Гуманизм как идейная основа лирики И.В. Джанаева (Нигера) тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 10.01.02, кандидат филологических наук Диамбекова, Зарема Аликовна

  • Диамбекова, Зарема Аликовна
  • кандидат филологических науккандидат филологических наук
  • 2006, Нальчик
  • Специальность ВАК РФ10.01.02
  • Количество страниц 180
Диамбекова, Зарема Аликовна. Гуманизм как идейная основа лирики И.В. Джанаева (Нигера): дис. кандидат филологических наук: 10.01.02 - Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы). Нальчик. 2006. 180 с.

Оглавление диссертации кандидат филологических наук Диамбекова, Зарема Аликовна

Введение.

Глава 1. Историко-биографические детерминанты, определившие характер творчества И.В. Джанаева (Нигера).

Глава 2. Ценностные ориентации поэзии И.В. Джанаева (Нигера).

2.1. Историко-хронологический и теоретический аспекты изучения ценностных ориентаций.

2.2. Трансформация ценностных ориентаций в лирике И.В. Джанаева (Нигера).

Глава 3. Идейно-содержательный анализ творчества И.В. Джанаева (Нигера).

3.1. Гражданская лирика поэта.

3.2. Любовная лирика поэта.

3.3. Пейзажная лирика.

3.4. Критерии оценки гуманистической направленности лирики поэта.

3.5. Характеристика идейной основы поэзии И. Джанаева.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Гуманизм как идейная основа лирики И.В. Джанаева (Нигера)»

Осетинский советский поэт и литературовед Иван Васильевич Джанаев (Нигер) [21.10 (2.11). 1896 - 3.05.1947] является талантливым продолжателем литературных традиций K.JI. Хетагурова (1859-1906). Свою жизнь и творчество, связанные с советским периодом отечественной истории, когда стихи, в основном, были насыщены пафосом революционной борьбы и социалистического строительства, И.В. Джанаев (Нигер) посвятил обогащению осетинской поэзии новыми формами и содержанием, больше обращенным к истории и традициям Осетии.

Исследователи осетинской литературы (Х.Н. Ардасенов, Д.А. Гиреев, Г.З. Калоев, С.Т. Марзоев, Р.К. Тедеев и др.) считают, что до XX века в жанрах лирической поэзии и вообще малых форм осетинскими поэтами об историческом прошлом своего народа, своей страны было написано мало произведений. Тематика старины была излюбленным предметом изображения обычаев и быта горцев в поэмах, стихотворных драмах, сказаниях и песнях. В прозе появлялись немногочисленные литературные записи преданий о героической, полной отваги и мужества жизни старой Осетии.

После октября 1917 г. некоторые поэты полагали, что раз свергли царя, прогнали его наместников, система управления перешла в руки пролетариата, то старый мир моментально и бесследно должен кануть в вечность, а триумфальное шествие революции не должно знать ни малейших задержек, даже тактических уступок. Тем не менее и темы, и образы, и настроения поэтов-лириков не были лишены прочной связи с прошлым, которая осуществлялась по-разному, соответственно с миропониманием и характером художественных принципов, которых придерживались осетинские поэты в начале прошлого века. Бытовые отношения в ауле, нравственные проблемы, социальные отношения - вот в самых общих чертах круг задач, решаемых ими. Они обращаются к жанру лирического стихотворения - монолога или исповеди, экспрессивного рассказа в очень небольшом объеме с резко выраженным отношением автора к описываемому событию, медитации и аллегории высокого гражданского звучания, песенного текста, предназначенного для хорового исполнения. Особое место в осетинской поэзии тех лет занимает пейзаж. Многие нравственно-бытовые вопросы поэты освещают не без активной роли деталей одного пейзажа, выступающего то в качестве необходимого фона, то средством раскрытия интересующей поэта жизненной проблемы.

Давая подобную характеристику основным направлениям становления осетинской советской поэзии, ее исследователи не последнее место отводят духовной жизни общества того времени как объекту поэтического отражения.

Но с тех пор многое изменилось. Неоднократно наше отечество проходило испытание различными социально-политическими катаклизмами. В условиях же современных радикальных преобразований, происходящих в российском обществе, все больше утверждается в качестве приоритетной гуманистическая парадигма его развития, а трансформации в сфере культуры рассматриваются как базисные в этом процессе.

В советский период в нашей стране категории «культура» и «гуманизм» отождествлялись, а идея гуманизации процесса развития общества освещалась, как правило, в теоретическом аспекте, не следуя дальше тривиальных деклараций, не доходя до осмысления механизмов ее претворения в жизнь.

Изменения социальных условий в постсоветский период привели к тому, что отечественная культура, представлявшая ранее определенную совокупность произведений творческой интеллигенции и «культурных мероприятий», перестала решать насущные общественные задачи. Поэтому ныне проблема гуманизации приобретает особый смысл. Кроме того, бурно развивающийся научно-технический прогресс, к сожалению, не только не сопровождается адекватными переменами в жизни человека, а напротив, скорее приводит к девальвации духовных ценностей, обесценивает во многом общечеловеческие нравственные установки. Все это и актуализирует тему нравственно-духовного состояния общества.

Альтернативой расцвету технократии и дегуманизации человека является новая «гуманистическая парадигма». Проблема эта относится к обществу в целом; более того - она имеет поистине глобальный характер. Свой особый вклад в ее решение призвана внести и современная культура. Обеспечение гуманизма цивилизации - это приоритетное направление, связанное с поисками новых институтов культуры, конкретных и многообразных путей решения проблемы. Однако здесь имеются и бесспорные успехи, и разочаровавшие неудачи.

Актуальность темы исследования обусловлена следующими факторами.

Во-первых, на сегодняшний день недостает научных разработок и практических рекомендаций по гуманизации многих сфер общественной жизни. Существует значительный разрыв между гуманистической мыслью и ее претворением в жизнь. Эта проблема, на наш взгляд, является проекцией общих политических и экономических проблем на макроуровне, приобретающих в настоящее время для нашего государства особенно острый, сфокусированный, а иногда и вопиющий характер.

Долгое время в нашей стране преобладало мнение о том, что в эпоху научно-технической революции, инновационных технологий, развития компьютеризации и информатизации во многом обесценивается роль человеческого фактора, ослабляется роль духовности, нравственных ценностей. Но данные рассуждения оказались бесперспективными и постепенно стали расходиться с тенденциями общественной эволюции. Стало очевидным, что достигнутый уровень и темпы технического развития не только не принижали значение всестороннего раскрытия способностей человека, а напротив, совершенно четко и однозначно переносили акцент на стимулирование духовной культуры современных специалистов. Оказалось, что истоки творчества, исследовательской мысли, чувства нового в любой области знания все-таки заложены в общечеловеческой культуре, нашей психологии и обогащаются за счет духовно-нравственных принципов, которые, прежде всего, формируются в процессе приобщения человека к литературе.

Во-вторых, как указывает Н. Джусойты, современное поколение не сказало еще свое слово о том, какое наследство оставил нам И.В. Джанаев (Нигер).

В-третьих, в материалах научно-практических конференций, монографиях, очерках, статьях, посвященных творчеству И.В. Джанаева (Нигера), не проводится комплексный анализ его поэзии с целью выделения идейной основы его лирики в отдельную проблематику.

В данной работе впервые предпринята попытка обобщить творчество И.В. Джанаева (Нигера) и проанализировать его сквозь призму концепции гуманизации общества во имя использования литературного наследия поэта как духовной базы для гражданской инициативы и созидания.

Постановка проблемы гуманизации общества как составляющей всего комплекса социальных отношений продиктована не столько теоретическими соображениями, сколько стремлением высказать свои суждения по затронутым вопросам, помочь наметить приоритетные задачи в сфере культурной жизни, области образования, в молодежной политике, в духовно-культурном воспитании граждан нашей страны. В этом аспекте трудно переоценить значимость гуманистической основы лирики И.В. Джанаева (Нигера).

Степень разработанности проблемы. Наиболее важное значение для изучения творчества И.В. Джанаева (Нигера) имеют исследования X. Ардасенова, Т. Бесаты, А. Газдаровой, Д. Гиреева, Ш. Джикаева, Н. Джусойты, Х-М. Дзуцца-ти, В. Загиева, Г. Калоева, С. Косирати, Д. Мамсурова, С. Марзоева, Р. Тедеты, А. Тибилова и др.

В «Известиях» научно-исследовательских институтов и трудах педагогических вузов Северной и Южной Осетии, в материалах региональных научных конференций также опубликованы исследования произведений И.В. Джанаева (Нигера) и отдельные разработки по историко-теоретическим вопросам осетинской поэзии и проблеме становления некоторых жанров.

В последнее десятилетие по исследуемой проблематике появился ряд работ (Ш. Джикаев, Р. Кантемирова, Б. Хозиев, Г. Плиев, И. Хозиева и др.), представляющих определенный научный интерес.

Однако до сих пор проблема гуманизма в лирике И.В. Джанаева (Нигера) особого внимания отечественных исследователей его творчества не привлекала. Даже в серьезных монографических публикациях ее рассматривали бегло, т.е. периферийным взглядом». «Гуманизм» как понятие, характеризующее отдельные произведения И.В. Джанаева (Нигера), лишь «мимоходом» упоминается в трудах таких авторов, как Калоев Г.З., Ардасенов Х.Н., Гиреев Д.А., которые назвали его поэму «Слово красноармейца» («Сырхазфсаздцон дзурдзэгн») примером активной проповеди, а автора - поэтом социалистического гуманизма [26]; Тедеты Р.К., который характеризует стихотворение «Цагр!.» отличным доказательством верности И.В. Джанаева (Нигера) гуманистическим традициям Коста Хетагурова [93]; Джикаев Ш., который рассматривает «человечность» произведений поэта сквозь призму эстетики его творчества [17]; Марзоев С.Т., который показывает, что герои И.В. Джанаева (Нигера) являются носителями новой морали, новых человеческих отношений [36].

Таким образом, отсутствие анализа такой общей идейной основы творчества поэта как гуманизм, как понятия, характеризующего характер его произведений, в работах перечисленных авторов, определило проблему исследования: восприятие лирики поэта для выявления ее идейной основы.

Цель исследования: проанализировать лирику И.В. Джанаева (Нигера) сквозь призму концепции гуманизации для выявления возможности использования литературного наследия поэта для утверждения в обществе необходимых нравственных ценностей.

Основные задачи исследования:

1. Охарактеризовать социально-политические условия и историко-литературный фон творческого становления И.В. Джанаева (Нигера) как поэта.

2. Провести идейно-содержательный анализ творчества поэта.

3. Выявить критерии для определения идейной основы творчества И.В. Джанаева.

4. Определить идейную основу лирики поэта.

5. Проанализировать средства выражения идейной основы в произведениях поэта.

Объектом исследования является поэзия И.В. Джанаева (Нигера) и анализ его творчества различными авторами.

Предмет исследования: идейная основа лирики И.В. Джанаева (Нигера).

Гипотеза исследования: ведущей идейной основой лирики И.В. Джанаева является гуманизм.

Теоретическую значимость исследования определяет динамичное развитие науки, научно-теоретический уровень опубликованных работ, широкий круг исследовательских проблем, степень освоения методологической и общетеоретической базы. По замыслу автора, работа должна дополнить имеющийся весьма небольшой опыт анализа идейной основы поэзии И.В. Джанаева (Нигера), обогатить практику общественно-литературной деятельности новыми подходами к разработке научно-обоснованных рекомендаций по развитию духовности членов нашего общества.

Практическая значимость работы состоит в рассмотрении комплекса условий, обеспечивающих возможность использования гуманизма как идейной основы поэтической лирики. Разработанные и апробированные в данном исследовании методы позволяют проводить комплексный анализ деятельности творческой интеллигенции, расширить познание культурно-исторического прогресса, критически проанализировать и переосмыслить сложившиеся представления и оценки, имеющие значение для использования всего воспитательного арсенала граждан. Разработка данной темы способствует созданию концепции, которая позволит обеспечить более плодотворный подход к изучению проблем литературы в целом, сыграть положительную роль в улучшении качества историко-литературных исследований.

Научная новизна исследования:

1. Идейная основа творчества поэта связана с трансформациями его жизненных ценностей.

2. Проведен идейно-содержательный анализ творчества И.В. Джанаева (Нигера).

3. Выявлены основные характерные черты лирики поэта.

4. Определена идейная основа лирики И.В. Джанаева и дана ее характеристика.

5. Сформулированы основные составляющие, посредством которых осуществляется имплементация гуманизма в творчество поэта.

Методологической и общетеоретической базой исследования являются известные научные положения теории литературы; источники, факты, документы, отражающие особенности творчества И.В. Джанаева (Нигера); материалы с экспертными оценками писателей, литературоведов и политологов, опубликованные в периодической печати; обзоры литературы о творчестве поэта (X. Ар-дасенов, Т. Бесаев, 3. Джанаева, Ш. Джикаев, В. Загиев, Г. Калоев, С. Марзоев, Р. Тедеев и др.).

Методы исследования. В процессе работы над темой мы руководствовались основными принципами историзма, объективности, научности. Характер определенных в работе задач вызвал необходимость применения и других многообразных методов исследования. Наряду с общенаучными методами исследования, автором использовались: проблемно-хронологический, периодизации, актуализации и параллелей.

Положения, выносимые на защиту:

1. Жизненные ценности И.В. Джанаева изменялись как во времени, так и в социальном пространстве и определяли его жизненный путь на достаточно длительных отрезках биографии, обозначив наиболее значимый детерминант линии его бытия, нашедший выражение в его творчестве.

2. Трансформации ценностных ориентаций И.В. Джанаева обуславливают следующие основные характерологические черты его лирики: любовь к Родине, борьба за лучшее будущее Отчизны, стремление к свободе, надежда на будущее в сопоставлении с прошлым, патриотизм, сострадание к человеку труда, тревога за свой народ и забота о нем, любовь к несправедливо обиженным и бедным, милосердие к людям, социальная уверенность в приближении новой, светлой жизни, идеалы высшей любви и человечности, способы обретения счастья и ряд других.

3. Основными критериями оценки идейной основы лирики И.В. Джанаева (Нигера) являются:

- патриотизм, как любовь к Родине, преданность своему отечеству; борьба за лучшее будущее своего народа;

- гражданская ответственность, выполнение принятых (возложенных) обязанностей перед обществом;

- уважительное отношение к людям, почтительное отношение, основанное на признании общечеловеческих ценностей;

- альтруизм, готовность бескорыстно действовать на благо других;

- справедливость, беспристрастное действие в соответствии с истиной;

- сострадание, сочувствие, вызванное несчастьем, горем, проблемами и пр.;

- стремление к новому при уважении к настоящему и прошлому, настойчивое желание совершенствования на основе достигнутого опыта;

- отрицание насилия, эксплуатации, несправедливости, эгоизма и пр., отвержение всякого зла, приносящего ущерб в широком понимании.

4. Доминирующей идейной основой лирики И.В. Джанаева является гуманизм, как совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

5. Основными составляющими имплементации гуманизма в творчество поэта являются духовное служение людям; эстетическое воздействие на людей; философский поиск путей победы добра над злом и торжества социальной справедливости.

Апробация материалов исследования. Основные положения диссертации, ее теоретические подходы были изложены в докладах и сообщениях на научно-теоретических конференциях. Выводы исследования внедрены в систему лекционно-практических занятий гуманитарных факультетов Северо-Осетинс-кого государственного университета.

Структура работы. Работа состоит из введения, трех глав, заключения и списка использованной литературы.

В первой главе «Историко-биографические детерминанты, определившие характер творчества И.В. Джанаева (Нигера)» исследуется обусловленность творчества поэта с точки зрения принятого в науке соотношения личностного аспекта с биографией поэта, а также процессуального аспекта - с историческими условиями, в которых шло становление и развитие Нигера как писателя, и всей национальной культуры в период его жизни. Во второй главе «Ценностные ориентации поэзии И.В. Джанаева (Нигера)» исследуются историко-хронологический и теоретический аспекты изучения ценностных ориентаций. В третьей главе «Идейно-содержательный анализ творчества И.В. Джанаева (Нигера)» проводится анализ гражданской, любовной и пейзажной лирики поэта.

В заключении приводятся выводы по результатам исследования.

Похожие диссертационные работы по специальности «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», 10.01.02 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Литература народов Российской Федерации (с указанием конкретной литературы)», Диамбекова, Зарема Аликовна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Динамичные изменения, произошедшие в России за последние годы, потребовали поиска общенациональной идеологии, поскольку без нее общество не может существовать длительное время, а тем более развиваться. Сегодня, когда проблема характера эволюции России стала настолько актуальной, настолько обеспеченной всем течением социальных процессов, возникает острейшая необходимость создания такой мегаидеологии, и ее поиск осуществляется через различные концепции и проверки их временем.

Среди существующего спектра предлагаемых нашему обществу идеологий определенный, на наш взгляд, интерес представляет та, которая включает в себя такие понятия, как патриотизм, то есть признание того, что есть нечто выше отдельной личности; либеральные ценности - потому что права личности существуют и, за исключением некоторых критических ситуаций, они неоспоримы; и, наконец, - это понятия социальной и межнациональной справедливости. В центре такой идеологии - Человек без каких-либо изъятий по национальности, полу, вероисповеданию, образованию, имущественному цензу, роду занятий, месту проживания и пр. Только соотнося свои шаги в любой области - экономической, политической, социальной, правовой, культурной, военной и т.д. - с идеологией развития человека, наша страна в состоянии двигаться по пути прогресса.

Идеология развития человека была в центре внимания всего, по нашему мнению, творчества И.В. Джанаева. В современных условиях попытка найти алгоритм использования тех ценностей, которые несли народу А.С. Пушкин, К.Л. Хетагуров, И.В. Джанаев и другие деятели культуры является ключевой проблемой поиска достойного пути развития нашей державы. Чтобы определить указанный алгоритм, необходимо познать те механизмы, с помощью которых можно обогатить практику общественной деятельности новыми подходами к разработке научно обоснованных рекомендаций по развитию духовности членов общества. Поэтому проведенное исследование в основном имело главной своей задачей рассмотреть комплекс условий, обеспечивающих возможность использования такой формы духовности, как гуманизм. Разработанные и апробированные в данном исследовании методы позволяют проводить комплексный анализ деятельности творческой интеллигенции, расширить познание культурно-исторического прогресса, критически проанализировать и переосмыслить сложившиеся представления и оценки, имеющие значение для использования всего воспитательного арсенала граждан. Разработка данной темы способствует созданию концепции, которая позволит обеспечить более плодотворный подход к изучению проблем литературы в целом.

В работе также предпринята попытка преодолеть ограниченность исследований творчества И.В. Джанаева, в основном сводившимся или к общей оценке произведения (ряда стихотворений), или к высказыванию мнения конкретного исследователя о детерминантах развития сюжетной линии произведения, или к определению настроений поэта, влияющих на окраску изображаемого им, или к определенному этапу его творчества, или одному виду лирики или еще к какому-то одному направлению.

Мы ставили комплексную задачу: во-первых, рассмотреть роль ряда социальных, политических, экономических, религиозных, культурных и личностных факторов, влияющих на формирование характера творчества поэта. Во-вторых, обосновывая общественно-исторические условия формирования И.В. Джанаева как писателя, в работе вводится понятие "ценностные ориентации" как связующее звено между творческой индивидностью поэта и социальной структурой общества и делается попытка проанализировать характер трансформаций ценностных ориентаций в лирике И.В. Джанаева. В-третьих, определив, что в интегрированном виде ценностные ориентации поэта имеют гуманистическую направленность, делается предположение, что идейную основу творчества поэта составляет гуманизм; вводится понятие «критерии оценки гуманистической направленности лирики» и проводится идейно-содержательный анализ творчества И.В. Джанаева, который показывает, что в соответствии с выбранными критериями, гуманизм является доминирующим фактором творчества поэта. И, в-четвертых, в работе определяется, посредством каких составляющих осуществляется имплементация гуманизма в творчестве поэта.

Исследование показало, что личность И.В. Джанаева - это целостность врожденных и приобретенных характерологических свойств, делающих уникальным его творчество с точки зрения социальных, этических, философских и иных подходов к оценке окружающего и воплощении возникающих эмоций посредством поэтических образов. Вместе с тем направленность его творчества обусловлена трансформациями ценностных ориентаций И.В. Джанаева, как следствие его социализации, которая характеризуется национальным самосознанием поэта; привязанностью поэзии И.В. Джанаева к своему народу; творческой направленностью на так называемый социалистически реализм.

Всю свою сознательную жизнь, все свои способности отдал И.В. Джанаев делу служения народу, создания и развития осетинской советской художественной литературы. Хорошо зная русскую и мировую культуру, он выступал как критик, переводчик, драматург, много лет занимался педагогической деятельностью, изучением истории осетинской литературы и устного народного творчества. Особенно значительны заслуги И.В. Джанаева в области осетинской поэзии. Его творчество составляет одну из самых ярких ее страниц. Самобытное, лучшими произведениями неразрывно связанное с фольклором и традициями классики, оно отразило исторический процесс переделки сознания трудового крестьянства Осетии на базе строительства социализма и запечатлело типические черты советского человека.

Проведенный в работе анализ исторических условий позволяет понять, почему беднота, ее судьбы, думы, печали, нужды составляют круг творческих интересов И.В. Джанаева. Они, в основном, являются субъектами его поэзии, а в качестве жизненного идеала выбирается гуманистический подход к разрешению жизненных противоречий, устранению пережитков старины, становлению нового общества. Анализ ценностных ориентаций поэта позволяет осмыслить гуманистическую окраску основных его детерминант, расставить гуманистические акценты при описании специфики причинности тематики его произведений и выявить общую идейную основу творчества И.В. Джанаева.

Таким образом, в работе основным предметом исследования является идейная основа поэзия И.В. Джанаева, рассмотренная в общем контексте его творчества: поэтические тексты, созданные на основе ценностных ориентаций, максимально приближенные к таковым по форме и описывающие авторскую реальность. Осмысление И.В. Джанаевских текстов и их интерпретация (перевод, сопоставление нескольких версий и создание на их основе единого мнения) представляется одной из важных задач данного исследования.

Важность темы исследования также определяется недостаточным вниманием в современной филологии к идейному содержанию художественного творчества в целом, и к месту инструментария, посредством которого осуществляется «построение» идейной основы в литературном процессе современности.

Критики зачастую игнорируют тот факт, что творческое наследие И.В. Джанаева представляет собою гармоничное, многоплановое и многоаспектное целое, каждый элемент которого, будь то отступления, ссылки и эпизоды, оставшиеся "за кадром", или центральные, детально разработанные сюжеты, в равной степени важен для определения идейной основы произведения. Ощущение глубины и многомерности И.В. Джанаевского идейного мира во многом создается за счет отсылок к сюжетным линиям и обработкам, не вошедшим в "канонические" тексты. Закрывать на это глаза означает существенно сужать и ограничивать восприятие литературных настроений автора.

Определив целью исследования рассмотрение и оценку роли и статуса идейного смысла в творческом наследии И.В. Джанаева, на основе сопоставления классической традиции гуманизма и новых доктринальных особенностей его современной актуальности в диссертации выявляются и объясняются, по каким критериям можно проводить оценку гуманистической направленности лирики; какой «объем» занимает гуманизм в творчестве И.В. Джанаева; каковы составляющие (средства) реализации гуманизма в творчестве поэта. Выбранный подход позволил подтвердить гипотезу исследования о том, что идейной основой большей части творчества И.В. Джанаева является гуманизм, как совокупность идей и ценностей, утверждающих универсальную значимость человеческого бытия в целом и отдельной личности в частности.

Используемый в работе метод исследования в соответствии с решаемыми задачами носит комплексный характер. Традиционный историко-литературный подход к рассмотрению текстов, созданных в рамках поэтической традиции, сочетается с детальным изучением поэтики на материале переводов стихотворных произведений И.В. Джанаева и его произведений в оригинале.

Практическая ценность диссертационного исследования состоит в том, что результаты могут быть использованы как для учебных пособий, так и в рамках курсов осетинской литературы, а также теории литературы, как иллюстративный и теоретический материал. Полученные на базе данного исследования теоретические выводы должны заполнить существенный пробел в толковании художественного наследия И.В. Джанаева в нашей стране, использовании творчества поэта как духовной базы для гражданской инициативы и созидания, для утверждения необходимых обществу ценностей, всестороннего развития личности, формирования эстетических, нравственных и творческих элементов духовной культуры.

172

Список литературы диссертационного исследования кандидат филологических наук Диамбекова, Зарема Аликовна, 2006 год

1. Абрамян Д.Н. Общепсихологические основы художественного творчества. -М, 1994.-322 с.

2. Ардасенов X. Иван Джанаев (Нигер): жизнь и творчество//Произведения. Т. 1. Дзауджикау, 1949 (Ардасенты X. Дзанайты Иваны (Нигеры) цард эзмаз сфазлдыстад. - Чиныджы: «Уацмыстаз». Т. 1. Дзазуджыхъазу, 1949).

3. Ардасенов X. Поэт с большим талантом//Жизнь и поэзия. Орджоникидзе, 1962 (Ардасенты X. Курдиатджын стыр поэт. Чиныджы: Цард хмх по-эзи. - Орджоникидзе, 1962).

4. Афанасьев В. Г. Человек в управлении обществом. М, 1977.

5. Бобнева М.И. Социальные нормы и регуляция поведе-ния//Психологические проблемы социальной регуляции поведения. М.,1976.

6. ВансловВ.В. Эстетика романтизма.-М., 1961.

7. Веселовский А.Н. Историческая поэтика. М.: Высш. шк., 1989. - 406 с.

8. Водзинская В.В. Социально-психологический портрет инженера. М.,1977.

9. Вопросы осетинского театрального искусства. Под ред. Х.С. Черджиева и др. Орджоникидзе, 1981. - Т. 38.

10. Гаглоев Ф., Джусоев Н. Писатели советской Осетии//Библиографические справки. Сталинир, 1957.

11. Глезерман Г.Е., Бестужев-Лада И.В. и др. Социалистический образ жизни и идеологическая борьба. М., 1976.13,1417,18,19,20,21,22,23,24,25.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.