Границы экзистенции: от С. Кьеркегора к К. Ясперсу тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Мерзлякова, Наталья Николаевна

  • Мерзлякова, Наталья Николаевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2009, Санкт-Петербург
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 153
Мерзлякова, Наталья Николаевна. Границы экзистенции: от С. Кьеркегора к К. Ясперсу: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Санкт-Петербург. 2009. 153 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Мерзлякова, Наталья Николаевна

Введение.

Глава 1. Онтологизация субъективности: бытие как экзистенция

1. Экзистенция и субъективность

2. «Экзистирующий индивид»: «субъективный мыслитель» С. Кьеркегора и «философствующий человек» К. Ясперса.

3. Аналитика стадий жизненного пути в философии С. Кьеркегора

3.1. Эстетическое существование.

3. 2. «Или-или», позволяющее самореализоваться индивиду в этической сфере.

3.3. Религиозность как «высшая страсть субъективности»

4. Отчаяние, страх и свобода как характеристики подлинной экзистенции у С. Кьеркегора и К. Ясперса.

Глава 2. Пред-полагание трансценденции: индивидуальная экзистенциальная перспектива

1. Вертикальное преодоление «одиночества» экзистенции.

2. «Я перед Богом» в философии С. Кьеркегора.

2. 1. Религиозность на уровне практического выбора: вера Авраама.

2. 2. Истина субъективности: внутреннее самоопределение экзистенции.

3. К. Ясперс о возможности экзистенции транс-цендировать: «философская вера» versus неверия

4. Невыразимость «тайны» трансценденции и пути ее постижения

4. 1. Непрямая форма со-общения в «диалектической лирике» С. Кьеркегора.

4. 2. «Шифры трансценденции» К. Ясперса.

Глава 3. Экзистенциальное со-общество: «бытие-друг-с-другом»

1. Горизонтальное преодоление «одиночества» экзистенции.

2. Коммуникативная интенция экзистенции у С. Кьеркегора.

2. 1. От одиночества к коммуникации.

2. 2. Экзистенциальная майевтика.

3. «Коммуникативный экзистенциализм» К. Ясперса.

3. 1. Путь к проблеме взаимопонимания: от психопатологии к философии.

3. 2. Самореализация индивида в процессе экзистенциальной коммуникации.

4. Перспективы экзистенциального со-общества: экзистенция или das Man.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Границы экзистенции: от С. Кьеркегора к К. Ясперсу»

Актуальность темы исследования Проблема экзистенции занимает одно из ведущих мест в современной философии. Ее изучение позволяет человеку глубже понять свою сущность, межличностное общение и те трансформации, которые происходят в социальной реальности в конце XX — начале XXI века. Человек заброшен в мир, он не укоренен собственных основаниях, что позволяет унифицировать его индивидуальное бытие. Поэтому тенденцией последних десятилетий становится тяга человека быть как все и не быть самим собой. В связи с этим перспективными являются исследования, обращенные к проблематике «экзистирующего индивида», способного вступать в подлинную коммуникацию, в рамках которой он способен сохранить собственную самость. Поэтому современная западная философия нацелена на поиск способа обнаружения единичного и инаковости (Другого), что было невозможно осуществить с помощью «объективной рефлексии», но стало возможным посредством «субъективной рефлексии». Также одной из причин актуальности проблемы экзистенции является ее индивидуальная практическая значимость: каждый из нас является уникальным и неповторимым существом, имеющим собственное место в бытии.

В рамках историко-философского процесса проблема экзистенции в явном виде была поставлена в XIX веке датским мыслителем, «отцом экзистенциализма» — Сереном Кьеркегором, который предложил собственное ее решение. Разрабатывая способы человеческого бытия, он преимущественно говорит об одиноком перед Богом индивиде, что увело его от проблематики коммуникации в обществе. Однако в XX веке проблемой экзистенции заинтересовался немецкий философ-экзистенциалист — Карл Ясперс. Работая в рамках «коммуникативного экзистенциализма», он сфокусировал свое внимание на проблеме взаимопонимания между врачом и пациентом в области психиатрии, а затем оформил свои умозаключения в философские тексты. Поэтому, обращаясь к проблеме одинокой перед Богом экзистенции и проблеме экзистенции в коммуникативной среде, мы с необходимостью обязаны обратиться к философским текстам двух мыслителей — С. Кьеркегору и К. Ясперсу. На первый взгляд может показаться, что единственной объединяющей идеей этих авторов является религиозная окрашенность их взглядов. Однако, проникая глубже в суть их концепций, проявляются другие точки их пересечения, что, собственно, и позволяет построить мостик от Кьеркегора к Ясперсу. Например, уже у Кьеркегора можно увидеть зачатки зарождающейся диалогической концепции, которая станет ключевой у Ясперса в разработке проблемы экзистенции. Попытка посмотреть эту взаимосвязь является оригинальной идеей, поскольку до этого времени никто в отечественной философии не объединял и не исследовал идеи упомянутых авторов в предложенном ключе.

Глубокий анализ идей этих двух мыслителей позволяет прийти к осознанию истоков индивидуального бытия, к пониманию и отстаиванию собственного места в бытии. Тогда всякое уравнивание и усреднение людей становится несущественным, более того, открывается возможность для осуществления подлинной коммуникации, в которой одна уникальная экзистенция только и может раскрыться навстречу другой. Не следует забывать о том, что «истина начинается вдвоем», ибо оборотная сторона отношения к себе (эк-зистирования) — отношение к Другому (транс-цендирование). Экзистенция есть единство, синтез Я и Ты. Ты предстает как свое другое, внутренне сопричастное Я. Оглядываясь вокруг, создается впечатление, что современный человек забыл о своей двойственной природе, что, собственно, и сделало его «одномерным человеком», по замечанию Г. Маркузе. Человеку постиндустриального общества легче и удобнее носить разные маски, нежели показать собственное лицо, что мгновенно выделит его из толпы, которая будет указывать на него пальцем, ибо она не способна терпеть различия.

Подлинному индивиду непросто жить во власти посредственности и в обществе, переживающем сложный период в своем развитии. Однако чтобы человек не превратился в «дезертира действительности», но, напротив, смог экзистировать в социуме в качестве индивида, ему необходимо утвердить собственную самость, а потом обратиться к Ты.

Степень научно-теоретической разработанности проблемы

Разумеется, практически все исследователи экзистенциализма в той или иной степени упоминают о Кьеркегоре как родоначальнике этого направления в философии XX века, а также обращаются к философским идеям Ясперса. Экзистенциалистской проблематикой занимались такие зарубежные исследователи, как О.Ф. Больнов, Е. Коссак, К. Левит, П. Тиллих, Т.В. Щитцова. Все они размышляли о Кьеркегоре как об экзистенциальном мыслителе. А среди отечественных стоит выделить A.C. Богомолова, П.П. Гайденко, K.M. Долгова, С.Н. Мареева, Е.В. Марееву, В.А. Подорогу, Э.Ю. Соловьева, О.И. Ставцеву, JI. Шестова. В работах этих авторов отводится большое внимание таким концептам кьеркегоровской философии, как абсурд, страх, отчаяние, существование, выбор, свобода. О двух видах страха и об опыте повторения рассказывает JI.B. Цыпина.

П. Роде и В.А. Подорога во главу комментария, философии С. Кьеркегора ставят факты его биографии и их исключительностью объясняют своеобразие его философии. Они предлагают психологические интерпретации его философии, особенность которой объясняется меланхолией, в которой он постоянно пребывал, депрессией и т. д. В.А. Подорога и Е. Коссак указывают на связь философии С. Кьеркегора с современной ему литературой.

Аналитику стадий жизненного пути рассматривают K.M. Долгов, С.А. Исаев, Н. Исаева, Е. Коссак, Д.А. Лунгина, С.Н. Мареев, Е.В. Мареева и другие, порой делая акцент на одной из трех стадий. Несомненно одно: все эти авторы выделяют религиозную стадию. Г.Я. Стрельцова, размышляя о парадоксах в философии Кьеркегора, отмечает связь его взглядов с Шестовым через понятие абсурда.

При рассмотрении экзистенции как субъективности, полезными оказываются работы A.C. Колесникова, В. Никитаева, Б.Г. Соколова, А.Г. Чернякова. Работы данных авторов помогли при разработке феномена субъективности в противовес субъекту классической западной философии.

Принципам непрямой (косвенной) формы сообщения экзистенции и трансценденции посвящены работы П. Гардинера, С.А. Исаева, Н. Исаевой, Т.В. Щитцовой. П. Гардинер и Т.В. Щитцова связывают теорию непрямой коммуникации с майевтикой Сократа. На диалогизм в философии Кьеркегора указывают М. Бубер и Т.В. Щитцова. Более того, Щитцова рассматривает философию Кьеркегора в контексте взглядов М.М. Бахтина, что позволяет говорить о влиянии кьеркегоровских идей на русскую философию, в частности на JI. Шестова. И.И. Евлампиев также говорит о связи концепций Кьеркегора и Шестова через понятие Ничто. Д.А. Лунгина говорит об узнавании Кьеркегора в России.

Исследованию философии К. Ясперса посвящено немало работ. Помимо уже упомянутых авторов отметим работы O.A. Власовой и A.B. Водолагина, авторы которых рассматривают творческий путь Ясперса от психопатологии к философии, что позволяет исследователям показать истоки проблемы коммуникации как ключевой в прояснении существа экзистенции. И.Н. Сидоренко также излагает творческий путь Ясперса и его основные философско-психологические идеи. Ею была предпринята попытка реконструировать внутреннюю динамику «философии существования» Ясперса.

П.П. Гайденко и Б.Т. Григорьян преимущественно анализируют концепцию человека как экзистенции свободы у Ясперса. П.П. Гайденко в качестве второй основной темы у Ясперса выделяет историю, а также говорит о влиянии Кьеркегора на воззрения Ясперса, в частности, при создании последним концепции четырех уровней человеческого Я. Однако указываются и точки расхождения, например, в вопросе веры. Б.Т. Григорьян дает характеристику и проводит анализ концепции человека у Ясперса, ибо его учение по праву, как считает.автор, является первым вариантом экзистенциальной аналитики человеческого бытия и бытия вообще. Он говорит о персональной окрашенности философии Ясперса, что подтверждает выдержками из текстов самого мыслителя, который разрабатывал философию личности в противовес всякому философствованию о вещах и предметном мире.

С.Н. Мареев и Е.В. Мареева сосредоточили свое внимание на проблематике экзистенциальной коммуникации и философской веры. Они указали на связь философии Кьеркегора и Ясперса через возможность экзистенции вступать в коммуникацию, ибо человек «нуждается в другом». Более того ими отмечается близость взглядов двух мыслителей в определении Бога как гаранта человеческой свободы. Они же говорят, что феномен философской веры наименее разработанная часть ясперсовской философии по сравнению с коммуникацией. JIM. Демченко, Е.В. Карпеева и Ю.С. Осипова рассматривают проблему коммуникации в ее взаимосвязи с разумом и свободой. Они же говорят об особенностях соотношения экзистенции и трансценденции, что невозможно сделать без обращения к феномену философской веры.

K.M. Долгов демонстрирует преемственность взглядов Кьеркегора и Ясперса на примере определения существа экзистенции. Ясперсовскую философию экзистенции он рассматривает через три способа бытия: мир, экзистенцию и трансценденцию, фактически охватывая все проблемное поле его мировоззрения.

Объект и предмет исследования Объектом настоящего диссертационного исследования является очерчивание границ» экзистенции как уникального онтологического ядра, раскрывающего смысл человеческого бытия, в рамках концепций Кьеркегора и Ясперса. Здесь метафора «граница» используется в широком смысле — как проблема. То есть «очерчивание границ» есть, не что иное, как определение существа экзистенции. В качестве предмета исследования выступает понятие «экзистенция» как субъективность, возможность пред-полагания трансценденции и пути постижения ее «тайны», а также «бытие-друг-с-другом» и его перспективы для современного человека. Занимаясь исследованием экзистенции, необходимо осмыслить те метаморфозы, которые происходят с ней, поэтому «очерчивание границ» экзистенции в данной работе связано также с обозначением того места, или той точки, в которой эта граница перешагивается. Сама метафора «граница» имеет двусмысленность: вначале она указывает ограниченность предыдущего способа определения существа экзистенции (т.е. «философии одиночества» С. Кьеркегора), однако затем она ограничивает, или намечает, возможность нового способа ее рассмотрения в рамках «коммуникативного экзистенциализма» К. Ясперса.

Цель и задачи исследования Целью данной диссертационной работы является очертить границы экзистенции в их расширении от «одиночества» к коммуникации и определить по-новому сущность экзистенции на основе философских рецепций С. Кьеркегора и К. Ясперса и в результате последовательного анализа существа экзистенции, ее пребывания перед трансценденцией и самореализации в экзистенциальном со-обществе.

Для достижения поставленной цели необходимо последовательно решить следующие задачи:

• рассмотреть феномен «экзистирующего индивида» посредством сравнительного анализа «субъективного мыслителя» С. Кьеркегора и «философствующего человека» К. Ясперса и обнаружения их сущностной связи, а также рассмотреть основные характеристики подлинной экзистенции (отчаяние, страх и свобода);

• провести традиционный анализ стадий существования человека у С.

Кьеркегора с позиций эвристического потенциала идеи самореализации индивида и показать значимость выбора для каждого человека;

• сформулировать и раскрыть новый подход в исследовании экзистенции: возможность, необходимость и перспективы вертикального и горизонтального преодоления «одиночества» экзистенции, что позволит нам глубже познать сущность экзистенции;

• изучить проблемное поле взаимоотношений экзистенции и трансценденции, в результате анализа станет возможным выявить пути постижения невыразимой «тайны» трансцендентного Бога косвенное со-общение в философии С. Кьеркегора или чтение шифров трансценденции» у К. Ясперса;

• проследить становление понятия экзистенциальной коммуникации и определить ее значение для самореализации экзистенции у К.

Ясперса;

• продемонстрировать диаметрально противоположные перспективы человеческого существования, открывающиеся в результате комплексного исследования экзистенции перед современным человеком.

Методологическая основа исследования

Настоящая работа является историко-философским исследованием, что, собственно, и обуславливает ее методологическую основу, предполагающую сочетание двух ключевых моментов. Первый — феноменологический — направлен на описание (дескрипцию) самого

10 способа данности» проблемы экзистенции в рассматриваемых философских концепциях. Второй — герменевтический —• направлен как на реконструкцию вопросов, служащих проблемным горизонтом введения тех или иных основополагающих понятий рассматриваемых философских концепций, так и на выявление того понимания, которое является горизонтом постановки и решения проблем в этих концепциях. Обращаясь к философским воззрениям С. Кьеркегора и К. Ясперса, мы с необходимостью изучаем их творческий и жизненный пути, что реализуется с помощью биографического подхода. В силу того, что исследование носит компаративистский характер, используются исторический метод и ряд общенаучных методов (анализ, синтез, диалектика, сравнение, описание, понимание, объяснение).

Научная новизна исследования В ходе комплексного исследования проблемы экзистенции были выявлены границы ее истолкования у Кьеркегора и у Ясперса. Первый мыслитель преимущественно говорит об одиноком перед Богом индивиде, однако у него есть зачатки преодоления «одиночества» экзистенции. Ясперс же, напротив, концентрирует свое внимание на коммуникативной природе экзистенции, хотя и говорит о медитации как первой ступени на лестнице, ведущей к самому, себе. Налицо / перестановка приоритетов в изучении проблемы «экзистирующего индивида». Эти два подхода позволили вывести синтетическое определение экзистенции: экзистенция есть субъективность, преодолевающая собственное «одиночество» посредством обращения к трансцендентному Богу-идеалу и посредством вступления в подлинную коммуникацию с Другим.

В основу анализа существа экзистенции положена крестовидная матрица, которая является оригинальным предложением автора. Она позволяет показать две возможности (и их перспективы) преодоления одиночества» экзистенции — вертикальную и горизонтальную.

В рамках диссертационного исследования была раскрыта преемственность философских взглядов Кьеркегора и Ясперса в вопросе прояснения сущности экзистенции, что реализовано на основе того, что «коммуникативный экзистенциализм» Ясперса представлен как попытка преодолеть «философию одиночества» Кьеркегора.

Положения, выносимые на защиту:

1. Рассмотрение экзистенции через понятие субъективности позволило определить ее сущность следующим образом: экзистенция — это то сущее, которое становится субъективностью, приобретая статус подлежащего собственных мыслей и действий.

2. Проведенный анализ экзистенции (ее амбивалентная природа и способность одновременно эк-зистировать и транс-цендировать) позволил по-новому очертить ее границы: развертывание в трансцендентную сферу (к Богу) и в сферу экзистенциального сообщества (к Другому).

3. Вертикальное преодоление «одиночества» экзистенции имеет теоретические затруднения. Бог, обладая собственной «тайной», не способен прямо со-общить ее «экзистирующему индивиду», иначе он не есть трансцендентный. Мало того, трансценденция и экзистенция оказались бы тождественными друг другу. Субъективность бесконечно приближается к Богу посредством «чтения» ее «шифров» (косвенное сообщение Кьеркегора и «шифры трансценденции» Ясперса), однако никогда не достигает его. В этой интерпретации трансцендентный Бог выступает в качестве идеала, находящегося внутри самой экзистенции. Единственной опорой выбранного пути является вера' (религиозная у Кьеркегора и философская у Ясперса).

4. Горизонтальное преодоление «одиночества» экзистенции позволило раскрыть ее коммуникативную природу. Зачатки такого хода мысли есть уже у Кьеркегора. Однако более проработана коммуникативная природа экзистенции у Ясперса, который выделяет четыре вида коммуникации согласно его четырехуровневой концепции Я. Следует отметить, что его концепция предстает своего рода экзистенциальной утопией, поскольку невозможно распространить подлинную коммуникацию во всем человечестве с целью вытеснения отчужденности между людьми. Более того, эта невозможность, а, следовательно, и утопичность вытекают из его четырехуровневой концепции Я.

5. Перспективность предложенного анализа экзистенции состоит в том, что стало возможным по-новому определить экзистенцию: экзистенция есть субъективность, преодолевающая собственное «одиночество» посредством обращения к трансцендентному Богу-идеалу и посредством вступления в подлинную коммуникацию с Другим.

Теоретическая и практическая значимость работы Результаты данного исследования имеют определенное теоретическое значение как с точки зрения историко-философской реконструкции концепций человеческого бытия, так и с точки зрения прояснения концептуального и проблемного единства и различия кьеркегоровской и ясперсовской рецепций. Положения и выводы, сделанные в работе, могут служить основой для дальнейшего исследования возможностей размыкания имманентности экзистенции в современной философии.

Практическая значимость работы состоит в том, что ее содержание и выводы могут быть использованы не только для подготовки учебных и элективных курсов по истории западной философии и спецкурсов по философии С. Кьеркегора и экзистенциализму, но и для написания учебных пособий по истории западноевропейской философии.

Апробация результатов исследования Отдельные аспекты темы работы рассматривались на студенческом философско-культурологическом семинаре (Санкт-Петербург, 2006), а также в рамках работы Международной научно-теоретической конференции «Коммуникативные стратегии информационного общества» (Санкт-Петербург, 2009). Ключевые положения исследования отражены в публикациях автора в научных изданиях. Диссертация обсуждена и рекомендована к защите на заседании кафедры истории философии философского факультета Санкт-Петербургского государственного университета.

Структура работы Диссертация состоит из введения, трех глав, разделенных на параграфы, заключения и библиографического списка.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Мерзлякова, Наталья Николаевна

Заключение

Очерчивание границ» экзистенции в их расширении от «одиночества» к коммуникации, осуществленного в рамках данного диссертационного исследования, позволило по-новому определить саму сущность экзистенции: экзистенция есть субъективность, преодолевающая собственное «одиночество» посредством обращения к трансцендентному Богу-идеалу и посредством вступления в подлинную коммуникацию с Другим.

Проведенный анализ сущности экзистенции как субъективности позволил выявить ее принципиальное отличие от классического субъекта, например у Декарта, а также то, что субъективность оказалась внутренне присущей самому «экзистирующему индивиду». Более того, субъективностью становятся из не-субъективности, ибо человек есть синтез, в котором необходимо сохранить в диалектическом единстве оба его члена (Я и Другое). Такая субъективная диалектика Кьеркегора, отчасти и Ясперса, через страх и отчаяние внутри экзистенции позволяет выйти за человеческие пределы, то есть истинно эк-зистировать и транс-цендировать. Однако с точки зрения разума эта конкретная диалектика есть абсурд, которым преодолевается ограниченность разума человека. Невозможность уловить «хрупкий» синтез исключительно рациональными средствами подводит человека к пути веры, ибо «с точки зрения духа возможно все, но в мире конечного имеется многое, что невозможно»198. Более того, в процессе анализа сущности экзистенции посредством таких понятий, как «субъективный мыслитель» С. Кьеркегора и «философствующий человек» К. Ясперса, мы также пришли на путь веры как тот путь, на котором только и можно стать субъективностью. Так

Кьерксгор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993. С. 43. осуществляется прорыв в сферу трансцендентного, где невозможное становится возможным, и преодолевается «одиночество» экзистенции.

Анализируемая экзистенция как субъективность может пребывать на одной из трех стадий: эстетической, этической или религиозной. В лоне эстетического существования индивид стремится получить максимум наслаждений и удовольствий. В результате Эстетик - «раб минуты», ибо подчинен внешним обстоятельствам, от власти которых он не может освободиться иначе, как посредством осуществления самого важного выбора в своей жизни - «выбора себя», то есть перед ним открывается перспектива - сосредоточиться на самом себе как конкретной личности, обладающей всей полнотой собственного бытия. Так он превращается в ответственного Этика, подчиненного всеобщим моральным нормам. Однако он теряет страсть как движущую силу собственной экзистенции, поэтому ему предстоит совершить прыжок веры и встать на почву религиозности, поднимающей его до уровня подлинной экзистенции, пребывающей в состоянии «мужественного отчаяния» (то есть сохраняющей соответствие в синтезе). Именно поэтому «Рыцарь веры» как олицетворение подлинной экзистенции носит в себе противоречивость собственного бытия, ибо он есть единство свободы и необходимости, времени и вечности, конечности и бесконечности, а расшатывание этого единства ведет человека к осознанию собственной греховности и ничтожности, не позволяющим ему прямо общаться с трансцендентным Богом.

Постепенно наполняя содержанием феномен экзистенции, «экзистирующий индивид» превращается в ответственное существо, наделенное свободой и испытывающее экзистенциальный страх («Аг^еБЪ)) и трепет перед Богом. Результатом осознания неустранимой антиномичности собственного бытия может стать возможность экзистенции транс-цендировать к Богу. Но это не внешний Бог по отношению к верующему, а тот внутренний Бог-идеал, который есть в каждом человеке. Ибо у нас нет доказательств ни в пользу Его существования, ни в пользу Его не-существования, поэтому оба мыслителя не утруждали себя всякого рода доказательствами подобного рода. В существовании собственного Бога не приходится сомневаться, поскольку это есть своего рода жизненный ориентир каждого человека.

Кьеркегоровский человек, пребывающий в «страхе и трепете» перед Богом, стремится само-реализоваться, что ему удается в лоне религиозности на уровне практического выбора, что было показано на примере веры Авраама как «Рыцаря веры». Это позволило Кьеркегору определить истину как субъективность, сущность которой заключается в том, чтобы следовать собственной глубине внутреннего, ибо человек никогда не может покинуть свою субъективность в абсолютном смысле, лишь в короткие «моменты страсти» (религиозной веры) он способен «подключаться» к «тайне» трансценденции. А следуя по пути «объективной рефлексии», человек лишает себя и этих коротких встреч с Богом. Ясперс же, говоря о возможности экзистенции транс-цендировтаь, приходит к проблематике феномена «философской веры» и ее антипода — неверия. В процессе анализа были получены следующие результаты. Во-первых, сама философская вера оказывается у немецкого мыслителя противоречивым понятием («вера существует только в союзе со знанием»), что собственно согласуется с амбивалентной природой «философствующего человека» как «экзистирующего индивида». Во-вторых, в силу своей двойственности философская вера оказывается тем топосом, в котором только и возможно человеку одновременно эк-зистировать и транс-цендировать, чтобы само-реализоваться в качестве субъективности.

Однако, осознавая, что сама трансцендентная реальность недоступна конечному и временному человеческому существу, встал вопрос о невыразимости ее «тайны» в явном виде и возможным способам ее постижения - косвенное со-общение С. Кьеркегора и «чтение» «шифров трансценденции» у К. Ясперса. Абсолютная же невозможность подключения к сфере трансцендентного не согласуется с амбивалентной природой экзистенции и, следовательно, влечет за собой разрушение всех предыдущих построений. Обязательным условием возможности постижения «тайны» трансценденции выступает «выбор себя», или же само-реализовывающийся человек, поскольку, чтобы услышать голос Другого (в данном случае — Бога), необходимо следовать собственному внутреннему голосу, то есть быть истинной субъективностью в качестве под-лежащего своих мыслей и действий, подобно Аврааму.

Однако, следуя своей общественной и в то же время амбивалентной природе, человек стремится преодолеть собственное «одиночество» и в рамках социума. Проведя анализ коммуникативной природы экзистенции, Ясперс указывает на возможность со-отношения Я и Ты в синтезе, реализуемом в экзистенциальном со-обществе. Такое развертывание экзистенции позволяет преодолеть ее замкнутость, предложить метод экзистенциальной майевтики и показать перспективы, открывающиеся перед «экзистирующим индивидом». Эти размышления о сущности экзистенции являются квинтэссенцией всего диссертационного исследования.

Коммуникативная интенция экзистенции была найдена уже у Кьеркегора вопреки традиционным трактовкам его философии. Ясперс же специально занимался проблемами взаимоотношения Я и Ты. Еще будучи психиатром, он столкнулся в своей врачебной практике с проблемой взаимопонимания между врачом и пациентом, что впоследствии стало его основной , заботой, и он разработал теорию «коммуникативного экзистенциализма». Мыслитель утверждает, что индивид способен самореализоваться лишь в процессе экзистенциальной коммуникации, суть которой состоит в том, что оба ее участника предстают как аутентичные самости, не претендующие ни на что, кроме реализации собственной экзистенции в этом диалоге.

Перед современным человеком встает непростой выбор - выбрать собственную самость и со-существовать в диалоге или же выбрать пребывание в толпе, власти которой необходимо подчиниться. Естественно, современному человеку непросто сохранить собственную самость в ситуации повсеместного кризиса, ему непросто не превратить в «три восьмушки параграфа». Но только обращение к самому себе способно обеспечить тот фундамент, на котором можно взрастить нечто новое. В силу того, что Я есть синтез, искомый фундамент обладает некоторой неустойчивостью в традиционном понимании как чего-то непоколебимого и нерушимого. Однако эта его неустойчивость и способна стать плацдармом для совершения прыжка в будущее, где вероятно откроется человеку возможность подняться до собственной вершины жизненного пути.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Мерзлякова, Наталья Николаевна, 2009 год

1. Аристотель. Физика. Собр. соч. в 4-х т. Т. 3. -М.: Мысль, 1981.

2. Бахтин М.М. К философии поступка // Бахтин М.М. Работы 1920-х годов. Киев, 1994.

3. Богомолов A.C. Экзистенциализм: философия, религия, литература. Вместо послесловия // Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. Пер. с польск. — М.: Политиздат, 1980. (Критика буржуазной идеологии и ревизионизма). С. 339-355.

4. Больнов О.Ф. Новая укрытость. Проблема преодоления экзистенциализма. Введение // Философская мысль. 2001. № 2. С. 137-145.

5. Больнов О.Ф. Философия экзистенциализма: Философия существования. Пер. С. Э. Никулина. СПб. : Лань, 1999.

6. Бубер М. Проблема человека // Бубер М. Два образа веры : Пер. с нем. / Под ред. П.С. Гуревича, С.Я. Левит, C.B. Лезова. М.: Республика, 1995.

7. Бубер М. Я и Ты // Бубер М. Два образа веры : Пер. с нем. / Под ред. П.С. Гуревича, С.Я. Левит, C.B. Лезова. М.: Республика, 1995.

8. Власова O.A. Между психопатологией и философией: путь Ясперса // Ученые записки Курского государственного университета. 2007. № 4.

9. Водолагин А. Интеллектуальные искания Карла Ясперса: от психопатологии к метафизике истории // Развитие личности. 2004. № 3. С. 218-228.

10. Водолагин A.B. Психопатология и метафизика воли (к 125-летию Карла Ясперса) // Вопросы философии, 2008, № 5. С. 140-148.

11. Габитова P.M. Человек и общество в экзистенциализме К. Ясперса // Габитова P.M. Человек и общество в немецком экзистенциализме. М., 1972. С. 151-159.

12. Гайденко П.П. Прорыв к трансцендентному: новая онтология XX века. М., 1997.

13. Гайденко П.П. Трагедия эстетизма. Опыт характеристики143миросозерцания Серена Киркегора. М.: Искусство, 1970.

14. Гайденко П.П. Человек и история в экзистенциальной философии Карла Ясперса // Ясперс К. Смысл и назначение истории: Пер. с нем. М.: Политиздат, 1991. С. 5-26.

15. Гардинер П. Кьеркегор. Очень краткое введение. М.: Астрель: ACT, 2008.

16. Гегель Г.В.Ф. Энциклопедия философских наук. Т. 1. Наука логики. М., "Мысль", 1974.

17. Гоббс Т. Левиафан, или Материя, форма и власть государства церковного и гражданского Электронный ресурс.: http://lib.ru/FILOSOF/GOBBS/leviafan.txt.

18. Григорьян Б.Т. Экзистенциальная концепция человека К. Ясперса // Буржуазная филосфская антропология XX века. М.: Наука, 1986. С. 23-34.

19. Декарт Р. Размышления о первоначальной философии. СПб.: Абрис-книга, 1995.

20. Демченко Л.М., Карпеева Е.В., Осипова Ю.С. Особенности соотношения экзистенции и трансценденции в философии Карла Ясперса // Вестник ОГУ, № 7, 2005. С. 20-28.

21. Демченко Л.М., Карпеева Е.В., Осипова Ю.С. Проблема единства экзистенциальной коммуникации и экзистенциального прояснения в философии К.Ясперса // Вестник ОГУ № 1/Январь;. 2006. Том 1. Гуманитарные науки. С. 25-34.

22. Долгов K.M. Карл Ясперс. Философия экзистенции // Долгов K.M. От Киркегора до Камю. М.: Искусство, 1990. С. 88-109.

23. Долгов K.M. Серен Киркегор предтеча современного экзистенциализма // Долгов K.M. От Киркегора до Камю. М.: Искусство, 1990. С. 7-42.

24. Евлампиев И.И. С. Кьеркегор и проблема Ничто в русском экзистенциализме Электронный ресурс.: http://anthropology.rchgi.spb.ru/kierk/kerkegori 1 .htm

25. Зайцева О.В. Путь веры Серена Кьеркегора // Философская газета. 2001. №2.

26. Железняк В.Н. Метафизика воли в прямой и обратной перспективе. Пермь, 1997.

27. Исаев С.А. «Диалектическая лирика» С. Кьеркегора // Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993.

28. Исаев С.А. К вопросу о «косвенной» форме изложения в произведениях Серена Кьеркегора // Человек, сознание, мировоззрение. М.: Изд-во Московского университета, 1979.

29. Исаева Н., Исаев С. Косвенное сообщение: шифрованное письмецо ВЕЧНОСТИ // «Вестник Европы». 2005. № 16.

30. Исаева Н., Исаев С. Серен Кьеркегор: Лестница в небо виртуальный проект // Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам». Пер. с датского яз. Н. Исаевой и С. Исаева. - СПб.: Изд-во С.-Петерб. ун-та, 2005. С. 3-18.

31. Кант И. Критика практического разума. Соч. в 8 т. Т. 4. М., 1994.

32. Кант И. Критика способности суждения. Соч. в 8 т. Т. -М., 1994.

33. Кант И. Критика чистого разума. Соч. в 8 т. Т. 3. М., 1994.

34. Карл Ясперс. Реферат по Киркегору // Топос. № 2 (7), 2002. С. 41-56. Перевод Щитцовой Т.В.

35. Кац Е. "Диалектика веры" или феноменология рефлексии (размышления о Кьеркегоре) // Vita Cogitans: Альманах молодых философов. Выпуск 1. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2002. С.136-154.

36. Килборн Б. Исчезающий некто: Кьеркегор, стыд и Я II Журнал практической психологии и психоанализа. № 1 март 2007. Перевод с английского В.В. Старовойтова.

37. Колесников A.C. Становление проблемы субъекта: от Декарта до современной философии // Колесников A.C., Ставцев С.Н. Формы субъективности в философской культуре XX века. СПб.: Санкт-Петербургское философское общество, 2000. С. 10-25.

38. Коплстон Ф. Кьеркегор // Коплстон Ф. От Фихте до Ницше. М.: Республика, 2004. С. 378-395.

39. Коссак Е. Пророк затерянных — Серен Кьеркегор // Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. Пер. с польск. — М.: Политиздат, 1980. (Критика буржуазной идеологии и ревизионизма). С. 86108.

40. Коссак Е. Христианские и атеистческие продолжатели Кьеркегора // Коссак Е. Экзистенциализм в философии и литературе. Пер. с польск. М.: Политиздат, 1980. (Критика буржуазной идеологии и ревизионизма). С. 109123.

41. Кьеркегор С. Афоризмы эстетика // Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994.

42. Кьеркегор С. Болезнь к смерти // Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993.

43. Кьеркегор С. Гармоническое развитие в человеческой личности эстетических и этических начал // Кьеркегор С. Несчастнейший. Сборник сочинений. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005.

44. Кьеркегор С. Дневник обольстителя // Кьеркегор С. Несчастнейший. Сборник сочинений. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005.

45. Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам». Пер. с датского яз. Н. Исаевой и С. Исаева. СПб.: Изд-во С.-Петерб. Ун-та, 2005.

46. Кьеркегор С. Наслаждение и долг. Киев, 1994.

47. Кьеркегор С. Несчастнейший // Кьеркегор С. Несчастнейший. Сборник сочинений. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005.

48. Кьеркегор С. "Первосвященник" "Мытарь" "Грешница" // Серен Кьеркегор. Беседы / Пер. с датского A.B. Лызлова. М.: Свято-Владимирское изд-во, 2009.

49. Кьеркегор С. Повторение // Кьеркегор С. Несчастнейший. Сборник сочинений. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005.

50. Кьеркегор С. Полевая лилия и птица небесная // Серен Кьеркегор. Беседы

51. Пер. с датского A.B. Лызлова. М.: Свято-Владимирское изд-во, 2009.

52. Кьеркегор С. Понятие страха // Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993.

53. Кьеркегор С. Страх и трепет. М.: Республика, 1993.

54. Кьеркегор С. Чему нас учат полевые лилии и птицы небесные // Серен Кьеркегор. Беседы / Пер. с датского A.B. Лызлова. М.: Свято-Владимирское изд-во, 2009.

55. Левичева E.H. Религиозная антропология Серена Кьеркегора. Автореф. дисс. канд. филос. н. Электронный ресурс.: http://hpsy.ru/public/x2312.htm#ftnrefl 0.

56. Левит К. С. Кьеркегор // Левит К. От Гегеля к Ницше. СПб.: Владимир Даль, 2002. С. 232-567.

57. Левит К. Тот единичный: Киркегор // Топос. № 1 (6), 2002. Перевод Медвецкого А.Е.

58. Лейбниц Г.-В. Монадология // Лейбниц Г.-В. Сочинения в четырех томах. Т. 1. М.: Мысль, 1982. С. 413-429.

59. Лунгина Д. Узнавание Керкегора в России // Логос. 1996. № 7. С. 168-183.

60. Мареев С.Н., Мареева Е.В. К. Ясперс: от экзистенциальной коммуникации к философской вере Электронный ресурс.: http://www.gumer.info/bogoslovBuks/Philos/mar/l 1 .php.

61. Мареев С.Н., Мареева Е.В. С. Киркегор: первый опыт экзистенциализма Электронный ресурс.: http://www.gumer.info/bogoslovBuks/Philos/mar/08.php.

62. Марков Б.В. Человек, государство и Бог в философии Ницше. СПб.: «Владимир Даль», 2005.

63. Маркс К. Отчужденный труд // К.Маркс и Ф.Энгельс. Собрание сочинений. Т. 42, С. 43-174.

64. Макрузе Г. Одномерный человек // Маркузе Г. Эрос и цивилизация. Одномерный человек: Исследование идеологии развитого индустриального общества. М.: ACT, 2002.

65. Мудрагей Н.С. Проблема человека в иррационалистическом учении Серена Кьеркегора//Вопросы философии. 1979. № 10. С. 76-86.

66. Никитаев В. Новый гуманизм: субъект против индивида (размышления над «Эрой индивида» Алена Рено) // Логос 3 (38), 2003.

67. Ницше Ф. Так говорил Заратустра // Ницше Ф. По ту сторону добра и зла: Сочинения. М.: Эксмо; Харьков: Фолио, 2007. С. 295-556.

68. Паскаль Б. Мысли. М., 1996.

69. Пассмор Дж. Сто лет философии. М.: Прогресс-Традиция, 1998.

70. Перов Ю.В. Наследие Декарта в перспективе «мышления о ценностях» // Мысль. Ежегодник Санкт-Петербургской ассоциации философов. Выпуск 2. Декарт: четыре века новой философии. 1998. С. 87-108.

71. Перов Ю.В. Проект философской истории философии Карла Ясперса // Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. СПб.: Наука, 2000. С. 550.

72. Перцев A.B. Ранний Ясперс: рождение экзистенциализма из духа психиатрии // Перцев A.B., Черепанова Е.С. Сова- Миневры над муравейником. (Очерки жизненной философии). Екатеринбург, 2003. С. 2865.

73. Подорога В.А. Авраам в земле Мориа. С. Киркегор // Подорога В.А. Метафизика ландшафта. Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX-XX вв. М.: Наука, 1993.

74. Полуяхтова Е.М. Проблема экзистенциальной коммуникации в учении Карла Ясперса. Автореф. дисс. канд. филос. н. Екатеринбург, 2004.

75. Роде П.П. Серен Киркегор сам свидетельствующий о себе и своей жизни. Челябинск: Урал LTD, 1998.

76. Руткевич A.M. "Понимающая психология" К. Ясперса // История философии. № 1. М., 1997.

77. Сартр Ж.П. Бытие и ничто: Опыт феноменологической онтологии / Пер. с фр., предисл., примеч. В.И. Колядко. -М.: Республика, 2004. С. 263.

78. Серен Кьеркегор. Жизнь. Философия. Христианство. Сост. и пер. И. Басс.

79. СПб.: Дмитрий Буланин, 2004.

80. Серен Керкегор. Философские крохи. Пер. и примеч. Д.А. Лунгиной // Вопросы философии. 2004. № 1. С. 161-174.

81. Сидоренко И.Н. Карл Ясперс. Мн.: Книжный Дом, 2008.'

82. Соколов Б.Г. Движение «против»: Серен Кьеркегор и Лев Шестов // Русская и европейская философия: пути схождения. СПб.: научно-издательский центр "Кафедра", 1997.

83. Соколов Б.Г. Представленность субъекта: современность Декарта и конституирование субъекта // Мысль. Ежегодник Санкт-Петербургской ассоциации философов. Выпуск 2. Декарт: четыре века новой философии. 1998. С. 131-143.

84. Соловьев Э.Ю. Экзистенциализм (историко-критический очерк) // Соловьев Э.Ю. Прошлое толкует нас. Очерки по истории философии и культуры. М.: Издательство политической литературы, 1991. С. 286-345.

85. Ставцева О.И. Кьеркегор и западная религиозно-философская культура XX века // Сборник статей по теологии, философии, истории. Спб.: Издательство "СВЕТОЧ" 2001. С. 127-139.

86. Ставцева О.И. Основные положения кьеркегоровской трактовки «экзистенции» // Современная зарубежная философия: проблемы трансформации на рубеже ХХ-ХХ1 веков. СПб., 1996. С. 39-40.

87. Стрельцова Г.Я. Парадокс философии Серена Кьеркегора // Вестник Московского университета. Серия 7. философия. 2000. № 4. С. 106-120.

88. Суховей А. Репетиция. Подражание. Повторение. 1843: год начинания // Кьеркегор С. Несчастнейший. Сборник сочинений. М.: Библейско-богословский институт св. апостола Андрея, 2005. С. 7-16.

89. Тиллих П. Киркегор как экзистенциальный мыслитель // Киркегор С. Наслаждение и долг. Киев: Air Land, 1994.

90. Типсина А.Н. Философия религии К. Ясперса (критический анализ). Л., 1982.

91. Уминский А. Предисловие // Серен Кьеркегор. Беседы / Пер. с датского A.B. Лызлова. М.: Свято-Владимирское изд-во, 2009.

92. Фихте И.Г. Назначение человека // Сочинения в 2 т. Т. 2. СПб., 1993.

93. Фромм Э. Иметь или быть. М.: ACT, 2000.

94. Фуко М. Герменевтика субъекта // Социо-Логос № 1. М.? 1991.

95. Хайдеггер М. Время и бытие: Статьи и выступления. М.: 1993.

96. Хайдеггер М. Что такое метафизика? Электронный ресурс.: http://hpsy.ru/link/22.htm.

97. Цыпина Л.В. Между страхом и верой: язык пограничных состояний у М. Лютера и С. Кьеркегора // Verbum, вып. 7. Между средневековьем и новым временем: Мартин Лютер и европейская культура. Издательство: СПбГУ, 2004. С. 73-87.

98. Цыпина Л.В. Опыт о повторении. Введение в философскую поэтику Серена Кьеркегора // Вестник СПбГУ. 2002. Серия 6. Выпуск 1 (№6). С. 6778.

99. Черняков А.Г. В поисках утраченного субъекта // Метафизические исследования. Выпуск 6. Сознание. Альманах лаборатории метафизических исследований при философском факультете СПбГУ, 1998. С. 11-38.

100. Чичнева Е.А. Философия как проповедь (С. Кьеркегор) // Вестник Московского университета. Серия 7. Философия. № 5. 2000. С. 62-73.

101. Шестов Л. Апофеоз беспочвенности: Опыт адогматического мышления. Л.: Издательство Ленинградского университета, 1991.

102. Шестов Л. Киркегард религиозный философ // Киркегор С. Наслаждение и долг. - Киев, 1991.

103. Шестов Л. Киркегард и экзистенциальная философия (Глас вопиющего в пустыне). М., 1992.

104. Шушунова JI. Без страха и трепета. Кьеркегорианские вариации // Звезда. 2006, № 7.

105. Щитцова Т.В. Киркегор постфактум // Кьеркегор С. Заключительное ненаучное послесловие к «Философским крохам» Пер. Т.В. Щитцовой. Мн.,2005. С. 9-18.

106. Щитцова Т.В. Майевтическое назначение экзистенциального сообщения: Киркегор // Щитцова Т.В. Memento nasci: сообщество и генеративный опыт (Штудии по экзистенциальной антропологии). Вильнюс: ЕГУ Москва: ООО «Вариант», 2006. С. 144- 201.

107. Щитцова Т.В. О понятии Tilvasrelse в философии Киркегора // Топос. 2000. № 1.С. 40-45.

108. Щитцова Т.В. Человек — диалог — культура (к онтологии культуры в экзистенциальной философии Киркегора и Бахтина) // Международные чтения по теории, истории и философии. СПб., 1997. Вып. 2. С. 241-248.

109. Щитцова Т. Экзистенциальная терапия, или Как практикуют философию: к актуальности Киркегора в современную эпоху // Логос, № 6,2006. С. 84-99.

110. Щитцова Т.В. Экзистенциальная философия как онтология человеческого бытия (Паскаль, Киркегор, Бахтин). Автореф. дисс. канд. филос. н. Минск, 1996.

111. Ясперс К. Введение в философию. Мн.: Пропилеи, 2000.

112. Ясперс К. Власть массы // Ясперс К., Бодрийар Ж. Призрак толпы / Карл Ясперс, Жан Бодрийар. М.: Алгоритм, 2008.

113. Ясперс К. Всемирная история философии. Введение. СПб.: Наука, 2000.

114. Ясперс К. Духовная ситуация времени // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.

115. Ясперс К. Истоки истории и ее цель // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.

116. Ясперс К. К. Ясперс (философская автобиография). М.: Изд-во независим, психиатр, ассоц., 1995.

117. Ясперс К. Стринберг и Ван Гог. Опыт сравнительного патографического анализа с привлечение случаев Сведенберга и Гельдерлина. СПб., 1999.

118. Ясперс К. Философия (Фрагмент о самоубийстве) // К. Ясперс. Философия. Гейдельбург, 1948. Перевод Елены Косиловой. С. 552-564.

119. Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Республика, 1994.

120. Ясперс К. Философская вера // Ясперс К. Смысл и назначение истории. М.: Политиздат, 1991.

121. Bellinger, Charles К. Kierkegaard: Copernicus of the Spirit // Brite Divinity School, Sept. 25, 2001. Электронный ресурс.: http://lib.tcu.edu/staff/bellinger/essays/sk-copernicus.htm.

122. Crowell, Steven. Existentialism Электронный ресурс.: http://plato.stanford.edu/entries/existentialism/.

123. Earnshaw, Steven. Kierkagaard // Existentialism: a guide for the perplexed; P. 31-45. Электронный ресурс.: http://books.google.ru/books?id=NtdCXBbIF4YC&printsec=frontcover&source=g bsnavlinkss#v=onepage&q=&f=fals.

124. Gardiner, Patrick. Kierkegaard. Oxford 1988.

125. McDonald, William. Soren Kierkegaard Электронный ресурс.: http ://plato. Stanford, edu/entries/kierkegaard/.

126. Miller, Barry. Existence Электронный ресурс.: http://plato.stanford.edu/entries/existence/.

127. Pattison, George. Ethics, ontology and religion: Reflections on Kierkegaard's Upbuilding Discourses // Топос № 1 (6), 2002.

128. Pattison, George. Kierkegaard: The Aesthetic and the Religious. London: Macmillan, 1992.

129. Thornhill, Chris. Karl Jaspers Электронный ресурс.: http://plato.stanford.edu/entries/jaspers/.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.