Формирование женских социокультурных типов в христианской культуре западноевропейского Средневековья и практики их социального конституирования тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 24.00.01, кандидат культурологии Букатова, Дарья Михайловна

  • Букатова, Дарья Михайловна
  • кандидат культурологиикандидат культурологии
  • 2012, Москва
  • Специальность ВАК РФ24.00.01
  • Количество страниц 189
Букатова, Дарья Михайловна. Формирование женских социокультурных типов в христианской культуре западноевропейского Средневековья и практики их социального конституирования: дис. кандидат культурологии: 24.00.01 - Теория и история культуры. Москва. 2012. 189 с.

Оглавление диссертации кандидат культурологии Букатова, Дарья Михайловна

Введение.

Глава 1. Представления о природе и предназначении женщины в интеллектуальной традиции западноевропейского Средневековья.

1Л .Женщина в средневековой картине мира.

1.2.Библейские образы Евы, Девы Марии и Марии Магдалины в социокультурной модели включения женщины в общественный порядок средневекового Запада.

1.3.Мизогония и способы оправдания женщины в интеллектуальной традиции западноевропейского Средневековья.

Глава 2. Женские социокультурные типы в западноевропейской средневековой культуре.

2Л. Практики социального конституирования: «жена» как социокультурный тип.

2.2. «Блудница» как социокультурный тип: регуляция сферы сексуального.

2.3. «Монахиня» как социокультурный тип: актуализация сферы сакрального.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Формирование женских социокультурных типов в христианской культуре западноевропейского Средневековья и практики их социального конституирования»

Актуальность темы исследования. Актуальность темы исследования обусловлена значимостью вопроса о создании социальных условий для наиболее полной реализации природных способностей мужчин и женщин, как необходимого условия развития современного демократического общества. Очевидно, что достижение этой цели сопряжено не только с законодательным обеспечением равноправия, но и с необходимыми преобразованиями в ценностной сфере. Безусловно, активность женщины в науке, культуре, политике, экономике возрастает, но на бытовом уровне многие предрассудки продолжают воспроизводить представления о ней, наиболее подробно освященные в литературном наследии Средневековья. Все они - о низких способностях женщины к интеллектуальной деятельности, о присущих «женской природе» непрофессионализме, незрелости, пассивности, о невозможности развития женских достоинств вне контроля со стороны мужчины - препятствуют объективному восприятию её роли в современном мире. И если в рамках средневековой культуры такие представления были связаны с социально значимыми функциями, которые женщина выполняла в специфическом культурном пространстве той эпохи, то сегодня они, скорее, препятствуют реализации женского потенциала в различных сферах социокультурной жизни и, как следствие, ведут к потерям в потенциальном уровне человеческого развития.

В исследованиях медиевистов женщина, рассматриваемая вне профессионального, экономического статуса, классовой принадлежности, но, главным образом, с точки зрения её функциональной предназначенности, как правило, не является объектом внимания. Вместе с тем, Средневековье предоставляет нам наиболее полно разработанные теоретические построения о предназначении женщины, позволяющие рассмотреть их в соотнесении с функциональной предназначенностью 3 женщины в рамках исследуемой культуры. Именно поэтому представляется необходимым осмысление данной проблемы на новом теоретическом уровне с учетом предыдущего опыта ее изучения в мировой и отечественной философской и культурологической литературе. Также наполняется актуальностью сама постановка вопроса о том, как на основании представлений о женщине формируются практики её социального конституирования, обусловленные объективной необходимостью культуры в тех или иных специфически женских функциях.

Степень научной разработанности проблемы. Тема исследования объединяет целый ряд проблем, связанных с социальным функционированием женщины в эпоху Средневековья и его отражением в многочисленных работах теологов, ученых, писателей - как представителей данной эпохи, так и наших современников.

Источниковая база для изучения средневековых представлений о женщине достаточно обширна. В данном исследовании она представлена работами Иеронима1 2, Августина Блаженного3, Иоанна Кассиана4, Винцента из Бове5, Филиппа Новарского6, Эгидия Римского7, рыцаря

1 Иероним. Письмо к Лете о воспитании отроковицы / пер. с лат. // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: пособие для учащ. пед. колледжей и студентов вузов: В 2-х т. Том I: В Христе сокрыты все сокровища премудрости. Путь христианского образования в трудах Отцов Церкви и мыслителей Раннего Средневековья / сост., ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. - С. 120-122.

2 Блаженный Иероним Стридонский. К Евстохии. О хранении девства / пер. с лат. //Да будут одежды твои светлы: сборник писем / сост. И.Г. Шахматова - М.: Издательство Сретенского монастыря, 2006. -416 с. URL: http://www.na-gore.ru/articles/evstohia.htm (дата обращения 20.10. 2011).

3 Августин Блаженный. Исповедь / предисл. и послесл. Н.И. Григорьевой ; пер. с лат. и коммент. М.Е. Сергеенко. - М.: Гендальф, 1992. - 544 с. URL: http://azbyka.ru/7otechnik/AwelijAvgustin/ispoved (дата обращения: 01.07.2011).

4 Иоанн Кассиан. Собеседования аввы Херемона о совершенстве / пер. с лат. А.Н. Ферапонтова. // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: пособие для учащ. пед. колледжей и студентов вузов: В 2-х т. Том I: В Христе сокрыты все сокровища премудрости. Путь христианского образования в трудах Отцов Церкви и мыслителей Раннего Средневековья / сост., ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. - С. 215-216.

5 Винсент из Бове. О наставлении детей знатных граждан / пер. с лат. Н.В. Ревякиной и Т.Б. Рябовой. // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: пособие для учащ. пед. колледжей и студентов вузов: В 2-х т. Том II: Мир преломился в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников и их современников / сост., ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. -М.: АО «Аспект Пресс», 1994. - С. 111-137.

Жоффруа Де ла тур Ландри8 9, гуманистов Джованни Боккаччо10, Кристины Пизанской11, Изотты Ногаролы12, доминиканских монахов Якова Шпренгера и Генриха Инститориса13, средневековыми фаблио14 15 и сборником новелл «Пятнадцать радостей брака»16.

В работе привлекается значительное число работ, связанных с проблемой картины мира как интегральной характеристики культуры -В.Г. Архипкина17, B.C. Жидкова18, В.Б. Касевича19, Т.Ф. Кузнецовой20, К.Б.

6 Филипп Новарский. Четыре возраста человека / пер. со старофранц. С.И. Лучицкой. // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: пособие для учащ. пед. колледжей и студентов вузов: В 2-х т. Том П : Мир преломился в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников и их современников / сост., ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. - С. 142-147.

7 Эгидий Римский. О правлении государей / пер. с лат. Н.В. Ревякиной и Т.Б. Рябовой. // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: пособие для учащ. пед. колледжей и студентов вузов: В 2-х т. Том II: Мир преломился в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников и их современников / сост., ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. - С. 149-170.

8 Из «Книги рыцаря Делатур Ландри, написанной в назидание его дочерям» / пер. с франц. С.Н. Голубева. // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. / сост. и отв. ред. Ю.Л. Бессмертный. - М: Наука, 1991. - С. 154-217.

9 Жоффруа Де ла тур Ландри. Книга рыцаря де ла Тура, написанная в назидание его дочерям / пер. со старофранц. С.К. Сатуровой. // Антология педагогической мысли христианского Средневековья: пособие для учащ. пед. колледжей и студентов вузов: В 2-х т. Том II: Мир преломился в книге. Воспитание в средневековом мире глазами ученых наставников и их современников / сост., ст. к разделам и коммент. В.Г. Безрогова, О.И. Варьяш. - М.: АО «Аспект Пресс», 1994. - С. 171-175.

10 Боккаччо Д. Ворон или Лабиринт Любви / пер. с итал. Н. Фарель. // Д. Боккаччо. Малые произведения / предисл., сост., ред., коммент. Н. Томашевского. - Ленинград: Художественная литература, 1975. - 608 с. URL: http://www.modernlib.ru/books/bokkachchodzhovanni/voron/ (дата обращения: 09.09.2011).

11 Пизанская К. Из книги «О Граде женском» / пер. с франц. Ю.П. Малинина. // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. / сост. и отв. ред. Ю.Л. Бессмертный. - М.: Наука, 1991.-С. 218-256.

12 Ногарола И. Трактат о равном или неравном грехе Адама и Евы / пер. с итал. Т.Б. Рябовой. // Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского Средневековья. — Иваново: Издательский центр «Юнона», 1999.— 212 с. URL: http://krotov.info/librmin/17r/yab/ova01.htm (дата обращения: 01.08.2011).

13 Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм / пер. с лат. Н. Цветкова. // История инквизиции: средневековые процессы о ведьмах / сост. А.Н. Гапченко. - М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2002. - С. 401-717.

14 Стриженый луг / пер. с франц. Ю.Н. Стефанова. // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. / сост. и отв. ред. Ю.Л. Бессмертный. - М.: Наука, 1991. - С. 139-141.

15 Волшебные штаны / пер. с франц. Ю.М. Денисова. // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. / сост. и отв. ред. Ю.Л. Бессмертный. - М.: Наука, 1991. - С. 142-153.

16 Пятнадцать радостей брака / пер. с франц. И.Я. Валевич. // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. / сост. и отв. ред. Ю.Л. Бессмертный. - M.: Наука, 1991. - С. 3-130.

17 Архипкин В.Г., Тимофеев В.П. Естественнонаучная картина мира: учебное пособие. - Красноярск: Красноярский государственный ун-т, 2002. - 320 с.

18 Жидков В., Соколов К. Искусство и социокультурная стратификация общества. // Культура. - 2005. -№3. URL: http://www.narcom.ru/ideas/conmion/65.html (дата обращения: 07.05.2011).

19 Касевич В.Б. Буддизм. Картина мира. Язык. - СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1996. -288 с.

Соколова21, B.C. Степина22, В.П. Тимофеева23. Основой для рассмотрения особенностей средневековой картины мира послужили труды известных учёных медиевистов А.Я Гуревича24 и Ж. Jle Гоффа25.

Всесторонние исследования роли женщины в культуре западноевропейского Средневековья проведены Дж. Беннет26, Э. Пауэр27, Т.Б. Рябовой 28, Ш. Шахар29, коллективом авторов, принявшим участие в создании энциклопедии «Women and Gender in Medieval Europe»30. Исследованию представлений о женской природе и предназначении женщины в трудах отцов Церкви и схоластов посвящена работа С. Жеребкина31, в труде В. Успенской32 проанализирована попытка теоретической реабилитации женщин, предпринятая Кристиной Пизанской.

Для исследования женских образов Библии, существенно повлиявших на формирование представлений о женщине в рамках теоцентричной культуры Средневековья привлечены тексты книг Ветхого и Нового

20 Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. - М.: ИФРАН, 1994,- 274 с. URL: http://www.philosophy.ru/iphras/library/stepl.html (дата обращения: 09.05.2011).

21 Жидков В., Соколов К. Указ. соч.

22 Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Указ. соч.

23 Архипкин В.Г., Тимофеев В.П. Указ. соч.

24 Гуревич А.Я. Категории средневековой культуры. // Гуревич А.Я. Избранные труды. Средневековый мир. - СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. - С. 17-260.

25 Jle Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада / пер. с фр. под общ. ред. В.А. Бабинцева ; послесл. А.Я.Гуревича - Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 560 с.

26 Bennett. М. Judith. Medieval Women in Modern Perspective // Women's history in global perspective. Ed. by Bonnie G. Smith, University of Illinois Press: Urbana and Chicago, 2005. - pp. 139-186.

27 Power E. Medieval Woman / ed. by M.M. Postan. - Cambridge university press, 2006.

28 Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского Средневековья. — Иваново: Издательский центр «Юнона», 1999. — 212 с. URL: http://krotov.info/librmin/17r/yab/ova01.htm (дата обращения: 05.12.2011).

29 Shahar S. The Fourth Estate: A History of Women in the Middle Ages: e-book. - Taylor & Francis e-Library, 2004.

30 Women and Gender in Medieval Europe: An Encyclopedia / ed. M. Schaus. - New York, London: Routledge, 2006.

31 Жеребкин С. Тендерная проблематика в философии // Введение в тендерные исследования: учебное пособие / ред. И.А. Жеребкина. Часть I. - Харьков: Харьковский центр тендерных исследований, 2001. -С. 390-426.

32 Успенская В. Кристина Пизанская и ее «теоретическая реабилитация женщин». // Женщины в истории: возможность быть увиденными: сборник научных статей / под ред. И.Р. Чикаловой. Вып. 3. - Минск: Белорусский государственный педагогический университет, 2004. - 308 с.

URL: http://www.genderstudies.info/sbomik/sbornik.php (дата обращения: 17.05.2011).

Заветов33. Роль библейских героинь в формировании средневековых представлений о женщине исследуется в труде Ж. Дал арена34. Работа Э. Дин35 предоставляет биографический материал о трехстах библейских героинях, К.Л. Янсен36 посвящает свое исследование Марии Магдалине.

Обширную базу для изучения роли женщины в рамках института семьи предоставляют многочисленные исследования семьи и брака на средневековом Западе. Среди них - работы Ю.Л. Бессмертного37, С. Веккьо38, Ф. Гис и Д. Гис39, А.Л. Ястребицкой40. Отдельные части исследований посвященных различным аспектам средневековой культуры также помогают нам воссоздать картину брачно-семейных отношений в рассматриваемый период. Таковы труды М. Дефурно41, М.И. Козьяковой42, П. Л'Эрмит-Леклер43, К. Оптиц44, М. Оссовской45.

33 Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с параллельными местами и приложениями. - М.: Российское Библейское Общество, 2008. - 1376 с.

34 Даларен Ж. Глазами Церкви. // История женщин на Западе: в 5 т. Том II: Молчание Средних веков / под общей редакцией Ж. Дюби и М. Перро ; под. ред. К. Клапиш-Зубер ; пер. с фр. под ред. P.A. Гимадеева; науч. ред. перевода H.JI. Пушкарева. - СПб.: Алетейя, 2009. - С. 24-50.

35 Дин Э. Все женщины Библии / пер. с англ. А. Блейз - М.: Крон-пресс, 1998. - 432 с.

36 Янсен К.Л. Мария Магдалина / пер. с англ. Ю.С. Евтушенкова. - М.: Вече, 2007. - 512 с.

37 Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в Средние века. Очерки демографической истории Франции. - М.: Наука, 1991.-240 с.

38 Веккьо С. Хорошая жена. // История женщин на Западе: в 5 т. Том II: Молчание Средних веков / под общей редакцией Ж. Дюби и М. Перро ; под. ред. К. Клапиш-Зубер ; пер. с фр. под ред. P.A. Гимадеева; науч. ред. перевода Н.Л. Пушкарева. - СПб.: Алетейя, 2009. - С. 110-139.

39 Гис Ф., Гис Д. Брак и семья в Средние века / пер. с. англ. Е.А. Мельниковой. - М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. - 384 с.

40 Ястребицкая А.Л. Женщина и общество. // Средневековая Европа глазами современников и историков: книга для чтения в пяти частях. Часть III: Средневековый человек и его мир / отв. ред. А.Л. Ястребицкая. - М.: Интерпракс, 1994. - С. 283-293.

41 Дефурно М. Повседневная жизнь в эпоху Жанны д'Арк / пер. с франц. Н.Ф. Василькова. - СПб.: Издательская группа «Евразия», 2002. - 320 с. URL: http://www.gumer.info/bibliotekBuks/History/Defumo/ (дата обращения: 03.10.2011).

42 Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века. - М.: Издательство «Весь мир», 2002. - 360 с.

43 Л'Эрмит-Леклер П. Феодальный строй. // История женщин на Западе: в 5 т. Том II: Молчание Средних веков / под общей редакцией Ж. Дюби и М. Перро ; под. ред. К. Клапиш-Зубер ; пер. с фр. под ред. P.A. Гимадеева; науч. ред. перевода Н.Л. Пушкарева. - СПб.: Алетейя, 2009. - С. 202-248. 1

44 Оптиц К. Как жили в позднем Средневековье. // История женщин на Западе: в 5 т. Том II: Молчание Средних веков / под общей редакцией Ж. Дюби и М. Перро ; под. ред. К. Клапиш-Зубер ; пер. с фр. под ред. P.A. Гимадеева; науч. ред. перевода Н.Л. Пушкарева. - СПб.: Алетейя, 2009. - С. 265-312.

45 Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали / вступ. ст. A.A. Гусейнова и K.A. Шварцман; общ. ред. A.A. Гусейнова ; пер. с польск. K.B. Душенко. - М.: Прогресс, 1987 - 528 с.

В работах И. Блоха46 и Е. Сурты47 проанализирован феномен проституции на средневековом Западе. Об изменениях в статусе блудницы в период позднего Средневековья пишет К. Норберг48.

История религиозного служения женщин в средневековой Западной Европе исследуется в работах Д. Ренье-Болера49, С. Фоне-Вампль50, Л. Экенштейн51.

Историко-философское исследование Симоны Де Бовуар52 охватывает весь комплекс проблем связанных с женщиной.

Несмотря на значительное число работ, посвященных теме женщины в эпоху Средневековья, проблема формирования женских социокультурных типов в средневековой западноевропейской культуре и практик их социального конституирования, остается открытой. На восполнение этого пробела и претендует данная работа.

Объект исследования - доминирующие в культуре Средневековья представления о женщине.

Предмет исследования - практики социального конституирования женщины в культуре Средневековья.

46 Блох И. История проституции / пер. с нем. - М.: Аст-Пресс, Фирма «РИД», 1994. - 544 с. URL: http://sovabook.ru/wp-content/uploads/historyprost.pdf (дата обращения: 30.11.2011).

47 Сурта Е. Институализация проституции в позднесредневековом городском обществе Германии: легитимация мужского желания и социальная маргинализация. // Женщины в истории: возможность быть увиденными: сборник научных статей / под ред. И.Р. Чикаловой. Вып. 3. - Минск: Белорусский государственный педагогический университет, 2004. - 308 с.

URL: http://www.genderstudies.info/sbornik/sbornik.php (дата обращения: 17.05.2011).

48 Норберг К. Проститутки. // История женщин на Западе: в 5 т. Том III: Парадоксы эпохи Возрождения и Просвещения / под общ. ред. Ж. Дюби и М. Перро ; под ред. Н. Земон Дэвис и А. Фарж; науч. ред. перевода H.JI. Пушкарева. - СПб.: Алетейя, 2008. - С. 475-492.

49 Ренье-Болер Д. Литература и мистика. // История женщин на Западе: в 5 т. Том II: Молчание Средних веков / под общей редакцией Ж. Дюби и М. Перро ; под. ред. К. Клапиш-Зубер ; пер. с фр. под ред. P.A. Гимадеева; науч. ред. перевода Н.Л. Пушкарева. - СПб.: Алетейя, 2009. - С. 409-459.

50 Фоне-Вампль С. Женщина от V по X век. // История женщин на Западе: в 5 т. Том II: Молчание Средних веков / под общей редакцией Ж. Дюби и М. Перро ; под. ред. К. Клапиш-Зубер ; пер. с фр. под ред. P.A. Гимадеева; науч. ред. перевода Н.Л. Пушкарева. - СПб.: Алетейя, 2009. - С. 171-201.

51 Экенштейн Л. Женщина-монахиня в средние века. (Окончание) // Русская мысль. - Год двадцать первый. - Кн. IX. - Петроградъ; М.: Типо-литография И.Н. Кушнерева и К0,1900 . - С. 103-131.

52 Бовуар С. де. Второй Пол. Т. I и II / общ. ред. и вступ. ст. С.Г. Айвазовой, коммент. М.В. Аристовой ; пер. с франц. А. Сабашникова (Т. I), И. Малахова и Е. Орлова (Т. II). - М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997. - 832 с.

Цель данного исследования - выявление базовых женских социокультурных типов, сопряженных с практиками социального констатирования женщины в рамках культуры западноевропейского Средневековья. Реализация поставленной цели достигается посредством решения следующих задач:

- выявить опосредованность восприятия женщины особенностями картины мира человека западноевропейской культуры;

- определить роль библейских образов Евы, Девы Марии и Марии Магдалины в формировании средневековых представлений о природе и предназначении женщины;

- проанализировать причины формирования проблемы женской природы и женского предназначения в средневековой мысли; выявить ряд оправдательных схем природы женщины, сложившихся в средневековой интеллектуальной традиции; выделить основные женские социокультурные типы, сформировавшиеся в западноевропейской средневековой культуре;

- определить базовые функции и характеристики женского социокультурного типа, сопряженного с институтом семьи и брака; выявить основные функции и доминанты женского социокультурного типа, связанного с институтом монашества; выделить ключевые функции и особенности женского социокультурного типа, сопряженного с институтом внебрачных сексуальных отношений.

Теоретической и методологической основой диссертационного исследования являются фундаментальные идеи и концепции, изложенные в трудах как отечественных и зарубежных классиков, так и современных ученых в области культурологии, философии, истории, социологии, - Дж.

Беннет, Ю.Л. Бессмертного, Ж. Ле Гоффа, А .Я. Гуревича, Э. Пауэр, Т.Б.

Рябовой, И. Хёйзинги, А.Л. Ястребицкой и других. Для исследования 9 оказались полезными идеи П. Сорокина об идеациональной культуре западноевропейского Средневековья, а также М. Фуко и его интеллектуальных последователей о связи производства знания с проблемой власти и о сущности процесса проблематизации. Ведущая методология исследования связана с пониманием культурологии как интегративной науки, позволяющей учитывать достижения различных сфер гуманитарного знания, а также как науки комплексной. Одним из принципов исследования является восприятие самой культуры как сложного системного объекта, обладающего высокой степенью сложности и распадающегося на множество столь же сложных подсистем. Этот подход позволяет рассматривать сложившиеся в Средневековье женские социокультурные типы как культурно обусловленные и функционирующие в границах различных систем.

Основными методами данной работы стали: метод историко-культурной реконструкции, позволяющий определить социокультурный контекст изменений в восприятии женщины на протяжении исследуемого периода; компаративный подход, способствующий выделению общего и особенного в сопоставляемых феноменах; аксиологический, позволяющий анализировать женские социокультурные типы в ценностном пространстве и выявлять внутренние и внешние связи между базовыми ценностями в средневековом обществе; типологический, с помощью которого в диссертации были выделены основные женские социокультурные типы; герменевтический метод, примененный для исследования женских образов в средневековой литературе; метод контент-анализа, позволяющий выявить, обобщить и систематизировать ту обширную историко-культурологическую информацию, которая представлена в монографиях, аналитических статьях, научных докладах, диссертационных работах.

Гипотеза исследования.

Гипотеза исследования строится на предположении о том, что внутренняя противоречивость средневековых представлений о природе и предназначении женщины была сопряжена с необходимостью выявления оснований для включения её, описываемой преимущественно в терминах несовершенства, в общественный порядок. Эта необходимость обуславливалась потребностями средневековой культуры в ряде специфически женских функций и реализовывалась посредством практик социального конституирования женщины, позволяющих легитимировать женский опыт и женское предназначение и создавать условия для реализации женщиной её функциональной предназначенности в границах средневековой культуры.

Научная новизна работы состоит в следующем:

• продемонстрирована обусловленность представлений о женщине особенностями средневековой картины мира: теоцентризмом, универсализмом, традиционализмом, иерархизмом, символизмом, двумирностью и дидактизмом;

• представлена социокультурная модель: Ева - Мария Магдалина -Дева Мария, отражающая включение женщины в общественный порядок западноевропейского Средневековья;

• выявлена основная причина формирования проблемы женской природы и женского предназначения в западноевропейской средневековой культуре: амбивалентность в отношении к иррациональному, чувственному, телесному и ассоциируемой с ними женщиной в средневековой интерпретации христианского учения;

• выделены идеи об андрогинности души и о женском несовершенстве как богоустановленном, используемые в большинстве оправдательных схем природы женщины в средневековой мысли;

• на основе функциональных характеристик женщины, реализуемых ей в рамках культуры западноевропейского Средневековья, выделены следующие социокультурные типы: жена, блудница, монахиня;

• определена специфика социального конституирования женщины посредством институтов семьи, внебрачных сексуальных отношений, монашества.

Основные положения, выносимые на защиту:

1. Восприятие женщины в рамках культуры Средневековья определялось особенностями картины мира. Теоцентризм и традиционализм делали ссылку на текст Писания важнейшим аргументом в любых рассуждениях о женщине; символизм обуславливал необходимость поиска библейских прообразов земных женщин; двумирность определяла выбор в качестве основных прообразов противоположных по своему ценностному содержанию персонажей - Еву и Деву Марию; дидактизм побуждал наделять библейских героинь моральными качествами; универсализм - транслировать эти качества на всех земных женщин; иерархизм делал приниженное положение женщины относительно мужчины непреодолимым.

2. Включение женщины в общественный порядок западноевропейского Средневековья отражает социокультурная модель, в которой образы Евы и Девы Марии, принадлежащие символическому пространству идеального, взаимоувязаны и уравновешены через образ

Марии Магдалины, принадлежащий реальному пространству повседневности. Принципиальным является то, что только совокупность этих образов позволяла включить женщину в социокультурные отношения. При этом, Ева служила напоминанием о множественных пороках женской природы: гордыне, невоздержанности, неразумности, легкомыслии; Дева Мария демонстрировала возможность безграничного совершенствования женщины, воплощая умеренность, замкнутость, стыдливость, внимание, благоразумие, робость, честь, усердие, целомудрие, послушание, смирение, веру; Мария Магдалина олицетворяла возможность следования по пути от грешной природы к высотам святости и совершенства, который пролегает через покаяние и епитимью, обуздание греховной плоти, кроме того, деятельное стремление Марии Магдалины к искуплению грехов, к богоугодности до некоторой степени легитимировало женскую активность, выступало оправданием практического включения женщины в социум, при условии, что оно служило укреплению установленного Церковью и государством порядка.

3. Основной причиной формирования проблемы женской природы и женского предназначения в средневековой мысли послужила противоречивость в отношении к иррациональному, чувственному, телесному и ассоциируемой с ними женщиной. В христианской философии античная оппозиция тела, чувственного, иррационального, пассивного, репрезентируемых женским началом, и разума, духовного, рационального, активного, ассоциируемых с мужским, продолжает свое существование, но утрачивает однозначность. Средневековая интеллектуальная традиция порицает сексуальную чувственность, но объявляет чувственность, сопряженную с религиозным переживанием, не менее важной, чем разум в постижении Божественных смыслов. Новый

Завет призывает не касаться женщины, Ветхий Завет наставляет плодиться и размножаться, сама женщина выступает главной героиней в эпизодах и грехопадения, и вочеловечивания Иисуса. Духовенство, представленное мужчинами, жизнь которых отягощена целибатом, ощущает опасность соблазна, который таят в себе дочери Евы, но движимое христианскими чувствами, преклоняется перед Девой Марией и не может утвердиться в своем презрении к женскому полу. Таким образом, противоречивость в отношении к женщине остро ощущается главными производителем знания о женщине - клиром - уже на уровне повседневного опыта. Эти

13 противоречия превращают вопрос о природе и предназначении женщины в предмет напряженной культурной рефлексии, инициируя поиск новых смыслов и интерпретаций.

4. В интеллектуальной традиции западноевропейского Средневековья амбивалентность отношения к женщине, описываемой в терминах несовершенства, выражалась в формировании особых оправдательных схем женской природы. Наиболее распространенным способом её теоретической реабилитации стали используемые в большинстве оправдательных схем утверждения об андрогинности души, игнорирование связи женщины со своим полом (Августин, Амвросий, Иероним, К. Пизанская); о признании женщины существом несовершенным, по замыслу Бога, ее проступков, в связи с этим, -простительными, а ее подчинения мужчине - закономерным (Ф. Аквинский, X. Бингенская, И. Ногаролла).

5. В христианской средневековой культуре выделены основные социокультурные типы женщин, основанные на её функциональных характеристиках, и способы их включения в общественные практики.

Жена характеризовалась как женщина, сумевшая под контролем супруга с помощью смирения, стыдливости, трудолюбия обуздать свои порочные женские склонности. Её включение в средневековый социум осуществлялось посредством института брака, в рамках которого она выполняла свою основную функцию - поддержку мужчины в границах приватной сферы - помощь в спасении души, продолжении рода, ведении хозяйства. Блудница рассматривалась как необходимое социальное зло.

Блудницы включались в социум через институт внебрачных сексуальных отношений, их основной функцией было регулирование сферы сексуального. Они не позволяли сексуальным притязаниям мужчин разрушать социальные и семейные устои христианского общества, а также исполняли пассивную посредническую роль в осуществлении контроля над сферой сексуального со стороны государства и Церкви. Монахиня выступала как женщина, отринувшая ценности земного мира и сосредоточившая все свои помыслы и устремления на Боге. Включенная в социум посредством института монашества, она выполняла свою основную функцию по обеспечению актуализации сферы сакрального -представляла собой эталон благочестия для женщин и демонстрировала справедливое воздаяние за богоугодный образ жизни не только на Небе, но и на земле, где обладала рядом прав, не доступных большинству мирянок.

6. В период позднего Средневековья с нарушением функций, установленных для женщины соответствующим институтом, социокультурный тип, функционирующий в его границах, теряет социальное признание. Роль жены перестает рассматриваться как однозначно положительная, когда в период позднего Средневековья происходит изменение функций супругов в браке, социальная гегемония мужа утрачивает аксиоматичность. Ремесло блудниц осуждается как свидетельство падения нравов, а в их отношении предпринимается ряд репрессивных мер, когда во второй половине XV в. публичные женщины начинают покидать муниципальные бордели, демонстрируя стремление выйти из системы. Социальный престиж роли монахини существенно понижается, когда в период позднего Средневековья обитательницы монастырей перестают осуществлять свою основную функцию, пренебрегая религиозными обязанностями и аскетичным образом жизни. Нарушая установления институтов, соответствующих их функциональной предназначенности, женщины демонстрируют стремление к свободе в её гуманистическом понимании - свободе, сопряженной с независимостью и духовной автономностью, приходящей на смену средневековой, отождествляемой с легитимностью. Эти процессы знаменуют переход к качественно новой эпохе Возрождения.

Достоверность научных результатов исследования обеспечивается теоретической обоснованностью основных положений диссертации; апробацией основных положений работы на международных научных и научно-практических конференциях; в научных публикациях автора, в том числе, 3, включенных в список ВАК; во внедрении результатов исследования в преподавание в МосГУ базовых учебных дисциплин «История культуры», «Культура повседневности», «История и теория искусства».

Теоретическая значимость исследования состоит в том, что выводы и положения данной работы способствуют более полному и системному освещению истории взаимоотношений женщины с институтом церкви, ее роли в брачно-семейных отношениях, репрезентации женских образов в литературе. Основные положения данной работы также могут выступать в качестве теоретической и методологической базы для изучения процессов формирования женских социокультурных типов и их обусловленности спецификой исследуемой культуры.

Практическая значимость данной работы заключается том, что её основные положения и выводы могут быть востребованы при реализации образовательных программ подготовки специалистов: культурологов, историков, социологов. Материалы диссертационного исследования могут использоваться в подготовке учебно-методических пособий и в лекционных курсах «Теория и история культуры», «Культура повседневности», «Культура западноевропейского Средневековья».

Соответствие диссертации паспорту научной специальности.

Диссертационное исследование, посвященное выявлению базовых женских социокультурных типов, сопряженных с практиками социального конституирования женщины в рамках христианской западноевропейской средневековой культуры, соответствует п. 3 «Исторические аспекты теории культуры, мировоззренческие и ментальные аспекты теории культуры»; п. 12. «Механизмы взаимодействия ценностей и норм в культуре»; п. 17. «Компоненты культуры (наука, мораль, мифология, образование, религия, искусство)»; п. 20. «Культура и субкультуры. Региональные, возрастные и социальные ориентации различных групп населения в сфере культуры»; п. 33. «Институты культуры и их функции в обществе» паспорта специальности 24.00.01 - теория и история культуры (Исторические науки, искусствоведение, культурология).

Апробация диссертационного исследования.

Основное содержание и выводы диссертации изложены в 7 научных публикациях автора (в том числе, 3 статьях в журналах, входящих в перечень изданий, рекомендованных ВАК).

Результаты исследования излагались автором в выступлениях на научных и научно-практических конференциях: XVI научной конференции аспирантов и докторантов (Москва, МосГУ, 2010); научно-практической конференции «Групповая идентичность в истории и культуре: этнос, религия, социальный организм» (Москва, МосГУ, 2011 г.); на секции «Высшее культурологическое образование» в рамках VIII Международной научной конференции «Образование для XXI века» (Москва, МосГУ, 2011).

Результаты диссертационного исследования использованы при чтении лекционных курсов «История мировой культуры», «Теория и история культуры повседневности зарубежных стран», «История и теория искусства» подготовленных на кафедре философии, культурологии и политологии AHO ВПО «Московский гуманитарный университет».

Структура диссертации обусловлена логикой исследования и раскрытия темы. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и история культуры», 24.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и история культуры», Букатова, Дарья Михайловна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Восприятие женщины в рамках культуры Средневековья во многом определяют такие характерные черты картины мира эпохи, как теоцентризм, универсализм, традиционализм, иерархизм, символизм, двумирность и дидактизм: в социальной иерархии приниженное положение женщины относительно мужчины непреодолимо, а её личностные качества заслоняют те, которые приписываются ей вслед за небесными прообразами - библейскими персонажами, наиболее значимые из которых - Ева и Дева Мария - противоположны по своей ценностной нагрузке.

Образы праматери и Богородицы, уравновешенные фигурой Марии

Магдалины, представляют собой пригодную для практического применения социокультурную модель, которая отражает включение женщины в общественный порядок. Ева служит напоминанием о многочисленных пороках женской природы, заставляя женщину осознавать свое место в земной иерархии; Мария Магдалина указывает на модель активного поведения, позволяющую грешной по природе женщине через покаяние и обуздание плоти достигнуть высот святости, кроме того, её история до некоторой степени оправдывает деятельное включение женщины в социум, при условии, что оно служит укреплению установленного Церковью и государством порядка; Дева Мария демонстрирует безграничность возможного совершенства. Её множественные добродетели и Священное Материнство, как и порки Евы, приведшие человечество к грехопадению служат главными аргументами в любых рассуждениях о женщине. Рассуждения эти чрезвычайно многочисленны в Средние века. Античная оппозиция тела, чувственного, иррационального, пассивного, ассоциируемого с женским началом, и разума, духовного, рационального, активного отождествляемых с мужским, в интеллектуальной традиции Средневековья утратив

167 однозначность, становится предметом культурной рефлексии, напряженного осмысления, не прекращающегося на протяжении тысячелетней истории, приводит к формированию проблемы женской природы и предназначения.

Средневековая мысль, преисполнена амбивалентности в том, что касается женщины. Чувственность порицается, но, объявляется необходимой составляющей религиозного переживания. Новый Завет восхвалят девство, Ветхий Завет призывает плодиться и размножаться. Женщина выступает главной виновницей в эпизоде грехопадения, женщине же принадлежит ключевая роль в акте вочеловечевания Христа. Уже на уровне повседневного опыта эта противоречивость ощущается главными производителями знания о женщине - духовенством: дочери Евы несут опасность принявшим целибат, Дева Мария вызывает восхищение истово верующих христиан и не позволяет утвердиться в презрении к женскому полу. Клир задает тон в осмыслении этого вопроса, его продолжают придерживаться средневековые мыслители вплоть до конца Средневековья. Концепции женской природы и предназначения также противоречивы, как опыт их создателей: при общей мизогонистической направленности они содержат ряд оправдательных схем, реабилитирующих женщину. Наиболее распространенными оправданиями женской природы становится утверждение об андрогинности души и представление о женском несовершенстве как богоустановленном.

Теоретически реабилитированная, пусть и отчасти женщина может быть включена в общественный порядок. Необходимость такого включения обусловлена рядом социально значимых в специфическом культурном пространстве Средневековья функций, осуществление которых не может быть возложено на мужчину.

Практики социального конституирования женщины, сопряженные со средневековыми представлениями о ней, позволяют реализовывать эти функции в рамках институтов, деятельность в границах которых обеспечивает ей социальное признание.

На основании функциональных характеристик женщины реализуемых ей в рамках культуры западноевропейского Средневековья в диссертации выделяются три женских социокультурных типа: жена, чьей основной функцией является поддержка мужчины в границах приватной сферы: помощь в спасении души, продолжении рода и ведении хозяйства; монахиня, актуализирующая сферу сакрального: она выступает эталоном благочестия для женщин и своим привилегированным, относительно мирянок, положением демонстрирует справедливое воздаяние за богоугодный образ жизни не только в мире Горнем, но и на земле; блудница, регулирует сферу сексуального: выступает как пассивный посредник в осуществлении контроля над сферой сексуального со стороны государства и Церкви и не позволяет сексуальным притязаниям мужчин разрушать социальные и семейные устои христианского общества.

Три социокультурных типа: монахини, жены и блудницы, охватывают сферу функциональной предназначенности женщины, определяют необходимость её включения в социум. Все это позволяет нам рассматривать их, как основные женские социокультурные типы западноевропейского Средневековья.

Важно отметить, что нарушение функций, выполняемых женщиной в рамках соответствующей её предназначенности института, влечет за собой потерю социального признания. Так с ослаблением авторитарного положения главы семьи, изменением функций супругов в браке, роль жены перестает рассматриваться как однозначно положительная; в отношении блудниц предпринимается ряд репрессивных мер, а ремесло их признается безнравственным, когда публичные женщины, демонстрируют

169 независимость, покидают муниципальные дома терпимости, стремятся выйти из системы, в рамках которой они осуществляют свою функциональную предназначенность; социальный престиж роли монахини существенно понижается, когда обитательницы монастырей, пренебрегающие своими религиозными обязанностями и аскетичным образом жизни, уже не могут служить примером благочестия для женщин и демонстрировать богоугодный образ жизни.

Такое стремление женщин позднего Средневековья к независимости во многом сопряжено с изменениями в представлениях о свободе, произошедшими в этот период: воспринимаемая изначально как социальная легитимность, принадлежность к той или иной социальной общности и предполагавшая принятие соответствующих прав и обязанностей, к концу Средних веков под влиянием идеологии гуманизма, свобода начинает соотноситься с независимостью. Нарушая установления институтов соответствующих их функциональной предназначенности, женщины демонстрируют стремление именно к такой к свободе. Кроме того, ослабление авторитета Церкви в период позднего Средневековья, позволяет пренебречь деятельным участием в разработанном ей плане поддержания богоустановленного общественного порядка посредством исполнения соответствующих статусу социально значимых функций. Подобные изменения в средневековом сознании свидетельствуют о переходе к качественно новому этапу западноевропейской культуры -эпохе Возрождения.

Список литературы диссертационного исследования кандидат культурологии Букатова, Дарья Михайловна, 2012 год

1. Исторические источники

2. Августин Блаженный. Исповедь / предисл. и послесл. Н.И. Григорьевой ; пер. с лат. и коммент. М.Е. Сергеенко. М.: Гендальф, 1992. - 544 с. Электронный ресурс. URL: http://azbyka.ru/7otechnik/AvrelijAvgustin/ispoved (дата обращения: 01.07.2011).

3. Библия. Книги Священного писания Ветхого и Нового Завета в русском переводе с параллельными местами и приложениями. М.: Российское Библейское Общество, 2008. - 1376 с.

4. Волшебные штаны / пер. с франц. Ю.М. Денисова. // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. / сост. и отв. ред. Ю.Л. Бессмертный. М.: Наука, 1991. - С. 142-153.

5. Из «Книги рыцаря Делатур Ландри, написанной в назидание его дочерям» / пер. с франц. С.Н. Голубева. // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. / сост. и отв. ред. Ю.Л. Бессмертный. М.: Наука, 1991. - С. 154-217.172

6. Пизанская К. Из книги «О Граде женском» / пер. с франц. Ю.П. Малинина. // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. / сост. и отв. ред. Ю.Л. Бессмертный. М.: Наука, 1991. - С. 218-256.

7. Пятнадцать радостей брака / пер. с франц. И.Я. Валевич. // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. / сост. и отв. ред. Ю.Л. Бессмертный. М.: Наука, 1991. -С. 3-130.

8. Стриженый луг / пер. с франц. Ю.Н. Стефанова. // Пятнадцать радостей брака и другие сочинения французских авторов XIV-XV вв. / сост. и отв. ред. Ю.Л. Бессмертный. М.: Наука, 1991. - С. 139-141.

9. Шпренгер Я., Инститорис Г. Молот ведьм / пер. с лат. Н. Цветкова. // История инквизиции: средневековые процессы о ведьмах / сост. А.Н. Гапченко. М.: ООО «Издательство ACT»; Харьков: «Фолио», 2002. - С. 401-717.

10. Бессмертный Ю.Л. Жизнь и смерть в Средние века. Очерки демографической истории Франции. М.: Наука, 1991. - 240 с.

11. Блох И. История проституции / пер. с нем. М.: Аст-Пресс, Фирма «РИД», 1994. - 544 с. Электронный ресурс. URL: http://sovabook.ru/wp-content/uploads/historyprost.pdf (дата обращения: 30.11.2011).

12. Бовуар С. де. Второй Пол. Т. I и II / общ. ред. и вступ. ст. С.Г. Айвазовой, коммент. М.В. Аристовой ; пер. с франц. А. Сабашникова (Т. I), И. Малахова и Е. Орлова (Т. II). М.: Прогресс; СПб.: Алетейя, 1997.-832 с.

13. Брандт. Г.А. Философская антропология феминизма: природа женщины. Екатеринбург: Издательство Гуманитарного университета, 2004. - 204 с.

14. Виоле-ле-Дюн Э.Э. Жизнь и развлечения в Средние века / вступ. ст. А.Н. Кирпичникова ; науч. ред. Н.И. Милетенко ; сост. С.Е. Еременко ; пер. с фр. М.Ю. Некрасова. СПб.: «Евразия», 1997. - 384 с.

15. Гис Ф., Гис Д. Брак и семья в Средние века / пер. с. англ. Е.А. Мельниковой. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2002. - 384 с.

16. Гуревич А .Я. Категории средневековой культуры. // Гуревич А.Я. Избранные труды. Средневековый мир. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. - С. 17-260.

17. Гуревич А.Я. Культура и общество средневековой Европы глазами современников. // Гуревич А.Я. Избранные труды. Культура средневековой Европы. СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. - С. 287-526.

18. Гуревич А.Я. Начало феодализма в Европе. // Гуревич А.Я. Избранные труды: в 2 т. Т. I. М.; СПб.: ЦГНИИ ИНИОН РАН, 1999. - С. 189-342.

19. Гуревич А.Я. Средневековый мир: культура безмолвствующего большинства. // Гуревич А.Я. Избранные труды. Средневековый мир. -СПб.: Издательство Санкт-Петербургского университета, 2007. С. 263-547.

20. Дефурно М. Повседневная жизнь в эпоху Жанны д'Арк / пер. сфранц. Н.Ф. Василькова. СПб.: Издательская группа «Евразия», 2002.175- 320 с. Электронный ресурс. URL:http://www.gumer.info/bibliotekBuks/History/Defurno/ (дата обращения: 03.10.2011).

21. Дин Э. Все женщины Библии / пер. с англ. А. Блейз М.: Крон-пресс, 1998.-432 с.

22. Касевич В.Б. Буддизм. Картина мира. Язык. СПб.: Центр «Петербургское востоковедение», 1996. - 288 с.

23. Козьякова М.И. История. Культура. Повседневность. Западная Европа: от античности до 20 века. М.: Издательство «Весь мир», 2002. - 360 с.

24. Jle Гофф Ж., Трюон Н. История тела в средние века / пер. с франц. Е. Лебедевой. — М.: Текст, 2008. — 189 с.

25. Ле Гофф Ж. Рождение Европы / предисл. А.О. Чубарьяна ; пер. с фр. А.И. Поповой. СПб.: «Александрия», 2008. - 398 с.

26. Ле Гофф Ж. Цивилизация Средневекового Запада / пер. с фр. под общ. ред. В.А. Бабинцева ; послесл. А.Я.Гуревича Екатеринбург: У-Фактория, 2005. - 560 с.

27. Ломброзо Ч., Фереро Г. Женщина преступница и проститутка / предисл. В. Чудновского ; пер. с итал. Г.И. Гордона. Ставрополь: Издательство A.A. Торбы, 1991 -224 с.

28. Майоров Г.Г. Формирование средневековой философии. Латинская Патристика. М.: Мысль, 1979. - 432 с.

29. Оссовская М. Рыцарь и буржуа: Исследования по истории морали / вступ. ст. A.A. Гусейнова и К.А. Шварцман ; общ. ред. A.A. Гусейнова ; пер. с польск. К.В. Душенко. М.: Прогресс, 1987 - 528 с.

30. Роулинг М. Европа в Средние века. Быт, религия, культура / пер. с анл. Л.А. Калашниковой. М.: ЗАО Центрполиграф, 2005. - 223 с.

31. Рябова Т.Б. Женщина в истории западноевропейского

32. Средневековья. — Иваново: Издательский центр «Юнона», 1999. —176212 с. Электронный ресурс. URL:http://krotov.info/librmin/17r/yab/ova01.htm (дата обращения: 05.12.2011).

33. Свенцицкая И. Тайные писания первых христиан. М.: Политиздат, 1980. - 198 с. Электронный ресурс. URL: http://lib.ru/HRISTIAN/ATH/svtain.txt (дата обращения: 09.05.2011).

34. Степин B.C., Кузнецова Л.Ф. Научная картина мира в культуре техногенной цивилизации. М.: ИФРАН, 1994.- 274 с. Электронный ресурс. URL: http://www.philosophy.ru/iphras/library/stepl.html (дата обращения: 09.05.2011).

35. Сорокин П.А. Социальная и культурная динамика / пер. с англ., вст. статья и комментарии В.В. Сапова. М.: Астрель, 2006. - 1176 с.

36. Тарнас Р. История западного мышления / пер. с англ. Т.А. Азаркович. М.: Крон-пресс, 1995. - 448 с. Электронный ресурс. URL: http://psylib.org.ua/books/tarna01/ (дата обращения: 22.05.2011).

37. Тогоева О.И. «Истинная правда»: языки средневекового правосудия. М.: Наука, 2006. - 334 с. Электронный ресурс. URL: http://www.globalfolio.net/medievalist/rus/18t/togoeva-istinnaya-pravda/ (дата обращения: 15.12.2011).

38. Фромм Э. Бегство от свободы / Пер. с англ. А. Галактионова. -М.: ACT МОСКВА, 2009. 288 с. URL: http://thelib.ru/books/irommerih/begstvootsvobodi.html Электронный ресурс., (дата обращения: 11.09.2011).

39. Хёйзинга Й. Осень Средневековья / сост., предисл. и пер. с нидерл. Д.В. Сильвестрова ; коммент., указатели Д.Э. Харитоновича. -СПб.: Издательство Ивана Лимбаха, 2011. — 768 с.

40. Цывкин В. По стопам Иисуса на Святой земле. Иерусалим. -544 с. Электронный ресурс. URL: http://www.about-holyland.com/E-100.html (дата обращения: 15.05.2011).177

41. Экенштейн JI. Женщина-монахиня в средние века. (Окончание) // Русская мысль. Год двадцать первый. - Кн. IX. - Петроградъ; М.: Типо-литография И.Н. Кушнерева и Ко, 1900 . - С. 103-131.

42. Янсен К.Л. Мария Магдалина / пер. с англ. Ю.С. Евтушенкова. -М.: Вече, 2007.-512 с.1. Научные статьи

43. Бессмертный Ю.Л. Брак, семья и любовь. // Средневековая Европа глазами современников и историков: книга для чтения в пяти частях. Часть III: Средневековый человек и его мир / отв. ред. А.Л. Ястребицкая. М.: Интерпракс, 1994. - С. 315-325.

44. Воронина O.A. Оппозиция материи и духа: тендерный аспект. // Вопросы философии. 2007. - №2. Электронный ресурс. URL: http://www.gender.ru/pages/resources/publications/voronina/pd£^Voprosy philosopii.pdf (дата обращения: 30.07.2011).

45. Гапова. Е. Тендерная проблематика в антропологии. // Введениев тендерные исследования: учебное пособие / ред. И.А. Жеребкина.179

46. Часть I. Харьков: Харьковский центр тендерных исследований, 2001.- С. 370-389.

47. Жеребкин С. Тендерная проблематика в философии. // Введение в тендерные исследования: учебное пособие / ред. И.А. Жеребкина. Часть I. Харьков: Харьковский центр тендерных исследований, 2001.- С. 390-426.

48. Коротаева. Д.И. «Проблематизация» М. Фуко как способ переосмысления социокультурной действительности. // Вестник Нижегородского университета им. Н.И. Лобачевского. Серия: Социальные науки. 2010. - №4. - С. 200-204.

49. Рябова Т. Ищите женщину! // Женщина плюс. 1998. - №1. Электронный ресурс. URL: http://www.owl.ru/win/womplus/1998/ryabov.htm (дата обращения: 30.06.2011).

50. Смирнов A.A. Джованни Боккаччо. // Д.Боккаччо. Фьямметта. Фьезоланские нимфы / отв. ред. И.Н. Голенищев-Кутузов ; подгот. изд. И.Н. Голенищев-Кутузов, А.Д. Михайлов ; пер. с итал. М. : Наука, 1968 .-С. 261-288.

51. Топорова A.B. «Женская тема» в итальянской средневековой проповеди. // Государство, религия, Церковь в России и за рубежом. -2010. -Ш.-С.117-123.

52. Фуко М. Забота об истине. Беседа М. Фуко с Ф. Эвальдом. // Воля к истине: по ту сторону знания, власти и сексуальности. Работы разных лет / общ. ред. А. Пузырея ; пер. с франц., комм, и послесл. С. Табачникова. М.: Касталь, 1996. - С. 307-326.

53. Хитаров К. Из истории сексуальной жизни во Франции. //Апокриф 1993. - № 3. Электронный ресурс. URL: http://deja-vu4.narod.ru/Prostitution.html (дата обращения: 11.12.2011).

54. Хуторянская А.Д. Картина мира в гуманитарной науке. // Вестник Кемеровского государственного университета. 2010. - №1. -С. 204-208.

55. Щеглов А.Д. Святая Бригитта. // Средние века. Вып. 65 / Ин-т всеобщей истории РАН ; отв. ред. A.A. Сванидзе. М.: Наука, 2004. -С. 324-334.

56. Архипкин В.Г., Тимофеев В.П. Естественнонаучная картина мира: учебное пособие. Красноярск: Красноярский государственный ун-т, 2002. - 320 с.

57. Культурология: учебник для студентов технических вузов: 3-е изд., испр. и доп. / под ред. Н.Г. Багдасарьян — М.: Высшая школа, 2001.- 511 с.

58. Теория и методология тендерных исследований: курс лекций / под общ. ред. O.A. Ворониной. — М.: МЦГИ МВШСЭН - МФФ, 2001. —416 с.

59. Гомбоева JI.B. Введение в западную философию свободы:учебное пособие. Улан-Удэ: Издательство ВСГТУ, 2011. - 412 с.185

60. Кальной И. И., Сандулов Ю. А. Философия для аспирантов: Учебник / Под ред. И. И. Кального. 3-еизд., стер. — СПб.: Издательство «Лань», 2003. — 512 с.

61. Корякина Е.П. Культура средневековой Западной Европы: мировоззренческие принципы и система ценностей: учебное пособие.- М.: МГИ им. Е.Р. Дашковой, 2003. 55 с.

62. Петрова Р.Г. Гендерология и феминология: учебное пособие. -М.: Издательско-торговая корпорация «Дашков и Ко», 2006. 232 с.

63. Диссертационные исследования

64. Ануприенко И. А. Женщины в обыденном восприятии представителей городской среды Италии XIV XV. : дис. канд. ист. наук: 07.00.03. - Ставрополь, 2006. - 312 с.

65. Черкашенина А.И. Тендерные аспекты брака и девства в обществе и культуре позднесредневековой Англии.: дис. канд. ист. наук наук: 07.00.03. Ставрополь, 2010. - 310 с.1. Справочная литература

66. Гуревич А.Я. Потусторонний мир. // Словарь средневековой культуры / отв. ред. Гуревич. А.Я. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. - С. 376-380.

67. Дубровский И.В. Свобода и несвобода. // Словарь средневековой культуры / отв. ред. Гуревич. А.Я. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. - С. 450-461.

68. Картина Мира. // Краткая философская энциклопедия / ред.-сост.: Е.Ф. Губский, Г.В. Кораблева, В. А. Лутченко. М.: Издательская группа «Прогресс», 1994. - 576 с. Электронный ресурс. URL: http://www.twirpx.com/file/128566/ (дата обращения: 30.07.2011).

69. Квливидзе Н.В. Богородица. // Православная Энциклопедия под редакцией Патриарха Московского и всея Руси Кирилла (электронная версия). Электронный ресурс. URL: http://www.pravenc.ru/text/149527.html (дата обращения: 30.07.2011).

70. Лучицкая С.И. Праздник. // Словарь средневековой культуры / отв. ред. А.Я. Гуревич. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. - С. 386-393.

71. Мария. // Нюстрем Э. Библейский словарь: русский перевод пересмотренного и исправленного издания Библейского словаря, составленного Эриком Нюстремом в 1868 г. Электронный ресурс. http://azbyka.ru/?dictionaiy/nustrem=*Map^ (дата обращения: 17.05.2011).

72. Можейко М.А. Проблематизация. // Новейший философский словарь: 3-е изд., исправл. / сост. и главн. науч. ред. А. А. Грицанов. -Минск: Книжный Дом, 2003. С. 801.

73. Николаев В.Г. Идеальный тип. // Культурология. XX век: Энциклопедия: в 2 томах. Том I : А-Л / гл. ред., сост. и авт. проекта С.Я. Левит; отв. ред. Л.Т. Мильская. СПб.: Университетская книга; Алетейя, 1998. - С. 219-221.

74. Усков Н.Ф. Монашество. // Словарь средневековой культуры / отв. ред. А.Я. Гуревич. М.: «Российская политическая энциклопедия» (РОССПЭН), 2003. - С. 320-331.1. Электронные ресурсы

75. Жидков В., Соколов К. Искусство и социокультурная стратификация общества. // Культура. 2005. - №3. Электронный ресурс. URL: http://www.narcom.ru/ideas/common/65.html (дата обращения: 07.05.2011).1. Монографии

76. Bennett. М. Judith. Medieval Women in Modern Perspective. // Women's history in global perspective. Ed. by Bonnie G. Smith, University of Illinois Press: Urbana and Chicago, 2005. pp. 139-186.

77. Power E. Medieval Woman / ed. by M.M. Postan. Cambridge university press, 2006.

78. Shahar S. The Fourth Estate: A History of Women in the Middle Ages: e-book. Taylor & Francis e-Library, 2004.1. Научные статьи

79. Blumenfeld-Kosinski. R. Christine de Pizan's Advice to Prostitutes. // Medieval Feminist Newsletter, 1999. No. 27. - pp. 9-15.

80. Clegg T. Bawds, Pimps and Procurers: Images of the prostitute in medieval England. // Medieval History Magazine. 2004. - Issue 5. - pp. 38-45.

81. Lynn Martin A. The Role of Drinking in the Male Construction of

82. Unruly Women. // Medieval Sexuality: A Casebook / ed. by. A. Harper and

83. C. Proctor. New York and London: Routledge Press, 2008. - pp. 98-112.188a

84. Robin D. Nogarola, Isotta. // Women and Gender in Medieval Europe: An Encyclopedia / ed. M. Schaus. New York, London: Routledge, 2006.-p. 611.1. Справочная литература

85. Desmond M.R. Christine de Pizan. // Women and Gender in Medieval Europe: An Encyclopedia / ed. M. Schaus. New York, London: Routledge, 2006. - pp. 133-134.

86. Spivey Ellington D. Eve. // Women and Gender in Medieval Europe: An Encyclopedia / ed. M. Schaus. New York, London: Routledge, 2006. -pp. 266-267.

87. Spivey Ellington. D. Mary, Virgin. // Women and Gender in Medieval Europe: An Encyclopedia / ed. M. Schaus. New York, London: Routledge, 2006. - pp. 537-541.

88. Koster J. Prostitution. // Women and Gender in Medieval Europe: An Encyclopedia / ed. M. Schaus. New York, London: Routledge, 2006. -pp. 675-578.1. Электронные ресурсы

89. Fisher Anita L. Women and Religion in the Middle Ages: lecture texts. Электронный ресурс. URL: http://web.clark.edu/afisher/HIST252/lecturestext/womenreligiousroles middleages.pdf (дата обращения 14.11. 2011).

90. Heckel N.M. Sex, Society and Medieval women. Электронный ресурс. URL: http://www.lib.rochester.edu/camelot/medsex/medsexfrm.htm (дата обращения: 10.12.2011).

91. Religious Nuns in Medieval Europe Women of Action. Электронный ресурс. URL: http://www.clioproject.org/node/87 (дата обращения 28.10.2011).

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.