Формирование творческого воображения у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.02, кандидат наук Шумная, Людмила Васильевна

  • Шумная, Людмила Васильевна
  • кандидат науккандидат наук
  • 2012, Краснодар
  • Специальность ВАК РФ13.00.02
  • Количество страниц 193
Шумная, Людмила Васильевна. Формирование творческого воображения у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано: дис. кандидат наук: 13.00.02 - Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования). Краснодар. 2012. 193 с.

Оглавление диссертации кандидат наук Шумная, Людмила Васильевна

Содержание

Введение

Глава I. ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

1.1. Проблема формирования творческого воображения: общенаучные аспекты

1.2. Развитие творческого воображения у младших школьников в классе фортепиано: сущность, структура

1.3. Психолого-педагогические аспекты формирования творческого воображения у младших школьников

Глава II. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ УСЛОВИЯ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ У МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

2.1. Принципы и методы формирования творческого воображения у младших школьников в классе фортепиано

2.2. Содержание работы по формированию творческого воображения у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано

2.3. Ход и результаты опытно-экспериментальной работы по формированию творческого воображения у младших школьников

в процессе обучения игре на фортепиано

Заключение

Список литературы

Приложения

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование творческого воображения у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано»

ВВЕДЕНИЕ

Актуальность исследования состоит в том, что в нем рассматриваются проблемы модернизации системы образования в современной России, направленной на воспитание творческой личности, способной к инновационной деятельности. Развитию креативности детей в значительной мере способствует сложившаяся к настоящему времени в нашей стране многоуровневая система музыкального образования. Особую роль в ней играют учреждения дополнительного образования детей, которые в условиях современного мира способствуют реализации креативного начала у школьников, развитию у них таких способностей, как музыкальное мышление, творческое воображение.

Обучение игре на фортепиано - объемный, сложный, многосоставный процесс, где основной целью, наряду с формированием пианистических умений и навыков, является развитие общемузыкальных способностей младших школьников, среди которых важное место занимает продуктивное, творческое воображение, позволяющее в процессе исполнения музыкальных произведений самостоятельно создавать новые художественные образы на основе прошлых восприятий. Особенно значимым является изучение специфики творческого воображения, рассмотрение закономерностей его развития в ключевом для становления личности младшем школьном возрасте.

Анализ деятельности образовательных учреждений показал, что одна из главных задач педагогов в классе фортепиано - пробудить фантазию учащихся, научить осмысленно и адекватно воспринимать и передавать музыкальные образы. Однако при этом упускается из вида следующий важный аспект, являющийся предметом специального изучения: становление исполнительских навыков, творческих способностей юных пианистов во многом связано с процессом формирования музыкальных образов, возникающих в результате деятельности творческого воображения. В этом контексте необходимо переосмысление содержания обучения младших

школьников, разработка и реализация концепции формирования творческого воображения у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано.

Почти вся материальная и духовная культура является продуктом творческого воображения людей. Благодаря нему человек создает художественные произведения, разумно планирует свою деятельность, управляет ею. Как показали исследования Ш. А. Амонашвили, Л. С. Выготского, В. В. Давыдова, Е. И.Игнатьева, С. Л. Рубинштейна, Д. Б. Эльконина, В. А. Крутецкого и других ученых, воображение выступает не только предпосылкой эффективного усвоения младшими школьниками новых знаний, но и является условием саморазвития личности, творческого преобразования имеющихся у детей знаний, определяет эффективность учебно-воспитательной работы в детских школах искусств.

Творческое воображение способствует решению креативных задач в классе фортепиано, делает процесс обучения интересным и продуктивным, побуждает к поиску новых содержательно-образных характеристик музыкальных сочинений, помогает юным музыкантам убедительно донести до слушателя исполнительский замысел. Вместе с тем, современные младшие школьники испытывают большие трудности в процессе художественного воплощения содержания музыкального произведения, самостоятельного создания музыкальных образов. Оригинальная исполнительская интерпретация сочинения возможна лишь при наличии соответствующего уровня исполнительской подготовки, сформированного творческого воображения у юных музыкантов, в то же время проблема разработки теоретических и практических аспектов формирования творческого воображения у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано остается неразрешенной. Именно необходимостью формирования творческого воображения у юных пианистов в процессе обучения игре на фортепиано и определяется актуальность настоящего исследования.

Степень научной разработанности проблемы исследования

Каждая эпоха выдвигала свои задачи связанные с воспитанием личности ребенка. Главное, на что педагоги обращали внимание во все времена, - это на этическую сторону воспитания, формирование творческих способностей учащихся, среди которых особое место отводилось воображению.

Феномен воображения на протяжении многих столетий волнует лучшие философские умы. В эпоху Просвещения проблема развития творческого воображения стала предметом особого внимания ученых, психологов и представителей других наук. Попытки экспериментального исследования функций воображения были сделаны на рубеже XIX - XX веков В. Вундтом, Т. Рибо, Э. Мейман, С. Д. Владычко. Зарубежные исследователи воображения - В. Штерн, Д. Дьюи, например, отмечали, что у детей воображение более ярко и оригинально, чем у взрослых.

Проблеме творческого (дивергентного) мышления посвящены исследования Дж. Гилфорда. Сравнительно небольшое количество работ посвящено развитию творческого мышления в детском возрасте (исследования Е. П. Торренса, Й. В. Гетцельса, П. В. Джексона).

Особое значение для нашей работы имеют исследования, посвященные природе творчества (А. Борчикова, С. Л. Катречко, Т. В. Себар, Ю. М. Романенко, В. М. Розина, А. Ю. Семаш, И. М. Розет, Л. С. Коршуновой, А. В. Брушлинского, А. М. Матюшкина, Я. А. Пономарева), разработке принципов и методов диагностики творческого воображения (Д. Б. Богоявленская, Л. С. Выготский, Л. В. Запорожец, В. А.Крутецкий, А. В. Петровский, С. Л. Рубинштейн, Б. М. Теплов). Различные аспекты соотношения воображения с другими познавательными процессами рассматривались в трудах отечественных ученых (Л. С. Выготского, И. Р. Батаева, А. В. Дидецкого, О. М. Дьяченко, Г. Д. Кирилловой, А. В. Петровского, М. А. Холодной, Н. Б. Шумаковой, В. С. Юркевич, Д. Б.

Эльконина и др.), вопросы функционального развития воображения - в работах Е. И. Игнатьева, Э. В. Ильенкова и др.

В трудах А. В. Петровского и М. Б. Беркинблит творческое воображение представлено как функциональный компонент целостной познавательной деятельности. В работах М. М. Нудельмана, С. К. Сиволапова, Н. А. Цыпиной акцентируется связь воображения и мышления. Взаимосвязь воображения и памяти освещали Л. С. Выготский, 3. М. Истомина, А. А. Люблинская. Формирование воображения в контексте общего психического развития ребенка прослеживали В. В. Давыдов, Е. Е. Сапогова, Ю. А. Полуянов и другие авторы.

Творческий подход к реализации креативных способностей личности, отражен в работах по общей педагогике (В. И. Андреев, В. А. Кан-Калик, А. В. Хуторской). Воображение как самостоятельный психический процесс раскрывается в исследованиях Г. С. Абрамова, Т. В. Розановой.

Многие ученые, педагоги и музыканты рассматривали вопросы эстетического воспитания детей средствами музыкального искусства. К.Н. Вентцель, Е. Н. Водовозова, А. Н. Карасев, А. Л. Маслов, А. И. Пузыревский разрабатывали концепции, системы и методики музыкального воспитания и обучения детей музыке. Н. П. Корыхалова, Н. Н. Токина, Ю. В. Капустин, М. Э. Фейгин, Е. Г. Гуренко, Г. С. Тарасов обращали внимание на формирование исполнительского замысла, интерпретацию музыкального произведения.

В трудах С. И. Кириенко, Т. С. Комаровой, А. Г. Ковалева, В. С. Кузина, Н. М. Сокольниковой и других ученых деятельность творческого воображения квалифицируется как необходимая составляющая одаренности исполнителя. Методологические подходы к разработке исследуемого феномена содержатся в работах Г. М. Когана, А. Д. Алексеева, Г.П. Прокофьева, М. Э. Фейгина, Л. Б. Дмитриева, Н. А. Голубовской, Н. П. Корыхаловой. Активизации творческого воображения посвящена система выдающегося режиссера и театрального педагога К. С. Станиславского.

Проблема интерпретации музыкального произведения, создания ярких исполнительских образов нашла отражение в педагогических установках русского пианиста, композитора А. Г. Рубинштейна, дальнейшее развитие взглядов великого музыканта освещено в работах его учеников (М.Н. Бариновой, И. Гофмана). Значительный вклад в решение проблемы развития творческого воображения учащихся внесли русский пианист и композитор Ф. М. Блуменфельд, методисты М. Н. Курбатов и И.Т. Назаров.

Идеи активизации музыкально-слуховых представлений в исполнительской деятельности рассматривали К. Н. Игумнов, Г. Р. Гинзбург, Я. И. Зак, Л. А. Баренбойм, Л. Н. Оборин, Г. Г. Нейгауз, Л. В. Николаев, В. Г. Ражников, М. С. Старчеус, Ю. А. Цагарелли и др. Г. М. Коган также отмечал важность накопления музыкально-слуховых представлений для реализации художественного замысла произведения.

Как показывает анализ литературы по теме исследования, проблема развития творческого воображения всегда интересовала музыкантов-педагогов и ученых, что свидетельствует о важности исследуемой проблемы. Однако в предшествующих теоретических трудах, учебно-методических пособиях чаще всего рассматривалось музыкальное воображение как феномен, в то время как вопросы формирования творческого воображения в контексте обучения младших школьников в классе фортепиано целенаправленно не исследовались.

Проанализировав современное состояние вопроса формирования творческого воображения у младших школьников в процессе обучения в классе фортепиано, мы выявили проблему исследования, которая заключается в разрешении противоречия между потребностью общества в креативных личностях, обладающих ярким творческим воображением, и недостаточной разработанностью педагогических условий эффективного формирования творческого воображения учащихся средствами музыкального искусства в учреждениях дополнительного образования детей.

Цель исследования - разработка теоретических основ и педагогических условий формирования творческого воображения у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано.

Задачи исследования:

- изучить современные научные и художественные представления о сущности творческого воображения и его роли в исполнительской деятельности юных пианистов;

- уточнить в контексте исследования сущность и структуру творческого воображения;

- разработать и апробировать педагогические условия формирования творческого воображения младших школьников в классе фортепиано;

- экспериментально подтвердить эффективность разработанных в диссертации педагогических условий формирования творческого воображения у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано.

Объект исследования - учебно-образовательный процесс обучения младших школьников игре на фортепиано.

Предмет исследования - педагогические условия формирования творческого воображения у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано.

Гипотеза исследования. Успешному формированию творческого воображения у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано способствуют следующие условия:

- формирование у школьников положительной мотивации на художественно-творческую деятельность;

- ориентация педагога на формирование творческого воображения у школьников в процессе обучения в классе фортепиано, активизацию их творческой фантазии, подбор репертуара, способствующего формированию творческого воображения;

- использование специальных принципов, методов и приемов формирования творческого воображения у младших школьников в классе фортепиано; развитие навыков творческого музицирования (импровизации, сочинения) с целью формирования творческого воображения.

Теоретико-методологическую основу исследования составили: фундаментальные труды в области педагогики и психологии, посвященные структуре творческого воображения (Д. Б. Богоявленская, А. М. Матюшкин, Е. И. Игнатьев, К. И. Вересотская, М. М. Нудельман, М. И. Ушакова, Ж. И. Шиф, А. Н. Рязанова, И. П. Фарман); идеи развития творческого воображения, выдвинутые в психологии общего, художественного и музыкального образования (Л. С. Выготский, Е. В. Назайкинский, В. И. Петрушин, Б. М. Теплов, Г. М. Цыпин, О. В. Боровик, Л. Л. Бочкарев, А. В. Брушлинский, Е. Л. Яковлева) и музыкальной педагогике (Э. Б. Абдуллин, Ю. Б. Алиев, Л. Г. Арчажникова, В. Г. Ражников, Р. П. Радынова); теоретические основы феномена воображения и творчества (А. Раппапорт, А. Я. Дудецкий, А.Е. Лукьянов, A.A. Мелик-Пашаев, Л.Ю. Субботина, В. В. Цымбалов); теория и практика музыкального исполнительства (Л. А. Баренбойм, Й. Гат, Г. Г. Нейгауз, Г. П. Прокофьев, С. И. Савшинский, С. Е. Фейнберг, О. Ф. Шульпяков, Н. П. Корыхалова, С. С. Карась, Н. А. Голубовская, Ю. А. Цагарелли, Г. М. Цыпин).

Методы исследования: теоретические (анализ, синтез, аналогия), эмпирические (наблюдение, анкетирование, анализ учебных программ и учебно-методических пособий, беседа, анализ и обобщение практического опыта, педагогический эксперимент) и математико-статистические (регистрация, шкалирование, математическая обработка полученных результатов).

Опытно-экспериментальная база исследования - МОУ ДОД

«Энемская ДШИ» Тахтамукайского района Республики Адыгея, класс специального фортепиано

Этапы исследования. Исследование проводилось в течение 2005-2011 годов и состояло из трех основных этапов.

На первом этапе, теоретико-поисковом (2005/2006 - 2006/2007 учебные годы) изучалось состояние исследуемой проблемы в теории и практике музыкального образования, проводился теоретический анализ философской, психолого-педагогической, искусствоведческой, фортепианной литературы по проблеме исследования. Были определены актуальность, цель, предмет, задачи, разработаны общая концепция, методологические основы, комплекс методов исследования. На этом этапе сформулирована рабочая гипотеза и выполнен констатирующий этап эксперимента.

На втором этапе, опытно-экспериментальном (2007/2008 - 2009/2010 учебные годы) были подвергнуты экспериментальной проверке педагогические условия и учебная программа формирования творческого воображения у младших школьников в классе фортепиано. Проведен формирующий этап эксперимента и осуществлена апробация разработанных

педагогических условий.

На третьем, контрольном этапе (2010/2011 учебный год) педагогического эксперимента происходило обобщение, систематизация и анализ полученных в ходе диссертационного исследования результатов, формулировались основные выводы исследования и рекомендации по их использованию на практике, оформлялись материалы диссертационного исследования.

Научная новизна диссертационного исследования. В

диссертационном исследовании уточнены и дополнены представления о сущности творческого воображения, выявлена его структура, включающая эмоционально-мотивационный, содержательно-когнитивный, художественно -креативный компоненты); дано научное обоснование педагогическим условиям, обеспечивающим процесс формирования творческого воображения у младших школьников в классе фортепиано. Разработаны и адаптированы к теме исследования педагогические принципы (творческого

пробуждения, диалогичности, творческого самовыражения) и методы (художественно-интегративного моделирования, сюжетно-ролевой игры, музыкально-исполнительской интерпретации) формирования творческого воображения; определены уровни (высокий, средний, низкий) и критерии его сформированности у младших школьников.

Теоретическая значимость исследования. В результате ретроспективного анализа и обобщения научно-теоретических материалов получены теоретические знания, дополняющие современные представления о творческом воображении, его структуре. Разработаны критерии и показатели диагностики уровня сформированности творческого воображения у младших школьников в классе фортепиано. Описаны этапы процесса формирования исследуемого феномена у юных пианистов. Теоретически обоснованы и экспериментально проверены психолого-педагогические условия, обеспечивающие эффективное формирование творческого воображения у младших школьников в процессе обучения игре на фортепиано. Раскрыта функциональная сущность исследуемого феномена в контексте обучения фортепианному искусству. Полученные результаты конкретизируют представления о теоретических и практических основах формирования творческого воображения учащихся в классе фортепиано.

Практическая значимость исследования заключается в том, что разработанные и апробированные соискателем педагогические условия формирования творческого воображения у младших школьников в классе фортепиано, позволили оптимизировать процесс формирования творческого воображения у младших школьников в классе фортепиано. Авторская программа «Формирование творческого воображения у младших школьников в классе фортепиано» и методические рекомендации способствуют формированию творческого воображения младших школьников, художественно-творческому отношению к музыкальной деятельности, профессиональному становлению юных пианистов.

Достоверность и обоснованность полученных результатов

обеспечиваются наличием необходимой методологической и теоретической базы, включающей в себя разработки в области философии, эстетики, искусствознания, общей и музыкальной педагогики и психологии, теории музыкального исполнительства; многоаспектным теоретическим анализом использованных источников; комплексной методикой исследования адекватной целям и задачам диссертации; всесторонней проверкой эффективности теоретико-практических идей и их внедрением; научно обоснованной логикой исследования и итогами проведенного лично автором педагогического эксперимента.

Положения, выносимые на защиту:

1. Творческое воображение младших школьников в классе фортепиано является важнейшим средством раскрытия индивидуальности ребенка, становления его креативности. Проявляется оно в любознательности, потребности юных пианистов в творческом самовыражении, в стремлении к преодолению репродуктивных способов действий при решении учебно-творческих задач и представляет собой интегрированный процесс создания новых художественных образов, отличающихся выразительностью, содержательностью, оригинальностью, способствующих полноценному восприятию и интерпретации сочинения в исполнительской деятельности юных музыкантов. Творческое воображение младших школьников стимулирует самобытность мышления учащихся, развивает навыки самостоятельного оперирования средствами музыкальной выразительности в классе фортепиано, позволяет адекватно воплощать авторский замысел исполняемого произведения.

2. Структурными компонентами процесса формирования творческого воображения являются: эмоционалъно-мотивационный (личностные установки юного музыканта, направленность на креативный подход к исполнительской деятельности, эмоциональная отзывчивость), содержательно-когнитивный (создание идеального музыкального образа,

структурно-логический анализ содержания музыкального произведения, особенностей его интерпретации), художественно-креативный (самостоятельное создание ярких художественных образов в процессе исполнения произведений, творческая интерпретация исполняемой музыки).

3. Формирование творческого воображения младших школьников в классе фортепиано обеспечивается следующими педагогическими условиями:

- активизацией творческой деятельности младших школьников (импровизация, сочинение), направленной на создание оригинального музыкального образа;

- направленностью педагогического процесса на развитие познавательной деятельности младших школьников в классе фортепиано;

- использованием педагогических принципов (творческого пробуждения, диалогичности, творческого самовыражения), приемов (художественной агглютинации, схематизации, гиперболизации) и методов (художественно-интегративного моделирования, сюжетно-ролевой игры, музыкально-исполнительской интерпретации).

Апробация и внедрение результатов исследования. Опытно-экспериментальная работа и материалы диссертации обсуждались на кафедре музыковедения, композиции и методики музыкального образования Краснодарского университета культуры и искусств; докладывались на научно-практических конференциях (2005 - 2011 гг.) в Краснодаре, Екатеринбурге, Волгограде, Ювяскюля (Финляндия). Опубликовано 11 статей, из них 2 в рецензируемом научном журнале. Материалы диссертационного исследования апробированы в Муниципальных образовательных учреждениях дополнительного образования детей Краснодарского края и Адыгеи; представлены на открытых уроках и мастер-классах Зонального фортепианного методического объединения (2005-2011 гг.).

Структура диссертационного исследования включает введение, две главы, заключение, список литературы и приложение.

ГЛАВАI

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ОСНОВЫ ФОРМИРОВАНИЯ ТВОРЧЕСКОГО ВООБРАЖЕНИЯ МЛАДШИХ ШКОЛЬНИКОВ В ПРОЦЕССЕ ОБУЧЕНИЯ ИГРЕ НА ФОРТЕПИАНО

1.1. Проблема формирования творческого воображения:

общенаучные аспекты

С древних времен в процессе воспитания подрастающего поколения использовалось музыкальное искусство. Каждая эпоха выдвигала свои задачи, связанные с воспитанием личности ребенка. Считалось, что без музыки невозможно полноценное развитие учащихся. Главное на что педагоги обращали внимание во все времена, - это на этическую сторону воспитания, формирование творческих способностей, среди которых особое место отводилось воображению.

Одним из первых, кто обратил внимание на роль воображения в деятельности человека, был Аристотель. Воображение, по Аристотелю, отлично от ощущения и размышления. Это то, благодаря чему у живого существа возникает наглядно-чувственный образ, не связанный напрямую с деятельностью органов чувств. Воображение или представление - это чувственная деятельность, отвлеченная от чувственного акта или конструируемая рассудком. В процессе размышления чувственные представления заменяют ощущения. Это "материя мысли", не входящая в состав разумной души, но являющаяся необходимым условием для составления суждений. Если ощущение возникает только под влиянием внешних объектов, то воображение возникает по желанию индивида. Кроме того, воображение есть сущность снов, когда органы чувств отключены. На появление сновидческого воображения может воздействовать спонтанная работа рассудка, а также движения, которые человек совершает во сне.

Воображение основано на сенсорной памяти, оперировании запечатленными образами по законам, которые в последующей европейской психологии были названы законами ассоциации. Аристотель первым

обнаружил, что мыслительная деятельность различна при теоретическом или практическом освоении действительности, но резкое противопоставление того и другого было явно ошибочным, и ошибка эта на долгое время укоренилась в европейской идеалистической философии.

Фома Аквинский, подводя итог всей линии философии и эстетики о подражании, присоединяется к Аристотелю и традиционному суждению о том, что воображение - основа искусства, а искусство есть подражание природе и представляет собой деятельность. По его мнению, творческий процесс в искусстве подобен творчеству природы, которая материализует идеальные цели. Но так как красота - совершенство вещей, то открыть ее могут чувства совместно с интеллектом (159). Гуманисты взяли в «Поэтике» Аристотеля то, что признали искусство «продуктом» воображения, а значит, обвинение искусства в лживости перестало иметь какой-либо существенный смысл. Поэтическая «ложь» возводится, чуть ли не в идеал, а басни и притчи стали первоосновой поэзии. Воображение художника должно обнаруживать в окружающем мире скрытое и выявлять его в искусстве, ибо, говоря словами Леонардо, художник - тот, кто спорит и соревнуется с природой. По глубокому убеждению Дюрера, свойством таланта являются не только мастерство и знания, но и способность бесконечно творить в воображении новые создания, «фигуры», неведомые никому. Не случайно «неправдоподобная» фантазия Рабле обессмертила искусство Возрождения не меньше, чем гениальные творения Леонардо да Винчи, Дюрера и Шекспира (159). В эпоху Возрождения были продемонстрированы неиссякаемые творческие возможности художественного воображения в воспроизведении реальности, были открыты человечеству богатство исторических форм искусства, подняты проблемы специфики воображения в художественном творчестве в отличие от научного.

Стоики полагали, что воображение мешает восприятию реальности. Смысл подобных определений обуславливается не столько психологией, сколько этикой той эпохи Возрождения. Иными словами, человек,

наделенный воображением, по предположению философов-стоиков, отрывается от реальной действительности. Он оказывается как бы вне себя, вне реального мира, вне сознания: его представлениями руководит не действительность, а воображение. Современные рационалисты опираются на революцию, произошедшую в теории изучения воображения. Они ориентируются на утвердившийся статус воображения как способности сознания. Такой подход имеет две стороны. С одной - воображение трактуется как «способность тела» и означает связь духовного и материального в человеческом существе. С другой стороны, воображению не вменяется в обязанность оперировать образами - фотографическими копиями реальной действительности.

Философы-материалисты (Ф. Бэкон, Т. Гоббс и Д. Локк) не отводили художественному творчеству значительного места в жизни человека вообще. Так, в учении Ф. Бэкона анализ познавательных способностей чисто гносеологический. История, поэзия и философия, с точки зрения Бэкона, основаны соответственно на трех источниках: памяти, воображении и рассудке. Бэкон считает воображение, осуществляющее синтез знания, самостоятельной способностью ума. Чаще всего он требует подчинения воображения рассудку, чтобы оно не превратилось в «призрак». Т. Гоббс неизменно связывал эстетическое, отражающее природные побудительные мотивы, с нравственным и утилитарным. Воображение связывается с прекрасным, а эстетическое содержание не выделяется в самостоятельную область философии. Заслуга Гоббса заключается в том, что он выделил сферу воображения в самостоятельный предмет исследования, положив тем самым начало систематическому изучению механизма воображения, и специфики искусства. Вскрыть же сущность творческой силы воображения он не смог, рассматривая человека как пассивно воспринимающее существо (50).

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика обучения и воспитания (по областям и уровням образования)», 13.00.02 шифр ВАК

Список литературы диссертационного исследования кандидат наук Шумная, Людмила Васильевна, 2012 год

СПИСОК ИСПОЛЬЗОВАННОЙ ЛИТЕРАТУРЫ

1. Абдуллин Э. Б. Теория и практика музыкального обучения

общеобразовательной школе / Э. Б. Абдуллин. - М.: Просвещение, 1983. -110 с.

2. Абдуллин Э. Б. Теория музыкального образования : учебник для студ. высш. пед. учеб.заведений / Э. Б. Абдуллин, Е. В. Николаева. - М.гИздат. центр «Академия», 2004. - 336 с.

3. Абрамова Г. С. Практическая психология: учебник для вузов / Г. С. Абрамова. - М.: Трикста: Академ, проект, 2005. - 496 с.

4. Активизация познавательной деятельности младших школьников / под ред. Л. Н. Павловой. - Минск, 1987. - 56 с.

5. Алексеев А. Д. Методика обучения игре на фортепиано: учеб.пособие / А. Д. Алексеев. - 3-е изд. - М., 1978. - 288 с.

6. Алябьева Е. А. Развитие воображения и речи детей 4-7 лет / Е. А. Алябьева. - М.: Сфера, 2006.

7. Андреев В. И. Диалектика воспитания и самовоспитания творческой личности: Основы педагогики творчества / В. И. Андреев. - Казань: Изд-во Казан, ун-та, 1988. - 236 с.

8. Анисимова Г. И. 100 музыкальных игр для развития дошкольников / Г. И. Анисимов. - Ярославль: Академия развития, 2007. - 96 с.

9. Асафьев Б. В. Музыкальная форма как процесс / Б. В. Асафьев; ред., вступ. ст. и коммент. Е. М. Орловой. - Л.: Музыка, 1963.-378 с.

10. Асафьев Б. В. О лирике «Пиковой дамы» Чайковского / Б. В. Асафьев // Пиковая дама: сб. ст. - Л.: Музыка, 1935. - С. 20.

11. Бадура-Скода Е. Интерпретация Моцарта: пер. с нем. / Ева Бадура-Скода, Пауль Бадура-Скода. - М.: Музыка, 1972. - 373 с.

12. Баренбойм Л. А. Фортепианная педагогика / Л. А. Баренбойм. - М.: Классика - XXI, 2007. - 190 с.

13. Бармак А. В. О художественной технике пианиста. Опыт психофизиологического анализа и методы работы / А. В. Бармак. - М.: Музыка, 1973. - 142 е.: ил.

14. Безбородова Л. А. Методика преподавания музыки в общеобразовательных учреждениях: учеб.пособие для студ. муз. фак. педвузов / Л. А. Безбородова, Ю. Б. Алиев. - М.: Издат. центр «Академия», 2002.-215 с.

15. Бейлина С. В классе профессора В.X. Разумовской / С. Бейлина. - Л.: Музыка, 1982. - 62 с.

16. Белавина Е. М. Поэтика Поля Верлена и проблема творческого воображения: автореф. дис. ... канд. филолог.наук / Белавина Е. М.; МГУ им. М. В. Ломоносова. - М., 2003. - 24 с.

17. Белинский В. Г. Полное собрание сочинений: в 13 т. Т. 7 / В. Г. Белинский; ред. кол.: Н. Ф. Бельчиков (глав.ред. и др.). - М.: Изд-во АН СССР, 1955.

18. Беркинблит М. Б. Фантазия и реальность / М. Б. Беркинблит, А. В. Петровский. - М., 1968. - 128 с.

19. Богоявленская Д. Б. Пути к творчеству / Д. Б. Богоявленская. - М.: Знание, 1981.-96 с.

20. Боровик О. Развитие воображения : метод, рек. / О. Боровик. - М.: ООО «ЦГЛ «РОН» В. Секачев, 2000. - 112 с.

21. Бочкарев Л. Л. Психология музыкальной деятельности / Л. Л. Бочкарев. - М. Классика - XXI, 2006. - 350 с.

22. Брунер Дж. С. Психология познания: За пределами непосредственной информации / Дж. С. Брунер; пер. с англ. К. И. Бабицкого. - М.: Прогресс, 1977.-412 с.

23. Брушлинский А. В. Воображение и творчество / А. В. Брушлинский // Научное творчество. - М.: Мысль, 1969. - 502 с.

24. Брушлинский А. В. Субъект: Мышление, учение, воображение : избр. психолог.тр. / А. В. Брушлинский. - 2-е изд., испр. - М.: Изд-во Моск.

психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2003. -408с.

25. Буасье А. Уроки Листа / А. Буасье; пер. с фр., вступ. ст. и коммент. Н. Корыхаловой. - 2-е изд. - СПб.: Композитор СПБ, 2006. - 74 с.

26. В классе А.Б. Гольденвейзера / сост. Д. Благой, Е. Гольденвейзер. - М.: Музыка, 1986.-210 с.

27. Вебер К. Э. Путеводитель при обучении игре на фортепиано / К. Э. Вебер. - СПб.: Союз художников, 2002. - 128 с.

28. Ветлугина Н. А. Музыкальное развитие ребенка / Н. А. Ветлугина. -М.: Просвещение, 1968. - 415 с.

29. Ветлугина Н. А. Художественное творчество и ребенок / Н. А. Ветлугина. - М.: Просвещение, 1972. - 48 с.

30. Виноградова А. Г. Воображение и искусство / А. Г. Виноградова // Ильенковские чтения. - М., 2002. - Ч. 2. - С. 30-39.

31. Волков Б. С. Методология и методы психологического исследования: учеб. пособие для вузов / Б. С. Волков, Н. В. Волкова, А. В. Губанов; науч. ред. Б. С. Волков. - 4-е изд., испр. и доп. - М. : Академ, проект; Фонд «Мир», 2005. - 352 с.

32. Волчегорская Е. Ю. Расширение границ восприятия музыки / Е. Ю. Волчегорская // Музыка в школе. - 2003. - № 3. - С. 31-34.

33. Вопросы методики начального музыкального образования / под ред. В. Натансон, В. Руденко. - М.: Музыка, 1981. - 231 с.

34. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 1: сб. ст. - М.: Музыка, 1979. -160 е.: ил.

35. Вопросы музыкальной педагогики. Вып. 5: сб. ст. -М.: Музыка, 1984. -135 с.

36. Вопросы фортепианной педагогики. Вып. 3: сб. ст. - М. : Музыка, 1971. - 333с.: 6 нот.; ил.

37. Воспитание детей раннего возраста / под ред. Г. М. Ляминой. - М., 1974.-240 с.

38. Воспитание и обучение детей шестого года жизни / под ред. JI. А. Парамоновой, О. С. Ушакова. -М., 1987. - 159 с.

39. Вундт В. Проблемы психологии народов / В. Вундт. - М., 1912. - 224 с.

40. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте / Л. С. Выготский. - СПб.: Союз, 1997. - 96 с.

41. Выготский Л. С. Воображение и творчество в детском возрасте: Психол. очерк : кн. для учителя / Л. С. Выготский. - 3-е изд. - СПб.: Союз, 1997.-96 с.

42. Выготский Л. С. Вопросы детской психологии / Л. С. Выготский. -СПб.: Союз, 2004. - 221 с.

43. Выготский Л. С. Мышление и речь: сборник / Л. С. Выготский. - М. : ACT: ХРАНИТЕЛЬ, 2008. - 668 с.

44. Выготский Л. С. Собрание сочинений: в 6 т. Т. 4. Детская психология. Проблемы возраста / Л. С. Выготский; гл. ред. А. В. Запорожец. - М.: Педагогика, 1984.-432 с.

45. Гаврина С. Е. Воображение / С. Е. Гаврина, Н. Л. Кутявина, И. Г. Топоркова, С. В. Щербинина. - М.: Росмэн, 2002. - 16 с.

46. Гагай В. В. Психологические основы развития и формирования творческого мышления младшего школьника / В. В. Гагай ; Сургут, гос. пед. ин-т. - Сургут, 2004. - 201 с.

47. Гальперин П. Я. Экспериментальное формирование внимания / П. Я. Гальперин, С. Л. Кабыльницкая. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1974. - 101 с.

48. Гамезо М. В. Возрастная и педагогическая психология : учеб.пособие для студ. всех спец. пед. вузов / М. В. Гамезо, Е. А. Петрова, Л. М. Орлова. -М.: Пед. о-во России, 2003. - 512 с.

49. Гат Й. Техника фортепианной игры / Й. Гат. - М.: Музыка; Будапешт: Корвина, 1967. - 244 с.

50. Гершунский В. С. Философия образования для XXI века. (В поисках практико-ориентированных образовательных концепций) / В. С. Гершунский. - М.: Совершенство, 1998. - 608 с.

51. Гилфорд Д. Три стороны интеллекта / Д. Гилфорд // Психология мышления / Под ред. А. М. Матюшкина. - М.; 1965. - С. 433-456.

52. Гинзбург Г. Р.: Статьи. Воспоминания. Материалы: сборник / сост. М. Яковлева. - М. : Сов. композитор, 1984. - 288 с.

53. Говорун Д. И. Творческое воображение и эстетические чувства / Д. И. Говорун. - Краснодар: Высшая школа, 1990. - 143 с.

54. Гогоберидзе А. Г. Теория и методика воспитания детей дошкольного возраста : учеб. пособие / А. Г. Гогоберидзе, В. А. Деркунская. - М.: Издат. центр «Академия», 2005. - 320 с.

55. Голубовская Н. Искусство исполнителя / Надежда Голубовская; ред.-сост. Т. А. Зайцева, С. С. Закарян-Рустайян, В. В. Смирнов ; СПб.гос. консерватория имени Н.А. Римского-Корсакова. - СПб.: Композитор -Санкт Петербург, 2007. - 488 е.: ил.

56. Гордеева Н. А. Воображение - инвариант творческого саморазвития научно-исследовательской деятельности / Н. А. Гордеева // Инновации в образовании. - 2006. - № 4. - С. 115-148.

57. Готсдинер А. Л. Музыкальная психология / А. Л. Готсдинер; Междунар. акад. пед. наук, Моск. гуманит. актер, лицей. - М.: Магистр, 1993. - 190 с.

58. Гофман И. Фортепианная игра. Вопросы и ответы о фортепианной игре / И. Гофман. - М.: Классика - XXI, 1998.- 172 с.

59. Гурова Е. В. Психология развития и возрастная психология / Е. В. Гурова. - М., «Аспект-пресс». 2005. -210с.

60. Давыдов В. В. Проблемы развивающего обучения / В. В. Давыдов. -М., 1986.-240 с.

61. Давыдова М. А. Музыкальное воспитание в детском саду / М. А. Давыдова. - М.: ВАКО, 2006. - 240 с.

62. Дзержинская И. Л. Музыкальное воспитание младших школьников / И. Л. Дзержинская. -М.: Просвещение, 1985. - 159 с.

63. Для чего литературе воображение? // Знамя. - 2006. - № 1.- С. 184-191.

64. Дмитриева JI. Г. Методика музыкального воспитания в школе / Л. Г. Дмитриева, Н. М. Черноиваненко. - М.: Академия, 2000. - 238 с.

65. Добролюбов Н. А. Избранные педагогические сочинения / Н. А. Добролюбов. - М.: Педагогика, 1986. - 348 с.

66. Дьюи Д. Психология и педагогика мышления / Д. Дьюи. - М., 1919. -196 с.

67. Дьяченко О. М. Воображение дошкольника / О. М. Дьяченко. - М.: Знание, 1986.-96 с.

68. Дьяченко О. М. Пути активизации воображения дошкольников / О. М. Дьяченко // Вопросы психологии. - 1987. - № 1. - С. 44-51.

69. Евгеньин И. Е. От философии - к психологии творчества / И. Е. Евгеньин, В. Т. Кудрявцев // Психол. журн. - 2001. - Т. 22, № 5. - С. 120122.

70. Ермолаева М. Практическая психология детского творчества : учеб. пособие / М. Е. Ермолаева. - 2-е изд., испр. - М.: Изд-тво Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2005. - 304 с.

71. Жатсель А. Воображение / А. Жатсел ; пер. с фр. О. Басанцевой. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2006. - 144 е.: ил.

72. Зак Я. И.: Статьи. Материалы. Воспоминания / [сост. и общ.ред. М. Г. Соколова]. -М.: Сов. композитор, 1980. -208с.

73. Запорожец А. В. Избранные психологические труды: в 2 т. / А. В.

Запорожец; под ред. В. В. Давыдова, В. П. Зинченко. - М.: Педагогика, 1986.

74. Захарюта Н. В. Воображение - центральное психологическое новообразование дошкольного детства : Программа спецкурса по детской психологии: для спец. 031100 «Педагогика и методика дошкольного образования» / Н. В. Захарюта. - Армавир., 2006. - 52 с.

75. Захарюта Н. В. Воображение в контексте современной жизнедеятельности взрослых и детей / Н. В. Захарюта // Гуманит. и соц.-экон. науки. - 2006. - № 7. - С. 207-212.

76. Землянский Б. Я. О музыкальной педагогике / Б. Я. Землянский; сост. О. Дворниченко; вступ. ст. М. Смирнова. -М.: Музыка, 1987. - 142 с.

77. Иванченко Г. В. Психология восприятия музыки. Подходы проблемы, перспективы / Г. В. Иванченко. - М.: Смысл, 2001. - 252 с.

78. Игнатьев Е. И. В царстве смекалки: [для мл.и сред, возраста] / Е. И. Игнатьев. -М.: АО «Столетие», 1994. - 183с.: ил.

79. Ильенков Э. В. Диалектика абстрактного и конкретного в научно-теоретическом мышлении / Э. В. Ильенков. - М.: Росспэн, 1997. - 464 с.

80. Ильина Е. Р. Музыкально-педагогический практикум : учеб.-метод. пособие для студ. высш. учеб. заведений / Е. Р. Ильина. - М.: Академ, проект; Альма Матер, 2008. - 415 с.

81. Искусство в жизни детей: опыт художественных занятий с младшими школьниками: кн. для учителя: из опыта работы / А. П. Ершова и др. - М.: Просвещение, 1991. - 128 с.

82. Истомина 3. М. Возрастные и индивидуальные различия в соотношении разных видов и сторон памяти в младшем школьном возрасте // Возрастные и индивидуальные различия памяти / 3. М. Истомина; под ред. А. А. Смирнова. - М., 1967. - С. 176-193.

83. Каган М. С. Воображение как творчество небытия / М. С. Каган // Проблемы теории и истории культуры: исследования и материалы. -Оренбург, 2005. - Вып. 1. - С. 20-41.

84. Кадцын Л. М. Музыкальное искусство и творчество слушателя : учеб. пособие для негуманит. вузов/Л. М. Кадцын. - М.: Высш. шк., 1990. - 302 с.

85. Калантарова Е. Как научиться играть на рояле / Е. Калантарова. - М.: Издат. дом «Классика-ХХ1» , 2006. - 217 с.

86. Кан-Калик В. А. Педагогическое творчество / В. А. Кан-Калик, Н. Д. Никандров. - М., 1990. - 141 с.

87. Карась С. С. Метод формирования образа-представления в работе над полифоническими произведениями / С. С. Карась. - М.: Педагогика, 1989. -77 с.

88. Качура В. Работа пианиста над интонационной осмысленностью и выразительностью фразировки / В. Качура // Вопросы теории музыки и исполнительства на современном этапе. - Ташкент, 1983. - С. 13.

89. Каютина О. В. Философия и педагогика современного образования: анализ концептуальных подходов / О. В. Каютина // Известия вузов Сев.-Кавк. региона. Сер. Обществ.науки. - 2009. - № 2. - С. 32-34.

90. Кириллова Г. Д. Начальные формы творческого воображения у детей / Г. Д. Кириллов // Дошкольное воспитание. - 1971. - № 2. - С. 41-46.

91. Кирнарская Д. К. Музыкальные способности / Д. К. Кирнарская. - М.: Таланты - XXI век, 2004. - 493 с.

92. Ковалев А. Г. Психология личности / А. Г. Ковалев. - М., 1970. - 214 с.

93. Коган Г. О пианизме. О работе пианиста / Г. Коган // Коган Г. Избранные статьи. Вып. 2. - М.:Музгиз, 1972. - С. 254.

94. Коган Г. Работа пианиста / Г. Коган. - 3-е изд., доп. - М.: Музыка, 1979.- 182 е.: ил.

95. Колякина В. И. Методика организации уроков коллективного творчества: планы и сценарии уроков изобразительного искусства / В. И. Колякина. - М.: Владос, 2002. - 176 с.

96. Комарова Т. С. Методика обучения изобразительной деятельности и конструированию: учеб. пособие для пед. училищ / Т. С. Комарова, В. А.

Азикеева, Е. В. Лебедева; под ред. Т. С. Комаровой. - М.: Просвещение,

1985.-271 с.

97. Коменский Я. А. Избранные педагогические сочинения: в 2 т. / Я. А.

Коменский; под ред. А. И. Пискунова (отв. ред.) и др. - М.: Педагогика, 1982.

98. Комиссарова Л. Н. Наглядные средства в музыкальном воспитании дошкольников / Л. Н. Комиссарова, Э. П. Костина. - М.: Просвещение,

1986. - 140 с.

99. Коршунов А. М. Теория отражения и творчество / А. М. Коршунов. -М.: Политиздат, 1971. - 255 с.

100. Коршунова JI. С. Воображение и его роль в познании / Л. С. Коршунова. - М.: Изд-во МГУ, 1979. - 145 с.

101. Коршунова Л. С. Воображение и рациональность. Опыт методологического анализа познавательной функции воображения / Л. С. Коршунова, Б. И. Пружинин. - М., 2005. - 205 с.

102. Корыхалова Н. За вторым роялем. Работа над музыкальным произведением в фортепианном классе / Н. П. Корыхалова. - СПб., 2006. -552 с : нот.

103. Костикова А. А. Воображающее сознание в философии субъектности XX века / А. А. Костикова // Философия и социальная теория. - М., 2007. -С. 331-337.

104. Котляревская М. А. Приобщение к творчеству / М. А. Котляревская, Л. Л. Штуден. - Новосибирск: Кн. изд-во, 1987. - 128 с.

105. Креативный ребенок: диагностика и развитие творческих способностей / сост. Т. А. Барышева. - Ростов н/Д: Феникс, 2004. - 415с.: ил.

106. Кременштейн Б. Л. Воспитание самостоятельности учащегося в классе специального фортепиано / Б. Л. Кременштейн. - М., 1966.

107. Крутецкий В. А. Основы педагогической психологии / В. А. Крутецкий. - М.: Просвещение, 1972. - 255 с.

108. Крэйн У. Психология развития человека. 25 главных теорий / Уильям

Крейн ; под науч. ред. А. А. Алексеева. - СПб. : Прайм-ЕВРО- ЗНАК, 2007. -512 с.

109. Крюкова В. В. Музыкальная педагогика / В. В. Крюкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2002. - 288 с.

110. Кряжева Л. Н. Развитие эмоционального мира детей: популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Н. Кряжева. - Ярославль: Академия развития, 1996.-208 е.: ил.

Ш.Кудрявцев В. Т. Воображение ребенка: природа и развитие / В. Т. Кудрявцев // Психол. журн. - 2001. - Т. 22, №5. - С. 57-58.

в

112. Кудряшов А. Ю. Теория музыкального содержания. Художественные идеи европейской музыки XVII- ХХвв. : учеб.пособие / А. Ю. Кудряшов. -СПб.: Лань, 2006. - 432 е.: ил.

113. Кузин В. С. Изобразительное искусство и методика его преподавания школе: учеб.для сред. спец. учеб. заведений / В. С. Кузин. - 3-е изд., перераб. и доп. - М.: Агар, 1998. - 335с.: ил.

114. Кузнецова Л. В. Гармоничное развитие личности младшего школьника: кн. для учителя / Л. В. Кузнецова. - М.: Просвещение, 1998. - 224 с.

115. Кукушкин В. С. Введение в педагогическую деятельность: учеб. пособие / В. С. Кукушкин. - Изд. 2-е, испр. и доп. - М.: ИКЦ «Март»; Ростов н/Д: Издат. центр «Март», 2005. - 256 с.

116. Кулагина И. Ю. Возрастная психология. Полный жизненный цикл развития человека от рождения до поздней зрелости / И. Ю. Кулагина, В. Н. Колюцкий. - М.: Сфера, 2005. - 464 с.

117. Культура XX века и проблемы музыкальной педагогики : межвуз. сб. науч.-метод. ст. / Ростов, гос. пед. ун-т, Таганрог, гос. муз. училище. -Ростов н/Д: РГПУ, 1998. - 94 с.

118. Курбатов М. Несколько слов о художественном исполнении на фортепиано / М. Курбатов. - М., 1989. - 126 с.

119. Ландовска В. О музыке / Ванда Ландовска. - М:Издат. дом «Классика-XXI», 2005. - 368 с.

120. Лебедев В. Б. Миры воображения: руководство по интерактивной имагогике / В. Б. Лебедев, Н. В. Биньковская. - М.: Изд-во Ин-та психологии, 2002. - 229 с.

121. Леонтьев А. Н. Деятельность, сознание, личность / А. Н. Леонтьев. -М.: Политиздат, 1977.-304 с.

122. Леонтьев А. Н. Проблемы развития психики / А. Н. Леонтьев. - 3-еизд. - М.: Изд-во Моск. ун-та, 1972. - 575 с.

123. Либерман Е. Я. Творческая работа пианиста с авторским текстом / Е. Я. Либерман. - М.: Музыка, 1988. - 234 с.

124. Липский Б. И. Воображение в научном познании / Б. И. Липский // Вестн. СПб. ун-та. Сер. 6. Философия, политология, социология, психология, право, междунар. отношения. - СПб., 2003. - Вып. 4. - С. 5-11.

125. Личность школьника как объект педагогических исследований: сб. науч. тр. / под ред. В. И. Максаковой. - М.: НИИ ОП, 1980. - 80 с.

126. Лукьянов А. Е. Л.С. Выготский о вопросах фантазии, воображения, творчества / А. Е. Лукьянов // Гуманит. и. социал.- экон. науки. - 2005. - № 2. - С. 47-48.

127. Любимов Г. П. Воображение как способ бытия и познания / Г. П. Любимов // Вестн. СПб.ун-та. Сер. 6. Философия, политология, социология, психология, право, междунар. отношения. - СПб., 2003. - Вып. 4. - С. 12-18.

128. Люблинская А. А. Детская психология / А. А. Люблинская. - М., 1971. -415 с.

129. Любомудрова Н. Методика обучения игре на фортепиано: учеб.пособие / Н. Любомудрова. - М.: Музыка, 1982. - 143 е.: нот.

130. Майданский А. Д. Понятие творческого воображения: историко-философская ретроспекция / А. Д. Майданский // Ильенковские чтения. -М., 2002.-Ч. 1.-С. 62-65.

131.Майкапар С. М. Музыкальный слух, его значение, природа, особенности и метод правильного развития / С. М. Майкапар. - 2-е изд. Пг., 1915.-200 с.

132. Маккиннон Л. Игра наизусть / Л. Маккиннон. - М.: Классика - XXI, 2004.-151 с.

133. Макмак Л. В. Технология образования в сотворческой художественной деятельности педагога и ученика: автореф. дис. ... канд. пед. наук / Макмак Л. В.; Кубан. гос. ун-т. - Краснодар, 2001. - 26 с.

134. Малинковская А. В. Класс основного музыкального инструмента. Искусство фортепианного интонирования / А. В. Малинковская. - М.: Владос, 2005. - 381 е.: нот.

135. Малинковская А. Фортепианно-исполнительское интонирование: Проблемы художественного интонирования на фортепиано и анализ их разработки в методической литературе XVI - XX веков: очерки / А. В. Малинковская. -М.: Музыка, 1990. - 189 с.

136. Мальцев С. М. О психологии музыкальной импровизации / С. М. Мальцев. - М.: Музыка, 1991. - 87 с.

137. Малюков А. Н. Психология переживания и художественное развитие личности / А. Н. Малюков. - Дубна: Феникс, 1999. - 256 с.

138. Мартинсен К. А. Индивидуальная фортепианная техника на основе звукотворческой воли / К. А. Мартинсен; пер. снем. Г. М. Когана. - М : Музыка, 1966. - 220 с.

139. Мартинсен К. А. Методика индивидуального преподавания игры на фортепиано / К. А. Мартинсен. - М.: Классика - XXI, 2003. - 120 с.

140. Мелик-Пашаев А. А. Художественная одаренность детей, ее выявление и развитие: метод, пособие / А. А. Мелик-Пашаев, 3. Н. Новлянская, А. А. Адаскина, Н. Ф. Чубук. - Дубна: Феникс, 2006. - 112 с.

141. Метнер Н. Повседневная работа пианиста и композитора: Страницы из записных книжек / Н. Метнер; сост. М. А. Гурвич, Л. Г. Лукомский; вступ. ст., коммент. П. И. Васильева. - 2-е изд. - М.: Музыка, 1979. - 71 с.

142. Милич Б. Воспитание ученика-пианиста : метод, пособие / Б. Милич. -М.: Кифара, 2002. - 117 с.

143. Михайлова И. Г. Креативная личность и художественное творчество в переходные эпохи / И. Г. Михайлова // Мир психологии. -2005. - № 1. - С. 60-70.

144. Михайлова М. А. Развитие музыкальных способностей детей / М. А. Михайлова. - Ярославль: Академия развития, 1997. - 238 с.

145. Музыкальное восприятие как предмет комплексного исследования: сб. ст. / сост. А. Г. Костюк. - Киев: Муз. Украша, 1986. - 126 с.

146. Музыкальное исполнительство: сб. ст. / под ред. В. Ю. Григорьева, В. А. Натансона. - М.: Музыка, 1983. - Вып. 11. - 303 с.

147. Музыкальное образование в школе : учеб. пособие для студ. муз. фак. и пед. высш. и сред. пед. учеб. заведений / под ред. Л. В. Школяр. - М.: Издат. центр «Академия», 2001. - 232 с.

148. Муцмахер В. И. Совершенствование музыкальной памяти в процессе обучения игре на фортепиано / В. И. Муцмахер. - М., 1984.

149. На уроках Антона Рубинштейна: сборник / ред. и сост. Л. Баренбойм. -М.; Л.: Музыка, 1964. - 100 с.

150. Назайкинский Е. В. Звуковой мир музыки / Е. В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1998. - 254 е.: ил.

151. Назайкинский Е. В. О психологии музыкального восприятия / Е. В. Назайкинский. - М.: Музыка, 1972. - 384 е.: ил.

152. Назаров И. Т. Основы музыкально-исполнительской техники и метод ее совершенствования / И. Т. Назаров. - Л., 1969. - 178 с.

153. Нейгауз Г. Г. Об искусстве фортепианной игры: Записки педагога / Г. Г. Нейгауз. - 5-е изд. - М.: Музыка, 1988. - 240 с.

154. Немов Р. С. Психология: в 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии: учеб.для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 5-е изд. - М., 2007. - 687 с.

155. Немов Р. С. Психология: в 3 кн. Кн. 1. Общие основы психологии: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений. - 3-е изд. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1998. - 688 с.

156. Немцов А. А. Целеполагание как творчество (некоторые традиционные психологические подходы к изучению творческой личности) / А. А. Немцов // Педагогика. - 2002. - № 4. - С. 15-20.

157. Непомнящая Н. И. Игра как творчество при реализации человеческих сущностных свойств в развитии ребенка / Н. И. Непомнящая // Мир психологии. - 2006. - № 1.-С. 133-141.

158. Николаева Е. И. Психология детского творчества / Е. И. Николаева. -СПб.: Речь, 2006.-220 с.

159. Никоненко С. В. Проблема воображения в натуралистической теории познания / С. В. Никоненко // Веста. СПб. ун-та. Сер. 6. Философия,

политология, социология, психология, право, междунар. отношения. - СПб., 2003.-Вып. 4.-С. 44-48.

160. Новикова Н. Эстетическое воспитание и развитие творческой активности детей старшего дошкольного возраста: метод, рек. для педагогов, воспитателей и муз. рук. / Н. Новикова. - 2-е изд., испр. и доп. -М.: АРКТИ, 2003. -224 с.

161. Нудельман M. М. Об элементарных формах творческого воображения у младших школьников / M. М. Нудельман // Психология младших школьников. -М., 1971.-с. 136-142.

162. Общая психология: учеб. пособие для студ. пед. ин-тов / В. В.

Богословский, А. А. Степанов, А. Д. Виноградова и др. - М.: Просвещение, 1981.-383 с.

»

163. Овчинникова Т. Н. Личность и мышление ребенка: диагностика и коррекция / Т. Н. Овчинникова. - М.: Академ, проект, 2004. - 189 с.

164. Одаренность и возраст : учеб. пособие / под ред. А. М. Матюшкина. -М.: Изд-во Моск. психолого-социального ин-та; Воронеж: Изд-во НПО «МОДЭК», 2004. - 192 с.

165. Ожиганова Г. В. Диагностика и формирование креативности у детей в процессе учебной деятельности / Г. В. Ожиганова // Психол. журн. - 2001. -Т. 22, №2.-С. 75-85.

166. Озерова О. Е. Развитие творческого мышления и воображения у детей. Игры и упражнения / О. Е. Озерова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. 192 с.

167. Орлова Ю. О. Феноменологическая трактовка воображения / Ю. О. Орлова // Вестн. СПб.ун-та. Сер. 6. Философия, политология, социология, психология, право, междунар. отношения. - СПб., 2003. - Вып. 4 - С. 32-38.

168. Осеннева М. С. Методика музыкального воспитания младших школьников: учеб. пособие для студ. нач. фак. педвузов / М. С. Осеннева, Л. А. Безбородова. - М.: Издат. центр «Академия», 2001.-368 с.

169. Остроменский В. Д. Формирование музыкального познания / В. Д. Остроменский; отв. ред. О. К. Тихомиров; Молд. гос. ин-т искусств. - Киев: ШТИИНЦА, 1998.-157 с.

170. Переверзев Н. К. Исполнительская интонация / Н. К. Переверзев. - М.: Музыка, 1989. - 208с.: ил.

171. Петровский А. В. Психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / А. В. Петровский, М. Г. Ярошевский. - 4-е изд., стер. - М.: Издат. центр «Академия», 2005. - 512 с.

172. Петрушин В. И. Музыкальная психология / В. И. Петрушин. - М.: Академ, проект, 2008. - 399 с.

173. Петрушин В. И. Музыкальная психология: учеб. пособие для студ. и преподавателей / В. И. Петрушин. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 1997.-384 с.

174. Печко Л. П. Творческое воображение как аппарат освоения художественной культуры / Л. П. Печко // Обсерватория культуры. - 2004. -№ 4. - С. 78-86.

175. Платонов К. К. Проблемы способностей / К. К. Платонов. - М.: Наука, 1972.-312 с.

176. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: в 2 кн. Кн. 1. Общие основы. Процесс обучения: учеб. для студ. высших учеб. заведений / И. П. Подласый. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС. 2003. - 576 е.: ил.

177. Подласый И. П. Педагогика: Новый курс: в 2 кн. Кн. 2. Процесс воспитания : учеб. для студ. высших учеб. заведений / И. П. Подласый. -М.Гуманит. издат. центр ВЛАДОС. 2003. - 256 е.: ил.

178. Полуянов Ю. А. Воображение и способности / Ю. А. Полуянов. - М.: Знание, 1982. - 96 с.

179. Пономарев Я. А. Психология творчества и педагогика / Я. А. Пономарев; АН СССР, Ин-т психологии. - М., 1976. - 303 с.

180. Предшкольная подготовка ребенка в дополнительном образовании: учеб.-метод. пособие / авт. кол., науч. ред. А. А. Майер. -СПб. : Детство-Пресс, 2009.- 112 с.

181. Прокофьев Г. П. Формирование музыканта - исполнителя - пианиста / под ред. Б. М. Теплова. - М.: Изд-во АН РСФСР, 1956. - 480 е.: ил.

182. Психология музыкальной деятельности. Теория и практика / Э. Б. Абдуллин, Д. К. Кирнарская, Н. И. Киященко; под ред. Г. М. Цыпина. - М.: Академия, 2003. - 367 с.

183. Психология художественного творчества: хрестоматия / сост. К. В. Сельченок. - Минск, 2003. - 752 с.

184. Радынова О. П. Музыкальное воспитание дошкольников: пособие для студ. пед. ин-тов учащихся пед. уч-щ и колледжей, муз. рук. / О. П. Радынова, А. И. Катинене, M. JI. Палавандишвили; под ред. О. П. Радыновой. - М.: Просвещение, 1994. - 223 с.

185. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей: в 2 ч. Ч. 1 / О. П. Радынова. - М.Туманит, издат. центр ВЛАДОС, 1997. - 540 е.: нот.

186. Радынова О. П. Музыкальное развитие детей: в 2 ч. Ч. 2 / О. П. Радынова. - М.: Туманит, издат. центр ВЛАДОС, 1997. - 400 е.: нот.

187. Ражников В. Диалоги о фортепианной педагогике / В. Ражников. - М.: Классика - XXI, 2004. - 136 с.

188. Развитие творческих способностей студентов и школьников на занятиях изобразительным искусством / редкол.: А. П. Ящухин и др. -Ростов н/Д, 1986. - 164 е.: ил.

189. Развитие творческой активности школьников / А. М. Матюшкин, И. С. Аверина, Г. Д. Чистякова и др.; под ред. А. М. Матюшкина ; НИИ общ.и пед. психологии АПН СССР. - М.: Педагогика, 1991. - 155 с.

190. Раппапорт А. Воображение и мышление / А. Раппапорт // Кентавр: игротехн. методол. альм. - М., 2004. - № 33. - С. 28-31.

191. Рахимов А. 3. Формирование творческого мышления школьников в процессе учебной деятельности: учеб. пособие по спецкурсу / А. 3. Рахимов; Башкирский пед. ин-т. - Уфа, 1988. - 168 с.

192. Речицкая Е. Г. Развитие творческого воображения младших школьников / Е. Г. Речицкая, Е. А. Сошина. - М.: Гуманит. издат. центр ВЛАДОС, 2002.-126 с.

193. Розанова Т. В. Развитие памяти и мышления младших школьников / Т.

B. Розанова. - М., 1978. - 232 с.

194. Роль музыки в эстетическом воспитании детей и юношества: сб. ст. / (сост. А. Л. Готсдинер). - Л.: Музыка, 1981.- 104 с.

195. Рубинштейн А. Г. Автобиографические рассказы. 1829 - 1889 / А. Г. Рубинштейн. - СПб.: Композитор, 2005. - 80 с.

196. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии / С. Л. Рубинштейн. -СПб.: Питер, 2009. - 713 с.

197. Рубинштейн С. Л. Основы общей психологии: в 2 т. / С. Л. Рубинштейн; АПН СССР - М.: Педагогика, 1989.

198. Рыбалко Е. Ф. Возрастная и дифференциальная психология / Е. Ф. Рыбалко. - СПб.: Питер, 2001.-221 с.

199. Савенков А. И. Маленький исследователь: Развитие творческого мышления / А. И. Савенков. - Казань: Академия развития, 2004. - 32 с.

200. Савшинский С. И. Пианист и его работа / С. И. Савшинский; под общ. ред. Л. А. Баренбойма. - Л.: Сов. композитор, 1961. - 272 е.: ил.

201. Савшинский С. И. Работа пианиста над музыкальным произведением /

C. И. Савшинский. - М.: Музыка, 1964. - 95 с.

202. Сапогова Е. Е. Азбука воображения / Е. Е. Сапогова. - М.: Новая школа, 1995. - 102 с.

203. Сартр Ж.-П. Воображаемое. Феноменологическая психология воображения / Ж.-П. Сартр; пер.с фр. М. Бекетовой; вступ. ст. Я. А. Слинина. - СПб.: Наука, 2001. - 318 с.

204. Светлова И. Развиваем образное мышление / И. Светлова. - М.: Эксмо, 2005.-64 е.: ил.

205. Сергеева Г. П. Практикум по методике музыкального воспитания в начальной школе / Г. П. Сергеева. - М.: Академия, 2000. - 128 с.

206. Сиволапов С. К. Развитие сферы образов-представлений при задержке психического развития / С. К. Сиволапов // Дефектология. - 1984. - № 2. -С. 13-21.

207. Скоробогатов В. А. Развитие форм отражения / В. А. Скоробогатов. -Л.: Изд-во ЛГУ, 1984. - 167 е.: ил.

208. Скоробогатов В. А. Феномен воображения: философия для педагогики и психологии: учеб. пособие / В. А. Скоробогатов, Л. И. Коновалова. -СПб.: Союз, 2002. - 182 с.

209. Сластенин В. А. Психология и педагогика: учеб. пособие для студ. высш. учеб. заведений / В. А. Сластенин, В. П. Каширин. - 3-е изд., стер. -М.: Издат. центр «Академия», 2004. - 480 с.

210. Смирнов М. А. Эмоциональный мир музыки / М. А. Смирнов. - М.: Музыка, 1990. - 320 е.: ил.

211. Смирнов А. А.Проблемы психологии памяти / А. А. Смирнов // Музыкальное исполнительство. - М.: Музыка, 1966. -212 с.

212. Смирнова Е. О. Детская психология: учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений / Е. О. Смирнова. - М.: Гуманит. изд. центр ВЛАДОС, 2003. - 368 с.

213. Сокольникова Н. М. История изобразительного искусства. Т. 1: учеб. для студ. высш. учеб. заведений / Н. М. Сокольникова. - 2-е изд., стер. - М.: Академия, 2007. - 296 с.

214. Солопанова О. Ю. Потенциал музыкального искусства и способов его познания в преобразовании педагогической реальности: опыт методологического анализа / О. Ю. Солопанова; Кубан. гос. ун-т. -Краснодар:КубГУ, 2008. - 123 с.

215. Станиславский К. С. Работа актера над ролью / К. С. Станиславский. -М.: Искусство, 1957. - 550 с.

216. Станиславский К. С. Работа актера над собой: в 2 ч. Ч. 2. Работа над собой в творческом процессе воплощения / К. С. Станиславский. - М.: Искусство, 1985. - 502 с.

217. Стародубцева И. В., Завьялова Т. П. Игровые занятия по развитию памяти, внимания, мышления и воображения у дошкольников / И. В. Стародубцева. - М.: АРКТИ, 2008. - 68 с.

218. Старчеус М. С. Слух музыканта. - М.: Моск. гос. консерватория им. П. И. Чайковского, 2003. - 640 с.

219. Субботина JI. Ю. Развитие воображения детей. Популярное пособие для родителей и педагогов / Л. Ю. Субботина. - Ярославль: Академия развития, 1996. - 240 е.: ил.

220. Сугоняева Е. Э. Музыкальные занятия с малышами : метод, пособие для преподавателей ДМШ / Е. Э. Сугоняева. - Ростов н/Д, 2002. - 176 с.

221. Сухомлинский В. А. Сердце отдаю детям / В. А. Сухомлинский. -Киев: Радяньска школа, 1969. - 381 с.

222. Творчество как принцип антропогенеза. - М.: Академ, гуманит. исслед., 2006. - 558 с.

223. Телегина Э. Д. Особенности взаимосвязи творческого мышления и зрительного восприятия у младших школьников / Э. Д. Телегина, В. В. Гагай // Вопросы психологии. - 2003. - № 5. - С. 47-55.

224. Теория и методика обучения игре на фортепиано: учеб. пособие для

вузов / под общ. ред. А. Каузовой и А. Николаевой. - М.: ВЛАДОС, 2001. -368 с.

225. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов // Проблемы индивидуальных различий. - М., 1961.

226. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. -М.; Л., 1947.

227. Теплов Б. М. Психология музыкальных способностей / Б. М. Теплов. -М.; Л.: Изд-во АПН РСФСР, 1997..

228. Тимакин Е. М. Воспитание пианиста / Е. М. Тимакин. - М.: Сов.композитор, 1984. - 127 с. : ил.

229. Тургенева Э. Пианист - фантазер: учеб. пособие по развитию творч. навыков и транспонированию / Э. Тургенева, А. Малюкова. - М.: Сов.композитор, 1990. - 79 с.

230. Тютчев Ф. И. Лирика / Ф. И. Тютчев; предисл., послеслов. и примеч. Б. Я. Бухшбаба. - Тула: Приок. кн. изд-во, 1984.

231. Ушаков Д. В. Творчество и «дарвиновский» способ его описания / Д. В. Ушаков // Психол. журн. - 2000. - Т. 21, № 3. - С. 104-111.

232. Ушинский К. Д. Собрание сочинений. Т. 8. История воображения. / К. Д. Ушинский - М.; Л., 1950. -541 с.

233. Ушинский К. Д. Человек как предмет воспитания: Опыт педагогической антропологии / Константин Ушинский. - М.: ФАИР-ПРЕСС, 2004. - 576 с.

234. Фарман И. П. Воображение в структуре познания / И. П. Фарман; отв.

ред. В. С. Швырев; РАН, Ин-т философии. - М.: Просвещение, 1994. - 215 с.

235. Фейгин М. Э. Индивидуальность ученика и искусство педагога: учеб.пособие для муз. училищ / М. Э. Фейгин. - Изд. 2-е перераб., доп. -М.: Музыка, 1975. - 110 с.

236. Фейнберг С. Е. Пианизм как искусство / С. Е. Фейнберг. - М., 1965. -202 с.

237. Формирование и развитие предметно-практической деятельности на индивидуальных занятиях / Л. В. Шаргородская. - М.: Теревииф, 2006. - 32 с.

238. Фридман Л. М. Психология детей и подростков: справочник для учителей и воспитателей / Л. М. Фридман. - М.: Изд-во Ин-та психотерапии, 2004. - 480 с.

239. Халабузарь П. Теория и методика музыкального воспитания: учеб. пособие / П. Халабузарь, В. Попов. - 2-е изд., перераб. и доп. - СПб.: Лань, 2000.-224 с.

240. Хуторской А. В. Современная дидактика: учеб.пособие / А. В. Хуторской. - 2-е изд., перераб. - М.: Высш. шк., 2007. - 639 е.: ил.

241. Царева Н. А. Слушание музыки : метод.пособие / Н. А. Царева. - М.: РОСМЕН - ПРЕСС, 2002. - 93 с.

242. Цуккерман В. А. Музыкально-теоретические очерки и этюды. - М., 1970. С. 359.

243. Цымбалов В. Развитие фантазии и воображения в художественно-творческой деятельности детей / В. Цымбалов // Искусство в школе. - 2002.

- № 2. - С. 66-69.

244. Цыпин Г. М. Музыкально-исполнительское искусство: Теория и практика / Г. М. Цыпин. - СПб.: Алетейя, 2001. - 320 с.

245. Цыпин Г. М. Музыкант и его работа: Проблемы психологии творчества / Г. М. Цыпин. - М.: Сов.композитор, 1988.

246. Цыпин Г. М. Обучение игре на фортепиано : учеб. пособие для пед. ин-тов по спец. 2119 «Музыка и пение» / Г. М. Цыпин. - М.: Просвещение, 1984.-176 с.

247. Цыпина Н. А. Особенности творческого воображения младших школьников / Н. А. Цыпина // Дефектология. - 1982. - № 5. _ с. 5-8.

248. Чехов А. П. Полное собрание сочинений: в 30 т. Т. 17. Дневники / А. П. Чехов; (редкол.: Н. Ф. Бельчиков (гл. ред.) и др.; АН СССР, Ин-т мировой литературы им. А. М. Горького). - М.: Наука, 1983. - 525 с.

249. Шадриков В. Д. Психология деятельности и способности человека: учеб. пособие / В. Д. Шадриков. - 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Логос, 1996.

- 320 с.

250. Шатковский Г. И. Развитие музыкального слуха / Г. И. Шатковский. -М.: Музыка, 1996. - 184 с.

251. Шеломов Б. И. Детское музыкальное творчество на русской народной основе: метод, пособие для педагогов дет. музык. шк. / Б. И. Шеломов. -СПб.: Композитор, 2000. - 224 с.

252. Шендерович Е. М. В концертмейстерском классе: Размышления педагога / Е. М. Шендерович. - М.: Музыка, 1996. - 205 с.

253. Широкова Г. А. Развитие эмоций и чувств у детей дошкольного возраста / Г. А. Широкова. - Ростов н/Д: Феникс, 2005. - 304 с.

254. Штерн В. Психология раннего детства до шестилетнего возраста: в 2 ч. Ч. 2 / В. Штерн. - М., 1922.

255. Шульпяков О. Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ / О. Ф. Шульпяков; Ленингр. гос. консерватория им. H.A. Римского-Корсакова. - Л.: Музыка, 1986. - 126 е.: ил.

256. Щапов А. Фортепианная педагогика / А. Щапов. - М., 1960.

257. Щапов А. Фортепианный урок в музыкальной школе и училище / А. Щапов. - М.: Классика - XXI, 2002. - 176 с.

258. Эльконин Д. Б. К проблеме периодизации психологического развития в детском возрасте / Д. Б. Эльконин // Психология личности. - М., 1982.

259. Эстетическое воспитание и развитие детей дошкольного возраста / под ред. Е. А. Дубровской, С. А. Козловой. - М., 2002. - 256 с.

260. Юдовина-Гальперина Т. Б. За роялем без слез, или я детский педагог / Т. Б. Юдовина-Гальперина. - СПб.: Союз художников, 2002. - 239 с.

261. Яковлева Е. Л. Развитие творческого потенциала личности / Е. Л. Яковлева. - М., 1997. - 169 с.

262. Getzels J. Creativity and intelligence / J. Getzels, P. W. Jackson. - London; N. Y., 1962.-293 p.

263. Jiranek J. ZuGrundfragen der musikalischenSemiotik. - Berlin, 1985.

264. Torrance E. P. Guiding creative talent / E. P. Torrance. - Printice Hall, 1962. -343 p.

265. Wertheimer M. Productive thinking / M. Wcrtheimer. - N. Y.; London: Harper, 1915.-224 p.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.