Интеграция музыкально-исполнительских дисциплин в профессиональной подготовке будущих учителей музыки тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 13.00.08, кандидат педагогических наук Курбонова, Галина Николаевна

  • Курбонова, Галина Николаевна
  • кандидат педагогических науккандидат педагогических наук
  • 2005, Москва
  • Специальность ВАК РФ13.00.08
  • Количество страниц 155
Курбонова, Галина Николаевна. Интеграция музыкально-исполнительских дисциплин в профессиональной подготовке будущих учителей музыки: дис. кандидат педагогических наук: 13.00.08 - Теория и методика профессионального образования. Москва. 2005. 155 с.

Оглавление диссертации кандидат педагогических наук Курбонова, Галина Николаевна

ВВЕДЕНИЕ fJ

ГЛАВА 1. ИНТЕГРАЦИЯ УЧЕБНЫХ ПРЕДМЕТОВ КАК

ФИЛОСОФСКО-ПЕДАГОГИЧЕСКАЯ ПРОБЛЕМА

1.1. Природа ищнь понятия «интеграция» как взаимодевия вего порядка

1.2. Анализ и оценка становления интеграции как проблемы отечвенной педагогики

1.3. Концептуальный подход к интеграции музыкально-исполнительских дисциплин в содержании образования учителя музыки

ГЛАВА 2. ПЕДАГОГИЧЕСКИЕ ПУТИ РЕАЛИЗАЦИИ ИНТЕГРАЦИИ МУЗЫКАЛЬНО-ИСПОЛНИТЕЛЬСКИХ ДИСЦИПЛИН В V ПРОФЕССИОНАЛЬНОЙ ПОДГОТОВКЕ УЧИТЕЛЯ МУЗЫКИ

2.1. Ку«Теория и ория музыкального олнителва» как проц движения от методологии к методике

2.2. Анализ и интерпретация результатов опытно-эериментальной работы

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интеграция музыкально-исполнительских дисциплин в профессиональной подготовке будущих учителей музыки»

Актуальность исследования. Она обусловлена рядом причин социального, методологического, педагогического и практического характера.

Яркой характерной чертой ушедшего столетия явилось усиление внимания к интеграционным процессам в сфере экономики, науки и образования. Пронизывая все сферы жизнедеятельности человека, формируя реальности сегодняшнего дня, интегративность во многом определяет особенности современного стиля мышления и сама порождает проблемы, требующие серьезного осмысления и решения. «Выявление различных форм интеграции, причин их возникновения и тенденций развития, раскрытие противоречивого характера интеграционных процессов в современном обществе - чрезвычайно важная в мировоззренческом, методологическом и непосредственно практическом плане задача всех общественных наук» /56; 6/. Таково требование времени.

В «Программе развития педагогического образования России на 2000-2010 гг.» отмечен факт развития интеграционных процессов внутри системы непрерывного педагогического образования. «Интегративность как междисциплинарная кооперация, ориентированная на формирование целостной картины мира, создаваемой комплексом базовых дисциплин на основе взаимодополнительности содержания и единства целей и требований» /112; 3/ -заявлена одним из основных принципов разработки содержания непрерывного педагогического образования.

Однако интеграционные процессы протекают в нашем обществе весьма сложно и противоречиво. На сегодняшний день мы можем говорить не столько об их осуществлении, сколько об их противоположном направлении - в сторону дезинтеграции. Все это можно проследить рельефно на примере образовательной системы, где «предметоцентризм» по-прежнему является ведущим принципом, а заявленная В.В.Давыдовым задача создания интегративных школьных научных курсов, выстроенных по законам научно-теоретического мышления, т.е. от общего к частному, остается только лишь благим пожеланием.

Все вышеизложенное находит яркое подтверждение в системе профессиональной подготовки учителя музыки - все предметы преподаются на основе узкопрофессионального подхода, когда каждая теоретическая и музыкально-исполнительская дисциплина имеет свои, подчас (и, как правило) изолированные цели, задачи, формы и методы. Попытки же осуществить их единство на основе идей интеграции сводятся пока к стереотипу, который главенствует в педагогическом мышлении - к единству на основе некой ведущей (стержневой) учебной дисциплины или вида деятельности. На сегодняшний день в этом качестве продолжает выступать вокально-хоровая деятельность. Сложившаяся ситуация в системе профессиональной подготовки учителей музыки настоятельно требует методологического обновления, и прежде всего на основе научного понимания интегрирования как такового. В данном исследовании делается такая попытка, в чем и состоит его актуальность.

Многогранность рассматриваемой проблемы определила достаточно широкий круг вопросов, подлежащих осмыслению и исследованию в контексте содержания профессии «учитель музыки». Это, в свою очередь, обусловило необходимость рассмотрения проблемы исследования в нескольких взаимообусловленных и взаимосвязанных аспектах.

Философский аспект раскрывается в опоре на труды И.В.Блауберга, В.В.Давыдова, А.Я.Данилюка, Э.В.Ильенкова, М.С.Кагана, Б.М.Кедрова, В.И.Купцова, В.А.Лекторского, А.Ф.Лосева, Э.Г.Юдина и др. Философская методология дает возможность рассмотреть интеграцию как целостный процесс, диалектический по своей природе, определить фундаментальные направления, по которым должно протекать формирование художественного сознания будущего учителя музыки, а также выстроить логику воспитания мышления учителя и учащихся по законам теории познания.

Эстетический аспект (Ю.Б.Борев, С.Х.Раппопорт, Л.Н.Столович и др.), продолжая философское видение проблемы, позволяет представить само происхождение искусства как реализацию человеком своей родовой сущности, научно раскрыть художественную деятельность, на теоретическом уровне определить пути формирования и активизации эстетического переживания, формирования эстетического вкуса и т.д. Все это призвано помочь по-иному осмыслить практику эстетического воспитания и художественного образования.

Музыковедческий аспект потребовал исследования работ ряда ученых-музыковедов. В их числе: Б.В.Асафьев, Р.И.Грубер, Т.Н.Грум-Гржимайло, Е.Г.Гуренко, А.Лилов, В.В.Медушевский, Е.В.Назайкинский, К.Розеншильд, А.Н.Сохор и др. Основные положения музыковедческой науки позволяют представить музыку как художественную модель диалектики жизни, и тем самым обрести теоретическую базу для интегрирования музыкально-исполнительских дисциплин на основе законов музыкального искусства.

Психологический аспект рассмотрения проблемы осуществлялся на основе работ А.В.Брушлинского, Л.С.Выготского, В.В.Давыдова, А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, Д.Б.Эльконина и др., что позволило прояснить вопросы, связанные со становлением художественного мышления в его ретроспективе.

Педагогический аспект потребовал обращения к истокам педагогики как науки в трудах: Г.И.Батуриной, А.Дистервега, М.Д.Зверева, Я.А.Коменского, Н.К.Крупской, Г.П.Кулагина, А.С.Макаренко, В.Н.Максимовой, И.Песталоцци, Ж.-Ж.Руссо, В.А.Сухомлинского, К.Д.Ушинского и др. Это позволило рассмотреть интеграцию не локально (в рамках только музыки), а широко - как проблему всей педагогической науки на современном этапе ее развития.

Наконец, собственно музыкально-педагогический аспект обусловил обращение к творческому наследию музыкантов-педагогов (профессионального образования и массовой школы) и выдающихся исполнителей современности: Э.Б.Абдуллина, О.А.Апраксиной, Л.Г.Арчажниковой, Л.А.Баренбойма,

Л.В.Горюновой, Д.Б.Кабалевского, Г.Г.Нейгауза, В.Г.Ражникова, С.Е.Фейнберга, Г.М.Цыпина, Л.В.Школяр и др. Раскрытие методологических основ профессионально-педагогической и исполнительской деятельности, а также основ теории и методики массового музыкального образования позволило глубже вникнуть в процесс интерпретации музыкальных произведений, понять цели и задачи, «механизмы» и критерии музыкальной педагогики, в том числе и профессионально-исполнительскую подготовку будущих учителей музыки массовой школы.

Многоаспектное рассмотрение проблемы в свете современной науки позволило сформулировать рабочий аппарат исследования.

Объект исследования - профессиональная подготовка будущих учителей музыки в системе высшего педагогического образования.

Предмет исследования - музыкально-исполнительская деятельность студентов в процессе овладения профессией учителя музыки.

Цель исследования - определить методологические основы интеграции музыкально-исполнительских дисциплин в подготовке учителя музыки и пути ее практической реализации.

Исходя из объекта, предмета и цели, в работе сформулированы следующие задачи исследования:

1. Изучить философско-эстетическую, научную, музыковедческую, психолого-педагогическую литературу по проблеме исследования.

2. Выявить причины, противодействующие интеграции музыкально-исполнительских дисциплин в подготовке учителя музыки.

3. Раскрыть содержание понятия «интеграция» в русле диалектической логики.

4. Разработать интегративный курс «Теория и история музыкального исполнительства», формирующий основы художественного мышления будущего учителя музыки.

5. Внедрить данный курс в педагогическую практику и обобщить результаты экспериментальной работы.

Гипотеза исследования - интеграция музыкально-исполнительских дисциплин в профессиональной подготовке учителя музыки может быть реализована в своей глубинной сущности, если:

- интегрирование как процесс будет осуществляться в соответствии со своим предназначением - воссоздание целостности методом восхождения от абстрактного к конкретному;

- художественное мышление, логикой которого выступает диалектика, изначально определившая природу содержания музыки, формы и средства ее существования и воплощения, выступает смыслообразующим началом интеграции музыкально-исполнительских дисциплин;

- будут определены конкретные педагогически целесообразные пути (формы и методы) реализации теоретических положений, обеспечивающие максимальную самостоятельность их воплощения студентами в собственной музыкально-исполнительской деятельности.

Методологической основой исследования явились: материалистическая теория познания, ядром которой является диалектика; теория деятельности, фундаментально представленная в трудах А.Н.Леонтьева, С.Л.Рубинштейна, М.С.Кагана и др.; теория развивающего обучения В.В.Давыдова-Д.Б.Эльконина; интонационная теория Б.В.Асафьева; концепция музыкального воспитания Д.Б.Кабалевского.

Методы исследования: анализ философской, музыковедческой и психолого-педагогической литературы по проблеме исследования; целенаправленное педагогическое наблюдение; научное изучение и обобщение передового педагогического опыта; педагогический эксперимент, включающий метод экспериментальных творческих заданий, беседы, анкетирование преподавателей и студентов.

Научная новизна и теоретическая значимость исследования. Впервые интеграция рассматривается в контексте диалектической логики - как мыслетворчество, раскрывающее себя в процессе воссоздания утраченной целостности методом восхождения от абстрактного к конкретному. Движущей силой этого процесса является противоречие, осмысление которого помогает понять природу и особенности внутренней жизни и развития изучаемого объекта, восстановить его целостность на естественной для него основе. В качестве интегрирующего начала музыкально-исполнительских и теоретических дисциплин в профессиональной подготовке будущего учителя музыки выступает художественное мышление, изначально определившее диалектическую природу художественного времени и интонирования. Диалектика этих атрибутов художественной деятельности обеспечивает рассмотрение ключевых проблем музыкального исполнительства сквозь призму подлинной природы музыкального искусства.

Практическая значимость. Разработан и внедрён в практику подготовки будущих учителей музыки курс «История и теория музыкального исполнительства», призванный помочь студентам проследить пути развития музыкального исполнительства, сформировать у них механизмы художественного мышления. Материалы могут быть использованы в процессе подготовки будущих учителей музыки в ВУЗе, а также на курсах повышения квалификации и переподготовки учителей музыки.

Этапы исследования. На первом этапе исследования (1998-2000гг.) проводился анализ ситуации в системе профессиональной подготовки учителей музыки, а также анализ причин, мешающих качественной подготовке их к практической деятельности. Эта работа осуществлялась через наблюдение занятий со студентами по музыкально-исполнительским дисциплинам, деятельность исследователя в качестве руководителя студенческой практики.

Результатом этой работы явилась идея о необходимости интеграции музыкально-исполнительских дисциплин.

На втором этапе исследования (2001-2002гг.) осуществлялась работа по изучению научно-теоретических источников с целью определения методологических основ интеграции музыкально-исполнительских дисциплин, выявления наиболее приемлемых и рациональных путей её осуществления в системе подготовки учителей музыки.

На третьем этапе (2003-2004гг.) работа проводилась с педагогическим и студенческим коллективами на кафедре «Музыки и музыкального образования» в Институте искусств Хакасского Государственного Университета им. Н.Ф.Катанова. В ходе ее для студентов был разработан курс «История и теория музыкального исполнительства».

Апробация и внедрение осуществлялись: в собственной практической деятельности в качестве преподавателя кафедры музыки и музыкального образования Института искусств ХГУ им. Н.Ф.Катанова; в выступлениях на курсах повышения квалификации учителей музыки республики Хакасия; на Международной межвузовской научно-практической конференции «Музыкально-эстетическое образование в социокультурном развитии личности» (Екатеринбург, 29-31 марта, 2001 г.); на Межрегиональных научно-практических конференциях: «Методологические основы формирования специалиста-педагога в рамках образовательных стандартов нового поколения» (Абакан, 19-20 апреля, 2002 г.), «Проблемы подготовки специалиста в ВУЗе в условиях модернизации образования: опыт, проблемы, перспективы» (Абакан, 30 апреля, 2004), «Проблемы модернизации социально-художественного образования на современном этапе» (Иркутск, 20-22 апреля, 2004 г.); в учебно-методическом пособии «Вопросы музыкальной педагогики» для студентов, обучающихся по специальностям 0310, 030700 - Музыкальное образование, 0501 -Инструментальное исполнительство (Абакан, 2002 г.).

Опытно-экспериментальное исследование осуществлялось в Институте искусств Хакасского Государственного Университета им. Н.Ф.Катанова. Разными формами исследования было охвачено более 20 преподавателей и 160 студентов.

Положения, выносимые на защиту.

1. Интеграция, в соответствии с научным значением, есть процесс воссоздания целостности методом восхождения от абстрактного к конкретному.

2. В качестве интегрирующего начала в музыкально-исполнительской деятельности выступает художественное мышление. Осуществляясь как процесс мыслетворчества, оно воссоздает целое (художественный образ) с одновременным его переосмыслением и преобразованием.

3. Основным условием развития художественного мышления будущих учителей музыки выступает построение музыкально-исполнительских дисциплин как модели выведения знаний, где всеобщие закономерности предшествуют конкретному.

4. Основанием разработанного учебного курса «Теория и история музыкального исполнительства», интегририрующего музыкально-теоретические знания, выступает диалектика художественного времени и интонирования, обеспечивающая рассмотрение ключевых проблем музыкального исполнительства через подлинную природу музыкального искусства.

Похожие диссертационные работы по специальности «Теория и методика профессионального образования», 13.00.08 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Теория и методика профессионального образования», Курбонова, Галина Николаевна

ЗАКЛЮЧЕНИЕ

Подводя итоги исследования, отметим: мы придерживались принципа, принятого в научной школе Д.Б.Кабалевского, который требует излагать материалы исследования в виде моделирования логики процесса мышления студентов. Отсюда проблема интеграции музыкально-исполнительских дисциплин явилась своего рода «поводом» для выведения главного противоречия современной музыкально-педагогической практики и поисков путей его разрешения. С этой целью в исследовании феномен интеграции рассмотрен с позиций диалектической логики, показана его «деятельность» в сфере искусства, на этой основе выдвинута необходимость воспитания у студентов основ художественного мышления и раскрыто содержание интегративного курса «Теория и история музыкального исполнительства». Проверка эффективности курса доказала необходимость включения его в содержание образования будущего педагога-музыканта и позволила завершить исследование следующими выводами.

1. Проблема интеграции как восстановления утраченной целостности, является одной из ключевых в современной педагогической науке. Исследование феномена интеграции с позиций классической теории познания показало, что интеграция реализует себя как адекватный природе способ достижения целостности тогда, когда ее методологической основой выступает диалектическая логика.

2. Художественное мышление, где самой природой заложен высший уровень человеческого сознания, выступает необходимым условием реализации интеграции как мыслетворчества. В таком своем значении воспитание основ художественного мышления закономерно становится целью образования будущего педагога-музыканта.

3. Центральным в деятельности музыканта-исполнителя является вопрос интерпретации произведения, решить который невозможно без содержательного анализа, который протекает как моделирование художественно-творческого процесса. Только в условиях движения мысли от содержания к форме интеграция жизненного материала и его художественного переосмысления в произведении искусства становится реальной.

4. Одним из путей повышения эффективности профессиональной подготовки учителя музыки является внедрение интегративного курса «Теория и история музыкального исполнительства», тематизм которого воссоздает процесс познания как движение от абстрактного к конкретному. Его основанием, на котором интегрируются музыкально-теоретические знания, выступает диалектика художественного времени и интонирования.

5. Проведенное комплексное исследование эффективности интегративного курса «Теория и история музыкального исполнительства» доказало обоснованность и правомерность введения его в содержание образования будущего педагога-музыканта. Заложенный в его тематизме метод познания содержания музыкально-исполнительской деятельности обеспечивает достижение цели — формирование у будущего учителя музыки основ художественного мышления, стимулирует развитие важных качеств культурного мышления, среди которых ведущим выступает критичность ума.

144

Список литературы диссертационного исследования кандидат педагогических наук Курбонова, Галина Николаевна, 2005 год

1. Абдулин Э.Б. Методологический анализ проблем музыкальной педагогики в системе высшего образования. М.: Изд. Прометей МПГУ им. В.И.Ленина, 1990. - 186с.

2. Абдулин Э.Б. О повышении теоретического уровня научных исследований в области педагогики музыкального образования.// Преподаватель. 1999. -№4.

3. Академик Б.В. Асафьев. Избранные труды. Т.- 5. М.: Изд. АН СССР, 1957.-385 с.

4. Арсеньев А.С., Библер B.C., Кедров Б.М. Анализ развивающегося понятия. М.: «Наука», 1967. - 439 с.

5. Арчажникова Л.Г. Профессия учитель музыки. Кн. для учителя. - М.: Просвещение, 1984. - 111 с.

6. Архангельская А.С. Взаимодействие научного и художественного познания: Дис. канд. пед. наук. М., 1977.

7. Асафьев Б.В. Избранные труды о музыкальном просвещении и образовании. Изд. 2-е. Л.: Музыка, 1973. - 194 с.

8. Баренбойм Л.А. Вопросы фортепианной педагогики и исполнительства. -Л.: Музыка, 1969. 288 с.

9. Батурина Г.В. МС в истории советской школы и педагогики. // МС в учебном процессе./ Тем. сборник ст. под ред. Г.В.Воробьёва.- М.: АПН СССР,-1974. -309с.

10. Беликова В.В. Музыкальное исполнительство как вид художественно-творческой деятельности: Дис. канд. пед. наук. Киев, 1990.

11. Блауберг И.В., Юдин Б.Г. Понятие целостности и его роль в научном познании.- М.: «Знание», 1972. 48с.

12. Борев Ю.А. Эстетика. М.: Политиздат, изд. 3-е, 1981. - 399 с.

13. Брушлинский А.В. Культурно- историческая теория мышления. М.: Высшая школа, 1968. - 104 с.

14. Брушлинский А.В. Психология мышления и проблемное обучение. М.: Знание, 1983. - 94с.

15. Взаимодействие и интеграция искусств в полихудожественном развитии школьников.// Рекомендации к разработке комплексных программ по искусству для школ и внешкольных занятий./ Под общ. ред. Г.Г.Шевченко, Б.П.Юсова. Луганск: Просвещение, 1990. - 200с.

16. Виды искусства и их взаимодействие. Пособие для учителя./ Редакторы-составители: Е.П.Кабкова, Л.Н.Мун. М.: ИНИОН РАН, 2001.-210 с.

17. Вильман О. Дидактика как теория образования, Т.-2, 1908.

18. Вопросы исполнительского искусства. Сб. статей. / Ред. коллегия: Я.Г.Бесноватый и др. Новосибирск: Зап.-Сиб. кн. изд., 1974. - 110 с.

19. Выготский Л.С. Психология искусства. Ростов н./Д.: Феникс, 1998. -480с.

20. Выготский Л.С. Мышление и речь. // Психологические исследования. / Под. ред. В.Колбановского. М.: Ленингр. Гос. соц.-эконом. изд., 1934.

21. Гегель Г.В.Ф. «Эстетика», Т. 1. Перевод. / Под ред. М.Лившица. - М.: Искусство, 1968. - 312 с.

22. Гербарт И.Ф. Избр. пед. сочинения. М.: Учпедгиз, 1940. - 197 с.

23. Глазырина Е.Ю. Информационная природа звука.// Материалы конф. «Развитие идей художественного образования и эстетического воспитания в XX веке» к 70-летию ИХО РАО, 1-6 февраля. М., 1999.

24. Глинский М. Очерки по истории дирижёрского искусства./ Журнал «Муз. совр.», 1916, №3.

25. Горюнова Л.В. Говорить языком самого предмета /Теоретические основы учебника «Музыка». Пособие для учителя. М.: 1989. - 143 с.У

26. Горюнова JI.В., Маслова Л.П. Урок музыки урок искусства. / Книга для учителя (Учебное пособие). - М.: Прометей, 1989. - 104 с.

27. Грубер Р.И. Всеобщая история музыки. 1ч. М.: Гос. муз. изд., 1956. -415 с.

28. Грум-Гржимайло Т.Н. Музыкальное исполнительство. М.: Знание, 1984.- 158 с.

29. Грум-Гржимайло Т.Н. Об искусстве дирижёра. М.: Знание, 1973.- 40 с.

30. Гуренко Е.Г. Исполнительское искусство: методологические проблемы. -Новосибирск: Изд. НТК, 1985. 88 с.

31. Давыдкина В.В. Художественные знания, умения и навыки в профессиональной деятельности педагога искусства: Дисс. канд. пед. наук. М., 2004.- 159 с.

32. Давыдов В.В. Виды обобщения в обучении: Логико психологические проблемы построения учебных предметов. - М.: Педагогическое общество России, 2000. - 480с.

33. Давыдов В.В. Новый подход к пониманию структуры и содержания деятельности. // Вопросы психологии. (Поев, деятельности А.Н.Леонтьева) -2003.

34. Давыдов В.В. Проблема деятельности как способа человеческого бытия и принцип монизма//Деятельность: теории, методология, проблемы./ Сост. Ка-савин И.Т.- М.: Политиздат, 1990. 365 с.

35. Давыдов В.В. Философско-психологические проблемы развития образования. М.: Интор, 1994. - 127с.

36. Давыдов В.В. Что такое учебная деятельность .// В кн. о развивающем обучении. Томск: Пеленг, 1995.

37. Даль В. Толковый словарь живого великорусского языка. Т.- 4, М.: Рус. язык, 1982. - 683 с.

38. Данилюк А.Я. Теория интеграции образования. Ростов н /Дону: Изд-во

39. Рост. пед. ун-та, 2000. 440 с.

40. Деятельность: теории, методология, проблемы./ Сост. Касавин И.Т.- М.: Политиздат, 1990 365 с.

41. Диденко В.Д. Искусство и философия. М.: Знание, 1986.

42. Дик Ю.И., Пинский А.А., Усанов В.В./ Интеграция учебных предметов.// Советская педагогика. 1987, №9.

43. Дистервег А. Избр. пед. сочинения. М.: Учпедгиз, 1956. - 179 с.

44. Драгунова Т.В. Психологические особенности подростка. // Возрастная и педагогическая психология./ Под ред. А.В.Петровского. М.: Просвещение, 1973.-288 с.

45. Евдокимов B.C. Процессы дифференциации и интеграции в современном научном познании: Дис. канд. философ, наук. М., 1976. - 169 с.

46. Ержемский Г.Л. Психология дирижирования: некоторые вопросы исполнительства и творческого взаимодействия дирижёра с музыкальным коллективом. М.: Музыка, 1988. - 80 с.

47. Журавлёв А.П. Звук и смысл. М.: Просвещение, 1981. - 160 с.

48. Зверев И.Д., Максимова В.Н. Межпредметные связи в современной школе. М.: Педагогика, 1981. - 160 с.

49. Зинченко С.П. О соотношении деятельности и действия. / Вопросы философии, 1985, № 5.

50. Золтаи Д. Этос и аффект. История философии музыкальной эстетики от зарождения до Гегеля. М.: Прогресс, 1977. - 371 с.

51. Злобин Н.С. Деятельность труд - культура.// Деятельность: теории, методология, проблемы / Сост. Касавин И.Т.- М.: Политиздат, 1990. - 365 с.

52. Иванов С.В. Комплексная система обучения. Курск: Сов. деревня, 1926.- 126 с.

53. Ильенков Э.В. Философия и культура.// Мыслители XX века. М.: Изд. полит, лит., 1991. - 459 с.

54. Ильенков Э.В. Школа должна учить мыслить. Москва-Воронеж: Изд. Московского психолого-социального института, 2002. - 106 с.

55. Интегративные процессы в педагогической науке и практике коммунистического воспитания и образования. М.: Изд. АПН СССР, 1983. - 96с.

56. Интегративные процессы в области образования в Содружестве Независимых Государств. Аналитические обзоры по основным направлениям развития высшего образования. (Л.П. Рябов), В.-7. М.: НИИВО, 2000.

57. Интегративные тенденции в современном мире и социальный прогресс. / Под ред. М.А.Розова. М.: Изд. Моск. ун-та, 1989. - 224 с.

58. Интеграция гуманитарных, фундаментальных и профессиональных знаний в образовании 21-го века: Материалы науч.-практ. конференции Новочеркасск: ЮРГТУ, 2002.

59. Интеграция содержания обучения как предпосылка совершенствования профессиональной подготовки специалиста со средним специальным образованием. М.: НИИВШ, 1990. - 32с.

60. Каган М.С. Лекции по марксистско-ленинской эстетике. Ч.-З, Диалектика художественного развития. Л.: Изд. Лен. ун-та, 1966. - 214 с.

61. Каган М.С. Лекции по теории эстетики. Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1973. - 206с.

62. Каган М.С. Морфология искусства. Историко-теоретическое исследование внутреннего строения мира искусства. Л.: Искусство, 1972. - 440 с.

63. Каган М.С. Системный подход и гуманитарное знание. Л.: Изд. Ленингр. ун-та, 1991.

64. Каган М.С. Человеческая деятельность (Опыт системного анализа). -М.: Политиздат, 1974. 317с.

65. Казачков С. Дирижёрский аппарат и его постановка: учебное пособие для музыкальных вузов. М.: Музыка, 1967. - 266 с.

66. Кедров Б.М. Беседы о диалектике. М.: Молодая гвардия, 1989. - 238 с.

67. Кедров Б.М. Взаимодействие наук: теоретические и практические аспекты. М.: Наука, 1984. - 319 с.

68. Коган Г.М. Избранные статьи. В.- 2, М.: Сов. комп., 1972 - 266 с.

69. Когда все искусства вместе. Полихудожественное развитие учащихся различных возрастных групп. Пособие для учителя. / Под общ. ред. Б.П.Юсова. -Москва-Мурманск: ИЦЭВ РАО, 1995. 107с.

70. Коджаспирова Г.М. История образования и пед. мысли. М.: Владос, 2003. - 223 с.

71. Коменский Я.А. Избранные пед. сочинения. М.: Учпедгиз, 1955.- 297с.

72. Комплексное обучение в практике массовой школы. JI. : Брокгауз-Ефрон, 1928. - 196 с.

73. Концепция интеграции академической науки и высшего гуманитарного образования. / Алексеева Е.В., Антропов В.А. и др. Екатеринбург: изд. Ур.ГИ, 1999.-34 с.

74. Копылова А.В. Современная технология преподавания музыки как целостная система совершенствования педагогического мастерства: Дис. канд. пед. наук. М., 2002.

75. Костогрыз Т.А. Взаимодействие искусств и взаимодействие двух культур. /Материалы конференции, 1-6 февраля, г. Бердянск, 1999.

76. Кохановский В.П. Диалектико-материалистический метод. -Ростов-на Дону: Феникс, 1992. 318 с.

77. Краткий педагогический словарь пропагандиста. / Под общ. Ред. Кондакова М.И., Вишнякова А.С.-М.: Политиздат. 1984. 319 с.

78. Краткий словарь по философии./ Под ред. И.В.Блауберга, И.К.Пантина. Изд. 3-е, дораб. и дополн. - М.: Политиздат, 1979. - 413 с.

79. Краткий философский словарь. / Под ред. М.Розенталя и П.Юдина, изд.4-е, доп. и испр., М.: Госполитиздат, 1955. - 567 с.

80. Краткий этимологический словарь русского языка./ Под ред.

81. Н.М.Шанского и др., изд.-2-е, испр. и доп. М.: Просвещение, 1971.-541 с.

82. Крупская Н.К. Пед. соч., Т.-2. М.: Изд. АПН РСФСР, 1958.

83. Крупская Н.К. Пед. соч., Т.-З. М.: Изд. АПН РСФСР, 1958.

84. Кузанов С.Г. Музыкальное мышление в аспекте проблемы онтологии музыки: Дис. канд. пед. наук. М., 1993.

85. Кулагин Г.П. Идея межпредметных связей в истории педагогики.// Советская педагогика. 1964. - № 12.

86. Куранов Л.П. Интегрированное образование. Истоки и итоги. Кн. 1. -Чебоксары, 2000. - 300с.

87. Курышев И.И. Исполнительская практика как форма профессиональной подготовки учителей музыки. Киев: КГПИ, 1989.

88. Ленин В.И. Философские тетради. Л.- Гос. изд. полит, лит-ры, 1947.

89. Леонтьев А.Н. Деятельность, сознание, личность. 2-е изд.- М.: Политиздат, 1977. 304 с.

90. Лилов А. Природа художественного творчества. М.: Искусство, 1981. -479 с.

91. Локк Д. Пед. сочинения. М.: Учпедгиз, 1939. - 239 с.

92. Лосев А.Ф. Страсть к диалектике. М.: Советский писатель, 1990.- 319с.

93. Макаренко А.С. педагогическая поэма. -М.: Худож. ант., 1987,- 621 с.

94. Малинковская А.В. Фортепианно-исполнительское интонирование. -М.: Музыка, 1990. 191с.

95. Мастерство музыканта-исполнителя / Сост. Я.Милынтейн.- М.: Сов. комп., 1972. 345 с.

96. Медушевский В.В. Интонационная форма музыки. М.: Композитор, 1993.-263 с.

97. Милыптейн Я.И. Вопросы теории и истории исполнительства: исследование. Л.: Музыка, 1986. - 244 с.

98. Морозов В.П. Тайны вокальной речи. Л.: Наука, 1967. - 204 с.

99. Морозова М.А. Становление дидактической теории интеграции в отечественной педагогике 20 столетия: Дис. канд. пед наук Владимир, 2000.

100. Музыкальное мышление: сущность, категории, аспекты исследования. Сб. статей./ Сост. Л.И.Дысь. Киев: Муз. Украина, 1989. - 181с.

101. Назайкинский Е.В. Звуковой мир музыки. М.: Музыка, 1988. - 254 с.

102. Назайкинский Е.В. Некоторые проблемы музыкознания на исходе XXвека./Преподаватель. 1999, №4.

103. Назаренко И.К. Искусство пения. М.: Музыка, 1968. - 622 с.

104. Нейгауз Г.Г. Об искусстве фортепианной игры. М.: Гос. муз. изд., 1961.

105. Никифоров А.Л. Деятельность, поведение, творчество.// Деятельность: теории, методология, проблемы / Сост. Касавин И.Т.- М.: Политиздат, 1990. -365 с.

106. Новое педагогическое мышление./ Под ред. А.В.Петровского. М.: Педагогика, 1989. - 280 с.

107. Новоблаговещенский В.Я. Интегративный принцип в преподавании музыки: Дис. канд. пед. наук. М., 1997.

108. Нурлепесов О. Методологическая роль понятий дифференциация и интеграция в естественнонаучном познании: Дис. канд. философ, наук. М., 1974. - 146 с.

109. Ожегов С.И. Словарь русского языка. М.: Гос. изд. иностр. и нац. словарей, 1961. - 900 с.

110. Олифер С.И. Музыкальное мышление и его специфика в дирижёрско-хоровой деятельности: Дис. канд. пед. наук. -М., 1995.

111. Педагогический словарь, Т.-1. М.: Изд. АПН РСФСР, 1960. - 774 с.

112. Песталоцци И.Г. Избр. пед. произведения. М.: Педагогика, 1963.

113. Платон. Сочинения в 3-х томах, М: АН СССР, т.-1.

114. Пляченко Т.Н. Вокально-хоровая подготовка будущих учителей музыки в условиях группового обучения на музыкально-педагогическом факультете: Дис. канд. пед. наук. М., 1993.

115. Программа развития педагогического образования России на 20012010 гг., 11 с.

116. Психологическая коррекция музыкально-педагогической деятельности. Учебное пособие для ВУЗов. М.: Гуманист. Изд. Центр Владос, 2001. - 320 с.

117. Пьер Тейяр де Шарден. Феномен человека. М.: Наука, 1987. - 238 с.

118. Ражников В. Г. Диалоги о музыкальной педагогике. М.: ЦАПИ, 1994. -141 с.

119. Раппопорт С.Х. Искусство и эмоции. 2-е изд., доп.- М.: Музыка, 1972. -168 с.

120. Розеншильд К.К. История зарубежной музыки. В.-1, 3-е изд., доп. М.: Музыка, 1973. - 533 с.

121. Рубинштейн C.J1. Основы общей психологии. В 2-х т., Т.- 2. М.: Педагогика, 1989.-322 с.

122. Рубинштейн С.Л. Основы общей психологии. Спб.: Питер, 1999. -705 с.

123. Самарин Ю.А. Очерки психологии ума. М.: Изд. АПН РСФСР, 1962.

124. Сачков Ю.В. Эволюция учения о причинности. // Вопросы философии. 2003. -№ 4.

125. Словарь практического психолога./. С.Ю, Головин.- Минск: Харвест, 1998.-800 с.

126. Словарь психолога-практика./ Сост. С.Ю. Головин, 2-е изд., перераб. и доп. Мн.: Харвест, 2003. - 976 с.

127. Советский энциклопедический словарь. / Под ред. А.М.Прохорова. -М.: Сов. энциклопед., 1982. 1600с.

128. Современный толковый словарь русского языка./ Гл. ред. С.А.Кузнецов.- С.-П.: Норинт, 2002. 959 с.

129. Соколова-Набойченко О.Н. Музыкально-театральная деятельность в дополнительном педагогическом образовании учителя: Дис. канд. пед. наук. -М.: 2003. 170 с.

130. Сохор А.Н. Вопросы социологии и эстетики музыки. Сб. статей / Сост. Капустин Ю. Ленинград: Сов. комп., 1980. - 295 с.

131. Сохор А.Н. Музыка и общество. М.: Знание, 1972. - 47 с.

132. Сохор А.Н. Социология и музыкальная культура. М.: Сов. комп., 1975.-202 с.

133. Столович Л.Н. Жизнь-творчество-человек: Функции художественной деятельности. М.: Политиздат, 1985. - 415 с.

134. Сухомлинский В.А. О воспитании./ Сост. и авт. вступ. очерка С.Соловейчик. 5-е изд. - М.: Политиздат, 1985. - 270 с.

135. Терентьева Н.А. Теоретические основы высшего музыкально-педагогического образования (монография).- С.-П.: «Образование», 1996.

136. Традиции и новаторство в музыкально-эстетическом образовании: Материалы Междунар. конф. «Теория и практика музыкального образования: исторический аспект, современное состояние и перспективы развития». М.: Флинта, 1999. - 296 с.

137. Усова А.В. МС в стандартизации образования. Челябинск, 1996.- 12 с.

138. Ушинский К.Д. Сочинения. Т.-З, М.-Л., 1948.

139. Фейнберг С.Е. Пианизм как искусство. Изд. 2-е, доп. М.: Музыка, 1969.-598 с.

140. Философская энциклопедия./ Гл. ред. Ф.В. Константинов. М.: Сов. энциклопедия, 1962. - 576 с.

141. Философские проблемы деятельности. Материалы «Круглого стола». // Вопросы философии. 1985. -№ 2.

142. Философские проблемы деятельности. Материалы «Круглого стола». // Вопросы философии. 1985. - № 5.

143. Философский энциклопедический словарь. / Редакторы-составители Е.Ф.Губский, Г.В.Кораблева, В.А.Лутченко. М.: ИНФРА-М, 1999. - 576 с.

144. Философский энциклопедический словарь. Гл. редакция: Л.Ф.Ильичев, П.Н.Федосеев, С.М.Ковалёв, В.Г.Попов. М.: Сов. энциклопедия, 1983.-827 с.

145. Философско-психологические проблемы развития образования. / Под ред. В.В.Давыдова. М.: Педагогика, 1981. - 176 с.

146. Цыпин Г.М. Музыкально-исполнительское искусство: теория и практика. СПб.: Алетейя, 2001. - 320 с.

147. Цыпин Г.М. Психология музыкальной деятельности: проблемы, суждения, мнения. М.: Интерпракс, 1994. - 166 с.

148. Швырёв B.C. Проблемы разработки понятия деятельности как философской категории.// Деятельность: теории, методология, проблемы / Сост. Ка-савин И.Т.- М.: Политиздат, 1990. 365 с.

149. Школяр В.А. Культура, образование, развитие человека. Методологические размышления в форме тезисов./ Известия РАО, 2001, № 4.

150. Школяр В.А. Обновление содержания образования с методологических позиций. -М.: Флинта, 1999. 82 с.

151. Школяр Л.В. Музыкальное искусство как учебный предмет в начальной школе. Дис. д. пед. н. - М.: 1999.

152. Шульпяков О.Ф. Музыкально-исполнительская техника и художественный образ. Л.: Музыка, 1986. - 128 с.

153. Шурухина Т.И. Содержание и средства формирования целостности педагогического сознания у будущих учителей в процессе вузовской профессиональной подготовки: Дис. канд. пед. наук. С.-П., 2000.

154. Энгельс Ф. Анти-Дюринг. Переворот в науке, произведенный господином Евгением Дюрингом. М.: Политиздат, 1983. - XI1, 483 с.

155. Энгельс Ф. Диалектика природы. М.: Политиздат, 1987. 349 с.

156. Эстетика. Словарь. / Под. общ. ред. А.А.Беляева. М.: Политиздат, 1989.-447 с.

157. Этимологический словарь русского языка. T.-l, В.-З./ Под рук. и ред. Н.М.Шанского. М.: Изд. Моск. университета, 1968. - 283 с.

158. Юдин Э.Г. Системный подход и принцип деятельности. М.: Наука, 1978.-266 с.

159. Юссон Р. Певческийй голос. М.: Музыка, 1955. - 170 с.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.