Гуманистическая концепция воспитания в философско-педагогическом наследии Жана-Жака Руссо: 1712 - 1778 тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.01, кандидат педагогических наук Герасимова, Ольга Ивановна

  • Герасимова, Ольга Ивановна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2007, Нижний НовгородНижний Новгород
  • Специальность ВАК РФ13.00.01
  • Количество страниц 198
Герасимова, Ольга Ивановна. Гуманистическая концепция воспитания в философско-педагогическом наследии Жана-Жака Руссо: 1712 - 1778: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.01 - Общая педагогика, история педагогики и образования. Нижний Новгород. 2007. 198 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Герасимова, Ольга Ивановна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава 1. СТАНОВЛЕНИЕ ГУМАНИСТИЧЕСКИХ ВОЗЗРЕНИЙ ЖАН - ЖАКА РУССО

§ 1. Состояние системы образования Франции и предпосылки зарождения гуманизма эпохи Просвещения.

§ 2. Общие линии развития педагогической мысли эпохи Просвещения.

§ 3. Становление просветительского гуманизма в творчестве Ж.-Ж. Руссо.

Выводы.

Глава 2. ОБЩАЯ ХАРАКТЕРИСТИКА ГУМАНИСТИЧЕСКОЙ КОНЦЕПЦИИ ВОСПИТАНИЯ ЖАН - ЖАКА РУССО

§ 1. Гуманистическая концепция Ж.-Ж. Руссо как гармоничное единство целей, содержания и представлений о результате воспитания.

§ 2. Предпосылки развития гуманистической концепции Жан-Жака Руссо представителями западной школы.

§ 3. Актуальность педагогической концепции воспитания Жан-Жака Руссо для отечественной школы.

§ 4. Преемственность гуманистических идей

Жан-Жака Руссо в современной образовательной ситуации.

Выводы.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гуманистическая концепция воспитания в философско-педагогическом наследии Жана-Жака Руссо: 1712 - 1778»

Актуальность исследования. Научное наследие Жана - Жака Руссо (1712-1778) - выдающегося французского просветителя, философа, педагога, общественного деятеля, писателя - является неотъемлемой частью мировой культуры и педагогической картины мира. Динамизм перемен, охвативших все сферы жизни нашего общества, вызвал значительные изменения в судьбах людей. Для того чтобы внутренне соответствовать современной действительности, человек должен не просто адаптироваться к новой ситуации, но и быть способным изменять ее, изменяясь и развиваясь сам. Активное деятельное начало, проявляющее потенциалы, способность каждого человека пользоваться данным ему природой разумом вызывает пристальный интерес гуманитарных научных дисциплин, в первую очередь философии, педагогики, психологии.

Научная обоснованность обращения к философско-педагогическому наследию Ж.-Ж. Руссо связана с потребностью современной теории воспитания разрешить противоречие между сущностью человека как субъекта, «носителя и организатора собственного развития» (Д. Фельдштейн) и внешним, объектным, а порой, и насильственным характером традиционного воспитания.

В последнее десятилетие XX в. педагогическая наука активизировала теоретические изыскания в сфере гуманистической педагогики и психологии, разработав ряд авторских концепций воспитания (Е.В. Бондаревская, О.С. Газман, И.А. Колесникова, C.B. Кульневич, В.В. Сериков, Л.И. Новикова, Р.В. Овчарова, И.С. Якиманская и др.). Одновременно в части исследований (О.С. Газман, В.В. Сериков) утверждается, что в настоящее время теория и практика воспитания переживают кризис мировоззренческого, технологического и управленческого содержания. [62; 4]

Научно-практическая актуальность диссертационного исследования состоит, прежде всего, в разработке на основе педагогического наследия Ж-Ж. Руссо и его последователей вопросов взаимодействия в системе «воспитатель - воспитанник» («учитель -ученик»), а так же проблем диалога всех участников воспитательного процесса.

Анализ наследия великого педагога-гуманиста актуален как с общекультурной точки зрения, так и с позиций самоценности истории образования и педагогической мысли: в наши дни возрастает значение субъектности, независимости суждений, трансляции индивидуально-личностных особенностей педагога.

Историографический анализ показывает, что первая разработка педагогического наследия Ж.-Ж. Руссо была предпринята в конце XVIII -начале XX в.в. его последователями в Германии - филантропистами (И.Б. Базедов, Х.Г. Зальцман, И.Г. Кампе, Э.Х. Трапп), которые не только пытались реализовать идею воспитания гармоничного, полезного для общества «достигшего личного счастья человека», но и осуществили переводы сочинений французского просветителя для 16 томного издания под общим названием «Всеобщий пересмотр всего школьного и воспитательного дела обществом педагогов-практиков» 157; 30]

Анализ европейских научных трудов XIX - XX в.в., посвященных Ж.-Ж. Руссо, свидетельствуют о неиссякаемом интересе к личности мыслителя и преобладании историко-антропологических и социально-философских оценок его творчества и жизненного пути. Педагогические воззрения остаются, как правило, объектом эмоционального отношения: «При имени Руссо мы наталкиваемся положительно на какое-то чудо в мире педагогики. Такие личности бывают чрезвычайно редки, и природа, вероятно, не произведет уже другого Руссо» [145; 1]

В монографиях и статьях Дж. Морлея (1881), Г.Геффдинга (1898), Г. Грэхэма (1904), Г.Гобеля (1980) и др. реализуется социокультурный подход к оценке научного наследия и личности Ж.-Ж. Руссо и подчеркивается, что Руссо - философ объединял в себе Руссо - педагога [78; 154]

В России начала XX в. в работах по преимуществу энциклопедического содержания (М.И. Розанов, H.H. Бахтин, Э.П. Кревина, Н.К. Крупская) философско-педагогическое творчество Ж.-Ж. Руссо рассматривается в логике формационного подхода и с позиции политических сил: демократических, либеральных, революционных. Эта устойчивая традиция сохранилась в оценках воззрений Ж.-Ж. Руссо в истории педагогики советского периода.

Деятели советского периода отечественной педагогики (H.A. Константинов, E.H. Медынский, М.Ф. Шабаева и др.) отмечают демократическую и просветительскую направленность педагогической программы, но критикуют Ж.-Ж. Руссо за «парную педагогику» (термин A.C. Макаренко) и индивидуалистские тенденции в воспитании.

Возросший интерес к личности и творчеству Ж.-Ж. Руссо на рубеже XX и XXI столетий вызван обретением отечественным образованием гуманистических смыслов и ценностей. Современные отечественные педагоги выделяют значение отдельных составляющих педагогической системы теоретика свободного воспитания в частности, вопросы семейного, духовно-нравственного, умственного воспитания. Из диссертационных исследований следует назвать работы A.A. Златопольской «Ж.-Ж. Руссо и революционно-демократическая мысль России XIX века» (1990) и C.B. Занина «Проблема единства творчества Руссо в западноевропейской историографии второй половины XIX века - первой половины XX века» (1994), в которых реализованы системный и междисциплинарный подходы к заявленным проблемам.

Резюмируя, можно обозначить следующие основные направления изучения жизни и педагогической мысли Жана Жака Руссо, сложившиеся к началу XXI столетия:

• научно-биографическое (В.Ф.Асмус, М.Бейтс, И.Е.Верцман, Дж. Стюард, С.П.Толстов и др.);

• социально-философское (Ф.Бродаль, В.Виндельбанд, В.Дильтей, Э.Кассирер, И. Кант, Р.Ролан, С.Алексеева, Ю.М.Лотман и др.);

• историко-педагогическое (И.Е.Верцман, Г.Н.Джибладзе, В.В.Лазарев, Ф.П.Хагер и др.);

Можно выделить ряд других важнейших аспектов руссоистики (литературоведческий, культурологический и т.д.), однако и их анализ дает основания утверждать, что пока еще не получила необходимого изучения гуманистическая педагогика Ж.-Ж. Руссо как целесообразная воспитательная система.

В этом направлении специальных исследований практически не проводилось, а между тем преломления педагогических воззрений Ж.-Ж. Руссо через призму гуманизации целей, средств, содержания и результатов воспитательного воздействия на ребенка позволит внести некоторый вклад в формирование целостного научного взгляда на педагогическое творчество мыслителя, что и определило выбор темы диссертационного исследования «Гуманистическая концепция воспитания в философско-педагогическом наследии Жана Жака Руссо (1712-1778)».

Итак, несмотря на последовательный и разносторонний интерес к научному наследию Ж.-Ж. Руссо и наличие значительного количества исследований, можно назвать ряд актуальных историко-педагогических и педагогических проблем, требующих нового осмысления. Основные из них:

• проблема научного понимания гуманизма и его просветительской версии в философии, педагогике, истории; соотнесенность этих пониманий и подходы к гуманизации образования в конкрзтный исторический период;

• интеллектуальная история Просвещения как педагогическая проблема, роль научного творчества Ж.-Ж. Руссо в ее становлении.

Просвещение как естественное продолжение гуманизма, как самостоятельное мышление, а не замена одних догматически?' идей другими;

• проблема общих мнений развития педагогической мысли эпохи Просвещения; созвучность педагогических проблем эпохи Просвещения современной российской педагогической реальности.

• романтизм педагогической программы Ж.-Ж. Руссо, природа романтического отношения мыслителя к воспитанию человека, средства превращения воспитания в активный, оптимистический процесс.

Таким образом, на основе выше сказанного, прсЗлема исследования выглядит следующим образом: имеется системная потребность в новом прочтении педагогических трудов Ж.-Ж. Руссо, с целью выявить концептуальные основы и теоретические позиции и научно- практический вклад Ж.-Ж. Руссо в развитие гуманистической теории воспитания.

Цель диссертационного исследования: воссоздание и анализ гуманистической концепции воспитания, созданной Ж.-Ж. Руссо, и определение ее влияния на западноевропейскую и отечественную педагогическую мысль.

Объектом исследования выступает философско-педагогическое наследие Ж.-Ж. Руссо - ученого, гуманиста, философа, педагога, писателя - в контексте развития мировой и отечественной педагогической мысли XIX - XX в.в.

Предмет исследования содержание и основные направления гуманистической концепции воспитания в научно-педагогическом наследии Ж.-Ж. Руссо.

Сформулированные выше проблема, цель, объект и предмет исследования определили следующие задачи: исследовать основные направления научного наследия педагога-гуманиста в области образования и воспитания, социальной педагогики и педагогики детства; изучить и реконструировать научную биографию Ж.-Ж. ?уссо; представить с позиций персоналистско-ценностного подхода характеристику основных этапов его научного творчества и общественно-педагогической деятельности; проанализировать научные тексты и романы-трактаты Жана Жака Руссо в контексте становления и развития гуманистической педагогики и психологии; выявить концептуальные основы и ведущие категории гуманистической теории воспитания, созданной Ж.-Ж. Руссо; определить характер влияния его педагогических воззрений на решение современных проблем воспитания.

Исследование базируется на комплексе источников, включающих по первой главе - избранные педагогические труды Ж.-Ж. Руссо в русском переводе; отечественные и французские историко-педагогические исследования его наследия Х1Х-ХХ в.в.; педагогическую публицистику, учебные пособия и конкретно-методическую литературу по истории педагогики дореволюционного, советского и современного периодов; учебные материалы, отражающие международный опыт преподавания и изучения педагогики Ж.-Ж. Руссо; историографические труды, посвященные эпохе и деятелям европейского Просвещения; во второй главе трактаты и образовательные романы: «Эмиль, или о воспитании» (1762), «Юлия, или Новая Элоиза» (1761), материалы архивов Российской Государственной библиотеки (НИОР РГБ); диссертационные монографические исследования научного наследия педагога.

Методологическую основу исследования составили современные концепции изучения историко-педагогических явлений и фактов (научно биографическая, персоналистско-ценностная, цивилизационная, социокультурная); философские и педагогические идеи гуманизации образования; идеи современного науковедения, позволяющие с современных позиций осмыслить научное наследие Ж.-Ж. Руссо как целостную систему. На наш взгляд, для исследования гуманитарного научного наследия Руссо-философа, писателя, педагога наиболее перспективным является социокультурный подход, демонстрирующий личность в разнообразных социальных связях.

Теоретической основой исследования являются:

• философские концепции в сфере культуры и образования (В.И. Вернадский, С.И. Гессен, Б.М. Бим-Бад, В.И. Гинецинский, Б.С. Гершунский, В.М. Розин, Ю.М. Лотман);

• труды в области методологии истории педагогики (М.В. Богуславский, Э.Д. Днепров, С.Ф. Егоров, Г.Б. Корнетов, Е.Г. Оссовский, А.И. Пискунов, Б.К. Тебиев, З.И. Равкин);

• труды ведущих исследователей истории культуры и социологии (М. Вебер, Ю. Кряхо, М. Мид, П. Милюков П.А. Сорокин,

A. Тойнби);

• идеология системного подхода в исследовании различных, в том числе и педагогических, явлений (В.В. Беспалько, A.A. Богданов,

B.И. Гинецинский, Н.Э. Гусинский, Н.В. Кузьмина, В.Н. Садовский, А.И. Субетто, Г.П. Щедровицкий, Э.Г. Юдин);

• идеи личностно-ориентированного подхода к образованию личности и формированию профессионально значимых качеств педагога (Е.В. Бондаревская, М.А. Викулина, В.В. Сериков, JI.B. Филлипова);

• положения интегральной и полипарадигмальной концепции познания человека (Б.Г. Ананьев, E.H. Дмитриева, В.В. Орлов, Ф.В. Повшедная, JI.B. Филлипова);

• гуманистическая идеология в качестве основания исторического познания педагогических явлений и фактов (М.М. Бахтин,

В.П. Зинченко, Е.В. Бондаревская, Ю.В. Сенько, В.В. Сериков,

В. Франкл).

Концепция исследования, определяющая его основные направления, структуру и методы, включает: современное представление о конструктивно-созидательной функции историко-педагогического знания; персоналистско-ценностный подход, способствующий введению в научный оборот исторических фактов и дополнительных материалов к персоналии Ж.-Ж. Руссо и новому пониманию известных фактов биографии просветителя. Указанный подход позволяет через судьбу выдающейся личности увидеть тенденции исторического развития образовательных идей. Исследование носит междисциплинарный характер, отражающий взаимосвязь педагогики с философией, историей, социологией и предполагает реконструкцию гуманистического потенциала, содержащегося в научном наследии Ж.-Ж. Руссо, с позиций современной историко-педагогической науки.

Методы исследования: теоретический анализ историко-педагогической литературы; изучение и сравнительно-сопоставительный анализ научной, просветительской и литературной деятельности Ж.-Ж. Руссо в социо-культурном контексте эпохи Просвещения; изучение и сопоставление философской, исторической, педагогической литературы, периодики, архивных документов. В диссертации применялись также общенаучные методы анализа, синтеза, аналогии, актуализации, систематизации.

Научная новизна исследования состоит в том, что в нем осуществлен анализ философско-педагогических воззрений Жана Жака Руссо на проблему гуманизации воспитания; выделены и охарактеризованы основные направления, программа и содержание гуманистического воспитания в научном наследии мыслителя; показан вклад Ж.-Ж. Руссо в становление и развитие гуманистических представлений о человеке, о его развитии как личности; показана педагогическая целесообразность (гармония целей, средств и представлений о результате) гуманистической концепции воспитания в научно-педагогическом наследии автора.

Теоретическая значимость исследования:

• дополнены и расширены представления о гуманистическом содержании философско-педагогического наследия Ж.-Ж. Руссо;

• рассмотрена гуманистическая концепция воспитания в контексте ее педагогической целесообразности; выделены ее философские основания и основные категории;

• охарактеризованы основные философско-педагогические категории в научном наследии Ж.-Ж. Руссо; «естественное воспитание», «негативное обучение» в их взаимодействии и взаимодополнении;

• актуализирован гуманистический потенциал педагогических воззрений и обосновано представление о романах-трактатах Ж.-Ж. Руссо как образовательных романах.

Личный вклад автора заключается: в разработке общего замысла работы и реализации задач исследования; непосредственном участии в развитии гуманистических идей педагогической концепции Жан Жака Руссо.

Основные положения, выносимые на защиту. 1. Научное наследие Ж.-Ж. Руссо в целом характеризуется ярко выраженной гуманистической направленностью; его трактаты о воспитании возникли как ответная реакция на кризис человека в социальной и культурной жизни Франции XVIII века. Истоки учения о воспитании естественного и свободного человека лежат в философской системе ученого, положительное содержание которой основано на идеи просветительского оптимизма. Это открывает возможности развития прогресса в науке, сфере образования и воспитания. Философско-педагогическое наследие Ж.-Ж. Руссо обогащает понятие и принцип гуманизма совокупностью педагогических идей, последовательное развитие которых в научных и художественных произведениях с 40х до 70х гг XVIII веке позволяет говорить об оригинальной концепции воспитания.

2. В научной биографии и педагогическом наследии Жан Жака Руссо обнаруживаются две противоположные и одновременно родственные тенденции, связанные с гуманизмом эпохи Просвещения. Первая обращена к естественным свойствам человека, к стремлению найти естественные принципы человеческой жизни (проповедь ответственности, неизбежность страданий и др.); вторая - (обретение творческой благодати «восприимчивость к космосу», независимость суждений) к идеалу совершенного человека. Свобода и ответственность образуют в гуманистической концепции воспитания идеал совершенной личности как цель и как результат воспитания: индивидуальность, независимость личности, ответственность как интеллектуальная так и моральная, добородетель, независимость суждений и чувств. Свобода как способ повиноваться нравственным законам, а также способность быть счастливым, уметь переносить неизбежные страдания.

Идеал совершенного человека - наиболее разработанная часть гуманистической концепции воспитания с точки зрения реализации этой цели художественными, научными и публицистическими средствами.

3. Основными направлениями гуманистического воспитания, Ж.-Ж. Руссо провозглашает интеллектуальное, нравственное, религиозное, политическое. Однако принципиальное значение в его воззрениях имеет не содержание, а последовательность воспитательных воздействий и их непротиворечивость. Последовательность (естественность) воспитания развивается от чувственного общения с предметом, явлением к оценке его значимости разумом, а затем к соотнесению этой оценки с высшими ценностями, а значит, воспитание должно вначале развивать тело ребенка. Его двигательные способности, научить накапливать жизненный опыт и лишь затем содействовать интеллектуальному и нравственному развитию. 4. Гуманистическая концепция Ж.-Ж. Руссо включает в себя достаточно разработанный комплекс средств и способов воспитательного воздействия. Автор предлагает две последовательные формы: подготовительное («отрицательное») и подлинное («положительное») образование ребенка. Отрицательное воспитание (термин Ж.-Ж. Руссо, дополненный И. Кантом) - это система косвенных воздействий, не мешающих природе. Положительное воспитание характеризуется взаимодействием учителя и воспитанника, построенном на авторитете педагога. Следовательно опосредованное (или косвенное) и прямое педагогическое взаимодействие в равной степени представлены в гуманистической концепции воспитания

Апробация и внедрение результатов исследования. Ход и результаты исследования прошли апробацию в докладах и выступлениях на семинарах и конференциях, посвященных проблемам воспитания и образования в гг. Брянск, Кострома, Пермь, Санкт-Петербург, Шуя.

Структура диссертации. Диссертация состоит из введения, двух глав, заключения, списка использованных источников и литературы, включающего 223 наименования и приложений.

Похожие диссертационные работы по специальности «Общая педагогика, история педагогики и образования», 13.00.01 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Общая педагогика, история педагогики и образования», Герасимова, Ольга Ивановна

ВЫВОДЫ ПО ВТОРОЙ ГЛАВЕ

На основании проведенного исследования нами сделаны следующие выводы.

1. В гуманистической концепции воспитания Ж.-Ж. Руссо были разработаны многие важные аспекты, в том числе взаимоотношения природы, человека и религии, преобразования общественных отношений, развития и воспитания гармоничной личности, семьи и брака, предпосылки раздельного воспитания мальчиков и девочек и многие другие. В центре его концепции - личность ребенка. Для Ж.-Ж. Руссо природа ребенка священна и уникальна, а воспитатель должен стремиться к тому, чтобы ребенок сохранял как можно дольше свой неповторимый, природный вид. «Природа желает, чтобы дети были детьми, прежде чем они станут взрослыми», - писал Руссо. Заслуга Ж.-Ж. Руссо в защите детства - в утверждении самоценности каждого периода в жизни ребенка, он обосновал, как поэтапно в соответствии с возрастом должны меняться предмет и методы воспитания ребенка. Педагогическая концепция Ж.-Ж. Руссо строится на основе системы принципов, реализация которых способствует гуманистическому воспитанию: принцип природосообразности, принципы учета возрастных особенностей детей, принцип общения ребенка с природой, принцип толерантности, принцип развивающего обучения и воспитания, принцип учета социально-биологических и половых различий детей.

2. Принцип природосообразности воспитания Ж.-Ж. Руссо доказал свою востребованность и актуальность со времен эпохи Просвещения и до наших дней. Педагогические воззрения о природосообразности Ж.-Ж. Руссо были предтечей становления науки о ребенке. В современных теориях о воспитании признано: эффективное влияние на личность возможно лишь тогда, когда используются знания о ней, накопленные изучающими ее науками; ребенок, как живое, мыслящее, активное существо является субъектом собственной деятельности. С полным основанием можно говорить о преемственностимежду.^педагогикой-Ж.-Ж. Руссо и теорией тендерного воспитания. Система педагогических взглядов Руссо на процесс формирования личности в ходе воспитания стала одним из источников современной отечественной теории развивающего обучения, заложенных в трудах J1. С. Выготского, В. В. Давыдова, J1. В. Занкова и др.

3. Ж.-Ж. Руссо развивал основные положения классической дидактики Я. А. Каменского, в частности, принцип наглядности («золотое правило дидактики»). Руссо, как никто понимал значение природы в формировании мира людей, воспитании их в духе гуманизма, целостности и гармонии человека с природой. В деле воспитания ребенка Ж.-Ж. Руссо исключительное значение придавал наблюдению за живой природой, так как дети лучше воспринимают живые образы, чем идеи. Поэтому он требовал близости детей к природе, развития умения и навыков наблюдательности. Природа со своим многообразием - самое интересное и лучшее воспитательное средство. В современных теориях воспитания по данному вопросу высказываются взгляды, близкие к позиции Ж.-Ж. Руссо.

4 Актуальность педагогического наследия Ж.- Ж. Руссо сегодня в значительной степени определяется противоречивостью этого наследия. Оно по своей инновационное™ и масштабности намного опережало время, поэтому его педагогические воззрения не всегда находили понимание и отклик у современников, зачастую подвергались критике и в конечном итоге оказались не востребованными. Затронув глобальные вопросы обучения и воспитания личности, Ж.-Ж. Руссо не мог в принципе реализовать их на практике. Вот почему практически все высказывания Руссо по вопросам организации, методологии и методики воспитательного процесса носят ярко выраженный инновационный характер.

5. Идеи французского мыслителя о семье, о браке и о семейном воспитании детей, аспекты которого ранее не рассматривались в педагогике с позиции тематического подхода. Семья, по мнению

Ж.-Ж. Руссо, создается по законам природы, то есть естественным путем, и вмешиваться в данный процесс никто не должен. Он отделял общественное и семейное воспитание, однако находил много общего между ними в задачах, целях и в итоге самого процесса воспитания.

6. Ж.-Ж. Руссо отдавал ведущую роль в воспитании физическим упражнениям и труду, которые формируют тело и душу ребенка. В настоящий момент в педагогике приоритетным направлением считается сохранение и укрепление физического и психического здоровья подрастающего поколения, которое в свою очередь заключается в организации и проведении физкультурных, закаливающих и оздоровительных мероприятий, способствующих укреплению тела ребенка, имеющих в настоящее время здоровьесберегающую направленность. Следовательно, Руссо уже тогда проводил связь между здоровьем и состоянием души человека, считая это главным условием гармоничного развития личности.

7. Ж.-Ж. Руссо попытался обосновать соединение воспитания с производительным трудом, включающее, прежде всего уважение личности ребёнка и организацию его самостоятельности. В трудовой теории Ж.-Ж. Руссо - активная позиция самого воспитанника в выборе материалов, инструментов, видов и приемов деятельности до того, как он сам приступил к делу, в посещении ремесленных мастерских, причем не просто для наблюдения за работой, а для непосредственного «приложения своих рук», налицо просматриваются элементы метода проекта. Бесспорно, было бы неправильно утверждать, что Руссо ясно представлял себе идею проектного метода обучения. Прогресс наук и «искусств» выдвигает необходимость трудового воспитания как важной части развития личности и предполагает способность к перемене труда, в контексте последовательного ряда действий - от качества здоровья к качеству образования и качеству жизни конкретного человека, к качеству жизни общества в целом.

8. Генезис оценки творчества Ж.-Ж. Руссо, как в мировой, так и в отечественной педагогике, носит противоречивый характер. Это свидетельствует о той сложности и многогранности проблем, которые затронул французский гуманист и просветитель. В оценке педагогических воззрений Ж.-Ж. Руссо нами условно выделены четыре основные .этапа. Первый этап (середина XVIII века - 1778г.) связан с прижизненной оценкой педагогического творчества Ж.-Ж. Руссо. Для этого этапа характерна оценка педагогических взглядов Ж.-Ж. Руссо от мировой известности до резкой критики и забвения. Второй этап (1778 -1917гг.). Для этого этапа характерна разносторонняя оценка педагогических взглядов и деятельности Ж.-Ж. Руссо. Она была многообразной и неоднозначной. Третий этап (1917-1990гг.) - советский период оценки педагогических взглядов и творчества Ж.-Ж. Руссо. Для него характерен анализ педагогических воззрений и жизни Ж.-Ж. Руссо с классовых позиций, когда однозначность оценки сочеталась с упрощенной односторонней партократической оценкой. Четвертый этап (после 1990г.) - в современной отечественной педагогической литературе возрождается разнообразие оценок педагогического творчества Ж.-Ж. Руссо. Педагогические взгляды Ж.-Ж. Руссо в постсоветский период начинают привлекать многих исследователей и практических работников образовательных учреждений. В настоящее время стала более отчетливо видна значимость педагогических идей Ж.-Ж. Руссо. То, что раньше, нередко воспринималось как заблуждение великого гуманиста, в настоящее время поразительно соответствует новейшим тенденциям в современной педагогике.

158

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги проведенной работы, нами были решены основные задачи данного исследования и сформулированы следующие выводы.

1. В диссертации показано, что целой плеядой английских и французских философов-просветителей XVIII века, в которую входил Жан-Жак Руссо, были заложены основы гуманистической педагогики. Достаточно полно они получили воплощение в педагогической концепции Жан-Жака Руссо. При обосновании целей педагогической концепции воспитания Руссо исходил из западноевропейских образовательных инноваций, из демократических ценностей эпохи Просвещения. При анализе становления и развития концептуальных положений гуманистического воспитания мыслителя было выявлено, что его творчество было опосредовано идеями французских, английских философов, собственно демократическим мировоззрением и общественно-педагогическим движением во Франции данного периода.

2. В основу философских размышлений Ж.-Ж. Руссо положил идею преобразования общества, создание новых социальных, экономических и коммуникативных отношений. В центре его философского учения стоит человек - свободно мыслящий и «естественно» воспитанный. Французский просветитель, выделяя качества людей, характеризуя их поведение в обществе, подчеркивал необходимость их развития в процессе формирования человека. Реорганизацию общества он преломляет через призму воспитательного процесса, в том числе воспитания в семье. В философском понимании французского мыслителя, семья и общество -есть нечто единое, целое, несуществующее одно без другого. Некоторые проблемы преобразования социальных отношений автор рассматривал через призму семьи и брака, находя много общего в их организации и функциях, ведь и то, и другое - воспитывают гражданина нового социального строя. Говоря об этом, Руссо и не предполагал, что его идеи явятся предпосылками французской революции, положившей конец отжившим себя общественным устоям и распущенным нравам правящего двора. Философское мировоззрение величайшего мыслителя эпохи Просвещения - это толчок к новому мышлению, новому воспитанию.

3 Проанализированы основные положения педагогической концепции воспитания Жан-Жака Руссо в трактовке современных тенденций. В воспитании сегодня происходит взаимопроникновение научного, религиозного, нравственного, эстетического и др. походов к формированию личности. Исходя из этого, в современной педагогике довольно сложно выделить четкие направления в оценке педагогических взглядов и деятельности Жан-Жака Руссо. В определенном смысле можно говорить о светском, нравственном и гуманистическом воспитании, хотя общего здесь нередко больше, чем различного. На наш взгляд, более эффективным является анализ педагогических взглядов, жизни и деятельности Ж.-Ж. Руссо в системном единстве, проводя изучение его сочинений не в историко-философском, а в педагогическом плане, исходя из основных педагогических воззрений французского просветителя. Данный подход нами реализован при обосновании методологии изучения педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо в современном контексте воспитания.

4. Педагогическое наследие Руссо представляет значительный вклад в развитие гуманистической педагогической мысли, а его «свободное и естественное воспитание» определяет стержневую сущность гуманистической направленности педагогической концепции и предвосхищает ведущие тенденции развития мировой педагогики и современных теорий воспитания, не детерминированные конкретно-историческими и культурными условиями. Основываясь на принципах сенсуализма, Руссо исповедует очевидный педагогический оптимизм, основанный на презумпции уважения личности ребенка и раздельном воспитании детей по половому признаку, физическому и трудовому воспитанию, недопущения форсирующего и иного другого насилия над естественным процессом созревания ребенка, неприемлемости механического заучивания неосмысленных сведений, ориентации на обучение самостоятельным действиям, развитие природных способностей - объективно заложив фундамент радикальной и масштабной реформы педагогики XVIII - XIX вв.

5. Педагогическая концепция воспитания Руссо как личностно-ориентированная система, воплотившая гуманистические идеи эпохи Возрождения и соединившая их с инновационными процессами в образовании европейских стран эпохи Просвещения, представляет собой новый гуманистический этап на пути к решению образовательно-воспитательных проблем, центральной фигурой которого является свободно и естественно развиьающийся ребенок. Этот этап является попыткой Руссо обосновать идею антропологического и аксиологического подходов в теории и практики обучения и воспитания. Для современных образовательных учреждений исторически значимой является защита Руссо гуманистического стиля отношений между педагогом и ребенком, установление между ними субъект-субъектных взаимоотношений, стимулирующих их саморазвитие, исключающих авторитарность, принуждение и насилие.

6. Востребованность педагогического наследия Ж.-Ж. Руссо в значительной степени определяется противоречивостью этого наследия. Оно по своей инновационное™ и масштабности намного опережало время, поэтому его педагогические воззрения не всегда находили понимание и отклик у современников, зачастую подвергались критике и в конечном итоге оказались невостребованными. Затронув глобальные вопросы обучения и воспитания личности, Ж.-Ж. Руссо не мог в принципе реализовать их на практике. Практически все высказывания Ж.-Ж. Руссо по вопросам организации, методологии и методики воспитательного процесса носят ярко выраженный новаторский характер. По мысли Ж.-Ж. Руссо, педагог не должен находиться в положении человека, знающего окончательные ответы на все поставленные вопросы. Вопросы, заданные детям, по мнению Руссо, должны быть проблемными и для самого педагога. Такой подход является стимулом для дальнейшего развития современной теории проблемного обучения.

7. Цель воспитания по Ж.-Ж. Руссо - создание свободного человека, а начало воспитания философ видит в развитии чувственного опыта. Данная позиция имеет место во многих современных воспитательных и образовательных программах, которые также видят основную цель воспитания в развитии гармоничной личности. Кроме того, французский философ отводил ведущую роль в воспитании физическим упражнениям и труду, которые формируют тело и душу ребенка. В настоящий момент в педагогике приоритетным направлением считается сохранение и укрепление физического и психического здоровья подрастающего поколения, которое в свою очередь заключается в организации и проведении физкультурных, закаливающих и оздоровительных мероприятий, способствующих укреплению тела ребенка. Следовательно, Руссо уже тогда проводил связь между здоровьем и состоянием души человека, считая это главным условием гармоничности личности, а значит и общество будет здоровым.

8. Ж.-Ж. Руссо стремился обосновать целостную развива ощую систему воспитания, где не было бы места ни схоластическому теоретизированию, ни упрощенному пониманию эмпиризма. Важнейшим ''принципом педагогики Ж.-Ж. Руссо стал принцип свободы, который был отражен в его своеобразной системе воспитания. Структурными компонентами «свободного» воспитания, как педагогической подсистемы, являются: семейное воспитание, подготавливающее детей к освоению социального опыта, к творческой деятельности на основе единства обучения и воспитания, развития и социализации личности; физическое воспитание, обеспечивающее здоровье ребенка и направленна на укрепление его физических сил; трудовое воспитание, направленное на свободное владение практическими навыками сельскохозяйственного и ремесленного труда, обучение полезным профессиям; нравственное воспитание, направленное на решение трех основных задач - это воспитание добрых чувств, добрых суждений и доброй воли через совершение добрых дел, восприятие добрых примеров и воспитание добрых суждений. Условия организации воспитательного процесса (субъект-субъектный стиль отношений, практическая направленность, создание развивающей эмоциональной микросреды и др.), многообразие методов и форм воспитания, обеспечивающих взаимодействие воспитателя и воспитанника, активизацию потребностно-мотивационного и познавательного ядра личности ребенка на основе организации процесса естественного и свободного воспитания; воспитание и социализация личности ребенка путем организации его целенаправленной полезной деятельности.

9. Показана специфика современного этапа в осмыслении педагогической концепции Ж.-Ж. Руссо и выявлена ее актуальность для современного образовательного пространства. Великая заслуга Ж.-Ж. Руссо заключается в том, что он одним из первых в педагогике выступил за гуманизацию воспитания. Тенденцией для современной отечественной педагогики является то, что педагогическая концепция воспитания Ж.-Ж. Руссо справедливо считается «открытой», то есть она способна к дальнейшим формообразованиям. Это касается концепции свободного воспитания, гуманизации и гуманитаризации воспитания, связи обучения с практическими интересами воспитанника. Принцип свободы, как основной принцип педагогики Ж.-Ж. Руссо, должен быть реализован и в оценке современной педагогической теории и практики.

Процесс воспитания, по мнению Ж.-Ж. Руссо, есть органическая целостность, очень сложная система взаимодействия среды, личности ребенка и педагога, система, в которой тесно переплетаются гуманистические взгляды, нравственные идеалы, эстетические ценности и прагматические интересы личности. Такое понимание концепции педагогического процесса оказалось особенно актуальным для современного этапа обучения и воспитания. Пронизанные идеями гуманизма и педагогического новаторства, органично входящие в мировую историю образования, науки культуры, включая российскую историю педагогики, концептуальные положения Ж.-Ж. Руссо, несомненно, являются актуальными для современного воспитания. Они могут быть использованы при дальнейшей разработке образовательного пространства, а также в реформировании российского образованиях на принципах гуманизма.

10. Показана актуализация тех проблем, которые поставил и пытался решить Ж.-Ж. Руссо, в основных направлениях современной педагогики воспитания. Педагогическая концепция воспитания Ж.-Ж. Руссо по сути своей представляет собой ярко выраженный инновационный характер. Инновации здесь многообразны, они охватывают не только методологию, но и методику преподавания конкретных учебных предметов. Современной педагогике присуща творческая направленность, так как постоянно возникают новые педагогические идеи в воспитании. Можно говорить, наверное, об инновационной методологии в педагогическом творчестве Ж.-Ж. Руссо. И данная методология представляет в настоящее время особый интерес. Ж.-Ж. Руссо развивал идеи очень близкие к современной теории воспитания, поскольку педагогический процесс, изложенный в социально - философском романе «Эмиль», строится на принципах природосообразности и свободы. Руссо можно считать одним из представителей антропологической педагогики.

11. Показательно, что многие концептуальные педагогические идеи Руссо были активно восприняты педагогикой Западной Европы и в России. Так, педагогика Л. Н. Толстого, одна из самых известных в дореволюционной российской педагогике XIX века, имеет много точек сопряжения с педагогической концепцией Ж.- Ж. Руссо. Толстой, как

Руссо, верил в добрые начала, заложенные природой в любом человеке, отстаивал ненасилие как ценность, полагал, что воспитание должно создавать условия для самовыражения и свободного развития ребенка и исключает принуждение и насилие над ним, рассматривает ненасилие как нравственный принцип взаимодействия людей, как отношение человека к человеку, в основе которого свобода интереса и толерантность к людям.

12. Много общего имеется между педагогической концепцией Ж.-Ж. Руссо и вальдорфской педагогикой, которая исходит из непознаваемости сущности ребенка с помощью рациональных методов обучения и воспитания. Эту сущность можно лишить интуитивно улавливать, поэтому от педагога требуется не только самоотдача и подвижничество, но и весьма своеобразное миросозерцание. Важнейшим становится понятие «метаморфозы», когда все качества ребенка в ходе обучения и воспитания развиваются из неведомого источника. Исходя из такого понимания, Ж.-Ж. Руссо отрицал возможность существования единственного правильного метода обучения.

Таким образом, можно говорить об актуальности изучения наследия Ж.-Ж. Руссо в новых социально-исторических условиях, о многогранности тех проблем, над которыми работал гуманист-просветитель и многие из которых переоткрываются в современной отечественной и зарубежной педагогике. Педагогическое наследие Ж.-Ж. Руссо принадлежит не только истории, но должно быть востребовано современной педагогикой, осваивающий гуманистические традиции и новации образования.

Исследование подтвердило, что педагогическое наследие Ж.-Ж. Руссо заслуживает дальнейшей разработки по различным направлениям и темам, включая более глубокое изучение аспектов семейного воспитания, заслуживает осмысления его философско-педагогическая концепция социализации воспитания, актуальным является специальное изучение работ Руссо ио теории педагогики, дидактике с позиции современной теории образования.

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Герасимова, Ольга Ивановна, 2007 год

1. НИОР РГБ, Ф.219, №58, оп.З, л.2.

2. НИОР РГБ, Ф.278, №586, оп.7, 32лл.

3. НИОР РГБ, Ф. 178, №2811. оп. 17, лл.261 -262.1.. Произведения Жан-Жака Руссо

4. Руссо, Ж.-Ж. Избранные сочинения Текст./ Ж.-Ж. Руссо М. : Гослитиздат, 1961. - 851с.

5. Руссо, Ж-Ж. Собрание сочиненийТекст./Ж.-Ж. Руссо//Пер. и ред. Н. Л. Тиблена: в 3-х т. Т. 1. - СПб., 1866. -639с.

6. Руссо, Ж.-Ж. Собрание сочиненийТекст./Ж.-Ж. Руссо. Киев : 1904.-597с.

7. Руссо, Ж.-Ж. Избранное: Главы и отрывки из сочиненийТекст. /Жан-Жак Руссо//Пер с фр, сост., предисл., примечан. И. Верцмана.- М. : Детская литература, 1976. 190с.

8. Руссо, Жан-Жака. ИспоредьТекст./Ж.-Ж. Руссо//с илл. Мориса Лееца, портр. Руссо и критико-биограф очерком. Пер. с фр., под ред. С. Трубачева. СПб., 1901.-512с.

9. Руссо, Ж.-Ж. Исповедь. Прогулки одинокого мечтателя Текст./ Ж.-Ж Руссо//Пер. с фр. М., 1949. - 708 с.

10. Руссо, Жан-Жак. ИсповедьТекст./Ж.-Ж Руссо//Пер. с фр. , под ред. Н. А. Бердяева. Киев: 1905.-247с.

11. Руссо, Жан-Жак. О богеТекст./ Ж.-Ж. Руссо//Пер. с фр. Л. Н. -СПб.: Светоч, 1908. 56с.

12. Руссо, Жан-Жак. О естественном состоянииТекст./Ж.-Ж. Руссо.- СПб., Сойкин, 1904. 56с. Вып.9.

13. Руссо, Жан-Жак. Об искусстве. Статьи, высказывания, отрывки из произведенийТекст./Ж.-Ж. Руссо//Пер. с фр. и выступ, статья, С.З-62. Т. Э. Барской. Л.-М.: Искусство, 1959. -296с.t

14. Руссо, Жан-Жак. Размышление о величестве божьем, о его промысле и о человеке г. Ж.-Ж. РуссоТекст./Ж.-Ж. Руссо//Пер. 1769 и 1770 года С. Башиловым. СПб. , тип. Артиллер. и инж.ушляхетского кадетского корпуса, около 2770. 156с.

15. Руссо, Жан-Жак. Об общественном договоре, или Начала политического праваТекст./Ж.-Ж. Руссо//Пер. Френкеля, под ред. и предисл. А. К. Дживелегова. М. : Труд и воля, 1906. - 208с.

16. Руссо, Жан-Жак. Рассуждение о начале и основании неравенства между людьми, сочиненное господином Ж.-Ж. РуссоТекст. /Ж.-Ж. Руссо//Пер. и снабдил предисловием П. Потемкин. М. : печатано при Императорском Московском унив., 1770. -51с.

17. Руссо, Жан-Жак. Трактаты. Переводы. [Текст]/ Ж.-Ж. Руссо//Подготовили В. С. Алексеев-Попов, Ю. М. Лотман, И. А. Полторацкий, А. Д. Хаютин. [Коммент. В. С. Алексеева-Попова и Л. В. Борщевской]. М. : Наука. 1969. - 703с.

18. Руссо, Ж.-Ж. Эмиль, или О воспитании. [Текст]/Ж.-Ж. Руссо// Руссо, Ж.-Ж. Пед. соч: в 2-х т./Ж.-Ж. Руссо/под ред. Г. Н. Джибладзе. М. : Педагогика, 1981. - Т. 1. - 815 с.

19. Rousseau, J.- J. Fragment politiques //J.-J. Rousseau. Oeuvres completes. -T. III. : Db contrat social. Ecritiques politiques. P.47I-560.

20. Rousseau, J. J. Observations//! J. Rousseau. Oeuvres completes. T. III. : Du comtrat social. Ecrites politiques

21. Rousseau, J. J. Rousseau juge de Jean-Jacques//J. J. Rousseau. Oeuvres completes, - T. IX. 'f

22. I. Справочно-библиографические издания

23. Брокгаузъ, Ф. А., Ефрон, J1. Руссо Жан-Жак. [Текст]//Энцикл. словарь: в 82 т.- СПб.,1899. Т.53. - С. 348-363.

24. Сиволап, И. И. Руссо в советской литературе 1917-1976 годовик 200 летию со дня смерти) Текст./И. И. Сиволап//Французский ежегодник за 1976 год. -М. : 1978. -С.83-126.

25. Розанов, Я. Библиография РуссоТекст./Я. Розанов//Под знаменем марксизма. M. : 1928. - №7-8. - С. 114-139.

26. Чистякова, Н. А., Пашаева, H. М. Редкие издания Вольтера и Руссо вфондах Исторической библиотеки в Москве Текст./ Н. А. Чистякова, H. М. Пашаева//Французский Ежегодник за 1978 год. М., 1980. -С.70-78.

27. Senelier, Jean. Bibliographie geneuale de J. J. Rousseau. - Paris : P. U. F, 1950.-459 P.

28. Gagnebin, B. Bibliographe de J. -J. Rousseau.//Annales de la Société de J. -J. Rousseau. 1952. - T. XXXII. - P. 231-235.1.. Литература

29. Алексеева, С. A. Состояние системы образования Франции накануне Великой буржуазной революции 1789г Текст. / С. А. Алексеева // Образование на рубеже двух тысячелетий : Сборник. М., 2002. - С.29-36.

30. Алексеева, С. А. Педагогические идеи деятелей французской революции в конце XVIII века Текст./С. А. Алексеева. М. : Чебоксары : АПСН, 2002. - 175 с.

31. Алексеев Попов, В. С. О социальных и политических идеях Жан-Жак Руссо. [Текст]/В. С. Алексеев - Попов//В кн. «Жан-Жак Руссо. Трактаты Руссо». - М. : Наука 1969. - С.487-555.

32. Алферов, С. Ю. Вопросы образования и просвещения в рабочем движении предмарксова периодаТекст./С. Ю. Алферов//Советская педагогика. 1983. - № 10. - С. 88-94.

33. Асмус, В. Ф. Ж.-Ж. Руссо. [Текст]/В. Ф. Асмус//Асмус В. Ф Историко-философские этюды/В. Ф. Асмус. М., 1984. -318 с.

34. Бабеф, Г. Соч. : в 4-х т. Текст./Г. Бабеф. М. : Педагогика, 1975-1982.-Т.4.-435с.

35. Бахтин, Н. Н. Руссо и его педагогические воззрения. Текст. /Н. Н. Бахтин. СПб. ,1913. - 84с.

36. Белинский, В. Г. Поли собр. соч. Текст./В. Г. Белинский. М. : ОГИЗ, Госполитиздат, 1948. ;

37. Бернардинер, Б. М. Социально-политическая философия Ж. -Ж. Руссо Тскст./Б. М. Бернардинер. Воронеж, 1940. - 160с.

38. Берулава, М. Н. Состояние и перспективы гуманизации образования Текст./М. Н. БерулаваШедагогика. 1996. - №1. - С. 9-11.

39. Библер, В. С. Нравственность. Культура. Современность: (философские размышления о жизни.)Текст./В. С. Библер. М. : Знание, 1990.-62 с.

40. Бим-Бад, Б. М. Воспитание человека обществом и общества человеком Текст./Б. М. Бим-Бад//Педагогика. 1996. -№ 5. - С. 3-9.

41. Бим-Бад, Б. М. Очерки по истории и теории педагогики Текст. /Б. М. Бим-Бад. М.: УРАО, 2003.- 272 с.

42. Бим-Бад, Б. М. Образование в контексте социализации Текст. /Б. М. Бим-Бад, А. В. Петровский//Педагогика. 1996. - № 1. - С. 3.

43. Бирич, И. А. Философская антропология и образование (на путях к новому педагогическому познанию) Текст./И. А. Бирич. М. : АО «Московские учебники», 2003.

44. Блонский, П. П. На путях к политехнической школе. [Текст]/ П. П. Блонский // Блонский П. П. Избр. пед. соч./П. П. Блонский. -М., 1961.-695 с.

45. Бондаревская, Е. В. Гуманистическая парадигма личностно-ориентированного образования Текст./Е. В. Бондаревская //Педагогика. 1997. - № 4. - С. 11 -17.

46. Борисенко, М. К. «Исповедь» Жан-Жака Руссо: (К проблеме метода): Текст. дис. канд. филолог, наук : 10.02.19 / М. К. Борисенко.-М.,1986.-251 с.

47. Борисов, Н. Е. Шарль Морис Талейран Текст./Н. Е. Борисов. М. : Междунар. отношения, 1990.- 319 с.

48. Бунаков, Н. Ф. Избр. пед. соч., вступ ст. В. 3. СмирноваТекст./ Н.Ф. Бунаков.-М.,1953.-412 с.

49. Васильев, В. А. Ж.-Ж. Руссо о воспитании добродетели Текст./ В. А. Васильев//Социально-гуманитарные знания. 2002. - № 6.

50. Вахтеров, В. П. Основы новой педагогики Текст./В. П. Вахтеров. -М.,1913.-400 с.

51. Вейкшан, В. А. Педагог-мыслитель. К 250 летию со дня рождения Ж.-Ж. Руссо Текст./В. А. Вейкшан//Лит. газ.- 1962.- 28 июня. - С. 3.

52. Вильгельм Виндербург. Избранное: Дух и история Текст.: Пер. с нем. /В Виндербург. М.: Юрист, 1995. - 687 с.

53. Великие мыслители Запада Текст. : пер. с англ./В. Федорина. М. : КРОН-ПРЕСС, 1999.-656 с.

54. Величие здравого смысла, человек эпохи Просвещения Текст./сост. С. Я. Карп. М. : Просвещение, 1992. - 287 с.

55. Венцель, К. Н. Этика и педагогика творческой: личности Текст./ К. Н. Венцель//Этика и педагогика творческой: личности. М. , 1911.-Т. 1 :388с.;-Т. 2. :389с.

56. Верцман, И. Е. Ж.-Ж. Руссо Текст. /И. Е. Верцман.- М. : Худ. литература, 1958.-271 с.

57. Волгин, В. П. Развитие общественной мысли во Франции XVIII века Текст./В. П. Волгин. М.: Наука, 1977.- 375 с.

58. Вопросы воспитания: системный подход Текст./под; ред. Л. И. Новиковой. М., 1981.- 136 с.

59. Воспитательный потенциал семьи и социализация детей Текст.//Педагогика. 1999. - № 4.- С. 27-39.

60. Газман, О. С. Педагогика свободы: путь в гуманистическую цивилизацию 21 века.Текст./0. С. Газман//Классный руководитель. 2002.-№3.-С. 5-9.

61. Ганелин, Ш. И. Очерки по истории средней школы в России второй половины XIX в.Текст./Ш. И. Ганелин. М.: Учпедгиз, 1950.- 275 с.

62. Гельвеций, К. А. Сочинения Текст.: в 2-х т. /К. А. Гельвеций; М., 1974.-Т 2.- 687 с.

63. Герасимова, О. И. Идеи трудового воспитания Ж.-Ж. Руссо в ^ контексте технологической подготовки учащихся Текст.

64. О. И. Герасимова//Технологическое образование школьников в начале XXI века: материалы науч. практ. конф 13-15 декабря 2005г. /под ред. В. Д. Симоненко, М. В. Ретивых, Ю. Л. Хотунцева. -Брянск : РИО БТУ, 2005. 4.2. С. 23-24.

65. Герасимова, О. И. Предпосылки тендерного воспитания в гуманистической педагогике Ж.-Ж. Руссо Текст./0. И. Герасимова//Наука и образование глазами молодых ученых: сб. науч. работ. Шуя : Весть, 2006. - С.6-8. 7

66. Герцен, А. И. Избр. филос. произв. Текст.: в 2-х т. /А. И. Герцен. -М., 1948.-Т.1.- 369 с.

67. Гершунский, Б. С. Философия образования Текст. /Б. С. Гершунский-М. : Флинт, 1998.- 608 с.

68. Герье, В. И. Руссо как личность Текст./В. И. Герье // Педагогика. -1992. № И -12.-С. 74-76.

69. Гессен, С. И. Основы педагогики. Введение в прикладную философию Текст./С. И. Гессен /отв. ред. и сост. П. В. Алексеева. -М. : Школа-Пресс, 1995.-447с.

70. Геффдинг, Г. Жан Жак Руссо и его философияТекст./ Г. Геффдинг. -СПб., 1898. - 154с.

71. Гобель, Г. Распространение идей Руссо и истолкование руссоизма Текст./Г. Гобель//Французский ежегодник за 1978год. М. , 1980.- С.22-31.

72. Гольбах, П. А. Избранные произведения: в 2-х т. Текст./ П. А. Гольбах. М. : Соцгиз, 1963. - Т.1.- 715 с.; - Т. 2. -563с.

73. Гончаров, Н. К. Историко-педагогические очерки Текст. /Н. К. Гончаров.-М.: Акад. пед. наук, 1963.- 375 с.

74. Грэхэм, Г. Ж.-Ж. Руссо : его жизнь, произведения и окружающая среда Текст./Г. Грэхэм. М.: 1908. - 132с.

75. Гуманистическая мысль, школа и педагогика эпохи Средневековья и начала Нового времени Текст.: (Исслед и материалы).- М. : АПН СССР, 1990.-159 с.

76. Гурлитт, Л. Проблема всеобщей средней школы Текст./Л. Гурлитг.- М.: Жур.-газ. объединение, 1939.- 164 с.

77. Данилюк, А.Я. Развитие педагогической антропологии в контексте русской культурной традиции Текст./А. Я. Данилюк //Педагогика.- 2003. №1.- С. 82-88.

78. Дворцов, А. Г. Жан-Жак Руссо Текст./А. Г. Дворцов. М. : Наука, 1980.- 111 с.

79. Державин, К. А. Руссо и руссоизм история французской литературы Текст./К. А. Державин. - М. : Изд-во Акад. наук СССР, 1946.-483с.

80. Демолен, Э. Новое воспитаниеТекст./Э. Демолен. -М.,1900. 308с.

81. Джибладзе, Г. Н. Жан-Жак Руссо и его педагогическое наследиеТекст./Г. Н. Джибладзе//Руссо Ж.-Ж. Педагогические сочинения : в 2 т./под ред. Г. Н. Джибладзе. М. : Педагогика, 1981. -Т.1. -С.10-12.

82. Джуринский, А. Н. История педагогики: учеб. пособие для педвузов Текст./А. Н. Джуринский. М.: ГИЦ «ВЛАДОС», 1999.-432 с.

83. Джуринский, А.Н. Зарубежная школа: история и современность Текст./А. Н. Джуринский.-М.: Педагогика, 1988.-С.119-124; 308

84. Джуринский, А. Н. Педагогика: история педагогических идей Текст. /А. Н. Джуринский. М. : Педагогическое .общество России, 2000.-С. 116-117; 156-159.

85. Дидро, Дени. Собр. соч. : в 10-х т. Текст./Д. Дидро М.-Л., 1935.- Т.2. 604 с.

86. Дистервег, А. Избр.пед.соч. Текст./А. Дистервег. М., 1956.-374 с.

87. Длугач, Т. Б. Подвиг здравого смысла, или Рождение идеи личности (Гольбах, Гельвеций, Руссо) Текст./Т. Б. Длугач. М. : Наука, 1995.- 191 с.

88. Добролюбов, Н. А. Черты для характеристики русского простонародья. [Текст]/Н. А. Добролюбов//Добролюбов Н. А. Собр. соч.: в 3-х т. /Н. А. Добролюбов. М.,1987. - Т. 3. - 870 с.

89. Егоров, С. Ф. Классическая русская педагогика XIX века: история современность Текст./С. Ф. Егоров//Педагогика. 2002. - № 4. -С. 63-69.

90. Огарев, Н П. План народной политехнической школы.[Текст] /Н. П. Огарев/Югарев Н П. Избр. соч. : в 2 -х т /Н. П. Огарев. М. : 1956.-2 Т.-С. 7-9.

91. Жорес, Ж. Социальная история ФранцииТекст./Ж. Жорес. М. : Знание, 1997.-403 с.

92. Закон Российской Федерации «Об образовании»Текст. 2-е изд. -М. : Изд-во Ось-89,2001. - С. 3 - 5.

93. Занков, Л. В. Избранные пед. трудыТекст./Л. В. Занков. -М., 1990.-418 с.

94. Засулич, В. Жан-Жак Руссо. Опыт характеристики его общественных идей.Текст./В. Засулич. М., 1923. - 146 с.

95. Зейлигер-Рубинштейн, Е. Коперник детства (Пед. учение Ж.-Ж. Руссо)Текст./Е Зейлигер-Рубинштейн //Учит. газ. 1962. - 28 июня.-С. 3.

96. Зибельфарб, И. И. Вопросы начальной и средней школы в революционной ФранцииТекст./И. И. Зибельфарб. М. : АПН СССР, 1938.-341 с.

97. Зибельфарб, И. И. Идеи и традиции Великой французской революции Текст./И. И. Зибельфарб. М.: Наука, 1971. - С. 222106. Жолибер, Б. Кондорсе[Текст]/Б. Жолибер//Перспективы: вопросыобразования. 1994. - №1/2. - С.191- 204.

98. Изложение учения Сен-Симона.Текст. М., 1947. - 599 с.

99. История воспитания и образования в России XVIII векаТекст. М. : Изд- во РОУ, 1992.- 4.2.

100. История педагогики как учебный предмет. Учебное пособие Текст. /под ред К. И. Салимовой. М.: Роспедагенство. 1996. - 230 с.

101. Каменев, С. А. Хрестоматия по истории зарубежной педагогики Текст./С. А. Каменев М., 1935. - С. 455- 535

102. Компре, Р. Ж.-Ж. Руссо и воспитание естественное Текст./Р Компре.-М., 1903. -96с.

103. Кант, И. Критика чистого разумаТекст.: пер. с нем./И. Кант. -М., 1994.-592 с.

104. Каптерев, П. Ф. Избр. пед. произв.Текст./П. Ф. Каптерев. -М., 1992.-С. 101-213.

105. Каплан, А. Б. Революционно-демократическая идеология и утопический социализм во Франции XVIII века Текст./ А. Б. Каплан.-M., 1989.- 188 с.

106. Кареев, Н. И. История французской революции Текст./Н. И. Кареев. -Л., 1937.-604 с.

107. Кечекьян, С. Ф. Ж.-Ж. Руссо великий французский просветитель XVIII века Текст./С. Ф. Кечекьян//Вопросы философии. - 1962. - № 7.- С. 55-67.

108. Кларин, М. В. Инновационные модели обучения в зарубежных педагогических поисках Текст. /М. В. Кларин. М. : Арена, 1994.

109. Коменский, Я. А. ,Локк Д., Руссо Ж.-Ж., Песталоцци И. Г. Педагогическое наследие Текст. /сост. В. M Кларин, А. Н. Джуринский. М. : Педагогика, 1988.-416 с.

110. Константинов, Н. А. Очерки по истории средней школы: гимназии и реальные училища с конца XIX в. до Февральской революции 1917г.Текст./Н. А Константинов,. М. : Учпедгиз, 1956.- 247 с.

111. Краткий словарь по философии Текст. / под общ., ред. И. В. Блауберга, И. К. Пантина. 4-е изд. - М„ 1982. - 413 с.

112. Кревин, Э. П. Педагогические идеи Л. Н. Толстого и Ж.-Ж. Руссо Текст. /Э. П. Кревин//Педагогический листок. 1913. - №3. - С. 13.

113. Кревин, Э. П. Руссо Текст./Э. П. Кревин. Петроград, 1915. - 92с.

114. Крупская Н. К. Жан-Жак Руссо. [Текст] /Н. К Крупская//Крупская Н. К. Пед соч. : в 10-ти т. /Н. К Крупская. М.: Изд-во Акад. пед. наук, 1957.-Т. 4.-С. 106-108; 146, 194-197; 218.

115. Конференция, посвященная 250-летию со дня рождения Жан-Жака Руссо Текст.: материалы. Одесса, 1962. - 96с.

116. Кузнецов, В.Н. Западноевропейская философия XVIII века Текст./ В. Н. Кузнецов. М.: Высшая школа, 1986.- 398 с.

117. Куликова, Т. А. Гуманизация образования и саморазвитие личности Текст./Т. А. Куликова. Хабаровск, 2001. - 232 с.

118. Кульневич, С. В. Педагогика личности : в 2- х ч.Текст. /С. В. Кульневич. 4.1. Стратегия и тактика личностного воспитания. Ростов на Дону, 1995. - 166с.

119. Лазарев В. В Альтернативная концепция РуссоТекст./В. В. Лазарев//Французское просвещение и революция. М., 1989.-237 с.

120. Ламетри, Ж. О. Сочинения Текст./Ж. Ламетри. М., 1983. - 509 с.

121. Леви Стросс. Жан-Жак Руссо-основатель гуманитарных наук Текст./Леви - Стросс //Личность. Культура. Общество. - М., 2000. -Т.2. Вып. 1.-400 с.

122. Леви Стросс. Три вида гуманизма Текст./Леви - Стросс /Личность. Культура. Общество. - М., 2000. - Т.2. Вып. 1. - С. 223.

123. Ленин, В. И. О воспитании и образовании: изд. 2-е. Текст./В. И. Ленин. М.: Просвещение, 1970,- 608 с.

124. Лесгафт, П. Ф. Избр. пед. соч. Текст./ П. Ф. Лесгафт /сост. И. Н. Решетель. М.: Педагогика, 1988. - 400 с.

125. Литвин, Л. Н. Идея «свободного воспитания в русской и советской дошкольной педагогики Текст./Л. И. Литвин //Дошкольное воспитание. -1991. № 6. - С. 54 - 59.

126. Лихачев, Б. Т. Педагогика противления злу ненасилием Текст. / Б. Т. Лихачева //Педагогика. 1998.-№ 4. - 18 - 23.

127. Век Просвещения. Сборник.Текст. Ред. коллегия: Ф. Бродель и др. -М.: Париж, 1970. -331с.

128. Лотман Ю. М. Беседы о русской культуре: Быт и традиции русского дворянства (XVIII -начало XIX века) Текст. /Ю. М. Лотман. -СПБ: Искусство, 1999.-415 с.

129. Малинин, В. И. Штрихи к портрету Текст. /В. И. Малинин //Педагогика. 1992.-№ 11-12. — С. 77-89.

130. Манфред, А. 3. Три портрета эпохи Великой Французской революции Текст. /А. 3. Манфред. М. : Мысль, 1979. - 440 с.

131. Маркс, К. Инструкция делегатам Временного Центрального Совет по отдельным вопросам. Соч. : в 2 х т.Текст./К. Маркс , Ф. Энгельс. -М., I957.-T.16.

132. Макьявелли Н. Государь Текст. Пер. с итал. /Н, Макьявелли. М.: АСТ: ЛЮКС, 2005.-461 с.

133. Матьез, А. Французская революция Текст./А. Матьез. Ростов-на Дону : Просвещение, 1985. - 574 с.

134. Мельник, Н. Б. Философия природы человека Ж.-Ж. Руссо как основание концепции естественного воспитания Текст.: автореф. дис. .канд. филос. наук : 09.00.01/Н. Б. Мельник.- Екатеринбург,2002. 18 с.

135. Милюков, П. Н. Очерки по истории русской культуры Текст. / П. Н. Милюков. СПб. ,1902. - 402 с.

136. Мисава, Т. Великий реформатор воспитания и образования Жан-Жак РуссоТекст./Т. Мисава. М.: 192. -С.З.

137. Модзалевский, Л.Н. Очерки истории воспитания и обучения с древнейших времен до наших времен Текст./Л. Н. Модзалевский.- СПб. : Алетейя, 2000. 448 с.

138. Момджян, Х.Н. Французское просвещение XVIII века: ОчеркиТекст./Х. Н. Момджян. -М. : Мысль, 1983.-447 с.

139. Мольш, Сэв. Современная французская философия: исторический очерк от 1789 года до нашего времени Текст./Сэв Мольш /ред. Т. А. Курсанова. М. : Прогресс, 1964.

140. Морлей, Дж. РуссоТекст./Дж. Морлей. М., 1884. - 132с.

141. Никандров, Н. Д. Ценности как основа целей воспитания Текст. / Н. Д. Никандров //Педагогика. 1998. - №3. - С. 3-10.

142. Никандров, Н. Д. Россия' социализация и воспитание на рубеже тысячелетий Текст./Н. Д. Никандров. М. : Педагогическое общество России, 2000. - 303с.

143. Новая история в документах и листовках.Текст. 2-е изд. -М., 1934.-Вып. 1 -407 с.

144. Новейший философский словарь Текст./сост. А. А. Грицанов. Мн.: Изд- во В. М.: Скакун, 1998. - 896 с.

145. Образ человека в зеркале гуманизма, мыслители и педагоги эпохи Возрождения о формировании личности (ХУ1-ХУ11) Текст.: учеб. пособ. по пед. антропологии. М., 1999. - 400 с.

146. Опыт разработки концепции воспитания Текст./под ред. Е. В. Бондаревской. Ростов-на Дону : Твор. центр, 1999. - 135 с.

147. Оуэн, Р. Избр. соч. Текст.: в 2-х т. /Р. Оуэн. М., 1950. - Т.2.-352 с.

148. Очерки истории школы и педагогики за рубежом Текст./пед ред. Ш. Ганелина, Д. Глубовских. М.: Педагогика, 1989. - С. 74-84

149. Очерки истории школы и педагогики за рубежом. Текст. Л., 1989. -С. 83- 93.

150. Педагогические идеи Р. Оуэна Текст./Р. Оуэн. М.,1940. - 266с.

151. Педагогика народов мира: История и современность Текст.: Междунар. Проект: учеб. пособие для вузов. М. : Пед. об-во России, 2001.-569 с.

152. Песталоцци, И. Г. Избр. пед. произв. Текст.: в 3- х т. /И. Г. Песталоцци. М.: Изд-во АПН РСФСР, 1961. -Т. 1. - 720 с.162.163.164.165.166.167168169170171172173174175

153. Пиотровский, Р. Г. Язык Руссо в его «Исповеди» Текст.: дис. . канд. филолог, наук: 10.02.19/Р. Г. Пиотровский. М., 1947.-284 с. Писарев, Д. И. Соч. : [Текст] в 4-х т. / Д. И. Писарев. - М., 1956. -Т.4.-497 с.

154. Пискунов, А. И. Природосообразности принцип Ж.-Ж. РуссоТекст.: в 4-х т. /А. И. Пискунов. М.: Пед. Энцикл, 1981. - Т.З. - 508 с. Пресс, А. Руссо об естественном состоянии[Текст]/А. Пресс. - СПб. : Изд. П. П. Сойкина, 1904. - 56с.

155. Пряникова, В. Г. История образования и педагогической мысли .: учеб-справ. Текст/В. Г. Пряникова, 3. И. Равкин. М„ 1994. - 96 с. Радищев, А. Н. Избр. филос. соч. [Текст] /А. Н Радищев.- М.: Госполитиздат, 1949. 559 с.

156. Рассел, Б. История западной философии Текст. /Б. Рассел. М., 1959.-935с.

157. Розанов, М. Н. Руссо и литературное движение его времениТекст./ М. Н. Розанов. М., 1908. -Т 1. - 416с.

158. Розанов, М. Н. Руссой и ТолстойТекст./М. Н. Розанов.- Л.,1928. -22с.

159. Селевко, Г. К. Современные образовательные технологии: учеб. пособие Текст. /Г. К. Селевко. М. : Народ, образ., 1998. -256 с.

160. Сериков В. В. Образование и личность. Теория и практика проектирования педагогических систем Текст. /В. В. Сериков. М.: Логос, 1997.-272 с.

161. Современный философский словарь. Текст. / под общей ред д.ф. п. профессора В.Е. Кемерова. -3-е изд., испр. и доп.- М.: Академический Проект, 2004. 864 с.

162. Соэтр, М. Портрет педагога Жан-Жак Руссо (1712-1778) Текст. /М. Соэтр//Перспективы: вопросы образования. 1992.- № 1-2. -С. 156-168.

163. Спиркин, А. Г. Философия Текст.: учебник /А. Г. Спиркин.,- М. : Гардарики, 2002. 368 с.

164. Степашко, Л. А. Философия и история образования Текст. / Л. А. Степашко. М. : Флинта, 1999. - 272 с.

165. Сухомлинский, В. А. Избр. пед. соч.: в 3-х т. Текст./ В. А. Сухомлинский. M., 1981. - Т. 2. - 639 с.

166. Толстой, Л. Н. Собр. соч.: в 22-х т.Текст./Л. Н. Толстой. М. : Художественная литература, 1994. - Т. 19. - 20. -879с.

167. Торез, М. Сын народа Текст./М. Торез. М. : Ин. лит, 1950. -200 с.

168. Ушинский, К. Д. Избр. пед. соч.: в 2-х т. Текст./Д. Ушинский. M., 1954.-Т. 1. - 584с. ; - Т.2. - 440с.

169. Философский словарь Текст./под ред. И. Т. Фролова. -М., 1986.-464с.

170. Феллер В. Ведение в историческую антропологию. Опыт решения логической проблемы философии истории Текст. /В. Феллер. М.: КНОРУС, 2005. - 672 с.

171. Французское Просвещение и революция. Текст.- М., 1989. -272 с.

172. Фролов, И. Т. Очерки о гуманизме: Работы разных лет Текст./ И. Т. Фролов. М.: Политиздат, 1989. - 559 с.

173. Фурье, Ш. Избр. соч.: в 4-х т. Текст./Ш. Фурье. М. , 1951. -Т.З. - 600 с.

174. Хаютин, А. Д. Общественно-политическая терминология Жан-Жака Руссо в свете современного понимания термина Текст.: дис. . канд филолог, наук : 10.02.19 /А. Д. Хаютин. Самара* 1970. -285 с.

175. Хрестоматия по истории педагогики: в 4-х т. Текст./сост. И. Ф. Свадковский. М., 1938-1940. - Т. 4.-512 с.

176. Шацкий, С. Т. Пед. соч.: в 4-х т. Текст. /С. Т. Шацкий. М., 1962. -Т.3.-492 с.

177. Школа и педагогическая мысль средних веков Возрождения и начала Нового времени. Текст. М., 1991. - 285 с.

178. Шере, Э. Падение старого периода 1787-1789 гг. Текст. /Э. Шере. -СПб., 1962.-219 с.

179. Штайнер, Р. Духовное обновление педагогики Текст. /Р. Штайнер. -М., 1995.-251 с.

180. Шюке, А. Жан-Жак Руссо Текст./А. Шюке. М., 1837. - 196с.

181. Чернышевский, Н. Г. Основы политической экономии. [Текст]/ Н. Г. Чернышевский //Чернышевский Н. Г. Избр. эконом, произ. : в 3-х т. /Н. Г. Чернышевский. М.: Госполитиздат, 1948. - Т.2. - 693 с.

182. Чернышевский, Н. Г Полн. собр. соч.: в 15-ти т. Текст./ Н. Г. Чернышевский.-М.: Госполитиздат, 1939-1950. Т. 15.-988 с.

183. Черняк Б. Ж.-Ж. Руссо и его «Исповедь». [Текст] /Б. Черняк. //Черняк Б. Руссо «Исповедь» / Б. Черняк. М., 1949.

184. Якиманская, И. С. Развивающее обучение Текст./И. С. Якиманская. М. : Педагогика, 1979. - 144 с.

185. Ямбург, Е. А. Школа для всех: адаптивная модель (Теоретические основы и практическая реализация)Текст./Е. А. Ямбург М. : Новая школа, 1996. - 80 с.

186. Янкельсон, Т. Э. Эстетические идеи Ж.-Ж. Руссо Текст.: дис. . канд. филолог, наук : 10.02.19 /Т. Э. Янкельсон. Jl.,1952. - 290 с.

187. Ясвин, В. А. Особенности личностного отношения к природе в подростковом и юношеского возраста Текст./В. А. Ясвин

188. Вопросы психологии. 1995. -№ 4.- С. 19-27.t

189. Kintzler, С. Condorcet, L instruction publique et naissance du citoyen. Paris, SEED, 1984.

190. Kintzler,С. Condorcet: saviors, liberie. L enseignement philosphique. Paris, 38 th. year, 1, September-October, 1987.

191. Condorcet. Oeuvres. Paris. Arago Vol, pp.393-573.

192. Condorcet. Rapport et project dedecret sur 1 organization generale de 1 instruction publique. Paris, Klincksieck, 1990, pp. 105-151.

193. Condorcet. Reflexions et njtes sur 1 education. Naples, Bibliopolis. 1983, p. 106 et seq.

194. Dictionaire de peedagogie et d instruction publique. Paris, Hachette, 1911, p.347.

195. Histoire generale de 1 education en France. 4 vols. Paris, 1981. p.233-256.212. Ibid, p. 468.

196. Milnr, J.C. Î ecole. Paris, Seuil, 1984.

197. L instruction publique en France pendant la Revolution. Paris, Klincksieck 1990, pp. 105-151.

198. Leand et Glay. L ecole primaire en France.

199. Lundy, L. L. Teach More Than Skills and Knowledge. In: Industrial Education, January, 1984, vol. 73, N 11.

200. Molinier, B. Babeuf et et 1 education// Dossiers documtntaires. Serie Information, P., 1964.-p. 12.

201. Oeuvres completes, 4 Vols., published to date. Paris, EditiOn de la, publies er annotes par J. Guillaume. Paris. Imprimerie nationale, 1869, p. 188-246.

202. Oeuvres completes, op. Cit., Vol. Pp. 837 et seq.

203. Oeuvres completes, Vol. 4 p. 252. Paris, Gallimand/Biblioteque de la Pleiade, 1960.

204. Premier memoire sur 1 instruction publique, op. cit, p. 38.Rapport et project de decret, p. 119, note 1.

205. Rapport et project de decree, p. 119, note 1.

206. Rapport sur 1 instruction publique, fait au nom du Comité de Constution,a 1 Assemblee nationalt, les 10, 11 et 19 septembre par M. De Talleyrand. Perigord, ancient eveque d Autum. Imprime par ordre de 1 Assemblee nationalt. Parias, Baudouin, 1791.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.