абдуллин, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Н. А. Ветлугина, Д. К. Кирнарская, Г. М. Цыпин. Профессиональной подготовке учителя музыки посвящены работы Б. Д. Критского, А. В. Малинковской, Т. Г. Мариупольской,

В. И. Муцмахера, И. Н. Немыкиной, Е. В. Николаевой, Г. П. Стуловой, Л. А. Рапацкой, Н. А. Терентьевой, А. И. Щербаковой и др. Однако понятие «педагогическая мобильность учителя музыки» не имеет научного обоснования, отсутствуют педагогические технологии ее формирования. Вместе с тем существуют объективные предпосылки разработки избранной проблемы исследования, что подтверждает ее актуальность.

Анализ функционирования системы образования в современном обществе позволяет выявить ряд существующих объективных противоречий:

- между общественной потребностью в преобразовании механизма подготовки педагогических кадров и реальной педагогической практикой, недостаточно ориентированной на воспитание учителя музыки как педагога-универсала, мобильно проявляющего себя в разносторонних видах профессионально-педагогической деятельности;

- между изученностью вопроса педагогической мобильности в научно-методической литературе и отсутствием теоретического обоснования процесса формирования педагогической мобильности учителей музыки;

-между потребностью современных образовательных учреждений в универсально подготовленных, мобильных учителях музыки и отсутствием разработанной технологии процесса формирования у них педагогической мобильности.

Данные противоречия обусловили проблему исследования: при каких организационно-педагогических условиях формирование педагогической мобильности учителя музыки будет эффективным?

В соответствии с этим была сформулирована тема диссертационного исследования: «Формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки». Выбор темы определил цель, объект и предмет нашего исследования.

Цель исследования: выявить, обосновать и экспериментально проверить организационно-педагогические условия, способствующие эффективному формированию педагогической мобильности у будущих учителей музыки.

Объект исследования: процесс профессиональной подготовки будущего учителя музыки.

Предмет исследования: организационно-педагогические условия процесса формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки.

Общая гипотеза исследования состоит в том, что формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки, обеспечивающее эффективность их профессиональной подготовки, является целенаправленной педагогической деятельностью, включающей в себя вариативное освоение ее разностороннего содержания и способов, гибкое преодоление затруднений и штампов, выбор наиболее удачных творческих решений поставленных задач.

Задачи исследования:

1. Сформулировать понятие «педагогическая мобильность учителя музыки» на основе анализа изучаемого феномена.

2. Обосновать вариативно-деятельностный подход к процессу формирования педагогической мобильности.

3. Разработать и апробировать на практике модель процесса формирования педагогической мобильности учителя музыки.

4. Выявить и обосновать организационно-педагогические условия эффективности процесса формирования педагогической мобильности у студентов музыкально-педагогического факультета.

Методологической основой решения этих задач являются классические положения и выводы философии, экономики, социологии, музыкознания, педагогики и психологии о формировании и развитии личности, положение о взаимодействии личности и общества, культурологический и музыкально-эстетический подходы к развитию личности. Мы также исходили из положения о влиянии индивидуальных особенностей на творческое формирование будущих учителей музыки, о потребностях и мотивах как побудительных силах человеческой деятельности и их роли в познании, общении, труде.

Теоретико-методологической базой исследования являются:

- теории социологии и экономической науки о социальной и профессиональной мобильности личности (Т. К. Горохова, С. А. Макеев, А. В. Мудрик, И. Л. Смирнова, А. Смит, П. А. Сорокин и др.);

-теория развития способностей (Б.Г.Ананьев, О. А. Конопкин,

A. Н. Леонтьев, К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, В. В. Сохранов, Б. М. Теплов, В. Э. Чудновский и др.);

-теория деятельности (В.В.Давыдов, А.Н.Леонтьев, С. Л. Рубинштейн, В. Д. Шадриков и др.);

-теории и концепции о педагогических системах (В. А. Сластенин, Ю. П. Сокольников, Л. Ф. Спирин и др.);

-теория развивающего обучения (Л.С.Выготский, В.В.Давыдов,

B. И. Загвязинский, Л. В. Занков и др.); концепции художественно-творческого развития личности в профессионально-педагогической деятельности (Э. Б. Абдуллин,

Л. Г. Арчажникова, Б. В. Асафьев, Т. С. Злотникова, Д. К. Кирнарская, Е. Д. Критская, П. Я. Пономарев, 3. В. Румянцева, К. С. Станиславский, Б. М. Теплов, Г. М. Цыпин и др.);

-теория моделирования учебной деятельности (В. И. Авратинер, Т. Ф. Асафова, К. В. Левин, А. В. Малинковская, В. А. Сластенин, Л. Ф. Спирин и др.).

Методы исследования. Для решения поставленных задач был использован комплекс методов, взаимообогащающих друг друга:

1) теоретического уровня - анализ психолого-педагогических, культурологических, музыкально-эстетических материалов по проблеме исследования, классификация, синтез, обобщения, моделирование, статистический анализ в ходе педагогического мониторинга результатов исследования;

2) эмпирического уровня - пилотажное исследование, пролонгированное включенное наблюдение, беседа, анкетирование, самооценка, экспертная оценка, рейтинг, метод математической обработки (1:-критерий Стъюдента).

Этапы исследования. Опытная работа включала три взаимосвязанных этапа: пилотажное исследование, подготовительный этап и основную часть.

В ходе пилотажного исследования (1998 - 2000 гг.) разрабатывались общие теоретические подходы к решению проблемы, обосновывались основные организационно-педагогические условия, способствующие эффективности процесса формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки. Уточнялся категориальный аппарат исследования, осуществлялись контрольные срезы, определяющие исходный уровень сформированное™ педагогической мобильности у студентов музыкально-педагогического факультета.

На подготовительном этапе (2000 - 2001 гг.) осуществлялась разработка программы формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки, уточнялись процедуры опытного исследования, осуществлялась подготовка базы для проведения опытной работы: разрабатывалось содержание спецкурса «Формирование педагогической мобильности учителя музыки», исследовались возможности междисциплинарного синтеза в освоении разносторонних видов профессиональной и комплекс эвристических методов и творческих заданий, содействующих активно-преобразовательной профессиональнопедагогической деятельности будущих учителей музыки. Осуществлялись контрольные срезы, позволявшие определить уровень сформированности педагогической мобильности у студентов в разносторонних видах профессионально-педагогической деятельности.

В основной части опытной работы (2001 - 2005 гг.) определялись возможности учебного процесса вузовской подготовки учителей музыки в формировании у них педагогической мобильности, вносились дополнения и изменения в учебные планы и программы практических занятий, охватывающих весь спектр универсальности содержания профессиональной подготовки педагога-музыканта. Экспериментально проверялись организационно-педагогические условия, способствующие эффективному формированию педагогической мобильности у будущих учителей музыки. Обобщались и систематизировались результаты исследования в виде диссертации.

Экспериментальная база исследования. Основной базой исследования являлся музыкально-педагогический факультет КГУ им. Н. А. Некрасова (г. Кострома). Кроме того, базой исследования стали музыкально-педагогические факультеты МПГУ (г. Москва), СПГУ им. К.Е. Федина (г. Саратов); факультеты института педагогики и психологии КГУ им. Н. А. Некрасова (социальная педагогика, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования); общеобразовательные школы № 20, 29, 30 г. Костромы. Всего в эксперименте приняло участие 132 студента, 22 преподавателя вуза и 27 учителей общеобразовательных школ.

Достоверность и обоснованность основных положений и выводов исследования обеспечивалась:

- системной методологией, определившей научную базу теоретического исследования и опытной работы; использованием комплекса методов познания, адекватных изучаемой проблеме;

- целенаправленным анализом опыта подготовки педагогических кадров КГУ им. Н. А. Некрасова и учителей музыки г. Костромы, собственного педагогического опыта;

- анализом качественных и количественных результатов опытной работы, показывающих позитивную тенденцию профессионального развития испытуемых;

- повторными экспериментальными заданиями, имевшими позитивные устойчивые результаты у испытуемых в школьной практике;

- математической обработкой полученных эмпирических и статистических данных.

Научная новизна исследования состоит:

- в обосновании феномена «педагогическая мобильность учителя музыки» как профессионально значимой способности специалиста;

- в обосновании вариативно-деятельностного подхода к процессу формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки;

- в построении и реализации модели процесса формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки;

- в обосновании учебно-воспитательного и организационного обеспечения процесса формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки;

-в решении проблемы формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки в процессе профессиональной подготовки на основе авторской концепции.

Теоретическая значимость исследования заключается:

- в историко-логическом анализе универсальности содержания профессиональной подготовки учителя музыки как условия формирования педагогической мобильности;

- в содержательном определении феномена «педагогическая мобильность учителя музыки»;

- в обосновании вариативно-деятельностного подхода к процессу формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки;

- в содержательной и функциональной характеристике модели процесса формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки;

- в определении организационно-педагогических условий, способствующих эффективному формированию педагогической мобильности у будущих учителей музыки;

- в разработке содержания учебно-воспитательного и организационного обеспечения процесса формирования педагогической мобильности будущего учителя музыки;

-в обосновании критериев и показателей уровней сформированности педагогической мобильности учителей музыки, применимых для соответствующего педагогического мониторинга в условиях вузовского образования.

Практическая значимость исследования заключается в том, что содержащийся в диссертации теоретический материал и апробированная в ходе опытной работы модель процесса формирования педагогической мобильности учителя музыки могут быть использованы в практике вузовской подготовки учителей музыки, кроме этого:

- полученные в ходе исследования результаты положены в основу спецкурса «Формирование педагогической мобильности учителя музыки», а также методического пособия «Самовоспитание педагогической мобильности в профессиональной подготовке учителя музыки», направленного на повышение эффективности процесса формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки;

- в реализации учебно-воспитательного и организационного обеспечения, включающего комплекс принципов и методов обучения, воспитания и самовоспитания, направленных на формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки.

Личный вклад автора заключается в следующем:

-проанализированы исторически сложившиеся подходы к проблеме универсальности содержания профессиональной подготовки педагогов-музыкантов как условия формирования педагогической мобильности;

- определена сущность и структура педагогической мобильности учителя музыки;

- определена роль вариативно-деятельностного подхода к процессу формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки;

- выявлены и обоснованы организационно-педагогические условия, способствующие эффективному формированию педагогической мобильности у будущих учителей музыки;

- определены критерии уровней сформированности педагогической мобильности у будущих учителей музыки и их основные показатели;

-разработаны учебно-воспитательное и организационное обеспечение процесса формирования педагогической мобильности будущего учителя музыки, спецкурс «Формирование педагогической мобильности учителя музыки», методическое пособие «Самовоспитание педагогической мобильности в профессиональной подготовке учителя музыки», направленные на повышение эффективности процесса формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Педагогическая мобильность учителя музыки - это способность к вариативному изменению хода и содержания педагогической деятельности, позволяющей гибко преодолевать затруднения и штампы в педагогических ситуациях, осуществлять выбор наиболее удачного решения поставленных педагогических задач, реализуя при этом профессиональный музыкальный опыт.

2. Обоснование вариативно-деятельностного подхода к процессу формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки, который заключается в том, что данный процесс будет иметь свои особенности и специфику на основе учета и стимулирования вариативных компонентов профессионально-педагогической деятельности, обусловленных наличием объективных и субъективных условий, которыми выступают комплекс педагогических воздействий, а также психологические особенности личности студента и характеристика его индивидуальности, при сохранении в качестве инварианта деятельности ориентации на становление субъектной позиции будущего учителя музыки, содействующей разностороннему самопроявлению в творческом поиске успешного решения поставленных задач.

3. Модель процесса формирования педагогической мобильности учителя музыки, раскрывающая сущность феномена «педагогическая мобильность учителя музыки», отражает единство его креативных составляющих (мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, сенсорной и операциональной мобильностей).

4. Характеристика содержания программы формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки, которая включает учебно-методическую информационную базу, отраженную в спецкурсе, и технологию образования (междисциплинарный синтез знаний, комплекс эвристических методов и творческих заданий), содействующих активно-преобразовательной профессионально-педагогической деятельности будущих учителей музыки.

5. Организационно-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность формирования педагогической мобильности будущих учителей музыки, являются:

- адекватное включение будущих учителей музыки в процесс освоения универсальности содержания профессионально-педагогической деятельности;

- разработка учебно-воспитательного и организационного обеспечения процесса формирования педагогической мобильности у будущих специалистов на основе реализации вариативно-деятельностного подхода;

- обоснование программы формирования педагогической мобильности, в которой определены учебно-методическая информационная база и технология образовательно-воспитательного процесса, способствующие активно-преобразовательной профессионально-педагогической деятельности будущих учителей музыки.

Апробация и внедрение результатов исследования. Основные теоретические положения и результаты исследования обсуждались на международном психологическом конгрессе (Кострома, 2003); международных симпозиумах (Кострома, 2004); научно-практических конференциях: международной (Кострома, 2000) всероссийской (Екатеринбург, 2000; Кострома, 2002), региональной (Мурманск, 2003); научно-практическом семинаре (Кострома, 2002); заседаниях кафедры истории и теории музыки, конференциях преподавателей и аспирантов КГУ им. Н. А. Некрасова.

Содержание диссертации отражено в 11 публикациях.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованной литературы и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Луданова, Татьяна Владимировна

Объцие выводы исследования:

1. Формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки способствует разностороннему самопроявлению личности в профессионально-педагогической деятельности, актуализирует вариативное изменение ее хода и содержания, преодоление затруднений и штампов в педагогических ситуациях, выбор наиболее успешных решений поставленных педагогических задач.

2. Сущность вариативно-деятельностного подхода к процессу формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки заключается в том, что данный процесс имеет свои особенности и специфику на основе учета и стимулирования вариативных компонентов профессионально-педагогической деятельности, обусловленных наличием объективных и субъективных условий, которыми выступают комплекс педагогических воздействий, а также психологические особенности личности студента и характеристика его индивидуальности, при сохранении в качестве инварианта деятельности ориентации на становление субъектной позиции будущего учителя музыки, содействующей разностороннему самопроявлению в творческом поиске успешного решения поставленных задач.

3. Реализация вариативно-деятельностного подхода к процессу формирования педагогической мобильности у будущего учителя музыки обеспечивает становление его субъектной позиции, содействующей разностороннему самопроявлению как условию достижения творческих результатов в профессионально-педагогической деятельности. Полученные в исследовании результаты свидетельствовали об эффективности избранного подхода.

4. Организационно-педагогическими условиями, обеспечивающими эффективность формирования педагогической мобильности будущих учителей музыки, являются:

- адекватное включение будущих учителей музыки в процесс освоения универсальности содержания профессионально-педагогической деятельности;

- разработка учебно-воспитательного и организационного обеспечения процесса формирования педагогической мобильности у будущих специалистов на основе реализации вариативно-деятельностного подхода;

- обоснование программы формирования педагогической мобильности, в которой определены учебно-методическая информационная база и технология образовательно-воспитательного процесса, способствующие активно-преобразовательной профессионально-педагогической деятельности будущих учителей музыки.

5. Модель процесса формирования педагогической мобильности учителя музыки включает в себя единство креативных составляющих педагогической мобильности (мотивационную, интеллектуальную, эмоционально-волевую, сенсорную, операциональную мобильности), а также вариативность умений, их самокоррекцию и самоконтроль в ходе осуществления последовательных операций, направленных на поиск и достижение успешных решений педагогических задач: самодиагностика уровня сформированности профессионально-педагогических знаний, умений, навыков; установка на успешное решение педагогической задачи; планирование (построение вариантов решения педагогической задачи); определение оптимального варианта решения педагогической задачи; реализация варианта решения педагогической задачи (практическое преобразование). Построение и реализация модели процесса формирования педагогической мобильности учителя музыки позволяет активизировать развитие ее креативных составляющих как самоорганизующейся системы.

Данная диссертация не отвечает исчерпывающе на все вопросы темы исследования. В дальнейшем можно рассмотреть вопросы становления личностной мобильности, формирования социальной и профессиональной мобильности учителей музыки, а также исследовать проблему формирования педагогической мобильности у будущих учителей и специфику данного процесса применительно к другим специальностям вузовского обучения.

Заключение

Обращение к историко-педагогическому наследию зарубежного и отечественного музыкального образования позволило найти значительный материал, касающийся суждений выдающихся мастеров музыкально-исполнительского искусства и музыкальной педагогики, представителей многих школ и направлений об универсальной профессиональной подготовке педагогов-музыкантов (А. В. Адищев, Л. А. Баренбойм, Е. Л. Гуревич, Н. А. Елизарова, Е. С. Коц, В. И. Музалевский, Е. Н. Николаева, Г. Г. Нейгауз, Л. А. Рапацкая, Н. А. Терентьева, С. Е. Фейнберг, Г. М. Цыпин и др.).

Как показало изучение исторического опыта, формирование универсальности музыканта-педагога во многом определяется разносторонним содержанием его профессионального образования. Его специфика предполагает формирование способности к вариативности профессионально-педагогической деятельности, ее способов и содержания, что обусловлено поиском оптимального решения поставленных профессиональных задач (А. А. Гераськова, Т. К. Горохова, С. А. Константинов, С. А. Макеев, Е. А. Саар, Г. К. Селевко, В. А. Сластенин,

B. В. Сохранов и др.). Употребляемое понятие «мобильность» соответствует сущностной характеристике данной способности.

Анализ данных социологии, экономики, педагогики и психологии позволяет рассматривать процессы социального и профессионально-педагогического формирования личности в единстве с формированием социально, профессионально и педагогически значимой способности -мобильности (И. В. Василенко, Ю. И. Калиновский, Н. Н. Киселева,

C. А. Кугель, А. В. Мудрик, П. А. Сорокин, В. А. Сластенин и др.).

Современная теория музыкально-педагогического образования, опираясь на прогрессивные идеи философии, психологии и педагогики, ведущими целями формирования музыканта как профессионала и педагога выдвигает его саморазвитие, самовоспитание и самореализацию ^ (Э. Б. Абдуллин, О. А. Апраксина, Л. Г. Арчажникова, Б. В. Асафьев,

Н. А. Ветлугина, Т. С. Злотникова, Д. К. Кирнарская, В. И. Муцмахер, ® 3. В. Румянцева, Н. А. Терентьева, Г. М. Цыпин и др.). Проблема мобильности личности как механизма достижения поставленных целей в условиях вузовской подготовки учителей музыки легла в основу данного исследования.

В исследовании мы обосновываем вариативно-деятельностный подход к процессу формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки, который заключается в том, что данный процесс будет иметь свои особенности и специфику на основе учета и стимулирования вариативных компонентов профессионально-педагогической деятельности, обусловленных наличием объективных и субъективных условий, которыми выступают комплекс педагогических воздействий, а также психологические особенности личности студента и характеристика его индивидуальности, при сохранении в качестве инварианта деятельности ориентации на становление субъектной позиции будущего учителя музыки, содействующей разностороннему самопроявлению в творческом поиске успешных решений поставленных задач.

Данный подход предполагает стимулирование самокоррекции ^ профессионально-педагогической деятельности в зависимости от содержания возникающих педагогических ситуаций при сохранении ее инвариантного компонента.

Анализируя социальные, профессиональные и педагогические функции деятельности учителя музыки, была выявлена сложная по своему составу характеристика педагогической мобильности учителя музыки, включающая социальную, профессиональную и педагогическую мобильности, в совокупности обеспечивающих успешную самореализацию личности. Стимулирующее влияние на формирование данной способности оказывают духовно-нравственный потенциал личности, ее научно-мировоззренческая позиция, креативность и исследовательский тип мышления.

В исследовании содержательной характеристики педагогической мобильности как способности личности имеют значение положения психологической науки по проблеме развития способностей (К. К. Платонов, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов, В. Э. Чудновский и др.).

В соответствии с концепцией К. К. Платонова, согласно которой психические процессы характеризуются как элементарные способности, входящие в состав более сложных, в качестве внутренних условий развития педагогической мобильности рассматривались такие психические процессы личности, как ощущение, восприятие, мышление, эмоции, воля. Учитывались также мотивы деятельности и степень овладения практическими умениями. Это позволило определить структуру педагогической мобильности, включающую ряд креативных составляющих: мотивационную мобильность (осознанность мотивов, их избирательность), интеллектуальную мобильность (вариативность и гибкое оперирование мыслительными процессами), эмоционально-волевую мобильность (вариативность и самоуправление эмоционально-волевыми состояниями), сенсорную мобильность (вариативность и координация сенсорных процессов), операциональную мобильность (вариативность умений и гибкость их разностороннего применения).

Основанием для данного определения послужило положение, согласно которому личность является самоорганизующейся системой, а активность самоорганизации - проявление ее устойчивости (В. Э. Чудновский). Выделяется два уровня совершенствования личности: а) шаблонизация, подгонка по требованиям окружающей среды; б) способность реагировать на широкий круг ситуаций и переносить жизненный опыт из одной обстановки в другую (В. И. Сыренский). Данные позиции легли в основу характеристики педагогической мобильности учителя музыки как способности, стимулирующей активно-преобразовательную деятельность в процессе освоения содержания профессиональной подготовки и содействующей преодолению пассивно-приспособительного поведения, ведущего к шаблонизации.

При разработке модели учитывалась идея реализации вариативно-деятельностного подхода к процессу формирования педагогической мобильности у будущего учителя на основе становления его субъектной позиции, содействующей разностороннему самопроявлению в творческом поиске успешных решений поставленных задач. Данная позиция характеризуется сложившейся у будущего специалиста устойчивой системой отношений к ряду возникающих значимых для него педагогических ситуаций, что проявляется в поиске необходимого содержания и способов деятельности, в опоре на их вариативность.

Построение модели процесса формирования педагогической мобильности учителя музыки учитывало интеграцию всех ее креативных составляющих (мотивационной, интеллектуальной, эмоционально-волевой, сенсорной и операциональной мобильностей), включало процессы рефлексии, вариативности умений, самокоррекции, самоконтроля. Учитывалась логика действий в решении профессионально-педагогических задач: самодиагностика уровня сформированности профессионально-педагогических знаний, умений, навыков; установка на успешное решение педагогической задачи; планирование (построение вариантов решения педагогической задачи); определение оптимального варианта решения педагогической задачи; реализация варианта решения педагогической задачи (практическое преобразование); анализ и самооценка результатов решения педагогической задачи. В модели нашла отражение цикличность, характеризующая процесс формирования педагогической мобильности учителя музыки в зависимости от степени достижения в деятельности поставленных целей.

Осуществлялась разработка учебно-воспитательного и организационного обеспечения хода опытной работы, ставящего целью осуществить взаимодействие внешних факторов управления с внутренними механизмами саморазвития, самовоспитания и самореализации личности. Оно включало комплекс принципов обучения, воспитания и самовоспитания (акмеологического, синергетического, индивидуально-личностного, системно-функционального подходов; междисциплинарного синтеза знаний, оптимизации обучения, вариативности социального воспитания) и соответствующих им методов (стимулирования учебной деятельности, проблемного обучения, реализации межпредметных связей, индивидуального подхода, реализации позитивных эмоциональных и волевых состояний; активизации сенсорных процессов, воспитания и самовоспитания). Их применение позволяло интенсифицировать процесс формирования педагогической мобильности у будущих специалистов.

В ходе опытной работы был разработан комплекс заданий, содействующий формированию педагогической мобильности в процессе подготовки будущего учителя к решению педагогических задач. Содержание заданий предполагало активизацию установки на преодоление затруднений в профессиональной и педагогической деятельности, воспитание умений осуществлять вариативность содержания и способов педагогической деятельности, обеспечивающих выбор оптимальных условий решения поставленных задач; подготовку к разносторонней профессионально-педагогической самореализации будущего учителя на занятиях со школьниками и в организации их внеклассной и досуговой деятельности (проведение музыкально-театрализованных постановок для школьной аудитории и др.), а также формирование педагогической самооценки.

Содержание опытной работы включало три взаимосвязанных этапа (пилотажное исследование, подготовительный и основную часть), в ходе которых на основе разработанной теоретической концепции были определены учебно-методическая информационная база и технология образовательно-воспитательного процесса, способствующие эффективному формированию педагогической мобильности у будущих учителей музыки, обобщены результаты. Всего в эксперименте приняли участие 132 студента,

22 преподавателя вуза и 27 учителей общеобразовательной школы. Применялись методы наблюдения, письменного анкетного опроса, самооценки, экспертной оценки и рейтинга.

В процессе пилотажного исследования (1998-2000 гг.) разрабатывались общие теоретические подходы к решению проблемы, была выдвинута рабочая гипотеза, в основу которой было сформулировано предположение о том, что формирование педагогической мобильности у будущих учителей музыки будет эффективным при определенных организационно-педагогических условиях. Уточнялся категориальный аппарат исследования, осуществлялись контрольные срезы, характеризующие исходный уровень сформированности педагогической мобильности у студентов музыкально-педагогического факультета.

На подготовительном этапе (2000 — 2001 гг.) осуществлялась разработка программы формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки, уточнялись процедуры опытного исследования, осуществлялась подготовка базы для проведения опытной работы: разрабатывались содержание спецкурса и методического пособия, исследовались возможности междисциплинарного синтеза в освоении разносторонних видов профессиональной, а также комплекс эвристических методов и творческих заданий, содействующих активно-преобразовательной профессионально-педагогической деятельности будущих учителей музыки. Осуществлялись контрольные срезы, позволившие определить уровень сформированности педагогической мобильности у студентов в разносторонних видах профессионально-педагогической деятельности.

Педагогический мониторинг и систематическое включенное наблюдение за испытуемыми в ходе проведения основной части опытной работы (2001 - 2005 гг.) были направлены на проверку организационно-педагогических условий, способствующих эффективному формированию педагогической мобильности у будущих учителей музыки.

В ходе проведения опытной работы определялись возможности учебного процесса вузовской подготовки учителей музыки в формировании у них педагогической мобильности, вносились изменения в учебные планы и программы практических занятий, охватывающих весь спектр • универсальности профессиональной подготовки учителя музыки. Была внедрена программа формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки, в содержании которой были реализованы: модель процесса формирования педагогической мобильности, учебно-воспитательное и организационное обеспечение процесса формирования педагогической мобильности будущего учителя музыки, заключающееся в обосновании и внедрении информационной базы методического характера; содержание программы спецкурса и методического пособия, творческие задания по анализу педагогических ситуации, решению педагогических задач во время ф учебной работы и профессиональной практики.

Осуществлялось наблюдение за студентами в ходе прохождения профессиональной практики в общеобразовательных школах на IV и V курсах. Были проведены контрольные срезы, в ходе которых студентам было предложено определить педагогические затруднения, которые они испытывали в ходе воспитательного взаимодействия со школьниками во время двух профессиональных практик в общеобразовательных школах. Результаты анкетирования показали, что имело место уменьшение числа студентов, которые испытывали определенные педагогические затруднения в непосредственной работе с детьми (с 16 до 8 человек). Итоги профессиональной практики подтвердили успешную работу студентов в школе. Это было связано с приобретением как профессионально-педагогического опыта работы в школе, так и способности быстро реагировать на возникающие педагогические затруднения.

Аналогично подготовительному этапу опытной работы, в ходе проведения основной ее части было проведено экспертное оценивание сформированности педагогической мобильности у студентов музыкально-педагогического факультета в процессе подготовки и проведения театрализованной постановки для школьников, требующих высокой степени разностороннего проявления личности. В сравнении с подготовительным этапом опытной работы (II курс), мы отметили положительную динамику сформированности педагогической мобильности в музыкально-театрализованной деятельности у студентов V курса. Разница экспертной оценки испытуемых в двух постановках составила 0,97 балла.

Реализация программы формирования педагогической мобильности осуществлялась в ходе практических занятий по дисциплинам концертмейстерской подготовки. Результаты наблюдений и экспертных оценок свидетельствовали о положительной динамике сформированности педагогической мобильности у будущих учителей музыки в процессе освоения концертмейстерских умений с III по V курсы (3,85-4,28 балла). ф В нашем исследовании педагогическая мобильность рассматривалась как способность, необходимая учителю любой специальности. В этой связи были разработаны показатели проявления вариативности педагогических умений на уроке в ходе профессиональной практики в школе и обследованы студенты ряда факультетов КГУ им. Н. А. Некрасова» (музыкально-педагогический, социальная педагогика, педагогика и методика дошкольного образования, педагогика и методика начального образования). Полученные данные позволили сделать вывод о том, что внедрение программы формирования педагогической мобильности обеспечило качественный рост высокого уровня сформированности данной способности у студентов музыкально-педагогического факультета по сравнению со студентами других специальностей.

Итоговое оценивание (самооценка и экспертная оценка) зафиксировало высокий уровень сформированности педагогической мобильности у будущих учителей музыки, который характеризовался ярким проявлением вариативности умений и содержания профессионально-педагогической деятельности. При этом позитивным фактором мы рассматриваем также высокую оценку убедительности воспитательных воздействий испытуемых на школьную аудиторию в музыкально-театрализованной деятельности, по сравнению с результатами предшествующих этапов опытной работы.

Проверка полученных данных по 1-критерию Стъюдента позволяет ® утверждать достоверность отличий средних значений с погрешностью 0,05.

Таким образом, сравнение полученных качественных результатов свидетельствует об эффективности внедрения программы формирования педагогической мобильности у будущих учителей музыки и выдвинутых организационно-педагогических условий в практику вузовской подготовки по специальности 030700 «Музыкальное образование».

Можно констатировать, что разработанная программа формирования педагогической мобильности также может найти применение в работе со студентами других педагогических специальностей. Она способствует более глубокому подходу будущих учителей к освоению разностороннего содержания профессионально-педагогической деятельности.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Луданова, Татьяна Владимировна, 2006 год

1. Абдуллин Э. Б. Методическая подготовка учителя музыки. М., 1991. -106 с.

2. Абдуллина О. А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования. -М., 1990. 141 с.

3. Авратинер В. И. Обучение и воспитание музыканта-педагога: Учеб. пособие по курсу педагогики для студентов высш. муз. учеб. заведений. -М., 1981.-84 с.

4. Адищев А. В. Музыка в институтах благородных девиц // Искусство в школе. 2003. - № 4. - С. 59-62.

5. Адоевцева И. В. Формирование элементов педагогического артистизма у будущих учителей музыки: Дисс. . канд. пед. наук, Кострома, 2001. -194 с.

6. Алиев Ю. Б. Дидактические основы модернизации содержания курса «Методика школьного музыкального образования» // Методические проблемы музыкальной педагогики. М., 1991. - С. 90-94.

7. Алиев Ю. Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. М., 2000.-336 с.

8. Аминов Н. А. Диагностика педагогических способностей / Под общей ред. М. Р. Гинзбурга. Воронеж, 1997. - 80 с.

9. АмироваЛ., Багишаев 3. Профессионально-педагогическая мобильность учителя как установка высшего педагогического образования // Альма матер (Вестник высшей школы). 2004. - № 1. - С. 55-60.

10. Ю.Амонашвили Щ. А. Размышления о гуманной педагогике. М., 1995. -496 с.

11. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества. Казань, 1988. - 238 с.

12. Андриенко Е. В. Профессиональное педагогическое образование и развитие личности учителя: Учеб. пособие. Новосибирск, 2001. - 251 с.

13. Н.Анисимов П. В. Психологический взгляд на музыкально-педагогическое сознание // Музыкальное образование и подготовка учителя музыки. М., 1996.-С. 9-22.

14. Апраксина О. А. О праве учителя-музыканта на эксперимент // Музыкальное воспитание в школе. Вып. 15. - М., 1982. - С. 18-22.

15. Арановский М. Г. Два этюда о творческом процессе / Процессы музыкального творчества. М., 1994. - С. 84-109.

16. Арчажникова JI. Г. Профессия учитель музыки. - М., 1984. - 111 с.

17. Арчажникова JT. Г., НемыкинаИ. П. Интеллектуальная активность и ее место в комплексе профессиональных способностей учителя музыки // Условия формирования педагогических умений и творческих способностей учителя музыки. Ярославль, 1982. - С. 65.

18. Асатрян О. Ф. Формирование социально-ценностных профессиональных ориентаций учителя музыки в процессе вузовской подготовки: Дисс. . канд. пед. наук, М., 2000. - 204 с.

19. Асафова Т. Ф. Развитие социально-педагогического творчества во внешкольной работе с детьми российской провинции второй половины XX века: Дисс. . канд. пед. наук, Кострома, 2002. 144 с.

20. Асафьев Б. В. Избранные статьи о музыкальном просвещении и образовании. М., 1973. - 142 с.

21. Асмолов А. Г. На пути к развивающему вариативному образованию: сб. статей по проблеме: организация опытно-опытной работы по проблемам развития системы дополнительного образования детей // Приложение к журналу «Внешкольник» М., 1997. - С. 4-6.

22. Бабанский Ю. К., Поташник М. М. Оптимизация педагогического процесса: (В вопросах и ответах). 2-е изд., перераб. и доп. - К.: Рад. школа, 1983.-287 с.

23. Байбородова JI. В., Рожков М. И. Воспитательный процесс в современной школе: Учебное пособие / Изд. 2-е, испр., дополн. Ярославль: Изд-во ЯРПУ им. К. Д. Ушинского, 1998. - 356 с.

24. Баренбойм Л. А. Музыкальная педагогика и исполнительство. Л., 1974. -336 с.

25. Батракова С. Н. Педагогические приемы эмоционального воздействия на учащихся. Ярославль, 1982. 116 с.

26. Безбородова Л. А. Рейтинго-модульная система контроля в музыкальном обучении студентов // Искусство и образование. 1999. - № 4. - С. 54-62.

27. Березина В. А. Дополнительное образование детей как средство их творческого развития: Дисс. . .канд. пед. наук. М., 1998. - 190 с.

28. Берне Р. Развитие «Я» концепции и воспитание. М., 1986. - 210 с.

29. Беспалько В. П. Слагаемые педагогической технологии-М., 1989. 192 с.

30. Бордовская Н. В., Реан А. А. Педагогика. Учебник для вузов СПб: Питер, 2000.-304 с.

31. Василенко И. В. Социокультурная мобильность как философская проблема: Дисс. . канд. фил. наук, Волгоград, 1996. -253 с.

32. Василенко И. В. Человек в социуме: мотивизация и мобильность. -Волгоград, 1998,- 191 с.

33. Ветлугина Н. А. Возраст и музыкальная восприимчивость // Восприятие музыки. М., 1980. - С. 56-69.

34. Взаимосвязь теории и практики в процессе подготовки и повышения квалификации педагогических кадров: Сб. науч. тр. /АПН СССР, НИИ общ. образования взрослого; (Редкол.: Ю. Н. Кулюткин (отв. ред.) и др.). -М.: АПН СССР, 1990. 102 с.

35. Вилюнас В. К. Психология эмоциональных явлений. -М., 1976. 142 с.

36. Вишнякова С. М. Профессиональное образование: Словарь. Ключевые понятия, термины, актуальная лексика. М.: НМЦ СПО, 1999. - 538 с.

37. Волохов А. В. Вариативно-деятельностный подход к социализации личности в условиях детских общественных организаций: Дисс. . канд. пед. наук, Казань, 1992. 162 с.

38. Волохова Е. Д. Вариативный подход к профессиональному самоопределению подростков: Дисс. . канд. пед. наук. Ярославль, 1994. - 189 с.

39. Вульфов Б. 3., Поташник М. М. Педагогические ситуации. М., 1983. -144 с.

40. Вульфов Б. 3., Харькин В. Н. Педагогика рефлексии: Взгляд на профессиональную подготовку учителя. М.: ИЧП «Издательство Магистр», 1995. - 112 с.

41. Выготский JI. С. Избранные психологические исследования. Мышление и речь. М., 1956. -519 с.

42. Выготский Л. С. Психология искусства. М., 1987. - 341 с.

43. Газман О. С., ВейсР. М., Крылова П. Б. Новые ценности образования: содержание гуманистического образования. М.: Российский гуманит. научн. фонд, 1995. - 103 с.

44. Гаспарович Е. О. Личностно-ориентированный диалог в музыкальном образовании учащихся // Искусство и образование. 2003. - № 4. - с. 3443.

45. Гераськова А. А. Социальная мобильность специалистов в условиях перехода к рыночным отношениям: На примере Читинской области: Автореф. дисс. . канд. социол. наук: Улан-Удэ, 2000. -21 с.

46. ГлазыринаЕ. Ю. Музыкальное воспитание в России: (с древнейших времен до начала XX в. // Эстетическое воспитание. 2001. - № 1, с. 6065.

47. Гобронидзе А. А. Подготовка будущего учителя к нравственному воспитанию школьников в системе высшего педагогического образования: Дисс. . докт. пед. наук, Батуми, 1986. 318 с.

48. Гозман Л. Я. Психология эмоциональных отношений. М., 1987. - 176 с.51 .Головинский Г. JI. О вариантности восприятия музыкального образа (из наблюдений над массовым слушателем) // Восприятие музыки. М., 1980.-С. 14-20.

49. Горнова И. Р. Талантливому ребенку нужен талантливый педагог: Межд. школа муз. пед. и исполн. Мастерства, III Межд. Конкурс-фестиваль «Искусство XXI века» // Муз. просвещение. - 2000. - № 1. - С. 17-22.

50. Горохова Т. К. Профессионально-образовательная мобильность молодых безработных в современном российском обществе: Дисс. . канд. социол. наук. СПб., 1995.- 169 с.

51. Государственный образовательный стандарт высшего профессионального образования. М., 2000. - 22 с.

52. Готсдинер А. JI. Музыкальная психология. М., 1993. - 190 с.

53. Гребенюк О. С. Педагогика индивидуальности. Калининград, 1995. -С. 19-65.

54. Гуревич Е. JI. Музыкальное воспитание и образование на немецких землях: От средневековья к XXI столетию: Исследование / Моск. консерватория им. П. И. Чайковского, Проблемная науч.-исследоват. лаборатория музыки и муз. образ. -М.: Музыка, 1991. 78 с.

55. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения: Опыт теоретического и экспериментального психологического исследования. -М., 1986. 240 с.

56. Джуринский А. Н. История педагогики: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. -М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. 432 с.

57. Дракина И. К. Организационно-управленческие условия построения пед. практики будущего учителя в современной школе: Дисс. . канд. пед. наук. Омск, 2000. - 202 с.

58. Дремин Л. И., Насибулин Р. Т. Файзуллин Ф. С. Научно-технический прогресс и профессиональная мобильность / Молодежь и процессы обновления общества. Свердловск, 1990. - С. 118-127.

59. Дунаева И. Д. Из истории дирижерского образования в России // Сб. тр. / Муз. пед. ин-т им. Гнесиных. - 1986. Вып. 85. - С. 79-103.

60. Дьяченко М. И., Кандыбович Л. А. Краткий психологический словарь: Личность, образование, самообразование, профессия. Минск, 1998. -399 с.

61. Елизарова Н. А. Театр Шереметевых. М., 1944. 187 с.

62. Елканов С. Б. Основы профессионального самовоспитания будущего учителя. -М.: Просвещение, 1989. 189 с.

63. Еременко Т. В. Некоторые вопросы развития восприятия музыкального образа в процессе слушания музыки на уроках пения в начальной школе: Дисс. . канд. пед. наук. Киев, 1991. - 176 с.

64. Жавинина О., Зац Л. Музыкальное воспитание: поиски и находки // Искусство в школе. 2003. -№ 5. - С. 49-53.

65. Житомирский Д. В. Роберт Шуман. М., 1964. - 186 с.70.3агвязинский В. И. Педагогическое творчество учителя. -М., 1987 160 с.

66. Иванников В. А. Психологические механизмы волевой регуляции. М., 1991.- 140 с.

67. Ильев В. А. Технология театральной педагогики в формировании и реализации школьного урока. М., 1993. - 154 с.

68. История педагогики: Учеб. пособие для пед. ун-тов. Ч. 1: От зарождения воспитания в первобытном обществе до середины XVII в. /

69. Пискунов А. И., Кларин В. М., Джуринский А. Н. и др.; Под ред. А. И. Пискунова. М.: ТЦ «Сфера», 1998. - 192 с.

70. Каганов А. Б. Формирование ведущих компонентов личности студента как будущего профессионала // Педагогика высшей и средней специальной школы. Межведомственный сборник. Вып. 4. Минск: Университетское, 1990.-С. 22-27.

71. Калиновский Ю. И. Развитие социально-профессиональной мобильности андрагога в контексте социокультурной образовательной политики региона: Автореф. . докт. пед. наук, Омск, 2001. 46 с.

72. Кан-Калик В. А. Учителю о педагогическом общении: Книга для учителя. -М, 1987.- 190 с.

73. Кан-Калик В. А., Никандров Н. Д. Педагогическое творчество. М., 1990. - 144 с.

74. Кирнарская Д. К. Психология специальных способностей. Музыкальные способности М.: Таланты-ХХ1 век, 2004 век, 2004. - 496 с.

75. Киселева Н. Н. Мотивационная мобильность социальных процессов: Автореф. дисс. . канд. социол. наук. Ставрополь, 2001. - 26 с.

76. Кларин М. В. Инновации в обучении: метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М., 1997. - 223 с.

77. Ковальчук М. А. Профилактика девиантного поведения в детско-подростковой среде: Автореф. дисс. . докт. пед. наук., Ярославль 2002. -39 с.

78. Козырева А. Ю. Лекции по педагогике и психологии творчества. Пенза, 1994.-548 с.

79. Колесников Л. Ф. и др. Эффективность образования / Л. Ф. Колесников, В. Н. Турченко, Л. Г. Борисова-М.: Педагогика, 1991. 269 с.

80. Комарова А. И. Эстетическое воспитание студентов. Львов, 1984. - 160 с.

81. Конопкин О. А. Психологическая саморегуляция произвольной активности человека // Вопросы психологии, 1995, № 1, С. 5-12.

82. Конопкин О. А. Психологические механизмы регуляции деятельности. -М., 1980. -256 с.

83. Константинов С. А. Социальная и профессиональная мобильность на ® рынке труда. Саратов, 1999. - 318 с.

84. Концепция содержания образовательной области «Искусство» в 12-летней школе // Искусство: Прилож. к газ. «Первое сентября». 2000. - № 33. -С. 7-9.

85. Коньков А. Т. Профессиональная мобильность как фактор социальной дифференциации молодежи: Дисс. . канд. социол. наук: М., 1995. 312 с.

86. Корыхалова Н. П. Интерпретация музыки. Л., 1979. 256 с.

87. Косатая В. М. Приемы познавательной деятельности как видмежпредметных связей. Дисс. . канд. пед. наук. М., 1975. - 179 с.

88. Коц Е. С. Крепостная интеллигенция. Л., 1926. 94 с.

89. Красильников И. М. Музыкальное образование XXI века: каким ему быть? // Муз. Академия. 2002. - № 2. - С. 49-51.

90. Красильников И. М. Музыкальное творчество как предмет педагогики // Музыка в школе,- 2001. -№ 1,С. 18-27.

91. Краткий педагогический словарь: Учебное справочное пособие / Андреева Г. А, Вяликова Г. С., ТютьковаИ. А. М.: В. Секачев, 2005. -181 с.

92. Краткий справочник по педагогической технологии / Под ред.г'

93. Н. Е. Щурковой. М., 1997. - 64 с.

94. Крупник Е. П. Психологическое воздействие искусства / РАН, Ин-т психологии, Моск. пед. гос. Ун-т. М.: Наука. 1999. - 240 с.

95. Кубанцева Е. И. Методика межпредметных связей в программе курса «Основной музыкальный инструмент» (фортепиано) // Музыка в школе. -2001.-№3.-С. 54-58.

96. Кубанцева Е. И. Содержание предмета «Концертмейстерский класс» и структура концертмейстерской деятельности: Педагогика высшей школы //

97. Искусство и образование. 2000. - № 4. - С. 63-66.

98. Кубанцева Е. И. Создание художественного образа в музыкальном произведении: Готовим учителя // Музыка в школе. 2001. - № 6. - С. 5054.

99. Кугель С. А. Профессиональная мобильность в науке. -М., 1983. 192 с.

100. Кугуткина JI. П. Критерии уровня развития педагогических способностей // Специалист, 1997, № 1. С. 19-23.

101. Кузнецова В. А. Теория и практика многоуровнего университетского педагогического образования. Ярославль, 1995. - 320 с.

102. Кузьмина Н. В. Акмеология наука о факторах достижения вершин профессиональной деятельности // Проблемы повышения профессионализма и продуктивности педагогической деятельности. Усть-Каменогорск - Ленинград, 1989. - С. 6-10.

103. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Л., 1985. -32 с.

104. Кузьмина Н. В., Реан А. А. Профессионализм педагогической деятельности: Метод. Пособие. СПб. - Рыбинск. 1993. - 56 с.

105. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М. Политиздат, 1975.-305 с.

106. Леонтьев А. Н. Педагогическое общение. М.: Знание, 1979. - 46 с.

107. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики. 5-е изд., М. Изд-во Моск. Ун-та, 1981.-584 с.

108. Лук А. Н. Психология творчества. М., 1978. - 127 с.

109. Макеев С. А. Социальная мобильность как поведение: Автореф. дисс. . докт. социол. наук. Киев, 1991. -38 с.

110. Максимова В. Н. Межпредметные связи в учебно-воспитательном процессе. 1988. - 45 с.

111. Малинковская А. В. Подготовка специалиста в музыкальном вузе и «модель выпускника». В кн.: Психологические проблемы высшего музыкального образования. Труды ГМПИ им. Гнесиных, вып. 43, М.,• 1979,-С. 21-53.

112. Маркова А. К. Психология профессионализма. М., 1996. - 308 с.

113. Масленникова В. Ш. Формирование нравственных убеждений студентов в учебно-воспитательном процессе средствами искусства: Дисс. . канд. пед. наук: Казань, 1982. 187 с.

114. Медушевский В. Суть музыки устремленность к высшему смыслу жизни: (Музыкальная педагогика) // Искусство в школе. - 2001. - № 6. -С. 29-38.

115. Мелик-Пашаев А. А., Новлянская 3. Н. Ступеньки к творчеству: (Худож.развитие ребенка в семье). М.: Искусство в школе, 1995. - 143 с.

116. Методологическая культура педагога-музыканта: Учеб. пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Э. Б. Абдуллин, О. В. Ванилихина, Н. В. Морозова и др.; Под ред. Э. Б. Абдуллина. М.: Издательский центр «Академия» 2002. - 272 с.

117. Милерян Е. А. Психология формирования общетрудовых политехнических умений. М., 1973.-212с.

118. Мобилизация // Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3-е. М., 1974. -Т. 16.-С. 384.

119. Мобильность // Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3-е. М., 1974. -Т. 16.-С. 384.

120. Моделирование // Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3-е. М., 1973. -Т. 16.-С. 399.

121. Модель // Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3-е. М., 1973. Т. 16. -С. 399.

122. Мудрик А. В. Социальная педагогика: Учеб. для студ. пед. вузов / Под ред. В. А. Сластенина. 3-е изд., испр. и доп. - М.: Издательский центр «Академия», 2002. - 200 с.

123. Музалевский В. И. Русское фортепианное искусство. -М., 1961. 352 с.

124. МясищевВ.Н. Психология отношений. / Под ред. А. А. Бодалева. -Воронеж: МОДЭК, 1998. 362 с.

125. Назарова И. С. Формирование основ опыта профессионально-педагогической саморегуляции у будущих учителей музыки. Дисс. . канд. пед. наук. Кострома, 2000. - 268 с.

126. Науказ Д. Проблемы формирования профессиональной готовности учителя-музыканта XXI века: Некоторые аспекты // Музыка и время. -2003.-№3.-С. 29-31.

127. НаумчикВ.Н., Савченко Е. А. Этика педагога. Учеб.-метод. Пособие. -Мн: Университетское, 1999. 216 с.

128. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога. 4-изд. -М., 1982.-300 с.

129. Немов Р. С. Психология. -М., 1995. 239 с.

130. НемыкинаИ. Н. Развитие интеллектуальной активности студентов в условиях музыкально-педагогических учебных заведений: Дисс. . канд. пед. наук.-М., 1982.- 18 с.

131. Николаева Е. Н. Музыкальное образование в России: историко-теоретический и педагогический аспекты. Исследование. Москва, «Прометей», 2002. - 345 с.

132. Новиков В. В. Профессиональная мобильность выпускников технических вузов России на рубеже ХХ-ХХ1 веков: Автореф. дисс. . канд. филос. наук. -М., 2001. -24 с.

133. Норма // Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3-е. М., 1974. Т. 18. -с. 123.

134. Образование и мобильность в социалистическом обществе / Под ред. Ф. Р. Филиппова, М.6 ИСИ АН СССР, 1987. 129 с.

135. Образовательные программы по эстетическому воспитанию. М.: ВЦХТ, 2000.- 148 с.

136. Огородников Ю. А. Роль искусства в социализации человека. М., 1991.- 128 с.

137. Ожегов С. И., Шведова Н. Ю. Толковый словарь русского языка: 80 ООО ® слов и фразеологических выражений / Российская академия наук. Ин-трусского языка им. В. В. Виноградова. 4-е изд., дополн. - М.: Азбуковник, 1997. - 944 с.

138. Палагина Т. А. Профессиональная подготовка учителя музыки к индивидуализированному музыкально-эстетическому воспитанию школьников: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1999. -26 с.

139. Педагогика. Учебник для студентов педагогических вузов и педагогических колледжей / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 2002. -608 с.

140. Педагогика: Учебное пособие для студентов педагогических учебныхзаведений / В. А. Сластёнин, И. Ф. Исаев, А. И. Мищенко, Е. Н. Шиянов. -М.: Школа-Пресс, 1998. 512 с.

141. Педагогический словарь. I том / Под ред. И. А. Каирова, Н. К. Гончарова, Н. Д. Козьмина и др. Изд-во АПН. М., 1960. - 773 с.

142. Педагогический словарь. II том / Под ред. И. А. Каирова, Н. К. Гончарова, Н. Д. Козьмина и др. Изд-во АПН. М., 1960. - 766 с.

143. Педагогический энциклопедический словарь. М.: Большая Российская ^ энциклопедия, 2003. - 528 с.

144. Петровский А. В. Личность. Деятельность. Коллектив. М., 1982. -255 с.

145. Петрушин В. И. Музыкальная психология. М., 1997. - 234 с.

146. Пидкасистый П. И., Портнов М. Л. Искусство преподавания: Первая кн. учителя/РПА.-М. Б. И., 1998.- 184 с.

147. Платонов К. К. Структура и развитие личности. М., 1986. - 255 с.

148. Подобии А. Е. Вариативно-ситуационный подход к формированию профессионально-педагогической направленности личности будущегоучителя во внеаудиторной деятельности: Дисс. . канд. пед. наук. 1. Кострома, 1999.-187 с.

149. Пономарев Я. А. Психология творчества. М.: Наука, 1976. - 304 с. ® 155. Практикум по общей психологии / Под ред. А. И. Щербакова. - М., 1979. -302 с.

150. Преподаватель / Журнал Совета по педагогическому образованию. -1999.-№4.-64 с.

151. Пряникова В. Г., Равкин 3. И. История образования и педагогической мысли: Учебник-справочник. М.: Новая школа, 1994. - 96 с.

152. Психологический словарь / Под. Ред. В. П. Зинченко, Б. Г. Мещерякова. 2-е изд., перераб. и доп. - М., 1998.

153. Психология. Учебник / Под редакцией А. А. Крылова. М.: «Проспект»,1999.-584 с.

154. Развитие и диагностика способностей / Под ред. В.Н.Дружинина и В. Д. Шадрикова. М., 1991.-181 с.

155. Разживина Л. В. Развитие и формирование ценностных ориентаций у студентов педвуза : Дисс. . канд. пед. наук. -М., 1990. 185 с.

156. Рапацкая Л. А. Формирование художественной культуры учителя музыки. М., 1991. 137 с.

157. Раппопорт С. X. О вариантной множественности исполнительства // Музыкальное исполнительство. Вып. 7. М., 1972. - 324 с.

158. Растим здоровых, умных и добрых: Воспитание младших школьников. Пособие для средних и высших пед. учеб. завед., преподават. нач. кл. и родителей / Сост. Ковинысо Л. В. М.: Академия, 1996. - 288 с.

159. Роджерс К. Вопросы, которые я бы себе задал, если бы был учителем // Хрестоматия по педагогической психологии: Учебное пособие для студентов / Сост. и вступ. очерки А. Красило и А. Новгородцевой. М., 1995.-354 с.

160. Рожков М. И. Социальные пробы как фактор социализации учащихся //

161. Ярославский педагогический вестник. 1994. - № 1. - С. 34-47.

162. Рожков М. И., Байбородова JI. В. Организация воспитательного процесса в школе: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2000. - 256 с.

163. Рожков М. И., Байбородова Л. В. Теория и методика воспитания: Учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений. М.: ВЛАДОС-ПРЕСС, 2004. -384 с.

164. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии СПб: Издательство «Питер», 2000.-712 с.

165. Руденко А. В. Творческое воспитание подростков средствами школьной театральной педагогики: Автореф. дисс. . канд. пед наук. Мурманск, 2004. - 23 с.

166. Румянцева 3. В. О развитии сенсорных способностей студентов в классе основного инструмента // Формирование профессиональных качеств учителя музыке в системе высшего заочного педагогического образования. -М., 1984, с. 53-60.

167. Румянцева 3. В. Формирование профессиональной готовности учителя к музыкально-педагогической деятельности в школе: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1987. 15 с.

168. Саар Э. А. Социальная мобильность // Жизненные пути одного поколения / Отв. ред. М. X. Титма. М.: Наука, 1992, с. 71-86.

169. СамодоваГ. А. Формирование мотивационной готовности студентов пед. вузов к педагогической деятельности: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. М., 1989.- 17 с.

170. Саркитов Н. Д. Беседы о популярной музыке в средней школе // Воспитание музыкой / Сост. Т. Е. Вендрова, И. В. Пигарева. М., 1991. -с. 67-71.

171. Селевко Г. К. Современные образовательные технологии: Учебное пособие. М., 1998. - 256 с.

172. Селевко Г. К., Тихомирова Н. К. Педагогика сотрудничества и перестройка школы. Ярославль: Верхне-Волжск. кн. Изд-во, 1990. - 64 с.

173. Сеченов И. М. Избранные философские и психологические произведения М., 1947. - 564 с.

174. Симонов П. В. О роли эмоций в приспособительном поведении живых систем. «Вопросы психологии», 1965, № 4, с. 77.

175. Сластенин В. А. Гуманистическая парадигма педагогического образования // Магистр. 1994. - № 6, С. 2-7.

176. Сластенин В. А. Учитель в инновационных образовательных процессах // Известие РАО, 2003. № 3, - С. 73.

177. Сластенин. Монография М.: Издательский Дом МАГИСТР-ПРЕСС, 2000.-488 с.

178. Смирнова И. Л. Профессиональная мобильность и образование: Политико-экономическое исследование: Дисс. . канд. экон. наук. -Кострома, 1998.-148 с.

179. Соболева Е. А. Формирование у будущих учителей способностей к нравственно-волевой саморегуляции поведения в воспитательной деятельности: Дисс. . канд. пед. наук. Ростов-на-Дону, 1993. - 174 с.

180. Совершенствование подготовки учителя музыки на музыкально-педагогическом факультете // Сборник научных трудов. Ред. Н. И. Немыкина. Свердловск, 1991. - 127 с.

181. Сорокин П. А. Человек. Цивилизация. Общество. М., Политиздат, 1992.-426 с.

182. Спирин JI. Ф. Курс «Педагогические теории, системы, технологии» как основа общепедагогической подготовки будущих учителей: Авторская программа и метод, рекомендации. КГПУ, 1998. - 54 с.

183. Спирин JI. Ф. Профессиограмма общепедагогическая. КГПУ, 1995 -17 с.

184. Спирин Л. Ф. Теория и технология решения педагогических задач: развивающее профессионально-педагогическое обучение и самообразование / Под ред. П. И. Пидкасистого. М., 1997. - 174 с.

185. Спиркин А. Г. Сознание и самосознание. М., 1972. - 303 с.

186. Станиславский К. С. Работа актера над собой. Ч. I: Дневник ученика. -М., 1989.-508 с.

187. Старобинский С. П. Художественно-педагогическое общение в структуре музыкально-образовательной деятельности // Музыка в школе. -2003.-№ 1.-С. 49-53.

188. Столяренко Л. Д. Основы психологии. 4-е изд., перераб. доп. Серия «Учебники, учебные пособия».) Ростов н/Д: Феникс, 2001. - 672 с.

189. ТаланчукН. М. Системно-синергетическая философия и концепция неопедагогики: Стратегемы развития педагогической теории и практики. Казань, 1996.

190. Талызина Н. Ф. Теоретические основы программированного обучения. М., 1969.- 125 с.

191. Тамарская Н. В. Конкурентноспособность будущего педагога // Высшее образование в России. 2004. - № 3. - С. 118-121.

192. Теплов Б. М. Избранные труды: В 2-х т. T. I. М.: Педагогика, 1985. -328 с.

193. Терентьева Н. А. Музыкальная педагогика и образование. СПб., 1997. -168 с.

194. Терентьева H. А. Теоретические основы высшего музыкально-педагогического образования. СПб., 1996. - 79 с.

195. Уколова JI. И. Самоконтроль в профессиональной подготовке учителя музыки: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1991. 27 с.

196. Файзуллаев А. А. Мотивационная саморегуляция. Ташкент, 1987. -239 с.

197. Федорова В. Н. Межпредметные связи естественно-научных и математических дисциплин. В кн.: Межпредметные связи естественно-математических дисциплин. -М., 1980. С. 28.

198. Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство. М., 1975. - 600 с.

199. Фетискин Н. П. Психологическое обеспечение инноваций в сфере образования. Кострома, КГУ им. Н. А. Некрасова, 1996. - 155 с.

200. Фетискин Н. П. Реализация и оценка профессиональных способностей учителя. Кострома, КГУ им. Н. А. Некрасова, 1995. 85 с.

201. Фетискин Н. П., Пискарева И. Е. Краткий словарь по педагогической инноватике (с отраслевым библиографическим указателем). Кострома, 1999.- 108 с.

202. Формирование профессиональных качеств учителя музыки в системе высшего заочного педагогического образования: Сборник научных трудов. М.: МГЗПИ, 1984,- 117 с.

203. Формирование социальной активности младших школьников в процессе обучения и воспитания: Межвуз. сб. науч. тр. / Свердлов, гос. пед. ин-т; (Редкол.: Г. С. Коротаева (отв. ред.) и др.). Свердловск: СГПИ, 1990. -140 с.

204. Харькин В. Н. Педагогическая импровизация. М., 1992. - 160 с.

205. Хоршева О. В. Педагогические условия формирования мобильности младших школьников в процессе обучения: Дисс. . канд. пед. наук. -Рязань, 2003.- 176 с.

206. Целковников Б. М. Формирование мировоззренческих убеждений у будущих учителей музыки в процессе профессиональной вузовской подготовки: Автореф. дисс. . д-ра пед. наук. М., 1999. - 32 с.

207. Ценность // Большая Советская Энциклопедия. Изд. 3-е. М., 1978. -Т. 28.-С. 491.

208. Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика. СПб.: Алетейя, 2001. - 329 с.

209. Цыпин Г. М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. Пособие для учащихся. М., 1994. - 384 с.

210. Черепанов В. С. Экспертные оценки в педагогических исследованиях. -М., 1989.- 152 с.

211. Чудновский В. Э. Нравственная устойчивость личности: Психологическое исследование. М.: 1981. - 208 с.

212. Шацкий С. Т. Избранные педагогические сочинения: В 2-х т. Т. I. / Сост. Л. Н. Скаткин и др., Под ред. Н. П. Кузина и др.; М.: Педагогика, 1980. -304 с.

213. Шикина А. Н. Межпредметный синтез знаний как фактор совершенствования профессиональной подготовки студентов // Образование: проблемы, решения, перспективы. Кострома, КГПУ им. Н. А. Некрасова, 1986. - С. 179-183.

214. Шилова М. И. Учителю о воспитании школьников. М.: Педагогика, 1990.- 142 с.

215. Шишлянникова Н. П. Целостное художественно-образное восприятие мира на уроках музыки в начальной школе: Автореф. дисс. . канд. пед. наук. -М., 1997.-21 с.

216. Штоф В. А. Моделирование и философия. М. Л., «Наука», 1966. -298 с.

217. Шубкин В. Н. Трудящаяся молодежь: образование, профессия, мобильность. М., 1984. - 328 с.

218. Щедровицкий П. Пространство свобод / Народное образование. 1997. -№ 1.-С. 46-51.

219. Щербинина О. С. Формирование готовности подростков к социальному самоопределению: Дисс. . канд. пед. наук, Кострома, 2004. -204 с.

220. Я. А. Коменский, Д. Локк, Ж. Ж. Руссо, И. Г. Песталоцци. Педагогическое наследие / Сост. В. М. Кларин, А. Н. Джуринский. М.: Педагогика, 1988.-416 с.

221. Яковлева Л. В. Педагогическая рефлексия как компонент профессиональной культуры учителя // Профессионально-педагогическая культура: история, теория, технология / Материал Всерос. научн.-практ. конф. Белгород, 1996.-С. 173-174.

222. Яконюк В. Л. Развитие интереса к профессии учителя музыки. Минск: Выс. школа, 1979.- 103 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.