Формирование ценностного отношения читателя к писателю как библиотечно-библиографическая проблема тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 05.25.03, кандидат педагогических наук Невструева, Таифе Хасьямовна

  • Невструева, Таифе Хасьямовна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 1990, Москва
  • Специальность ВАК РФ05.25.03
  • Количество страниц 454
Невструева, Таифе Хасьямовна. Формирование ценностного отношения читателя к писателю как библиотечно-библиографическая проблема: дис. кандидат педагогических наук: 05.25.03 - Библиотековедение, библиографоведение и книговедение. Москва. 1990. 454 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Невструева, Таифе Хасьямовна

ВВЕДШИЕ.

ГЛАВА I. БИВЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕОРШШЧЕС-КИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ЧИТАТЕЛЯ К ПИСАТЕЛЮ.

1.1. Развитие взглядов на взаимоотношения читателя и писателей и их преломление в библиотечно-библио-графическом аспектах.

1.2. Структура ценностного отношения читателя к писателю.

1.2Л. Художественная ценность как родовой элемент цен) ностного отношения читателя к писателю.

1.2.2. Цшйестно-ориентировочный компонент ценностного отношения читателя к писателю.

1.2.3. Оценка как конституирующий элемент ценностного отношения читателя к писателю.

ГЛАВА П. ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ. 2.1. Структурные, функциональные, содержательные аспекты отражения сведений об авторе в литературной рекомендательно-библиографической информации.

2.2. Анализ элементов характеристики автора в рекомендательно-библиографической информации в соотношении с категорией автора как центральной кате-^ гории литературоведения, задачами формирования ценностного отношения.

2.2.1. Анализ проблемы жанрового и тематического рекомендательного информирования во взаимосвязи с характеристикой автора.

2.2.2. Проблемы типологии жанров литературной рекомендательно-библиографической информации персонализированной направленности. 1^

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», 05.25.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование ценностного отношения читателя к писателю как библиотечно-библиографическая проблема»

Актуальность исследования. Дальнейшее углубление теории и ' методики библиотечно-библиографического влияния на чтение художественной литературы органично связано с проблемой активизации оценочной деятельности читателя как условия личностного освоения ценностного потенциала художественного произведения.

Решение данной проблемы современные исследователи видят в изучении механизма субъект-субъектных отношений читателя и автора художественного произведения. Эти отношения являются предметом активного исследовательского интереса в гуманитарных науках и рассматриваются как определяющие процесс создания, функциони-) рования и восприятия художественной информации. Специфика отношения читателя к автору художественного произведения выступает и как критерий наиболее важных показателей оптимального восприятия, литературно-художественного вкуса и литературного развития в целом, как ведущий элемент гармонизации читательских интересов, обогащения мотивационно-установочной структуры читательской деятельности.

Однако анализ библиотечно-библиографической практики литературного развития читателей свидетельствует о несовпадении теоре тического статуса этого критерия и реальной динамики читательского поведения. Широкий диапазон пропагандистских действий библиотекарей и библиографов в отношении творчества отдельных писателей, охватывающих всю совокупность форм информации о книге, не дают планируемого эффекта: читатель в подавляющем большинстве ориентирован на тему, жанр, но не на автора. Ъ Сегодня уже практически исчерпаны возможности выхода из создавшейся проблемной ситуации на основе экстенсивного накопления опыта библиотечно-библиографического информирования о творчестве :шсателя. Существует объективная потребность в анализе "внутреннего" аспекта взаимодействия читателя с создателем художественной ценности и в методико-педагогическом обосновании проблемы образно-смыслового контакта с художественным мышлением автора.

Изучение взаимодействия читателя с авторскими структурами художественного текста включает целый комплекс вопросов, дающий возможность различных направлений теоретического и экспериментального анализа. Определенный момент целостного(что не значит исчерпывающего) подхода к проблеме содержит ценностный аспект отношений автора и читателя. Изучение аксиологического среза обра зно-смы елового контакта с .художественным текстом позволяет | углубить представления о механизме, условиях, факторах личностного восприятия произведения. Ценностное отношение рассмотрено в исследовании как один из механизмов активизации оценочной позиции читателя и понимания художественного мышления автора.

Ба важность и перспективность аксиологической проблематики было указано на Всесоюзной конференции по рекомендательной библиографии (1972г.); изучение формирования ценностного отношения читателя к писателю является конкретизация аксиологического направления в подходе к проблемам чтения художественной литерату-® ры.

В исследовании представлен теоретический аспект проблемы, что определяется необходимостью первоначального теоретического обоснования и содержательного анализа элементов ценностного отношения, выявления специфики библиотечно-библиографического влияния на ценностную направленность читательской деятельности. Осно-Ш вой для постановки проблемы стала статья С.А.Трубникова "Проблемы рекомендательной библиографии в свете марксистско-ленинской Г теории ценности", в которой впервые в методологическом аспекте была определена задача применения положений аксиологии для анализа рекомендательного библиографирования. Вопросы ценностей, оценок, ценностных ориентации затрагивались в русле общетеоретических исследований социологии и психологии чтения, функций библиографической информации. Однако аксиологические аспекты чтения художественной литературы не являлись предметом специального анализа в библиотековедении и библиографоведении. Отдельные аспекты ценностного взаимоотношения автора и читателя разработаны в науках, изучающих создание и функционирование художественной информации.

В обосновании и раскрытии условий образно-смыслового контакта читателя с художественным произведением автор опирался на основные положения концепций художественного общения и понимания художественного смысла. Эти вопросы получили оригинальные трактовки в начале века и в 20-30 годах в эстетике и языкознании ( М.М.Бахтин, В.М.Жирмунский, А.А. Потебня и др.), нашли определенное отражение в книговедении, психологии и социологии чтения (М.Н.Куфаев, Н.А.Рубакин, Я.М. Шафир и др.), были развиты с позиций теории художественной деятельности в ряде современных диссертационных исследований (Т.В.Воробьева, И.М.Лисовец, А.К. Шевченко и др.), концептуально представлены в литературоведческих работах С.С.Аверинцева, Д.С.Лихачева, активно изучаются в теории литературной критики. Выводы этих исследований, проанализированные во взаимосвязи с работами по проблемам восприятия художественной информации (В.Ф.Асмус, О.И.Никифорова, Л.И. Беляева, И.И.Чапыгина и др.), позволили конкретизировать методико-педагогичес-кий аспект библиотечно-библиографического влияния на формирование ценностного отношения читателя к писателю.

Теоретической базой для определения механизма образно-смыслового взаимодействия автора и читателя явились основные философские положения о ценности и оценке к их конкретизации в анализе художественной ценности (Ю.Б.Борев, М.С.Каган, JLH. Сто-лович, Т.В.Чередниченко, Т.Е.Шехтер и др.). В обосновании ценно стно-ориентировочного компонента исходными стали работы по социологии, социальной психологии и исследования, раскрывающие установочный срез читательской деятельности (В.В.Бдудова, Л.Г. Жабицкая, В.А.Ядов и др.). Содержательный аспект ценностных ори-ентаций рассмотрен через понятия "образ художника" (Е.И.Высочи-на, А.М.Левидов и др.), художественный авторитет (А.Ф.Еремеев), авторитет писателя (О.И.Никифорова). Для определения роли библио-течно-библиографического информирования в формировании ценностного отношения изучены исследования, отражающие проблему "контекста" (И.В.Кондаков, Т.А.Круглова, В.С.Брюховецкии и др.). В диссертации предпринята попытка анализа элементов рекомендательно-библиографической характеристики автора в соответствии с литературоведческой трактовкой категории "автор" (В.В.Виноградов, А.А.Чичерин, М.Б.Храпченко и др.) и целевой установкой на формирование ценностного отношения. Данный подход базируется на положениях общего и отраслевого библиографоведения (М.И.Давыдова, Ю.С.Зубов, О.П.Коршунов, Ю.М.Лауфер, В.А.Фокеев и др.), в тех акцентах, которые отражают функционально-целевой аспект рекомендательного библиографирования (Ю.М.Тугов, Е.Н.Фомина и др.). Общей концептуальной основой явились также работы по теории текстовой деятельности (Т.М.Дризде, А.А.Леонтьев и др.).

Цель исследования - выявить и обосновать возможность библиотечно-библиографического воздействия на формирование ценностного отношения читателя к писателю.

Реализация цели предусматривает решение следующих задач:

- рассмотреть различные концепции отношения "автор-читатель" в библиотечно-библиографическом аспекте и обосновать необходимость аксиологического подхода к изучаемому вопросу;

- раскрыть структуру ценностного отношения читателя к писателю, дать его системный и содержательный анализ;

- выявить методико-педагогический аспект проблемы художественного общения и понимания художественного смысла;

- обосновать действие авторитета писателя как установочного фактора формирования ценностного отношения;

- рассмотреть рекомендательно-библиографическую информацию как инвариант в системе библиотечно-библиографических форм воздействия на ценностные представления читателей о творчестве писателя;

-определить элементы рекомендательно-библиографической характеристики автора, дать их анализ в соответствии с литературоведческой трактовкой категории "автор" и задачей формирования ценностного отношения.

Объект исследования - ценностное отношение читателя к автору литературно-художественного произведения.

Предает исследования - библиотечно-библиографическое воздействие на формирование ценностного отношения читателя к автору литературно-художественного произведения.

Методологической основой исследования явились труды по теории ценности и системного анализа, концептуальные положения теории художественной деятельности, работы по проблемам социальной информации, общего и рекомендательного библиографоведения.

В ходе исследования применялся комплекс методов исследования: исторический метод позволил проследить развитие представлений об отношениях автора и читателя и изменения в методической схеме отражения автора в рекомендательно-библиографической информации; системный подход дал возможность обосновать структуру цен-1 ностного отношения и элементную схему отражения автора в литературной рекомендательно-библиографической информации; функционально-целевой анализ помог выявить место библиотечно-библиогра-фического информирования в формировании "предпосылочного фонда" активизации оценочной позиции читателя; социально-психологический эксперимент определил влияние авторитета писателя на оценку и восприятие художественного текста в зависимости от возраста и образования.

Цель эксперимента обусловила выбор в качестве эксперимен-| тальных групп учащихся 5-х, 7-х, и 10-х классов, студентов I курса библиотечного факультета Московского института культуры и 4 курса филологического факультета МГУ (всего 300 читателей). Это дало возможность выяснить картину изменения влияния статусных характеристик писателя на оценочную позицию писателя в зависимости от обучения и постепенного расширения литературных знаний.

Научная новизна исследования состоит в следующем: на основе структурно-функционального анализа элементов ценностного отношения читателя к писателю выделен методико-педагогический аспект ^ библиотечно-библиографического влияния на активизацию оценочной деятельности читателя; выявлено действие авторитета писателя как установочного фактора, определяющего чувство доверия к автору как субъекту общения; показана специфика библиотечно-библиографического информирования в создании "предпосылочного фонда" развития у читателя потребности в художественном общении; представ-| лена элементная схема отражения автора художественного произведения в рекомендательно-библиографической информации; предложено определение вторичной концептографической информации как специфической формы комментария.

Теоретическая значимость исследования определяется тем, что углублен и конкретизирован аксиологический срез теории читательской деятельности, расширена аналитическая база теории чтения художественной литературы, выявлены перспективы аксиологического подхода к решению проблем рекомендательного библиографо-ведения.

Практическая значимость исследования:

- обоснованные в диссертации условия и факторы библиотечно-библиографического воздействия на активизацию оценочной деятельности читателя являются методико-педагогической основой индивидуализации работы библиотек по литературному развитию читателей;

- выработанная в ходе исследования методика рекомендательно-библиографической информации о писателе и его творчестве может быть использована для создания различных жанров бибжотечно-библиографического информирования, дает возможность обогащения методики аннотирования художественной литературы;

- теоретические выводы и методические положения диссертации нашли применение в лекционных и практических занятиях по курсу "Обслуживание читателей", легли в основу курса "Работа библиотек в помощь эстетическому воспитанию", спецкурса "Психология восприятия художественной литературы", курса но выбору "Проблемы руководства чтением художественной литературы", внедрены в работу библиотек через систему повышения квалификации;

- выявленная в исследовании специфика контакта библиографа и библиотекаря с художественным текстом для создания библиотечно-- библиографической информации о писателе и его творчестве позволяет конкретизировать вопросы профилирования литературного образования в вузах культуры и установления медпредметных связей.

- кг

Материалы диссертационного исследования апробированы в докладах на Всесоюзной научно-теоретической конференции "Психология читателя, чтения и библиотечно-библиографической деятель* ности" (Ленинград, 1979г.); научно-теоретических конференциях. Хабаровского института культуры (1982, 1986, 1988 гг.); научно-практических конференциях, семинарах, совещаниях библиотечной общественности Хабаровского края (1961, 1984, 1989 гг.); в лекционной работе в системе повышения квалификации библиотекарей Дальневосточного региона; материалы исследования использовались в процессе подготовки специалистов в Хабаровском институте культуры.

На защиту выносятся следующие положения: | I. Ценностное отношение к писателю является качественной, интегральной характеристикой читательской деятельности, раскрывающей динамику художественной потребности читателя и процесс реализации художественного произведения как художественной ценности.

2. Методико-педагогический аспект библиотечно-библиографи-ческого влияния на формирование ценностного отношения включает знание и учет условий, причин, факторов, определяющих ценностную направленность восприятий и понимания художественного произведе ния.

3. Значимость ценностно-ориентировочного компонента в развитии художественной потребности определяет важность создания библиотечно-библиографических моделей информации, аккуэдулзщгющих творческий и биографический аспекты жизни писателя в систему ценностных представлений, отражающих социокультурный контекст создания и функционирования художественного произведения. Специфика библиотечно-библиографического влияния на отношение читателя к автору отражается в рекомендательно-библиографических моделях информации, дающих возможность контекстного прочтения произведения через форму комментария.

4. Вторичная концептографическая информация об авторе может быть представлена в форме компактного, ценностно-отобранного комментария к библиографическим сведениям о художественной информации ("идеи") и информации о "создателе идеи", представляющего автора через систему взаимосвязанных "полей" личной, творческой судьбы художника, творческой истории создания произведения, судьбы книги.

Структура диссертации. Работа состоит из двух глав, введения, заключения, списка литературы. Логика исследования определила необходимость рассмотрения комплекса философских, литературоведческих, психологических, педагогических проблем взаимоотношений читателя и автора. Это позволило обосновать значимость аксиологического среза изучения проблемы и перейти к анализу структуры и содержания ценностного отношения читателя к писателю. На этой основе определены общепринципиальные подходы к методике литературного развития читателей, выявлены условия и факторы библио-течно-библиографического влияния на оценочную позицию читателя. Эти вопросы нашли отражение в первой главе "Библиотечно-библио-графический аспект теоретических и методических проблем ценностного отношения читателя к писателю". Определение элементов ценностного отношения дало возможность во второй главе "Проблемы ценностной направленности рекомендательно-библиографической информации о творчестве писателя" осуществить содержательный и структурный анализ отражения автора художественного произведения в рекомендательно-библиографической информации с позиций формирования ценностного отношения читателя к писателю.

Похожие диссертационные работы по специальности «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», 05.25.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Библиотековедение, библиографоведение и книговедение», Невструева, Таифе Хасьямовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ i

Конкретные выводы по исследуемой проблеме содержаться в контексте диссертационного материала, резюмируют отдельные параграфы и представлены в конце глав. В заключении сделаем выводы общего характера и выделим возможные направления дальнейшего изучения вопроса.

Создание целостной модели библиотечно-библиографического влияния на ценностное ориентирование читателей в художественных произведениях, в качестве необходимого этапа, включает теоретический анализ различных аспектов взаимодействия читателя с художественной информацией. Структурный и содержательный анализ ценностного отношения читателя к писателю является одним из важных направлений выработки подходов к становлению и развитию читателя в системе "школа-библиотека", определении методико-педагогичес-ких условий эмоционально-ценностного воздействия художественной литературы на личность.

Теоретическое и практическое значение рассмотрения проблемы чтения с позиции ценностного отношения обусловлено тем, что ценностное отношение является интегральной, качественной характеристикой читательской деятельности, отражающей динамику художественной потребности читателя, изменения его литературно-художественных пристрастий. Значимость аксиологического подхода в*: изучении читательской деятельности определяется прежде всего тем, что родовой элемент ценностного отношения - художественная ценность неотделимы от художественной потребности - основного аспекта дея-тельностного подхода.

Художественная деятельность со стороны читателя как частный случай текстовой деятельности определяет необходимость выявления точек соприкосновения создающего текст и воспринимающего его. Возникающие в связи с этим проблемы понимания художественного смысла актуализировали разработку методико-педагогичеекого аспекта художественного общения, формирования диалогичной позиции читателя, как условия образно-смыслового контакта читателя с авторскими структурами художественной информации.

Необходимость специфической позиции, когда речь идет о тексте ,представляющем другой духовный мир, определяет значимость формирования у читателей художественной коммуникативной потребности. В связи с этим становится важным методико-педагогическое обоснование условий и подходов к развитию у читателя культуры художественного общения, соответствующих способностей и навыков.

В разработке методико-педагогической модели библиотечно-библиографического содействия формированию потребности в художест венном общении следует учитывать предпосыпочный фактор действия ценностно-коммуникативной установки - социокультурный контекст создания и функционирования произведения, который в индивидуальном сознании выступает как ассоциативный социокультурный фонд и фон художественной деятельности.

Библиотечно-библиографическое влияние на формирование ценностного отношения связано с ценностно-ориентировочным компонентом читательской деятельности, что определяет значимость различных форм рекомендательно-библиографического информирования в создании предпосылочного фонда взаимодействия читателя с авторскими структурами художественного текста. Педагогический аспект литературной рекомендательно-библиографической информации обуславливает необходимость решения организационных и методических проблем приближения рекомендательно-библиографической информации.

Значимость ценностно-ориентировочного компонента ценностного' отношения в развитии художественной потребности определяет важность создания библиотечно-библиографических моделей информации, аккумулирующих теоретический и биографический аспекты жизни писателю в систему ценностных представлений, отражающих социокультурный контекст создания, функционирования и восприятия произведения. Специфика библиотечно-библиографического влияния на отношение читателя к автору художественного произведения.отражается в рекомендательно-библиографических моделях информации, дающих возможность контекстного прочтения произведения через форму комментария.

Проблема автора как интеграционный аспект в анализе создания , функционирования и восприятия художественной информации взаимосвязана со многими вопросами библиографической информации, реализующей ценностное соответствие между документом и потребителем, что определяет целесообразность дальнейшего изучения проблемы. Следует выделить ряд наиболее существенных вопросов перспективных направлений анализа аксиологического среза читательской деятельности:

- Особая роль читателя в актуализации и "распредмечивании" художественной предметности делает необходимым выделение потребностей в информации о художественном произведении из ряда информационных потребностей и рассмотрение ее во взаимосвязи с художественной потребностью; рекомендательно-библиографическую информацию целесообразно рассматривать в этом случае через отношение: автор-художественная ценность - читатель.

- Читательский аспект"проблемы автора" связан с рядом актуальных вопросов читательской деятельности. Представляется важным изучение взаимоотношений читателя и автора художественного произведения при решении задачи включение читателя в "возможно более широкую ориентировочную деятельность". /Ю.С.Зубов/.

- Специального исследования требуют вопросы библиотечно-библиографического влияния на создание культурно-психологического контекста общения.

- Представляется значимым углубленное изучение частных аспектов проблемы понимания художественного смысла, связанных с ме-тодико-педагогическими задачами литературного развития читателей;

- Предметом специального изучения могут быть вопросы методики создания рекомендательно-библиографических указателей, посвященных писателям.

- Возникает ряд вопросов типологических особенностей эмоционально-экспрессивной, оценочной лексики характеристики автора.

- Представляют интерес вопросы библиографоведческой и литературоведческой подготовки в вузах культуры, определяемых спецификой контакта библиотекаря и библиографа с художественным текс-г-том.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Невструева, Таифе Хасьямовна, 1990 год

1. Литература отражающая интеграционный аспект проблемы (философия, эстетика, литературоведение,психология, социальная психология, журналистика).

2. Маркс К. К критике политической экономии// Маркс К., Энгельс $. Соч. 2-е изд. - Т.13. - С.15-167.

3. Маркс К. Экономико-философские рукописи 1844 гг.// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - Т.42. - С.41-174.

4. Маркс К. К критике гегелевской философии права// Маркс К., Энгельс Ф. Соч. 2-е изд. - T.I. - С.219-368.

5. Ленин В.И.Философские тетради// Полн.собр.соч. Т.29.- С.1-620.

6. Аверинцев С.С. Предварительные замечания к изучению средневековой эстетики // Древнерусское искусств. Зарубежные связи.- М.: 1979. С.371-397.

7. Аверинцев С.С. Наш собеседник древний автор // Литературная газета. - 1974. - 16 окт.

8. Аверинцев С.С. Автор // Краткая литературная энциклопедия. М., 1978. - Т.9. - С.28-34.

9. Ананьев Б.Г. О проблемах современного человекознания.-М.:- Наука; 1977. 380 с.

10. Антонян Д. Творческий портрет в советских искусствоведческих журналах / 1927-1982/: Автор.дис. . канд.филолог.наук.-М., 1986. 25с.

11. Антонян Д.А. Специфика жанровых особенностей творческого портрета в изданиях разного типа // Принципы изучения литературного процесса.- М.: Изд-во МГУ, 1986. С.125-133.

12. Анохин П.К. Очерки по физиологии функциональных систем.

13. М.: Медицина, 1975. 497 с.

14. Асмолов А.Г. Деятельность и установка. М.:Изд-во МГУ, 1979. - 151 с.

15. Андреев Ю. Марксистско-ленинская концепция личности и эстетический идеал советской литературы // Вопросы литературы.- 1979. № 9. - С.3-25.

16. Асмус В.Ф. Чтение как труд и творчества // Асмус В.Ф. Вопросы теории и эстетики. М., 1968. - С.55-68.

17. Афанасьев В.Г. Системность и общество. М.: Политиздат, 1989. - 368 с.

18. Баранов В.И. Бочаров А.Г. Суровцев Ю.И. Литературно-художественная критика.- М.: Высшая школа, 1982. 207 с.

19. Барахов B.C. Литературный портрет: (Истоки, поэтика, жанр). Л.: Наука, 1985. - 311 с.

20. Бахтин М.М. Вопросы литературы и эстетики. М.: Худож. лит., 1975. - 502 с.

21. Бахтин М.М. Эстетика словесного творчества.- М.: Искусство, 1979. 423 с.

22. Бахтин М.М. Проблема текста // Вопросы литературы.- 1976. № 10. - СЛ22-151.

23. Бахтин М.М. Проблема автора // Вопросы философии. -1977. № 7. - С.

24. Бахтин М.М. /Медведев А.Н./ Очередные задачи историко-литературной науки. // Литература и марксизм. 1928. - кн.З.- С.65-87.

25. Белая Г.А. 0 внутренней и внешней теме // Филолог.науки. 1983. - № 2. - С.10-17.

26. Белая Г.А. Литература в зеркале критик. Современные проблемы.- М.: Сов.писатель, 1986. 365 с.

27. Белецкий А.И. Об одной из очередных задач исторической литературной науки: изучение истории читателя // Белецкий А.И. Избр.труды по истории литературы. М., 1964. - С.25-40.

28. Белянин Б.И. Экспериментальное исследование психолингвистических закономерностей смыслового восприятия текста: Автор, дис. . канд.филолог.наук. М., 1983. - 16 с.

29. Блудова В.В. Природа и структура художественного восприятия // Эстетические очерки. М., 1977. - Вып.4. - С.114-153.

30. Блудова В.В. Два типа перцепции и особенности восприятия искусства // Проблемы этики и эстетики.- Л., 1975. вып.2.1. С. 147-154.

31. Бойко Н.В. Категория образа автора в современной литературной критике: лингвистический аспект: Дис. канд.филолог, наук. Харьков, 1981. - 213 с.

32. Борев В. Эстетика. 3-е изд. - М.: Политиздат, 1981. -399 с.

33. Борев Ю.Б. Искусство интерпретации и оценки. Опыт интерпретации "Медного всадника". М.: Сов. писатель, 1981. - 398 с.

34. Борев Ю.Б. Природа и структура метода литературоведения // Методология современного литературоведения. М.; - 1976. - С.З С.34-68.

35. Браже Т.Г. 0 вариантности анализа художественного произведения // Проблемы содержания литературного образования. М.,- 1982. С.37-54.

36. Брушлинский А.В. Мышление и прогнозирование: (Логико-психологический анализ). М.: Мысль, 1979. - 230 с.

37. Брожик В. Марксистская теория оценки. М.: Прогресс, 1982. 259 с.

38. Брудный А.К. Понимание как философско-психологическаяпроблема // Вопросы философии. 1975. - № 10. - C.I09-II7.

39. Бурсов Г.И. Критика как литература. Л.: Лениздат, 1976. - 320 с.

40. Брюховецкий B.C. Природа ,функции и метод литературной критики: Дис. . докт. филолог .наук. Киев, 1986. - 348 с.

41. Братченко Н.В. Диалектика субъективного и объективного в оценочном отношении: Автореф.дис. . философ.наук Ростов на Дону, 1974. - 26 с.

42. Васильченко В.А. Ценность и ценностное отношение // Проблемы ценности в философии. М. - Л., 1966. - С.

43. Визитей Е.Б. Эстетическое отношение в свете марксистско-ленинской теории деятельности: Дис. канд. философ.наук. Кишинев. - 1982. - 170 с.

44. Виноградов И.А. Вопросы марксистской поэтики. М.:Сов. писатель, 1972. - 424 с.

45. Виноградов В.В. 0 теории художественной речи. М.: Высшая школа, 1971. - 240 с.

46. Виноградов В.В. Поэтика русской литературы.- М.: Наука, 1976. 512 с.

47. Вихалемм П.А. Роль социальной установки в восприятии газетной информации / опыт экспер.исследования: Автореф. дис. канд.психолог.наук. Л. - 1979. - 18 с.

48. Волошинов В.Н. Марксизм и философия языка: Основные проблемы социологического метода в науке о языке. Л.: Прибой, 1929. - 188 с.

49. Волошинов В.Н. Слово в жизни и слово в поэзии // Звезда, 1929. № 6. - С.244-267.

50. Волков В.И. Ценностный аспект искусства в социологическом исследовании восприятия // Проблемы художественного.- Л.,1986. С.16-24.

51. Воробьева Т.В. Художественное восприятие как.; форма общения: Автореф. дис. . канд. философ.наук. М., 1983. - 16 с.

52. Воровский В.В .Читатель и писатель // Боровский В.В. Эстетика, литература, искусство. М., 1975. - С.333-334.

53. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Искусство, 1968. - 567 с.

54. Высочина Е.Н. Образ художника в общественном сознании как научная проблема // Художественное творчество. Л., 1982.- С.160-180.

55. Высочина Е.Н. Художник в общественном сознании как эстетическая проблема: Дис. . канд.философ.наук. М.;4 1983.- 182 с.

56. Гегель И. Эстетика. М.: Искусство, 1968. - T.I.- 312 с.

57. Глазычев В.П. Художник и публика // Советское искусствоведение. М., 1973. - С.120-140.

58. Горнфельд А.Г. 0 толковании художественной прозы // Вопросы теории и психологии чтения. Т.7. - Харьков, 1916. - C.I- 31.

59. Горченко Г.В. Авторитет и его роль в становлении и развитии личности: Автореф.дис. . канд.философ.наук.- Воронеж,1975. 16 с.

60. Гранин Ю.А. Ценности и оценки в социальном познании: Автореф. дис. . канд.философ.наук. М., 1980. - 20 с.

61. Гречнев В. Жанр литературного портрета. М.: Наука,1976. 132 с.

62. Гуренко Е.Г. Проблемы художественной интерпретации: / философский анализ/. Новосибирск: Наука,Сибирск.отд-ние,1. J.1982. 256 с.

63. Гуковский Г.А. Очерки по истории русской литературы 18 вв., Л., Худож.лит., 1938. - 313 с.

64. Демин М.В. Проблемы ценности и ценностного отношения // Вестник МГУ: Серия философии. 1974. - № 2. - С.40-49.

65. Дергачев Г.Б. Художественные потребности и художественный процесс: Дис. . канд.философ.наук. М., 1982. - 155 с.

66. Днепров В.Д. Идеи времени и формы времени. М.: Сов. писатель. - 1980. - 558 с.

67. Еробницкий СР.Г. Мир оживших предметов: Проблемы ценностей в марксистской философии. М.: Политиздат, 1967. - 351 с.

68. Дридзе Т.М. Язык информации и язык реципиента как факторы информированности // Речевое воздействие. Проблемы прикладной психолингвистики. М., 1972. - С.67-70.

69. Дридзе Т.М. Проблемы чтения в свете информативно-целевого подхода и анализ текста // Проблемы социологии и психологии чтения. М., 1975.- С.173-184.

70. Дридзе Т.М. Текстовая деятельность в структуре социальной коммуникации. М.: Наука, 1984. - 268 с.

71. Жуков Д. Биография биографии. М.: Сов. Россия, 1960.- 135 с.

72. Жирмунский В.М. Теория литературы: Поэтика, Стилистика. Л.: Наука. 1977. - 404 с.

73. Егоров Е. 0 мастерстве литературной критики. Жанры. Композиция. Стиль. Л.: Советский писатель, 1980. 319 с.

74. ЕремеевА. Лекции по марксистско-ленинской эстетике.-Ч.1.- Ценностно-познавательные основы художественного отражения.- Свердловск: Изд-во Свердл.ун-та. 1971. - 150 с.

75. Еремеев А.Ф. Лекции по марксистско-ленинской эстетике.

76. Ч.У.: Природа эстетических модификаций. Свердловск, Изд-во Сверд.ун-та, 1975. - 270 с. I 74. Задонский Д. Творчество писателя и личность писателя //

77. Вопросы литературы. 1982. - № 7. - С.86-120.

78. Зеленов Л.А. Процесс эстетического отражения. -М.,1969.' -120с.

79. Зинченко Ю.Г. Ценностные ориентации как категория // Проблемы исторического материализма: Ученые заметки. Душанбе, 1975. - Т.96. - С.28-31.

80. Здравомыслов А.Г.Проблема интереса в социалистической теории. Л., Изд-во ЛГУ, 1964. - 74 с.

81. Злотников В.Г.Философские основы исследования эстетичес кой ценности: Дис. . докт.философ, наук. М., 1985. - 331 с.

82. Злотников В.Г.Основы марксистско-ленинской эстетики: .М.; Мысль, 1978. 240 с.

83. Золотухина Е.В. Рационально-ценностные регуляторы сознания: Автор.докт. . филос.наук. Ростов-на-Дону. - 1961•- 46 с.

84. Золотухина Е.В. Рациональное и ценностное / проблемы регуляции сознания/.Ростов-на-Дону. 1988. 220 с.

85. Ивин А.А. Основание логики оценок. М.: Изд-во МГУ,- 1970. 229 с.

86. Каган М.С. Познание и оценка в искусстве // Проблемы ценности в философии марксизма-ленинизма.-М.-Л., 1966. С.98- 112.

87. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике.- Л.: Изд-во ЛГУ, 1971. 765 с.

88. Каган М.С. Человеческая деятельность: опыт системного анализа. М.: Политиздат. 1974. 328 с.

89. Каган М.С. Эстетические и духовные ценности в мире ценностей // Проблемы формирования эстетических ценностей. -М.: 1981. С.29-34.

90. Каган М.С. Внутренний диалог как закономерность художественного творческого процесса // Советское искусствоведение 83. Вып.2. - М., 1985. - С.184-219.

91. Кант И. Критика способности суждения // Соч. в б-ти томах. Т.4. - 4.1. - М., 1965. - 544 с.

92. Катаев В.Б. К постановке проблемы образа автора // Филологические науки. 1966. - № I. - С.29-40.

93. Качурин М.Г., Шнеерсон М.А. Изучение личности писателя в работе над художественным текстом // Искусство анализа художественной литературы. М., 1971. - С.139-165.

94. Кетова Т.Н.Природа художественной оценки: Автореф. дис. . канд.философ.наук. М., 1985. - 26 с.

95. Кислов Б.А. Гносеологическая функция практики в оценочном познании // Современные проблемы гносеологии. Иркутск, 1970. - С.17-23.

96. Кичигин В.А. Словесно-художественные формы выражения авторского сознания: Автореф.дис. . канд.философ.наук.-Донецк, 1981. 18 с.

97. Квасов Г.Г.Социальные идеалы личности и действительность. М., Политиздат, 1974. - 120 с.

98. Клюев А. Художественная индивидуальность как философско-эстетическая проблема: Автореф.дис. . канд.философ.наук. -Горький., 1984.

99. Коган Л.И. Художественная культура и художественное воспитание. М.: Знание, 1979. - 63 с.

100. Кожинов В.В. Проблема автора и путь писателя // Контекст

101. М.: Наука, 1974. - С.176-196.

102. Кондаков И.В. Литературная;, критика в печати и контекст культуры // Актуальные проблемы журналистики. М.: 1981.1. Вып.1. С.65-87.

103. Кондаков И.В. О соотношении социально-эстетической эффективности литературной критики // Вопросы эффективности литературно-художественной критики.- М.: 1980. С. 199-205.

104. Кондаков И.В. Диалог литературной теории с критикой // Вопросы литературы. 1982. - № 3. - С.203-211.

105. Кондаков И.В. Литературно-художественная критика в контексте культуры: Автореф. дис. . канд.филолог.наук. М., 1983.- 18 с.

106. Кондаков Б.В. Образ читателя в системе художественногопроизведения: Дис. . канд.философ.наук. М., 1983. - 215 с.

107. Корман Б.О. Изучение текста художественного произведе-' ния. М.: Просвещение, 1972. - 110 с.

108. Корокотина A.M. Литературный портрет // Основы литературной критики. Филологические этюды. Ростов-на-Дону. - 1975.- С.55-59.

109. Коротков Н.З. Эстетическое и художественное освоение действительности. Пермь., 1981. - 250 с.

110. Коршунов A.M. Теория> отражения и активность субъекта.- М.: Знание, 1979. 64 с.

111. Красноярова Н.Г. Роль эстетического идеала в формировании ценностной ориентации личности: Дис. . канд.философ.наук., 1980. 146 с.

112. Крутоус В.П. Чередниченко Т.В. Исследования по марксист-^ ско-ленинской эстетике // Вопросы философии. 1986. - № I.- С.43-47.

113. Круглова Т.А. Социокультурные факторы формирования средств социального бытия искусства: Автореф. дис. . канд.философ, наук. Свердловск, 1985. - 18 с.

114. НО. Круглова Т.А. Социокультурный фактор в структуре художественной формы // Республиканская научно-практическая конференция молодых ученых и специалистов по общественным наукам: Тезисы. Рига, 1983. - С.77-78.

115. Куновская Л.П. Ценностное отношение личности к искусству и идеологическое воздействие художественного произведения // Социалистическая идеология и художественная культура. Минск, 1979. - С.130-140.

116. Курилов В.П. Искусство и ценностные ориентации личности: Дис. . канд. философ.наук. М., 1980. - 161 с.

117. Кущаев И.О. О некоторых формах и методах формирования представлений о творчестве писателей // Изучение творчества писателя в старших классах. М., 1981. - С.35-41.

118. Леонтьев А.Н. Проблемы развития психики. М.:Изд-во МГУ, 1981. - 584 с.

119. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. 2-е изд. - М.: Политиздат,1977. - 304 с.

120. Леонтьев А.А. Психолингвистика. Л.: Наука, 1967.- 118 с.

121. Леонтьев А.А. Психология общения. Тэрту, 1974.- 219 с.

122. Либкнехт К. Исследование законов общественного познания // Мысли об искусстве. М., 1971. - С. 144-169.

123. Лисовец И.М. Искусство как общение: Дис. . канд.философ.наук. Свердловск, 1961. - 180 с.

124. Лихачев Д.С. Поэтика древнерусской литературы. Л.,1. Наука, 197У. 352 с.

125. X. Лихачев Д.С. Литература- реальность литература.- М., Советский писатель. 1984. 270 с.

126. Лотман Ю.М. Текст и структура аудитории // Ученые записки / Тартусский ун-т. 1977. - Вып.422. - С.55-61.

127. Ломиеадзе С.В. Смысл и целостность: Об анализе поэтического произведения // Вопросы литературы. 1979. - 1979.- № 8. С.139-145.

128. Лохтина М.П. Личность художника и ее проявление в произведении искусства: Автореф. дис. . канд.философ.наук.- Л., 1986. 18 с.

129. Лохтина М.Н. Самовыражение личности художника в произ-* ведении искусства.- Л., 1986. 10 с. - Деп. в ИНИСН.№ 23698 от1301.86.

130. Лукьянов Б.Г. Эстетическая оценка искусства: сущность и критерии. М., Знание, 1977. - 64 с.

131. Лукьянов Б.Г. Методологические проблемы художественной критики. М.: Наука. - 1980. - 332 с.

132. Малинина Н.Д. Диалектика движения образа в художественном творчестве: Автореф. дис. . канд.философ.наук. Л., 1984.) - 17 с.

133. Малахова А.Д. Взаимодействие образных и вербальных компонентов в процессе понимания // Вопросы психологии. 1981.- № 9. С.

134. Марацман В.Г. Содружество искусств на уроках литературу // Искусство анализа художественного произведения. М., 1971.1. С.166-211.

135. Маевский Н.Н. Об особенностях научно-популярного текста. Автореф. дис. . канд.филолог.наук.- Ростов-на-Дону, 1978. 16 с.

136. Машкова П.А. Проблема авторской позиции в литературно-критических дискуссиях 80 гг / на материале периодической печати / : Автореф. дис. . канд.филолог.наук. М., 1980. - 23 с.

137. Мейлах Б.С. Художественное восприятие как научная проблема // Художественное восприятие. Д., 1971. - С.10-29.

138. Мейлах Б.С. Психология художественного творчества:предмет и пути исследования // Психология процессов художественного творчества. Д., 1980. - С.14-16.

139. Методика преподавания литературы в школе: Учебное пособие. М.: Просвещение, 1977. - 384 с.

140. Молдавская Н.Д. Воспитания читателя в школе. М.: Просвещение, 1968. - 127 с.

141. Нартов Н.М. Принципы взаимодействия отечественной и зарубежной литературы в школе // функциональные аспекты изучения и преподавания литературы в школе: Сб.научных трудов. Волгоград. - 1983. - С.86-93.

142. Нарский И.С.Диалектика противоречия и логика познания,-- М.: Наука. 1969. - 220 с.

143. Нарский И.С. Ценность и полезность // Филологические науки. 1969. - № 3. - С.58-65.

144. Нечаев Г.А. 0 двух видах оценок значимости объекта// Философия и социальная психология.-Д., 1976.- С.18-23.

145. Нечкина М.В. Функция художественного образа в историческом процессе. М.: Наука, 1982. - 319 с.

146. Нигматуллина Ю.Г. К вопросу о разграничении понятий "тип творчества, тип художественное мышление" // Вопросы романтизма. Ученые записки Казанского университета. Казань., 1969.- С.144-156.

147. Никитин Е.П.Объяснение функция науки.- М.: Наука,1970. 280с.

148. Николаев П. Павел Никитич Сакулин // Вопросы литературы.- 1966. № 4. - С.I12-122.I

149. Одинцов В.В. 0 языке художественной прозы. М.: Наука, 1973. - 104 с.

150. Овсянико-Куликовский Я.Н. Из лекции об основах художественного творчества // Вопросы теории и психологии творчества.- Харьков, 1966. T.I. - С.1-20.

151. Панфилов О.М. Система ценностей и структура личности: Автореф. дис. . канд. философ.наук. Л.,1978. - 16 с.

152. Понимание как логико-гносеологическая проблема.- Киев, 1982, Наукова Думка. 272 с.I

153. Попов С.И. Категория ценности и оценки в марксистской философии // Философские науки. 1965. - № 5. - С.55-63.

154. Поспелов Г.Н. Целостно-системное понимание литературного произведения // Вопросы литературы, 1982. № 3. - С.139-155.

155. Посохов Л.И. Социальная сущность и политическое значение проблемы авторитета: Автореф.дис. . канд.философ.наук.-М., 1961. 28 с.

156. Поляков М.Я. Вопросы поэтики и художественной семанти-) ки. М.: Сов.писатель, 1978. - 210 с.

157. Потапов М.В. Установка в восприятии искусства:Автореф. дис. . канд.философ.наук. Л., 1987. - 18 с.

158. Потебня А.А. Эстетика и поэтика. М.: Искусство,1976.- 615 с.

159. Принципы системной организации функций. М.: Наука,-^ - 1978. - 400 с.

160. Проблемы ценности в философии. М. - Л.; Наука, 1976.- 261 с.

161. Прозоров В.В. Читатель в литературном процессе. -Саратов, Изд-во Сарат.ун-та, 1975. 211 с.

162. Ракитов А.И. Философские проблемы науки. Системный ^ подход.-М.: Мысль. 1977. - 270 с.

163. Румина И.Д. Изучение оценочных эталонов и социальных стереотипов с помощью семиотических измерений // Вопросы психологии. 1981. - № 9. - С. II—12.

164. Раппопорт С.Х. От художника к зрителю. М.: Сов.художник, 1978. - 237 с.

165. Раппопорт С.Х. 0 природе художественной оценки // Эстетические очерки. М., 1967. - Вып.2. - C.3I2-355.

166. Раппопорт С.Х. Природа искусства и специфика искусства * // Эстетические очерки. М., 1977. - Вып.4. - С.312-355.

167. Рывкина Р.В. Винокур А.В. Социальный эксперимент.- Новосибирск, Наука. Си$.отд-ние, 1968. 173 с.

168. Рецсер С.А. Творческая индивидуальность: К истории термина // Страницы русской литературы. М., 1971. - С.357-365.

169. Рубинштейн С.А. Бытие и сознание. М.: Изд-во АН СССР, 1967. 328 с.

170. Рубинштейн С.Л. Проблемы общей психологии.- Изд-во ^ 2-е. М.: Педагогика, 1976. - 415 с.

171. Сакулин П. К вопросу о построении поэтики. М., 1923.--7с./ Оттиск из журнала "Искусство" за 1923. - № I/.

172. Салеев В.А. Проблема формирования художественной оценки: Автореф. дис. . канд.философ.наук.- М., 1972. 22 с.

173. Салеев В.А. Искусство и его оценка. Минск, - 1977.- 120 с.Р

174. Сапаров М.А. 0 гносеологической общности литературно-художественной критики и науки о литературе // Методологическиевопросы науки о литературе. М., 1984. - C.I2I-I45.

175. Сараскина Л.И. Принципы изучения биографии писателей на уроках литературы // Изучение творчества писателя в старшихклассах. М., 1981. - С.65-82.

176. Симонов П.В. Информационная теория эмоций // Психология эмоций: тексты. М., 1984. - С.178-185.

177. Салоухина О.В. Читатель в выявлении ценности произведения / к постановке проблемы // Филол.науки. 1984. - № 9.- С.3-8.

178. СкляроЕаА.М. Интересы и ценности в общественном сознании: Автор.дис. . канд.философ.наук.-Л.,1982. 16 с.

179. СкляроЕаА.М. Роль ценностных отношений в общественном ) сознании // Проблемы социального познания и управления.- Томск.,1982. С.19-24.

180. Советский энциклопедический словарь. М., 1980.- С.13-42.1. Наука

181. Стеблин Каменский И.М. Миф. - Л.; 1976. - 104 с.

182. Столович Л.Н. 0 понятии тип:, художественного творчества // Этика и эстетика. Киев, 1982. - Вып.25. - С.25-34.

183. Столович Л.Н. Эстетическая ценность в аспекте социаль-I ной детерминации эстетического сознания // Вопросы философии.1982. № 8. - С.66-75.

184. Столович Л.Н. Эстетическая и художественная ценности: сущность ,специфика соотношения. М.: Знание, 1983. - 64 с.

185. Столович Л.Н. Жизнь творчество-человек: функции художественной деятельности. - М.: Политиздат, 1985.- 415 с.

186. Стюфляева М.Н. Образные ресурсы публицистики. М., Мысль, 1982. - 174 с.

187. Сусленко В.В. Опыт применения системного подхода к анализу ценностных ориентаций: Автореф. дис. . канд.философ, наук. Томск, 1977. - 17 с.

188. Талызина Н.Н. Текст и культурный контекст // Проблемы теории культуры. М., 1980. -191. - C.II5-II8.

189. Ткаченко А.Н. Виды мышления и их генезис: Автореф.дис. канд.псих.наук. Киев, 1988. - 20 с.

190. Типовые программы по литературе для средней общеобразовательной школы. М., 1985. - 28 с. /АПН ССР НИИ содержания и методов обучения/ Типовая рабочая программа по литературе для средней общеобразовательной школы ЛГПИ им.Герцена. -Л., 1985.- 96 с.

191. Толстой Л.Н. Что такое искусство // Соб.соч. в 22 Т. -- М., 1983. Т.15. - 492 с.

192. Ткачев &.М. Личность авторитета в социологии и социальной психологии: Дис. . канд.философ.наук.-М., 1970. 17 с.

193. Тугаринов В.П. Теория ценностей в марксизме. М.; Изд-во ЛГУ, 1968. 124 с.

194. Тынянов Ю.Н. Поэтика. История литературы. Кино. М.: Наука, 1977. - 574 с.

195. Федоров В.В. Художественное целое и позиция литературоведа // Целостность художественного произведения и проблемы его анализа в школьном и вузовском изучении литературы. Донецк, 1977. - С.68-72.

196. Хараш А.У. Социально-психологические механизмы коммуникативного воздействия. Автореф. дис. . канд.психолог.наук.-М., 1983. 18 с.

197. Храпченко М. Творческая индивидуальность писателя и развитие литературы. М.; Сов.писатель, 1970. - 392 с.

198. Художественное творчество и проблемы восприятия. Калинин., 1978. 159 с.

199. Художественная деятельность: проблема субъекта и объектной детерминации / В.И.Мазепа, В.П.Иванов, В.А.Малахов и др./ Киев: Наукова думка, 1980. 296 с.

200. Цупко Т.В. Проблема типологии художественного творчества в марксистско-ленинской эстетике: Автореф.дис. . канд.философ.наук. Киев., 1984. - 26 с.

201. Чередниченко Т.В. Природа художественной ценности и структура критической оценки: Автореф. дис. . канд.философ, наук. М., 1979. - 17 с.

202. Чернец Л.В. Литературные жанры: Типология. М.: Изд-во ЛГУ, 1982. - 192 с.

203. Чичерин А.В. Очерки по истории эстетики: От Сократадо Гегеля. М.: Мысль, 1979. - 327 с.

204. Чичерин А.В. Ритм образа. Стилистические проблемы. -М.: Сов.писатель, 1980. 336 с.

205. Чхараташвили ЩН. Установка и сознание. Тбилиси,Миц-ниереба, 1975. - 240 с.

206. Чулков В.И. Читатель как содержательно-формальный элемент текста // Проблемы современной филологии. Пермь., 1982.) С. 149-150.

207. Шаров Ю.В. Полячек Г.Г. Вкус надо воспитывать. Новосибирск, 1969. - С.

208. Шевченко А.К. Проблема адекватности понимания художественного произведения: Дис. . канд.философ.наук.- Киев, 1885. -- 182 с.

209. Щербаков А.Б. Творческая индивидуальность писателя каклитературоведческая проблема: Автореф. дис. . канд.филолог, наук. М., 1987. - 18 с.

210. Шехтер Т.Е. Произведение искусства как ценность: Дис. . канд. философ.наук. Л., 1982. - 195 с.

211. Шитов И.П. Природа художественной ценности. Киев: Вица Школа., 1981. - 2X6 с.

212. Шитов И.й. Произведение искусства как художественная ценность: Автореф. докт. философ, наук. Киев., 1984. - 47с.

213. Шкловский Е.Н. К методологии анализа художественного конфликта // Вопросы литературы. 1982. - № 5. - С.17-21.

214. Юдин Б.Г. Системный подход и принципы деятельности: Методологические проблемы современной науки. М.: Наука,1978.- 392.с.

215. Ядов В.А. 0 дисцозиционной регуляции социального поведения личности // Методологические проблемы социальной психологии. М., 1975. - С.89-105.

216. Литература по проблемам теории и методики чтения художественной литературы,библиотековедения и библиографоведения.

217. Актуальные задачи повышения эффективности рекомендательной библиографии в свете решений ХХУП съезда КПСС: Сб.научныхтр. М., 1983. - 160 с.

218. Аскарова В.Я. 0 понятии "читательская мода" // Психологические проблемы чтения Л., 1961. - С.29-37.

219. Аугустинайтис А.С. Библиографическая информация и коммуникационная информация // Сов.библиография. 1985. - № 4.- С.46-52.

220. Бавин С.П. Проблемы "Новинок" в литературной рекомендательной библиографии на современном этапе // Актуальные задачи повышения эффективности рекомендательной библиографии в свете решений ХХУП съезда КПСС. М., 1983. - С.120-135.

221. Балик Д.А. йце раз о научной постановке изучения читателя // Красный библиотекарь. 1925. - № II. - С.29-42.

222. Барсук А.И. Коршунов О.П. Советское библиографоведе-ние: состояние, проблемы, перспективы. М.: Книга, 1977.- 108 с.

223. Белов A.M. Алфавитный каталог и аннотация. Л.: Изд-во сектора ЛГ0Н0, 1925. - 29 с.

224. Беляева Л.И. Мотивы чтения и критерии оценок художественной литературы // Художественное восприятие. Л., 1971.- Сб.1. С.162-176.

225. Беляева Л.И. К вопросу о типологии читателей // Проблемы социологии и психологии чтения. М., 1975. - C.I43-I62.

226. Беспалова Э.К. Теория рекомендательной библиографии в СССР: Автор, дис. . канд.педагог.наук. М., 1975. - 28 с.

227. Беспалова Э.К. Библиографическая продукция как объект изучения // Сов. библиография. 1982. - № 2. - C.3-I2.

228. Библиография литературы/ и литературоведения: Учебник / под ред. М.А.Бронштейн. Л., I960.

229. Библиография художественной литературы и литературоведения: Учебник /под ред.Бухштаба. М.: Книга, 1971. - 400 с.

230. Библиография художественной литературы и литературоведения: Учебник /под ред.С.А.Трубникова. М.: Книга, 1986.

231. Богаделыцикова А. Проблемы совершенствования рекомендательной искусствоведческой библиографии как средства пропаганды пространственных искусств. М., 1980.

232. Бриксман М.А. Бронштейн М.П. Основы методики составления библиографических указателей. Л., 1969. - 84 с.

233. Брудный А.Л. Понимание как компонент психологии чтения// Проблемы социологии и психологии чтения. М., 1975. C.I62-I72.

234. Вайну М.Б. Элементы субъективности в восприятии художественной литературы и их влияние на процесс руководства чтением: Автореф. дис. . канд.педаг.наук. -Л., 1977. 16 с,

235. Вальдгард С.Л. Очерки по социологии чтения. М. - Л.*г Учпедгиз, 1931. - 112 с.

236. Виноградов В.А. Общественные науки и информация. М.: Наука, 1979. - 263 с.

237. Волошин Д.И. 0 рекомендательной аннотации // Сов.библиография. 1949. - Вып. 2/27/. - С.32-41.

238. Вохрышева М.Г. Система средств пропаганды художественной литературы и опыт ее изучения // Сов.библиотековедение. -1974. № I. - С.29-38.

239. Гусева Н.И. Проблема выразительности в рекомендательной библиографии // Типологические проблемы рекомендательной библиографии. М., 1981. - С.120-137.

240. Гусева Н.И. 0 специфике рекомендательно-библиографической характеристики произведений художественной литературы // Рекомендательная библиография в системе пропаганды книги в СССР.- М., 1973. Вып.10. - С.50-77.

241. Гусева Н.И. Роль элементов библиографической характеристики художественного произведения в активизации чтения молодежи // Библиографическая характеристика художественного произведения как средство активизации чтения молодежи. М., 1978.- С. 15-45.

242. Гришанина Н.А. Решетникова о,В;; Слответр;1диесодержания- рекомендательно*-библиографической информа-поэнава тельным ориентациям читателейцииУ/ Типология читателя и ее отражение в рекомендательной библиографии. М., 1981. - C.6B-I22

243. Гуров П.И. Психология библиотечной работы. Вологда, Северный печатник, 1924. - 35 с.

244. Давыдова М.И. О рекомендательной библиографии как системе // Сов.библиография. 1971. - № 3. - С.62-74.

245. Давыдова М.И. Литературная библиография на пути создания системы указателей в помощь самообразованию // Сов. библио-^ графия. 1974. - № 6. - С.36-46.

246. Давыдова М.И. Советское библиотековедение о теоретических и методических вопросах рекомендательной библиографии художественной литературы // Вопросы библиографоведения. М., 1978.- С.43-85.

247. Давыдова М.И. Новое в разработке педагогических проб-| лем рекомендательной библиографии // Сов.библиография.- 1984.2. С.62-66.

248. Давыдова М.И. Событие в преподавании литературной библиографии // Сов.библиография. 1986. - № 2. - С.55-56.

249. Денисьев В.Н. Методы рекомендательной библиографии; Учеб.пособие. М.: Сов.Россия, 1964. - 168 с.

250. Добрынина Н.Е. Черты духовной общности. М.: Книга, ^ 1983. - 112 с.

251. Добрынина Н.Е. Руководство чтением: современный аспект // Сов.библиотековедение. 1987. - № 3. - С.80-83.

252. Жабицкая Л.Г. 0 психологическом подходе в исследовании восприятия художественнойл литературы // Проблемы социологии и психологии чтения. М., Книга, 1975. - С.130-142.

253. Жабицкая Л.Г.Психологические механизмы восприятия художественной литературы // Сов.библиотековедение. 1973. - № I.- С.53-61.

254. Жабицкая Л.Г. Восприятие художественной литературы и личность. Кишинев., 1974. - 134 с.

255. Жабицкая Л.Г. К вопросу о психологическом исследовании критериев литературного развития // Вопросы психологии. 1972.- № 5. - С.10-13.

256. Жабицкая Л.Г. Творческая индивидуальность автора художественного произведения и ее восприятие читателем // Психологические проблемы чтения. Л., 1981. - С.133-141.

257. Жук И.Н. Минская М.Е. Аннотация в каталоге массовой библиотеке. ГИЗ, 1929.

258. Зубов Ю.С. Библиография и художественное развитие личности. Монография. М.: Книга, 1979. - 144 с.

259. Зубов Ю.С. Библиография как система свернутого знания // Теоретические и методологические проблемы современного библиогра-фоведения. М., 1981. - С.23-40.

260. Зубов Ю.С. Библиотечно-библиографическое управление художественным развитием личности: Автореф. дис. . докт.пед.наук.-- М., 188 с.

261. Евгенова И.В. Проблема "общего указателя" в литературной рекомендательной библиографии // Рекомендательная библиография в системе пропаганды книги в СССР. М. - Вып.14., 1976.1. С.114-129.

262. Лабыгина Л.И. Особенности начитанности и оценки художественной формы литературных текстов у рабочих Бурятии // Из опыта конкретных социологических исследований. Улан-Уде.- 1974. С.4-18.

263. Лауфер Ю.М. Теория и методика советской литературной библиографии. М. Книга-, 1976. - 240 с.

264. Лауфер Ю.М. Характерные черты литературной библиографической информации // Современные проблемы библиографии и библиографов едения. М., 1985. - С.44-46.

265. Лауфер Ю.М. К изучению сущности библиографической информации // Сов. библиография. 1982. - № 6. - С.42-47.

266. Левидов A.M. Автор. Образ. Читатель. Л.: Изд-во ЛГУ, 1977. - 365 с.

267. Карельский А.В., Прохоров Е.И. Принципы и особенности реферирования литературоведческих исследований // Реферирование в общественных науках. М., 1982. - С.72-81.

268. КокоЙкина О.Н. Библиографическая пропаганда литературных мемуаров как средство эстетического развития читателей.Дис. канд.педаг.наук. М., 1984. - 213 с.

269. Книга и чтение в жизни советского села: Проблемы и тенденции. М.: Книга, 1978. - 184 с.

270. Книга и чтение в жизни небольших городов: по материалам исследования чтения и читательских интересов. M.*f Книга, 1973. - 328 с.

271. Комплексное рекомендательное библиографическое пособие в работе массовых библиотек: Метод рекомендации / ГБЛ. М.,1986.- 51 с.

272. Коршунов О.П. Проблемы общей теории библиографии: Монография. М.: Книга, 1975. - 191 с.

273. Коршунов О.П. Библиографическая информация как научное понятие // Сов.библиография. 1985. - № 3. - C.3I-4I.

274. Коршунов О.П. Чтение с закрытыми глазами // Сов.библиография. 1988. - № 3. - С.20-27.

275. Крупник Е.П. Социально-психологические факторы развития ценностных ориентаций // Проблемы чтения и формирования человека развитого общества. М., 1977. - C.I55-I56.

276. Куфаев М.Н. Книга в процессе общения.- М.-Л.; 1927.85с.

277. Куфаев М.Н. Проблемы философии книги // Куфаев М.Н. Избранное. М., 1981. - С.21-39.

278. Мильчин А.Э. Больше думать о читателе // Сов.библиография. 1986. - № 4. - С.64-70.

279. Михнова И.Б. Теоретические предпосылки и методика формирования ядра юношеского чтения художественной литературы: Дис. . канд.пед.наук. М., 1987. - 288 с.

280. Монастырский И.М. Книга в электронном мире // Актуальные проблемы социологии чтения, книги и пропаганды среди молодежи: Материалы Всесоюзной конференции: М.,1987. C.I07-II2.

281. Никифорова О.И. Психология восприятия художественной литературы. М.: Книга, 1972. - 152 с.

282. Панова И.И. Коммуникативно-синтаксический аспект исследования рефератов по общественным наукам // Реферирование в общественных науках. М., 1982. - С.128-146.

283. Парманин Н.А. Как руководить чтением беллетристики в библиотеке: К вопросу о рекомендательном каталоге по беллетристике. Харьков, Поюр, 1919. - 102 с.

284. Повышение эффективности использования рекомендательнойбиблиографии в организации массового чтения: Обзорная информация. М., 1987. - 31 с.

285. Проблемы составления рекомендательных библиографических пособий и их использование в работе с читателями: Сб.науч. тр. /ГБЛ. М., 1961. - 103 с.

286. Решетникова О.В. Отражение"человеческого фактора"в рекомендательно-библиографическойи информации // Типология читателей и ее отражение в рекомендательной библиографии. М., 1985. - С.122-13I.

287. Рубакин Н.А. Психология читателя и книги: Краткое введение в библиологическую психологию. М.-Л.: Госиздат, 1929.- 307 с.

288. Рубакин Н.А. Психология читателя и книги. М.: Книга, 1977. - 264 с.

289. Рыскин Е.И. Аннотирование художественной литературы // Сов.библиография. 1936. - № 2. - С.33-39.

290. Рыскин Е.И. Методика составления библиографических указателей художественной литературы и литературоведения. М.: Госкульпроеветиздат, 1959. - 128 с.

291. Рыскин Е.И. Вопросы чтения художественной литературы и рекомендательная библиография. М.: Книга, 1965. - С.96-114.

292. Сляднева Н.А. Опыт системного исследования библиографической пропаганды художественной: литературы // Сов. библиотековедение. 1974. - № 4. - С.105-107.

293. Сляднева Н.А. Сравнительный анализ как метод исследования в области рекомендательной библиографии / Рекомендательная библиография в системе пропаганды книги в СССР. М., 1977.- Вып.15. С.41-65.

294. Советский читатель: Опыт конкретно-социологическогоисследования. М., 1968. - 343 с.

295. Соколов А.В. Библиографическая информация как разновидность фактографической информации // Сов.библиография. 1883.* - № 5. - С.39-46.

296. Сорокин Ю.А. Смысловое восприятие текста научно-популярной литературы // Проблемы социологии и психологии чтения.- М., 1975. С.185-193.

297. Сорокин Ю.А. Художественный текст как совокупность читательских оценок // Социология и психология чтения. М., 1979.- Т.15. - С.194-198.

298. Стельмах В. Д. Разработка п снятия, ли тдр ату рео худ о ж ее те е н -интереса в ходе исследования - uвсго^*Книга:ж чтение в:Лианй небольших городов // Сов. библиоте-I коведение. 1975. - № 6. - С.55-69.

299. Социально-информационные проблемы библиотековедения и ^ библиографоведения. ЛГИК. - Л., 1986. - 154 с.

300. Тихомирова И.И. Проблемы повышения культуры чтения художественной литературы // Сов. библиотековедение. 1975. - № 6.- С.69-80.

301. Тегашцкая Н.В. Читательские реакции и оценки библиотекарей как показать эффективности пособия // Рекомендательное библиографическое пособие" проблемы целостности. М., 1979., - С.131-152.

302. Трубников С.А. Рекомендательная библиография как средство формирования литературно-художественных вкусов читателей // Рекомендательная библиография и руководство чтением. М., 1967.-С.85-108.

303. Трубников С.А. 0 природе эстетического интереса // Библиотекарь. № 8. - С.25-28.

304. Трубников С.А. Литературная библиография как средствоэстетического развития читателей. М.: МГИК, 1970. - 238с.

305. Трубников С.А. Проблема рекомендательной библиографии в свете марксистско-ленинского учения о ценностях // Современные проблемы развития рекомендательной библиографии. М.,1973.- С.19-35.

306. Трубников С.А. Культура чтения как критерий общей типологии читателя // Сов. библиотековедение. 1980. - № I.- С.28-37.

307. Тугов Ю.М. Теоретические аспекты использования рекомендательных библиографических пособий в руководстве чтением // Актуальные задачи повышения эффективности рекомендательной библиографии в свете решений ХХУ1 съезда КПСС. М., 1983. - С.151.28.

308. Тугов Ю.М. Методологические вопросы определения понятия "тип читателя" // Типология читателей и ее отражение в рекомендательной библиографии: Сб.науч.трудов.-М., 1985. С. 6-18.

309. Фокеев В.А. 0 сущности и основных качествах библиографической информации // Сов.библиография. 1983. - № 6. - С. 50- 59.

310. Фомин А.Г. Аннотации: Теория и практика i: их составле-| ния. Л., 1929. - 147 с.

311. Фомина Е.Н. Рекомендательное библиографические пособие как средство формирования и развития-' читателей // Рекомендательная библиография в системе пропаганды книги в СССР. М., 1973.- Вып.8. - С.6-37.

312. Фомин Е.Н. Рекомендательное библиографирование, как ^ вид продуктивной, творческой деятельности // Рекомендательнаябиблиография в системе пропаганды книги в СССР. М., 1976. -Вып.14. - С.5-56.

313. Фомина Е.П. Рекомендательно-библиографическое сообщение как фактор идейно-воспитательного воздействия: Автореф.дис. канд.пед.наук. , М., 1977. 18 с.

314. Фомина П.Е. Не сумма слагаемых ,а диалектическое единство: К проблеме целевого и читательского назначения в рекомендательной библиографии // Сов. библиотековедение. 1978. - № 2.- С.10-26.

315. Фомина Е.Н. К созданию идеализированной модели пособия в рекомендательной библиографии // Рекомендательное библиографическое пособие: проблемы его целостности. М.; 1982. - С.22-36.

316. Чапыгина И.И. Искусство говорить о художественном произведении // Библиотекарь. 1968. - № I. - С.12-24.

317. Чапыгина И.И. Путь приближения к автору // Библиотекарь. 1978. - № 2. - С.41-43.

318. Чубарвян О.С. Рекомендательная библиография и руководство чтением // Сов.библиография. 1966. - № 2. - С.21-34.

319. Чуприн К.П. Социальные функции библиографии как системы // Сов.библиография. 1983. - № 3. - С.47-55.

320. Шамурин Е.И. Методика составления аннотации. М., 1959. - 230 с.

321. Шафир Я.М. Очерки психологии читателей. М.-Л.,ГИЗ, 1927. - 86 с.

322. Ханин П.Г. Специфика чтения в сравнении с аудиовизуальной коммуникацией // Сов. библиотековедение. 1978. - № I.- С.48-60.

323. Эффективность методов руководства чтением молодежи в массовой библиотеке: Учебное пособие /Под ред. Б.В.Банка.ЛГЖ.- Л., 1982. 272 с.f■■j h * ы •/1. S I '-J

324. МОСКОВСКИЙ ОРДЕНА ТРУДОВОГО КРАСНОГО ЗНАМЕНИ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ИНСТИТУТ КУЛЬТУРЫ1. На правах рукописи

325. НЕВСТРУЕВА Таифе Хасьямовна1. УДК 028.02.001

326. ФОРМИРОВАНИЕ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ЧИТАТЕЛЯ К ПИСАТЕЛЮ КАК БИБЛИОТЕЧН О-БИБЛИОГРАШЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА0525.03 библиотековедение и библиографоведение

327. Диссертация на соискание ученой степени кандидата педагогических наук

328. Научный консультант: кандидат педагогических наук С.А.Трубников!1. Москва 19901. ОГЛАВЛЕНИЕ1. Стр.1. ВВЕДШИЕ.

329. ГЛАВА I. БИВЛИОТЕЧНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕОРШШЧЕС-КИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ПРОБЛЕМ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ЧИТАТЕЛЯ К ПИСАТЕЛЮ. 3

330. Развитие взглядов на взаимоотношения читателя и писателей и их преломление в библиотечно-библио-графическом аспектах. 12

331. ГЛАВА П. ПРОБЛЕМЫ ЦЕННОСТНОЙ НАПРАВЛЕННОСТИ РЕКОМЕНДАТЕЛЬНО-БИБЛИОГРАФИЧЕСКОЙ ИНФОРМАЦИИ О ТВОРЧЕСТВЕ ПИСАТЕЛЯ.

332. Структурные, функциональные, содержательные аспекты отражения сведений об авторе в литературной рекомендательно-библиографической информации. 123

333. Цель исследования выявить и обосновать возможность библиотечно-библиографического воздействия на формирование ценностного отношения читателя к писателю.

334. Объект исследования ценностное отношение читателя к автору литературно-художественного произведения.

335. Предмет исследования библиотечно-библиографическое воздействие на формирование ценностного отношения читателя к автору литературно-художественного произведения.

336. Методологической основой исследования явились труды по теории ценности и системного анализа, концептуальные положения теории художественной деятельности, работы по проблемам социальной информации, общего и рекомендательного библиографоведения.

337. Методико-педагогический аспект библиотечно-библиографи-ческого влияния на формирование ценностного отношения включает знание и учет условий, причин, факторов, определяющих ценностную направленность восприятий и понимания художественного произведения.

338. ГЛАВА I. БШЖ0ТЕЧН0-ВИБЖ01ТАШЧЕСКИЙ АСПЕКТ ТЕОРЕТИЧЕСКИХ И МЕТОДИЧЕСКИХ ПРОБМ ЦЕННОСТНОГО ОТНОШЕНИЯ ЧИТАТЕЛИ К ПИСАТЕЛЮ

339. I. Развитие взглядов на взаимоотношения читетеля и писателя и их преломление в библиотечно-библио-графическом аспектах

340. Р В теории и методике руководства чтением, идеи "активной" ипассивной" эстетики не нашли сколько-нибудь характерного цроявления, смыкаясь, в принципе, с позицией детерминации восприятия структурой и содержанием художественного текста.

341. Б качестве характерных и относительно устоявшихся черт, признаков современного (начиная с конца 50 г.г.) отрезка изучения читателя и чтения художественной литературы можно выделить:

342. Рассмотрение чтения как творческого процесса и деятельности читателя как "творческого труда" (В.Ф.Асмус), обусловленf ного комплексом объективных и субъективных факторов и имевдего свой психологический механизм.

343. Поиски критериев оптимального художественного восприятия, его моделирования (типология читателей художественной литературы) и методико-педа го гиче ско го обоснования возможности воздействия на структуру и содержание чтения, восприятие и оценку.

344. Закрепление представлений о процессуальном характере чте-| ния, с выделением фаз читательской деятельности, этапов восприятия, его "расслоения".

345. Последнее является и "организационным" срезом изучения проблем чтения как способ компонентного, элементного рассмотрения общих и частных аспектов выбора, восприятия," оценки.

346. Из общей суммы причин и следствий сложившейся ситуации елеIдует выделить два достаточно значимых на наш взгляд момента:

347. Двойственный характер читательской деятельности школьника, что экспериментально подтверждено О.И.Никифоровой в факте двойной оценки: для себя и для учителя, причем оценка всего, что связано с автором ориентирована на оценку для учителя /278/.

348. Особая сложность приближения в актору. По мнению И.И. ^ Чапыгиной (Тихомировой) "приобщение к художественному мышлениювыдающегося писателя дается далеко не сразу даже талантливому читателю" /314, с.41/.

349. В первом случае возникает проблема, определенная О.И.Никифоровой как формирование личностного отношения к автору и его произведению, во-втором задача изучения механизма взаимоотно-Ш шения читателя с автором.

350. При уточнении исследовательских установок современная теория чтения художественной литературы имеет возможность обратиться к ряду позитивных выводов общефилософского анализа проблем эстетики и их литературоведческой интерпретации.

351. Коммуникативный аспект художественной деятельности, являясь способом, условием, механизмом реализации других ее составляющих, в проблеме понимания связан с художественным общением.

352. Существующие точки зрения на данный вопрос проанализированы в диссертационном исследовании И.М.Лисовец, поэтому мы остановимся на ее трактовке проблемы.

353. Ценностное отношение характеризует то, какие ценности культуры обретают личную значимость, поэтому родовым элементом ценностного отношения в художественной литературе выступает художественная ценность.

354. В основе ценностного отношения лежит специфическая оценоч-^ ная деятельность субъекта, что определяет введение оценки, какконституирующего элемента ценностного отношения к автору художественного текста.

355. Актуализация проблемы образно-смыслового контакта (понимания) читателя с художественным произведением, способом и условием которого является диалогичность ценностно-смысловых структур сознания автора и воспринимающего.

356. Структура ценностного отношения читателя к писателю1.2,1. Художественная ценность, как родовой элемент | ценностного отношения читателя к писателю

357. Важно заметить, что именно общая установка на понимание художественного произведения как единой системы позволила исследователям диалектично трактовать эстетический аспект восприятия и обосновать соответствующую позицию руководителя .-чтения.

358. Суммируем основные положения различных исследований художественной ценности в соответствии с ранее выделенными качественными характеристиками ценности:

359. Взаимосвязь всех трех моментов художественного отношения читателя к тексту, определяет необходимость "прочтения" автора на Уровне коммуникативного задания, уровне коммуникативного замысла, и уровне субъективной авторской позиции (отношения).

360. Понимание концепции мира, как авторского, системно-мировоззренческого отношения к изображаемому, дает возможность читателю для воссоздания следующего уровнял личностного начала художественного произведения образа автора.

361. В этом плане представляет интерес уровневый анализ понимания, и непонимания в исследовании А.К.Шевченко.

362. В исследовании А.К.Шевченко рассмотрены четыре уровня непонимания художественного смысла произведения:

363. При подходе к проблеме ценностных ориентаций в чтении художественной литературы необходимо также выделить два аспекта ана-0 лиза, тесно взаимосвязанных, но требующих теоретического разграничения в силу различий их действия.

364. Для нас важно выделить установки, позволяющие читателю определить свою позицию в ценностно-смысловом поле художественного | текста, "встретиться" с творческой индивидуальностью автора.

365. Процесс художественной коммуникации тесно связан с другими формами коммуникации, и культура художественного общения взаимо

366. Студентам одной группы МГЙК оценивали текст № I Лермонтова, текст ученика, и текст № 2 Лермонтова под фамилией ученицы: вторая группа анализирована текст № 2 Лермонтова, текст студентки, и текст № I Лермонтова под фамилией ученицы.

367. Четверокурсникам филологического факультета МГУ было предложено: первой группе текст ученика под фамилией Толстого, текст студентки за реальным авторством, второй группе текст № I Лермонтова, текст № 2 Лермонтова под фамилией ученицы.

368. По каждому тексту и по каждой группе вычислены среднеарифметические оценок, процент отличных оценок и процентное соотношение влияния имени в различных возрастных группах.

369. В таблице № I приведены средне арифметические оценки проанализированных текстов. Для удобства табличного оформления авторство указано в скобках.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.