Идея совершенства и проблема совершенствования в нравственной философии В.С. Соловьева тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.03, кандидат философских наук Явчуновская, Илона Валерьевна

  • Явчуновская, Илона Валерьевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2001, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.03
  • Количество страниц 135
Явчуновская, Илона Валерьевна. Идея совершенства и проблема совершенствования в нравственной философии В.С. Соловьева: дис. кандидат философских наук: 09.00.03 - История философии. Москва. 2001. 135 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Явчуновская, Илона Валерьевна

ВВЕДЕНИЕ.

Глава I.

ТЕОРЕТИЧЕСКИЕ ИСТОКИ И ОСНОВНЫЕ ПОЛОЖЕНШ НРАВСТВЕННОЙ ФИЛОСОФИИ ВЛАДИМИРА СОЛОВЬЕВА

§ 1. Нравственный идеал и проблема его достижения. в истории философско-этической мысли.

§ 2. Нравственный смысл совершенства. и совершенствования в учении Владимира Соловьева.

Глава П.

ПРОБЛЕМА ДОСТИЖЕНИЯ СОВЕРШЕНСТВА В ЭТЖО-ФИЛОСОФСКОЙ КОНЦЕПЦИИ Вл. СОЛОВЬЕВ А

§ 1. Совершенствование личности.

§ 2. Нравственное становление общества.

§ 3. Нравственно-философский смысл идеи всечеловечества.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Идея совершенства и проблема совершенствования в нравственной философии В.С. Соловьева»

Актуальность темы исследования. В настоящее время в нашем обществе остро ощущается дефицит духовности, нравственности, истинных, а не мнимых представлений о добре и зле. В этой связи проблема поиска смысла жизни, возвращения к истинно человеческим ценностям, к активной деятельности сознания в морально-этической сфере становится особенно актуальной. Ибо бездуховность порождает безразличие к злу, формирует психологию эгоистического индивидуализма, гипертрофированный пиетет перед материальными благами, что в конечном счете ведет к деградации человеческой культуры.

На протяжении всей истории человечества великие мыслители пытались найти ключ к проблеме совершенствования общества и личности. Эта проблема раскрывалась ими как в отдельных теоретических аспектах исследования, так и в плане целостного, синтетического единства разных ее сторон, в той или иной степени полноты анализа реальности и движущих сил человеческого духа. В духовных поисках смысла жизни, предназначения человека выкристаллизовывалось понимание идеала нравственного совершенства и путей его достижения. Такие великие мыслители как Сократ, Аристотель, Спиноза, Кант в своих трудах рассматривали вопросы о высоком предназначении человека и о путях его нравственного совершенствования.

При осмыслении этих вопросов ценнейшую помощь оказывает наследие классиков отечественной философско-этической мысли, к числу которых, несомненно, принадлежит Владимир Сергеевич Соловьев. В его фи-лософско-этическом учении представлена, в сущности, первая отечественная аналитически систематизированная теория нравственности, духовных основ существования и совершенствования личности и общества, человека и человечества. Осознавая взаимозависимость и взаимодополняемость мира, В.С.Соловьев сделал предметом своих философских воззрений проблемы единства человека и социума, их потенциальную возможность взаимно совершенствоваться. Основная идея главного труда его жизни «Оправдание Добра» сводилась именно к поиску путей достижения идеала нравственного совершенства в процессе становления человека, обп];ества и человечества.

В процессе эволюции своих взглядов, проходя путь от отождествления нравственности с религиозностью к признанию независимости первичных начал нравственности от положительной религии, философ приходит к центральной идее своей этической теории - добро само по себе ничем не обусловлено, а человек в своем разуме и совести есть безусловная внутренняя форма для добра как безусловного содержания. В качестве важнейшей жизненной задачи человека Соловьев видит «служение добру чистому, всестороннему и всесильному», которое исключает принуждение и должно быть добровольным и осознанным выбором.

Человек несовершенен, подчеркивал Соловьев, но он наделен потенциальной безграничностью совершенствования, которая постепенно, трудно и сложно, реализуется по мере продвижения развития исторического процесса. В начале своего творческого пути философ был сторонником идеи самодостаточности индивидуального совершенствования каждого человека для достижения полноты всеобш;его блага. Но постепенно он приходит к мысли, что одного этого недостаточно, что наряду с индивидуальным совершенствованием необходимо нравственное совершенствование всего общества, в том числе соответствующее изменение общественных порядков. Тем самым высказанные философом мысли приобретали не только этико-философское, но и социально-философское звучание, определяя его реформистскую позицию в контексте проблематики эпохи.

Обращение к истории развития мировой и отечественной философ-ско-этической мысли и, в частности, к наследию Владимира Соловьева, показывает, как в мировом человеческом опыте последовательно накапливались предпосылки для выработки базисных основ общечеловеческих нравственных ценностей, признание и усвоение которых является императивом нашего времени, характеризующегося все большей глобализацией различных сфер жизни человечества. Суть проблем, вставших перед современным человеком, заключается в нем самом, в его мировосприятии, в совокупности его ценностных установок, предопределяющих его поведение, способ самореализации, чувство ответственности как за собственную судьбу, так и за судьбы общества и всего человечества.

Глубокие и во многом пророческие размышления философа о нравственно «становящемся человечестве», о перспективах его существования как единого и взаимозависимого целого, приобретают все большую актуальность в современных условиях. Соловьев верил, что мир движется по пути достижения все большего единства, но он явственно предугадывал и те опасности, которые могут подстерегать человечество на этом пути. Ему были близки мысли, ставшие сегодня аксиоматическими, что целостность и взаимозависимость мира, которые уже стали реальностью, при сохранении приверженности «ветхому» мышлению, могут послужить подходящим условием не только для всеобщего благоденствия, но и для глобальной катастрофы. И если человечество не осознает необходимости отказаться от самодовлеющего первобытного принципа борьбы за существование, то само его существование как таковое станет проблематичным.

Мыслитель понимал, что в условиях целостности и взаимозависимости мира вопрос существования становится вопросом сосуществования, что уберечь мир от глобальных катаклизмов можно лишь совместными усилиями. Поэтому в центр философского рассмотрения он выносил такие понятия, как общечеловеческие интересы и ценности, диалог и взаимопонимание людей, сопереживание и доверие, толерантность и ненасилие, коммуникация и интеграция. Все эти категории он связывал с проблемой совершенства и совершенствования, раскрывая их и с философских, и с нравственных, и с правовых позиций.

Именно эти вопросы оказались очень созвучными острейшим вызовам нашей эпохи, остро поставившей их уже не только в теоретическом ракурсе, а исходя из настоятельного требования реальных жизненных обстоятельств. В своем философско-этическом учении В.С.Соловьев во многом предвосхитил их философское осмысление, представив целостное теоретически и методологически обоснованное учение по данной проблематике. Этим, собственно, и обусловлены и интерес к его наследию, и, следовательно, актуальность настоягцего исследования.

Степень изученности проблемы. Имеется обширная литература, посвященная осмыслению философского творчества Вл.Соловьева во всем его объеме. Это, прежде всего, двухтомный труд Е.Н.Трубецкого «Миросозерцание В л. С. Соловьева», работы А.Ф.Лосева «Вл.Соловьев» и «Владимир Соловьев и его время», К.В.Мочульского «Владимир Соловьев: жизнь и учение», В.Л.Величко «Владимир Соловьев. Жизнь и творения», С.М.Соловьева «Жизнь и творческая эволюция Владимира Соловьева», В.Ф.Асмуса «Владимир Соловьев», С.М.Лукьянова «О В л. С. Соловьеве в его молодые годы». В них обстоятельно излагается творческий путь мыслителя, прослеживается эволюция его философских воззрений на различных этапах жизни, исследуются фундаментальные проблемы его философии всеединства и софиологии, отражаются взаимоотношения с западными и славянофильскими идеями и учениями. Тема нравственного совершенства и совершенствования в них специально не рассматривается, лишь затрагивается частично.

Этическая философия В.С.Соловьева привлекала внимание исследователей также в контексте истории отечественной философской мысли. Некоторые аспекты исследуемой темы, например, проблемы соотношения религии и морали, идеала и общечеловеческих ценностей, освещены в работах известных авторов, посвященных истории русской философииА, а также прямо или косвенно затрагиваются в многочисленных работах современных исследователей, посвященных русской философии вообще.

Соловьевская тема всеединства как теоретическая основа его воззрений на проблему нравственного совершенствования в различных ракурсах была предметом рассмотрения целого ряда других исследователей - как единомышленников, так и критиков философа. Соответствующие наблюдения и размышления содержатся в книгах, статьях и очерках С.Н.Трубецкого, Л.М.Лопатина, Б.Н.Чичерина, К.Д.Кавелина, К.Н.Леонтьева, В.В.Розанова, С.Н.Булгакова, В.Ф.Эрна, Н.А.Бердяева, С.Л.Франка, Н.О.Лосского, П.А.Флоренского, Вячеслава Иванова, Льва Шестова и многих других русских философов конца XIX и начала XX веков.

Что касается нашего времени, то в первую очередь следует назвать имена таких исследователей творчества В л. Соловьева в контексте истории отечественной философской мысли, как А.И.Абрамов, А.А.Андреев, В.НАкулинин, П.П.Гайденко, Р.А.Гальцева, А.В.Гулыга, В.Е. Доля, А.П.Козырев, В.А.Кувакин, М.А.Маслин, А.А.Носов, Л.В.Поляков, Е.Б.Рашковский, И.Б.Роднянская, В.В.Сербиненко, Н.Ф.Уткина. Многими современными исследователями уже неоднократно отмечены заслуги и значение Вл.Соловьева в теоретической философии и в философии религии , в области политико-правового осмысления сосуществования наций, народов. См.: Зеньковский В.В. История русской философии. Т. 1-4. - Л., 1991; Лосский Н.О. История русской философии. - М., 1991; Франк СЛ. Русское мировоззрение // Франк СЛ. Духовные основы общества. - М., 1992; Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. - М., 1996; Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. - М., 1997 и др. а См.: Кувакин В.А. Философия Вл.Соловьева. - М., 1988; Носов А. Вл.Соловьев. Труды по философии, теологии и политике // Вопросы философии. - 1993. - № 5; Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. - М., 1993 и др. государств^ ценностно-эстетические взгляды философа"*. В некоторых из них также в той или иной мере затрагиваются вопросы добра и зла, сущность ключевых позиций нравственной философии Вл.Соловьева.

Тем не менее, фундаментальных работ, в которых бы тема совершенства и совершенствования в нравственной философии Вл.Соловьева рассматривалась специально, до сих пор не создано. В названных выше исследованиях Е.Н.Трубецкого, А.Ф.Лосева, К.В.Мочульского есть разделы или фрагменты, в котором даются общие характеристики соответствующих положений учения русского философа. В работе В.Ф.АсмусаА имеется специальная глава, посвященная анализу идеи Соловьева о «пересоздании» действительности, что в общем плане созвучно с нашей темой, однако проблема там рассматривается с общетеоретических позиций, а не в аспекте нравственной философии. И в ряде других работ, явившихся во многом теоретическим подспорьем данного исследования, лишь частично затрагиваются проблемы нравственности и нравственного совершенствованияА.

Интерес представляет философское эссе О.С.Сонной «Этика самосовершенствования: Л.Толстой, Ф.Достоевский, Вл.Соловьев»А, в котором в диалогичном ключе представлены взгляды русских мыслителей на проблему нравственности и на вопросы нравственного самосовершенствования человека. Пожалуй, следует также выделить диссертацию Г.Д.Асанбаевой а См.; Новгородцев П.И. Идея права в философии Вл.С.Соловьева // Новгородцев П.И. Об общественном идеале. - М., 1991; Кучурин В.В. В.С.Соловьев о свободе совести и веротерпимости // Право: история, теория, практика. Вып.2. - Брянск, 1998 и др. а См. например: Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. Очерк истории эстетической аксиологии. - М,, 1994. а См.: Асмус В.Ф. Владимир Соловьев, - М., 1994. а См.: Гайденко П.П, Человек и человечество в учении В.С.Соловьева // Вопросы философии. - 1994.- № 6; Книга о Владимире Соловьеве. - М., 1991; Лосев А.Ф. Вл.Соловьев и его время. - М., 1990; Роцинский СБ. Примирение идей и идея примирения в философии всеединства Вл.Соловьева. - М.,1999; Сербиненко В.В. Владимир Соловьев: Запад. Восток и Россия. - М., 1994 и др. а Соина O.e. Этика самосовершенствования: Л.Толстой, Ф.Достоевский, Вл.Соловьев. -М., 1990. Данная тема затронута и в другой работе того же автора: Соина О.С. «Оправдание Добра» Вл.Соловьева. (Опыт современного прочтения) // Освобождение духа. -М„ 1991. на тему «Гуманизм этики В.С.Соловьева» (М., 1990), в которой была предпринята попытка исследовать в работах мыслителя объективные начала нравственности на путях становления всечеловеческой духовности. Определенное отношение к нашей теме имеет и кандидатская диссертация М.С.Кирсанова «Определение добра и зла в этике Вл.Соловьева» (М., 1986), но главным образом по предмету, нежели по целям и задачам исследования.

Изучением литературы, посвященной только исследованию творчества Вл. Соловьева, конечно, нельзя было ограничиться при разработке данной темы. Различные аспекты этики, философии нравственности, проблемы совершенства и совершенствования содержатся в сочинениях Платона, Аристотеля, бл.Августина, Б.Спинозы, И.Канта, Г.В.Ф.Гегеля, А.Шопенгауэра и многих других мыслителей.

Малоисследованное^ философско-этических воззрений B.C. Соловьева и в то же время возрастающая актуальность и потребность духовно нравственного совершенствования личности, общества и всего человечества продиктовали интерес диссертанта к изучению темы.

Объект и предмет исследования. Объектом анализа в диссертации выступает этико-философская теория В.С.Соловьева, фундаментальные основы которой представлены им в работах «Критика отвлеченных начал» и «Оправдание Добра», а отдельные положения - в ряде других его сочинений. Предметом исследования являются аспекты зрения философа, дающие представление о совершенстве как метафизическом и нравственном идеале и раскрывающие специфику понимания философом задачи совершенствования, путей нравственного преображения личности, общества и человечества.

Цель и задачи исследования. Целью настоящего исследования является анализ проблемы совершенства и совершенствования в этикофилософских воззрениях В.С.Соловьева, позволяющий посредством теоретического осмысления взглядов философа на нравственное преобразование жизни человека и социума раскрыть и показать жизненность, актуальность и значимость его подходов к проблеме нравственно-духовного обновления современного общества и человечества в целом.

Для достижения цели в диссертации потребовалось решить следующие конкретные задачи: проанализировать взгляды и подходы к пониманию идеи совершенства в различных этических концепциях в истории этико-философской мысли, проследить их влияние на формирование соответствующих воззрений Вл.Соловьева; раскрыть сущность понятия совершенства в этико-философском учении В.С.Соловьева; прояснить точку зрения Владимира Соловьева на проблему совершенствования как «пересоздание действительности» на началах добра, истины и красоты; систематизировать воззрения мыслителя на рассматриваемую проблему, выявить их концептуальную целостность и взаимообусловленность; проследить органическую и логическую связь между этико-философскими и общефилософскими идеями в концепции Вл.Соловьева, доказывавшего, что путь осуществления добра лежит через истину; рассмотреть подходы В.С.Соловьева к проблеме личного совершенствования; проанализировать взгляды В.С.Соловьева на проблемы совершен ство-вания общества и человечества; показать, что Вл.Соловьев во многом предвосхитил современнзлю постановку целого ряда вопросов, актуальных для нынешней ситуации как в российском обществе, так и в глобализирующемся мире.

Методологическая основа и теоретическая база диссертации. Исследование выполнено на основе принципов системного подхода к анализируемому материалу, который дал возможность комплексно рассмотреть философские и нравственно-этические проблемы, обсуждаемые в диссертации. Результатом такого похода явилась характеристика объекта исследования как определенной системы, включаюш;ей в себя элементы общефилософского, этико-философского и социально-философского срезов рассмотрения в их взаимосвязи и взаимообусловленности. Активно использовались и приемы из того методологического арсенала, который был задействован в построениях самого философа. Речь идет прежде всего о диалектическом методе, который у Соловьева выступает, в сущности, основным инструментом его логических умозаключений.

Автором использовались как принципы конкретно-исторического подхода к исследуемым текстам и отображаемым Вл. Соловьевым реалиям общественной жизни, так и предпринята попытка рассмотреть идеи мыслителя в контексте общеисторическом, включая в этот контекст современные процессы и тенденции, а также прогнозы на будущее, обусловленные логикой исторического процесса.

По мере необходимости применялся аналитический метод, позволивший рассмотреть проблему в разных аспектах, а также метод синтетической реконструкции как способ фиксации логической и органической связи отдельных фрагментов текстов мыслителя с общим концептуальным замыслом его учения.

Источниками исследования являются произведения В.С.Соловьева по общефилософской, социально-философской и, в особенности, по нравственно-философской тематике, а также работы классиков философии по проблемам нравственности: Платона, Аристотеля, Эпикура, Аврелия Августина, Фомы Аквинского, Б.Спинозы, И.Канта, Г.Гегеля; работы современников Соловьева, исследователей его творчества, раскрывающие отдельные стороны нравственной философии мыслителя - Б.Н.Чичерина, Е.Н.Трубецкого, С.Н.Трубецкого, К.В.Мочульского, А.Ф.Лосева, Н.А.Бердяева, Н.О.Лосского, В.В.Розанова; произведения современных зарубежных и отечественных философов, в которых исследуется как наследие Вл.Соловьева, так и общие проблемы теоретической и практической этики.

Научная новизна работы. В диссертации впервые выносится на уровень специального исследования рассмотрение проблемы совершенства и совершенствования в учении В.С.Соловьева. Доказывается, что философское решение данной проблемы представляет собой важнейшее направление творческого поиска русского мыслителя, в философской системе которого получили фундаментальное обоснование актуальные сегодня вопросы духовно-нравственного развития личности и общества, необходимости достижения взаимопонимания и взаимодоверия между людьми и народами в условиях целостности и взаимозависимости мира.

Т В ракурсе этических воззрений В.С.Соловьева исследовано содержание понятий «совершенство» как нравственного идеала и «совершенствование» как проблемы его достижения через познание человеком своего несовершенства и путей его преодоления.

2. Исследована диалектика взаимосвязи совершенства и несовершенства, показана проблематичность поставленной Соловьевым задачи нравственного совершенствования, заключающаяся, в частности, в том, что чем более высокие цели ставит перед собой человек на пути к идеалу совершенства, тем более этот идеал удаляется от человека, осознающего свое несовершенство. Проанализированы сформулированные философом нравственные принципы и нормы, способствующие совершенствованию личности и общества, человека и человечества.

3. На основе проведенного анализа показана духовно-материальная природа нравственного совергаенствования, состоящая, согласно Соловьеву, в единстве внутреннего и внешнего, идеального и реального: идеал совершенства, будучи внутренним состоянием, нуждается во внешнем, эмпирическом осуществлении.

4. Систематизированы воззрения философа на рассматриваемую проблематику, выявлена их концептуальная целостность и взаимообусловленность.

5. Этико-философские воззрения В.С.Соловьева представлены в сопоставлении с соответствующими взглядами и концепциями других мыслителей, что позволило выявить общее и особенное в их теоретических построениях.

6. Рассматривая учение русского мыслителя под углом зрения решения им проблемы совершенствования взаимоотношений между людьми, диссертант доказывает, что в парадигме именно такого мировосприятия Соловьев строит свою историософскую концепцию восхождения разрозненного и враждующего человечества к состоянию всечеловечества, осознавшего через горький опыт истории необходимость взаимопонимания, ненасилия, толерантности, примирения и согласия.

Теоретическая и научно-практическая значимость работы. Материалы проведенного исследования могут быть использованы при дальнейшей теоретико-философской разработке проблемы нравственного совершенствования человека и человечества. В диссертации предлагаются некоторые принципы и инструментарий, использование которых может оказаться полезным при дальнейшем изучении проблемы. Выявленные и проанализированные в процессе исследования подходы и принципы, сформулированные В л. Соловьевым, могут стать методологической базой для философского осмысления социокультурных процессов, происходящих в современном мире.

Материалы, содержащиеся в диссертации, могут быть использованы в последующих историко-философских и этико-философских исследованиях, в соответствующих учебных курсах, служить дополнительным источником знаний в процессе дальнейшего освоения философского наследия Вл.Соловьева.

Апробация результатов исследования. Основные положения и выводы диссертационного исследования излагались на научно-практической конференции «Россия между Западом и Востоком: духовные аспекты цивилизации», проведенной Центром исследований политической культуры России совместно с МГУ им. М.В.Ломоносова и Институтом молодежи (1999 г.); на научной конференции «Этика и мораль в современном мире», посвященной 30-летию кафедры этики (МГУ им. М.В.Ломоносова, 2000 г.); на Философских чтениях памяти Владимира Соловьева (РАГС при Президенте РФ, 2000 г.). Диссертация обсуждена на заседании проблемной группы по истории отечественной философии (июнь 2001 г.) и на заседании кафедры философии (октябрь, 2001 г.) РАГС при Президенте РФ.

Структура и содержание диссертации обусловлены целью и задачами исследования. Диссертация состоит из введения, двух глав, объединяющих в общей сложности пять параграфов, заключения, списка использованной литературы.

Похожие диссертационные работы по специальности «История философии», 09.00.03 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «История философии», Явчуновская, Илона Валерьевна

Выводы Соловьева не теряют актуальности и сегодня, когда мир уже не потенциально, а реально стал целостным и взаимозависимым, когда, в условиях глобализации, на планете идет поиск модели мирного и согласованного сосуществования народов и государств, когда идут споры по поводу места и роли России в составе мирового сообщества. Ибо значение чело

Там же. С.286.

Там же, С.286.

119 века и степень усовершенствования человеческого сообщества определяются не только лишь экономическими отношениями, так как человек не есть только производитель материальных, рыночных ценностей, но нечто гораздо более важное и значимое по своей сущности и по своему предназначению, что многократно подчеркивал выдающийся русский мыслитель Владимир Соловьев.

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

В истории философско-этической мысли нелегко выделить имя мыслителя, который бы столь провидчески мог предложить цельную систему нравственной философии, насущно необходимой в наше далеко не гуманное время. Философское наследие Соловьева «стало неотъемлемой принадлежностью русской культуры и русского самосознания, - отмечал известный русский философ, богослов и экономист Сергей Николаевич Булгаков. - Растет число лиц, сознающих, насколько Соловьев нужен для современности. »\

В этико-философской системе Вл.Соловьева, посвященной нравственному совершенствованию, получили интерпретацию идеи и мысли многих известных течений западной и восточной философии, нашли свое отражение этические взгляды платоников и гностиков, Спинозы и Канта, Гегеля и Шопенгауэра и многих других мыслителей. Свою высокую оценку его творчества дали русские философы E.H. Трубецкой, СИ. Булгаков, А.Ф. Лосев и многие другие. Авторитет B.C. Соловьева в философско-культурной среде в дореволюционной России был чрезвычайно высок, несмотря на то, что некоторые авторы, как например, Б.Н.Чичерин, Е.Н.Трубецкой, В.В. Розанов, не соглашались с теми или иными его высказываниями и взглядами. В своем двухтомном труде «Миросозерцание Вл.С.Соловьева» E.H. Трубецкой, критикуя многие воззрения мыслителя, тем не менее отмечал, что учение Соловьева отличается «не только глубиной, но и беспредельной широтой его воззрений» .

Но если проблема отношения к цельному философскому учению В.С.Соловьева волновала многих, как его современников, так и последователей философа, то проблема его этико-философских воззрений рассматри Булгаков С.Н, Соч. в 2 т. - Т. 1. - М.Д 993. - С. 17. валась в меньшей степени. Между тем, проблема исторического совершенствования человека и человечества, личности и общества занимает едва ли не самое важное место в философском наследии Владимира Соловьева. К ней, по существу, сводятся его теоретические взгляды в области онтологии и гносеологии, этики и эстетики, историософии и теологии. И вся его метафизическая система, над совершенствованием которой он практически работал всю жизнь, была направлена на решение данной проблемы.

Заслуга Соловьева в том, что он искал способы и возможные пути становления человеческого всеединства, опираясь при этом на этические принципы добра, солидарности, сострадания, любви. Ценность мира для Соловьева состояла в самоценности всех составляющих мировое всеединство, будь то личности, народы или государства. Эта позиция была выстроена им строго логически и обоснована теоретически, в соответствии с реалиями и исторической логикой развития самой жизни.

Решающую роль в процессе развития и совершенствования личности Вл.Соловьев отводит духовному началу, которое в его рассмотрении имеет преимущество перед материальной природой. Уже в характеристике нравственного совершенства им дается общая идея абсолютного Добра и его необходимых признаков. Оно должно быть всеобъемлющим и содержать в себе норму нравственного отношения ко всему. При этом важное значение философ придает человеческому сознанию, способному подниматься над материальными интересами и осуществлять разумное «владычество» над природой для блага человека, общества и самой природы.

Соловьев отмечает, что духовное начало есть особое течение нашей жизни, направленное на то, чтобы осуществлять во всем нашем бытии разумную идею добра. А добро, как идеальная форма воли, по Соловьеву, фактически не совпадает с благом как предметом действительного желания, обусловленные теми самыми внешними факторами, первенствующее а Трубецкой Е.Н. Миросозерцание Вл. С. Соловьева. - Т.1.-М.,1995. -С.39. значение которых он отрицает. Принцип самодостаточности высших благ, лежап1,ий в основе этого парадокса, имеет отрицательную и условную силу. Пока человек привязан к благам, освобождение от этой привязанности желательно для его внешнего сознания, ибо она оказывает влияние на содержание его деятельности. Но когда он возвысился над привязанностью к внешним благам, то тогда, отмечает Соловьев, принцип самодостаточности превраш;ается в пустое самодовольство, то есть этот принцип не имеет в самом себе достаточной силы для своего осупдествления.

Однако освобождение от рабства низшим благам - лишь условие для получения высшего блага, и не есть само благо. Соловьев считает, что настоящая объективная нравственность состоит для человека в том, чтобы он служил сознательно и свободно общей цели человечества. И здесь прежде всего необходимо признать его вывод об абсолютной самоценности человека. «Никакой человек ни при каких условиях и ни по какой причине не может рассматриваться как только средство для каких бы то ни было исторических целей - он не может быть только средством или орудием ни для блага другого лица, ни для блага целого класса, ни наконец, для так называемого общего блага, т.е. блага большинства других людей»А

Эта позиция позволяла В л. Соловьеву рассматривать все сферы бытия как поле деятельности человека - существа нравственного, способного подчинить свои деяния мотивам чистого добра. Он признает только самостоятельный и абсолютный закон для человека - нравственный, и одну необходимость - нравственную. Совершенствование личности, по Соловьеву, важно не само по себе, а для нравственной деятельности. Утверждение высшей цели нравственной деятельности требует «истинного знания: чтобы должным образом осуществлять благо, необходимо знать истину; для того, чтобы делать, что должно, надо знать, что есть»"*. а Соловьев В.С. Оправдание Добра. - С.345. а Там же.-С, 596.

Существенный смысл человеческой жизни, по Соловьеву, заключается в способности различать «добро» и «зло» в мире и в себе. И с этим он связывает человеческую возможность реализовать два типа свободы - «положительную» и «отрицательную». «Отрицательная свобода» ведет к неограниченному самоутверждению единичного «Я», но, неся несвободу другим, она перестает быть свободою для самого человека. В актах и действиях «отрицательной свободы» происходит саморазрушение индивида. И только на пути реализации «положительной свободы» он способен познавать и служить Добру. Совершенное нравственное Добро ведет человека к абсолютному нравственному совершенствованию. Ибо для человека, который стремится к добру - а в добре заключено и благо и блаженство - добро выступает как само благо. Всякое желание блага, чтобы не оказаться мнимым, должно быть безусловно добром, так как основано на безусловном исполнении человеком нравственных требований.

Совершенное добро, к которому человек должен стремиться, есть процесс, состоящий в том, что по мере развития, усложнения общественных отношений, обогащения духовной культуры внешние требования превращаются в требования внутренние. В работе «Оправдание Добра» у Соловьева речь идет об объективно-должном смысле мироздания, его нравственно-собирательных характеристиках, не растворяющих в себе самобытность умонастроений личности, а наоборот, утверждающих их духовную универсальность. Добро в его чистоте, силе и полноте может быть воспринято как универсальность, дееспособность и могущество, и в таком качестве оно выступает безусловным смысложизненным основанием, все и вся собою обусловливающим. В силу этого нравственный смысл человека, его креативная формула есть не что иное, как «безусловная внутренняя форма для добра как безусловного содержания»А.

Соловьев считает, что всякая общественная среда есть объективное а Там же. - С.96. воплощение известной нравственности, или «должных» отношений, но только на определенной степени человеческого развития. Нравственная же личность, стремящаяся к безусловному добру, способна перерасти данную ограниченную форму нравственности, и тогда, естественно, может начать относиться к ней отрицательно. При этом хотя сама идея добра или нравственной оценки, по Соловьеву, и не есть только следствие социальных отношений, но осуществление этой идеи, или действительное развитие человеческой нравственности, возможно для человека только в общественной среде через взаимосвязь с нею. Жажда познания превращает человека не только в познающий субъект, но и возбуждает в нем ощущение его внутренней связи с внешним миром, вовлекая в процесс совершенствования, приближения к идеалу совершенства. Заложенная в самой природе разума и слова способность постигать всеединую и объединяющую истину многообразно действует в различных народах, постепенно образуя «царство человеческое», иными словами, общество высокой нравственной культуры. Признавая за личностью «окончательную единицу человеческого общества», он отводит ей роль деятельного начала исторического прогресса, в результате которого общества переходило от узко ограниченных и скудных форм жизни к более обширным и содержательным общественным образованиям.

Именно в выделении проблемы человека с его жизненно необходимой потребностью нравственного совершенствования, Соловьев ставит вопрос о приоритетах и универсальности закона нравственного развития. В заключительной части своего фундаментального труда о сущности добра философ отмечает, что жизнь получает нравственный смысл и достоинство тогда, когда между нею и совершенным добром устанавливается «совершенствующаяся связь». И в этом смысле поиски Соловьева «абсолютности в морали», ценностных ориентации в творческой деятельности приобретают конструктивный характер.

Рассматривая контуры совершенного общества в эсхатологическом аспекте, Соловьев прибегает к религиозной трактовке проблемы, обосновывая мораль на христианском учении. Центром идеалистической теологической концепции В л. Соловьева являются представления о Боге, о мире и человеке, отразившие главную мировоззренческую проблему - отношения сознания к бытию, духа к природе. Не вопрос о возникновении мира, важнейший пункт расхождения между античной философией и христианской теологией, не соотношение божественного и земного во вселенной, волновавшее схоластов средневековья, а прежде всего мир человеческого существования, ставший преобладающим с эпохи Возрождения, морально-этическая сфера были основными в творчестве Владимира Соловьева.

В принципиальной постановке вопроса он исходит из того, что этические воззрения и нормы не должны зависеть ни от какой из форм положительной религии, ее основа - «естественная религия», то есть вера в безусловно нравственный порядок, поэтому у него и «богочеловечество», и «Царство Божие» мыслятся как совершенный нравственный порядок, как идеал, к которому стремится исторический преобразовательный процесс. Но следует заметить , что воззрения Соловьева претерпели определенные изменения. Реальное историческое развитие России в конце XIX века не соответствовало христианским идеалам. И Соловьев разочаровался в возможности практического осуществления идеи богочеловечества и религиозного возрождения, что послужило высказыванию довольно резких критических взглядов на деятельность реальной православной церкви.

Мир идей и мир природы созданы, по Соловьеву, вместе всеединым началом, они составляют космогонический процесс, в результате которого происходит полное осуществление всеединства. В его системе, обладавшей своей особой религиозной реальностью, основным признан процесс совершенствования в качестве нравственного смысла жизни, истории. Причем совершенствование он мыслил не только в духе индивидуальной личности, а в «собирательном человеке», то есть в семье, народе, человечестве «, где каждый своим путем идет к совершенству». Формирование идей человеколюбия на идеалистической основе не лишено противоречий, но оправдание добра, признание того, что нравственной оценке подлежат все стороны человеческой жизни - это один из вполне реальных путей к нравственному совершенствованию обшества, к обшечеловеческому гуманизму.

Достоинством и заслугой В.С.Соловьева можно считать предложенное им решение о реализации нравственности в условиях практической жизни. Суш;ность нравственности в данном контексте он определяет как должное взаимодействие между личностью и обш;еством, или «данной средой», понимая под ней все области человеческого бытия. Истинное благо, добро возможно только в обществе, которое требует, чтобы человек обрел свою сущность, став свободной, творческой личностью.

В основе процесса совершенствования лежит практический опыт человека, ибо его нравственное самосознание изначально определяется диалектикой его собственного общественного существования. Сформированные с детства в процессе воспитания и познания элементарные, нравственные качества и навыки нравственного поведения, а также приобретенная привычка «соприкосновения» с моральным идеалом как с «инобытием» и умение вести «внутренне» диалог с ним, помогают человеку «оттолкнуться» от конкретных обстоятельств жизни, возвыситься нравственно над ними, стать человеком - представителем рода человеческого. Оценивая значимость фи-лософско-этических воззрений Соловьева, русский критик К.В.Мочульский отметил, что «книга Соловьева имеет непреходящую ценность: это - единственная в нашей философской литературе законченная этическая система. "Оправдание добра" и в наше время не утратило своего нравственно-воспитательного значения»А.

И хотя сам Соловьев в конце своей жизни осознавал невозможность преобразования мира своими идеями, все же многое в его философскоа Мочульский к. В. Гоголь. Соловьев. Достоевский. - М,1995. - С.195. этическом наследии остается актуальным и в настояндее время. Рассматривая вопрос об установлении международного мира, он отмечает: «.борьба верований и материальных интересов переживает борьбе народов и государств и окончательное установление внешнего, политического единства решительно обнаружит его внутреннюю недостаточность, обнаружит ту нравственную истину, что мир внешний сам по себе еще не есть подлинное благо, а что он становится благом только в связи с внутренним перерождением человечества»''.

Философско-этическая система Соловьева представляется настолько синтетически слитной, что понять и воспринимать его этические взгляды на развитие человека и общества без связи с историей, экономикой, философским знанием практически невозможно. Его учение, представляющее собой гармоническое единство различных идей, не только раскрывает теоретические аспекты нравственного совершенствования, но и выводит на практические пути его действительной реализации.

Понятие нравственного совершенствования у В.С.Соловьева представляется чрезвычайно многообразным, насыщенным, поливариантным в его общечеловеческом содержании. Подходы мыслителя к осмыслению основ нравственного преображения через процесс совершенствования побуждают критически оценить опыт предыдущего развития общества, качественно переосмыслить издержки происходящих социальных трансформаций в целях правильного определения приоритетов при построении модели будущего общественного устройства, будущего всечеловеческого общежития. а Соловьев В.С. Оправдание Добра. - С.477-478.

Список литературы диссертационного исследования кандидат философских наук Явчуновская, Илона Валерьевна, 2001 год

1. Основные работы В.С.Соловьева

2. Соловьев B.C. Собрание сочинений (Под ред. СМ. Соловьева и Э.Л. Радлова). Т. 1-10. 2-е изд. СПб., 1911-1914.

3. Соловьев B.C. Письма (Под ред. Э.Л. Радлова). Т. 1-4. СПб., 19081923.

4. Соловьев B.C. Собрание сочинений и писем в 15 т. (репринт). Т. 1-3. -М., 1992-1993.

5. Соловьев B.C. Сочинения (Сост., общая ред. и вступ. ст. А.Ф. Лосева и A.B. Гулыги, 2-е изд.). Т. 1-2. М., 1990.

6. Соловьев B.C. Сочинения (Вступ. ст. В.Ф.Асмуса. Сост. Н.В.Котрелева). Т. 1-2. -М., 1989.

7. Соловьев B.C. Избранное. СПб., 1998. - 448 с.

8. Соловьев B.C. Избранные произведения. Ростов н/Д., 1998. - 542 с.

9. Соловьев Вл. С. Лекции по истории философии (Послесл. к публикации В.А.Смирнова) // Вопросы философии, 1989. № 6. С. 76-137.

10. Соловьев B.C. Литературная критика. М., 1990. - 421 с.

11. Соловьев B.C. Мнимая критика (ответ Б.Н.Чичерину) // Философские науки, 1990. № 2-4.

12. Соловьев B.C. «Неподвижно лишь солнце любви». Стихотворения. Проза. Письма. Воспоминания современников.-М., 1991. -445 с.

13. Соловьев В. Россия и Вселенская церковь (Пер. с франц. Г.А.Рачинского). М., 1991 (репринт с издания А.И.Мамонтова, М., 1911). - 448 с.

14. Соловьев Вл. Свобода и зло в философии Шеллинга / Историко-философский ежегодник-87. М., 1987. - С. 86-104.

15. Соловьев B.C. Смысл любви: Избр.произведения. М., 1990. - 524 с.

16. Соловьев B.C. Стихотворения. Эстетика. Литературная критика. ~ М., 1990.-573 с.

17. Соловьев B.C. Философия искусства и литературная критика. М., 1991.-701 с.

18. Философский словарь Владимира Соловьева. Ростов н/Д., 2000. -464 с.

19. Литература по теме исследования

20. Абрамова Т.В. Богочеловек или человекобог? (Вл.Соловьев против Ф.Ницше) // Социальная теория и современность. Вып 11. М.,1993.

21. Абрамов А.И. К вопросу о преемственности философских идей Вл.Соловьева в русском религиозном ренессансе начала XX века // Религиозно-идеалистическая философия в России XIX начала XX в. - М.Д989.

22. Аверинцев С.С. Попытка объясниться. Беседы о культуре. -М.Д988.

23. Амелина Е.М. В.С.Соловьев: Теократическая концепция // Социально-политический жзфнал. 1993. № 7.

24. Аникеева E.H., Семушкин A.B. Диалог цивилизаций: Восток-Запад // Вопросы философии. 1998. № 3.

25. Антология кинизма. М., 1996.

26. Амфитеатров А. В л. С. Соловьев. Встречи // Диалог.1993. № 1.

27. Антология мировой философии. Т.1. ~М., 1969.

28. Апресян Р.Г. Идея морали. М., 1995.

29. Апресян Р.Г. Одухотворенность // Человек. 1996. №4.

30. Аристотель. Сочинения в 4-х т. М., 1993.

31. Аристотель. Этика. Политика. Риторика. Поэтика. Категории. -Минск, 1998.

32. Асмус В.Ф. Владимир Соловьев. М., 1994.

33. Асмус В.Ф. В.С.Соловьев. Опыт философской биографии // Вопросы философии. 1988. № 6.

34. Бердяев H.A. О назначении человека. М., 1993.

35. Бердяев H.A. Философия свободы. Смысл творчества. М.,1989.

36. Бессонов Б.Н. Судьба России: взгляд русских мыслителей. -М.,1993

37. Богомолов A.C. Античная философия. М., 1985.

38. Бори П.Ч. Новое прочтение «Трех разговоров» и повести об антихристе Вл. Соловьева, конфликт двух универсализмов // Вопросы философии. 1990. №9.

39. Бубер М. Два образа веры. ~ М., 1995.

40. Булгаков С.Н. Свет невечерний. Созерцания и умозрения. М., 1994.

41. Булгаков С.Н. Природа в философии Вл.Соловьева // Булгаков СП. Сочинения. В 2-х т. М., 1993.

42. Величко В.Л. Владимир Соловьев. Жизнь и творения. Изд. 2. ~ СПб., 1904.

43. Владимир Соловьев: pro et contra. Личность и творчество Владимира Соловьева в оценке русских мыслителей и исследователей. Антология. -СПб., 2000.

44. Вышеславцев Б.П. Этика преображения эроса. М., 1994.

45. Гайденко П.П. Искушение диалектикой: пантеистические и гностические мотивы у Гегеля и Вл.Соловьева // Вопросы философии. 1998. № 4.

46. Гайденко П.П. Человек и человечество в учении В.С.Соловьева // Вопросы философии. 1994. №6.

47. Гальцева Р.Л., Роднянская И.Б. Раскол в консерваторах: Ф.М. Достоевский, Вл. Соловьев, И.С. Аксаков, К.Н. Леонтьев, К.П. Победоносцев в споре об общественном идеале // Неоконсерватизм в странах Запада. 4.2. -М.,1982.

48. Гегель Г. Энциклопедия философских наук. -М., 1987.

49. Гегель Г.В.Ф. Лекции по истории философии. Кн.1-3. СПб., 19931994.

50. Гляйкснер Т. Теория Владимира Соловьева о соотношении политики и нравственности: система социальной и политической этики // Политическая наука. Вып. 4. М.,1997.

51. Горфункель А.Х. Философия эпохи Возрождения. М., 1980.

52. Голубев А.Н. Понятие личности в этике Владимира Соловьева // Вопросы философии. 1978. № 8.

53. Громов М.Н. Вечные ценности русской культуры: к интерпретации отечественной философии // Вопросы философии. 1994. № 1.

54. Гулыга A.B. Искатель истины // Соловьев B.C. Избранное. -М.,1990.

55. Гулыга A.B. Русская идея и ее творцы. М., 1995.

56. Гусейнов A.A. Великие идеалисты. М., 1995.

57. Гусейнов A.A. Введение в этику. М., 1985.

58. Гусейнов A.A. Золотое правило нравственности. М., 1988.

59. Даам X. Свет естественного разума в мышлении Вл.Соловьева // Вопросы философии. 1992. №8.

60. Дандарон Б.Д. Письма о буддийской этике. СПб., 1997,

61. Данилевский Н.Я. Россия и Европа. ~ М.,1991.

62. Делокаров К.Х. Философия и человек в век глобальных проблем. -М.Д998.

63. Диоген Лаэртский. О жизни, учениях и изречениях знаменитых философов. -М., 1986.

64. Джеймс У. Многообразие религиозного опыта. М., 1993.

65. Древнекитайская философия. В 2-х т. М., 1972-1973.

66. Дремова СВ., Гапоненков A.A. Из архива В.С.Соловьева // Вопросы философии, 1993. № 6.

67. Дробницкий О.Г. Проблема нравственности. М., 1977.

68. Захарова A.A. Историко-философская концепция В.ССоловьева. -М.,1998.

69. Зеньковский В.В. История русской философии. т.П. ч.1. Л., 1991.

70. Зеньковский В.В. Русские мыслители и Европа. М., 1997.

71. Из протоколов Вольфилы: заседание «Памяти Вл.Соловьева» // Вопросы философии. 1997. №1.

72. Ильин И.А. Путь к очевидности. ~ М., 1993.

73. Ильенков Э. Философия и культура. М., 1991.

74. Кант и философия в России. М.1994.

75. Кант И. Метафизика нравов // Кант И. Собр. соч. Т.4. М., 1997.

76. Кант И. Основоположения к метафизике нравов // Собр. соч. Т.4. -М., 1997.

77. Кант И. Трактаты и письма. М., 1980.

78. Карсавин Л.П. О личности // Религиозно-философские сочинения. т 1 .-М., 1992.

79. Книга о Владимире Соловьеве. М., 1991.

80. Кропоткин П.А. Этика, т.1. Происхождение и развитие нравственности. -М., 1922.

81. Козырев А. П. Наукоучение Владимира Соловьева: к истории неудавшегося замысла // Исследования по истории русской мысли. Ежегодник за 1997 год.- СПб.,1997.

82. Козырев A.n. Смысл любви в философии Вл.Соловьева и гностические параллели // Вопросы философии. 1995. № 7.

83. Корогодова Е.П. Теодицея по Вл. Соловьеву //Диспут. 1992. № 2.

84. Кувакин В.А. Философия Вл.Соловьева. М., 1988.

85. Кучурин В.В. В.С.Соловьев о свободе совести и веротерпимости // Право: история, теория, практика. Брянск. 1998. Вып.2.

86. Кьеркегор С. Страх и трепет. М., 1993.

87. Лазарев В.В. Философия Вл.Соловьева и Шеллинг // Философия Шеллинга в России XIX века. СПб., 1998.

88. Лазарев В.В. Категорический императив И.Канта и этика Вл.Соловьева // Кант и философия в России. М.,1994.

89. Левицкий С.А. Очерки по истории русской философии. М.1996.

90. Леонтьев К.Н. Письма к Владимиру Сергеевичу Соловьеву. О национализме политическом и культурном // Леонтьев К.Н. Избранное. -М.,1993.

91. Лосев А.Ф. Владимир Соловьев и его время. ~ М., 1990.

92. Лосев А.Ф. Вл.Соловьев. -М.,1994.

93. Лосский Н.О. История русской философии. М., 1991.

94. Лукьянов СМ. О Вл.Соловьеве в его молодые годы. Кн. 1-3. М., 1990.

95. Льюис К.С Любовь. Страдание. Надежда. М., 1992.

96. Макаров М.Г. Обоснование нравственного идеала в философии ранних славянофилов и у Вл. Соловьева // Философские науки. 1992. № 2.

97. Максимов Л.В. Проблема обоснования морали. М., 1991.

98. Материалисты Древней Греции: собр. текстов Демокрита, Гераклита, Эпикура. М., 1955.

99. Методология этических исследований. М., 1982.

100. Мочульский К. Гоголь. Соловьев. Достоевский. М., 1995.

101. Мыслители Греции. Кн.4. Платон. М., 1998.

102. Ницше Ф. Сочинения в 2-х т. М., 1990.

103. Новгородцев П.И. Идея права в философии Вл.С.Соловьева // Новгородцев П.И. Об общественном идеале. М.1991.102. Новый завет -М., 1998.

104. Носов А. Вл.Соловьев. Труды по философии, теологии и политике // Вопросы философии. 1993. 5.

105. Носов А.А. От «соловьевских обедов» к религиозно-философскому обществу // Вопросы философии. 1999. № 6.

106. Обновление морали и перспективы этики. М., 1990.

107. Орбан Л.Э. Становление личности. ~М., 1992.

108. Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. Выпуск XIX: Владимир Соловьев. М., 1996.

109. Печчеи А. Человеческие качества. М., 1980.

110. Платон. О человеке и его душе. Соч. в 3-х т. М., 1968-1972.

111. ПО. Пугачев О.С. В.С.Соловьев: этические абсолюты и линия жизненного поведения //Вестник Моск. университета. Сер. 7. Философия. 1992. № 6.

112. Рамачарака. Собрание сочинений. Основы миросозерцания индийских йогов. М., 1991.

113. Рашковский Е.Б. Взгляд В.С.Соловьева на красоту // Вопросы философии. 1988. №8.

114. Рашковский Е.Б. Современное м1рознание и философская традиция России: о сегодняшнем прочтении трудов Вл. Соловьева // Вопросы философии. 1997. № 6.

115. Рерих Н. О Вечном. М., 1991.

116. Ригведа. Избранные гимны. М., 1964.

117. Россия глазами русского: Чаадаев, Леонтьев, Соловьев. СПб.,1991.

118. Россия и Запад: взаимодействие культур // Вопросы философии.1992. №6.

119. Роцинский СБ. Примирение идей и идея примирения в философии всеединства Вл.Соловьева. М.,1999.

120. Роцинский СБ. Владимир Соловьев и западная мысль. Критика. Примирение. Синтез. М.,1999.

121. Роцинский СБ. «Философия жизни» Вл. Соловьева: на логическом языке синтез, на нравственном - примирение. // Отечественная философия: опыт, проблемы, ориентиры исследования. Вып. 19.Владимир Соловьев. -М. 1996.

122. Русская философия: конец XIX начало XX века. - СПб., 1993.

123. Сербиненко В.В. Владимир Соловьев: Запад, Восток и Россия. М., 1994.

124. Совершенный человек. М., 1997.

125. Соина O.e. «Оправдание Добра» Вл.Соловьева. (Опыт современного прочтения) // Освобождение духа. М.1991.

126. Соина O.e. Этика самосовершенствования: Л.Толстой, Ф.Достоевский, В л. Соловьев. М., 1990.

127. Соловьев СМ. Владимир Соловьев. Жизнь и творческая эволюция.-М.1997.

128. Смоленцев Ю.М. Мораль и нравы: диалектика взаимодействия. -М., 1989.

129. Сорокин П. Человек. Цивилизация. Общество. М., 1992.

130. Социальная сущность и функции нравственности. М., 1975.

131. Спиноза Б. Этика. Богословско-политический трактат. -М., 1957.

132. Спиноза Б. Избранные произведения. В 2-х т. М., 1957.

133. Степанян М.Т. Восточные концепции «совершенного человека» в контексте мировой культуры //Историко-философский ежегодник. 1990. -М.,1991.

134. Столетов В.Н. Становление личности. М., 1987.

135. Столович Л.Н. Красота. Добро. Истина. М., 1994.

136. Столярова Т.Ф., Пантин В.И. Воспламененная душа. Вольные размышления о Владмимре Соловьеве. М., 2000.

137. Стрельцов М.Э. Идея добра в философии Владимира Соловьева и ее системность //Системные исследования. Вып.25. М.Д997.

138. Татаркевич В. О счастье и совершенстве человека. М., 1981.

139. Титаренко А.И. (ред.). Моральные ценности и личность. М., 1994.

140. Тогузова Л.И. Нравственное воспитание в зеркале истории этической мысли. М., 19

141. Трубецкой E.H. Смысл жизни. -М., 1994.

142. Трубецкой E.H. Миросозерцание Вл.С.Соловьева. В 2-х т. М., 1995.

143. Трубников H.H. Время человеческого бытия. М., 1987.

144. Уткина Н.Ф. Тема всеединства в философии Вл.Соловьева // Вопросы философии. 1989. № 6.

145. Философский энциклопедический словарь. М., 1983.

146. Фихте. Назначение человека. -М.Д994.

147. Флоренский П.А. Сочинения. В 4-х т. м., 1994-1999.

148. Фома Аквинский. О сущности и существовании // Историко-философский ежегодник. М., 1988.

149. Фрагменты ранних греческих философов. ч.1. М., 1989.

150. Франк СЛ. Духовные основы общества. М., 1992.

151. Фромм Э. Душа человека. М., 1992.

152. Фромм Э. Психоанализ и этика. М., 1993.

153. Чанышев А.Н. Курс лекций по древней и средневековой философии. ~М., 1991.

154. Честертон Г.К. Вечный человек. М., 1991.

155. Человек, мыслители прошлого и настоящего о его жизни, смерти и бессмертии. В 2-хч. -М., 1994-1995.

156. Чичерин Б.И. О началах этики. Оправдание Добра, нравственнная философия Владимира Соловьева. Право и нравственность, очерки из прикладной этики, его же // Философские науки. 1989. № 9-12; 1990.№1.

157. Швейцер А. Благоговение перед жизнью. М., 1992.

158. Швейцер А. Культура и этика. М., 1977.

159. Шестов Л. Умозрения и апокалипсис. Религиозная философия Вл.Соловьева.//Сочинения. М.,1995.

160. Шкоринов В.П. Этика всеединства Вл.Соловьева // Очерки русской этической мысли. -М.,1976.

161. Шопенгауэр А. Свобода воли и нравственность. М., 1992.

162. Шопенгауэр А. Мир как воля и представление. М., 1909.

163. Шюре Э. Великие посвященные. -М., 1914 (репринт, изд.).163. .Цетинина Г.И. Владимир Соловьев: исторические взгляды // История и историки. М.,1995.

164. Этика стоицизма: традиции и современность. М., 1991.

165. Юнг К.Г. Ответ Иову. М., 1995.

166. Ясперс К. Смысл и назначение истории. М., 1994.3. Диссертации

167. Асанбаева Г.Д. Гуманизм этики Вл.Соловьева. Дисс. . канд. фи-лос. наук. -М., 1990.

168. Бушуров Г.К. Философия Вл.Соловьева (критический анализ). -Дисс. . канд. филос. наук. Л., 1973.

169. Гусева A.B. Проблемы сознания в философии всеединства (В.С.Соловьев, С.Н.Трубецкой, Е.Н.Трубецкой). Дисс. . канд. филос. на-ук.-М., 1988.

170. Дядькина Л.П. Всеединство В.С.Соловьева в контексте культурологической теории символа. Дисс.канд филос.наук. М.1997.

171. Кирсанов М.С. Определение добра и зла в этике Вл.Соловьева.136

172. Дисс. . канд. филос. наук. М., 1986.

173. Малиева Т.И. Критика немарксистских концепций личности и общества (Владимир Соловьев). Дисс. канд. филос. наук. - М., 1987.

174. Роцинский СБ. Идея примирения и примирение идей в философии всеединства Вл.Соловьева. Дисс. доктора филос. наук. - М., 2000.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.