Государственно-конфессиональные отношения в Алтайском крае в 1945-1990 гг. тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 07.00.02, кандидат исторических наук Жеребятьева, Елена Евгеньевна

  • Жеребятьева, Елена Евгеньевна
  • кандидат исторических науккандидат исторических наук
  • 2012, Барнаул
  • Специальность ВАК РФ07.00.02
  • Количество страниц 242
Жеребятьева, Елена Евгеньевна. Государственно-конфессиональные отношения в Алтайском крае в 1945-1990 гг.: дис. кандидат исторических наук: 07.00.02 - Отечественная история. Барнаул. 2012. 242 с.

Оглавление диссертации кандидат исторических наук Жеребятьева, Елена Евгеньевна

Введение.

Глава 1. Государственно-конфессиональные отношения в

Алтайском крае в 1945 - 1964 гг.

1.1. Религиозная ситуация во второй половине 1940-х - 1953 гг.

1.2. Реализация государственной политики в области религии в 19531959 гг.

1.3. Антирелигиозные мероприятия в первой половине 1960-х гг. и их влияние на состояние государственно-конфессиональных отношений

Глава 2. Особенности религиозной ситуации и атеистическая работа с населением края в 1964- первой половине 1970-х гг.

2.1. Совершенствование атеистической пропаганды и атеистического воспитания населения

2.2. Религиозность немецкого населения и политика государства по отношению к религиозным объединениям немцев.

2.3. Движение баптистов-«инициативников».

Глава 3. Конфессиональная политика в Алтайском крае в 19751990 гг.

3.1. Религиозная обстановка в крае.

3.2. Задачи атеистического воспитания населения и их реализация

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Государственно-конфессиональные отношения в Алтайском крае в 1945-1990 гг.»

Актуальность темы исследования. В современной России одним из основных направлений развития государственно-конфессиональных отношений является сотрудничество государства и религиозных объединений. Законодательство о свободе совести и религиозных объединениях представляет собой совокупность правовых актов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации, Конституции Российской Федерации, федерального законодательства и иных нормативно-правовых актов Российской Федерации и ее субъектов.

Особая роль в регулировании реализации религиозных прав и свобод принадлежит Конституции Российской Федерации. К числу концептуальных конституционных гарантий относятся следующие (ст. 13, 14, 19, 28, 29): в Российской Федерации признается идеологическое многообразие; Российская Федерация - светское государство; никакая религия не может устанавливаться в качестве государственной или обязательной; религиозные объединения отделены от государства и равны перед законом; каждому гарантируется свобода совести, свобода вероисповедания, включая право исповедовать индивидуально или совместно с другими любую религию или не исповедовать никакой, свободно выбирать, иметь и распространять религиозные и иные убеждения и действовать в соответствии с ними; не допускается пропаганда или агитация, возбуждающая религиозную ненависть и вражду, запрещается пропаганда религиозного превосходства'. В Федеральном законе «О свободе совести и о религиозных объединениях» от 26 сентября 1997 года декларируется, что «государство уважает внутренние установления религиозных организаций и не препятствует их реализации, если они

1 Конституция РФ [Электронный ресурс] // Президент России : офиц. сайт. М.; 2009. URL : http://constitution.kremlin.ru/ (дата обращения: 29.02.2012). не противоречат законодательству Российской Федерации, не нарушают права и законные интересы других лиц»1.

Очевидным представляется тот факт, что на современном этапе развития отношений государства и религиозных организаций в России, некоторые из них, особенно Русская Православная церковь, приобрели немалое политическое и общественное влияние. В качестве консультационного органа при Президенте Российской Федерации 24 апреля 1995 года был создан Совет по взаимодействию с религиозными объединениями, основными функциями которого были определены следующие: обеспечение взаимодействия Президента Российской Федерации с религиозными объединениями: содействие укреплению общественного согласия, достижению взаимопонимания, терпимости и взаимного уважения в вопросах свободы совести и свободы вероисповедания.

Тем самым государство признало необходимость вовлечения религиозных объединений в процесс построения гражданского общества в Российской Федерации с целью обеспечения национального мира и согласия, толерантности, преодоления межэтнических и религиозных конфликтов на территории России. На совместном заседании Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями «О взаимодействии государственных органов власти и религиозных объединений в сфере духовно-нравственного развития и гражданского образования молодёжи» 1 1 марта 2009 года Президент Российской Федерации Д. А. Медведев отметил: «Религиозные организации нашей страны вместе с государством могут многое сделать для того, чтобы не допустить духовного упадка и распространения пессимистических настроений в обществе. Роль религиозных организаций в охране духовного здоровья, нравственности наших молодых, наших юных

1 Федеральный закон от 26 сентября 1997 г. № 125-ФЗ «О свободе совести и о религиозных объединениях» [Электронный ресурс| // Гарант. Информационно-правовой портал • офиц. сайт. URL : http://base.garant.ru/171640/ (дата обращения: 29.02.2012) сограждан, вне всякого сомнения, очень высока. Истоки общественной морали I

- в религиозных традициях народов нашей страны.» .

Обсуждение вопроса о взаимоотношениях государства и религиозных объединений в России обусловлено тем, что в последнее время религиозные организации принимают активное участие в процессе продвижения своих социальных инициатив, которые находят поддержку государства: введение в

2009 году в Вооруженных Силах Российской Федерации института военных и флотских священнослужителей; принятие Федерального закона от 5 апреля

2010 года № 40-ФЗ, который вводит понятие «социально ориентированные некоммерческие организации» и определяет основные направления их поддержки со стороны государства. На встрече с религиозными лидерами 8 февраля 2012 года премьер-министр Российской Федерации В. В. Путин предложил уравнять в правах государственные и религиозные учебные заведения, подтвердил утверждение плана мероприятий, направленных на введение в 2012/2012 учебном году курса «Основы религиозных культур и светской этики» во всех школах России". Подобные предложения вызывают скрытое и открытое недовольство членов Общественной палаты России, призывающих «обратить внимание на защиту светскости государства»,1

1 Вступительное слово Президента РФ на совместном заседании Госсовета и Совета но взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте «О взаимодействии государственных органов власти и религиозных объединений в сфере духовно-нравственного развития и гражданского образования молодёжи» 11 марта 2009 года [Электронный ресурс] // Президент России : офиц. сайт. М. 2009-. URL : http://nevvs.kremlin.ru/transcripts/3401 (дата обращения: 20.02.2012); Стенографический отчёт

0 совместном заседании Госсовета и Совета по взаимодействию с религиозными объединениями при Президенте «О взаимодействии государственных органов власти и религиозных объединений в сфере духовно-нравственного развития и гражданского образования молодёжи» от 11.03.2009 г. [Электронный ресурс] Президент России : офиц. сайт. М.2009-. URL : http://news.ki-emlin.ru/transcripts/3403(flaTa обращения: 29.02.2012).

По образу и подобию учителя [Электронный ресурс] // НГ религии : приложение Независимой газеты. М. 1997-2012. URL : http://religion.ng.ru/events/2012-02

1 5/1 leacher.html (дата обращения: 29.02.2012).

J О состоянии гражданского общества в РФ [Электронный ресурс] // Коммерсант!, : ежедневная общенациональная деловая газета. М. 1991-2012. URL учителей, ученых, по мнению которых в современной России наблюдается процесс «все возрастающей клерикализации российского общества»1.

Вместе с тем, вопрос о религиозной свободе, свободе верований и убеждений является сложным в связи с тем, что неясно к чему может привести законодательно закрепленная религиозная свобода в многонациональной России: к единству или разобщению народа, так как в условиях активизации религиозной жизни в современной России, возрастания роли религиозных конфессий в общественной жизни, могут усилиться культурные различия внутри государства, появляется вероятность возникновения этноконфессионального экстремизма, сепаратизма и их неизбежных последствий - межэтнических и религиозных конфликтов, актов терроризма.

Алтайский край представляет собой территорию проживания лиц более 140 национальностей и отличается многоконфессиональным представительством. В 2010 году действовало 243 религиозных объединения 19 направлений - православные, католические и другие христианские организации, община Армянской апостольской церкви, мусульманские организации, буддийское сообщество, иудейские общины и другие, с которыми взаимодействуют на постоянной основе специально созданные при Администрации края Департамент по связям с институтами гражданского общества и Совет по этнокультурному развитию Алтайского края2. Современное состояние государственно-конфессиональных отношений в Алтайском крае является результатом сложного процесса исторического http://\vww.kommersant. ru/doc. aspx?DocslD=788941&NodesID=7 (дата обращения: 20.02.2012).

1 Ученые попросили президента оградить общество от церкви [Электронный ресурс] // Коммерсантъ : ежедневная общенациональная деловая газета. М. 1991-2012. URL : http://wv\av.kommersant.ru/doc.aspx?DocsID=789030 (дата обращения: 29.02.2012). " Ларин Б. Религиозные объединения становятся важным институтом гражданского общества

Электронный ресурс] // Информационное агентство Амител. Барнаул. 2001-2012. URL : http://wmv.amic.ru/news/135715/ (дата обращения: 20.02.2012). развития взаимоотношений советской власти и религиозных объединений. Многонациональный состав региона ставит перед органами исполнительной власти, местного самоуправления задачи: обеспечение прав граждан на сохранение и развитие своего этнокультурного наследия, недопущение дискриминации по признакам расовой, национальной, языковой и, в том числе, религиозной принадлежности. В этой связи важно рассмотреть изменения, произошедшие в сложной системе взаимоотношений государства и религиозных объединений в Алтайском крае в советский период, так как они имеют непосредственное влияние на судьбы современных граждан.

Историография проблемы. Отечественную историографию вопроса развития государственно-конфессиональных отношений в СССР условно можно разделить на несколько групп. Руководствуясь хронологическим принципом, автор выделяет два периода: советский (1945 - 1980-е гг.), постсоветский (1991 - настоящее время). Внутри каждого периода представлены публикации различных уровней - от общероссийской тематики к изучению государственно-конфессиональных отношений в Сибири и в Алтайском крае. К различным аспектам вопроса в изучаемый исторический период обращались ученые-религиоведы, историки, представители церковной исторической науки, партийные работники.

Первый период охватывает вторую половину 1940-х - 1980-е гг. Анализируя содержание публикаций этого времени, следует выделить несколько направлений. Первое направление - публикации, посвященные вопросам научного атеизма, которые явились отражением официального негативного отношения к религии в стране. В большинстве своем работы не отличались научным подходом к проблеме. Это можно объяснить отсутствием возможности для авторов объективно оценить и изучить процесс развития отношений между государством и религиозными организациями в СССР, в первую очередь из-за отсутствия доступа к источниковой базе. Для литературы данного направления отличительной чертой являлось то, что она не имела целью изучить и рассмотреть основные этапы развития государственно-конфессиональных отношений в СССР, также религиозная политика не могла быть предметом изучения. Здесь следует отметить агитационный характер работ таких авторов, как П. К. Курочкина, А. 3. Рясика1. В центре внимания авторов были вопросы атеистического воспитания, антирелигиозной пропаганды, «разоблачения реакционной сущности религии», идеологии религиозных объединений.

Второе направление представляют работы сибирских исследователей, содержащие результаты изучения практики применения атеистических мероприятий на региональном уровне. Исследования И. М. Шильдяшова, А. Кочетова содержали обобщающий материал по атеистической пропаганде и у воспитанию населения Сибири и Алтайского края". Работы, прежде всего, являлись методическими указаниями для агитаторов. В числе публикаций данного направления, освещающих средства идеологического воздействия на верующих и содержащих рекомендации по выбору форм пропаганды научного атеизма, выделяются работы партийных деятелей, лекторов, агитаторов Алтайского края: Т. Агемельнева, А. Андрусова, С. А. Игнатьева, Л. Лысенко, А. Ю. Усачева, Е. Фаст и др."1 Несмотря на то, что литература в основном

1 Курочкин П. К. Особенности модернизации современного русского православия. М. 1978: Рясик А. 3. Наука и религия. Стенограмма лекции. Барнаул. 1950.

Шильдяшов И. М. Атеисты наступают [Опыт научно-атеистической пропаганды в г. Чесноковке]. Барнаул : Алт. книж. изд-во. 1961.: Шильдяшов И. N4. Кочетов А. Из опыта антирелигиозной работы // Беседы на научно-атеистические темы. Барнаул. 1959. С. 52-55.: Шильдяшов И. М. Пропаганде атеизма - стройную систему // Алтайская правда. 1963. 20 августа. С. 3.; Шильдяшов И. М. Деятельность партийной организации Западной Сибири по атеистическому воспитанию трудящихся в условиях строительства коммунизма (1959-1965 гг.) : автореф. дис. . канд ист. наук. Новосибирск, 1966.: Шильдяшов И. М. Религия и атеистическое воспитание в Сибири (конец 1950-х - середина 1970-х гг.) : автореф. дис. . д-ра ист. наук. Новосибирск. 1985.

Агсмельнев Т. Убеждать фактами (Атеистическая пропаганда на Михайловском содокомбинате) // Блокнот агитатора. 1963. № 9. С. 12-24.: Андрусов А. Атеистическая работа среди баптистов // Партийное слово. 1972. № 1 1. С. 13-16.; Арсенкин В. К. Молодежи о вреде религии. Барнаул : Алт. кн. изд-во. 1961: Арсенкин В. К. Так рассеивался туман (О борьбе с баптистами в Кулундинском р-не) // Молодежь Алтая. 1958. 29, 30 марта. С. 3-4.: Игнатьев С. А. За каждого человека надо бороться (О работе совета атеистов при Бийском отражала формы и методы антирелигиозной работы, служила, прежде всего, базой для подготовки новых кадров атеистических работников, пособием или руководством для пропагандистов, для нас работы представляют интерес, так как дают представление о реализации партийных решений в сфере государственно-конфессиональных отношений в Алтайском крае, о масштабах проводимых атеистических мероприятий.

Постепенно в области изучения истории религии и атеизма тематика исследований стала более разнообразной. Третье направление представлено публикациями, направленными на более глубокое, детальное изучение истории, особенностей идеологии, деятельности религиозных объединений в СССР. Появились специальные исследования по истории различных религиозных направлений, посвященные не только Русской Православной церкви, но и неправославным конфессиям в СССР1.

Авторы четвертого направления особое внимание уделяли религиозным объединениям Западной Сибири. Ценными представляются публикации, основанные на результатах социологических исследований. И. М. Шильдяшов в работе «К вопросу и специфике религиозности населения Западной Сибири» дает характеристику состояния религиозности населения в 1960-е гг.2 Принимая во внимание данные о посещаемости церквей, молитвенных домов, выводы, сделанные по опросам населения, путем анкетирования, автор отметил «кризис религиозной идеологии», выразившийся в «резком падении степени горкоме КПСС) // Путь к разуму. Барнаул, 1973. С. 62-69.: Лысенко Л. Атеисты за работой (Атеистическая пропаганда в крае) // Алтайская правда. 1963. 24 июля. С. 3.: Усачев Ю. На важном участке идеологической работы // Партийное слово. 1971. № 12. С. 3-7: Фаст Е. Воспитывая атеистов (Научно-атеистическое воспитание в Славгородском р-не) // Алтайская правда. 1984. 2 августа. С. 3.

1 Гордиенко Н.С. Эволюция русского православия (20-е - 80-е гг. XX столетия). М. 1984: История Евангельских христиан-баптистов в СССР. М.; 1989; Современное русское православие. Л. 1988

Шильдяшов И. М. К вопросу о специфике религиозности населения Западной Сибири // Вопросы истории социально-экономической и культурной жизни Сибири. Часть II. Новосибирск. 1971. С. 255-260. религиозности населения», превышении числа верующих по отношению к числу посещающих церкви1.

Учитывая многонациональный состав рассматриваемой территории, историки обращаются к исследованию религиозных объединений евангельских христиан-баптистов, меннонитов, пятидесятников, адвентистов, свидетелей Иеговы2. И. М. Шильдяшов, Н. М. Рудакова рассмотрели историю появления «протестантского сектантства» и причины его влияния на население Западной Сибири. И. М. Шильдяшов в качестве одной из причин подобного воздействия видел переселение семей «раскольников-старообрядцев, штундистов-баптистов»', отмечал многонациональный состав населения, низкую плотность, географическую разбросанность населенных пунктов. Выводы Н. М. Рудаковой по изучению этой темы во многом совпадают с идеями И. М. Шильдяшова, к списку упомянутых причин исследователь добавляет усиление миссионерской деятельности протестантов, низкий уровень жизни и образования местного населения, «личное несчастье многих советских людей», исторические корни исследуемых религиозных течений в Сибири и Алтайском крае4. По [мнению авторов, понимание общей картины религиозности населения, тенденций изменения религиозного сознания, изучение исторических, социальных, Шильдяшов И. М. К вопросу о специфике религиозности населения Западной Сибири // Вопросы истории социально-экономической и культурной жизни Сибири. Часть II. Новосибирск. 1971. С. 256.

Костенко Н. А. Протестантские секты в Сибири. Новосибирск : Западно-Сибирское книж. изд-во. 1967: Рудакова Н. М. Протестантское сектантство и атеистическая работа. Барнаул . Алт. книж. изд-во. 1984; Рудакова Н. N4. Современный баптизм и проблемы атеистического воспитания (на материалах Алтайского края). Барнаул : Алт. книж. изд-во. 1975; Шильдяшов И. М. Религия в Сибири и атеистическое воспитание. Новосибирск : Наука, 1982; Шильдяшов И. М. К вопросу о специфике религиозности населения Западной Сибири // Вопросы истории социально-экономической и культурной жизни Сибири. Часть II. Новосибирск. 1971. С. 255-260.; Эргардт Р. Баптисты-«откольники». Правда и ложь (на примерах по краю) // Агитатор Алтая. 1987. № 5. С. 27-31.

Шильдяшов И. М. К вопросу о специфике религиозности населения Западной Сибири // Вопросы истории социально-экономической и культурной жизни Сибири. Часть II. Новосибирск, 1971. С. 258.

4 Рудакова Н. М. Протестантское сектантство и атеистическая работа. Барнаул : Алт. книж. изд-во. 1984. С. 12. эмоционально-психологических факторов «сохранения религиозных пережитков» отвечало за успех атеистической работы среди населения.

Отдельно были рассмотрены особенности влияния атеистической идеологии на население, получил обоснование «индивидуальный», «дифференцированный» подход при работе с верующими. Так, Н. М. Рудакова считала, что «дифференцированный подход является важнейшим условием повышения результативности атеистического воспитания», выделяя при этом три группы верующих: «умеренно активные, отчужденные от общества и верующие с крайними экстремистскими взглядами и действиями»1.

Пятое направление представлено исследованиями, появившимися во второй половине 1970-х- 1980-х гг., направленными на рассмотрение вопросов законодательного обеспечения свободы совести в СССР2. Авторы предприняли попытку провести анализ вопросов, связанных с правовым обеспечением свободы совести, гарантированной Конституцией СССР 1977 года. В подтверждение мнения А. И. Барменкова о том, что «в СССР впервые в истории человечества осуществляется самая широкая свобода совести»', исследователи представляют религиозные объединения в качестве субъектов административных, гражданских, финансовых правоотношений. При этом авторы не уменьшают значение атеистической пропаганды, напротив, разъяснение правовых вопросов государственно-конфессиональных отношений должны были, прежде всего, служить одним из средств дальнейшего воспитания атеистической убежденности. Говоря о необходимости пропаганды законодательного обеспечения свободы совести в СССР, Ю. А. Розенбаум приводит еще одно обстоятельство - «разоблачение фальсификаций и

1 Рудакова Н. М. Особенности работы среди последователей религиозного сектантства // Агитатор Алтая. 1980. № 24. С. 26.

Барменков А. И. Свобода совести в СССР. М. : Мысль. 1986; Ванюшин Н. А. Свобода совести и религиозный экстремизм. Барнаул : Алт. кн. изд-во. 1988; Кириченко М. Г. Свобода совести в СССР. М., 1985; Клочков В. В. Религия, государство, право. N4. : Мысль, 1978; Розенбаум Ю. А. Советское государство и церковь. М. : Наука, 1985. -1 Барменков А. И. Свобода совести в СССР. М. : [Мысль. 1986. С. 3. измышлений западных «советологов» относительно положения религии, церкви и верующих в СССР»1. Вопросам законодательной свободы деятельности религиозных организаций и «искажения социалистической действительности буржуазными идеологами» посвящена работа А. В. Белова у

Миф о «религиозном возрождении» в СССР»". Автор подчеркивает уменьшение роли религии в обществе в начале 1980-х гг.

На рубеже 1980-х - 1990-х гг. появились работы, которые следует выделить в шестое направление, отличающиеся совершенно иным подходом к оценке проводимых атеистических мероприятий в стране на протяжении всего советского периода. Авторы впервые предлагают свою периодизацию государственно-конфессиональных отношений в СССР. Следует отметить вышедший в 1989 году сборник статей «На пути к свободе совести»', в который вошли работы историков, представителей духовенства, атеистов. По мнению Д. Е. Фурмана, «сталинский тоталитаризм приносит в 40-е гг. значительное улучшение положения церкви», в то время, как «Хрущевская либерализация, наоборот, приносит новые гонения»4. Данный вывод подтверждает В. И. Гараджа, директор Института научного атеизма при ЦК КПСС, говоря, что «в конце 50-х - начале 60-х годов под любыми предлогами и даже без них закрывались церкви, мечети, молитвенные дома»3. М. И. Одинцов6 отмечает приостановление развития государственно-церковных отношений уже в 1948 году. В оценке религиозной политики Н. С. Хрущева сходится во мнении с Д. Е. Фурманом и В. И. Гараджа: «После смерти Сталина окончательно

1 Розенбаум Ю. А. Советское государство и церковь. N4. : Наука. 1985. С. 5. Белов А. В. Миф о «религиозном возрождении» в СССР. М. : Знание. 1983.

На пути к свободе совести / Сост. и общ. ред. Фурмана Д. Е. и о. Марка (Смирнова). М. : Прогресс. 1989.

4 Фурман Д. Е. Религия, атеизм и перестройка // На пути к свободе совести. М. : Прогресс. 1989. С. 12.

Гараджа В. И. Переосмысление // На пути к свободе совести. М. : Прогресс. 1989. С. 23.

6 Одинцов М. И. Путь длинною в семьдесят лет: от конфронтации к сотрудничеству (государственно-церковные отношения в истории советского общества) // На пути к свободе совести. М. : Прогресс, 1989. С. 29-71. устанавливается жесткая линия в государственно-церковных отношениях» . Авторы отмечают середину 1970-х гг., когда «установившееся отношение к «религиозной сфере» как к чему-то не очень важному, третьесортному начинает претерпевать изменение»2. При этом исследователи указывают на то, что объявленная свобода совести на практике не получила реализации, в этой связи «реальная ситуация почти не сдвинулась с мертвой точки», «при реализации принимаемых плодотворных решений ощущалась их «пробуксовка»"', а «70-е годы стали годами крайнего разочарования интеллегенции в официальных лозунгах, в этой ситуации движение к церкви и 4 религии становится совершенно естественным» .

Второй период - 1991 г. - настоящее время. Исторические исследования таких авторов, как В. А. Алексеева, М. Н. Бессонова, М. И. Одинцова отличаются критичным подходом к практике проведения в СССР антирелигиозных мероприятий, не содержат присущих раннему периоду резких оценок деятельности религиозных объединений3. Авторы предприняли попытку обобщить и систематизировать советский опыт развития государственно-конфессиональных отношений, ввели в научный оборот ранее недоступные архивные материалы. Постсоветское оживление активности религиозных организаций, особенно Русской православной церкви, явилось причиной возросшего интереса к изучению проблемы развития государственно-конфессиональных отношений в советской России. Во второй половине 1990-х

1 Одинцов М. И. Путь длинною в семьдесят лет: от конфронтации к сотрудничеству государственно-церковные отношения в истории советского общества) // На пути к свободе совести. М. : Прогресс, 1989. С. 64. ~ Там же. С. 66. Там же. С. 67.

4 Фурман Д. Е. Религия, атеизм и перестройка // На пути к свободе совести. М. : Прогресс. 1989. С. 13.

Алексеев В. А. Иллюзии и догмы [Взаимоотношения Советского государства и религии].

М. : Политиздат, 1991: Алексеев В. А. «Штурм небес» отменяется9 Критические очерки по истории борьбы с религией в СССР. М. : Изд. центр «Россия молодая». 1992; Бессонов М. Н.

Православие в наши дни. М., 1990: Одинцов М. И. Государство и церковь в России. XX век

М. : Луч, 1994; Одинцов М. И. Государство и церковь (История взаимоотношений. 1917-1938 гг.). М. : Знание, 1991. 63 с. гг. значительно увеличилось количество публикаций по данному вопросу. Отметим исторические работы В. Заватски, А. Н. Кашеварова, Л. Н. Митрохина, М. В. Шкаровского, Т. А. Чумаченко и др.1

Рассматриваемый диссертантом период отражен в исследовании церковного историка, протоиерея В. Цыпина «История Русской церкви. 19171997 гг.»2. Автор представляет свою периодизацию истории Русской Православной церкви, опираясь на временные этапы служения патриархов.

Положение Русской Православной Церкви в советском государстве и обществе являлись предметом изучения зарубежных исследователей: канадского историка Д. В. Поспеловского, сотрудника Института «Вера во втором мире» Г. Штрикера (Швейцария)'. Монографии опираются на обширный массив архивных документов. Д. В Поспеловский, ознакомившись с работами русских эмигрантов, западных коллег, предпринял попытку представить объективное исследование существования Русской Православной церкви в истории России. Г. Штрикер рассматривает изменения курса религиозной политики советского периода параллельно с изучением положения Русской Православной церкви в различные этапы построения государственно-церковных отношений.

1 Ерофеев К. Б. Сборник нормативно-правовых актов о свободе совести и о религиозных объединениях. СПб. 1999; Заватски В. Евангелическое движение в СССР после Второй мировой войны. М., 1995; Кашеваров А. Н. Государство и церковь. Из истории взаимоотношений Советской власти и Русской Православной Церкви. 1917-1945 гг. СПб. : СПбГТУ. 1995: Митрохин Л. Н. Баптизм : история и современность : философско-социологические очерки. СПб., 1997; Шкаровский М. В. Русская православная церковь при Сталине и Хрущеве (Государственно-церковные отношения в СССР в 1939-1964 гг.). М. 1999; Шкаровский М. В. Русская православная церковь в 1958 - 1964 гг. // Вопросы исчории. 1999. № 2. С. 42-58; Чумаченко Т. А. Совет по делам Русской православной церкви при С ПК (СМ) СССР в 1943-1947 гг. : особенности формирования и деятельности аппарата. [Электронный ресурс] // Российское Объединение Исследователей Религии. URL hup://\vwvv.rusoir.rii/03print/02/102/ (дата обращения: 29.02.2012). ~ Цыпин В. История Русской церкви. 1917-1997 гг. М. 1997.

J Поспеловский Д. В. Православная церковь в истории Руси, России и СССР. М. 1996: Русская Православная Церковь в советское время (1917-1991). Материалы и документы по истории отношений между государством и Церковью / Составитель Г. Штриккер. М. «Пропилеи». 1995.

Интерес к истории развития взаимоотношений государства и религиозных организаций в СССР и возможность работы с широким кругом источников обусловили появление диссертационных исследований по данному вопросу, в которых анализируется более широкая источниковая база. Это работы Р. М. Ахмедова, О. В. Грашевской, А. В. Еремина, И. И. Масловой, Т. К. Никольской1. Снятие цензурных ограничений позволило авторам проводить анализ государственной политики в отношении религиозных объединений в СССР в послевоенное время не только через декларативные заявления, программные документы партии и официальное законодательство, как это было прежде, а, исследуя дополнительно циркулярные распоряжения, инструкции, выходившие под грифами «для служебного пользования» и «секретно», которые определяли реальные действия местных органов власти.

Работы сибирских исследователей А. В. Горбатова, Л. И. Сосковец, М. М. Волобуевой относятся к следующему направлению". Публикации содержат

Ахмедов Р. М. Государство и церковь в российском обществе XX столетия (Историко-правовое исследование) : диссертация . канд. юрид. наук. Казань. 2001; Грашевская О. В. Политика Советского государства в отношении Русской Православной церкви в 1 040-1 980-х гг. : центр и местные власти : На материалах Мурманской области : автореф. дис. . канд. ист. наук. Мурманск, 2005; Еремин А. В. Формирование социальной концепции Русской Православной Церкви в контексте государственно-церковных отношений : 1988-2000 гг. : автореф. дис. . канд. ист. наук. Ярославль, 2004; Маслова И. И. Эволюция вероисповедной политики советского государства и деятельности Русской православной церкви (1953-1991 гг.) : автореф. дис. . д-ра ист. наук. М. 2005; Никольская Т. К. Русский протестантизм и государственная власть в 1905-1991 гг. : автореф. дис. . канд. ист. наук. СПб. 2003.

Горбатов А. В. Государство и религиозные организации Сибири в 1940-е - 1960-е гг. : автореф. дис. . д-ра ист. наук. Кемерово. 2009: Горбатов А. В. Адвентисты седьмого дня в Сибири. История и современность // Свобода совести в России : исторический и современный аспекты. Выпуск 3. Сб. статей. М. : Российское объединение исследователей религии. 2006. С. 319-344. [Электронный ресурс]. URL : http:// www.rusoir. ru/print/ 06/19/ index. Html (дата обращения: 29.02.2012); Горбатов А. В. Верующие немцы Сибири и советское государство (сер. 1940-х - нач. 1970-х гг.) // Российское государство, общество и этнические немцы : основные этапы и характер взаимоотношений (XVIII - XX вв.) : сб. мат-лов XI междунар. науч. конф. М. 2007. С. 378-387. [Электронный ресурс] URL : http://\v\v\v. sgu.ru/sguprqjects/cultural/science/konf2006/default.php (дата обращения: 29.02.2012); Горбатов А. В. Государственный контроль финансово-хозяйственной деятельности Русской Православной Церкви в Сибири в 1950-е - 1960-е гг. // Вестник КузГТУ. Кемерово. 2004. № 4 (41). С. 135-141.; Горбатов А. В. Государство и религиозные организации Сибири в 1940-е - 1960-е гг. Томск : Изд-во Том. гос. пед. ун-та. 2008; Горбатов А. В. К вопрос) о комплексный анализ религиозных обьединений в Западной Сибири в исследуемый период, а также раскрывают некоторые этапы развижя отношений государства и религиозных организаций в Алтайском крае В своем исследовании Л. И. Сосковец1 предприняла попытку воссоздать целостную картину религиозной жизни в Алтайском крае в 1940-1960-е гг Автор отметила характерную для советского периода тенденцию развития отношений государства и религиозных организаций- массовое закрытие церквей, роспуск религиозных общин в начале 1940-х гг , ослабление давления государства в период военного времени и первые послевоенные годы, ужесточение политики в отношении верующих в 1960-е гг История и сущность взаимодействия государственных институтов власти и религиозных организаций в Сибири в 1943-1969 гг более подробно рассмотрена А В Горбатовым в работе «Государство и религиозные организации Сибири в 1940-е - 1960-е п »", в качестве объекта изучения которой послужила система партийноиегаптпсщии сгруы\р РПГД в Западной Сибири (1943-1948 п ) // Макарьевскис чюпия со науч с I с!! с и /01В ред В Г Бабин С К Носов Горно-Алтайск РИО «Универ-Прип I у> 2002 Горбагов А В Немцы Сибири в движении «инициат ивников» (в аспеме гопдарственно-конфессионатьных отошений) // Немцы Сибири история и к\1ьт\рл Новосибирск 2003 С 35-37 . Сосковец Л И Религиозные организации Западной Сибири в 1940-60-е 1 г автореф дис д-ра ист наук Томск 2004 Сосковец Л И Правосиавные приходы Аптая в советский период // Сохранение и из>ченис куты\рпою насте шя Ап 1 апско! о края Барнаул 2003 Вып 13 С 222-225 Сосковец Л И Прам ика \ I о ювно! о и атминистра!ИВН01 о преследования верующих Западной Сибири в 1960-е 1г // Гуманитарные на>ки в Сибири 2003 № 2 С 36-40 Сосковец Л И Приходское духовеиспзо Занацпои Сибири в постевоенный период//Вес 1 ник Томск )н-та 2003 Мар| С 153-163 Сосковец Л И Репигиозная ситуация на Алтае в 40-60-е гг XX в // Акт)альные вопросы истории Сибири Третьи научные чтения памяти проф А П Бородавкина Материалы всероссийской конференции Барна>л Изд-во Алт ун-та 2002 С 282-285 Сосковец Л И Религиозные конфессии Западной Сибири в 40-60-е 11 XX в Томск (омский гос >н-1 2003 Сосковец Л И Русская правоставная церковь в 40-60-е 1г XX века (по ма1ериапам ЗС (в т ч Аттайскою края) // Россия Сибирь и Центральная Азия взаимодейсIвне наро юв и купьгур Магериаты 3-й Межд науч-прам конф Барнаул 2001 С 82-88 Вопобуева М М Конфессионатьнос просфанство Алтайскою края историко-ретигиоведческий анализ // Сибирским социотогическпй вестник 2002 №2 С 150-158

1 Сосковец Л И Репигиозная ситуация на Аптае в 40-60-е !Г XX в // Ажтуапьиыс вопросы исюрми Сибири Тре1ьи научные Ч1ения памяти проф А П Бородавкина Мспериа и»1 всероссийской конференции Барнаул Изд-во А'П \н-та 2002 С 282-285 " Горбатв А В 1 ос\'дарсгво и рет-п иозные ор!анизации Сибири в 1940-е- 1960-е и 1омск Изч-во 1 ом юс пед >н-та 2008 государственных органов, осуществляющих политику в отношении верующий в Сибири. Исследование представляет комплексное изучение опыта развития государственно-конфессиональных отношений в Сибири, содержит сравнительные данные с общесоюзными показателями уровня религиозности населения. Важно то, что одной из задач автора было также отражение деятельности уполномоченных Совета по делам Русской православной церкви и Совета по делам религиозных культов на местах, проанализировать роль спецслужб в проведении политики в отношении религиозных организаций на местах. Для этого исследователь использовал материалы региональных архивов, содержащие информацию о деятельности управлений КГБ в отношении ряда религиозных организаций. Практика уголовно-административного преследования верующих Западной Сибири в 1960-е гг. представлена в работе Л. И. Сосковец'. Автор раскрывает причины, по которым преследовались верующие Западной Сибири в 1960-е гг., анализирует законодательную базу для привлечения к ответственности. В исследовании представлен материал по Алтайскому краю об общинах евангельских христиан-баптистов Барнаула, Славгорода. Вывод автора заключается в том, что жесткие законы в отношении церкви носили антирелигиозный характер и были направлены на уничтожение религии и церкви.

Работа М. М. Волобуевой2 является историческим анализом эволюции вероисповеданий в Алтайском крае, с XVIII в. до 2000 года, освещает положение религиозных организаций всех конфессиональных направлений, присутствовавших на территории края в исследуемый период.

1 Сосковец Л. И. Практика уголовного и административного преследования верующих Западной Сибири в 1960-е гг. // Гуманитарные науки в Сибири. 2003. № 2. С. 36-40.

Волобуева М. М. Конфессиональное пространство Алтайского края : историко-религиоведческий анализ // Сибирский социологический вестник. 2002. № 2. С. 1 50-1 58.

Очень содержательную подборку материалов о Русской православной церкви и православных храмах Алтайского края опубликовали историки-краеведы Я Е Кривоносое, Н И Разгон, Т В Скворцова1

Следующее направление представлено краеведческой литературой, посвященной немецким поселениям на Алтае В И Матис, Л В Малиновский, М М Волобуева, С П Волохов, С В Соколовский2 подробно и качественно описывают этапы миграционных процессов немцев и их появление на территории Алтайского края, косвенно затрагивая вопрос конфессиональной принадлежности Авторы, отмечают тот факт, что религиозные объединения немцев были внесены в список «сектантских», указывают на невозможное I ь реализации права свободного вероисповедания в качестве одной из причин ми!рации советских немцев из СССР с середины 1950-х - начала 1980-х и Однако целостного исследования проблем и опыта религиозной жизни

Крпвоносов Я Ь Разюн Н И Исюрия православной церкви А (тайскою края (1917-1998 п ) // Ьарна\ i ия Вас Барпа\т 1999 N< 1 С 44-54 Крпвоносов Я 1 Скворцовл 1 В Православные храмы Барнаула (1751-2001 ir) Ьарна> п Азб>ка 2001 Крпвоносов Я 1 Храмы Ají гая Справочник / Упр архив дела адм Аттайского края Am юс \ii-i Святоникопьский храм Барнауп Изд-во АГУ 1997

Maine В И Конфессиональные особенности жи íeneñ IIIIP Ал 1айско1 о края 1970-2001 и //Маше В И HHP на Ал iae (1991-2001) Барнаул 2001 С 85-89 Немцы Апгая справочпо-бибчио! рафичсскин сборник / редко i В И Матис (гл ред ) и др Барначп АКИПКРО 2008 Исюрия н к)льт}ра немцев А тая (По маюриапам эно! р экспедиции) / А л краев нац-к\ 1ы\р Автономия рос немцев / Под общ ред В А Бармина Вып 2 Ьарна) i Изд-во БГПУ 2002 История и кутьгура немцев Алтая (По ма1ериалам эногр экспедиций) / Алт краев нац-кучьтур Автономия рос немцев / Под общ ред В А Бармина Вып 3 Барна> п Изд-во БГПУ 2002 История и купьт)ра немцев Аглая (По материалам эно1 р экспе пщип) [сб ст ] / Апт краев Рос-Нем Дом /Под общ ред В И Мат пса Вып 4 Барнау i Изх-во Б1 ПУ 2004 Мапиновский JI В Исюрия немцев в России / JI В Ма жновскии Ьарна\ i Алтай 2008 Вопохов С Г1 Протестантское движение евангепьских хрисn-ian-óaiлииов 1960-1980-х ir (на ма/ериалах Алтайскою края Новосибирской и 1 омской обтасюи) // Весшик Барна>льскою юс пед ун-та Сер гуманитарные начки Барначп 2002 Вып 2 С 131-137 Вотохов С П Из истории советских немцев в Западной Сибири движение на восаановтение автономии и реапизацию прав эмиграции из СССР (середины 1950-х-нача ia 1980-х гг ) // История и кчтьтура немцев Алтая (По маюриалам эно1р экспедиций) /Ал краев нац-к\лы\р Автономия рос немцев / I Год общ pe i В А Бармина Вып 2 Ьарнач i ИзьвоБГПУ 2002 С 6-17 Волобуева М М Этно-конфессиональная самоидет ификация немцев в Алтайском крае историко-репш иоведческий анатпз // Исюрия и к^пычра немцев Аптая (По материалам dihoi рафических экспедиций) 2002 Вып 2 С 89-101 Сокоповскпп С В Меннониты Алтая история демо! рафия ономастика / Рос АН Ии-т эгпо югии и антрополо! ии им Н Н Микл\хо-Маклая М БН 1996 алтайских немцев в 1950 - 1990 гг., в ее конфессиональном разнообразии, в современной историографии не представлено.

Слабо изучен вопрос существования старообрядческих объединений в Алтайском крае в 1945 - 1990 гг., существуют также темы, которые не стали предметом изучения сибирских и алтайских исследователей - это история мусульманства в Алтайском крае в послевоенный период.

Подводя итог историографическому анализу по теме исследования, следует заметить, что отечественная историография второй половины 1940-х -2000-х гг. не содержит комплексного анализа проблемы взаимоотношений государства и религиозных объединений в Алтайском крае в 1945-1990 гг. Авторы рассматривали отдельные аспекты вопроса: эволюция вероисповеданий в Алтайском крае, политика государства в отношении Русской Православной церкви в Алтайском крае, атеистическая пропаганда, протестантские религиозные организации и другие. Большее количество работ посвящено изучению отношений государства и религиозных объединений Западной Сибири, в общем, только частично затрагивая Алтайский край.

Целью диссертации .является исследование эволюции и характера развития отношений партийных и государственных органов с религиозными объединениями Алтайского края в 1945 - 1990 гг. Достижение поставленной цели обусловило решение следующих задач.

1. выявить этапы развития государственно-конфессиональных отношений в СССР в целом, в Алтайском крае в частности, в 1945 -1990 гг.;

2. изучить правовое положение верующих Алтайского края в различные этапы исследуемого периода;

3. определить религиозность населения Алтайского края на основе анализа количественного состава существующих в исследуемый период религиозных объединений;

4. рассмотреть специфику территориального размещения религиозных объединений в Алтайском крае;

5. изучить религиозность немецкого населения и характер деятельности их религиозных объединений в Алтайском крае в 1945 - 1990 гг.;

6. исследовать деятельность партийных, государственных и общественных институтов, их основных форм и методов при осуществлении атеистической пропаганды.

В качестве объекта изучения выступает система отношений государства и религиозных объединений в СССР в 1945 - 1990 гг.

Предметом исследования является государственная политика в отношении религиозных объединений в Алтайском крае в 1945 - 1990 гг. Автор рассматривает формы и методы атеистической работы краевых партийных, государственных, общественных институтов с действующим религиозными организациями Русской Православной церкви, старообрядцев, евангельских христиан-баптистов, меннонитов, пятидесятников, адвентистов седьмого дня, иеговистов, католиков, лютеран.

Территориальные рамки исследования определяются территорией Алтайского края, сложившейся к 1945 году, включая Горно-Алтайскую (Ойротскую до 1949 года) автономную область.

Хронологические рамки исследования охватывают период 1945 - 1990 гг. В исследуемом историческом периоде развития государственно-конфессиональных отношений автор выделяет следующие этапы: 1945 - 1964 гг.; 1964 - первая половина 1970-х гг.; вторая половина 1970-х - 1990 гг. Предложенная периодизация обусловлена не только эволюцией политической истории СССР, сменой партийно-государственных лидеров, но и идеологическими, социально-экономическими факторами развития советского государства и общества, развитием законодательного обеспечения свободы совести и правовых основ деятельности религиозных организаций в СССР, отличительными особенностями построения государственноконфессиональных отношений в Алтайском крае. Выбор нижней временной границы объясняется оживлением деятельности религиозных организаций в СССР, вызванным изменением курса государственной религиозной политики в период Великой отечественной войны.

1945 - 1964 гг. Во второй половине 1940-х гг. - 1953 гг. отмечено продолжение курса религиозной политики периода Великой отечественной войны, это время «религиозного возрождения» в СССР. Первые годы правления Н. С. Хрущева ассоциируются с разоблачением культа личности И. В. Сталина, критикой внутренней и внешней политики государства, в том числе и религиозной, выработкой новой стратегии поведения в отношении религиозных объединений. В 1958 - первой половине 1960-х гг. отмечены первые, в послевоенный период, мероприятия, направленные на ужесточение атеистической работы. В условиях видимых успехов в области науки и освоении космоса, в период «развернутого коммунистического строительства», была поставлена задача в кратчайшие сроки решить религиозную «проблему» в стране, усилить научно-атеистическую пропаганду. С 1959 года началось массовое закрытие и снятие с регистрации религиозных объединений. С целью ослабления финансовой базы религиозных организаций была проведена реформа церковного управления, введены квитанционная система учета проводимых религиозных обрядов, налоговые сборы. С 1960 года Совет по делам Русской Православной церкви возглавил В. А. Куроедов, с именем которого связано установление жесткого контроля над духовенством и руководством Московской патриархии.

1964 - первая половина 1970-х гг. В 1965 году был создан единый орган, контролирующий деятельность религиозных организаций - Совет по делам религий при Совете Министров СССР. В целом, ситуация в религиозной сфере в эпоху «развитого социализма» определялась тем пониманием места и роли религии в советском обществе, которое сложилось в первой половине 1960-х гг. Религия являлась главным противником научного мировоззрения, «пережитком прошлого». Атеистическая работа по-прежнему являлась главным средством достижения безрелигиозного общества. В Алтайском крае в это время отмечена активизация деятельности протестантских организаций, в первую очередь Совета Церквей евангельских христиан-баптистов, меннонитов, оживление деятельности немецкого религиозного населения.

1975 - 1990 гг. Во второй половине 1970-х гг. существование религиозных объединений представлялось как условие обеспечения свободы совести и прав человека. В 1975 году был принят Указ Президиума Верховного Совета РСФСР, внесший изменения и дополнения в постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» 1929 года. По оценкам Д. В. Поспеловского, это свидетельствовало о том, что «грубое давление на религию продолжается, хотя и принимает цивилизованные формы»1. Конституция СССР 1977 года подтвердила принцип свободы совести (ст. 52). Подписание в 1975 году Хельсинского Соглашения по безопасности и сотрудничеству в Европе обязывало советское государство, как участника соглашения, соблюдать права и основные свободы человека, включая свободу совести. Вторая половина 1980-х гг. характеризуется религиозным возрождением на фоне коренного переустройства общества. Заметным явлением в общественно-политической жизни было празднование 1000-летия крещения Руси в 1988 году. В 1990 году были приняты Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях», Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий». Оба принятых закона впервые в истории государственно-конфессиональных отношений законодательно провозглашали и закрепляли нормы, обеспечивающие свободу совести и свободу религиозных действий. Принятие этих законов, несмотря на их недостатки и проблемы, существенно изменило механизм реализации конституционного права граждан на свободу совести. Таким образом, верхняя

1 11оспеловский Д. В. Православная церковь в истории Руси. России и СССР. М. 1996 С. 343. граница обусловлена признанием нового правового статуса религиозных организаций.

Методология исследования. Сложность и многогранность исследуемой проблемы обуславливает использование различных методологических подходов. Специфика изучения религиозной политики в советский период состоит в том, что данная тема раскрывается через анализ системы государственно-конфессиональных отношений в СССР в конкретной политической и социально-экономической ситуации. Системный подход позволил рассмотреть объект исследования как совокупность взаимосвязанных и взаимодействующих элементов, составляющих единое целое. При этом автору удалось выявить условия возникновения системы государственно-конфессиональных отношений в СССР и пройденные ею этапы развития, определить связь и зависимость курса религиозной политики от политических, экономических, социальных процессов в СССР в рассматриваемый период, получить представление о внутренней организации системы государственно-конфессиональных отношений. Применение цивилизационного подхода позволило изучить проблему с учетом особенностей социального, духовно-нравственного и интеллектуального развития советского общества.

Основными принципами исследования стали историзм, объективность, социальный подход. Принцип историзма дал возможность исследовать государственно-конфессиональные отношения в крае в процессе их становления и развития в контексте конкретно-исторической обстановки. Принцип объективности позволил рассмотреть объект исследования во всей его многогранности и противоречивости, с учетом политических, социально-экономических, идеологических факторов развития советского общества, вне зависимости от нашего отношения к происходящим процессам. Принцип социального подхода был использован при изучении партийной деятельности в вопросе проведения антирелигиозной политики, целей и задач идеологической работы с населением.

Изучить движение предмета исследования синхронно и диахронно позволили общенаучные методы познания: логический и исторический. При этом удалось определить этапы развития отношений государства и религиозных организаций, отражающие изменение курса религиозной политики в конкретной исторической ситуации. В качестве частных методов исследования выступают историко-генетический, историко-сравнительный, проблемно-хронологический. Использование историко-генетического метода позволило установить причинно-следственные связи и закономерности исторического развития государственно-конфессиональных отношений. Историко-сравнительный метод помог выявить как общие, так и отличные, характерные только для Алтайского края, тенденции развития государственно-конфессиональных отношений. Проблемно-хронологический метод позволил определить спектр проблем в развитии государственно-конфессиональных отношений и рассмотреть их в хронологической последовательности. Среди специальных методов, заимствованных у других наук, при исследовании законодательного обеспечения свободы совести применялись методы конкретного правового анализа и сравнительно-правовой. Статистический метод применительно к историческому исследованию способствовал объективному анализу религиозной ситуации в крае в различные этапы развития государственно-конфессиональных отношений. Применение всех методов в совокупности позволило реконструировать картину прошлого, воспроизвести процесс исторического развития государственно-конфессиональных отношений в Алтайском крае с его общими и особенными чертами.

Источниковая база исследования. Основными источниками послужили неопубликованные материалы Государственного архива Алтайского края (ГААК), прежде всего, это фонд уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР (Ф. Р. 1692); Государственного архива Российской Федерации (ГАРФ), документальная база которого позволила решить основные поставленные задачи исследования, воссоздать картину развития системы государственно-конфессиональных отношений в Алтайском крае в послевоенный период.

В целом, все источники, архивные и опубликованные, опираясь на видовую классификацию, следует разделить на следующие группы:

1. Законодательные и нормативно-правовые акты государственных и партийных органов, регламентирующие государственно-конфессиональные отношения, деятельность религиозных организаций в СССР. Изучение законодательного обеспечения исследуемого вопроса имеет важное значение, так как позволяет воссоздать общеисторический контекст развития государственно-конфессиональных отношений. В первую очередь, следует отметить Конституции СССР 1936 года, 1977 года, Закон РСФСР «О свободе вероисповеданий» 1990 года, Закон СССР «О свободе совести и религиозных организациях» 1990 года. Основополагающими нормативно-правовыми актами были постановления ЦК КПСС, Правительства и Верховного Совета СССР, Совета по делам Русской Православной церкви при Совете Министров СССР, Совета по делам религиозных культов, Совета по делам религий. Декрет СНК РСФСР «О свободе совести, церковных и религиозных обществах» 1918 года и Постановление ВЦИК и СНК РСФСР «О религиозных объединениях» 1929 года (с изменениями и дополнениями 1975 года) послужили основой религиозной политики государства и продолжали действовать на протяжении всего исследуемого периода. Политика партии в религиозной сфере была изучена на основе опубликованных материалов партийных съездов. Содержание документов этой группы позволяет провести анализ вероисповедной политики государства в различные периоды развития государственно-конфессиональных отношений в стране.

Нормотворчество местных органов власти представлено в постановлениях райкомов и горкомов КПСС. Интерес представляют неопубликованные материалы ГААК, содержащиеся в фондах уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР (Ф. Р. 1692), исполнительного комитета Алтайского краевого Совета народных депутатов (Ф. Р. 834), Алтайского краевого комитета КПСС (Ф. П. 1), Барнаульского городского комитета КПСС (Ф. П. 10).

2. Делопроизводственная документация представлена инструктивными записками Совета по делам Русской Православной Церкви (1943-1965 гг.), Совета по делам религиозных культов при Совете Министров СССР (1944-1965 гг.), Совета по делам религий при Совете Министров СССР (1965 - 1980-е гг.) Также это распоряжения уполномоченных Советов по Алтайскому краю, которые позволяют изучить региональные особенности реализации религиозной политики. В указах архиереев Новосибирской и Барнаульской епархии прослеживается внутренняя жизнь Русской Православной церкви в крае. Данный вид источников не опубликован и находится в фондах ГАРФ Совета по делам религий при Совете Министров СССР (Ф. 6991) и в фондах ГААК (Ф. Р. 1692).

К делопроизводственной документации относятся также отчетная документация - ежегодные отчеты, информационные справки о деятельности религиозных организаций уполномоченных по Алтайскому краю (ГААК. Ф. Р. 1692), отчеты о работе комиссий содействия по соблюдению законодательства о религиозных культах (ГААК. Ф. Р. 1692, Ф. П. 1, Ф. П. 10, Ф. Р. 834), отчеты Алтайской краевой организации всесоюзного общества «Знание» (ГААК. Ф. Р. 461). Они содержат обобщенную информацию о состоянии религиозной жизни в крае, количестве религиозных организаций, их финансово-хозяйственной деятельности, обрядности, освещают вопросы применения атеистических мероприятий в крае с учетом специфики религиозности населения в городах и районах края. В большем объеме представлены сведения по Барнаулу. Славгороду, Бийску, Бийскому, Благовещенскому, Кулундинскому, Славгородскому, Табунскому, Тальменскому, Хабарскому районам, которые на протяжении всего исследуемого периода отличались активностью религиозных объединений.

Следующую подгруппу составляют материалы деловой переписки, представленные в неопубликованных источниках ГААК. Информативностью отличается переписка уполномоченных с Советами по делам Русской Православной церковью, по делам религиозных культов, по делам религий. Так, основные моменты религиозной политики представлены в переписке председателей Советов (Г. Карпова (1945-1960 гг.), И. Полянского (1945-1956 гг.), А. Пузина (1957-1965 гг.), В. Куроедова (1960-1984 гг.) с уполномоченными по Алтайскому краю в исследуемый период. Также использованы материалы переписки уполномоченных с городскими и районными партийными организациями, комиссиями содействия по соблюдению законодательства о культах, общественными организациями, религиозными объединениями, населением, в которой содержатся данные о ходе и реализации антирелигиозных мероприятий в городах и районах края, освещающая различные аспекты религиозного вопроса.

К делопроизводственной документации следует отнести и материалы собраний, совещаний и конференций краевых, городских, районных комитетов партии, общественных организаций края, содержание которых позволяет судить о работе этих учреждений в вопросе реализации государственной религиозной политики в крае, выявить проблемы, представлявшие наибольший интерес для местных органов (ГААК. Ф. Р. 1692, Ф. П. 1, Ф. П. 10, Ф. Р. 834). Эти сведения дополняют документы Алтайской краевой организации всесоюзного общества «Знание» (ГААК. Ф. Р. 461), которые содержат сведения о задачах, формах и методах проведения атеистической пропаганды в крае; развернутые планы семинаров и лекций по естественнонаучной пропаганде. Анализ документов позволил прийти к выводу о том, что на протяжении всего исследуемого периода, даже в моменты «нормализации» государственно-конфессиональных отношений «борьба с религиозными предрассудками» была в центре идеологической работы партии по атеистическому воспитанию населения. Антирелигиозная пропаганда в СССР была направлена не только на снижение количества верующих в стране, но также на воспитание атеистически насIроенной молодежи Известно, что пропаганда естественнонаучных знаний в противовес религиозным проводилась со школьного возраста. Поэтому немаловажной задачей было заинтересовать молодых людей с целью пропаганды атеистических знаний. Привлечение комсомольских организаций в процесс проведения атеистической работы в Алтайском крае подтверждают материалы архива Алтайского краевого комитета ВЛКСМ (ГААК. Ф. Г1. 482), которые содержат сведения о формах и методах участия молодежи в пропаганде атеизма.

3 Документы личного происхождения опубликованные воспоминания, выступления, интервью партийных и государственных деятелей, представителей религиозных организаций Алтайского края1. В фондах ГААК удалось обнаружить письменные обращения верующих (заявления о регистрации религиозных объединений, жапобы) в адрес уполномоченных. Анюнова Н И Вера в чеповека против веры в 601а (Беседа с руководителем Ал! оиориою нунма Ин-та научного атеизма Н Антоновой об агеисшческом воспитании насетения) // Аптайская правда 1988 18 марта С 3. Антонова Н И Какие формы пропаитнды гпсизма можно испотьзовать в работе с вер>ющими // Биокно] агитаюра 1959 № 17 С 34-45 Воиювпч Н «И восторжествует мир» (Беседа с проюиереем бпагочинным православных церквей Алтая Н Войтовичем) // Алтайская правда 1988 16 июля С 4 Вопювич Н Изберем жизнь' (Интервью настоятепя Покровского собора в Барнаупе мроюиерся Н Войювпча) // Моподежь Алтая 1989 22 декабря (№ 52) С 21 Войтович 11 Российское правосплвпе и «импортная вера» Чья возьмет1 (бесета с бпаючинным правое 1авиы\ церквей Барнаульскою округа протоиереем Н Войтовичем) // Свободный курс 1992 22-29 октября (№ 43) С 12 . Ионина 3 С Атеистическое воспитание молодежи и задачи его совершенствования в свете решений XXVII съезда КПСС / Лекторская группа отдела пропаганды и агитации Алт крайкома КПСС . Алт краев организации о-ва «Знание» РСФСР Барнаул 1986. Ионина 3 С Пропаганда боевая иаступагепьная (Об атеистческоп пропаганде) // Молодежь Алтая 1973 8 мая С 2-3 Лисенков Г И Атеизм сдаст позиции'1// Диато! 1989 № 7 С 50-56 Лисенков Г И К реашип - бе? предвзятости // Атийскля правда 1989 20 января С 3 . Лисенков Г И О релш ии и церкви // А1 игаюр Ал1ая 1988 № 14 С 7-12 Седешев А Г1 «Смотритель» за храмами (Беседа с бывшим упопномоченпым Сове 1а по депам религий при СМ СССР по Алтайскому краю А П Седешевым) // Веч Барпауп 1999 18 августа и др органов местной власти, Совета по делам Русской Православной церкви, Совета по делам религиозных культов, Совета по делам религий при Совете Министров СССР, которые явились иллюстрацией сложных, в определенные моменты истории конфликтных, государственно-конфессиональных отношений. Анализ источников этой группы помог определить отношение населения к религии, реакцию верующих на деятельность партийных и государственных органов власти в области религиозной политики, причины закрытия церквей, изучить правовое положение верующих.

Ценным для анализа правового положения религиозных объединений немцев, исследования религиозности немцев в Алтайском крае оказались документы фонда Л. В. Малиновского (ГААК. Р. 1766). Автор большое внимание уделяет такому сложному вопросу, как дискриминация немцев в СССР в послевоенный период. Для нас важными выступают сведения о том, как были реализованы права немцев в СССР, Алтайском крае в осуществлении религиозных нужд после принятия указа Президиума Верховного Совета СССР о снятии режима спецпоселенцев в 1955 году.

4. Статистические источники. Значимость статистической информации обусловлена тем, что в рассматриваемый период количественные показатели являлись значимыми при оценке результатов деятельности местных органов власти в области реализации религиозной политики. В основу комплекса статистических материалов легли показатели, содержащиеся в неопубликованных архивных документах ГААК. Основными источниками статистических данных стали материалы религиозных организаций (анкеты священнослужителей, сведения об обрядности и финансово-хозяйственной деятельности, численности верующих), гор(рай)исполкомов (учетные данные о количественном составе религиозных организаций), общества «Знание» (сведения о количестве проведенных агитационных мероприятий в крае). Несмотря на то, что статистические сведения, содержащиеся в отчетах уполномоченного, представителей органов местной власти, руководителей религиозных объединений, отличаются противоречивостью, автору удалось провести сравнительный анализ численного состава религиозных организаций различных конфессий, выделить из их числа наиболее влиятельные в религиозной жизни края, отметить районы, отличающиеся религиозной активностью населения, оценить масштаб проводимых в крае антирелигиозных мероприятий. Статистические данные о количестве проведенных атеистических мероприятий позволили отметить города и районы, которые более активно включились в процесс атеистического воспитания населения края.

5. Материалы периодической печати. Автор использовал газетные и журнальные публикации в региональной печати («Агитатор Алтая», «Алтайская правда», «Блокнот агитатора», «Молодежь Алтая», «Наука и религия», «Партийное слово»). Материалы периодической печати содержат воспоминания очевидцев развития отношений между органами власти и религиозными организациями в Алтайском крае: верующих, в том числе и тех, кто «разочаровались и порвали с религией»; атеистов; агитаторов; членов общественных комиссий по контролю за соблюдением законодательства о религиозных культах. При этом автор принимал во внимание, что публикации изучаемого периода были нацелены главным образом на антирелигиозную пропаганду и агитацию. Источники этой группы отличаются сильной эмоциональной составляющей и субъективизмом, но, тем не менее, представляют интерес, при критическом анализе позволяют оценить отношение населения к проводимым антирелигиозным мероприятиям в крае в исследуемый период. Важным источником исследования является периодическое издание Барнаульской епархии Русской Православной Церкви Московского Патриархата «Алтайская миссия». Знакомство с биографическими данными священнослужителей позволяет проследить судьбу Русской Православной церкви в Алтайском крае в советский период.

Общим недостатком рассмотренных выше источников является то. что они не содержат в достаточном объеме сведений о религиозной ситуации в

Горно-Алтайской автономной области в исследуемый период. Тем не менее, разрозненные данные о существовании верующих Русской Православной церкви, адвентистов седьмого дня, свидетелей Иеговы, собирающихся нелегально, автор обнаружил в фонде уполномоченного Совета по делам религий при Совете Министров СССР (ГААК. Ф. Р. 1692).

Научная новизна исследования заключается в следующем:

1. определены основные этапы развития государственно-конфессиональных отношений в Алтайском крае в 1945 - 1990 гг.;

2. выявлены особенности религиозной ситуации в Алтайском крае в 1945 - 1990 гг. (конфессиональный состав, институциональное представительство религиозных направлений, численность верующих);

3. проведен комплексный анализ религиозных объединений немцев Алтайского края в исследуемый период (численный и национальный состав, география размещения, характер деятельности: зарегистрированные, незарегистрированные, лояльные, по отношению к власти, «экстремистски настроенные»), выявлены факторы, повлиявшие на приверженность верующих религиозным традициям;

4. проанализированы формы и методы осуществления государственной политики в отношении религиозных объединений в крае в исследуемый период;

5. рассмотрен опыт и результаты проведения научно-атеистической пропаганды в Алтайском крае;

6. в научный оборот введено значительное количество ранее неизвестных сведений, раскрывающих и конкретизирующих региональные особенности государственно-конфессиональных отношений.

Практическая значимость работы. Исследование содержит обширный фактический материал, который можно использовать при разработке учебных курсов по изучению религиозных объединений и истории становления и развития государственно-конфессиональных отношений в Алтайском крае в советский период.

Апробация работы. Основные положения и выводы диссертации апробированы в выступлениях на региональных и международных научных конференциях. Наиболее значимые результаты диссертационного исследования нашли отражение в публикациях в научных журналах и сборниках научных трудов. Всего автором по материалам диссертации опубликовано 8 научных статей и тезисов докладов, в том числе 2 статьи в ведущих рецензируемых научных журналах, рекомендованных ВАК. Материалы работы использованы студентами специальности «Регионоведение» ФГБОУ ВПО «Алтайский государственный технический университет им. И.И. Ползунова» при написании дипломных работ, освещающих проблему взаимоотношений государства и религиозных объединений в СССР.

Структура работы определяется целью и задачами исследования. Работа состоит из введения, трех глав, построенных по хронологическому принципу, заключения, списка источников и литературы, приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Отечественная история», 07.00.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Отечественная история», Жеребятьева, Елена Евгеньевна

Выводы об уровне религиозности населения края в исследуемый период делались не только по количеству поступающих заявлений об открытии храмов, важными признаками при ее характеристике считались посещаемость храмов, участие в религиозных обрядах, возрастной состав верующих края.

Однако сеть легально функционирующих церквей и молитвенных домов в Алтайском крае была невелика. Отметим, что в ходе осуществления религиозной политики права, предоставленные религиозным объединениям (аренда, строительство, покупка зданий), не могли быть реализованы в полной мере. Стремление верующих легально осуществлять религиозные потребности ограничивалось недостаточным количеством официально действующих культовых учреждений. Вследствие этого значительная часть верующих объединялась в незарегистрированные религиозные общества.

Спецификой религиозной ситуации на территории Алтайского края являлось наличие в регионе немцев, перемещенных из других районов страны, которые стремились сохранить национально-культурные, религиозные особенности и традиции. Конструктивные изменения, происходящие во взаимоотношениях между государством и Русской Православной церковью, активизировали поведение представителей других конфессий (протестанты, старообрядцы, лютеране, католики) в крае. Однако неправославные религиозные общины в меньшей степени получали положительные решения по ходатайствам об открытии молитвенных домов.

В исследуемый период можно выделить 1948 год, с которого поступательное развитие отношений государства и религиозных конфессий 1943-1947 гг. приостанавливается. Более того, для второй половины 1940-х -начала 1950-х гг. характерно массовое изъятие церковных зданий для их переоборудования. Архивные материалы свидетельствуют о том, что начиная с 1949 года постепенно были прекращены службы вне стен храмов, отменены крестные ходы, ограничены разъезды духовенства по населенным пунктам, не допускалось обслуживание одним священником нескольких церквей. Стали активнее преследоваться коммунисты и комсомольцы, совершающие религиозные обряды (крестины, отпевания и другие). Деятельность религиозных объединений находилась под контролем со стороны Совета по делам Русской Православной церкви и Совета по делам религиозных культов в лице уполномоченных Советов по Алтайскому краю.

В целом, следует отметить, что в исследуемый период атеистическая работа в крае не приобрела широкого масштаба. Ввиду того, что наличие ряда зарегистрированных объединений Русской Православной церкви, евангельских христиан-баптистов в общем не имело деструктивного характера, а религиозная жизнь отличалась стабильностью, местные органы власти не проявили инициативы участвовать в разработке и проведении дополнительных массовых атеистических мероприятий.

1.2. Реализация государственной политики в области религии в 1953— 1959 гг.

Со сменой руководства в СССР отношение к роли и месту религии в стране было неоднозначным. Проявилась ситуация существования двух противостоящих групп: одна во главе с первым Секретарем ЦК КПСС Н. С. Хрущевым имела целью усилить атеистическую работу, вторая, сторонниками которой были председатель Совета Министров СССР Г. М. Маленков, заместитель председателя Совета Министров СССР В. М. Молотов, председатель Президиума Верховного Совета СССР К. Е. Ворошилов, предлагала вернуться к политике мирного существования государства и религиозных объединений. Подобная неопределенность во взглядах выразилась в принятии в 1954 году противоречащих друг другу постановлений ЦК КПСС: «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах по ее улучшению» от 7 июля1, «Об ошибках в проведении научно-атеистической

-у пропаганды среди населения» от 10 ноября".

Воспринимая содержание первого документа как тревогу по поводу «оживления религии», ее «приспособления» к современным условиям, «расширения и укрепления влияния на население» местные органы власти проводили мероприятия по борьбе с «религиозными предрассудками и суевериями», разоблачению «реакционной сущности и вреда религии». Наличие религиозных взглядов в обществе рассматривалось как негативное явление. Участились факты ущемления прав населения по религиозным мотивам. В отношении верующих допускались оскорбления и насмешки, как в обществе, так и в средствах массовой информации, выступлениях лекторов

1 Постановление ЦК КПСС «О крупных недостатках в научно-атеистической пропаганде и мерах ее улучшения» от 7 июля 1954 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т. 8. 1946-1955. М. : Политиздат, 1985. С. 428-432.

2 Постановление ЦК КПСС «Об ошибках в проведении научно-атеистической пропаганды среди населения» от 10 ноября 1954 г. // КПСС в резолюциях и решениях съездов, конференций и пленумов ЦК (1898-1986). Т. 8. 1946-1955. М. : Политиздат, 1985. С. 446-450. пропагандистов. Это и объясняет выход в столь короткое время второго постановления от 10 ноября, который, в свою очередь, осуждал администрирование в отношении верующих и религиозных объединений. Партийным организациям было рекомендовано пересмотреть содержание научно-атеистической пропаганды, исправить и исключить случаи проявления враждебных чувств в отношении представителей религиозных объединений.

Следует отметить, что газеты с текстом постановления от 10 ноября в недельный срок после опубликования документа были распространены по городам и районам Алтайского края. Отдел пропаганды и агитации крайкома партии провел совещание штатных и внештатных лекторов крайкома КПСС и краевого лекционного бюро по вопросу организации атеистической пропаганды в соответствии с рекомендациями ЦК КПСС. В Барнаульском горкоме. Алейском и Шипуновском районах были проведены семинары секретарей партийных организаций, на которых были распространены инструктивные указания по организации научно-атеистической пропаганды среди населения.

Основной аудиторией лекторов, агитаторов были рабочие заводов края, включая Барнаульский котельный завод, завод дизельных запасных частей и агрегатов, Бийскую махорочную фабрику, Бийский лесозавод, а также представители образовательных учреждений, рабочие колхозов, пенсионеры.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.