Государственно-конфессиональная политика в современной России: приоритеты, особенности, тенденции тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 23.00.02, кандидат политических наук Матвиенко, Валентина Анатольевна

  • Матвиенко, Валентина Анатольевна
  • кандидат политических науккандидат политических наук
  • 2006, Орел
  • Специальность ВАК РФ23.00.02
  • Количество страниц 194
Матвиенко, Валентина Анатольевна. Государственно-конфессиональная политика в современной России: приоритеты, особенности, тенденции: дис. кандидат политических наук: 23.00.02 - Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии. Орел. 2006. 194 с.

Оглавление диссертации кандидат политических наук Матвиенко, Валентина Анатольевна

Введение.

Глава I. Взаимодействие религии и политики: теоретико-методологический аспект.

§ 1.1 Религия в системе общественно-политических отношений.

§ 1.2. Содержание и типология взаимодействия государства и религиозных конфессий.

Глава II. Роль государства в построении оптимальной модели государственно-конфессиональной политики в России.

§ 2.1. Религиозное измерение политической традиции в России.

§ 2.2. Религиозный фактор в политической жизни современного российского государства.

Глава III. Перспективы развития государственно-конфессиональной политики в субъектах Российской Федерации.

§ 3.1. Характеристика религиозной ситуации в субъектах Российской

Федерации.

§ 3.2. Основные направления и механизмы реализации государственноконфессиональной политики в субъектах Российской Федерации.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Государственно-конфессиональная политика в современной России: приоритеты, особенности, тенденции»

Актуальность темы исследования. Трансформация политической системы в России в конце XX - начале XXI века, привела к серьезным изменениям в российском обществе. Перемены коснулись ценностно-нормативных структур массового сознания, моделей политического поведения российских граждан, а также принципов функционирования, устройства, развития государства и гражданского общества. Вместе с тем, утрата прежних идеологических основ породила интерес к религии. Религией сейчас интересуются многие, находя в ней ту основу на базе которой возможно достижение политического, экономического, духовного согласия и благополучия России. В настоящее время целесообразно не просто определить отношение к религии как к особому мировоззрению, но и рассмотреть ее в контексте политической жизни, выявить характер ее воздействия на различные сферы этой жизни, особенности влияния на политические режимы, политическую культуру, политическую идеологию, политическую традицию, политическую систему государства.

Для успешного развития современного российского государства в условиях формирования гражданского общества необходима научно обоснованная, подлинно демократическая и целенаправленная государственно-конфессиональная политика. Ее сущность, характер и направленность должна быть сконструирована правовыми актами, а также институционализирована деятельностью государственных и религиозных структур, выступающих субъектами государственно-конфессиональных отношений. В настоящее время она носит фрагментарный характер, включая в себя элементы дореволюционного опыта, наследия советского периода и практики зарубежных стран. Особое значение приобретает опыт государственно-конфессиональных отношений в регионах России.

С точки зрения изучения взаимодействия религии и политики на региональном уровне, система взаимоотношений религиозных объединений и органов власти в субъектах РФ представляет собой уникальный материал для анализа и обобщений.

Данные обстоятельства обусловливают актуальность диссертации, представляющей собой исследование приоритетов, особенностей и тенденций реализации государственно-конфессиональной политики в современной России.

Степень научной разработанности темы. Изучение процессов взаимодействия религии и политики находится на стыке политологии, религиоведения, социологии, философии, в результате чего последняя получила возможность опираться на множество моделей их постановки и решения. Междисциплинарный характер, значительная тематическая диверсификация данной темы позволили автору исследования выделить структурно-функциональное, идеологическое и управленческое направления теоретических исследованиях, в которых в той или иной степени затрагивают различные аспекты рассматриваемой проблематики.

Важное значение для ее разработки имеют отдельные теории и положения, изложенные в исследованиях известных западных ученых: Т. Гоббса, Г. Спенсера, О. Конта, Г. Зиммеля, С. Хантингтона, X. Арендта и др.1 В работах И. Канта, Г.В.Ф. Гегеля, J1. Фейербаха, К. Маркса, Ф. Энгельса, М. л

Вебера, Э. Дюркгейма и др. нашел отражение анализ политических учений предметом рассмотрения которых является характер взаимосвязи религии и политики. Кроме того, это проблема проанализирована в трудах Э. Трёльча, Р. Отто, П.Л. Бергера, Т. Лукмана и др. , которые на общетеоретическом уровне определяли зависимость формы правления от религиозного фактора.

1 Гоббс Т. Левиафан, или материя, форма и власть государства церковного и гражданского // Антология мировой политической мысли. Tl. - M., 1997; Спенсер Г. Личность и государство. - СПб., 1986; Локк Дж. О свободе: Антология западно-европейской классической либеральной мысли. - М., 1995; Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // Политические исследования. - 1994. - № 1; Конт О. Критика теории «социального действия» Т. Парсонса. - М., 1992; Зиммель Г. Религия. - М., 1995; Аренд X. Истоки тоталитаризма. - М, 1996;

2 См. И. Кант. Трактаты и письма. - М., 1980; Гегель Г. Философия религии. - M., 1977; Л. Фейербах. Избранные философские произведения. - М., 1955; К. Маркс, Ф. Энгельс, В.И. Ленин О религии. - М., 1983; Вебер М. Избранное. Образ общества. - М., 1994; Дюркгейм Э. Социология. - М., 1995.

3 Трёльч Э. Церковь и секта // Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. - М., 1996; Отто Г. Священное // Религиоведение. - 2003. - № 1; Berger P.L. Zur

В истории отечественной политической мысли сложился собственный взгляд на изучение данной проблемы. Исследованием вопроса взаимодействия религии и государства в различные исторические периоды занимались: Илларион, Ю. Крижанич, Ф. Прокопович, Б.Н. Чичерин, С. Мельгунов др.4. Обращение к общетеоретическим аспектам данной темы в отечественной науке приходится на вторую половину XX века, что нашло отражение в работах Д.М. Угриновича, А.Д. Сухова, В.И. Гараджи, И.Н. Яблокова, и др.5

В 90-е годы XX века начался новый этап в развитии данного исследовательского направления, что явилось следствием радикального изменения вектора политического и экономического развития страны, непосредственно затронувшего и сферу государственно-конфессиональной отношений, что нашло отражение в исследованиях М.ГТ. Мчедлова, М.И. Одинцова, Л.Н. Митрохина, Д.М. Поспеловского и др.6. В работах А. Зубова, А. Лукьянова, О. Михайленка и др.7 акцентируется внимание на роли религии в современном российском обществе. Анализу факторов, влияющих на религиозность населения, посвящены труды М.Г. Писманика, Г.

Dialektik von Religion und Gesellshaft Elemente einer soziologiszhen Theorie. - Frankfurt, 1973; Lukman Th. Das Problem der Religion in der modernen Gesellshaft. - Freiburg, 1963.

4 Илларион. Слово о Законе и Благодати // Антология мировой классической мысли. Т. III. - М., 1997; Чичерин Б.Н. История политических учений - . М., 1989; Мельгунов С. Церковь и государство в России в переходное время. Выпуск II. 1907-1908 гг. - М., 1990; Покровский М.Н. Очерк русской культуры. - М., 1979.

5 Угринович Д.М. Введение в религиоведение. - М., 1985; Сухов А.Д. Религия как исторический феномен. -М, 1972; Крывелев И.А. История религий. - М, 1988; Токарев С.А. Религия в истории народов мира. - М., 1986; Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем - М., 1973; Гараджа В.И. Протестантизм. - M., 1979; Гуревич П.Г. Спасет ли мессия? «Хрестомания» в западном мире. - М., 1983; Зоц В.А. Культура, религия, атеизм. - М., 1982; Кононов В.И. Мистика и оккультизм на службе идеологов неоконсервативной волны. - M., 1985; Тажуризина В.А. Идея свободомыслия в истории культуры. - М., 1987; Яблоков И.Н. Религиоведение. - М., 1998.

6 Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи // Социологические исследования. - 1996. - № 6; Одинцов М.И. Государство и церковь в России: XX век. - М., 1994; Митрохин Л.Н. Философия религии (Опыт истолкования Марксова наследия). - М., 1993; Поспеловский Д.М. Тоталитаризм и вероисповедание. -М., 2003.

7 Зубов А. РПЦ в постсоветском пространстве // Континент. - 1995. - № 114; Лукьянов А. О русской национальной идее // Вестник Московского университета. Сер. Политология и социология - 2003. - № 2; Михайленок О. О религиозном факторе в системе безопасности России // Власть. - 2001. - № 4; Миронов А., Бабинов Ю. Религия как общественное явление // Социально-политический журнал. - 1998. - № 1; Полосин В. Свободна ли церковь? Государство и религиозные объединения в России // Наука и религия. - 1992. - № 3; Бирюков Н., Сергеев В. Соборность как парадигма политического сознания // Политические исследования. - 1997. - № 3. о

Широкалова, Э. Филимонова и др. В работах таких исследователей как Т. П.

Белова, Г. Е. Гудим-Левкович, С. В. Джораева и др. характеризуются основные этапы государственно-конфессиональных отношений в России.9

Изучению и анализу политической природы и отдельным аспектам теократической государственности посвящены исследования Е. Н. Салыгина,

Е. А. Тюрина.10 Исследования Ю. Синелина, К. Костюка, М.Е. Добруськина и др.11 отражают публичные аспекты взаимодействия Русской Православной

Церкви и институтов государственной власти. В работах А. Кураева, П.Г.

12

Гуревича, В. Поликарпова и др. уделяется большое внимание легитимации деятельности новых религиозных движений в контексте их взаимодействия с государством. Влиянию религии на различные сферы жизни общества

13 посвящены работы Л. Ивановой, И. Ермакова и др. Политика современного

8 Широкалова Г. Сравнительная характеристика верующих и неверующих // Социологические исследования. - 2001. - № 7; Мчедлов М.П., Филимонов Э. Социально-политические позиции верующих в России // Социологические исследования. - 1999. - № 3; Писманик М.Г., Бурко В.А., Жуланов С.С. Современные верующие, их социальный облик и самочувствие // Социально-гуманитарные знания. - 2002. -№ 3; Капылова О.С. Религиозные предрассудки и формирование религиозности как социально-адаптивного явления // Социально-гуманитарные знания. - 2002. - № 6.

9 Белова Т. П. Основные этапы в истории государственно-духовных отношений в России // Государство и власть: проблемы истории, экономики, идеологии и культуры: материалы метод, науч.-практ. Конференции.

- Иваново, 1997; Гудим-Левкович Г. Е. Государственно-церковные отношения в России: основные этапы вероисповедной политики РФ // Ломоносовские чтения: тезисы докладов. - Архангельск, 1997; Джораева С. В. Государственно-церковные отношения в России (Опыт философско-исторического анализа) .Автореф. дисс. канд. филос. наук. - М., 1997.

10 Салыгин Е. Н. Теократическая государственность: теоретико-правовой аспект. Автореф. дисс. канд. юрид. наук.- М., 1997; Тюрин Е. А. Теократическая государственность: политическая природа и тенденции современного развития. Автореф.дисс. канд.полит.наук.- Орел, 1999.

11 Синелина Ю. Атака на РПЦ // Социологические исследования. -2001. - № 1; Костюк К. РПЦ и общество: нравственное сотрудничество и этнический конфликт // Социологические исследования. - 2002. - № 1; Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. РПЦ в современной России // Вопросы экономики. -2002. - № 1; Андреев Л. Христианство и власть в Росси и на Западе // Общественные науки и совремнность.

- 2001. - № 4; Добруськин М.Е. О социальной функции церкви // Социологические исследования. - 2002. -№4.

12 Кураев А. Из жизни сект // Огонек. - 1994. - № 19-20; Белов A.B. Адвентизм. - М., 1973; Дворкин А.Л. Сектоведение. - Нижний Новгород, 2002; Дружинин Г.Т. Молокане. - Л., 1930; Каушанский Г.Л. Идеология и деятельность христианских сект. - Кемерово, 1965; Москаленко А.Т. Пятидесятники. - М., 1973; Лентин В.А. Адвентисты седьмого дня. - М., 1966; Коник В.В. Истины Свидетелей Иеговы. - М., 1978.

13 Протоирей Михаил Ардов. Мы идем по дороге между храмом и рынком // Новое время. - 2004. - № 44; Ермаков И. Политический экстремизм и религия // Власть. - 2004. - № 2; Фурман Д., Каарнайна К. Религиозная стабилизация // Свободная мысль в XXI веке. - 2003. - № 7; Гостев А. Церковный взгляд на общественное оздоровление // Новый мир. - 2001. - № 4; Вигилянский В. СМИ и православие // Новый мир.

- 2003. - № 9; Дубов И. Уровень религиозности и влияние религиозных установок на отношения россиян к политическим лидерам // Политические исследования. - 2001. - № 2; Иванова Л. Религия и права человека // Социологические исследования. - 1998. - № 6; Забияко А.П. Конфуцианская этика и дух бюрократизма // Религиоведение. - 2004. - № 1. российского государства по отношению к свободе совести затронута в публикациях Р. М. Мухаметзяновой, А. Е. Себенцова, С. А. Мозгового.14

В отдельную группу можно выделить работы, которые касаются исследования государственно-конфессиональной политики, реализуемой непосредственно в субъектах Российской Федерации. Анализом религиозной ситуации в регионах России занимаются такие исследователи как: Е.С. Суслова, A.A. Ионкин, С.М. Дударенок, А. В Козявин и др.15

Процесс взаимодействия институтов государства с традиционными религиями рассматривается в исследованиях В.Г. Дадышева, Д.С. Вояковского, А. Иванова др.16 Анализу проблем, направлений, тенденций в работе органов власти всех уровней с новыми религиозными движениями в субъектах Российской Федерации посвящены исследования P.M. Астрова,

17

Р.И. Даценко, В. Понамарева . В работах О.И. Антоновой, О.П. Королева, А.

Хаустова анализируются механизмы реализации государственно

18 конфессиональной политики в различных регионах России .

14 Мухаметзянова Р. М. Политика современного российского государства в сфере свободы совести: процесс формирования новой модели. Автореф.дисс. канд. полит, наук. Башкирский государственный университет, 2004; Свобода совести и государственно-духовные отношения в РФ // Под общей ред. А. Е. Себенцова. - М. 1999; Свобода вероисповедания, государственно-конфессиональные отношения и протестантизм в России / Под ред. С. А. Морозового, С. А. Бурянова. - М., 2002. Суслова Е. С. Современная этноконфессиональная ситуация на Северном Кавказе // Государство, религия, церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. - 1999. - №1; Ионкин А. А. О некоторых факторах динамики религиозной ситуации в Оренбургской области // Государство, религия и церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. - М., 2002. - №3; Дударенок С. М. Религиозная ситуация в Камчатской области. (60-90-е гг. XX в.) // Религоведение. - 2004. - №2; Козявин А. В. Религиозные объединения Липецкой области.-Липецк, 1993.

16 Дадышев В.Г. Православие в Усинско-Урянхайском крае во второй половине XIX - начале XX в. // Религиоведение. - 2004. - № 2; Вояковский Д. С. «Исламский» религиозный экстримизм и Россия // Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития. - Оренбург, 2002; Иванов А. Образовательная деятельность Липецкой епархии // Липецкие епархиальные ведомасти. - 2004. - №2.

17 Астрова Р. М. Особенности распространения новых религий в современных условиях наукограда // Государство, религия и церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. - 2001. - №2; Даценко Р. И. Современная школа и нетрадиционные религии и культы // Государство, религия и церковь в России и за рубежом: Информационно-аналитический бюллетень. - 2002. - №8; Пономарева В. «Белое братство» // Липецкая газета. - 2003. - 23 февраля.

18 Антонова О. И. Роль подготовки кадров государственной и муниципальной службы для реализации государственной политики в сфере религии // Государственная и муниципальная служба в условиях формирования гражданского общества и рыночной экономики: опыт, проблемы, перспективы: М-лы III Всерос. науч.-практ. конф. - Челябинск: УАГС, 2005; Королев О.П. От свечи зажигаем свечу: светская власть и церковь вместе заботятся о духовном возрождении Липецкого края // Труд. - 2003. - 28 ноября; Хаустов А. Без веры теряются ориентиры // Добрый вечер. - 2005. - №1; Ильинский С. И. Государственно-конфессиональные отношения в Удмуртской республике: опыт вероисповедной политики в регионе (1991 -2002 г.). Автореф. дисс. канд. полит, наук. - М., 2003.

Опираясь на положения, разработанные в рамках перечисленных исследований, мы отмечаем, что без внимания исследователей остаются отдельные направления межконфессионального взаимодействия в субъектах РФ. Публикации, затрагивающие данную тему, носят в большинстве своем скорее публицистический характер. Широкие возможности для научного анализа представляют собой вопросы влияния региональных политических систем на формирование и реализацию государственно-конфессиональной политики, особенности этого процесса в стабильных и переходных политических системах. Представленное диссертационное исследование посвящено решению данных теоретических проблем на основе изучения различных аспектов государственно-конфессиональной политики и механизмов ее реализации в субъектах Российской Федерации.

Объект исследования - государственно-конфессиональная политика в современной России.

Предмет исследования - приоритеты, особенности, тенденции в деятельности органов государственной власти по совершенствованию государственно-конфессиональной политики в Российской Федерации.

Целью диссертационного исследования является анализ развития государственно-конфессиональной политики в России, а также разработка предложений по совершенствованию механизмов взаимодействия органов государственной власти и религиозных конфессий в субъектах РФ.

Для достижения цели были сформулированы следующие задачи:

- анализ методологических и общетеоретических аспектов формирования государственно-конфессиональной политики;

- определение содержания и сущности процесса взаимодействия государства и религиозных конфессий;

- выявление основных этапов и динамики государственно-конфессиональной политики в России;

- исследование роли религиозного фактора в политической жизни современного российского государства;

- анализ основных направлений и механизмов реализации государственно-конфессиональной политики с учетом характеристики религиозной ситуации и межконфессиональных отношений в субъектах Российской Федерации.

Гипотеза исследования. Радикальная трансформация российского общества, утверждение демократических ценностей его организации и функционирования невозможны без единой, последовательной и скоординированной политики государства в отношении религиозных организаций, которая охватывала бы все уровни - от федерального до муниципального. Основы такой политики в Российской Федерации должны быть выработаны совместными усилиями органов государственной власти, общественными организациями и представителями религиозных конфессий. Государственно-конфессиональная политика выступает не только как фактор, но и как важнейший инструмент организации, функционирования и управления государственно-конфессиональными отношениями в соответствии с тенденциями социально- политического развития российского государства. Государственно-конфессиональная политика должна быть концептуально обоснована и адекватна современным возможностям и потребностям развития, организационно структурирована, регулируема и эффективна

Теоретико-методологическая база исследования. В основе диссертационного исследования лежат положения и выводы ведущих российских и зарубежных ученых, специализирующихся в области политологии, религиоведения, региональной политики, а также комплекс теорий и методов как собственно политологии, так и общенаучного характера. Нами привлечен широкий круг достижений и разработок, лежащих в различных сферах социально-гуманитарного и управленческого знания. В основании работы лежат выводы, полученные на основе современных научных методов познания социально-политических процессов, в том числе: системный, ретроспективный, структурнофункциональный, сравнительный, институциональный, метод периодизации, логического анализа и количественный (статистический) метод, контент-анализ.

Эмпирическая база исследования диссертационной работы представляет собой официальные документы федеральных и региональных органов власти России, данные архивов субъектов Российской Федерации, архивные данные Министерства юстиции (государственные реестры юридических лиц - религиозных объединений); а также периодические издания и документы религиозных организаций, действующих в субъектах Российской Федерации; данные социологических исследований Фонда «Общественное мнение» (ФОМ), Всероссийского центра изучения общественного мнения (ВЦИОМ), статистические данные, материалы электронных и печатных СМИ.

Область диссертационного исследования соответствует п. 14. «Политическое и государственное управление: сущность, виды, функции. Понятие социального государства и социальной рыночной экономики. Проблема централизации и децентрализации управления - центральные и местные правительства. Региональная политика. Политические аспекты развития местного самоуправления» Паспорта специальности 23.00.02 -политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии (политические науки).

Научная новизна диссертационного исследования состоит в следующем:

- на основании анализа научных подходов уточнена сущность понятия государственно-конфессиональная политика как одного из инструментов государственного регулирования политических отношений между властью и обществом;

- рассмотрен комплекс недостаточно изученных вопросов, касающихся приоритетов, содержания и особенностей государственно-конфессиональной политики в России;

- описаны особенности механизма реализации государственно-конфессиональной политики в субъектах РФ;

- определены основные направления и перспективы совершенствования государственно-конфессиональной политики в современной России с учетом регионального опыта.

Научная новизна исследования получила свое отражение в основных положениях, выносимых на защиту:

1. Государственно-конфессиональная политика представляет собой определенный вид деятельности органов государственной власти в сфере государственно-конфессиональных отношений, направленный на реализацию реальных и декларируемых прав в рамках существующего законодательства и норм международного права.

2. Анализ научных подходов показал, что государственно-конфессиональная политика является одним из основополагающих инструментов регулирования отношений между властью и обществом, которые складываются в рамках двух противоположных моделей, отражающих наличие обратной связи между указанным акторами: «субъект-субъектной» и «субъект-объектной». Первый вид коммуникации соответствует демократическим режимам, второй -авторитарной государственности.

3. Настоятельная необходимость совершенствования государственно-конфессиональной политики в России обусловлена тем, что она характеризуется рядом противоречивых тенденций. С одной стороны, демократические преобразования способствовали развитию религиозного плюрализма, а с другой - появились негативные тенденции, выражающиеся в отсутствии традиции соблюдении законов, подменой их практической необходимостью; неукорененность в общественном сознании демократических ценностей и свобод; ранжирование религиозных организаций и стремление так называемых традиционных вероисповеданий закрепить особый статус среди других конфессий.

4. Государственно-конфессиональная политика в России сохраняет преимущественно стихийный характер, поскольку в рамках существующей политической системы субъекты государственно-конфессиональной политики находятся в процессе сложной и противоречивой эволюции, имеющей ряд особенностей. Активно разрабатывается система мероприятий по практической реализации государственно-конфессиональной политики. Однако заметных результатов они не приносят, что объясняется наличием ряда проблем: отсутствие качественной научной и правовой обоснованности государственно-конфессиональной политики на федеральном уровне; дезинтеграция деятельности в данной сфере профильных органов государственного управления и их учреждений; недостаточности кадрового и финансового обеспечения.

5. Анализ состояния религиозной ситуации в субъектах Российской Федерации показал, что, несмотря на общие, сходные с общероссийскими процессами, имеются и своеобразные, отличительные характеристики. Они заключаются в факторах, формирующих религиозную среду, оказывают влияние на религиозную ситуацию в целом и могут быть разделены на внутренние и внешние. Среди внутренних факторов следует в первую очередь выделить степень удовлетворения религиозных потребностей и обеспечение законных прав и свобод верующих граждан и религиозных организаций в субъектах РФ, конфессиональную структуру населения, место соответствующих конфессий в регионах, межконфессиональные отношения на уровне массового сознания и институциональном. Из внешних факторов на религиозную ситуацию воздействует состояние общественного мнения, деятельность СМИ, особенности экономического, социокультурного, и демографического факторов.

6. Дальнейшими шагами по совершенствованию и практической реализации государственно-конфессиональной политики в современной России, на наш взгляд, должны стать:

- активизация государственно-конфессиональной политики по средством разработки и принятия законодательных актов, определяющих механизмы реализации государственно-конфессиональной политики, привлечения общественных организаций к ее осуществлению;

- регламентация деятельности органов государственной власти в сфере взаимоотношений с религиозными организациями различной конфессиональной принадлежности;

- координация действий государственных институтов субъектов РФ из Центра в целях повышения эффективности взаимодействия государства и религиозных организаций.

Практическая значимость исследования определяется необходимостью изучения религиозной ситуации в Российской Федерации с целью совершенствования государственно-конфессиональной политики. Результаты исследования могут быть использованы при разработке концептуальных основ и стратегий реализации политики государства в отношении религиозных конфессий как на региональном, так и на федеральном уровне.

Предложения и выводы диссертационного исследования могут быть конкретизированы и углублены в процессе дальнейшего изучения обозначенной проблематики, а материалы работы могут быть применены в преподавании основных курсов политологических дисциплин, а так же при подготовке специальных курсов и семинаров, в том числе в системе подготовки и переподготовки государственных служащих.

Апробация диссертационного исследования. Материалы и выводы диссертационного исследования апробированы автором в следующих формах:

- изложение основных положений и выводов работы на научно-практических конференциях, семинарах, в научных публикациях;

- использование материалов и результатов исследования в процессе преподавательской деятельности соискателя при проведении занятий по дисциплинам: «Политология», «История религий», «Свобода совести» в ГОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина», в рамках разработанных диссертантом спецкурсов: «Государство, религия, церковь в России и за рубежом», «Христианство и политика в современной России»;

- обсуждение основных положений диссертационного исследования на заседании кафедры философии и религиоведения ГОУ ВПО «Елецкий государственный университет им. И.А.Бунина», кафедры политологии, государственного и муниципального управления ГОУ ВПО «Орловская региональная академия государственной службы». Структура диссертационной работы. Диссертационное исследование состоит из введения, трех глав, включающих в себя шесть параграфов, заключения, списка использованных источников и литературы, приложения.

Похожие диссертационные работы по специальности «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», 23.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Политические институты, этнополитическая конфликтология, национальные и политические процессы и технологии», Матвиенко, Валентина Анатольевна

Заключение

Подводя итог диссертационному исследованию, следует отметить, что основное содержание отношений между государством и религиозными организациями в современных условиях составляют, прежде всего, институционные связи, регламентируемые законодательной базой и четко определенными нормами права. Поэтому одной из главных задач совершенствования государственно-конфессиональной политики в современной России является формирование ее правовой основы, т.е. законодательной базы, регламентирующей взаимоотношения государства и религиозных организаций. Фундаментальными принципами в этой сфере является свобода совести, светский характер государства и его равноудаленность от всех конфессий. При этом, на наш взгляд, необходимо создать механизм эффективного судебного контроля над соблюдением конституционных принципов в центре и на местах, а также над их соответствием федеральному законодательству и международным правовым нормам.

Провозглашение свободы совести и отделение церкви от государства нельзя трактовать как ее отделение от общества. Схема отношений церкви и государства должна включать ее взаимоотношения не только с государственными структурами, но и с национальной и региональной культурой.

Подобный подход характерен для многих европейских стран, где в условиях декларируемого отделения церкви от государства и утверждения конституционного принципа свободы совести реальное состояние государственно-конфессиональной политики обусловлено тесной связью национальных церквей, являющихся важнейшими государственно- и культурообразующими элементами, с жизнью той или иной страны.

В этом, в частности, состоит коренное отличие европейской модели государственно-конфессиональной политики от американской, с ее подчеркнуто внеконфессиональным характером государства.

В еще большей мере это актуально для России, с ее особой ролью православия в истории и культуре. Наиболее приемлемым, на наш взгляд, принципом государственно-конфессиональной политики в условиях сохранения светского характера российского государства является принцип «культурного сотрудничества», который лег в основу вероисповедальной политики Временного правительства, но из-за краткого периода его существования не получил заметного развития. В новых условиях данный принцип требует осмысления и поиска форм его практической реализации. В то же время представляется важным, чтобы принцип культурного сотрудничества не перерос в протекционистские отношения государства и церкви, поскольку «особые отношения» государства и религии представляют большой соблазн для обеих сторон. Религиозная организация, приобретая государственную поддержку, получает больше возможностей для увеличения своего влияния. В свою очередь, государство также может использовать авторитет религиозной организации в своих политических целях. Однако, попав в зависимость от государства, религиозная организация будет вынуждена санкционировать любые действия, в том числе и те, которые получают негативную оценку общества. В результате, находясь в тесной связи с государством, церковь рискует полностью утратить свой авторитет.

На пути совершенствования государственно-конфессиональной политики еще много нерешенных задач.

Взаимная «свободная мобильность» конфессий и государства при условии их невмешательства во внутренние дела друг друга и разграничения сфер компетенции, должна означать со стороны государства соблюдения следующих принципов:

- свобода вероисповедания;

- равенство религий перед законом и институтами государства;

- запрет дискриминации граждан по признаку отношения к религии;

- запрет религиозной розни;

- запрет оскорбления религиозных убеждений и чувств граждан;

- участие представителей религиозных организаций в обсуждении готовящихся государственных решений, затрагивающих интересы верующих;

- свободное совершение религиозных ритуалов и церемоний;

- создание религиозных организаций и центров;

- обеспечение права собственности на объект религиозного назначения;

- свобода религиозного образования детей и взрослых. Со стороны религиозных организаций необходимо:

- признание легитимности действующего законодательства Российской Федерации;

- лояльность по отношению к законно избранной государственной власти РФ;

- невмешательство в деятельность органов государственной власти и субъектов РФ;

- разрешение всех конфликтных ситуаций исключительно в рамках действующего законодательства;

- диалог и сотрудничество в социальной сфере с верующими других российских религий и с представителями светских организаций. Вместе с тем, при разработке современной государственноконфессиональной политики и ее практической реализации следует иметь ввиду, что большинство россиян, вне зависимости от их конфессиональных и политических предпочтений, даже в условиях провалов и неудач при проведении реформ последнего десятилетия, при всем критическом отношении к происходящим переменам в стране, все же чужды идеям политического радикализма и выступают за совмещение традиционных ценностей российской цивилизации с базовыми правами и свободами в условиях социально-ориентированной рыночной экономики.

Как показывают результаты социологических опросов последних лет, большинство верующих и неверующих граждан страны выступает как против атеистического диктата советского периода, так и клерикализации государства, в то же время, признавая аксиологическое значение религиозной веры. Все это следует учитывать при формировании и совершенствовании государственно-конфессиональной политики как на общероссийском уровне, так и на региональном.

Для того чтобы избежать непонимания и конфликтных ситуаций, а также в целях повышения религиоведческой грамотности, необходима государственная программа религиоведческого просвещения населения. В этой программе необходимо предусмотреть специальное религиоведческое обучение в средней и высшей школе, издание социальной справочной литературы по отдельным религиозным организациям, повышение религиоведческой грамотности журналистов, пишущих на религиозные темы и т.д. Если на региональном уровне осуществление всего вышеуказанного представляется трудной задачей из-за отсутствия специалистов, и скорее может быть отнесено на ближайшую перспективу, то на федеральном уровне это возможно уже сейчас.

Несомненно, что государство обязано заботиться о своей духовной безопасности. Российский исторический опыт свидетельствует, что успешное государственное и общественное развитие возможно только в условиях духовного единства на основе наших собственных исторических, культурных, конфессиональных традиций. Духовная безопасность является ключевой в системе национальной безопасности, залог устойчивой идентичности. Законодательное решение проблемы духовной безопасности должно подразумевать не только борьбу с религиозным экстремизмом, но и разработку федеральной целевой программы по светскому религиозному образованию. Подобная программа - это, прежде всего, путь к религиозной грамотности, это и преграда для распространения псевдорелигиозных учений.

Вместе с тем, следует отметить, что сейчас отсутствуют специалисты, которые могут заниматься религиозным просвещением. Поэтому необходимо государственное финансирование подготовки подобных специалистов. Религиозные организации также должны почувствовать ответственность за духовное просвещение общества, а общество должно обеспечить контроль за строгим соблюдением конституционного принципа свободы совести.

Среди многих других областей возможного и необходимого сотрудничества государства и религиозных организаций следует выделить миротворческую деятельность, нравственное и патриотическое воспитание, дела милосердия и благотворительности, охрану окружающей среды, противодействие деятельности псевдорелигиозных деструктивных культов, внешнеполитичекую деятельность при защите прав соотечественников за рубежом.

При этом особой проблемой взаимодействия государства и религиозных отношений, требующих специальной юридической проработки, становится степень присутствия церкви в государственных образовательных учреждениях, армии, органах внутренних дел, пенитенциарной системе, учреждениях здравоохранения и социального обеспечения. В данном случае представляется важным при сохранении светского характера этих учреждений обеспечить максимальное включение в соответствующие сферы деятельности богатейшего духовно-нравственного потенциала религии.

По-нашему мнению, необходимо совершенствовать законодательную базу, на основе которой строится взаимодействие государства и религиозных организаций. Данная задача является сложной. В последнее время участились попытки внести изменения в действующий Закон № 125-ФЗ от 26 сентября 1997 г. «О свободе совести и о религиозных объединениях». Анализ предложений субъектов законодательной инициативы позволяет их разделить на три группы: во-первых, изменение преамбулы закона или вообще отказ от нее; во-вторых, введения религиозного образования в школах; в-третьих, усиление мер по противодействию религиозному экстремизму.

На наш взгляд, пока преждевременно вносить какие-либо изменения в данный закон, так как правоприменительная практика доказала, что он вполне жизнеспособен, функционален и практичен. И его роль на сегодняшний день определяется как стабилизирующая. Другое дело, что пришло время создать ряд дополнительных нормативных актов, которые бы позволили обогатить законодательство в этой сфере. Это должно коснуться реабилитации жертв деструктивных религиозных объединений, защите общественной нравственности, противодействию пропаганде религиозного экстремизма и др.

В будущем возможно заключение всеобъемлющего соглашения между религиозными организациями и государством, которое регламентировало бы основные направления совместной деятельности, а также их права и обязанности в отношении друг к другу. В расширении и углублении сотрудничества государства и религиозных организаций должен, без сомнения, учитываться и опыт регионов.

В этой связи хотелось бы отметить позитивность современной религиозной ситуации в субъектах РФ, которая, надо надеяться, окажет положительное влияние на развитие религиозности и формирование духовно-нравственного мировоззрения и ценностной основы общества. Сегодня наблюдается огромный интерес к религии среди населения области. Быстро распространяются религиозные знания, углубляется и улучшается их качество. Растет и понимание того, что отношения между религией и государством, религией и обществом, а также между различными религиями должны строиться на принципах взаимного уважения, терпимости, толерантности и т.п. Религия, играющая роль одного из наиболее важных системообразующих факторов культуры и цивилизации, имеет первостепенное значение и в процессе самоидентификации регионального общества.

Анализируя религиозную ситуацию и межконфессиональные отношения в субъектах РФ, следует отметить ряд характерных черт и особенностей:

Во-первых, несмотря на то, что в последние несколько лет произошли существенные сдвиги в состоянии и характере религиозности населения субъектов РФ, дать им объективную оценку достаточно сложно, так как специальных социологических исследований по этой проблематике не проводилось;

Во-вторых, в субъектах на протяжении последнего десятилетия шел процесс формирования собственной уникальной среды. Несмотря на общие, сходные черты с общероссийским процессом, в религиозной ситуации субъектов РФ имеются и своеобразные, отличительные черты. Эти отличия заключаются, прежде всего, в факторах, оказывающих влияние на религиозную ситуацию области в целом. Эти факторы можно разделить на внутренние и внешние. Среди внутренних факторов нужно отметить степень удовлетворения религиозных потребностей и обеспечения законных прав и свобод верующих граждан и религиозных организаций на территории области, конфессиональную структуру населения, место соответствующих конфессий в регионе, межконфессиональные отношения на уровне массового сознания и институциональном уровне. Из внешних факторов в первую очередь следует выделить состояние государственно-конфессиональных отношений, как на общероссийском, так и на региональном уровне, включая конституциональное и иное правовое обеспечение свободы совести и вероисповедания в деятельности религиозных организаций.

В-третьих, как показывает анализ документов субъектов РФ и сведений из открытых источников - региональных СМИ - по-прежнему доминирующим в конфессиональной жизни общества остается влияние Русской Православной Церкви Московского Патриархата (РПЦ МП). В большей мере это происходит сколько из-за всемерной поддержки властями и обществом процесса возрождения духовных традиций населения субъектов РФ.

Важным и существенным моментом, который напрямую связан с религиозной ситуацией и межконфессиональным отношениями в субъектах РФ является наличие целостной и последовательной государственно-конфессиональной политики в субъектах РФ. Наличие отлаженной системы взаимосвязей между органами власти и религиозными организациями, позволяет оперативно и своевременно решать вопросы, затрагивающие реализацию прав граждан на свободу совести и вероисповедания, проблемы, связанные с правовым и иным обеспечением деятельности религиозных организаций, требующие вмешательства или содействия государственных органов, а также привлечение религиозных организаций к участию в реализации социально значимых программ.

Отправной точкой в формировании государственно-конфессиональной политики в субъектах РФ следует считать принятие Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 27 сентября 1997 г. Следует отметить, что государственно-конфессиональная политика в субъектах РФ после вступления в силу этого закона не претерпела скачкообразных изменений и развиваются достаточно предсказуемо.

Основной целью совершенствования государственно-конфессиональной политики в субъектах РФ является создание устойчивой системы взаимодействия религиозных организаций и органов власти различных уровней. Материалы данного диссертационного исследования позволяют говорить, что данная цель на сегодняшний день успешно реализуется.

В формировании и совершенствовании государственно-конфессиональной политики в субъектах РФ принимает участие республиканские, краевые, областные администрации области, районные и городские администрации, органы местного самоуправления. В ряде отдельных администраций субъектов РФ вопросами взаимодействия с религиозными организациями занимаются специально созданные структурные подразделения.

Современные государственно-конфессиональная политика в субъектах РФ складывается из отдельных, взаимосвязанных между собой элементов: содействие взаимопониманию, межрелигиозному диалогу, мирному сосуществованию религиозных объединений, снижению социальной напряженности в обществе, поддержанию уважительных отношений между верующими различных конфессий, а также между верующими и неверующими; поддержка и укрепление института семьи, материнства и детства, сохранение общественной нравственности; духовно-нравственное, патриотическое и правовое воспитание детей и молодежи; деятельность по сохранению и восстановлению объектов историко-культурного наследия (памятников истории, архитектуры, культуры и религии), а также по сохранению сооружений культового назначения, не являющихся памятниками истории, но имеющих духовную или культурную ценность; профилактика правонарушений, попечение о лицах, содержащихся в местах лишения свободы и лицах, уже отбывших наказание; благотворительная и иная гуманитарная деятельность; содействие традиционным религиозным организациям в создании и деятельности образовательных учреждений; предоставление налоговых льгот традиционным религиозным организациям.

На сегодняшний день данная государственно-конфессиональная полититка находит свое выражение в программах, декларациях, заявлениях субъектов политики (региональных органов власти) и религиозных организаций, в официальных документах по развитию общества и его политической системы; в теоретических разработках и методических рекомендациях, полученных на основании анализа религиозной ситуации, основных социальных проблем, преобразований; в решениях и заявлениях общественных и религиозных организаций по оценке перспектив и тенденций развития государственно-конфессиональной политики в субъектах РФ.

В заключение хотелось бы отметить следующее. Несмотря на заметные успехи властей субъектов РФ в совершенствовании государственно-конфессиональной политики, этот процесс еще далек от завершения. В настоящем виде государственно-конфессиональная политика имеет как ряд достоинств, так и недостатков. К достоинствам, на наш взгляд, стоит отнести: государственно-конфессиональная политика строится с учетом федеральной и региональной законодательной базы, и не вступают в противоречие ни с одним существующим в Российской Федерации законом или иными нормативно-правовыми актами; в выработке основных положений государственно-конфессиональной политики принимают непосредственное участие, как органы власти субъектов РФ, так и непосредственно религиозные организации, зарегистрированные на их территории; процесс совершенствования государственно-конфессиональной политики происходит с учетом историко-культурных традиций и специфики социально-экономического развития регионов; большая роль в реализации государственно-конфессиональной политики на практике отводится местному самоуправлению, общественным организациям, предпринимателям субъектов РФ; создана неплохая финансовая и техническая база для воплощения отдельных программных положений в жизнь; современная государственно-конфессиональная политика ориентирована на долгосрочную перспективу; и, наконец, существующая государственно-конфессиональная политика в субъектах РФ является первым опытом построения четкой программы государственно-конфессиональной политики;

Несомненно, в существующей государственно-конфессиональной политике имеются и слабые стороны. К таковым, на наш взгляд, следует отнести: отсутствие теоретических исследований, методических разработок и рекомендаций по данной проблематике, что затрудняет анализ и степень влияния религии на общественную и политическую жизнь субъектов РФ; остается неизменной проблема координации деятельности органов власти субъектов РФ всех уровней в сфере государственно-конфессиональной политики; отсутствие реально действующих нормативно-правовых актов в ряде субъектов РФ.

И это далеко не все недостатки государственно-конфессиональной политики. Их значительно больше.

На наш взгляд, дальнейшими шагами в совершенствовании государственно-церковной политики в субъектах РФ должны стать следующие меры:

1. Создание эффективной системы управления, построение которой требует разграничения полномочий, межведомственной координации федеральных органами, осуществляющих взаимодействие с религиозными объединениями и органов власти субъектов РФ, с одной стороны, как межотраслевой сферы, а с другой стороны, как самостоятельная отрасль. Залогом эффективной модели управления является распределение по вертикали форм и видов управленческой деятельности.

2. Создание системы довузовской, вузовской, послевузовской подготовки кадров государственной и муниципальной службы для работы с религиозными объединениями как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ;

3. Активизация общественной составляющей государственно-конфессиональной политики через разработку и принятие законодательных актов, определяющих механизмы участия субъектов политики в осуществлении ее приоритетных направлений. Решить эту проблему можно за счет своевременного обеспечения органов государственных властей всех уровней, местного самоуправления нормативно-правовыми актами, определяющими религиозную ситуацию и государственно-конфессиональную политику, а также доведение нужных информационно-аналитических и методических материалов до практических работников.

4. Проведение систематического мониторинга религиозной ситуации и религиозного поведения населения.

5. Принятие закона «Об основах государственно-конфессиональной политики в Российской Федерации», даст возможность упорядочить огромный массив правовых норм как на федеральном уровне, так и на уровне субъектов РФ, закрепить юридический статус и основные принципы государственно-конфессиональной политики.

Список литературы диссертационного исследования кандидат политических наук Матвиенко, Валентина Анатольевна, 2006 год

1. Базилов С.И., Чернышов А.Г. Политическая структура современной российской провинции. М.: Магистр, 1997. - 31с.

2. Бердяев H.A. Истоки и смысл русского коммунизма. М.: Наука, 1990.-224 с.

3. Вебер М. Избранное. Образ общества. М.: Юрист, 1994. - 704 с.

4. Вебер М. Избранное: Кризис европейской культуры. СПБ.: Универсальная книга, 1998. - 565 с.

5. Воронежско-Липецкая епархия и ее архипастырь. На рубеже XX-XXI века / Авт.-Сост. Иеромонах Митрофан (Шкурин). М.: Аванта, 2002. 202 с.

6. Гараджа В.И. Протестантизм. М.: Наука, 1979. - 205 с.

7. Гарнак А. Сущность христианства. М.: Интрада, 2001. - 192 с.

8. Гегель Г. Философия религий. В 2 т. -М.: Мысль, 1997. Т. 2.573 с.

9. Горбачев М.С. Перестройка и новое мышление для нашей страны и всего мира. М.: Политиздат, 1988.-271 с.

10. Гуревич П.Г. Спасет ли мессия? «Хрестоматия» в западном мире. -М.: Мысль, 1983.- 185 с.

11. Джеймс В. Многообразие религиозного опыта. М.: Наука, 1993. -431 с.

12. Дюркгейм Э. Социология. М.: Просвещение, 1986. - 384 с.

13. Знаменский П.В. История Русской Церкви. М.: Крутицкое патриаршее подворье, 1996. - 681 с.

14. Зиммель Г. Религия. М.: ACT, 1995. - 210 с.

15. Зоц В.А. Культура, религия, атеизм. -М.: Мысль, 1982. 182 с.

16. Кант И. Трактаты и письма. М.: Наука, 1980. - 710 с.

17. Каушинский Г. JI. Идеология и деятельность христианских сект. -Кемерово: Куранты, 1965. 248 с.

18. Клибанов А.И. Религиозное сектантство в прошлом и настоящем. -М: Мысль, 1973.-407 с.

19. Козявин A.B. Религиозные объединения Липецкой области. -Липецк: Липецкое издательство, 1993. 283 с.

20. Коник В.В. Истины Свидетели Иеговы. М.: Издательство политической литературы, 1978.- 101 с.

21. Кононов В.И. Мистика и оккультизм на службе идеологов неконсервативной волны. -М.: Просвещение, 1985. 124 с.

22. Конт О. Критика теории «социального действия» Т. Парсонса. -М.: ИНИОН АН СССР, 1982. 187 с.

23. Кураев А. Православие и право: Церковь в светском государстве. М.: Изд-во Сретенского монастыря, 1997. - 64 с.

24. Кюнг Г. Великие христианские мыслители. — СПб.: Алетейя, 2000.-442 с.

25. Лебедев А.П. История разделения церквей. М.: ДАРЬ, 2005.585 с.

26. Леви-Брюль Л. Сверхъестественное в первобытном мышлении. -М.: Педагогика пресс, 1994. 608 с.

27. Ленин В.И. О культуре 2-е изд. М.: Политиздат, 1985. - 384 с.

28. Лентин В.А. Адвентисты Седьмого дня. М.: Наука, 1966. - 231с.

29. Лютер М. Избранные произведения. СПб.: Универсальная книга, 1996.-459 с.

30. Макиавелли Н. Государь. Минск: Харвест, 2003. - 704 с.

31. Маркс К., Энгельс Ф., Ленин В.И. О религии. 2-е изд., доп. -М.: Политиздат, 1983. - 368 с.

32. Москаленко А.Т. Пятидесятники. М.: Издательство политической литературы, 1973. - 84 с.

33. Милюков ГТ.Н. История второй русской революции / Сост., авт. коммент. A.B. Репников. М.: РОССПЭН, 2001. - 167 с.

34. Милюков П.Н. Очерки по истории русской культуры. В 3 т. T.III М.: Прогресс-Культура, 1995. - Т. 3. - 480 с.

35. Митрохин JI.H. Философия религии. (Опыт истолкования Марксова наследия). М.: Республика, 1993. - 280 с.

36. Митрохин J1.H. Христианство и политика. М.: РАГС, 2003.168 с.

37. Никольский Н.М. История русской церкви. 3-е изд. - М.: Политиздат, 1983. - 448 с.

38. Одинцов М.И. Государство и церковь в России: XX век. М.: Высшая школа, 1994. - 521 с.

39. Патрушев А.И. Расколдованный мир Макса Вебера. М.: МГУ, 1992.-208 с.

40. Пинкевич В.К. Вероисповедные реформы в России в начале XX века. -М.: РАГС, 2003. 162 с.

41. Подберезкин А.И. Русский Путь. Изд. 4-е, доп. и перераб. М.: АО «РАУ-Университет», 1999. - 592 с.

42. Понкин И.В. Краткий обзор правового регулирования светскости государства в России. М.: Изд-во Учебно-научного центра довузовского образования, 2005. - 96 с.

43. Поспеловский Д. Тоталитаризм и вероисповедания. М.: Библейско-богословский институт св. Апостола Андрея, 2003. - 655 с.

44. Поспеловский Д.В. Русская православная церковь в XX веке. -М.: Республика, 1995. 602 с.

45. Православие и духовное возрождение России. Екатеринбург: ИД Пироговъ, 2003. - 414 с.

46. Протоирей Александр Мень. Истоки религии. М.: Фонд имени Александра Меня, 2001. - 428 с.

47. Радклифф-Браун А. Метод в социальной антропологии. М.: Ренессанс, 1998.-200 с.

48. Русское православие: вехи истории / Под ред. А.И. Клибанова. -М.: Политиздат, 1989. 719 с.

49. Спенсер Г. Личность и государство. СПб.: Летний сад, 1986.402 с.

50. Сухов А. Д. Религия как исторический феномен. М.: Политиздат, 1972. - 408 с.

51. Токарев С. А. Религия в истории народов мира. М.: Просвещение, 1986. - 350 с.

52. Федотов Г.П. Святые Древней Руси: М.: ACT, 2003. - 700 с.

53. Фейербах Л. Избранные философские произведения. В 2 т. М.: Госполитиздат, 1955. - Т. 1. - 674 с.

54. Флоренский П.А. Столп и утверждение истины. М.: ACT, 2003. - 640 с.

55. Франк С.А. Духовные основы общества. М.: Республика, 1992. -511 с.

56. Фрейд 3. Психоанализ. Религия. Культура. М.: Ренессанс, 1992. -485 с.

57. Фромм Э. Иметь или быть? М.: Айрис-пресс, 2004. - 384 с.

58. Хамушко О. М. Религия в истории культуры тувинцев. М.: Наука, 1999.-169 с.

59. Юнг К.Г. Архетипы и символы. М.: Ренессанс, 1991. - 280 с.1. Учебные пособия, учебники

60. Американская социологическая мысль // Сост. Е.И. Кравченко / Под общ. ред. В.И. Добренькова. М.: Изд-во МГУ, 1994. - 495 с.

61. Белов Г.А. Политология: Учебное пособие. М.: Наука, 1994.259 с.

62. Гараджа В.И. Социология религии: Учебное пособие для студентов и аспирантов гуманитарных специальностей. М.: Наука, 1995. -223 с.

63. Громов В.И., Мацкевич А.Ю., Семенов В.А. Западная теоретическая социология: Учебное пособие. СПб.: Омега, 1997. - 372 с.

64. История политических и правовых учений: Учебник для вузов / Под ред. B.C. Нерсесянца. М.: ИНФРА, 1996. - 736 с.

65. Каменская Г.В., Радионов А.Н. Политические системы современности. М.: Омега, 1994. - 224 с.

66. Крадин H.H. Политическая антропология: Учебное пособие. М.: Ладомир, 2001.-213 с.

67. Крывелев И.А. История религий: Учебное пособие. М.: Мысль, 1989.-440 с.

68. Мельгунов С. Церковь и государство в России в переходное время. Вып. II. 1907-1908 гг. М.: Наука, 1990. - 502 с.

69. Основы политологии: Курс лекций / Под ред. В.П. Пугачева. -М.: Общество «Знание России», 1992. 256 с.

70. Основы религиоведения: Учебник /Ю.Ф. Борунков, И.Н. Яблоков, К.И. Никонов и др. / Под ред. И.Н. Яблокова. 4 изд., перераб. и доп. - М.: Высшая школа, 2002. - 511 с.

71. Покровский М.Н. Очерки русской культуры. М.: Наука, 1979.602 с.

72. Разделение властей: История и современность: Спецкурс /Под ред. М.И. Марченко. М.: Юридический колледж МГУ, 1996. - 425 с.

73. Религия в истории и культуре: Учебник для вузов / Под ред. М.Г. Писманика. -2-е изд., перераб. и доп. -М.: ЮНИТИ-ДАНА, 2000. 591 с.

74. Религия и общество: Хрестоматия по социологии религии / Сост. В.И. Гараджа, Е.Д. Руткевич. М.: Аспект Пресс, 1996. - 775 с.

75. Тажуризина З.А. Идея свободомыслия в истории и культуре. -М.: Наука, 1989.-438 с.

76. Угринович Д.М. Введение в религиоведение: Учебное пособие. -М.: Наука, 1985.-284 с.

77. Халипов В.Ф. Кратология наука о власти: Концепция. - М.: Экономика, 2002. - 367 с.

78. Чичерин Б.Н. История политических учений: Учебное пособие. -М.: Мысль, 280 с.1. Энциклопедии и словари

79. Антология мировой политической мысли. В 5 т. / Общественно-научный фонд Академии политической науки. Рук. проекта Г.Ю. Семигин. -М.: Мысль, 1997. Т. III: Политическая мысль России Х- пер. половина XIX века. 798 с.

80. Антология мировой политической мысли. В 5 т. / Общественно-научный фонд Академии политической науки. Рук. проекта Г.Ю. Семигин. -М.: Мысль, 1997. Т. I: Зарубежная политическая мысль: истоки и эволюция. -832 с.

81. Беневист Э. Словарь индоевропейских терминов. М.: Прогресс, 1995.-456 с.

82. Государственно-церковные отношения в России. (Опыт прошлого и современное состояние). Справочник с комментариями А.Е. Себенцова. М.: Республика, -512с.

83. Даниленко В.И. Современный политологический словарь. М.: NOTABENE, 2000. - 1024 с.

84. Политическая энциклопедия. В 2 т. / Рук. проекта Г.Ю. Семигин. М.: Мысль, 1999. - Т. 2. - 701 с.1. Законы и другие источники

85. Конституция Российской Федерации (с изменениями от 10 февраля 1996 года). СПб.: Виктория плюс, 2001. - с. 64.

86. О внесении изменений и дополнений в часть вторую Налогового кодекса Российской Федерации: Федер. закон от 24 мая 2002 г. № 57-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2002. - № 117.

87. О воинской обязанности и воинской службе: Федер. закон от 22 марта 1998 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1998. - № 13.

88. О льготном налогообложении: Закон Липецкой области от 14 июня 2001 г. № 150-03 // Липецкая газета. 2001. - № 127.

89. О методических рекомендациях по применению Федерального закона «О свободе совести и о религиозных объединениях»: Письмо Министерства Юстиции Рос. Федерации от 24 декабря 1997 г. № 08-18-25797 // Бюллетень Минюста Рос. Федерации. 1998. - № 7.

90. О порядке передачи религиозным организациям находящегося в федеральной собственности имущества религиозного назначения: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 г. № 490. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. - № 28.

91. О признании утратившим силу закона Липецкой области «О религиозной (миссионерской) деятельности на территории Липецкой области»: Закон Липецкой области от 23 ноября 2004 г. № 125-03 // Липецкая газета. 2004. - 30 ноября.

92. О религиозной (миссионерской) деятельности на территории Липецкой области: Закон Липецкой области от 6 ноября 1996 г №59-03 // Липецкая газета. 1996. - № 81.

93. О свободе совести и о религиозных объединениях: Федер. закон от 26 сентября 1997 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1997. - № 4465.

94. Об образовании Совета по культуре и искусству при Администрации Липецкой области: Постановление Главы Администрации Липецкой области от 26 июня 2002 г. № 93-Р // Ведомости Администрации Липецкой области. 2002. - № 7.

95. Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти в субъектах РФ: Федер. закон от 6 октября 1999 г. № 184-ФЗ // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1999. № 42.

96. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 28 августа 1995 г. // Собр. законодательства Рос. Федерации. 1995. - № 35.

97. Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации: Федер. закон от 6 октября 2003 г. № 131-Ф3 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2003. - № 40.

98. Об утверждении областной целевой программы «Развитие и сохранение культуры и искусства Липецкой области 2005-2010 гг.»: Постановление Липецкого областного Совета депутатов от 17 марта 2005 г. № 77-ПС // Липецкая газета. 2005. - № 63.

99. Об утверждении положений о предоставлении священнослужителям отсрочки от призыва на военную службу: Постановление Правительства Российской Федерации от 30 июня 2001 года № 490 // Собр. законодательства Рос. Федерации. 2001. - № 28.

100. Полугодовой отчет по Липецко-Елецкой епархии за I полугодие 2005 года. Липецк. Епархиальное управление Липецко-Елецкой епархии. -2005.- с. 29.

101. Протопопов А. О. Религия и закон. Правовые основы свободы совести и деятельности религиозных объединений в странах СНГ и Балтии. Сборник правовых актов. М., Юриспруденция, 2002. - 240 с.

102. Русская православная церковь в советское время (1917-1991): Сборник документов и фотографий. -М.: Планета, 1993. 186 с.1. Интернет

103. Государственный реестр юридических лиц религиозных объединений № 2 - hitt://www.nedvig.lcpi.ru/data/reg.-org.das. 2005.

104. Государственный реестр юридических лиц религиозных объединений № 1 (20 января 1991-17 марта 1999г.)-hitt://www.nedvig.lcpi.ru/data/reg.-org.das. 2003.

105. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II. -hitt//WWW.mospat.ru. 2004.

106. Лещинский А. Н. Религиозная ситуация в современной России: изменения, тенденции противоречия. hitt // www.religare.ru. 2005.

107. Лопаткин Р. Конфессиональный портрет России: к характеристике современной религиозной ситуации // www. religare, ru. 2003.

108. Основы социальной концепции Русской Православной Церкви: официальный веб-сайт Московского патриархата. c.hitt//www.russian-orthodox-church.org.ru. 2002.

109. Перечень поручений по итогам расширенного заседания Совета руководителей Центрального Федерального округа от 21 июля 2004 г. Курск. hitt// state-religion.ru. 2004.

110. Писенко К.А. Соглашение о сотрудничестве между религиозными объединениями и исполнительными органамигосударственной власти Российской Федерации как разновидность административного договора. hitt//state-religion.ru. 2005.

111. Рекомендации расширенного заседания Совета руководителей Центрального Федерального округа «Духовно-нравственное возрождение регионов»: опыт взаимодействия с РПЦ от 21 июля2004 г. г. Курск -hitt//state-religion.ru. 2004.1. Сборники статей

112. Государство и власть: проблемы истории, экономики, идеологии и культуры. Материалы международной научно-практической конференции. Иваново, 1997.-299 с.

113. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. № 1 (18). - М.: РАГС, 1999. -110с.

114. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно-аналитический бюллетень. № 3 (24) - М.: РАГС, 2000. -166 с.

115. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно- аналитический бюллетень. № 3 - М.: РАГС, 2002. - 138 с.

116. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно- аналитический бюллетень. № 2 - М.: РАГС, 2001. - 108 с.

117. Государство, религия, церковь в России и за рубежом. Информационно- аналитический бюллетень. № 8 - М.: РАГС, 2002. - 120 с.

118. Ильин И.А. Наши задачи. Историческая судьба и будущее Росси: Статьи 1948-1954 годов. В 2 т. -М.: Рарог, 1992. -Т. 1.-271 с.121. 9 Ломоносовские чтения: тезисы докладов и выступлений. -Архангельск, 1997. 406 с.

119. Мережковский Д.С. В тихом омуте: Статьи и исследования разных лет. М.: Советский писатель, 1991. - 496 с.

120. На пути к свободе совести: Сб. статей. Серия «Советское религиоведение. -М.: Наука, 1989. 135 с.

121. Наука в Липецкой области: истоки и перспективы: сб. документов и тезисов 2004 г. Липецк: ЛГТУ, 2004. - 4.1. (пленарное заседание секций гуманитарного направления). - 164 с.

122. Православие: осмысление роли православия в судьбе России со стороны деятелей русской культуры и церкви. СПБ.: РХГИ, 2001. - 792 с.

123. Религия и демократия: На пути к свободе совести: Сб. научных статей. М.: Терра, 1993. - 114 с.

124. Религия и нравственность в секулярном мире: Материалы науч. конф. 28-30 ноября 2001 года Санкт-Петербург. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2001. - 239 с.

125. Религия и политика в посткоммунистической России: Сб. научных статей. М.: Республика, 1994. - 128 с.

126. Свобода вероисповедания, государственно-конфессиональные отношения и протестантизм в России / Под ред. С.А. Мозгового, С.А. Бурьянова. М.: Институт свободы совести, 2002. - 119 с.

127. Становление культурно-образовательной среды Липецкой области (Елецкий край): Сб. статей и тезисов. Елец: ЕГУ им. И.А. Бунина. 2004.-473 с.

128. Старые церкви, новые верующие: Религия в массовом сознании постсоветской России / Под ред. К. Каарнайна Д.Е, Фурмана. СПб.: Летний сад, 2000. - 248 с.

129. Этические проблемы развития современной цивилизации: Сб. материалом Международной науч. конф. Пенза: РИО ПГСХА, 2004. -184 с.

130. Этноконфессиональный диалог: состояние, противоречия, перспективы развития: Сб. статей и тезисов. Оренбург, 2002. - 381 с.

131. Христианская культура и традиция православия: Материалы научной конференции. Пермь,: ПТУ, 200. - 238 с.1. Статьи

132. Андреев M. Любимый город должен жить спокойно // Металлург (НЛМК). 2005. - № 29.

133. Бабасян М. Лобби святой епархии // Новое время. 2000. - № 50.

134. Бакланов Ю. Воскресные школы // Сельская жизнь. 2005. - 29 сентября.

135. Баранников В.П., Матронина Л.Д. Динамика религиозности в информационном обществе // Свободная мысль в XXI веке. 2004. - № 5.

136. Бердяев H.A. Психология революции // Вестник высшей школы. -1990. -№ 1.

137. Бирюков О.В. Региональная политическая власть: от концептов к интегративной модели // Вестн. Моск. ун-та. Серия 12, Политические науки и социология. 2003. - № 1.

138. Бурьянов С. А. Правовые основания, сущностное содержание гарантии свободы совести // Государство и право. 2001. - №2.

139. Вериевская Т. Ворожба бабы Мани (о колдунах, знахарях, экстрасенсах Липецкой области) // Аргументы и факты. 2003. - № 46.

140. Вигилянский В. СМИ и православие // Новый мир. 2003. - № 9.

141. Гусева В. Мосты доброты // Липецкие известия. 2005. - 9 января.

142. Девятов C.B. Христианская теология и духовная культура современного общества// Социально-гуманитарные знания. 2002. - № 4.

143. Добруськин М.Е. О социальных функциях церкви // СОЦИС. -2002. № 4.

144. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на Юбилейном Архиерейском Соборе Русской Православной Церкви // Журнал Московской патриархии. 2000. - № 19.

145. Доклад Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II // Журнал Московской патриархии. 2004. - № 10.

146. Дударенок С.М. Религиоведческая ситуация в Камчатской области (60-90-е гг. XX в. // Религиоведение. 2004. - № 2.

147. Зеленев Е. Зачем пришли «свидетели»? // Липецкие извести. -1998,- 16 октября.

148. Зеленев Е. На острие атаки (О сектах) // Липецкие известия. -2002. 2 марта.

149. Зубов А. РПЦ в постоталитарном пространстве // Континент. -1995.-№ 115.

150. Иванов А. (диакон) Образовательная деятельность Липецко-Елецкой епархии // Липецкие епархиальные ведомости. 2004. - № 2.

151. Иеромонах Стефан (Киселев) По святым местам по благословению правящего Архиерея // Липецкие епархиальные ведомости. -2004. -№ 1.

152. Иеромонах Стефан (Киселев) Впервые за границу // Липецкие епархиальные ведомости. -2004. № 4.

153. Интервью Преосвященного Никона, епископа липецкого и Елецкого газете «Липецкие епархиальные ведомости» // Липецкие епархиальные ведомости. 2004. - № 1.

154. Капылова О.С. Религиозные предрассудки и формирование религиозности как социально-адаптивного явления // Социально-гуманитарное знание. 2002. - № 6.

155. Карасев М. Тамбовской элите пригодился жестокий усмиритель язычников // Коммерсантъ. Черноземье. 2004. - № 5.

156. Кибальниченко С. Иллюзия свободы // Липецкая газета. 1998. -№ 235.

157. Кива А. Духовность и преодоление кризиса // Общественные науки современность. 2002. - № 2.

158. Кирилл, митрополит Смоленский и Калининградский. РПЦ в современной России // Вопросы экономики. 2002. - № 1.

159. Клямкин И., Крутовец П. Кому в России нужна империя? // Сегодня. 1996. - 1 февраля.

160. Королев О.П. Власть и церковь // Труд. 2003. - 28 августа.

161. Костюк К. РПЦ и общество: нравственное сотрудничество и этический конфликт // ПОЛИС. 2002. - № 1.

162. Косякин А. Колокола возвращаются // Липецкая газета. 2005. -27 апреля.

163. Куницын И. Федеральный закон и национальный интерес // Независимая газета. 2005. - 16 апреля.

164. Лебедева Ж.П. Религиозное измерение политической традиции: Запад и Россия // Вестн. Моск. ун-та. Серия 12, Политические науки и социология. 2002. - № 1.

165. Лукьянова А.О. О русской национальной идее // Вестн. Моск. унта. Сер. 12, Политические науки и социология. 2003. - № 12.

166. Макаров А. Сатанисты выходят из подполья? // Провинциальный репортер. 2004. - № 34.

167. Мацокина Е. Путь к «новой жизни» (о религиозных организациях Липецкой области) // Молодежный вестник. 2004. - № 19.

168. Медведко С. Влияние религиозных ценностей на экономические предпочтения верующих христиан // СОЦИС. 2001. - № 8.

169. Милославский Г. Египет: айсберг исламизма // Арабский мир. -1999.-№3.

170. Мир конфессиям // Металлург (НЛМК). 0 2005. 6 января.

171. Митрохин Л.Н. Религиозная ситуация в современной России // СОЦИС, 1995. -№ 11.

172. Михайленок О. Религиозный фактор в системе безопасности России // Власть. 2002. -№11.

173. Мчедлов М. Социальная концепция православия // Свободная мысль XXI.-2001.-№7.

174. Мчедлов М.П. О религиозности российской молодежи // СОЦИС.- 1998. № 6.

175. На холмах русского Сиона // Липецкие известия. 2002. - 22марта.

176. Надежина И. Видеокассеты расскажут о святых источниках // Русь святая. 2005. - № 8.

177. Начало возрождения Знаменской обители в г. Ельце // Липецкие епархиальные ведомости. 2004. - № 3.

178. Недоумов О. Патриарх заступился за соотечественников // Известия. 1998. - 10 мая.

179. Недоумов О. Религию в школы // Независимая газета. 2004. - 7 апреля.

180. Никон, епископ Липецкий и Елецкий. Обращение епископа Липецкого и Елецкого Никона к работникам СМИ // Русь святая. 2005.- № 1.

181. Новодворская В. Юноша, не забывай молитву // Новое время. -2001.-№8.

182. Определение Освященного Архиерейского Собора о вопросах внешней деятельности русской Православной Церкви // Журнал Московской патриархии. 2004. - № 10.

183. Перминова И. Галопом по религиозным организациям в Липецке // Молодежный вестник. 2004. - № 19.

184. Петров В. Откроем храм в душе своей: об участии общественности в деле возрождения и строительства храмов // Липецкая газета. 2003. - 10 сентября.

185. Полосин В. Свободна ли церковь? Государство и религиозные объединения в России // Наука и религия. 1992. - № 8.

186. Полосин B.C. Население России и вера в иное // Независимая газета. 1998. - 28 февраля.

187. Протоирей Михаил Ардов. Мы идем по дороге между храмом и рынком // Новое время. 2004. - № 44.

188. Ракитин С. «Кедрозвоны»: областные власти «проспали» появление новой секты «Звенящие кедры России», основатель В. Пузаков-Мере // Металлург (НЛМК). 2005. - № 24.

189. Ракитин С. Паломничество на Валаам // Металлург (НЛМК). -2005.-№29.

190. Рощупкин Н. Заложен фундамент будущего благополучия // Липецкая газета. 2003. - № 208.

191. Рукшетелло Г. Национальный язык и церковная традиция // Независимая газет. 1999.-№ 3.

192. Сиверцев М.А. Межрелигиозный диалог в эпоху глобализации // Человек. 2002. - № 5.

193. Сигараева И. Будет помогать молитва // Медицинская газета. -2004. 23 апреля.

194. Сизова Н. Владыко Никон: «Благодать Божия дается человеку за смирение» // Металлург (НЛМК). 2005. - 6 января.

195. Слово Святейшего Патриарха Московского и всея Руси Алексия II на открытии Архиерейского Собора Русской Православной Церкви // Журнал Московской патриархии. 2004. - № 10.

196. Туровский Р.Ф. Основы и перспективы региональных политических исследований // ПОЛИС. 2001. - № 1.

197. Франк С.Л. Из размышления о русской революции // Новый мир. 1990.-№4.

198. Фурман Д., Каарнайнен К. Религиозная стабилизация. (Отношение к религии в современной России) // Свободная мысль в XXI веке.-2003.-№7.

199. Хантингтон С. Столкновение цивилизаций // ПОЛИС. 1994.

200. Хантингтон С. Запад уникален, но не универсален // МэиМО. -1997. №8.

201. Хаустов А. Компас для души: беседа с Н.Я. Безбородовой, руководителем духовного центра «Возрождение» // Добрый вечер. 2005. -№34.

202. Хроника епархиальной жизни. Официальная часть // Липецкие епархиальные ведомости. 2004. - № 4.

203. Чаплыгина Г. О планах строительства Липецко-Елецкой епархии // Аргументы и факты. 2005. - № 37.

204. Чернышова Г. Торжество православия в светском университете // Талисман. 2005. - 27 мая.

205. Шевелев И. Соборное прощание с тысячелетием // Новое время. -2000. № 34.

206. Элбакян Е.С., Медведко C.B. Анализ религиозной ситуации в России: оценка состояния и перспективы // Религиоведение. 2004. - № 7.1. Диссертации

207. Джораева С. В. Государственно-церковные отношения в России, (опыт филисофско-исторического анализа): Автореф. дисс. канд. истор. наук. M., 1997.-22 с.

208. Иванов A.B. Педагогическая среда Святителя Тихона Задонского: Дисс. канд. пед. наук. Елец, 2000. - 168 с.

209. Ильинский С. И. Государственно-конфессианальные отношения в Удмиртской республике: опыт вероисповедной политики в регионе (19912002 г.) Автореф. дисс. канд. полит, наук. М., 2003. - 22 с.

210. Мухаметзянова Р. М. Политика современного российского государства в сфере свободы совести: процесс формирования новой модели: Автореф. дисс. канд. полит, наук. Башкирский государственный университет, 2004. - 23 с.

211. Никифорчук В.П. Особенности политической модернизации общества в условиях мобилизирующего типа мышления: Автореф. дис. . канд. полит, наук. М.: МГУ, 2001. - 24 с.

212. Салыгин Е. Н. Теократическая государственность: теоретико-правовой аспект: Автореф. дисс. канд. юрид. наук. М., 1997. - 238 с.

213. Тюрин Е. А. Теократическая государственность: политическая природа и тенденции современного развития: Автореф. дисс. канд. полит, наук.-Орел, 1999.-24 с.1. Другие источники

214. Berger P.L. Zur Dialektik von Religion und Gesellshaft Elemente einer soziologischen Theorie. Frankfurt, 1973. - 540 S.

215. Lukman Th. Das Problem der Religion in der modernen Gesellschaft. -Freiburg, 1963.-220 S.

216. Menz I.B. Jenseits bürgerlicher Religion: Reden ueber die Zukunft des Christentums. München, 1980. - 420 S.

217. Moltmann J. Ideologie der Hoffnung. Köln, 1985. - 225 S.194

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.