Формирование профессиональной ориентации учащегося-музыканта как психолого-педагогическая проблема: на материале учебно-воспитательной работы в музыкальном колледже тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Никулина, Наталия Борисовна

  • Никулина, Наталия Борисовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2008, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 196
Никулина, Наталия Борисовна. Формирование профессиональной ориентации учащегося-музыканта как психолого-педагогическая проблема: на материале учебно-воспитательной работы в музыкальном колледже: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2008. 196 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Никулина, Наталия Борисовна

Введение.

Глава 1. Формирование профессиональной ориентации у учащихся-музыкантов как фактор совершенствования довузовской подготовки учащегося-музыканта.

1.1.Профессиональный музыкант в условиях современной информационной цивилизации: проблемное поле исследования.

1.2. Критерии отбора учащихся-музыкантов при поступлении в средние специальные учебные заведения.

1.3.Основные направления довузовской подготовки учащихся-музыкантов.

Глава 2. Содержание и ход исследовательской работы по изучению проблемы профессиональной ориентации в довузовской подготовке учащихся-музыкантов.

2.1. Цель и задачи исследовательской работы на предварительном этапе исследования.

2.2. Направления исследовательской деятельности на основном этапе эксперимента.

2.3. Проверка достоверности полученных результатов на дублирующем этапе эксперимента.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование профессиональной ориентации учащегося-музыканта как психолого-педагогическая проблема: на материале учебно-воспитательной работы в музыкальном колледже»

Актуальность исследования. В аналитических работах, посвященных проблеме совершенствования художественного образования в России, постоянно подчеркивается приоритетность этого направления государственной политики, поскольку воспитание подрастающего поколения — это залог сохранения и приумножения духовно-нравственного пространства национальной культуры. Вместе с тем во многих исследованиях отмечается, что «процессы глобализации негативно отражаются на развитии социокультурной ситуации в обществе, которое характеризуется в настоящее время рядом негативных процессов, происходящих в духовной жизни детей и молодежи. Общественность отмечает утрату нравственных ориентиров у детей и молодежи, отчуждение их от культуры и искусства, негативное отношение юношества к истории и народным традициям1".

В современных концепциях, определяющих стратегические ориентиры модернизации образования до 2010 года («Концепция Федеральной целевой программы развития образования на 2006-1010 годы», «Национальная доктрина образования В Российской Федерации», «Концепция модернизации образования на период до 2010 года», «Концепция художественного образования» и др.), выдвигается проблема адекватного реагирования системы образования на запросы времени, а в качестве основной задачи определяется необходимость достижения соответствия образования актуальным и перспективным потребностям личности, общества и государства. От современного специалиста требуется умение адаптироваться к быстро меняющимся социокультурным условиям; умение мобилизовать свои знания, опыт в социальной, коммуникативной, социально-информационной, когнитивной, специально-профессиональной областях с целью преобразований социокультурной сферы, направленных на устойчи

Система художественного образования и эстетического воспитания в Российской Федерации: особенности и проблемы // Мин - М., 2007, с. 4 вость развития общества и удовлетворение потребностей и интересов личности.

В этом случае специалист оценивается как компетентный, а, стало быть, обладающий компетенциями.

Для будущего профессионального музыканта это чрезвычайно важно, так как новые экономические и социальные условия, характерные для современной России, коренным образом меняют положение представителя сферы культуры и искусства (драматического артиста, музыканта, писателя, педагога и т.д.), который еще до недавнего времени был уверен в своем трудоустройстве, поскольку существующая прежде система распределения не только обеспечивала, но даже навязывала его.

Российский художник нового тысячелетия обрел свободу, которая является несомненным благом, но и несет в себе необходимость ежедневно и ежечасно доказывать свою состоятельность в избранной профессиональной области. Профессиональному музыканту сегодня необходимо обладать компетентностью, инициативностью, универсальностью, качествами, которые обеспечат конкурентноспособность на складывающемся рынке труда, дадут возможность максимально реализовать свой творческий потенциал. При этом общеизвестно, что «процесс становления профессионального музыканта отличается от других видов специального образования очень длительным сроком обучения. Его отличительной особенностью является то, что на протяжении шестнадцати лет профессионального обучения музыканта значительное количество дисциплин изучается процессе индивидуальных занятий. Поэтому обучение музыканта-исполнителя стоит государству или частным лицам немалых денег и существенно превышает стоимость подготовки специалистов по многим другим профессиям» '

Следует отметить, что сегодня значительное количество людей, окончивших специальные музыкальные учебные заведения, в дальнейшем оказываются не готовыми и не способными к самореализации в сфере искусства, меняют профессию. Это является свидетельством чрезвычайной сложности профессиональной адаптации молодых специалистов в

2 Ю А.Цагарелли Психология музыкально-исполнительской деятельности - СПб , 2008 С.5. современных социально- экономических условиях. Таким образом, не только не оправдываются затраты на подготовку специалиста, то есть государство терпит материальный ущерб, но и выпускники специального музыкального учебного заведения, вынужденные искать новые пути для самореализации, испытывают значительный моральный ущерб.

Это ставит педагов-музыкантов перед необходимостью решения двух чрезвычайно важных проблем: осуществления тщательного и научно обоснованного отбора в процессе приема учащихся в средние специальные музыкальные учреждения и совершенствования довузовской подготовки учащихся-музыкантов, формирования у них в процессе обучения и воспитания профессиональной ориентации, способствующей точному и осмысленному выбору будущей профессиональной сферы деятельности и обретению компетенций, необходимых для достижения успеха на избранном профессиональном поприще.

Формирование профессиональной ориентации — это создание широкого информационного поля, позволяющего ценностно осмыслить и дать оценку сущности будущей профессии, ее специфическим особенностям, соответствию собственных склонностей, способностей, интересов требованиям, которые выдвигает эта профессия, чтобы соотнести возможности, представляемые ею с уровнем своей профессиональной мотивации, своих личностных притязаний, чаяний, надежд, с «личностным профессиональным планом» (Е.Климов).

Актуальность и значимость поставленной проблемы определяется существующим противоречием между использованием традиционных способов и методов профессиональной подготовки учащихся-музыкантов, ориентированной на обретение и совершенствование знаний, умений и навыков, и новой социокультурной ситуацией, требующей дополнительно применения креативных педагогических технологий, отвечающих современной стратегии образования и обеспечивающих как свободный и ценностно осмысленный выбор сферы деятельности, так и возможность успешной самореализации личности в избранной профессиональной сфере.

Степень научной разработанности проблемы.

Проблеме соответствия образования требованиям, выдвигаемым современной общественной жизнью, посвящено значительное количество исследований. К изучению теории и практики проектирования педагогических систем, взаимодействию образования и личности обращены научные труды А.Гаязова, Г.Глейзера, А.Кузнецова, М.Рыжакова, В.Серикова, В.Слободчикова и др. В.Слободчиков в своих работах убедительно доказывает, что новое образование — это путь к новому сообществу. В.Болотов обращает особое внимание на принципы и технологии педагогического образования в новых условиях социальных перемен. Основные направления модернизации и развития образовательных систем представлены в работах П.Анисимова, Е.Казаковой, Т.Леонтьевой, А.Тряпициной и др. Теории, различным подходам и практике формирования и развития системы гуманитарного знания посвящены труды Э.Хамитова. Образовательная мотивация, формирование личности в переходный период, стратегия развития образования в XXI веке освещаются в исследованиях Б.Вульфсона, И.Дубровиной, Л.Илюшина, Новая философия образования отражена в исследованиях Б.Гершунского, В.Сластенина, Е.Шиянова, Х.Тхагапсоева и др. Значительное количество исследований посвящено различным аспектам формирования личности в учебно-воспитательном процессе: личностно-ориентированному образованию (Ю.Азаров, Е.Брондаревская, И.Якиманская и др.), новым психолого-педагогическим подходам в профессиональной подготовке личности (Л.Выготский, П.Гальперин, В.Давыдов, П.Зинченко, А.Леонтьев, С.Рубинштейн, Д.Эльконин и др.), познавательной активности, самореализации и особенностям личностного развития (К.Абульханова-Славская, В.Афанасьев, А.Лук, А.Петровский, В.Рындак и др.), становлению личности в музыкально. педагогическом процессе (Э.Абдуллин, А.Малюков, А.Щербакова, Г.Цыпин и др-)

В диссертационных исследованиях последнего времени проблеме формирования личностных и профессиональных качеств будущих специалистов в различных областях знания уделено большое внимание.

Л.Акчурина, Т.Христидис, Е.Чижикова, А.Яценко и др.).

Проблема профессиональной мотивации рассматривается в работах, посвященных процессу подготовки организаторов образования и управленческой деятельности (Ю.Березуцкая, В.Лашкеева, О.Майоров, А.Савелье и др.). Процесс формирования профессионально-управленческой культуры музыканта анализируется в исследовании Т.Житеневой, вопросы формирования профессиональной мотивации - в работе Т.Сабирова, основные аспекты профессиональной готовности педагогов-хореографов раскрываются в исследовании Ю.Богачевой. Аксиологическому воспитанию личности, формированию музыкальных и музыкально-педагогических ценностей посвящена докторская диссертация А.Щербаковой, лидерской направленности специалиста — работа В.Исаенко.

Однако, несмотря на значительное количество работ, отражающих различные аспекты становления личности в профессиональной подготовке будущих специалистов в различных областях знания, формированиее профессиональной ориентации как серьезной психолого-педагогической проблемы, решение которой является фактором совершенствования довузовской подготовки учащихся-музыкантов, обеспечивающим им возможности для осмысленного выбора собственного пути в избранной сфере профессиональной деятельности, остается не разработанной.

Объект исследования - процесс довузовской подготовки учащихся-музыкантов.

Предмет исследования: формирование профессиональной ориентации в довузовской подготовке учащихся-музыкантов.

Цель исследования: теоретико-методологическое обоснование педагогических условий формирования профессиональной ориентации в довузовской подготовке учащихся-музыкантов.

Задачи исследования:

• изучить и проанализировать процесс формирования профессиональной ориентации с позиций психологии, аксиологии, педагогики, социологии, культурологии;

• выявить специфические особенности формирования профессиональной ориентации в подготовке учащихся-музыкантов;

• разработать критерии и параметры профессиональной готовности учащихся к исполнительской и педагогической деятельности;

• подготовить методику диагностики уровней профессиональной ориентации учащихся-музыкантов;

• разработать и внедрить компетентностную теоретико-методическую модель формирования профессиональной ориентации в довузовской подготовке учащихся-музыкантов;

• провести экспериментальную проверку разработанной теоретико-методической модели;

• провести статистическую обработку и анализ полученных результатов.

Гипотеза исследования:

Эффективность довузовской подготовки учащихся-музыкантов будет значительно повышена, если:

• формирование профессиональной ориентации будет признано одной из важнейших задач обучения и воспитания учащихся-музыкантов;

• будут разработаны теоретико-методологические основы осуществления процесса формирования профессиональной ориентации учащихся-музыкантов;

• в процессе формирования профессиональной ориентации у учащихся-музыкантов будут созданы педагогические условия, способствующие: изучению и анализу особенностей творческих способностей, освоению личностных регуляторов выбора профессии, формированию готовности и адаптации к профессиональной жизни, обретению необходимых профессиональных компетенций, освоению механизмов профессиональной ориентации, изучению способов и методов самореализации и самоактуализации в сфере музыкального искусства и образования.

Методологическую основу исследования составили научные труды, раскрывающие:

• философские основания понимания личности — Аристотель, Н.Бердяев, Г.Ф.Гегель, И.Кант, М.Каган, Н.Киященко, В.Соловьев, Платон, П.Флоренский и др.;

• проблему саморазвития и самореализации личности в пространстве культуры - П.Блонский, В.Библер, М.Бахтин. И.Ильин и др.;

• роль творческой- деятельности в формирования личности

A.Леонтьев, А.Маслоу, Б.Теплов, С.Рубинштейн и др.;

• место потребностей, эмоций чувств в мотивации личности

B.Вилюнас, И.Джидарьян, В.Магун и др.;

• формирование мотивов поведения и деятельности - Б.Додонов, Е.Ильин, И.Имеладзе, А.Леонтьев, С.Рубинштейн и др.;

• формирование процесса мотивации деятельности как психологического образования личности - Л.Анциферова, В.Иванников,

C.Смирнов, Д.Узнадзе и др.;

• сущность психологии художественного творчества - Б.Ананьев, Р.Арнхейм, Л.Выготский, С.Ротенберг, А.Шведерский и др.;

• перспективы развития образования в XXI веке - А.Гаязов, М.Гершунский, Г.Глейзер, В.Сериков, В.Сластенин, В.Слободчиков и др.;

• различные аспекты общей педагогики и педагогики музыкального образования, обращенные к проблеме профессионального самоопределения и развития личности — Э.Абдуллин, А.Айзенберг, А.Аронов, Л.Божович, А.Малюков, А.Николаева, Е.Николаева, Т. Мариупольская, Л.Рапацкая, О.Радынова, В.Сластенин, Ю.Степняк, В.Сухомлинский, Г.Стулова, К.Ушинский, А.Щербакова, Г.Цыпин, А.Юдин и др.

Методы исследования:

• системный теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы по проблеме исследования;

• изучение и анализ документации по исследуемой проблеме;

• педагогическое наблюдение;

• педагогические беседы;

• интервьюирование и тестирование участников эксперимента;

• проведение констатирующего, формирующего и дублирующего экспериментов.

• статистическая обработка и анализ полученных результатов.

База и этапы исследования. Исследование проводилось на базе

Министерства культуры и массовых коммуникаций РФ, Музыкального факультета Московского педагогического государственного университета, Музыкального колледжа г.Электростали.

Исследование проводилось на протяжении 2002-2008 гг. и включало ряд этапов.

На первом предварительном этапе, который можно рассматривать как поисково - аналитический (2002-2005 гг.) производился сбор информации, изучалась литература по проблеме исследования, уточнялся понятийно-категориальный аппарат работы, выявлялись исходные теоретико-методологические положения, формулировались объект, предмет, цель, задачи, гипотеза, положения, выдвигаемые на защиту, определялась общая стратегия проведения опытно-экспериментальной работы, разрабатывалась теоретико-методическая модель формирования профессиональной ориентации в довузовской подготовке учащихся-музыкантов, был подготовлен факультативный курс «Профессия - музыкант: традиции, проблемы, перспективы», проведен констатирующий эксперимент.

На втором основном этапе (2005-2006 гг.), который является организационно-формирующим, осуществлялась опытно-экспериментальная работа по изучению процесса формирования профессиональной мотивации в довузовской подготовке учащихся-музыкантов, внедрялась разработанная теоретико-методическая модель, проводились контрольные срезы, позволяющие проанализировать эффективность проводимой работы.

На третьем дублирующем этапе — (2006-2007 гг.), который является проверочно — коррекционным, проверялись данные, полученные на основном этапе эксперимента, на основании которых корректировалась и совершенствовалась разработанная теоретико-методическая модель.

На четвертом этапе (2008 г.) - заключительно-обобщающем, анализировались полученные результаты, подводились итоги проделанной работы, разрабатывались методические рекомендации.

Научная новизна исследования заключается в том, что:

• раскрыто содержание понятия «профессиональная ориентация» музыканта как совокупности личностных и профессиональных качеств, определяющих степень теоретической и практической готовности к осуществлению успешной профессиональной деятельности в определенной области музыкального искусства и образования;

• проанализированы критерии профессионального отбора абитуриентов-музыкантов в средние и высшие учебные заведения;

• уточнено понятие «профессиональной готовности» в области научно-исследовательской, исполнительской и педагогической деятельности в сфере музыкального искусства и образования;

• определены основные этапы формирования профессиональной ориентации в довузовской подготовке учащихся-музыкантов: информационно-аналитический, мотивационно-ценностный, деятельностно-креативный;

• разработана компетентностная, теоретико-методическая модель формирования профессиональной ориентации у учащихся-музыкантов, основанная на системном, личностно-ориентированном и аксиологическом подходах, а также на использовании современных обучающих методик, способствующих повышению творческой активности, творческому поиску, ценностному осмыслению и оценке как возникающих проблем, так и собственной профессиональной деятельности, самостоятельности, инициативности, гибкости, адаптивности и креативности будущего профессионального музыканта.

Теоретическая значимость исследования заключается:

• в раскрытии взаимосвязи профессиональной готовности будущих музыкантов с уровнем сформированности у них профессиональной ориентации;

• в выявлении педагогических условий, необходимых для осуществления процесса формирования профессиональной ориентации у учащихся-музыкантов, основу которых составляет систематическое и целенаправленное ценностное становление личности, обретающей в этом процессе личностный профессиональный смысл, личностные механизмы ориентации, свободу выбора, личностный профессиональный план.

Практическая значимость диссертационного исследования определяется возможностью широкого использования научных положений, выводов, рекомендаций, модифицированных, личностно-ориентированных способов и методов формирования профессиональной ориентации у учащихся-музыкантов в системе среднего специального образования России.

Достоверность и обоснованность результатов исследования обеспечены:

• опорой на широкий круг философских, психологических, культурологических, социологических, искусствоведческих и педагогических исследований, раскрывающих различные аспекты творческого становления профессионала в пространстве культуры;

• современными психолого-педагогическими подходами к решению проблемы формирования профессиональной ориентации у учащихся-музыкантов;

• соответствием исходных методологических позиций методам исследовательской работы;

• проверкой выдвинутых теоретических положений в опытно-экспериментальной работе.

Личный вклад соискателя заключается:

• в проведении анализа широкого круга источников и обобщении научных данных, раскрывающих роль профессиональной ориентации в творческом становлении личности и концептуальном обосновании необходимости осуществления процесса формирования профессиональной ориентации как фактора совершенствования довузовской подготовки учащихся-музыкантов;

• в разработке на основании проведенной аналитической работы авторской теоретико-методической модели формирования профессиональной ориентации у учащихся-музыкантов.

Апробация и внедрение результатов исследования осуществлялись в научных публикациях автора, обсуждениях на кафедре музыкальных инструментов МПГУ, в процессе проведения опытно-экспериментальной работы в Музыкальном колледже г.Электростали, в разработках документации в Министерстве культуры и массовых коммуникаций РФ.

На защиту выносятся следующие положения:

1. Одним из условий успешной самореализации и самоактуализации музыканта в современной социокультурной ситуации является уровень сформированной в процессе довузовской подготовки профессиональной ориентации.

2. Профессиональная ориентация музыканта представляет собой совокупность личностных и профессиональных качеств, определяющих теоретическую и практическую готовность к осуществлению успешной профессиональной деятельности в определенной области музыкального искусства и образования.

3. Формирование профессиональной ориентации в довузовской подготовке учащихся-музыкантов - это сложный, систематический и целенаправленный процесс становления личности, обретающей в нем комплекс профессиональных компетенций, систему личностных и профессиональных ценностей, свободу выбора своего творческого пути, личностных и профессиональных смыслов, идеалов, целей и механизмов их достижения.

4. Педагогическими условиями для осуществления процесса формирования профессиональной ориентации у учащихся-музыкантов являются: разработка и внедрение инновационных личностно-ориентированных методик, отвечающих всему спектру поставленных целей и задач и ориентирующих учащихся- музыкантов на творческий поиск собственных путей в художественном пространстве культуры.

5. Осуществление процесса формирования профессиональной ориентации является существенным фактором совершенствования довузовской подготовки учащихся-музыкантов, способствующим:

- формированию потребностей и мотивации к осуществлению определенной профессиональной деятельности;

- ценностно осмысленному выбору области профессиональной деятельности в сфере музыкального искусства и образования;

- обретению компетенций, необходимых для успешной самореализации и самоактуализации в избранной сфере профессиональной деятельности.

Структура диссертации. Диссертационное исследование состоит из введения, двух глав, заключения, библиографии по теме исследования, а также ряда приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Никулина, Наталия Борисовна

Заключение

Проведенный системный теоретический анализ философской, психолого-педагогической, методической, искусствоведческой литературы изучение и анализ документации и опытно-экспериментальное исследование проблемы формирования профессиональной ориентации в довузовской подготовке учащихся-музыкантов позволяют сделать следующие выводы:

1. Самореализация и самоактуализация музыканта в художественном пространстве культуры нашего времени в значительной степени зависит от уровня профессиональной ориентации, определяющего выбор сферы профессиональной деятельности в области музыкального искусства и образования.

2. Формирование профессиональной ориентации музыканта как совокупности личностных и профессиональных качеств, определяющих теоретическую и практическую готовность к осуществлению успешной профессиональной деятельности в определенной области музыкального искусства и образования, представляет собой сложный, систематический и целенаправленный процесс становления профессионала, объединяющий в себе поэтапность, преемственность и инновационность.

3. В процессе формирования профессиональной ориентации учащийся-музыкант обретает систему личностных и профессиональных ценностей, обеспечивающую ему свободу выбора своего творческого пути, открытия личностных и профессиональных смыслов, идеалов, целей и механизмов их достижения.

4. Разработка и внедрение инновационных личностно-ориентированных методик, отвечающих всему спектру поставленных целей и задач и ориентирующих учащихся-музыкантов на творческий поиск собственных путей в художественном пространстве культуры, являются организационно-педагогическими условиями для осуществления процесса формирования профессиональной ориентации в довузовской подготовке учащихся-музыкантов.

5. Осмысленный выбор области профессиональной деятельности в сфере музыкального искусства и образования, формирование потребностей и мотивации в дальнейшем саморазвитии и самосовершенствовании как результат осуществления процесса формирования профессиональной ориентации в довузовской подготовке учащихся-музыкантов, являются свидетельством эффективности личностно-ориентированных инновационных методик, направленных на достижение успеха в избранной сфере профессиональной деятельности.

6. Анализ полученных результатов полностью подтверждает гипотезу и положения, выдвинутые на защиту.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Никулина, Наталия Борисовна, 2008 год

1. Адорно, Теодор В. Избранное: Соцология музыки М. - Спб.: Университетская книга, 1999. - 445 с.

2. Алиев, Ю.Б. Настольная книга школьного учителя-музыканта. /Ю.Б. Алиев Настольная книга школьного учителя-музыканта. М.: Владос, 2000-336 е.: ноты.

3. Амонашвили, Ш. Размышления о гуманной педагогике. /Ш. Амонашвили Размышления о гуманной педагогике. М.: Изд. дом Ш. Амонашвили, 1996- 494 с.

4. Ангеловски, К. Учителя и инновации: Кн. для учителя /К.Ангеловски Учителя и инновации: Кн. для учителя. Пер. с макед. В.П.Диденко. — М.: Просвещение, 1991. 157 с.

5. Апрелева, В.А. Музыка как выражение и предвосхищение культуры. Исследование. /В.А.Апрелева Музыка как выражение и предвосхищение культуры. Исследование. — С.-П.: Инфо — да, 2004 -380 с.

6. Аркадьев А.А. Тесты по профориентации для учащихся. /А.А. Аркадьев Тесты по профориентации для учащихся. М.: Современная -школа, 2008, 272 с.

7. Асафьев, Б.В. Избранные статьи: О музыкальном просвещении и образовании. /Б.В. Асафьев Избранные статьи: О музыкальном просвещении и образовании. — JL: Музыка, 1973 — 144 с.

8. Бабанский, Ю.К. Избранные педагогические труды /Ю.К. Бабанский, Избранные педагогические труды Сост. М.Ю.Бабанский. М.: Педагогика, 1989. - 560 с.

9. Бабанский Ю.К. Оптимизация процесса обучения: Общедидактический аспект М.: Педагогика, 1977. - 254 с ил.

10. П.Бендюков, М.А., Соломин, И.Л. Ступени карьеры: азбукапрофориентации. /М.А. Бендюков, И.Л.Соломин Ступени карьеры: азбука профориентации. Спб.: Речь, 2006, 240 с.

11. Богуславский, М.В. Своевременные мысли. /М.В.Богуславский Своевременные мысли //Завуч. 2002. - №6. - С. 4-9.

12. Бонфельд, М.Ш. Введение в музыкознание. Учеб. пособие для Вузов. / М.Ш.Бонфельд Введение в музыкознание. Учеб. пособие для Вузов. -М.: Владос, 2002-220 с.

13. Боровикова, С. А. Профессиональное самоопределение. /С. А. Боровикова Профессиональное самоопределение. / Психологические основы профессиональной деятельности. Хрестоматия. Сост. В.А. Бодров. М.:ПЕРСЭ; ЛОГОС, 2007. С. 666 - 679.

14. Бряник, Н.В. Введение в современную теорию познания. Учеб. пособие для Вузов. /Н.В. Бряник Введение в современную теорию познания. Учеб. пособие для Вузов. Екатеринбург - Москва: Деловая книга — Академический проект, 2003 - 288 с.

15. Автор. На соиск. ученой степени канд пед. наук. М.:1. МПГУ, 1994.- 17 с.

16. Введение в культурологию Учебное пособие, /рук. авт. колл. И отв. Ред. Е.В.Попов- М.: Владос, 1996 336 с.

17. Векторы развития культуры на грани тысячелетий: Материалы межд. науч. конф. С-Пб.: С.- Пб. Гос. университет культуры и искусств, 2001.-280 с.

18. Волков, Б.С. Основы профессиональной ориентации. Учебное пособие для вузов. /Б.С. Волков Основы профессиональной ориентации. Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2007. - 333 с.

19. Восприятие музыки: Сб. статей /Ред.- сост. В.Н.Максимов. М.: Музыка, 1980.-256 с.

20. Вульфсон, Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века / Б.Л. Вульфсон Б.Л. Стратегия развития образования на Западе на пороге XXI века - М.: УРАО, 1999. - 207 с.

21. Выготский, Л.С. Мышление и речь. / Л.С. Выготский Мышление и речь. М.: Лабиринт, 1999. - 352 с.

22. Выготский, Л.С. Психология искусства. Анализ эстетической реакции. /Л.С. Выготский Психология искусства. Анализ эстетической реакции — М.: Лабиринт, 1998 416 с.

23. Выготский, Л.С. Психология развития ребенка. / Л.С. Выготский Психология развития ребенка. — М.: ЭКСМО, 2003. 512 с.

24. Габриэлов, В. Америка глазами музыканта. /В. Габриэлов Америка глазами музыканта.//Музыкальное просвещение. 2002. -'№1. С. 16-18, №2.-С. 14-16.

25. Гаязов, А.С. Образование и образованность гражданина в современном мире. /А.С. Гаязов Образование и образованность гражданина в современном мире. М.: «Наука», 2003. — 256 с.

26. Гершунский, Б.С. Философия образования. /Б.С.Гершунский Философия образования. М.: Флинта, 1998. - 432 с.

27. Гессен, С.И. Основы педагогики: Введение в прикладную философию. Уч. пособ. для Вузов /С.И.Гессен Основы педагогики: Введение вприкладную философию. Уч. пособ. для Вузов отв. Ред. исост. П.В.Алексеев. М.: Школа - Пресс, 1995. - 305 с.

28. Голубева, Э.А. Способности и индивидуальность. /Э.А. Голубева Способности и индивидуальность. М.: Прометей, 1993. - 305 с.

29. Горлинский, В.И. Выпускник музыкального учебного заведения и «рынок труда» /В.И. Горлинский Выпускник музыкального учебного заведения и «рынок труда» //Искусство в школе. 2003. - №5. - С. 2426.

30. Григорьев, В.Ю. Исполнитель и эстрада. М.: Классика XXI век, 2006. - 156 с.

31. Гродзенская, H.JI. Школьники слушают музыку. /Н.Л. Гродзенская Школьники слушают музыку. М.: Просвещение, 1969. - 77 с.

32. Грэм, Г. Философия искусства. /Г. Грэм Философия искусства. М.: Слово, 2004 - 256 с ил.

33. Гуревич, П.С. Философия человека. Часть 1. /П.С. Гуревич Философия человека. Часть 1. -М.: ИФРАН, 1999.-221 с

34. Гуревич, П.С. Философия человека. Часть 2. /П.С. Гуревич Философия человека. Часть 2. М.: ИФРАН, 1999. - 209 с.

35. Гуревич, П.С. Культурология. Уч. пос. /П.С. Гуревич Культурология. Уч. пос. М.: Знание, 1998. - 288 с.

36. Гурова, Е.В., Голерова, О.А. Профориентационная работа в школе. / Е.В. Гурова, О.А. Голерова Профориентационная работа в школе. М.: Просвещение, 2007, 167 с.

37. Гусева, Е.П. Психолого- физиологическое изучение музыкальных способностей. /Е.П. Гусева Психолого-физиологическое изучение музыкальных способностей. Дубна, 1997. - С.231-258.

38. Гусинский, Э.Н. Введение в философию образования. /Э.Н. Гусинский, Введение в философию образования. М.: Логос, 2001. - 223 с.

39. Гусманов, У.Г. Интеграция образования на пороге XXI века. / У.Г.Гусманов Интеграция образования на пороге XXI века. //Проблемы интеграции образования на пороге XXI века. Бирск, 1999, ч.1. - С 612.

40. Гуссерль, Э. Философия как строгая наука. /Э. Гуссерль Философия как строгая наука. Новочеркасск: Агентство САГУНА, 1994, 357 с.

41. Дерябо, С.Д. Учителю о диагностике образовательной среды ,/С.Д. Дерябо Учителю о диагностике образовательной среды (Под ред. В.П. Лебедевой и В.И.Панова. М.: РАО, Псих, и-т, Центр комплексного формирования личности, 1997. - 216 с.

42. Джуринский, А.Н. История зарубежной педагогики. Учеб. пособие. / А.Н. Джуринский История зарубежной педагогики. Учеб. пособие — М,: ФОРУМ ИНФРА - М., 1998. - 272 с.

43. Дьяченко, Н.К. Теоретические основы воспитания и обучении в музыкальных учебных заведениях. /Н.К. Дьяченко Теоретические основы воспитания и обучении в музыкальных учебных заведениях. -Киев: Муз. Украша, 1987. 110 с.

44. Иванов, С.П, Психология художественного действия субъекта. /С.П. Иванов Психология художественного действия субъекта. Москва -Воронеж: Московский психолого-социальный институт, 2003. - 640 с.

45. Из истории советского музыкального образования: Сб. материалов и документов, 1917- 1927.-Л.: Музыка, 1969-306 с.

46. Интеграция естественнонаучных и гуманитарных знаний как проблема XXI века: Материалы межрегиональной научно-практической конференции, посвященной 140-летию со дня рождения акад.

47. В.И.Вернадского, 2-3 апреля 2003 г.-Тула: РИО ИПК и1. ППРО ТО, 2003.- 106 с.

48. Ионин, Л.Г. Социология культуры. /Л.Г. Ионин Социология культуры. -М.: Логос, 1998.-280 с.

49. Искусство и школа: Кн. для учителя /Сост. А.К.Василевский. М.: Просвещение, 1981. - 288 с.

50. Искусство как способ познания. /Материалы международной общественноОнаучной конференции. 1998. М.: Международный центр Рерихов, Благотворительный фонд имени Е.И.Рерих, МАСТЕР-БАНК, 1999-304 с.

51. Кабалевский, Д.Б. Педагогические размышления: Изб. статьи и доклады. /Д.Б. Кабалевский Педагогические размышления: Изб. статьи и доклады. М: Педагогика, 11986. - 190 с.

52. Каган, М.С.Философская теория ценности. /М.С. Каган Философская теория ценности. Спб: Петрополис, 1997. - 205 с.

53. Каган, М.С. Эстетика как философская наука Университетский курс лекций. /М.С. Каган Эстетика как философская наука Университетский курс лекций. Спб.: Петрополис, 1997. - 544 с.

54. Казанская, В.Г. Педагогическая психология. /В.Г. Казанская Педагогическая психология. Москва — Санкт-Петербург - Нижний Новгород и др.: ПИТЕР, 2003 - 366 с. с илл.

55. Калувэ, де Л. Развитие школы: модели и изменения. / Л. де Калувэ Развитие школы: модели и изменения. /Пер. с английского Е.Н.Максимовой, Под ред. А.К.Зайцева. Калуга: Калужский ин-т социологии, 1993. - 240 с.

56. Капустин, Ю. Музыкант-исполнитель и публика. /Ю. Капустин Музыкант-исполнитель и публика. Л.: «Музыка», 1985. - 160 с.

57. Кедров, Б.М. Науки в их взаимосвязи: История. Теория. Практика. / Б.М.Кедров Науки в их взаимосвязи: История. Теория. Практика. М.: Наука, 1988.-285 с.

58. Кирнарская, Д.К. Новый имидж музыкального образования в XXI веке. / Д.К. Кирнарская Новый имидж музыкального образования в XXI веке.71.//Культура. Искусство. Образование. -№3. С. 19-27.

59. Киященко, Н.И. Художественное и эстетическое образование -фундаментальные основания культуры. /Н.И. Киященко Художественное и эстетическое образование фундаментальные основания культуры. //Искусство и образование. - №3, 2001 - С.4-9.

60. Кларин, М.В. Инновации в обучении: Метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. /М.В. Кларин Инновации в обучении: Метафоры и модели. Анализ зарубежного опыта. М.: Наука, 1997. - 223 с.

61. Кобозева, И.С. Тенденции развития региональных систем общего и профессионального образования. /И.С. Кобозева Тенденции развития региональных систем общего и профессионального образования. //Музыка в школе. 2003. - №3. - С 51 - 53.

62. Ковалева, Т.М. Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. /Т.М. Ковалева Инновационная школа: аксиомы и гипотезы. Москва -Воронеж: Изд. дом РАО, Моск. Психолого-социальный институт, Изд НПО «МОДЭК», 2003. - 256 с.

63. Кодай, 3. Избранные статьи. /Пер. с вен. И ком. П.Ф.Вейса. Сост. И общ. Ред. И.И.Мартынова. /3. Кодай Избранные статьи. /Пер. с вен. И ком. П.Ф.Вейса. Сост. И общ. Ред. И.И.Мартынова. М.: Сов. комп., 1982.-288 с.

64. Кожара, Е. Система Педагогической Режиссуры. /Е. Кожара Система Педагогической Режиссуры СПб.: Издательство СПбГПУ. - 2003. -250 с.

65. Козловский, О.В. Выбор профессии: методики, тесты, рекомендации. / О.В. Козловский Выбор профессии: методики, тесты, рекомендации. -Ростов- на-Дону: Феникс, 2006. 800 с.

66. Концепция модернизации российского образования на период до 20010 г.//Школьные технологии. 2002. - №1. - С.2-18.

67. Коростылева, Н.А. Интеграция и гуманитаризация в концепции современной школы: теорет. анализ. /Н.А. Коростылева Интеграция и гуманитаризация в концепции современной школы: теорет. анализ //Завуч. 1999. - №3, - С. 91-100.

68. Крюкова, В.В. Музыкальная педагогика. /В.В. Крюкова Музыкальная педагогика. Ростов на Дону: Феникс, 2002 - 281.

69. Ксензова, Г.Ю. Перспективные школьные технологии. Учебно-метод. пособие. /Г.Ю. Ксензова Перспективные школьные технологии. Учебно-метод. пособие. — М.: Пед. об-во России, 2001. 222 с.

70. Кубанцева, Е.И. Музыка в системе искусств и культуре в целом / Е.И.Кубанцева Музыка в системе искусств и культуре в целом //Искусство и образование. 2001. - №1 - С. 19-23.

71. Кухарчук, A.M., Лях, В.В., Широкова, А.Б. Человек и его профессия. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. /A.M.

72. Кухарчук, В.В. Лях, А.Б. Широкова Человек и егопрофессия. Учебное пособие для студентов высших учебных заведений. М.: «Современное слово», 2006. - 544 с.

73. Кушнарева, Н.Ю. Наблюдение за индивидуальными особенностями одаренных детей как психологический метод. /Н.Ю. Кушнарева Наблюдение за индивидуальными особенностями одаренных детей как психологический метод. //Одаренный ребенок. 2003. - №3. - С. 72 -83.

74. Лаак, Ян тер, Бругман Герард Big 5: как измерить человеческую индивидуальность. Оценки и описания. /Ян тер Лаак, Герард Бругман Big 5: как измерить человеческую индивидуальность. Оценки и описания. М.: Книжный дом «Университет», 2003. - 112 с.

75. Лагутин, А.И. Основы педагогики музыкальной школы. /А.И. Лагутин Основы педагогики музыкальной школы. М.: Музыка, 1985. - 143 с.

76. Латышина, Д.И. История педагогики. Учебное пособие. /Д.И. Латышина История педагогики. Учебное пособие. М.: ФОРУМ -ИНФРА-М, 1998, 584 с.

77. Леднев, B.C. Содержание образования: сущность, структура, перспективы. /B.C. Леднев Содержание образования: сущность, структура, перспективы. М.:, Высш. школа, 1991. — 224 с.

78. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1981. - 186 с.

79. Леонтьев, А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. /А.Н. Леонтьев Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977. - 304 с.

80. Лизинский, В.М. Идеи к проектам и практика управления школой. /В.М. Лизинский Идеи к проектам и практика управления школой. -М.: ОЦ «Пед. поиск», 2000. 160 с.

81. Личность и профессия: психологическая поддержка и сопровождение, /под ред. Л.М. Митиной. М.: ACADEMA, 2005. - 336 С.

82. Макуренкова, Е.П. Всеобщая музыкальная грамотность и активизация профессионального музыкального образования. /Е.П. Макуренкова

83. Всеобщая музыкальная грамотность и активизацияпрофессионального музыкального образования- М: РАМ им. Гнесиных, 2003. 267 с.

84. Малинин, Г.А. Воспитательная система С.Т.Шацкого. /Г.А. Малинин Воспитательная система С.Т.Шацкого. М.: Прометей, 1993. - 175 с.

85. Мамардашвили, М. Эстетика мышления. /М. Мамардашвили Эстетика мышления. М.: Московская школа политических исследований, 2001 - 416 с.

86. Материалы одиннадцатых страховских чтений. Меж. Сб. науч. трудов , М-во образ. РФ; Пед. ин-т Саратовск. Гос. ун-та им. Н.Г.Чернышевского; Межд. Академия псих. наук. Саратов:изд-во Сарат. ун.- та, 2000. - 247 с.

87. Махмутов, М.И. Поиски путей перестройки профессионального образования. /М.И. Махмутов Поиски путей перестройки профессионального образования. //Сб. науч. Трудов под ред. Ю.С.Тюггикова. М.: АПН СССР, 1990. - С, 4-13.

88. Медушевский, В.В. О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. /В.В. Медушевский О закономерностях и средствах художественного воздействия музыки. — М.: Музыка, 1976. 254 с.

89. Методические записки по вопросам музыкального образования: Вып. 3 /Ред.- сост. А.И.Лагутин. М.: Музыка, 1991. - 239 с.

90. Методологические и теоретические проблемы активизации учебно-познавательной деятельности в свете реформы школы. Межвуз. Сб. науч. трудов. JL: ЛГПИ им. А.И.Герцена, 1986. -173 с.

91. Микешина, Л. Эпистемология ценностей. /Л. Микешина Эпистемология ценностей. М.: РОССПЕН, 2007. - 439 с.

92. Мосионжник Л. А. Синергетика для гуманитариев. /Л. А. Мосионжник Синергетика для гуманитариев. Спб.: «Нестор -История», 2003, 155 с ил.

93. Музыкальная психология. Хрестоматия. М.: МГУ им. П.И.Чайковского, Проблемная науч. - исслед. лаборатория музыки и муз. обр., 1992.-210 с.

94. Музыкальное воспитание в школе. Вып. 16. /Сост. О.А.Апраксина. М.: Музыка, 19854! - 92 е., нот. пр. i

95. Музыкальный лицей: развитие творческих способностей детей на раннем этапе обучения. Сб. науч. метод. Трудов. - Новосибирск: НТК им. М.И.Глинки, 1998. - 82 с.

96. Мухина, B.C. Возрастная психология. /B.C. Мухина Возрастная психология. М.: ACADEMA, 2003. - 456 с.

97. Неменский, Б.М. Пути очеловечивания школы. /Б.М. Неменский Пути очеловечивания школы. //Под ред А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1989. - С. 103 - 133.

98. Немыкина, И.Н. Методические основы специальной подготовки учителя музыки. Учеб пос. /И.Н. Немыкина Методические основы специальной подготовки учителя музыки. Учеб пос. Свердловск: Сведл. Пед. ин-т, 1988. - 64 с.

99. Нилл, А. Саммерхилл воспитание свободой. /А. Нилл Саммерхилл - воспитание свободой. - М.: ПЕДАГОГИКА - ПРЕСС, 2000-296 с.

100. Новиков, A.M. Интеграция базового профессионального образования./ А.М.Новиков Интеграция базового профессионального образования.//Педагогика №3. - 1996. - С. 3-8

101. Новое педагогическое мышление /Под ред А.В.петровского. М.; педагогика, 1989. - 279 с.

102. Новые виды образовательных учреждений: проблемы, поиски, инновации. Тула: РИО ИПК и ППРО ТО, 2002. - 220 с.

103. Овчарова, Ю.А. Роль творчества в жизни детей. /Ю.А. Овчарова Роль творчества в жизни детей //Изобразительное искусство в школе. -2003.-№3.-С. 74-76.

104. Олефир, С.И. Диалог культуры и образования. /С.И. Олефир Диалог культуры и образования. //Искусство и образование. 2001. -№1. - С. 10- 15

105. Орлов, А.Б. Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики. /А.Б. Орлов Психология личности и сущности человека. Парадигмы, проекции, практики. -М.: ACADEMA, 2002- 272 с.

106. Основы эстетического воспитания. Пособие для учителя /Под ред. Н.А.Кушаева. М.: Просвещение, 1986. - 239с.

107. Панатоиди, Э.Г. Эстетическое и художественное образование. /Э.Г. Панатоиди Эстетическое и художественное образование. //Искусство и образование. 2001. - №2. - С. 10-14.

108. Панатоиди, Э.Г. Эстетическое и художественное образование./ Э.Г. Панатоиди Эстетическое и художественное образование./Одаренный ребенок. 2003. №3. - С. 3250.

109. Пахтер, Марк, Лэндри, Чарльз. Культура на перепутье. /Марк Махтер, Чарльз Лэндри. Культура на перепутье. М.: Классика XXI век, 2003.-96 с.

110. Петрушин, В.И. Музыкальная психология. Пособие для учащихся и студентов средних и высших учебных заведений. /В.И. Петрушин Музыкальная психология. Пособие для учащихся и студентов средних и высших учебных заведений М.: Владос, 1997. - 383 с.

111. Петрухинцев, Н.Н. XX лекций по истории мировой культуры. / Н.Н. Петрухинцев XX лекций по истории мировой культуры. М.: Владос, 2001 -400 с.

112. Поппер, К. Как я понимаю философию. /К. Поппер Как я понимаю философию. Пер. с немецкого, вст. статья и прим. И З.Шишкова. М.: УРСС, 2003. - 56 с.

113. Проблемы культуры и искусства: Сб. мат. Рос. Аспирантской конф. 8 апреля 2001 г. — СПб.: Гос. у-т культуры и искусства, 2001. -260с.

114. Проблемы развития законодательства о школе. М.: Изд. Гос. Думы, 2002.- 103 с.

115. Проблемы эстетического развития личности /Е.Вю.Квятковский, А.И.Буров, Л.П.Печко. М.: Педагогика, 1987, - 96 с.

116. Пряжников, Н.С. Сущность профессионального самоопределения. / Н.С. Пряжников Сущность профессионального самоопределения. /Психологические основы профессиональнойдеятельности. Хрестоматия. Сост. В.А. Бодров. М.:

117. ПЕРСЭ; ЛОГОС, 2007. С.659-665.

118. Психология XX века Учебник для Вузов /Под ред В.Н.Дружинина. М.: ООО ПЕР СЭ, 2003 - 863 с.

119. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений. /Авт. сост. В.А.Мижериков. - Ростов - на - Дону: Феникс, 1998. - 544 с.

120. Психология развития . /Под ред. Т.Д. Марцинковской. М.: ACADEMA, 2001. - 352 с.

121. Психология самосознания. /Ред. — сост. Д.Я.Райгородский. -Самара: Изд. дом «БАХРАХ М», 2000 - 672 с.

122. Радугин, А.А. Педагогика. Учеб. пос. для вузов. /А.А. Радугин Педагогика. Учеб. пос. для вузов. -М.: Педагогика, 2002. 270 с.

123. Ражников, В.Г. Диалоги о музыкальной педагогике. /В.Г. Ражников Диалоги о музыкальной педагогике. — М.: ЦАПИ, 1994. 143 с.

124. Ражников, В.Г. Резервы музыкальной педагогики. /В.Г. Ражников Резервы музыкальной педагогики. М.: Знание, 1980. - 94 с.

125. Рензулли, Дж. С. Модель обогащения школьного обучения: Реформа школы и модель обогащения. /Дж.С. Рензулли Модель обогащения школьного обучения: Реформа школы и модель обогащения. //Одаренный ребенок, 2003. - №2. - С. 6-33.

126. Рогов, Е.И. Выбор профессии. Становление профессионала. /Е.И. Рогов Выбор профессии. Становление профессионала.- М.: Владос, 2003.-336 с, с илл.

127. Рогов, Е.И. Психология общения. /Е.И. Рогов Психология общения. М.: Владос, 2003, - 336 с. с ил.

128. Семиченко, В.А.Психология личности. /В.А. Семиченко Психология личности. Киев: Мапстр - S, 2002. - 427 с.

129. Симулятивные и информационные модели культурной деятельности. /Отв. ред. А.А.Ушкарев М.: Гос. ин-т искусствознания, 2001.-230с.

130. Система эстетического воспитания школьников /Под ред. С.А.Герасимова. М.'Педагогика, 1983. - 264 с.

131. Скаткин, М.Н. Проблема современной дидактики. / Скаткин, М.Н. Проблема современной дидактики. М.: Педагогика, 1984. - 95 с.

132. Совершенствование содержания образования в школе. /Под ред И.Д.Зверева, М.П.Кашина. М.: Педагогика, 1985. - 272 с.

133. Современные концепции воспитания: Мат. конф.- Ярославль: Ярое. Гос. пед. ин-т им. К.Д.Ушинского, 2000. 171 с.

134. Сластенин, В.А. Каширин, В.П. Психология и педагогика. /В.А. Сластенин, В.П. Каширин Психология и педагогика. М.: ACADEMA, 2003-480 с.

135. Сластенин, В.А., Чижакова, Г.И. Введение в педагогическую аксиологию. /В.А. Сластенин, Г.И. Чижакова Введение в педагогическую аксиологию. -М.: ACADEMA, 2003 192 с.

136. Соколов, А. Музыкальная композиция и диалектика творчества. /

137. A. Соколов Музыкальная композиция и диалектика творчества. М.: Музыка, 1992 - 230 с. с нот.

138. Спенсер, Г. Опыты научные, политические и философские. /Г. Спенсер Опыты научные, политические и философские.- Минск: Современный литератор, 1998. 1408 с.

139. Способности: К 100 летию со дня рождения Б.М.Теплова. — Дубна: Феникс, 1997. - 390 с.

140. Способности и склонности /Под ред. Э.А.Голубевой. М.: педагогика, 1989. - 199 с.

141. Спутник учителя музыки /Сост. Т.В.Челышева. М.: Просвещение, 1993. - 238 с.

142. Степанов, В.Г. Профориентация. Учебное пособие для вузов. /

143. B.Г. Степанов Профориентация. Учебное пособие для вузов. М.: Академический проект, 2008. - 447 с.

144. Сулейманова, 3.3. Профессиональное становление личности. / З.З.Сулейманова Профессиональное становление личности. //Доп. образование. 2003. - №4. - С. 3-7.

145. Таллина, О.А. Природа музыкальной одаренности. /О.А. Таллина Природа музыкальной одаренности. //Одаренный ребенок. 2003. - №2. - С. 45-50.

146. Тельчарова, Р.А. Уроки музыкальной культуры. /Р.А. Тельчарова Уроки музыкальной культуры. -М.: Просвещение, 1991. 158 с. с илл.

147. Теория и методика обучения игре на фортепиано. Учеб. пособие. М.: Владос, 2001. - 3 68 с.

148. Теплов, Б.М. Психология музыкальных способностей. /Б.М. Теплов Психология музыкальных способностей. М.: Изд. АПН РСФСР, 1947.-335 с.

149. Трошин, О.В., Жулина, Е.В., Кудрявцев, В.А. Основы социальной реабилитации и профориентации. /О.В. Трошин, Е.В. Жулина, В.А. Кудрявцев Основы социальной реабилитации и профориентации. М.: Творческий Центр Сфера, 2005. - 384 с.

150. Тютюнникова, Т.Э. Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизации и законы бытия. /Т.Э.Тютюнникова Видеть музыку и танцевать стихи. Творческое музицирование, импровизации и законы бытия. — М.: УРСС, 2003. -261 с.

151. Усова, А.В. Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. /А.В. Усова Формирование у школьников научных понятий в процессе обучения. М.: Педагогика, 1986. - 174 с.

152. Ушинский, К.Д. Избранные педагогические сочинения. /К.Д. Ушинский Избранные педагогические сочинения. //Сост., вст. статья и прим. В.Я.Струминский, под ред. Е.Н.МЕдынскогго, И.Ф. Свадковского. МС.: Учпедгиз, 1945. - 565 с.

153. Учителю об одаренных детях /Под ред. В.П.Лебедевой, В.И.панова. М.: Педагогика, 1997. - 354 с.

154. Фадеева, Е.И., Ясюкевич, М.В. Выбирая профессию, выбираем образ жизни. /Е.И. Фадеева, М.В. Ясюкевич Выбирая профессию, выбираем образ жизни. М.: ЦТ Л, 2004. - 96 с.

155. Федь, A.M. Эстетическое воспитание на уроках по основам наук. / A.M. Федь Эстетическое воспитание на уроках по основам наук. Киев: Радянська школа, 1984. - 240 с.

156. Философия культуры . Становление и развитие. — Санкт -Петербург: Изд. «Лань», 1998 -448 с.

157. Флоренский, П.А. Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. /П.А. Флоренский Анализ пространственности и времени в художественно-изобразительных произведениях. М.: Прогресс, 1993. - 324 с.

158. Фохт-Бабушкин, Ю.У. Художественная культура и развитие личности: Проблемы долгосрочного развития. /Ю.У. Фохт-Бабушкин Художественная культура и развитие личности: Проблемы долгосрочного развития. — М.: Наука, 1987. -222 с.

159. Халабузарь, П.В. Методика музыкального воспитания. Учеб. пос. для муз. училищ и училищ искусств. /П.В. Халабузарь Методика музыкального воспитания. Учеб. пос. для муз. училищ и училищ искусств. — М.: Музыка, 1990. 175 с.

160. Харламов, И.Ф. Педагогика. /И.Ф. Харламов Педагогика. М.: Гардарики, 2002. - 519 с.

161. Хомерики, О.Г. Повышение восприимчивости школы к новшествам и нововведениям. /О.Г. Хомерики Повышениевосприимчивости школы к новшествам и нововведениям.

162. Пед. обр. и наука. 2001. - №4. - С. 13-16.

163. Хоруженко, К.М. Культурологические схемы. /К.М. Хоруженко Культурологические схемы. М.: Владос, 2003. - 336 с.

164. Художественное воспитание подрастающего поколения: Проблемы и перспективы /Сост. И отв. ред. М.М. Берллянчик. -Новосисбирск: Нов. Гос. консерватория им. М.И.Глинки, АПН СССР, 1989.-244 с.

165. Цагарелли, Ю.А. Психология музыкально-исполнительской деятельности. /Ю.А. Цагарелли Психология музыкально-исполнительской деятельности. Спб.: «Композитор», 2008. — 368, с нот.

166. Цыпин, Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика. /Г.М. Цыпин Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика. Спб: АЛЕТЕЯ, 2001. - 319 с.

167. Цыпин, Г.М. Музыкант и его работа. Кн. 1. Проб. Психологии творчества. /Г.М. Цыпин Музыкант и его работа. Кн. 1. Проб. Психологии творчества. -М.: Сов. комп., 1998. 382 с.

168. Цыпин, Г.М. Проблема развивающего обучения в преподавании музыки: Автореф. на соиск. учю ст. д-ра пед. наук. /Г.М. Цыпин

169. Проблема развивающего обучения в преподаваниимузыки: Автореф. на соиск. учю ст. д-ра пед. наук. М: 1978. - 28 с.

170. Шадриков, В.Д. Индивидуализация содержания образования. /В. Д. Шадриков Индивидуализация содержания образовании //Школьные технологии. 2000. - №2. - С. 53-66.

171. Шамова, Т.И. О характерных чертах развития школы. /Т.И. Шамова, О характерных чертах развития школы. //Пед., образование и наука. 2001. - №4. - С. 4-6-.

172. Шацкая, В.Н. Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. /В.Н. Шацкая Музыкально-эстетическое воспитание детей и юношества. М.: педагогика, 1975. - 200с.

173. Шор, Ю.М. Культура как переживание. /Ю.М. Шор Культура как переживание. Спб.: СПБГУП, 2003 - 220 с.

174. Щербакова, А.И. Философия музыкального искусства и образования в подготовке современного педагога-музыканта М.: УМИЦ «ГРАФ-ПРЕСС», 2007. - 320 с.

175. Эволюционная эпистемолгогия и логика социальных наук. Карл Поппер и его критики //Сост. Д.Г.Лахути, В.Н.Садовский, В.К.Финн. Общ. ред. и вст. статья В.Н.Садовского. Послесловие В.К.Финна. М.: Эдиториал УРСС, 2000. - 464 с.

176. Элементарное музыкальное воспитание по системе Карла Орфа. -М.: Сов. комп., 1978. 367 с.

177. Якупов, А.Н. Музыкальная коммуникация: Вопросы теории и практики управления. /А.Н. Якупов Музыкальная коммуникация: Вопросы теории и практики управления. Новосибирск: Трина, 1993. -178 с.

178. СТАТИСТИЧЕКИЕ СВЕДЕНИЯ ПО УЧЕБНЫМ ЗАВЕДЕНИЯМ КУЛЬТУРЫ, ИСКУССТВА И КИНЕМАТОГРАФИИ

179. Подготовлено к заседанию Совета при Президенте Российской Федерации по культуре и искусству

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.