Выразительные особенности фотожурналистики и создание образа страны: Фототворчество Республики Корея, СССР, России тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.10, кандидат филологических наук Ким Чжун Им

  • Ким Чжун Им
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2003, Москва
  • Специальность ВАК РФ10.01.10
  • Количество страниц 198
Ким Чжун Им. Выразительные особенности фотожурналистики и создание образа страны: Фототворчество Республики Корея, СССР, России: дис. кандидат филологических наук: 10.01.10 - Журналистика. Москва. 2003. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Ким Чжун Им

Введение.

Глава I. Исторические истоки фотографического творчества и основные этапы развития фотожурналистики Республики Корея.

1. Исторический путь фотожурналистики Кореи (от рисунка к фотографии и фотожурналистике).

2. Оккупация Кореи Японией и газета "Меиль Синбо".

3. Фотожурналистика после освобождения страны

15 августа 1945 года.

4. Правдивая фотоновость как причина прогрессивны х изменений.

Глава II. Создание образа страны средствами фотографии и фотожурналистики в Корее и СССР.

1.Корейская фотожурналистика (1930-1980 гг.).

2. Фотография и фотожурналистика СССР (1930-1980 гг.).

Глава III. Создание объективной картины жизни страны средствами фотографии и фотожурналистики.

1. Проблемы корейской фотожурналистики (1980-2002 гг.).

2. Современная фотожурналистика России журналы "Огонек", "Смена", газеты "Известия", "День").

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Выразительные особенности фотожурналистики и создание образа страны: Фототворчество Республики Корея, СССР, России»

В современном мире без фотографий не выходит ни одна газета. Использование фотоматериалов является настоятельной необходимостью, поскольку тем самым визуально документируется сам ход исторического развития того или иного государства. Благодаря фотографическим снимкам в газетах и журналах, передающим специфику народа, его традиций и обычаев, способ мышления, - в целом показывающим отношение к тому или иному типу цивилизации, - можно понять, в чем заключается своеобразие того или иного государства, составить определенный образ страны.

Фотография имеет огромное значение в идеологической сфере общества, духовной жизни людей - так велико ее "магическое поле" воздействия на читательские сердца. Этим и обусловлено все более широкое и пристальное изучение фотографии. Многие вопросы в этой области еще не исследованы.

Фотокамера в руках журналиста дает большую возможность для выражения своих замыслов, интерпретации действительности, активного вторжения в жизнь. Причем глубина исследования изображаемых сюжетов зависит не от модели фотокамеры, а от профессионального мастерства журналиста, его художественно-эстетического уровня. Как справедливо отмечал в свое время советский публицист Ефим Дорош, "даже два фотографических аппарата в руках двух фотографов дают не совсем одинаковые изображения одного и того же, в одно и то же время снятого предмета" 1 . Не случайно поэтому правдивую передачу явлений действительности фотокамерой нельзя понимать как механическое фиксирование, натуралистическое отображательство. Фотографическое 4 творчество представляет собой не просто зеркально-мертвый акт, а процесс 2 проникновения в сущность явлении, осмысления автором жизни .

В истории развития фотографии был период, когда она еще не умела создавать образ действительности - находилась в колыбели своих возможностей. По мере развития, фотография заняла достойное место в СМИ, на поприще которых и шло становление фотожурналистики.

Совсем иная роль у фотографии сегодня - фототворчество оказывает могучее воздействие на духовную жизнь людей, способствует формированию их сознания.

Фотожурналистика - составная часть, обязательный компонент современной журналистики. Через печать, а также через телевидение она осуществляет связь с социальной системой. Функциональное значение фотожурналистики поэтому предопределено включенностью в систему "журналистика", сопряжено с решением задач, поставленных в целом перед СМИ3.

Природа фотографии документальна. Поэтому объектом отображения в фотожурналистике является современность, и она сориентирована на оперативное участие в освещении и решении практических вопросов в общественной жизни. В настоящем она ищет элементы будущего, способствуя его "приближению". При этом фотожурналист оперирует только своим, особым методом - путем тщательного отбора из реальных пластов жизни фактов, ситуаций, лиц. Человек с фотокамерой отбирает факты в соответствии с замыслом и уже этим дает им оценку, затем интерпретирует их при помощи соответствующего освещения и композиции, чем организовывает их в еще более плотное целое. После этого предъявляет свое произведение читателю: нацеливает его внимание на определенные факты. Все это подтверждает мысль о том, что фотографический снимок является

2 См.: Козаченко Н.А. Фотография как средство познания действительности // Вест. Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. - М., 1990. - № 4. - С. 14.

3 См.: Ворон Н.И. Функции советской фотожурналитсики // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. -М., 1990.-№2.-С. 12. 5 отражением мира. Так что фотожурналистика передает жизнь понятийным способом, посредством информации.

Фотография как средство познания мира играет сегодня важную роль не только в обогащении духовной жизни общества новыми ценностями, его нравственном возвышении, но также как способ отображения его реальной жизни, создавая тем самым определенный образ того или иного государства. Взаимодействуя с социальной системой, фотожурналистика на практике реализует целый ряд различных функций (среди них наиболее важными являются агитационная, пропагандистская и организаторская), объединенных в единое системообразующее начало.

Республика Корея и Россия - страны, во многом отличающиеся друг от друга. Если первая относится к юго-восточной цивилизации, с присущими ей специфическими особенностями, то вторая представляет собой особый тип так называемой евразийской цивилизации, с характерными чертами. Невозможно осознать всю неповторимость и своеобразие каждой из стран только на вербальном уровне. Не может дать полной картины восприятия и национальное искусство. Лишь в совокупности с фотографическим отображением реальной действительности можно создать полную картину жизни народов России и Кореи, прочувствовать исторический дух наций.

Актуальность исследования настоящей диссертационной работы определена необходимостью сравнительного анализа деятельности фотожурналистов России и Республики Корея по созданию общественного мнения о стране, образа своей страны.

Современные средства визуального отображения действительности позволяют широко и всесторонне охватить весь спектр жизнедеятельности общества, начиная с политических процессов и заканчивая частной жизнью индивидов. Поэтому определенный интерес для исследования представляют 6 выразительные средства, используемые фотожурналистами обоих государств при создании образа своей страны.

Фотожурналистика, как неотъемлемая часть СМИ, обладает уникальными способностями визуального отображения действительности вне зависимости от политических, социально-экономических и культурных условий конкретного государства. Именно здесь возможно наиболее полно и широко раскрыть все особенности и национальное своеобразие, невзирая на диктат властей. По существу, свобода слова в фотографиях достигла своего кульминационного развития, поскольку изначальная (документальная, фактическая) природа фотографии не позволяет прибегать к явной фальсификации в целом.

Представляется также важным исследование национальных особенностей в фотожурналистике и выявление общих тенденций, характерных для обеих стран - России и Республики Корея.

Гипотеза исследования.

Теоретический анализ жанровых особенностей фотожурналистики, специфики использования технических средств и методов фотографирования дает основание выдвинуть положение о важной роли фотожурналистики в создании объективного образа своей страны с учетом национальной самобытности и менталитета.

Степень научной разработанности проблемы.

В целом можно отметить, что литературы, посвященной непосредственно предмету исследования настоящей диссертационной работы, нет. Существует ряд теоретических работ в области фотожурналистики, СМИ, коммуникаций, изучая которые, можно создать лишь обобщенный образ проблемы. 7

Анализ литературы по фотографии показывает, что основное внимание в ней уделяется технике, истории, развитию теории и практики светописи. Теоретические исследования творческого процесса в фотографии главным образом касаются области художественной фотографии и в гораздо меньшей степени - фотожурналистики.

Более чем за полтора века существования фотографии создана обширная литература в этой области: существует ряд фундаментальных трудов по истории светописи, монографических работ по теории и практике художественной фотографии, значительная часть публикаций посвящена различным техническим аспектам фотографии4.

Непосредственно проблемам самой фотожурналистики посвящено мало исследований. Заметную роль в развитии теории и практики фотожурналистики СССР сыграли работы А. Мамасахлиси, В. Юодакиса, Н. Козаченко, Г. Волчека, Ю. Шаповала, И. Бальтерманц, Н. Ворона, Б. Головко, А. Пирожкова, А. Караваевой, Б. Чернякова. Большая часть этих исследований посвящена выявлению специфики, функциональных особенностей фотожурналистики5.

Отметим ряд теоретических исследований в области фотожурналистики, где актуальные проблемы последней рассматриваются уже с современных позиций. В частности, особый интерес представляет

4 См, например: Морозов С. Фотоиллюстрация в газете. - М., 1939; Морозов С. Композиция в фоторепортаже. - М., 1941; Морозов С. Фотография среди искусств. - М., 1971; Межеричер Л. Советская фотоинформация на новом этапе. - М., 1931; Волчек Г. Иллюстрация в газете и журнале. - M., 1956; Дыко Л. Беседы о фотомастерстве. - М., 1980; Головня А. Искусство фоторепортера. - M., 1974; Вартанов А. Фотография: документ и образ. - M., 1983: Пондопуло Г. Фотография и современность. - M., 1982.

5 Мамасахлиси А. Некоторые вопросы художественной специфики фотожурналистики. - Тблиси, 1971; Юодакис В. Очерки по истории фотографии в Литве до 1940 г. - Вильнюс, 1973; Козаченко Н. Русская фотографическая периодика конца XIX - начала XX века. - Львов, 1973; Шаповал Ю. Фотопублицистика в периодической печати. - Львов, 1975; Изобразительная журналистика- М., 1988; Бальтерманц И. Специфика содержания и формы фотожурналистики. - М., 1976; Ворон Н. Становление жанров советской фотожурналистики. - М., 1976 (автореф. канд. дисс.); Волчек Г. Фотоиллюстрация в советской периодике.-М„ 1962; Головко Б. Фотожурналистика в системе средств массовой информации и пропаганды в период между XXIX и XXV съездами КПСС. - М., 1979 (автореф. канд. дисс.); Пирожков А. Фотомонтаж в советской прессе. - М., 1981; Караваева А. Фотопублицистика периода Великой Отечественной войны 19411945 гг. - М., 1981; Черняков Б. Становление изобразительной публицистики в доокотябрьской большевистской газете. -Киев, 1983 и др. 8 учебное пособие Н.И. Ворона6, в которой автор подробно анализирует специфику жанров фотожурналистики в соответствии с ее функциональными особенностями. В работе Д.Г.Акчурина7 подробно анализируются функции, принципы и методы фотожурналистики, ее изобразительно-выразительные средства, специфический "инструментарий" фототворчества. В работе В.М. о

Дудникова подробно исследуются основные методы и способы фотожурналистики западных стран. Особый интерес представляет работа А.В. Шаповалова 9 , где наряду с особенностями печатного текста политического репортажа рассматриваются также вопросы и фоторепортажа.

В ходе работы над диссертацией автор использовал корейские материалы, в частности, теоретические исследования по фотожурналистике. Но в целом следует отметить, что таких работ в Республике Корея очень мало. В основном, в них рассматриваются исторические аспекты10. Большая часть научных исследований в Республике Корея посвящена прессе как таковой". Нет трудов, посвященных собственно теории фотожурналистики. Среди наиболее важных работ корейских авторов следует отметить монографию Джон У Сока "Корейская фотожурналистика", в которой наиболее полно раскрыты основные этапы развития национальной фотожурналистики и приводится анализ серии фоторабот ряда известных корейских фотожурналистов.

В ходе работы над диссертацией автор также обращался к периодическим изданиям, исследующим на своих страницах проблемы фотографии и фотожурналистики ("Советское фото", "Журналист",

6 Ворон Н.И. Жанры советской фотожурналистики. - М., 1991.

7 Акчурин Д.Г. Документализм и изобразительно-выразительные средства фотожурналистики. - М., 1987.

8 Дудников В.М. Журналистская фотография как средство пропагандистского воздействия на массовую аудиторию. - М., 1987.

9 Шаповалов А.В. Политический репортаж в динамике развития современной журналистики России. - М., 1998.

10 См., например: Корейская газета и фотография. - Сеул, 1998; Пак Джу Сок. Корейская фотоистория // Гана-ат. - Сеул, 1993. - № 3-4 (на корейском языке).

11 См., например: Ким Мин Нам. История корейской прессы. - Сеул, 1993; Им Пе Джен. Критика политики СМИ в Корее в 1980-х годах. - Сеул, 1984; Корейская пресса эпохи глобализации// Исследовательская Академия по корейским СМИ. - Сеул, 1994; Ким Сон Су. Взаимоотношения капиталистической экономики и рекламы в Корее // Сахвэ Випен. - Сеул, 1989 и др. (на корейском языке). 9

Фотомагазин", "Photo & video", "Вестник Московского университета. Сер. 10, Журналистика" и т.д.).

Цель и задачи исследования.

Целью настоящего исследования является изучение особенностей выразительных средств и методов фотожурналистики Республики Корея и России при создании образа своей страны.

Для достижения поставленной цели были определены следующие задачи исследования:

- рассмотреть основные этапы развития фотожурналистики в Республике Корея, СССР и России;

- на основе анализа ряда фотографий выявить своеобразие выразительных средств и методов фотографирования для создания образа страны фотожурналистами обеих стран;

- проанализировать ряд фотопубликаций на примерах различных жанров и принципов композиции;

- сравнить методы и средства фотожурналистики обеих стран.

Объектом исследования являются отношения "власть - пресса-общество - личность", в которых визуальная и фотокоммуникация занимают одно из центральных мест, создавая демократическую и легитимную основу политической системы, играя большую роль в российских и корейских средствах массовой информации. Составляют выразительные особенности фотожурналистики в воплощении политических и эстетических ориентаций фотожурналистики Республики Корея, СССР и России в разные периоды их истории, в создании соответствующих образов этих стран в СМИ.

10

Методологическая база диссертационного исследования.

Теоретико-методологическую основу диссертации составили принципы сравнительного и комплексного анализа, а также социологический и культурологический методы теории коммуникации, труды российских и зарубежных ученых, исследующих роль средств массовой информации в формировании политических ориентаций в создании положительных имиджей государств.

Исследовательскую базу диссертации составили законы Российской Федерации и Республики Корея о выборах и средствах массовой информации, статистические данные о деятельности корейских и российских средств массовой информации, в особенности иллюстрированных фотографий.

Диссертация имеет комплексный характер, так как в ней рассматриваются проблемы выразительных средств фотожурналистики по созданию образа страны в контексте политических процессов, проходивших и проходящих в Корее, СССР и России. Поэтому научно-методической базой в исследовании также служили работы в области истории и политики обеих стран12.

В работе использованы и принципы семиотического исследования визуальных текстов, разработанные такими учеными, как П.А. Флоренский, Ю.М. Лотман, Б.А. Успенский, Б.В. Раушенбах.

Эмпирическая база диссертационного исследования

Эмпирической базой явились :

Печатные издания Республики Корея

12 См., например:Д. Боффа. История Советского Союза. В 2-х тт. М., 1990; Д. Боффа. От СССР к России. История неоконченного кризиса. 1964-1994. М., 1996; Никитин В.Н. Россия (Краткий исторический очерк). -М., 2002; Гаджиев К.С. Введение в политическую науку. - М., 2000; Грачев М.Н. Политика, политическая система, политическая коммуникация. - М., 1999; Россия в XX веке. М.,1994; Зонг Ун Вон. Движение к общественной гласности. - Сеул, 1986 (на корейском яз.); Вон Чен Вэ. Общественность и политика. - Сеул, 1989 (на корейском яз.); Ким Киу Хули. Пропаганда в период японской империи. - Сеул, 1978 (на корейском языке) и др.

11 журналы : " Хангере 21" (1995,1998, 2000-2002 гг.); Чжунан" (1998,2000,2002 гг.); газеты : "Дон А Ильбо" (1989,1991,1995,2001,2002 гг.);

Хангере Синмун" (1995,2000-2002 гг.);

Ханкук Ильбо" (1994,2000 гг.);

Чжунан Ильбо" (2000-2002 гг.);

Чосон Ильбо" (1995,1998,2001,2002 гг.).

Печатные издания СССР и России журналы : "Огонек" (1989,1990, 1991,2002 гг.);

Смена" (1971-1973 ,1976-1978 гг.); газеты : "Известия" (1993 ,1999-2002 гг.);

День" (2002 г.).

- Рекламные материалы и буклеты выставочных экспозиций в Доме фотографии и Союзе фотохудожников России в 2001-2002 гг.

Научная новизна исследования заключается в том, что диссертация является одной из первых комплексных работ, в которой с привлечением большого количества теоретических источников и конкретных фактов современной политической ситуации в Республике Корея, СССР и России проанализирован процесс развития фотожурналистики как эффективного средства массовой информации в формировании политических и эстетических представлений читателей об этих странах.

Конкретные аспекты научной новизны исследования состоят в следующем:

- определены действующие элементы визуальных средств отображения в фотожурналистике исследуемых стран - Республики Корея, СССР и России - в процессе создания образа государства;

12 выявлены, с учетом исторических особенностей, наиболее характерные черты фотожурналистики в системе СМИ Республики Корея, СССР и России; проведен сравнительный анализ выразительных средств фотожурналистики в воплощении политических и эстетических ориентаций фотожурналистов Республики Корея, СССР и России в разные периоды их истории при создании соответствующих образов этих стран в СМИ.

Научно-практическая значимость диссертации состоит в том, что в ней обобщены теоретические взгляды в области фотожурналистики, имеющей свою специфическую систему выразительных средств и способов фотографирования, выявлены особенности форм и методов коммуникативного воздействия фотожурналистики исследуемых стран -Республики Корея, СССР и России - на политические и эстетические ориентации читателей.

Результаты работы могут быть использованы для анализа особенностей выразительных средств фотокоммуникации в процессе создания имиджа государства. Кроме того, данные исследования представляют определенный интерес для специалистов в области СМИ, особенно - фотожурналистики, с целью ознакомления с национальным своеобразием последней в Республике Корея, а также для историков, политологов - как ознакомительный материал, позволяющий лучше представить национальную самобытность корейского народа, его самосознание и культурное своеобразие.

Материалы исследования могут быть введены в спецкурсы по фотожурналистике, теории и практике журналистики.

13

Апробация работы.

Основные положения работы освещены в научных докладах на II Межвузовской научно-практической конференции 16-17 апреля 2002 г. в Российском университете дружбы народов; на Всероссийской научно-практической конференции "Коммуникации в современном мире", проходившей 13-15 мая 2002 г. на факультете журналистики в Воронежском государственном университете; на 10-й международной конференции "Организационно-правовые, финансовые и научно-технические аспекты современного телерадиовещания", проходившей 23-26 апреля 2002 года в Софрино: на Международном конгрессе "300 лет российской газеты: от печатного станка к электронным медиа", проходившем 17-19 октября 2002 года на факультете журналистики МГУ им. М.В. Ломоносова; а также в публикациях "От рисунка - к фотографии и фотожурналистике (исторические истоки фотожурналистики Республики Корея)" и " Жанровое многообразие новейшей российской фотожурналистики", депонированных в ИНИОН РАН 11.02.03 г.

Основные положения и выводы отражены в шести научных публикациях.

Структура работы. Диссертация состоит из введения, трех глав, заключения, библиографии и фототеки использованных материалов.

Похожие диссертационные работы по специальности «Журналистика», 10.01.10 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Журналистика», Ким Чжун Им

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

При исследовании процессов, происходящих в мировой журналистике, необходимо выделять четыре основных уровня осмысления практических материалов фотографического творчества. Это - теоретический, исторический, социально-политический и национально-культурный уровни.

Теоретический уровень исследования включает в себя проблемы универсального характера, законы визуальной коммуникации, искусствоведческие и филологические принципы семиотики и создания имиджей. Эти законы и принципы действуют в любых обществах в разные периоды их истории, но наполняются определенным содержанием в зависимости от конкретных историко-политических реалий.

Поэтому при исследовании журналистики и фотожурналистики необходимо учитывать и такие уровни, как исторический, социально-политический и национально-культурный. От явлений, которые они охватывают, зависит в большей степени и эстетико-филологическое решение тех или иных фотопроизведений и фотопроектов.

В силу этих причин данная работа, на наш взгляд, представляет в определенной степени приоритетный взгляд на фотожурналистику Республики Корея, СССР и России, так как вопросы создания образа страны в соответствующие исторические периоды средствами фотожурналистики на примере этих стран не исследовались.

Новым для российских теоретиков в области мировой фотожурналистики является исследование истории и теории корейской журналистики, чему в данной работе уделено особое внимание.

Приведем основные выводы работы.

1. Предпосылки появления техники фотографирования и возникновения фотожурналистики в Корее связаны с изобразительным искусством. В частности, начиная с XIV века, в государстве Чосон было

144 развито изобразительное искусство с помощью туши под названием "сагундя". Один из стилей последнего - "соквонги мундяхян"- является основой современной корейской газеты и журнала и предтечей будущей фотографии.

Использование традиционных приемов древней коммуникации позволяет считать рисунки и картины наиболее близким к фотожурналистике средством визуальной массовой коммуникации.

Живопись реалистического жанра, появившаяся до внедрения техники фотографии, берет свое начало от обычаев, сложившихся в конце периода Чосон (XIII в.) (жанровая картина). Здесь были использованы формы, более совершенные, чем сагундя и мунинфо, что еще более приблизило реалистическое изобразительное искусство государства Чосон к начальным ступеням появления фотоизображений.

В Корею фототехника стала проникать в 1875 году, т.е. после заключения договора с Японией, благодаря которому были открыты три порта (Пусан, Инчхон, Вонсан) и начались активные торговые отношения не только со страной Восходящего Солнца, но и с западными европейскими державами.

В Корее газеты стали выходить сравнительно поздно - с 1883 года начался выпуск государственного бюллетеня. Там не было ни одного фотоснимка, только оттиск карты мира.

Большой вклад в развитие газетного дела и фотожурналистики в Корее внесли христиане- миссионеры, выпускавшие ряд печатных изданий в стране. Американец Андеуд 1 апреля 1897 года стал выпускать еженедельную "Христианскую газету", в первом номере которой была помещена фотокарточка короля Кочжон. Это было первой фотографией в газете. В дальнейшем в этой газете появлялись фотографии зданий (дондемун), пейзажи (деханкёндо), и это послужило началом фотожурналистики в Корее.

Постепенно стали осваиваться все новые прогрессивные технологии в

145 области фототехники в корейских газетах.

Наиболее активно передовые технологии фотографирования использовались в газете "Дехан минбо» (основана в июне 1909 года), работники которой мобилизовали все усилия на то, чтобы показать важность роли фотографии на газетных страницах. По возможности, в газете помещали репортажные и портретные фотоснимки, и это делали все, чтобы повысить эффективность рекламных объявлений. Выходили номера газет, целые страницы которых занимала фотореклама.

2. После оккупации Кореи Японией в 1910 году и потерей страной своей политической независимости, отечественная фотожурналистика переживала трудные времена. Газета "Меиль Синбо", организованная японскими властями взамен "Дехан Меиль Синбо", тем не менее, активно использовала в своих публикациях различные фотоиллюстрации. Одновременно была создана основа для развития такого важного средства массовой визуальной коммуникации как информационная и публицистическая фотография. Однако газета работала под наблюдением и контролем японской цензуры, особенно когда речь в публикациях касалась деликатного национального вопроса корейцев. Но постепенно все больше стали появляться на газетных полосах фотоновости дня быстротечно меняющегося мира. Необходимость создания новостей в фотографиях становилась потребностью дня.

3. После освобождения Кореи в 1945 году фотожурналистика пережила войну Севера и Юга, и вместе с развитием мировой журналистики достигла нового уровня в своем развитии. Мир стал узнавать о действительном положении дел на войне не только через корейские газеты, но и через иностранные газеты и журналы. Во время войны 1950-1953 гг. корейские фотожурналисты многому научились, сотрудничая вместе с мировыми фотожурналистами.

146

Война в Корее, которая разразилась 25 июня 1950 г., затормозила дальнейшее развитие корейской фотожурналистики. Это выразилось в резком уменьшении количества фотопубликаций в прессе, в их тематике. Снизилось и техническое обеспечение фотожурналистики, что также сказалось на публикации фотоновостей в прессе. Вместе с этим представились возможности напрямую, через контакты с западными фотожурналистами, перенимать творческие методы фототехнологии развитых западных стран.

Убедившись в действенности фотожурналистов, снимающих живые военные события на фронтах, к окончанию войны корейские фотокорреспонденты осознали чрезвычайно важную необходимость самостоятельной подготовки фотоновостей.

4. Корейская фотожурналистика, процветавшая в последние годы существования либеральной партии и в начале революции 19.04. 1960 г., постепенно пошла на угасание после военного переворота 16.05.1961 г. Вооруженные силы, понявшие способность фотожурналистов правдиво и объективно освещать все даже самые темные факты и события, стали зажимать свободу слова.

Мотивируя обеспечением государственной безопасности, военные стали устанавливать жесткий порядок посещения учреждений, установили запретную зону фотографирования, строжайшую цензуру снимков и текстов, официально запрещали приближаться фотожурналистам к местам, где можно было снять ту или иную необходимую людям фотоинформацию.

5. Анализируя фотографические работы известных корейских фотожурналистов Им Сок Дже, И Кён Мо, Сон Ду Кён, автор выявил следующие особенности в их фотографиях.

Так, например, Им Сок Дже оказался приверженцем советской традиции в использовании выразительных приемов при фотографировании. А именно - ракурса, который удачно применялся советскими

147 фотожурналистами (нижний ракурс) с тем, чтобы намеренно усилить роль труда, трудового творчества в жизни молодой Советской Республики. В работах Им Сок Дже часто показаны героями дня обычные люди - труженики порта, рикши, рабочие. Он изображает реальную жизнь этих людей, и одновременно стремится показать пафос их нелегкого труда. Поэтому его можно считать представителем социального реалистического направления корейской фотожурналистики.

И Кён Мо также разрабатывал социально-реалистическую тематику в национальной фотографии. После него осталось немало фотоматериалов, ставших своеобразным фотокомментарием новой и современной истории страны, событий в Ё Суне и корейской войны 1950-1953 гг. Но в своих работах автор не только использовал приемы реалистической фотографии. Он старался показать контраст между положением коренного населения и его "оккупантами" - американскими военными из миротворческих сил. В частности, фотография министра обороны И Ки Вуна (1951 г.), пригласившего на торжества по случаю своего назначения на этот пост американских высокопоставленных лиц, стала документальным обвинением пренебрежительного отношения янки к корейцам. Используя принцип контраста, направляя свой объектив на определенные детали в поведении американцев (они сидели на подушках в обуви), фотокорреспондент тем самым показал своим соотечественникам истинное отношение "союзников" к Республике Корея.

По существу, И Кён Мо стал первым, кто показал на одной из своих фотографий ("Джоннам Сунчон" - 1948 г.) много убитых людей. Этот снимок близок по тематике и использованию в сходном сюжете выразительных одинаковых средств со знаменитой фотографией фотокорреспондента советского журнала "Огонек" Д.Бальтерманца "Горе" (1942 год). Именно ввиду высокого показа трагизма, принесенного войной, оба снимка проникнуты высокой идеей гуманизма.

148

Сон Ду Кён, работавший фотокором в американской газете, был непосредственным участником и свидетелем корейской войны. Благодаря его работам было показано национальное видение разыгравшейся трагедии.

В работах Им Ун Сика утверждаются традиции бытового реализма. Он внес значительный вклад в развитие национальной документальной фотографии. Отказавшись от японского "лирического" стиля в фотографии, автор перешел на позиции фотореализма), снимки "Намок", "Гудик" и др.). Его героями становятся безработные, бедняки, рабочие, крестьяне. Кроме того, для работ фотографа характерно умение мгновенно показать исторический вектор эпохи (фото "Намук" - "опаленные деревья"), где показан мальчик среди черных, обугленных деревьев - печального наследия недавней войны.

Важным в развитии фотожурналистики Кореи является не только приверженность ее традициям реализма, но и переходу к технике близкого снятия объекта, исчезновению барьера между фотожурналистом и объектом. В частности, в работах Джона. Бом Тхе это проявилось очень наглядно в фотопортрете старика с дверными замками на груди.

6. В произведениях советской фотожурналистики в 20-е - 30-е годы, мечты советских людей, запечатленных на фотографиях авторов, выражаются в бодром и уверенном настрое всех снимков. Они читаются во взглядах героев и на лицах с агитплакатов. Это - мечты о счастливой жизни советских людей в свободной и сильной стране, где "человек шагает как хозяин необъятной Родины своей" (например, фото А. Родченко, Б. Игнатовича).

Анализ фотоснимков А. Родченко и Б. Игнатовича позволяет сделать вывод о том, что в их фотоработах пафос труда строителей нового социалистического общества, веры в идеалы "светлого коммунистического будущего" отчетливо проявляется за счет умелого и творческого подхода к композиции фотоснимка, использования светотени, необычных ракурсов.

149

Возвеличивание трудовых будней обычных людей, романтика труда -стали привычными символами в деятельности советских фотожурналистов исследуемого периода. Их работы, излучавшие радость бытия и энтузиазм советских людей, служили мощным идеологическим средством воздействия на умы миллионов граждан Страны Советов, создавали ее образ для восприятия за рубежом.

В конце 20-х - начале 30-х годов в Советском Союзе отмечен резкий подъем уровня фотографической культуры, способствовавший росту профессионального мастерства советских фотожурналистов, отчетливо проявившегося в годы Великой Отечественной войны 1941-1945 гг.

Великая Отечественная война 1941-1945 годов стала новым этапом в развитии советской фотожурналистики, создавшей в годы войны бесценную коллекцию военного фоторепортажа, ставшей документальным подтверждением и свидетельством военных лет.

Предвоенная фотография в СССР была далека от того, что представляет собой военный фоторепортаж. Важным в творческом наследии военных фотожурналистов были не только талант и самоотверженность фронтовых фотокорреспондентов, высокие профессиональные навыки, но, скорее всего острое ощущение ими своей неразрывной связи с судьбами миллионов сограждан, своей ответственности перед Историей.

Помимо фоторепортажей, в годы войны было снято много удивительно интересных и запоминающихся снимков, относящихся к жанру фотопортрета и фотоочерка. Фотография создала образ сражающейся и победившей страны.

Влияние военной фотопублицистики на дальнейшее развитие советской фотожурналистики и фотоискусства было огромным. Ведь многие из бывших военных фоторепортеров после войны стали ведущими фотожурналистами страны, и передали свой опыт и традиции молодому послевоенному поколению. Совместными силами они создали фото летопись

150

50-х - 80-х годов, главной темой, которой стала тема мира и созидания, утверждения идей коммунизма в стране.

7. В результате сильных гонений во второй половине 70-х годов на демократическое движение в южнокорейской журналистике, связанное с активным подавлением выступлений народных масс диктаторским режимом в начале 80-х годов в Республике Корея появилась т.н. пресса сопротивления, выражавшая интересы демократической оппозиции. Основными печатными органами последней стали журнал "Маль" и ежедневная газета "Хангере Синмун". Они сыграли важную роль в деле активного гражданского сопротивления военному режиму, закончившемуся победой демократии в результате июньских демонстраций протеста 1987 года и перехода власти Ро ДэУ.

После принятия новой конституции в жизни СМИ страны произошли перемены после выхода в ноябре 1987 года "Закона о регистрации периодических изданий", способствовавшего развитию плюрализма мнений и свободы слова в стране.

Наряду с бесспорными достижениями в области демократизации корейских СМИ, существуют и проблемы, главной из которых является ярко проявляющийся консерватизм корейских СМИ. За исключением газеты "Хангере Синмун", в корне отличающейся от других газет по направленности публикуемой информации и фотоснимков, кадровой политике и формированию начального капитала, южнокорейская пресса в значительной степени зависит от политических партий, рекламодателей и владельцев издательств.

Редакционный курс "Хангере Синмун" состоит в том, чтобы публиковать правдивую информацию, не поддаваясь никакому политическому давлению и не защищая интересы крупного капитала. Ярким примером выражения такой позиции газеты является деятельность ее фотожурналистов, работы которых отличаются приверженностью

151 реалистического направления в фотографии, характеризуются объективностью в отображении современной жизни Республики Кореи. Наиболее часто в газете используются такие жанры фотожурналистики, как фотопортрет, фоторепортаж и фотоочерк, создаваемые на основе принципов социального реализма.

8. Современная фотожурналистика накопила богатый опыт в области выразительных средств. В последние годы в Республике Корея стали активно использоваться новые технологии компьютерных комбинированных фотографий. Наряду с этим используются также и традиционные жанры фотожурналистики - фотоочерк, фотопортрет, фоторепортаж. Особое развитие получила так называемая фотосерия.

Но особую проблему в стране в последние годы стали составлять так называемые поддельные, фальсификационные снимки, которые как бы искажают смысл реальной действительности, вызывают у своих читателей неправильное представление о текущих событиях.

По всей видимости, эта проблема актуальна не только для корейских, но и российских фотожурналистов, что связано зачастую с проблемой подчиненности многих СМИ политике их руководителей и хозяев.

9. Диссертант, анализируя работы российских фотожурналистов в 90-е годы - начало 2000-го года (на примере газеты "Известия" и журнала "Огонек"), отмечает приверженность последних традиционным методам визуального отображения действительности и использования таких жанров фотожурналистики, как фоторепортаж, фотоочерк, фотопортрет, фотосерия. Интересным автору представляется некая преемственность в традициях съемок. Например, в журнале "Огонек" осталась традиционной подача фотопортрета. А в газете "Известия" - выбор точки съемки и ракурса в фоторепортаже. Хотя интересным, на взгляд диссертанта, является психологизация фотопортрета в этом издании.

152

Таким образом, завершая анализ современной российской фотожурналистики, отметим то, что наряду с традиционными приемами (съемка сверху, выделение крупного плана) с целью усиления воздействия, некоторые фотожурналисты прибегают к фотомонтажу, особенно в жанре фоторепортажа.

Конечно, негативным моментом в современной фотожурналистике российских СМИ следует считать засилье натуралистических снимков (снимки убитых, раненых, кадры разрушенных домов и т.д.). Тем не менее, без этого также нельзя обойтись. Создавая реалистический образ страны, фотожурналисты России тем самым показывают практически все аспекты современной жизни государства. Если одни издания (например, современный журнал "Огонек") специализируются на отображении отдельных сторон жизни России (особенно в области науки, кино, культуры и т.д.), то другие (например, газета "Известия") создают документальные свидетельства настоящей истории страны.

10. Анализируя работы корейских и российских фотожурналистов, диссертант приходит к выводу, что современные выразительные средства отображения действительности при создании образа своей страны в чем-то достаточно родственны. Это, вне сомнения, связано с известной степенью схожести эстетических и технологических приемов и методов, свойственных древнему искусству отображения действительности в народном творчестве (искусство древнего рисунка в Корее, лубка в России) схожести историко-политических реалий двух стран в 50-90 годы, и социальных идеалов ряда фотомастеров.

Тем не менее, для фотожурналистов обеих стран характерны и свои национальные особенности. Если в России все-таки осталась доминирующей приверженность еще советским традициям в фотожурналистике, в методах съемки (ракурс, выбор точки съемок, динамичность сюжета), то для корейских фотожурналистов остается характерной такая черта, как отдание

153 предпочтений психологизму, портретносги при одновременном использовании методов контраста, выбора фокуса съемки. Несмотря на то, что психологический барьер между фотожурналистом и его объектом давно преодолен, тем не менее, до сих пор традиционной фотографией в Республике Корее можно считать снимки, где объекты засняты на определенном расстоянии от снимающего. Другими словами, фотожурналистика Кореи более традиционна по своим выразительным средствам.

11. Говоря в целом о фотожурналистике российских и корейских мастеров, отметим следующее. Во-первых, конечно, трудно сравнивать исторический опыт развития отечественной фотожурналистики в обеих странах, так как он несопоставим по временным интервалам. Тем более, если учитывать тот факт, что до 1945 года Корея находилась в колониальной зависимости от Японии, и в период с 1920 по 1945 годы в национальной фотожурналистике преобладали японские стереотипы.

Тем не менее, можно отметить ряд сходных моментов в работах фотожурналистов обеих стран. Прежде всего - тяготение корейских мастеров к принципам социалистического реализма при создании образов трудящихся, их стремление возвеличить труд обычных людей. Такая позиция всегда была господствующей в советской фотожурналистике в 20-е -30-е годы. Можно отметить, что в работах отдельных корейских фотожурналистов проскальзывают элементы и приемы, широко распространенные в СССР (например, аналогия между фотопортретом старика с дверными замками на груди Джон Бом Тхе и портретами А. Родченко).

Общие выразительные средства в работах советских и корейских фотожурналистов можно найти в фотографиях о войне. Здесь часто используется прием "кадр в кадре" (например, в работах Сон Ду Кёна и снимке Е.Халдея "Освобожденный Севастополь"). Фотодокументализм военных репортажей проявляет, тем не менее, и национальные особенности

154 видения кадра, композиционной постановки снимка. Если для советских военных фотожурналистов важным в их работах было показать тяжелый ратный труд воинов на фронтах Великой Отечественной войны, стойкость и нелегкие будни в тылу, - то есть весь огромный спектр всей жизни страны в те тяжелые и суровые годы и необыкновенное мужество и героизм советских людей. На корейских военных фотографиях очень редко показаны люди - в основном, изображаются разрушенные здания, сгоревшие и покалеченные деревья, какая-то безысходность.

Отдельная тема, присущая фотографиям фотожурналистов обеих стран. - отображение человеческого горя на фоне войны (см. фотоматериалы М. Савина, Д.Бальтерманца и фотографии И Кён Мо).

12. Важным, по мнению автора, является то, что при анализе фотожурналистики обеих стран прослеживается зависимость фототворчества от сущности политической власти. В основном образ страны создается по заказу политиков, но настоящий художник зачастую обходит этот заказ и создает выдающиеся, большие произведения фотоискусства.

А.А. Грабельников в своей монографии "Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы" (2002 год) развивает концепцию американских авторов Фреда С. Сиберта, Уиолбура Шрамма и Теодора Петерсона о моделях современной прессы. В указанной книге он выделяет 6 моделей развития СМИ: модель независимой прессы, советскую или социалистическую модель, модель социальной ответственности, авторитарную модель, модель "развития" и модель демократического представительства. Разнообразие моделей создает идеологическую и финансовую основу для различных принципов фотожурналистского отражения социальной действительности, различных приемов фотокоммуникации, зачастую направленных на мифологизацию, приукрашивание реальности. Создается основа и для прямого искажения

155 жизненных фактов. Об этом говорилось в диссертации на ряде примеров как корейских, так и советских, а также российских фотожурналистов.

Однако перспективы развития журналистики в целом, включая и фотожурналистику, диссертант видит в том, что независимо от политического режима страны, положения СМИ и политического заказа на создание образа страны, фотожурналистика, ее действительно демократическая пресса, ее ярчайшие представители представляют собой уникальный тип современных СМИ, который способен отстаивать правду дня, отображать объективный ход истории страны, быть поистине документальным фактом современной летописи своего государства.

156

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Ким Чжун Им, 2003 год

1. Акчурин Д.Г. Документализм и изобразительно-выразительные средства фотожурналистики. -М., 1987.

2. Алексеев В.А. Очерк. JL, 1973.

3. Аносова JI.A., Матвеева Г.С. Южная Корея: взгляд из России. М., 1994.

4. Антология советской фотографии. Т.1. - М.: Планета, 1986.

5. Антология советской фотографии. Т.2. - М.: Планета, 1987.

6. Афанасьев В. За идейность и партийность фотожурналистики // Советское фото. М., 1977. - № 2.

7. Бальтерманц И. Д. Специфика содержания и формы фотожуралистики. М., 1976.

8. Барт P. Camera lucida. Комментарий к фотографии. М., 1997

9. Беглов М. Современные тенденции монополизации буржуазной прессы. М., 1969.

10. Беккер Й. Информация фактор власти // Демократический журналист. - М., 1987. - № 6.

11. Березин В.М. Программа курса лекций и методические указания к изучению дисциплины "Фотожурналистика". М.: изд-во РУДН, 1999.

12. Березин В.М. Теория массовой коммуникации. Тексты вводных лекций. М., 1997.

13. Березин В.М. Сущность и реальность массовой коммуникации. М., 2002.157

14. Борев В.Ю. Фотография в структуре массовой коммуникации (на материале литовской школы художественной фотографии). -Вильнюс: Митис, 1986.

15. Боффа Д. История Советского Союза. В 2-х тт. М. , 1990

16. Боффа Д. От СССР к Росси. История неоконченного кризиса. 1964-1994. М., 1996

17. Бучкин А.А. Социальная эволюция современной Южной Кореи. -М., 1975.

18. Бычков П.И. Фотолюбителю о фоторепортаже. М.: Искусство, 1958.

19. Вартанов А. На новом этапе фотографии 30-х годов // Советское фото. М., 1976. - № 12. - С. 32-35.

20. Вартанов А. Рождение фотосерии // Советское фото. М., 1976. -№ 11.-С. 28-30.

21. Вартанов А.В. Становление репортажа // Советское фото. М., 1977.-№ 2.-С. 30-33.

22. Вартанов А. Фотография: документ и образ. М., 1983.

23. Вартанов А.С. Образные ресурсы фотопублицистики. М., 1988.

24. Вартанов А. От фото к видео. М., 1994.

25. Виленкин Б.А. Встреча за кадром. Заметки фотожурналиста. М.: Искусство, 1971.

26. Власов Ю.М. Пропаганда за фасадом новостей. М., 1976.

27. Власов Ю.М. Средства массовой информации и современное буржуазное государство. М., 1985.

28. Волчек Г. Иллюстрация в газете и журнале. М., 1956.

29. Волчек Г. Фотоиллюстрация в советской периодике. М., 1962.

30. Воскобойников Я.С. , Юрьев В.К. Журналист и информация. М., 1993.

31. Ворон Н.И. Жанры советской фотожуралистики. М., 1991.158

32. Ворон Н.И. Становление жанров советской фотожурналистики (Автореф. канд. Дисс.). М., 1976.

33. Ворон Н.И. Фотожурналистика в системе печати и тенденции ее развития // Вестник Моск. ун-та. Сер. Журналистика. М., 1978. -№ 2. - С. 32-40.

34. Ворон Н.И. О жарнах фотожурналистики //Журналистика в 1997 году (Тезисы наунчо-практической конференции). Часть II. - М., 1998. - С. 37-39.

35. Вощинский 3. Художественная и пресс-фотография, их сходство и различия // Советское фото. М., 1970. - № 6. - С. 20-21.

36. Гвалкевич М. Фотожурналистика и пресса // Советское фото. М., 1967.-№7.- С. 12-13.

37. Главач JI. Художественность фотографического репортажа // Фотография. М., 1972. - № 4. - С. 5-6.

38. Головко Б. Фотожурналистика в системе средств массовой информации и пропаганды в период между XXIV и XXV съездами КПСС (Автореф. канд. дисс.). М., 1979.

39. Грабельников А.А. Средства массовой информации постсоветской России. М., 1986.

40. Грабельников А.А. Работа журналиста в прессе. Уч. пос. - М.: "Рип-холдинг", 2002.

41. Грабельников А.А. Русская журналистика на рубеже тысячелетий. Итоги и перспективы. М.: "РИП-холдинг", 2001.

42. Гроховский П. Фотография в прессе // Советское фото. М., 1977. -№ 1. - С. 8-9.

43. Грушин Б.А. Эффективность массовой информации и пропаганды: понятие и проблемные измерения. М.: Знание, 1979.

44. Даугавиш С.Н. Общее и специфическое художественных образов с вербальной и визуальной основой. Тбилиси, 1984.159

45. Дворжак К. О характере фоторепортажа // Фотография. М., 1982. - С. 5-6.

46. Дудников В.М. Журалистская фотография как средство пропагандистского воздействия на массовую аудиторию. М., 1987.

47. Дыко Л. Беседы о фотомастерстве. М., 1980.

48. Дыко Л.П. Основы композиции в фотографии. М., 1988.

49. Дымшиц А. Свети, "Огонек"! К 50-летию журнала // Советская культура. 30 марта 1973 года.

50. Журналистика: история и современность. М., 1993.

51. Журналистика в политической структуре общества. Киев, 1989.

52. Игнатович Б. Фотографии. Каталог выставки в честь 100-летия со дня рождения. М., 2002.

53. Информация. Дипломатия. Психология. М.: Известия, 2002.

54. Иргебаев А.Т., Осипов В.И. Южная Корея. М., 1990.

55. Казанцев В.Н. Выражение общественного мнения средствами массовой информации // В сб.: "Социологические проблемы общественного мнения и деятельность СМИ". М., 1976.

56. Караваева А. Фотопублицистика периода Великой Отечественной войны 1941-1945 гг. -М., 1981.

57. Козаченко Н. А. Русская фотографическая периодика конца XIX -начала XX века. Львов, 1973.

58. Козаченко Н.А. Фотография как средство познания действительности //Вестник Моск. ун-та. Сер. 10. Журналистика. -М, 1990. -№ 4. -С. 12-18.

59. Коротич В. Лицо ненависти. М., 1985.

60. Коротич В.А. От первого лица. Харьков, 2000.

61. Кракауэр Э. Природа фильма. М., 1974.160

62. Круглов Е.В. Средства массовой информации Южной Кореи: в условиях обновления и демократизации // Вестник Моск. ун-та. -М., 1993. -№3.- С. 78-90.

63. Лабутина Т.А. У истоков современной демократии. М., 1994.

64. Лаврентьев А.Н. Ракурсы Родченко. М.: Искусство, 1992.

65. Ли Че Хек. Особенности демократизации южнокорейской прессы в современных условиях (1987-1994 гг.). Автореф. канд. дисс. - М., 1995.-20 с.

66. Лотман Ю. Семиотика кино и проблемы киноэстетики. Таллин, 1973.

67. Мамасахлиси А. Некоторые вопросы художественной специфики фотожурналистики. Тбилиси, 1971.

68. Марголина С. Кризис журнализма в СССР// век XX и мир. М., 1991.-№7.

69. Мельникова М.А. СМИ в условиях социлаьно-политического конфликта // Вестник Моск. ун-та. Сер. 10, Журналистика. М., 1993.-№ 1.-С. 90-91.

70. Межеричер Л. Советская фотоинформация на новом этапе. М., 1931.

71. Михалкович В.И., Стигнеев В.Т. Поэтика фотографии. М., 1989.

72. Морозов С. Композиция в фоторепортаже. М., 1941.

73. Морозов С. Творческая фотография. М., 1989.

74. Морозов С. Фотография среди искусств. М.: Планета, 1971.

75. Морозов С. Фотоиллюстрация в газете. М., 1939.

76. Никитин В.А. Фотоочерк в советской прессе. Л-д, 1984.

77. Никитин В.А. О жанровой структуре фотопубликаций в советской прессе // Вестник Ленингрд. ун-та. Л-д, 1987. - № 2.

78. Овсепян Р. История советской журналистики. М., 1991.161

79. Очерки истории русской советской журналистики. 1917-1932 гг. -T.l. -М., 1966.

80. Панфилов Н.Д. Фотография и ее выразительные средства. М.,1981.

81. Пирожков А.Н. Фотомонтаж в советской пресс. JL, 1980.

82. Пондопуло Г.К. Фотография и современность. М.: Искусство,1982.

83. Прохоров Е.П. Введение в теорию журналитсики. М., 1993.

84. Раушенбах Б. Геометрия Картины и зрительное восприятие. СПб., 2001.

85. Россия в XX веке. М., 1994

86. Сафронов А. "Огоньку" пятьдесят //Журналист. - М., 1973.- № 4.

87. Смородина В.А. Документальная фотография в российских иллюстрированных изданиях периода Первой Мировой войны (1914-1917 гг.). Спб., 2000.

88. Сосновская A.M. Трансформация журналистских практик и самоидентификация журналистов. СПб., 2000.

89. Успенский Б. А. Поэтика композиции. М., 1970.

90. Флоренский П. А. Мнимости в геометрии. // Вестник РУДН. Серия " Лингвистика", 1995, №2.

91. Фотография и время. М., 1988.

92. Фотография и журналистика. М., 1975.

93. Хэллоуэлл Дж. X. Моральные основы демократии. М., 1993.

94. Чернец Л.В. Литературные жанры. М., 1982. - С. 3-43.

95. Черняков Б.И. Изобразительная журналистика в печатных средствах массовой информации. Киев, 1998.

96. Черняков Б.И. Начальные этапы применения фотографии в печати. -Киев, 1990.

97. Черняков Б.И. Рождение фотожурналистики. Киев. 1996.162

98. Черняков Б. Становление изобразительной публицистики в дооктябрьской большевистской газете. Киев, 1983.

99. Черняков Б.И. Фотография в изобразительной журналистике. -Киев, 1996.

100. Чжан Цян. Китайская живопись: традиции и развитие. // Культуры: диалог народов мира. 1984, №4, с. 10-19.

101. Чудаков Г. Фотография в прессе: содержание, форма, жанровая структура // Советское фото. М., 1982. - № 8. - С. 14-15.

102. Ю2.П1айхет А. Фотографии. 1924-1951 гг. Каталог выставки в честь 100-летия со дня рождения. М., 2000.

103. ЮЗ.Шаповал Ю.Г. Изображение и слово в журналистике. Киев, 1985.1041 Наповал Ю.Г. Изобразительная журналистика. Киев, 1988.

104. Шаповалов А.В. Политический репортаж в динамике развития современной журналистики России. М., 1998.

105. Шин И.А. Новые индустриальные страны Азии: социально-политические сдвиги и рабочий класс (60-80-е гг.). М., 1989.

106. Энтин B.JT. Средства массовой информации в политической системе современного капитализма. М., 1988.

107. Южнокорейские журналисты ведут борьбу за свободу печати /Демократический журналист. М., 1958. - №3.

108. Юодакис В. Очерки по истории фотографии в Литве до 1940 г. -Вильнюс, 1973.

109. Литература на корейском языке

110. Вон Чен Вэ. Общественность и политика. Сеул, 1989.

111. Декларация 29 июня 1987 г. Сеул, 1987.

112. Джо У Сок. Корейская фотожурналистика. Сеул, 1998.163

113. ПЗ.Ди Ман Кавю Достойные концепции отвергнутых (о газете "Докрип Синмун"). Сеул, 1981.

114. Доклад о положении корейской прессы. Ассоциация журналистов.- Сеул, 1989.

115. Закон о регистрации периодических изданий. Сеул, 1987.

116. Закон о телерадиовещании. Сеул, 1987.

117. Зонг Ун Вон. Движение к общественной гласности. Сеул, 1986.

118. Им Пе Джен. Критика политики СМИ в Корее 80-х годов. Сеул, 1984.

119. Иу Вион Ен. История корейского телерадиовещания. Сеул, 1987.

120. Иу Ие Сен. Исследование о возможных вариантах распространения кабельного телевидения. Сеул, 1992.

121. Кан Хен Ду. История становления и развития корейского телерадиовещания // Вонгсен Йонгу, весна 1983.

122. Ким Донг Мин. Система контроля над телерадиовещанием. Сеул, 1991.

123. Ким Зон Тэк. Анализ газеты "Хангере Синмун". Сеул, 1992.

124. Ким Киу Хван. Пропаганда в период японской империи. Сеул, 1978.

125. Ким Мин Нам. История корейской прессы. Сеул, 1990.

126. Ким Пел Кун. Проникновение реалигиозных групп в СМИ в последние годы // журнал "Современная общественность". Сеул,- май 1989.

127. Ким Сон Су. Политико-экономическая история Кореи. Сеул, 1989.

128. Ким Сон Су. Взаимоотношения капиталистической экономики и рекламы в Корее // Журнал "Социальная критика". Сеул, лето 1989.164

129. Ким Сон Су. Монополистический капитал Кореи и индустрия корейской прессы // Журнал "Тенденция и перспективы". Сеул, 1988. -№3.

130. Ким Тэ Ил. Корейский капитализм и государственность. Сеул, 1985.

131. Ким Он Су. Теория и практика северокорейской прессы. Сеул, 1991.

132. Конг Донг Джин. История японского нашествия на корейский полуостров. Сеул, 1980.

133. Конституция Республики Корея .- Сеул , 1987.

134. Корейская газета и фотография. Сеул, 1998.

135. Ли Донг Ук. Экономика корейской прессы. Сеул, 1989.

136. Ли Зин Ро. Исследование развития газетных предприятий в условиях монополизации прессы // Журнал "Журналистика". -Сеул, зима 1988.

137. Ли Зон Ен. Мультимедиа и компакт-диски. Сеул, 1994.

138. Ли Сан Хи. Телевидение, радио и массовая культура. Сеул, 1983.

139. Ли Те Хо. Официальная и народная пресса. Сеул, 1992.

140. НО.Манг Вон. История современной Кореи. Сеул, 1989.

141. Министерство печати и информации Кореи. Обзор периодических изданий. Сеул. 1980.

142. Мун Хак Пин. деятельность "Хангере Синмун" и ее перспективы // Журнал "Анализ газет". Сеул, 1993.

143. Мун Ха Кен. Исследования корейской прогрессивной прессы в период американской оккупации. Сеул, 1989.

144. Пак Вон Киу. Процесс форирования проамериканской прессы в период американской оккупации. Сеул, 1988.

145. Пак Чу Сок. Корейская фотоистория //Журнал "Кана-ат". Сеул, 1993.-№3-4.165

146. Пен Вон Иу. Анализ консервативной тенденции в корейской газете// Журнал "Журналистика". Сеул, май 1989.

147. Пен Вон Иу. Задачи и перспективы корейской прессы и корейских "нью медиа". Сеул, 1994.

148. Революция в информационных технологиях и пресса. Газета "Пунан". Сеул, 1994.

149. Сон Кен Хо. История современных корейских СМИ. Сеул, 1990.

150. Син Хен Док. Анализ маркетинга крупных газет в Корее. Сеул, 1988.

151. Цон Зуль. История корейских СМИ. Сеул, 1983.

152. Чон Мин Джи. История оккупации Кореи. Сеул, 1987.

153. Чу Дон Хван. Существующие формы собственности в корейской прессе. Сеул, 1993.

154. Южнокорейская пресса в эпоху глобализации. Сеул, 1994.

155. Литература на английском языке

156. Gerbner G., Schramm W. Communications, Study of // International Encyclopedia of Communications. N.Y. Oxford, 1989. - Vol. 1.

157. Kim Yensu. Cultural policy in the Republic of Korea. Paris, 1976.

158. Koezian, W.A. Non-Western model of the Free Press. "Communication", Delphi, 1990. N 2.

159. Korea: A nation of transition. Seoul, 1978.

160. Korea Annual. 1993.- Seoul, 1993.

161. Korea Annual. 1994. Seoul, 1994.

162. Korean media in 1984-1985. "Asian Mass Communication Bulletin". Singapore. 1988, N2.166

163. Korean Press in 1985-1986. "AMCB". 1987, N 1.

164. Korean media face era of liberalization. "AMCB". 1988, N 3.

165. Mankekal, D.R. Media and the Third World. Delphi, 1979.

166. Murdok, Gr. Control on the press industry of big intents. New-York, 1986.

167. Palm J. A new role for Mass Media. "Communication". Delphi, 1986.

168. Werload, Y. and Wilson, T. Press freedom in Korea. Seoul, 1991.

169. Периодические издания на русском языке

170. Вестник Московского университета. Сер.10, журналистика. М., 1978, 1990, 1993.

171. Демократический журналист. М., 1991. 1992.

172. Огонек. М., 1989, 1990, 1991, 2002.

173. Смена., М., 1971-1973 1976-1978.

174. Советское фото. М., 1976-1982.173.Фотография. М., 1972.

175. Фотомагазин. М., 2000-2002.

176. Photo & video. М., 1998-2002.

177. Известия. Сентябрь-октябрь 1993 г.; сентябрь 1999 г., август 2000 г.; 2001 г., октябрь 2002.177. День. 25 октября 2002 г.

178. Периодические издания на корейском языке

179. Дон А Ильбо 1989,1991, 1995,2001,2002

180. Хангере Синмун 1995,2000-2002180. Ханкук Ильбо 1994,2000181. Чжунан Ильбо 2000-2002167

181. Чосон Ильбо 1995,1998,2001,2002

182. Вестник ассоциации журналистов. Сеул, 1989.

183. Вестник профсоюзных работников СМИ. Сеул, 1989

184. Демократическая пресса. Сеул, 1990.186. Журналистика. Сеул, 1989.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.