Интенциональность социального поведения как философская проблема тема диссертации и автореферата по ВАК РФ 09.00.11, кандидат философских наук Бондаренко, Надежда Алексеевна

  • Бондаренко, Надежда Алексеевна
  • кандидат философских науккандидат философских наук
  • 2010, Москва
  • Специальность ВАК РФ09.00.11
  • Количество страниц 160
Бондаренко, Надежда Алексеевна. Интенциональность социального поведения как философская проблема: дис. кандидат философских наук: 09.00.11 - Социальная философия. Москва. 2010. 160 с.

Оглавление диссертации кандидат философских наук Бондаренко, Надежда Алексеевна

Введение.

Глава 1. Философско-методологические основы исследования.

1.1. Проблема интенциональности в феноменологии.

1.2. Современная аналитическая философия как универсальный стиль философствования.

Глава 2. Феноменология социального поведения.

2.1. Понятие интенциональности.

2.2. Проявления интенциональности социального поведения.

2.3. Феноменология и концепция социального поведения.

Глава 3. Дефеноменологизация - выражение кризиса индивидуального и общественного сознания.

3.1. Утрата смысла как симптом дефеноменологизации.

3.2. Социокультурные причины кризиса смысла.

3.3. Деструкция общественного сознания.

Рекомендованный список диссертаций по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Введение диссертации (часть автореферата) на тему «Интенциональность социального поведения как философская проблема»

Актуальность темы исследования.

Современность характеризуется такими изменениями в социальной структуре общества и деятельности человека, которые существенным образом актуализировали необходимость философского осмысления человеческой деятельности. Исследование концептуально-когнитивпых средств анализа социального поведения выдвигается в круг основных тем социальной философии, поскольку невозможно понять тенденции социокультурной динамики без учета активного, рефлексивного характера человеческого поведения. Данное диссертационное исследование посвящено одной из ключевых проблем анализа когнитивной сферы действующего субъекта - проблеме интенциональности социального поведения.

Интенциональность была введена в современные философские дискуссии Ф. Брентано как понятие, обозначающее особое свойство психических феноменов, которым не обладает ни один физический предмет. Интенциональность - одно из базовых понятий современной как феноменологической, так и аналитической философской традиции, в то же время данное понятие является одним из наиболее спорных в современной философии. Споры ведутся не только относительно природы свойства, обозначаемого им, но и также о самом содержании этого понятия. Проблема интенциональности находится на стыке двух активно развивающихся областей теоретической философии - феноменологии и философии языка. Понятие интенциональности применяется в науках о поведении, социальных исследованиях и историографии. В качестве связующего звена между личностью и социумом выступает сознание человека. Именно поэтому проблема интенциональности находится в непосредственной связи практически со всеми основополагающими "вечными" проблемами философии, и выбор той или иной позиции относительно интенциональности связывается с определенным решением большого круга философских проблем. При этом мы можем выделить некоторый образец поведения, являющийся интенциональ-ным. Именно интенциональностью обусловлена такая особенность социальной жизни, как "объяснимость человеческого действия". Поведение приобретает интенциональный характер, когда оно понято самим агентом или внешним наблюдателем в более широкой перспективе, когда оно помещено в контекст целей и когнитивных установок. Возлагать ответственность за результат действий на человека, значит исходить из того, что поведение человека было интенцио-нальным, и он был способен осознать последствия своих действий. Социальное окружение относится к внешним факторам, воздействующим на человека. Ин-тенциональность рассматривает внутренние детерминанты - мотивы, интересы, потребности, цели.

В настоящее время Россия переживает период кардинальных социальных реформ. Экономические преобразования последних десятилетий имеют тяжелые социальные последствия для большей части населения России, и происходит дефеноменологизация - кризис индивидуального и общественного сознания, выраженный в утрате рефлексивно-смысловых интенций. Этот кризис индивидуального и общественного сознания ведет к тяжелым последствиям, как для индивидуальностей, так и для общества в целом. Современные условия жизни и деятельности, с одной стороны, связаны с невиданным развитием науки и техники, с тотальной информатизацией, а с другой стороны - с потерей смысловых оснований существования, как отдельной личности, так и общества в целом. Социальная система понималась, и, в основном, понимается по настоящее время как сама себя порождающая и воспроизводящая социальный порядок. Поэтому, не умаляя значимости объективных законов социального развития и исторического материализма как методологической основы его исследования, необходимо подчеркнуть важность анализа концептуально-когнитивных оснований социального поведения. Область решения этих задач находится в сфере феноменологии, герменевтики, а также аналитической философии. Неслучайно в современной философии происходит интеграция этих направлений в пространстве исследования социальных феноменов.

Гипотеза диссертационного исследования заключается в том, что конкретно-исторический характер интенционального поведения заключается в мотивационной обоснованности жизненного мира личности. Интенциональность в системе конститутивно-необходимых качеств социальности как таковой, ведет к оправданности интенционально-менталистской схемы детерминации социального поведения.

Степень научной разработанности темы исследования. Проблема ин-тенциональности в настоящее время далека от окончательного решения. Эта проблема достаточно разработана, особенно в аналитической философии и феноменологии. Ф. Брентано в работе "Психология с эмпирической точки зрения" (1874) ввел термин "интенциональность". Брентано выделяет интенциональность в качестве одного из отличительных признаков ментальных феноменов. Согласно работам Ф. Брентано (1874/1973), интенциональность является отличительным признаком ментальности. Более предметная формулировка положений Брентано была дана Д. Деннетом, который определил признаками интеллектуальности в поведении любой системы следующие черты': а) возможность истолкования поведения в контексте обстановки, в которой оно протекает; б) цельность всех элементов поведенческих реакций и их интегрирован-ность в общую систему, подчиненную той или иной цели (критерии холистично-сти); в) соответствие последовательности всех поведенческих паттернов системы общей задаче наиболее оптимальной адаптации.

Первый серьезный исследователь проблемы интенциональности Эдмунд Гуссерль главным своим принципом ставил борьбу с любыми видами психологизма. Владение аппаратом современной логики и сегодня ценится как признак профессионализма философа-аналитика. Однако логические методы уже не считаются единственно значимыми, они отодвигаются на второй план, дополняются методами лингвистического, концептуального и даже традиционно философского анализа (например, метод трансцендентального аргумента). Как внутреннее свойство психического рассматривалась интенциональность и в феноменологи

1 Philosophy Psychology Artificial Intelligence (revised and enlarged edition)) © 1997 Massachusetts Institute of Technology. PI38. ческой концепции Э. Гуссерля.

Эту тему разрабатывали Аристотель, Э. Гуссерль, Ф. Брентано, Д. Серль, П. Грайс, Д. Деннет, Д. Гильдебранд, Р. Ингарден, Э. Левинас, Д. Марголис, М. и другие авторы.

В аналитической философии Р. Чиз развил тезис Брентано в терминах предположений о ментальных феноменах. Он выделил ряд признаков интенцио-нального языка, и утверждал, что поскольку интенциональный язык нельзя свести к экстенсиональному, то ментальные феномены нельзя свести к физическим. В аналитической традиции проблема интенциональности зачастую обозначается как проблема "ментального содержания".

Однако в дальнейшем в англо-американской философии доминировало противоположное направление исследования данной проблематики. Опровергнуть тезис Брентано и обосновать тем самым возможность физикалистской интерпретации сознания своей задачей ставят многие авторы, среди них Р. Милли-кэн2, Дж. Фодор3, Ф. Дрецке4, Пол и Патриция Черчленд5, Д. Деннет6. Также в англо-американской традиции принимается в качестве ключевых по проблематике интенциональности ряд текстов, в которых не употребляется термин "интенциональности" или "ментальное содержание", а употребляется термин "значение". Зачастую говорится о синонимичности терминов "ментальное содержание" и "значение"7.

Особую значимость представляют труды русских мыслителей XIX и XX вв., в которых раскрывается их понимание вопроса о связи интенциональности с языком. Среди русских философов гуссерлианского направления можно выделить Г.Г. Шпета, М.М. Бахтина, А.Ф. Лосева, И.А. Ильина, о. Павла Флоренского, П.А. Сорокина, С.Л. Франка.

В современной российской философии экзистенциально - феноменологическому истолкованию отчуждения как измененного состояния сознания по

2 Millikan R. Language: A Biological Model. Oxford, 2006.

1 Fodor D. The Representational Theory of Mind (England), Cambridge (Massachusetts): Basil Blackwell, 1990. P. 24.

4 Dretske F. Perception, knowledge, and belief: selected essays. Cambridge, 2000.

5 Churchland P. Eliminative Materialism and the Propositional Attitudes // Journal of Philosophy. 78. no. 2. 1981.

6 Dennett D. Brainstorms: Philosophical Essays on Mind and Psychology. Massachusetts, 1981.

7 Статья в Стэнфордской энциклопедии "Узкое ментальное содержание" http://plato.stanford.edu/entries/content священы работы A.B. Ахутина, В.В. Бибихина, П.П. Гайденко, Т.А. Кузьминой, В.И. Молчанова, С.С. Хоружего, Н.В. Мотрошиловой, В.В. Калиниченко, Н.Д. Субботина, Ж.Т. Тощенко и других. Различные аспекты проблемы субъективности рассматриваются в работах В.А. Подороги, Э.В. Ильенкова, В.И. Красикова, Д.Н. Разеева, Е.В. Петровской, Р.И. Павилениса, В.В. Налимо-ва, М.К. Рыклина, Д.И. Дубровского и многих других исследователей. Метафизическим основаниям феноменологического анализа сознания посвящены работы позднего М.К. Мамардашвили и A.M. Пятигорского.

Теоретической основой анализа современной социокультурной ситуации послужили исследования Р. Барта, Ж. Бодрийяра, Г.-Э. Дебора, Ф. Гваттари, Ж.- Ф. Лиотара, М. Фуко; многих других, а также работы отечественных исследователей: Б.П. Бессонова, A.A. Борисова, О.Д. Гараниной, И.А. Мальковской, Н.М. Мамедовой, E.JI. Предовской, К.Э. Разлогова и др.

Таким образом, теоретическим фундаментом исследования является широкий круг работ отечественных и зарубежных историков философии и исследователей проблемы интенциональности в феноменологии; труды классиков философии Нового времени, немецкой классической философии, современной феноменологии, экзистенциализма и других школ и направлений философии XX века, в которых анализируется проблема формирования интенциональности. Истоки формирования философской парадигмы анализа окружающей действительности и её восприятия человеком лежат в глубокой древности.

Теоретическим фундаментом исследования является широкий горизонт работ отечественных и зарубежных историков философии и исследователей проблемы интенциональности в феноменологии и, в первую очередь, труды классиков философии Нового времени, немецкой классической философии, современной феноменологии, экзистенциализма и других школ и направлений философии XX века, в которых анализируется проблема формирования интенциональности. Истоки формирования философской парадигмы анализа окружающей действительности и её восприятия человеком лежат в глубокой древности.

С точки зрения философии, социология рассматривается как позитивная наука, которая стремится описывать только то, что есть. При этом, социология, занимаясь поведением людей, которые в своих действиях всегда руководствуются какими-то всеобщими принципами, вынуждена философствовать, как философствуют по поводу своих действий люди, которых она изучает. Социологи используют в своих методах моделирование интенциональности, как создание механизма индивидуальности и достижение персональное™ поведения (реализация ментальности).

Объект исследования - философская проблема интенциональности социального поведения.

Предмет исследования - явление интенциональности социального поведения во взаимодействии факторов экономического и духовно-культурного развития.

Цель исследования - рассмотрение проблемы интенциональности социального поведения, раскрытие эвристики этого понятия в рамках построения социальной теории на основе другой феноменологической концепции - концепции "жизненного мира", продуктивно воспринятой теоретической социологией.

Для достижения цели исследования и проверки гипотезы ставятся следующие задачи диссертационного исследования:

- систематизировать основные теоретические подходы для концептуализации проблемы интенциональности;

- установить значимость аналитической философии как методологической основы исследования;

- раскрыть социальный смысл интенциональности и формы ее проявления;

- проанализировать основные идеи феноменологии в аспекте исследования социального поведения;

- выявить социокультурные причины и интенциональный аспект кризиса смысла;

- проанализировать деструктивные процессы в индивидуальном и общественном сознании как следствие дефеноменологизации.

Научная новизна диссертационного исследования заключается в еледующем.

1. Выявлены эвристические возможности феноменологии, герменевтики, аналитической философии для анализа социального поведения.

2. Показано, что значимая в контексте нашего исследования герменевтическая парадигма была творчески обогащена русскими философами. Это - понятие "языковое сознание" Г.Г. Шпета, возникшее как результат синтеза проблематики языка с проблематикой сознания. Это - теория речевых жанров М. М. Бахтина как проявление интенциональности сознания.

3. Понятие интенциональности проанализировано с учетом традиции аналитической философии-П. Грайса, Д. Серля, Д. Остина, Д. Деннета. Здесь представляет интерес введенное Деннетом понятие "гетерофеноменология" ("гете-ро" - другой, иной). Понятийный мир - это потенциальная модель внутренних репрезентаций сознания, созданная на основе настоящего диспозиционального состояния наблюдения с позиции третьего лица. Гетерофеноменология включает народную психологию и на наш взгляд является продуктивной методологией исследования межличностных коммуникаций.

4. Раскрыт "социальный смысл интенциональности", проявляющийся в социально-исторической детерминации духов!ю-культурной деятельности социальных субъектов, в социальной практике и поведении социальных актеров.

5. Проанализированы такие проявления интенциональности социального поведения как мотивационный портрет личности и мироотношение.

6. Выявлены различные варианты мироотношения в зависимости от его предметно-смысловой направленности.

7. Предложена интерпретация деструктивных процессов общественного и индивидуального сознания, выраженных в утрате рефлексивно-смысловых интенций, как процесс дефеноменологизации.

Положения диссертационного исследования, выносимые на защиту: 1. Понятие "интенциональность" определяется либо как "направленность сознания на", либо в лингвистических терминах как "способность сознания "быть о", обозначать предметы". Анализ ментальных феноменов, предполагающий возможность выделения акта и содержания феномена, основывается не на опыте, а существенным образом зависит от анализа лингвистической и логической формы предложений о ментальных феноменах ("я верю (полагаю, знаю и т.п.), что.").

2. Введение понятия интенциональность в современные философские дискуссии во многом является следствием лингвистического поворота в философии, который положил в основу философии сознания тезис том, что мысль может изучаться только посредством анализа языка. В наиболее явной форме следствия этого тезиса проявились в репрезентационной теории сознания, согласно которой сознание может быть описано только как язык. В наиболее определенном виде такой подход представлен в так называемом аналитическом направлении в западной философии XX века.

3. Феноменологические идеи в русской философии смыкаются с идеями герменевтики, искусство постижения смысла текста осуществляется феноменологическими методами. Две когнитивные парадигмы образовали гибкое сочетание, в котором, в зависимости от сферы применения, на первый план может выходить та или другая из них: в дескрипции феноменов сознания - феноменологическая установка, в дескрипции социальных феноменов - герменевтическая установка.

4. Интегративные тенденции в западной философии, а также преодоление существовавших ранее барьеров (в том числе и национальных) приводит к тесному взаимодействию феноменологии, герменевтики и философского анализа в связи с интересом аналитиков к проблеме интенциональности, специфике ментальных состояний человека и проблеме понимания. Поэтому в контексте задач нашей работы рассмотрение эволюция аналитической парадигмы приобретает особое значение в связи с новыми возможностями исследования социального поведения.

5. В социальной феноменологии принцип интенциональности трансформируется в представление о том, что именно сознание, направленное на объект человеческого интереса, наделяет его значением, отнюдь не присущим объекту "самому по себе". Принцип интенциональности направлен против свойственной классической познавательной установке жесткой дихотомиии целостного познавательного процесса на субъективную и объективную составляющие.

6. Социальный смысл интенциональности проявляется в социально-исторической детерминации духовно-культурной деятельности социальных субъектов, в социальной практике и поведении социальных актеров. Язык является исходной формой проявления интенциональности, так как он содержит свернутую картину всех предметов, всех невидимых связей, форм восприятия и мышления. Он образует "языковое сознание" (Г. Шпет), содержащее изначальные смыслы. Язык определяет способ восприятия, мышления и действия.

7. Понятие интенциональности указывает на наличие общей предметно-смысловой направленности как имманентного свойства целостного отношения индивида к миру. Общая предметно-смысловая направленность, мотивационный портрет личности, мироотношение являются проявлением интенциональности социального поведения. Интенциональность мироотношения как общая предметно - смысловая направленность социального поведения может концентрированно выражаться в рамках трех типичных, тяготеющих к взаимоисключению вариантов, при которых для обозначения характера мотивационно-смыслового содержания индивидуального мироотношения применимы ключевые понятия "иметь", "казаться" и "быть".

8. Точки соприкосновения феноменологии и социальной теории обнаруживаются при исследовании основных проблем концепции социального поведения: проблемы соотношения социального субъекта и объекта, социального действия, интерсубъективности. Феноменологическая теоретическая модель социальной реальности включила в фокус исследования социального поведения такой важный аспект, как сознание. Традиционные субъект и объект предстают как моменты органической целостности, в качестве коррелятов "сознающее — сознаваемое", постоянно трансформирующие друг друга в каждом акте сознания, в процессе обретения нового опыта. Анализ поведения смещается в область когнитивной реальности, микросоциальных взаимодействий. Теория интерсубъективности обосновывает роль природы и культуры как идеальных коррелятов интерсубъективного опыта. Именно бытие Другого генерирует смыслы важнейших ценностей культуры, выходя за пределы смыслов индивидуального Я.

9. Утрата смысла существования приводит к дефеноменологизации, которая принимает форму кризиса индивидуального и общественного сознания, и коренится как в глобальных социокультурных трансформациях, так и в особенностях российских реалий. Фрустрация, парадоксы и противоречия общественного сознания являются проявлением глубинных деструктивных процессов. Выход из кризиса смысла видится в возрождении духовности, в выявлении сущностного содержания интеллектуальных и культурных характеристик во всей их экзистенциональной и качественной полноте. Возрождение духовности возможно лишь как результат интенционального приобщения к истокам культуры.

Апробация и внедрение результатов исследования.

Основные результаты нашли отражение:

- в научных статьях по проблеме интенциоиальности социального поведения и дефеноменологизации сознания, в том числе в двух публикациях по списку ВАК;

- в серии выступлений на научных конференциях в период 2007 - 2009 г.г.;

- при разработке учебно-методических пособий по социально-философским аспектам поведения, применяемых на кафедре философии педагогического института города Коломны Московской области.

Публикации. Основные идеи данной работы были изложены автором в публикациях, в частности: Бондаренко H.A. "Понимающая" социология А. Шю-ца. Сборник научных статей III Всероссийской научной конференции (Коломна,

24-25 апреля 2009 года) "Философия и методология истории".- Коломна, 2009. -0,70 печ. л.; в публикациях в изданиях ВАК: Бондаренко H.A. Интенциональ-ность социального поведения в феноменологии Эдмунда Гуссерля // Социология, социологический факультет МГУ. - 2009. - № 1-2. - 0,70 печ. л.; Бондаренко H.A. Дефеноменологизация как кризис сознания общества // Вопросы культурологи. - 2009. - №8. - 0,65 печ. л.

Структура диссертационной работы включает: введение, три главы, восемь параграфов, заключение, библиографию (239 источников). Работа изложена на 160 страницах машинописного текста.

Похожие диссертационные работы по специальности «Социальная философия», 09.00.11 шифр ВАК

Заключение диссертации по теме «Социальная философия», Бондаренко, Надежда Алексеевна

Заключение

Мной была выполнена работа по актуальной теме "Интенциональность социального поведения как социальная проблема".

Актуальность выбранной темы определяется сложившимся социальным положением в нашей стране в период проведения экономических реформ, которое проявляется в кризисе общественного сознания - дефеноменологизации.

Многие социологи и философы занимались изучением вопросов проведения реформ и их влияния на общество. Один из основателей социологии О. Конт придерживался позитивизма. Позитивизм О. Конта относился главным

138 образом к философии науки . Его главной целью ("первой целью", "особой целью") была победа "позитивного", научного духа в изучении социальных явлений139. С этим у него соединялось непоколебимое убеждение в важности научного знания для осуществления социальных реформ140. "Наконец. основное свойство науки, названной мной положительной философией, на которое я должен указать теперь же и которое по своему громадному практическому значению должно более всего привлечь к ней всеобщее внимание, состоит в том, что положительную философию можно считать единственной прочной основой общественного преобразования"141.

Критика проработанного в феноменологии понятия интенциональности является методологической пропедевтикой к постановке проблемы интенциональности социального поведения, но уже на этом этапе может возникнуть вопрос о методологической релевантности этого понятия социально-философскому дискурсу, поскольку оригинальное понятие интенциональности не заключает в себе никаких социально-бихевиористических импликаций и оказывается, безусловно, нейтральным в отношении социальной онтологии.

Понятие интенциональности приобретает своеобразные трактовки в экзистенциализме и аналитической философии, преломляясь сквозь господ ствую

138 Конт О. Курс положительной философии. - СПб., 1900.

139 Конт О. Курс положительной философии. Лекция 1. - СПб., 1900, с. 11.

140 Конт О. Курс положительной философии. Лекция 1. - СПб., 1900, с. 20 - с. 21.

141 Конт О. Курс положительной философии. Лекция 1. - СПб., 1900, с. 145. щие здесь концепции "прорыва к трансцендентному" (Ж.-П. Сартр) и "речевого акта" (Дж. Серл). Интенциональность обеспечивает внутреннюю целостность познающего субъекта, структурированность процесса познания.

Мы полагаем, что наибольшей эвристической значимостью при осмыслении сознания обладает феноменология. С одной стороны, сам метод феноменологического анализа изначально постулировался как метод изучения сознания, то есть признавалось существование сознания в качестве идеальной сущности. С другой стороны, сознание выступает и средством, "механизмом" познания самого себя. Тем самым, сознание в феноменологии выполняет двойную функцию, являясь одновременно и субъектом, и объектом познания.

Эвристические возможности феноменологии простираются и в поле естественных наук, хотя антинатурализм феноменологии отсрочил ее применение к обоснованию естественно-научных теорий. Именно феноменология способна исследовать те смыслосозидающие интенциональные акты-озарения, конституирующие действительность, без которых не обходится в настоящее время ни одна значимая естественно-научная теория.

Феноменологическая традиция пытается преодолеть дуалистическое расщепление между субъектом и объектом, на котором основываются и естественные науки, и классическая философская метафизика. Обнаружить фундаментальное единство мира и человека, основанное на феномене сознания, как раз и призвала феноменология. В феноменологии проблема сознания изначально ставится в онтологическом ключе: субъективность есть определенное специфическое бытие сознания. Поэтому в рамках феноменологического подхода формируются проблемы, неизвестные классической гносеологии: проблема специфической онтологии сознания, проблема смысла, проблема интерсубъективности ("Я" и "Другой"), проблема телесности, превращенных форм субъективности ("масок" субъективности). Эти темы представлены в работах

Э. Гуссерля, М. Хайдеггера, а также Р. Ингардена, М. Мерло-Понти, Ж.1

П. Сартра, Г. Марселя, Э. Финка, Н. Лобковица, В. Хесле

142 Гуссерль Э. Идеи к чистой феноменологии и феноменологическом философии. - М., 1999. С. 115.

В отечественной литературе экзистенциально-феноменологическому истолкованию отчуждения как измененного состояния сознания посвящены работы A.B. Ахутина, В.В. Бибихина, П.П. Гайденко, В.В. Калиниченко,

14-3

Т.А. Кузьминой, В.И. Молчанова, Н.В. Мотрошиловой и других . Различные аспекты проблемы субъективности рассматриваются в работах В.А. Подороги, В.И. Красикова, Э.В. Ильенкова, Д.В. Разеева, Е.В. Петровской, М.К. Рыклина и других исследователей144. Метафизическим основаниям феноменологического анализа сознания посвящены работы позднего М.К. Мамардашвили и A.M. Пятигорского145.

Методологическую основу проведённого исследования составляет историко-философский метод реконструкции исторических концепций интенцио-нальности, позволяющий выявить их место в общем историко-философском процессе и рассматривать в исторической ретроспективе и перспективе. Руководствуясь этим, анализируется эволюция философских концепций от Аристотеля до наших дней.

Теоретическая значимость работы заключается в достоверных результатах анализа исторических форм феномена сознания и соответствующих историко-философских концепций. Она позволяет раскрыть структуру и формы исторических форм предмета исследования, дает его онтологическое и гносеологическое истолкование.

В настоящее время феноменальная специфика сознания представляет серьезную проблему для науки. Феномены сознания носят динамический, неопределенный и спонтанный характер, препятствующий их адекватному объяснению и прогнозированию. Если наука ставит своей задачей развитие знаний о природе сознания, она так или иначе должна преодолеть трудности, проистекающие из феноменальной специфики сознания.

Несмотря на плюрализм в осмыслении феномена сознания, сознание продолжает оставаться фундаментальной философской категорией и условием всякого возможного научного познания, постигая все смыслы не из эмпирических

143 Ахутин A.B. "Бытие и время" М.Хайдеггера в философии XX века // Вопросы философии. - 1998. - №1. С. 110-116.

144 Подорога В.А. Метафизика ландшафта: Коммуникативные стратегии в философской культуре XIX-XX вв. -М., 1993. С.76.

145 Мамардашвили M.K., Пятигорский A.M. Символ и сознание. - М., 1997. С.69. данных, но в процессах категориального мышления. В этом смысле полная победа в "борьбе с сознанием", то есть его окончательная редукция, невозможна, а проблема философского осмысления феномена сознания продолжает оставаться одной из важнейших философских проблем.

Подводя итоги исследования, можно сделать выводы.

1. Две когнитивные парадигмы - аналитическая философия и феноменологическая социология - образовали гибкое сочетание при исследовании вопроса об интенциональности социального поведения. Очевидны высокие эвристические и универсалистские потенции подобной эпистемологической и методической парадигм.

2. Интенциональность выражает сущностное свойство сознания, его отличительный признак. Необходимо различать индивидуальное и общественное сознания, так как содержание понятия "сознания" многомерно и не поддается линейному упорядочению.

3. Социальная среда обусловливает существование человека как личности. При этом использование феноменологических и герменевтических приемов существенно обогатило методологический арсенал исследования социального поведения. Осознание значимости категории "смысл" в социокультурной динамике привело к образованию понимающей социологии, социальной философии коммуникативного действия и прочих направлений, образующих методологические предпосылки изучения социального поведения.

4. Обратный процесс в сознании человеческой сущности, то есть, утрата смысла его подлинного бытия приводит к дефеноменологизации сознания личности, что и принимает форму кризиса его сознания. Фрустрация, парадоксы и противоречия общественного сознания являются проявлением глубинных деструктивных процессов. Выход из кризиса смысла видится в возрождении духовности, в выявлении сущностного содержания интеллектуальных и культурных характеристик во всей их экзистенциальной и качественной полноте.

5. При проведении экономических реформ в обществе необходимо заранее учитывать негативные социальные последствия, ведущие к дефеноменологизации как общества, так и отдельной личности.

6. Ведущим фактором дефеноменологизации, на мой взгляд, является резкое расслоение общества и появление большого процента социально незащищенных слоев населения. Знакомство молодых людей с достижениями культуры, литературой, искусством требуют материальных затрат, в то же время, рассчитываемая на государственном уровне структура минимальных потребностей (минимальная потребительская корзина) не учитывает затрат на удовлетворение духовных ценностей.

7. В то же время в нашей стране сформировался "класс элиты", которая может позволить себе знакомство с ценностями мировой культуры, но не имеет желания этого делать. Эта "элита" тиражирует свое деструктивное понимание культурных ценностей в массы.

8. Общественное сознание современного российского общества представляет собой сложнейшее, неоднородное образование, отражающее переходное состояние социума с неустойчивой системой ценностей. Транзитивный характер нашей социальной жизни, порождающий фрустрации, аномалии, кризис сознания, создает предпосылки для увеличения парадоксальности в разнообразных формах и проявлениях общественного сознания - морали, исторической памяти, религиозном сознании, идеологии. Деструктивные процессы в общественном сознании связаны также с разнообразными манипулятивными практиками. Деятельность средств массовой информации приводит к снижению способности критически мыслить у массовой аудитории. Обществу внушают идеологию и мнимые ценности в упрощенной "символической" форме, происходит мифологизация общественного сознания, активизация бессознательных архаических пластов психики и поведения. Социальная информация, выстроенная на основе фальсификационных процессов, способствует формированию иллюзорного социального сознания, уводящего от истинных ценностей культуры. Утрата смысла существования, размывание ценностно-нормативных оснований культуры приводит к парадоксальным, деструктивным явлениям в сфере общественного сознания, являющемся отражением социокультурных трансформаций и процессов дефеномено логизации.

Обратите внимание, представленные выше научные тексты размещены для ознакомления и получены посредством распознавания оригинальных текстов диссертаций (OCR). В связи с чем, в них могут содержаться ошибки, связанные с несовершенством алгоритмов распознавания. В PDF файлах диссертаций и авторефератов, которые мы доставляем, подобных ошибок нет.