Фотожурналистика в Таджикистане: генезис, жанры, современное состояние: на примере периодических русскоязычных изданий Таджикистана тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Рожкина, Марина Александровна

  • Рожкина, Марина Александровна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2011, Душанбе
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 152
Рожкина, Марина Александровна. Фотожурналистика в Таджикистане: генезис, жанры, современное состояние: на примере периодических русскоязычных изданий Таджикистана: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Душанбе. 2011. 152 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Рожкина, Марина Александровна

Введение стр.3

Глава I. Исторические предпосылки возникновения фотожурналистики и ее эволюция стр. 15

§1.1 Этапы развития зарубежной и российской фотожурналистики стр. 15-

§1.2 Становление и формирование таджикской фотожурналистики стр.3 8-

Глава II. Характеристика жанровых особенностей фотожурналистики стр.58-

§2.1 Художественно-публицистические жанры фотожурналистики стр.58-

§2.2 Информационные жанры фотожурналистики стр.83-

Глава III. Роль и место фотоматериалов в русскоязычных печатных средствах массовой информации Таджикистана стр.93-

§3.1 Значение фотографии в глянцевых журналах «VIP-Zone» и «Tajik air» стр.93-

§3.2 Фотожурналистика в информационном поле еженедельных русскоязычных газет Таджикистана стр. 108-126 Заключение стр. 127-138 Список литературы стр. 139

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Фотожурналистика в Таджикистане: генезис, жанры, современное состояние: на примере периодических русскоязычных изданий Таджикистана»

Для ушедшего XX столетия была характерна беспрецедентно возросшая роль коммуникации в жизни современного общества. Век радикальных социальных перемен и невидимого технического прогресса породил череду коммуникационных революций, которые, в свою очередь, вызвали к жизни новые отношения, формы и способы общения между людьми. Развитие коммуникаций происходило скачкообразно, порождая качественно новые социально-культурные феномены, радикально меняя привычную направленность, масштабы и наполнение информационных потоков в обществе.

Одним из главных общественных институтов стала журналистика. И это вполне понятно, ибо,она представляет собой часть мировой культуры и очень важную часть общественного движения. Это также феномен творчества и политики. В совокупности же журналистика - одно из важнейших явлений современной цивилизации.

С момента возникновения и до настоящего дня она не перестает трансформироваться и развиваться. Масс-медиа сегодня включают в себя не только печатную, но и всевозможную электронную продукцию. Одним из видов невербальной журналистики стала фотография, которая заняла свое достойное место в масс-медийной системе, став самостоятельной частью журналистской деятельности и получив собственное название — фотожурналистика.

Еще в доисторические времена у человека появилась потребность изображать события внешнего мира, особенно животных, с которыми он сталкивался в своей повседневной жизни. Со временем из этой потребности родилось изобразительное искусство, отражающее действительность в наглядных, зрительно воспринимаемых образах.

Мысль о светописном изображении появилась значительно позже, -созданию фотографии предшествовали открытия многих поколений ученых и изобретателей.

Рожденная в первой половине XIX века во Франции и Англии, фотография стремительно проникла в другие страны Европы, и в Америку. Буквально с первых дней своего существования она стала известна и в России. Плодотворное и перспективное новшество, прежде всего, заинтересовало Российскую Академию наук, (как передовую организацию в области науки), а вскоре и активных предпринимателей, ученых и журналистов.

Едва успев завладеть страницами газет, фотография заняла значительное место в эстетическом воздействие на человека, не говоря уже о ее функции в кинофильме и на телевидении.

Главной трибуной, с которой фотография говорит миру о мире, стал иллюстрированный журнал. Этот вид периодической печати фотография создала, окончательно в него вошла и фигурирует в нем фактически в-трех видах: как источник информации и развлечения, как произведение искусства, как составная часть статьи. Фотография выступает в ней в роли визуального рассказчика, наглядного всем понятного толкователя и представителя фотогении, указателя истинно прекрасного. Разумеется, фотография, как в журнале, так и в газете, способна также искажать действительность в пользу интересов того или иного человека. Однако это не умаляет заслуг иллюстрированной периодической печати в массовой ее популяризации.

Фотожурналистика на сегодняшний день - вполне сформировавшаяся сфера творческой деятельности со своими законами и сложившейся системой, фотокорреспондент - профессия, которой необходимо учиться. Если человек имеет фотоаппарат, это вовсе не означает, что его можно назвать фотографом, а тем более фотокорреспондентом.

Фотография имеет и свою собственную жанровую классификацию. Так, художественная фотография жанровую палитру позаимствовала у своей старшей сестры — живописи. К классике — портрет, пейзаж, натюрморт прибавился новый жанр, названный довольно тавтологично, жанр - жанровая фотография. Главным решающим фактором здесь является личность 4 фотографа. Реальный мир важен не сам по себе, а в творческой авторской, трансформации. Область применения документальной фотографии необычайно широка - от фотокарточки на паспорт до научных снимков распада ядерного ядра. Что касается пресс-фотографии, то свои жанры она заимствовала в основном у литературной, вербальной журналистики. Классическая система пресс-фотожанров выглядит так: фотозаметка (фотофакт), фотозарисовка, фоторепортаж, фотоочерк, фотоколлаж и фотомонтаж [45]. Помимо знания жанров фотожурналист еще должен обладать своим собственным видением, отличающимся от видения простого человека. А также знать техническую сторону фотопродесса - уметь использовать технологию в соответствии с особенностью выбранного жанра, уметь получать высококачественные фотоснимки при оптимальных затратах времени и фотоматериала. Все это и многое другое есть основа фотомастерства.

Диссертационная работа, темой которой является «Фотожурналистика в Таджикистане: генезис, жанры, современное состояние (на примере периодических русскоязычных изданий Таджикистана)» для нас возможность рассмотреть и проанализировать место и роль-фотографического искусства в журналистике в республике Таджикистан.

Актуальность настоящего исследования, прежде всего, связана с тем, что сегодня фотография приобрела свой особый статус, являясь уже не только искусством, но и журналистикой, важным информационным и воздействующим компонентом которой стала визуальная составляющая фотоснимка. Кроме этого, в настоящее время научных трудов, анализирующих практическое применение фотожанров сравнительно мало, теоретическая база в практической фотожурналистской деятельности играет незначительную роль, что нередко приводит к потере журналистами профессионализма. Помимо прочего, нынешние реалии таковы, что фотожурналистика является малоразвитой сферой в Таджикистане - в ВУЗах страны нет отделений, готовящих молодых специалистов-фотожурналистов, 5 равно как и нет квалифицированных педагогов. Поэтому, исходя, из вышесказанного, назрела необходимость изучить этот аспект в. общем, и-в Таджикистане, в частности.

Новизна н практическая значимость исследования заключается в том, что впервые реально исследуется качество и уместность фотоматериалов в. ряде различных печатных изданий постсоветского пространства, учитывая теоретико-практические соответствия требованиям, предъявляемым специалистами.

Диссертационная работа является первой попыткой соединить воедино историю, теорию и практику сравнительно нового явления в таджикской журналистике, носящего название «фотожурналистика».

Объектом исследования стало рассмотрение этапов формирования и развития фотожурналистики в целом и в Таджикистане, в частности.

Предметом исследования послужила русскоязычная пресса Таджикистана с 1998 по 2009 годы.

Выбор хронологических рамок обусловлен тем, что к 1998 году в республике стабилизировалась социально-политическая и экономическая обстановка, которая также положительным образом отразилась на СМИ: возобновился регулярный выпуск газет и журналов, у населения страны появилась возможность покупать печатную продукцию. В материалах прессы, в свою очередь, стали размещаются фотографии, отвечающие той или иной повестке дня. Фотожурналистика начинает продуцировать свои оригинальные материалы и обслуживать нужды средств массовой информации послевоенного времени.

Немаловажным является и тот факт, что в 1998 году произошли ключевые изменения в технике печатных СМИ, что было связано с приходом наукоемких технологий в области вычислительной техники. Хотя компьютерная подготовка материалов для масс-медиа республики осуществлялась и ранее, она носила точечный характер, имела ограниченные возможности и не могла вывести журналистику на нынешний современный уровень подготовки и выпуска газет и журналов.

Сравнительно быстрая компьютеризация страны, замена старого оборудования на новое положительным образом сказалась на сегодняшних СМИ. Наборные процессы и изобразительный материал интегрировались в электронные страницы с дальнейшей возможностью вывода на цифровые устройства. Редакционная подготовка периодической печати стала проще и оперативнее. Компьютер предоставил совершенно новые возможности для поиска и передачи информации.

В качестве методологической базы применяется типологический анализ как научный метод изучения журнальной и газетной периодики, а также контент-анализ.

Апробация работы и результатов исследования проводилась на ежегодных научных конференциях «Славянские чтения» (2009г.; 2010г.) при Российско-Таджикском (Славянском) университете.

Результаты исследования' могут использоваться при чтении курсов по основам фотожурналистики, а также представляют интерес для журналистов-практиков.

Основные положения по теме диссертации нашли отражение в четырех публикациях, в том числе в двух из списка ВАК.

На защиту выносятся следующие теоретические положения:

1. Фотожурналистика является частью системы средств массовой информации.

2. В системе печатных СМИ фотожурналистика служит визуальным отражением описываемых процессов, происходящих в социуме.

3. В процессе своего становления и формирования фотожурналистика прошла определенные этапы, и ее дальнейшее развитие и функционирование тесно связано и напрямую зависит от функционирования журналистики как таковой.

4. Жанровая система фотожурналистики уникальна - с одной стороны, она заимствует жанры искусства, а с другой' стороны, формирует собственно журналистские жанры.

5. В своем становлении и развитии фотожурналистика в Таджикистане прошла определенные этапы, последний из которых ознаменовался приходом в нее компьютерных технологий, существенно упростивших весь фотографический процесс.

Источниками диссертационного исследования стали годовые комплекты журналов «VIP-Zone» и «Tajik air», а также ряд русскоязычных периодических изданий Таджикистана за 1998-2009гг., хранящихся в фондах Республиканской библиотеки имени Фирдоуси (Душанбе), кроме того, выборочно исследовались, публикации таджикских, российских, английских, французских и узбекских газет и журналов за 1998-2009гг.; использовались фонды Главного Государственного архива кинофотофонодокументов Республики Таджикистан и представленные на Интернет-сайтах материалы не только специализированных фотографических серверов, но и тех, которые тем или иным образом связаны с предметом исследования.

Материалом исследования послужили фундаментальные труды известных и признанных таджикских, российских и зарубежных теоретиков и практиков в области истории и современного состояния фотодела, журналистики и фотожурналистики, функционирования средств массовой информации.

Так, в историографии советского периода, в первую очередь, нужно назвать труды Чибисова К.В., который внес крупный вклад в разработку истории и теории советской фотографии. Он исследует современное развитие фотографических процессов, а также знакомит с ведущими учеными в области фотографии. Перу Чибисова К.В. принадлежат книги и очерки о первых русских фотографах, о русской и советской художественной фотографии. В своих работах он не подвергает анализу проблемы фотожурналистики как самостоятельного вида фотографии, но, тем не менее, 8 обращение к трудам Чибисова К.В. не только оправдано, но и необходимо, так как в его работах собран: богатейший? фактический, материал по развитию фотографической практики [ 13 4; 13 5].

Большой интерес представляют также статьи Фельдмана. А;, посвященные историческому аспекту возникновения® фотоснимка: Кроме этого; в; них« автор затрагивает и эстетическую; сторону воздействия фотографии, уделяет внимание ее форме и содержанию, рассматривает композиционное построение кадра [114].

Труды многих авторов, исследующих фотографическую среду, посвящены техническим аспектам. Они интересны,. прежде всего, тем;, что в некоторых из них подробно изучаются изобразительно-выразительные возможности фотографии, определяется: тот арсенал средств,, которым; может воспользоваться фотограф, каким бы видом фотографии он не занимался.

Среди; них необходимо отметить труд Килпатрика Д., рассматривающего вопросы оптимального использования; естественного освещения и организацию искусственного освещения для разных сюжетов и условий съемки [40]; Кузнецова; Д., анализирующего съемку равнинного и горного ландшафта в разное время суток [55]; Харриса М., рассказывающего о том, какие знания необходимы, чтобы правильно производить архитектурную съемку, как выбрать объект съемки, отсеивать ненужные детали, не допускать перекашивания вертикальных и горизонтальных линий архитектурного строения. Помимо этого; в; его книге уделяется отдельное внимание выбору фотоаппаратуры, а также рассматриваются современные компьютерные технологии обработки снимка [132].

Есть также ряд книг, написанных практикующими: фотографамипрофессионалами. Среди них в первую очередь следует назвать работы

Лапина А.И. «Фотография как.» [58], Луински X. и Магнуса М. «Портрет по фотографии» [60]. В трудах этих авторов основное внимание уделяется теории репортажной фотографии. В связи с этим исследуется специфика фотографии, отношения документальной и художественной фотографии, 9 построение языка изображения;, а также показывается1 многообразие и неповторимость жанра фотопортрета. Эти книги ценны тем, что; созданы практиками и- поэтому необходимы; для наиболее: комплексного; и объективного анализа;

Собственно вопросам- становления* и развития; а также особенностям фотожурналистики» посвящен сравнительно небольшой; ряд научных исследований; Но все они1 либо не выходили за рамки отдельных, аспектов, либо касались общетеоретических проблем. Например, Заковырина Н.С. особое* внимание; уделяет исследованию советской- фотографии и фотожурналистике: в контексте социально-политической обстановки 20-30-х годов XX столетия, ее влиянию на фототворчество в условиях цензурных ограничений [34]; Бальтерманц И.Д. выявляет актуальные проблемы фотожурналистики1 [8], а; Ким Д.И. проводит сравнительный анализ; и показывает типологические особенности функционирования фотожурналистики в России и Корее [41]. В этом ряду следует отметить работу Стигнеева В;Т. «Век фотографии: 1894-1994: Очерки истории отечественной фотографии», рассматривающего такие важные для фотографии события, как организация массового фотодвижения,., формирование школы фоторепортажа, борьбу с «левыми» течениями в: фотографии, дискуссии о формализме и натурализме [102]. Однако в связи с тем, что работа представляет собой очерки истории развития русской и советской фотографии, она не может претендовать на роль комплексного, фундаментального исследования.

Для разработки темы настоящего исследования, существенными стали труды российских ученых в области журналистики ввиду того, что фотожурналистика имеет тесную связь с журналистикой, обладает присущими последней функциями и особенностями. Среди них следует отметить Прохорова Е.П., который уделяет внимание анализу функций журналистики и определяет ее как полуфункционнальную систему [84],

Першке Г.И., определяющего три основных вида функций: идеологическую,

10 культурную и социальную. Автор использует понятия журналистика и СМИ' как синонимы, а, следовательно, выдвинутые им функции средств массовой информации'можно трактовать и как-функции журналистики [77], Гуреви-ча С.М., обобщающего' современный опыт редакций газет, а также раскрывающего перспективы развития* газетной периодики в России [24], Шостака МИ. [140], Лазутину Г .В . [57], Аграновского В.А. [1], Васильеву JI.A. [14], Тертычного A.A. [108], рассматривающих место и роль журналистики* и журналиста' в современном мире, а также1 излагающих современную концепцию жанров периодической печати.

Немало работ, исследующих различные аспекты журналистики, существует и в Таджикистане. Среди них нужно отметить совместное учебное пособие Нуралиева А.Н, Садуллоева А., Усмонова И.К., Гулмуродова. У. «Советская- таджикская' журналистика», в, котором рассказывается о становлении советской партийной* печати в Таджикистане и обстоятельно исследуется жанровое своеобразие печати этого периода [73], Усмонова И.К., рассматривающего в своем труде «Журналистика» (часть 2) ранее не освещенные вопросы становления и развития в целом таджикской партийно-советской журналистики [112], Султонова М.М, делающего попытку комплексного исследования современной таджикской прессы [103], Нуралиева А.Н., Брукер Н.И., Афсахзода A.A., разбирающих жанровые особенности информационных материалов современной периодической печати на основе анализа конкретных текстов [74]. А также, профессиональный справочник для журналистов «Журналистика в Таджикистане», который собрал воедино опыт известных журналистов и исследователей в области журналистики в виде советов и рекомендаций, а также обобщил существующие общепринятые правила и требования, принятые в науке [33].

Следует отметить, что перечисленные работы, являются фундаментальными трудами таджикистанских исследователей. Однако нужно сказать, что в своих исследованиях основной упор авторы, в

11 большинстве своем, делают на традиционную и известную широким массам журналистику. Исследование же иллюстративного содержания печатных масс-медиа осталось за пределами их работ. И это не смотря на то, что часть рассматриваемых вопросов можно успешно перенести и на фотожурналистику в виду ее тесного родства с журналистикой, одним из примеров которого служит жанровая и функциональная составляющие.

Кроме этого, для комплексного анализа, важными явились труды российских и зарубежных ученых в области искусства (Б. Суэса [104], В. Михалковича [63], Л. Дыко [28;29;30] и др.), рассматривающие фотографию, как часть общей художественной культуры и рассказывающих о ее развитии в русле искусства.

Таким" образом, отметив важность роли и места фотографии в журналистике, целью нашей диссертационной работы является комплексное исследование фотожурналистики в системе русскоязычных печатных средствах массовой информации Таджикистана.

Задачи диссертационной работы:

1. Выявить и охарактеризовать этапы развития фотожурналистики в Таджикистане.

2. Проанализировать жанровую систему фотожурналистики и определить особенности и функциональное назначение каждого жанра.

3. Систематизировать жанровое многообразие фотожурналистики, показать функции, и своеобразие каждого жанра.

4. Определить роль и место фотографии в прессе современного Таджикистана.

5. Продемонстрировать различия в функционировании и назначении фотографии в глянцевых журналах и газетных изданиях Таджикистана.

Структура исследования

Диссертационная работа состоит из введения, заключения, трех глав и списка литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Рожкина, Марина Александровна

Заключение

Проведенное исследование показало, что на сегодняшний день фотография широко применяется в различных сферах человеческой деятельности, являясь одним, из ярких, визуальных и перспективных средств1 массовой информации. Анализ различных материалов, связанных с ней, дает возможность утверждать, что в настоящее время фотография уже осознала себя как вид журналистики, в которой главной ее силой стала документальность. В дополнение к этому возник новый жанровый ряд -фотоинформация, фотозарисовка, фоторепортаж и фотоочерк. Появились также и синтетические жанры - фотомонтаж, фотоплакат и фотоколлаж.

Первоначально на заре зарождения фотографии1 возник способ создания, кадра-картины, получивший впоследствии название постановочного метода или метода постановки. Это понятие включало режиссерскую работу фотографа с людьми как момент, обеспечивающий художественный результат съемки [28.123-126].

Рождение этого способа было исторически обусловлено. Многое здесь объяснялось примерами и даже канонами классических живописных композиций, на которых учились первые фотографы, а также от несовершенства технических средств, которые не давали возможности снимать человека в движении.

Техническая революция стала своеобразным прорывом в развитии фотографической техники. Сообразно с этим в художественной практике настойчиво и ярко проступила документальная природа фотографии. Родился качественно иной подход к формированию материала, который подсказывался самой фотографической природой и впоследствии получил название методики репортажной съемки.

В современной фотографии репортажный метод занял ведущее место. Основными его характеристиками стали следующие параметры:

- съемка по ходу развивающегося события и без вмешательства в происходящее действие; компоновка материала не в предметном пространстве, а непосредственно в рамке'видоискателя фотоаппарата;

- смена точек съемки, крупности планов, ракурса, а не специальное размещение режиссерских фигур на съемочной площадке. Полученные при этом фотоизображения приобрели такую силу достоверности и убедительности, что буквально захватили зрителя правдой жизни, неповторимостью остановленных мгновений.

Наряду с репортажным методом в практику фотографии также прочно врос и постановочный метод, основными характеристиками которого стали: режиссёрская работа фотографа с людьми как момент, обеспечивающий художественный результат съемки;

- предварительная компоновка объекта съемки в предметном пространстве с учетом плоскости снимка и границ кадра.

- выбор специального освещения, позволяющего создавать на снимках определенные психологические эффекты [28.125].

В процессе исследования выяснилось, что сегодня фотографы пользуются разнообразной методикой работы. Она определяется в зависимости от того, к какому жанру и виду фотографии относится-данный снимок, какие цели и задачи преследует его автор. Например, в павильонном портрете и натюрморте продолжает совершенствоваться методика конструирования композиционных форм, развивающая традиционный постановочный способ. В событийной съемке и жанровой фотографии совершенствуется способ репортажного формирования кадра. Находит свое применение методика работы скрытой камерой. Каждый из этих способов, точно соотнесенный с жанровыми особенностями снимка, может оказаться плодотворным, обеспечивающим создание правдивых, исторически конкретных, глубоко психологических работ [28.125].

В ходе анализа также выяснилось, что на сегодняшний день фотография

- с точки зрения массовости - оказалась на ведущем месте в иерархии творческих ценностей. В количественном же отношении первенствует

128 фотография непрофессиональная, любительская. Ей свойственны определенные черты, среди которых главная - способность удовлетворить творческие запросы человека. При всем этом фотография - не исключая и любительскую - так стремительно и в таком огромном объеме завоевала общий* интерес, что вряд ли можно найти аналогичный случай в истории творческой деятельности человека. В то время как другие виды, искусства, будь то оригинал или репродукция, остаются в пределах интереса большей или меньшей части человеческого общества, фотография, пройдя^ определенную стадию развития, стала в буквальном смысле достоянием почти всего человечества. И в этом немаловажную роль сыграла журналистика. Ведь ее взаимодействие с фотографией - достаточно сложный и многогранный процесс. Анализ большого количества фоторабот помог автору настоящего исследования1 прийти к одному из главных выводов - с одной стороны, фотография получила развитие благодаря журналистике, с другой — внесла в последнюю существенный вклад, обогатив« ее своей визуальной составляющей.

Исходя из этого, рассмотрев и проанализировав роль и место фотографического искусства в журналистике, непосредственно связанного с темой работы, мы пришли к следующим выводам:

1. Тенденции сохранения и использования изображения- развивались по нескольким направлениям:

- это применение фотографии в качестве памятного исторического документа;

- включение ее в арсенал научного инструментария и доказательства;

- интенсивное развитие светописи в области бытового и исторического портрета, как альтернатива произведениям изобразительного искусства.

Эти направления фотографии особенно важно различать в начальный период ее истории, когда между некоторыми из них трудно было провести четкую границу. Изучение и анализ материалов показал, что видовая фотосъемка географов, этнографов, репортеров-путешественников нередко

129 выполняла не только свои естественнонаучные функции, но и имела эстетический характер, а со временем становилась историческим документом. То же можно сказать об индивидуальных и групповых фотопортретах, снятых в частных, бытовых целях, но становящихся со-временем научным и документальным свидетельством эпохи.

- фотографии как части СМИ.

2. Фотожурналистика Таджикистана в целом — это совокупность теоретического и практического опыта современной зарубежной и российской' фотожурналистики. Пройдя в своем развитии почти вековой путь, она взяла на вооружение все лучшее, что предлагал мировой прогресс, достигнув наибольшего расцвета в советский период.

Если говорить о таджикистанской фотожурналистике сегодня, то действительность такова, что она находится в неком «спящем» состоянии, пытаясь сохранить и применить наработанный советский опыт, которого с каждым годом становится все меньше и меньше.

3. Фотоиллюстрация несет в себе определенную смысловую нагрузку, в соответствии с которой она и выполняет соответствующие функции: информационную, аналитическую, рекреативную (развлекательную) или культуроформирующую. Причем нередко может произойти слияние двух, либо более функций для придания материалу своеобразной направленности.

4. Сегодня в структуре большинства современных газет и журналов, по мнению ряда исследователей, в том числе и автора, наблюдается повышение роли визуальной информации - увеличение объема рисунков, инфографики и фотографий, что вызвано следующими причинами.

Во-первых, издателями движет стремление привлечь внимание читателей к любым материалам, размещенным в номере, - при изобилии похожих друг на друга по содержанию и тематической наполненности изданий, при нынешнем избытке информации вообще, обваливающейся на сознание современного человека, такая помощь и действенна, и необходима для большинства нетерпеливых читателей.

130

Во-вторых, завоеванное внимание необходимо удержать - образная, неожиданная, вызывающая необходимые и ожидаемые ассоциации иллюстрация помогает это сделать.

В-третьих, сама фотография может и должна нести самостоятельную информацию, дополняющую текст, помогающую его осмыслить, проанализировать, дочитать до конца.

В-четвертых, любой удачный снимок гораздо больше, чем текст, оставляет читателю право на анализ показанного события, на собственные выводы. Он избавляет от необходимости «проглатывать» уже готовые авторские умозаключения и рекомендации, помогает сохранить уверенность в собственной значимости если не в делах управления страной, то хотя бы в осмыслении процессов, в этой стране происходящих.

5. На сегодняшний день в печатных СМИ' Таджикистана функционируют все фотожанры. Но нужно отметить тот факт, что жанровая палитра разделилась - частотность применения одних жанров по отношению к другим позволяет сказать, что один ряд фотографических жанров обслуживает нужды журнальной периодики, другой - газетной. Это произошло потому, что язык материалов самой таджикистанской журналистики обеднел, в связи с чем, необходимость в использовании ряда невербальных жанров отпала.

6. В прессе достаточно часто для раскрытия образа героя используется жанр интервью. Материалы такого рода обязательно должны быть дополнены как минимум портретным фото героя либо рядом снимков, показывающих интервьюируемого в различных позах и ситуациях для создания определенного настроения и собственного мнения о человеке. Бывает, что фотография героя, иллюстрирующая текст, дает прямо противоположный эффект, нежели ответы на вопросы журналиста.

7. В последнее время усиливается тенденция к смешению и к взаимопроникновению жанров. И потому некоторые исследователи делают ошибки, выделяя как новые жанры те, которые объединили в себе черты

131 двух или более уже давно известных. Жанр - категория сравнительно устойчивая, не теряющая своих формообразующих качеств на протяжении веков. Наполняясь новым, актуальным содержанием, жанр приобретает новые черты, но формальные, жанрообразующие признаки серьезных преобразований не претерпевают. Однако, сообразно с этим, необходимо заметить, что в-современной фотографии появились снимки, классификация' которых уже не укладывается в существующие каноны, и жанры, требующие теоретического осмысления и разработки.

В' виде примера можно привести фотокартины, где на основе репортажной съемки, строго документальной, возникает обобщение такой глубины, размышление такого масштаба и эмоциональное звучание такой силы, что снимок приобретает черты подлинно художественного произведения. Такие репортажные снимки становятся, законченными самостоятельными! произведениями, посвященными крупным- темам современности с глубокой психологической характеристикой героев и многоплановой разработкой самой темы.

8. На сегодняшний день основная доля портретных, очерковых, жанровых снимков, публикуемых в современной прессе, падает на, так называемые, элитные слои общества, к которым относятся новая генерация деятелей поп- и шоубизнеса, а также представители разнообразных проявлений массовой культуры. Открыты и открываются глянцевые журналы, основная функция которых - рассказ об известных лицах и персонах, попадающих под определение VIP (очень важные персоны), в то время, как в советский период во главу угла фотожурналистика ставила, прежде всего, тему жизни высших слоев советского социума, политической, финансовой, художественной элиты.

9. Фотография обладает одной из важных для журналистики функцией образностью изображения. Именно поэтому она помогает даже самую самодостаточную статью сделать еще более доступной, оригинальной и яркой. Иллюстрация создает непосредственный образ (например, событие в

132 репортаже), который может быть, как указан, так и не указан в статье или заголовке. Помимо этого, образ способен вызывать более открытые и искренние чувства у читателя, выработать отношение к статье, создать впечатление о материале и об издании в целом.

10. Несмотря на всю широту и значение текстовой информации, графическая или иллюстративная информация обладает рядом преимуществ, которые в особенности важны для журналистского труда.

Это фактичность и правдивость фотографии.

Люди до сих пор воспринимают снимок на страницах газет и журналов как неопровержимый факт. Подобное отношение к иллюстрации зародилось еще в советские годы, когда фотофакт был неоспоримым свидетельством. Советская система создала вокруг снимков в периодике ореол правдивости. До сих пор многие воспринимают изображение как нечто самое честное, где невозможно солгать, или что-то исказить. При таком подходе не учитываются современные технологии, позволяющие производить над изображением неограниченную коррекцию вплоть до полной потери смысла снимка. Цифровые методы коррекции, особенно часто используемые в таблоидных изданиях, создают пафосные и искаженные изображения, способные вызвать у читателя определенные чувства, сыграть на его доверии. Определить, тем не менее, достоверность фотографии (фотомонтажа) не представляется возможным. Кроме этого, фотография по причине ее «естественности» не может расцениваться как фальсификация даже в случае искажения. Иными словами, если читатель будет осведомлен о недостоверности снимка, он все равно будет верить его образу, соотносить его с изображенным. Такие стереотипы на сегодняшний день весьма актуальны. В большинстве случаев они являются главным рычагом воздействия на читателя.

Легкая декодируемость, то есть понятность каждому, кто умеет создавать зрительные ассоциации.

Исследование показало,, что если перед читателем- положить текст и серию связных фотографий, объединенных одной; темой и передающих смысл статьи,, то; выбор читателя* будет очевиден. Психологически1» изображение; воспринимается гораздо более «удобно», не требует «искусственного» создания образов; доступно почти всем' без исключения; а также снимает речевой' барьер. Конечно, фотография; как и любое изображение;, сможет передать^ смысл только* поверхностно и идейно (символически). Именно поэтому в изобразительном ряду невозможно стилистически; окрасить важные доминанты, сделать паузу,, поставить частицы, союзы и т.д. В то же время; создать образность в публицистическом тексте, особенно; когда; последний - новостная' заметка — практически невозможно; Смысл статьи, безусловно, будет понятен, но она потеряет «живой- факт», объемность. Последние социологические исследования говорят о том, что- большая часть, читателей сегодня даже не; акцентирует внимания на тексте, если он не снабжен хотя бы какой-нибудь изобразительной информацией.

11. Не последнее место занимает и расположение фотоиллюстрации на полосе. Фотография может быть своеобразным лидом; привлекающим внимание читателей, когда необходимо усилить эмоциональный тон публицистического-текста либоиграть сопутствующую тексту роль, когда наличие иллюстраций является логичным визуальным продолжением журналистского рассказа, или располагаться по обеим сторонам репортажа, как это было сделано в фоторепортаже «Русское чудо» в газете.«Asia plus».

12. Поскольку иллюстрированный журнал не специализируется на определенной тематике,, сейчас он является главным летописцем эпохи.

Фотография выступает в нем не только в качестве рассказчика, наглядного и понятного толкователя прекрасного, но и пропагандирует определенный стиль жизни и ценности. Путем разных комбинаций и форматов повышается ее воздействие, которое можно назвать общим языком картины и шрифта.

Об этом свидетельствует каждый номер глянцевого журнала. Их

134 содержание, оформление и коммерческая ценность наглядно показывают тот высокий пьедестал, на который поднялась фотография и почему ей призваны служить все элементы человеческого ума и духа.

13. Сегодняшние глянцевые издания - это место для функционирования различных фотожурналистских жанров как в виде самостоятельных снимков (использование жанров в «чистом» виде), так и фотоматериалов, сопровождаемых текстом (статьей, интервью и т.д.).

14. В ходе анализа выяснилось, что жанровую классификацию рассмотренных русскоязычных журналов Таджикистана составляет большое количество портретных снимков, как самостоятельных, так и в русле публицистического текста. В журналах присутствуют фоторепортажи, пейзажи (в том числе и архитектурный), коллажи и фотонатюрморты. В связи с одной из главных составляющих фотоснимка - визуальностью -существенно возросла роль рекламы. Теперь она стала не только источником дохода, но и своеобразным пропагандистом, вселяющим в сознание читателей экономические и духовные замыслы рекламодателей.

15. На создание, организацию и оформление журнала требуются усилия большого коллектива людей. Если, к примеру, газета может порой обойтись без фотокорреспондента, как это выяснилось при анализе материалов большинства русскоязычных газет Таджикистана (за исключением' газеты «Asia plus»), в роли которого нередко выступает сам журналист, то серьезному журнальному изданию требуется минимум два-три фотографа, чье разнообразное видение событий и людей позволит изданию заявлять об эксклюзивности издания и серьезном отношении к творческой организации фотографических и публицистических материалов.

16. Статусу сегодняшней газете в Таджикистане отводится двоякая роль, где, с одной стороны, она призвана обслуживать информационные нужды читателей, с другой, извлекать прибыль. В зависимости от доминирования целей определяется тип и направленность того или иного издания.

17. В отличие от журналов, жанровый спектр русскоязычной прессы Таджикистана более богат и разнообразен. Это не только всевозможные портреты и фоторепортажи, но и фотоинформации (фотофакты), фотозарисовки, контекстные (жанровые) снимки. Наряду с этим, фотографией оформляются анонсы, рекламная информация, полосные рубрики.

18. В большинстве случаев фотоматериал, используемый в газетах Таджикистана, является заимствованным в связи с отсутствием профессионалов, специализирующихся в области фотожурналистики. Отсюда некорректное использование оригинального иллюстративного материала, неправильная обрезка и композиционное наполнение кадра.

Здесь необходимо заметить, что благодаря фотографиям, взятым1 из глобальной сети Интернет, оформление, текстовое и визуальное взаимодополнение материалов на газетной полосе более или менее вписывается в принятые стандарты при определенных оговорках. К примеру, не нужно прикладывать особых творческих и умственных усилий при перепечатке уже готового как текстуального, так и фотографического материала, нет необходимости вспоминать, что у каждого снимка есть свой правообладатель, чье имя необходимо указывать под каждой заимствованной и не заимствованной фотографией.

19. Немаловажное значение имеет этический аспект работы фотожурналиста. Любой фотокорреспондент, каждый раз выходя на задание, должен четко понимать ситуацию и принимать мгновенные решения, как реагировать на то или иное событие, нужно ли производить съемку или стоит принести в жертву обстоятельствам свою работу.

Сделанные выводы позволяют наметить определенные перспективы в развитии фотожурналистики как важной составляющей печатных средств массовой информации.

Учитывая, что в большинстве крупных мировых газет значимое-место отводится текстовой информации, которая занимает большую часть площади каждого номера периодического издания, нужно заметить, что без фотографий такая, периодика, станет неполноценной - сплошной серый текст будет тяжело восприниматься; К тому же руководители такой газеты заранее лишают себя дополнительного сильного средства воздействия на читателей. С экономической же точки зрения она окажется в невыгодном положении по сравнению с ее конкурентами - иллюстрированными изданиями. Поэтому в каждой газете необходимо устанавливать соотношение текстовых и иллюстрационных публикаций, в соответствии с которым определяется занимаемая ими площадь и роль в номере.

В газетных изданиях меньшего* масштаба визуальная информация становится равнозначной вербальной информации. Руководители газетных медиа исходят из того, что в начале третьего тысячелетия значительная часть аудитории средств массовой информации быстро утрачивает привычку к постоянному чтению и привыкает получать теленовости в визуальных формах их подачи. В связи с этим, на полосах газет крупные яркие фотоиллюстрации занимают не меньшее, а подчас и большее место, чем тексты.

Иллюстрация вообще и фотография в частности могут быть уникальным подтверждением печатного слова, при том условии, что они не подменяются виртуальными подделками и фотомонтажами из нескольких кадров. Если раньше функцию документалиста эпохи выполнял художник, то сегодня эта роль делегирована фотографии, которая составила представление о делах минувших и своих знаменитых предках.

Если же говорить о фотожурналистской информации, то она, устраняя неопределенность, помогает человеку сформировать свою собственную модель внешнего мира. Чем полнее, точнее, объективнее будет эта информация, тем больше шансов, что модель внешнего мира у каждого человека, пользующегося этой информацией, будет адекватной этому миру.

137

Суммируя результаты исследования, отметим, что печатные СМИ, являясь частью массовой коммуникации, выступают, тем не менее, самостоятельным институтом общества и функционируют по присущим им законам, преследуя, в том числе, собственные интересы [45].

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Рожкина, Марина Александровна, 2011 год

1. Научная литература

2. Аграновский В.А. Вторая древнейшая. Беседы о журналистике.- М., 1999.-416с.

3. Алпатов М. Немеркнущее наследие. М., 1990. 302с.

4. Ангарский П. История фотографии в России, www.connect.ru

5. Арнхейм Р. Динамика архитектурных форм. М., 1984. -192с.

6. Арнхейм Р. Искусство и визуальное восприятие. М., 1974. 316с.

7. Арнхейм Р. О природе фотографии // Психология художественного творчества. Минск, 1999. 352с.

8. Атасовская А. Пионер цветной фотографии Сергей Прокудин-Горский. -М., 2003. с.5.

9. Бальтерманц И.Д. Специфика содержания и формы фотожурналистики. -М., 1981. с.44.

10. Богомолов Н. Н. Психология печати, радио и телевидения. М., 1991. — 193с.

11. Бугаева М. Беседы по вопросам Фотожурналистики. Фоторепортаж. «Советское фото», 1969, №2.

12. Буш Д. Цифровая фотография и работа с изображением. М.: Кудиц-образ. 2004. - 292с.

13. Вартанов A.C. Фотоискусство. Большая советская энциклопедия. 1970.

14. Вартанов A.C. Искусство фотографии//Виды искусства в социалистической художественной культуре. -М., 1984. с.205-214.

15. Васильева Л.А. Делаем новости. Учебное пособие. М., 2003. с.96.

16. Волков Н. Процесс изобразительного творчества и проблема «обратных связей» // Содружество наук и тайны творчества. М., 1968. с.234-254.

17. Ворон Н.И. Жанры советской фотожурналистики. М., 1991. с.80.

18. Ворон Н.И. О жанрах фотожурналистики. // Журналистика в 1997г. Тезисы Международной научно-практической конференции. Ч.2., М.,18

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.