Формирование умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя: На материале специальности "Учитель начальных классов" тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Геращенко, Наталья Владимировна

  • Геращенко, Наталья Владимировна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2004, Челябинск
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 186
Геращенко, Наталья Владимировна. Формирование умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя: На материале специальности "Учитель начальных классов": дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Челябинск. 2004. 186 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Геращенко, Наталья Владимировна

Введение будущего учителя как педагогическая проблема

1.1. Теоретические аспекты формирования художественно-эстетической культуры у будущего учителя

1.2. Характеристика умений художественно- эстетической культуры щего учителя будущего учителя начальных классов будуГлава

I. Формирование умений художественно-эстетической культуры у

1.3. Система формирования умений художественно-эстетической культуры у

1.4. Педагогические условия эффективного функционирования системы формирования умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя начальных классов

Выводы по первой главе

Глава

II. Опытно-экспериментальная работа по формированию умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя начальных классов

2.1.Содержание и анализ констатирующего этапа опытно-экспериментальной работы

2.2. Реализация педагогических условий эффективности функционирования системы формирования умений художественно-эстетической культуры будущего учителя начальных классов

2.3 Анализ и оценка результатов опытно-экспериментальной работы

Выводы по второй главе

Заключение

Библиография

Приложение

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя: На материале специальности "Учитель начальных классов"»

Актуальность исследования. Широкое распространение инновационных процессов в социально-экономическом развитии и преобразовании общества, новые приоритеты в образовании определяют необходимость совершенствования подготовки студентов педагогических вузов к профессиональной деятельности в школе. Одной из важнейших задач высшей школы на современном этапе является формирование личности будущего специалиста, обладающего не только глубокими знаниями, разнообразными умениями и навыками, но и богатым духовным потенциалом. Существенная роль в обогащении духовной жизни будущего учителя принадлежит художественно-эстетической культуре, искусству и декоративно-прикладному искусству в особенности.

Главная цель художественно-эстетической подготовки будущего учителя начальных классов — это формирование культурнообразованной, эстетически и художественно развитой личности, способной создавать условия для художественно-эстетического развития младшего школьника. Это обусловлено тем, что, во-первых, младший школьный возраст наиболее сензити-вен для художественно-эстетического развития средствами искусства, во-вторых, изменением статуса предметов образовательной области «Искусство» и «Труд» в значимости для общего развития школьника, под которым подразумевается развитие его познавательных, эмоционально-волевых, нравственных и художественно-эстетических возможностей.

Рассматривая содержание образования как обобщенную культуру, предназначенную к освоению, мы пришли к выводу, что особое значение в реализации задач образования приобретает личность учителя, уровень его профессионально-педагогической и художественно-эстетической культуры.

Художественно-эстетическая культура будущего учителя в силу специфики данного феномена является одним из центральных аспектов гуманизации и гуманитаризации образования. Творческий диалог с художественно-эстетическим наследием, освоение способов его восприятия и созидания адекватен целостной эстетической культуре личности и общества в целом, а также ведет к гуманитаризации учебно-воспитательного процесса в педагогическом вузе, повышению статуса художественно-эстетических, культуро-ведческих дисциплин в содержании профессиональной подготовки учителя начальных классов.

Художественно-эстетическую культуру студентов правомерно рассматривать не только как личностные качества, но и как сформированные умения будущего учителя начальных классов осваивать и передавать художественно - эстетический опыт новым поколениям.

Многие ученые и педагоги-практики отмечают, что современная школа недостаточно ориентирована на формирование умений художественно-эстетической культуры школьника. Данное обстоятельство связано с недостаточной подготовкой будущего учителя, отсутствием целенаправленных разработок содержания, путей и средств формирования умений художественно-эстетической культуры в высшей школе.

Проведенный нами опрос учителей начальных классов школ г. Челябинска и Челябинской области, в котором принимало участие 108 человек, показал, что вопросам формирования умений художественно-эстетической культуры у школьников уделяется недостаточно внимания.

Согласно самооценке, 20,4 % учителей имеют четкое представление об объеме и характере умений художественно-эстетической культуры, 64,8 % учителей имеют общее представление и 14,8 % учителей имеют смутное представление о данных умениях. Сложившаяся ситуация показывает недостаточную готовность учителей начальных классов к целенаправленной работе по формированию умений художественно-эстетической культуры младших школьников. Вместе с тем, отмечается проявление интереса у учителей к данной проблеме. Так, 48,2 % опрошенных учителей проявили высокую заинтересованность в решении данной проблемы. Они также отметили и характер испытываемых сложностей: недостаток знаний по художественно-эстетической культуре (24,1 %), недостаток методических знаний по формированию умений художественно-эстетической культуры (42,6%), недостаток сформированности умений художественно-эстетической культуры (20,4 %). Лишь 14,8 % учителей, по их оценке, не испытывают никаких трудностей.

Значимость владения умениями художественно-эстетической культуры учителя видят в следующем: - эти умения помогают становлению личности педагога, его самосовершенствованию (27,8 %), - помогают методически грамотно обучать детей на уроках художественно-эстетического блока (68,5 %). И лишь 1,8 % учителей считают, что владение умениями художественно-эстетической культуры не имеет значения в педагогической деятельности. Таким образом, проведенный опрос показал значимость исследуемой проблемы в школьной практике.

Характеризуя степень изученности и разработанности проблемы формирования умений художественно-эстетической культуры личности, необходимо отметить, что в психолого-педагогической литературе рассматривались лишь отдельные аспекты этого сложного и многогранного процесса.

Проблеме педагогической деятельности посвящены исследования Н.В. Кузьминой, И.Ф. Исаева, В.А. Сластенина, Л.Ф. Спирина, Е.Н. Шиянова и др. Профессионально-творческой подготовкой будущих специалистов занимались А.А. Вербицкий, В. И. Загвязинский, Н.А. Томин, П.И. Чернецов, А.И. Щербаков, Н.М. Яковлева и др.

Проблеме формирования умений были посвящены многие научные исследования психологов: М.И. Дьяченко, Н.В. Кузьминой, А.В. Петровского, К.К. Платонова, Б.М Теплова и др., педагогов: Ю.К. Бабанского, С.И. Ки-сельгофа, И .Я. Лернера, В.И. Орлова, В.А. Сластенина, А.В. Усовой и др.

Проблемы эстетической подготовки студентов высших учебных заведений отражены в исследованиях С.А. Аничкина, Э.И. Медведь (100), Г.А. Петровой (123), О.Н. Соловьевой (151), Е.Т. Трудковой (168) и др.

Вопросы формирования эстетической культуры студентов раскрыты в исследованиях М.А. Верба, Л.Е. Дементьевой, Н.Б. Крыловой, Б.Т. Лихачева, Л.Н. Москвичевой, Б.М. Неменского, Л.П. Печко и др.

Отдельные аспекты эстетической подготовки будущих учителей начальных классов исследованы Н.М. Конышевой, В.Н.Максимовой (95), Г.В. Караваевой (62), Л.П. Саксоновой (141), Н.И. Фатеевой (173) и др.

Решающее значение для осмысления роли народного искусства в художественно-эстетическом воспитании молодежи имеют исследования А.В. Бакушинского, Г.К. Вагнера, В.Н. Василенко, М.А. Некрасовой, Т.Я. Шпи-каловой и др.

Между тем, как показывает анализ педагогической практики и научной литературы по исследованию процесса формирования умений художественно-эстетической культуры в целом, данная проблема является недостаточно изученной, особенно с точки зрения профессионально-педагогической подготовки будущего учителя.

Таким образом, актуальность исследования обусловлена:

- изменением приоритетов в целях обучения и воспитания, связанным с процессами гуманитаризации и гуманизации образования;

- ориентацией вуза на активный поиск путей обновления содержания, форм и методов в области художественно-эстетической подготовки будущих учителей;

- недостаточной теоретической, практической и методической разработанностью вопросов формирования умений художественно-эстетической культуры будущих учителей начальных классов.

Проблема исследования определяется противоречием между возросшей потребностью общества и школы в культурнообразованной, эстетически и художественно развитой личности педагога и недостаточной теоретической и практической подготовкой будущих учителей, способных создавать условия для художественно-эстетического развития школьников.

Актуальность и профессиональная значимость рассматриваемой проблемы определила выбор темы нашего исследования: «Формирование умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя» на материале специальности «Учитель начальных классов».

Целью исследования является обоснование, разработка и реализация системы формирования умений художественно-эстетической культуры будущего учителя и выявление педагогических условий ее успешного функционирования и развития.

Объект исследования: художественно-эстетическая культура будущего учителя.

Предмет исследования: процесс формирования умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя в педвузе.

В основу исследования положена гипотеза, согласно которой формирование умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя будет протекать более эффективно, если: определены структура и содержание умений художественно-эстетической культуры будущего учителя; построена система формирования умений художественно-эстетической культуры; выделен комплекс педагогических условий эффективного функционирования и развития системы формирования умений художественно-эстетической культуры, включающий: 1) содержание процесса формирования умений художественно-эстетической культуры, построенное с учетом особенностей декоративно-прикладного искусства и его специфических средств; 2) использование сочетания традиционных и инновационных форм и методов организации обучения; 3) формирование у будущего учителя профессионально-эстетического интереса к художественно-эстетической деятельности.

В соответствии с целью, предметом и гипотезой исследования ставились и решались следующие задачи:

1. Изучить и проанализировать состояние проблемы формирования умений художественно-эстетической культуры в психолого-педагогической теории и в практической деятельности педвузов.

2. Определить структуру и содержание умений художественноэстетической культуры будущего учителя.

3. Уточнить и конкретизировать следующие основополагающие понятия проблемы исследования: «художественно-эстетическая культура будущего учителя», «умения художественно-эстетической культуры будущего учителя».

4. Разработать систему формирования умений художественно-эстетической культуры и реализовать ее в учебном процессе подготовки будущих учителей начальных классов.

5. Выявить и экспериментально проверить педагогические условия эффективного функционирования и развития системы формирования умений художественно-эстетической культуры будущего учителя начальных классов.

6. Разработать методические рекомендации по формированию умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя начальных классов.

Теоретико-методологическую основу исследования составили основные положения диалектико-материалистической теории познания; философские положения о социальной природе психической деятельности человека, активности и ведущей роли личности в процессе ее развития и формирования; положение о творческой сущности человека, развития его способностей в процессе деятельности; результаты исследований зарубежных и отечественных ученых по проблеме теории культуры, педагогической и профессиональной подготовке учителей

Наше исследование в значительной степени опиралось на идеи и положения разработанные:

- в теории систем: В.Г. Афанасьев (9), И.В. Блауберг (30), Ю.А. Конар-жевский (72), В.Н. Садовский (59), Л.Ф. Спирин (153), З.И. Тюмасева (164), Э.Г. Юдин (196); в теории системного подхода к выявлению и обоснованию сущности художественно-эстетической культуры как феномена человеческой деятельности: М. Абдуллаев (1), Ю.А. Афанасьев (10), М.С. Каган (60) и др.;

- в исследованиях в области психолого-педагогических, философско-эстетических и искусствоведческих наук, раскрывающих особенности освоения художественно-эстетической действительности, проблему взаимодействия культуры и личности: М.М. Бахтин (18), Н.А. Бердяев (20), Н.Б. Берхин (22), Л.С. Выготский (41), Н.Л. Лейзеров (67), Н.И. Киященко (67), Л.Н. Коган (68) и др.;

- в психолого-педагогической теории деятельности (К.А. Абульханова — Славская (4), Л.С. Выготский (41), А.Н. Леонтьев (87), С.Л. Рубинштейн (139) и др.;

- в теории воспитания на традициях народного искусства: А.А. Мелик-Пашаев (102), Б.М. Неменский (113), Т.Я. Шпикалова (191) и др.;

- в теории по актуальным вопросам вузовской дидактики: С.И. Архангельский (7), Ю. К. Бабанский (11),. А. А. Вербицкий (36), И .Я. Лернер (88) и др.;

- в теории педагогической технологии: В.П. Беспалько (26), В.И. Загвя-зинский (54), П.Е. Решетников (135) В.А. Сластенин (147), Л.Ф. Спирин (153), Н.М. Яковлева (198) и др.;

- в теории и методике формирования умений - М.И. Дьяченко (51), Л.А. Кандыбович (52), С.И. Кисельгоф (64), И.Я. Лернер (88), А.К. Маркова (98), А.В.Петровский (121), А.В. Усова (169,170) и др.

Выбранная методологическая основа и поставленные задачи определили ход и методику проведения теоретико-экспериментального исследования, которое осуществлялось поэтапно в период с 1996-го по 2004 год.

В работе использовался комплекс взаимосвязанных и дополняющих друг друга методов исследования: теоретический анализ психолого-педагогической литературы; изучение передового педагогического опыта в отечественной и зарубежной практике; педагогический эксперимент; тестирование; анкетирование; анализ результатов творческой деятельности студентов, экспертные оценки; методы математической статистики.

База исследования. В процессе констатирующего и формирующего этапов эксперимента приняло участие 108 учителей начальных классов г. Челябинска и Челябинской области, 375 студентов факультета подготовки учителей начальных классов. Экспериментальная работа проводилась на факультете подготовки учителей начальных классов Челябинского государственного педагогического университета.

На первом этапе (1996-1997) - аналитическом - изучались и анализировались философские труды, государственные документы, педагогическая, психологическая и методическая литература по теме исследования. Были определены объект, предмет, цель, задачи исследования, сформулирована рабочая гипотеза. Ведущие методы исследования: теоретический анализ литературы по изучаемой проблеме, анализ учебных программ высшей школы и экспериментальных программ для начальной школы, пробный констатирующий эксперимент, анкетирование, тестирование.

На втором этапе (1997-1998) - поисковом - определялись сущность, содержание и структура умений художествено-эстетической культуры студентов, разрабатывалась система формирования умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя, выявлялись эффективные педагогические условия функционирования и развития данной системы, проводился констатирующий экспериментов ходе которого определялось состояние сформированности умений художественно-эстетической культуры у студентов. Изучался опыт работы вузов г. Москвы, г. Магнитогорска, г. Санкт-Петербурга, г. Екатеринбурга. Ведущие методы исследования: теоретический анализ научной литературы, теоретическое моделирование, педагогический эксперимент, анкетирование, тестирование, наблюдение, обобщение.

На третьем этапе (1998-2003) - формирующем - были экспериментально проверены педагогические условия эффективного функционирования системы формирования умений художественно-эстетической культуры у студентов, будущих учителей начальных классов Челябинского государственного педагогического университета. В этот период осуществлялось чтение спецкурса, проводились занятия по спецпрактикуму, корректировалось содержание педагогической практики студентов в школе. Основные методы на данном этапе: педагогический эксперимент, наблюдение, тестирование, анализ творческих практических работ студентов.

На четвертом этапе (2003-2004) - контрольно-обобщающем, подводились итоги исследования, осуществлялась обработка и анализ результатов исследования, теоретически обосновывались основные положения и выводы диссертационного исследования. Ведущие методы: анализ результатов исследования, методы математической статистики, обобщение. На защиту выносятся:

1. Разработанная система формирования умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя, обеспечивающая эффективное овладение данными умениями. Ее особенностями являются:

• содержательно-смысловое наполнение всех компонентов системы спецификой художественно-эстетической культуры, декоративно-прикладного искусства и профессионально-педагогической направленностью;

• поэтапность процесса формирования умений художественно-эстетической культуры (допрофессиональный, профессиональной адаптации, профессионального становления, профессионального творчества), определяющая интеграцию общекультурного, психолого-педагогического, методического и художественного циклов дисциплин;

• целостность, динамичность, уровневость, влияющие на эффективность и качество результата.

2. Комплекс педагогических условий эффективного функционирования и развития системы формирования умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя, включающий: 1) содержание процесса формирования умений художественно-эстетической культуры, построенное с учетом особенностей декоративно-прикладного искусства и его специфических средств; 2) использование сочетания традиционных и инновационных форм и методов организации обучения; 3) формирование У будущего учителя профессионально-эстетического интереса к художественно-эстетической деятельности.

Теоретическая значимость исследования заключается в том, что его теоретические выводы вносят определенный вклад в исследование проблемы художественно-эстетической подготовки будущего учителя. Она состоит:

- в определении структуры и содержания умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя в условиях современного реформирования образования; в уточнении и конкретизации содержания понятия «умения художественно-эстетической культуры будущего учителя», под которым мы понимаем проявленную готовность будущего учителя к освоению искусства, художественно-прикладной деятельности и передаче художественно-эстетического опыта новым поколениям, путем осуществления целесообразной системы действий, основанных на профессионально-педагогических, культурологических знаниях.

Научная новизна исследования заключается в следующем: разработана система формирования умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя;

- выявлен, обоснован и экспериментально проверен комплекс педагогических условий эффективного функционирования и развития системы формирования умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя, включающий: 1) содержание процесса формирования умений художественно-эстетической культуры, построенное с учетом особенностей декоративно-прикладного искусства и его специфических средств; 2) использование сочетания традиционных и инновационных форм и методов организации обучения; 3) формирование у будущего учителя профессионально-эстетического интереса к художественно-эстетической деятельности.

Практическая значимость исследования состоит в том, что результаты экспериментальной работы способствуют совершенствованию образовательного процесса высшей профессиональной школы. Она определяется тем, что: 1) разработано методико-технологическое обеспечение процесса формирования умений художественно-эстетической культуры (программа курса «Методика преподавания художественного труда», спецкурс «Основы декоративно-прикладного искусства в начальной школе», методические рекомендации по педпрактике студентов и художественно-эстетической деятельности в учебных мастерских; 2) разработаны критерии и уровни сформированное™ умении художественно-эстетической культуры, которые являются диагностическим инструментарием для преподавателей высшей школы.

Обоснованность и достоверность выводов и результатов диссертационного исследования обеспечиваются опорой на достижения психолого-педагогической науки, целенаправленной экспериментальной работой; применением комплекса методов, адекватных предмету, целям и задачам исследования; использованием методов математической статистики в обработке результатов опытно-экспериментальной работы.

База исследования. Исследование осуществлялось с 1996 по 2004 гг. В процессе констатирующего и формирующего этапов эксперимента приняло участие 108 учителей начальных классов г. Челябинска и Челябинской области, 375 студентов факультета подготовки учителей начальных классов 41 НУ. Экспериментальная работа проводилась на факультете подготовки учителей начальных классов Челябинского государственного педагогического университета.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные положения и результаты проведенного исследования освещены: - в выступлениях на областных, региональных и всероссийских научнопрактических конференциях: «Новые системы обучения в начальной школе» (Челябинск, 1994), «Региональная модель подготовки педагогов периода детства» (Екатеринбург, 2000), «Методика вузовского преподавания» (Челябинск, 2000-2003);

- в ходе обсуждения материалов исследования на заседаниях кафедры художественно-эстетического воспитания и кафедры педагогики, психологии и предметных методик факультета подготовки учителей начальных классов, отчетов на заседаниях кафедры педагогики ЧГПУ, на заседаниях научно-практической конференции Челябинского государственного педагогического университета (Челябинск, 1995-2004);

- в процессе чтения лекций на курсах повышения квалификации учителей начальных классов на базе факультета подготовки учителей начальных классов ЧГПУ (Челябинск, 1996), в ходе обсуждения и обмена научно-методическими материалами с преподавателями педколледжей г.г. Челябинска, Троицка, Миасса, Златоуста;

- в процессе педагогической деятельности в качестве преподавателя методики художественного труда Челябинского государственного педагогического университета.

Структура работы.

Диссертация состоит из введения, двух глав, общих выводов, заключения, библиографии и приложения. Текст изложен на 189 машинописных страницах, содержит 28 таблиц, 21 рисунок. Библиография включает в себя 204 наименования, из них 6 — на иностранном языке.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Геращенко, Наталья Владимировна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

1. Результаты констатирующего этапа эксперимента доказывают, что формирование умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя начальных классов в рамках сложившейся системы обучения в высшей школе осуществляется недостаточно эффективно.

2. Для формирования умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя начальных классов необходима специальная система, которая должна функционировать и развиваться на фоне определенных педагогических условий.

3. Формирующий этап эксперимента показал, что комплекс педагогических условий является достаточным для эффективного функционирования и развития системы формирования умений художественно-эстетической культуры будущего учителя начальных классов.

4. Проведенный статистический анализ полученных результатов эксперимента показал, что имеется статистически значимое влияние комплекса педагогических условий в системе формирования умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя начальных классов. Различия эффективности формирования умений художественно-эстетической культуры существенны на уровне значимости р<0,01.

154

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Проведенное теоретико-экспериментальное исследование подтвердило выдвинутую гипотезу, позволило решить поставленные задачи и сформулировать следующие выводы:

1. Актуальность проблемы формирования умений художественно-эстетической культуры у будущего учителя обусловлена усилением влияния культуры на все виды деятельности человека, повышением требований к профессионально-педагогической подготовке учителя начальных классов, недостаточной теоретической и практической разработанностью данной проблемы.

2. Уточнено и конкретизировано понятие «умение художественно-эстетической культуры будущего учителя», под которым мы понимаем проявленную готовность будущего учителя к освоению искусства, художественно-прикладной деятельности и передаче художественно-эстетического опыта новым поколениям, путем осуществления целесообразной системы действий, основанных на профессионально-педагогических, культурологических знаниях.

3. Умения художественно-эстетической культуры будущего учителя представляют систему целесообразных действий и являются сложными умениями, включающими следующие компоненты деятельности: эмоцио-нально-мотивационный, ориентационно-планирующий, содержательно-операционный, контрольно-оценочный. По содержанию выделены блоки умений художественно-эстетической культуры: личностно-культурологические умения (умения по художественно-эстетическому овладению искусством), художественно-прикладные умения (умения прикладных видов деятельности), предметно-методические умения (умения по передаче художественно-эстетического опыта творческой деятельности).

4. Разработанная система формирования умений художественно-эстетической культуры способствует эффективной художественноэстетической подготовке будущего учителя. Ее особенностью являются: содержательно-смысловое наполнение всех компонентов системы спецификой художественно-эстетической культуры, декоративно-прикладного искусства и профессионально-педагогической направленностью; поэтапность процесса формирования умений художественно-эстетической культуры (допрофессиональный, профессиональной адаптации, профессионального становления, профессионального творчества), определяющая интеграцию общекультурного, психолого-педагогического, методического и художественного циклов дисциплин; целостность, динамичность, уровневость, влияющие на эффективность и качество результата.

5. Комплекс педагогических условий (содержание процесса формирования умений художественно-эстетической культуры, построенное с учетом особенностей декоративно-прикладного искусства и его специфических средств; использование сочетания традиционных и инновационных форм и методов организации обучения; формирование профессионально-эстетического интереса к художественно-прикладной деятельности) является необходимым и достаточным для эффективного формирования умений художественно-эстетической культуры будущего учителя.

Проведенное исследование не исчерпывает всех аспектов проблемы формирования умений художественно-эстетической культуры будущего учителя начальных классов. Необходима дальнейшая конкретизация методики формирования умений художественно-эстетической культуры каждого содержательного блока, а также разработка вопросов развития художественно-эстетических способностей студентов педвуза, решение проблем углубления межпредметных связей дисциплин художественно-эстетического цикла на факультете подготовки учителей начальных классов.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Геращенко, Наталья Владимировна, 2004 год

1. Абдуллаев М. Эстетическая культура: Теоретико-методолог. аспект. -Ташкент, 1991. - 93 с.

2. Абдуллина О.А. Общепедагогическая подготовка учителя в системе высшего педагогического образования: Для пед. спец. высш. учеб. заведений. 2-е изд., перераб. и доп. - М.: Просвещение, 1990.- 141с.

3. Актуальные вопросы формирования интереса в обучении: Учеб. пособие по спецкурсу для студентов пед. ин-тов. /Под ред. Г.И. Щукиной. -М.: Просвещение, 1984. 176 с.

4. Абульханова-Славская К.А. Типология подходов к личности профессионала // Психол. иссл. проблемы формирования личности профессионала. — М., 1989.-200 с.

5. Арнольдов А.И. Человек и мир культуры. М.: МГИК, 1992. - 240 с.

6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М.: Прогресс, 1974. -392с.

7. Архангельский С.И. Учебный процесс в высшей школе, его закономерные основы и методы. М.: Высшая школа, 1980. - 368 с.

8. Асмолов А.Г. Психология личности. М., 1990. - 143 с.

9. Афанасьев В.Г. Общество: системность, познание и управление.— М.: Политиздат, 1981. 432 с.

10. Афанасьев Ю.А. Социально-культурный потенциал художественной деятельности. Львов, 1990.

11. Бабанский Ю. К. Педагогика: Учеб. пособие для студентов пед. ин-ов. -М.: Просвещение, 1983.- 608 с.

12. Бабич Л.В. Воспитание гуманитарно-эстетического компонента культуры будущего учителя // Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе. М., 1991. - С.90-99.

13. Базовая культура личности: Теорет. и метод. Проблемы: Сб. науч. труд.

14. АПН СССР; Под ред. О.С. Газмана, Л.И. Романовой М., 1989. - 149 с.

15. Базовая модель профессиограммы учителя. Челябинск: Чел. обл. ИУУ, 1990.-72с.

16. Бакушинский А.В. Исследования и статьи: Изб. искусствовед, тр. М.: Советский художник, 1981. - 351 с.

17. Бароненко Е. А. Формирование умений дидактического речевого общения у студентов педагогических вузов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. -Челябинск, 1998.- 18с.

18. Барышникова 3.А., Романова Л.Л. Социокультурная адаптация индивида средствами комплекса искусств: Учеб.- метод, пособие. -М., 1994.-103 с.

19. Бахтин М.М. Этика словесного творчества. — М., 1979. — 109 с.

20. Беликов В. А. Дидактические основы организации учебно-познавательной деятельности школьников: Дис. . докт. пед. наук. -Магнитогорск, 1995. 350 с.

21. Бердяев Н.А. Философия творчества, культуры и искусства: В 2 т. Т.2 / Сост. и примеч. Р.А. Гальцевой. М.: Искусство, 1994. - 508 с.

22. Берулава М. Н. Состояние и перспективы гуманизации образования // Педагогика. 1996.-№ 1.- С. 9-11.

23. Берхин Н. Б. Роль сопереживания в восприятии и создании художественных произведений //Вопр. психологии. -1988. -№ 4. С. 23-41.

24. Берхин Н.Б. Формирование первоначальных художественных знаний //Педагогика. 1993.- №1.- С.43-45.

25. Берхин Н.Б. Психолого-педагогическая специфика художественного образования школьников //Педагогика. 1995. - № 2. - С. 42-45.

26. Беспалько В.П., Беспалько Л.В. Педагогическая технология. М.: Знание, 1989. - 100 с. (Политехи, музей. Новые методы и средства обучения; Вып. 2.)

27. Беспалько В.П. Педагогика и прогрессивная технология обучения. — М.: Изд-во ин-та проф. образования Мин-ва. обр. Рос. Федерации, 1995, 336 с.

28. Библер B.C. Мышление как творчество. М.: Политиздат, 1978. - 399 с.

29. Бим-Бад Б. М., Петровский А. В. Образование в контексте социализации //Педагогика. 1996. - № 3.- С. 3-8.

30. Богоявленская Д.Б. Интеллектуальная активность как проблема творчества. -Ростов н/Д: Изд-во. Рост, ун-та, 1983. 173 с.

31. Блауберг И.В. Теории системы: Филос. и методол. проблемы. — М., 1977. -86 с.

32. Большой энциклопедический словарь / Гл. ред. А.М. Прохоров. М.: Сов. энцикл., 1993. - 1628 с.

33. Бондаревская Е. В. Гуманистическая парадигма личностно ориентированного образования // Педагогика. 1997.- № 4,- С. 11-17.

34. Бондаревская Е.В. Педагогическая культура как общественная и личная ценность // Педагогика. 1999.- № 3. - С.37-43.

35. Борев Ю. Б. Эстетика. — 4-е изд., доп. М.: Политиздат, 1988. — 399 с.

36. Вагнер Г.К. От символа к реальности: Развитие пластич. образа в рус. Искусстве 14-15 вв. М.: Искусство, 1980. — 267 с.

37. Верб М.А. Педагогические основы формирования эстетической культуры старшеклассников. Л., 1980.

38. Вербицкий А.А. Активное обучение в высшей школе: Контекстный подход: Метод, пособие. М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.

39. Возвращение к истокам: Народное искусство и детское творчество: Учеб-метод. пособие /Под. ред. Т.Я. Шпикаловой, Г.А. По-ровской. М.: ВЛАДОС, 2000. - 272 с.

40. Волчегорская Е.Ю. Развитие художественно-творческих способностей будущих учителей начальных классов: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Челябинск, 1997. -21 с.

41. Выгонов В.В. Практикум по трудовому обучению. М., 1999. - 255 с.

42. Выготский Л.С. Психология искусства. М.: Педагогика, 1987.- 576 с.

43. Гальперин П.Я. Психология мышления и изучения о поэтапном формировании умственных действий //Исследования мышления в советской психологии. — М.: Наука, 1960. — С. 236-277.

44. Гончаров И. Ф. Действительность и искусство в эстетическом воспитании школьников. М.: Просвещение, 1978. - 160 с.

45. Горошко А.Я. Методика формирования художественного интереса сельских школьников в 1-4 классах на материале русского народного декоративного искусства: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М., 1992. — 242 с.

46. Государственный образовательный стандарт профессионального высшего образования. М.: Гос. ком. Российской Федерации по высш. образов., 1995.383 с.

47. Гузеватова Е.Н. Педагогические условия предметной подготовки будущих учителей декоративно-прикладного искусства в педагогических вузах: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Брянск, 1998. - 21 с.

48. Гуревич П.С. Философия культуры: учеб. пособие для студентов гуманитар. вузов. М.: Аспект Пресс, 1995. - 288 с.

49. Громов Е.С. Природа художественного творчества: Кн. Для учителя. — М.: Просвещение, 1986. 239 с.

50. Дементьева Н.А. Эстетическое воспитание в школе /Ростов н/Д гос.пед.ин-т. Ростов н/Д, 1966. - 25 с.

51. Дементьева Л.Е. Формирование эстетической культуры будущего учителя. Минск, 1984. - с.

52. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психологические проблемы готовности к деятельности. Минск: Изд-во БГУ, 1976. - 175 с.

53. Дьяченко М.И., Кандыбович Л.А. Психология высшей школы. — 2-е изд., перераб.и доп. Минск: Изд-во БГУ, 1981. - 383 с.

54. Елканов С.В. Профессиональное самовоспитание учителя. — М., 1986. — 143 с.дательская корпорация «Логос», 2000. 384 с.

55. Злобин Н.С. Культура и общественный прогресс. М., 1980.

56. Ильин Е. Н. Искусство общения. М.: Педагогика, 1992. - 110 с.

57. Искусство в жизни детей: Опыт художеств, занятий с мл.шк.: Кн. для учителя / Ершова А.П. и др. М.: Просвещение, 1991.-127 с.

58. Исследования по общей теории систем: Сб. пер. (с англ. и польск.) /Общ.ред. и вступ.ст. В.Н.Садовского и Э.Г. Юдина. М.: Просвещение, 1969. -520 с.

59. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание: Избр.ст. — Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1991. 384 с.

60. Кан-Калик В.А. Учителю о педагогическом общении. М.: Просвещение, 1987.-218с.

61. Караваева Г.В. Педагогические условия эстетической подготовки будущих учителей начальных классов: Дис. . канд. пед. наук. Казань,1993.-180 с.

62. Кваша В. Только один способ управления эффективен //Народное образование. -1997. № 1. - С.5, 6.

63. Кисельгоф С.И. Формирование у студентов педагогических умений и навыков в условиях университетского образования: На материале ЛГУ. — Л.: Изд-во Ленинград, ун-та, 1973. 152 с.

64. Киященко Н. И., Лейзеров Н.Л. Высшая цель эстетического воспитания // Художник. 1985. - № 6. с.

65. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Сущность эстетического воспитания и его роль во всестороннем и гармоническом развитии личности: Теория эстет, воспитания. М.: Искусство, 1978.

66. Киященко Н.И., Лейзеров Н.Л. Теория отражения и проблемы эстетики.-М.: Искусство, 1983. 224 с.

67. Коган Л. Н. Всестороннее развитие личности и культура. М, 1981.- с.

68. Коган Л. Н. Теория культуры. — Екатеринбург: Изд-во Екат.ун-та, 1989. —212 с.

69. Коджаспирова Г.М., Коджаспиров А.Ю. Педагогический словарь: Для студ. высш. и сред. пед. учеб. заведений. М.: Издательский центр «Академия», 2000.- 176 с.

70. Комплексное полихудожественное развитие школьников: Науч. метод, сб. /Под общ. ред. Б.П. Юсова. — М.; Луганск, 1994.-148 с.

71. Конаржевский Ю.А. Что нужно знать директорам школы о системе и системном подходе: Учеб. пособие. Челябинск: ЧГПИ, 1986. - 135 с.

72. Конышева Н.М. О содержании эстетической подготовленности учителя начальных классов // Методологические и теоретические основы процесса обучения и воспитания в начальной школе /Под ред. В.А. Сластенина. М.: МГПИ, 1978.- С.117-125.

73. Конышева Н.М. Методика трудового обучения младших школьников:; Основы дизайнобразования: Учеб. пособие для студентов. — М.: Изд.центр Академия, 1999.-192 с.

74. Красило А. И. Психология обучения художественному творчеству: Учеб. пособие для психологов и педагогов. М.: Ин-т практич. психологии, 1998. -136 с.

75. Краткий педагогический словарь: Метод, пособие /Сост. Л.И. Савва. -Магнитогорск.: МГП ин-т, 1999.- с.

76. Краткий словарь современных понятий и терминов /Сост. и общ. ред. В.А. Макаренко. М.: Республика, 1993. - 510 с.

77. Криулина А.А. Проектная культура в системе психологической подготовки учителя: Рабочие материалы докт. дис. -Курск, 1995. 83 с.

78. Крылова Н.Б. Формирование культуры будущего специалиста: Метод, пособие. М.: Высшая школа, 1990. - 142 с.

79. Кузин В. С. Психология: Учеб. пособие /Под. Ред. Б. Ф. Ломова. -М., Высшая школа, 1982. 280 с.

80. Кузьмина Н. В. Способности, одаренность, талант учителя. Л.: Знание,1985.-76 с.

81. Кузьмина Н.В. Методы системного педагогического исследования. JL: ЛГУ, 1980.- 172с.

82. Кулюткин Ю.Н. Психология обучения взрослых. М.: Просвещение, 1985.-127с.

83. Левин В. А. Воспитание творчества. Томск, 1993. - с.

84. Левитес Д.Г. Практика обучения: современные образовательные технологии. М.: Изд -во « Ин-т практ. психологии»; Воронеж: НПО «МОДНК», 1998. - 288 с.

85. Левшина И. С. Художественное воспитание сегодня: социальная значимость, методические принципы: Искусство и эстет, воспитание молодежи. -М., 1981.- с.

86. Леонтьев А. Н. Деятельность. Сознание. Личность. М.: Политиздат, 1977.-301с.

87. Лернер И.Я. Дидактические основы методов обучения. М.: Педагогика, 1991.-185 с.

88. Лихачев Б.Т Теория эстетического воспитания школьников: Учебное пособие по спецкурсу для пед. ин-тов. М.: Просвещение, 1985.-176с.

89. Лихачев Б.Т. Педагогика: Курс лекций. М.: Прометей, 1992.- 528 с.

90. Лихачев Д.С. Письма о добром и прекрасном. М.: Дет. лит., 1985.-237 с.

91. Лосев А.Ф. Знак. Символ. Миф: Тр. по языкознанию. — М: Изд-во МГУ, 1982.-479 с.

92. Лук А.Н. Психология творчества.- М.: Наука, 1978. 127 с.

93. Лыкова И.А. Декоративно-прикладной фольклор в системе отношений человека к миру // Школа духовности.- 1999.- № 6. С. 83-87.

94. Максимова В.Н. Формирование художественно-эстетических умений у будущих учителей начальных классов в педагогических вузах/ Дис. . канд. пед. наук. Челябинск, 2000. - 186 с.

95. Мамонтов С.П. Основы культурологии. М.: РОУ, 1992. - 272 с.

96. Маркарян З.С. Теория культуры и современная наука: Логико-методол. анализ. М.: Мысль, 1983. - 284 с.

97. Маркова А.К. Психология труда учителя. М.: Просвещение, 1993.-192 с.

98. Межуев В.М. Культура и история: проблема культуры в философско-исторической теории марксизма. М.: Политиздат, 1977. - 192 с.

99. Медведь Э. И. Профессионально ориентированная подготовка студентов к эстетическому воспитанию школьников в условиях педагогического колледжа: ( На примере специальности 0303- "Иностранный язык"): Автореф. дис. . канд. пед. наук. - М.,1998. - 23 с.

100. Мухаметзянова Г.В., Карева Н.Н. Трудовое и эстетическое воспитание студентов. — Казань, 1991. — 183 с.

101. Мелик-Пашаев А.А., Новлянская З.Н. К проблеме художественных способностей и их развития // Педагогика искусства и школа. М., 1982. - С. 47-49.

102. Методические рекомендации и комплекс программ по эстетическому воспитанию и образованию студентов педагогических вузов / Ленингр. гос. пед. ин-т им. А.И. Герцена. Л.: ЛГПИ, 1986. - 135 с.

103. Мигунов А.С. Искусство и процесс познания. М.: Изд-во МГУ, 1986.-126с.

104. Морозова О. П. Развитие общепедагогических умений молодого учителя: Автореф. дис. . канд. пед. наук. М.: Изд-во Моск. гос. пед. ин-та, 1987.-16с.

105. Москвичева Л. Н. Эстетическое развитие личности и ее творческий потенциал. М.: Знание, 1985. - 64 с.

106. Наин А.Я. Общенаучные понятия в педагогике //Педагогика. 1992.-№7/8.- С. 15-19.

107. Наин А.Я. Методология и методика научного исследования. Челябинск, 1993. - 52 с.

108. Народное искусство и современная культура: Проблемы сохранения и развития традиций: Материалы Всесоюзной с международным участием науч. творческой конф. /Под ред. М.А. Некрасовой М., 1985. - 65 с.

109. Недумова М.А. Формирование действенного отношения младших школьников к окружающему миру на занятиях художественным трудом: Автореф. дис канд. пед. наук. М., 1997. - 23 с.

110. Неменский Б. М. Дидактика глазами художника // Педагогика.-1996.-ЖЗ.-С. 19-24.

111. Неменский Б.М. Культура Искусство - Образование: Цикл бесед. -М.: Изд. Центр ХКО, 1993. - 79 с.

112. Неменский Б.М. Мудрость красоты. М.: Просвещение, 1988. - 192 с.

113. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 3-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1999.

114. Кн.1: Общие основы психологии.- 1999. 688 с.

115. Немов Р.С. Психология: Учеб. для студ. высш. пед. учеб. заведений: В 3 кн. 3-е изд. - М.: ВЛАДОС, 1999.

116. Кн.З: Психодиагностика. Введение в научное психологическое исследование с элементами математической статистики. 1999. - 632 с.

117. Никитина Г.В., Романенко В.Н. Формирование творческих умений в процессе профессионального обучения. СПБ.: Изд-во СПБ. ун-та, 1992.-168с.

118. Новые ценности образования: Тезаурус для учителей и шк. психологов / Ред. Н.Б. Крылова. М.: Цицеро, 1995. - 113 с.

119. Ожегов С.И., Н.Ю. Шведова. Толковый словарь русского языка. 4-е изд., доп. - М.:Азбуковник, 1999. — 944 с.

120. Определения основных терминов дидактики в высшей школе. М.: НИИВО, 1995.- 60с.

121. Орлов В. И. Знания, умения, навыки и обучение / Моск. ун-т потреб. Кооп.-М., 1995.-45 с.

122. Общая психология: Учебник для студентов пед. ин-тов /А.В. Петровский, А.В. Бр^шлинский, В.П. Зинченко и др.; под ред. Петровского А.В. — 3-е изд., перераб. и доп. М.: Просвещение, 1986. - 464 с.

123. Педагогические приемы как формы оптимизации эстетического воспитания учащихся общеобразовательной школы / Сое.: Черкасов В. А., Вельский В. М., Вольхина Ж. Б. Челябинск, 1989. - 92 с.

124. Петрова Г.А. Вопросы эстетической подготовки будущего учителя. — М.: Казанск. ун-т, 1976. 200 с.

125. Платонов К.К. Краткий словарь системы психологических понятий: Учеб.пособие. М.: Высш. шк., 1984. - 174 с.

126. Платонов К.К. Структура и развитие личности. М.: Наука, 1986. - 255 с.

127. Познавательные процессы: ощущения, восприятие /Под ред. А.В. Запорожца, Б.Ф. Ломова, В.П. Зинченко. М.: Педагогика, 1982. - 336 с.

128. Понятийный аппарат педагогики и образования: Сб. науч. тр. — Вып.2 / Отв. ред. Е.В. Ткаченко. Екатеринбург, 1996. - 340 с.

129. Поспелов Г.Н; Искусство и эстетика. М.: Искусство, 1984. - 325 с.

130. Приобщение личности к эстетической культуре в педагогическом процессе: Сб. науч. тр. / Под ред. Л.П. Печко. М.: Изд-во АНН СССР, 1991.-109 с.

131. Проблемы эстетического образования и воспитания студентов педагогических институтов: Сб. науч. ст. Свердловск, 1981. -35с.

132. Программа средней общеобразовательной школы « Эстетическое образование, развитие и воспитание» / Сост. Бельский В.М.- Челябинск, 1992.-110 с.

133. Программы общеобразовательных учреждений: Нач. кл.:В 2 ч. 4.2. М.: Просвещение, 2001. - 392 с.

134. Психолого-педагогический словарь для учителей и руководителей общеобразовательных учреждений /Под ред. П.И. Пидкасистого. Ростов н/Д.: Изд-во «Феникс», 1998. - 544 с.

135. Развитие творческой активности студентов в учебной, научно-исследовательской и социально-политической деятельности: Сб. науч.тр. М.: НИИВШ, 1990. - с.

136. Решетников П.Е. Нетрадиционная технологическая система подготовки учителей: Рождение мастера: Кн. для преподават.высш. и сред. пед. учеб. заведений. М., ВЛАДОС, 2000. - 304 с.

137. Розин В. М. Культурология: Учебник. М.: ИНФРА-М, ФОРУМ, 2001.-344с.

138. Розин В. М. Психология и культурное развитие человека: Учеб. пособие. М.: Изд-во Рос. открытого ун-та, 1994. - 144 с.

139. Русанова B.C. Художественно-эстетическое воспитание как основа творческого образа жизни: (Теоретико-экспериментальный аспект): Монография /Челяб. гос. акад. культуры и искусств. — Челябинск, 2001. 234 с.

140. Рубинштейн СЛ. Основы общей психологии: в 2 Т./ АПН СССР. М.: Педагогика, 1989. Т.1. - 488 с. Т.2.- 322 с.

141. Рындак В.Г. Формирование творческого потенциала учителя (теория и диагностика). М., 1994. - 114с.

142. Саксонова J1. П. Профессионализация художественного образования студентов отделения начальных классов педагогического колледжа: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Тольятти, 1997. - 23 с.

143. Саранцев Г.И. Формы обучения в средней школе // Педагогика. 2000. -№2. - С. 34-40.

144. Селиванов B.C. Основы общей педагогики: Теория и методика воспитания: Учеб. Пособие /Под ред. В.А. Сластенина. М.: Изд. центр «Академия», 2000. - 336 с.

145. Сериков Г.Н. Самообразование: Совершенствование подготовки студентов. Иркутск: Изд-во Иркут. ун-та, 1992. - 227 с.

146. Сидоренко Е. Методы математической обработки в психологии. — СП/б: ООО «Речь», 2001. 350 с.

147. Система эстетического воспитания школьников /Под ред. С.А. Герасимова. М.: Педагогика, 1983. - 264 с.

148. Сластенин В.А. Формирование личности учителя в системе высшего педагогического образования. М.: Академия, 1995. - 496 с.

149. Смирнов С.Д. Педагогика и психология высшего образования: от деятельности к личности. М.: Аспект Пресс, 1995.- 271 с.

150. Современный словарь по педагогике / Сост. Рапацевич Е.С. Минск.: Современное слово, 2001. - 928 с.

151. Современный словарь иностранных слов: Около 20 ООО слов. М.: Рус.яз., 1992.-740с.

152. Соловьева О.Н. Формирование профессиональной готовности студентов педвузов к работе по эстетическому воспитанию младших школьников: Дис. . канд. пед. наук. М., 1987. - 242 с.

153. Социокультурная адаптация индивида средствами комплекса искусств: Учеб.метод. пособие /Под. ред. Е.В. Квятковского. М., 1994.- 105 с.

154. Спирин Л.Ф. Теория и технология решения педагогических задач: (развивающее проф.- пед. обучение и самообразование) /Под ред. П.И. Пидкасисто-го. М.: Рос. пед. агентство, 1997.- 174 с.

155. Ставская Н.Р., Комарова Э.И., Булычев И.И. К проблеме соотношения категорий «культура» и «деятельность» //Культура как целостное явление. Проблемы и методология изучения. JL, 1985. - С. 29-35.

156. Советское декоративное искусство: 1945-1975: Очерки / Отв.ред. В.П. Толстой. М.: Искусство, 1989. - 256 с.

157. Сухомлинский В.А. Об эстетическом воспитании. М., 1973. - 272 с.

158. Сысоева Л.С. Махлина С.Т. Материально-художественная деятельность и эстетическое воспитание. — Томск, 1993. с.

159. Талызина Н.Ф. Педагогическая психология: Учеб. для студентов пед. учеб. заведений. -М.: Академия, 1999. 288 с.

160. Теоретико-методологические ориентиры: Обоснования организационных форм обучения в современной школе /Составитель А.Н. Звягин. Челябинск: ЧГПИ, 1987.-18 с.

161. Теоретические проблемы эстетического развития личности школьника /Под ред. А.И. Бурова, Е.В. Квятковского. М.: Педагогика, 1987. - 96 с.

162. Теория и практика высшего педагогического образования: Сб. науч. тр. -М.: МГПИ им. Ленина, 1984. 171с.

163. Теплов Б.М. Проблемы индивидуальных различий. М.,1961. - 536 с.

164. Терентьева Н.А. Художественно-творческое развитие младших школьников в процессе целостного восприятия различных видов искусств. -М.: Изд-во «Прометей» МГПИ им. В.И. Ленина, 1990.- 184 с.

165. Тюмасева З.И. Системное образование и образовательные системы: Монография. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 1999. - 284 с.

166. Томин Н.А. Пути совершенствования педагогической технологии в подготовке учителя /Челяб. гос. пед. ин-т.- Челябинск: Б. И., 1991. -58с.

167. Томин Н.А., Белокур Н.Ф. Формирование воспитательных умений будущего учителя в процессе вузовской общепедагогической подготовки: Пособие по спецкурсу / Челяб. гос. пед. ин-т. Челябинск: 41 НИ, 1986. -66с.

168. Торшилова Е.М., Морозова Т.В. Развитие эстетических способностей детей 3-7 лет: (теория и диагностика). Екатеринбург: Деловая книга, 2001.-141 с.

169. Трудкова Е. Г. Эстетическое воспитание студентов педвуза средствами поморских народных музыкальных традиций: Автореф. дис. . канд. пед. наук. Мурманск, 1998. - 25 с.

170. Усова А. В. Как овладеть рациональными умениями и навыками труда: Метод, рекомендации для учащихся старших кл. ср. шк./ Магнитог. гос. пед. ин-т. Магнитогорск, 1990. - 30 с.

171. Усова А. В. Овладение профессионально-методическими умениями: Метод. рекомендации /Челяб. гос. пед. ин-т Челябинск, 1993.-29 с.

172. Усова А.В. Актуальные проблемы развития современной системы школьного образования. Челябинск: ЧГПИ, 1994. - 26 с.

173. Усова А.В. Проблемы теории и практики обучения в современной школе: Избр. Челябинск: Изд-во ЧГПУ, 2000. - 221 с.

174. Фатеева Н.И. Формирование у студентов педвузов профессиональных умений по эстетическому воспитанию младших школьников: Дис. канд. . пед." наук.-М., 1984.-204 с.

175. Философский энциклопедический словарь. М.: ИНФРА-М, 2001. -576с.

176. Философский словарь /Под ред. И.Т. Фролова. М.: Политиздат, 1986.-590с.

177. Флоренский П.И. Избранные труды по искусству. М.: Изобразит, искусство, 1996.-333 с.

178. Фокин Ю.Г. Корзун М.М. Интенсификация обучения: Сб. рабочих терминов и определений: Метод, материалы. М.: Высш.акад. им. Ф.Э. Дзержинского, 1984. - с.

179. Фокин Ю.Г. Определения основных терминов дидактики высшей школы. М., 1995.- 60 с. (Содержание формы и методы обучения в высшей школе: Обзор. Информация /НИИВО: Вып.4)

180. Фокин Ю.Г. Преподавание и воспитание в высшей школе: Методол., цели и содержание, творчество: Учеб. пособие для вузов. — М.: Академия, 2002. — 216 с.

181. Формирование профессиональной культуры учителя: Учеб. пособие /Под ред. В.А. Сластенина. М.: Прометей, 1993. - 178 с.

182. Формирование учебной деятельности студентов /Под ред. В.Я. Ляудис. -М.: Изд-во Моск. ун-та, 1989.- 240 с.

183. Фридман JI.M. Психопедагогика общего образования: Пособие для студентов и учителей. М.: Изд-во «Ин-т практ. психологии», 1997.-288 с.

184. Художественная культура и эстетическое развитие личности /В.И. Мазепа, А.В. Азархин, В.П. Михалев и др.; АН УССР. Ин-т философии. -Киев: Наук. Думка, 1989.-296 с.

185. Художественно-эстетическое воспитание и задачи гуманитаризации высшего образования. -Магнитогорск: МГПИ , 1989.

186. Чередов И.М. Система форм организации обучения в советской общеобразовательной школе. -М.: Педагогика, 1987.- 152 с.

187. Черкасов В.А., Фомина Т.А., Хайрулин Т.Ш. Развитие духовности школьника: Аспект оптимизации совет, образования. Челябинск: ЧГПУ, 1993.-164с.

188. Шадриков В.Д. Психология деятельности и способности человека. -М.: Изд. корпорация "Логос", 1996.- 319 с.

189. Шимина А.Н. Логико-гносеологические основы процесса формирования понятий в обучении: Пособие к спецкурсу для студентов пед.ин-тов,- М., 1981.76 с.

190. Щербаков А.И., Мудрик А.В. Психологические проблемы самосовершенствования учителя // Школа и производство. -1995. № 6. — С.

191. Щукина Е.Н. Роль деятельности в учебном процессе. М., 1988. - 49 с.

192. Эстетическое воспитание в техническом вузе: Учебно-методическое пособие /Под ред. Г.С. Гуна. М.: Высш. шк., 1991. - 207 с.

193. Эстетическое воспитание школьников на уроках художественного цикла: Сб. науч. тр. М., 1989. - 112 с.

194. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности.- М., 1978.— 266 с.

195. Яковлев Е.В. Теоретические основы управления качеством образования в высшей школе: Монография. Челябинск: Издательство ЧГПУ, 1999.-165С.

196. Яковлева Н.М. Подготовка студентов к творческой воспитательной деятельности. Челябинск: Изд-во ЧГПИ, 1991. - 128 с.

197. Abe Н., Wisemann R. A Cross Cultural Confirmation of Intercultural Effectiveness //International Journal of Intercultural Relations. -1983.- Vol. 7. - P. 53-67.

198. Baat W., Luethi Th., Namuth Finnila K. Deutsche und Schweden: Interkul-turelle Unterschiede in Gespraechssituationen // Fremdsprache Deutsch. -1993.-№2.

199. Flechsig К. H. Kleines Handbuch didaktischer Modelle.- Goettingen, 1991.

200. Kiper H. Interkulturelle Erziehung in Praxis und Theorie.- Saarbruecken, 1995.

201. Todd I., Lanigan M.L. Relational Model of Intercultural Communication Competence //International Journal of Intercultural Relations.- 1989.-Vol. 13.- P. 269-286.

202. Wielacher A., Albrecht C. Fremdgaenge Inter Nationes.- 1995. -192 s.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.